Летний отдых в живописи
Полотно одного из изобретателей импрессионизма считается, пожалуй, главным и самым талантливым произведением на «летнюю» тему. Недаром даже его название стало крылатым выражением. Однако такую репутацию картина завоевала не сразу. Наоборот, ее первое появление на выставке в Париже вызвало грандиозный скандал. Проблема была не в том, что дамы на картине раздеты: писать обнаженную женскую натуру на фоне природы – давняя традиция, вспомним многочисленных Венер эпохи Возрождения. Беда в том, что господа на полотне, наоборот, были одеты, причем по самой последней французской моде. То есть картина не получалась на отвлеченный мифологический или литературный сюжет, а рассказывала про то, как пара парижских денди вывезла куда-то в парк девиц легкого поведения. Художника также критиковали за «примитивную» технику, резкие мазки и неестественный свет. Впрочем, время все расставило на свои места, и многочисленные современники Эдуарда Мане, гладко писавшие прилично обнаженных богинь, давно забыты.
Клод Моне. «Завтрак на траве», 1866
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Одноименная картина, созданная другим отцом-основателем импрессионизма, тоже была вызывающей, но в другом роде. Гигантский – шести метров длиной – «Завтрак на траве» Моне полностью посвящен тому, как лучи солнца играют в кронах деревьев. А кавалеры и дамы в роскошных кринолинах, по которым бегают солнечные зайчики, смотрелись не как венец творения, а как еще один элемент пейзажа, впрочем, весьма красочный. Картина была почти закончена, когда в мастерскую Моне заглянули друзья-художники и сказали о ней что-то не очень приятное. Автор к картине охладел, а тут вдобавок хозяин квартиры требовал долг за арендную плату. Моне отдал ему в залог «Завтрак на траве», а когда двадцать лет спустя смог, наконец, получить полотно обратно, оказалось, что оно лежало свернутым в подвале и слегка подгнило. Расстроенный художник разрезал картину на несколько частей, две из которых уцелели и сейчас выставлены в парижском музее д’Орсе. Сохранился подготовительный этюд к картине – по сравнению с окончательным оригиналом достаточно небольшой, всего 1,8 м в длину. Он хранится в московском Пушкинском музее и сам по себе считается шедевром.
Алексей Корзухин. «Воскресный день», 1884
Харьковский художественный музей
Почти позабытый ныне Алексей Корзухин в свое время был человеком известным – одним из учредителей общества передвижников. Картины он писал, как и положено было передвижникам, обличительные – «Пьяный отец семейства», «Поминки на деревенском кладбище», «Сбор недоимок». Однако из-за любви к ярким краскам Корзухину не удавалось нагнать достаточно мрачности и пафоса, чтобы по-настоящему шокировать публику и запомниться критическим реалистом. Полотна у него выходили яркие и жизнерадостные. Одно из самых известных – «Воскресный день», где изображена семья на отдыхе. Принято считать, что оно полно веселья и беззаботности. Однако если вглядеться в детали, это впечатление пропадает, а у картины проявляется «второе дно». С господской семьей на картине что-то не в порядке: единственный мужчина – юноша с гитарой, валяющийся на траве, судя по бутылкам рядом, уже сильно навеселе. Где отец младенца, которого держит на руках нянька? Почему женщина «из благородных», которая пляшет вместе с прислугой, одета в платье черного цвета? Ощущение неблагополучия довершается тем, что вещи для пикника беспорядочно раскиданы по траве – нет ни скатерти, ни пледа.
Жорж Сёра. «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», 1884
Институт искусств, Чикаго
У постимпрессионизма – течения, пришедшего на смену импрессионизму, тоже был свой знаковый «завтрак на траве», написанный двадцать лет спустя после скандальной картины Мане. Здесь от реализма остался лишь след – люди похожи на обобщенные геометрические фигуры, написанные вдобавок не мазками, а точками. (Подобная манера называется пуантилизм, от французского слова «точка» – point, и изобрел ее именно Жорж Сёра). Художник изобразил городской пляж на берегу Сены, где гуляют нарядно одетые буржуа. Современникам эта картина тоже не понравилась. Они сочли, что автор высмеивает парижан, показывая, что даже на отдыхе они не перестают позировать и остаются похожими на заводных кукол. Недаром Сёра написал всех безликими, без четких черт лица. Атмосфера полотна, по мнению критиков, душная и усталая, а сама картина, возможно, пародия или антиутопия. Но нам никогда не догадаться об одной из главных претензий к изображению – пляж, мол, здесь слишком многолюден. Человеку XXI века остается только завидовать таким «толпам» в городских парках.
Франсуа Фламенг. «Портрет Зинаиды Юсуповой с сыновьями», 1894
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В этой картине важно не то, кто ее написал (какой-то модный француз), а что именно изображено. Это портрет одной из первых красавиц своего времени, аристократки и миллионерши княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, причем достаточно необычный. Как правило, на своих портретах, например, у Серова, княгиня хвасталась ювелирными украшениями. Здесь же она в окружении других сокровищ – с двумя сыновьями на фоне подмосковной усадьбы Архангельское. Старший из этих мальчиков в матросских костюмчиках, Николай, погибнет в возрасте 25 лет на дуэли, а Феликс войдет в историю как убийца Распутина. Редкая возможность увидеть Архангельское до превращения в место массовых гуляний.
Казимир Малевич. «Отдых. Общество в цилиндрах», 1908
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Если на картине Малевича люди похожи на людей, то, скорее всего, это еще ранний период его творчества. Действительно, до создания «Черного квадрата» и изобретения супрематизма оставалось еще лет семь – для начала ХХ века огромный срок, настолько бурно кипела тогда художественная жизнь. Небольшая гуашь с изображением людей из высшего общества, отдыхающих на траве, входит в так называемую «Белую серию», которую Малевич писал, активно используя белила. Это самая шутливая из серий художника – считается, что никогда больше в его работах не будет столько иронии и эротизма. Действительно, невозможно представить писающих джентльменов на картинах Малевича авангардного периода. В цикл входит и рисунок под названием «Купание»: на нем одетые в белое мужчины в цилиндрах лежат на берегу в позе сфинкса. И смотрят на белые тела обнаженных женщин, купающихся в море.
Лето на картинах русских художников
Целый год мы ждем солнечного лета, а пролетает оно в один миг. Вот уже и первый летний месяц почти подошел к концу, хотя казалось, что лето только вчера наступило. Хочется так им напитаться, чтобы на целый год хватило! По этому случаю решила сделать подборку любимых картин, на которых изображено лето. Захотелось именно русских художников, чтобы родная природа радовала глаз. Ну и кто лучше них расскажет о НАШЕМ лете, сможет передать ТЕ САМЫЕ ощущения.
Очень люблю летние работы Аркадия Пластова. Они очень по-хорошему настроенческие.
Очень мне нравится вот эта работа Василия Поленова, от нее веет спокойствием. И немного грустью.
Вот такого мне сейчас очень не хватает! Хочется освежающего дождика. Говорят, художник написал эту картину за три часа, на одном дыхании.
«Зеленый холм». Александр Блок
Есть в дикой роще, у оврага,
Зеленый холм.
Там вечно тень.
Вокруг - ручья живая влага
Журчаньем нагоняет лень.
Цветы и травы покрывают
Зеленый холм, и никогда
Сюда лучи не проникают,
Лишь тихо катится вода.
Любовники, таясь, не станут
Заглядывать в прохладный мрак.
Сказать, зачем цветы не вянут,
Зачем источник не иссяк?-
Там, там, глубоко, под корнями
Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!
«Летний день». Иван Бунин
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк. Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Комментарии (1) +добавить комментарий
сергей 23.03.2019 21:07Подпишись на канал Рисовашки:
Подпишись на наш блог:
Подписаться
Смотрите, как распределились призовые места
Как в итоге распределились призовые места
Блог Рисовашек
Издание с яркими и сочными фотографиями
Выдающийся русский художник, чьи работы производят неизгладимое впечатление.
Лето на картинах великих художников
Гавриил Павлович Кондратенко, "Летний пейзаж. Вид на монастырь", 1880 г.
Владимир Донатович Орловский, "Летний день",1884 г.
Борис Михайлович Кустодиев, "Летний пейзаж", 1922 г.
Николай Александрович Сергеев, "Летний пейзаж", 1891 г.
Константин Яковлевич Крыжицкий, "Озеро", 1896 г.
Борис Михайлович Кустодиев, "На Волге", 1922 г.
Николай Юрьевич Анохин, "Старые дубы" , 1999 г.
Владимир Егорович Маковский, "Пастушки", 1903 г.
Фёдор Александрович Васильев, "После грозы", 1868 г .
Исаак Ильич Левитан, "На озере ", 1893 г.
«Летний вечер». Александр Блок
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
«Дверь в живописное лето»: прекрасные картины русских художников
Очень мне нравится лето в картинах русских художников. В них сочные краски лиственных лесов, великолепие ковра из трав и цветов, которые пропитаны гармонией тепла. Летний день то слегка утомлен знойной жарой, то взбодрен освежающей влагой после теплого дождя. Глядя на эти картины, хочется радоваться теплому летнему дню, солнечному свету, прозрачному лесному воздуху родной милой всем нам природы. Такие полотна поднимают настроение и вселяют оптимизм!
Красота картин знаменитых художников вдохновляет меня на создание своих работ, на выражение себя через творчество.
И. А. Бунин
Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
Облака там нежней и белей,
Глубина — бесконечна, светла…
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.
Сезон пикников объявляется открытым! Отдых на свежем воздухе в картинах великих художников
Как чудесны летние прогулки на природе!
Как приятно долго бродить по траве, наслаждаясь пением птиц, шумом листвы, синем небом и пушистыми облаками, сделать привал под кроной широкого дерева и устроить пикник, полакомиться чем-нибудь вкусненьким!
Кроме того, пикник на свежем воздухе — прекрасная возможность запечатлить всё великолепие окружающей природы, не забыть только взять с собой кисти и краску!
Пришло время открыть летний сезон и полюбоваться небольшой подборкой картин великих художников, посвящённых самому прекрасному виду отдыха — пикнику!
Лето в живописи
Работы, посвященные прекрасной поре-лету. Когда все цветет и пахнет. когда жизнь ярче и теплее.
Деревенское лето Дмиртия Лёвина
«Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас»
© Сергей Есенин.
Дмитрий Левин — признанный мастер русского пейзажа, зарекомендовавший себя как талантливый представитель русской реалистической школы. Важнейший источник его искусства — привязанность к природе, которую он нежно и страстно любит и частью которой себя ощущает. Его летние картины рассказывают о том, что близко каждому из нас с самого детства.
Солнечные зайчики Лорана Парселье
«Пришло лето, и ветер был летний — теплое дыхание мира, неспешное и ленивое. Стоит лишь встать, высунуться в окошко, и тотчас поймешь: вот она начинается, настоящая свобода и жизнь, вот оно, первое утро лета» © Рэй Брэдбери.
Живопись Лорана Парселье (Laurent Parcelier) — это удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. У него вы не встретите хмурых и дождливых картин. На его полотнах много света, воздуха и ярких красок, которые художник наносит характерными узнаваемыми мазками. Это создает ощущение, будто картины сотканы из тысячи солнечных зайчиков.
Нежное лето Абе Тошиюки
«Я пью лето, как дикие пчелы пьют мед. Собираю огромный ком лета, чтобы его хватило на то время, когда будет уже другая пора» © Астрид Линдгрен.
Абе Тошиюки (Abe Toshiyuki) получил художественное образование и 20 лет посвятил преподаванию, ни на минуту не оставляя мечту стать художником. В 2008 году он наконец забросил учительскую профессию и полностью посвятил себя творческой самореализации. «Я верю в то, что мои акварели способны выразить идеи неуловимой красоты и изменчивости природы. Я стараюсь не изображать на своих картинах места, которые легко узнать, чтобы у зрителя не возник эффект „дежа-вю“. Живопись должна пробуждать живые эмоции из самой глубины сердца».
Южное взморье Юрия Обуховского
«Только суровой зимой я осознаю, что в душе моей — вечное лето» © Альбер Камю.
Любимые жанры Юрия Обуховского — городской и морской пейзаж в стиле «романтического реализма». Свои картины художник пишет маслом и акварелью. Наполненные солнцем, игрой света, очень оптимистичные и позитивные, его картины переносят зрителя в красивейшие места, уводя от обыденности и повседневности серых будней.
Тенистое лето Малгожаты Шчечинской
«Я буду любить тебя всё лето», — это звучит куда убедительней, чем «всю жизнь» и — главное — куда дольше! © Марина Цветаева
Польская художница Малгожата Шчечинска (Malgorzata Szczecinska) саму себя называет просто «любителем». «Я рисую главным образом для того, чтобы запечатлеть красоту природы. Мне нравится смотреть на нее, и я могу делать это сколь угодно долго. Хочу я или не хочу, но я запоминаю весь это клубок из листьев, ветвей, трав, цветов, света и цвета, и хочу это изобразить».
Неуловимое лето Жан-Клода Папье
«Лето — это время года, когда очень жарко, чтобы заниматься вещами, которыми заниматься зимой было очень холодно» © Марк Твен.
Акварелист Жан-Клод Папье (Jean-Claude Papeix) живет и работает во Франции. Главное в его работах — ощущение воздуха, вибрации жизни. Страсть к рисованию художник почувствовал в раннем детстве, когда находился на отдыхе в деревне. Он говорит, что именно в тот момент почувствовал и полюбил эту особую атмосферу раннего июльского утра.
Поэзия лета на кончике кисти: Лето глазами художников и поэтов XIX века
Отписаться можно в любой момент.Говорят, что каждое время года по-своему прекрасно, а лето - особенно, так как мы ждем его целый год и так хотим от него солнца, тепла, радостных событий. Однако в разгар летней жары, когда земля горит под ногами, так и идут на ум строки Александра Пушкина: «Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи. ». Да, уж не любил великий поэт эту пору года, поэтому и стихов, напрямую посвященных ей, у него нет. Давайте-ка заглянем в творчество других русских классиков художников и поэтов, и узнаем, что они думали о летней поре.
Поэты на Руси всегда отличались красноречивостью и глубиной слов, а художники умением живописно запечатлевать удивительную русскую природу в любую пору года. Поэтому те и другие, как никто другой, смогли передать все оттенки цветовой гаммы и настроения лета.
в живописи и литературе
Корень слова «отдых» связан с дыханием. Отдохнуть – значит перевести дыхание, успокоить сердце и мускулы.
В. Белов. Лад. Москва, «Молодая гвардия». 1982.
Альбрехт Альтдорфер.
Отдых на пути в Египет.
Анри де Тулуз-Лотрек.
Отдыхающая модель.
В. Сварог.
И. В. Сталин и члены Политбюро среди детей в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.
1931.
Вальтер Вомака.
Отдых во время уборки урожая.
1958.
Генрих Семирадский.
Лежащая натурщица отдыхает.
1881.
Генрих Семирадский.
Отдых патриция.
1881.
Генрих Семирадский.
Отдых.
1890.
Иван Иванович Шишкин.
Стадо коров на отдыхе.
1862-1864.
Иван Константинович Айвазовский.
Чумаки на отдыхе.
1885.
Илья Ефимович Репин.
Отдых.
1882.
Илья Ефимович Репин.
Отдых. Портрет Веры Алексеевны Репиной, рожд. Шевцовой, жены художника.
1882.
Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу.
1891.
Илья Ефимович Репин.
Портрет Л. Н. Андреева (Летний отдых).
1905.
Моронобу Хисикава.
Четверо, отдыхающих в лодке, и лодочник, курящий на крыше.
1683.
Окумура Масанобу.
Актёр Ичимура Такенодзо отдыхает на балконе.
Около 1715.
Поль Дельво.
День отдыха.
1962.
Эдгар Дега.
Отдых.
Около 1879.
Эдгар Дега.
Отдыхающая танцовщица.
1879.
Эдгар Дега.
Танцовщицы на отдыхе.
1879.
Эдгар Дега.
Танцовщицы на отдыхе.
Около 1885.
Эдгар Дега.
Танцовщицы в комнате отдыха.
1901.
«Смотри, как роща зеленеет». Федор Тютчев
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.
«Летний вечер». Василий Жуковский
Знать, солнышко утомлено:
За горы прячется оно;
Луч погашает за лучом
И, алым тонким облачком
Задёрнув лик усталый свой,
Уйти готово на покой.
Пора ему и отдохнуть;
Мы знаем, летний долог путь.
Везде ж работа: на горах,
В долинах, в рощах и лугах;
Того согрей; тем свету дай,
И всех притом благословляй.
Буди заснувшие цветы
И им расписывай листы;
Потом медвяною росой
Пчелу-работницу напой
И чистых капель меж листов
Оставь про резвых мотыльков.
Зерну скорлупку расколи
И молодую из земли
Былинку выведи на свет;
Пичужкам приготовь обед;
Тех приюти между ветвей,
А тех на гнёздышке согрей.
И вишням дай румяный цвет,
Не позабудь горячий свет
Рассыпать на зелёный сад,
И золотистый виноград
От зноя листьями прикрыть,
И колос зрелостью налить.
А если жар для стад жесток,
Смани их к роще в холодок:
И травку влагой окропи,
И яркой радугой с небес
Сойди на тёмный луг и лес.
А где под острою косой
Трава ложится полосой,
Туда безоблачно сияй
И сено в копны собирай,
Чтоб к ночи луг от них пестрел
И с ними ряд возов скрипел.
Итак, совсем не мудрено,
Что разгорелося оно,
Что отдыхает на горах
В полупотухнувших лучах
И нам, сходя за небосклон,
В прохладе шепчет: "Добрый сон".
Есть и про солнышко беда:
Нет ладу с сыном никогда.
Оно лишь только в глубину,
А он как раз на вышину;
Того и жди, что заблестит;
Давно за горкой он сидит.
Но что ж так медлит он вставать?
Всё хочет солнце переждать.
Вставай, вставай, уже давно
Заснуло в сумерках оно.
И вот он всходит; в дол глядит
И бледно зелень серебрит.
И ночь уж на небо взошла
И тихо на небе зажгла
Гостеприимные огни;
И всё замолкнуло в тени;
И по долинам, по горам
Всё спит.
Пора ко сну и нам.
А все таки здорово летом! Полотна великих классиков 19 века с головой окунули нас в чудесную летнюю пору, а лирические строки добавили чарующей атмосферы.
Лето в русской живописи
Русские художники запечатлели все сезоны на своем полотне, однако они проявили особую любовь к относительно короткому русскому лету: его солнечные лучи падают на ржаные поля, цветущие луга и березы и многое другое.
19 ФОТО
1. Исаак Левитан. Июньский день (лето), 1890-е.
2. Исаак Левитан. Березовая роща, 1880-е годы.
3. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879.
4. Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887
5. Валентин Серов. Лето. Портрет Ольги Серовой, 1895.
6. Василий Поленов. Заросший пруд, 1879.
7. Василий Поленов. Московский дворик, 1878.
8. Илья Репин. Абрамцево. Летний пейзаж, 1879.
9. Илья Репин. Летний пейзаж в Курской губернии, 1915.
10. Иван Шишкин. Лето (год неизвестен).
11. Иван Шишкин. Рожь, 1878.
12. Владимир Татлин. Осень (лето), 1909.
13. Борис Кустодиев. Троицын день, 1920.
16. Александр Дейнека. Будущие летчики, 1938.
17. Александр Дейнека. Раздолье, 1944.
18. Аркадий Пластов. Летом. 1954.
19. Татьяна Яблонская. Утро. 1954.
«Летняя гроза». Валерий Брюсов
Синие, чистые дали
Между зеленых ветвей
Бело-молочными стали…
Ветер играет смелей.
Говор негромкого грома
Глухо рокочет вдали…
Всё еще веет истома
От неостывшей земли.
Птицы кричали и смолкли;
С каждым мгновеньем темней.
В небо выходит не полк ли
Сумрачных, страшных теней.
Вновь громовые угрозы,
Молнии резкий зигзаг.
Неба тяжелые слезы
Клонят испуганный мак.
Ливень, и буря, и где-то
Солнца мелькнувшего луч…
Русское, буйное лето,
Месяцы зноя и туч!
Читайте также: