Когда бах переехал в лейпциг
Отъезд из Кетена
Выросшие перед Бахом музыкальные проблемы, напряженность творческой жизни
не могли заглушить в нем недовольства скукой немецкого мещанского провинциального существования. Натура художника неудержимо стремилась к свежим, новым впечатлениям. И очень скоро Кетен начинает тяготить Баха. По-прежнему он совершает свои артистические поездки, сопровождает принца в путешествиях, но стремление покинуть кетенский двор усиливается с каждым годом. К этому присоединились переживания и соображения личного и семейного порядка: смерть жены Марии Барбары, скончавшейся летом 1720 года в отсутствие Баха; желание дать своим сыновьям хорошее образование в большом университетском городе. Вот почему в том же 1720 году Бах делает попытку устроиться в Гамбурге, где освободилась вакансия органиста при церкви св. Якова.
Незадолго до того Бах был в Гамбурге и играл на органе в присутствии многих знатоков органного искусства. Монументальная фантазия, которую он импровизировал на тему духовной песни «На реках Вавилонских», потрясла слушателей. Престарелый Рейнкен, крупнейший из оставшихся в живых органист добаховского времени, взволнованный неслыханной мощью этой музыки,, обратился к великому артисту со словами: «Я думал, что это искусство погибло окончательно, а между тем вижу, что ваше творчество воскресило его к новой жизни». Тем не менее прошение Баха было оставлено без внимания, а место предоставлено бесталанной и ничтожной личности 1 .
1 По выражению современника, новый органист «умел искусней прелюдировать талерами, нежели пальцами»; вопрос решила крупная сумма денег, внесенная претендентом в церковную кассу. По этому поводу один из друзей Баха не без скрытой иронии публично сказал: «Я не сомневаюсь в том, что если б на землю спустился один из вифлеемских ангелов, который божественно играл бы на органе и захотел бы занять место в церкви св. Якова, не располагая нужными деньгами, то ему не осталось бы ничего больше, как возвратиться обратно к господу богу». Баху пока тоже ничего другого не оставалось, как сидеть до поры до времени в Кетене.
В конце 1721 года композитор женился на дочери трубача Вейсенфельса Анне Магдалине Вюлкен. Музыкально одаренная, обладавшая хорошим, сильным голосом, наделенная мягким и благородным характером, Анна Магдалина сделалась верным другом и помощником великого музыканта.
Намерение вырваться из Кетена не оставляло Баха. Через некоторое время он повел переговоры с советниками магистрата города Лейпцига. Со смертью Иоганна Кунау освободилось место кантора при церкви св. Фомы в Лейпциге. Бах, неоднократно выступавший в этом городе, признанный выдающийся органист и импровизатор, решил предложить свою кандидатуру Но и на сей раз для него это дело оказалось далеко не легким и простым. Советники магистрата искали музыкантов более «знаменитых», и место кантора сначала было предложено Георгу Телеману 2 и капельмейстеру Граупнеру. Только после того как оба ответили отказом, магистрат вынужден был «удовольствоваться музыкантом среднего достоинства» и остановил свой выбор на Иоганне Себастьяне. Конечно, для музыканта «среднего достоинства» условия службы отличались от предложенных тому же Телеману.
2 Георг Телеман (1681—1767)—один из наиболее популярных немецких, композиторов первой половины XVIII века, «счастливый соперник Баха», по выражению Р. Роллана; оставил после себя неисчислимое количество сочинений; музыка его, лишенная самобытности, написанная в подражательной модному французскому искусству манере, вскоре после смерти Телемана была основательно забыта.
В перечень обязательств, принятых и подписанных Бахом, входили пункты вроде следующих: «Чтобы я служил по своей скромной жизни и поведению хорошим примером мальчикам, прилежно посещал занятия и честно мальчиков обучал». «Повиноваться гг. инспекторам и председателям школы во всем, что они от имени высокочтимого совета будут предпринимать». «Во избежание излишних расходов, прилежно обучать мальчиков не только вокальной музыке, но и инструментальной». «. Музыку приспособить таким образом, чтобы она не была слишком продолжительной, не была бы опероподобной и, наоборот, соответствовала бы благочестию слушателей». «Не принимать при университете никакого oificium (должности) без разрешения г. бургомистра» и т. д. и т. п.
В качестве дополнительного требования новому кантору вменялись в обязанность еще и занятия с певчими латынью.
Бах долго не мог решиться на унижающие достоинство и творческую свободу ограничения. Но выбора не было. Пересилив свои колебания, он принял требования лейпцигского магистрата.
В мае 1723 года И. С. Бах был утвержден кантором школы св. Фомы и переехал со своей семьей в Лейпциг.
Лейпцигский период и последние годы жизни
С 19 века и вплоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. Величайший композитор известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к "серьезному" искусству.
Творчество Иоганна Баха оказало сильнейшее воздействие на его последователей: Брамса, Бетховена, Вагнера, Глинки, Танеева, Онеггера, Шостаковича и многих других великих композиторов.
Творческое наследие Баха
Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы: - Органная музыка. - Вокально-инструментальная. - Музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других). - Музыка для инструментальных ансамблей.
Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.
Биография и творчество
Родился будущий композитор в 1685 году в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Для всего рода это была традиционная профессия.
Первым учителем музыки Иоганна был его отец. Мальчик имел отличный голос и пел в хоре. В 9 лет он оказался круглой сиротой. После смерти родителей его воспитывал Иоганн Кристоф (старший брат).
В 15 лет паренек окончил Ордруфский лицей с отличием и переехал в Люнебург, где начинал петь в хоре "избранных". К 17 годам он обучился игре на разных инструментах: альте, клавесине, органе, скрипке. С 1703 года живет в разных городах: Арнштадте, Веймаре, Мюльхаузене.
Жизнь и творчество Баха в этот период были полны определенных сложностей. Он постоянно меняет место жительства, что связано с нежеланием чувствовать себя зависимым от тех или иных работодателей.
Служил он музыкантом (как органист или скрипач). Условия труда его также постоянно не устраивали. В это время появляются его первые композиции для клавира и органа, а также духовные кантаты.
Веймарский период
С 1708 года Бах приступает к службе в качестве придворного органиста к веймарскому герцогу. Параллельно работает в капелле камерным музыкантом. Жизнь и творчество Баха в этот период весьма плодотворны. Это годы первой композиторской зрелости. Появились самые лучшие органные произведения. Это:
- Прелюдия и фуга c-moll, a-moll.
- Токката и фуга d-moll.
Одновременно Иоганн Себастьян работает над сочинениями в кантатном жанре, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов. Впервые обращается к жанру сольной скрипичной сюиты и сонаты.
Кетенский период
С 1717 года музыкант обосновался в Кетене. Здесь он занимает высокопоставленную должность руководителя камерной музыки. Он, по сути, является управляющим всей музыкальной жизни при дворе.
Но его не устраивает слишком маленький городок. Бах стремится переехать в более крупный и перспективный город, чтобы дать своим детям возможность поступить в университет и получить хорошее образование.
В Кетене не было качественного органа, отсутствовала также и хоровая капелла. Поэтому здесь развивается клавирное творчество Баха. Композитор также уделяет много внимания ансамблевой музыке. Произведения, написанные в Кетене:
- Сонаты для скрипки соло.
- "Бранденбургские концерты" (шесть штук).
- "Хроматическая фантазия и фуга".
Лейпцигский период и последние годы жизни
С 1723 года маэстро живет в Лейпциге, где руководит хором (занимает должность кантора) в школе при церкви святого Фомы в Томасшуле. Принимает активное участие в общественном кружке любителей музыки. "Коллегия" города постоянно устраивала концерты светской музыки.
Какими шедеврами на тот момент пополнилось творчество Баха? Кратко стоит указать основные произведения лейпцигского периода, которые по праву можно считать лучшими. Это
- Около 300 кантат.
В последние годы жизни композитор сосредотачивается на музыкальных сочинениях. Пишет
- Арию с различными вариациями.
После неудачной операции Бах ослеп, но не прекращал сочинять музыку вплоть до самой смерти.
Характеристика стиля
Стиль творчества Баха формировался на основе различных музыкальных школ и жанров. Иоганн Себастьян органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия.
Для того чтобы понять музыкальный язык итальянских и французских композиторов, он переписывал их сочинения. Его творения были насыщены текстами, ритмами и формами французской и итальянской музыки, северо-немецким контрапунктическим стилем, а также лютеранской литургией.
Синтез разнообразных стилей и жанров гармонично сочетался с глубокой пронзительностью переживаний человека. Его музыкальная мысль выделялась особой уникальностью, универсальностью и некой космичностью.
Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко.
Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря мастерству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. Немецкий композитор был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.
Основные жанры
Творчество Баха включает различные традиционные жанры. Это:
- Кантаты и оратории.
- Пассионы и мессы.
- Прелюдии и фуги.
- Танцевальные сюиты и концерты.
Безусловно, перечисленные жанры он позаимствовал у своих предшественников. Однако он придал им широчайший размах. Маэстро умело обновил их новыми музыкально-выразительными средствами, обогатил чертами других жанров.
Ярчайшим примером является "Хроматическая фантазия ре-минор". Произведение создано для клавира, но содержит драматическую декламацию театрального происхождения и выразительные свойства больших органных импровизаций.
Несложно заметить, что творчество Баха "обошло стороной" оперу, которая, между прочим, была одним из ведущих жанров своего времени. Однако стоит обратить внимание, что многие светские кантаты композитора трудно отличить от комедийной интермедии (в это время в Италии они перерождались в оперу-буффа).
Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сценок, предвосхитили немецкий зингшпиль.
Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха
Творчество композитора богато по своему образному содержанию. Из-под пера настоящего мастера выходят как предельно простые, так и чрезвычайно величественные творения.
Искусство Баха содержит и простодушный юмор, и глубокую скорбь, и философское размышление, и острейший драматизм. Гениальный Иоганн Себастьян в своей музыке отобразил такие значимые стороны своей эпохи, как религиозно-философские проблемы. При помощи удивительного мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни:
- О моральном долге человека.
- О его роли в этом мире и назначении.
- О жизни и смерти.
Эти размышления непосредственно связаны с религиозной тематикой. И это неудивительно. Композитор практически всю свою жизнь служил при церкви, поэтому большую часть музыки для нее и написал.
Вместе с этим он был верующим человеком, знал Священное писание. Его настольной книгой была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался постов, исповедовался, соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти принял причастие.
Главным героем у композитора является Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах видел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоты помыслов, силы духа, верности избранному пути. Жертвенный подвиг Иисуса Христа ради спасения человечества являлся для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.
При жизни творчество Себастьяна Баха не было оценено по достоинству. Современники знали его больше как органиста, нежели композитора. О нем не было написано ни одной серьезной книги. Из огромного числа его произведений только некоторые были опубликованы.
После смерти имя композитора вскоре забылось, а сохранившиеся рукописи пылились в архивах. Возможно, мы бы ничего так и не узнали об этом гениальном человеке. Но, к счастью, этого не произошло. Истинный интерес к Баху возник в 19 веке.
Однажды Ф. Мендельсон обнаружил в библиотеке ноты "Страстей по Матфею", которые его очень заинтересовали. Под его управлением это произведение с успехом было исполнено в Лейпциге. Многие слушатели были восхищены музыкой еще малоизвестного автора. Можно сказать, что это было вторым рождением Иоганна Себастьяна Баха.
В 1850 году (к 100-летию со дня смерти композитора) в Лейпциге было создано Баховское общество. Цель этой организации состояла в издании всех найденных рукописей Баха в виде полного собрания сочинений. В итоге было собрано 46 томов.
Жизнь Баха - от Веймара до Лейпцига
Стоит добавить, что Иоганн Себастьян еще в юношеском возрасте зарекомендовал себя превосходным виртуозом-органистом. Периодически он предпринимал путешествия для публичных выступлений, и выступления эти помогли распространиться славе о Бахе, как о выдающимся исполнителе-импровизаторе. В городе Кассель, например были исполнены такие вариации с использованием педали, что слушатели пришли в восторг. По дошедшим до нас сведениям импровизация Баха была феноменальна и этот факт оставлял далеко позади всех его соперников. Он мог варьировать в течении 2-ух часов одну и ту же тему, при этом всё время делать это самыми различными способами.
Один из часто упоминаемых биографами эпизод из жизни композитора случился в 1717 году. Баху пришло приглашение выступить вместе с Луи Маршаном (известный французский клавирист-виртуоз) в городе Дрезден. На концерте Маршаном была исполнена французская песенка, и, за её блестящее исполнение он получил долгие аплодисменты от публики. Затем к инструменту был приглашён Иоганн Себастьян. После короткой, но мастерской прелюдии композитор повторил песенку, которую играл Маршан, также применив к ней множество вариаций, построенных способом, никем доселе неслыханным. Превосходство Баха было на лицо и, когда Иоганн Себастьян предложил оппоненту дружеский поединок, Маршан, опасаясь провала, предпочел поскорее уехать из Дрездена.
Однако, сколь ни было велико превосходство немецкого композитора над прочими, общее положение его это не улучшило. В Дрездене им, можно сказать, позабавились и отпустили восвояси.
Примечательно, что Бах никогда не кичился своими успехами, более того - он вспоминать о них не любил. На вопрос о том как достигается такой высокий уровень исполнения он отвечал, что каждый так может, приложив те же усилия. Он был скромен и беспристрастен, поэтому сохранил чувство благожелательности к другим людям - его кумиром, например, был Гендель. Бах всегда хотел с ним встретиться и стремился к этому, но встречи так и не состоялось.
После 10-ти лет в Веймаре Иоганн Себастьян занимал всего лишь место помощника капельмейстера, несмотря на то, что выполнял всю основную работу. Поэтому когда открылась вакансия придворного капельмейстера у Баха были все основания занять её, но должность досталась не ему, а бездарному сыну умершего дирижера. Это закономерно показалось Иоганну Себастьяну оскорблением, поэтому он потребовал отставки. Герцог отреагировал на это весьма жёстко, но в духе княжеских нравов, взяв недовольного служащего под арест - якобы простой слуга осмелился подвергать сомнению высочайшее повеление. Так что Баху за 10-ти летнюю службу в Веймаре отплатили арестом.
СОДЕРЖАНИЕ
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach) родился 31 марта (в ряде источников дата его рождения указывается по юлианскому стилю – 21 марта) 1685 года в Эйзенахе (Германия), в музыкальной семье. Несколько поколений рода с самого начала 16 века были профессиональными музыкантами. Родители Баха рано умерли, и он был отдан на воспитание старшему брату, служившему органистом при церкви.
Брат обучил его основам музыки, выбирая в качестве материала в основном классические образцы. Но младший Бах знал, что у старшего под замком хранятся ноты современных модных композиторов. По ночам, при лунном свете он пробирался к заветному шкафу и переписывал себе драгоценную музыку. Каково же было его разочарование, когда старший брат, узнав о ночных вылазках, отобрал у него и оригинал, и копию. Бах-младший в слезах поклялся, что если ему нельзя играть эту музыку, он напишет другую – ещё лучше. И ведь написал.
С момента окончания своей учебы Бах сменил множество должностей. Он был придворным музыкантом в Веймаре, смотрителем органа в Арнштадте, органистом в Мюльхаузене. За это время он стал очень известен как виртуозный органист.
В 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где и прожил до конца жизни. Лейпцигский период стал вершиной творческого пути композитора, это годы создания самых монументальных его произведений, хотя и очень сложные годы в материальном плане. Он работал кантором в церкви святого Фомы и в школе при этой церкви, а также руководил студенческой "Музыкальной коллегией".
До последних дней он писал музыку - светскую и духовную, для разных инструментов. В его наследии более 1000 произведений, но при жизни было издано только одно – праздничная кантата «Господь – мой царь». В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом.
Под старость Бах почти ослеп. Музыку за него записывал его зять, под диктовку великого композитора. Приехавший в Лейпциг знаменитый офтальмолог Джон Тейлор сделал Баху две операции на глазах, но это не помогло. Последнее произведение, написанное Бахом называлось «Вот я предстаю перед Твоим троном».
28 июля 1750 года он неожиданно прозрел, но уже вечером с ним случился удар, и Иоганн Себастьян Бах скончался в Лейпциге.
В творческом наследии великого композитора можно найти практически все жанры эпохи позднего барокко, кроме оперы: это произведения для солистов и хора, органная и клавирная музыка, оркестровые композиции. Основным выразительным средством является полифония в сочетании с гармонией.
Музыку Баха ценили многие известные композиторы, ставшие классиками - Моцарт, Бетховен, Шопен, Мендельсон. Помнят его также как выдающегося исполнителя и педагога. А в Лейпциге ежегодно проходит Фестиваль Баха – престижное международное событие в мире музыки, посвященное творчеству этого великого композитора.
Содержание
Для содержания своей биографии Форкель опирался на «Некролог» и на материалы, полученные им от сыновей Баха Карла Филиппа Эмануэля и Вильгельма Фридеманна . К этому Форкель добавил свои интерпретации и оценки искусства Баха. Форкель рассматривал свою биографию также как средство выражения немецких националистических чувств.
Форкель уделяет наибольшее внимание клавишной музыке Баха. Биографическое описание последнего пребывания Баха в Лейпциге почти полностью игнорируется, и не уделяется внимания церковной музыке, которую Бах писал в первые два десятилетия этого периода.
Биография Баха до Форкеля
Самым известным предшественником биографии Форкеля был Некролог Баха, « Некролог », статья объемом менее 20 страниц, опубликованная через несколько лет после смерти композитора в 1750 году. Краткие биографии в справочниках, вышедшие до биографии Форкеля, в основном заимствованы из «Некролога». ".
Фестиваль Баха в Лейпциге
Фестиваль закрепляет за Лейпцигом славу музыкальной столицы Германии (Фото: Balazs Justin, Shutterstock)
Фестиваль Баха в Лейпциге (Bachfest Leipzig) – международный музыкальный фестиваль и самый престижный в Германии фестиваль, посвященный творчеству великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Он проходит ежегодно в Лейпциге в середине июня и длится 10 дней.
Следует сказать, что в Германии ежегодно проводится несколько фестивалей, посвященных Баху, но именно Лейпцигский самый знаменитый. Он уже много лет проходит с большим успехом и пользуется традиционно высоким спросом среди поклонников творчества этого великого композитора. Сюда съезжаются многие известные музыканты и меломаны «вечной музыки» со всего мира.
Конечно, Лейпциг – город известный своими культурными традициями – связан не только с именем Баха – здесь в разное время жили Мендельсон, Шуман, Шиллер. Но именно с Лейпцигом связана наиболее плодотворная эпоха в жизни и творчестве Баха – здесь в церкви Святого Фомы он более 20 лет играл на органе и руководил хором мальчиков. И здесь же – перед входом в церковь – стоит памятник Баху, а при алтаре этой церкви он и похоронен.
Bachfest Leipzig – фестиваль с давними традициями. Впервые он состоялся в 1904 году и был инициирован членами общества поклонников творчества композитора «Neue Bachgesellschaft». С 1908 года мэрия Лейпцига взяла на себя организацию мероприятия. Хотя фестиваль проводился не каждый год, но довольно регулярно. Уже с 1920-х годов появился лозунг «Лейпциг – город музыки». Тем не менее, только с середины 1990-х было официально решено проводить Bachfest Leipzig ежегодно. Организаторами фестиваля стали Лейпцигский архив Баха и мэрия города. С особым размахом фестиваль прошел в 2000 году – в год 250-летия смерти Баха. В последующие годы он приобретал все большую популярность, количество гостей увеличивалось, а программа самого фестиваля становилась все более разнообразной и насыщенной событиями.
В фестивальные дни произведения Баха – а это мессы, произведения для хора и оркестра, органные и симфонические произведения – исполняются солистами, музыкальными ансамблями и группами мировой величины в церквях и в исторических концертных залах Лейпцига, где когда-то жил и творил великий композитор. Традиционно торжественное открытие фестиваля проходит в знаменитой Церкви Святого Фомы.
В общей сложности во время фестиваля проходит около 100 концертов и различных представлений. Основное место в программе занимают музыкальные произведения 19 века, но публике предлагается не только органная и церковная музыка, но и камерные концерты и джазовые интерпретации. Также участники фестиваля представляют и свои программы, посвященные творчеству Баха.
Стоит сказать, что в Германии ежегодно проходят десятки баховских фестивалей, но ни один из них не может сравниться по уровню и популярности с Лейпцигским. Объемная программа, включающая множество мероприятий, ориентирована практически на любой возраст и вкус, и часть мероприятий бесплатные. Фестиваль Баха – это смесь светских и духовных концертов.
Фестиваль Bachfest Leipzig – одно из самых ярких событий года. Он закрепляет за Лейпцигом славу музыкальной столицы Германии. Ведь Бах принимает всех. Его музыка заставляет задуматься о жизни и смерти, добре и зле, задуматься о смысле жизни и о том, ради чего мы живем…
Прием
Биография Форкеля сыграла важную роль в популяризации Баха среди широкой публики. В биографии Форкеля было указано на множество неточностей, но тем не менее более поздние биографы опирались на это.
Содержание
Иоганн Себастьян Бах: его жизнь, искусство и творчество - Johann Sebastian Bach: His Life, Art, and Work
Иоганн Себастьян Бах: его жизнь, искусство и творчество - это биография Иоганна Себастьяна Баха в начале 19 века, написанная на немецком языке Иоганном Николаусом Форкелем , а затем переведенная, в частности, Чарльзом Сэнфордом Терри .
Когда Форкель опубликовал в 1802 году книгу « Ueber Johann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke: Für patriotische Verehrer echter musikalischer Kunst», это была первая биография композитора, опубликованная отдельной книгой. Форкель посвятил работу Готфриду ван Свитену . Ван Свитен был одним из первых адептов Баха, например, познакомив Моцарта с композитором эпохи барокко.
Жизнь Баха в Кётене
После Веймара Бах, вместе с женой и детьми приехал в Кётен (было это в 1717-ом году). Работа его здесь заключалась в руководстве придворным оркестром, а также в обучении принца Кётенского. Всё остальное время композитор мог проводить за написанием музыки. Из-за отсутствия органа, пришлось в своём труде сконцентрироваться именно на клавирной музыке.
С течением времени Иоганну Себастьяну становилось все более скучно в маленьком провинциальном городке и он подумывал об отъезде. Но кроме скуки подстёгивали к этому шагу еще два обстоятельства - 1720 год (умерла жена Мария Барбара), стремление дать своим детям хорошее университетское образование. Сначала Бах пытался устроиться органистом в городе Гамбург при церкви святого Якова. Он выступал в этом городе во время одной из недавних артистических поездок и изрядно восхитил всех своей игрой на органе, в том числе присутствовавшего там, уже престарелого Рейнкена. Желанная должность Баху вновь не досталась, получил её человек ничего не смыслящий в музыке, но внёсший в фонд церкви круглую сумму. Пришлось ещё выждать какое-то время до появления новых перспектив.
В 1721 году великий композитор вновь женился. Избранницу звали Анна Магдалена, она была родом из музыкальной семьи и сама обладала сильным голосом. Благодаря некоторым особенностям характера (мягкость, отзывчивость) Анна стала опорой и поддержкой для своего мужа.
Жизнь Баха в Лейпциге
Вскоре композитор попробовал устроиться кантором в городе Лейпциг. Он подал прошение в магистрат, но они искали музыканта более известного. Имевшиеся же кандидаты отказались поэтому решено было принять Баха, да и то на унизительных условиях.
Школа певчих, которая, благодаря тем самым условиям, была в ведомстве Иоганна Себастьяна находилась в полной разрухе. Участники хора не справлялись со своей задачей многие из них просто не имели соответствующей подготовки, другие же вообще были не годны для пения в хоре. С музыкантами же игравшими в оркестре была та же история. Иоганн Себастьян писал доклады магистрату, но поддержки не получил. Мелкобуржуазным аристократам, стоявшим в его главе было гораздо проще свалить всю вину на нового кантора, что они и делали в своих многочисленных документах. Таким образом, и в Лейпциге отношения с начальством не складывались, но переезжать куда-то Иоганн Себастьян не хотел, так как за плечами был уже немалый опыт в таких вещах.
Единственное, что хоть как-то сглаживало переживания по-поводу постоянных нападок и унижений вышестоящих, так это артистические путешествия композитора. Его невероятное мастерство позволило завоевать симпатию людей, а также завести множество новых знакомств, так как музыка Баха высоко ценилась некоторыми из выдающихся личностей того времени.
Но всё же композиторский вклад (то главное на что тратил свое время композитор) остался недооценённым. Произведения Баха не печатались, словно никому до них и не было дела. Между музыкантом и обществом как будто выросла тогда стена непонимания, оставив Иоганна Себастьяна одиноким художником (надо сказать, что большую поддержку оказывала ему жена). И так было, к сожалению, до самой смерти композитора.
Последние творения Баха отличаются философской отвлечённостью чуждой реальному миру. В них он как бы отгораживается от жестокой реальности мира. Но это не умаляет значимости данных произведений, которые заслуженно считают вершиной полифонического искусства.
28 июля 1750-го года Баха не стало. Событие это не привлекло особого внимания. Однако, в наше время бесчисленное число людей собирается в месте где находятся останки композитора - все они являются горячими поклонниками его творчества.
Произведения, издания и записи
Смотрите также: Церковные кантаты в Лейпциге между Троицким воскресеньем 1725 г. и Днем Святого Иоанна 1728 г.Самые ранние списки сочинений Иоганна Людвига Баха появились в 19 веке: Иоганн Теодор Мозевиус перечислил 16 своих кантат в 1852 году, а Альфред Дорффель перечислил 17 кантат и Мессу ми минор с их начатками в Vol. 41 из Bach-Gesellschaft Ausgabe (1894 г.). Johann-Ludwig-Bach-Verzeichnis (каталог сочинений Иоганна Людвига Баха, сокращенно JLB) содержит 39 сочинений, начиная в той же последовательности с 17 кантат, перечисленных Дорффелем:
- Gott ist unser Zuversicht , священная кантата четвертого воскресенья после Крещения . Состав сопрано , альт , тенор и бас - солистов (SATB) и хора ( SATB ), с музыкальным сопровождением , состоящий из 2 -х скрипичных частей и одной альт части ( Str ) и бассо континуо (Bc). Выполненный в Лейпциге на 3 февраля 1726 года .
- Der Gottlosen Arbeit , священная кантата на пятое воскресенье после Крещения . Засчитывается для satbSATB, Str и Bc. Исполняется в Лейпциге 10 февраля 1726 года .
- Дарум будет ich auch erwählen , священная кантата для третьего воскресенья перед Великим постом (Septuagesima) . Набрано за satbSATB, два гобоя (2Ob), Str и Bc. Выполненный в Лейпциге 17 февраля 1726 года .
- Darum säet euch Gerechtigkeit , священная кантата для второго воскресенья перед Великим постом (Sexagesima) . Засчитывается для satbSATB, Str и Bc. Выполненный в Лейпциге на 24 февраля 1726 года .
- Ja, mir hast du Arbeit gemacht , священная кантата в последнее воскресенье перед Великим постом (Estomihi) . Засчитывается для satbSATB, Str и Bc. Выполненный в Лейпциге на 3 марта 1726 года . Движения: Часть I Ария (бас): «Ja, mir hast du Arbeit gemacht» (Да, ты скорее обременяешь меня, Исайя 43: 24–25 ) - Речитатив (тенор): «Der Herr der Herrlichkeit» (Владыка блаженства) - Дуэт ( альт, тенор): «Ach, der Sünden Greul und Wust» (О, сбивающая с толку греховность) - Речитатив (бас): «Sehet, wir gehen hinauf» (Пойдем, мы путешествуем по пути) Часть II Ария (сопрано): «Fließt, ihr Lieb- und Trauertränen» (Поток, мои слезы любви и траура !, Луки 18: 31–33 ) - Речитатив (сопрано): «Dies ist das Reis'geschenk» (Со слезами я следовать за тобой) - Ариозо (альт): «O wundergroße Lieb» (о дивное любящее сердце) - Припев: «Zieh, teurer Jesus, hin» (мой драгоценный Господь, увы), завершающийся двумя строфами из « Герцлибстера » ИоганнаХермана. Jesu, was hast du verbrochen "(мелодия Иоганна Крюгера )
- Wie lieblich sind auf den Bergen , священная кантата в первое воскресенье после Пасхи (Quasimodogeniti) . Засчитывается для satbSATB, Str и Bc. Выполненный в Лейпциге 28 апреля 1726 года .
- Ich will meinen Geist , священная кантата на шестое воскресенье после Троицы . Получено за satbSATB, два естественных рога (2Hn), Str и Bc. Выполненный в Лейпциге на 28 июля 1726 года . Движения:
- Дуэт (сопрано, альт): «Ich will meinen Geist in euch geben»
- Речитатив (бас): «Das Gute, das ich kann»
- Ария (бас): "Lass mich deine Hilfe spüren"
- Ариозо (альт, тенор): "An dem merken wir, dass wir ihn kennen"
- Ария (сопрано): "Seele, wilst du Christum kennen"
- Речитатив (сопрано): "Dies ist die Prob ', die er von dir begehrt"
- Хор: «Hilf Jesu, hilf» - Хорал: «Die Werke kommen wahrlich her»
- Припев: «Die mit Tränen säen» (Который насадил печаль, Псалом 126: 5–6 )
- Речитатив (альт): "Bei unverdrossnem Schweiß" (Наедине с работой и заботой)
- Ария (альт): "Tau und Tränen feuchten Saat und Herzen an" (Семена росы и плачущей воды и верные сердца)
- Дуэт (тенор, бас): «Denn ich halte es dafür» (Я твердо придерживаюсь этого мнения, Римлянам 8:18 )
- Ария (сопрано): «Dringt, ihr Qualen auf mich her» (Приходите, о муки, надо мной)
- Речитатив (сопрано): «Es kann die Seel kein besser Glück genießen» (Душа не может знать высшего удовлетворения)
- Припев: «O angenehmer Tausch» («О чудесный обмен»), завершающийся тремя строфами из « Kommt her zu mir » Георга Грюнвальда.
- Припев: "Er machet uns lebendig"
- Речитатив: "Du hast gesiegt"
- Ария: "Soll ich vor dir, Herr"
- Дуэт: "So sind wir nun mit ihm begraben"
- Ария: «Гербте Шульд»
- Речитатив: «Нимм, Хейланд, хин ден Данк»
- Хорал: "Hilf, daß ich mit diesem Morgen"
- Припев: "Der Herr wird ein Neues im Lande erschaffen"
- Речитатив (альт): «Hat Gott nicht alles gut gemacht?»
- Ария (альт): "Evens Kinder aus der Schuld zu reißen"
- Ария (сопрано): "Meine Seele erhebt den Herrn"
- Ариозо (тенор, бас): "Gesegnet ist der Leib, der Jesum hat getragen"
- Речитатив (альт, тенор, бас): "Muss alle Welt die Mutter selig preisen"
- Припев: «Verschmähe nicht den Preis» - Хорал: «Nun lob ', mein Seel', den Herren»
- Припев: "Die Weisheit kömmt nicht in eine boshafte Seele"
- Речитатив (тенор): "Wie stehen Tag und Finsternis zusammen"
- Ария (тенор): "Licht und Recht muss die Brust der Seelen weisen"
- Ариозо (бас): "Wenn derselbige kommt, der die Welt wird strafen"
- Ария (сопрано): "Streu ein Fünklein reiner Flammen"
- Речитатив (сопрано): "Wie kann ich sonst vor seinem Recht bestehn?"
- Хорал: "O du allersüß'ste Freude"
Кроме того есть священная кантата для второе воскресенье после Троицы , Kommet, эс ист аллес Bereit , JLB deest , с рукописной датированных 1719.
Композиции, которые иногда приписывают Иоганну Людвигу Баху:
- BWV Anh. 25 - Kyrie – Gloria Mass до мажор , скопировано и исполнено И. С. Бахом ок. 1740-1742.
- BWV Anh. 167 - Кирие-Глория Месса для двойного хора в соль мажор , в соответствии с 21-го века стипендиальной , приходящейся на Кристофа Бернарда , Johann Philipp Krieger или Дэвид Пол . Более старые ученые приписывали мессу Антонио Лотти или Иоганну Людвигу Баху, после того как до середины XIX века она считалась творением Иоганна Себастьяна Баха.
Оценка публикаций
Иоганн Людвиг Бах - Johann Ludwig Bach
Иоганн Людвиг Бах (14 февраля [ OS 4 февраля] 1677 - 1 мая 1731) был немецким композитором и скрипачом.
Он родился в Тале близ Айзенаха . В возрасте 22 лет он переехал в Майнинген, где был назначен кантором, а затем и Капельмейстером . Он написал большое количество музыки и регулярно курировал выступления как в Майнингене, так и в соседних дворах.
Он был троюродным братом Иоганна Себастьяна Баха , который сделал копии нескольких своих кантат и исполнил их в Лейпциге . Кантата « Denn du wirst meine Seele nicht in der Hölle lassen» , BWV 15, которую когда-то считали написанной Иоганном Себастьяном и которая значилась как BWV 15 в каталоге его работ Вольфганга Шмидера , теперь считается Иоганном Людвигом.
Бах умер в Майнингене.
Издания и переводы
Первое издание биографии Форкеля, посвященной Иоганну Себастьяну Баху, было опубликовано Хоффмайстером и Кюнелем. Ранний английский перевод работы Форкеля, опубликованный в 1820 году, имел много недостатков.
Второе издание биографии Форкеля было выпущено Петерсом в 1855 году. К началу 20 века, когда Чарльз Сэнфорд Терри подготовил свой перевод биографии, исследования Баха прогрессировали, поэтому Терри дополнил свой перевод обширными сносками, пояснениями и приложениями и даже расширил текст некоторых глав.
Во второй четверти ХХ века вышли новые немецкие издания с обновленными разъяснениями. Новый английский перевод был включен в New Bach Reader .
Читайте также: