Кто открыл абу симбел
А вы знаете его особенность?
Начнем издалека. Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.
Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.
Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.
Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.
Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.
В 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.
Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.
Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.
Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.
Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.
А теперь приглашаю вас на виртуальную экскурсию к памятникам древней цивилизации. Нажимайте на картинки ниже.
История
Строительство комплекса Абу-Симбел в Египте началось в 1264 году до нашей эры. е. и длилось 20 лет. В то время в Нубии были воздвигнуты еще 6 подобных святынь, которые должны были укрепить позиции египетской власти в этом регионе. После падения Нового Королевства город вместе с постройками был заброшен.
1 зал в Храме Рамзеса II 1 зал в Храме Рамзеса IIКогда первые европейцы прибыли в Африку, оба храма были погребены под тоннами песка, принесенного из пустыни. Ситуация не менялась до 1813 года, когда швейцарец Жан-Луи Буркхардт обнаружил фасад Великого храма. Только тогда ему так и не удалось выкопать святилище и найти главный вход. Произошло это немного позже, в 1817 году, когда Бельцони вернулся в Египет с двумя своими товарищами - британскими военно-морскими офицерами, лейтенантом Ирби и капитаном Менгли. Трое буквально за месяц освободили верх комплекса от песка и сумели проникнуть внутрь.
Следующая экспедиция, с 1818 по 1819 год, сумела откопать южную статую и начать работы над ее соседом. Ученым тогда удалось сделать вывод, что статуи сидят, а не стоят. К концу 20 века весь мир говорил о красоте и величии Рамсополиса. Многие известные путешественники успели побывать здесь, но только одному из них удалось выполнить великую миссию. Это был архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта. Воспользовавшись подъемом воды, произошедшим при строительстве Первой Асуанской плотины, он полностью очистил территорию храма и освободил от песка все скульптуры, украшающие его.
Фасад Храма Рамзеса II Фасад Храма Рамзеса IIХрам рамзеса II
Храм Рамзеса 2 в Абу-Симбеле, посвященный богу Амон-Ра, представляет собой монументальное сооружение, основными элементами которого считаются 4 огромные статуи. Один из них представляет самого фараона и 3 других - великих богов, которые выступали его главными покровителями - Ра-Характи, Птаха и Амона. Каждая из этих статуй одета в королевское платье и украшена двойной короной, воплощением одного правителя в Верхнем и Нижнем Египте. Любопытно также, что лица богов, присутствующих в этой композиции, имеют портретное сходство с Рамзесом. Таким образом он был приравнен к Богу.
Высота каждой фигуры составляет 20 м, поэтому они занимают почти весь фасад. К сожалению, одна из скульптур была повреждена землетрясением, поэтому уцелели только ее ноги. Правда, у входа еще лежат туловище и голова - их видно. Верхнюю часть святилища украшают около двадцати каменных бабуинов, молящихся на восходе солнца, а у ног гигантских колоссов есть несколько небольших скульптур, изображающих жен и детей великого правителя.
Посмотрев на фото комплекса, можно увидеть еще одну интересную деталь. Это памятник, воздвигнутый в честь свадьбы фараона и Хатусили II, положившего конец войне между хеттами и египтянами.
Внутренняя структура Великого Храма состоит из 4 постепенно спускающихся залов и ряда подсобных складов, в которых хранились жертвоприношения. Первый зал, дополненный 8 колоннами, подчеркивающими связь Рамзеса II с Осирисом, был открыт для всех слоев населения. Во второй допускались только люди знатного происхождения. В третьем разрешалось находиться только священникам, а в четвертом король и его семья обслуживали личные нужды.
Стены всех этих залов покрыты фресками и священными текстами, рассказывающими о важнейших событиях того времени. Солнца, нарисованные на потолках, подчеркивают могущество царской власти, а кобры, которые «притаились» ближе к полу, являются символом наказания за измену правителя. Большинство барельефов рассказывают историю войны. Самым известным из них является изображение битвы при Кадеше.
Игра света
Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле известен не только своей древней историей и наличием множества исторических артефактов, но и невероятной игрой света, которая происходит дважды в год - 22 февраля и 22 октября (день его рождения и восшествие на престол). Как ни странно, в остальное время помещения Рамсополиса находятся в сумерках, и только в эти дни с первыми лучами солнца каменное лицо фараона, Ра-Горахти и Амона освещается ясным светом. Это длится всего несколько минут, но, по мнению многих туристов, лицо короля в этот момент озаряется улыбкой. Что касается четвертой фигуры, на которой изображен Птах, то она никогда не светится. Птах - бог подземного мира и не нуждается в свете, он всегда живет во тьме.
Как древнеегипетским архитекторам удалось добиться столь необычного оптического эффекта, тем более что вход в храм Рамзеса II всегда смотрел на восток? Им помогали астрологи, которые 33 века назад участвовали в оформлении почти всех религиозных объектов в Египте.
Храм Нефертари Меренмут
Второй, или Малый, храм посвящен богине Хатхор и королеве Нефертари, первой жене Рамзеса II. Справа и слева от главного входа можно увидеть скульптуры, изображающие как самого правителя, так и «прекрасную спутницу», как при жизни называли королеву. Что интересно, все 6 статуй примерно одного размера - около 10 метров. По тем временам это было поистине беспрецедентным размером, поскольку скульптурные изображения жен и детей фараона едва доходили до его колен.
Храм Нефертари Храм НефертариПравда, здесь встречаются маленькие фигурки, но посвящены они только потомкам семьи (двум принцам и двум принцессам). Каждая из этих монументальных каменных статуй установлена в нише глубокого затенения. Падающие на их поверхность солнечные лучи создают необычную игру света и тени, которая только усиливает общее впечатление.
По сравнению с Великим храмом Рамзеса 2 в Абу-Симбеле фасад Малой святыни выглядит довольно скромно. Здание состоит из высеченного в скале зала в форме колонны и небольшого храма, разделенного на 3 ниши. В одном из них, центральном, изображена огромная фигура священной коровы, олицетворяющая древнеегипетскую богиню Хатор и самого фараона, находящегося под ее покровительством. Изображения этого божества встречаются и на колоннах первого зала, поэтому их часто называют хаторическими. Здесь же можно увидеть надпись-посвящение, подтверждающую факт происхождения этого уникального сооружения.
В целом помещения Малого храма практически неотличимы от Большого. Единственное отличие - размер (в этом все намного меньше) и тематика рисунков. Рельефы храма Нефертари выглядят спокойнее. На большинстве из них изображены сцены подношения даров различным древнеегипетским богам. Однако это неудивительно, ведь богиня Хатор считается чуть ли не самой позитивной во всем пантеоне и является символом женственности, любви, красоты и плодородия.
Многие храмы Абу-Симбела в Египте подверглись очень серьезным испытаниям. Сначала они простояли в песках более 3000 лет, а потом чуть не оказались под водой. Дело в том, что после революционных событий 1952 года было решено построить плотину на берегу реки Нил недалеко от города Асуан. Это, на первый взгляд, обычное событие могло привести к затоплению местности, а значит, и к полному разрушению старинных построек. На месте крепости Рамсополис должно было образоваться огромное озеро, которое не оставило бы следов от древних иероглифов и великолепных песчаных статуй.
Возможно, это произошло бы, если бы в 1959 году несколько известных международных организаций не развернули мощную кампанию, направленную на спасение великого исторического наследия. Благодаря их действиям руины храма были разобраны на 1035 блоков и перенесены в другое место, расположенное в двухстах метрах от реки и на высоте 66 метров над её руслом. Затем блоки были просверлены, и в отверстия была залита специальная смола. Строение собирали по частям как пазл. Сверху насыпали холм, придав этой картине законченный вид. Если посмотреть фото храма Абу-Симбел в туристических брошюрах, может показаться, что они стояли здесь всю свою жизнь.
Спасение храма Спасение храмаКампания по переносу памятника истории длилась 3 года и обошлась Египту в 40 миллионов долларов. Она стала крупнейшей инженерно-археологической операцией в мире. Ученые, изучавшие памятник в процессе работы, были поражены объемом и качеством знаний, которыми обладали древние мастера. Специалисты установили, что линии фасадов двух храмов Рамзеса II параллельны трещинам в толще скалы. Это дало им дополнительную поддержку. Помимо прочего, древние архитекторы учитывали природные качества почвы - каждый слой песчаника был закреплен оксидом железа, так что все скульптуры прекрасно сохранились. Более того, это вещество обогатило цветовую палитру камня и раскрасило песчаник в разные оттенки.
Храмы Рамзеса II и Нефертари Храмы Рамзеса II и НефертариИнтересные Факты
1. Очевидцы утверждают, что каждый день на рассвете гигантские статуи, установленные у входа в святыню, издают громкие звуки, напоминающие человеческие стоны. Местные жители считают, что эти древние боги оплакивали своих сыновей. Но ученые нашли совершенно другое объяснение этому явлению. Дело в том, что с восходом солнца разница между температурой песка и параметрами окружающей среды становится особенно заметной. Это способствует тому, что движущиеся по мелким трещинам частицы породы начинают измельчаться (так называемый эффект арфы).
2. Гигантские статуи можно увидеть даже с большого расстояния.
3. Название этой достопримечательности появилось задолго до ее строительства. Первоначально такое название получил не сам храм, а скала, в толще которой он и появился. Термин был придуман моряками - они считали, что гора похожа на пшеничное зерно, и называли ее «отцом хлеба» или «отцом колосьев».
4. Прочитав историю Древнего Египта, можно увидеть, что храм Нефертари Меренмут стал вторым святилищем, посвященным королеве. Первым был храм Нефертити, построенный Акенатоном в честь своей знаменитой жены.
5. В небольшой впадине над порталом Рамсополиса вы можете увидеть голову сокола, держащего диск Ра-Хорахти, бога солнца. Слева от него можно увидеть жезл с головой собаки Усера, а справа - то, что сохранилось от статуи богини Маат. Если объединить имена всех этих богов, получится имя великого фараона.
6. Колоссы, установленные у входа в храм, выглядят довольно спокойно - их туловище обнажено, ступни стоят на земле, а руки лежат на бедрах. На самом деле эта позиция была выбрана не случайно. Она подчеркнула силу Рамзеса II и внушила страх и уважение народу Нубии. Кроме того, на рассвете они были окрашены в светло-коричневый цвет, что создавало яркий контраст с темными тенями и делало фигуры еще более пугающими.
7. Храм Абу-Симбел, который теперь считается одним из главных сокровищ Египта, стал настоящим разочарованием для его первооткрывателей. А все потому, что в его залах не было золота и драгоценных камней - только наскальные рисунки и цветные арабески.
8. Размышляя о том, как спасти комплекс от затопления, ученые предлагали погрузить его под воду и накрыть прозрачным куполом-аквариумом. В этом случае взглянуть на знаменитую достопримечательность можно было бы не только сверху, но и изнутри. Для этого планировалось построить специальные смотровые площадки и специальные лифты, которые будут спускать посетителей под воду. К счастью, эта идея так и не осуществилась.
9. Во время переноса конструкции она была поделена на более чем 5 тысяч деталей. Работа не прекращалась даже ночью, а все манипуляции производились вручную.
Жми большой палец вверх, если интересно, делись с друзьями, если полезно и подписывайся на наш канал FACT FINDER , а также присоединяйся в наши сообщества: В ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ,
Интересные факты о храмовом комплексе Абу-Симбел - Главном Архитектурном Шедевре Рамзеса II
Храмовый комплекс Абу-Симбел, состоящий из двух отдельных построек, можно назвать одной из самых известных и посещаемых достопримечательностей Египта. Огромные скульптуры из мелкозернистого песчаника стали такими же символами этой земли, как пирамиды, сфинксы или колоссы Мемнона.
Фасад Храма Рамзеса II Фасад Храма Рамзеса IIАбу-Симбел, жемчужина египетской архитектуры, представляющая собой скалу на западном берегу Нила, в толще которой высечены сразу два больших храма - Рамзеса II и его возлюбленной Нефертари. Эта важная египетская достопримечательность находится на территории Нубии, недалеко от города Асуан.
Высота этой скалы достигает сотен метров. В иероглифических надписях она называется либо священной горой, либо крепостью Рамсополиса. Это позволяет утверждать, что в древности это место было окружено мощным укреплением.
В Европе о храме Рамзеса II заговорили в начале 19 века, когда вышла книга Эдварда Уильяма Лейна «Описание Египта». Сегодня храмовый комплекс Абу-Симбел внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из самых необычных памятников древнеегипетской культуры.
Переезд храма Абу-Симбел
Храм Абу-Симбел массой 250 000 тонн в 1968 году перенесли на другое место, назвав операцию Египетским чудом и самым дорогим проектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Решение о переносе храмового комплекса
В 1960 году правительство Египта запланировало на реке Нил Асуанскую дамбу, строительство которой грозило затопить комплекс Абу-Симбел. Чтобы построить жизненно необходимую жителям Египта плотину, решили передвинуть храмы на безопасное от воды расстояние.
Египетское правительство обратилось в ООН с просьбой о помощи, и 51 страна поддержала проект по спасению храмов. В 1964-1968 в Египте провели работу: оба храма демонтировали и перенесли на 65 метров вверх на плато скал, под которыми они находились.
Храмы заново построили на 210 метров к северо-западу от первоначального места. Оба храма ориентированы в том же направлении, что и раньше.
Воссоздание храмов
Первоначально задача казалась невыполнимой. В начале 1964 года команда инженеров из разных стран приступила к демонтажу Аби-Самбела. Внутри храмов установили стальные леса и вручную распилили скульптуры на 1050 блоков весом по 30 тонн. Работали 9 месяцев днем и ночью. Разрезы сделали так, чтобы нанести храму минимальный ущерб.
Внутренние стены и потолки переносили на несущем каркасе из железобетона. Не менее трудоёмкая работа – собрать храмы заново. Самое пугающее – храм надо воссоздать так, чтобы луч солнца снова засиял на ликах богов.
Отдельные части собранных вновь храмов сделаны так аккуратно, что невозможно определить места их соединения. 10 километров швов искусно замазали строительным раствором.
Команда инженеров воссоздала и окружающую храм гору. Над храмом возвели огромный бетонный купол из 300 гигантских сцепных секций и засыпали камнями, имитирующими скалы.
Абу-Симбел, засиявший прежней красотой, выглядит так, будто и не сходил с места. И сегодня солнечные лучи касаются лика четырех статуй, как и 3000 лет до этого. Грандиозный перенос исторического памятника завершился успешно.
Спасение храма, внесенного во Всемирный список наследия ЮНЕСКО, продолжалось 4 года и стоило 42 миллиона долларов.
Мелкие статуи и стелы, окружающие храмовый комплекс, также перенесены и поставлены на место. Среди них – стела, посвященная Ашу-Хебседу, который строил храмовый комплекс. Стела рассказывает о том, как Рамсес, задумавший построить храмы в свидетельство о своей непреходящей славе, доверил эту работу Аше-Хебседу.
Около древнего храма установлена стела, повествующая об истории возвращения памятника в современность. Храмовый комплекс, засыпанный песком, обнаружил швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт в 1813 году.
Откопали храм в 1817 году благодаря Джованни Бельцони. К разочарованию первооткрывателей, в залах храмов не оказалось ни золота, ни драгоценных камней.
21 февраля и 21 октября в храме собирается до 5000 человек, чтобы увидеть оптический эффект, полученный в результате тончайших расчётов древнеегипетских звездочетов и жрецов, которых 33 века назад спроектировали храм так, что луч солнца света светит в глаза фараону. Остальное время года фараон прячется от мирской суеты в темном храме.
Сегодня храм Абу-Симбел – символ Египта, впечатляющий не только размером скульптур, но и гениальностью инженерной мысли древних египтян.
Пустыня опасна для пеших прогулок и поселиться рядом с храмом непросто, поэтому из соображений безопасности путешественники отправляются в Абу-Симбел организованно под охраной конвоя.
Абу-Симбел – история строительства и переноса храма в Египте
В Египте, в глубине нубийской пустыни, на берегу озера Насер, близ города Асуан, в 7 км от границ с Суданом, в сплошном скальном утесе 100-метровой высоты вырублены два поражающих воображение храма – древнеегипетский храмовый комплекс Абу-Симбел, в переводе обозначающий «отец хлеба».
Абу-Симбел – вечная обитель фараона
Два сооружения, составляющие древний храмовый комплекс, созданы во время правления египетского фараона Рамсеса II (1279-1213 годы). Храмы вырублены в скале по приказу фараона, находящегося в зените своего могущества, как символ победы египетского правителя над хеттами.
Молодой фараон решил воздать почести богам, которых чтил. Выигранное сражение возле сирийского города Кадеш он считал делом всей жизни и приравнивал свои заслуги к божественным деяниям.
Большой храм
Большой храм, призванный увековечить военные победы фараона и символизировать его величие, строили 20 лет. В Священной 100-метровой горе высекли сооружение 35 метров в длину и 30 м – в высоту. Изначально именем Абу-Симбел называли не храм, а скалу, в толще которой он возник. Название на храмы перешло позднее.
Архитектура храма
При входе в храм восседают 4 огромные статуи. Среди них – статуи трех богов: Ра-Хорахти, Амона и Птахи, которых царь считал своими покровителями. Рядом – статуя Рамсеса II. Прислонившиеся спиной к скале и величаво восседающие на тронах боги имеют портретное сходство с фараоном. Рамсес считал себя равным Богу, предпочитал обожествление при жизни.
20-метровые изваяния, облаченные в царские одежды, с двойными коронами на головах, занимают весь фасад храма. Колоссы, установленные у входа и обращенные к восходящему солнцу, на рассвете окрашиваются в ярко-бурый цвет, устрашая своим видом и подчеркивая силу Рамсеса.
Под гигантскими фигурами – меньшие статуи, изображающие побеждённых врагов Рамсеса: нубийцев, ливийцев и хеттов.
Верхняя часть святилища украшена каменными бабуинами, молящимися восходящему солнцу. У ног колоссов – скульптуры жены Нефертари, матери и детей великого правителя. Скульптурные изображения идеальной пропорции.
Интерьер храма
Внутри цельного массива скалы – 4 последовательно уменьшающихся в размерах зала, уходящих вглубь на 60 метров, и ряд небольших боковых помещений для жертвоприношений. Самый большой зал – 8 метров в высоту площадью 288 кв.м.
Первый зал, где возвышаются 8 статуй фараона в образе бога Осириса, предназначен для всех желающих. Второй зал – для людей благородного сословия. Третьим залом пользовались жрецы, четвертый – зал для фараона и его семьи.
Стены храма покрыты священными текстами, рельефами и фресками, которые показывают значимые события из жизни фараона. На северной стене – великая победа Рамсеса при Кадеше. В египетском лагере готовятся к сражению, запрягают лошадей, дают им корм.
В царском шатре – военный совет между Рамсесом и его офицерами. Схвачены и подвергнуты пыткам два хеттских шпиона, которые рассказали о местонахождении своего царя.
Обе стороны вступают в битву, в аккуратном строю в бой идут египтяне, хетты в замешательстве: их колесницы разбиваются, лошади убегают, а солдаты падают в реку Оронт. Фараон представлен как победитель сражения: сильный и могущественный, он возвышается над противником.
Мощную царскую власть олицетворяет изображённое на потолках солнце, ниже к полу – кобра, как символ неминуемого наказания за предательство своего фараона.
Игра света
Храм построен в священном месте. Благодаря точным расчетам строителей, два раза в год – 21 февраля и 21 октября – в 5:58 утра луч утреннего солнца, проделывая путь 65 метров, неспешно пронизывает 4 зала и останавливается на статуях в последнем малом зале. Именно на эти дни приходится день рождения Рамсеса и день его вступления на трон.
6 минут солнечный луч освещает статую Амона и Ра-Хорахти, переходит на статую Рамсеса II, которую освещает 12 минут. Лицо царя в это время озаряется улыбкой. Затем поток света исчезает, чтобы вернуться снова на рассвете через полгода.
В храме установлена статуя бога Птаха, повелителя подземного египетского мира, который любит тьму и не освящается никогда.
Малый храм
Малый храм посвящен царице Нефертари, любимой жене фараона, изображённой в образе богини Хатхор, – богини плодородия и любви, неба и красоты, танцев и веселья.
Строение состоит из вырубленного в скале колонного зала и небольшого святилища, разделённого на три ниши. Обожествлённая Нефертари стала первой женщиной, удостоенной чести быть увековеченной наравне с супругом.
Образ любимой жены Рамсес приказал запечатлеть в статуях рядом со своими скульптурами, расположенными у входа в Малый храм. Среди шести 11-метровых колоссов статуя Нефертари одинакового роста со статуей мужа – редкая честь для супруги в Египте.
Резные барельефы внутри храма изображают Рамсеса, отдающего почести своей обожествлённой жене – «прекрасной спутнице» – и подношение даров древнеегипетским богам.
В знак своей огромной любви и почитания супруги на одной из колонн храма фараон приказал высечь надпись: «Рамсес воздвиг храм ради великой супруги Нефертари – той, ради которой светит солнце».
Абу-Симбел – легендарные храмы в скале!
На западном побережье Нила, близ границы с Суданом и на 280 километров южнее Асуана, в Египте находится небольшая местность под названием Абу-Симбел. Историческая область — Нубия, некогда процветающее и сильное государство (в древности известное как царство Куш), сейчас представляет собой регион в среднем течении Нила, от Асуанской границы на севере и до столицы Судана Хартум на юге. Скалистая местность Нубии плотно зажала долину реки с двух сторон, но, тем не менее, местность здесь плодородная и горы богаты на полезные ископаемые.
Именно тут находится один из самых известных символов Египта, настоящая жемчужина древнейшей архитектуры – величественный храм Абу-Симбел, по известности уступающий лишь таким символам Египта, как пирамиды и Сфинкс.
Храм Рамзеса. Храм Рамзеса.Храм был построен в первой половине XIII в. до н. э., как символ победы фараона Рамзеса II над хеттами (заклятыми врагами Египта) и необыкновенно нежной любви к своей супруге красавице Нефертари. Ансамбль состоит из двух храмов: Большого и Малого. Большой храм возведен в честь самого фараона Рамзеса II и трех богов Птаха, Амона и Ра-Хорахте, а Малый посвящен его супруге Нефертари. Никогда ранее супруги фараонов не удостаивались чести, быть увековеченными наравне со своими мужьями, однако Нефертари была первой, кто получил это право. Образ любимой жены фараон приказал увековечить в двух статуях, расположенных у входа в Малый храм.
Парадный фасад Большого храма , высеченный прямо в скале, в высоту достигает 31 метра, а в ширину 38 метров. Храм был построен, чтобы возвеличивать и прославлять непобедимого фараона, поэтому Рамзес приказал изобразить трех богов, покровительствовавших ему в битве над хеттами, а заодно и себя, в исполинских размерах фасадных статуях у входа, причем обязал придать богам свой облик. Четыре колосса Рамзеса II несут функционал поддерживающих колон. На голове каждой статуи двойная корона, символизирующая власть над Нижним и Верхним Египтом. У ног фараона расположен комплекс скульптур, изображающих некоторых членов царской семьи: жену Нефертари, мать Рамзеса Туйю, двух дочерей повелителя и сына Амон-хер-Копешеф. Изобразить всех детей фараона не предоставлялось возможным, поскольку Рамзес славился свое любвеобильность и имел около 200 детей.
Малый Храм в честь царицы Нефертари Малый Храм в честь царицы НефертариВнутри храма расположено четыре помещения. В первый зал пускали любого прихожанина, во второй зал только богатых египтян, в третий были вхожи только жрецы, а четвертый предназначался исключительно для членов царской семьи. В первом зале, предшествующему святилищу, по бокам расположены 10 колонн-скульптур бога Осириса, опять же в облике Рамзеса II, а стены усыпаны завораживающими росписями. В самом маленьком — четвертом зале, стоят четыре скульптуры богов Птаха, Ра-Хорахте и Амона, а так же самого Рамзеса.
Стоит отметить, что храм был построен таким удивительным образом, что дважды в год (22 февраля в день рождения Рамзеса и 22 октября – день его коронации), рассветные лучи солнца нарушают спокойный полумрак залов и, проникая вовнутрь, на несколько минут освещают статую Рамзеса II. А вот изображение бога Птаха всегда остается во тьме, как и положено богу загробного мира.
Обожествление супруги полностью чувствуется внутри храма. Внутри скромного вестибюля можно заметить шесть колонн, изображающих богиню Хатхор. На некоторых из них можно даже заметить небольшие коровьи ушки. Корова для древних египтян была священным животным. Стены же украшены росписями, повествующими о жизни царицы Нефертари. Но войдя в святилище, проникаешься изображением восхваляющего Хатхор фараона Рамзеса, а в чертах богини без труда заметен образ Нефертари.
Интересный факт. Мало кто знает, но храм в 1960 году был перенесен на новое место из-за строительства Ассуанской плотины. При строительстве воды Нила поднялись, и памятнику неземной любви мужа к своей супруге грозило затопление. Поэтому была проведена уникальная операция по демонтированию храмов и переноса их на более возвышенное место – скалу у старого русла реки. Процесс переноса длился почти пять лет, но в итоге храм обрел свое новое место на шестидесятичетерхметровой высоте над Нилом.
Тайна Священной горы
Эту гору считали священной ещё до того, как Рамсес II решил увековечить память о себе, воздвигнув храмовый комплекс. Позже арабские моряки нарекли это место Абу-Симбел – отец хлеба, потому что из-под песков, окутавших храм, виднелся единственный барельеф: мужчина в древнеегипетском фартуке, который напоминал меру хлеба.
Лишь в 1813 году храмы были обнаружены швейцарцем Буркхардтом, исследователем, притворившимся арабом для изучения Нила. Исследователь впервые дошёл до третьих порогов великой реки и обнаружил занесённые песками четыре головы с коронами фараона. Проводники из местных жителей, сопровождавшие Буркхардта, не смогли объяснить ничего об этих гигантских изваяниях. Исследователь сообщил о своём открытии, и по его следам тут же к третьим порогам отправился с экспедицией кладоискатель Бельцони.
Он лично руководил раскопками, а когда они были окончены, Бельцони написал в своём дневнике об обнаруженном великолепном храме. Красота находки настолько поразила его, что он не чувствовал никакого разочарования от того, что сокровища ему найти так и не удалось.
Абу-Симбел - храм, который строили дважды
Среди известнейших достопримечательностей Египта Абу-Симбел занимает одно из первых мест, уступая лидерство только пирамидам и сфинксу. Ценность храма подчёркивается организацией ЮНЕСКО, включившей достопримечательность Египта в список Всемирного наследия. Этот уникальный памятник культуры был высечен прямо в скале высотой 100 метров. Добраться до него не так просто, ведь Абу-Симбел строился глубоко в пустыне, вблизи берега реки Нил.
Стройка была завершена в 1244 году до н. э. и напрямую связана с именем Рамзеса II. Фараон, одержав победу в битве при Кадеше, приказал возвести в честь этого события величественный храм. 20 лет рабочие обрабатывали камни, превращая обычную скалу в непревзойдённый шедевр. Кстати говоря, за 66-летнее правление Рамзеса II было построено как минимум пять святилищ, однако вишенкой на вершине торта заслуженно стал Абу-Симбел.
До 1813 года про это великолепное место никому не было известно, так как оно было скрыто от людских глаз толстым слоем песка уже несколько столетий. Абу-Симбел нашёл путешественник Буркхардт, который случайно наткнулся на вершину строения. И только спустя несколько лет специалисты смогли полностью освободить культурный памятник от песчаного плена.
Но в середине XX века достопримечательность Египта оказалась в катастрофической опасности. Дело в том, что государство запланировало построить плотину на Ниле. Вследствие этого, согласно подсчётам, река начала бы выходить из берегов, угрожая святилищу затоплением. Случись подобное, постройка из песчаника была бы полностью разрушена. Немыслимо! Но и отказаться от плотины страна не могла, поэтому было решено перенести историческое наследие. . Так получилось, что Абу-Симбел – храм, который строили дважды. В итоге Абу-Симбел распилили на 1036 частей, весом по 20 тонн, и собрали заново в более безопасном месте, на что было направлено большое количество финансовых средств, а также силы специалистов разных стран и направлений. Этот инженерно-археологический проект является одним из крупнейших во всём в мире.
Храм, переживший второе строительство, продолжает радовать посетителей своей величественной красотой. А после реставрации, в процессе которой было восстановлено большинство всех изображений на стенах, он стал ещё лучше. Настолько, что местные экскурсии становятся популярнее из года в год.
«Дом Египта» в ЭТНОМИРе
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Сердце парка - Улица Мира, каждый павильон которой задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира. На Улице Мира в павильоне «Вокруг света» всегда светло, тепло и хорошая погода - идеальные условия для того, чтобы совершить кругосветное путешествие. Можно гулять по Улице Мира самостоятельно или в составе группы с обзорной экскурсией. В любом случае вы обязательно попадёте в Дом Египта, экспозиция которого весьма достоверно знакомит с древним наследием этой страны.
Спасение уникального храмового комплекса
В 1959 году было принято решение о возведении Асуанского гидроэнергетического комплекса на Ниле, который должен был регулировать уровень воды и производить электроэнергию.
Храмовый комплекс должен был полностью уйти под воду. Однако под эгидой ЮНЕСКО комплекс решено было спасти. Разрабатывалось сразу несколько проектов, от перемещения всей скалы целиком до создания огромного стеклянного колпака над комплексом, чтобы можно было любоваться храмами с лодок. Но впоследствии остановились на варианте спасения, предложенном шведской командой.
Весь комплекс должен был быть распилен на отдельные блоки, которые перевезут и соберут, как конструктор, на новом месте. По сделанным фотографиям и замерам планировались линии распилов, изучались свойства грунта на старом и новом местах.
Затем внутри храмов возводились специальные стальные леса, а малейшее подозрительное место в распиле щедро заливалось полимером, способным предотвратить разрушение блока.
Больше всего во время проведения работ инженеры были удивлены тем, что линии фасадов обоих храмов были расположены строго параллельно трещинам в грунте скалы, что позволяло использовать самые твёрдые породы в качестве опоры огромных статуй. При этом были учтены свойства грунта, в котором песчаник был скреплён окисью железа и почти не разрушался.
Со всеми необходимыми мерами предосторожности оба храма были распилены тонкими пилами на 1036 блоков, каждый из которых весил от 5 до 20 тонн. Всё сооружение было передвинуто на 200 метров дальше от реки и на 65 метров выше.
В этом грандиозном проекте приняли участие 65 стран, а стоимость его вышла порядка 42 миллионов долларов в ценах 1968 года.
В древности из скал вырезались многочисленные памятники. Более того, раньше так создавались целые города. От величия древнего наследия, дошедшего до наших дней, захватывает дух.
Храмовый комплекс Абу-Симбел: Египетское чудо, спасение которого обошлось в 42 миллиона «зелёных»
Отписаться можно в любой момент.Храмовый комплекс Абу-Симбел в Нубии – это одна из немногих достопримечательностей, которая была перенесена со своего исторического места. Для спасения чуда египетского зодчества из зоны затопления понадобилось четыре года и 42 миллиона долларов. Зато сегодня этот храм по праву называют одним из символов Египта. Он впечатляет не только размерами скульптур, но и гениальностью инженерной мысли древних египтян.
Большой и Малый храмы
В священной стометровой горе, состоящей из песчаника, примерно в XIII веке до н. э. были вырублены два храма. Большой храм был воздвигнут в честь самого Рамсеса II и призван был увековечить военные победы фараона и талант правителя. Малый храм Рамсес II воздвиг для любимой своей жены Нефертари, о чём и сделана соответствующая запись на одной из колонн.
В Большом храме 14 залов, уходящих вглубь на 60 метров. Самый большой зал достигает 8 метров в высоту и занимает площадь 288 квадратных метров. На его стенах изображены, в основном, военные сцены и надписи, воспевающие величие и победы фараона.
Малый храм, посвященный Нефертари, выглядит более изящно. Его 5 залов украшены статуями богов и царственных особ. Колонны его венчаются изображением лица богини Хатхор, которая властвует над любовью и радостью.
В Большом храме можно наблюдать необычное световое представление. Рано утром луч восходящего солнца проходит через вход, заливает светом 65-метровый коридор. После задерживается поочередно по 6 минут на фигурах богов Амона и Ра, стоящих в культовой нише, а затем на 12 минут останавливается на фигуре Рамсеса II. При этом статуя бога Птаха всегда остается в темноте. Данный эффект сохранился и после переноса храмового комплекса на новое место.
Читайте также: