Кто посещал театр в афинах
Театр Диониса, расположенный на холме Акрополя - один из древнейших в мире театров. Именно здесь были впервые представлены на суд зрителей труды величайших представителей древнегреческой литературы и драматургии: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Античный театр Диониса мог вместить более 17 тысяч зрителей, до наших времен дошли 20 рядов из 64.
Сэкономь на путешествии!
Основные моменты
Театр посвящен древнегреческому богу Дионису, покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятий – спортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.
В театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.
В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!
История
Древнегреческий театр Диониса был сооружен в 4-м веке до нашей эры на месте храмов, посвященных богу виноделия Дионису, откуда и походит название театра.
Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре - январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте - апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.
Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.
С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор — выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы — иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.
Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем — угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.
В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии — Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.
С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию — феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.
Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.
Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.
Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа — самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.
В 326-325 года до нашей эры театр был отреконструирован: ряды сидений и деревянную сцену заменили на мраморные. Каменные сидения разместили в 67 рядов. Теперь театр Диониса вмещал более 17 тысяч зрителей, что на то время составляло приблизительно половину афинских граждан. Именно эти исторические факты притягивают сюда туристов с детьми, ведь для последних намного интереснее будет изучение истории после того, как они увидят тот же театр Диониса воочию.
Из-за больших размеров театр был лишен кровельных перекрытий, поэтому актеры, хор и зрители располагались прямо под открытым небом, а действия на сцене происходило при естественном дневном освещении.
Первый ряд театра включал в себя 67 мраморных кресел для почетных зрителей. На каждом кресле были высечены должности и имена владельцев. Кресло и выступ во втором ряду – это ложа римского императора Адриана, страстного поклонника греческой культуры. Именно здесь также выступал и император Нерон.
Театр был перестроен в 1-м веке нашей эры в римскую эпоху, в том числе под гладиаторские и цирковые представления. С художественной точки зрения самое лучшее в развалинах театра Диониса – это скульптурный фриз периода правления императора Нерона с интересными сатирами. Возле театра сохранились также развалины и других исторических сооружений: камни Перикла Одеона, остатки двух храмов Диониса 6-го и 4-го веков до нашей эры.
Театр Диониса в наши дни
Сегодня вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений – здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур. Немного выше театра Диониса, Вы сможете увидеть вход в большую пещеру, которую обычно именуют Фрасилос.
Предположительно, данный скальный комплекс с двумя колоннами и мраморным фасадом, датируемый примерно 320 годом до нашей эры, был особенным помещением для греческого хора. Немного позже скальный комплекс был перестроен в часовню Девы Марии, однако, древняя статуя Диониса здесь простояла лишь до 19-го столетия, пока не была вывезена британским лордом Элгином.
Процесс реставрации театра Диониса должен закончиться в 2015 году. На финансирование реставрации некоммерческой организацией «Диазома» и греческими властями было выделено шесть миллионов евро. Этим проектом занимается архитектор Константинос Болетис. К каменным сидениями, которые сохранились, предполагается добавить еще несколько ярусов, при этом совмещая новый камень с древними обломками. Также планируется укрепить держащие стены театра и другие части сооружения.
Туристам
Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала, знаменитого своей удивительной акустикой.
Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.
Часы работы
Театр входит в архитектурную зону Акрополя. Летом ее можно посетить с 8:00 до 19:30. В понедельник – с 11:00 до 19:30. В зимнее – ежедневно с 8:00 до 15:30. Без выходных.
Как добраться
Театр Диониса находиться на Южном склоне Акрополя. Добраться до Акрополя можно на второй (красной) линии афинского метро. Станция «Акрополь».
Общие черты
Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники - Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось. Дионис – младший из олимпийцев, покровительствовавший виноградарству и виноделию. Его праздный образ жизни отлично подходил для ежегодного праздника.
Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий. Результаты состязаний фиксировались в специальных бланках. Это были дидаскалии, которые отправлялись в городской архив. Важность дионисий подчеркивал тот факт, что дни этого праздника объявлялись выходными, а в мероприятиях принимало участие все население города.
Организация торжеств
У древних греков, а значит, и у афинян, не существовало жреческой касты. По этой причине организацией праздников в театре Диониса занималась государственная власть. Проведение соревнований и торжеств находилось в компетенции афинских должностных лиц. Они пользовались официальными полномочиями и государственными средствами.
За Акрополь, театр Диониса и другие общественно важные места Афин отвечали архонты (высшие должностные лица полиса). Они же назначали хорегов. В обязанности этих людей входил отбор драматургов, поэтов, хора и пьес, которые принимал и ставил театр Диониса. Греция от мала до велика всегда внимательно следила за новыми спектаклями, и сделать неправильный выбор в отношении репертуара ответственные лица не имели права. Хорегами назначались самые состоятельные жители Афин. Они также тратили свои средства на организацию общественных мероприятий в театре Диониса.
Интересные факты
Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.
В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.
В греческом театре не было занавеса.
До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.
Таормина
Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.
В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.
Стоимость посещения
Первоначально вход в афинский театр был бесплатным. Его двери открывались для всякого желающего: мужчин, женщин, граждан и метеков – переселенцев и неполноправных жителей Аттики. Однако позже была введена плата. Она составляла 2 обола. При Перикле появилась традиция давать жителям Афин кредиты на посещение театра (теорикон).
Греческий театр: описание, история и интересные факты
Театральное искусство зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции. Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения. Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики. С историей греческого театра, его особенностями познакомимся в данной статье.
Актеры
Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов. Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис - бог театра, то выходившие на сцену - его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.
Сиракузы
Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами "сражались" лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.
После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.
Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.
Стоимость билетов
Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место. По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса. Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.
Зрительские места
В 326 году до н. э. театр Диониса был серьезно реконструирован. Греки отказались от деревянной сцены и заменили ее мраморной. Появились и новые сиденья из камня (всего было сделано 67 рядов). Ближе всего к сцене находились почетные гости – политики, военные, богачи и т. д. У каждого из них было свое персональное кресло – на нем высекались должность и имя владельца. В римскую эпоху император Адриан выбрал себе место во втором ряду (он был поклонником греческой культуры). Из других цезарей к театру Диониса имел отношение Нерон – он выступал прямо на легендарной афинской сцене.
Места для зрителей достигали основания верхнего города – Акрополя. После реконструкции театр Диониса вмещал в себя 17 тысяч посетителей. По меркам тогдашних Афин, в нем могла уместиться половина населения полиса. Древний театр Диониса обходился без кровли и перекрытий. Хор, актеры, зрители – все пребывали на свежем воздухе. По этой причине спектакли в основном проходили в светлое время суток.
20 любопытных фактов из истории античного театра
Сколько актеров был в античном театре? Кто такой рабдух и зачем ему выдавали дубинку? Кто играл женские роли в греческом театре? Подборка занимательных фактов об античном театре.
Это не рабух, это Геракл, но дубинка у него была знатная.
1. Рабух
В греческом театре была специальная должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей.
2. Аплодисменты
В одном из театров Ионии был особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли аплодировать.
3. Римские граждане вне критики
Долгое время в древнеримской комедии запрещалось показывать римских граждан в смешном виде. Именно поэтому римская комедия изображала греков и греческий быт. Так и получалось, что греки и римляне проявляли трогательное единодушие: греки смеялись над собой, римляне тоже смеялись над греками.
4. Как умер Эсхил
Великий греческий драматург Эсхил умер, когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга принял за скалу пролетавший по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы разбить её панцирь и полакомиться её мясом.
Иллюстрация к пьесе Царь Эдип - Софокла
5. Драматург Софокл сражался с философом Меллисом
Когда в битве афинян и самосцев часть армии выступила под предводительством драматурга Софокла (такую честь была оказана ему в награду за выдающиеся заслуги перед городом), ему пришлось сражаться с отрядами, руководимыми элейским философом Мелиссом. Драматург одержал победу над философом.
6. Штраф за хороший спектакль
Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» - о разорении греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили постановку его пьесы.
7. Всего 3 актера
В греческом театре было лишь три актёра, каждый из которых мог исполнять несколько ролей. Иногда в качестве курьёза появлялся и четвёртый актёр – парахорегема, становившийся «обузой хорега» (так переводится его имя), поскольку на хорега (то есть спонсора, в качестве которого выступал богатый гражданин города), ведавшего постановкой, ложилась дополнительная обязанность по оплате лишнего исполнителя.
«Антигона» в Греции. В роли Креонта - Эвклид Кюрдзидис
8. В античном театре обычно пел лишь главный актёр
В «Антигоне» Софокла поют в разных местах пьесы Антигона и Креонт. Как же это объяснить, ведь мы знаем, что в античном театре обычно пел лишь главный актёр, называемый протагонистом? Просто в этом случае греческий театр поручал протагонисту исполнение соответствующих частей обеих ролей: сначала он исполнял полностью роль Антигоны – вплоть до ее смерти, а затем — в финале пьесы — переодевался в Креонта, до того игравшегося другим актером.
9. Поход в Театр обязателен для всех граждан
В классические времена Афин просмотр театральной постановки трагедии был обязателен для всех жителей Афин, кроме рабов. Поэтому на представлении собирался весь город. Неимущим платили компенсацию за незаработанные в это время деньги. Когда лица, ведавшие постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало выплачивать эти деньги гражданам. А вот на постановки комедий порядочных женщин не пускали, разве что гетеры могли находиться в театре на представлении комических произведений.
10. Женщины в античном театре не играли
Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Женщины-актрисы появились позже, все они были девицами лёгкого поведения и выступали лишь в мимах (довольно-таки похабных сценках бытового содержания) и пантомимах.
11. Победивший драматург получал в качестве награды венок из плюща
Греческие драматурги, представлявшие свои трагедии на сцене, соревновались друг с другом. Победивший драматург получал в качестве награды венок из плюща. Победивший хорегос (спонсор постановки) мог поставить себе памятник, который никогда не делался с натуры и на котором указывалось и имя хорега, и имя драматурга.
12. Перед представление резали поросят
Перед представлением трагедий на орхистре (круглой сцене вроде арены современного цирка, на которой в Греции давались представления) резали поросят и кропили их кровью зрителей.
13. Маски обязательно для все акторов
Актёры в Греции выступали в масках, менять которые могли лишь один раз – в результате перипетии (например, когда царь Эдип у Софокла из зрячего превращался в слепого).
14 Отца Александра Великого убили в театре
Филипп Македонский был убит в местном театре.
Театр Дионисос в Афинах
15 Клакеры это навсегда.
Уже в 3 веке до н. э. драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакеров.
16 Шутки над политиками были опасными . и для древних греков
За свои шутки против политика Клеона драматург-комедиограф Аристофан был избит слугами последнего прямо в театре.
17. Занавес опускался в специальную щель
В римском театре появляется занавес, который не поднимается кверху и не расходится в стороны, как сейчас, а опускается в специальную щель в полу.
18. И автор и актер
Римский драматург Ливий Андроник сам исполнял главные роли в своих трагедиях. Когда однажды он потерял голос, он стал поручать исполнение всех песен специальному мальчику, стоявшему сзади, а сам лишь открывал рот. Это – первый зафиксированный в истории случай использования фонограммы.
19. На сцене совершали настоящие казни
В Риме были популярны так называемые мимические ипотезы – растянутые трагикомические представления, которые писал известный автор Филистион. Самым популярным сюжетом были приключения разбойника Лавреола, которого в финале представления распинали на кресте. В нужный момент актёра заменяли на какого-нибудь приговорённого к смерти и совершали настоящую казнь на глазах у зрителей.
20. Римский Император женился на танцовщице театра.
В римской пантомиме участвовали гетеры в прозрачных туниках, которые они по ходу дела сбрасывали с себя. На одной из таких танцовщиц – Феодоре – женился император Юстиниан.
История
Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.
Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса. Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова. Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса. Он находился в центральной части здания – орхестре - и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.
Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон – особые места для публики.
Дальнейшая судьба
Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.
Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон – здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились – от них остались лишь развалины.
Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался – время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.
Актеры и хор
В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.
Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица – архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.
Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.
Влияние
Греческий театр античного периода признан основополагающим для европейского театра. До настоящего времени соблюдаются его принципы в архитектуре (наличие партера, амфитеатра, ярусов). Античная драма не раз ставилась на сцене нового театра. Медея и Антигона, Агамемнон и Прометей, Электра и Федра – эти герои получили вторую жизнь в современных трагедиях, операх и балетах. Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, - драматический диалог и участие живого актера.
Орхестра, скены, декорации
Архитектурной основой театра являлась орхестра – круглая площадка, на которой выступали актеры, музыканты и хор. В переводе с древнегреческого это название означало буквально «место для танца». Первоначально на орхестре пели дифирамбы Дионису. Позже этот жанр эволюционировал в трагедию, с которой ассоциируется уже классический античный театр. В середине орхестры располагался жертвенник для жертвоприношений (обычно афиняне закалывали свинью).
Специально для актеров строились палатки для переодевания – скены. Они примыкали к орхестре. К ним также пристраивались специальные башни, необходимые для улучшений акустики и усилений резонанса в театре. Передний фасад скены (проскений) использовали для крепления красочных декораций. Впервые их в V веке до н. э. изобрел знаменитый трагик и драматург Софокл. Декорации для спектаклей рисовались на полотнах и досках. Все это нам подарила Древняя Греция. Театр Диониса стал площадкой, откуда нововведения в области сценического искусства распространились по всему миру и стали достоянием целого человечества.
Театр Диониса в Афинах: история, описание и интересные факты
Античный театр, посвященный богу Дионису, был главной сценой как Афин, так и всей Эллады. Он функционировал на протяжении нескольких столетий. Здесь родилась трагедия и сформировались ключевые традиции драматургии той эпохи.
Архитектурные особенности
История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.
Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.
Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.
При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.
Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.
Место народных собраний
Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание – экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе – каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.
Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.
Особенности спектаклей
По традиции в каждом спектакле в театре Диониса участвовало не больше трех актеров. Из-за этого одному человеку иногда приходилось играть сразу множество ролей. Еще одна особенность – мужчины исполняли даже женские роли. Каждый автор трагедии, участвовавший в состязании, получал команду хореографов и актеров.
Именно в театре Диониса появился обычай делить актеров на протагонистов (главных героев) и остальных персонажей. Исполнители ролей распределялись между драматургами с помощью случайного жребия. Во время праздника в театре работали судьи. Они определяли победителя состязания.
Каждый трагик выступал со своей тетралогией или трилогией (группой пьес). Любопытно, что на раннем этапе развития театра некоторые драматурги были не только собственно авторами, но и актерами в своих произведениях (как, например, Софокл). К спектаклям предъявлялось обязательно требование – новизна. За всю историю театра исключение было сделано только однажды – для трагедий Эсхила, основоположника данного жанра. Но даже эта оговорка имела место уже после смерти античного автора.
Древнегреческий театр. Почему древние греки любили трагедии?
В предыдущей статье я писала о значении музыки в жизни древних греков. Поэтому начну с музыки. С ней, самым непосредственным образом, были связаны театральные представления Эллады. Их истоки восходят к традиционным древним праздникам, проводимым в честь бога виноделия Диониса - диони́сиям .
"Дионис со своей свитой". Краснофигурная роспись. "Дионис со своей свитой". Краснофигурная роспись.Во время этих народных гуляний инсценировались некоторые сюжеты из мифов, рассказывающих об этом божестве, и исполнялись хвалебные песни в его честь – дифира́мбы .
"Восхваляя Бахуса". Лоуренс Альма-Тадема. "Восхваляя Бахуса". Лоуренс Альма-Тадема.Представление разыгрывалось ряжеными, которые изображали свиту Диониса - козлоподобных сатиров . Поэтому участники надевали на себя козлиные шкуры.
"Вакханалия". Генрих Семирадский. "Вакханалия". Генрих Семирадский.В 534 г. до н. э. Феспи́д выделил из общего хора участников действа, солиста, который стал называться корифе́ем . Это событие считается датой рождения собственно театра. Позже, драматург Эсхил ввёл в действие второго солиста, а затем Софокл , добавил третьего.
Корифеи древнегреческого театра. Корифеи древнегреческого театра.В Древней Греции зародились и сформировались основные театральные жанры:
1. Трагедия – дословный перевод названия – «песнь козла» (от греч. «трагос» - «козел», «одэ» - «песнь»); (Здесь нужно вспомнить о ряженных в козлиные шкуры) . Покровительницей этого театрального жанра считалась Мельпомена - муза трагедии , которую принято изображать с маской печали в руках. (о древнегреческих музах читайте в предыдущей статье ). Считается, что это род драмы родился из той части религиозных мистерий, где разыгрывалась история смерти Диониса.
"Мельпомена. Муза Трагедии". Хосе Луис Муньос Луке. "Мельпомена. Муза Трагедии". Хосе Луис Муньос Луке.2. Комедия – происхождение слова от греческого «комос» - шествие ряженых и «одэ» - «песнь»; За этот вид театральных представлений ответственность несла ещё одна Муза, которую звали Талия. Маска в её руках выглядит жизнерадостнее, чем та, что держит Мельпомена. Предполагают, что этот жанр вырос из тех же мистерий, когда разыгрывалась та часть мифа о Дионисе, где он воскресал. Тогда народ уже скидывал козлиные шкуры и маски, и все предавались буйной радости и обильным возлияниям, восхваляя этого бога.
"Талия. Муза Комедии". Хосе Луис Муньос Луке. "Талия. Муза Комедии". Хосе Луис Муньос Луке.3. С атирова драма (иногда говорят «сатировская драма») или иначе «игривая трагедия» - средний жанр (между трагедией и комедией, но не путать с современной трагикомедией), ближе всего стоящий к изначальным народным праздникам в честь Диониса.
Краснофигурная роспись с изображением актёров и музыкантов. Краснофигурная роспись с изображением актёров и музыкантов. Актеры театра готовятся к выступлению. Мозаика из Помпей. Актеры театра готовятся к выступлению. Мозаика из Помпей.Театральный «марафон» длился четыре дня подряд (в некоторых источниках, говорят о трёх днях), с самого утра до захода солнца, и имел форму состязания драматургов, пьесы которых оценивало жюри. В каждый из дней, на суд выносили пьесы одного из соревнующихся авторов.
Три первых дня в театре играли по три трагедии и одной сатировой драме каждого конкурсанта, а на четвертый день шли постановки нескольких комедий. Очевидно, что предпочтение отдавалось жанру трагедии . Это было связано с эффектом ка́тарсиса , важным для воспитания лучших качеств личности. Сопереживая героям пьесы, испытывая чувство сострадания, душа зрителя словно бы очищалась, а сам он становился возвышеннее и благороднее.
Именно это нравственное очищение души в результате страдания пережитого вместе с героем трагедии, в совокупности с испытываемым эстетическим потрясением, и называлось катарсисом .
Всё действо в театре было музыкальным , потому корифеи свои монологи не читали, как это происходит сегодня, а пели (произносили нараспев, под аккомпанемент музыкальных инструментов).
Важную роль в таком представлении играл хор , состоящий обычно из 12 – 14 человек. С ним солист вел диалог, хор сообщал о значимых для героев событиях, происходивших как бы вне сцены, создавал определённую эмоциональную атмосферу, готовя зрителя к восприятию коллизий пьесы. Таким образом, хор выступал одновременно и как действующее лицо, и как рассказчик, и как комментатор всего происходящего на сцене.
Интересно, что гражданским долгом было не только посещение театра (для «улучшения» каждого отдельного жителя полиса), но и непосредственное участие граждан в спектакле (и в качестве корифеев, и в составе хора, и как оркестранта, и, особенно, как члена жюри). Это было почётной обязанностью, которой гордились, и которую ещё надо было заслужить.
Древнегреческий театр обычно располагался под открытым небом на склонах естественных холмов.
Места для зрителей размещались полукругом на уступах холма и назывались театро́ном (буквально "место для зрелищ" - отсюда произошло слово «театр»). Актеры выступали на площадке – орхе́стре ("место для плясок") , находящейся внизу. Сценическую площадку замыкало небольшое помещение, служебное по своему предназначению – ске́ния ("палатка"). Здесь хранились костюмы, были простейшие «гримерки», а позже на стену скении, выходящую к зрителям, стали вывешиваться декорации. Передняя часть этой стены и площадка перед ней назывались - проскений ("место перед сценой").
Актёрами в Древней Греции были только мужчины . Часто один актёр во время спектакля играл несколько ролей (в том числе и женские). Для максимально быстрого «перевоплощения» артистов была введена традиция использования масок . Актёр, в таком случае, изображал не конкретного человека, а представлял собой некий типаж, например царя, героя, бога, злодея, слугу, старуху, и т. п.
Актёр с масками. Античный рельеф. Актёр с масками. Античный рельеф.Кроме того, с помощью масок передавались эмоции: грусть, гнев, веселье, коварство и др. Каждому определённому характеру и настроению соответствовала «своя» маска.
Так, силу и здоровье изображал смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб маски должен был выражать весёлое настроение героя пьесы, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актёра.
Греческие Музы. Античный рельеф. Греческие Музы. Античный рельеф.Чтобы сгладить, а иногда и подчеркнуть, комический эффект от огромных непропорциональных масок надетых на головы актёров, нужно было "увеличить" оптически объём их тел. Для этого использовалась обувь на очень высокой платформе – коту́рны .
Расцвет греческого театра связан с именами выдающихся драматургов - трагиков Эсхи́ла, Софо́кла, Эврипи́да . Незаурядность этих авторов состояла в том, что они стремились не только воспроизвести сюжет известного мифа (мифология лежала в основе содержания каждой трагедии), а, главным образом, старались раскрыть сложный, зачастую противоречивый внутренний мир своих героев.
Шарль Жалабер. «Антигона выводит слепого Эдипа из Фив» Шарль Жалабер. «Антигона выводит слепого Эдипа из Фив»В трагедиях великих греческих драматургов перед нами предстают яркие личности с сильными характерами, способные на неординарные поступки. В основе пьес лежат конфликты и неразрешимые противоречия, которые герои не в силах преодолеть: неразделённая любовь, голос чести, повороты судьбы, воля богов, родовое проклятие, собственные, разрушающие душу и разум, страсти. Персонажи спектакля, по ходу сюжета, оказывались в ситуации, когда они должны были сделать сложный этический выбор (чаще всего между желаниями и долгом). Это «обнажало» все самые потаённые стороны их души, демонстрируя истинное «лицо» человека, его суть. Таковы, например, « Прометей» Эсхила, «Медея» Эврипида, «Царь Эдип» Софокла .
"Медея подносит чашу с отравленным вином Тесею". Уильям Рассел Флинт. "Медея подносит чашу с отравленным вином Тесею". Уильям Рассел Флинт.Жанр комедии в период расцвета театра был связан с творчеством комедиографа Аристофа́на . В его комедиях (например, «Всадники», «Облака» ) царила атмосфера карнавала и безудержного, иногда весьма грубого, непристойного веселья. В своих пьесах он поднимал острополитические темы и высмеивал человеческие нравы.
Актёры античной комедии Актёры античной комедииТаким образом, в Древней Греции все виды искусства преследовали одну важнейшую цель - формирование Личности гражданина , они были призваны выполнять гражданственно-воспитательную функцию в общественной жизни Древней Эллады .
Итак, зародившийся в Древней Греции театр, стал образцом для развития европейской драматургии в последующие эпохи. Без этого уникального явления не появился бы такой музыкальный синтетический жанр, как опера, и все её последующие вариации, вплоть до мюзикла. Главные принципы этого греческого явления используются в драматургии и по сей день. Но, пожалуй, главное - то, что театр Древней Греции был тем местом, где воспитывались нравы, формировались представления о морали, создавались условия эстетического и этического воспитания лучших сторон личности.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Особенности постановок
Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.
В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.
Читайте также: