Кто провел реформы в спарте
Ликургу (IX - VIII вв. до н.э.) - предание приписывает создание госуд. и общественного строя Спарты, сохранявшего свои черты на протяжении 4 - 5 веков. Однако, что в этом строе явилось результатом развития Спарты, которая была основана около 900 г. до н.э., а что - плодом деятельности законодателя - об этом можно лишь догадываться.
Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.
Согласно Плутарху, Ликург происходил из царского рода (в Спарте с древнейших времен было 2 царя) и занялся законодательством, являясь опекуном (продиком) малолетнего племянника.
Предание гласит, что подготавливая реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру” (“ретра” переводится как “договор” и как “изречение оракула”).
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:
-создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:
-разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).
-разделение граждан на филы и обы;
-замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.
-введение сисситий - совместных трапез. Спартанцы были обязаны участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.
В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов.
-слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость;
-с 7 лет детей записывали в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;
–с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;
–с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.
Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.
Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга:
1)запрет писанного законодательства;
2)строительство дома только с помощью топора и пилы;
3)неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству).
Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.
Государственное устройство Древней Спарты
На основании “Лиркурговой ретры”, которую приводит Плутарх в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы:
Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых спартиатов старше 30 лет. Голосование производилось криком. Высказываться имели право только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией.
Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой.
–ведение текущих дел;
–внесение законопроектов в апеллу.
В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции.
Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией.
В более поздний период 2 эфора сопровождали царя в походе и следили за ним. Эфоры имели право требовать отчета от любого из геронтов и царей.
Разряды населения в древней Спарте
В процессе образования спартанского государства решающую роль сыграли завоевания. Произошло порабощение аборигенов и превращение их в илотов. Завоеватели составили класс полноправных граждан Спарты.
Илоты. Они не были рабами, их положение было очень своеобразно. Илоты являлись собственностью государства. Отдельный спартанец, в распоряжении которого состоял илот, обладал правом полного распоряжения им, но не имел право продать его за границу. Илот собственной земли не имел, а работал на участке, предоставленном спартанцу государством. От урожая с этоц земли илот отдавал около половины своему господину. Илоты несли службу в армии в качестве легковооруженных воинов. Господство над илотами поддерживалось путем систематического террора (криптии). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам. Илоты нередко поднимали восстания против спартанцев, используя любые благоприятные обстоятельства, однако всегда терпели поражение не смотря на то, что их было в несколько раз больше спартанцев.
Периэки. Они не пользовались политическими правами, но были лично свободны и правоспособны. Могли совершать сделки и приобретать собственность. Их главным занятием было торговля и ремесло. Периэки несли воинскую повинность, должны были являться в армию в качестве тяжеловооруженного война. За ними осуществляли надзор должностные лица-гармосты. Эфорам было предоставлено право предавать периэков смертной казни в любом количестве без суда.
Спартанцы. Только они обладали политическими правами. Все спартанцы были обеспечены земельными наделами, которые обрабатывали илоты. В общественных порядках спартанцев наблюдался военно-лагерный строй. Граждане обязаны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях. На это каждый спартанец ежемесячно делал взносы, кто не мог этого сделать по бедности, переходил в разряд опустившихся - "гипомейонов". Воспитание было делом государства. С семилетнего возраста мальчики проходили обязательную выучку под руководством должностных лиц - педомонов, причем особое мнение обращалось на физическое воспитание. Это воспитание продолжалось до 20-летнего возраста. С 20 до 60 лет каждый спартанец был обязан нести военную службу. Женится ему разрешалось по достижении 30-летнего, когда он признавался совершеннолетним и приобретал политические права.
Воспитание
Стремление получить из мальчиков воинов сформировало единую систему общественного воспитания. Дети становились собственностью государства. При рождении они подвергались тщательному осмотру. Тщедушных и калек сбрасывали в пропасть. Здоровых - оставляли до 6 лет с родителями. Затем детей забирали и их воспитанием занимались государственные надзиратели.
Для получения мужественных, выносливых воинов мальчиков подвергали различным лишениям, плохо кормили, из одежды на них был только кусок ткани, обувь им не полагалась. Они учились побеждать в бою не хитростью, а силой и ловкостью, приветствовались драки между детьми. Будущим воинам внушали ненависть к илотам и устраивали партизанские нападения на селения рабов. При чем, походы были настоящие с убитыми и ранеными.
Их учили заботиться и почитать старших. Раз в год на праздник Артемиды их секли до крови, а иногда и до смерти, выжившие - становились воинами. Жизнь впроголодь заставляла мальчишек воровать еду у взрослых. Если они при этом попадались, их жестко наказывали. Прохождение курса в военно-спортивных лагерях было обязательным для воспитания воинов. Вся Греция признавала эффективность спартанского воспитания.
Реформы Ликурга
На пути создания государственности Спарта выработала свою систему, отличную от типовой для остальной Эллады тирании. Аристократия не была низвергнута, а народному правлению был придан особый строй, примирявший все интересы внутри спартанского общества, а кроме того, само это общество было поставлено под строгий государственный контроль.
Полулегендарный царь Спарты Ликург (VIII в. до н. э.) воспользовался в своих преобразованиях опытом древних ахейских обществ. Первым и самым важным из нововведений было создание Совета старейшин — «В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия» (Плутарх. Ликург. VIII). Тем самым в новоучреждаемом государстве должно было установиться равновесие между традиционной властью царей — потомственных аристократов и властью неорганизованной толпы, представленной народным собранием.
Другим из существенных преобразований был передел земли. Он имел не только социальное, но и политическое значение, «дабы изгнать наглость, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства — богатство и бедность» (там же). По своему замыслу, это было мероприятие, подобное тем, какие проводили древневосточные владыки в периоды перехода к государственной организации, чтобы снизить остроту социального недовольства. Для спартанцев в этом, видимо, был путь к социальному сплочению их народа перед лицом зависимых и покоренных племен. Чтобы уничтожить всякое неравенство, Ликург распространил переделы и на личную собственность. Были выведены из оборота реальные деньги, которые заменили неподъемной и не имевшей хождения вне Спарты железной монетой. Одним из следствий этого стало постепенное исчезновение воровства в Спарте. Но спартанцы пошли и далее: было предписано ограничиться самыми необходимыми ремеслами и искоренять особые искусства, чтобы стиль жизни зажиточных граждан не имел реального выражения в богатстве вещей. Этой же цели должны были служить введенные Ликургом общественные трапезы, которые восходили к родовым пирам и на которых все должны были угощаться простой пищей и из простой посуды. Для организации этих трапез спартанцы должны были впредь уплачивать небольшой налог, служивший знаком добропорядочного спартиата. Целый ряд постановлений был специально направлен против роскоши: так, дома следовало строить при помощи только топора и пилы, дабы не предаваться украшательству.
Законы равенства Ликург распространил и на брачно-семейную сферу. Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами, допущены к занятиям спортом, военным делом. Это должно было способствовать простоте нравов, что, в свою очередь, содействовало бы росту браков и рождаемости. Поощрялись внебрачные связи, причем запрещено было проявлять собственнические чувства, ревность и т. п., в отношении женщин. Государство брало на себя заботу о воспитании всех без исключения детей.
Постановлениями Ликурга было введено единообразное и обязательное воспитание и обучение всех спартиатов, в которых военное дело занимало главенствующее и почти исключительное место. Запрещено было заниматься ремеслами, искусствами, земледелием, торговлей. «Никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено». Спартанский образ жизни должен был охраняться многочисленными запретами на общение с иностранцами, нововведениями в религиозной сфере. Даже говорить спартиаты должны были по-особому: лаконично, экономя слова, стремясь к нарочитой точности и образности (на деле такой искусственный язык также служил национальной изоляции от прочих).
Законодательные постановления Ликурга были высказаны в так называемых ретрах — ответах оракула Аполлона на вопрошания царя. Они не были записанными, и священный смысл должен был обеспечить сохранение их требований на века. По замыслу законодателя, стабильность спартанского общества должна обеспечиваться и нравами, и общим укладом жизни, и государственными учреждениями, в которых народ в целом реализует власть. Одна из ретр завершалась словами: «Господство и власть пусть принадлежат народу».
Реформы
Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов.Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив список
Реформы
Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов. Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив
§ 1. РЕФОРМЫ 60–70-Х ГГ
§ 1. РЕФОРМЫ 60–70-Х ГГ Подготовка реформ. После поражения в Крымской войне крепостное право стало рассматриваться как одна из причин внешнеполитической катастрофы. Теперь за его отмену выступили даже некоторые консерваторы, например приватный советник Николая I, один из
4. Государственная реформа Ликурга в Спарте
4. Государственная реформа Ликурга в Спарте (Около 800 г. до Р. X.)В Беотии царское достоинство было уничтожено в 1126 году до Р. X., в Аргосе в 984 году, в Элиде в 780 году, в Коринфе в 584 году до Р. X. О времени уничтожения царского достоинства в Ахайе точных сведений нет.Одна Спарта не
Реформы
Реформы От Александра III в обществе ждали продолжения реформ, но в первые же дни своего правления, отменив идею конституционности государства, император начал проводить политику, направленную на усиление самодержавия. Он не хотел допустить ослабления власти и нарушения
30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ
30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы
Реформы
Реформы Летом 1904 года (во время войны!) Николай II меняет внутреннюю политику. После убийства эсерами министра внутренних дел Плеве вместо ужесточения курса (как нам кажется правильным теперь, с нашим советско-постсоветским менталитетом) он начинает готовить широкую
Примечание XII Свидетельство оратора Ликурга
Примечание XII Свидетельство оратора Ликурга Защитники теории «Троя = Бунарбаши» и другие противники Трои на Гиссарлыке больше всего полагаются на свидетельство оратора Ликурга, который говорит в своей речи против Леократа, обвиненного в предательстве после битвы при
Законодательство Ликурга
Законодательство Ликурга В IX — первой половине VII в. относится серия реформ, как аграрных так и социально-политических. Легендарная личность Ликурга связана с рядом нововведений, имевших антиаристократическую окраску и направленных на усиление господства общины
3. РЕФОРМЫ
3. РЕФОРМЫ Каждая великая реформа состояла не в том, что вводилось что-нибудь новое, а в том, что уничтожалось что-нибудь старое. ГЕНРИ БОКЛЬ Император Александр I выгодно отличался от своего предшественника, и это проявлялось буквально во всем: в его намерениях, в первых
4. Реформы 60—70-х гг
4. Реформы 60—70-х гг 4.1. Причины реформ.• Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися после отмены крепостного права общественными и экономическими условиями. • Рост
4. Ход реформы
4. Ход реформы 4.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы.Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и
Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного
Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра
Реформы 80-х
Реформы 80-х Пугачевская война сильно тряханула Российскую империю. Надо было наводить порядок в государстве, и Екатерина, буквально засучив рукава, взялась за дело. К тому времени относятся очень важные правительственные документы, направленные на стабилизацию жизни в
3. Реформы
3. Реформы Естественным дополнением или продолжением крестьянской реформы была реформа земская, или реформа местного самоуправления. И на эту реформу дворянство, правившее в центре, наложило свою тяжелую руку.В цензовом земстве крестьяне, т.е. огромное большинство
Как в Спарте построили коммунизм и что из этого вышло
Знаменитый принцип "взять все и поделить" стар, как мир. В середине III века его попытался применить в Спарте юный царь-реформатор Агис IV . Попытку стоит признать неудачной, хотя начало было многообещающим.
Спарта в то время была лишь бледной тенью себя прежней. Как пишет Плутарх , самые богатые из спартиатов были беднее сатрапов царей Селевка и Птолемея. Впрочем, именно богатство, точнее, страсть к наживе, а также праздность и лень погубили Спарту – превратили ее из бриллианта в ожерелье Эллады в дешевый и заурядный камень.
Центральная и южная Греция. Центральная и южная Греция.Агис IV из династии Эврипонтидов был избран царем в 17 лет. Этот "юноша бледный со взором горящим" пришел к власти не просто так, не потому что так полагалось (хотя и поэтому тоже), а с большой идеей. Она заключалась в том, чтобы вернуть спартанцев к тому образу жизни, который установил своими реформами легендарный законодатель Ликург в IX веке до нашей эры. И как только вернутся в Лакедемон строгость, простота, почитание воинской доблести, то и новый расцвет Спарты не за горами. Так думал Агис.
В Спарте царь совсем не то, что, например, в том же эллинистическом Египте. Абсолютной властью он не обладал. Власть была поделена между двумя царями, представляющим две зародившиеся испокон века династии Эврипонтидов и Агиадов , - советом старейшин (герусией), а также эфорами, которые избирались сроком на один год. При этом реальная власть была сосредоточена как раз у эфоров. Агис это прекрасно понимал, поэтому все сделал для того, чтобы в 247 году до нашей эры в эфоры были выбраны его друзья. И когда это случилось, с воодушевлением приступил к реформам.
Первым делом Агис приказал аннулировать все долги спартанцев – долговые расписки были публично сожжены на агоре. Вторым шагом должно было стать более радикальное новшество – всю землю в Спарте и Лаконии предполагалось заново поделить, чтобы спартиаты и периэки, два привилегированных класса в древнем Лакедемоне, получили по одинаковому земельному наделу.
И вот здесь Агис столкнулся с ожесточенным сопротивлением спартанских богачей, причем зачастую тех же самых товарищей, которые до этого помогли ему закрыть вопрос с аннулированием долгов. Был, например, такой влиятельный гражданин Агесилай , родной дядя Агиса, - в долгах, как в шелках, зато недвижимостью обладал такой, что завидовали многие. С долгами своему племяннику он, конечно, помог, но когда встал вопрос делиться тучными полями, переметнулся на сторону противников реформ, которых возглавлял второй спартанский царь Леонид. Короче, дело замылили, а впоследствии Леониду и вовсе удалось убрать своего соправителя. Агиса заманили в ловушку, обвинили в стремлении к тирании и повесили вместе с ближайшими родственниками. Это случилось в 241 году, Агису было немногим за двадцать.
Агис держит ответ перед старейшинами. Рисунок начала XX века. Агис держит ответ перед старейшинами. Рисунок начала XX века.Однако "революционная ситуация" в Спарте на этом не испарилась. Знамя Агиса подхватил сын его убийцы, Леонида, Клеомен . Ему удалось, придя к власти, осуществить то, чего не смог его предшественник. По приказу Клеомена снова в торжественной обстановке были сожжены долговые расписки, число спартиатов увеличилось с нескольких сотен до четырех тысяч человек (за счет периэков и чужестранцев), были возрождены общие трапезы, сотни полурабов - илотов получили свободу. Все эти новшества так вдохновили лакедемонян, придав им новый вкус к жизни, что они из мальчиков для битья снова стали превращаться в победителей. Клеомен развязал войну с извечным врагом - Ахейским союзом, - одержал несколько впечатляющих викторий, захватил ряд важных полисов, включая Коринф и Аргос. Лидеру ахейцев Арату ничего другого не оставалось, как обратиться за помощью к влиятельному македонскому царю Антигону Досону.
Если бы ахейские полисы, покоренные Клеоменом, остались ему верны, у спартанского царя были хоть какие-то шансы противостоять македонской машине. Однако в этих полисах ждали, что Клеомен проведет и в них "коммунистические" реформы, подобные спартанским - отменит долги, разделит землю поровну и выгонит олигархов. Но будучи революционно настроенным к своей родине, Клеомен оказался консерватором в отношении других греков - политических преобразований в покоренных городах не последовало. И поэтому ахейцы, как только армия Антигона появилась на Пелопоннесе, присоединились к ней.
Серебряная тетрадрахма с профилем Клеомена. Серебряная тетрадрахма с профилем Клеомена.Решающее сражение произошло в 222 году у Селласии , на севере Лаконии. Спартанская фаланга Клеомена не смогла остановить натиск фаланги македонской - лакедемоняне были разгромлены. Клеомен бежал в Египет, где вскоре был убит, а в Спарту вернулись порядки, установленные до реформ Агиса. Число спартиатов снова уменьшилось, земля вернулась к прежним владельцам, долги тоже. Мало того, в Спарте был размещен македонский гарнизон, чего не случалось еще никогда.
Но можно было спартанцев разгромить, труднее было отбить у них стремление к социальной справедливости. Через 14 лет после смерти Клеомена очередную попытку осуществить в Спарте "коммунистический переворот" в духе Ликурга предпринял тиран Набис . Вновь на радость бедноте отменили долги, изгнали олигархов и поделили землю. Последовав примеру Клеомена, Набис освободил также несколько тысяч илотов. Однако непонимание, точнее, неприятие реформ со стороны соседей, а также агрессивная внешняя политика самого Набиса привела спартанского тирана к столкновению с Ахейским союзом, а затем с Римом. В этой борьбе шансов у Спарты практически не было. В 195 году до нашей эры после поражения у стен стен своей столицы Набис подписал мирный договор - он вынужден был отказаться как от территориальных завоеваний, так и от социальных реформ.
Спарта обессмертила себя не только доблестью своих воинов, но и политическими реформами. Спарта обессмертила себя не только доблестью своих воинов, но и политическими реформами.Легко поддаться соблазну, чтобы провести аналогию между событиями в Спарте и великими революциями последних столетий - во Франции и в России. И, пожалуй, я это сделаю. Общее действительно есть. Тут и понятие социальной справедливости в качестве краеугольного камня всех преобразований (другой вопрос, по какому пути это двинулось дальше, но идея-то была правильная!). Тут и активность революционных правительств на внешнем фронте - ни Клеомен, ни Набис не собирались отсиживаться у себя в долине Эврота, а пытались реализовать амбициозный план захвата, как минимум, всего Пелопоннеса. И если Клеомен не торопился насаждать свои реформы в покоренных полисах (что отчасти его и сгубило), то Набис с удовольствием распространял преобразования и в другие места кроме Спарты, в частности, в Аргос. И, конечно, общим в древних и относительно современных событиях было крайнее неприятие преобразований со стороны внешних сил. И если Франция в конце XVIII века, Россия в начале XX-го, сумели им противостоять, даже больше - начинали диктовать свои правила на международной арене, то Спарте мощи на "масштабирование" своей революции не хватило. Слишком ограниченными ресурсами обладали греческие полисы, в том числе и Спарта, - и в период своего расцвета, и, тем более, во второй половине III века. Эллада в это время была уже в глубоком упадке, неумолимо приближалась эра Рима.
Обычаи
Всех, кто входил в общественные столовые, предупреждали, что все сказанное там не должно выходить за пределы помещения.
Мужчинам запрещалось пользоваться факелами для освещения дороги, они должны смело и уверенно ходить по ночам.
Граждане обучались начальной грамоте, просветители изгонялись из страны.
Выезжать за границу спартанцы не имели право.
Чужестранцев выявляли и изгоняли из страны, чтобы те не научились от спартанцев хорошему, а спартанцы от них – плохому.
Мужчины редко мылись в бане, чтобы не изнежить свое тело.
Спартанцам было позволено влюбиться в мальчика, но не вступать с ним в связь - это считалось позором. Человек пожизненно лишался всех гражданских прав.
Неписанные законы Спарты
Спартанское государство занимало южную часть греческого полуострова Пелопоннес. Политика Спарты отличалась скрытностью и изолированностью. Государственное устройство определялось сводом законов царя Ликурга. Правила действовали на протяжении веков и были предметом гордости спартанцев. Основная их задача – сохранить традиционные устои общества.
До Ликурга Спарта была обычным государством, с развитым ремесленным производством, принимала участие в Олимпийских играх, поддерживала искусство и науку. После реформ Ликурга изменился политический и общественный курс. Страна замкнулась в себе и превратилась в казарменное государство, целью которого стало создание единого, монолитного общества.
Мерри-Жозеф Блондель «Ликург Спартанский» Мерри-Жозеф Блондель «Ликург Спартанский»Как закалялась Спарта
В конце XII века до нашей эры высокоразвитые культуры "эпохи бронзы" были сметены с лица земли новыми народами. С севера Балкан на Пелопоннес устремились дикие и кровожадные дорийцы. Уничтожив ахейскую цивилизацию, разграбив богатые Микены, Тиринф, Пилос, перебив или выгнав местное население, они прочно утвердились на полуострове. Так появилась Спарта - самый грозный дорийский полис, слава о котором гремит и по сей день.
Спартанцам было суждено войти в историю как стойким и не знающим страха воинам, мужам, равнодушным к роскоши и всевозможным излишествам, немногословным, справедливым и при этом жестоким. В первую очередь благодарить за это они должны своего реформатора Ликурга , жившего в начале IX века до нашей эры. В то время, как другие греческие полисы шатались от демократии к тирании и обратно, в Спарте прочно установился режим "военного лагеря", который продержался вплоть до эпохи эллинизма.
Благодаря Ликургу, Спарта стала той Спартой, которую мы знаем. Благодаря Ликургу, Спарта стала той Спартой, которую мы знаем.До того, как установить в полисе новые порядки, Ликург объехал все восточное Средиземноморье - побывал на Крите, в Малой Азии, в Египте. Был не просто туристом, смотрел, слушал, общался и мотал на ус, чтобы у себя на родине "построить самое справедливое государство на свете". По приезду из странствий Ликург отправился в Дельфы, получил добро у оракула и приступил к реформам.
Законы Ликурга не сохранились в письменном виде, царь сам запретил их выбивать в камне или где-то еще, считая, что и устная традиция пронесет их сквозь века. Так и получилось - пронесла. В I веке нашей эры о законах Ликурга узнал историк и писатель Плутарх и оставил нам прекрасное описание того, как закалялась Спарта.
Все решают старейшины
Земля - поровну
Самой опасной и смелой реформой было "взять всё и поделить". Вернувшись их странствий, Ликург приказал отменить всю недвижимую собственность, которая была раньше, и заново разбить земли Лаконии на равные участки. Богатых уравнять с бедными. Коммунизм? В какой-то степени да. Периэки получили земли за пределами города, спартиаты - в самой Спарте. Были, конечно, волны возмущения, но авторитет Ликурга и поддерживавшее его большинство населения полиса задавили их в зародыше.
Деньги - это зло
Еще одна "коммунистическая" инициатива. Ликург отменил в Спарте золотые и серебряные монеты. Даже бронзе звенеть не позволил. Золото и серебро заменил тяжелыми железными деньгами. Настолько массивными, что для владельца большого состояния понадобился бы настоящий склад, чтобы их хранить. А теперь представьте, какой тяжелой во всех смыслах задачей было ограбить такого богатея? Плутарх пишет, что это отбило у спартанцев сразу две пагубные страсти - к накоплению, а также к воровству.
Но был важный нюанс. Одновременно отмена привычных денег здорово подорвала внешнюю торговлю Спарты. Ни в соседнем Аргосе, ни в Коринфе, ни тем более в изнеженных Афинах не желали ничего продавать за куски железа. Поэтому поток купцов в Спарту постепенно иссяк. Но Ликургу это и было нужно. Он боролся с роскошью в своем государстве и, получается, на корню пресекал попытки чужеземцев привнести на землю Лаконии свои порядки (см. главу про закрытые границы).
Экономика
Для получения из спартанцев выносливых, мужественных воинов из их быта изгонялись предметы роскоши и удобств. С этой целью Ликург ввел железные монеты. Из-за малой стоимости они занимали много места. Благодаря этому в стране сократилась преступность: добытые взятками и грабежом деньги трудно было носить с собой или спрятать. Одним из важнейших был закон о переделе земли, по которому все земли отходили государству, а затем делились равными наделами на каждую семью. Законы Ликурга охватывали все сферы жизни и на протяжении веков так прочно вошли в быт, что превратились в обычаи и устои.
Жизнеустройство Спарты
Правила Ликурга обеспечивали единство и солидарность, пресекали расслоение общества на бедных и богатых, привлекали граждан к участию в выборах афоров. Активно внедрялся дух коллективизма, вводились обязательные сисситии (общественные обеды), поддерживалась идея военного мужского братства. Семья была на втором плане, так как входила в противоречие с общепринятыми принципами.
Государственное устройство
Аристотель считал общественное устройство Спарты наилучшим образцом соединения олигархического и демократического строя. Спарту возглавляли всегда два царя, представители враждующих кланов Агидов и Еврипонтидов, каждый из них стремился к абсолютной власти. Постоянная борьба приводила страну в упадок. По закону Ликурга полновластными правителями они были только на войне, а в мирной жизни управляли государством в составе герусии, как рядовые члены. Руководство страной осуществлялось советом старейшин (герусия), коллегией «блюстителей» (афоры) и народным собранием.
Герусия избиралась из лиц старше 60 лет пожизненно в количестве 28 человек и двух действующих царей (архагетов). Она разрешала конфликты и даже давала указания царям. При совете старейшин каждый год выбирались пять афоров, в их обязанности входил контроль за исполнением законов. При герусии и афорах действовало народное собрание, оно подтверждало решение старейшин. Формально членом герусии мог стать любой гражданин, достигший шестидесятилетнего возраста, но, на самом деле в совет избирались старцы из наиболее влиятельных семейств.
Древняя Спарта. Спарта изначальная
Как и большая часть истории классической Греции, история Спарты фактически начинается с конца другой великой цивилизации – микенской. Микенская Греция была региональной державой, которая впервые возникла примерно в 1600 году до н. э. и в течение следующих 500 лет доминировала на территории современной Греции.
Подобно другим цивилизациям Средиземноморского региона того времени, микенская цивилизация пришла бы в упадок из-за события, известного как «катастрофа бронзового века», произошедшего в XII веке до нашей эры. Существует множество конкурирующих теорий относительно точной причины краха микенской цивилизации, хотя имеется достаточно оснований полагать, что ее крах был вызван, по крайней мере частично, группой, известной как народы моря. Эта загадочная группа так и не была удовлетворительно идентифицирована.
Другая теория связывает крах Микен с гипотетическим событием, известным как вторжение дорийцев. Это событие, основанное на мифе древних греков, в котором подробно описывается захват полуострова Пелопоннес этнической группой, известной как дорийцы, использовалось в качестве возможного объяснения внезапного появления и распространения дорийской культуры.
Однако это так называемое вторжение, скорее всего, было распространением ряда культурных идей и миграцией народов из самой Греции, чем результатом фактического вторжения внешних сил.
Независимо от того, несли ли греки-дорийцы ответственность за упадок микенской цивилизации или нет, однако их прибытие на Пелопоннес является критическим событием в истории, предшествующей истории Спарты. Это объясняется тем, что сами спартанцы были, по сути, дорийского происхождения и говорили на дорическом диалекте греческого языка.
Если бы не произошло каких-либо событий, приведших к миграции или вторжению дорийцев в юго-восточную Грецию, история Спарты, какой мы ее знаем сегодня, не случилась бы.
После краха бронзового века и возможных вторжений дорийцев и народов моря, которые могли вызвать или сопровождать его, Греция в целом вступила в период, известный как греческие «Темные века». Это был период, который был очень похож на состояние Европы после распада Римской империи примерно 1500 лет спустя, в течение которого вакуум власти, образовавшийся в результате внезапного краха высокоразвитой и организованной цивилизации (в данном случае микенской), привел к длительному периоду общественного застоя на более низком уровне развития.
В Греции этот период продолжался почти 300 лет, между 1100 и 800 годами до н.э.
Город Спарта
Именно в это время была основана Спарта.
Место, на котором образовался город, находилось в долине реки Еврот и имело превосходные оборонительные характеристики.
По археологическим данным, сама территория древней Спарты, а также окружающие ее области, не были заселены примерно до 1000 года до н.э., что указывает на дату основания города – значительно позже распада микенской цивилизации. В этот момент, как полагают, территория будущего города состояла из двух союзных деревень, которые в конечном итоге объединились, образовав Спарту.
Считается, что в этот период Спарта не проявляла ничего похожего на военную мощь. Вместо этого она, как и многие другие греческие города-государства того времени, все еще находилась в зачаточном состоянии.
Спартанский царь Ликург
В полумифических историях, описывающих первые десятилетия существования Спарты, период после основания города характеризуется крайней нестабильностью, в течение которого не было ни закона, ни порядка. Эти летописи могут быть или не быть полностью точными, поскольку сами спартанцы не вели собственные хроники, вместо этого полагаясь на сложную устную историческую традицию. Однако, согласно им, именно в этот период появился человек, которому классическая Спарта обязана самой своей государственностью.
Этого человека звали Ликург.
Он был гражданином Спарты, и, вероятно, жил где-то в конце IX или начале VIII века до нашей эры. Существует много споров о том, был ли Ликург реальной исторической фигурой или просто мифологическим олицетворением развития спартанского общества в его окончательной форме.
Многие ученые, однако, предварительно признают, что Ликург, скорее всего, был реальным персонажем Спарты, который начал процесс превращения дорийского города-государства в воинское общество. Согласно истории его жизни, написанной Плутархом, Ликург был царем Спарты, который после рождения своего племянника, который имел более верные права на престол в силу наследования по родословной, отбыл в путешествие по Средиземному морю. Ликург, согласно Плутарху, отправился на Крит, в Азию, Египет и Испанию, во всех местах извлекая важные уроки о структурировании и управлении различными обществами.
Начало реформ Ликурга
По возвращении в Спарту, Ликург использовал накопленный опыт, перенеся то, что он нашел интересным в отдаленных цивилизациях мира, окружавших Грецию, в формат спартанского государства.
Этот законодательный орган, насчитывающий 28 старейшин, пожизненно избираемых в его верхней палате и состоящий из всех спартанцев, имеющих право голоса в нижней палате, обеспечивал защиту от абсолютной монархии и защиту права свободных граждан Спарты.
Правда, не стоит утверждать, что реформы Ликурга касались только формирования органов, уравновешивающих власть царей. Ведь почти весь характер классической Спарты приписывается реформам государства, которые он провел.
Радикальные реформы Ликурга
Следующим шагом Ликурга стали реформы, которые бы навсегда отделили спартанское общество от других греческих городов-государств.
Видя высокую степень неравенства в богатстве между различными жителями Спарты, Ликург, как говорят, основал то, что, возможно, было первым историческим социалистическим государством.
Согласно рассказу Плутарха, Ликург
добился от них отказа от своей собственности и согласия на новый раздел земель, и чтобы они жили все вместе на равных основаниях…Сделав это, Ликург, как говорят, перераспределил земли, ранее принадлежавшие различным спартанцам, на равные участки. Данные земельные наделы в конечном итоге стали теми участками, которые были предоставлены каждому гражданину Спарты в качестве его личной фермы. С этого момента и далее приобретение большего количества земли, чем предоставленное государством, будет невозможно.
Ликург продолжал разрушать более традиционную систему общества древней Спарты, требуя, чтобы все мужчины ели в общественных местах, а не обедали у себя дома. Поэтому люди, которые когда-то были богаты, были вынуждены питаться за одними и теми же столами с бедными и одинаковыми блюдами и напитками, которые ели и пили все спартанцы.
Ясно, что в истории Ликурга мы видим формирование более поздней спартанской ненависти ко всему, что делало граждан материально неравными. Это было одним из величайших ограничений личной свободы в древней Спарте, хотя оно также послужит ей в ее более поздних военных амбициях.
Отсюда Ликург пошел дальше, запретив традиционную денежную систему Спарты, которая, как сообщается, была основана на золоте и серебре, типичных для современной экономики. Вместо этого он позволил продолжать существовать только деньгам в виде кусков железа. Железо, стоившее в народном сознании намного меньше золота или серебра и в силу своей распространенности имевшее меньшую ценность, не накапливалось у спартанцев в больших количествах.
Между этим и равномерным распределением земли по всему обществу Ликург добился почти полного перераспределения богатств внутри Спарты, почти наверняка против воли тех, у кого их изначально отнимали.
Последующие поколения рассматривали эту систему как норму, хотя она почти наверняка навязывалась угрозами применения силы в первые дни существования, поскольку она сильно нарушила ранее существовавшие свободы граждан Спарты.
Запретив практически все формы материального богатства, Ликург также изгнал из спартанского государства всех продавцов товаров и услуг не первой необходимости. Те, кто работал с драгоценными металлами, создавал большинство произведений искусства или продавал услуги, которые приносили пользу отдельным людям, а не государству, быстро «вымерли» в рамках новой структуры спартанского общества.
Из-за и без того сложного вопроса о том, действительно ли все эти реформы были работой одного человека, и отсутствия современных исторических записей об этих событиях, невозможно сказать, было ли это на самом деле формальным указом или просто экономическим побочным эффектом.
Однако есть определенное но.
Современные археологи очень сильно ставят под сомнение момент с «уничтожением» людей, занимавшихся созданием произведений искусства, поскольку ими на территории Спарты были найдены произведения искусства, в частности, бронзовые изделия. Многие, однако, предположили, что ответственность за эти работы несли не спартанцы, а более ранние люди, населявшие эти места, которое были покорены дорийцами. Они более всего известны историкам как периэки.
Наконец, Ликург, как говорят, ввел меру, которая, с политической точки зрения, возможно, была мастерским ходом, позволившим властному государству Спарты функционировать так, как оно функционировало в классический период. Это был метод, с помощью которого законы, которые он установил против роскоши и богатства, будут переданы молодым поколениям. Ликург запретил когда-либо писать эти законы, чтобы их преподавание и изучение оставались исключительно устной традицией.
Поскольку никогда не удавалось найти простой ссылки на письменные законы, каждый спартанский гражданин должен был знать эти законы наизусть, должен был знать каждую букву закона, чтобы жить и работать в своем собственном обществе.
Таким образом, Ликург позаботился о том, чтобы тщательное, необходимое запоминание законов помогло еще больше приобщить молодежь Спарты к их практике на тот момент, когда они станут полноправными членами спартанского общества.
Насколько правдива данная предполагаемая история Ликурга, скорее всего, никогда не будет известно, поскольку отсутствие прямых исходных материалов от самих спартанцев делает практически невозможным установить ее достоверность с какой-либо высокой степенью надежности.
Отражает ли история Ликурга реальные исторические факты существования данного царя или это всего лишь миф, какое-то сочетание того и другого, это, однако, не влияет на то отношение, с которым спартанцы относились к Ликургу и его реформам.
Этот законодатель считался основателем спартанского образа жизни, который стал очень отличным от правил и порядков в других греческих городах-государствах, и позволил спартанцам наслаждаться успехами, которые они увидят позже в своей истории.
На основе законов Ликурга и уже могущественных военных традиций дорийских племен сформировалось общество Спарты. С этого момента в развитии города-государства впредь его главной целью стало расширение своей территории на окружающие равнины.
По мере того как спартанцы усиливали свои территориальные притязания, они, несомненно, становились все более опытными в военном искусстве, постепенно превращаясь в общество, основанное на войне, каким они были в классический период.
Это все примерно совпадает с концом греческих «Темных веков» и началом так называемого греческого «Архаического периода». Считается, что в течение этого периода население росло значительно более высокими темпами, что положило начало дальнейшему развитию греческих городов-государств.
Читайте также: