Когда приехал в деревню в казахстан
В последнее время в моей новостной ленте Яндекса всё чаще и чаще появляются ужасающие публикации, относительно Казахстана. Началось всё с некого блогера Куата Ахметова, который пропагандировал запрет на употребление русского языка в Республике Казахстан, ввёл так называемые "языковые патрули", которые занимались, по сути, экстремистской деятельностью: ходили по людным местам - магазинам, рынкам, паркам в некоторых городах Казахстана, и заметив казахстанцев, разговаривающих на русском языке, непонятными способами заставляли их приносить извинения за это ! Всё это действо снималось на видео и выкладывалось на Ютуб-канале вышеупомянутого Куата Ахметова, на который подписаны, к слову, более 20 тысяч человек.
А пару дней назад одна моя хорошая знакомая рассказала, что сейчас в наших новостях показывают сюжеты, где казахские дети издеваются над русскими одноклассниками, заставляя их есть землю, со словами: "Это наша земля, мы здесь хозяева!" Страшно? Ужасно? Да не то слово!
А как можно реагировать, когда твоего родного ребенка обижают? Именно на разжигание межнациональных конфликтов нацелены подобные ролики, именно эту цель преследуют спонсоры таких "проектов". На фото: Сережку никто не обижал, он просто расстроился, что ему не купили машинку. 😁 Все фото в публикации - авторские А как можно реагировать, когда твоего родного ребенка обижают? Именно на разжигание межнациональных конфликтов нацелены подобные ролики, именно эту цель преследуют спонсоры таких "проектов". На фото: Сережку никто не обижал, он просто расстроился, что ему не купили машинку. 😁 Все фото в публикации - авторскиеДрузья, а ведь всё это уже когда-то было. В Украине - так совсем недавно, в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане - в конце 80-хх, начале 90-хх. В тех же 90-хх были притеснения русских и в Казахстане, но не в таком масштабе. Тем не менее, немало наших соотечественников были вынуждены продать там жильё за бесценок и переехать в Россию.
Поэтому, я не удивлена нынешним всплеском нацистского ( по-другому назвать не могу ) движения в Казахстане - история всегда циклично повторяется. Остаётся лишь верить и надеяться, что Бог (Аллах) вразумит этих людей, что они очень скоро поймут: та опасная игра, которую они затеяли - путь в никуда, путь не к становлению казахской государственности, а к вырождению нации.
Подобные арки над дорогами для меня - один из символов Казахстана Подобные арки над дорогами для меня - один из символов КазахстанаЛюбые революции спонсируются кем-то, кому выгодно впоследствии прибрать к рукам мятежную страну. И я очень надеюсь на то, что нынешний президент Казахстана сможет разумно и жёстко пресечь этот назревающий в стране переворот, а это именно переворот, т.к. русских в Республике насчитывается 18,5% - почти пятая часть от всего населения!
Отношение к русским в Казахстане сегодня
А теперь от новостных лент я перейду к действительности. Той действительности, которую я увидела своими глазами в Казахстане всего 3 недели назад.
- Брат, переставь машину в другое место, ты неправильно припарковался! Сейчас гайцы подъедут, штраф оформят на 36000 (тенге) - тебе оно надо?
Это к нам обратился этнический казах возле ЦОНа. Мы, действительно, встали не очень удобно, т. к. хотели занять место в тени деревьев, и мешали выезду автомобилей. Муж тут же перепарковался и поблагодарил человека за предупреждение - сам он забыл, что штрафы в Казахстане запредельные. 😉
- Девушка, держите, тут у Вас из машины подушка упала. -
говорил мне парень азиатской внешности, поднимая с асфальта и отряхивая нашу подушку, которую дети, играясь, выбросили из окна автомобиля. Ну что мне оставалось делать? Только от души поблагодарить молодого человека и пожелать ему всего самого доброго.
Муж моет стёкла в автомобиле, я слежу за детьми ☺ Муж моет стёкла в автомобиле, я слежу за детьми ☺Что самое удивительное - в России редко можно встретить что-то подобное. В первом случае: Вас, скорее всего, эмоционально охарактеризуют, как человека нетрадиционной ориентации, а в случае вступления в дискуссию, ещё и пошлют в далёкое путешествие. Во втором, чаще всего, просто пройдут мимо.
Я могу продолжать рассказывать о доброжелательности казахов к нам, русским, но не буду утомлять сейчас своего читателя - скажу лишь, что, слава Богу, ни одного случая неприятия за всё время пребывания в Казахстане, у нас не было. Выводы делайте сами, Друзья.
Все, кто нам встречался в Казахстане, относились с вниманием, заботой и дружелюбием - подсказывали, помогали кто советом, кто делом - начиная от сотрудницы ЦОНа и заканчивая продавцами на рынке Все, кто нам встречался в Казахстане, относились с вниманием, заботой и дружелюбием - подсказывали, помогали кто советом, кто делом - начиная от сотрудницы ЦОНа и заканчивая продавцами на рынкеДа, я согласна, что мы практически нигде не побывали, лишь в одном Актюбинске, который всегда был наполовину русским городом, поэтому, судить о ситуации по Казахстану в целом, я не могу. Друзья, если у Вас имеются достоверные данные по этому вопросу, прошу писать в комментариях, буду Вам очень благодарна. Сильно переживаю за сложившуюся в Казахстане ситуацию. 😔
Центральная мечеть Актобе - Нур Гасыр. Считается самой красивой мечетью в западном Казахстане Центральная мечеть Актобе - Нур Гасыр. Считается самой красивой мечетью в западном КазахстанеЯ от души всем нам этого желаю! Сізге денсаулық пен сәттілік тілеймін! Здоровья, добра и удачи! Оставайтесь с нами "В канале" ! 🤗
Продолжение ЗДЕСЬ.👈🏽 Почему Оренбург так сильно отстаёт от Актюбинска и куда утекают деньги российских налогоплательщиков?
А ЗДЕСЬ 👈🏽 всё о казахских ЗАРПЛАТАХ, ПОСОБИЯХ и ПЕНСИЯХ. Кому в Казахстане жить хорошо? 😁
Казахстан - Как живут люди в деревне? Обычное казахское село, где мне довелось переночевать (отзыв)
Всем привет! Казахская деревня, где сломалась наша машина, была самая обычная. Мы остановились в ней, чтобы зайти в магазин за водой, а когда снова хотели ехать - машина не завелась.
Я в автомобилях особо не разбираюсь, но если вкратце, то у нас "полетел" топливный насос - так мне муж объяснил. Где достать эту запчасть в деревне, тем более в Казахстане - не понятно. Поэтому решение этой проблемы затянулось и нам пришлось заночевать в казахском селе.
Казахстан - Как живут люди в деревне? Обычное казахское село, где мне довелось переночевать (отзыв) Казахстан - Как живут люди в деревне? Обычное казахское село, где мне довелось переночевать (отзыв)Конечно же, никаких гостиниц и отелей в селе не оказалось. Зато было несколько домов, которые предлагали ночлег. Можно сказать, что нам повезло и деревня располагалась на трассе, где часто проезжают большегрузы.
Вот для таких дальнобойщиков и были рассчитаны эти ночлеги. Если бы не они, думаю нам пришлось ночевать в машине. Тем более, что сломались мы уже под вечер и искать какие-то еще варианты было проблематично - не ходить же по домам и не напрашиваться в гости!
Казахское село оказалось очень чистым Казахское село оказалось очень чистымСама деревня выглядела очень опрятно. Если честно, то я даже не думала, что качество жизни в казахском селе может быть настолько высокое. Хоть асфальтированные дороги были и не по всей деревне, но и грязи я нигде не увидела.
Улица в казахском селе Улица в казахском селеЧто касалось сельских домов, то были как очень красивые и новые, так и старенькие деревянные. Глядя на них я сразу вспоминала свою родную деревню в России. Там сейчас таких домов большинство.
Это фото из моей родной деревни Это фото из моей родной деревниА вот в казахской деревне большинство домов были все же кирпичные, а не деревянные. Если честно, то некоторые выглядели не хуже, чем наш коттедж в Подмосковье.
В казахской деревне было много кирпичных домов В казахской деревне было много кирпичных домовРазумеется, в этой деревне были проведены свет, вода и газ. Дом, в котором мы сняли на ночь комнату, имел все эти "блага цивилизации", а также на нем была установлена спутниковая тарелка. Так что, деревня оказалась очень продвинутая.
Быт внутри дома в казахском селе был самый обычный Быт внутри дома в казахском селе был самый обычныйКонечно, комнату которую нам предоставили на ночлег, была совсем простая - но и на этом спасибо. Если кому-то интересно, то мы отдали 500 рублей на наши деньги.
Большинство людей жили в казахском селе за счет натурального хозяйства Большинство людей жили в казахском селе за счет натурального хозяйстваДеньги, конечно, не большие, но для сельского жителя (хоть в Казахстане, хоть в России) - отличное подспорье. Тем более, что основной источник дохода для местных жителей оказалось натуральное хозяйство. Нам об этом рассказал хозяин, который сдал комнату и который сам держал кур.
Хозяин-казах, у которого мы остановились, разводил кур, как и многие в этой деревне Хозяин-казах, у которого мы остановились, разводил кур, как и многие в этой деревнеЧто ж, если не смотреть на то, что дома и улицы в казахском селе выглядели получше, чем в моей родной деревне, то в остальном жизнь ничем не отличалась.
А как Вы считаете, нормально живут в казахской деревне? Как по мне, так даже очень! Напишите в комментариях свое мнение.
Спасибо, что прочитали мою статью. Если хотите видеть больше историй из моих путешествий, то ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! С уважением, Ваша - Вечная Туристка!
Казахстан - Как живут люди в деревне? Побывали в казахской "глубинке" (отзыв)
Всем привет! Во время нашей большой поездки по Казахстану, нам довелось побывать во многих интересных местах этой страны. Но больше всего запомнился день, который мы провели в казахской глубинке.
Нас занесло в какую-то небольшую деревню, где мы совершали плановую остановку. Нас разместили в доме одно из местных жителей, где накормили обедом и напоили чаем. Ну, а мы посмотрели, как живут люди в казахской деревне.
Казахстан - Как живут люди в деревне? Побывали в казахской "глубинке" (отзыв) Казахстан - Как живут люди в деревне? Побывали в казахской "глубинке" (отзыв)Деревня была совсем небольшая. В ней было центральное водоснабжение и электричество, но не было газа. Кстати, канализации тоже не было, так что местные жители пользовались классическими деревенскими туалетами.
Деревенский туалет в казахской деревне Деревенский туалет в казахской деревнеКонечно, мы понимали, куда едем, поэтому оказались готовы к отсутствию нормальных "удобств". К тому же, в наших деревнях уличные туалеты - тоже не редкость. А на дачах - так, тем более.
В доме, где мы остановились, было несколько комнат. Нас же разместили в кухне, где был накрыт стол. Обед был небогатый, но сытный. Нас это очень порадовало, так как после долгой дороги сильно хотелось есть.
На столе был нарезан простой салат (огурцы и помидоры), лежали яблоки, печенье и, разумеется, был казахский чай, разлитый по пиалам. В качестве основного блюда была обычная гречка, но нас она вполне устроила.
В других комнатах, жил сам хозяин и его семья. В свою спальню он нас не пустил, но показал "гостиную". Конечно, это название очень условное, но там стояли диван и телевизор, а хозяин сказал, что там они собираются с семьей или когда приезжают гости.
Детская комната Детская комнатаНо больше всего нас впечатлила детская. У хозяина дома было несколько детей и им была отдана самая большая комната. В ней вряд стояли кровати, на которых и спала детвора. Это больше напоминало детский лагерь, чем обычную жилую комнату.
Как я понял, эта казахская семья зарабатывала на том, что принимала гостей во время их туристических поездок. Остальные же люди в деревне жили за счет натурального хозяйства. Мы слышали и петухов, и вечером, когда мы уезжали, видели коров.
Вечер в деревне Вечер в деревнеК тому же, хозяин, когда приглашал нас к столу, хвалился, что все овощи и яблоки - местные. Он сказал, что люди в деревне сами выращивают многие продукты, а еду в магазине покупают только в редких случаях (я опять вспомнил наши деревни).
Что же касалось внешнего вида этого казахского поселка, то он мало чем отличался от наших сельских пейзажей. Были дома получше и похуже, стояли разношерстные заборы, дороги были грунтовые.
Казахская деревня Казахская деревняПожалуй, единственное, что выбивалось из общей картины и сразу бросалось в глаза - это горы на заднем плане. Как житель средней полосы России, я не привык к подобным пейзажам.
Друзья, а расскажите, как выглядят Ваши деревни? Например, деревня Лог (Волгоградская область), где у жены родня, гораздо больше и там есть все блага цивилизации. А мои родственники на Украине живут, примерно, в таком же селе.
Поделитесь рассказом о Вашей деревне - она больше или меньше, хуже или лучше? Что там есть, а чего нет? Напишите отзыв в комментариях - будет интересно почитать!
Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал TrueStory, чтобы всегда оставаться в курсе самых актуальных и интересных новостей из мира путешествий. А также, заходите на наш YouTube канал и смотрите все видео из наших поездок.
Откройте границы! Поездка в приграничный Омск впечатлила североказахстанцев
Гражданский журналист информационного агентства Петропавловск.news из приграничного села Возвышенка района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области Анатолий Яхимович отправился в гости к брату в Омск. Своими впечатлениями от России пенсионер делится с нашими читателями.
В лихие 90-е мой брат уехал на ПМЖ на российский север. Работал под Сургутом в «Сургутнефтегазе». Брат младше меня на три года, но на пенсию ушел лет на пять раньше. Север, да еще работал во вредном цехе аккумуляторщиком. Выйдя на заслуженный отдых, он переехал жить в Омск. Дети остались на севере.
Купил квартиру в красивом многоэтажном доме и двухэтажную дачу под Омском. Все лето, с апреля и по октябрь, он пропадает на даче.
Мы к нему ездили в 2018 году. Потом коронавирус и границы закрыли. У меня есть три родных брата. Один живет в Подмосковье, а младший в нашем селе. Вот с младшим мы и решили посетить омского брата.
Надо сказать, что процедура эта в связи с закрытыми из-за ковида границами не из легких. Хотя мы еще в мае получили оба компонента Спутника V и имеем паспорта вакцинации. Одним из главных документов на казахстанско-российской границе для нас было свидетельство о рождении, подтверждающее кровное родство.
Далее процедура не отличалась от стандартной. Хотя отдельно смотрели документы о прививке. По дороге из Петропавловска в Омск мы не затратили много времени на прохождение границы, а вот возвращаясь, простояли в очереди более двух часов. На нашей стороне у пограничников ушло много времени на проверку каких-то парней из Узбекистана. Что там у них было не так, мы так и не поняли, но ждать пришлось долго.
Есть в Омске немало мест, где можно отдохнуть на любой вкус. Драмтеатр в старинном стиле. Картинная галерея им. Врубеля. Аттракционы на берегу реки Омки. Пляжи на Иртыше в черте города.
Отличаются от наших и цены. На многие продукты они дешевле. А вот фрукты стоят дороже. Зато здесь много разной рыбы и она дешевле. Доступнее, чем на севере Казахстана, можно найти пиломатериал и некоторый стройматериал. Арбузы, к примеру, 21 рубль за кг или 120 нашими. Цемент мешок марка 400 стоит 330 рублей или нашими 1900 тенге за мешок. Доска сосновая обрезная 14 -15 тысяч рублей за куб, нашими это примерно около 85 тысяч. В Булаево такой лес стоит 140 тысяч за куб. Тоже впечатляет.
Мне плохих дорог почти не встречалось. Немного в дачном поселке, где более 20 дачных кооперативов размером с город Булаево.
Понравились мне дороги и в самом Омске, и по трассе на Казахстан. Больше дорожных разметок и дорожных атрибутов.
Посмотрел на братьев, живут хорошо. Дети все устроены и независимы. Некоторые сами помогают родителям. Хотя у брата пенсия намного больше моей. Много всяких материальных программ, типа материнского капитала. В этой поездке братья власть не хаяли. Хоте некоторые родственники участвуют в акциях по отмене обязательной вакцинации. Подводя итог, скажу, на пенсии лучше жить в уютном Петропавловске, а вот тем, кто помоложе, в России, как мне показалось, жизнь лучше! Хотя у кого теплые места или достойная зарплата, то лучше не рыпаться, там тоже многие ниши заняты.
Мы в Instagram! Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!
Что примечательно, в Омской области заброшенных деревень не видно. Больше домов обшиты пластиком и металлом. Возможно, это потому, что много народу выехало именно в близлежащие к Казахстану районы. Многие поселки застроены богатыми домами, это люди, отработав на севере, возвращаются в более привычный климат, граничащий с Казахстаном. Там вообще целые улицы из богатых домов, и деньги они заработали сами, в отличии от наших программ переселения, куда, как вода в песок, уходят миллиарды бюджетных денег.
История моего переезда из Петропавловска в деревню
Вы никогда не мечтали уехать из города в деревню? В Северо-Казахстанской области еще много таких населенных пунктов, где достаточно свободы и еще не разъехались все жители. Гражданский журналист Петропавловск.news рассказала, как она однажды решила, что ее тянет в деревню.
Мы срочно стали продавать жилье и собираться. Нашли дом недалеко от города, в селе Шаховское. Собрали детей и уехали. Но столкнулись сразу со всеми проблемами сельской местности: работы нет, с водой проблемы, дорога до Шаховского долгие годы находится в ужасном состоянии. Тем не менее, я родила там третьего сына, и мы поняли, что нужно искать другое место для жизни.
Вскоре нашли покупателя и продали дом в этом селе. Но в город уже не вернулись, наоборот, уехали еще дальше.
Поначалу жизнь в деревне была непривычной: и отсутствие удобств, и вода по времени. Но мы со всем справились.
Есть конечно минусы жизни в селе. Молодежи нечем заняться, а маленьких детей некуда сводить, нечем развлечь. Сейчас начались каникулы и детки скучают.
С работой тоже не всё гладко: зарплаты низкие и бывают задержки по выплатам.
В город возвращаться не хочу. Приезжаю по делам и уже через пару часов хочу обратно в село к своим курочкам и свинкам. И меня не пугает, что живу далеко от города , даже немного радует.
Недавно мы приобрели профессиональную коптильню. Теперь коптим мясо и пробуем продавать нашу продукцию в райцентре Булаево. А недавно с просьбой привезти копченое мясо обратились из Петропавловска. Для жизни в деревне это стало хорошим источником дохода. Планируем оказывать услугу копчения местному населению.
В сельской местности нетрудно жить, если все просчитать заранее и не лениться.
Если уж куда успешно и переселяются люди из густонаселенных регионов страны, так это в ближайший к Петропавловску район Северо-Казахстанской области. Многодетная семья Серика Альтаева так хорошо устроилась в селе Подгорное Кызылжарского района, что о возвращении на юг и не думает. Более того, наша зима им понравилась больше, а детей не могут загнать домой с улицы из сугробов, рассказывает Петропавловск.news.
Когда на родине – в городке Арысь произошло ЧП, и прогремели страшные взрывы, жена Серика носила под сердцем седьмого ребенка. От пережитого стресса ей стало плохо настолько, что пришлось лечь в больницу на сохранение, чтобы не родить раньше срока. Сильно напугались дети и, хотя разрушенный дом полностью восстановили, семья решила бежать подальше от жутких воспоминаний. Сначала они оказались в Аккайынском районе Северо-Казахстанской области, а в этом году перебрались поближе к Петропавловску – в село Подгорное, неподалеку от Байтерека.
Серик хорошо говорит как на русском, так и на казахском языке, и теперь, пройдя путь переселения на север, стал волонтером и рассказывает о существующей программе через интернет тем, кто живет на юге и не знает о таких возможностях. В районах области сейчас строят много домов, но завлекать переселенцев получается не всегда, а некоторые, пожив тут год, уезжают из-за обманутых ожиданий. Многодетный отец теперь снимает видеоролики о жизни на севере Казахстана, как она есть, и выкладывает их в Youtube и телеграм-канал, чтобы люди точно знали, что их ждет.
Альтаевы переехали в Подгорное в середине июня. Дом новый, сарая не было, глава семьи начал строить хозпостройки и обживаться.
Подписывайся на наш Телеграм-канал! Будь в курсе новостей!
Кстати, Северо-Казахстанская область — пока единственная, где запустили пилотный проект по переселению людей из трудоизбыточных областей Казахстана одновременно со строительством новоселам домов. Их возводят целенаправленно в перспективных селах, одновременно обновляя жилой фонд в деревнях. Переселенцы могут устроиться на работу или открыть свое дело. За дом поначалу они платят государству аренду, но в дальнейшем возможен выкуп имущества по остаточной стоимости.
На строительство домов для переселенцев в Северо-Казахстанской области в рамках комплексного плана развития региона выделено 15 млрд тенге. Специальный план переселения граждан будет действовать в течение трёх лет с 2019 по 2021 годы. Напомним, государственной программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» для стимулирования мобильности трудовых ресурсов предусмотрены меры государственной поддержки людям, добровольно переселившимся в регионы, определяемые Правительством, куда входит и СКО.
Село и немцы. Кое-что о казахстанской деревне с необычным названием Петерфельд
В следующем году селу Петерфельд, которое находится в Северо-Казахстанской области, исполнится 110 лет. Деревню эту в 1908 году основали приезжие немцы. Землевладелец Петр Рыбалов, у которого немцы собирались приобрести участки, поставил условие, чтобы поселок назвали в его честь. Так и сделали. Петерфельд в переводе с немецкого означает "петрово поле". До середины 30-х годов прошлого века это село было абсолютно немецким. То есть говорили в нем исключительно на немецком языке. Впрочем, с тех пор многое изменилось. Репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.
В будний день на улицах Петерфельда практически нет людей.
Подавляющая часть местных в светлое время суток находится в Петропавловске. "Ранним утром люди уезжают в город, а вся жизнь здесь начинается только вечером", - говорят петерфельдцы.
Улица Молодежная. Но, как уверяют сами жители, для молодежи, помимо учебы в школе, в этом поселке занятий-то никаких и нет. Когда-то был клуб, но его давно уже здесь нет.
Местная школа для Петерфельда - это не только образовательный центр, но и культурный, здесь проходят все мероприятия и отмечаются все праздники.
"Был клуб, но его развалили. Столовая была хорошая - тоже развалили. Садик двухэтажный. Все поразваливали", - жалуются местные жители. Как пояснили в акимате, клуб и другие объекты на заре независимости Казахстана приобрели частники, которые не были заинтересованы в их поддержании в надлежащем состоянии.
Разрушенные и заброшенные здания в поселке.
Когда-то этот поселок был на 100 процентов немецким. Но в 90-е почти все немцы уехали на историческую родину. Остались лишь единицы.
Найти в этом поселке что-то немецкое - задача не из легких. Но первое, что бросается в глаза, - аккуратные дома, ухоженная территория возле них и чистые улицы.
Впрочем, сами жители ничего примечательного в своем селе не видят. И вообще считают, что в их регионе есть деревни поухоженнее и почище Петерфельда.
"Вообще это село само по себе имело большое будущее. Сюда Назарбаев даже дважды приезжал", - говорит Светлана Викторовна.
"Я сам лично видел Назарбаева, он вот здесь стоял, на этой дороге. В генеральских погонах", - говорит ее супруг Дмитрий Филиппович.
Фамилия Светланы и Дмитрия - Зенченко. Но, как выяснилось, они не приходятся родственниками знаменитому предпринимателю и другу Президента - Геннадию Ивановичу Зенченко. "Мы однофамильцы", - улыбаясь говорит женщина.
"У нас в то время председатель был. Он Президенту здесь, на пустыре, показывал и рассказывал о больших планах, что поставит дом культуры с бассейном. " - говорит мужчина.
Но клуба местные жители не могут дождаться уже 20 лет.
Во дворе семьи Зенченко можно заметить конуру. Вместо настоящей собаки в ней игрушечная. "Была у нас собачка, но зимой начала гулять, так и ушла, не вернулась. Другую не стали брать, к ним же тоже привыкаешь. Вот, посадили в будку (игрушечную - прим. автора)", - делится с нами Дмитрий Филиппович.
"Еще 20 лет назад почти все немцы уехали, осталось только несколько семей, кто действительно принципиально не уехал. А так мы им всегда говорили: "Ну какая тебе там историческая родина, ты здесь родился". Они отвечали: "Мы ради детей". А вот теперь-то живут там уже по 20 лет с лишним и говорят: "Никогда Германия нам родиной не станет", - рассуждает Светлана Викторовна. Она сейчас на пенсии, а раньше работала учителем русского языка и литературы в местной школе.
"Маленькие дети, кто в школе учился, они как-то еще привыкли, а для взрослых - там же совсем другой менталитет, все по-другому, и, самое главное, они не могут понять, чем им там заняться. Вот они пришли домой, особенно пенсионеры, а чем заняться - не знают. Коренные немцы одеваются, красятся, сидят в кафе, друг к дружке ходят, захотели - поехали во Францию, а эти никуда не хотят, они привыкли к другому образу жизни, им надо травку подкосить, еще что-то, а там этого нет. Но там многие свои частные дома построили все равно, хоть это и дорого", - отмечает пенсионерка.
"Вот на той улице живут два Шварца, там Шрайбер, еще дальше семья - наполовину немцы, а так все, по-моему, больше у нас тут и нет немцев", - перечисляет Валентина Федоровна Константинова. Сама она наполовину немка. Но не местная. Больше 23 лет назад приехала из Тараза.
Этот дом они как раз купили у немецкой семьи, которая уезжала в Германию.
Как нам рассказали местные жители, по крайней мере две семьи, уехавшие в ФРГ, через какое-то время вернулись обратно в казахстанский Петерфельд. Беседовать со СМИ эти семьи не захотели, отметив, что как-то уже давали интервью.
А вот, так скажем, коренные немцы легко соглашаются на интервью, только просят не фотографировать. "От немецкого здесь осталось только название", - смеется мужчина. Он прожил здесь всю жизнь, но при этом на жизнь в Петерфельде не жалуется: "Нормально живем, не обижаемся ни на что".
Отвечая на вопрос, почему он решил не уезжать в Германию, говорит так: "Везде хорошо, где нас нет".
Столовая местной школы. Прозвенел звонок, и ученики выстраиваются в очередь за обедом.
"Клуба нет, молодежи вообще отдыхать негде. Вот приезжают к нам с концертами артисты, проводят их в школе. Как-то концерт хороший был, людям понравился, артисты говорят: "В следующий раз приедем, но вы клуб стройте". А кто его теперь построит?" - рассуждают местные жители.
"Работы в селе практически нет, вся молодежь в Петропавловске. Работают только школа, детский садик, животноводство и все, а вся молодежь в городе. Но школа у нас хорошая, знания там хорошие дают, дети в университеты поступают", - говорят в Петерфельде.
"У нас здесь в основном работа какая? Школа, детский сад, акимат, амбулатория и все. Есть фермер, но местные туда не особо идут работать, в основном в городе все", - говорит завуч по воспитательной работе школы Яков Ганс. Он хоть и немец, но не местный, приехал из другого района. На фото Яков вместе с супругой Анной.
"Здесь немцев вообще мало, уже практически нет коренных, все в Германии живут. Но говорят, раньше поселок лучше был, аккуратней, более чистый, колхоз-миллионер был", - отмечает Яков.
Многие немцы иногда приезжают на родину погостить. "Скучают, плачут, а что они могут увидеть? Дома некрашеные, да заборы разрушенные?" - говорят местные.
"В худшую сторону изменился поселок. Раньше мы приехали - тут чистота и порядок был вообще, сейчас вся деревня бурьяном заросла, никто ничего не хочет сажать", - отмечают они. Впрочем, другие считают, что сейчас в поселок начали приезжать люди, которые, так сказать, осознанно хотят жить в деревне.
"Вот сейчас стали приезжать люди, которые полностью рассчитывают на свои силы, дома стали краситься, заборы стали строиться, убирают сараи, отделывают пластиком дома. В общем сейчас поехали в село люди, которые действительно хотят жить в селе и которые могут вложить деньги в эту жизнь", - замечают петерфельдцы.
В местном магазине, как это принято в селах, продается все сразу - продукты питания, одежда и даже книги.
Каждый час из Петерфельда в Петропавловск выезжает автобус.
Отъезд точно по расписанию. Салон маршрутки постепенно наполняется пассажирами.
Среди них Яков Емельянович Гертнер. Мужчина хоть и родился в другом месте, но в Петерфельде живет с детства. "Поселок чистый, не совсем, правда, такой, какой он был когда-то, но сравнительно чистый и ухоженный, стараются смотреть", - говорит пенсионер.
"Мы пахали как лошади, а теперь прозябаем. Пахал, пахал, 45 лет стажа, минималку заработал (минимальную пенсию - прим. автора) и все, сейчас доживаем со старухой вдвоем", - отмечает он.
У Якова Емельяновича серьга в ухе. Он рассказал, что решил надеть кольцо после очередной поездки в Германию. Он там был в гостях и у видел у некоторых стариков кольцо в ухе. Позже поспорил с внуком и решил себе тоже надеть серьгу.
Пенсионер категорически не согласен с утверждением, что единственное немецкое, что осталось от поселка, это название. "Не все разъехались, и не только название осталось, много чего осталось - дома, погост остался (кладбище - прим. автора), родственники там лежат, за ними тоже ухаживать надо, не возьмешь же все с собой", - говорит он.
Сам Яков Гертнер в Германию не стремится. "А шо там делать? Нас и здесь неплохо кормят", - говорит он.
Кстати, когда-то Петерфельд был чисто немецким селом, то есть, помимо немецкого, на других языках там не говорили. Но в середине 30-х годов прошлого века сюда приехала первая семья казахов. И этого хватило, чтобы немецкие дети начали говорить по-казахски, а казахские - по-немецки.
"Вы лучше моего Гошу сфотографируйте. Он вам потанцует даже", - говорит бывший работник почты Валентина Федоровна, указывая на собачку.
Гоша, слушаясь хозяйку, начинает танцевать.
"Была баня, из этой бани сделали кафе. Хорошо, знаете, бывает и похороны там делают, и другие мероприятия. А так ничего нет", - говорит женщина.
На 80-летие заселения первых казахов в Петерфельд петропавловское телевидение показало сюжет, в котором хранительница музея петерфельдской школы рассказывала об истории села. "А когда-то у нас здесь выступал Вольф Мессинг даже. Кто это такой, я надеюсь, все знают. " - с гордостью говорила женщина.
Местные жители настоятельно советовали нам поговорить с этой женщиной, потому что "она знает все про Петерфельд". Но, к сожалению, пенсионерка поехала провожать в Германию очередную семью немцев, которые приезжали в Казахстан, чтобы посмотреть "родные места".
Как живут в российском селе под названием аул Казахский
В России, а именно в Самарской области, есть аул Казахский. Там всего около ста дворов и только одна улица - Казахская. Как говорят с гордостью сами сельчане, многие казахские обычаи здесь сохранились в первозданном виде. О том, как живет аул Казахский сегодня, корреспонденту Tengrinews.kz рассказали его жители.
Стоп-кадр: Канат Давлетов
Один из наших собеседников - Ерик Изгалиев. Он живет в Самаре. Аул Казахский, который находится в 40 километрах от города, называет своей родной деревней, так как его мама отсюда и с этим местом у него связано много детских воспоминаний. В городе он работает фотографом и учится в магистратуре на нефтяном факультете.
"Мы любим приезжать в это село, потому что оно маленькое, здесь чистая вода, свежий воздух, машин особо нет, сыну есть где разгуляться, а я люблю общаться с друзьями".
Фото: архив Ерика Изгалиева
"В ауле живет очень много казахов, они все дружные, веселые. Там есть ансамбль "Еркемай", им руководит моя тетя Ахзиба Джумаева. Мне кажется, что каждый ребенок, который жил здесь или приезжал сюда на лето, ходил в этот ансамбль, танцевал, пел, участвовал в каких-нибудь театральных постановках. Я больше танцевал".
Фото: архив Ерика Изгалиева
Одно из самых популярных мест в ауле - кафе под названием "Россия". Туда съезжаются казахи со всей области, чтобы отметить там какое-нибудь событие. Еще одна достопримечательность - это единственный в своем роде в области музей-юрта "Мурагер". Его подарил аулу президент казахского центра "Акжол". В этой юрте собраны предметы интерьера, посуда, есть экспонаты из Уральска, Алматы, Нур-Султана и Туркестана. В 2000-х здесь построили мечеть.
Фото: Канат Давлетов
"Мои коллеги отмечают, что здешние казахи — очень гостеприимный народ и даже если у них много гостей, всегда впустят в дом, накормят и напоят", - рассказывает Ерик.
- А отличия между самарскими казахами и казахстанскими есть?
- Да, я их наглядно вижу. Например, на свадьбах и юбилеях здесь отрываются по полной, а в Атырау (Ерик родом из Атырау - прим. автора) все проходит более спокойно, культурно. А еще российские казахи немного пунктуальнее.
Фото: архив Ерика Изгалиева
Расскажем немного об истории аула. В материалах, которые нам предоставила его жительница Ахзиба Джумаева, указано, что казахские семьи отправлялись в разные регионы Самарского края в 30-е годы прошлого века, спасаясь от голода и репрессий. В основном они ехали из Западно-Казахстанской и Атырауской областей.
Аул Казахский образовался в 1935 году на месте цыганского колхоза на берегу реки Запрудка. Поскольку цыгане на одном месте сидеть не любят, а колхоз нужно было как-то сохранить, туда и поселили казахов. Но название свое он получил не сразу. Поначалу это место называлось Сталинско-Дром, потом третьим отделением колхоза
имени Шевченко и только в 80-х годах его официально назвали аул Казахский.
Фото: архив Ерика Изгалиева
Первая школа открылась здесь в послевоенные годы. Она располагалась в частном саманном доме. Старожилы говорят, что там не было парт и ученики сидели прямо на полу. Чуть позже в ауле был построен первый деревянный дом, где открыли школу с более комфортными условиями. Вот что пишут в материалах:
"Девочки тех лет учились всего по два-три года, потом бросали, считая, что учеба им ни к чему, куда важнее выйти замуж за достойного человека".
Первые годы сельчане ютились в низеньких сырых землянках с маленькими окошками. Сегодня о них все еще напоминают небольшие холмики. А уже в 60-е годы жители аула переселились в просторные деревянные дома, и в округе появился свой клуб, медпункт и магазин.
"В конце 80-х началось активное строительство коттеджных домов, их выдавали работникам колхоза, - рассказывает еще один наш герой Канат Давлетов. - Сейчас здесь в основном современные кирпичные дома со всеми коммуникациями".
Стоп-кадр: Канат Давлетов
Раньше люди работали на фермах, складах, в кузнице и конюшне.
В настоящее время сельчане продолжают заниматься скотоводством.
"Местные работают в городе или в ближайшем селе Богдановка. Продают молоко, мясо, некоторые держат магазины, некоторые подсобным хозяйством занимаются. Молодежь в основном вся в Самаре, поступает там в университеты, но на выходные приезжает," - говорит Канат.
Сам он работает видеографом в городе. Его прадед был переселен в аул в 30-х годах. По воспоминаниям Каната, аул его детства - это полуразбитая дорога и постоянно гуляющий скот по улице. Сейчас, говорит наш герой, такого нет: и дорога хорошая, и скот на пастбище пасется, но те памятные моменты - самые теплые в его жизни.
Фото: Канат Давлетов
В селе проживает около 300-400 человек. 90 процентов - это казахи, но есть несколько семей русских, это те, кто в свое время туда переехал, купив там участок или домик под дачу.
Фото: Канат Давлетов
В ауле нет национальной школы, и казахский язык здесь не преподавался со дня основания села. Но работа по сохранению традиций народа ведется. Это и факультативные занятия в начальной школе, и работа со стороны сотрудников дома культуры. А еще свои знания передает старшее поколение.
"Старшее поколение говорит на казахском языке. Мы, поколение 90-х, полностью его понимаем, но говорим больше на русском, так как учимся в русских школах и университетах. А уже наши дети и вовсе не понимают его. Конечно, это большой минус. У меня есть цель подтянуть свой казахский, - говорит Канат. - На мой взгляд, отличие между тем, как говорят в Казахстане, и тем, как говорят здесь, есть. В Казахстане быстро говорят, а у наших слова произносятся более раздельно, что ли, размеренно".
Фото: архив Ерика Изгалиева
В ауле очень крепки национальные традиции. Свадьбы здесь отмечают, соблюдая все казахские обычаи: шашу, беташар, келин-шай, калын-мал. Когда в селе рождается малыш, жители проводят: суюнши, бесiкке салу, ит койлек, шiлдехана. Стариков одних оставлять тут не принято, младший сын остается жить со своими родителями.
Фото: Канат Давлетов
Еще аул знаменит на всю область тем, что ежегодно тут 14 марта отмечают Камал-айт (или Амал).
"В этот день наши дастарханы ломятся от угощений. С утра все здороваются друг с другом за руку, желают всех благ и угощают гостей баурсаками, шелпеками, конфетами. И обязательно молодые люди навещают стариков. А ближе к обеду все сходятся в сельском доме культуры, чтобы пообщаться, посмотреть праздничный концерт и спортивные соревнования", - говорится в материалах, предоставленных Ахзибой Джумаевой.
У местных казахов сохранился обычай поминать умерших по пятницам. Каждую пятницу они пекут баурсаки, шелпеки. Также в ауле проводят садака. Традиции соблюдают не только старики, но и молодежь.
Фото: Канат Давлетов
Сама Самарская область, как нам рассказали, насчитывает 157 национальностей. Самарские казахи - это этническая группа. В регионе их около 15 тысяч. Чтобы получше узнавать друг друга, до пандемии они проводили совместные мероприятия "Землячества".
Фото: архив Ерика Изгалиева
Мы спросили у ребят, о чем они сегодня думают, к чему стремятся.
"Я сейчас, помимо свадеб и юбилеев, работаю еще на казанскую компанию, она занимается интерактивными фотографиями, то есть это когда наводишь камеру на фотографию и она якобы оживает. Хотелось бы в будущем переехать в Казань либо Санкт-Петербург, - рассказывает Ерик. - В Москву ни в коем случае не хочу, потому что там ситуация сейчас сложная и город большой, я люблю периодически выезжать за город отдохнуть, а в Москве, если ты выезжаешь из города, то через два часа ты все еще будешь в Москве".
Фото: архив Ерика Изгалиева
"Я стремлюсь запечатлеть как можно больше ярких моментов в жизни людей, есть в планах снять ролик о родном ауле, - говорит Канат. - Хочется съездить в Казахстан. Постоянно смотрю обзоры казахстанских городов в ютубе. Я был в Уральске, Актобе, Шымкенте, Туркестане, очень понравилось. Но ощущение, что я в гостях, оно присутствовало, и домой, на родину, все-таки меня тянуло. Не зря ведь говорят: "Где родился, там и пригодился".
Читайте также: