Многоженство в израиле законно
В современном иудаизме допускается брак начиная с 16 лет. При этом считается, что не следует сильно откладывать вступление в брак до более позднего возраста. В частности, Талмуд считает, что каждый, кто ещё не был женат, по достижению двадцати лет будет жить неправильно. Лишь в отдельных исключительных случаях поглощенность изучением еврейского закона признавалась легитимной причиной оставаться холостым.
В периоды античности и средневековья (в эпоху Талмуда) браки разрешались в более раннем возрасте. Однако, даже тогда вступление в ранний брак не означало начала интимных отношений, это было социальной формой заключения брачного контракта.
Согласно закону Государства Израиль о возрасте вступления в брак от 1950 г. (с поправкой от 1960 г.), женщина не может вступить в брак до достижения 17-летнего возраста. Минимальный возраст для вступления мужчины в брак не оговорен. Если женщина моложе минимально указанного возраста, закон предусматривает возможность рассмотрения раввинским судом прошения заинтересованной стороны о принудительном разводе. Впрочем, по Галахе это положение не дает почвы для бракоразводного процесса.
Существует запрет на насильственное вступление в брак. Так в Торе описывается, что когда слуга Авраама (Элиэзер) пришел сватать Ривку за Ицхака, то ее родители и родственники, хотя и выразили свое согласие на брак, должны были спросить саму Ривку, согласна ли она выходить замуж. Основываясь на этом, еврейский закон устанавливает, что родители не имеют права выдавать своих детей замуж или женить без их согласия. Хотя принцип уважения к родителям является в иудаизме очень важным, он, тем не менее, не распространяется на личные дела детей, в частности, на то, как они женятся и выходят замуж.
В Талмуде рассказывается история, (которая считается классической в иудаизме), о том, как будущий рабби Акива в молодости был пастухом, и за него хотела выйти замуж дочь его хозяина. Отец девушки категорически возражал против этого брака, лишил ее наследства и содержания и пытался всячески воспрепятствовать браку. Однако, дочь не послушала его, вышла замуж за Акиву и в дальнейшем послала его учиться, тем самым воспитав из него выдающегося лидера еврейского народа. Эта история, известная каждому получающему классическое воспитание еврейскому ребенку, закрепляет право молодых людей самим принимать решение о собственном браке.
Браки, запрещенные еврейским религиозным правом, делятся на две категории: 1) запрещенные и недействительные; 2) запрещенные, но действительные.
1.Запрещены браки, являющиеся кровосмесительными согласно законам Торы, а именно: брак с матерью, с дочерью, с внучкой, с сестрой (как полной, так и единоутробной и единокровной), с сестрой отца или матери, с женой брата отца, с женой сына, с мачехой, с сестрой жены (недействителен при жизни последней даже после развода с ней), с вдовой брата (за исключением левиратного брака) или с его разведенной женой, с бабушкой, матерью, дочерью и внучкой жены; брак с замужней женщиной; брак с не еврейкой. Аналогичны, хотя и не идентичны абсолютно, запреты и для женщин.
2.Запрещенные, но действительные:
- Замужняя женщина, вступающая в сожительство с другим мужчиной, становится запретной как для мужа, так и для прелюбодея, даже после развода или смерти мужа.
- Разведенная женщина, вышедшая замуж вторично и снова ставшая незамужней (путем развода со вторым мужем или вследствие его смерти) является запретной для первого мужа;
- Коэн не может жениться на разведенной. Плод такого брака именуется халал(а);
- Еврейка не может вступить в брак с мамзером (незаконорожденным) и еврей — с мамзерет;
- Женатый человек не может (согласно постановлению Гершома бен Иехуды Меор hа-Гола о запрещении полигамии) вступить в брак с другой женщиной, пока действителен его предыдущий брак. Такой второй брак, совершенный вопреки запрету, действителен, но стороны обязаны развестись;
- Во избежание сомнений относительно отцовства могущего родиться ребенка, запрещается жениться на разведенной женщине или вдове до прошествии 90 дней со дня ее перехода в положение разведенной или вдовы, а также на беременной женщине; запрещается также жениться на кормящей матери, пока ребенку не исполнится 24 месяца.
Многоженство в иудаизме.
Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в левиратном браке, когда брат должен был жениться и обеспечивать вдову своего брата.
В XI веке рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет на многожёнство для ашкеназких евреев. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объясняется следующими причинами:
- Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
- Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жён и бросали старых в Европе.
Современный светский Израиль, основанный ещё в период действия этого 1000-летнего запрета, не разрешает заключать полигамные браки. Но в то же время, те евреи, которые уже стали многоженцами, получают израильское гражданство без проблем, а их брачные союзы со второй и последующими жёнами имеют юридическую силу со всеми сопутствующими последствиями.
В современном иудаизме существует движение «А-байт а-йегуди а-шалем», которое призывает легализовать многожёнство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000-летнего периода, в течение которого было запрещено многожёнство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда».
Как запретили многожёнство?
Я слышал, что в Торе есть заповедь ничего не убавлять и не прибавлять к Торе. Взять, к примеру, херемы рабейну Гершома. Например, нигде же не сказано, что нельзя читать чужие письма или напоминать раскаявшимся выкрестам, что они когда-то отступили от иудаизма. А чего стоит запрет многоженства? Ведь это же явное умаление от Торы.
Отвечает рав Овадья Климовский
Шалом! Вы совершенно правы — Тора запрещает убавлять и прибавлять к ней. Но запрет относится только к случаям, в которых дополнительный запрет выдается за слова самой Торы 1 . Если же мудрецы хотят создать вокруг запретов Торы «ограду», чтобы отдалить людей от возможности нарушения, и для этого вводят дополнительные ограничения, это только приветствуется. Рамбам даже посчитал послушание мудрецам за одну из заповедей самой Торы, как сказано — «не отклоняйся ни влево, ни вправо от того, что укажут тебе» (Дварим 17:11). Есть и другие причины, по которым мудрецы делают новые постановления — таканот. Само это название (буквально — исправления) показывает на смысл этих постановлений — поколения мельчают, и то, что было ясно само по себе 100 лет назад, сегодня нуждается в дополнительном запрете (так можно понять запрет на чтение чужих писем). Есть же постановления, связанные с изменениями в укладе жизни. Рабейну Гершом увидел, что в его поколении люди не смогут служить Всевышнему с двумя женами лучше, чем с одной, наоборот, это приводит к ссорам. Мы не претендуем здесь на раскрытие всех его соображений, но, безусловно, он пришел к выводу, что в наше время иметь более одной жены — вредно. Постановление это, кстати, было принято только европейскими общинами, для которых рабейну Гершом был ведущим авторитетом поколения.
А запрет напоминать человеку о дурных поступках, совершенных им в прошлом, является одной из заповедей Торы (см. Хинух, 338). Как написано «Не обижайте друг друга» (Ваикра 25:17), и Талмуд в трактате Бава Мециа (58б) делает вывод из этого — нельзя говорить раскаявшемуся грешнику «вспомни свои былые дела».
1 Как это было сделано по ошибке первой женщиной, Хавой. Она сказала Змею — Творец запретил нам есть только от этого дерева, и прикасаться к нему. А запрет был только на еду. Если бы она отметила, что не хочет прикасаться к запретному дереву по собственному почину, желая уберечься от греха, возможно, это было бы только похвально, и не привело бы к таким печальным последствиям.
Отношение израильтян к брачному союзу
В этой статье рассмотрим закон, данный Израилю в отношении полигамного брака. Заповеди, касающиеся брачных отношениях, основаны на заботе и справедливости. Например, супружеская измена считалась жестоким проступком, который наказывался смертью. Этому закону были подчинены как женщины, так и мужчины.
Израильтяне обязаны были проявлять любовь и уважение к брачному спутнику. Развод не приветствовался. Если возникала серьезная проблема в браке, мужчина был обязан дать жене разводное письмо, служившее женщине защитой от ложных обвинений и предубеждений.
Что говорит Тора о многоженстве?
Здравствуйте. Только что прочел ответ на вопрос о том, что сказано в Торе об обязанности жениться. При этом у меня возник вопрос: что говорит Тора о многоженстве? Запрета, вроде бы, нет, но, с другой стороны, ничего не сказано о том, что две жены лучше, чем одна. Буду признателен за ответ. Сергей
Отвечает рав Яков Шуб
Большое спасибо за Ваш вопрос. Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа галахический подход к этому вопросу не оставался статичным, он изменялся. Кроме того, сефардские и ашкеназские общины также имеют различные традиции в этой области.
Давайте попробуем разобрать все по порядку.
Женитьба на нескольких женщинах во времена Талмуда
В Гемаре (Йевамот 65а) сказано: человек может иметь несколько жен при условии, что он может обеспечивать их всем необходимым. При этом в качестве доброго совета (Йевамот 44а) мудрецы рекомендуют не жениться более чем на четырех женщинах (таким образом, мужчина сможет обеспечить супружескую близость каждой жене, как минимум, раз в месяц). Кроме того, в тех общинах, где установился обычай не жениться больше чем на одной женщине, запрещено брать еще одну жену, поскольку в этом случае считается, что при заключении брака супруги как бы условились, что женщина останется единственной женой (Нимукей Йосэф, Йевамот 14 б).
Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:9) приводит все вышеуказанные условия. При этом, если женщина готова выйти замуж даже без того, чтобы муж ее обеспечивал, или не возражает, чтобы муж взял еще одну жену, то нет запрета жениться на нескольких женщинах, даже в тех местах, где принято жениться только на одной женщине.
Все сказанное верно — до того момента, как был установлен хэрем (запрет) Рабейну Гершома жениться на нескольких женщинах, см. ниже.
Херем Рабейну Гершома
Рабейну Гершом был одним из учеников Рабейну Хананэля и учителем учителя Раши. Он известен своими постановлениями, которые были приняты в большинстве ашкеназских общин. К этим постановлениям относится запрет разводиться с женой без ее согласия, читать чужие письма, а наиболее известное постановление — запрет жениться на нескольких женщинах.
Среди причин, побудивших Рабейну Гершома принять такое постановление, приводят: желание предотвратить возможные ссоры в семье, защитить права женщины в случае, если муж бросает жену и желает взять другую, не предоставив гет (разводное письмо) первой, тяжелое материальное положение, которое не позволяет обеспечивать достойным образом несколько жен и др.
Срок действия хэрема Рабейну Гершома
Некоторые ришоним (ранние комментаторы) утверждают, что Рабейну Гершом ограничил действие хэрема концом пятого тысячелетия (сейчас мы находимся в шестом тысячелетии — 5775 г.), поскольку это была временная мера, необходимая в тех поколениях (респонс Маарика 101:4 от имени Рашба). Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:10) приводит это мнение.
Другие полагают, что хэрем остается в силе и сейчас (Маарам ми-Ротенбург и др.). Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) устанавливает закон в соответствии с этим мнением.
Какие общины приняли данное постановление
Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) говорит, что хэрем Рабейну Гершома был принят всеми общинами, кроме тех, о которых точно известно, что они не приняли. Поэтому большинство ашкеназских общин следуют этому постановлению.
Что касается сефардов, то большинство, сефардских галахических авторитетов считают, что постановление Рабейну Гершома не было принято сефардскими общинами (респонс Рашба 3:446, Кнесет а-Гдола, Эвен а-Эзер 1:53, респонс Йабиа Омер 7:2). И даже если нет полной уверенности в том, что постановление не было принято сефардскими общинами, в любом случае, в соответствии с мнением Шулхан Аруха, данное постановление утратило законную силу в конце пятого тысячелетия, как было сказано выше.
Женитьба на нескольких женщинах в наше время
Как мы уже говорили, ашкеназским евреям запрещено жениться на нескольких женщинах даже в наше время, т.к. хэрем Рабейну Гершома актуален и сегодня.
Что касается сефардов, то, даже если они не приняли данное постановление, традиционный текст сефардской ктубы (брачного контракта) в любом случае содержит клятву жениха — исполнять все условия, приведенные в ктубе; при этом одно из условий — запрет жениться на другой женщине без специально разрешения бейт-дина (раввинского суда). Так выполняется рекомендация Шулхан Аруха (Эвен а-Эзер 1:11) ввести специальные постановления, запрещающие жениться на нескольких женщинах, даже там, где не был принят хэрем Рабейну Гершома.
Кроме того, во многих странах гражданское законодательство запрещает жениться на нескольких женщинах. Получается, что, поскольку евреи обязаны соблюдать законодательство тех государств, в которых проживают (дина дэ-малхута), то жениться на нескольких женщинах будет запрещено и по этой причине.
На какие случаи не распространяется хэрем Рабейну Гершома
Существуют несколько случаев, на которые не распространяется действие хэрема Рабейну Гершома, когда разрешено взять вторую жену. Перечислим некоторые из них, которые могут быть актуальны в наше время и приводятся Рамо (Эвен а-Эзер 1:10):
— Женщина сошла с ума, и нет возможности дать ей гет (разводное письмо).
— Муж обязан дать гет жене (вследствие ее недостойного поведения и т.п.), но женщина отказывается брать его.
— Жена оставила иудаизм, и нет возможности дать ей гет.
Разрешение 100 раввинов
В определенных случаях, когда возникает вопрос о том, чтобы взять вторую жену, необходимо получить разрешение от 100 раввинов (этэр мэа рабаним) (Бах, Эвен а-Эзер 1). Разрешение выносится ведущими раввинами, и к ним должны присоединиться люди, которые имеют право выносить галахические решения и понимают, на чем основывалось разрешение. Кроме того, они должны быть из трех разных стран, трех разных общин. Во многих случаях от мужа требуют написать гет первой жене и передать его в бейт-дин, чтобы при первой возможности суд мог вручить его первой жене.
Полигамия – развращенные нравы или защита?
Однако, как можно говорить о справедливости, если в народе существовала полигамия и наложничество? Это явление существовало во время патриархов, вплоть до времени окончания действия «Моисеева Закона».
Отношения мужчины с наложницей блудом не являлось, ее положение в доме было законным. Дети, появившиеся от этой связи, считались законнорожденными. Если первенец появился на свет от наложницы, ему полагалось наследство, которое получал первородный мальчик.
Израильтяне часто становились жертвой нападений других народов и вынуждены были защищаться. Мужчины воевали. Разумеется, численность женского населения превосходила. В древних рукописях замечено, что полигамия служила определенной цели: «У израильских сыновей появилось потомство. Оно росло и становилось сильным».
С одной, стороны, многоженство в Израиле способствовало росту населения. С другой – служило защитой для женщин, которые могли остаться одни. В Древнем Израиле незамужняя женщина была обречена на голодную смерть. Поэтому, мужчина, беря в жены более чем одну жену, осознавал, какая ответственность лежит на нем. Он в равной степени заботился обо всех своих женах и детях.
Многожёнство у евреев
Многожёнство у евреев (Полигамия у евреев) — для обычаев древних евреев было нормальным иметь по нескольку жён; ныне евреи имеют только одну жену [1] .
Положение женщин в полигамном браке
Израильтяне были высоконравственным, религиозным народом. Они уважали своего Бога и придерживались основных заповедей. Закон требовал чтить и мать, и отца в равной степени. А значит, отношение к женщине было уважительным. Какие полномочия имела женщина того времени?
Лора Энар – автор труда «Библия женского рода», отметила:
«Когда ветхозаветный закон говорит о женщине, почти всегда он выступает в ее защиту».
Они были образованы и обладали навыками, позволяющими вести свой бизнес.
Израильтянки имели свободу во многих областях жизни и не были довеском к мужу. Каждая женщина, неважно, какой статус имела, жены или наложницы, была равноправным членом общества.
Многоженство в израиле законно
Когда и почему евреи перестали быть полигамными?
Как и у многих ближневосточных народов, многоженство у евреев практиковалось с глухой древности – если и не для каждого смертного, то для царей и вождей точно. Вряд ли это было массовым явлением – в таком случае пришлось бы вести постоянные войны, нацеленные на захват прекрасных пленниц, но поскольку иудейский религиозный закон снизошел до того, чтобы разъяснить некоторые специфические моменты полигамного брака – редкостью это тоже не было.
Так или иначе, ветхозаветные патриархи, а также цари Древнего Израиля без проблем имели по нескольку жен, а если говорить он широко известном Соломоне, то у него их было под тысячу. Более того, правовые постановления разрешали, а в некоторых случаях и предписывали, взять вторую жену и простому еврею: когда его первая супруга оказывалась бесплодной или когда его брат уходил из жизни, оставляя свою семью.
А поскольку в архаичных обществах число женщин всегда преобладает над числом мужчин, из-за войн, болезней, да и просто в силу большей социальной активности сильного пола, евреи-многоженцы до определенного момента встречались часто. К примеру, на момент вхождения Иудеи в состав Римской империи, где такой брак был не принят, старый обычай сохранился, несмотря на то, что через какое-то время христианство стало государственной религией.
Но шли столетия, еврейский народ разделился. Часть его теперь жила в различных восточных странах, где утвердилась исламская вера, а другие поселились на западе, главным образом, в Испании и Германии. Считается, что те евреи, что жили среди христиан, со временем практически отказались от многоженства под влиянием своих соседей, а те, кто поселился рядом с мусульманами, сохранили этот обычай.
Так или иначе, около 1000-о года Гершом бен Иехуда, авторитетный раввин из Майнца, издал постановление, на тысячу лет запрещающее европейским евреям-ашкеназам брать более одной жены, а другие известные коллеги это мнение подтвердили. Хотя указ имел немало исключений (не распространялся на евреев-сефардов из Испании, позволял жениться второй раз в случае болезни первой жены и т.д.), со временем он стал практически всеобщим.
На самом деле, этот запрет был формализацией того, что уже считалось обычным среди европейских евреев, несмотря на то, что иудейская религия смотрела на полигамию положительно. Никаких причин для его введения раввинами приведено не было, хотя предполагается, что это делалось, чтобы не вызывать недовольства у западных христиан. По факту, новое правило относилось только к тем евреям, что жили в Европе, и совершенно не распространялось на ту часть народа, что поселилась в исламском мире.
Государство Израиль было основано ашкеназами за несколько десятилетий до того, как закончился установленный древними раввинами тысячелетний закон. Когда он все же истек, имелось какое-то общее мнение, что запрет продолжается. Поэтому многоженство евреями сейчас не практикуется, если не считать некоторых исключений.
Евреям-репатриантам из арабских стран, имевших по нескольку жен, закон разрешил сохранить каждую. К тому же, имеется старое правило, разрешающее обойти любое ограничение, если с этим согласны сто раввинов. Иными словами, если у тебя получилось подписать бегунок, в котором сотня иудейских священников дозволяет Мойше Рабиновичу взять вторую жену, то и государство Израиль не будет против. Правда, единственный известный мне случай связан с тем, что супруга некоего человека попала в учреждение для душевнобольных. Иудейский закон запрещает развод в таком случае, а вот найти еще одну супругу оказалось не проблемой.
Месье Амбаш и его ненаглядные Месье Амбаш и его ненаглядныеК тому же, некоторые особо активные индивиды становятся многоженцами в частном порядке. В Израиле известны случаи Гоэля Рацона и Даниэля Амбаша, которых за это судили. Правда, у них есть куча сторонников, которые считают, что еврейское многоженство пора бы и вернуть.
Многоженство в Древнем Израиле
Израильский народ, поклоняющихся богу Яхве – что мы знаем о нем? Их религиозные взгляды повлияли на культуру, уровень образования, а также в значительной степени определили становление этого народа в целом.
То, какими мы знаем их сегодня – это отголоски воспитания, которое они получали на протяжении более 15 веков. Израильтяне придерживались, так называемого, «Моисеева закона», который объединил в себе 600 заповедей.
Хотя полигамия в Израиле официально запрещена законом и карается тюремным заключением на срок до 5 лет, тем не менее, в определенных секторах оно процветает.
Закон допускает двоеженство (и для евреев и для мусульман) только в исключительных случаях, если супруг/супруга страдает душевным расстройством или пропал без вести.
Однако, как выявило расследование 10 канала, в ультраортодоксальном секторе существует целая система, позволяющая обходить этот запрет.
Организация "ха-Баит ха-ехуди ха-шалем" занимается "шидухом" – сватовством в ультраортодоксальном секторе, и не просто "шидухом", а целенаправленной выдачей женщин замуж за уже женатых мужчин.
В частности, журналистку 10 канала, "внедрившуюся" в эту организацию под видом невесты, просватали в женатую пару, не имеющуюся детей.
"Если родители будут спрашивать, почему ты не женишься, как все, говори, что это заповедь, что ты выполняешь заповедь", - сказал ей раввин, уговаривая стать "второй женой".
Большая часть из женщин, которых члены организации стремятся выдать замуж за женатых мужчин – это новообращенные иудейки.
При этом жены у вышеупомянутых мужчин, вопреки закону, не страдают никакими душевными расстройствами, однако городские и даже главные раввины подписывают десятки таких "особых разрешений" в год.
Как утверждают в самой организации, в Израиле имеется избыток незамужних женщин по сравнению с мужчинами, и эту проблему можно решить только путем двоеженства. Кроме того, там напоминают о большом темпе прироста мусульман, в частности, вызванном неофициальным многоженством в бедуинском секторе.
"Речь идет о мужчинах и женщинах, которые сами отвечают за себя и за свою судьбу, они – авангардный отряд в решении демографической проблемы женщин, для которых нет женихов, в также еврейского большинства в Израиле", - говорят в организации "ха-Байт ха-ехуди ха-шалем".
Содержание
Как и другие народы Ближнего Востока, евреи были полигамным народом.
Полигамия у евреев была обусловлена кроме физиологических причин частыми войнами. Ведь в результате войн к евреям попадало много пленниц, а еврейский обычай разрешал жениться на так называемой ««прекрасной пленнице».
С другой стороны в войнах погибало много мужчин, и полигамия давала возможность выйти замуж женщинам в условиях дефицита мужчин.
Дефицит мужчин был связан и с тем, что древние евреи отправлялись в дальние путешествия для торговли. В других странах они брали местных женщин в жёны и оставались в диаспоре. Поэтому в Эрец-Исраэль имелся переизбыток женщин, ведь многие мужчины находились в торговых путешествиях, либо воевали.
Частой причиной многожёнства был левиратный брак, а также бесплодие первой жены.
Месячные были для евреев табу, и секс был в этот период запрещён. Это также толкало к многожёнству. Только в условиях полигамии Тора могла требовать, чтобы менструирующая женщина не касалась никого и ничего: другие жёны занимались детьми и мужем.
Многожёнство ещё и сложилась из-за того, что конечно женщина считалась собственностью мужа или клана, «равноправия полов» не существовало.
Поэтому, в первоначальную эпоху развития еврейского права жена считалась принадлежностью мужа: он был её владыкой (בעל), а она — подвластной ему (отсюда выражение: בעולת בעל; ср.: «и он будет господствовать над тобой» [2] ).
Таким образом, брак был у евреев полигамический: жена могла иметь только одного мужа, последний же мог свободно вступать в брак со многими женщинами. Вступая в связь с посторонней замужней женщиной, муж нарушал чужой брак, а не свой собственный; жена же, напротив, связью с посторонним мужчиной всегда нарушала собственный брак, а не чужой.
Многие сомнительные идеи были переняты евреями в Европе, в том числе и моногамия. Христианские проповедники упрекали евреев в многожёнстве:
Поэтому, если вас посрамляет учение пророков и самого Бога, то лучше было бы для вас следовать Богу, нежели неразумным и слепым наставникам вашим, которые позволяют вам и теперь иметь каждому по четыре или по пяти жен; и когда кто-нибудь из вас, увидавши красивую женщину, пожелает иметь ее, то они рассказывают о действиях Иакова и других патриархов и утверждают, что делающие подобное им нисколько не грешат. Несчастны они и неразумны в этом [3] .
Раввины, чтобы прослыть прогрессивными, передовыми и просвещёнными, послушали европейцев и запретили многожёнство (см. ниже), перестали делать гиюры нееврейским жёнам.
К архаике стоит отнести моногамию предков древних евреев: например Адам и Ева, а также представления, нашедшие выражение в истории о сотворении женщины [4] и в последней главе Притчей [5] , отражают моногамный характер древнейшего доеврейского брака. У Ноя была одна жена, как и у его сыновей [6] .
По-видимому, эти предания отражают очень древний период истории человечества когда по ряду причин превалировала моногамия (или даже полиандрия, которой, впрочем, у евреев никогда не было). Эти причины заключались в том, что древнему человеку было очень трудно обеспечивать едой детей от нескольких женщин. Кроме того, полигамия вызывала разные излишние конфликты.
Недаром, Кодекс Хаммурапи знает одну только жену, хозяйку дома; другую жену при главной муж может взять только в случае болезненности последней.
Много жён было у некоторых судей израильских.
Саул имел одну жену и одну наложницу [10] [11] . Давид имел 6 жён и 10 наложниц [12] . Соломон имел 700 главных жён и 300 наложниц [13] , хотя царю закон запрещает иметь слишком много жён [14] .
Конечно, простые евреи не могли иметь больших гаремов, ограничиваясь по экономическим причинам как правило бигамией (двумя жёнами).
Обычным явлением, сопровождавшим многожёнство, было соперничество между жёнами [15] . Закон защищает права нелюбимой жены перед более счастливой соперницей: преимущества первородного сына остаются и за сыном нелюбимой жены [16] .
В эпоху Второго Храма полигамия была обычным явлением и практиковалась и законоучителями [17] , хотя первосвященнику, благодаря особым требованиям святости, предъявляемым к нему, запрещается иметь двух жён. Это запрещение, упомянутое лишь у Маймонида [18] ; всё же имеет своё основание в древних источниках [19] . Некоторые полагают, что это ограничение распространяется также и на простых священников. Однако из ответа р. Иошуи бен-Хананья по поводу «царот» [20] видно, что полигамия встречалась и среди священнических семей. Впоследствии в Вавилонии, вероятно, был забыт этот исключительный закон о первосвященнике [21] .
Ирод Великий имел 9 жен. Его дети Архелай и Ирод Антипа при жизни своих жён женились вторично [22] .
Иосиф Флавий говорит: «Существует у нас традиционный обычай иметь несколько жён одновременно» [23] . Он сам, очевидно, имел двух жён одновременно [24] .
Похоже на то, что евреи брали в жёны и римлянок, у р. Акибы были жёны как еврейки (не менее двух), так и обращённые римлянки (не менее одной жены и двух любовниц). Видимо, это было массовым явлением.
Спор шаммаитов и гиллелитов по вопросу о «соперницах», צרות, по отношению к левиратному браку, каковой вопрос может возникнуть лишь при существовании полигамии, носил практический характер, а не теоретический.
Тосефта утверждает, что, несмотря на различие мнений между упомянутыми двумя школами по этому вопросу, приверженцы одной считали возможным родниться с приверженцами другой [25] . Это показывает, что существование «царот» было обычным явлением, и, следовательно, тогда существовала полигамия.
Обычай иерусалимцев отмечать час составления кетубы мог иметь практическое значение только при существовании полигамии [26] .
Имеется рассказ о трёхстах женщинах, на которых женился в голодный год ааронид р. Тарфон, для того чтобы иметь право кормить их сакральным хлебом [27] .
Максимальное число жён, превышение которого не одобряется раввинской моралью, четыре [28] .
Первый запрет полигамии содержит галаха Кумранской общины [29] , трактовавшая многожёнство как один из запретов, содержащихся в Пятикнижии.
Действительно, форма брака, отраженная в Мишне и барайтах, — почти исключительно моногамия [30] , хотя предусматривается, что второй и последующие браки мужчины имеют юридическую силу и теряют её лишь в случае формального развода или смерти [31] . Некоторые законоучители этого периода настаивали на приоритете халицы в случае, когда необходимость левиратного брака относится к женатому мужчине [32] ; другие резко осуждали бигамию, даже в целях рождения потомства [33] . Возможно, это связано с влиянием римского семейного права, особенно после того, как при Северах, в 212 году, все евреи Римской империи получили римское гражданство.
Одно изречение, относящееся к 4 веку, выражает этическое порицание полигамии: «Кто увеличивает число жён, тот умножает волховство» [34] .
Р. Амми га-Коген говорит: кто женится, имея уже жену, должен развестись с первой и уплатить кетубу. Это положение р. Амми применяет даже и в том случае, если муж женился вторично после десяти лет бездетного брака. В последнем случае он, прежде чем вступить в новый брак, должен развестись с первой женой [35] . Однако, должно заметить, что Равва, мнение которого принимается к руководству, высказывается против этого и предоставляет полную свободу мужу взять себе столько жён, сколько он в состоянии прокормить.
Здесь мы имеем дело с началом отказа от многожёнства. Причины этого явления ясны: новые еврейские законы стали запрещать брать в жёны иноверок. Победоносных войн евреи уже не вели, а наоборот, римляне, византийцы, персы и арабы захватывали в плен евреек. Экономическое положение евреев в Эрец-Ирсаэль стало тяжёлым.
Недаром, у евреев Вавилонии, где положение евреев было лучше, продолжала встречаться полигамия, несмотря на принятую у персов моногамию [36] . Рассказы из жизни вавилонских законоучителей [37] свидетельствуют о склонности их к разрешению полигамии, хотя бы временной. Именно законоучители Вавилонии рекомендовали брать не более четырёх жён, что, очевидно, сказалось на мусульманском законе, ограничивающем число жён четырьмя.
В Германии и Северной Франции среди евреев полигамия очень редким явлением, что объясняются влиянием христианства, но нужно не забывать, что у евреев Европы не могло быть переизбытка женщин, так как закон запрещал под страхом смертной казни еврею жениться на христианках [38] и вступать в сношения с христианскими женщинами, особенно с работницами императорских предприятий [39] .
В 10 веке рабби Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола и его бет-дин ввели постановление, известное под названием херем раббену Гершома, запрещавшее полигамию. Этот запрет, правда, не распространялся на случаи левиратного брака или бесплодия первой жены. Данное постановление, известное, как сказано, под названием חרם דר״ג, «херем де р. Гершом» [40] . Это постановление было принято раввинским синодом, и в одном месте оно носит название הקהלות תקנת, «постановление общин» (מהר״ם מרופנבורג, 112). О месте и времени принятия постановления нет точных данных, называют горород Вормс и 1030 год. Л. Лев говорит по этому поводу, что синод в своих постановлениях отнюдь не исходил из принципиальных мотивов, он не преследовал этической цели моногамии, а руководствовался лишь соображениями практического характера. Приписываемый ему принципиальный мотив есть не более как анахронизм. Средневековые авторы именно выдвигают практические мотивы этого постановления. Одни из них — западные — рассматривают его как меру ограждения против могущих возникнуть ссор и раздоров, משום קטטה [41] ; по мнению восточных авторов, необходимость постановления о запрещении полигамии диктовалась условиями жизни евреев в христианских странах, где полигамия запрещалась светской властью [42] .
Раз эти постановления не носили принципиального характера, то понятно, что могли быть исключения, даже в тех местностях, где это постановление было принято. Р. Элиезер бен-Натан из Майнца (12 в.) разрешил мужу взять вторую жену, так как жена уклонялась от исполнения своего долга [43] . Такое же решение вынес р. Элиезер бен-Исаак из Шпейера (12 в.) [44] . Р. Барух, ученик р. Меира из Ротенбурга, утверждает, что постановление р. Гершома не распространяется на тех, которые прожили 10 лет в бездетном браке; им разрешается взять вторую жену, «так как учитель безусловно не имел в виду отменить положение Талмуда» [45] . Кроме того, это постановление в первое время было принято лишь в прирейнских местностях; в восточную Германию и в другие страны оно проникло лишь впоследствии. Автор «Or Zarua», р. Исаак из Вены (13 в.), не упоминая о постановлении р. Гершома, однако, говорит, что во многих местностях установился обычай (נהגו המקומות) моногамии. Поэтому всякий брачащийся уже этим самим актом молчаливо берет на себя обязательство не отступать от обычая и не брать себе второй жены [46] .
К 13 в. было принято постановление, по которому для женатого мужчины халица была предпочтительнее левиратного брака. Запрет на полигамию не означал юридической недействительности второго брака [47] , но мужчину могли принудить к расторжению брака со второй женой.
Херем раббену Гершома был принят в большинстве у ашкеназов, но у сефардов в Провансе, Испании и в общинах мизрахим Северной Африки и Азии полигамия так и не была запрещена, хотя практиковалась и не очень часто.
Французский тосафист первой половина 13 в., р. Самсон бен-Авраам Санский, также сообщает: «Постановление р. Гершома не привилось ни в нашей стране, ни в граничащем с ней Провансе; чаще всего видим, что набожные и учёные люди и прочие берут себе жён при жизни первой жены» [48] .
Случаи полигамии продолжали встречаться во Франции, так что понадобился новый созыв синода во Франции, который возобновил запрет р. Гершома, допуская лишь единичные исключения при особых условиях и то лишь с разрешения ста раввинов из трех стран, как, например, Арагонии, Ломбардии и Франции [49] . Испанский раввин, р. Соломон Адрет, сообщает от имени других лиц, что эти интердикты имеют силу лишь до конца пятого тысячелетия по еврейскому летосчислению [50] . Последствием такого взгляда было то, что позже в Германии нашли необходимым, чтобы жених перед венчанием присягал в том, что будет соблюдать моногамию [51] . В Италии также следовали франко-германским авторитетам [52] ; были случаи П. после десяти лет бездетного брака, но для этого надо было иметь разрешение папы [53] .
В Испании ещё в то время, когда интердикт р. Гершома не был общеизвестен, преобладала моногамия. Р. Соломон Адрет указывает на единичные случаи полигамии [54] . Вообще здесь случаи полигамии встречались лишь среди простой массы. Во Франции же встречаем случаи полигамии среди ученых и достойных лиц. Это различие давно уже было отмечено Сениором Заксом, который объяснил это явление более высоким культурным уровнем испанских евреев; в глазах последних полигамия считалась противонравственным поступком [55] . Но не во всех частях Испании преобладала моногамия. Она имела место в Каталонии; в Кастилии же, напротив, сохранилась бигамия вплоть до начала 14 века [56] . В Наварре полигамия разрешалась евреям даже светской властью — эдиктом короля Теобальда разрешалось евреям иметь столько жён, сколько каждый в состоянии прокормить и содержать; муж должен всех одинаково чтить и уважать и не может бросить одну из них, пока не разойдется со всеми ими [57] . Ввиду такого отношения к полигамии со стороны светской власти, среди наваррских евреев возник обычай, что жених перед венчанием давал обещание, подкрепленное присягой, соблюдать моногамию. Нарушение такого обещания составляет предмет спора, который вели р. Хасдай бен-Соломон из Туделы и р. Исаак бен-Шешет [58] . Сохранилось также одно специальное постановление о том, что каждый еврей, имеющий больше чем одну жену, должен уплатить известную сумму, возможно, в пользу казны [59] .
На Востоке интердикт р. Гершома никогда не был признан, но с переселением туда евреев из Испании привился в восточных странах наваррский обычай, чтобы жених давал обещание жить в моногамии. Это обещание затем стали вписывать в кетубу [60] . Когда участились случаи нарушения обещания, то нашли нужным подкреплять присягой, которая, однако, в кетубе не записывалась [61] . Особенно часты были случаи полигамии, если первый брак оказывался бездетным, так как в этом случае будто бы сам Талмуд предписывает взять вторую жену, и поэтому никакое обещание против этого не действительно.
Р. Ниссим из Каира (1536 год), живший в бигамии (двоежёнстве), нашёл в лице р. Леви бен-Хабиб горячего защитника полигамии [62] .
Действительно, у восточных и южных еврейских общинах, например у горских евреев, темперамент которых был сильнее, полигамия продолжала существовать вплоть до 20 века. Чаще случаи полигамии встречались среди африканских евреев как видно из респонсов таких раввинов, как р. Исаак бен-Шешет, р. Давид ибн-Абу Зимра, р. Симон бен-Цемах Дуран и др. Со всей силой негодования против полигамии выступил лишь р. Илия га-Леви, ссылаясь на интердикт р. Гершома [63] . В переписке между иерусалимским, хевронским, каирским и александрийским раввинатами, по поводу случая бигамии, имевшего место в Александрии в 17 веке, приводятся прецеденты полигамии из жизни знаменитых ученых на Востоке. Раввин р. Мордехай Боффель из Сафеда женился вторично, предварительно получив на это разрешение от ста раввинов. В бигамии жили также известный Нафтали Ашкенази и знаменитый каббалист Натан Шпиро.
В Хазарском каганате полигамия была нормой, у хазарского царя было 25 жён.
Бывали ли случаи полигамии у караимов, неизвестно, но вероятно, что она встречалась и у них. Гадасси теоретически обосновывает допустимость полигамии [64] .
В Новое время в Европе, а также в тех частях Азии и Африки где укрепились европейские правовые нормы, полигамия фактически стала невозможна из-за её запрета светскими властями. Конференция реформистских раввинов в Филадельфии в 1869 году постановила, что второй брак при живой жене не может иметь места; подобно браку замужней женщины он абсолютно не действителен.
В Ишуве полигамия была редким явлением.
В Израиле власти запрещают многожёнство.
В 1950 году Верховный раввинат Израиля единогласно постановил, что, в случае, если мужчина уже женат, халица должна быть предпочтена левиратному браку.
Характерным примером преследования евреев является репрессии в отношении многоженцев по имени Гоэля Рацона и Даниэль Амбаш, в январе 2010 года и Ципи Хотовели требовала запретить сожительство еврея с несколькими женщинами.
За восстановление полигамии в Израиле выступает рав Дов Штайн, а также группа незамужних религиозных женщин, вступивших в организацию «А-Байт а-Иехуди иШалем» («Полный еврейский дом»), которая «предоставляет консультирование по вопросам полигамных браков» [65] .
Раввин Йехезкель Софер женат на одной женщине, но уже «существует согласие» на то, чтобы привести в дом вторую жену [66] .
Организация «ха-Баит ха-ехуди ха-шалем» занимается «шидухом» — сватовством в ультраортодоксальном секторе, с выдачей женщин замуж за уже женатых мужчин [67] .
Разрешено ли еврею многоженство?
Тора не запрещает мужчине иметь несколько жен. Многие наши предки — Авраам, Яаков, царь Давид и царь Шломо — состояли в браке одновременно с несколькими женщинами. При внимательном прочтении становится понятно, что практически во всех случаях для многоженства имелись особые причины.
Жениться на Агар Аврааму предложила Сара: сама она страдала бесплодием, а рабыня-египтянка могла родить ему долгожданного сына. Яаков женился на Лее лишь потому, что был обманут Лаваном. Рабынь Бильху и Зилпу он взял в жены по совету Леи и Рахель, своих «старших» жен, которые с помощью рабынь хотели выносить для мужа больше детей.
В Торе не содержится прямого запрета на полигамию. Около тысячи лет назад знаменитый талмудист средневековой Германии раввин Гершом бен Иехуда, которого называли «Светочем диаспоры» (Меор ха-Гола), запретил многоженство. Этот запрет стало законом для всех евреев ашкеназского происхождения, но не был признан сефардской и йеменской общинами. Впрочем, сегодня и среди сефардских евреев полигамные браки практически не встречаются: большая их часть живет в обществе, где многоженство противозаконно или неприемлемо с точки зрения социальных устоев.
Рав Гершом запретил полигамные браки по нескольким причинам. Во-первых, чтобы не допустить использования беззащитного положения женщин и спасти их от унижения (Маарик от имени Рашба, цитата из Даркей Моше, Эвен ха-Эзер 1:10). Во-вторых, чтобы избежать вражды между женами-соперницами (Мордехай, Ктубот 291, цитата из Даркей Моше, Эвен ха-Эзер 1:12): такая вражда могла повлечь за собой нарушение многих заповедей Торы (Респонса Маарама Шика, Эвен ха-Эзер 4). Рабейну Гершом беспокоился и о том, что не все мужья в состоянии обеспечить достойный уровень жизни для каждой из своих жен, в особенности находясь в изгнании (Респонса Маарама из Падуи, 14; Респонса Мишкенот Яаков 1). Кроме того, он опасался, что мужчина может жениться на нескольких женщинах в разных городах, а их дети впоследствии могут вступить в запретные связи (Мишкенот Яаков, там же).
Согласно еще одной точке зрения, запрет на полигамию был установлен в соответствии с законами и традициями христиан — чтобы те не преследовали евреев за отличный от их образ жизни (Респонса Шеелат Яавец 2:15). Однако эта версия была опровергнута галахическими авторитетами.
В иудаизме многоженство никогда не возводилось в идеал. В мистических произведениях еврейских мудрецов сплошь и рядом встречается утверждение, что муж и жена — две половинки одного целого. Любопытно, что ни в Талмуде, ни в мидрашах, которые были составлены задолго до вступления в силу закона рава Гершома, не встречается упоминаний о полигамных браках. Разумеется, это не означает, что такие браки в те времена не заключались, но многоженство определенно никогда не считалось нормой.
По всей вероятности, многоженство всегда считалось исключительной мерой для тех мужчин, чьи жены были бесплодны: им хотелось потомства, но не ценой развода с любимыми женщинами. Кроме того, правители многих стран использовали полигамию для скрепления связей с другими кланами и народами.
Читайте также: