Крестьяне на отдыхе картина
4 мая побывали мы с блогерами сообщества moscultura в Государственной Третьяковской галереена важнейшем проекте сезона — ретроспективе работ Зинаиды Серебряковой, одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных женщин-художников. В ее работах — крестьянская доля, материнство, любовь к природе и тонкое чувство прекрасного.
Сцены простой деревенской жизни — творческая любовь Серебряковой. Художница родилась и выросла в селе Нескучное Харьковской губернии, в имении прославленных деятелей искусства Бенуа-Лансере. Не рисовать в этом доме было невозможно: каждый член семьи избирал для себя творческий путь и становился либо скульптором — как отец Зинаиды, либо художником — как дядя, либо архитектором — как брат. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Само Нескучное, окруженное лесами, угодьями и бескрайними лугами, было для семьи художницы не просто зданием со стенами и крышей. Имение стало настоящим родовым гнездом, творческим пространством, дышавшим и жившим атмосферой искусства и красоты.
«На лугу. Нескучное» 1910-е гг. Холст, масло. 62,8×84,3 см. Нижегородский государственный художественный музей.
Зинаида Серебрякова начала рисовать с раннего детства. Она с любовью изображала все, что ее окружало: деревья, сады, хаты, окошки и ветряные мельницы. Больше всего ее вдохновляли чистота и сочность природных красок, сцены бурлящей крестьянской жизни, близость к земле и простым людям. Картина «На лугу. Нескучное» изображает крестьянскую девушку — а может, и саму художницу — с младенцем на руках. Идиллический зеленый пейзаж, стадо мирных коров, тихая река Муромка — этими природными красотами родного края сердце художницы было заполнено с детства.
После дебюта на выставке Союза русских художников в 1910 году в творчестве Зинаиды Серебряковой наступает расцвет. Монументальное полотно «Беление холста» стало одной из последних работ «золотого периода» художницы и в полной мере раскрыло ее талант. Зинаида часто наблюдала за работой крестьянок в Нескучном и, прежде чем приступила к работе над холстом, сделала множество зарисовок. Крестьяне относились к семейству Бенуа-Лансере с большой любовью и уважением, и «добрая барыня» Зинаида Серебрякова часто просила деревенских женщин побыть моделями для ее этюдов. Она всегда с большим участием и сочувствием относилась к их нелегкой крестьянской доле.
«Беление холста» 1917 г. Холст, масло. 141,8×173,6 см. Государственная Третьяковская галерея.
Персонажи её картин были реальными людьми, которых она лично знала по именам.
"Крестьянка с квасником" (Пелагея Молчанова), 1914г., Фрагмент несохранившегося варианта картины "Жатва". Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Зинаида Евгеньевна всей душой любила русскую деревню. А когда что-то любишь, то видишь в этом только хорошее и светлое. Художница писала, что "влюбилась в безбрежную ширь полей, в живописный облик крестьян, столь отличный от городских лиц". В ее альбомах появляются этюды из сельской жизни.
"Спящая крестьянка" 1917 г. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург.
Высший долг художника она видела в сохранении идеалов красоты и гармонии и своим искусством словно бы противилась чувствам ненависти и всеобщему разрушению, охватившим Россию. В 1917 году Серебрякова пишет "Спящую крестьянку". Мотивы сна и отдыха часто повторяются в её живописных и графических работах. Человек во сне, в спокойном, расслабленном состоянии обнаруживает свою глубинную, скрытую природу.
"Обувающаяся крестьянка" 1915 г. Холст, масло. Русский музей.
"Две крестьянские девушки" 1914-1915 г. Фрагмент несохранившегося варианта картины "Жатва". Холст, масло. Русский музей.
В полотнах русской художницы Зинаиды Серебряковой множество картин, описывающих жизнь и работу крестьянского населения. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где трудились крестьяне. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех полевых работ.
"Баня".1912 г. Холст, масло. Русский музей.
Баня. 1913, Государственный Русский музей, С.-Петербург
"Портрет кормилицы". Около 1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
"Сидящая крестьянка. 1908 г. Холст, масло. Частное собрание.
"Портрет мальчика". 1910-е. Бумага, акварель. Частное собрание, Москва.
В следующих постах будет описание и фото автопортретов Зинаиды Серебряковой, природы и множества детских портретов. За приглашение на выставку большое спасибо сообществу moscultura и отдельная благодарность tushinetc за организацию блогерского похода. Выставка продлится до 30 июня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12.
Ужасы крепостничества на картинах русских художников.
C XI века и вплоть до середины века XIX в России существовало крепостное право, а, если говорить попросту, рабство. Земледелец-крестьянин, кормилец земли русской, был зависим от владельца земли - помещика. На определенных этапах эта зависимость достигала абсолютных значений - то есть, крестьянин принадлежал помещику как корова или лошадь.
Официально крепостное право на Руси было закреплено Соборным уложением 1649 года, а отменил его царь Александр II своим "Манифестом о земле и воле" от 3 марта 1861 года.
Согласно мнению многих авторитетных историков, слишком поздняя отмена крепостного права и привела к глобальному отставанию России от передовых европейских держав. В конечном итоге, революция 1917 года и приход к власти большевиков - это также "отложенное" последствие крепостничества. Если бы рабство было отменено на 100 лет раньше, Россия сейчас была бы совершенно другой страной.
В отличие от той же Америки, где в рабстве находились привезенные из Африки чернокожие, в России рабами у относительно небольшой прослойки дворян был, по сути дела, весь русский народ.
И крепостное право в России по своей жестокости мало чем отличалось от того, что творили плантаторы где-нибудь в Техасе. Широко применялись телесные наказания, которые нередко заканчивались гибелью провинившегося. Помещики за эти убийства не несли абсолютно никакой ответственности. Максимум, что могло сделать государство - взять имение жестокого помещика "под опеку", после чего управлением занимался назначенный государством чиновник. Опека была временной, и вскоре помещик-садист снова мог издеваться над холопами.
История крепостничества зафиксирована в многочисленных произведениях искусства, в том числе, на картинах русских художников, многие из которых были непосредственными свидетелями узаконенного беспредела, устраиваемого в своих усадьбах некоторыми помещиками.
Отмена крепостного права и бунт передвижников
Новый виток интереса к крестьянской теме в живописи произошел в 1850-е, во многом благодаря выходу «Записок охотника» Тургенева. Но наиболее серьезные изменения пришлись на начало 1860-х. В 1861 году отменяется крепостное право, и проблема социальной несправедливости становится актуальной как никогда.
Одновременно меняются требования общества к художественным произведениям. Помимо эстетики, от них ожидают нравственного содержания и социальной проблематики. Результатом нового подхода к творчеству стал бунт выпускников Академии художеств. Они демонстративно отказались писать мифологический сюжет на соискание золотой медали. Вместо этого демократически настроенные молодые художники основали Товарищество передвижников и стали развивать бытовой жанр.
Ярким критиком социальной несправедливости стал Василий Перов, один из учредителей Товарищества. В первые годы после отмены крепостничества его картины подобны обличительной проповеди. Затем они становятся более спокойными, но по-прежнему крестьянская жизнь предстает в них скорбной и безрадостной.
Еще один художник из Товарищества передвижников — Василий Максимов. Он окончил Академию художеств на 3 года позже знаменитой группы из 14 бунтовщиков, но взял с них пример и тоже отказался от конкурса на большую золотую медаль. Наградой могла стать заграничная поездка, но Максимов решил посвятить свое творчество бедной российской деревне. Он был крестьянином по происхождению, хорошо знал сельскую жизнь и изображал простой народ — иногда в реалистичном ключе, а иногда как воплощение лучших черт русского характера.
Владимир Маковский тоже создал серию работ, посвященных повседневной крестьянской жизни. Но это картины совсем другого характера, ведь художник учился у продолжателя венециановской школы. Выставляясь вместе с передвижниками, Маковский одновременно был академиком, а затем и ректором Академии художеств. Его картины — яркие и жизнерадостные.
Расцвет крестьянской темы в русской живописи приходится на 60-80-е года 19 века. После этого образ народа как носителя универсальных моральных ценностей еще не раз вдохновлял художников — от Репина до Малевича. Но прежнего значения и актуальности образ русского крестьянина больше не обрел.
В заключение хотелось бы отметить, что второе воскресенье октября в России — День работника сельского хозяйства. И это стало для нас хорошим поводом вспомнить, кто из русских художников поднимал в своем творчестве тему крестьянства.
Русская жизнь XIX века на картинах художников
Картины художников - это единственные иллюстрации жизни России XIX века. Первые фотографические салоны уже появились в Петербурге и Москве, но в них делали только портреты неподвижно сидящих людей. В то время как живопись нам предоставляет возможность увидеть жизнь людей далеко за пределами двух столиц.
Жанровые сцены народной жизни к середине XIX века становятся очень популярными на выставках среди взыскательной столичной публики, приобретаются богатыми меценатами для своих обширных коллекций русской живописи.
На картине "Крестины" художника Петра Коровина сюжет из религиозной жизни русского народа. Священник приехал в деревню, где нет храма. Такое поездки совершались не часто. В изображенном на картине сюжете, родителям повезло, они собираются крестить недавно родившегося младенца. Нередко было, что приезжая в отдаленные деревни, священники крестили детей уже двух - трех лет.
Крестины. 1896. Художник Петр Коровин Крестины. 1896. Художник Петр КоровинСельская жизнь на картине художника Лавра Плахова. Жаркое лето. Крестьяне работают на полях помещика. Полдень. Перерыв на небольшой отдых и обед.
Отдых на сенокосе. 1840-е. Художник Лавр Плахов Отдых на сенокосе. 1840-е. Художник Лавр ПлаховСюжет из городской жизни. Удалой солдат заигрывает с молодой женщиной, продавщицей яблок. Картина "Кавалер" художника Михаила Пескова.
Кавалер. 1861. Художник Михаил Песков Кавалер. 1861. Художник Михаил ПесковЕще один сюжет из деревенской жизни. Дети играют на окраине деревни. Мальчишки столпились вокруг девочки сидящей на самодельных санках. За пределами картины, наверное, гора, с которой через минуты все вместе покатятся вниз. Картина художника Ивана Творожникова "Зимой".
Крестьяне на отдыхе картина
--> FISHKINETОсвобожденные крестьяне
Крестьянин у шалаша отбивает косу. 1914 год. Неизвестный автор.
Еще крутые истории!
- Как в древности поступали с постаревшими рабами?
- 17 татуировок, за которыми скрываются важные события и воспоминания
- Что стало с теми сенаторами, которые убили Цезаря?
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
А что вы думаете об этом?
33 комментария
Сначала новые
Сначала лучшие Сначала старые
Лучший комментарий
Ф Ив гуру --> 2 недели назад
Освобождением это можно назвать с большой натяжкой. Так как земли крестьяне по сути не получили. Крестьянин получал личную свободу, но должен был в течение 49 лет выплачивать деньги по ссуде, предоставленной на выкуп занимаемой им у помещика земли. Стоимость земли устанавливалась в два, а кое где и в пять шесть раз выше рыночной. Кредит выдавался под 6% годовых, процент с учетом конечной рентабельности хозяйств запредельный. На таких условиях по расчетам экономистов тех лет окончательный выкуп откладывался до 1932 года, а кое-где и до 1955 (!) года. Отказаться от земли и уйти куда глаза глядят было нельзя - выкупать землю было обязанностью, а не правом. Кроме того за пользование землей до ее окончательного выкупа крестьянин был обязан отрабатывать на барщине 40 мужских и 30 женских дней в году. Немаловажно и то, что право предоставлять крестьянину надел даровалось помещику, в результате крестьянские наделы оказывались отрезанными от рек, лесов, дорог землями помещиков, проход приходилось арендовать, понятное дело, ставки по аренде были на много выше рыночных.
Выкупные платежи были прекращены лишь в 1906 году, после первой русской революции. К этому времени крестьяне уже заплатили 1 миллиард 570 миллионов рублей выкупа за земли, стоившие 544 миллиона рублей, то есть почти тройную цену. Стоит упомянуть, что 2/3 помещичьих имений и крестьян на момент отмены крепостного права были заложенными в государственных банках. Рассчитаться по ссудам абсолютное большинство дворян в принципе не могло.
Таким образом, крестьянская реформа была осуществлена в первую очередь в интересах помещиков.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Показать все 2 ответа
Кистень гуру --> 2 недели назад
Женщины красивые.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
dikijnub гуру --> 2 недели назад
А лапти где? Большинство либо босые, либо в сапогах.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Владлен Николаев гуру --> 2 недели назад
Интересно, какая связь между фотографиями и "освобождением" крестьян, анонсированном в самом начале статьи? До "освобождения" крестьяне выглядели принципиально по-другому?
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Светлана гуру --> 2 недели назад
Насчет этой фотки вопросы. Откуда такие сливные трубы? Да еще и табличка на доме, это точно крестьяне? Кирпичный фундамент у дома. Могу предположить что это очень богатые крестьяне, ну или это не их дом. К тому же фото очень четкое, больше на современное смахивает.
Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи
Крестьянин — представитель «безмолвствующего большинства» — не занимал заметного места в изобразительном искусстве до XIX века, до эпохи социальных революций и урбанизации, с которыми было связано формирование современных наций и конструирование их мифологии. В романтическую эпоху начала столетия культурный образ сельского жителя приобрел в Европе специфическое значение: когда нация была понята как коллективное тело, растущее из предвечной почвы, именно землепашец начал восприниматься как ее наиболее чистое, полноценное, беспримесное воплощение. Но в общественном сознании России XIX века крестьянство заняло совершенно особое место: оно стало фактически синонимом понятия «нация», а сельский труженик превратился в моральный эталон для различных политических и интеллектуальных движений. Наше искусство с небывалой наглядностью воплотило этот процесс визуального самопознания страны и формирования образа крестьянства как станового хребта России.
Надо сказать, что ко второй половине XVIII столетия европейская живопись знала лишь несколько основных моделей изображения крестьянства. Первая оформилась в Венеции в XVI веке. Ее появление санкционировала литературная традиция, восходящая к поэме «Георгики» римского поэта Вергилия, в котором тяжелый труд земледельцев выступал залогом гармонии с природой. Воздаянием за него служило согласие с установленными от века законами естественного бытия, которого лишены обитатели городов. Второй модус сложился в урбанизированной Голландии XVII столетия: в многоречивых жанровых сценках крестьяне представали публикой забавной, порой грубой, невоздержанной и потому достойной веселой улыбки или злой насмешки, которые поднимали городского зрителя в собственных глазах. Наконец, в эпоху Просвещения родился еще один способ представления крестьянина как благородного чувствительного поселянина, естественная нравственность которого проистекала из близости к природе и служила укором развращенному человеку цивилизации.
В этом отношении пережившая реформы Петра I Россия XVIII века не выделялась на европейском фоне. Мы можем найти отдельные примеры изображения представителей низших социальных слоев, и обстоятельства создания некоторых произведений этого рода не всегда ясны. Таковы бесхитростная «Портрет неизвестной в русском костюме» Ивана Аргунова (1784), исполненное спокойного благородства «Празднество свадебного договора» Михаила Шибанова (1777) или жестоко-правдивые изображения нищих Ивана Ерменёва. Визуальное осмысление «народного» пространства России поначалу проходило в рамках этнографии. Атласы — описания империи были снабжены подробными иллюстрациями, представляющими социальные и этнические типы: от крестьян европейских губерний до обитателей Камчатки. Естественно, что в центре внимания художника оказывались прежде всего своеобразные костюмы, прически, физиономические черты, подчеркивающие своеобычность изображаемых персонажей, и в этом отношении подобные гравюры незначительно отличались от иллюстраций к описаниям экзотических краев — Америки или Океании.
Положение изменилось в XIX веке, когда человек «от сохи» стал восприниматься носителем духа нации. Но если во Франции или Германии той поры в образе «народа» как целого крестьянство занимало лишь определенную, хотя и важную долю, в России было два решающих обстоятельства, которые делали проблему его изображения ключевой. Первое — произошедшая при Петре вестернизация элиты. Драматическое социальное различие меньшинства и большинства одновременно было различием культурным: дворянство жило , а подавляющее большинство народа в той или иной мере следовало обычаям предков, что лишало две части нации общего языка. Второй важнейший фактор — отмененное лишь 19 февраля 1861 года крепостное право, которое было свидетельством глубинного морального порока, лежавшего в основе российской жизни. Таким образом, крестьянин-страдалец, крестьянин — жертва несправедливости становился носителем подлинных ценностей — общественных и культурных.
Поворотной точкой стала Отечественная война 1812 года, когда в борьбе с иноземным нашествием Россия, по крайней мере в лице высших слоев, осознала себя единой. Именно патриотический подъем впервые поставил задачу зримого воплощения нации. В пропагандистских карикатурах Ивана Теребенёва и Алексея Венецианова побеждавший французов русский народ в большинстве случаев был представлен в образе мужика. Но ориентированное на универсальный античный идеал «высокое» искусство было не в состоянии решить эту проблему. В 1813 году Василий Демут-Малиновский создал статую «Русский Сцевола», которая воспроизводила малоправдоподобную историю, распространенную патриотической пропагандой. Скульптура изображает крестьянина, который топором отсекает себе руку с наполеоновским клеймом и таким образом следует примеру легендарного римского героя. Сельский труженик наделен здесь идеальным, равномерно развитым телом героев древнегреческого скульптора Праксителя. Верным знаком народности кажется курчавая борода, но даже беглое сравнение головы статуи с изображениями римских императоров Луция Вера или Марка Аврелия разрушает эту иллюзию. Из очевидных признаков этнической и социальной принадлежности остаются лишь православный нательный крест и крестьянский топор.
«Русский Сцевола». Скульптура Василия Демут-Малиновского. 1813 год Государственная Третьяковская галерея
Новым словом на этом пути стала живопись Венецианова. Свободный от основанной на античном каноне и предлагающей готовые решения академической школы, художник сделал героями своих полотен собственных крепостных. Крестьянки и крестьяне Венецианова по большей части лишены сентиментальной идеализации, которая свойственна, например, аналогичным образам Василия Тропинина. С другой стороны, они погружены в особый гармоничный мир, лишь отчасти связанный с реальностью. Венецианов часто изображает крестьян в минуты отдыха, порой совершенно не вяжущегося с их занятиями. Таковы, например, картины «Спящий пастушок» и «Жнецы»: мать и сын с серпами в руках, замершие на мгновение, чтобы не спугнуть севших на руку крапивниц. На секунду замершая бабочка передает мимолетность остановленного мгновения. Но здесь важно, что Венецианов увековечивает своих тружеников в краткий момент отдыха, таким образом даруя им в глазах зрителя привилегию свободного человека — досуг.
Важным рубежом в понимании крестьянина стали «Записки охотника» Тургенева (1847–1852). В них мужик был увиден как равный, достойный столь же пристального взгляда и внимательного проникновения в характер, что и дворянские герои романов. Тенденция, постепенно разворачивавшаяся в русской литературе середины столетия, открывавшей народную жизнь, может быть описана словами Некрасова, известными по воспоминаниям современника:
«…Я увеличил материал, обрабатывавшийся поэзией, личностями крестьян… Передо мной никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!»
На волне общественного подъема, вызванного Великими реформами (прежде всего освобождением крепостных), русское искусство вслед за литературой включило в поле своего зрения исключительно широкий круг явлений повседневности. Главное же — от нейтральной описательности оно перешло к социальной и нравственной оценке. Не случайно в эту пору в живописи отчетливо доминировал бытовой жанр. Он позволял художнику представлять разнообразные типажи и характеры, разыгрывать перед зрителями типичные ситуации из жизни различных слоев общества. Крестьянство было пока лишь одним из объектов интереса художников — правда, именно сцены из сельской жизни позволили появиться произведениям, в которых обличительный пафос «шестидесятников» проявился с наибольшей отчетливостью.
Сельский крестный ход на Пасхе. Картина Василия Перова. 1861 год Государственная Третьяковская галерея
В 1862 году по настоянию Синода с постоянной выставки Общества поощрения художников была удалена картина лидера нового художественного поколения Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Растянувшаяся под хмурым небом процессия, месящая ногами весеннюю грязь, позволяла показать срез деревенского мира, где порок захватил каждого — от священника и зажиточных крестьян до последних бедняков. Если хорошо одетые участники процессии лишь порозовели от выпитого и съеденного, то другие персонажи демонстрируют более глубокие стадии деградации и профанации святынь: оборванец несет образ вверх ногами, а пьяный поп, шагая с крыльца, давит пасхальное яйцо.
В это же время в русскую живопись приходит новое, свободное от идеализации изображение среды обитания крестьян. Наиболее впечатляющий пример — «Полдень в деревне» Петра Суходольского (1864). Это протокольно точное изображение конкретной местности — деревни Желны Мосальского уезда Калужской губернии: разбросанные без видимого порядка избы и сараи с вечно дырявыми крышами (лишь на заднем плане различимо строительство нового дома), тощие деревья, заболоченный ручей. Летний зной застал обитателей за обыденными занятиями: бабы несут воду или стирают белье, дети играют у сарая, мужики спят на солнце, представляя собой такой же элемент пейзажа, как повалившаяся на бок пятнистая свинья, брошенная прямо в траву борона или воткнутый у непросыхающей лужи плуг.
Полдень в деревне. Картина Петра Суходольского. 1864 год Государственный Русский музей
От красочных гоголевских описаний жаркого сельского дня этот вид отличает объективный, лишенный видимой эмоции взгляд живописца. В определенном смысле это изображение русской деревни даже более безотрадно, чем демонстративно тенденциозная картина Перова. Между тем общество той поры с очевидностью было готово к подобному зрелищу: в 1864 году Суходольский получил за это полотно Большую золотую медаль Академии художеств, а в 1867-м оно было показано в русском отделе Всемирной выставки в Париже. Впрочем, надо отметить, что в более поздние годы русские живописцы писали деревню как таковую относительно редко, предпочитая представлять крестьян в ином окружении.
Изображение персонажей из народа в 1860-е годы отличалось, как правило, открыто заявленной позицией художника: это была востребованная обществом критика социальной несправедливости и морального упадка, главными жертвами которых были «униженные и оскорбленные». Пользуясь хорошо разработанным повествовательным инструментарием жанровой живописи, художник рассказывал «истории», близкие по своей риторике театральным мизансценам.
Следующее десятилетие принесло более многомерный образ народа, который все отчетливее начинает ассоциироваться именно с социальными низами. Вместо немого укора образованным классам «простой» человек становится моральным образцом для них. Эта тенденция на свой лад выразилась в романах и публицистике Толстого и Достоевского. С ней связана и социалистическая идеология народничества с ее идеализацией крестьянской общины как не только экономического, но и социально-этического стержня нации. Но хотя русская живопись находилась в общем идейном контексте эпохи, буквальные параллели между ней, литературой или публицистикой далеко не всегда уместны. Так, например, реализм, исповедуемый членами самого влиятельного художественного объединения второй половины XIX века — Товарищества передвижных художественных выставок, — вряд ли может быть понят как прямая аналогия народническому пониманию крестьянства.
В течение столетий изображение человека из народа в европейском и русском искусстве предполагало дистанцию между персонажем и зрителем, который неизменно сохранял свое привилегированное положение. Теперь инструментарий психологического анализа, выработанный литературой и наращиваемый реалистической живописью XIX века, должен был быть применен к простолюдину. «…Внутренняя его сущность… не есть особенная и курьезная, а сущность общечеловеческая, почерпающая свою оригинальность исключительно из внешней обстановки», — утверждал в 1868 году Салтыков-Щедрин. Сходным образом можно описать устремления передвижнического реализма .
Крестьянство в русской живописи
Крестьяне на картинах русских художников-живописцев практически не появлялись до начала 19 века. После петровских реформ между высшими и низшими слоями общества существовал огромный культурный разрыв. Бесправие крепостных тоже не способствовало интересу со стороны дворян — основных заказчиков произведений искусства, — видеть на полотнах крестьян как главных героев сюжета.
Отчасти такое положение изменилось после победы над Наполеоном в 1812 году. Российское общество в этот период осознало себя единой нацией, и на военных карикатурах народ обычно изображался именно в виде простого мужика. Появились художники, изображавшие крестьянскую жизнь в романтичном русле. Самым ярким из них стал Алексей Венецианов, любимый ученик Боровиковского. Его считают родоначальником бытового жанра в России. Венецианов работал в своем имении, изображая собственных крепостных. Художник поэтизирует их жизнь: вместо изнурительного труда показывает минуты приятного отдыха.
Крестьянская жизнь на картинах великих русских живописцев (11 репродукций)
Масленица — праздник широкий, красочный, разгульный и вкусный. Таким его и изобразил Кустодиев в картине. Балаган — непременный атрибут русских народных гуляний.
Балаганы. Б. М. Кустодиев.1917 год.
Картина «Сельская бесплатная школа» рассказывает о том, как интеллигентные русские девушки, водушевленные идеей народного образования, занимаются обучением деревенских ребят. Дело происходит в просторной чистой избе. Здесь «отличные барыньки», как их называл Стасов, «пришедшие из своих барских домов», учат «всяких мальчуганов и девчоночек».
Сельская бесплатная школа. А. И. Морозов. 1865 год.
После грозы. Ф. А. Васильев. 1868 г.
Картина Ивана Богданова «За расчетом» представляет собой реальную жанровую сцену, в которой художник затрагивает тему социальных неравенств, запечатлев зажиточного крестьянина по одну сторону стола, его жену – по другую и пришедшего за расчетом бедного работника.
За расчетом. И. П. Богданов. 1890 год.
Картина невероятно интригует задумчивым видом главного героя – извозчика, который, попивая чай, рассматривает мир сквозь прозрачное стекло, которое как бы огораживает его от внешнего вида, проводя невидимую, но острую грань между миром духовного и миром сознательного.
Извозчик в трактире. Б. М. Кустодиев. 1920 год.
Сюжетом для картины послужило известное описание продажи крепостных с аукциона в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (с. Медное), где изображена им участь крестьянской семьи, распродаваемой с молотка за долги промотавшегося господина.
Продажа крепостных с аукциона. К. В. Лебедев. 1910 год.
Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая ведет двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребенком.
На пашне. Весна. А. Г. Венецианов. 1-я половина 1820-х годов.
В 1878 году живописец с семьёй переезжает в Москву, а уже через год Репин заканчивает картину «Проводы новобранца». В этой картине автор запечатлел примечательное действо – семья и соседи провожают молодого парня на службу в армию.
Проводы новобранца. И. Е. Репин. 1879 год.
Художник запечатлел особенность трудолюбивого казахского народа – всю свою жизнь казахи проводят с песнями и плясками, даже похороны близких не обходятся без танца. Достаточно одной домбры, чтобы они пустились в пляс. Казахские народные танцы никогда не имели четких хореографических правил, они исполнялись в форме свободной импровизации, демонстрируя богатый внутренний мир. Мужчины в танце решительны и безудержны, женщины - сдержанны и спокойны, их эмоции передают в танце глаза и руки.
Пляска. К. В. Лебедев. 1900 год.
Классический интерьер дома зажиточного крестьянина.
Интерьер с печью, сундуками и самоварами. Неизвестный художник. 1833 год.
На полотне изображены крестьянские представители уездного земского собрания: их обед составляет простой хлеб с луком и солью, в то время как не показанная на картине дворянская часть земства обедает в помещении.
«Крестьянский цикл» в работах Винсента Ван Гога
Винсент Ван Гог узнаваем, прежде всего, по динамичному сочетанию цветов в своих картинах – в основном, желтому и синему. Менее известен «крестьянский цикл» работ художника, написанных в Нюэнене. В этот период Винсент пишет работы, посвященные тяжелой жизни крестьян. Ван Гог еще не знаком с импрессионистами, и в его работах отсутствуют яркие чистые цвета, крупные корпусные мазки. Здесь, в Нюэнене, он познает тональную гармонию серо-коричневых цветов, что роднит его работы с полотнами знаменитых голландцев — Халса и Рембрандта. Винсент постоянно наблюдает за жизнью крестьян, за их работой, пишет огромное количество этюдов крестьян. Венцом этого периода становится картина «Едоки картофеля» изображающая семью крестьян за столом, в процессе трапезы. Винсент отказывается от идеализации и пишет лица и фигуры цветом, который «напоминает цвет очень пыльной картофелины, разумеется, неочищенной». Художник пишет крестьян с глубоким чувством любви и сострадания, но нисколько не идеализируя их быт и отказываясь писать слезливые пасторальные картинки.
«Всю зиму я не выпускал из рук эту нить, решая, каким будет ее окончательный рисунок, и если теперь эта ткань превратилась в шершавую , грубую материю, нити, из которых она соткана, все же подобраны тщательно и согласно определенным правилам. Пусть тот, кто предпочитает видеть крестьян, написанных розовой водой, отвернется от моей работы»
Читайте также: