Кто летал на крыльях из воска и перьев
В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.
Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли кладут они стены.
У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши.
Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.
Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.
Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.
До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.
Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.
Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»
И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.
И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.
Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.
- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.
И вот рано утром они улетели с острова Крита.
Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.
День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.
Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.
А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.
Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.
Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.
В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.
Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.
Литература:
Смирнова В. Дедал и Икар//Герои эллады,- М.:"Детская литература", 1971 - c.86-89
Кто такие Икар и Дедал?
Как повествуют давние легенды греков, Дедал и Икар жили в эпоху расцвета страны эллинов, когда люди пытались сконструировать необычные изобретения для человечества. Сын Меция, афинянин Дедал считался одним из лучших изобретателей и строителей. Он первым в истории рискнул создать крылья, чтобы подняться в небо, и мастеру это удалось. Но за свою смелость он заплатил жизнью единственного сына. Дедал и Икар – это символы:
- изобретательского таланта и ума;
- безрассудной смелости;
- стремления подняться над людьми, покорения неба.
Кто такой Дедал?
Дедал вошел в историю Греции, как талантливый художник и конструктор, создатель многих инструментов, автор скульптур, о которых говорили, что они умеют двигаться:
- кресло Афины Паллады;
- статуй Геракла в Коринфе и Фивах;
- изваяний Трофония и Бритомартиды;
- статуи Афины на Делосе.
Его имя родилось из греческого слова «дэдало» - заниматься искусством. Что изобрел Дедал? Самые известные шедевры:
- Минойский Лабиринт.
- Нить Ариадны.
- Корова Пасифеи из дерева.
- Зал Ариадны для танцев.
- Крылья из воска для полета.
Кто такой Икар?
Кто такой Икар в Древней Греции? Этот мальчик прославился, как первый и, на то время, единственный человек, который рискнул подняться к солнцу. Подросток был сыном изобретателя Дедала, который помогал отцу конструировать крылья из перьев и воска. Поднявшись в небо, Икар не послушался отца и решил взлететь намного выше, к солнечному светилу. Оно растопило воск, и мальчик разбился, рухнув в воду. Случилось это неподалеку от острова Самос, где море стали именовать Икарийским. Смельчака похоронил герой Геракл на острове Долиха, получившего название Икария.
Гибель Икара
Перед полетом, Дедал объяснил своему сыну Икару, как нужно лететь. Предупредил, что если приблизиться к морю на слишком близкое расстояние, то вода намочит перья и утяжелит их. С другой стороны, если лететь слишком близко к солнцу, то оно расплавит воск, и крылья будут уничтожены.
Икар выслушил отца, но так увлекся полетом, что вопреки инструкциям своего отца поднялся высоко в небо, так высоко, что солнце растопило воск, он упал в море и утонул.
Икар упал вблизи Самосa, а его тело выбросило на близлежащий остров, который был назван в честь него - Икария и море вокруг острова получило название Икарио Пелагос.
Поучительный характер мифа очевиден: глупость и легкомыслие молодых людей, которые игнорируют советы и опыт своих родителей, и вообще старших, имеют необратимые последствия для их жизни.
Во всем нужно придерживаться золотой середины. Не слишком высоко у Солнца и не слишком близко к морю, советовал Дедал, но Икар его ослушался, и потерял жизнь.
После гибели Икара Дедал убегает в Сицилию.
Миф о Дедале и Икаре
Миф про Дедала и Икара рассказывает: взлететь на крыльях из воска смельчаки решили не ради забавы, а для побега. Талантливый конструктор решился бежать с острова Крит, где он находился на службе у царя Миноса. Воспользоваться кораблем Дедал не мог, и выбрал бегство по воздуху, создав крылья из перьев и воска. Маленький сын попросил взять его с собой, обещая слушаться во всем. Но когда поднялись в небо, мальчик захотел взлететь ближе к солнечному светилу, игнорируя предупреждения отца. Под лучами растаял воск, крылья распались, и подросток разбился о волны.
Бытует версия, что в истории об этих смельчаках греки пытались сохранить информацию про изобретенные косые паруса. Якобы Дедал и Икар бежали с Крита на корабле с такими ветрилами, которые использовались не только при попутном ветре, как у всех моряков, но и при боковом, и даже встречном. Подобное решение считалось пределом мечтаний морских путешественников того времени. А Икар погиб не в воздухе, а в воде, упав за борт во время плавания.
Икар, или Ох, уж эти дети!
Как все знают и помнят, великий архитектор, скульптор и изобретатель Дедал , чтобы спастись из плена придумал махолёт из перьев, скреплённых воском. И проинструктировал своего сына, чтобы тот не опускался слишком близко к морю, дабы брызги не намочили крыльев и не сделали их тяжелее. И не поднимался слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск, соединяющий перья. Тут уже есть некоторая загадка, потому что не только учёный Дедал, но и многие просто грамотные греки в то время уже знали, что чем выше поднимаешься, тем холоднее становится. С горами-то они постоянно сталкивались и даже про заснеженные вершины знали. Но тем-то миф и отличается от сказки. Все знают: сказка -ложь, да в ней намёк. Намёк извлекают, а про ложь понимают. Миф же тем и отличается от сказки, что в него- верят .
Итак, Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, перья рассыпались , Икар утонул. И стал героем - жертвой. Героем - потому что в истории человечества любое стремление выйти за пределы героизировалось, поскольку именно это стремление обеспечило всё развитие человечества, все открытия, изобретения вплоть до нынешней космонавтики. А жертвой - потому что слабый человеческий организм и мощь стихий, которым он бросает вызов, - просто несопоставимы.
А море стало Икарийским. И образ Икара становится символом возвышенных (в буквальном смысле слова) устремлений человечества. И символом невинной жертвы слепых, но непреодолимых природных сил. Невинной, поскольку в слабости своей он не виноват: она тоже природна. Один из самых талантливых поэтов-лириков 16-го века во Франции Филипп Депорт в своём сонете "Икар" восхищается именно смелостью юного героя:
Перевод с французского Ю. Денисова
А вот Шарль Бодлер в своём стихотворении "Жалобы Икара"видит прежде всего трагедию юноши. (В сети гуляет, в основном, перевод Эллиса, но мне больше нравится перевод Павла Антокольского:
Наверно, у продажных женщин
Пресыщен счастьем каждый друг.
А я ломаю плети рук, С бесплотным призраком повенчан. Непоправимая беда!
Мне свет созвездий отдалённых
Затмил в глазах испепелённых
Земное солнце навсегда. Пространство было так широко, Что я предела не открыл
И воск моих ничтожных крыл
Расплавился в огне до срока.
Отвергнут жгучей красотой,
Я неопознанный исчезну,
И назовут одну лишь бездну
Моей могильною плитой.
В изобразительном искусстве образ Икара тоже отражается часто, начиная с античных краснофигурных ваз.
Дедал и Икар
В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.
Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.
Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.
Остров Крит
Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.
До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.
Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.
Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»
И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.
Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.
И вот рано утром они улетели с острова Крита.
Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.
День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.
Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.
А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.
В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.
Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.
Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются.
Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав.
Топор и бурав
Далеко шла слава о Дедале. У этого-то великого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы.
Афинский Акрополь
Никого не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.
Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы.
Минос царь Крита
Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что раз войдя в него, невозможно было найти выхода.
Кносский дворец лабиринт
В этом дворце Минос заключил сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовища с телом человека и головой быка.
Минотавр
Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи.
Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Мальчик беспечно резвился, его забавляла работа отца. Наконец, Дедал кончил свою работу; готовы были крылья.
Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.
Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:
Нет ответа. Увидал Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!
А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским 1 . Наконец прибили его волны к берегу острова; там нашел его Геракл и похоронил.
Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию.
Сицилия
Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.
Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они придумали хитрость. Уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце.
Минос
Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.
Афины
1 Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросом и берегом Малой Азии.
Икар и Дедал
Икар и его отец Дедал были заключены в тюрьму царя Миноса - Лабиринт в наказание за помощь, оказанную Дедалом царице Пацифее и Ариадне - дочери Миноса.
Но Дедал нашел способ для побега: соорудил две пары крыльев из воска и перьев, одну пару для себя, а другую - для Икара. Надев их Икар и Дедал улетели, избежав тюрьмы, и сделали первый полет в истории, за две тысячи лет до братьев Райт.
Чему учит миф «Дедал и Икар»?
Легенда о Дедале и Икаре анализировалась исследователями и даже психологами. Существует даже особая трактовка символов, упоминающихся в этом сказании:
- Дедал – олицетворение Бога-Отца; которого посмели ослушаться;
- Солнце, уничтожившее мальчика – растущая сила;
- Крылья – дар, который возвышает над простыми смертными;
- Падение – плата за непослушание и одновременно – уведомление, что к свершению своих стремлений надо подходить с умом.
Есть и другая трактовка, объединяющая отца и сына, которая предполагает, что Дедал и Икар - рухнувшая мечта, которую почти удалось реализовать. Ведь мастер, соблюдавший осторожность, все же добрался до берега. Этот миф породил идиому «полет Икара», который считается одновременно и положительным и нарицательным, получив несколько значений:
История Икара и Дедала
Полная история Икара и Дедала - один из самых популярных греческих мифов, известный, по крайней мере, поверхностно многим, поскольку это мощная аллегория, как высоты человеческих достижений, так и гордыни (гордости в ее худшем проявлении), которая может их сопровождать. Аллегория показывает, что мы должны стремиться к достижению своих целей, но также не забывать об осторожности и смирении. Именно из этого мифа у нас есть выражение “Не поднимайся слишком близко к солнцу”.
О чем история Икара и Дедала?
Любители греческой мифологии, как и любители Крита, вероятно, уже хорошо знакомы с Дедалом. Он был талантливым архитектором, который сконструировал легендарный Лабиринт Минотавра в Кноссе для удержания в нем этого мифического чудовища.
И если уж на то пошло, он сыграл важную роль в самом происхождении Минотавра, построив для одурманенной Пасифаи, жены царя Миноса, хитроумное изобретение, с помощью которого она смогла осуществить до конца свои замыслы по соблазнению белого быка.
Дедал был хорош в создании различных конструкций, его имя на языке Гомера означает искусный мастер. Он сделал хитроумное приспособление для Пасифаи, затем он сделал лабиринт, чтобы заточить быка. Наконец, он должен был найти способ сбежать, так как тайна лабиринта была настолько важна, что Минос заключил Дедала в тюрьму.
Могущественный царь внимательно наблюдал за морями. Поэтому единственным способом выбраться с Крита было небо. Он хотел взять с собой своего сына Икара. Дедал принялся медленно конструировать крылья из собранных перьев птиц, от маленьких до больших. Он скрепил их веревкой и использовал воск, чтобы закрепить их у основания. Крылья получились, и они составили свой план, как покинуть остров Крит. Дедал предупредил Икара, чтобы тот быть осторожен и не приближаться слишком близко к волнам и морской пене, так как крылья могут намокнуть и стать слишком тяжелыми. С другой стороны, нельзя подниматься слишком близко к солнцу, так как воск может растаять.
Они с успехом начали свой путь. Рассказ Овидия - это главное, что мы унаследовали. Он прослеживает их путь, идущий на север от Крита:
"По левую руку Самос Юнонин уже, и Делос остался, и Парос; Справа остался Лебинт и обильная медом Калимна…” (Овидий “Метаморфозы”).
Все шло хорошо до тех пор, пока Икар, забывшись от радости полета, не поднялся слишком высоко в небо. Солнце растопило воск на его крыльях, и он упал в море. В память об Икаре получил название остров Икария, к западу от Самоса.
Почему миф о Дедале и Икаре считается трагедией?
Миф о Дедале и Икаре считается трагедией по двум причинам. Первой из них, конечно, является смерть Икара. Но другая, более длительная трагедия заключается в том, что его падение произошло в конечном счете из-за изобретения его отца, а также из-за его собственного высокомерия. Это не просто трагедия, а извечная поучительная история.
Что символизирует Икар?
Икар символизирует наше собственное стремление к борьбе. Но более того, это история о мудром и осторожном использовании власти. Икар символизирует сильное желание освободиться от ограничений законов смертных - почувствовать себя богом. Икар символизирует то, что может случиться с нами, когда мы жаждем невозможного и забываем о своем смирении.
Более условно мы можем просто рассматривать этот миф как рассказ о том, как молодежь часто игнорирует советы тех, кто старше и опытнее, и о трагических последствиях, которые это может иметь. Когда мы узнаем больше об истории Дедала, мы можем проследить трагическое поэтическое возмездие за его поступок в прошлом.
Как умер Икар?
Икар умер от падения в море близ Самоса. Дедал увидел, что его больше нет с ним, и обыскал небо и море. Тело Икара было, наконец, выброшено на берег на другом острове, который теперь называется Икария. В некоторых версиях мифа Геракл узнает мальчика и приносит его к Дедалу.
Что случилось с Дедалом после смерти Икара?
Эта самая известная из всех историй Дедала - не первая и не последняя. Легенда о Дедале, как о потомоке великого царя Эрехтея, берет свое начало в Афинах, а не на Крите. Дедал прославился как величайший скульптор и архитектор Афин.
В мастерской у него был ученик - племянник Талос (не бронзовый защитник Крита, а герой античной мифологии), или, как его еще называют, Пердикс - сын его сестры. Мальчик был также чрезвычайно талантлив, и мифология приписывает ему изобретение пилы и компаса. Он был настолько талантлив, что Дедал в конце концов ослеп от ревности, так как опасался, что мальчик станет более знаменитым, чем его наставник.
Дедал сбросил Талоса с горы Акрополь и тот погиб. За это он был сослан на Крит. Он забрал сына у своей сестры, которая убила себя от горя, и в конце концов у него был отнят его собственный сын.
На Крите, конечно, приветствовали Дедала, так как его репутация уникального мастера была известна на острове. Там разворачивались наиболее известные части его истории. Конечно, Дедал был убит горем из-за падения своего сына. Но на этом его история не заканчивается. В отличие от сестры, он продолжал жить.
Его крылья несли его до самого острова Сицилия. Он прибыл в царство Кокала, на южном побережье Сицилии. Там он построил храм Аполлону и повесил свои крылья в качестве жертвоприношения. Король Кокал приветствовал его. Конечно, он был впечатлен мастерством Дедала не меньше, чем афиняне и минойцы.
Между тем царь Минос не забыл его и постоянно преследовал. Наконец слава о новом жителе царства Кокала достигла ушей царя Миноса. Но он был проницательным человеком. Он не отправился на Сицилию и даже не объявил о своих намерениях. Он просто послал царю Кокалу задачу - может ли его великолепный мастер найти способ продеть нитку в раковину?
У Дедала была гениальная идея, но не такая как с нитью, которую он дал Ариадне, чтобы помочь Тесею выбраться из лабиринта, а в обратном направлении. Он проделал отверстие в кончике раковины и добавил туда каплю меда. Затем он привязал нить к муравью, который прошел по спирали внутри раковины в направлении к меду. Такая сообразительность стала полным доказательством и вдохновением, в которых нуждался царь Минос. Он выдвинулся на Сицилию.
Тем временем царь Кокал узнал об истинных намерениях царя Миноса. Он хотел хороших отношений с минойцами. Но ведь искусных архитекторов и ремесленников так трудно найти. В конце концов, когда Минос прибыл на остров, он не отдал ему ремесленника, а совершил убийство царя.
Дедал продолжил вести мирную и плодотворную жизнь на Сицилии. Помимо других работ, он построил сокровищницу для царя, создал искусственное озеро и использовал огромное тепло пещеры, чтобы нагревать воду для общественных бань.
Дедал и Икар в искусстве
Миф о Дедале и Икаре вдохновлял художников на протяжении веков. От фрески в Помпеях и неотразимого Караваджо до работ последователя прерафаэлитов Герберта Джеймса Дрейпера.
История Икара и Дедала будет вдохновлять еще многие поколения. А вы читали ее раньше?
Миф о Дедале и Икаре
Миф про Дедала и Икара рассказывает: взлететь на крыльях из воска смельчаки решили не ради забавы, а для побега. Талантливый конструктор решился бежать с острова Крит, где он находился на службе у царя Миноса. Воспользоваться кораблем Дедал не мог, и выбрал бегство по воздуху, создав крылья из перьев и воска. Маленький сын попросил взять его с собой, обещая слушаться во всем. Но когда поднялись в небо, мальчик захотел взлететь ближе к солнечному светилу, игнорируя предупреждения отца. Под лучами растаял воск, крылья распались, и подросток разбился о волны.
Бытует версия, что в истории об этих смельчаках греки пытались сохранить информацию про изобретенные косые паруса. Якобы Дедал и Икар бежали с Крита на корабле с такими ветрилами, которые использовались не только при попутном ветре, как у всех моряков, но и при боковом, и даже встречном. Подобное решение считалось пределом мечтаний морских путешественников того времени. А Икар погиб не в воздухе, а в воде, упав за борт во время плавания.
Кто летал на крыльях из воска и перьев
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Про то как важно не быть серьёзнымЛегенда о Дедале и Икаре
История Древней Греции полна напоминаний о талантливых мастерах и создателях конструкций, которые сегодня не кажутся такими уж нереальными. Мифы гласят, что Дедал был выдумщиком, создавшим инструменты и механизмы, несоответствующие времени. Неудивительно, что талантливого скульптора и архитектора помнят в мире до сих пор. Но гораздо сильнее в память потомков врезалась история, случившаяся с его сыном Икаром.
Икар в полете
Юноша прославился тем, что стал единственным человеком, рискнувшим подняться к солнцу. Сын изобретателя, в прямом и переносном смысле окрыленный, забыл о предостережениях отца и взлетел гораздо выше, чем было необходимо для безопасного полета. Приблизившись к солнцу, он остался без сооружений, несших его над волнами, и рухнул в морскую пучину.
Древнегреческая мифология полна моралистических отклонений. Анализируя легенду о знаменитых творцах, легко заметить аллюзии и символику. Дедала ассоциируют с Богом-Отцом, создателем, вопреки словам которого поступил сын. Солнце выступает образом растущей силы, а крылья – символом дара, который выделяет Икара среди смертных. Падение юноши стало карой за то, что он посмел ослушаться отца. А еще предречением: не стоит стремиться выше тех границ, что ты в силах преодолеть.
Падший Икар
Аналитики рассматривают и альтернативную версию трактовки, по которой образы Дедала и Икара объединены ради мечты, которую не удалось воплотить в жизнь. Отец был осторожен и сумел добраться до цели. А Икар стал предметом для создания идиомы. «Полетом Икара» теперь называют чрезмерную самоуверенность и смелость, переоценку возможностей, идеи, превозмогающие смерть и тщетность надежд, а также недостижимость правды для ее искателей.
Чему учит миф «Дедал и Икар»?
Легенда о Дедале и Икаре анализировалась исследователями и даже психологами. Существует даже особая трактовка символов, упоминающихся в этом сказании:
- Дедал – олицетворение Бога-Отца; которого посмели ослушаться;
- Солнце, уничтожившее мальчика – растущая сила;
- Крылья – дар, который возвышает над простыми смертными;
- Падение – плата за непослушание и одновременно – уведомление, что к свершению своих стремлений надо подходить с умом.
Есть и другая трактовка, объединяющая отца и сына, которая предполагает, что Дедал и Икар - рухнувшая мечта, которую почти удалось реализовать. Ведь мастер, соблюдавший осторожность, все же добрался до берега. Этот миф породил идиому «полет Икара», который считается одновременно и положительным и нарицательным, получив несколько значений:
Кто летал на крыльях из воска и перьев
Каждый народ верно и трепетно хранит легенды и предания, повествующие о прошлом и сочетающие в себе реальность и фантастику. В подобных повествованиях удивительно соседствуют привычные образы и вымышленные существа. Так, в греческой мифологии наравне с простыми смертными существуют боги и полубоги, необычные создания и личности, обретающие невиданную силу. Мифы несут в себе человеческие мечтания и мораль. Произведение, повествующее о Дедале и Икаре, рассказывает о том, как чрезмерная уверенность в себе помогает добиться небывалых высот и низвергает вниз, обрекая на гибель.
Икар - человек, неудачно оторвавшийся от Земли.
Мечта о полёте зародилась у человека в глубокой древности. Желание летать подобно птице нашло отражение в античных легендах и мифах. Со временем появились попытки реализовать этот замысел. Путь к нему, казалось, был очевиден – следует сделать из прутьев и полотна или перьев большие крылья и, подражая движениям птиц, подняться в воздух. Но в действительности всё оказалось не так просто. На таких “крыльях” экспериментаторы не могли летать и часто платили за свою смелость жизнью.
Легенда об Икаре
Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрхетея. Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы, им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.
У этого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал, был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.
Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Минос охотно принял его под свою защиту. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выхода. В этом дворце Минос заключил сына своей жены Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка. Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпускать его царь с Крита, только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи. «Если не могу я, — воскликнул Дедал, — спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!»
Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Наконец Дедал кончил свою работу: готовы были крылья. Дедал привязал крылья на спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся в воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
- Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не поднимайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.
Отец с сыном надели крылья на руки и легко поднялись в воздух. Те, кто видел их полет высоко над землёй, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.
Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца, он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:
— Икар! Икар! Где ты? Откликнись!
Нет ответа. Увидел Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!
А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским. Наконец прибили волны тело Икара к берегу острова, там нашел его Геракл и похоронил. Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию. Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.
Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел он на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.
Источник
Галерея очень разных Икаров - живописных и скульптурных:
Галина Шилина "Икар"
Галина Шилина "Хочу летать"
Лейтон Фредерик (Leighton Frederick), (1830–1896) "Дедал и Икар"
"Падение Икара" Якоб Петер Гоуи, ок. 1636-1637 гг. Мадрид, музей Прадо
Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) "Падение Икара"
Дедал и Икар в мифологии Древней Греции
Дедал и Икар, судя по легендам эллинов, были реальными людьми, и сохранили свои имена в истории, благодаря своим, необычным для того времени, решениям. Миф об отце-изобретателе и смельчаке-сыне спустя столетия стал своего рода предупреждением для тех, кто не умеет реально оценивать свои силы. Но наряду с этим – и образом мечты.
Дедал и Икар в мифологии Древней Греции
Дедал и Икар, судя по легендам эллинов, были реальными людьми, и сохранили свои имена в истории, благодаря своим, необычным для того времени, решениям. Миф об отце-изобретателе и смельчаке-сыне спустя столетия стал своего рода предупреждением для тех, кто не умеет реально оценивать свои силы. Но наряду с этим – и образом мечты.
Кто такие Икар и Дедал?
Как повествуют давние легенды греков, Дедал и Икар жили в эпоху расцвета страны эллинов, когда люди пытались сконструировать необычные изобретения для человечества. Сын Меция, афинянин Дедал считался одним из лучших изобретателей и строителей. Он первым в истории рискнул создать крылья, чтобы подняться в небо, и мастеру это удалось. Но за свою смелость он заплатил жизнью единственного сына. Дедал и Икар – это символы:
- изобретательского таланта и ума;
- безрассудной смелости;
- стремления подняться над людьми, покорения неба.
Кто такой Дедал?
Дедал вошел в историю Греции, как талантливый художник и конструктор, создатель многих инструментов, автор скульптур, о которых говорили, что они умеют двигаться:
- кресло Афины Паллады;
- статуй Геракла в Коринфе и Фивах;
- изваяний Трофония и Бритомартиды;
- статуи Афины на Делосе.
Его имя родилось из греческого слова «дэдало» - заниматься искусством. Что изобрел Дедал? Самые известные шедевры:
- Минойский Лабиринт.
- Нить Ариадны.
- Корова Пасифеи из дерева.
- Зал Ариадны для танцев.
- Крылья из воска для полета.
Кто такой Икар?
Кто такой Икар в Древней Греции? Этот мальчик прославился, как первый и, на то время, единственный человек, который рискнул подняться к солнцу. Подросток был сыном изобретателя Дедала, который помогал отцу конструировать крылья из перьев и воска. Поднявшись в небо, Икар не послушался отца и решил взлететь намного выше, к солнечному светилу. Оно растопило воск, и мальчик разбился, рухнув в воду. Случилось это неподалеку от острова Самос, где море стали именовать Икарийским. Смельчака похоронил герой Геракл на острове Долиха, получившего название Икария.
История происхождения
Легенда гласит следующее. В древних Афинах жил талантливый художник голубых кровей, славящийся одаренностью в архитектурном и скульптурном деле. Мужчина по имени Дедал возводил императорские дворцы и храмы для поклонения богам, славящиеся на всю Древнюю Грецию. Его учеником был племянник Тал, способный паренек, придумавший пилу и гончарный круг. Однажды, гуляя по Акрополю в компании дяди, Тал споткнулся и упал с горы. В гибели юноши винили Дедала, из-за чего он покинул Афины.
Дедал и Икар
Знаменитый художник уплыл на Крит, где женился на служанке царя. Супруга Навкрата родила Дедалу сына Икара. На новом месте талант мастера пригодился царю Миносу, чья супруга родила вместо ребенка чудовище – Минотавра. Дедал построил для него лабиринт. Со временем тоска по родным местам начала угнетать архитектора, и он стал собираться обратно в Афины, но царь был против отъезда семьи.
Дедал смастерил крылья, подобные птичьим, чтобы улететь с острова по воздуху. Он учил сына летать, объясняя, что подниматься близко к солнцу опасно. Воск, соединявший перья, мог растаять, и тогда гибель оказывалась неминуемой. Вода грозила намочить крылья, поэтому приближаться к ней тоже было небезопасно. Дедал наказывал Икару соблюдать конкретный курс, чтобы полет прошел без неприятностей.
Икар
Поднявшись в небо, Дедал и Икар взмыли ввысь подобно птицам, и свидетели полета думали, что застали явление богов. Сын следовал за отцом, не пренебрегая заветами, но счастье полета вскружило голову. Обладание новой способностью и невиданный ранее горизонт спровоцировали необычайную радость, и юноша забыл об осторожности.
Он взлетел к солнцу, и воск на крыльях стал таять. Самодельное приспособление перестало удерживать вес Икара, и он стремительно приближался к морю, не в силах возобновить полет. Икар звал отца на помощь, но тот не слышал его.
Геракл
Поняв, что произошло, Дедал был вне себя от горя. Безуспешно разыскивал он сына в море, ему не удалось найти тело юноши. Впоследствии мертвого Икара нашел Геракл. Море, где юноша нашел последнее пристанище, назвали Икарийским. Тело героя погребено на острове Долиха, который теперь носит название Икария. Дедал добрался до Сицилии, а затем до Афин, где стал родоначальником Дедалидов.
Читайте также: