Многоженство в древнем риме
Ранние формы многоженства встречались ещё при матриархате.
Позднее полигиния являлась сравнительно мало распространённой формой брака и была доступна только представителям знати. Сохранилась у некоторых народов, главным образом мусульман.
Многоженство наблюдалось также и у отсталых в социальном развитии народов: у тасманийцев, аборигенов Австралии, бушменов и пигмеев Африки и др.
Античное единобрачие
К началу проповеди Христа многожёнство у иудеев не было запрещено. Однако христианство, став государственной религией в Римской империи, клало конец практике полигамии, узаконив только моногамный брак. По мнению большинства историков религии и античности, это произошло под влиянием греко-римских, а не иудео-христианских, моральных норм.
В древней Греции многожёнство разрешалось государством только как чрезвычайная мера для восстановления населения после войн. Допускались исключения для царей: так, царь Спарты мог иметь двух жён. В древнем Риме официально регистрировался только моногамный брак. Причём он обставлялся священными обрядами, был таинством. Отсюда и христианская церковь взяла такое отношение к браку.
Для Рима, помешанного на праве, законность брака была чрезвычайно важным обстоятельством, так как только законнорождённые дети имели право наследования. Конечно, как всегда и везде, существовали внебрачные отношения, а во времена Империи иметь связи на стороне стало вообще престижным для богатых и знатных людей.
Многомужество у исторических народов
Первое историческое упоминание о многомужестве мы встречаем в законе царя шумерского города Лагаш Уруинимгины (XXIV век до н.э.), запрещавшего этот обычай под страхом смертной казни через побивание женщины-многомужницы камнями (о казни для мужчин ничего не говорится). Из этого можно сделать вывод, что полиандрия шире встречалась у шумеров в более ранние периоды истории. Многомужество считалось законным в Мидии – области древней Персии, а также у эфталитов («белых гуннов»), образовавших государство в Средней Азии в IV-VI вв. Есть указания на бытование многомужества у арабов в доисламскую эпоху. В древней Индии многомужество было обычным и никого не удивлявшим явлением, как то следует из эпоса «Махабхарата».
Во «Всеобщей истории» древнегреческого писателя Полибия (II век до н.э.) есть указания на то, что в Спарте полиандрия некогда была широко распространена. Имеются упоминания о бунте древнеримских женщин, требовавших узаконить биандрию. Есть свидетельства (эпитафии на могилах) счастливых гражданских биандрических браков в том же древнем Риме, когда муж и любовник долгие годы жили с одной женщиной в любви и согласии и вместе воспитывали детей.
Многомужество было широко распространено среди многих аборигенных народов Северной Америки (шошоны, навахи, апачи и т.д.) до начала белой колонизации их территорий.
Многоженство в древнем риме
Многожёнство у евреев при христианской церкви Древнего Рима тоже имело место. Иосиф Флавий в двух местах говорит о многожёнстве как о признанном институте: и Юстин Мученик говорит, еврейские учителя разрешают мужчине иметь несколько жён. В 212 году нашей эры эдикт Каракаллы предоставил римское гражданство большому количеству евреев, было признано необходимым многожёнство среди них, хотя это и было нарушением римского закона. Учение о якобы “греховности” многожёнства в христианстве сформировалось просто под влиянием греко-римской морали. В III веке Евсевий Кесарийский написал труд (англ.) «О многочисленном потомстве древних» (On the Numerous Progeny of the Ancients). Евсевий ссылался на него дважды: в «Приготовлении к Евангелию», VII, 8 и в «Доказательстве в пользу Евангелия». Его работа является примером того, как многожёнство согласовывается с аскетической жизнью и желанием Патриархов многочисленного потомства. Сократ Схоластик в V веке писал, что римский император Валентиниан I взял двух жён и разрешил своим подданным брать две жены, поддерживая, чтобы и христиане практиковали многожёнство. Многожёнство было разрешено для патриархов христианской церкви: «Бог хотел, чтобы род человеческий размножился, а мир наполнился людьми».
«А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки… »
«Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, — то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» (Ветхий Завет, Второзаконие 21:15–17).
«И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона» (Ветхий Завет, 2-я Царств 5:13).
«И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов» (Ветхий Завет, Бытие 31:17).
«И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ибо он имел восемнадцать жен и шестьдесят наложниц и родил двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей» (Ветхий Завет, 2-я Паралипоменон 11:21).
А про Соломона сказано «И было у него семьсот жен и триста наложниц… » (Ветхий Завет, 3-я Царств 11:3).
Единственный прямой запрет, касающейся многожёнства, состоит в запрете брать в жены двух сестер. См. (Левит 18:18).
Отец Юджин Хиллман в своей книге «Новый взгляд на многожёнство» отмечает: «Нигде в Новом Завете нет явного предписания, запрещающего многожёнство». Более того, Иисус не выступал против многожёнства, хотя оно было распространено среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил. Отец Хиллман подчеркивает тот факт, что просто Римская церковь запретила полигамию, стремясь согласовать положение с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская в то же время институт наложниц и проституцию.
Лютер в некоторых случаях разрешал многожёнство, рекомендовал даже в некоторых случаях.
Св. Августин не наблюдал в многожёнстве безнравственности или греховности и заявил, что многожёнство – не преступление, но должно быть юридическим институтом страны. Поэтому он написал в «Пользе Брака» (глава 15, параграф 17), что многожёнство было узаконено среди древних отцов христианства.
Вопросы по многожёнству в христианстве.
1. Вопрос: Запрещает ли Библия полигамную семью?
Ответ: Библия запрещает иметь полигамную семью только дьякону, пресвитеру и епископу:
“Диакон должен быть муж одной жены…” (1 Тим. 3:12)
“Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены…” (Тит. 1:5,6)
“епископ должен быть непорочен, одной жены муж…” (1 Тим. 3:2)
Таким образом, многожёнец не может быть ни дьяконом, ни пресвитером, ни епископом в церкви. При этом он может иметь любое другое служение в церкви.
2. Вопрос: Есть ли в Библии какие-либо ограничения на количество жён в полигамной семье?
Ответ: Да.
“14 Когда ты придёшь в землю, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь:
“поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня”,
15 то поставь над собою царя, которого изберёт Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царём] иноземца, который не брат тебе.
16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: “не возвращайтесь более путем сим”;
17 и чтобы не умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.” (Втор. 17)
В иудаизме эти слова толковались так, что царь не должен иметь более 18 жён.( Но это так удобно было толковать теософам-мужчинам)
3. Вопрос: Есть ли в Библии какие-либо ограничения на состав жён в полигамной семье?
Ответ: Да.
“Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницею, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её.” (Лев. 18:18)
“Если кто возьмет себе жену и мать её: это беззаконие” (Лев. 20:14)
“1 Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего,
2 и она выйдет из дома его, пойдёт, и выйдет за другого мужа,
3 но и этот последний муж возненавидит её и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрет сей последний муж её, взявший её себе в жену, –
4 то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену, после того как она осквернена, ибо это есть мерзость пред Господом [Богом твоим], и не порочь земли, которую Господь Бог твой даёт тебе в удел.” (Втор. 24)
Последнее ограничение относится не только к полигамной семье, но и к моногамной.
4. Вопрос: Означают ли слова Бога “и будут двое одна плоть”, сказанные Им Адаму и Еве, запрет на многожёнство?
Ответ: Эти слова означают, что в половом акте участвуют только двое.
Это же выражение, например, Апостол Павел использовал для описания секса с блудницей.
“Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.” (1 Кор. 6:16)
То есть, слова “и будут двое одна плоть” относятся не к браку, а к сексу.
5. Вопрос: Означают ли слова Христа “и будут двое одна плоть”, сказанные Им фарисеям, запрет на многожёнство?
Ответ:Да, Христос запретил строго многобрачие.
6. Вопрос: Первая семья, которую создал Бог (Адам и Ева), была моногамной – один муж и одна жена. Также и отношения Христа и Церкви Библия сравнивает с отношениями мужа и жены. В обоих этих случаях речь идёт о моногамной семье – один муж и одна жена. Разве это не означает, что многожёнство является грехом?
Ответ: Нет, не означает. Грехом является нарушение заповеди Божией, а не соответствие или несоответствие каким-либо библейским примерам или аналогиям. Например, брак вдовы или вдовца также является отклонением от этих образцов, но такие браки не являются грехом, также как и полигамные.
7. Вопрос: Говорит ли Библия о том, какой брак является предпочтительным – моногамный или полигамный?
Ответ: В общем случае нет. Но многожёнец не может быть ни дьяконом, ни пресвитером, ни епископом в церкви – см. ответ на 1-й вопрос. Тора обязывала мужчину в некоторых случаях к полигамному браку – подробнее см. следующий вопрос.
8. Вопрос: Есть ли случаи, когда Библия обязывает мужчину заключить полигамный брак?
Ответ: В настоящее время нет. В Торе была заповедь о так называемом левиратском браке – когда в случае смерти старшего брата, не оставившего сына, его жену должен был взять себе в жёны его младший брат. Первый мальчик, родившийся у этой жены, считался наследником умершего старшего брата. При этом младший брат был обязан взять себе в жёны эту вдову даже если он женат. То есть, в некоторых случаях Тора даже предписывала многожёнство. Эта заповедь была связана с законом о наследовании евреями обещанной земли в Израильском государстве того времени.
В настоящее время эта заповедь отменена: “Отмена же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности” (Евр. 7:18).
9. Вопрос: Моя церковь (конфессия) учит, что многожёнство является грехом. Как это соотносится с тем фактом, что Библия так не учит?
Ответ: Любая христианская церковь должна повиноваться своей главе – Иисусу Христу. Именно Он, а не пастор церкви или руководитель конфессии будет судить каждого верующего. И Он это будет делать на основании Своего Слова – Библии, и того смысла, который Он вкладывал в неё, а не на основании вероучения какой-либо церкви или конфессии и не на основании того смысла, который хочет видеть в Библии какая-либо церковь или конфессия. То есть, от того, что какая-то церковь (организация) или конфессия учит, что многожёнство является грехом, мнение Бога по этому вопросу не меняется.
10. Вопрос: Законодательство многих государств запрещает многожёнство. Может ли гражданин какой-либо из таких стран быть многожёнцем?
Ответ: Если мужчина является гражданином такой страны, по законодательству которой многожёнство запрещено, и он хочет стать многожёнцем, то ему следует принять гражданство той страны, законодательство которой не запрещает многожёнство, либо не регистрировать свои браки в государстве.
11. Вопрос: Вот Вы говорите, что многожёнство в Библии не запрещено. Так может, и многомужество в Библии тоже не запрещено?
Ответ: Многомужество Библия запрещает:
“2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейкой; если же умрёт муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейкой, выйдя за другого мужа.” (Рим. 7)
12. Вопрос: Библия говорит, что супруги должны быть верными. Как это в семье с многожёнством, если муж занимается сексом с несколькими своими жёнами?
Ответ: Верность мужа в полигамной семье означает его верность своим жёнам. Пример измены мужа своим жёнам приведён в Библии – это блуд Давида с Вирсавией. Этим Давид нарушил свою супружескую верность по отношению ко своим жёнам.
13. Вопрос: Если Новый Завет не запрещает многожёнство, то почему о снятии этого запрета ничего не сказал ни Иисус, ни Апостолы?
Ответ: Потому что в Библии такого запрета на многожёнство никогда не было. Запрет на многожёнство в христианстве появился лишь после 3 века, и лишь под влиянием “римского права”. Более того, Новый Завет запрещает только лишь совмещать многожёнство со служениями дьякона, пресвитера и епископа в церкви – см. ответ на 1-й вопрос.
14. Вопрос: Сегодня есть такие христианские церкви или конфессии, которые относятся к многожёнству положительно?
Ответ: Да, есть. Например, Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской (пятидесятническая конфессия) в странах Средней Азии не осуждает многожёнцев. Или например, Эрло Штеген не стал требовать от двоежёнца развода со второй женой, а принял его в церковь с двумя жёнами.
Омельянчук С.В. Брак и семья в Древней Руси IX-XIII веков.
(г. Владимир, 2010)
В Древней Руси было широко распространено многожёнство. Об этом известно из древнерусских летописей. В частности летописец Нестор, автор «Повести временных лет» или «Первоначальной летописи» (начало XII века), пишет о славянах, что у них «по две и по три жены». У князя Игоря (великого князя киевского с 912 по 945) кроме княгини Ольги были и другие жены. Князь Ярополк (его годы правления 972-978) был женат на греческой монахине, которую взял в плен его отец Святослав во время войны с Византией, и при этом, как упоминается в летописях, Ярополк сватался успешно к полоцкой княжне Рогнеде. Его брат Владимир Святославович (великий князь киевский с 978 по 1015) имел пять жён до его женитьбы на византийской царевне Анне.
Многожёнство было не только у восточнославянских племен, а и у их соседей, и у западных и южных славян. Польский князь Мешко имел семь жён, много жен имелось и у чешского князя Славника. У поморянского князя помимо нескольких жён было также двадцать четыре наложницы. Уже упомянутый князь Владимир Святославович имел по 300 наложниц в двух древнерусских городах Белгороде и Вышгороде, а кроме этого еще 200 в сельце Берестове. Наложницами у князей становились и пленницы, захваченные в войнах и походах.
Принятие на Руси христианства (988 год) внесло коррективы в жизнь древнерусских людей, однако многожёнство в Древней Руси не исчезло. В Церковном уставе Ярослава (церковный нормативно-правовой акт, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого, XI в), присутствовали статьи, в которых оговаривалось многожёнство. Смоленская уставная грамота (XII в.) включает двоеженство в перечень дел, подлежащих церковной юрисдикции. В летописях упоминаются слова Иоанна, митрополита киевского (XI в.), обращенные к князьям и боярам, которые «2 жене имеють».
Наложничество тоже никуда не исчезло, сведения о наложницах также встречаются в древнерусских исторических источниках в период после христианства на Руси. Как правило, наложницами становились женщины, находящиеся в собственности своего хозяина. В Пространной редакции Русской правды (сборник правовых норм Древней Руси, XII-XV вв.) в 98 статье явление сожительства господина со своей наложницей упоминается в контексте права наследования. Оговаривается, что если у неё появятся дети в результате связи со своим хозяином, то они вместе со своей матерью они обретают свободу. Факт наложничества при этом фигурирует как вполне привычное и обыденное явление.
Дмитрий Розет
“Учение о многожёнстве – особенности Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (СпД)”.
Иисус был многожёнцем, в 1853 году Джедедия М.Грант заявил: “Главной причиной того, что чувства народа взорвались в адрес Христа и его учеников очевидно было многожёнство.” (Journal of Discourses 1:346). Ему вторит один из первых двенадцати апостолов церкви Орсон Хайд: “В Кане Галилейской женился Иисус, и Мария, Марфа и другие женщины были его жёнами, и что у него были дети от его жён.” (Journal of Discourses 2:210). Орсон Пратт, ещё один из первых апостолов церкви, соглашается с ними обоими: “Великий Мессия — основатель христианской религии — был многожёнцем, подобно патриарху Иакову и пророку Давиду, от которых Он произошёл по плоти” (The Seer, стр.172).
Джордж К.Кэннон, апостол, затем первый советник Бригема Янга и трёх следующих президентов церкви: “Если многожёнство дано Богом, как и говорят о нём Святые Последних Дней, то никакая сила на земле не может подавить его, разве что вы сокрушите и уничтожите весь народ” (Journal of Discourses 20:276). Уилфорд Вудруфф, четвёртый пророк церкви СпД. Хорошо запомните его слова, ему ещё предстоит вписать новую страницу в историю многожёнства: “Если бы нам пришлось покончить с многожёнством, то это было бы только первой каплей, только первым таинством в Церкви и царстве. Покончив с ним, нам придётся покончить с Апостолами и Пророками, с откровением и дарами, и милостями Евангелия и, в конце концов, оставить всю нашу религию, и стать сектантами, и поступать, как поступает мир” (Journal of Discourses 13:166).
Фарид Алекперли.
Тысяча и один секрет Востока, т.II.
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ БРАКА
Глава 2.
Многожёнство было распространено даже у христиан! Французские короли позволяли себе многожёнство. Например, Хлодвиг I (род. в 466 г.) женился на двух сёстрах. Гонтраль Орлеанский был также женат на двух женщинах.
Христиане Северного Кавказа также позволяли себе жениться на нескольких женщинах. Например, в середине XIII века адыгский феодал христианского вероисповедания содержал на Тамани около 100 жен.
Надо просто помнить, что все женщины, которые состояли в полигамийных браках с одним мужчиною, были грубо принуждамы к этому и по своей сути- более чем безправны. Женщинами пользовались как рабынями мужчины, которые могли по своему состоянию и положению в обществе, купить или взять силой наложницу.
Безправие женщины, ее рабское положение в мире делало ее всегда доступной до прихоти и похоти сильных мужчин.
Добровольно ни одна из вторых и последующих жен в отношения с такими мужчинами не вступали.
Так следует ли это называть многоженством?
Скорее-сексуальным рабством.
Виды брачных отношений в Римской Империи
Современным людям, привыкшим к наличию всего одной законной формы брачных уз, сложно представить, что может быть иначе. Сейчас всё просто — есть штамп в паспорте, значит человек женат (или замужем). А если штампа нет — свободен. У древних римлян паспортов не было, но с браком у них тоже сперва всё было просто. Если мужчина и женщина живут под одной крышей год или дольше, то они считаются мужем и женой. По этой причине многие римлянки каждый год на три дня перебирались к родителям (или иным родственникам), чтобы не считаться замужними.
Кадр из фильма «Спартак», 1960 г. Кадр из фильма «Спартак», 1960 г.Зачем они это делали? В патриархальном обществе, каковым был древний Рим, мужчина имел полную власть над своей супругой, детьми и всеми прочими домочадцами. Жена не могла владеть собственностью, всё семейное достояние принадлежало мужу. Как и дети, которых муж мог убить, продать в рабство или просто выгнать на улицу. С женой он также мог делать почти всё, что хотел. Разве что убить не мог без веской причины. А если причина была (к примеру, жена взяла без спроса ключ от винного погреба), то древнеримский суд его оправдывал.
Эта разновидность брачных уз в римском праве называлась cum manu (в буквальном переводе «с рукой»). Женщина, покидая дом своих родителей, где над нею властвовал pater familias (отец семейства), переходила под руку мужа. Для этого, как уже говорилось, было достаточно прожить вместе один год — такой брак назывался usus (привычка, давность). Согласно законам XII таблиц, trinoctium (отлучка на три ночи) лишала его законной силы.
Фрагмент фрески «Альдобрандинская свадьба», конец I в. до н.э. или начало I в. н.э. Фрагмент фрески «Альдобрандинская свадьба», конец I в. до н.э. или начало I в. н.э.А для желавших брачной церемонии у древних римлян имелся обряд coemptio (покупка). Пара считалась мужем и женой после того, как в присутствии пяти свидетелей жених выкупал её у отца за одну мелкую монету. В этом случае женщину спрашивали, хочет ли она стать матерью семейства и она должна была ответить согласием. Этот обычай, издавна существовавший у плебеев, также практически исчез к закату римской Республики.
Древнеримская брачная церемония на картине Эмилио Вассари, XX в. Древнеримская брачная церемония на картине Эмилио Вассари, XX в.Патриции вступали в брак намного торжественнее. В обряде confarreatio участвовало целых десять свидетелей, а проводили его священники: pontifex maximus (главный жрец) и flamen Dialis (жрец Юпитера). Молодожёны приносили торжественную жертву богам. Согласно Дионисию Галикарнасскому, изобретение этого обряда приписывали Ромулу, основателю Рима. Плиний писал, что такой брак считался священным и поэтому не допускал развода.
Сенатор зачитывает документ. Картина Поля Рейнера, 1967 г. Сенатор зачитывает документ. Картина Поля Рейнера, 1967 г.Богатые римляне стремились обеспечить гарантии как самой невесте, так и её семейству. Десять свидетелей, участвовавшие в заключении брака, также ставили подписи под tabulae nuptiales (брачным контрактом), который перед этим публично зачитывался. В нём скрупулёзно перечислялась собственность невесты, передаваемая ей семьёй. Муж впоследствии не мог лишить её этого имущества по собственному произволу.
Древнеримская свадьба. Кадр из фильма «Римская империя: Нерон», 2004 г. Древнеримская свадьба. Кадр из фильма «Римская империя: Нерон», 2004 г.Кроме брака cum manu, в позднем Риме стали популярными браки sine manu (без руки), в которых жена уже не была в полном владении её мужа. Совсем без опеки женщин не оставляли, по причине их «природной легкомысленности», так что у жены имелся законный опекун, как правило из числа её родственников. Такой брак давал жёнам намного больше свободы. К концу эпохи Республики женщина легко могла поменять опекуна, просто заявив, что тот отлучился больше чем на сутки. Женщины получили право инициировать бракоразводный процесс, прежде это мог сделать только муж. Вся собственность жены в случае брака sine manu оставалась при ней.
Древнеримская невеста. Современный косплей Древнеримская невеста. Современный косплейВ древнем Риме можно было вступить в брак даже заочно, то есть в отсутствие жениха, но не невесты. В обряде участвовала будущая супруга и родня со стороны мужа. Такой брак считался официально заключённым, если имелось письмо жениха, находившегося в этот момент вдали от дома. Невесту торжественно вводили в дом жениха, с этого момента она считалась его женой.
«Между надеждой и страхом». Лоуренс Альма-Тадема, 1876 г. «Между надеждой и страхом». Лоуренс Альма-Тадема, 1876 г.Последней формой брака, бытовавшей у римлян, был конкубинат, то есть сожительство. Если по каким-то причинам пара не могла жениться официально (обычно из-за большой разницы в социальном статусе), то они просто жили вместе. Их дети считались рождёнными вне брака (отец мог их официально усыновить, если хотел), имущество также оставалось раздельным. Конкубинат получил распространение ещё в республиканские времена, в имперском Риме стал весьма частым явлением и оставался таковым вплоть до распространения христианства.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
Гаремы и кровосмесительные браки восточных владык
Согласно Ветхому завету (Третья книга Царств), у израильского царя Соломона (10 век до н.э.) было семьсот жён, не считая наложниц. Точное число жён у древнеегипетского фараона Рамсеса II (13 в. до н.э.) неизвестно, но они родили ему больше ста сыновей. При этом двенадцать из них, последовательно назначавшихся Рамсесом наследниками, умерли ещё при его жизни, и на престол взошёл только тринадцатый.
Жак-Жозеф Тиссо. Царь Соломон с гаремом
Разграничение на жён и наложниц чётко указывало на официальные права тех и других, а также рождённых ими детей. При множестве жён у фараонов всегда выделялась «главная жена». При этом никаких ограничений на кровосмесительные браки у народов древнего Ближнего Востока не существовало.
В книге Бытия описано, как дочери Лота, после гибели его жены, вступили в связь с отцом и родили от него детей, продолживших его род. Рамсес II официально женился на некоторых из своих дочерей, которые также родили ему детей.
Андреа Ваккаро. Лот с дочерьми
Египетские фараоны вообще должны были официально жениться на своих сёстрах, что не мешало им брать себе и других жён. Однако дети, рождённые от таких кровосмесительных браков, имели преимущественное право на престол. Этим историки объясняют регулярные вырождения древнеегипетских династий и их частые смены.
Кадр из сериала "Тутанхамон" 2015г.
Виды многожёнства
Многожёнство подразделяется социальными антропологами на
- сороральное
- и несороральное.
При сороральном многожёнстве все жёны одного мужчины являются сёстрами, при несороральном - не являются.
- западных и северных шошонов,
- луисеньо,
- пайютов,
- яганов,
было распространено у
- хиваро,
- апачей,
- ботокудо (для старейшин и искусных охотников),
- чинуков (особенно у знати),
также практиковалось у индейцев Субарктики и северо-западного побережья Северной Америки:
- чипевьян,
- тлинкитов,
- инну,
- кри,
- оджибве,
- слейви,
- хайда,
- танаина (в последнем случае в основном у богатых),
- куикатеков,
- уичоли,
- цоцили,
- панаре (правда редко),
- вождей шаванте
- и нутка.
Однако в интернет-источниках по этнографии часто смешиваются понятия сорорат и сороральное многожёнство, что затрудняет их разделение.
Многожёнство в древнем мире
На самом деле, в истории человеческих обществ именно моногамия – допустимость брака только между одним мужчиной и одной женщиной – является редким исключением. Тогда как право мужчины жить сразу с несколькими жёнами – широко распространённым правилом. Зато брак одной женщины с несколькими мужчинами встречается ещё реже, чем моногамия.
При этом даже там, где разрешено многожёнство – в современных исламских государствах – его придерживается меньшинство мужчин. Оно и понятно: в патриархальном обществе женщины не работают вне дома. Жён надо содержать, а это под силу только богатому человеку. А бедных, ясное дело, во все времена больше, чем богатых.
Эдвин Лонг. Вавилонский рынок невест
Поэтому при царских дворах древнего Востока многожёнство особенно процветало. Царь мог брать неограниченное количество жён и наложниц.
Многожёнство в современном мире
В современном мире многие культуры и религии допускают или даже поощряют многожёнство. А некоторые народы Африки даже после принятия христианства не отказываются от многожёнства .
Примерами многожёнцев-глав государств служат президент ЮАР Джейкоб Зума, имеющий 5 жён, а также монархи аравийских стран, Брунея, Лесото и Свазиленда, нынешний король которого Мсвати III лидирует, имея 13 жён, а его предшественник Собхуза II, имевший 70 жён, намного превзошёл по количеству жён центральноафриканского императора Бокассы. Четвёртый Король Бутана, Джигме Сингье Вангчук, который правил с 1972 по 2006 год, имеет четырёх жён, являющихся родными сёстрами.
По данным исследований американских биологов из Аризоны, опубликованным в журнале PLoS Genetics, многожёнство оказало большое влияние на генофонд человечества, снизив разнообразие мужских хромосом. Кроме того, даже в тех странах, где существует государственный запрет на многожёнство, разнообразие мужских хромосом также меньше, поскольку и в таких странах один мужчина чаще становится отцом детей от разных женщин, чем женщина - матерью детей от разных отцов
Современное состояние многомужества
Распространение христианства с его запретом на любые интимные отношения, кроме моногамного гетеросексуального брака, за пределы Старого Света в Новое время привело к угасанию во многих культурах обычая многомужества. Имело значение и изменение формы хозяйствования, при котором исчезли многие экономические факторы, ранее поддерживавшие эту практику.
Тем не менее, многомужество по-прежнему практикуется у ряда народов Индийского субконтинента. В Шри-Ланке, Непале, Бутане полиандрические браки официально разрешены законом. В ряде других стран полиандрия существует де-факто, под видом официальной моногамии. Она по-прежнему, видимо, преобладает у многих неконтактных народов (то есть добровольно избегающих общения с внешним миром), таких, как ряд племён индейцев Амазонии.
В некоторых странах полиандрия не запрещена законом напрямую, и это способствует возрождению такой практики. Так, в 2013 году власти Кении впервые зарегистрировали биандрический брак. В своё время многомужество практиковалось среди масаи – одного из крупнейших народов этой страны и соседней Танзании.
Одна на всех: шокирующие факты о многомужестве
Чистая полиандрия – брак одной женщины сразу с несколькими мужьями – встречается редко. Гораздо чаще такой брак обставлен различными дополнительными условиями, а кроме того существует смешанно с другими формами брака.
Наиболее часта фратернальная полиандрия, когда у двух или нескольких братьев – одна жена. В этих случаях, как правило, старший брат женится за себя и за своих младших братьев. Именно старший брат (соответственно, старший муж) является главой семьи и имеет свободу брачного выбора. Он же устанавливает очерёдность брачных сношений между своими братьями и их общей женой. При такой форме брака свобода женщины – только кажущаяся. На самом деле, это очень регламентированная форма брачных отношений, и основана она на главенстве старшего мужчины в семье. Такая полиандрия до сих пор распространена у многих народов Непала, у части населения Бутана, у дардов – живущего в Гималаях светловолосого и светлоглазого народа (есть легенда, что они – потомки воинов Александра Македонского), у части тибетцев, у некоторых малых народов Южной Индии, у многих индейских племён Южной Америки и т.д.
В Тибете и Гималаях многомужество часто сосуществует с многожёнством. Старший брат, женатый за себя и всех своих братьев, может взять себе и вторую, и третью жену. При этом, они будут только его жёнами, но не жёнами его братьев. Его другие жёны, в свою очередь, могут быть замужем за другими мужчинами, которые, при этом не являются мужьями его первой жены. Такой брак называется полигинандрией и отличается от группового брака, в котором брачные отношения внутри группы мужчин и женщин довольно свободны.
Разновидностью полиандрии является множественное отцовство. Оно встречается у некоторых народов Меланезии. Интересно, что у них главную роль в определении родства играет не биологическое отцовство, а участие в воспитании детей. Счёт родства у них идёт исключительно по матери (матрилинейный), но братья женщины, живущие с ней в одном доме, считаются в племени отцами её детей, а мужья, не живущие в одном доме с женой, таковыми не признаются.
Есть ещё биандрия, когда у одной женщины – два мужа, не обязательно состоящие друг с другом в родстве. На Новых Гебридах (Океания) биандрия до недавнего времени была обязательна для вдовцов и вдовиц. Ассоциативная полиандрия – когда брак сначала заключается как парный, но затем жена может взять себе ещё мужей.
Почему возникло?
Главную причину возникновения многомужества этнографы видят в экономике: полиандрия позволяла избежать дробления земельной собственности между братьями-наследниками (в средневековой Европе такую роль играл принцип майората). Эта причина «работает» для Тибета и Гималаев с их скудной почвой или для Индии с её перенаселением. Но она не объясняет укоренения полиандрии у многих народов Океании, а особенно у индейцев Амазонии, которые жили в основном ещё охотой и собирательством. В некоторых случаях полиандрия могла быть вызвана дефицитом женщин из-за выборочного убийства новорождённых девочек. Вероятно, причины возникновения обычая многомужества были разнообразны в разных обществах Земли, и какой-то одной универсальной не существует.
Многожёнство и религия
Иудаизм и многоженство
Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в левиратном браке, когда брат должен был жениться и обеспечивать вдову своего брата (Второзаконие, 25:5-10). Несмотря на многочисленные упоминания в Торе, учёные считают, что полигиния на самом деле не была распространена в библейские времена, так как многожёнство требует богатства. Майкл Куган, напротив, утверждает, что полигиния в библейские времена встречалась часто, и сошла на нет только ко II веку нашей эры.
В XI веке рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет на многожёнство для ашкеназских евреев. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объясняется следующими причинами:
- Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
- Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жён и бросали старых в Европе.
Современный светский Израиль, основанный ещё в период действия этого 1000-летнего запрета, не разрешает заключать полигамные браки. Но в то же время, те йеменские евреи, которые уже стали многожёнцами, могут получить израильское гражданство, а их брачные союзы со второй и последующими жёнами имеют юридическую силу (применительно только к родившимся в Йемене и заключившим свои браки там до приезда в Израиль).
При этом есть следующие ограничения на многожёнство:
Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницею, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её.- Левит 18:18
Если кто возьмёт себе жену и мать её: это беззаконие.- Левит 20:14
Также Тора устанавливает запрет царю «умножать жён»(Втор. 17:17), что авторы Талмуда трактуют как «не более 18 жён».
Из троих праотцов еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова - только Исаак был одножёнцем.
У Авраама были наложницы, число которых в Торе не уточняется, первую из них - Агарь - ему дала Сарра по той причине, что сама родить не могла. Иаков же стал многожёнцем не по своей воле - когда он отработал на своего дядю Лавана 7 лет за свою жену Рахиль, то после свадьбы Лаван дал ему вместо Рахили её сестру Лию, что Иаков обнаружил только наутро. И хотя неделю спустя он сыграл свадьбу и с Рахилью, но за Лию ему пришлось работать на Лавана ещё 7 лет. Впоследствии Лия с Рахилью пытались родить как можно больше детей и призвали себе в помощь служанок (Зелфу и Валлу), чьи дети становились не только законными наследниками Иакова, но и считались «как бы» единоутробными братьями детям законных жён. В итоге вчетвером они родили Иакову 13 детей - 12 родоначальников колен израилевых и одну дочь.
В современном иудаизме существует движение «А-баит а-йегуди а-шалем», которое призывает легализовать многожёнство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000 летнего запрета на многожёнство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда».
Список многожёнцев, упомянутых в Танахе:
- Авраам имел жену Сарру и несколько наложниц, из которых по имени известна только Агарь. После смерти Сарры Авраам взял в жёны Хеттуру. Бытие. 25:1-6
- Ламех имел двух жён: «И взял себе Ламех две жены». Бытие. 4:19
- Иаков имел двух жён: сестер Лию и Рахиль, и служанок жён - Валлу и Зелфу. Бытие. 29:30
- Исав имел трёх жён: Иегудифу, Васемафу и Махалафу. (Бытие. 26:34, Бытие. 28:9)
- Гедеон: «У него много было жён. Также и наложница». (Суд. 8:30-31)
- Соломон имел 700 жён и 300 наложниц. (3 Книга Царств 11:3)
Христианство и многоженство
В Новом Завете моногамность принимает характер общей нормы. «Множественный» брак в настоящее время отвергается большинством течений в христианстве.
Согласно канонической христианской точке зрения первоначальный брак получает благословение Божие (Быт. 1:28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение:
«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов.
Согласно католической энциклопедии, Христос провозгласил изначальный Божественный закон моногамного и нерасторжимого брака и возвёл брак в достоинство Таинства.
Лютеранская церковь учит, что мужчина и женщина вместе составляют человеческую жизнь, их союз в браке являет собой основную форму человеческого бытия, и что с распространением христианской веры по всей земле брак с одним супругом стал нормой даже там, где были приняты другие формы брачного союза. В лютеранской церкви брак понимается как жизненный союз между мужчиной и женщиной и исключает возможность обозначать или понимать как браки иные союзы.
Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам учит:
«Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2).
В Новом Завете высказывается требование к дьяконам, пресвитерам и епископам быть «мужем одной жены»:
«Диакон должен быть муж одной жены» (1 Тим. 3:12), «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены» (Тит 1:5,6), «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2).
3-е правило 6-го Константинопольского собора гласило:
«Но сие постановили мы для тех, которые, как сказано, до пятнадцатаго дня месяца января, четвертаго индикта, обличены в вышеозначенных винах, и токмо для священных лиц; отныне же определяем и вознобовляем правило, которое гласит: кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще в списке священнаго чина».
В Правилах святого Василия Великого многожёнством (πολυγαμία) считается не только то, когда кто-либо имеет в одно и то же время много жён, а и то, когда кто-либо много раз женится. Согласно правилам, только первый брак считается святым и Богом благословенным; за второй брак известное лицо подлежит каноническому наказанию, третий же брак считается уже нечистотою (ρυπάσματα) в церкви и может быть только терпим, ибо он все же лучше, чем разнузданное блудодеяние (Василия Великого 4, 50). Всякий дальнейший брак называется уже многожёнством и Василий Великий обозначает оный как дело скотское (κτηνώδες, belluinam rem), а не человеческое, и считает грехом большим, чем блу д .
Высказывались и другие точки зрения. Так, по мнению американского пастора Юджина Хиллмана, изложенному в книге «Новый взгляд на многоженство», Римская церковь установила запрет на многожёнство для унификации христианского вероучения с греко-римскими культурными обычаями.
Архиепископ Англиканской церкви Нигерии Питер Акинола судил многожёнство среди христиан.
Ислам и многоженство
Несороральная полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь одновременно не более четырёх жён. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена. При этом наложницы жёнами не считаются. Например, Сулейман Великолепный был официально женат лишь на одной женщине (Хюррем), а все остальные обитательницы его обширнейшего гарема жёнами ему не считались.
Индуизм и многоженство
У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса. В варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев - 2 или 3, в варне брахманов - до 4.
Буддизм и многоженство
В буддизме вопрос многожёнства считается бытовым и лежащим вне компетенции религии.
Читайте также: