Курортный стиль в архитектуре
Стиль — это набор признаков, по которым постройки одной эпохи отличаются от другой.
«Больших стилей» в истории Европы с XII по XX век было семь: романика, готика, ренессанс, барокко, классицизм, эклектика и модерн. Здания этих стилей встречаются в каждой европейской стране.
Признаком стиля может быть форма купола или окна, орнамент или пропорция фасада. По одной детали определить архитектурный стиль сложно: здания строятся столетиями и сочетают элементы разных эпох.
Оглавление
Архитектура курорта - Resort architecture
Курортная архитектура ( нем . Bäderarchitektur ) - это архитектурный стиль, который особенно характерен для спа и морских курортов на немецком балтийском побережье. Этот стиль развивался с момента основания Хайлигендамма в 1793 году и особенно процветал в 1870 году, когда курорты были связаны с большими городами железнодорожными линиями. До сегодняшнего дня многие здания на немецком побережье построены в стиле или имеют отличительные элементы курортной архитектуры.
Отдельно стоящие особняки с курортной архитектурой называются Bädervilla (множественное число Bädervillen ), что в переводе означает Resort Mansion или Spa Villa.
Архитектура внутренних лечебных курортов в Центральной Европе (то есть вдали от побережья), например, в Тюрингии , Чешской Республике или Швейцарии , обычно называется курортной архитектурой ( Kurarchitektur ).
Описание и характеристики
Часто это двух-четырехэтажные дома, на фасадах которых есть балконы и веранды . Более крупные виллы имеют выступающие части фасада ( ризалиты ) посередине и по углам. Преобладают большие арочные или прямоугольные окна, иногда обрамляемые полуколоннами или пилястрами . Треугольные фронтоны и иногда изогнутые фронтоны или маленькие башенки закрывают верхние этажи. Орнаменты в стиле модерн появляются как главные украшения, часто с морскими или цветочными мотивами.
Чаще всего белят фасады, из-за чего спа иногда называют «белым жемчугом ». Редкие небелые аналоги (например, красный бордо, оливково-зеленый, бежевый, синий) привлекают внимание в таких белых ансамблях. В целом постройки выглядят довольно филигранно, зачастую это деревянные постройки с каменным ядром. Целые ансамбли белого и иногда окрашенного цвета доступны в Хайлигендамме, Херингсдорфе и Альбеке на Узедоме и в Кюлунгсборне .
Известные образцы ансамблей курортной архитектуры можно встретить, прежде всего, на мекленбургском и поморском побережьях Балтийского моря. Особенно на острове Узедом, в императорских банях на пляже между Банзином , Херингсдорфом, Альбеком и Свинемюнде, а также в Цинновице ; и на острове Рюген, особенно в Заснице , Зеллине , Бинце и Гёрене . Также на старейшем приморском курорте Германии Хайлигендамм недалеко от Бад-Доберана были построены здания этой эпохи, и их все еще много, ансамбль известен как жемчужное ожерелье белого города у моря .
Георг Бернхард фон Бюлов построил одно из старейших зданий курортной архитектуры в Херингсдорфе в 1845 году - виллу Ахтеркерке . Одним из самых важных зданий с точки зрения истории искусства является Вилла Охслер, построенная в 1883 году Антонио Сальвиати (в основном из-за стеклянной мозаики на фронтоне) .
Для некоторых банных вилл характерны элементы альпийских избы или русских деревянных домов, особенно так называемые дома Вольгаста . Это первые сборные дома в мире, которые были построены между 1868 и 1910 годами на предприятии «Wolgaster Actien-Gesellschaft für Holzverarbeitung» в городе Вольгаст на острове Узедом. Компания в основном строила шале для строителей со всего мира, особенно для владельцев недвижимости на Узедоме и Рюгене, а также на Ванзее в Берлине .
Здания в стиле курортной архитектуры также иногда можно встретить на побережье Северного моря, например, с Курхаусом (Conversationshaus), Куротелем и Haus Schiffahrt auf Norderney . В отличие от прибалтийских курортов, они менее филигранны и часто отличаются более массивными формами и щедрыми пропорциями.
Архитектура курорта
Архитектура курорта (также Bäderstil ) - это сумма всех стилей архитектуры , характерных для морских курортов . В немецких курортах с соответствующей архитектурой являются особенно широко распространены на побережье Балтийского моря и , в частности , в Мекленбурге-Передней Померании .
Период становления курортной архитектуры длился с 1793 по 1918 год. Многие здания в этом стиле были построены на немецком побережье, особенно в период основания . Даже сегодня здания часто по-прежнему строятся в стиле бань, чтобы сохранить историческую самобытность приморских курортов, особенно курортов Балтийского моря.
Отдельностоящий дом в банной архитектуре также известен как банная вилла .
Этот архитектурный стиль был впервые использован на приморском курорте Хайлигендамм , основанном в 1793 году на берегу Мекленбургского побережья Балтийского моря, старейшем морском курорте на европейском континенте, в Курхаусе , который, таким образом, можно назвать основополагающим зданием этого стиля. Стиль быстро распространился по немецкому побережью Балтийского моря, впервые с 1810 года в Померании, когда был основан морской курорт Путбус - Лаутербах на Рюгене . Есть и изолированные постройки на побережье Северного моря .
Начиная с классицизма , курортная архитектура развивалась через историзм в стиле модерн . Это не замкнутая эпоха стиля, такая как Ренессанс или Барокко . Их особенность - слияние различных структурных особенностей соответствующих эпох. Особая композиция стилистических элементов делает архитектуру бассейна неповторимой.
За пределами Германии есть также здания, вдохновленные курортной архитектурой, например, на швейцарских озерах и в Каринтии ( архитектура Вертерзее ). Архитектуру внутренних курортов обычно называют курортной архитектурой . Между ним и курортной архитектурой с начала 19 века было много параллелей.
Конструкция
Кафедральный собор Грейс в Сан-Франциско (1928) построен в готическом стиле, но с применением металлоконструкций и железобетона Кафедральный собор Грейс в Сан-Франциско (1928) построен в готическом стиле, но с применением металлоконструкций и железобетонаСтили архитектуры менялись через технологические прорывы. Изобретение бетона, появление полукруглой и стрельчатой арки, купола и железобетонных конструкций вели к изменениям во внешнем облике зданий. У каждого стиля — свои конструктивные особенности.
Романика. Полукруглая арка
Романские архитекторы возродили римскую строительную технику и стали перекрывать здания арочными конструкциями — каменными и кирпичными сводами.
Полукруглая арка — крепкое несущее перекрытие, но для ее поддержки приходилось использовать толстые боковые стены и мощные колонны. Поэтому впечатление от романской архитектуры суровое и мрачное.
Готика. Стрельчатая арка
Готическая архитектурная революция стала второй после изобретения бетона в Риме.
Благодаря стрельчатой арке и боковым распорам — аркбутанам,— архитекторы смогли заменить толстые стены с маленькими окнами на витражи из стекла. Церкви стали выше и светлее.
Возрождение, барокко, классицизм. Купол
Купол использовался в архитектуре еще с римской технологической революции, но самые масштабные купольные конструкции возводили архитекторы Возрождения.
Филиппо Брунеллески придумал, как облегчить каменную глыбу, и после собора Санта-Мария-дель-Фьоре этот способ перекрытия повторяли архитекторы барокко и классицизма. Последние использовали купол не только в храмовой, но и в гражданской архитектуре.
Эклектика. Железобетон и стекло
Промышленное использование бетона известно с 1861 года; чуть раньше запустилось фабричное производство большеформатного стекла.
В это время зодчие обращались к архитектурному цитированию Средневековья, Ренессанса и барокко, но добавляли к старым формам новые технологические решения — стеклянные крыши, своды и очень большие окна.
Модерн. Каркасные конструкции
Архитекторы стиля модерн начинают применять новые материалы — стекло и бетон, — для создания сложных, изогнутых форм.
Они усложняют каркасные конструкции из гнутого металла и используют крупное остекление. Конструктивные приемы маскируются скульптурным декором и орнаментом для имитации природных форм.
Как определить стиль по конструкции
Посмотреть на оконные и дверные проемы
Если окна маленькие, а стены толстые — это романика. Стрельчатые обрамления окон сразу выдают готику. Если остекление занимает почти весь фасад здания, то его точно построили в конце XIX века.
Посмотреть на форму перекрытия
Своды романских соборов имеют форму полукруглой арки, готических — стрельчатой. Отличить купольные постройки Ренессанса от поздних стилей поможет представление
о функции здания. В эпоху Возрождения купол использовали в церковном строительстве, барокко и классицизма — и в общественных зданиях, и в дворцах.
Посмотреть на материал
Фабричное производство стекла и железобетона позволило перекрывать большие пространства. Даже если здание напоминает вам барочный дворец, посмотрите на потолок — масштабное остекление вместе со стилизацией под ранние стили выдает эклектику.
Немецкие морские курорты с выдающейся курортной архитектурой
Наиболее важные прибрежные районы с морскими курортами в Германии :
- Балтийское море : острова Фемарн , Хиддензе , Рюген , Узедом ; Росток , полуостров Фишланд , Дарс и Цингст
- Северное море : Восточно-Фризские острова и Северо-Фризские острова
Выбор немецких приморских курортов на побережье Балтийского и Северного морей , с основными ансамблями курортной архитектуры:
Список архитектурных стилей - List of architectural styles
Архитектурный стиль характеризуется особенностями , которые делают здание или другая структура примечателен и исторически идентифицировать. Стиль может включать такие элементы, как форма , способ строительства , строительные материалы и региональный характер. Большую часть архитектуры можно классифицировать как хронологию стилей, которые меняются с течением времени, отражая изменение моды, верований и религий или появление новых идей, технологий или материалов, которые делают возможными новые стили.
Таким образом, стили возникают из истории общества и задокументированы в предмете истории архитектуры . В любое время модными могут быть несколько стилей, и когда стиль меняется, это обычно происходит постепенно, по мере того, как архитекторы учатся и адаптируются к новым идеям. Стили часто распространяются и в другие места, так что стиль в его источнике продолжает развиваться по-новому, в то время как другие страны следуют своим собственным поворотам. Стиль также может распространяться через колониализм , либо через иностранные колонии, которые учатся у своей родной страны, либо через поселенцев, переезжающих на новую землю. После того, как стиль вышел из моды, часто происходят возрождения и переосмысления. Например, классицизм многократно возрождался и обретал новую жизнь как неоклассицизм . Каждый раз, когда он возрождается, он меняется.
Народная архитектура работает несколько иначе и указана отдельно. Это местный метод строительства, используемый местным населением, обычно с использованием трудоемких методов и местных материалов, и обычно для небольших построек, таких как сельские коттеджи. Он варьируется от региона к региону даже внутри страны и мало учитывает национальные стили или технологии. По мере развития западного общества народные стили в основном устарели из-за новых технологий и национальных строительных стандартов.
Фасад
Фасад кафедрального собора Санта-Мария в Мальорке с центральным перспективным порталом, 1229 г. Фасад кафедрального собора Санта-Мария в Мальорке с центральным перспективным порталом, 1229 г.Фасад — это «лицо» здания. Поэтому каждая эпоха использовала фасад как средство коммуникации. В Средние века фасад собора читали, как книгу, в эпоху Возрождения — добивались идеальных пропорций, в эпоху барокко — использовали как средство пропаганды против идей Реформации.
Романика и готика. Фасад как книга
О чем говорит фасад. Архитекторы украшали главный западный фасад готического и романского собора по сложившемуся канону. Его можно было читать, как Библию. Скульптурный декор воспроизводил религиозные сцены, которые складывались единую историю при последовательном прочтении.
Композиция фасада. В романике и готике сложилась устойчивая композия западного фасада:
- две симметричные башни-звонницы с круглым или стрельчатым окном в центре;
- нечетное количество перспективных порталов, от 1 до 5, со скульптурным декором; по канону он размещался ярусами в определенном порядке.
Возрождение. Фасад как идеал пропорций
О чем говорит фасад. Архитекторы Ренессанса искали математический идеал античности, чтобы воплотить его в архитектуре. В основе каждого фасада лежит поиск правильных пропорций: зодчие использовали золотое сечение, число Фибоначчи и сложные геометрические построения.
Композиция фасада. Архитектурные формы Ренессанса разнообразнее, чем готики и романики. Ренессансные фасады объединяет:
- использование равномерного ритма колонн и аркад в первом ярусе здания;
- второй ярус здания перекрывается куполом круглой формы — идеальной геометрической фигурой.
Барокко. Фасад как религиозный манифест
О чем говорит фасад. Криволинейные формы, скульптурный декор и ощущение театральной роскоши барочного фасада сообщали о могуществе католической церкви. Это был вызов движению Реформации. Фасад собора Св. Петра с надписью «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» стал манифестом против протестантизма.
Композиция фасада. Колонны барочного фасада стоят неравномерно: они «сгущаются» к центру и становятся более разреженными ближе к краям. Скульптуры колоссального размера украшают ниши фасада или венчают здание.
Классицизм. Фасад как репрезентация власти
О чем говорит фасад. Фасад классицистического здания транслировал послание абсолютной монархии о первенстве долга перед государством. Поэтому надпись на фасаде парижского Пантеона гласит: «Великим людям благодарная отчизна».
Композиция фасада. Архитекторы стремятся повторять античные формы, но совмещают элементы по-новому: например, ставят римский купол на портик греческого храма. Главные элементы архитектурного языка — равнопоставленные колонны и античная героика в скульптурном декоре.
Эклектика. Фасад как историческая цитата
О чем говорит фасад. Возрождаются стили предыдущих столетий: появляются нео-грек, неороманика, неоготика, неоренессанс и необарокко. Архитекторы эклектики цитируют предшественников. Говорящим становится сам выбор источника для заимствования — игра строится на соотнесении функции здания c элементами подходящего стиля.
Композиция фасада. Единая композиция фасада в этот период не сложилась. Наоборот, ценилось разнообразие и новые комбинации знакомых элементов. Существовала закономерность между функцией здания и внешним видом: фасад городской ратуши повторял формы готической архитектуры, а научного учреждения — античной.
Модерн. Фасад как имитация природы
О чем говорит фасад. Архитекторы модерна показали на фасадах зданий противоречия индустриальной революции. Они использовали новейшие строительные технологии для имитации криволинейных, органических форм — и визуализировали тоску человека по нетронутой природе.
Композиция фасада. Фасады в стиле модерн легко узнать по впечатлению органического перетекания форм. Остекление, скульптурный декор и растительные орнаменты устилают фасад сплошным ковром.
Как определить стиль по фасаду
Распознать замысел
Фасад может рассказывать религиозную историю, обращаться к идеальным геометрическим телам, убеждать в могуществе или подавлять индивидуальную волю — попробуйте считать смысл послания, опираясь на общее впечатление от здания.
Посмотреть на композицию
Фасад с двумя башнями и тремя порталами используется и в романике, и в готике.
Фасад эпохи Возрождения стремится к квадрату или кругу — идеальным геометрическим фигурам. На барочном фасаде весь декор «собирается» в центре здания, на классицистическом — распределяется равномерно и сдержанно.Декор готического собора. Скульптуры с изображением гротескных существ в Средние века украшали водосточные желоба Декор готического собора. Скульптуры с изображением гротескных существ в Средние века украшали водосточные желоба
Декор — элементы, без которых здание легко может обойтись. Декор подчеркивает или скрывает конструкцию, рассказывает историю или просто заполняет пустое пространство. Он бывает скульптурный, плоский или объемный — декором может быть даже рисунок облицовки. Для определения стиля здания важно держать в голове набор характерных приемов украшения фасадов — тогда каждая деталь здания станет говорящей.
Содержание
Железноводск: проблемы сохранности архитектуры курортного стиля
В октябре-ноябре 2019 года нам посчастливилось отдыхать в санатории города Железноводск, который наряду с городами Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Минеральные Воды, считается одним из пяти главных городов Кавказских Минеральных вод.
Но в этой статье мы хотим поговорить с уважаемыми читателями не о несомненных достоинствах лечебных вод или прогулках по терренкурам (размеченный маршрут для пешеходной прогулки с дозированной физической нагрузкой) в курортном парке.
Кстати, курортный парк в Железноводске единственный на КавМинВодах разбитый в естественном лесу, а не вновь высаженном.
Мы хотим рассказать о прогулке по городу и полученных нами впечатлениях.
Но для начала, хотелось бы сказать, что в городах КавМинВод на рубеже XIX-XX веков сложился особый архитектурный стиль, полученный в результате причудливого и оригинального смешения всех стилей и направлений. Конечно, специалисты архитектуры всё классифицируют и расставят по полочкам. Но в обиходе его частенько называют "курортный стиль", всё вычурно, дорого и богато, даже у самых утилитарных зданий.
железнодорожный вокзал железнодорожный вокзалПрогулка по улицам города, сформированными подобными домами способно доставить эстетическое удовольствие, а ведь известно, что эстетическое удовольствие, полученное посредством органов зрения, положительно влияет на здоровье человека.
Как определять стили архитектуры
Определять стили зданий не сложно, если отталкиваться от естественного восприятия архитектуры в городе. Посмотрим на примере собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции:
Издалека. Смотрим на расположение собора в городской среде Издалека. Смотрим на расположение собора в городской среде Подходим ближе. Смотрим на конструктивные особенности собора, фасад и декор Подходим ближе. Смотрим на конструктивные особенности собора, фасад и декор Заходим внутрь. Смотрим на план и интерьер Заходим внутрь. Смотрим на план и интерьерАлгоритм анализа архитектуры простой. Сначала мы смотрим на здание и его окружение издалека. Подходим ближе, чтобы рассмотреть фасад и декор. Заходим внутрь, чтобы посмотреть, как интерьер соотносится с внешним обликом. Обычно этого хватает, чтобы определить доминирующий стиль и время постройки.
Теперь посмотрим на три главных признака стиля:
Курортный стиль
Ричард Майер продолжает свою мировую экспансию: его новый проект реализован в турецком Бодруме.
24 Декабря 2012
Турция, Яликавак Архитектор:
Проекты:
Поселок "Дома в Бодруме"
Ричард Майер
2012
Яликавак
Поселок «Дома в Бодруме». Фото © Richard Meier and Partners
Поселок «Дома в Бодруме». Фото © Richard Meier and Partners
Архитекторы представили 5 стандартных типов планировки. Основные изменения касаются устройства основания и привязки объекта к конкретной части ландшафта. В остальном отличий не много. За каждым владельцем закреплен просторный участок земли площадью 1 акр (0,4 га). На нем размещены основной дом общей площадью около 330 м2 и 40-метровый гостевой домик. К главному входу ведет открытая лестница, которая вместе с холлом и двусветной гостиной образует своеобразную анфиладу-променад.
Поселок «Дома в Бодруме». Фото © Richard Meier and Partners
Набор помещений так же идентичен: в нижней части обустроены домашний кинотеатр, прачечная и комнаты прислуги; гостиная, столовая, кухня и ванная находятся на первом этаже; наверху расположены три спальни. Центральное место в каждом доме займет полноценный камин.
Поселок «Дома в Бодруме». Фото © Richard Meier and Partners
Аккуратные, можно даже сказать «стерильные» дома особенно эффектно смотрятся на фоне бурной растительности. Простые и ясные геометрические формы, открытые террасы и обилие стекла, светлые, наполненные солнцем интерьеры — просто квинтэссенция курортной архитектуры, идиллического представления о беззаботной жизни на берегу моря. И, одновременно, простого и практичного подхода к проектированию современного жилого дома. Не случайно этот проект стал частью активного сотрудничества бюро Ричарда Майера с известным инвестором Николасом Берггруеном и его компанией Berggruen Holdings.
История
Архитектурный стиль курортной архитектуры был первоначально разработан с момента основания Хайлигендамма в Мекленбурге в 1793 году, первого морского курорта континентальной Европы , как смесь стилей, которая должна понравиться высшему классу, например, аристократии и бизнесменам Европы.
Стиль особенно получил развитие с железнодорожными линиями, соединяющими тогда процветающие морские курорты Германии с европейскими мегаполисами в конце 19-го и начале 20-го века. Это может быть вариация нескольких стилей с новыми элементами, например, историзмом и ар-нуво . Для него часто характерны двух- или четырехэтажные дома, фасады которых часто украшены балконами , фронтонами и верандами . В больших виллах иногда встречаются центральные авангардные корпуса . Преобладают арочные или прямоугольные окна, иногда окаймленные полуколоннами или глухими пилястрами . Треугольные фронтоны, а иногда и изогнутые фронтоны или маленькие башенки закрывают концы чердаков. Особенностью этой формы архитектуры является ее базовая композиция в классических стилях, которые очень свободно комбинируются и могут смешиваться с орнаментом в стиле модерн , например, на капителях .
Самый распространенный цвет - белый, поэтому оздоровительные курорты иногда называют «белым жемчугом». В результате очень поразительны редкие образцы цвета, например, окрашенные в красный, оливково-зеленый, бежевый или синий цвета бордо, расположенные среди своих белых аналогов. В целом здания кажутся довольно хрупкими и часто построены из дерева с каменным ядром.
Среди наиболее известных сегодня примеров - те, что встречаются на побережье Балтийского моря на острове Рюген , например, в Зеллине , Бинце или Гёрене . Хайлигендамм возле Бад-Доберана - старейший приморский курорт Германии; Здесь можно найти многочисленные постройки ранней курортной эпохи.
Целые ансамбли в белом цвете с иногда окрашенными зданиями находятся в приходе Херингсдорф на острове Узедом . Как и в Кюлунгсборне . Одно из старейших зданий курортного стиля было построено Георгом Бернхардом фон Бюловом в 1845 году в Херингсдорфе, на вилле Ахтеркерке . Одним из самых важных с исторической точки зрения зданий (благодаря стеклянной мозаике) является Вилла Охслер в Херингсдорфе, построенная в 1883 году Антонио Сальвиати .
Компания Wolgaster Holzbau была всемирно известна своими деревянными особняками курортной архитектуры в стиле шале . Они первыми в мире построили сборные дома в 19 веке в таких местах, как Альбек , Банзин , Бинц и Херингсдорф .
Горы, море и классическая архитектура
Курортная архитектура
Курортная архитектура (нем. Bäderarchitektur ; англ. Resort architecture [1] ) — архитектурный стиль, характерный для курортов и прибрежных баз отдыха на немецком Балтийском побережье. Стиль развивался с момента основания Хайлигендамма в 1793 году и достиг расцвета около 1870 года, когда железнодорожные пути соединили курорты с крупными городами.
Отдельно стоящие особняки в стиле курортной архитектуры называются «курортными особняками» (нем. Bädervilla ) [2] .
Данный тип архитектуры встречается также вдали от побережья, в оздоровительных центрах Центральной Европы — в Тюрингии, Чехии, Швейцарии. Такие постройки обычно относят к так называемой «рекреационной архитектуре» (англ. Spa architecture ; нем. Kurarchitektur ).
Курортный архитектурный стиль появился при проектировании Хайлигендамма в Мекленбурге в 1793 году, первого континентального европейского морского курорта для высшего класса — аристократов и предпринимателей Европы.
Белый — наиболее распространённый цвет, поэтому нередко курорты описывают «белыми жемчужинами». Редко встречаются другие цвета — бордо, оливковый, бежевый или синий. Здания в курортном стиле довольно хрупкие и в основном построены из дерева.
На побережье Балтийского моря старейшие примеры стиля встречаются на острове Рюген (Зеллин, Бинц и Герен), Хайлигендамме рядом с Бад-Доберан.
Целые ансамбли расположены в Херингсдорфе на острове Узедом, а также в Кюлунгсборне. Одно из старейших зданий в курортном стиле построено Георгом Бернхардом фон Бюловом в 1845 году в Херингсдорфе (Вилла Ахтеркерке). Благодаря своей стеклянной мозаике представляет особый интерес Вилла Оихстер в Херингсдорфе 1883 года по проекту Антонио Сальвиати.
Всемирную известность получила компания Wolgaster Holzbau, возводившая деревянные курортные особняки под влиянием швейцарского стиля. В XIX веке компания первая в мире строила быстровозводимые дома (Альбек, Банзин, Бинц и Херингсдорф).
Реконструкция одного из известных сочинских санаториев «Камелии»-«Интуриста» предполагает соседство новой постройки и очага сталинского классицизма вокруг сохраняемого здания 1930-40-х гг.
Авторский коллектив:
Ю.Виссарионов (руководитель), К.Савкин, А.Осипов и другие
Заказчик – компания СИСТЕМА-ГАЛС
Ссылки:
Контекст приморского курортного города составляют, с одной стороны, горы, а с другой стороны – корабли. Сочи, правда, город особенный, это излюбленный советский курорт еще со сталинского времени, поэтому он обладает еще и третьей составляющей – архитектурой советского палладианства, которая здесь, при море и на солнце, совершенно по-особенному расцвела, оставив сумрачную строгость московских гибридов палаццо с римской инсулой и превратившись в увеличенные, но похожие копии загородных дворцов итальянского Ренессанса.
Гостиничный комплекс Юрия Виссарионова реагирует на все три темы, продиктованные сочинским окружением. Его главное здание напоминает сразу и корабль, и гору: можно подумать, что квадратная стеклянная башня проросла сквозь землю, подняв за собой пласты горной породы, перемежающие стекло стен и горизонтальные ребра перекрытий. Это особенно ощутимо в нижних ярусах здания, где очертания непрозрачных плоскостей шире, рисунок свободнее, а кровли засажены травой, перемежаемой водными пятнами бассейнов. Продолжая тему, за линией пляжа над морем возникает искусственный остров, связанный с берегом тонким перешейком – ностальгический намек на нормандскую гору Сан-Мишель в миниатюре. Как будто бы в силу тектонических катаклизмов на берегу выросла новая гора, а рядом с ней из воды – остров.
Заметим, что получившийся геологический образ проистекает напрямую из особенностей технологии современного монолитного строительства, которое не требует плотности внешних стен, обходясь внутренними опорами. Бетонные перекрытия можно выносить сравнительно далеко, придавая им, без особенных проблем, почти любые абрисы. Строго говоря, многие современные здания в процессе отливки тоже напоминают слоистые горы - однако в сочинском проекте Юрия Виссарионова эффект закреплен и обыгран: если представить себе вид здания строго сверху, то плавные контуры бетонных потолков, особенно в нижних этажах, будут похожи на рисунок географической карты.
Мощь дикой тектоники, однако, ощутимо осмыслена и окультурена: на острове будет ресторан, газоны ровные, вода в бассейнах с подогревом, а скошенные под углом выступы средних этажей отеля больше напоминают корабельные носы, чем скальные обрывы. Главная башня опутана сеткой декоративных снастей, которые перекликаются с рабочими фермами фуникулера, связывающего гостиницу и остров. В некоторых местах "снасти" проходят сквозь стеклянную массу главного небоскреба, нанизывают на себя большие полукруглые балконы, добавляя "горе" кружевной рукотворности.
Многослойная ярусная композиция займет место семидесятнической вертикальной пластины санатория «Камелия». Однако новое здание будет ощутимо больше и вместительнее, оно буквально срастается с парком, становясь частью обустроенного ландшафта и одновременно – решая главную проблему роскошного сочинского курорта, который отрезан от своего пляжа железнодорожным полотном. Поезда окружат подавляющими шумы барьерами, существующий под железнодорожным полотном проход к пляжу расширят и дополнят верхней пешеходной дорожкой и фуникулером. Неуютное пространство рядом с рельсами займут спортивные залы. Таким образом, поезда окажутся изолированными от отдыхающих "где-то внизу", и превратятся из неизбежной помехи в забавный аттракцион.
Вторая сложность: одно из зданий санатория, классицистический «Интурист», построенный в 1935-49 гг. архитектором А.В. Самойловым, в 2002 году признан памятником. Он состоит из палладианского дворца с вынесенными в сторону моря длинными крыльями, с арочными лоджиями и колоннадами, и нескольких небольших зданий за ним – все вместе, будучи собрано в основании горы, может выглядеть довольно-таки роскошно, хотя в деталях и напоминает немного ВДНХ. Состояние здания, когда-то бывшего одним из лучших санаториев сети «Интуриста», сейчас плохое – эксперты оценивают его износ в 70%, что выражается снаружи в виде обшарпанной штукатурки, подтеках и отсутствии стекол. Архитекторы собираются его сохранить, реконструировать, и дополнить похожими корпусами с арками и балясинами. В результате рядом с футуристической горой возникнет своего рода «исторический центр», небольшой очаг «сочинского» классицизма – можно будет комфортно переходить от одного к другому, а насыщенность впечатлений и есть один из признаков приятного курорта.
Архитектура курортов переносит посетителей в иные миры
Недавно мы приобрели ещё одну интересную книгу. Называется «История курортов. Архитектура, общество, природа», автор – Фред Грей, 2009 г. Отметим, что в оригинальном подзаголовке нет слова «архитектура», однако оно было помещено в русское издание, очевидно потому, что архитектуре отводится особая роль в этой книге. Вот что говорит сам автор уже в первых строках своего повествования:
«Почти три столетия назад, по мере того как побережья Запада превращались в места отдыха и развлечений, началось развитие оригинального урбанистического образования – морского курорта, и вдоль берега возникли новые рекреационные постройки. Именно архитектура во всём многообразии новаторских форм стала основной составляющей моделирования прибрежной зоны. Искусственная приманка, призванная притягивать тех, кто ищет отдыха и развлечений (и, как правило, давать заработок и приносить прибыль), архитектура подобно клею скрепляла отдельные курорты и одновременно выступала в качестве определяющей характеристики, благодаря которой их можно отличать друг от друга».
В книге, которая представляет собой широкое и полноценное исследование, затрагивается масса увлекательных тем. Кроме собственно курортной архитектуры (жилой, развлекательной, рекреационной), это история использования побережья, технологии развлечений, маркетинга и рекламы, организации купания, конкурсов красоты, прогулок по променаду, демократизации курортов и прочая, и прочая. Каждая тема развёрнута в масштабе трёх столетий: с первых десятилетий XVIII века до наших дней.
Не можем устоять и не привести отрывок из письма одного из первооткрывателей «отдыха на море», преподобного Уильяма Кларка, который провёл со своей супругой один из летних месяцев 1736 года в Брайтельмстоне, что на южном побережье Англии.
«Сейчас мы жаримся на солнце на брайтельмстонском берегу… Местечко весьма приятное; ничего лучшего в таком роде мне видеть не доводилось. Этот морской вид, эти хлебные поля, вокруг словно распростёрся тонкой работы ковёр, так и притягивающий глаз. Незадача, однако, в том, что мы тут почти не говорим, звучит только clamor nauticus , который здесь представляет собой грохот валов, разбивающихся об утёсы. Утренние мои занятия – купание в море, затем покупка рыбы; вечером езжу верхом, дышу воздухом, осматриваю остатки военных лагерей древних саксов, считаю экипажи на дороге и рыболовные суда на море».
Ниже мы приведём ещё несколько цитат, которые могут быть любопытны любителям архитектуры и урбанистики.
«Наиболее успешная береговая архитектура в полной мере использует пространство взморья. Её формы и функции, равно как и способы эксплуатации, помогают выявить удивительные взаимоотношения между природой и обществом, устанавливающиеся в пространстве, которое в буквальном смысле находится «на кромке». Западные морские курорты – многослойные явления, исполненные сегодняшними смыслами и памятью о прошлом. От самых модных экзотических мест под южным солнцем, где развлекаются богачи, вплоть до обветшалых и позабытых городков на северном, более холодном побережье, курортная архитектура неразрывно связана с обострённым ощущением места и бытия».
«Архитектура побережья редко принимается в качестве значимого объекта академического исследования. Несмотря на отдельные работы о зданиях-символах и их архитекторах, некоторых архитектурных стилях и периодах, практически отсутствуют попытки представить прибрежную архитектуру как целостное явление. Проблема состоит в трудности определения и размежевания, в размахе стилевого эклектизма и разнообразии архитектурных форм и назначений…»
«Западным морским курортам свойственно стремиться производить необычное впечатление; в их архитектуре, в особенности с начала XIX века, всегда был намёк на экзотику как в географическом, так и во временном плане. Посещение курорта означало не только путешествие на край земли (что само по себе уникальный опыт), но и на встречу с архитектурными фантазиями, переносившими посетителей в иные миры.
Хотя в прибрежных постройках, предназначенных для отдыха и развлечений, нельзя выделить доминирующий стиль – скорее это было соперничество разноречивых архитектурных идей и образов, – тем не менее важную роль играл многоликий приморский ориентализм и связанные с ним экзотические мотивы, включая пальмовый декор. Ему мы обязаны многими курортными постройками-символами и рядом элементов классического приморского дизайна».
На двух последних фото: Элементы классического приморского дизайна городка Геническ, Херсонская область, Украина. Постройки 120 летней давности. Такого уже не построят.
Читайте также: