Когда первый поток женщин прибыл в алжир
1. До недавнего времени Алжир был второй по величине страной Африки, но в связи с разделением Судана на Северный и Южный — ура товарищи! Алжир — самая большая страна Африки! Кроме того, занимает 11 место в мире по размерам среди других стран.
2. 80% страны занимает её величество пустыня Сахара.
3. Алжир имеет самую протяженную береговую линию среди стран Магриба — 988 км.
4. В средневековую Францию воск завозили из Алжира.
5. Арабы говорят: Магриб — это птица, правое крыло которой Тунис, левое крыло — Марокко, а тело птицы — Алжир.
6. В Алжире есть природное озеро, наполненное чернилами, которые можно использовать для письма.
7. Алжир — уникальная страна по своим климатическим особенностям и природе, здесь есть и пустыня, и горы, и озера, и море, и разнообразные леса. В Алжире летом бывает до +50 (Сахара), а зимой в некоторых городах идет снег.
8. Алжирцы при встрече целуются только четное количество раз, чаще всего 2 или 4.
9. Знаменитый дизайнер Ив Сен Лоран родился в Алжире.
10. Слово «алжир» значит «острова».
11. Ученые в Алжире выяснили, что для качественной очистки воды от ненатуральных красителей подходит такой доступный продукт, как апельсин. Вернее, его корки.
12. Алжир (столица) — город-лестница, так как расположен на холмах, и повсюду много-много маленьких и больших лестниц.
13. Коренные жители Алжира — народы, говорящие на берберских наречиях, а арабы — всего лишь завоеватели.
14. В 16–17 веках Алжир был страной корсаров (пиратов), самый известный из которых, Барбаросса, был правителем Алжира.
15. Алжирские мужчины любят женщин в теле, поэтому раньше девочку по достижении брачного возраста отправляли в специальные дома на откорм.
16. Алжирцы говорят на смеси арабского и французского языков, берберский язык большинство арабов не понимает.
17. В Алжире 7 объектов всемирного наследия Юнеско.
18. Алжирцы любят и едят в неимоверных количествах багеты (наследие колониальных французских времен).
19. В Алжире растут белые песчаные трюфели. Эти грибы считаются реликтовыми грибами великой африканской пустыни Сахары. Вкус у грибов потрясающий!
20. В Алжире нет ни одной православной церкви, последнюю закрыли из-за почти полного отсутствия прихода.
21. Собор Нотр Дам де Африк в Алжире (Собор Африканской Богоматери) является зеркальным отражением через море Собора Нотр Дам в Марселе. Под куполом алжирского собора написано: «Африканская Богоматерь, молись за нас и за мусульман».
22. Военным Алжира законодательно запрещено жениться на иностранках.
23. Алжирское метро строили российские и украинские специалисты.
24. Символ Алжира — Монумент павшему воину — был подарен Канадой.
25. При разминировании Алжира после победы над французской колонизацией погибли 25 русских солдат.
26. В Алжире бывают сильные землетрясения.
27. На алжирском автомобиле государственный номер впереди белого цвета, а сзади — желтого.
28. В вечернее время при приближении к посту полиции или жандармов алжирцы включают свет в салоне автомобиля (это началось со времен терроризма).
29. Алжирский напиток Хамуд Буалем — лимонад, являющийся по вкусу аналогом американского спрайта, но появился раньше спрайта.
30. В Алжире нет ресторанов Макдоналдс.
31. Суши в Алжире появились всего лишь год назад.
32. В Алжире стоимость бензина нереально низкая, поэтому даже самая бедная семья гоняет на стареньких французских и итальянских автомобилях. Все автозаправки государственные.
33. Президент Алжира Абдельазис Бутефлика у власти 12 лет.
34. Маххумед Диб — самый известный на Западе алжирский писатель.
35. Стоимость хлеба в Алжире — 8 динар (100 динар=1 евро), и эта цена очень давно не меняется, так как правительство уже много лет удерживает цены на основные продукты питания.
36. В Алжире 2 национальных супа: шорба и хрира, в зависимости от региона их готовят по-разному.
37. Алжир выпускает почти ВСЕ продукты питания в своей стране, и, если прекратить поставку иностранных товаров, алжирцы не умрут с голоду, так как имеют свои аналоги всего.
38. Алжирцы очень добрый народ, они давно простили французов-колонизаторов.
39. В Алжире 3 мобильных оператора: Мобилис, Джеззи и Неджма.
40. Чеб Мами и Халед — это алжирские певцы, первый записал дуэтом со Стингом знаменитую песню Desert Rose, второй исполнитель известной песни Aiсha.
41. В военных вузах России учатся будущие алжирские танкисты, летчики и т. д.
42. В супермаркетах Алжира не продается алкоголь, для этого есть специальные магазины.
43. Невозможно поселиться мужчине и женщине в один номер алжирского отеля, если они не женаты. Исключение — берберский район Кабилия.
44. В Алжире растут бананы, но они маленькие и почти не сладкие.
45. В Алжире нет государственного центрального отопления, как в России, дома отапливаются собственной системой отопления, её можно включить и выключить когда вздумается.
46. В Алжире нет хлебозаводов, хлеб и выпечку пекут в пекарнях при магазинах.
47. Самый ценный кус-кус делают вручную.
48. Алжирцы терпеть не могут египтян, а тунисцы алжирцев.
49. Футбол в Алжире — это национальное сумасшествие.
50. Сухопутная граница между Марокко и Алжиром закрыта, это связано в разными взглядами на проблемы Западной Сахары и возможностью проникновения наркотиков с территории Марокко. Каждый год то Алжир, то Марокко предлагают открыть границу, и каждый год страны не могут договориться между собой.
51. СССР построил в Алжире металлургический завод, действующий до сих пор, но уже принадлежащий Индии.
52. Китайцы добрались и в Африку:)
53. В Алжире никогда не делали обрезание девочкам! А то я тут недавно прочитала такое в интернете.
54. В Алжире полно русских, украинцев и белорусов.
55. Алжирские грецкие орехи продолговатые, а не круглые.
56. В Алжире нет гречки, зато есть селедка.
57. Алжирцы не дарят друг другу подарки на день рождения, зато оплачивают банкет и торт имениннику.
58. Еще один миф — это то, что на могилах не пишут имен и разбивают глиняный сосуд. Имена пишут, сосуд не разбивают, но фотографировать запрещено.
59. Алжир — богатейшая страна по запасам нефти и газа.
60. В Алжире есть предприятия, вырабатывающие низкую по себестоимости бумагу из травы.
61. Алжиркам пофиг, какой камень в кольце, главное, чтобы побольше и блестел.
62. В Алжире всего 5 телевизионных каналов и все дома увешаны спутниковыми тарелками.
63. В Алжире самая вкусная в мире пицца (Италия нервно курит в сторонке).
64. В Алжире не запрещено иметь 4-х жен, но на деле это уже давно в прошлом.
65. Национальная авиакомпания Алжира AirAlgeria, выполняет прямой рейс из Москвы, время в пути 4 часа 50 мин.
66. Визу в Алжир можно получить только по приглашению гражданина Алжира или компании, туристические визы почти не выдают, это все еще отголосок времен терроризма. Хотя, если постараться, можно найти турфирму и поехать.
67. Женщины на улицах в Алжире не курят, это неприлично, зато можно в машине или ресторане.
68. По моим наблюдениям, алжирцы курят только красный Мальборо.
69. Большинство алжирок работает.
70. Лифт — это редкое явление для жилого дома в Алжире (из-за землетрясений), на любой этаж идут пешком.
71. Алжирские невесты за время свадьбы меняют до 12 платьев.
72. В Алжире почти нет светофоров, в основном круговое движение и полицейские-регулировщики, но в отличие от египтян алжирцы почти всегда ездят по правилам. Взятку за нарушение дать нереально, полиции платят очень прилично, прав лишают самое меньшее на 3 месяца за малейшее нарушение.
73. После окончания школы алжирские дети должны сдать экзамен, который является одновременно и вступительным в университет, каждая профессия имеет свое кол-во баллов. Если, например, не набрал 50 баллов на юридический, то туда тебе не светит, или пересдавай на следующий год. Короче, в последнем классе можно сидеть до посинения, редко кто сдает экзамен с первого раза, но без него нельзя поступить в универ.
74. Во всех алжирских домах на полу плитка, дома любят украшать искусственными цветами.
75. Зинедин Зидан-французский футболист, корни которого в Алжире, а по национальности он — кабил. За сборную Алжира он никогда не играл, так как в свое время алжирцы не взяли его в сборную.
76. В Алжире есть дизельные подводные лодки.
77. Гостю в Алжире подают финики и стакан молока — традиция.
78. С алжирской свадьбы вы обязательно унесете домой коробочку с пирожными.
79. Алжирская народная демократическая республика на самом деле одно из самых молодых государств — ему всего лишь 50 лет.
80. Российские и алжирские официальные документы действительны на территории 2-х стран.
81. В Алжире 2 консульства РФ, в столице и городе Аннаба.
82. Алжирский шоколад невкусный.
83. Пляжный сезон в Алжире длится с конца мая по октябрь.
84. Алжирское колдовство считается одним из самых сильных в мире (особенно в районе Сахары).
85. Прежде, чем открыть свой врачебный кабинет, доктор в Алжире должен проработать около 7 лет в государственной больнице.
86. В Алжире нет практики класть беременную женщину на сохранение в больницу, чаще всего назначают лекарство и отправляют лежать дома.
87. В Алжире очень любят детей, они носятся по улицам с утра до вечера, а если вы идете с малышом, то домой вернетесь с пакетом конфет и разных подарочков от прохожих и владельцев магазинов. Еще совершенно незнакомый человек может поцеловать вашего ребенка — это совершенно нормально для Алжира.
88. Тассили — одно из самых потрясающих мест в Алжире, там обнаружены древние наскальные рисунки, говорящие о том, что Сахара не всегда была пустыней.
89. Алжир входит в Лигу арабских государств.
90. В прошлом году проходили дни Алжира в Москве.
91. В Алжире 136 аэропортов.
92. 1, 2, 3 Vive Algeria! — любимая алжирская кричалка.
93. «Битва за Алжир» — один из самых известных фильмов, снятых об этой стране.
94. В Алжире действует закон, запрещающий свободный обмен национальной валюты в доллары или евро. Алжирцы могут легально поменять в год 300 долларов, в остальное время это делается на черном рынке, но на подобное нарушение полиция зак
Жизнь в АЛЖИРе
Первые заключенные, прибывшие в АЛЖИР в январе 1938 года, столкнулись с испытанием в виде жуткого холода и степных ветров. «Первопроходцам» приходилось самостоятельно строить бараки, и постоянно собирать камыш у окрестного озера, чтобы отапливать им свои жилища. По воспоминаниям женщин, температура в бараках была не выше 6-8 градусов тепла. Летом заключенные страдали от полчищ насекомых и пыльного ветра, к которым прибавлялась невыносимая жара, порой до +40 градусов по Цельсию.
Условия «спецрежима» не позволяли женщинам работать по специальности. Больные и старые женщины, а также дети, работали на швейной фабрике. Музыканты, учителя и обладатели других гуманитарных профессий были задействованы в сельском хозяйстве и на строительстве. Лишь обладательницы профильных специальностей, необходимых лагерю, могли получить достойную работу. Однако, в любом случае, первые два года жизни в АЛЖИРе были очень тяжелыми для всех.
Каждый день узниц АЛЖИРа шел по одному сценарию: ранний подъем, построение на перекличку, затем рабочий день длиной в 12 часов, ужин, вечерняя перекличка, отбой. Питание было очень скудным – кусок черного хлеба, каша их худших сортов различных круп, иногда суп. Люди жили с постоянным чувством голода, страдали от холода и частых болезней.
Каторжный труд заключенных быстро сделал лагерь АЛЖИР прибыльным сельскохозяйственным и производственным комплексом. Женщины работали на полях, выращивали овощи и фрукты, проводили отбор семян, вели селекцию, но при этом все продукты шли на поставку, а заключенным не доставалось ничего. Также, были построены коровники и курятники, но заключенные никогда не ели мясо выращенных здесь животных. Кроме того, на территории лагеря работала швейная фабрика, которая поставляла обмундирование для солдат во время Великой отечественной войны.
История АЛЖИРА. Как жили жены "изменников" родины в советском концлагере
Акмолинский лагерь жён "изменников" Родины известен в народе в качестве аббревиатуры АЛЖИР, передает NUR.KZ.
Именно так шутя арестованные называли это место. Хотя находиться там в советские годы было очень страшно. Ведь это был настоящий концлагерь, которому была присуща жестокость в духе сталинской эпохи.
Крупнейший женский лагерь находился в Акмолинской области в Казахской ССР. В настоящее время село, на месте которого расположен был АЛЖИР, называется Акмол. Это находится недалеко от Астаны.
15 августа 1937 года вышел Приказ НКВД СССР № 00486, который давал право без доказательства вины арестовывать и направлять в лагеря в первую очередь жен преследуемых по политическим мотивам. Так начались тотальные политические репрессии против собственных граждан.
Информацию о захвате детей в заложники алматинцем опровергли в полиции
Лагерь состоял из нескольких саманных бараков, четырех вышек и колючей проволоки. 10 января 1938 года в лагерь прибыл первый эшелон с будущими узницами и их маленькими детьми. Через стены этого зловещего учреждения прошли свыше 18 тысяч женщин. Среди них были родные известных личностей. Азиза Рыскулова и ее мать Арифа Есенгулова, Дамеш Жургенева, Рабига Асфендиярова; певица Лидия Русланова, писательница Галина Серебрякова; женщины из семьи расстрелянного маршала Тухачевского, жены писателей Бориса Пильняка Кира Андронникошвили, Юрия Трифонова Евгения Лурье, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой и т.д.
В концлагере были невныосимые условия для узниц. Высокая смертность была среди заключенных особенно в первые годы существования АЛЖИРа. Так только с 1940-го по 1950-е годы в лагере скончались более 10 тысяч женщин. Особенно много погибло в 1943 году, когда вокруг лагеря кладбища росли как грибы после дождя.
Больше недели ищут 17-летнюю девушку в Алматинской области
Из-за того что лагерь был переполнен женщинам приходилось собственными силами сооружать бараки, устраивать свой быт несмотря на холод, голод и прочие тяжелые условия. Но помимо этого женщины еще и работали на экономику страны. В военные года узницы АЛЖИРа шили обмундирование для солдат Красной армии. Также на территории лагеря женщины садили и растили яблони, груши, сливы, вишни.
Как пишет "Радио Азаттык", бывшая узница лагеря Минтай Даукенова рассказывала нынешним местным жителям, что, когда они посадили 600 яблоневых саженцев, зайцы начали грызть их кору, поскольку зима выдалась суровой и есть им было нечего. Руководство лагеря тогда распорядилось, что если пропадет хоть один саженец, то начнут расстреливать заключенных. Женщины решили делиться хлебом с зайцами. Возле каждого саженца они оставляли кусочки хлеба. Зайцы поднимали эти крошки, не трогая кору высаженных деревьев. К весне яблоневый сад был сохранен.
Афганские женщины сообщили, что их заставляли выходить замуж, чтобы покинуть страну
Или еще одна бывшая заключенная Гертруда Платайс вспоминает, как местные казахи отнеслись к ним. Одним зимним утром женщины-узницы несли с озера Жаланаш охапки камышей. Через некоторое время на берегу озера появились старики и дети, которые по команде старших начали бросать в этих женщин камни. Конвоиры начали громко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, не любят.
Оскорбленные женщины думали, ну что же вы, старики, чему своих детей учите?! Но вот одна женщина споткнулась об эти камни, а когда упала рядом с ними, то почувствовала запах молока и сыра. Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог.
Нагима Ескалиева: биография, семья, творчество певицы
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году в лагере произошел массовый расстрел монахинь и крестьянок. Были убиты 50 женщин-заключенных. Эти женщины не были женами репрессированных. В лагерь они попали за "религиозную пропаганду".
За годы существования в лагере родилось 1507 детей - у узниц, изнасилованных своими охранниками.
АЛЖИР просуществовал до 1953 года. После смерти генсека СССР Иосифа Сталина концлагерь закрыли, но однако вплоть до реабилитации в 1958 году осуждённые не имели права возвращаться на прежнее место жительства. Так они работали на этом месте. Позднее там появился поселок Малиновка (Акмол), поскольку некоторые узницы решили обустроить свою жизнь на этой земле.
Поделитесь этой новостью в Whatsapp или в соцсетях
Маншук Маметова: биография и подвиг
Пять причин, почему Альварес побьет Головкина
Самые смелые фото геев-мусульман
Казахстанские спортсмены завоевали шесть медалей на Исламских играх в Баку
Вначале здесь была так называемая «26-я точка». На ее базе в январе 1938 года появился Акмолинский лагерь жен «изменников» родины. Он относился к Акмолинскому спецотделению Карлага НКВД (Карагандинского лагеря НКВД). Узницы лагеря назвали его коротко: АЛЖИР. В этом лагере волей Сталина оказались около восьми тысяч женщин, вся вина которых состояла только в том, что они не предали своих мужей, первыми брошенных в жернова репрессий 1930-х годов. По всему Советскому Союзу были раскиданы сотни лагерей ГУЛАГа, АЛЖИР был одним из этих эпицентров ада на Земле.
Потом лагерь превратился в многопрофильное хозяйство с крупным сельскохозяйственным производством, мастерскими, швейной фабрикой. После его закрытия в 1953 году поселок стал называться Малиновкой, а теперь – Акмол по историческому названию местности.
Отстраивали и обустраивали это место сами узницы. Бараки, столовая, фермы для скота, водокачка, зернохранилище, мастерские – всё это было построено руками заключенных женщин. В основном это были представители интеллигенции, не привыкшие к тяжелой работе.
КАК УЗНИЦЫ АЛЖИРА СПАСЛИ САД И СЕБЯ
Их заставляли собирать камыш, рыть арыки и высаживать сады. Много было посажено малины, так и появилось прежнее название поселка
Малиновка. От этих садов и огородов ничего не осталось. А когда-то женщины берегли их ценой собственной жизни.
Бывшая узница лагеря Минтай Даукенова рассказывала нынешним местным жителям, что, когда они посадили 600 яблоневых саженцев, зайцы начали грызть их кору, поскольку зима выдалась суровой и есть им было нечего. Руководство лагеря тогда распорядилось, что если пропадет хоть один саженец, то начнут расстреливать заключенных. Женщины решили делиться хлебом с зайцами. Возле каждого саженца они оставляли кусочки хлеба. Зайцы поднимали эти крошки, не трогая кору высаженных деревьев. К весне яблоневый сад был сохранен. На его месте стоит теперь музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР».
«КУРТ – ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ»
Когда в 1990 году бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины Гертруда Платайс приехала в Казахстан, она рассказала сотрудникам музея «АЛЖИР», как впервые увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам.
Одним зимним утром женщины-узницы несли с озера Жаланаш охапки
камышей. Через некоторое время на берегу озера появились старики и дети, которые по команде старших начали бросать в этих женщин камни. Конвоиры начали громко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, не любят.
Оскорбленные женщины думали, ну что же вы, старики, чему своих детей учите?! Но вот одна женщина споткнулась об эти камни, а когда упала рядом с ними, то почувствовала запах молока и сыра. Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог.
Воспоминания Гертруды Платайс легли в основу стихотворения «Курт – драгоценный камень». Его автор – преподаватель истории Раиса Голубева. Она живет в селе Новоишимка Акмолинской области. Вот отрывок из ее стихотворения, предоставленный нам сотрудниками музея «АЛЖИР»:
О, Господи, да это ведь не камень.
От него так пахнет молоком.
И в душе затрепетал надежды пламень,
А в горле встал ком.
Так вот что придумали старики!
Вот за что женщины детьми рисковали!
Они нас от болезни берегли,
Они нас от безверия спасали.
Они поняли, что мы не враги,
А просто несчастные женщины.
И чем смогли – помогли,
Поразив нас своей человечностью.
Я молча поползла по льду,
Собирая драгоценные камни.
Теперь я отвратила от них беду,
Спасая их от охраны.
А ночью в холоднейшем бараке,
На оскверненной палачами земле,
Я, немка, молилась мусульманскому богу,
Да ничего не просила себе.
Я просила старикам здоровья,
Женщинам-матерям – счастья.
Особенно я молилась за детей,
Чтобы они не видели несчастья.
Я прошла все круги ада,
Потеряла веру и друзей,
Но одно я знаю,
Что только так и надо воспитывать детей.
Теперь эту историю Гертруды Платайс пересказывают посетителям Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР». Раиса Жаксыбаева, руководитель экскурсионного отдела, говорит, что местные жители охотно помогали заключенным женщинам, поскольку сами в 1930-х годах узнали Голод и
Пастухи под кустиками клали то хлеб, то мясо и делали знаки женщинам, что там и там-то что-то лежит. Узницы АЛЖИРа были очень благодарны местным казахам.«Пастухи под кустиками клали то хлеб, то мясо и делали знаки женщинам, что там и там-то что-то лежит. Узницы АЛЖИРа были очень благодарны местным казахам. Все лагеря плохие, но именно в казахстанских выживали многие», – говорит Раиса Жаксыбаева в интервью нашему радио Азаттык.
О том, сколько выжило, точных данных в музее нет. Но, по словам Раисы Жаксыбаевой, заключенные женщины умирали только в начале существования лагеря в 1938–1939 годах. «В первые годы слабенькие умирали. В основном же интеллигенция сидела. Кроме карандаша и ручки, не держали в руках, а здесь должны были копать, камыш собирать и на тракторе работать», – говорит Раиса Жаксыбаева.
ПЛИСЕЦКАЯ – УЗНИЦА АЛЖИРА
В Акмолинском лагере сидела Рахиль Плисецкая, мама известной русской балерины Майи Плисецкой. Ее осудили на восемь лет. Первоначально Рахиль Плисецкая была заключена в Бутырскую тюрьму, а после
приговора как жена «врага народа» этапирована в Акмолинский лагерь жён «изменников» родины, куда она приехала с сыном Азарием.
– Ему было тогда восемь месяцев. Сейчас ему 73 года, и живет он в Швейцарии. Мы с ним переписывались, общались. Он говорил, что хотел бы приехать сюда. В прошлом году он приезжал к нам, – говорит Раиса Жаксыбаева нашему радио Азаттык.
В АЛЖИРе Рахиль Плисецкая сидела недолго. В результате прошений и хлопот родных через некоторое время ее перевели на вольное поселение в Шымкент.
«Кого только не собрал лагерь – здесь находились и артистки, и ученые, и инженеры, и преподаватели. Лошадьми с ассенизационными бочками поначалу управляли дамы в шляпах. Шляпы потом поистрепались, и все приобрели лагерный вид».
«Среди нас были ленинградская профессура, почти вся труппа
Здесь находились и артистки, и ученые, и инженеры, и преподаватели. Лошадьми с ассенизационными бочками поначалу управляли дамы в шляпах. Шляпы потом поистрепались, и все приобрели лагерный вид.Харьковского оперного театра, инженеры, техники, строители, врачи, геологи, учителя – профессий 100, наверное. А еще художники. С ними припоминается забавно-грустный эпизод из лагерной жизни. Девочки для того, чтобы разрисовать столовую, нашли способ выварки краски из дамских трусиков. Получилось здорово, потому как рисовали профессионалы из Ленинградской художественной академии».
В музее АЛЖИРа хранится ее летнее платье оранжевого цвета, шляпа и туфли. Судя по всему, Мария Даниленко в этом наряде приехала в лагерь, говорят сотрудники музея. В своих воспоминаниях она рассказывала, что в июле ее вместе с другими женщинами загрузили в телячьи вагоны с наспех сооруженными нарами.
Образец сталинского вагона-теплушки, в которых обычно зимой перевозили заключенных, стоит на территории музея «АЛЖИР».
МУЖ-ТРАКТОРИСТ
никогда не слышала слово „троцкист“, воспринимала его как более знакомое слово – „тракторист“».
В АЛЖИРе, по его словам, была чудесная школа. «Таких добрых, – пишет Михаил Зельцер, – неформальных, по-настоящему дружеских отношений с учителями я нигде ни тогда, ни сейчас не видел. Возвратившись через несколько лет в Ленинград, я долгое время не мог привыкнуть к обычной школе».
Учителем там работала Зинаида Гинзбург. Она преподавала литературу и немецкий язык. «Как-то Зинаида Наумовна поручила мне выяснить мнение Белинского, не помню уж, по какому поводу. Библиотека в поселке была только одна – в ВОХРе (военизированная охрана). Я отправился к политруку ВОХРа, в ведении которого находилась библиотека, и спросил, нет ли у них Белинского. „В составе дивизиона такого не числится“, – отрубил политический воспитатель военизированной охраны и с достоинством удалился», – пишет Михаил Зельцер.
ОСТАТКИ ЛАГЕРЯ АЛЖИР
На территории бывшего Акмолинского лагеря жен «изменников» родины стоит большой поселок Акмол с четырех-пятиэтажными панельными домами, универмагом, клубом. Поселок окружают большие тополя, посаженные заключенными.
От лагерной инфраструктуры мало что сохранилось: заброшенный, разваливающийся барак саманного типа; баня, в которой находится сейчас электростанция, а также здание проходной – где проверяли заключенных. Его потом достроили, и теперь это частный дом.
Александр Тайгаринов, местный житель, сын репрессированных, говорит, что лагерь был большой. «Когда был маленьким, на велосипеде, куда ни поедешь, – обязательно проколешь баллон. Все было в колючей
Когда был маленьким, на велосипеде, куда не поедешь, – обязательно проколешь баллон. Все было в колючей проволоке. Большая территория была.проволоке. Большая территория была», – говорит он в интервью нашему радио Азаттык.
Александр Тайгаринов говорит, что бараки были длинные, стояли в два ряда. Они были построены из самана, поэтому все развалились.
«В спальном бараке, где одновременно прозябало 360 человек, воздух был спертый. Женщины, чтобы выжить, собирали по помойкам кочерыжки и варили себе похлебку в котелочках в топках, вонь стояла на весь барак. Конвоир, приводивший нас к месту, гнушался заходить внутрь из-за запаха, обычно он просил кого-нибудь из дежурных старушек пересчитать заключенных. Наши дамы шутили: „Стерегут нас как золото, а ценят как г. “» – пишет в своих воспоминаниях бывшая узница Мария Даниленко.
Михаил Зельцер, сын узницы Брайны Лурье, который жил с мамой в этом лагере, рассказывал, что зона была окружена высокой колючей
оградой, по углам – вышки с часовыми, за ней – перепаханная земля и небольшие столбы, между которыми натягивали проволоку.
«На ней закрепляли длинные поводки сторожевых собак. Здоровенных псов приводили сюда на ночь, и, когда их вели, мы, мальчишки и девчонки, да и взрослые тоже, разбегались в стороны, побаиваясь зверюг, которых едва удерживали проводники. Одним словом, настоящий концентрационный лагерь», – пишет Михаил Зельцер в своих воспоминаниях.
В бараках после закрытия Акмолинского лагеря жен «изменников» родины продолжали жить его бывшие узники, а потом здесь разместились спецпереселенцы и первоцелинники. Некоторые заключенные остались и создали здесь новую жизнь. Подробно об этом наше радио Азаттык расскажет в следующем репортаже.
Приказ НКВД СССР № 00486 от 15 августа 1937 года положил начало массовым репрессиям против ЧСИР – членов семей изменников Родины. Этот документ дал право без доказательства вины арестовывать и направлять в лагеря в первую очередь жен преследуемых по политическим мотивам. В короткие сроки в течение нескольких месяцев были арестованы и осуждены на 5-8 лет ИТЛ практически все жены «изменников Родины».
Именно для них на основании данного приказа НКВД от 3 декабря 1937 года на базе так называемой «26-ой точки», поселка трудпоселения было образовано Акмолинское спецотделение Карлага НКВД. Первая партия женщин с детьми от одного до трех лет прибыла в Акмолинск 6 января 1938 года. Этот лагерь был особенным. «АЛЖИР» – «Акмолинский лагерь жен изменников Родины» – так, шутя, назвали его узницы. Свыше 18 тысяч женщин прошли этапом, а около 8 тысяч женщин отбывали срок от звонка до звонка в «АЛЖИРе». В основном это были жены известных государственных, политических и общественных деятелей, имена которых широко известны на всем постсоветском пространстве: Азиза Рыскулова и ее мать Арифа Есенгулова, Дамеш Жургенева, Рабига Асфендиярова; певица Лидия Русланова, писательница Галина Серебрякова; женщины из семьи расстрелянного маршала Тухачевского, жены писателей Бориса Пильняка Кира Андронникошвили, Юрия Трифонова Евгения Лурье, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой и т.д.
Лагерь состоял из нескольких саманных бараков, четырех вышек и колючей проволоки. В течение января и февраля заключенные начали поступать непрерывным этапом. Только из Бутырской тюрьмы прибыло 1600 женщин. Женщин привозили в АЛЖИР со всех концов страны: из Москвы, Ленинграда, Украины, Грузии, Армении, Средней Азии. Мест для женщин заключенных не хватало. И вновь прибывшие сами строили себе бараки в пургу и метель, жару и дождь, устанавливали в них нары. Вместо матрацев бросали на деревянный настил солому. Для отопления бараков женщины косили камыш, который в течение двух зим являлся основным видом топлива. Дневальные сутками подкладывали камыш в печь, но он давал так мало тепла, что температура в бараках не превышала 6-8 градусов.
Попав в лагерь, человек лишался фамилии, национальности, чаще всего и гражданской профессии. Звание на всех одно – враг народа, изменник Родины. Различали и отличали людей по личным лагерным номерам на спецнашивках – на спине, рукавах, коленях – мишеням в случае побега. Но, несмотря на всю трагичность и абсурдность ситуации, узницами лагеря были молодые, красивые женщины, многие с детьми, даже с грудными. За колючей проволокой они должны были отречься от своих любимых и дорогих, покориться воле «вождя всех народов». Но они остались непокоренными и донесли до нас свет чистоты, святость любви и верности.
Первые полтора года существования лагеря были самыми трудными для заключенных. Теснота, тяжелый непривычный быт, неналаженное производство, все это вместе с определенным для «спецкотингента» режимом строгой изоляции делало их жизнь особенно мучительной. И весь этот период АЛЖИР рассматривался не просто как лагерь для ЧСИР, а как место содержания «особо опасных» из них. Лишь в мае 1939 г. закончилась операция против жен «изменников родины», был издан приказ ГУЛАГа, где были сконцентрированы ЧСИР, были переведены со «спецрежима» на общелагерный. Это означало несколько принципиальных изменений в жизни узниц «АЛЖИРа». Главное из них – женщинам была разрешена ранее запрещенная переписка с волей. Многие смогли узнать о судьбе своих мужей, о том, что произошло с их детьми.
Вся жизнь узниц «АЛЖИРа» сливалась в беспросветный серый день. Утром перед бараком общая перекличка, потом в столовой половник жидкой каши. Жуткое ощущение постоянного голода. Пайка черного хлеба, черпак баланды, чайная чашка каши – размазни – вот неизменное питание узниц из месяца в месяц. Независимо от времени года. Организм изнывал, просил белков, жиров, витаминов. Разговоры о еде были строго запрещены.
Благодаря каторжному труду узниц, 26 точка Карлага за достаточно короткий срок, стала прибыльным многопрофильным хозяйством, а по производственным показателям среди всех отделений Карлага вышла на первое место. В глухой степи, вдали от населенных пунктов, женщины сумели создать производственный комплекс, который не только обеспечивал их одеждой и питанием, но и в годы войны обеспечивал фронт спецобмундированием. В лагере функционировала швейная фабрика, где позднее был организован цех строчевышивальных изделий. Художники Степанова, Покровская, Исаева, Ситрина создавали различные рисунки. Узницы, в условиях лагерной жизни, выполняли заказы для таких городов, как Москва, Ленинград, Харьков, Киев, Новосибирск и др.
Значительное место занимало и многоотраслевое сельское хозяйство, т.к., будучи одним из отделений Карлага, оно обязано было произвести огромный объем сельскохозяйственной продукции. В лагере велась работа по отбору семян, по селекции. Развернув огородничество, начались работы по мелиорации. Бригадиром полеводческих работ была назначена Г. Руденко – агроном по образованию. На всех полях были прорыты канавы, по которым шла вода. Была построена малая электростанция.
Наряду с полеводством и огородничеством отводились земли и под бахчевые культуры, где выращивались арбузы и дыни. Весь урожай уходил за пределы зоны, все это предназначалось не для заключенных и не отражалось на их рационе питания. Женщины занимались также садоводством: выращивали яблони, груши, сливы, вишни. В теплицах росли цветы, вдоль бараков, женщины посадили тополя.
Из воспоминаний К. Мальцевой: «Для начала на 18 гектарах перепахали землю для посадки овощей, причем все делалось вручную с помощью лопат. Я была бригадиром по поливу, вставала в 4 утра, когда все еще спали, а возвращалась поздно вечером. Работали на огороде по 14-15 часов без выходных. Когда поспевали овощи, тайно носили в барак морковь, помидоры, раздавали их детям, больным женщинам».
Одновременно с обработкой земли шла работа по животноводству, строились фермы для коров, молодняка, инкубаторы для кур, ветеринарная лечебница. Главным зоотехником была назначена П. Усыченко, коневодством руководила Е. Савельева.
В лагерях была высокая смертность. С 1940 по 1950 годы в Карлаге умерло 10 000 заключенных. Чрезвычайно высокая смертность падает на 1943 год, когда ежемесячно умирало по сотни человек. О масштабах гибели людей можно судить по числу кладбищ разбросанных на территории Карагандинской и Акмолинской областей, в местах массовых заключений и ссылок.
История помнит об Акмолинском лагере, расположенном в селе Малиновка, переименованном ныне в с. Акмол Акмолинской области. Это место и поныне является немым свидетелем человеческой трагедии ХХ века.
Сейчас на месте бывших островов ГУЛАГа стоят стелы и обелиски, посвященные жертвам и мученикам массового террора. Практически ничего не осталось от бывших лагерей, за которыми навеки погребены изломанные судьбы, несбывшиеся надежды и мечтания наших сограждан, унесенные жестоким ветром сталинского террора в небытие.
Музей памяти жертв политических репрессий
31 мая 2007 года состоялось открытие мемориального комплекса и музея на территории бывшего лагеря АЛЖИР, которое было проведено в День памяти жертв политических репрессий, отмечаемый в Казахстане 31 мая, а также приурочено к 70-летию с начала массовых репрессий в СССР. Сегодня здесь можно увидеть различные экспозиции, воспроизводящие быт заключенных: заборы колючей проволоки, сторожевые вышки, бараки, и т.д. В музее при мемориальном комплексе можно ознакомиться с различными документами и фотографиями. Также, на территории комплекса расположены различные памятники, стелы, памятные плиты, установленные представителями разных стран постсоветского пространства, так как в АЛЖИР привозили женщин со всего СССР, из нынешней Армении, Белоруссии, Грузии, Украины и стран Центральной Азии.
АЛЖИР навсегда останется немым свидетелем человеческой трагедии в XX веке, и о его узницах будут помнить вечно.
История лагеря с экзотическим названием «АЛЖИР» и его узниц.
От истории, которую в 1990 году рассказала бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен изменников родины (АЛЖИР) Гертруда Платайс, сжимается сердце даже спустя 80 лет.
Через АЛЖИР прошли тысячи ни в чем не повинных женщин, оказавшихся в жерновах политических репрессий только за то, что не отказались от своих объявленных "врагами народа" мужей и родственников.
Однажды, когда одним буранным зимним утром женщины-узницы под усиленным конвоем собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков, из зарослей камыша выскочили старики и дети — местные жители соседнего казахского села Жанашу. Дети по команде старших стали забрасывать камнями измученных женщин (для выполнения нормы в 40 снопов камыша приходилось работать на морозе по 17—20 часов в сутки). Конвоиры начали смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, даже дети не любят.
Так повторялось несколько дней. Но однажды, уворачиваясь от летевших на них камней, обессиленная Гертруда споткнулась и упала лицом в эти камешки. Уткнувшись в них, она вдруг почувствовала запах творога, и поняла, что эти самые камни пахнут… сыром и молоком! Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог.
Оказывается, рискуя жизнью собственных детей, казахи, не найдя другого способа как, не вызывая подозрений у надзирателей, поддержать голодных женщин, делились с узницами последним, что у них было, — куртом. Втайне от надзирателей они по ночам оставляли для узниц под кустами кусочки вареного мяса, толокно, курт, лепешки. Благодарность к казахскому народу, рассказывали женщины, они пронесли через всю жизнь.
"Все лагеря плохие, но именно в казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения", – признавались они.
В начале 1950 года лагерь АЛЖИР был ликвидирован, однако вплоть до реабилитации в 1958 году осуждённые не имели права возвращаться на прежнее место жительства. И только в 1953 году 17-е акмолинское лагерное отделение Карлага было навсегда закрыто.
31 мая 2007 года по инициативе президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на месте лагеря Р-17 был открыт мемориальный комплекс АЛЖИР.
История АЛЖИРа
Историю лагеря АЛЖИР можно отсчитывать от 8 июня 1934 года, когда вышло постановление о членах семей изменников Родины, сокращенно ЧСИР, которое устанавливало наказание в виде ссылки в дальние районы Сибири на 5 лет, или лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. 15 августа 1937 года вышел приказ НКВД №00486, который позволил без суда отправлять в лагерь ЧСИР, и на его основании в декабре того же года на месте спецпоселения №26 был открыт АЛЖИР, официально названный «Исправительно-трудовой лагерь Р-17».
10 января 1938 туда пришел первый поезд с женщинами и их детьми от 1 до 3 лет. И уже через полгода АЛЖИР, занимавший территорию 30 гектар, был переполнен: в нем было размещено 8000 заключенных женщин, из которых 4500 числились как ЧСИР. Осужденных было намного больше, и прибывающих стали размещать в других лагерях на территории Казахстана. Первым заключенным АЛЖИРа было очень тяжело, так как лагерь не был оборудован для зимовки, и к тому же состоял на «спецрежиме»: были запрещены любые контакты, переписка или передачи, заключенным запрещалось работать по специальности.
В мае 1939 года вышел указ об отмене спецрежима в АЛЖИРе, и женщины смогли узнать о судьбе своих мужей, детей, родственников. Однако жизнь в лагере от этого не стала легче. Заключенные жили впроголодь, работали по 12-15 часов в сутки, и замерзали в плохо отапливаемых бараках. Особенно тяжелым был 1943 год, когда умерли сотни заключенных.
Небольшая часть женщин, вывезенных в АЛЖИР, были с детьми. Некоторые были осуждены будучи беременными. В лагере они жили с детьми до 3 лет. В апреле 1951 года вышло постановление правительства, согласно которому все беременные женщины и женщины с детьми были освобождены.
Мемориальный комплекс АЛЖИР в окрестностях Нур-Султана
АЛЖИР – это разговорное название и аббревиатура означающая Акмолинский лагерь жен изменников Родины. АЛЖИР – место человеческой трагедии во времена сталинских репрессий, крупней женский лагерь в СССР, просуществовавший с 1938 по 1953 год. Здесь были сломаны 18000 судеб, часть которых навсегда обрели покой в суровой казахской степи. Сегодня на месте лагеря размещается музейно-мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР». Он находится в 40 км к западу от Нур-Султана.
Еще до образования лагеря, в 1931 году здесь было образовано спецпоселение №26, в котором размещались семьи, высланные из Саратовской области России, Белоруссии, Крыма, и других регионов СССР. В то время было в обиходе название «26-я точка». Однако, условия жизни у этих людей были относительно сносными.
Читайте также: