Кто уедет в париж вишневый сад
Яша . Простой народ прощаться пришел. Я такого мнения, Ермолай Алексеич, народ добрый, но мало понимает.
Гаев . Ты отдала им свой кошелек, Люба. Так нельзя! Так нельзя! Любовь Андреевна . Я не смогла! Я не смогла!
Оба уходят.
Лопахин (в дверь, им вслед) . Пожалуйте, покорнейше прошу! По стаканчику на прощанье. Из города не догадался привезть, а на станции нашел только одну бутылку. Пожалуйте!
Яша осторожно ставит поднос на стул.
Выпей, Яша, хоть ты. Яша . С отъезжающими! Счастливо оставаться! (Пьет.) Это шампанское не настоящее, могу вас уверить. Лопахин . Восемь рублей бутылка.
Холодно здесь чертовски. Яша . Не топили сегодня, все равно уезжаем. (Смеется.) Лопахин . Что ты? Яша . От удовольствия. Лопахин . На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом. Строиться хорошо. (Поглядев на часы, в дверь.) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь.
Трофимов в пальто входит со двора.
Лопахин вынимает бумажник.
Оставь, оставь. Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд. Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах! Лопахин . Дойдешь? Трофимов . Дойду.
Дойду, или укажу другим путь, как дойти.
Слышно, как вдали стучат топором по дереву.
Лопахин . Ну, прощай, голубчик. Пора ехать. Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит. Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего. Ну, все равно, циркуляция дела не в этом. Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год. Только ведь не усидит, ленив очень. Аня (в дверях) . Мама вас просит: пока она не уехала, чтоб не рубили сада. Трофимов . В самом деле, неужели не хватает такта. (Уходит через переднюю.) Лопахин . Сейчас, сейчас. Экие, право. (Уходит за ним.) Аня . Фирса отправили в больницу? Яша . Я утром говорил. Отправили, надо думать. Аня (Епиходову, который проходит через залу) . Семен Пантелеич, справьтесь, пожалуйста, отвезли ли Фирса в больницу. Яша (обиженно) . Утром я говорил Егору. Что ж спрашивать по десяти раз! Епиходов . Долголетний Фирс, по моему окончательному мнению, в починку не годится, ему надо к праотцам. А я могу ему только завидовать. (Положил чемодан на картонку со шляпой и раздавил.) Ну, вот, конечно. Так и знал. (Уходит.) Яша (насмешливо) . Двадцать два несчастья. Варя (за дверью) . Фирса отвезли в больницу? Аня . Отвезли. Варя . Отчего же письмо не взяли к доктору? Аня . Так надо послать вдогонку. (Уходит.) Варя (из соседней комнаты) . Где Яша? Скажите, мать его пришла, хочет проститься с ним. Яша (машет рукой) . Выводят только из терпения.
Дуняша все время хлопочет около вещей; теперь, когда Яша остался один, она подошла к нему.
Гаев . Ехать бы нам. Уже немного осталось. (Глядя на Яшу.) От кого это селедкой пахнет! Любовь Андреевна . Минут через десять давайте уже в экипажи садиться. (Окидывает взглядом комнату.) Прощай, милый дом, старый дедушка. Пройдет зима, настанет весна, а там тебя уже не будет, тебя сломают. Сколько видели эти стены! (Целует горячо дочь.) Сокровище мое, ты сияешь, твои глазки играют, как два алмаза. Ты довольна? Очень? Аня . Очень! Начинается новая жизнь, мама! Гаев (весело) . В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже. Я банковский служака, теперь я финансист. желтого в середину, и ты, Люба, как-никак, выглядишь лучше, это несомненно. Любовь Андреевна . Да. Нервы мои лучше, это правда.
Ей подают шляпу и пальто.
Гаев . Счастливая Шарлотта: поет! Шарлотта (берет узел, похожий на свернутого ребенка) . Мой ребеночек, бай, бай.
Замолчи, мой хороший, мой милый мальчик.
Мне тебя так жалко! (Бросает узел на место.) Так вы, пожалуйста, найдите мне место. Я не могу так. Лопахин . Найдем, Шарлотта Ивановна, не беспокойтесь. Гаев . Все нас бросают, Варя уходит. мы стали вдруг не нужны. Шарлотта . В городе мне жить негде. Надо уходить. (Напевает.) Все равно.
Яша кашляет.
Это называется вылакать. Любовь Андреевна (оживленно) . Прекрасно. Мы выйдем. Яша, allez! 2 Я ее позову. (В дверь.) Варя, оставь все, поди сюда. Иди! (Уходит с Яшей.) Лопахин (поглядев на часы) . Да.
За дверью сдержанный смех, шепот, наконец входит Варя .
Варя (долго осматривает вещи) . Странно, никак не найду. Лопахин . Что вы ищете? Варя. Сама уложила и не помню.
Лопахин . Вы куда же теперь, Варвара Михайловна? Варя . Я? К Рагулиным. Договорилась к ним смотреть за хозяйством. в экономки, что ли. Лопахин . Это в Яшнево? Верст семьдесят будет.
Вот и кончилась жизнь в этом доме. Варя (оглядывая вещи) . Где же это. Или, может, я в сундук уложила. Да, жизнь в этом доме кончилась. больше уже не будет. Лопахин . А я в Харьков уезжаю сейчас. вот с этим поездом. Дела много. А тут во дворе оставляю Епиходова. Я его нанял. Варя . Что ж! Лопахин . В прошлом году об эту пору уже снег шел, если припомните, а теперь тихо, солнечно. Только что вот холодно. Градуса три мороза. Варя . Я не поглядела.
Да и разбит у нас градусник.
Лопахин (точно давно ждал этого зова) . Сию минуту! (Быстро уходит.)
Варя, сидя на полу, положив голову на узел с платьем, тихо рыдает. Отворяется дверь, осторожно входит Любовь Андреевна .
Любовь Андреевна . Что?
Надо ехать. Варя (уже не плачет, вытерла глаза) . Да, пора, мамочка. Я к Рагулиным поспею сегодня, не опоздать бы только к поезду. Любовь Андреевна (в дверь) . Аня, одевайся!
Теперь можно и в дорогу. Аня (радостно) . В дорогу! Гаев . Друзья мои, милые, дорогие друзья мои! Покидая этот дом навсегда, могу ли я умолчать, могу ли удержаться, чтобы не высказать на прощанье те чувства, которые наполняют теперь все мое существо. Аня (умоляюще) . Дядя! Варя . Дядечка, не нужно! Гаев (уныло) . Дуплетом желтого в середину. Молчу.
Лопахин делает вид, что испугался.
Что вы, что вы. Я и не думала. Трофимов . Господа, идемте садиться в экипажи. Уже пора! Сейчас поезд придет! Варя . Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.) И какие они у вас грязные, старые. Трофимов (надевая калоши) . Идем, господа. Гаев (сильно смущен, боится заплакать) . Поезд. станция. Круазе в середину, белого дуплетом в угол. Любовь Андреевна . Идем! Лопахин . Все здесь? Никого там нет? (Запирает боковую дверь налево.) Здесь вещи сложены, надо запереть. Идем. Аня . Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! Трофимов . Здравствуй, новая жизнь. (Уходит с Аней.)
Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Уходят Яша и Шарлотта с собачкой.
Лопахин . Значит, до весны. Выходите, господа. До свиданция. (Уходит.)
Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали.
Гаев (в отчаянии) . Сестра моя, сестра моя. Любовь Андреевна . О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай. Прощай.
В последний раз взглянуть на стены, на окна. По этой комнате любила ходить покойная мать. Гаев . Сестра моя, сестра моя.
Любовь Андреевна . Мы идем.
Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно.
Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс . Он одет, как всегда, в пиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.
Фирс (подходит к двери, трогает за ручку) . Заперто. Уехали. (Садится на диван.) Про меня забыли. Ничего. я тут посижу. А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал. (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел. Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу. Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего. Эх ты. недотёпа. (Лежит неподвижно.)
Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.
что случилось с героями пьесы после продажи вишневого сада? Плиз срочняк надо (((
Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду» !
Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждет «тихая глубокая радость».. .
Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем» , необходимым «в смысле обмена веществ» , он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу» . Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком» , «в первых рядах идущим» к «высшему счастью» , никто не должен иметь власти.
Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишневого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные теткой. Аня воодушевлена: начинается новая жизнь — она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир» . Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину.
Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объяснение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопахина» . Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись первым же предлогом.
вопрос по вишневому саду Напомните, что Раневская делала в Париже?
Муж Раневской делает долги, много пьет и умирает от пьянства.
Через месяц после смерти мужа у Раневской погибает
7-летний сын Гриша.
После смерти сына Раневская уезжает за границу.
Она не может находиться в имении и видеть реку,
в которой утонул ее сыню
В след за ней едет за границу и появившийся у неё
возлюбленный мужчина.
За границей возлюбленный начинает болеть.
Раневская ухаживает за ним 3 года, пока он болеет.
А затем возлюбленный разоряет Раневскую и уходит к другой:
". а он за мной… безжалостно, грубо.
Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там,
и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью;
больной измучил меня, душа моя высохла.
А в прошлом году, когда дачу продали за долги,
я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил,
сошелся с другой, я пробовала отравиться…
Так глупо, так стыдно…"
Она возвращается в Россию.
Всего Любовь Андреевна проводит за границей 5 лет.
Она живет во Франции (на Лазурном Берегу и в Париже)
Остальные ответы
За макаронами ездила, не помнишь что ли?
Действие происходит весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая, после нескольких лет проживания во Франции возвращается со своей семнадцатилетней дочерью Аней в Россию.
История жизни Раневской в пьесе "Вишневый сад": судьба и прошлое героини
Возлюбленный Раневской вслед за ней едет за границу. За границей возлюбленный начинает болеть. Раневская ухаживает за ним 3 года, пока он болеет. А затем возлюбленный разоряет Раневскую и уходит к другой:
". бога ради: ведь он обобрал вас. "
Всего Раневская проводит за границей 5 лет. Она живет во Франции (на Лазурном Берегу и в Париже):
Когда Раневская приезжает в Россию, ее возлюбленный шлет ей телеграммы из Парижа. Он говорит, что болен, и просит ее вернуться в Париж:
Раневская любит своего возлюбленного даже после всего, что он сделал. Она прощает ему все:
Раневская не понимает, что ее возлюбленный - негодяй:
Раневская не может жить без своего возлюбленного. Она хочет быть с ним:
Раневская и ее брат Гаев накапливают большие долги. Когда Раневская приезжает в Россию, имение с вишневым садом выставляют на торги:
". двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона. "
Хороший знакомый, купец Лопахин, советует Раневской вырубить вишневый сад, чтобы сдавать участки в аренду:
Но Раневская и ее брат не хотят вырубать вишневый сад. Но при этом они ничего не делают, чтобы спасти сад и все имение:
В результате, Лопахин покупает имение с вишневым садом. Семья Раневской вынуждена съехать из имения. Лопахин тут же вырубает вишневый сад:
". Я купил имение, где дед и отец были рабами. "
После истории с вишневым садом Раневская возвращается к возлюбленному в Париж:
". Через шесть дней я опять в Париже. Завтра сядем в курьерский поезд и закатим, только нас и видели. " (Яша о поездке во Францию)
В Париже Раневская, судя по всему, живет все так же легкомысленно. Она тратит деньги ярославской тетки:
Это была история жизни Любови Андреевны Раневской в пьесе "Вишневый сад" Чехова, судьба и прошлое героини в цитатах.
Тест по пьесе "Вишневый сад" в вопросах и ответах (викторина)
Пьеса "Вишневый сад" является одним из самых известных драматических произведений А. П. Чехова.
В этой статье представлен тест на знание текста пьесы "Вишневый сад" в вопросах и ответах (викторина). Правильные ответы смотрите в конце теста.
Смотрите:
- Краткое содержание пьесы
- Все материалы по пьесе "Вишневый сад"
Тест по пьесе "Вишневый сад" в вопросах и ответах (викторина)
- деревенского священника
- богатого дворянина
- состоятельного купца
- крепостного крестьянина
- Лопахина
- Гаева
- Трофимова
- Епиходова
- в Петербурге
- в Париже
- в Пекине
- в Риме
- Александра
- Наталья
- Варя
- Аня
- Лопахин
- Гаев
- Трофимов
- Епиходов
- наш дом
- наша семья
- наша гордость
- наш сад
- Шарлота
- Александра
- Варя
- Аня
- о Гаеве
- о Трофимове
- о Фирсе
- о Лопахине
- она не хочет вырубать вишневый сад, расположенный там
- она не хочет иметь посторонних людей в имении
- она хочет отдать имение для благотоворительных целей
- она богата и не нуждается в деньгах
- о Фирсе
- о Раневской
- о Варе
- о Трофимове
- Лопахин
- Гаев
- Раневская
- Варя
- Лопахина
- Гаева
- Трофимова
- Фирса
- Раневская
- Аня
- Варя
- Шарлота
- Трофимов
- Фирс
- Раневская
- Лопахин
- Лопахин
- Фирс
- Трофимов
- Гаев
- Раневская
- Варя
- Шарлота
- Софья
- очень большой
- близко у моря
- недалеко от вокзала
- в центре города
- Фирс
- Ермолай
- Яша
- Петя
- становится эпидемией
- требует срочного вмешательства
- легко излечима
- неизлечима
Правильные ответы к тесту
1. ответ (4) крепостного крестьянина
2. ответ (2) Гаева
3. ответ (2) в Париже
4. ответ (4) Аня
5. ответ (1) Лопахин
6. ответ (4) наш сад
7. ответ (3) Варя
8. ответ (4) о Лопахине
9. ответ (1) она не хочет вырубать вишневый сад
10. ответ (2) о Раневской
11. ответ (1) Лопахин
12. ответ (3) Трофимова
13. ответ (3) Варя
14. ответ (2) Фирс
15. ответ (4) Гаев
16. ответ (2) Варя
17. ответ (1) очень большой
18. ответ (3) Яша
19. ответ (3) Симеонов-Пищик
20. ответ (4) неизлечима
Это был тест по пьесе "Вишневый сад" А. П. Чехова в вопросах и ответах (материалы для викторины).
Аня Раневская в пьесе "Вишневый сад": образ, характеристика, отношения с Петей Трофимовым
Петя Трофимов и Аня беседуют не о любви, а о свободе, счастье, будущем и т.д.:
". Все лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло. Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви. "
Разговоры с Петей влияют на Аню. Аня тоже задумывается о счастье, свободе и т.д.:
". Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем. Мы насадим новый сад, роскошнее этого. "
Как и Петя, Аня смотрит в будущее и не боится перемен:
". Очень! Начинается новая жизнь, мама. "
Как и Петя, Аня - мечтательница. Она мечтает о прекрасном будущем:"Вишневый сад". Анализ действия 4 - Отъезд Раневской
Если первое действие происходило в мае, во время цветения вишни, то в конце пьесы - октябрь.
Интересная деталь в вводной ремарке к 4 действию - это возврат к "декорации первого акта". В финале действия прозвучит, что и температура на улице такая же, что была в первом акте, в день приезда Раневской из Парижа - "минус три мороза". Это позволяет говорить о кольцевой композиции в произведении.
Та же декорация, та же температура воздуха,что вначале - так подчеркивается, что дом вновь остается без хозяйки. Она опять покидает Родину, и становится опять холодно.
Только вот деревья, которые так пышно цвели в первом действии, теперь вырубаются по воле Лопахина.
Народ приходит прощаться со своей бывшей хозяйкой, и та отдает им свой кошелек, за что Гаев ее укоряет.
Раневская явно чувствует свою вину пред людьми, остающимися без ее покровительства, практически на улице. Без места в жизни остается бедная Шарлотта, ее устройством обещает заняться Лопахин. Он же пристраивает и Епиходова в этом же имении управляющим.
Сама сцена, в которой Лопахин собирается сделать предложение , но в итоге не может, выглядит трагикомично. Мы понимаем, что между этими людьми нет настоящего душевного тяготения.
Оба героя это чувствуют, и Варя роняет фразу будто бы по теме погоды -" Да и разбит у нас градусник ", а на самом деле это значит, что им просто не о чем говорить, все между ними "разбито" (пример чеховского подтекста). О каком браке может идти речь?
Единственный человек, который только радуется и продаже имения, и вырубке сада - это лакей Яша.
Для него, как для типичного невежественного обывателя, вся Россия - это сплошное "невежество". Что здесь делать? Надо быстрее уматывать за границу! Поэтому он не обращает внимания на тоску любящей Дуняши:
Насмотрелся на невежество — будет с меня. (Пьет шампанское.) Что ж плакать? Ведите себя прилично, тогда не будете плакать.
Надо ли говорить о том, что для Чехова Яша - пример недо-человека.
Тема свободы человеческой души
Интересный диалог происходит между Лопахиным и Трофимовым.
Сначала они подзуживают друг друга, при этом незаметно переходя на ты и на взаимные уколы. Но внезапно Трофимов признается, что "как-никак" любит Лопахина:
"У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа. "
И сразу происходит перелом в беседе - Лопахин тронут и вновь переходит на вы, беседа становится человечной и доверительной. Лопахин даже предлагает Пете деньги - для купца это единственный способ, которым он всегда в пьесе выражает свою любовь. Но Трофимов не принимает предложенную Лопахиным помощь, поскольку она означала бы унизительную зависимость:
Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. (. ) Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!
Проблема свободы передается и через образ Фирса , человека, который, наоборот, в отличие от Трофимова, добровольно выбрал рабство. Отмена крепостного права для него была "несчастьем", поскольку упразднила старый порядок. С тех пор, по мнению Фирса, "все враздробь". Его образ перекликается с образами попа и помещика в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", которые тоже горевали об утрате старого порядка.
И фраза Фирса из первого действия о том, что его барыня приехала, "теперь и умереть можно", станет вещей. Он действительно умрет теперь, во многом по вине своей доброй, безответственной, одновременно и виноватой, и абсолютно невинной барыни.
О том, отвезли ли Фирса в больницу, спрашивает Аня у Яши, во время сборов. Тот уверяет, что отвезли, хотя на самом деле не знает этого точно. Именно из-за Яши и Епиходова, их безалаберности, получается, что больного Фирса на самом деле оставили в какой-то пустой отдаленной комнате. А сами Варя или Раневская не удосужились этого проверить.
История с Фирсом получилась в каком-то смысле как у Некрасова в отрывке про Якова верного, холопа примерного . Конечно, Раневская - это не жестокий помещик Поливанов. Она добрая, даже очень добрая барыня.
Но все равно для Любови Андреевны Фирс не значит настолько много, как она сама для него. В этом смысл параллели с Некрасовым. Верный слуга не очень-то важен для своих господ, о нем не столь сильно заботятся, как он сам о своих господах.
Так сделал ли Фирс правильный выбор, выбрав когда-то добровольно свою неволю и вечную рабскую преданность? Возможно, об этом он задумается, оставшись один на один со смертью в заколоченном доме.
И сопровождает одиночество Фирса в опустевшем доме все тот же звук лопнувшей струны, "точно с неба", "замирающий, печальный" , что был во втором действии . Тогда Фирс сказал, что подобные звуки были перед отменой крепостного права. Они означали порвавшуюся связь времен. А теперь что они значат?
Окончательное разъединение слуг и господ? Провал в пустоту? Провал в неизвестность, в новую, тревожную действительность.
Заканчивается пьеса символическими звуками топоров, которые вырубают старый вишневый сад. Этот сад - символ чего-то очень прекрасного, бесспорно, но также и символ веков крепостничества, о чем говорил в пьесе Петя Трофимов.
И потому-то радикально иное будущее кажется радостным Ане и Трофимову, молодым и любящим друг друга. Так Чехов подчеркивает, что пьеса не должна выглядеть слишком печально, это все-таки комедия по его замыслу.
"Вишневый сад" А.П.Чехова. Анализ по действиям. Действие первое - "Приехали из Парижа".
Открывается пьеса символичной ремаркой - описанием декорации: " Комната, которая до сих пор называется детскою". Позже мы еще поговорим, как много детского в хозяевах имения и вишневого сада. И как все их любят и лелеют, как малых детей.
В первом действии пьесы подчеркивается, что у встречающих есть ностальгия о хозяйке, любовь к ней. Ее образ у всех ожидающих связаны с самыми прекрасными воспоминаниями детства.
Итак, друзья и близкие встречают отсутствовавших несколько лет помещицу Раневскую, еще молодую и привлекательную женщину, с ее взрослой дочерью Аней.
Купец Лопахин, бывший крепостной Раневской, младше ее на 5 лет, вспоминает, как она была добра и очаровательна. Увидев ее теперь, он практически признается ей в любви:
Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную.
Что же такое "все" он "забыл"? Забыл горечь своего униженного детства, и словно забыл о разнице сословий, поскольку он из бывших крепостных Раневской. Но сама Любовь Андреевна об этой разнице забыть не может.
На самом деле, может быть, "сделала" она не так много - просто пожалела, когда отец ударил юного Лопахина. Но тот благодарен с тех пор до глубины души и влюблен в ее чуткую, сострадательную натуру.
Однако Любовь Андреевна даже ничего не отвечает ему, она вся в своих переживаниях от приезда:
Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой.Образ Раневской из фильма "Сад" (2008). Сам фильм довольно странный, но вот картинки там красивые. Образ Раневской из фильма "Сад" (2008). Сам фильм довольно странный, но вот картинки там красивые.
На протяжении всей пьесы это будет характерный элемент содержания - герои не слышат друг друга , в основном все слышат лишь самих себя.
Лопахин, видя равнодушие к нему Любови Андреевны, выдает оксюморонную реплику, которая мстительно напоминает о проблеме помещицы:
Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) (…) Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги (…).
В сопоставлении этих двух противоречащих друг другу фраз Лопахина - один из примеров черного юмора пьесы .
Проблема времени: конфликт прошлого и настоящего. Или что общего с романом "Унесенные ветром"
Лопахину чужды лишние раздумья, ему присуща решительность и он понимает, что в критической ситуации нужно отбросить сантименты и действовать. Он пытается спасти Любовь Андреевну:
. но вы не беспокоитесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.Образ Лопахина Образ Лопахина
Лопахин, конечно, предлагает довольно выгодное решение проблемы, но для Раневской и Гаева оно звучит кощунственно.
Можно сопоставить историческую ситуацию в России, описанную в пьесе, с похожей, которая происходила в Америке после отмены рабовладения в 1865 году, и вспомнить роман "Унесенные ветром".
В этом романе М.Митчелл предприимчивая Скарлетт выделилась из своей среды , в то время как беспомощные и бездеятельные бывшие рабовладельцы Юга продолжали страдать и терять все, что имели ранее.
Тогда мы можем заметить, что у Чехова аналог Скарлетт - это Лопахин. Он точно так же разбогател благодаря предпринимательской жилке, но безнадежно влюблен в человека из другого круга, стоящего интеллектуально намного выше его.
Также и предприимчивая Скарлетт, человек-новатор и достигатор, человек-хищный зверь, была влюблена в интеллигентного, непонятного для нее, утонченного Эшли, человека "из другого теста", который так и остался всей душой и всеми ценностями в невозвратно ушедшем прошлом.
Скарлетт, конечно, не принадлежала к зависимому сословию, но четкая грань между ее приземленной натурой и более аристократической семьей Эшли четко прослеживается.
Раневская - тоже, как и Эшли, хороший, чуткий, но слабый и безынициативный человек, человек прошлого, а Лопахин - человек настоящего, делец нового времени.
Лопахин предлагает идею в общем-то прекрасного и настоящего, и будущего, в котором трудятся деятельные люди, облагораживая землю:
До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чаи пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным…
Но ни Раевская, ни ее брат Гаев не готовы способствовать этому новому, поскольку не воспитаны на идеях труда, земли, практических дел:
Гаев (возмущаясь) . Какая чепуха!
Герои с самого начала пьесы часто смотрят на часы – даже горничная Дуняша, ожидая приезда Раневской. Или Лопахин, делая свое предложение о разделе имения на участки.
Да вообще все герои смотрят в пьесе на часы . Этой символической деталью выдается тревога героев о времени. Само время их тревожит, которое бежит и не ждет никого, меняя все вокруг и требуя от людей приспосабливаться быстро. А многие на это не способны.
"Вишневый сад" Чехова. Анализ действия 3. Имение продано, "музыка, играй!"
Третье действие происходит еще через месяц - 22 августа, поскольку именно в этот день продается имение. Поэтому бал, которым открывается действие, похож на пир во время чумы.
Напевая лезгинку, Раневская думает о том, что в этот момент идет аукцион.
Сюжет 3 действия заключается в том, что Лопахин и Гаев приезжают с торгов и объявляют, что имение продано. Купил его Лопах ин.
Но гораздо важнее для содержания этого действия то, что мы понимаем о самих героях в процессе их диалогов.
Любовь Андреевна: олицетворение привязанности к прошлому, корням, традиции
Раневская наследовала от предков уверенность, что все всегда будет хорошо как-то само собой, что вся жизнь и все блага просто созданы для нее, потому что она вышла из привилегированного сословия. И действительно, так было всегда - раньше. Но времена для бывших дворян резко изменились, а ее сознание не поспевает за этой переменой:
Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже как-то не знаю, что думать, теряюсь…
Она живет в мире эмоций, не имея никакого ощущения реальности.
Для нее потеря вишневого сада равносильна потере части самой себя. С вишневым садом она потеряет свои самые светлые, драгоценные воспоминания, память о том, что была когда-то счастливой дворянкой. Без своего имения она станет неизвестно кем:
Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…Вишня в августе Вишня в августе
Любовь Андреевна не умеет управлять своей жизнью, он тонет в своих неуправляемых эмоциях без всякого голоса разума. Она гибнет сама и не в состоянии помочь своим детям, своим людям. Ведь она состоит в деструктивных отношениях с мужчиной, который недостоин ее, обобрал, обманул, предал:
Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу.
Фактически то же она могла бы сказать и про вишневый сад. Вся ее жизнь - это сильная эмоциональная привязанность к чему-то вопреки всякому голосу разума, будь то плохой любовник или непрактичный вишневый сад.
Яша и отсутствие всякой родовой памяти
В этой комедии, в которой нет второстепенных героев, лакей Яша не случаен. Он нужен как полная противоположность своей хозяйке. Насколько она щедра и безрассудна, привязана к родной земле до слез, настолько он сух, расчетлив, бездушен.
По контрасту не только с Раневской, но и со всеми остальными персонажами пьесы - с Аней, с Трофимовым, это пример человека без корней, без души и без совести. Пожалуй, это единственный полностью отрицательный герой, что в чеховских пьесах бывает редко. Но Яша - абсолютный хам с головы до ног.
Мать свою, крестьянку, он видеть не хочет. Вообще он не уважает всех русских. Старику Фирсу, символу русской старины, он прямо говорит: " Хоть бы ты поскорее подох ".
Как человек, не имеющий в душе ничего человеческого, в том числе и любви к родине, он просит Любовь Андреевну увезти его с собой во Францию:
Если опять поедете в Париж, то возьмите меня с собой, сделайте милость. Здесь мне оставаться положительно невозможно. (Оглядываясь, вполголоса.) Что ж там говорить, вы сами видите, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука (…).
Такое циничное и неуважительное отношение к свое собственной стране - всегда признак человека самого плохого качества, для большинства русских писателей.
Образ приемной дочери Раневской тоже вырисовывается точнее в этом действии. Она, с одной стороны, тот самый человек, который умеет трудиться, то есть в которых нуждается общество, по мысли автора. Без дела жить она совсем не может.
Но сколько в ней жесткости! За то, что несчастный Епиходов сломал бильярдный кий, она грубыми криками и ударами палки гонит его из дома. Не в ее ли черствости причина того, что Лопахин так и не решится сделать ей предложение, хотя по натуре они вдвоем вроде бы подходят друг другу - оба любят труд, действие.
Но истинный герой 3 действия - Лопахин.
Получив имение, он чувствует теперь себя здесь хозяином. Но и ему не хватает деликатности. Он тоже говорит лишь о себе, не щадя чувства других, как не щадила их и Любовь Андреевна, и все остальные в этой пьесе. Прямо при (уже бывшей) хозяйке дома он упивается своей новообретенной властью:
Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню.
Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!
Однако, торжествуя минуту, он тут же плачет вместе с Любовью Андреевной о том, как плохо сложилась ее жизнь. Интересно, что он говорит " наша жизнь". Это говорит о его сострадании, однако упоение силой и могуществом своих денег берет в нем верх.
Действие заканчивается тем, что плачущую Раневскую утешает ее дочь Аня . Она символ будущего, и не случайно, что это "будущее" благословляет свою мать:
"я благословляю тебя" , произносит Аня.
Итак, Чехов одновременно и благословляет, и укоряет своих центральных героев. Праздное, бездумное, безответственное дворянство не проклято, оно нуждается в понимании и сострадании.
Читайте также: