Лукас кранах отдых на пути в египет 1504
Поклонники творчества Лукаса Кранаха Старшего (1472 — 1553) с восхищением пересказывали друг другу историю, подтверждающую необыкновенный талант мастера: однажды он расписал деревянный стол виноградными гроздьями, да так искусно, что одна из птиц, обманувшись, слетела вниз, чтобы полакомиться ягодами. Кранаха называли соперником Дюрера, и не зря: оба художника жили в одно время и нередко соревновались в мастерстве и славе. Но если Дюрер большую часть жизни посвятил изучению людей и природы, Лукас Кранах Старший творил собственный мир, причудливый и наивный.
Лукас Кранах родился в семье художника, в небольшом городке Кронах, расположенном в Верхней Франконии. Поскитавшись по свету, он обосновался в Тюрингии, где стал придворным живописцем курфюрстов саксонских. Здесь Лукас Кранах взялся сразу за несколько дел, и всё у него получалось: он резал гравюры, лепил модели церковной утвари, создавал ювелирные украшения, эскизы для тканей и гобеленов, изобретал фасоны камзолов и платьев, расписывал стены замков. Без него не обходились ни пиры, ни турниры: художник придумывал всё, от рисунков на рыцарских щитах и моделей шлемов до убранства пиршественного зала или ристалища. Лукас Кранах создал систему вкусов, собственный канон, которому следовала вся Саксония. А на своих картинах художник превратил немецкое княжество в волшебную страну, где среди причудливых замков и скал герои мифов и легенд, а также друзья и знакомые Кранаха вели беспечальную жизнь бессмертных существ.
Что такое Артхив
Артхив — это сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с искусством, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать картины.
Отдых на пути в Египет
Описание этой работы пока отсутствует. Возможно, оно появится позже. Следите за обновлениями в Артхиве.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь .
Короткая ссылка
Одноклассники
Дата создания: 1504
Местонахождение: Картинная галерея старых мастеров, Берлин
Работа в подборках: 5 подборок
«Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536
В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг — сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. Солидное годовое жалованье в 100 гульденов — в два раза больше, чем у университетского профессора, — предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов. Вскоре за труды он получил дворянский титул — невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. К титулу прилагается собственный герб — крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти, которую Кранах отныне использует как подпись на работах своей мастерской. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Когда курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный потерпел неудачу в Шмалькальденской войне и был изгнан из Виттенберга, пожилой художник отправился за ним и провел последние дни в Веймаре, где и был похоронен.
Отдых на пути в Египет
Описание этой работы пока отсутствует. Возможно, оно появится позже. Следите за обновлениями в Артхиве.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь .
Короткая ссылка
Одноклассники
Дата создания: XVI век
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Разработка композиций
Панель на алтаре Грабу подчеркивает еду и питье: Иисус кормит грудью, осел пьёт из ручья, а Иосиф ест (вероятно, хлеб), предлагая Марии бутылку. Хотя картина имеет золотую основу , это одна из панелей, где по краям нарисованы пейзажи. Примерно через столетие после этого изображений осталось немного. Запрестольный образ Ганса Мемлинга (Лувр) знаменует начало резкого увеличения количества изображений сцены и вводит чудеса в фоновый пейзаж, хотя композиция со стоящей Девственницей необычна.
Примерно в 1500 году Богородица с младенцем часто доминируют в композиции на ранних нидерландских картинах , с Иосифом и ослом на среднем расстоянии, если они вообще видны. На картине Джерарда Дэвида в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, Джозеф на заднем плане собирает еду, бил каштан длинной палкой - деталь, вероятно, заимствована из миниатюр Подвигов месяцев в календарях книг. часов и, возможно, северный заменитель дат в легендах. Картина Вашингтона, по-видимому, является самой ранней из многих картин этого предмета или с использованием центральных фигур в других контекстах, которые, по-видимому, были созданы путем переноса с копий рисунков. Многие из них можно отнести к большой мастерской Адриана Изенбрандта в Брюгге .
Несмотря на то, что в самом Полете Иосифа неизменно изображают идущим пешком, ведущим осла, на котором сидят Мария и ребенок, в « Отдыхе» Иосифа, как правило, все еще показывают стоящим, если он не занят какой-либо деятельностью. После Высокого Возрождения он часто стоит за Богородицей, образуя пирамидальную группу фигур, когда ее окружают ангелы. Относительно немного изображений показывают, что он отдыхает ногами, сидя рядом с Марией, или ест. К ним относятся гравировка c. +1506 от Лукас ван Лейден , и светотень рисунок с помощью Ханс Спрингинкли 1514.
Более широкий пейзаж Патинира в Прадо позволяет разместить вдалеке (справа) резню младенцев, спровоцировавшую бегство, и «чудо кукурузы». Падающие языческие идолы изображены как на вершине храма слева (хотя статуя бога с крысиной головой осталась нетронутой), так и парой металлических ног на сфере рядом с Богородицей. Осел пасется где-то вдали, и Джозеф, кажется, нашел горшок с молоком, который он несет. Есть ряд версий Патинира или его круга; Среди других плодовитых создателей Остов - Ян Брейгель Старший и Ян Брейгель Младший и различные соавторы, а также Симона Кантарини (1612–1648). На полпути к написанию того, что было бы ранней итальянской версией этого предмета, Джованни Кариани, кажется, передумал и добавил пастухов, чтобы создать «эксцентричную» композицию « Поклонение пастухов» (1515–1517, Королевское собрание ).
Нетипичные примеры с конкретными видами деятельности включают знаменитый Караваджо , где Джозеф держит ноты для ангела, играющего на виоле ; здесь и Дева, и Младенец заснули. Единственная деталь, которую дает Евангелие, - это то, что полет начался «ночью», но ночные пейзажи были очень редки в искусстве в первые века существования этого предмета. В ночной сцене Рембрандта (1647, Дублин ) семья, кажется, присоединилась к каким-то пастухам с большим ночным костром; это его единственный ночной пейзаж. Это относится к картине « Полет » Адама Эльшаймера, где они только что прибывают в импровизированный лагерь; Рембрандт знал бы это по гравюру. Две другие необычные обработки из голландской живописи Золотого века - реалистическая сцена, изображающая семью в более или менее современной одежде в захудалой голландской таверне или фермерском доме Авраама Блумарта (1634, Рейксмузеум ), и одна с Джозефом, читающим большую книгу, Без сомнения, религиозный, работы Aert de Gelder (ок. 1690, Бостон).
Этот объект иногда нелегко отличить от Святого Семейства в Египте , хотя присутствие молодого Иоанна Крестителя и дом поблизости указывают на это, поскольку присутствие традиционного осла или осла предполагает отдых . В любом случае «отдых» иногда позже интерпретировался как включающий все пребывание в Египте, которое, согласно Золотой легенде, длилось семь лет. Гравюра в Альбрехте Дюрер серии «s на жизни Богородицы всегда известна как Отдых на пути , несмотря на показ Иосифа явно хорошо обосновался в Египте, с большим домом, и занята работой на его столярном, помогала ангелам.
Точно так же, живописание в полет , которые включают в себя чудо пальмового подхода даты являясь Rest , а во влиятельной гравировке по Шонгауэр (до 1491), где Мария остается сидит на неподвижной осле , как даты Joseph сборок. Примерно с 1550 года на итальянских картинах часто появляются инвазии путти- ангелов, следуя немецким образцам в гравюрах, и на картинах первого десятилетия века Лукаса Кранаха Старшего и Альбрехта Альтдорфера .
Общие тенденции в пейзажной живописи влияют на трактовку предмета. Как и « Полет» , он был популярен среди Иоахима Патинира и его окружения, которые разместили семью среди обширных мировых пейзажей . Мариан Эйнсворт противопоставляет эту группу, сосредоточенную на внешнем международном торговом центре Антверпена , с картинами, в которых доминируют большие фигуры Богородицы с младенцем, созданные Джерардом Дэвидом и его окружением, базирующимся в Брюгге, городе, потерявшем коммерческую до - величие и теперь обращался к себе.
Лукас
Кранах Старший
Лукас Кранах Старший ( Lucas Cranach der Ältere, 4 октября 1472 г., г. Кронах — октября 1553 г., г. Веймар ) — немецкий художник эпохи Ренессанса, график, придворный живописец. Автор многочисленных портретов современников, а также картин с сюжетами на библейские темы и жанровых полотен. Принимал активное участие в создании Дунайской школы, глава большой художественной мастерской, сторонник движения Реформации, друг Мартина Лютера. Отец живописцев Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
Особенности творчества художника Лукаса Кранаха : удачно сочетая в своих работах готические традиции, господствовавшие в те времена в немецком искусстве, и основные принципы живописи Ренессанса, Кранах сумел создать особенный стиль. На его полотнах фигуры персонажей гармонично вписаны в пейзаж, за счет чего художнику удалось наиболее полно передать индивидуальные черты характера своих моделей. Несмотря на то, что многие заказчики мастера были представителями знати, художник изображал их без излишней идеализации, предпочитая показать тот богатый внутренний мир, который раскрывался перед ним в процессе работы.
В ранних картинах Лукаса Кранаха отчетливо заметно, что художник отдавал предпочтение нестандартным цветовым решениям. Этот прием в комбинации с асимметрией был довольно новаторским для того времени. Более зрелый период творчества представлен полотнами, где преобладает поэтическое начало, благодаря которому сюжеты, насыщенные мелкими деталями, приобретают флер сказочности и идиллии.
«Отдых на пути в Египет» - Кранах Лукас Старший
Этот сюжет имеет отношение к Стихам 13-14 главы 2 Евангелия от Матфея: «…Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет…». (Мф.2:13-14).
Яркая картина с романтичной атмосферой изображает Святое семейство, прервавшее свое путешествие, чтобы отдохнуть на пути в Египет. Действие происходит на фоне пышущего зеленью леса. Всюду царит романтичная и умиротворяющая атмосфера живой природы. Богородица расположилась прямо на траве у опушки леса, поставив младенца Христа себе на колени. Рядом с ней два милых ангела разыгрывают мелодию на свирели, в то время как третий читает божественное послание, четвертый черпает воду из источника, и еще один поймал птицу. Святой Иосиф стоит позади этой группы, и как внимательный страж вглядывается в зрителей. Младенец Иисус тянется к клубнике, которую ему предлагает небесный посланник. Этот поэтический образ является средневековым символом. Клубника всегда считалась божественным плодом, а экзотическая птица обозначала рай. Он у Кранаха выглядит как природа южных земель Германии, с далекими скалистыми горами, родниками и свежим ветром.
Согласно выводам немецких историков искусства, это раннее произведение Кранаха - одно из первых, которое стало отображать тему «Бегства в Египет» не как трагичную историю, а наоборот, чудесную и умиротворяющую картину спасения Святого семейства от верной гибели.
История создания
Период времени, которым датирована данная работа, совпадает с визитом Лукаса Кранаха в Австрию, и об этом его путешествии мало что известно. Однако такими же годами отмечены некоторые сохранившиеся портреты венцев, среди них есть ученые и члены их семей. Вероятно, художник оказался в кругу образованных австрийцев, и их передовое мировоззрение отчасти повлияло на его восприятие традиций живописи, что и нашло отражение в исполнении атмосферы картины «Отдых на пути в Египет».
Отношение автора к вере
До 1508 года Лукас Кранах вел жизнь обычного добропорядочного бюргера, занимаясь творчеством и книготорговлей. Но когда в новый Виттенбергский университет направили преподавать Мартина Лютера, его речи оказали сильное влияние не только на студентов, но и на всех образованных жителей города. Лютер получил степень доктора теологии и доходчиво объяснял слушателям на сколько злоупотребления Римско-католической церкви кощунственные с точки зрения непосредственно христианства. Художник всем сердцем воспринял его идеи, понимая, что нравоучения Иисуса, поданные на латинском языке, сегодня требуют особого толкования, а ещё охраны от более радикальных протестантских движений. И тогда в творчестве Кранаха произошел стилистический «разворот». Художник стал изображать идеи нового христианского мира, в котором главное - Богочеловеческая природа Иисуса Христа, а первородных грех, может быть преодолен исключительно действием благодати, выражаемой в самой вере.
Биография
Лукас Кранах родился в городке Кронах, Верхняя Франкония. Дата его рождения приблизительная – 4 октября 1472 года.
Настоящая фамилия художника – Лукас Зундер и первые навыки рисования, скорее всего он получил от своего отца, предположительно Ганса Зундера, но также многие исследователи считают, что этого человека звали Ганс Малер и скорее всего он был отчимом будущему художнику.
Так или иначе, с 1490-х годов Лукас путешествовал по Германии. В 1493 г. он посетил Палестину, в 1501 году — Вена, в которой прожил до 1504 г. Там он изучал творчество Альбрехта Дюрера и написал свои первые дошедшие до наших времен произведения с узнаваемым автографом.
В этот же период художник поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 году Лукасу Кранаху был пожалован дворянский титул и в том же году он побывал в Нидерландах. Живописец возглавил художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, стал издавать книги, совмещая это с книжной торговлей.
Постепенно Лукас Кранах стал самым богатым жителем Виттенберга и даже неоднократно избирался бургомистром города.
Полотна художника украшали дворцы знати и дома многих богатых горожан. Обилие заказов позволило Кранаху привлечь к живописи своих сыновей: в его мастерской работал старший сын Ганс, а позже к нему присоединился и Лукас Кранах младший.
Кранах-старший был сторонником Реформации, он был знаком с Мартином Лютером и явился активным участником религиозного движения, которое тот сформировал - лютеранства. Художник иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты христианских деятелей, финансировал издание Библии, переведенной Лютером на немецкий язык.
Лукас Кранах старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.
«Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа», 1529
Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства, иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского , наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера.
«Венера и Амур», 1509
Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Интерес к античным сюжетам у Кранаха возник благодаря дружбе с профессурой Виттенбергского университета — того самого, куда Шекспир отправил учиться Гамлета. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие,/ Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Впоследствии мастерская Кранаха поставит производство Венер — простоволосых и в шляпках, с купидонами и без — на поток. В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне. Руководство лондонского метро отказалось рекламировать выставку Кранаха в Королевской академии искусств, посчитав плакат с обнаженной богиней слишком откровенным, но из-за поднявшейся шумихи быстро пошло на попятную.
Отдых на пути в Египет - Rest on the Flight into Egypt
« Отдых на пути в Египет» - это сюжет христианского искусства, изображающий Марию , Иосифа и младенца Иисуса, отдыхающих во время их бегства в Египет . Святое семейство , как правило , проявляется в ландшафте.
Эта тема не развивалась до второй половины четырнадцатого века, хотя это был «очевидный шаг» от изображений «легенды о пальме», где они останавливаются, чтобы поесть фиников и отдохнуть; часто бывают пальмы. Это было дальнейшее развитие давних традиций происшествий , украшавших историю Бегства в Египет , о котором в Новом Завете просто говорится, что произошло, без каких-либо подробностей.
Самый ранний из известных Rest - это панно в большом разделенном на отсеки алтаре Grabow , выполненное северогерманским художником Майстером Бертрамом примерно в 1379 году, и этот объект был в основном найден к северу от Альп до 1500 года или позже. Большинство изображений сделано для богатых домов, а не церквей, и этот предмет лишь изредка является частью циклов Жизни Христа в церквях (хотя Алтарь Грабова является одним исключением). По мере того, как популярность пейзажной живописи росла, она стала альтернативой оригинальной семейной сцене на дороге и к концу шестнадцатого века, возможно, обогнала ее по популярности.
Фигуры часто просто отдыхают, но иногда изображается более конкретный поход или пикник, возможно, с помощью ангелов. В более ранних частях Богородицы иногда грудное вскармливание, подключение к давнишней иконописи из Девы Lactans . Иосиф может быть активным, собирает дрова или приносит воду, но в более поздних частях он иногда крепко спит, что редко бывает с Девой. На больших ландшафтах вдалеке можно увидеть другие легендарные происшествия с Полета .
Примеры
- Отдых на пути в Египет , по Тициана , гр. 1512, Лонглит Хаус , Уилтшир
- Отдых на пути в Египет со Святым Франциском , по Корреджо , гр. 1520, Уффици , Флоренция.
- Пэрис Бордоне«Отдых на пути в Египет », ок. 1530, Музей изящных искусств , Страсбург
- Отдых во время бегства в Египет , ок. 1597, Караваджо , Галерея Дориа Памфили , Рим
- Отдых на пути в Египет , 1630, Антонис ван Дайк , Старая пинакотека , Мюнхен.
- Отдых на пути в Египет , 1640-е годы (?) Масло на меди, автор Пьер Франческо Мола , Музей Метрополитен , Нью-Йорк
- Отдых на пути в Египет , около 1665 года, автор Бартоломе Эстебан Мурильо , Эрмитаж , Санкт-Петербург.
Картины Лукаса Кранаха как отражение эпохи
Точных данных о детских годах художника нет. Одни источники утверждают, что его отец неизвестен, а фамилия юного Кранаха была Зюндер. Согласно другим сведениям, Лукас появился на свет в семье художника Ганса Малера, жившего и работавшего в Верхней Франконии в городе Кронахе. Предполагают, что азам живописи Кранах обучался в мастерской своего отца. Его первые рисунки не сохранились, достоянием общественности стали произведения Лукаса, созданные художником в возрасте примерно 30 лет.
В начале 1490-х годов молодой Лукас Кранах, тогда еще никому не известный начинающий художник, отправился в путешествие по Германии. Затем была Палестина, а в 1501 году — Вена. В столице Австрии живописец провел два года, изучая творчество Альбрехта Дюрера. Именно здесь он написал свои первые дошедшие до наших времен произведения с узнаваемым автографом. В их числе — полотно «Адам и Ева», которому долгое время приписывалось авторство Дюрера: Кранах был настолько увлечен работами великого немца, что воспользовался одноименной композицией мастера для создания своего варианта.
Переезд в Виттенберг по приглашению Фридриха Мудрого в 1504 году принес Кранаху звание придворного живописца и известность: он пишет портреты придворных и другие картины, в числе которых «Распятие». Изобразив Спасителя вознесшимся на кресте над залитой кровью и весенним половодьем землей на фоне темных грозовых туч и сухих ветвей, художник сумел передать весь трагизм происходящего, который при этом оставляет надежду на спасение после смерти и прощение грехов.
Как художник, Лукас Кранах периода начала 1500-х годов демонстрирует удивительное мастерство, сочетая контрастные яркие краски и используя необычные для того времени приемы. Так, изображая Марию на полотне «Отдых на пути в Египет», он рисует ее просторные одеяния в виде раковины, словно оберегающей свою хозяйку. Спокойная поза Иосифа, который отдыхает, прислонившись к дереву, контрастирует с многочисленными фигурками суетливых ангелов, окруживших маленького Христа.
1508 год стал для Лукаса Кранаха Старшего поворотным: он посетил Нидерланды, а после возвращения в Виттенберг получил звание дворянина и должность главы крупной художественной мастерской. Под его началом трудились 10 молодых мастеров, которые помогали писать картины, иллюстрировать книги и продавать их. Со временем мастерская стал приносить немалый доход: Кранах разбогател настолько, что горожане стали считать его уважаемым человеком и неоднократно избирали на пост бургомистра Виттенберга. В этот период были созданы портрет Карла V, полотно «Венера и Амур», алтарь святой Екатерины.
Огромным источником вдохновения стали для Лукаса Кранаха Старшего работы да Винчи, с которыми художник познакомился во время поездки в Мелехен в 1508 году. Лукас первым из живописцев Северной Европы осмелился изобразить богиню Венеру обнаженной — до этого в подобном виде на картинах могла появляться только Ева. Подобная смелость трактовки не встретила осуждения у публики: Кранах по-прежнему пользовался популярностью, принимая заказы на портреты, картины на античные и библейские темы, идиллические пейзажи.
Полотна авторства художника Лукаса Кранаха украшали дворцы знати и дома богатых горожан. Обилие заказов позволило Лукасу привлечь к живописи своих сыновей: в мастерской именитого живописца работал его старший сын Ганс, а позже к нему присоединился и младший отпрыск — Лукас Кранах Младший.
Лукас Кранах Старший был не только живописцем и удачливым бюргером. Знакомство с Мартином Лютером сделало его убежденным сторонником Реформации и активным участником движения. Художник рисовал иллюстрации к протестантским памфлетам и портреты Лютера, а также выделил немалую сумму для издания Библии, переведенной Лютером на немецкий язык.
Сегодня картины этого гениального художника украшают залы таких музеев, как Эрмитаж, Дрезденская галерея, Лейпцигский музей, галерея в Штутгарте, Старая пинакотека (Мюнхен) и пр. В 2015 году его картина «Уста истины» была продана на аукционе Сотбис за 9 млн 300 тыс фунтов стерлингов.
Особенный стиль Лукаса Кранаха Старшего: картины мастера как отражение целой эпохи
Удачно сочетая в своих работах готические традиции, господствовавшие в те времена в немецком искусстве, и основные принципы живописи Ренессанса, Лукас Кранах старший сумел создать особенный стиль. На его полотнах фигуры персонажей гармонично вписаны в пейзаж, за счет чего художнику удалось наиболее полно передать индивидуальные черты характера своих моделей. Несмотря на то, что многие заказчики мастера были представителями знати, художник изображал их без излишней идеализации, предпочитая показать тот богатый внутренний мир, который раскрывался перед ним в процессе работы.
Лукас Кранах Старший. Автопортрет, 1550г
В ранних картинах Лукаса Кранаха отчетливо заметно, что художник отдавал предпочтение нестандартным цветовым решениям. Этот прием в комбинации с асимметрией был довольно новаторским для того времени. Более зрелый период творчества представлен полотнами, где преобладает поэтическое начало, благодаря которому сюжеты, насыщенные мелкими деталями, приобретают флер сказочности и идиллии.
Лукас Кранах Старший. Источник молодости, 1546г
Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. Точных данных о детских годах художника тоже нет. Одни источники утверждают, что его отец неизвестен, а фамилия юного Кранаха была Зюндер. Согласно другим сведениям, Лукас появился на свет в семье художника Ганса Малера, жившего и работавшего в Верхней Франконии в городе Кронахе. Предполагают, что азам живописи Кранах обучался в мастерской своего отца. Его первые рисунки не сохранились, достоянием общественности стали произведения Лукаса, созданные художником в возрасте примерно 30 лет.
В начале 1490-х годов молодой Лукас Кранах, тогда еще никому не известный начинающий художник, отправился в путешествие по Германии. Затем была Палестина, а в 1501 году — Вена. В столице Австрии живописец провел два года, изучая творчество Альбрехта Дюрера. Именно здесь он написал свои первые дошедшие до наших времен произведения с узнаваемым автографом. В их числе — полотно «Адам и Ева», которому долгое время приписывалось авторство Дюрера: Кранах был настолько увлечен работами великого немца, что воспользовался одноименной композицией мастера для создания своего варианта.
Переезд в Виттенберг по приглашению Фридриха Мудрого в 1504 году принес Кранаху звание придворного живописца и известность: он пишет портреты придворных и другие картины, в числе которых «Распятие». Изобразив Спасителя вознесшимся на кресте над залитой кровью и весенним половодьем землей на фоне темных грозовых туч и сухих ветвей, художник сумел передать весь трагизм происходящего, который при этом оставляет надежду на спасение после смерти и прощение грехов.
Лукас Кранах Старший. Распятие с обращённым сотником Лонгиным, 1536г
Как художник, Лукас Кранах периода начала 1500-х годов демонстрирует удивительное мастерство, сочетая контрастные яркие краски и используя необычные для того времени приемы. Так, изображая Марию на полотне «Отдых на пути в Египет», он рисует ее просторные одеяния в виде раковины, словно оберегающей свою хозяйку. Спокойная поза Иосифа, который отдыхает, прислонившись к дереву, контрастирует с многочисленными фигурками суетливых ангелов, окруживших маленького Христа.
Отдых на пути в Египет Лукас Кранах Старший, 1504г
1508 год стал для Лукаса Кранаха Старшего поворотным: он посетил Нидерланды, а после возвращения в Виттенберг получил звание дворянина и должность главы крупной художественной мастерской. Под его началом трудились 10 молодых мастеров, которые помогали писать картины, иллюстрировать книги и продавать их. Со временем мастерская стал приносить немалый доход: Кранах разбогател настолько, что горожане стали считать его уважаемым человеком и неоднократно избирали на пост бургомистра Виттенберга. В этот период были созданы портрет Карла V, полотно «Венера и Амур», алтарь святой Екатерины.
Огромным источником вдохновения стали для Лукаса Кранаха Старшего работы да Винчи, с которыми художник познакомился во время поездки в Мелехен в 1508 году. Лукас первым из живописцев Северной Европы осмелился изобразить богиню Венеру обнаженной — до этого в подобном виде на картинах могла появляться только Ева. Подобная смелость трактовки не встретила осуждения у публики: Кранах по-прежнему пользовался популярностью, принимая заказы на портреты, картины на античные и библейские темы, идиллические пейзажи.
Лукас Кранах Старший. Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого, 1529г
Полотна авторства художника Лукаса Кранаха украшали дворцы знати и дома богатых горожан. Обилие заказов позволило Лукасу привлечь к живописи своих сыновей: в мастерской именитого живописца работал его старший сын Ганс, а позже к нему присоединился и младший отпрыск — Лукас Кранах Младший, о котором расскажем отдельно.
Лукас Кранах Старший был не только живописцем и удачливым бюргером. Знакомство с Мартином Лютером сделало его убежденным сторонником Реформации и активным участником движения. Художник рисовал иллюстрации к протестантским памфлетам и портреты Лютера, а также выделил немалую сумму для издания Библии, переведенной Лютером на немецкий язык.
Лукас Кранах Старший. Диптих. Портрет Мартина Лютера и его супруги Катарины Бора, 1529г
Сегодня картины этого гениального художника украшают залы таких музеев, как Эрмитаж, Дрезденская галерея, Лейпцигский музей, галерея в Штутгарте, Старая пинакотека (Мюнхен) и пр. В 2015 году его картина «Уста истины» была продана на аукционе Сотбис за 9 млн 300 тыс фунтов стерлингов.
СОДЕРЖАНИЕ
В единственном повествовании Нового Завета в Матфея 2:14 просто говорится (об Иосифе): «Когда он встал, ночью взял младенца и его мать и пошел в Египет». Этот рассказ был украшен различными ранними новозаветными апокрифами , в которые добавлялись различные легендарные инциденты. В конце средневековья счета продолжали добавлять детали, в частности, Vita Christi из Людольф Саксонии , завершены около 1374, всего за несколько лет до того времени , что первое художественное изображение в Rest находится. Это включает в себя описание грудного вскармливания Марии, которое можно найти на Алтаре Грабова Мейстера Бертрама , первой известной картине. Людольф также упоминает путешествие, проходящее «через темные и необитаемые леса и по очень длинным маршрутам мимо труднопроходимых и пустынных мест в Египет», задавая тон для подавляющего большинства пейзажей на протяжении всей истории изображения, хотя деревья обычно чистые. достаточно, чтобы позволить дальний вид.
В то время как чудесные легенды, такие как чудеса пальмы, кукурузы и языческой статуи, все подпадали под неодобрение Церкви в Контрреформации и обычно исчезают из искусства, то, что Святое Семейство, должно быть, прервало их путешествие, было неоспоримо. , так что законность этого предмета с точки зрения Священного Писания была оправдана. Предмет также соответствовал движению Контрреформации, чтобы продвинуть приземленный реализм в новозаветные сюжеты и повысить роль Святого Иосифа. Таким образом, его популярность росла по мере того, как уменьшались другие элементы истории. Одна из легенд, восходящая к Евангелию от Псевдо-Матфея (возможно, 7-го века), заключалась в том, что одновременно с «чудом с пальмовым деревом» на третий день путешествия чудесным образом появился источник, когда путешественникам нужна была вода, а отдых часто ставили у ручья или ручья, хотя это можно считать естественным.
Христос, прощающийся со своей Матерью, - еще один предмет, имеющий сходные корни в позднесредневековой медитационной литературе. Похоже, он был заимствован пьесами о Страстях и не появлялся в искусстве до конца 15 века, достигнув пика примерно в период 1500–1520 годов, в основном в Германии.
Галерея
Майстер Бертрам фон Минден, панель из алтаря Грабу , ок. 1379 г., первое известное изображение
Фра Бартоломео , 1500, ранний итальянский пример, в начале популярности предмета.
Последователь Иоахима Патинира , ок. 1515 год, основная панель, окруженная меньшими изображениями жизни Христа, Национальный музей западного искусства.
Отдых на пути в Египет
Отдых в пути в Египет или Отдых в пути - популярная тема в христианском искусстве. Среди прочих он обозначает следующие картины:
- Отдых на пути в Египет (Караваджо) , Микеланджело Меризи да Караваджо (около 1594 г.)
- Отдых на пути в Египет (Кранах) , Лукас Кранах Старший (1504)
- Отдых на пути в Египет (Пуссен, 1632 г.) , Николас Пуссен (1632–1634 гг.)
- Отдых на пути в Египет (Пуссен, 1655 г.) , Николас Пуссен (1655–1657 гг.)
- Отдых на пути в Египет (Рембрандт) , Рембрандт ван Рейн (около 1644 г.)
- Отдых в бегах (Рунге) , Филипп Отто Рунге (1805–1808)
Это страница значений для различения нескольких терминов, идентифицируемых с одним и тем же словом.
-
Эта страница последний раз была отредактирована 17 сентября 2020 в 14:40.
«Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», 1520
Пейзаж, в который помещена Богоматерь с младенцем, имеет символическое значение: источник — утоление духовной жажды, скала — твердость веры. И в то же время он отсылает к знакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Лукас Кранах родился в 1472 году в семье живописца в местечке Кронах на территории нынешней Баварии — название он и взял в качестве фамилии. Кронах покинул еще молодым — подмастерьям полагалось провести пару лет в странствиях, чтобы набираться опыта и рекламировать свой талант. В итоге художник ненадолго осел в Вене, где написал свои первые известные работы, в том числе «Отдых на пути в Египет» и «Кающегося святого Иеронима» со сказочными чащами альпийских предгорий на заднем плане. За это чувство природы раннего Кранаха причисляют к дунайской школе, мастера которой стали родоначальниками пейзажного жанра — для них это уже не фон для сюжета, а самостоятельный пласт картины. Главной фигурой дунайской школы был Альбрехт Альтдорфер — считается, что именно он создал первый в истории европейской живописи чистый пейзаж , избавленный от человеческих фигур.
Кранахи в Пушкинском: что нужно знать перед просмотром
«Плоды ревности (Серебряный век)», 1530
На надгробии Кранаха в Веймаре выбита эпитафия «Pictor celerrimus» («Быстрейший художник»). В виттенбергской мастерской на него трудилась армия подмастерьев, среди которых был его сын Лукас — художниками станут и внук, и правнук Кранаха (прямая линия его потомков прервется только в начале XX века, а одна из боковых даст Германии Гете).
Работа над полотнами велась конвейерным способом — для экономии времени и усилий детали композиции переносились из картины в картину с помощью трафаретов. Десятки Венер, Мадонн, Юдифей — и как минимум пяток версий «Серебряного века» (сюжет из поэзии Гесиода о золотом, серебряном и железном веках человечества): одна, например, выставлена в лондонской Национальной галерее.
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. В 1512 году разбогатевший мастер приобрел два дома на центральной Рыночной площади — настолько добротных, что в одном из них во время дипломатического визита гостил король Дании. Рядом художник держал таверну, типографию и аптеку, на которую получил монополию, — последнее было выгодно, чтобы без посредников закупать минералы и пигменты для смешивания красок и печати гравюр. За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга — он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром.
«Женский портрет», 1526
И мифологические ню, и разодетые благородные дамы у Кранаха подогнаны под идеал красоты мастера — удлиненные пропорции, стройные фигуры, лукавые лисьи личики с раскосыми глазами и острым подбородком. «В накидке лисьей сама/Хитрей, чем лиса с холма» — это Бродский про кранаховскую «Мадонну под яблоней» из Эрмитажа. Созданный художником типаж предвосхитил моду XX века — Кранахом вдохновлялись Джакометти, Кирхер и Пикассо (последний даже сделал оммаж женскому портрету кисти Кранаха-сына).
Что такое Артхив
Артхив — это сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с искусством, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать картины.
Читайте также: