Когда плисецкая уехала в германию
Майя Плисецкая завещала развеять свой прах над Россией. Она прожила долгую и наполненную жизнь. Прима-балерина Большого театра СССР и известная на весь мир балерина, она стала символом своей эпохи, эталоном и примером для подражания.
СЕМЬЯ И ДЕТСТВО МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.
Майя Плисецкая с мамой и папой Майя Плисецкая с мамой и папойУ нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом. Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров.
Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин. Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.
А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.
1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.
2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.
На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы.
3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.
4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.
5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.
6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.
7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.
8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже. Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.
9. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.
10. «Диет не надо, надо меньше жрать», ― говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала «селедой».
11. Для многих известных творцов Плисецкая была музой. Ее грация и красота вдохновляли Шагала, Пети, Бежара, Кардена. Последний бесплатно шил для Майи Михайловны костюмы к ее балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Но имени маэстро долгое время не было на афише Большого театра. Министерство культуры запретило дирекции в перечислении авторов ставить фамилию иностранца. Плисецкая очень сильно переживала ― ей в который раз было неловко за свою страну.
12. Майя Михайловна не жаловала курильщиков и сама никогда в жизни не брала в рот сигарету. К алкоголю относилась с осторожностью, от бокала вина у нее начинала болеть голова.
13. Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались. Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру. Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.
Мюнхенcкие адреса Майи Михайловны Плисецкой
Фото: Дом на улице Salvatorstrasse 5, где жила Майя Плисецкая (3 этаж, 4-х комнатная квартира). Фото автора.
Max-Joseph-Platz 2 ( городской район Alterstadt)
Это адрес Национального театра Мюнхена ( Nationaltheater Muenchen), являющегося главной площадкой Баварской государственной оперы и Баварского государственного балета (2100 посадочных мест). Театр был открыт в 1818, но уничтожен пожаром через пять лет. В 1825 году он был восстановлен Лео фон Кленце, который добавил в его оформления неогреческий стиль.
В театре на его балетных и оперных спектаклях бывала Майя Михайловна, надеявшаяся работать в нем в качестве репетитора. Однако этого не случилось.
В 1989 году балетная труппа Национального театра Мюнхена была преобразована в Баварский государственный балет (Bayerisches Staatsbalett). Процесс реорганизации и превращения Баварского балета в одну из лучших трупп мирового уровня проходил под руководством выдающейся немецкой балерины Констанс Вернон и сменившего её в 1998 году на посту руководителя коллектива известного чешского танцовщика и хореографа Ивана Лишка.
Theresienstrasse 23 (городской район Maxvorstadt).
В этом доме до 2012 года жили («снимали квартиру») супруги: советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса Майя Михайловна Плисецкая (1925–2015) и ее второй супруг – российский композитор и пианист Родион Константинович Щедрин (род. 1932). С первым мужем, танцовщиком Марисом Лиепа, Майя Михайловна в 1956 году прожила после замужества только три месяца. С Родионом Щедриным балерина познакомилась в гостях у Лили Брик . Плисецкая была на несколько лет старше Щедрина и после двух лет знакомства они начали встречаться. В 1958 году они провели отпуск в Карелии и поженились. Майя Плисецкая имела гражданство Испании (1993) и Литвы.
С начала 90-х годов Плисецкая и Щедрин поселились в Мюнхене. В автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая» (М.,1998) балерина писала о Мюнхене: «…Город чуден. Весь в зелени. Умыт. Начищен, как на парад. Я люблю склонность немцев к порядку, уюту. Их трудолюбие. Мы снимаем двухкомнатную квартиру на Терезиенштрассе. Это самый центр. Все под рукой. Все рядом. Все удобно. Люблю Мюнхен по воскресеньям. Хотя каждый город в воскресный день прихорашивается, снижает нервный ритм суеты, пустеет. А баварская столица празднично озвучивается колокольными перезвонами. Немцы семьями отправляются побаловать себя белыми сосисками со сладкой горчицей. Вкусить янтарного пива. Для балетной братии пиво самое лучше всякого лекарства. Расслабляет мышцы. Приносит отдых мускулам. Меня в Германии знают меньше, чем во Франции, Америке, Испании. Впрочем, пока мало кто в курсе, что я в Германии, в Мюнхене. Может, еще спонадоблюсь…» Однако ожидания балерины в Мюнхене не оправдались: ее не приглашали работать репетитором в Государственном театре оперы и балета.
В одном из своих интервью балерина рассказала о Мюнхене (цитирую):
– Немцы называют Мюнхен самым северным городом Италии. Они шутят, что население Германии делится на тех, кто живет в Мюнхене, и тех, кто хочет в нем жить. А какая насыщенная здесь художественная жизнь! Три оркестра возглавляют три знаменитейших дирижера с мировым именем – Марис Янсонс (до него этим оркестром руководил Лорин Маазель), Джеймс Левайн, Зубин Мета. Какой город может похвастать чем-то подобным? Да и пиво с сосисками здесь такие, что даже нет и в Берлине. Только пиво надо пить свежайшим, прямо из бочки, в отведенной каждому сорту специальной посуде. И сосиски надо есть в правильное время дня, со специальным хлебом и специальными приправами. А чистота, точность, аккуратность! А парки протяженностью в 30 километров! Но самое главное – это работа моего мужа. В Германии – издательство его нот, защита авторских прав. Он – член Баварской и Берлинской Академий изящных искусств с 1976 года, кстати, единственный из живущих русских композиторов.
Племянница Майи Михайловны – Анна Плисецкая вспоминала, что у них была "крохотная квартирка, где только под роялем спать". И далее – "Майе было скучно сидеть в Мюнхене. В отличие от Родиона, который прекрасно владеет немецким, она не знала ни слова. В этом плане она была совершенно беспомощна". Майя Плисецкая и Родион Щедрин жили между собою ". примерно как Любовь Орлова и Григорий Александров. Должна быть красивая пара.< . > Он порой жестко с ней разговаривал, и она его слушалась. Она была скромна в быту. Никогда не капризничала, никогда не перекладывала на других свои проблемы" ( по воспоминаниям Анны Плисецкой).
Плисецкая посещала концерты в Мюнхенской филармонии, а также мероприятия, проводимые в Генконсульстве Российской Федерации в Мюнхене. Однако там она замыкалась с кем- то из знакомых в отдельной комнате. Автор этих строк встречал супружескую чету на Главном вокзале в Мюнхене, где та покупала еженедельник «Аргументы и факты». В краткой разговоре Майю Михайловну интересовала, как собеседник оказался в Германии и какие ее балеты с ее участием он видел в Москве. Тогда Под рукою у автора этих строк оказалась выходившая на русском языке в Ганновере газета «Контакт», где было опубликовано его большое интервью «Исповедь дезертира». Один из экземпляров газеты был подарен Майе Плисецкой. Супружеская чета с трудом верила, что в Германии число дезертиров из советской армии перевалило за 500 человек.
Балерина не овладела немецким языком даже на бытовом уровне. На одной из ее неофициальных встреч с жителями Мюнхена «переводчицей» Майи Михайловны выступал случайный человек – одесситка Раиса Концова, представившаяся собравшимся, что в Германию она «приехала по так называемой еврейской линии». В то время в Мюнхене гастролировал китайский балет. Китайцы привезли баварцам "Лебединое озеро". "Балет" напоминал акробатический спектакль талантливых артистов-гимнастов под музыку Чайковского. Танец маленьких лебедей китайцы превратили в акробатический этюд зеленых лягушек!? Мне запомнились слова Майи Михайловны:". В плане техники китайцы возможно, танцуют лучше меня. Но! Не каждой танцовщице удается в "Лебедином" создать. образ!" И она права.
Балерина ходила по городу в темных очках и узких брюках, однако из немцев мало кто узнавал ее на мюнхенских улицах. Плисецкая любила посещать в Мюнхене знаменитый фирменный магазин деликатесов «Feinkosten-Laden Kaefer» по адресу Prinzregentenstrasse 73. Нужно было только видеть, как она в один зимний и снежный день поднимала двумя пальцами руки над своей головою крупную черешню из Южной Америки. Она рассматривала, словно на просвет, каждый темно-красный шарик, а потом бережно опускала его в прозрачный кулечек. Если наблюдающему такую сцену позволить себе дать волю фантазии, а еще и подобрать какую-то итальянскую мелодию, то можно было поймать себя на мысли, что являешься невольным свидетелем какой-то репетиции балетного спектакля с участием великой Майи, которая "Цветаева балета".
В 2011 году мюнхенский Центр русской культуры " MIR" издал цветной календарь, посвященный балерине Майе Плисецкой: "Eine Reise in die Welt der russischen Kultur mit Maja Plissezkaja" ("Путешествие в мир русской культуры с Майей Плисецкой").
Prinzregentenstrasse 73 (городской район Bogenhausen)
Это адрес главного "Feinkostladen" в престижном мюнхенском районе Bogenhausen, который любила посещать Майя Плисецкая. Магазин и ресторан европейской кухни принадлежит известной в Германии гастрономической империи "Kaefer", основанного мюнхенским «королем деликатесов» Гердом Кефером, скончавшимся в возрасте 82 лет в 2015 году.В 60-х годах Герд Кефер принял бизнес от своего отца Пауля. Майю Михайловну часто видели на первом этаже этого магазина, где она покупала фрукты.Сеть магазинов деликатесных изделий Кефера насчитывает 12 филиалов в Мюнхене, кроме того, ещё рестораны во Франкфурте, Шанхае и на крыше Бундестага в Берлине. Видели Майю Плисецкую с супругом Родионом Щедриным и на 2 этаже одноимённого магазина деликатесов, где находится ресторан с прекрасной кухней. Супруги трапезничали в узком кругу в одном из изысканно стилизованных индивидуальных кабинетов. Здесь официант подает одному посетителю средний счёт в размере 120€.
Rosenheimer Strasse 5 ( городской район Haidhausen-Sued)
Здесь находится один из крупнейших культурных центров в Европе - "Гастайг" (Gasteig). Он включает в себя большой концертный зал филармонии на 2572 мест и многочисленные залы для проведения мероприятий, а также штаб-квартиру Мюнхенского филармонического оркестра. Здесь часто можно было встретить на концертах Майю Плисецкую с супругом Родионом Щедриным. О любви к балерине свидетельствует и такой эпизод.
Одна из бывших прихожанок Русской православной церкви МП Маргарита К., повари испанского ресторана, рассказывала подругам и автору , как она встретила в перерыве между отделениями концерта в "Гастайге" Плисецкую, но не в зале и не в фойе, а в. туалетной комнате. Балерина и повариха одновременно вышли из кабинок.
- Я прямо остолбенела и только одно могла произнести: "Ой! Майя. " А Майя Михайловна на меня взглянула и с иронией сказала:"Вот так встреча! Да?" Я как кинулась к ней и поцеловала ее в щеку. Она прямо оторопела и испугалась моего прыжка к ней. Я и не подумала, что от меня может жареным луком и маслом пахнуть. Ведь я сразу после работы пошла на концерт. "
Здание "Гастайга", построенное по проекту ассоциации архитекторов Рауэ
(Raue), Ролеханген (Rollehagen) и Линдеманн (Lindemann), было открыто в 1984/85 году. Комплекс зданий площадью 23 000 кв. м включает в себя концертный зал Мюнхенской филармонии, Городскую библиотеку и Центр обучения взрослых. Ежегодно в мероприятиях принимают участие около 750 тысяч человек.
Salvatorstrasse 5 ( городской район Altstadt)
С 2012 года Майя Плисецкая и Родион Щедрин жили почти в самом центре баварской столицы, недалеко от церкви "Сальваторкирхе" и "Дома литературы" В одном из интервью Майя Михайловна как-то призналась, что "любит пиво и селедку, которую называла «селедой», а ее "любимым заведением был ресторанчик рядом с домом в Мюнхене" Этот "ресторанчик" находится в "Доме литературы" на площади Сальваторплац 1.
Имя Майи Плисецкой (См. также: Theresienstrasse 23) стало легендарным при жизни. «В её имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая – полюс магии», – так написал о Плисецкой поэт Андрей Вознесенский. Балерина выступала в крупных партиях примерно на 30 лет дольше, чем это принято в балете.
28 мая 2010 года в городском культурном центре Мюнхена "Gasteig" состоялась встреча горожан с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным на показе фильма-балета "Чайка". Зрители из первых уст узнали подробности о создании балета и фильма.
В начале мая 2015 года роковой сердечный приступ настиг Майю Михайловну в квартире на улице Salvatorstrasse. В апреле она вернулась в Мюнхен из Москвы и готовилась к юбилейным торжествам в российской столице, где в ноябре Большой театр планировал отметить 90-летие балерины. Легендарная балерина Майя Плисецая ушла из жизни в возрасте 89 лет после сердечного приступа. После смерти великой балерины 2 мая 2015 года соседка по подъезду, где жила Плисецкая, госпожа Дороти Паркер сообщила СМИ: «. Я живу этажом выше и знаю эту семью очень хорошо. Майя была очень скромная и тихая. В тот день я видела, как подъехали две машины с врачами и вышла Майя очень бледная.— И потом это известие о смерти…»
К подъезду, где жила Майя Михайловна, русскоязычные жители Мюнхена приносили букеты цветов. Кому-то из них удалось встретить у дома композитора Родиона Щедрина (род. 1932), выразить слова соболезнования и узнать у овдовевшего супруга о времении и месте кремации под Мюнхеном тела великой балерины.
В 1958 году Майя Плисецкая вышла замуж за Родиона Щедрина, но общих детей у них не было. До замужества с Родионом Щедриным недолгое время (три месяца в 1956 году) Майя Михайловна была замужем за солистом балета Марисом Лиепой, которому балерина помогла перейти из Риги в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. В мемуарах Плисецкая писала и о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани. Но именно Родион Щедрин сыграл особую роль в ее жизни. Он был не просто супругом балерины, но и ее вдохновителем и соавтором. На музыку Щедрина Майя Михайловна как балетмейстер создала балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».
Sternwartstrаsse 7 (городской район Bogenhausen).
Wеоrthstrasse 47 (городской район Maxvorstadt).
Это адрес уже не существующего «русского магазина» у Восточного вокзала, где Майя Михайловна Плисецкая однажды встретилась с русскоязычными покупателями и продавала им с личным автографом. свою автобиографическую книгу "Я, Майя Плисецкая. " (В Германии в 2006 году вышла на немецком языке ее книга "Ich, Maija. Die Primaballerina des Bolschoi-Theaters erzaehlt aus ihrem Leben. Taschenbuch – 14. November 2006"). Все купившие ее книгу заметили тогда , что на черном фоне книжной страницы Майя Михайловна пользовалась специальной авторучки с «серебряными чернилами». Эту книгу, написанную, вероятно, не без участия одного или двух профессиональных писателей, читать очень интересно, несмотря на то, что местами в тексте проглядывают язвительно-злые и очень колкие замечания в адрес недругов. Некоторые из них были и среди многочисленных читателей (цитирую): ". Смешно читать, как описывается ненависть к режиму, при котором она каталась, как сыр в масле. Все обвинения к власти сводятся исключительно к тому, что пару раз Майю Михайловну не выпустили за границу. " И далее: ". В самое тяжелое для страны время, в 90-х, Плисецкая уезжает жить и работать за границу. Здесь же тяжело, трудно. Когда все самое тяжелое позади, триумфатором возвращается в новую Россию. А как же предательство?! Мы же не уехали! Мы-то здесь были, работали, жили бедно, страну не бросили. "
Отношения Майи Плисецкой и дирекции Большого театра складывались не просто, но она всегда повторяла: "На Большой театр обижаться невозможно. Большой театр можно только обожать, потому что этот театр – самый лучший на свете". В своих многочисленных интервью Майя Плисецкая говорила, что она "дожила бы до 150 лет, если бы не вечная борьба. А так едва ли дотяну до ста!"
В связи с тем, почему Майя Плисецкая занималась в Мюнхене распродажей своих книг, приведем ниже фрагменты воспоминаний (январь 2017 года) племянницы Майи Михайловны — Анны Плисецкой. Приведем некоторые фрагменты: ". У Майи была безумно трудная жизнь. От нее все время требовали что-то выдавать и доказывать. Если кто-то приходил и плакался, она помогала. Она была нищей, а все вокруг зарабатывали. Я никогда не видела у Майи каких-то излишеств, ее отличала дикая аскетичность. У нее даже не было мобильного телефона. Она вообще потерялась в век информационных технологий и коммерции. От слова «Интернет» ее бросало в дрожь. "
". У Майи не было денег даже на туфли. Она брала пенсию, мы шли в магазин, где я договаривалась о 30-процентной скидке. Денег хватало на две пары туфель. Ей почему-то хотелось купить лодочки на каблуке, я говорила: «Ты не будешь это носить, у тебя косточка заболит!» — «Нет, я куплю». Естественно, эти туфли потом раздавались. Майя вспоминала, как еще до моего дня рождения они ездили с гастролями на Запад. Артисты жили в пятизвездочном «Шератоне», а по коридору плыл нестерпимый запах от супов из консервов. Импресарио, который тратил по 300 тысяч за гастроли, спрашивал: «Что, что такое?» Ему объясняли, что они получают по 5 долларов в сутки, а им еще надо семью одеть. Майя около 80 процентов от гонорара примы отдавала. Мы шли с ней как-то по улице в Мадриде, и она мечтала: «Только бы все потратить!». "
". Она была доверчива, а постоянная нужда толкала ее на всевозможные авантюры, будь то «несчастная и гонимая шоу-дива», много лет использовавшая ее имя для раскрутки своего, или делец, который получал от ее импресарио деньги и, не платя своей провинциальной труппе, пытался выбить театр, школу, подписав кабальный контракт с немолодой балериной. То где-то подмахнула письмо на использование ее имени, и начали выпускать кремы «Майя Плисецкая». Весь этот цирк преследовал ее много лет. "
". Она много работала по контрактам. Импресарио требовали еще и еще, публика шла на нее в любом виде: хоть руками танцуй, хоть просто выйди, но будь! Она устала. И вообще была пассивна. Любой творческий человек ждет, когда ему позвонят. Это привычка из советского прошлого. Майя говорила: «Я ничего не хочу, мне уже ничего не надо». Она хотела слушать музыку, ходить на концерты, общаться. Она очень любила рестораны. < . > Майя любила вкусно поесть. "
Знавшие Майю Плисецкую люди говорили, что она очень хвалила японское блюдо "суши" и ей "нравилось баварское пиво".
Ismaninger Strasse 22 (городской район Haidhausen)
Это адрес больницы Технического университета г. Мюнхена ("Klinikum rechts der Isar ist das Universitaetsklinikum der Technischen Universitaet Muenchen), где 2 мая 2015 года врачи боролись за жизнь Майи Плисецкой, но их усилия оказались тщетными. Майя Михайловна скончалась от обширного инфаркта миокарда. В день смерти она, бледная, сама вышла на улицу и села в машину скорой помощи.
Больница "Рехтс дер Изар" Технического университета, где трудятся 5.500 сотрудников, одна из престижных в городе. Она состоит из 33 клиник и отделений, а также 17 институтов и нескольких междисциплинарных центров. В ней находится Онкологический центр им. Романа Герцога.
Прах Плисецкой будет развеян над Россией
В Германии пройдет прощание с прославленной балериной Майей Плисецкой. Согласно завещанию, ее прах развеют над Россией. (04.05.2015)
Российский композитор Родион Щедрин подарил свой творческий архив Берлинской Академии Искусств
Почему выдающийся композитор решил безвозмездно передать Германии документы, среди партитуры к его наиболее известным произведениям? Репортаж с торжественной церемонии открытия архива в Берлинской Академии искусств. (18.01.2008)
С тех пор в Берлине прошло две выставки, посвященных Плисецкой. Первая из них состоялась в цикле "Политические тела" в 2008 году и рассказывала о вкладе музы Бежара в дело обновления классического балета. Вторая, "Сохранять осанку", была посвящена личности балерины. Одновременно с выставкой Плисецкая и Щедрин представили в 2010 году и свои мемуары, синхронно опубликованные на немецком языке. "Зал Академии был переполнен людьми, которые хотели увидеть Плисецкую, - вспоминает Неле Хертлинг. - Все, кто интересовался балетом, знали, кто она такая".
Немецкая пресса: легенда и "первая диссидентка"
Звездные годы балерины Плисецкой пришлись на то время, когда западная - и, в частности, немецкая - публика была лишена возможности видеть ее вживую. Редкие записи не могли этого компенсировать. Переезд Плисецкой в Германию состоялся практически одновременно с ее уходом со сцены. "Тем не менее, все, конечно, знали, что она - одна из ведущих танцовщиц 20-го века, - отмечает немецкий балетный критик газеты FAZ Вибке Хюстер (Wiebke Hüster). - Знали и о том, что она не только продолжательница классической традиции, но и открыта всему новому в хореографическом искусстве".
"Независимость, одержимость, упорство - вот три луча, образовывавших ореол над головой этой балерины, которая сама называла себя "первой диссиденткой СССР", - пишет в некрологе на страницах Süddeutsche Zeitung Дорион Вайкман (Dorion Weickmann). В одном сходятся все, кто знал Плисецкую: ушла легенда.
Также по теме
Преследование КГБ, вражда с Григоровичем и другие конфликты Майи Плисецкой
Впервые на сцене Большого театра Майя Плисецкая появилась в 1943 году после окончания Московского хореографического училища. Тогда в зените славы еще находились ее предшественницы Галина Уланова и Марина Семенова. Постепенно талантливая балерина перешла на сольные партии и достигла статуса примы. Она успешно гастролировала в США, Великобритании, Италии, Франции и других странах, а также снималась в десятках фильмов. После знакомства со вторым секретарем английского посольства Джоном Морганом в 1956 году Плисецкая оказалась под пристальным вниманием КГБ и в течение шести лет не могла выехать за границу.
В 1966 году в числе 25 деятелей культуры и науки Плисецкая написала письмо против реабилитации Иосифа Сталина. Впоследствии «маленьким Сталиным» балерина называла знаменитого хореографа Юрия Григоровича.
Он занял пост главного балетмейстера Большого театра в 1964 году и прослужил на нем более 30 лет. Артисты часто называли стиль управления Григоровича диктаторским. С 1970-го года Плисецкая, которая отличалась своенравным характером, и ее коллега Владимир Васильев пытались противостоять хореографу. Они хотели попробовать себя в другом репертуаре и ставить в театре свои спектакли.
В книге мемуаров «Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров» брат балерины и хореограф Азарий Плисецкий рассказал о причинах конфликта его сестры и Григоровича. Он отметил, что изначально Плисецкая приветствовала переход балетмейстера из Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр) в Большой. Но вскоре, по словам Плисецкого, Григорович «в ущерб Майе выдвигал на центральные роли обожаемую им Наталью Бессмертнову, на которой женился в 1968 году».
«Во Франции на один из ответственных спектаклей он вместо Майи поставил Бессмертнову. Этого она не могла простить. Конфронтация началась с банальной истории, а закончилась настоящей войной. Обиды росли как снежный ком. Это касалось не только Майи, но и Володи Васильева, и Кати Максимовой, и Мариса Лиепы, с которыми у Григоровича начались персональные конфликты. Он ссорился с людьми, принесшими ему славу», — написал Плисецкий.
Он подчеркнул, что каждый новый балет Григоровича был слабее предыдущего — хореографу не удалось повторить успех «Каменного цветка» и «Легенды о любви», которые позволили ему стать балетмейстером Большого. Визитными карточками театра надолго стали соцреалистские «Спартак» и «Иван Грозный». Последней постановкой Григоровича на сцене Большого стал «Золотой век». Эпиграмму артистов на этот балет Плисецкий также опубликовал в своей книге:
«В перестановке смысл большой, // Скажу, как друг ваш пламенный. // Цветок, быть может, золотой, // А век уж точно каменный».
В 1988 году Григорович отправил на пенсию Владимира Васильева, Нину Тимофееву, Михаила Лавровского, Екатерину Максимову, Наталью Бессмертнову и Плисецкую. В последние годы партии балетов на музыку мужа Плисецкой Родиона Щедрина состояли преимущественно из адажио, во время которых балерину носили на руках и почти не ставили на пол. При этом благодаря движениям корпуса, выразительности рук, харизме и самому присутствию Плисецкой зрители были в восторге. Ей к тому времени уже было за 60, а Васильева и Максимову выгнали из театра, когда им было по 40 лет.
После ухода из Большого Плисецкая выступала в США, Аргентине, Японии, Франции, Польше и других странах. В своей книге «Я, Майя Плисецкая» она назвала тот период «годами странствий». Когда СССР распался, артистка перебралась в Мюнхен, а в 1994 году получила литовское гражданство. Выбор места жительства она объясняла хорошим воздухом, качественной медициной, комфортным бытом и близостью многих европейских столиц.
«Меня в Германии знают меньше, чем во Франции, Америке, Испании. Меньше, чем в Японии и Аргентине. И уж совсем меньше, чем в России. Впрочем, пока мало кто в курсе, что я в Германии, в Мюнхене. Может, еще спонадоблюсь. Автографы просят лишь балетоманы. Жить легче. Но непривычно», — писала она.
В 1994 году Плисецкая возглавила жюри международного балетного конкурса «Майя», который проводился в Санкт-Петербурге в течение четырех лет. Артистка продолжала выступать даже в пожилом возрасте, и в день своего 70-летия исполнила номер «Аве Майя», поставленный для нее французским балетмейстером Морисом Бежаром. В последние годы артистка не танцевала и занимала себя проведением мастер-классов и написанием мемуаров. Она умерла 2 мая 2015 года, не дожив несколько месяцев до 90-летия. В завещании Плисецкая попросила развеять ее прах над Россией вместе с прахом мужа после его смерти.
Майя Плисецкая в Германии: больше чем гостья
Последние два десятилетия своей жизни прославленная балерина провела, курсируя между Мюнхеном и Москвой. Ее выбор не был случайным.
Майя Плисецкая на открытии посвященной ей выставки в Берлине
Май 2014 года: в Мюнхенской филармонии Gasteig выступает оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева. В оживленной светской толпе сразу бросается в глаза элегантная пара: Майя Плисецкая и Родион Щедрин. Профессионалы светской жизни, они приветливо здороваются с многочисленными немецкими знакомыми - явно "свои среди своих" в мире баварской филармонической публики. "Родион, если ты будешь плохо вести себя с женой, я заберу ее у тебя", - обещает один из профессоров Мюнхенской консерватории. Щедрин отшучивается с усталой галантностью многоопытного мужа красавицы…
Германия как свобода
В связи с кончиной уникальной женщины и прославленной балерины много пишут о том, что харизматичность Плисецкой - как и ее старшей подруги, музы Маяковского Лилии Брик - заключалась в умении оставаться внутренне свободной в любой ситуации. Но не стоит упрекать артистку, выросшую с клеймом "дочери врага народа" и впервые выпущенную на заграничные гастроли в возрасте 34 лет, в том, что она охотно обзавелась и атрибутом свободы внешней: правом жить в любой стране по своему выбору и перемещаться по миру, не подвергаясь унизительной процедуре получения виз.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Мюнхен, 2009 год
Плисецкая и Щедрин никогда не делали тайны из того, что их переезд в Германию был связан с практическими соображениями. Выбор в пользу Мюнхена безупречен: хороший предальпийский воздух, близость Парижа, Мадрида и Штарнбергского озера, качественная медицина, комфортный быт. Кто сказал, что мир заканчивается на Рузе и Переделкино? К тому же Мюнхен - город с богатейшей культурной жизнью и лучшей в стране футбольной командой. Ставшая за компанию с мужем заядлой футбольной болельщицей, Майя Плисецкая называла своим любимым игроком Мирослава Клозе (Miroslav Klose). А еще ей очень нравилось, когда к ней обращались "фрау Щедрин".
"Мне кажется, ей было безразлично, находится ли она в Москве или в Мюнхене, - говорит в беседе с DW вице-президент берлинской Академии искусств Неле Хертлинг (Nele Hertling). - Для артиста такого уровня "национальность по паспорту" не имеет значения".
Архив Щедрина и Плисецкой: "в надежные руки"
В 2008 году Родион Щедрин и Майя Плисецкая приняли решение подарить значительную часть своего архива берлинской Академии искусств. Решение было продиктовано как неудовлетворительными условиями хранения той части архива Щердина, которая была ранее передана в Российский государственный архив, так и желанием "отдать что-то Германии", ставшей если и не второй родиной, то точно гостеприимным вторым домом.
Прима-балерины между собой: Майя Плисецкая и звезда штутгартского балета Биргит Кайль, 2003 год
Вместе с партитурами и другими документами Щедрина в немецкий архив были переданы тогда и экспонаты, связанные с жизнью и творчеством Плисецкой. Балерина отметила, что расстается с вещами "с чувством, что я отдаю это в надежные руки, и это будет для людей важно и интересно".
Контекст
Остатки со стола? Немецкий эксперт о полезной и вредной еде для собак 27.09.2021
Собаки считаются мясоедами. Однако не мясом единым они живут. Углеводы, овощи и фрукты, содержащие полезные питательные вещества, им тоже необходимы. Как правильно кормить собак? Советы немецкого эксперта.
Скончалась Майя Плисецкая
Но 90-м году ушла из жизни выдающаяся балерина Майя Плисецкая. Смерть наступила от сердечного приступа. (02.05.2015)
Тихие дни в Баварии: последние годы Плисецкая жила в Мюнхене
Открытым остается вопрос о месте и времени похорон Майи Плисецкой. Последние годы вместе с мужем — композитором Родионом Щедриным — она жила в Мюнхене. Там писала, общалась с журналистами, иногда выезжала на мастер-классы и даже выходила на сцену.
В доме в самом центре Мюнхена, в скромной квартире с роялем, занимающим чуть ли не половину гостиной, Майя Михайловна и Родион Константинович прожили много лет. Но чувствовалось, что в Баварии великой Плисецкой скучновато. И дело совсем не в том, что она, в отличие от мужа, не владела в достаточной степени немецким языком, а в том, что к балету здесь подходят также рационально, как и ко всему другому — нет традиции, нет сильной школы. Ну и не надо.
И, конечно, отдавая должное уникальному таланту Плисецкой, ее только однажды пригласили дать мастер-класс для местной труппы.
Она признавалась, что в Баварии больше всего ценит пиво, но в очень умеренных объемах. И сохраняла какую-то абсолютно девичью изящность и грацию всю свою жизнь.
Ее скоропостижная смерть — это чудовищный удар для Родиона Щедрина. Он очень активно здесь работал — писал оперы по произведениям Лескова. Последняя – "Левша", премьера которой была приурочена к открытию новой Мариинки. Он поглощен этой работой до такой степени, что Майя Михайловна, которая тоже была левшой, шутила, что, дескать, вот — променял одну левшу на другого. Но, на самом деле, ничего подобного. Она всегда была музой мужа-композитора, и все свои партитуры он посвящал только ей.
Сейчас Родиону Константиновичу предстоит принять решение о том, где будет похоронена Майя Михайловна. Но пока на этот счет ничего не известно. В российском консульстве в Мюнхене сообщили, что ни Родион Щедрин, равно как никто из его доверенных лиц с просьбой помочь перевезти тело Майи Михайловны на родину пока не обращался.
Каким был путь Майи Плисецкой в большой балет?
Майя унаследовала свою профессию от тёти по материнской линии. Суламифь Мессерер была солисткой Большого театра. Майе едва исполнилось пять лет, когда тетя Суламифь Мессерер привела её на постановку «Красной шапочки». Спектакль невероятно поразил ее.
Также тётя уговорила главу хореографического училища взять девочку к себе на учёбу. Когда Майе исполнилось 13 лет, отца семьи расстреляли, а мать отправили в лагерь, и Суламифь удочерила девочку.
Во время Великой Отечественной войны Майя находилась в эвакуации. Именно тогда состоялось первое выступление будущей легенды. Дебютным номером Майи Плисецкой стала миниатюра «Умирающий лебедь».
Окончив во время Великой Отечественной войны Московское хореографическое училище, Плисецкая вошла в труппу Большого театра. Благодаря своему упорству, трудолюбию и таланту она смогла дорасти до статуса прима-балерины.
Майя несколько раз побывала вместе с гастролями в США, Англии, Франции и многих других странах.
Агриппина Ваганова предложила Майе поставить «Лебединое озеро», да еще и сделать это так, чтоб «чертям тошно стало». Майя исполняла роль Одилии в «Лебедином озере» 30 лет.
Со своим будущим мужем Майя познакомилась на балете «Золушка». Композитор Родион Щедрин был очарован Майей и ходил практически на все ее постановки. Они познакомились, и в 1958 году пара сыграла свадьбу.
Щедрин сопровождал Майю на гастроли, посвящал жене множество балетов и всегда был рядом. Родион Щедрин и Майя Плисецкая полвека прожили в браке.
Незабываемые образы Ангелы Меркель в СМИ (фотогалерея) 27.09.2021
Ее сравнивали с Гитлером, доминой и матерью Терезой. Смотрите, как пресса реагировала на смену имиджа канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Из личной жизни Майи Плисецкой.
Брат Майи Плисецкой Александр Плисецкий как и его знаменитая сестра был солистом Большого театра. Тогда часто поговаривали: "В Большом слишком много Плисецких!". Майя брата обожала, даже пыталась "пробить" ему заграничные гастроли с труппой Большого. Он скончался в 85-м во время операции на сердце. Балерина тогда провалялась 3 дня в своей кровати, не выходила из квартиры, хоть и нужно было готовиться к выступлению. Майя не явилась ни на поминки, ни на похороны. Как объясняла позже - не видела смысла: брата уже не вернуть, а жить нужно дальше.
2. Беременность. Аборт.
Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин были на редкость счастливой парой, прожившей совместно почти 60 лет. Все, знавшие их лично, отмечали, что Родион был на всех её выступлениях с неизменным букетом, а Майя никогда не провоцировала ссор. Однажды Майя поняла, что забеременела от обожаемого мужчины, но она жила для того, чтобы танцевать, а родить - значит расстаться с балетом. Щедрин без восторга принял её решение. У Майи и Родиона так больше никогда и не было детей.
Композитор Родион Щедрин и Майя Плисецкая Композитор Родион Щедрин и Майя Плисецкая3. Семейный дом в Мюнхене подарила любовница мужа
На публике Родион и Майя, два великих артиста СССР, всегда выглядели влюблёнными. На деле же, у них иногда случались коротки интрижки на стороне, а иногда - вовсе не короткие. Известная актриса Мария Шелл, снимавшаяся у итальянского кинорежиссёра Лукино Висконти, опубликовала свои мемуары. В них описан многолетний роман с супругом Майи Плисецкой. Из-за него Мария чуть было не покончила с собой. В мемуарах Плисецкой о Шелл упомянуто лишь вскользь. Майя пишет про таксу Бати, а в скобках дополняет: подарок Марии Шелл. Кстати, дом в Мюнхене, в котором Майя и Родион жили после распада союза, купила Мария Шелл и подарила своему любовнику.
Родион и Майя Родион и Майя4. Не выпустили на первые гастроли в Лондон
5. Роман с Робертом Кеннеди
1962 год. Гастроли Большого в США. На приёме в советском посольстве дипломат Добрынин знакомит Плисецкую с министром юстиции США Робертом Кеннеди, братом президента. Выяснилось, что Кеннеди уже был на выступлении балерины и записался в её поклонники. К тому же оказалось, что у них день рождения в один день. В качестве поздравления Роберт прислал балерине букет белых лилий, вино и золотой браслет. Однако Майя не говорила по-английски и поздравительный телефонный разговор не заладился. В 1966-м, когда Кеннеди уже был сенатором, они снова встретились. Тогда Майя опоздала на пол часа и Роберт подарил ей будильник от Тиффани. Однако и тогда без переводчика свидание "не клеилось" - на том и закончился весь "роман".
Майя и Родион Майя и Родион6. Майю с Щедриным познакомила Лиля Брик, муза Маяковского
Родион и Майя познакомились в гостях у Лили Брик. Лиля была знакома с обоими задолго до их замужества. Двадцать пять лет две семьи Плисецкая - Щедрин и Брик - Катанян нежно дружили. Щедрин писал музыку к пьесе Катаняна, но это было ещё до свадьбы. Когда молодые переехали в 63-м в кооперативную квартиру на улице Горького, Брик ездила с ними по магазинам в поисках мебели.
7. Пробыла замужем 3 месяца
В 56-м, еще до замужества с Родионом, у Майи случился роман с партнёром по балету. В этом же году влюблённые поженились, но развелись уже через 3 месяца. Коллеги по площадке поговаривали о том, что Мариса Лиепу, который был латышом, не выпускали на гастроли за границу, а брак с Майей должен был ему в этом помочь.
8. Ужасная домохозяйка
Плисецкая не умела готовить, абсолютно не занималась домашним хозяйством - было некогда. Родион Щедрин однажды силой перевёз к ним домработницу Катю. Она прожила у них на Кутузовском больше 10 лет.
Майя Плисецкая в кинокартине "Анна Каренина" Майя Плисецкая в кинокартине "Анна Каренина"9 . За границей за Плисецкой следило КГБ
В своей книге балерина не раз упоминала, что на заграничных гастролях в советское время все её передвижения были хорошо известны агентам КГБ. Они знали и о её знакомстве с младшим братом президента Америки, и словно угадывали мысли о эмиграции в её голове. Однажды в Пекине на встрече делегаций к ней даже подошёл Хрущёв и поблагодарил за то, что она не оставила его " в дураках" и не осталась за границей.
10. На премьере "Чайки" была со сломанным пальцем ноги.
Майя была невероятно сильной и выносливой физически. В Аргентине на чемпионате у неё прихватило спину. В итоге вызвали массажиста и сделали укол, от которого стало ещё хуже. Кроме этого, второй палец её левой ноги был сломан. Однако Майя выступала безукоризненно несмотря на то, что врачи запрещали ей вставать с постели. В тот день встать с реверанса перед не стихающей в овациях публикой помогали коллеги, правда зрители ничего не заметили.
Деменция. Какие проблемы решают немецкие ученые 27.09.2021
Немецкий центр по исследованию нейродегенеративных заболеваний (DZNE) существует уже более десяти лет. Профессор Кристиан Хаасс рассказал DW, как он работает.
Мюнхенская публика выбирает Гергиева
22 мая на сцене мюнхенской филармонии Gasteig прошел первый концерт Валерия Гергиева в Германии после разразившегося вокруг прославленного дирижера скандала. (23.05.2014)
Читайте также: