Купальщики на отдыхе сезанн
В середине 1890-х годов Сезанн задумал создать монументальное полотно с обнаженными в пейзаже – некий синтезированнный образ вселенной. В серии этюдов, к которым относится и московская работа, художник пытался достичь гармонии в изображении обнаженных фигур и пейзажа: тела, деревья, очертания гор вдали составляют единый прочный каркас – опору мироздания. Торсы купальщиков вытянуты и очерчены гибкими прерывистыми линиями, позволяющими фигурам раствориться в окружающем пейзаже. Вместе с тем в этом полотне уже намечены «архитектурные» структурирующие функции природных мотивов, окончательно нашедшие воплощение в знаменитых «Больших купальщиках» (1905–1906) из коллекции Барнса в Мерионе (США).
О сюжете
Пикассо впервые видит репродукцию «Купальщиков» Поля Сезанна в феврале 1907 года в мастерской Андре Дерена на улице Турлак. Сезанн выстроил композицию наподобие старых мастеров, создававших картины на сюжеты античной мифологии: в этой работе есть определенная театральность, увидев которую, Пикассо понял, что такие банальные темы, как купальщицы или бордель, могут вести к масштабности, если к этим сюжетам подойти под иным углом зрения построения мизансцены. Сезанновское творение потрясло молодого Пикассо: когда художник достиг славы и финансового благополучия, он начал собирать собственную коллекцию живописи, и приобретенные в 1956 году «Пять купальщиц» Сезанна заняли в ней достойное место.
Над сюжетом «Купания» Сезанн работал более двадцати лет. Художник создал многочисленные версии этой картины. С каждым новым вариантом он все дальше и дальше отходил от традиционного представления живописи. И каждая из версий осталась не до конца разгаданной. «Посмотрите на Сезанна, ведь это поиск утраченной реальности», — пишет Филипп Соллерс в книге «Рай Сезанна». Все в этой картине зыбко, сюжет ускользает, волнует, раздражает. Сезанн изображает обнаженных на природе, но в картине зритель не находит привязки к стилю и сюжету, лица персонажей нарочито не прописаны, их пол трудно угадываем.
Работа из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина относится к 90-м годам XIX века, когда у Сезанна только зародился замысел монументального полотна с обнаженными на природе. Среди зелени размашистых деревьев, у глади лесного озера в разных позах изображены вытянутые, гибкие фигуры, написанные синими и красными цветами с примесью белил. Купальщики образуют единое целое с пейзажем, цветовые пятна в некоторых местах перетекают друг в друга, соотношение тел и окружающей среды таково, что, будучи небольшого размера, картина кажется монументальным полотном.
«Роден пожал мне руку!»
Настоящих поклонников у Сезанна всегда было мало. И он привыкает не доверять похвалам: ерничает , срывается со смеха на слезы , искренне благодарит и тут же яростно обвиняет в лести.
Когда критик Гюстав Жеффруа в 1894 году написал о художнике из Экса длинную положительную статью , Клод Моне решил их познакомить. Подготовка велась нешуточная. Моне пишет письма критику , чтобы подготовить его к встрече: «Какая жалость , что этот человек не получил большей поддержки в жизни! Он настоящий художник , страдающий от неуверенности в себе. Его нужно подбадривать , и он очень высоко оценил Вашу статью!» Моне пишет письма художнику — и устраивает его приезд в Живерни. Приглашены еще Жорж Клемансо , Октав Мирбо и Огюст Роден.
Не смотря на опасения приглашенных и хозяина дома в Живерни , Сезанн явился. Он весел , иногда даже слишком , резок и искренен. «Мсье Роден совсем не гордец , он пожал мне руку! А у него столько наград!» — со слезами на глазах делится радостью Сезанн. По окончании ужина все выйдут провожать Поля до гостиницы , где тот остановился, — он посреди пыльной дороги станет перед Роденом на колени и снова поблагодарит за рукопожатие. Чудак этот Сезанн.
Сезанн и Писсарро в Понтуазе, 1873 Сезанн и Писсарро в Овере, 1874Купальщики на отдыхе
У Сезанна есть картины, которые стали культовыми для нескольких поколений художников. Непризнанный, отвергаемый, намеренно игнорируемый критиками, Сезанн считался непостижимым гением среди своих: художников-импрессионистов, нескольких коллекционеров и нескольких писателей. «Купальщики на отдыхе» - одна из тех картин, которые именно для этой небольшой группы почитателей имели огромную ценность, обладали сверхъестественными свойствами.
Третья выставка импрессионистов закрылась – и Сезанн уходит со сцены, закрывается в мастерской, работает как одержимый, но прежде всего ищет тишины и покоя, чтобы отключить хор спорщиков и найти теоретическое обовнование своих взглядов, своего способа видения. И тут же у самого Сезанна и у его картины «Купальщики на отдыхе» появляется новый поклонник – неожиданный и спасительный. Жан Ренуар в книге об отце и его друзьях рассказывает историю о первом владельце «Купальщиков». Сезанн вышел из поезда на вокзале Сен-Лазар и нес картину подмышкой – ее увидел молодой человек, тут же высказавший восхищение насыщенными цветами, которые художник использовал для изображения трав и деревьев. Сезанн, не раздумывая, подарил картину молодому человеку. Скоро они снова встретятся – и будут близкими друзьями. Счастливым обладателем «Купальщиков» стал композитор, поэт и музыкант Эрнест Кабанер. Нищий, изможденный, эксцентричный – Кабанер был другом Рембо и Верлена, играл в кабаках на фортепиано и «Купальщиков» водрузил над своей кроватью. Сезанн ценил мысли и взгляды Кабанера, а несколько лет спустя взял на себя заботу о смертельно больном друге. Он уговорил коллег-художников пожертвовать по несколько картин, от себя добавил две – и на вырученные деньги обеспечил своему первому стихийному поклоннику небольшую пенсию.
После смерти Кабанера «Купальщиков» купил Гюстав Кайботт. И вместе с другими картинами его знаменитой коллекции, которую Кайботт завещал государству после смерти, сезанновское полотно наконец предстало перед двумя важными судьями: директором Школы изящных искусств и директором Люксембургского дворца. Эти двое принимали от умершего Кайботта его несвоевременный и провокативный дар. Как бы ни раскачивали импрессионисты за прошедшие 20 лет упрямо следующую по проторенной дороге крепкую повозку академического искусства, она лишь немного сдвинулась с основного курса. Для «Купальщиков» Сезанна в стенах парижских музеев пока места не нашлось – коллекцию Кайботта приняли в дар не полностью и, конечно, без этой картины. В итоге ее продали за границу – сейчас картина в Америке.
Но истории искусства и самому Сезанну не столь важно было местонахождение «Купальщиков»: художник повторит центральную фигуру в нескольких отдельных полотнах, Эдгар Дега купит одну из этих версий для своей коллекции, одной из первых покупок юного Пабло Пикассо будет раскрашенная акварелью авторская литография по мотивам «Купальщиков». Остановить это движение уже не представлялось возможным – Сезанн протоптал для современного искусства новую тропинку и пошел по ней пешком.
Штрихи к портрету: 5 историй о Поле Сезанне, которые все равно не помогут его лучше понять
Однажды мальчишка , съезжавший по перилам , со всей силы толкнул маленького Поля в спину. «Удар был настолько сильным и неожиданным , что долгие годы меня мучит страх , что это может повториться. С тех пор я не выношу даже легкого случайного прикосновения», — рассказывал Сезанн.
Молодой художник Эмиль Бернар был другом , большим поклонником Сезанна и сделал в Эксе лучшие фотографии своего наставника. Однажды они прогуливались вместе , Сезанн оступился , потерял равновесие — и Эмиль подхватил его под руку. «Никто не смеет ко мне прикасаться… Никому не удастся меня закрючить. Никогда! Никогда!» — исступленно кричал Сезанн. Он развернулся и побежал к мастерской , бормоча « не закрючат , не закрючат». Вечером Сезанн пришел с извинениями.
На фото: Поль Сезанн в Понтуазе , 1877 год.Откровенный постимпрессионизм. Купальщицы и купальщики Сезанна.
Да, купальщицы и купальщики в среде импрессионистов и постимпрессионистов Франции были одной из основных тем в жанре НЮ. Не отходил от их традиций и Поль Сезанн, который эксплуатировал сюжет купаний более 40 лет! И поверьте, купальщицы каждого из представителей живописи конца 19 - начала 20 веков по-своему уникальны!
Давайте посмотрим на то, как они эволюционировали в творчестве самого философски настроенного постимпрессиониста:
Картина первому встречному
Сезанн ехал с мотивов и нес подмышкой этюд Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше . Проходя через вокзал Сен-Лазар , столкнулся с незнакомцем , который попросил показать картину. Бледный , тощий молодой человек , увидев развернутый на стене пейзаж Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше, был потрясен: и невиданным зеленым цветом , и свежестью , и манерой письма. «Если вам так нравятся мои деревья , забирайте!» — предложил Сезанн. «Мне нечем заплатить» , — возражает художнику новый поклонник. Сезанн отдает картину даром и оба уходят с вокзала абсолютно счастливые.
Эту историю рассказывает сын Огюста Ренуара Жан в книге об отце. И у истории было продолжение. Прямо с вокзала счастливый Поль отправился в мастерскую , которую снимали вместе Ренуар и Моне. «У меня появился поклонник!» — торжественно заявил он с порога. А первым встречным оказался вечно нищий и изгоняемый из всех кафе , где пытался играть свои сочинения , композитор и музыкант Эрнест Кабанер.
Кабанер и Сезанн познакомятся еще раз — в одном из богемных салонов , а спустя три года художник обеспечил своего первого почитателя , уже тяжело больного , постоянной пенсией , расплатившись за это несколькими работами. Над кроватью умиравшего Кабанера все еще висела картина « Купальщики на отдыхе».
Поль Сезанн. Большие купальщицы
Поль Сезанн так и не стал импрессионистом . Запечатлеть вечно изменчивый облик природы в ее одномоментном великолепии художнику показалось не настолько важным, как этот облик переработать, упорядочить. Для этого он разлагал сложные фигуры на простые с помощью. геометрии.
И правда, если присмотреться к работам Сезанна , можно заметить, что это сплошное нагромождение геометрических фигур – прямоугольников, квадратов, кругов.
Не стала исключением и многофигурная композиция "Большие купальщицы".
Перед нами берег озёра, однако воды не видно за причудливым нагромождением человеческих тел. Все это – девушки, недавно искупавшиеся и теперь загорающие на солнце. Кто-то из них приходит на этот берег не в первый раз, и их тела успели приобрести приятный бронзовый оттенок, другие, как видно, здесь редкие гостьи.
Женские фигуры застыли в различных позах – кто-то лежит, кто-то сидит, стоит или даже ходит. Однако все они так или иначе взаимосвязаны друг с другом.
В левой части полотна женщины ведут неспешную беседу; одна из них расчесывает волосы, другая гладит собаку. Женщины в правой части полотна снимают белые полотенца, готовясь зайти в воду. Ещё одна лежит, в то время как её подруга засыпает песком её ноги. Что это, дурачество. Милая забава?
Одна из женщин смотрит прямо на нас. Нам сложно судить о выражении её лица, потому что Сезанн лишь наметил его: тёмные щели глаз, очертания носа. Так же и с большинством других купальщиц: художник не стал выписывать черты их лиц или детали причёсок.
Поль Сезанн. "Купальщики". (1890-1892) Поль Сезанн. "Купальщики". (1890-1892)Перед ним стояла другая задача – показать нам женщин как единое целое, находящееся во взаимодействии с другим целым –природой вокруг них.
Мы видим, что в пейзаже преобладают синие и зеленоватые оттенки. Женские тела разнятся по цвету: они приятно голубеют там, где над ними нависает небо, и теплеют, становятся охристыми в месте их соединения с песком. Создаётся такое чувство, будто " нижние" женщины рождаются, выходят из песка, в то время, как женщины "верхние" входят, вливаются в небесную гладь.
Движения и жесты купальщиц дополняют друг друга, в то время как формы их тел неодинаковы.
Мягкая округлость груди соседствует здесь с острыми углами локтей и коленей, лицо прямоугольное, строгое художник помещает рядом с лирическим, нежным и круглым личиком.
Что хотел нам сказать Сезанн этой картиной?
Наверное, то, что в природе нет идеальных форм или одинаковых пропорций. Тем ценнее оставаться цельным в таком мире, сохранять же единство с природой – ценнее вдвойне. В этом-то и состоит скрытая прелесть картин Сезанна –они не ставят человека во главе мироздания. Неидеальный, угловатый, он составляет с природой единое целое.
Поль Сезанн. "Большие купальщицы". (Около 1906 ) Поль Сезанн. "Большие купальщицы". (Около 1906 )"Округлость женской груди с плечами холмов " – вот какого эффекта хотел добиться художник, когда приступал к написанию картины.
Сезанн верил, что именно в таком соседстве два важнейших жанра живописи –портрет и пейзаж – достигают наилучшего звучания.
Человек для него не так психологичен, как для других художников. Художнику было сложно рисовать людей, обладающих ярко выраженным характером; напротив, люди приземленные, как-то: крестьяне, рабочие – удавались ему лучше всего. Почему ? Да потому, что последние ничем не отличались от той природы, которую так любил писать Сезанн . Писать – и перекраивать на иной лад в соответствии с собственным видением мира.
У Поля Сезанна есть несколько картин, изображающих купающихся людей : как мужчин, так и женщин. Все они похожи одна на другую: люди пребывают на этих полотнах в вечном взаимодействии с природой, составляют с ней единое целое.
Удивительно, но Сезанн не пользовался для своих картин услугами натурщиков, в особенности женщин. Виной тому была природная робость художника. Для написания картины "Большие купальщицы" он просил друга прислать ему фотографии обнажённых женщин, чем крайне удивил его.
С помощью изображения человеческого тела на фоне природы Сезанн надеялся обрести себя, однако самую грандиозную из картин, посвящённых этой теме, ему было не суждено закончить.
С е з а н н . р ф
Картины Сезанна, посвященные купальщикам, с одной стороны, продолжали старую традицию европейского искусства, с другой, знаменовали вызов салонно-академическим ню. Весь цикл его "Купальщиков" оплодотворен идеей ушедшего счастливого времени, но не салонного Золотого века, а счастливого времени его собственной юности в Эксе, когда он со школьными друзьями отправлялся за город на берег реки Арк. Сезанн стремился выражать свои ощущения непосредственно, отказываясь следовать условным формулам, и потому его живопись становилась "неуклюжей", как живопись примитивистов. Если даже в пленэрных пейзажах художник не до конца разделял взгляды импрессионистов, то в композициях целиком сочиненных, он далеко расходится с ними, не отказываясь при этом от их завоеваний в области цвета и письма. Именно в "Купальщиках" сезанновская философия искусства резко восставала против мимолетности импрессионизма. Здесь он действовал как хороший строитель, прежде всего заботившийся о прочности постройки. Холст из собрания Кребса - пирамидальная конструкция, выражающая идею устойчивости, без которой не может обойтись динамический мир.
Поль Сезанн
Поль Сезанн. Большие купальщицы. 1899 – 1906 гг.
Филадельфийский художественный музей.
«Сезанн – это Савонарола современной живописи. На искупительном костре своего творчества он сжег все внешне красивое, все маскарадные наряды и маски, все чары века сего. Это аскет, подвижник, иконоборец. Его живопись – это обнаженная правда. Не правда ослепительного впечатления, как у импрессионистов, а скучная и некрасивая правда упорной работы, от которой начинает мутиться в глазах, фигуры кривятся, краски становятся жестяными и грязными. В нем – несокрушимый порыв творческой воли и глубокое отчаянье работы».
Максимилиан Волошин. «Лики творчества».
Не спешите закрыть страницу, увидев не особенно привлекательные фигуры обнаженных женщин. Вспомните строчки из Поэзы Странностей жизни Игоря Северянина –
«Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота. ».
Попробуем разобраться, что двигало художником при их воплощении на полотне. Все просто и сложно одновременно. Перед нами визуальный фрагмент одной из художественных концепций, а возможно и жизненной философии Сезанна.
Мотив купальщиц был неотъемлемой частью его творчества на протяжении сорока лет. Пытаясь постичь эту тематику, Сезанн экспериментировал с цветом и композицией. Он стремился сделать итогом своей жизни большую обобщающую картину, олицетворяющую
единство людей и природы. Занимавшая художника многие годы тема "Купальщиков" и "Купальщиц" являлась попыткой решения именно этой задачи
Среди множества созданных этюдов и эскизов особое место занимают три больших картины, написанных Сезанном в последние годы жизни. Расположим их по размерам полотен: "Большие купальщицы" (размер 208х249) из художественного музея в Филадельфии (именно они и представлены выше), "Большие купальщицы" (133х207), принадлежащие фонду Барнса в Марионе (США) и "Большие купальщицы" (130х195) из Национальной галереи в Лондоне.
Как правило, светлые фигуры объединяются единым ритмом и резко выделяются на размытом фоне, имеющем различные оттенки. Их формы тяжеловесны, и в этом, так же как в их наготе, ощущается некая первобытность и целомудренность первых дней после сотворения мира
Один из крупнейших современных исследователей творчества Сезанна, американец Т.Рефф, писал: "В поздних "Купальщиках" застылые, часто не имеющие лиц фигуры выглядят менее выразительными, чем окружающий их пейзаж. Однако более важно то ощущение, которое создает сама живописная поверхность, - живые мерцающие мазки, тонкий, острый рисунок и прежде всего бесконечно разнообразный цвет, вибрирующий и мужественный в мужских фигурах, нежный и воздушный в последних "Больших купальщицах".
Природа есть последнее прибежище человека в его естественности. Располагая фигуры у воды под сенью вытянутых ввысь и смещенных верхушками к центру деревьев, Сезанн варьировал разнообразие поз лежащих, сидящих, стоящих, присевших на корточки мужчин и женщин. В "Купальщиках" и "Купальщицах" его увлекали в первую очередь пластика обнаженных фигур, согласованность их объемов и движений. Тела удлиняются или даже деформируются, так как суть заключается в их компоновке в единое целое, а отнюдь не в анатомической правильности пропорций. Это скорее гимн гармонии «языческих» женщин и природы.
© Copyright: Галина Магницкая, 2012Свидетельство о публикации №212072700717
Если бы только "купальщицы". а его натюрморты, пейзажи, портреты? Или вот "Молодая итальянка", "Пьеро и Арлекин", "Игроки в карты", "Девушка за пианино"? Это заслуживает особенного внимания - как характерная живопись. Хотя, если быть совсем уж откровенной, Сезан мне не очень-то и нравится (мрачноватый художник, на мой взгляд, но как и у многих - у него все точно так же происходит от глубоко-внутреннего настроения и через эту чувственную призму отображается мир его творений, так - как только он сам это видит, чувствует и понимает. )И действительно, в его купальщицах, если "не гимн природе" - то нечто от неё (природы), от того что в ней и этих фигурах - "согласовывается" с его пониманием "классицизма", который и "лепится" им в форме "шара, конуса, цилиндров", составляющих - и то, и другое - его "телесных" картин.
Людмила, вечер добрый!
Предлагаю совершить путешествие по страницам календаря, чтобы еще раз вспомнить и полюбоваться полотнами знаменитых импрессионистов. А начнем мы погружение в мир их живописи с того дня, когда данный календарь впервые оказался у меня в руках".
Все за меня сделал(выбор) составитель календаря. Я лишь следую за его мыслью. Вернее - следовала, но поняла, что меня это дело не совсем устраивает.
С признательностью, г.
Homo quadratus (четырехугольный человек) - говаривали древние латиняне о гармонично сложенных людях, именно так они представляли себе художественно-скульптурные каноны. А импрессионисты взяли за основу иные мерки - "подрагивающие мазки" и геометрию шара, конуса, цилиндров - кубизм, "разбивающий гармонию" на "стереометрические примитивы". Я тяготею к классическому ИЗО и его "гладкописи", потому и не все так уж нравится в некоторых модернистах.
А Ваш рассказ мне понравился, после такого всегда хочется обратиться к тому, что давно не смотрела. и вглядеться повнимательнее, чем прежде.
Людмила, спасибо за интересный ответ! Модернистов обожаю выборочно. Скорее - отдельные полотна разных художников и направлений! Но нашего импрессиониста К.Коровина всегда защищаю. Есть в его живописи некая недосказанность, что делает ее притягательной, заставляет задуматься.
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Яблоки на вишневом дереве
Когда Сезанн оставался недоволен картиной , он просто вышвыривал ее в окно. Садовник Огюст Блан вспоминал позже , что старые оливы , росшие под окнами его мастерской , были увешены незаконченными натюрмортами. Иногда Поль вспоминал о каких-нибудь не совсем безнадежных этюдах , провисевших в саду несколько месяцев, — и они снова возвращались на мольберт.
Об экспонате
Лео Стайн вспоминал о Сезанне: «В Осеннем салоне 1905 года зрители истерически хохотали перед его картинами, в 1906 году они уже относились к ним с уважением, а в 1907 году благоговели». Пикассо, оплакивая смерть художника, называл его «нашим общим отцом» и «своим единственным учителем».
Выставку «Анатомия кубизма» открывает картина Поля Сезанна «Купание». Произведение, которое один из крупнейших французских писателей и философов нашего времени Филипп Соллерс назвал «Евангелием современности».
О сюжете
Пикассо впервые видит репродукцию «Купальщиков» Поля Сезанна в феврале 1907 года в мастерской Андре Дерена на улице Турлак. Сезанн выстроил композицию наподобие старых мастеров, создававших картины на сюжеты античной мифологии: в этой работе есть определенная театральность, увидев которую, Пикассо понял, что такие банальные темы, как купальщицы или бордель, могут вести к масштабности, если к этим сюжетам подойти под иным углом зрения построения мизансцены. Сезанновское творение потрясло молодого Пикассо: когда художник достиг славы и финансового благополучия, он начал собирать собственную коллекцию живописи, и приобретенные в 1956 году «Пять купальщиц» Сезанна заняли в ней достойное место.
Над сюжетом «Купания» Сезанн работал более двадцати лет. Художник создал многочисленные версии этой картины. С каждым новым вариантом он все дальше и дальше отходил от традиционного представления живописи. И каждая из версий осталась не до конца разгаданной. «Посмотрите на Сезанна, ведь это поиск утраченной реальности», — пишет Филипп Соллерс в книге «Рай Сезанна». Все в этой картине зыбко, сюжет ускользает, волнует, раздражает. Сезанн изображает обнаженных на природе, но в картине зритель не находит привязки к стилю и сюжету, лица персонажей нарочито не прописаны, их пол трудно угадываем.
Работа из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина относится к 90-м годам XIX века, когда у Сезанна только зародился замысел монументального полотна с обнаженными на природе. Среди зелени размашистых деревьев, у глади лесного озера в разных позах изображены вытянутые, гибкие фигуры, написанные синими и красными цветами с примесью белил. Купальщики образуют единое целое с пейзажем, цветовые пятна в некоторых местах перетекают друг в друга, соотношение тел и окружающей среды таково, что, будучи небольшого размера, картина кажется монументальным полотном.
Об экспонате
Лео Стайн вспоминал о Сезанне: «В Осеннем салоне 1905 года зрители истерически хохотали перед его картинами, в 1906 году они уже относились к ним с уважением, а в 1907 году благоговели». Пикассо, оплакивая смерть художника, называл его «нашим общим отцом» и «своим единственным учителем».
Выставку «Анатомия кубизма» открывает картина Поля Сезанна «Купание». Произведение, которое один из крупнейших французских писателей и философов нашего времени Филипп Соллерс назвал «Евангелием современности».
Читайте также: