Миграция евреев из ссср в израиль
Полвека назад партийное руководство СССР по инициативе КГБ узаконило эмиграцию евреев в Израиль, попутно установив квоту и засекретив сам факт решения. С помощью уникальных документов "Огонек" присмотрелся к небывалой для советской номенклатуры дискуссии, которая за этим последовала
"По представлению Комитета госбезопасности президиум ЦК КПСС 12 октября 1965 года определил количество эмигрантов в Израиль из Советского Союза в пределах 1500 человек",— так рапортовал тогдашний председатель КГБ Владимир Семичастный. Если перевести с бюрократического, выходит следующее: высший орган власти по инициативе главной спецслужбы страны узаконил эмиграцию евреев в Израиль и взял обязательство — выпускать до полутора тысяч человек в год. То есть установил квоту на выезд людей, чего в истории советской власти, богатой на разного рода лимиты, продразверстки и карточки, до того не было. Но для начала — контекст.
Вопрос без протокола
При Хрущеве отношения с Израилем были на точке замерзания. Вот пример — обсуждение 4 мая 1962-го на президиуме ЦК (политбюро), поздравлять ли президента Израиля по случаю национального праздника. Постановлено: "1. Утвердить проект поздравительной телеграммы президенту Государства Израиль И. Бен-Цви (прилагается). 2. Текст телеграммы и ответ на нее в печати не публиковать. 3. В случае, если посольство Израиля в Москве обратится с просьбой выступить по московскому телевидению по случаю национального праздника, оставить просьбу без ответа".
Телеграмма Леонида Брежнева (тогда председателя президиума ВС СССР) Ицхаку Бен-Цви уместилась в предложение: "Мои поздравления и пожелания благополучия народу Государства Израиль". Дипломатии — минимум.
Почему такой холод? Да потому что израильские власти часто поднимали ("муссировали", как говорили тогда) вопрос о свободе эмиграции из СССР. Вдобавок кто-то из журналистов разозлил этим вопросом Никиту Хрущева по ходу его встречи с президентом США Джоном Кеннеди в Вене. Тут же был организован поток писем советских граждан еврейской национальности, в котором, к примеру, 11 июля 1961-го некая Клара Борисовна Хамитова негодовала: "Уважаемый Никита Сергеевич! Прочитала в газете Вашу пресс-конференцию с журналистами в г. Вене, и меня крайне возмутил вопрос израильского корреспондента. Скажите, о каких евреях идет речь, которые хотели бы выехать в Израиль? Нас не режут, не дискриминируют, а если негде помолиться, то мы молитв все равно не знаем, а старики уж дотянут и без них. "
Однако к лету 1965-го Хрущев уже был свергнут, ревизия шла по всем фронтам, по еврейскому вопросу — тоже. Коллективное руководство склонялось к тому, что с Израилем надо дружить. И вот в июне 1965-го новый президент Израиля Шнеур Залман Шазар прислал в Кремль конфиденциальное послание. В нем увидели сигнал для нормализации отношений. Рожденный в семье хасидов любавического толка под Минском Рубашов, ставший Шазаром, против трактовки не возражал, но в обмен просил решить вопрос об эмиграции.
Еще недавно в Кремле это квалифицировали бы как "выпад". Но не теперь. 19 августа 1965-го перед заседанием президиума ЦК в узком кругу поговорили "О письмах, поступающих в Совет министров СССР по вопросам выезда граждан еврейской национальности на жительство за границу". Так важные проблемы и решались — называлось это "вопросы, не включенные в протокол". В скупой строке замалевано нецензурное в устах высшей номенклатуры слово "Израиль". А "письма" в "Совет министров СССР", это читай — послание от президента Израиля новому председателю президиума ВС СССР Анастасу Микояну.
Выступили четверо: "премьер" Косыгин, "президент" Микоян, второй секретарь ЦК Николай Подгорный, ответственный за практическую идеологическую работу Петр Демичев. Постановили: "Президиуму Верховного Совета СССР продумать предложения и внести в ЦК".
"Продумал" и "внес", разумеется, КГБ в лице Семичастного. Тем же беспротокольным манером установили цифру — не более 1500 человек в год. Кремль взял подобие обязательства выпускать по виртуальному плану-разверстке, но как выполнить его в стране, где по переписи — 2 млн 266 тысяч 334 "лица еврейской национальности"? Как разбить квоту по 15 союзным республикам, автономиям, краям, областям? Непонятно. Но главное, Рубикон был перейден.
Выполним решение ЦК об эмиграции евреев из СССР!
Трудно вспомнить другое решение кремлевского синклита, которое бы пересматривалось так часто, как решение по эмиграции в Израиль. Квота будет то расти, то падать. Временами отменяться. Вновь возникать на более высокой планке. Затем эмиграция примет массовый характер. А когда перестройка сменится распадом СССР — и вовсе обретет черты библейского исхода.
Но это потом. Пока решение было гостайной особой важности. Послали официальный ответ Залману Шазару:
"ТЕЛЬ-АВИВ, СОВПОСОЛ. При очередной встрече с министром иностранных дел Израиля сделайте в устной форме разъяснение следующего содержания:
В связи с посланием Его Превосходительства Президента Государства Израиль г-на Залмана Шазара от 24 июня с.г. на имя Председателя Президиума ВС СССР А.И. Микояна относительно выезда на постоянное жительство в Израиль советских граждан для воссоединения со своими семьями мне поручено сообщить следующее .
Президенту, вероятно, известно, что в течение 1963-1965 годов советские органы власти дали разрешение в установленном порядке на выезд в Израиль полутора тысячам советских граждан. Разумеется, советские компетентные органы власти и в дальнейшем будут рассматривать в духе гуманности подобные просьбы советских граждан, придерживаясь действующего в СССР законодательства и правил выезда за границу".
О квоте ни слова: боялись утечек. И боялись резонанса. А что если, например, узнает Герой Советского Союза президент Объединенной Арабской Республики Гамаль Абдель Насер и возразит. Или докопаются китайцы и поднимут крик, что кремлевские ревизионисты пошли на сговор с израильскими сионистами. Или в Вашингтоне решат, что СССР ослаб и созрел для розыгрыша еврейской карты. Наконец, какой-нибудь товарищ Владислав Гомулка из Варшавы забросает запросами: а что ему делать со своими лицами известной национальности.
Первые итоги подвели к зиме 1967-го: их доложил ЦК тот же Семичастный (см. ниже). Картинка вырисовывалась занятная. Скажем, приоритетными областями для "этнической санации" были определены Западная Украина, Северная Буковина, Закарпатье и Прибалтика. То есть регионы, которые отошли к СССР по пакту Молотова — Риббентропа. Прибалтика при этом проблемы не представляла, но с мнением украинских товарищей приходилось трепетно считаться — костяк политбюро составляли кадры из украинской партийной организации. Прежде всего Брежнев и Подгорный. Тот же Семичастный до переезда в Москву, при Сталине, возглавлял украинский комсомол. Голос первого секретаря ЦК Компартии Украины Петра Шелеста тоже звучал весомо. И Петро Юхимович этим активно пользовался.
Показательно, что украинскому филиалу КПСС единственному, кроме большой КПСС, разрешалось называть свое руководство политбюро. И это малое политбюро постоянно мутило воду: вносило поправки в сверхсекретные решения, добивалось, чтобы они становились более двусмысленными и засекреченными. Логика просматривалась. Ясно ведь, что терять граждан еврейской национальности предстояло Украине, а не, скажем, Казахстану или Армении. Соответственно, вставал вопрос и о других квотах. Если выпускают евреев, то почему нельзя сделать квоту на выезд в Канаду граждан украинской национальности? Скажем, из вчерашних бандеровцев и членов их семей. Словом, украинские партийцы понемногу становились главными оппонентами еврейской эмиграции.
Шестидневная война (1967 год) дозированный исход остановила. Не мог же СССР выпускать своих граждан на поле битвы, где они станут пушечным мясом в войне тель-авивских агрессоров против прогрессивных арабских стран!
Номенклатурное здравомыслие нарушил Подгорный, начертав на своем экземпляре: "За. Но не следует устанавливать квоту в 1500 ч. Стариков можно отпускать без ограничения (если он не специалист). Н.П.". То есть ответил и "да", и "нет" одновременно. Андропов и Громыко просили о ясности, а получили бюрократический туман.
Самому Подгорному в тот момент было 65 лет (мужчины в СССР выходили на пенсию в 60), но с ним, как и с Шелестом, никто не спорил. Этот бывший первый секретарь ЦК Компартии Украины, освоившись в кресле номинального президента в Москве, уверовал, что он глава государства и что вопросы гражданства — его епархия.
На финальном решении остались следы этой ремарки: "Текст отредактирован с учетом замечаний т. Подгорного Н.В.". Подгорный успокоился, но проблема решена не была, так как новой квоты не появилось. Аппарат воспринял это как лицензию на саботаж.
"Квота реализуется не в полной мере"
К квоте вернутся в начале 1971-го. Как и предполагали, с "учетом обстановки". Накануне XXIV съезда КПСС делегации СССР и США в Хельсинки договаривались об ограничении стратегических наступательных вооружений. Работали и над созывом общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству с гуманитарной "корзиной". Шла секретная подготовка визита президента США Ричарда Никсона в СССР, первого в истории (Ялта-1945 не в счет). Словом, готовился прорыв — "триумф ленинской программы мира" (по терминологии Кремля), или "детант", "разрядка международной напряженности" (по западной). Еврейский вопрос был важной частью этой архитектуры.
"Обстановка" развивалась в двух измерениях. По "делу N 46". Внешняя политика. Раздел "Израиль". Подраздел "Об эмиграции". Это МИД. И по "делу N 18". "Национальные вопросы". Раздел "Об эмиграции евреев и борьбе с сионизмом". Это по линии КГБ.
К январю 1971-го Андропов и Громыко заручились поддержкой брежневского фаворита главы МВД Николая Щелокова — новый меморандум в ЦК по горячей теме они послали втроем. Казалось, на сей раз конъюнктура и "весовая категория" инициаторов позволяют разрулить все в рабочем порядке. Так нет! 27 января опять встрял Подгорный и предложил: подробно обсудить на политбюро.
Что предлагала тройка министров? Прежде всего послать информационное письмо ЦК всем парторганизациям и все разложить в нем по полочкам. Вопросы-то накопились, и на них надо было ответить. Прежде всего — зачем выпускать евреев? Сколько? Кого? Что сделано? Что предстоит? В чем успехи? Где недоработки?
Был проанализирован опыт минувших лет. Выяснилось, что с 1945 по 1955 год, например, в Палестину-Израиль выехало 500 человек советских граждан (по 50 в год). С 1955 по 1965 год — 4167 человек, в основном преклонного возраста (то есть уже по 500). В 1965-м установлена квота: 1500 человек в год. И ограничения на выезд — для тех, кто имел допуск к секретам, состоял на воинском учете, был ценным специалистом и имел детей школьного возраста.
Запрет держался год: в июне 1968 года решением инстанции выезд возобновлен. В контексте Пражской весны, брожений в Европе, расовых волнений в США эмиграция в Израиль становится важным элементом геополитики. Однако квоту снижают. Потом (март 1970-го) повышают — до 3000 в год.
И вот начало 1971-го — новая сверка часов: СССР жизненно нужны западные инвестиции, технологии, подключение к системе мировой торговли и финансам. "Еврейская карта" в глобальной игре — козырная. При этом относительно недорогая.
Но как объяснить эти нюансы "эмиграционной биржи" партактиву на местах? Москва в течение пяти лет то отпускала клапан, то перекрывала, то разрешала полторы тысячи, то пять, то три. Слаженный аппарат не может работать в подобном раздрае. В самом деле, как застраховать себя от ошибок и вместе с хасидом Моисеева возраста не упустить несанкционированного инженера? На местах начался глухой ропот. В ОВИРах, выездных комиссиях райкомов, в первых отделах НИИ росло недоумение. Кого выпускать и сколько? В итоге чиновники попросту выпускать перестали. То есть аппарат саботировал решения партии и правительства по национальному вопросу. А как еще? Свое кресло дороже.
Политбюро констатировало провал: местными органами квота "реализуется не в полной мере". В отличие от посевных, которые тоже, случалось, проваливали, срыв кампании по выпуску евреев на историческую родину, по сути, грозил срывом "ленинской программы мира".
Вот цифры. С июня по декабрь 1968 года в ОВИРах принято 1097 ходатайств (разрешений на выезд — 496, отказов — 601). 1969 год: 7907 ходатайств (2316 разрешений, 5591 отказ). С января по ноябрь 1970-го — 3420 ходатайств (753 разрешения, 2667 отказов).
"Программа мира" для сионистов
Короче, проблема названа. Андропов, Громыко и Щелоков, стоявшие во главе могучих ведомств с их всесильными аппаратами, попытались разобраться с причинами. Начали с диагноза. Выяснилось: на местах чересчур широко трактуют понятие "инженерно-технические работники". Плохо определяют, кто специалисты, а кто нет. Не так считают состоящих на военном учете (относят, к примеру, к военнообязанным мужчин в возрасте от 17 до 45 лет и женщин от 17 до 35). Произвольно толкуют категорию "ценные", включают в нее всех граждан с высшим образованием.
К чему это приводит? К тому, что недоработки используют сионисты в подрывных идеологических диверсиях. Что делать? Как что? Механизм имеется. Возвращаемся к историческому решению политбюро от 10 октября 1965 года,— к спасительной квоте. На этот раз предлагается программа из четырех пунктов.
1) Не выпускать "видных деятелей науки, техники и культуры".
2) Тех, кто имеет допуск к секретам и тайнам, выпускаем через пять лет "после прекращения служебных (трудовых) отношений с режимными учреждениями".
3) Третье. Военнообязанных выпускаем. Кроме: летно-технического состава, ракетчиков, подводников и т.п.
4) Отныне выпускаем и по вызовам дальних родственников, "а в отдельных случаях и без вызовов по заявлению граждан". По письму.
Сколько же лиц еврейской национальности планировали отпустить за кордон? По расчетам Андропова — Громыко — Щелокова, из СССР могли эмигрировать 80-100 тысяч евреев. Из двух с лишним миллионов. С учетом 4-5 тысяч в год эта программа заняла бы 20 лет — до 1991 года. Забегая вперед, надо признать: с годом товарищи Андропов, Громыко и Щелоков угадали. Но разве что с ним одним.
"Надо дать просто указание органам"
На самом деле планирование на 20 лет не было новостью — на десятилетия в СССР планировали многое, от победы коммунизма при Никите Сергеевиче до продовольственной программы при Леониде Ильиче. Продумывали все и по части эмиграции евреев в Израиль, но в советских традициях: пока старались не упустить из вида ни одной мелочи, всплыли нежелательные последствия стратегического характера.
К примеру, ожидалось, что на Запад хлынет материал для антисоветской пропаганды (эмигранты повезли из страны такие страшные тайны советского быта, как тайну содержания крахмала и туалетной бумаги в колбасе, правду о хроническом дефиците и аварийном жилье). Учитывался и риск утечки "секретов". Ждали, что станут нарастать — от зависти — эмигрантские настроения среди немцев, армян, граждан прибалтийских республик. Почему, в самом деле, совгражданам еврейской национальности дают квоту, а у совграждан армянской национальности такой квоты нет?
Все это были, так сказать, "плановые минусы". По мере того, как они выявлялись, компетентные органы включались в борьбу. Раскрывали реакционную сущность сионизма. Через средства массовой информации сообщали о бедствиях эмигрантов на Земле обетованной, публиковали их письма и просьбы о возвращении в СССР.
Но главная ставка при этом делалась, конечно, на "плюсы". Рассуждали так: так как выпускаем не только стариков, но и молодежь, то они не найдут работу. Не исключено массовое недовольство. (В этом Андропов со товарищи просчитались: после 50 лет советской власти и "незаконных массовых репрессий" молодежь из эмигрантов в бунтах на Западе замечена не будет.)
Наконец, главный козырь был оставлен под конец: "Расширение канала выезда в Израиль позволит значительно усилить наши разведывательные возможности за рубежом, в том числе и в странах главного противника". Иными словами, в первоначальных проектах решений политбюро закладывалась возможность при остановке в Вене не следовать далее к Стене Плача и к Могилам Патриархов, а прошмыгнуть в Нью-Йорк, Лос-Анджелес, штат Мичиган, канадские Торонто и Монреаль, а на худой конец в Париж и Лондон.
Все эти аргументы были представлены "тройкой" вместе с предложением: свести все изложенное в некое единое целое в жанре "закрытого письма" и довести директиву до аппарата на местах установленным порядком. Предложение, однако, не прошло. Из Киева идею заблокировал Петр Шелест: "Считаю, что письмо писать не надо, так как его могут истолковать против нас. Надо дать просто указание соответствующим органам".
Так и порешили. А жаль: историки недосчитались многообещающего закрытого письма ЦК КПСС, которое могло бы стать вершиной жанра.
"Еврейский вопрос" в итоге был решен без больших партийных дискуссий, как говорится, по факту. Ради достижения соглашения с американцами по ограничению стратегических вооружений (ОСВ) выездная квота в 4-5 тысяч человек в год казалась не серьезной уступкой, а безделицей.
Забавно, однако, что именно эта "безделица" дала зеленый свет визиту Никсона в СССР, с которого и началась знаменитая эпоха разрядки.
Потом, как известно, была эпоха перестройки. Ну и дальше — по историческому графику.
В основе материала — ранее не публиковавшиеся документы из фондов Российского государственного архива новейшей истории, рассекреченные Межведомственной комиссией по защите гостайны.
Миграция евреев из ссср в израиль
Над темой номера работал
Марк ТОЛЬЦ II
Еврейская эмиграция из бывшего СССР с 1970 года составила почти
2 миллиона человек
Наиболее значительным событием еврейской истории конца ХХ века было образование глобальной постсоветской еврейской диаспоры вследствие массовых миграций. В их результате подавляющее большинство евреев Советского Союза — к моменту его распада имевшего третье по численности еврейское население в мире — оказались за его пределами. Для понимания процесса формирования постсоветской еврейской диаспоры мы рассмотрим эмиграцию евреев и членов их семей из бывшего СССР III . При этом необходимое внимание будет уделено также реэмиграции части тех, кто первоначально направился в Израиль. Основываясь на анализе демографических процессов, мы попытаемся решить задачу определения динамики численности евреев, имеющих свои корни в бывшем СССР. В заключение будет представлена оценка общей численности современной постсоветской еврейской диаспоры и её распределение по странам.
Начавшаяся в 1970-е годы массовая эмиграция евреев и членов их семей за пределы Советского Союза положила начало формированию современной глобальной географии постсоветской еврейской диаспоры IV . Впрочем, необходимо отметить, что затем наступил временный перерыв, и советские власти в течение большей части следующего десятилетия — особенно строго в 1982-1986 годах — вновь вернулись к политике резкого ограничения еврейской эмиграции из СССР. Всего в 1970—1988 годы 291 тысяча евреев и членов их семей покинули Советский Союз, и большинство из них — 165 тысяч (57%) — направились в Израиль (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1. Эмиграция евреев и членов их семей из бывшего СССР, 1970—1988 и 1989-2009 годы, тысяч человек
В том числе в:
Доля Израиля, %
* Данные за 1970-1988 годы включают мигрантов, выбывших по израильской визе во все страны, кроме Израиля; данные за 1991-2009 годы относятся только к тем, кто получил поддержку со стороны Общества помощи еврейским иммигрантам (ХИАС).
** Данные относятся к году выбытия из СССР.
*** Включая мигрантов, которые не получали помощь со стороны ХИАС.
Источник: Тольц М. После исхода: постсоветские евреи в современном мире. Авторизованный пер. с англ. И.В. Ивахнюк // Международная миграция: экономика и политика. Под. ред. В.А. Ионцева. М., 2006. С. 121 [обновлено].
Рисунок 1. Эмиграция евреев и членов их семей из бывшего СССР в 1989-2009 годы по основным странам назначения, тысяч человек
* Данные за 1991-2009 гг. относятся только к тем, кто получил поддержку со стороны Общества помощи еврейским иммигрантам (ХИАС),
Начиная с 1989 года, массовая эмиграция достигла таких масштабов, что впервые стала играть основную роль в сокращении численности евреев в Российской Федерации. В большинстве других постсоветских государств падение численности евреев вследствие эмиграции было ещё более быстрым. В целом темп этого исхода оказался даже выше, чем тот, что был у массовой эмиграции евреев из Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков V .
Всего за четыре десятилетия (1970-2009 годы) территорию бывшего СССР покинули более 1,9 млн. евреев вместе со своими родственниками-неевреями. Подавляющее большинство — свыше 1,6 млн. — сделало это в 1989-2009 годах, когда количество эмигрантов в 5,6 раза превысило их число за предшествующий период 1970-1988 годов. Из всех выехавших в 1989-2009 годы около 998 тысяч человек (61%) направились в Израиль. Число евреев и членов их семей, переселившихся в тот же период в США, может быть оценено примерно в 326 тысяч Количество мигрировавших за этот период в Германию составило 224 тысячи.
В 1989 году СССР покинули 72 тысячи евреев и членов их семей, подавляющее количество которых — 56 тысяч (78%), направилось в США. В конце данного года американское правительство отказалось от приема лиц, выехавших по израильским визам, и в дальнейшем процедура оформления разрешений на въезд в США шла только непосредственно в государствах бывшего СССР. На еврейскую иммиграцию в США с постсоветского пространства были введены квоты. При этом четкое предпочтение отдавалось тем, кто имел близких родственников в США VI .
Между тем окончательный кризис советской системы привел к пику эмиграции. В 1990 году СССР покинули 205 тысяч евреев и членов их семей. Подавляющее большинство из них — 185,2 тысячи (90%) направились в Израиль, т.е. больше, чем за все предшествующее двадцатилетие 1970-1989 годов, когда 178 тысяч человек прибыли в эту страну. В 1991 году, к концу которого СССР прекратил свое существование, из него эмигрировали еще 195 тысяч, из них 147,8 тысячи (76%) направились в Израиль. В 1992 году общее число евреев и членов их семей, выехавших за пределы бывшего СССР, снизилось до 123 тысяч, а в 1993 году оно составило 127 тысяч. Затем масштабы еврейской эмиграции постепенно сокращались до 1998 года, что во многом соответствовало снижению численности евреев и членов их семей в бывшем СССР, а значит, и количества потенциальных эмигрантов. В этот период немногим более половины (52-59%) мигрантов направлялись в Израиль.
Финансовый кризис 1998 года привел к существенному росту эмиграции из России и в целом со всего постсоветского пространства. Уровень эмиграции из Российской Федерации в Израиль в 1999 году вернулся к показателю 1990 года. При этом доля Израиля как принимающей страны во всей эмиграции евреев и членов их семей из бывшего СССР повысилась до 67%. В условиях кризиса их намного возросшее желание эмигрировать реализовалось в основном благодаря возможностям, предоставленным израильским Законом о возвращении VII . В последующие годы в целом цифры постсоветской еврейской эмиграции снижались VIII . Это вполне коррелировало как с резким сокращением еврейского демографического потенциала на территории бывшего СССР, так и со стабилизацией ситуации и начавшимся экономическим ростом в большинстве постсоветских стран.
После 11 сентября 2001 года роль США как страны назначения в постсоветской еврейской эмиграции резко упала. Германия с начала 1990-х годов имела свою программу привлечения евреев из бывшего СССР IX . В 2002—2004 годах еврейская иммиграция с постсоветского пространства в эту страну была временно более многочисленной, чем в Израиль. Однако затем Германия быстро свернула свои усилия по привлечению евреев из постсоветских государств X . Лишь Израиль продолжал держать границы открытыми перед евреями всего мира и их близкими.
По данным за 1989-2001 годы, когда все три вышеназванные страны активно принимали евреев и членов их семей из бывшего СССР, из Российской Федерации прибыло в Израиль почти столько же иммигрантов, сколько из Украины (табл. 2). В тот же период, по нашей оценке, в США из Украины въехало в 1,6 раза больше человек, чем из Российской Федерации, а для миграции в Германию разрыв был ещё большим — в 2 раза. В результате, в эти годы доля выходцев из Украины в общем числе евреев-мигрантов из бывшего СССР и членов их семей была преобладающей среди переселившихся в США (41%) и особенно в Германию (56%). Удельный вес въехавших в эти страны из Российской Федерации был существенно ниже (26% и 27% соответственно). Стоит отметить, что среди мигрантов в Германию общая доля тех, кто происходил из Закавказья и Центральной Азии, была небольшой (4%) и равнялась соответствующему показателю для стран Балтии, несмотря на огромные расхождения в численности еврейского населения этих регионов к началу миграции.
Таблица 2. Распределение эмигрировавших из бывшего СССР евреев и членов их семей по основным регионам выбытия и прибытия, 1970-1988 и 1989-2001 годы, тысяч человек
Тут появилась надежда
— И почему эти мысли пришли? Вы же выучили иврит, даже писали песни, но всё-таки вернулись в Россию.
— Одно дело — знать язык, другое дело — писать на нём стихи. Чтобы язык стал родным, нужно уезжать, когда тебе не больше 10 лет. Пока молодой, ничего не сложно. Всё манит новыми горизонтами, всё обещает приключения, новые страницы в жизни. Но переехавшему в зрелом возрасте серьёзно конкурировать с людьми, родившимися в Израиле, получившими израильское образование, имеющими общее израильское прошлое — школу, армейскую службу, — конечно, невозможно.
Когда в России начались перемены, я сначала просто стал сюда наведываться. И почувствовал, что у общества появилась надежда, общество задышало иначе. И к этой оптимистической, устремлённой в будущее волне, пропитанной светлыми надеждами на то, что теперь всё будет как у людей, конечно, хотелось прикоснуться. И я этой волной тоже был подхвачен.
По мере того, как в России стали появляться студии звукозаписи, независимые актёрские агентства, антрепризы, театральные труппы, мне становилось всё интереснее. И в какой-то момент я понял, что надо определяться, потому что я не могу челночить туда-сюда. И поскольку вся моя работа так или иначе уже была связана с Россией, я остался здесь.
— Сейчас какую страну вы считаете больше своей родиной и почему?
— Родина у меня одна — Петербург. Я патриот своего города. Я его люблю, я в нём родился, я его очень хорошо знаю, он для меня живой, он меня питает, и мне без него тяжело. Я по нему скучаю, когда в отъезде. Безусловно, такие же чувства не могу испытывать к Челябинску или Новокузнецку, тут уж меня не в чем винить.
Другое дело, если вы меня спросите, считаю ли я Израиль родной своей страной. Да, считаю, потому что полученный во время жизни там бесценный опыт никуда не делся. Здесь остались друзья, обретённые мною в иммиграции, духовные знания, эмоции. Всё это мне дорого.
Засунуть гордость поглубже
— Может, кому-то просто сам Израиль не понравился? Страна-то специфичная.
— Израиль — удивительная мешанина культур, обычаев, менталитетов. Это и не ближневосточная в полном смысле этого слова страна, и не европейская. В ней вы можете встретить вещи, свойственные только Европе и несвойственные другим восточным странам. Но это всё равно Ближний Восток со всеми вытекающими. Потому те, кто нетолерантен по своей природе, не готов принимать обычаи, менталитет другого общества, просто не создан для эмиграции и жизни в другой стране. Им в принципе не нужно уезжать. Такие возвращаются очень быстро. Общество или страна всегда чувствуют исходящее от тебя желание или нежелание принять её культуру, обычаи. Если ты изначально настроен ничего этого не принимать — ты уедешь обратно. Или будешь скрежетать зубами от злобы и жить в русском гетто.
А кто-то возвращается, потому что его замучила тоска по Родине. Могу сказать, почему возвращаются многие деятели культуры. Меня, может быть, многое в России не устраивает — в каждом обществе свои недостатки. Но человек, который имеет дело с русской культурой, который дитя этой самой культуры, воспитан на ней, да ещё и профессионально ею занимающийся — театром, музыкой, песней, — в России найдёт гораздо большее применение. Мне здесь интереснее, я здесь наиболее полно раскрываюсь, самовыражаюсь, реализуюсь.
— А из России в своё время почему уехали?
— Многое тогда сложилось вместе. Кто-то уверен, что Леонидов уехал в Израиль и потому ушёл из «Секрета». Но это не так. Я сначала ушёл из «Секрета», а потом уже решил: если начинать всё сначала, то почему бы не на новом месте? Причиной было ещё и то, что в конце 1980-х — начале 1990-х над страной висели чудовищные тоска и безысходность.
— В Израиле сложно было интегрироваться? И что оказалось сложнее всего?
— Всё было сложно. Это сейчас мы живём примерно одинаково с точки зрения технического прогресса. А в конце 1980-х это были абсолютно по-разному устроенные общества. В Союзе не было ни чековых книжек, ни банковских карточек, ни банковских счетов, ни собственности. Так что всему надо было учиться. Когда ты юноша, это всё легко даётся. Но когда тебе 30 лет, а ты не умеешь делать элементарных вещей, которые в стране, куда ты приехал, знает даже ребёнок, это вызывает неловкость. Приходится свою гордость засовывать поглубже и учиться.
— А то состояние непрекращающегося военного конфликта, в котором живёт Израиль, подталкивает к отъезду? Вам лично было страшно?
— Да, мне было страшно, потому что я приехал прямо во время войны в Персидском заливе. Под Новый год американцы стали бомбить Ирак. Мы ходили с противогазами, в каждой квартире были наглухо заперты окна. Мы ждали газовых атак, под окном у меня стояла американская установка «Пэтриот», натовские солдаты сбивали иракские ракеты. Но как-то обошлось. Да и мыслей, что я из-за этого из Израиля уеду, не возникало, они пришли позже.
Миграция евреев из ссср в израиль
Постсоветские евреи в современном мире 1
Над темой номера работал
Марк ТОЛЬЦ
Массовая эмиграция евреев из СССР в 1970-е и ее торможение в 1980-е
Исследование числа евреев, имеющих корни в бывшем Советском Союзе, и определение их распределения по странам мира естественно начать с рассмотрения массовой еврейской эмиграции из СССР в 1970-е годы и исхода евреев с постсоветского пространства в 1990-е. Таким образом, мы получим количественное представление о миграциях, которые привели к тому, что подавляющая часть постсоветских евреев сегодня оказалась за пределами бывшего СССР. Анализ проблем, вызвавших это переселение, остается за пределами нашего исследования, имеющего четкую статистико-демографическую задачу.
Массовая еврейская эмиграция из СССР началась в 1971 году. Ныне известны документы, включая материалы самого высшего эшелона властных структур, которые в определенной мере раскрывают механизм принятия и осуществления необычного решения о частичном открытии границ для данной этнической группы 2 . Советское руководство явно ошиблось, считая, что эмиграция не примет массового характера. Если в 1970 году по израильским визам из СССР выехала всего одна тысяча человек, то в 1971 году - уже около 13 тысяч, в 1972 – более 31 тысячи, а в 1973 году – свыше 34 тысяч человек. После этого число разрешений на выезд снизилось, и в 1974 году СССР покинули менее 21 тысячи евреев и членов их семей. В 1975-1977 годы ежегодно выезжало еще меньше - от 13 до 16 тысяч человек. В следующие три года наблюдался новый рост, и в 1979 году был отмечен пик еврейской эмиграции 1970-х: более 51 тысячи выехавших. Затем на эту эмиграцию были вновь наложены жесткие ограничения. В результате в целом за 1982-1986 годы из СССР выехало менее 7 тысяч евреев и членов их семей. В начале периода «перестройки» число разрешений на эмиграцию вновь возросло, и в 1987 году из СССР выехало более 8 тысяч, а 1988 году – 19 тысяч человек. В целом за 1970-1988 годы примерно 291 тысяча евреев и членов их семей покинули СССР (табл. 1). 3
Таблица 1. Эмиграция евреев и членов их семей из СССР, 1970-1988 годы, тысяч человек
В том числе в:
* Данные включают мигрантов, выбывших по израильской визе во все страны, кроме Израиля.
Источник: Tolts M. Demography of the Jews in the Former Soviet Union: Yesterday and Today // Jewish Life after the USSR / Eds. Z. Gitelman, with M. Glants and M. I. Goldman. Bloomington, IN, 2003. P. 177-178.
В этот период еврейская эмиграция допускалась только по израильским визам и в первой половине 1970-х лишь 7,5% от общего числа выехавших из СССР по таким визам направились в другие страны, кроме Израиля. Однако уже в 1976-1977 годах около половины еврейских эмигрантов, выезжая из СССР, меняли свое направление. При этом они попадали в основном в США, где в условиях холодной войны действовала специальная программа по их приему, по которой советские евреи и члены их семей могли получить статус беженцев. В 1979 году две трети всех эмигрантов не прибыли в Израиль, куда они первоначально получили визы. В целом за десятилетие 1979-1988 гг. этот показатель составил 72% (см. рис. 1).
* Данные включают мигрантов, выбывших по израильской визе во все страны, кроме Израиля.
Рисунок 1. Доля Израиля и США в эмиграции евреев и членов их семей из СССР,
1970-1988 годы, %
Подавляющая часть тех евреев и членов их семей, кто в 1976-1988 годах эмигрировал из Российской Федерации и Украины, направились в США (см. табл. 2). В 1970-х и 1980-х. доля жителей Украины во всей еврейской эмиграции за пределы СССР была наибольшей (37%), а удельный вес Российской Федерации был заметно меньшим (17%).
Таблица 2. Эмиграция евреев и членов их семей из Российской Федерации и Украины в Израиль и США, 1970-1988 годы, тысяч человек
Страна прибытия
и период (годы)
Страна выбытия
Российская Федерация
Израиль
* Все выехавшие по израильским визам из Российской Федерации и Украины; 7,5% от общего числа эмигрировавших в этот период из всего СССР по таким визам направились в другие страны, кроме Израиля.
** Все выехавшие по израильским визам, но прибывшие в другие страны, кроме Израиля, включая незначительную их часть, которая направилась не в США.
Источник: Tolts M. Migration since World War I // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe / Ed. G.D. Hundert. New Haven, СТ, 2008. P. 1438 [in press].
1 Подготовлено на основе существенно переработанной и расширенной части публикации автора на англ. языке: Tolts M. The Post-Soviet Jewish Population in Russia and the World // Jews in Russia and Eastern Europe. 2004. No. 1 (52). P. 52-58. При работе над русской версией использован перевод с английского И.В. Ивахнюк, опубликованный в: Международная миграция: экономика и политика / Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир» / Гл. ред. В.А. Ионцев. Вып. 18. М., 2006. С. 110-120. Вступительные разделы о миграции написаны заново. Посвящаю эту статью моим родным, ныне живущим на трех континентах, – как переселившимся в Израиль, США, Францию и Чехию, так и тем, кто остался в России. И это только члены одной семьи, чей пример наглядно показывает, как оказались разбросаны по современному миру постсоветские евреи.
2 Еврейская эмиграция в свете новых документов / Под ред. Б. Морозова. Тель-Авив, 1998. См. также коллекцию документов, относящихся к Украине: Khanin V. Documents on Ukrainian-Jewish Identity and Emigration, 1944-1990. London, 2003.
3 Подробнее о динамике еврейской эмиграции из СССР в этот период и ее распределении по странам прибытия см.: Altshuler M. Soviet Jewry since the Second World War: Population and Social Structure. New York, 1987. P. 56; Флорсхайм Й. Эмиграция советских евреев в 1979-1988 гг. и ее влияние на советское еврейство // Яхадут зманену. 1990. Вып. 6. С. 305-321 (иврит).
«А оно не пошло»
Валентина Оберемко, «АиФ»: Максим, согласно примерным оценкам посольства Израиля, сегодня в России живут 100 тыс. израильтян. Многие из них вернулись в страну после 2000-х гг. и продолжают возвращаться. Почему?
Максим Леонидов: Начнём с того, что из СССР и из России в Израиль уезжали по-разному. Да, в 1990-е, когда уехал я, многие были уверены, что прощаются с Россией навсегда. Но когда дипотношения между странами наладились и уже можно было свободно передвигаться по миру, многие начали приезжать обратно.
Человеку свойственно искать лёгкой доли, лёгкой жизни, поэтому люди мигрируют. Это нормально. Просто в нашей стране к этому процессу повышенный и болезненный интерес. В других местах никого особенно не удивляет, когда человек куда-то ещё поехал жить. Поехал, попробовал, не получилось — вернулся. А у нас сразу: «Ага! Уехал за сладкой долей, за длинным долларом! Сбежал!» Почему сбежал? Какая-то тюремная терминология получается! Мы до сих пор почему-то говорим с отголоском этой лагерной жизни, боимся выйти за пределы барака. На тех, кто не побоялся, смотрим с недоверием и завистью. На тех, кто вернулся, — со злорадством. Но то, что не у всех получается, — это нормально.
— Почему уезжают обратно из Израиля? Кто-то думал, что всё там само пойдёт в руки, а оно не пошло. Кому-то там очень жарко. Кто-то выяснил: чтобы работать по специальности, нужно ещё поучиться, потому что нашего диплома недостаточно, а сил на учёбу уже нет. Плюс конкуренция высока — страна-то маленькая, не то что с СССР — с Россией не сравнить!
Кто-то попробовал учить язык, а это тяжело — возраст не тот, язык сложный. А без знания языка получить хорошую работу вряд ли удастся. Так что причин множество.
Иногда они возвращаются. Почему евреи, уехавшие в Израиль, едут обратно?
После перестройки и падения пресловутого железного занавеса начался массовый исход евреев из СССР в Израиль (в большей степени), США, Европу.
Однако в последние годы обозначилась обратная тенденция — уехавшие возвращаются. Почему? Об этом «АиФ» поговорил с певцом Максимом Леонидовым, у которого есть опыт и отъезда, и возвращения.
Евреи в СССР при Никите Хрущеве: оттепель и начало еврейской эмиграции в Израиль
C приходом к власти Никиты Хрущева началась в СССР удивительная жизнь. Советский народ узнал о культе личности Сталина, о виновности красного бога в репрессиях миллионов людей. Сталина вынесли из мавзолея, Берию расстреляли, ГУЛАГ закрыли. В страну Советов пришла оттепель и евреи вздохнули свободно.
Оттепель
Сталина нет, Хрущев дружит с США и садит американскую кукурузу. Международный фестиваль молодежи в Москве и железный занавес приоткрывается. Pepsi-Cola, стиляги и американский образ жизни. Никто уже не гнобит евреев за космополитизм, космополитизм теперь моден.
В стране начался резкий рост числа евреев, больше всего растет в России (РСФСР). В 1948 году в России жило 800 тысяч евреев, а в 1959 году уже 875 тысяч человек. Самый предприимчивый, образованный и сплоченный народ в мире старается осесть в Ленинграде, Киеве, Москве, Свердловске, в Новосибирске.
Еврейские дети советских семей стараются устроить свое будущее через хорошее высшее образование.В оттепель Хрущева советский народ глотнул американских ценностей В оттепель Хрущева советский народ глотнул американских ценностей
Все больше евреев в науке и торговле. Во всех крупных городах России доля евреев быстро растет. Молодые евреи растворяются в советском населении, доля смешанных еврейских браков с другими народами Союза к 1979 году вырастет до 50%.
Несмотря на негласный запрет назначения евреев на высшие должности в КПСС, евреи массово вступали в партию и расходились по низовым комсомольским и партийным должностям в глубинке. К концу 1970-х годов евреи станут второй после татар неславянской частью коммунистов. Из комсомольцев выйдет олигарх Михаил Ходорковский.
Эмиграция
Однако еврейская оттепель Хрущева закончилась быстро. В 1957 году начнут закрывать еврейские синагоги, а в 1961 году начнется кампания против "расхитителей социалистической собственности". Будут расстреляны 50 еврейских чиновников и спекулянтов.
Вернутся поджоги еврейских кладбищ в Советском Союзе, преграды евреям в карьере, в обществе вновь расцветает антисемитизм.
усилиями ОБХСС СССР ведется борьба с хищениями усилиями ОБХСС СССР ведется борьба с хищениямиОкончательно испортит всё израильский вопрос и холодная война. Советская поддержка Израиля прекратится быстро, вместо коммунистического рая Израиль выберет демократию США и станет верным союзником Запада. СССР поставит на арабов, начнутся беспрерывные войны и Израиль станет врагом СССР.
Заложником этой большой политики станут советские евреи.
Ведь у гонимого тысячелетиями народа впервые появился свой дом - Израиль. Вернуться туда или помогать Израилю святая обязанность каждого еврея в мире. В начале 1950-х годов создается мировая система возвращения евреев на родину. И Советский Союз как главное еврейское место жизни после войны - главный источник воссоединения народа.
Евреям в СССР делать нечего, оттепель накрылась, их снова не любят. И советские евреи стремятся в Израиль, поток заявлений в Кремль на выезд к концу 1950-х годов становится бурной рекой. Из Советов стремились уехать в первую очередь украинские и прибалтийские евреи, так и не принявшие коммунизм и советскую власть окончательно.
Советские евреи станут заложниками холодной войны США и СССР на Ближнем Востоке Советские евреи станут заложниками холодной войны США и СССР на Ближнем ВостокеДиссиденты
В городах СССР открыты школы иврита, чтобы эмигрантам было легче на новой родине, выпускаются самопальные пособия и еврейские журналы.
Но весь этот поток эмиграции и усилий врезается в Никиту Хрущева. Для него Израиль враг, которому нельзя давать новых солдат против друзей-арабов. А дружба с Кеннеди закончилась ядерными ракетами на Кубе. Также будет считать и молодой Брежнев, и до конца 1960 годов случаи выезда евреев в Израиль единичны.
СССР отказывал всем евреям в выездных визах, таких евреев называли "отказниками" и помечали черной меткой КГБ. Они теряли работу, их считали предателями соседи, а детей - одноклассники в школах. Отказников поносили на партсобраниях и на пионерских линейках. Так семьи "отказников" потеряли будущее в СССР.
Евреи без будущего вливались в новый слой советских людей-"диссидентов", которым противен железный занавес и коммунизм. Запрет Кремля на выезд евреев стал подтачивать СССР изнутри..
История Народов 1 Булгары I 2 Буртасы I 3 Аланы I 4 Половцы I 5 Башкиры I 6 Мари (Черемисы) I 7 Хазары I 8 Татары I 9 Евреи
Читайте также: