Картина отдых социальной работницы
Уходящий год был богат на громкие сделки на рынке искусства. В 2015-м была заплачена самая высокая цена, в которую когда-либо оценивали живописное полотно, а общая выручка от продажи 15 наиболее дорогих произведений искусства года превысила $1,5 млрд. Forbes вспомнил, что уходило с молотка аукционов по максимальной цене.
«Когда свадьба?» Поля ГогенаЦена: около $300 млн
Самым дорогим полотном 2015 года стала работа Поля Гогена «Когда свадьба?». О сделке между бывшим владельцем картины — швейцарским коллекционером Рудольфом Штехелином и государственной организацией Qatar Museums стало известно в феврале 2015 года. Точная сумма покупки не разглашалась, но инсайдеры рынка произведений искусства называли цифру в $300 млн.
Полотно стало самым дорогим в истории, обогнав картину Поля Сезанна «Игроки в карты», проданную в 2012 году за $250 млн опять же в Катар - королевской семье.
Картину «Когда свадьба?» Поль Гоген написал в 1892 году на Таити. На полотне художник изобразил двух туземок, одна из которых — 13-летняя Техаамана, которую Гоген взял в жены. Для гаитянки свадьба с белым человеком была большой честью, и торжественную церемонию организовала родня Техааманы.
Фото PA Images · ТАСС «Алжирские женщины (Версия О)» Пабло ПикассоЦена: $179,4 млн
Полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (Версия О)», проданное 11 мая на Christie’s, тоже установило рекорд. Картина стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным в ходе аукционных торгов. Покупатель, которым СМИ называли бывшего премьер-министра Катара Хамада бен Джасим бен Джабер Аль Тани, заплатил за нее $179,4 млн.
Новый обладатель не сможет выставить полотно в родном Катаре. Публичная демонстрация изображений обнаженной плоти, пусть и выполненной в технике кубизма, в стране строго запрещена.
«Версия О» - последняя картина серии «Алжирские женщины», в которую вошло 15 живописных полотен и рисунков, каждый из которых Пикассо обозначил буквами от А до O. Работать над произведениями художник начал в декабре 1954 года, а «Версию О» написал в 1955 году.
Вся серия «Алжирских женщин» была куплена у Пикассо летом 1956 года супругами-коллекционерами Ганц за $212 000, а на аукционе впервые появилась в 1997-м. Тогда ее купили в пять раз дешевле нынешней цены - $32 млн за картину предложил британский арт-дилер Либби Хоуи, который приобрел полотно для саудовского коллекционера, не раскрывшего свое имя.
Фото Ben Pruchnie · Getty Images «Лежащая обнаженная» Амадео МодильяниЦена: $170,4 млн
Вторая по стоимости картина, когда-либо проданная на аукционе - «Лежащая обнаженная» Амадео Модильяни. Полотно Модильяни ушло с молотка в ноябре на торгах Christie’s за $170,4 млн, существенно превысив эстимейт картины в $100 млн и установив рекорд для картин Модильяни. До этого самое дорогое полотно художника было продано за $71 млн.
«Лежащая обнаженная» выставлялась на аукцион впервые и сменила прописку со Швейцарии на КНР. Картину купил китайский миллиардер Лю Ицянь, состояние которого Forbes оценивает в $1,4 млрд. В прошлом Ицянь был таксистом, но сумел разбогатеть на финансовых операциях.
Модильяни написал «Лежащую обнаженную» в 1918 году по заказу своего друга Леопольда Зборовски. Она стала частью серии, на которой художник изображал обнаженную женскую натуру.
Фото REUTERS · Carlo Allegri «Указующий человек» Альберто ДжакометтиЦена: $141,2 млн
Работу Альберто Джакометти «Указующий человек» купил на торгах Christie’s в мае 2015 года американский миллиардер и коллекционер Стивен Коэн. Он потратил $141,2 млн, сделав ее самой дорогой скульптурой в мире. В гонке за рекорд Джакометти обогнал самого себя. Предыдущая самая дорогая скульптура в истории — тоже дело его рук. «Шагающий человек I» в 2010 году ушел с молотка на Sotheby’s за $104 млн.
«Указующего человека» швейцарский скульптор создал в 1947 году. Как рассказывал своему биографу Джакометти, работа заняла у него пару часов: между полуночью и девятью утра. Всего в 1947 году мастер создал шесть бронзовых статуй, но «Указующего человека» скульптор еще и раскрасил вручную. Статуя высотой 180 см несколько раз меняла владельцев. В частности, до 1953 года она находилась в галерее Пьера Матисса, сына художника Анри Матисса.
«Медсестра» Роя ЛихтенштейнаЦена: $95,3 млн
Немного не дотянула до круглой цифры в $100 млн картина Роя Лихтенштейна «Медсестра». Несмотря на это, полотно установило личный рекорд для яркого представителя поп-арта — до этого ни одна из его работ не продавалась за такую высокую цену.
Художник создавал свои произведения (в том числе и “Медсестру”, написанную в 1964 году) на основе картинок из комиксов.
Полотно выставлялось на первых больших персональных выставках Лихтенштейна в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и в Новой национальной галерее в Берлине. После картина была приобретена и входила в собрание знаменитого коллекционера Леона Краушара, он вместе с женой владел еще несколькими работами мастеров поп-арта. Например, в их доме на Лонг-Айленде висели «Красная Джеки» и «Оранжевая Мэрилин» Энди Уорхола. «Поп-арт — это искусство сегодняшнего дня. Все прочее — старье, древность», — говорил в интервью сам Краушар.
Фото Christie's «Номер 10» Марка РоткоЦена: $81,9 млн
Марк Ротко – художник с российскими корнями, он родился в Витебской губернии в 1903 году, а полотно «Номер 10» написал в 1958 году. Начинал художник с традиционных жанров и писал пейзажи, портреты и городские сцены. Но с 50-х годов XX века перешел к абстрактному экспрессионизму, и вместо предметов в его картины пришли цветовые плоскости. Ротко перестал давать названия своим работам, присваивая им порядковые номера, чтобы уйти от конкретики к чистым эмоциям.
«Номер 10», проданная на Christie’s за $81,9 млн, не стала самой дорогой в личной истории художника. На $5 млн больше выручили за «Оранжевое, красное, желтое» тремя годами ранее.
Фото REUTERS · Luke MacGregor «Без названия» Сая ТвомблиЦена: $70,5 млн
Работа абстракциониста Сая Твомбли, которой художник не дал названия, ушла на ноябрьских торгах Sotheby’s за $70,5 млн. Полотно выполнено в традиционной для Твомбли манере – хаотично нанесеннные на холст линии и надписи. Картина «Без названия» относится к так называемой серии «школьных досок», во время работы над которой (между 1966 и 1971 годами) художник сидел на плечах своего друга, двигавшегося вдоль полотна, и наносил на холст линию, не отрывая руки.
Изначально полотно «Без названия» 1968 года оценивалось в $60 млн, но анонимный покупатель в итоге заплатил за него на $10,5 млн больше.
За последний год сразу несколько картин из серии «школьных досок» были оценены в миллионы долларов. В ноябре 2014 года еще одна «Без названия» была продана за $69,6 млн, а в феврале 2015-го за очередное полотно отдали $30 млн.
Фото Dan Kitwood · Getty Images «Певица кабаре» Пабло ПикассоЦена: $67,5 млн
«Певицу Кабаре», попавшую в список самых дорогих произведений искусства 2015 года, Пикассо написал в возрасте 19 лет в 1901 году, вскоре после того, как поселился в Париже, а его близкий друг Карлос Касахемас покончил жизнь самоубийством. В те годы Пикассо рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток, в картинах часто преобладал синий цвет, – период его творчества называется “голубым”.
Картину «Певица кабаре» на торги Sotheby’s выставил американский коллекционер и бизнесмен Уильям Кох. В 1984 году он заплатил за нее в 22 раза меньше нынешней цены — $3 млн.
«Певицу кабаре» Пикассо можно назвать картиной «два в одном». На ее обратной стороне есть еще один портрет кисти художника — арт-дилера Петрюса Манаша. Его нашли лишь в 2000 году во время реставрации полотна. Пикассо изобразил Манаша голым, в чалме на голове. Подпись на обороте картины объясняла, что Пикассо готовил ее в подарок торговцу на день его святого.
Фото AP Photo · Kathy Willens · ТАСС «Женский бюст» Пабло ПикассоЦена: $67,3 млн
Пикассо любил эту картину и не хотел расставаться с ней, а потому после его смерти полотно перешло внучке художника Марине. Позднее «Женский бюст» приобрел знаменитый швейцарский коллекционер Ян Крюжье.
Фото PA Images · ТАСС «Аллея Алискамп» Винсента Ван ГогаЦена: $66,3 млн
В мае 2015 года анонимный покупатель заплатил $66,3 млн за картину Ван Гога «Аллея Алискамп», хотя изначально полотно оценивалось в $40 млн.
Голландский художник написал пейзаж в 1888 году во время совместной с Полем Гогеном поездки в город Арль. Своему брату Тео Ван Гог писал: «Думаю, что ты одобришь написанный мною листопад. Лиловые стволы тополей перерезаны рамой как раз там, где начинается листва. Эти деревья, как колонны, окаймляют аллею, по обеим сторонам которой выстроились лилово-голубые римские гробницы». Гробницы художник упомянул не случайно: название Алискамп носил расположенный в Арле римский некрополь.
Фото Christie's «Спящая социальная работница» Люсьена ФрейдаЦена: $56,1 млн
Внук Зигмунда Фрейда считается одним из самых дорогих художников послевоенного периода. Дополнительное подтверждение этому — проданная в мае 2015 года картина «Спящая социальная работница». Полотно ушло с молотка на торгах Christie’s за $56,1 млн, что стало рекордом для картин Фрейда. До этого самой дорогой работой художника считалась еще одна «Спящая социальная работница», которую в 2008 году купил российский миллиардер Роман Абрамович за $33,6 млн.
Всего в серию 1995 года, при написании которой Люсьену Фрейду позировала натурщица Сью Тилли, вошло четыре картины. Тилли по прозвищу «Большая Сью» действительно была социальным работником, а ее вес составлял 127 кг, что совершенно очаровало художника. С Фрейдом натурщица познакомилась через их общего друга — дизайнера Ли Бауэри.
Люсьен Фрейд умер в 2011 году, а Большая Сью до сих пор живет в Лондоне, собирает деньги на открытие чайной и занимается иллюстрацией.
Фото PA Images · ТАСС «Цветная Мона Лиза» Энди УорхолаЦена: $56,1 млн
Образ Моны Лизы Энди Уорхол активно эксплуатировал в своих работах. Впервые оригинал XVI века мастер поп-арта увидел воочию в начале 60-х годов, когда картину привезли из Франции в США. «Почему они не сделали с нее копию и не привезли ее? Никто бы даже и не заметил разницы», — недоумевал Уорхол. Свою «Цветную Мона Лизу» художник написал в 1963 году. И именно эта работа в мае 2015 года ушла с молотка на Christie’s за $56,1 млн. Эту версия Моны Лизы Уорхол ласково называл «Тридцать лучше, чем одна» — на полотне художник повторил изображение женщины 30 раз.
Фото PA Images · ТАСС «Кувшинки» Клода МонеЦена: $54 млн
Кувшинки из собственного сада в усадьбе Живерни были одним из любимых объектов живописи импрессиониста Клода Моне. Их изображению он посвятил последние несколько десятилетий своей жизни. Всего из-под кисти художника вышло более двухсот полотен с ними. За последние несколько лет «Кувшинки» того или иного года несколько раз выставлялись на аукционах. В мае 2015 полотно 1905 года было продано на торгах Sotheby’s за $54 млн.
С 1955 года полотно находилось в частной коллекции и более полувека не выставлялось на публике. Новым обладателем «Кувшинок» стал коллекционер из США, не ставший называть своего имени.
Фото Sotheby’s «Пейзаж под грозовым небом» Винсента Ван ГогаЦена: $54 млн
У «Пейзажа под грозовым небом» трагичная история. Картину Ван Гог написал за год до своей смерти, на ней художник изобразил город Арль, в который переехал из Парижа в 1888 году. Здесь Ван Гог хотел устроить так называемую «Мастерскую Юга», в которой художники-единомышленники создавали бы произведения искусства для будущих поколений. В Арле у Ван Гога случился приступ, и его отправили в психиатрическую лечебницу. После улучшения состояния художник просил разрешения перебраться обратно в Арль, но местные жители были против его возвращения. Вместо Арля Ван Гог отправился в поселение для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс.
Фото PA Images · ТАСС «Композиция номер 3» Пита МондрианаЦена: $50,5 млн
Картине Пита Мондриана «Композиция номер 3» на майских торгах Christie’s удалось превысить эстимейт в несколько раз. Изначально полотно абстракциониста оценивалось в $15–25 млн, но в итоге покупатель отдал $50,5 млн.
Второе название работы «Композиция номер 3» — «Композиция с красным, синим, желтым и черным». Это основные цвета в творчестве Мондриана. В сторону геометрических изображений живопись нидерландского художника начала тяготеть с 1910х гг.. Полотна Мондриан заполнял правильными решетками и ячейками, которые закрашивались теми или иными цветами. Как говорил художник, «нет ничего конкретнее, чем линия, цвет и плоскость».
Картины Виктора Борисова-Мусатова на мировых аукционных торгах
Рассказывая о творчестве Борисова-Мусатова, невозможно не отметить, что при жизни художника его картины в России мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств.
Прошел век, и произведения русского живописца приобрели немалую ценность. За последние десятилетия его картины хотя и редко, но стали появляться на мировых аукционных арт-торгах. И их появление - это всегда событие в художественном мире и коллекционеров, и любителей. Так, в 2004 году была продана с молотка картина художника «Пастухи со стадом ночью» (1895год) за 245 тыс. долларов при стартовой - 150.
А в 2014 году на аукционе MacDougall`s появился этюд «Кавказские горы» (1895), созданный мастером, как и первое полотно, после поездки по Кавказу и Крыму. Это произведение после смерти живописца перешло к его супруге Е.В. Александровой, затем к художнику Я. Милкину, а позже оказалась в Великобритании в руках частного коллекционера. На торги картина поступила с эстимейтом 85 тысяч, а продана была за 102 тысяч долларов.
Однако самая значимая продажа относится к картине «Последний день», которая была выставлена на аукционе Sotheby`s в 2006 году. Эта пастельная работа является одной из лучших последних творений художника, проживавшего в последние годы жизни в подмосковной усадьбе Введенское. Именно там Борисов-Мусатов находил покой и умиротворение и там создал ряд своих лучших пастелей. Картину, где мастеру отлично удалось передать настроение дня и спокойствие и неторопливость, с которыми женщины совершают прогулку, художник продал В.Э. Направнику, сыну главного дирижера Мариинского театра Э.Ф. Направника. На аукционе в 2006-м она была выставлена с эстимейтом 500 тыс, а с молотка ушла за 1,3 млн долларов.
Появление «мусатовской девушки»
Живя за границей и познакомившись с творчеством мастеров разных стран, разнообразных стилей и направлений, живописец более всего увлекся символизмом и импрессионизмом - полученные впечатления помогли мастеру найти свой живописный стиль.
Однако сложное финансовое положение вынудило Виктора Борисова-Мусатова вернуться из Парижа в Россию, где к тому времени в художественной среде также произошли значительные перемены. В искусстве свои позиции твердо занял символизм, а на место передвижников пришли Исаак Левитан, Михаил Врубель и Валентин Серов, которые кардинально обновили русскую живопись. И на фоне происходящего Виктору Эльпидифоровичу просто было невозможно не поддаться настроению перемен.
В 1898 году художник обосновался в Саратове, на своей малой родине, и в это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ. Любимой его темой стало изображение барышень в старинных платьях на фоне старых поместий. Все критики того времени признавали, что по цветовой гамме и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.
На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Присмотритесь, себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов.
Люсьен
Фрейд
Люсьен Фрейд (англ. Lucian Michael Freud , 8 декабря 1922, Берлин, Германия – 20 июля 2011, Лондон, Великобритания) – британский художник, родившийся в Германии. Его родители переехали в Лондон в 1933 году из-за своего еврейского происхождения. Фрейд учился в нескольких художественных школах, но не признавал академических канонов, и в конце концов стал писать так, как хотелось только ему самому, за что часто подвергался критике. Художник тщательно скрывал свою личную жизнь от публики, но известно, что он дважды был женат и стал отцом как минимум 14 детей.
Особенности творчества художника Люсьена Фрейда: главным объектом художественных исследований Фрейда были обнаженные женщины (и иногда мужчины). Он выбирал фактурные тела и лица и писал их, не сглаживая и не приукрашая. Одна из таких работ – «Спящая социальная работница» - была продана на аукционе Christie’s за рекордные 17,2 миллиона фунтов (33,6 миллиона долларов).
Биография Люсьена Фрейда полна парадоксов. Он был бунтарем, нарушавшим правила при любой возможности, и при этом умудрился дожить до 88 лет. Всю жизнь он был замкнутым и скрытным, но пользовался бешеной популярностью среди женщин и отвечал им взаимностью. Его интимная жизнь стала притчей во языцех, но сам он о ней никогда не распространялся. Фрейд крайне редко давал интервью и ревностно защищал свое личное пространство от прессы и от посторонних людей в принципе. Его слава гремела по всему миру, но при жизни художника не было написано ни одной биографической книги о нем.
Фрейд часто бывал грубым, невоздержанным на язык, он ввязывался в драки, пил и просаживал сумасшедшие деньги на скачках. Но при этом он умел быть и нежным, преданным и заботливым по отношению к людям, которые были ему по-настоящему дороги. Друзья и родственники по просьбе художника долгие годы оберегали неприкосновенность его личной жизни. Некоторые из них стали предаваться воспоминаниям о Фрейде только после его смерти, а кое-кто молчит до сих пор. Так или иначе, несмотря на сложный характер, художник, по всей видимости, был большим любимцем Судьбы. На протяжении 88 лет она сводила его с самыми разными людьми, которые влияли на его жизнь, а он часто оставлял неизгладимый след в их историях. Люсьен Фрейд всегда старался держаться в тени, словно прячась за своими картинами и всячески давая понять, что люди, которых он рисует, гораздо важнее его самого. Поэтому имеет смысл рассказывать о нем, рассказывая о других.
Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обoжали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова
Отписаться можно в любой момент.Творчество Виктора Борисова-Мусатова - одна из самых светлых и в то же время коротких страниц в истории отечественного искусства конца XIX и начала ХХ века, пропитанных болью и страданием, жизнелюбием и тихой радостью самого художника. Такими как он, а в России их было немало, даже по прошествии веков продолжают искренне восхищаться потомки, отдавая дань уважения умению, - невзирая ни на что, любить жизнь, людей, искусство, которое помогало выживать в сложнейших жизненных условиях.
Многие сейчас скажут, что людей со сложной судьбой хватает во всех профессиях. Однако именно творческие люди, в силу своей тонкой душевной организации, больше всех подвержены стрессам, нервным срывам, депрессии. Именно поэтому каждый истинный художник загадочен и самобытен по природе своего дарования, и именно поэтому к их судьбам проявляется особый интерес.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 — 1905)— русский художник, живописец, мастер символической живописи, отражающий на своих полотнах размеренную тихую жизнь «дворянских гнёзд».
Его самобытные работы в свое время вдохновляли художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи. Умиротворение, тихая грусть и радость - вот основные аспекты символизма в творчестве мастера, прожившего довольно трудную короткую жизнь и оставившего после себя хотя и скудное художественное наследие, но довольно ценное.
Ли Бауэри
Главным творческим достижением Фрейда принято считать его полотна, изображающие множество обнаженных женщин. Одни зрители видели в них женоненавистничество, другие – обожание и преклонение перед женским началом. Однако вершиной карьеры Фрейда стали несколько портретов крайне неординарного мужчины.
Ли Бауэри, эпатажный дизайнер, художник и шоумен (его стиль и работы в свое время оказали сильное влияние на Вивьен Вествуд и Александра МакКуина), всю сознательную жизнь работал на свой образ. Он не выходил на улицу без яркого макияжа, менявшего лицо до неузнаваемости, и более чем экстравагантных нарядов. Этот образ был своего рода защитной маской для открытого гея внушительных пропорций. Если бы картина, написанная Фрейдом в 1991 году не называлась «Ли Бауэри», узнать изображенного на ней мужчину могли бы разве что его близкие друзья. Художник словно смыл со своей модели не только всю краску, но и каждый слой защитной оболочки, оставив на виду самого обычного человека в его первозданной беззащитности и поразительной красоте.
Фрейд был перфекционистом и писал каждый портрет не один месяц. Его модели, утомленные многочасовым позированием, часто засыпали прямо на диване в студии, устанавливая еще более доверительные отношения с художником. Кажется, именно в такой момент Фрейд и запечатлел Бауэри на первом портрете. Проводя аналогии со знаменитым дедом художника, диван в его студии часто сравнивают с кушеткой в кабинете психоаналитика. С той разницей, что Люсьен Фрейд помогал освободиться не сознанию своих моделей, а их телам, непостижимым образом избавляя людей от стеснения и недовольства собой. Последней совместной работой с Бауэри стала картина «Ли под солнечным светом» (1994), изображающая дизайнера полностью обнаженным в полный рост. Вскоре после этого Бауэри умер от СПИДа в окружении немногих друзей, знавших о его болезни. А его место в студии Фрейда заняла социальная работница Сью Тилли, которая позже сделает художника рекордсменом.
Большая Сью вспоминает: «Иногда он был разговорчивым, иногда – очень тихим. Он говорил ужасные вещи о людях, но никогда не замечал своей грубости. Я всегда завидовала ему: он делал только то, что хотел. Он был веселым, несчастным, ужасным, добрым, подлым, щедрым… В одном человеке были абсолютно все черты характера» .
ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?
Главной темой картин Фрейда всегда была человеческая фигура, изображенная во всей своей неприглядности.
Люсьен Фрейд "Сидящая обнаженная" (1990-1991 гг.) - масло, холст - 50.8 x 45.8 см. - частная коллекция Люсьен Фрейд "Сидящая обнаженная" (1990-1991 гг.) - масло, холст - 50.8 x 45.8 см. - частная коллекцияЕго живопись дотошно допрашивает материальную поверхность человеческого тела, усматривая в ней материализацию одновременно и души, и жизненного опыта модели, следуя великой "реалистической" традиции XIX-го века.
Люсьен Фрейд "Блондинка. Ночной портрет" (1980-1985 гг.) - масло, холст - 71 х 71 см. - частная коллекция Люсьен Фрейд "Блондинка. Ночной портрет" (1980-1985 гг.) - масло, холст - 71 х 71 см. - частная коллекцияСферой особого интереса художника было человеческое тело, в особенности — человеческая кожа, на изношенной поверхности которой, как на пергаменте, описаны и эмоциональное состояние модели, и история ее, или его, жизненного пути.
Люсьен Фрейд "Социальный смотритель спит (Большая Сью)" (1995 г.) - масло, холст - 151,3 х 219 см. - частная коллекция Люсьен Фрейд "Социальный смотритель спит (Большая Сью)" (1995 г.) - масло, холст - 151,3 х 219 см. - частная коллекцияПрочитать этот пергамент беспристрастно и без тени осуждения — вот задача, которую ставит перед собой художник. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что Фрейд стал специалистом по изображению бледной кожи, испещренной пигментными пятнами и просвечивающими венами, обвисшей груди, тучности и воспаленных век.
Люсьен Фрейд "Художник за работой. Отражение" (1993 г.) - масло, холст - 101.2 x 81.7 см. - частная коллекция Люсьен Фрейд "Художник за работой. Отражение" (1993 г.) - масло, холст - 101.2 x 81.7 см. - частная коллекцияВсе это в равной степени относится и к автопортретам Фрейда, создаваемых художником при помощи зеркала.
Люсьен Фрейд "Отражение с двумя детьми" (1965 г.) - масло, холст - 91.5 x 91.5 см. - Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания Люсьен Фрейд "Отражение с двумя детьми" (1965 г.) - масло, холст - 91.5 x 91.5 см. - Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, ИспанияОтражающая поверхность наклонена таким образом, что зритель смотрит на художника снизу вверх. Композиция, предполагающая снисходительность мастера к зрителю, разбивается об удрученный и угрюмый взгляд Фрейда, беспристрастно изучающего в отражении самого себя.
Люсьен Фрейд "Отражение с двумя детьми" (фрагмент) (1965 г.) - масло, холст - 91.5 x 91.5 см. - Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания Люсьен Фрейд "Отражение с двумя детьми" (фрагмент) (1965 г.) - масло, холст - 91.5 x 91.5 см. - Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, ИспанияУглы рта художника, его ноздри и глазные орбиты, на фоне зияющей пустоты потолка, написаны в непривычном, но точном ракурсе. Лицо художника, изображенное рядом с лампой, освещающей комнату тусклым светом, написано Фрейдом с помощью множества цветов — и ни одним конкретно.
Люсьен Фрейд "Отражение с двумя детьми" (фрагмент) (1965 г.) - масло, холст - 91.5 x 91.5 см. - Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания Люсьен Фрейд "Отражение с двумя детьми" (фрагмент) (1965 г.) - масло, холст - 91.5 x 91.5 см. - Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, ИспанияВ левом нижнем углу картины — двое детей, сидящих на полу, расслабленно и бездумно наблюдающих за происходящим на их глазах безжалостным актом самопознания.
Люсьен Фрейд "Отражение с двумя детьми" (1965 г.) - масло, холст - 91.5 x 91.5 см. - Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания Люсьен Фрейд "Отражение с двумя детьми" (1965 г.) - масло, холст - 91.5 x 91.5 см. - Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, ИспанияОсобенность видения художника легко объясняет его нелюдимость. Фрейд остро понимал, что и отражение в зеркале, и само человеческое тело — слишком болтливы.
Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
Так, вдохновленный саратовскими окрестностями и заброшенными дворянскими усадьбами Борисов-Мусатов с упоением писал одну за другой свои картины, где девушки со старомодными прическами и в старинных платьях гуляли по пустынным усадебным парковым аллеям. При этом художник изображал не просто ушедшую эпоху, а искренне ностальгировал по прошлому.
Картина «Водоём» была написана летом 1902 года в Зубриловке в старинном имении князей Голицыных-Прозоровских под Саратовым. Это был самый счастливый период в жизни художника: его живопись пользовалась успехом, и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Именно свою невесту, также художницу, Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на этом полотне. Они позировали художнику для подготовительных эскизов картины. И, как видим, автор совершенно не стремился передать портретное сходство с моделями, а лишь хотел показать образы двух молодых девушек, их гармоничное единство с безмятежным состоянием природы, а также покой и умиротворение.
Картина поразила современников своей новизной красок и поэтичностью. Впервые увидев готовую работу мастера, возлюбленная художника не сдержалась от искреннего восхищения. Ее похвала для него, была сильнее, чем какие-либо хвалебные статьи. А к слову сказать, в то время столичные художники и критики признали «Водоем» шедевром русской живописной школы.
Вскоре Виктор Эльпидифорович и Елена Владимировна обвенчались, а в декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна. Но, к сожалению, радость отцовства художнику испытать в полной мере не пришлось. Не прошло и года, как 35-летний Борисов-Мусатов скоропостижно скончался на руках своей жены в Тарусе, где провел последние дни жизни. Перенесенные операции кардинально ухудшили состояние его здоровья, к туберкулезу позвоночника добавилась болезнь почек и сердца. Все вместе взятое и привело к летальному исходу.
Похоронен художник на окраине города, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева. На постамент из красного гранита скульптор возложил фигуру мальчика – подростка. Тема спящего мальчика по его мнению, была созвучна жизненной трагедии Борисова-Мусатова. В наши дни в память о художнике место его захоронения называют "Мусатовским косогором".
«Он умер, оставив нам тихие образы. И хотя над его величавыми созданиями тихо несется время, они остаются. У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребни», — сказал позднее писатель и друг художника Владимир Станюкович.
Преодолевать жизненные трудности и болезнь помогала живопись не только Борисову-Мусатову. Как со своими неизлечимыми недугами боролись некоторые знаменитые живописцы, читайте в нашей публикации: Недуги великих художников, как испытание силы духа: От чего страдали Кустодиев, Ренуар и другие.
Адольф Гитлер
Неизвестно, как бы сложилась жизнь Фрейда, если бы в 30-х годах в Германии не пришел к власти этот неудавшийся художник. Сын успешного архитектора Эрнста Людвига Фрейда, Люсьен с рождения жил в достатке и никогда не нуждался в деньгах. Он мог бы пойти по стопам отца или, к примеру, стать видным промышленником, если бы не еврейское происхождение. В 1933 году родители Фрейда благоразумно рассудили, что от царящих в стране настроений не стоит ожидать ничего хорошего, и иммигрировали в Англию. Другим родственникам повезло меньше. Четыре тетки Эрнста (родные сестры Зигмунда Фрейда) были убиты в концентрационных лагерях во время Холокоста.
Уже будучи взрослым, Фрейд рассказывал, что однажды собственными глазами видел Адольфа Гитлера и даже сфотографировал его. Это произошло в парке, где девятилетний Люсьен гулял со своей гувернанткой. Художник вспоминал, как его поразило это странное зрелище: очень маленький человек, окруженный огромными охранниками. Он признавался, что этот образ на всю жизнь остался для него символом фашизма.
Став безработной, пришлось обратиться за заключением социального контракта по трудоустройству
Эта история не об мне, я уже пенсионерка, а о моей соседке, которая потеряла работу в конце 2020 года. В феврале этого года она заключила социальный контракт по трудоустройству и поделилась со мной, как это все происходило.
Состав ее семьи вместе с ней - три человека: с мужем в разводе, сын – студент ВУЗа и дочка-школьница.
В январе 2021 года она встала на учет в центр занятости, за заключением социального контракта обратилась только в феврале, так как в соцзащите ждали изменения законодательства по соцконтрактам. Посоветовали, что лучше обратиться в соцзащиту, а не в МФЦ, так как законодательство новое, в соцзащите сотрудники лучше в этом ориентируются. Пришлось предварительно записаться на прием.
Документы на всех членов свое семьи (паспорта и свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о расторжении брака) брала с собой, так необходимо было заполнять подробное заявление, в котором все данные нужно указывать. Хорошо, если в соцзащите все автоматизировано, и информация имеется в базе данных, то сотрудники заявление распечатают, и гражданину придется только в нем расписаться. В большинстве же клиентских служб в соцзащите все делается вручную на бумаге.
Сведения о доходах нужны за три предыдущих месяца перед месяцем обращения. Моя соседка обратилась в соцзащиту в феврале, поэтому доходы нужно было предоставить за ноябрь 2020г., декабрь 2020г. и январь 2021. Справка о заработной плате от прежнего работодателя была у нее за ноябрь- декабрь 2020г., а в январе она встала на учет в центр занятости. Справку из центра занятости не требуют, так как соцзащита сама делает туда запрос. Соседке пришлось еще брать справку об отсутствии алиментов на дочку, так как бывший муж нигде не работает, и справку из ВУЗа о стипендии у сына-студента. Необходимо не забыть трудовую книжку заявителя, чтобы подтвердить отсутствие трудовой деятельности.
Где-то через 7 дней к моей соседке домой пришла социальный работник (по предварительной договоренности) для составления акта материально-бытового обследования. Так как соседка живет в обыкновенной 2-х комнатной хрущевке, до статуса обеспеченной семьи они никак не дотягивают, поэтому посещение соцслужбы не вызвало у нее никакого беспокойства.
Районная комиссия рассмотрела ее заявление где-то через 3 недели после обращения, затем мою соседку пригласили для подписания социального контракта, к которому прилагалась программа адаптации. Соцконтракт с ней заключили на 6 месяцев, но это вовсе не значит, что в течение 6 месяцев ей будут платить денежные средства.
Выплату в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения соседке дадут только за первый месяц после заключения соцконтракта, а дальше ей сказали, что все будет зависеть только от нее: если она устроится на работу в течение этих 6 месяцев действия контракта, то ей заплатят еще за три месяца с момента ее трудоустройства, если не устроится, то ничего не заплатят. Сказали, что контракт с учетом жизненных обстоятельств могут продлить еще на три месяца, чтобы безработный смог найти работу. Моя соседка решила, чтобы не потерять деньги за эти три месяца (около 36 тысяч рублей), она постарается трудоустроиться хоть куда-нибудь, а дальше видно будет.
Е сли моя информация оказалась для Вас полезной и познавательной, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал «Соцзащита».
Наш канал в социальных сетях Вконтакте - Соцзащита | Бесплатные консультации , где вы бесплатно можете получить ответы на свои вопросы. Вступайте в группу, делитесь ей со своими близкими, друзьями.
Жизнь кратка, а искусство долго, и в схватке побеждает жизнь.
Социальный смотритель спит. art_shmart December 1st, 2009
Люсьен Майкл Фрейд (род. 1922).
Социальный смотритель спит (1995).
Холст, масло.
Частное собрание Романа Абрамовича.
Картина написана в 1995 году. На картине изображена одинокая отвратительно полная женщина, спящая на кушетке, стоящей на паркетном полу. На заднем фоне просматривается тряпичный занавес.
Моделью для данной картины послужила Сью Тайлли, по прозвищу «Толстая Сью», работавшая боссом в Центре Занятости. Сью Тайлли также является автором биографии Лайя Бовери, под названием «Лай Бовери, жизнь и времена идола».
«Социальный смотритель спит» стала самой дорогой картиной живущего автора, проданной на аукционе Кристи. Она была куплена Романом Абрамовичем в мае 2008 за 33.641.000 долларов.
Материал с Википедии.Не знаю как вам, а меня картина впечатляет. Модель написана во всём своём безобразии. Спящая туша этой некрасивой толстой женщины мне навевает воспоминания о картине Джорджоне "Спящая венера". Только это скорее антипод прекрасного изображения древнегреческой богини. Эдакая издёвка над прекрасным, характерная для постмодерна. Уродливое тело современной культуры, так сказать.
Однако стоит отметить, что живопись, судя даже по репродукции, блестяща. Гойя, изображая на холсте портрет Карлоса III и королевскую семью Карлоса IV, написал откровенных дегенератов, коими и являлись эти королевские особы. Но какая потрясающая живопись! Это же относится и к сабжу.
Фрэнсис Бэкон
К началу 1940-х годов Фрейд уже успел побывать учеником в двух британских школах и с треском вылететь из последней за непристойное поведение (Люсьен на спор стащил с себя штаны при людях). Сменив несколько художественных школ, Фрейд окончательно разочаровался в академическом образовании и рассудил, что оно ему попросту не нужно. И воспылал мечтой стать моряком. Он быстро завел дружбу с другими матросами, наловчившись делать татуировки, но первый же рейс закончился для Люсьена тяжелым тонзиллитом, поставившим крест на морской карьере. Деваться было некуда, пришлось становиться художником.
С Фрэнсисом Бэконом Фрейд познакомился в середине 1940-х, и с тех пор, по его признанию, они встречались каждый день в течение 25 лет. Их объединяла любовь к выпивке, азартным играм и пьяным дракам. Однако помимо этого, оба художника оказывали друг на друга очень сильное влияние и в профессиональном отношении. Именно с началом их дружбы стал формироваться уникальный, неповторимый стиль работ каждого из них. Фрейд написал несколько портретов Бэкона: ранние – в гиперболизированной манере, свойственной ему в начале карьеры, более поздние – в уже узнаваемом стиле, реалистичные и детализированные. Бэкон же, в свою очередь, увековечил друга в нескольких своих знаменитых триптихах, будто бы выворачивая лицо Фрейда наизнанку и превращая его в дьявольскую пугающую маску (1, 2, 3, 4). Дружба закончилась в начале 1970-х, когда два художника, по всей видимости, уже не могли дать друг другу ничего нового. Фрейд, который никогда не стеснялся в выражениях, прямо назвал последние работы Бэкона жуткими, после чего они прекратили всякое общение.
Женщины и дети
О любовных похождениях Фрейда ходили легенды, которые он, само собой, никогда не подтверждал, но и не опровергал. Что же касается детей, художник, похоже, и сам толком не знал, скольких женщин он успел осчастливить. Официально Фрейд признал 14 детей, но ходят слухи, что всего их было около 40. Впрочем, если он что-то им и дал, то разве что знаменитую фамилию и некоторые творческие способности. Художник никогда особенно не стремился к близкому общению с детьми, хотя выросшие дочери и позировали ему, в том числе и обнаженными. Писательница Эстер Фрейд говорила: «Это был для меня единственный способ узнать его» .
На память о двух скоротечных браках Фрейда остались только несколько портретов его жен (Китти Гарман и леди Кэролайн Блэквуд) и пара строчек в весьма скупых биографических справках. Леди Кэролайн, однако, не без гордости заявляла, что стала единственной женщиной, разбившей сердце Фрейда. После развода с ней он стал много пить, играть на скачках и подумывать о самоубийстве. Из этого состояния художника тогда смог вытащить только его друг Фрэнсис Бэкон.
Единственной константой в личной жизни Люсьена Фрейда была его мать Люси, которая поддерживала сына на протяжении всей его карьеры. Женщина очень тяжело перенесла смерть Эрнста Фрейда в 1970 году и несколько раз пыталась покончить с собой. Не имея никакой другой возможности помочь ей, Фрейд начинает писать ее портреты и не останавливается долгих 12 лет, до самой ее смерти. Художник не пытается остановить время или предотвратить неизбежный уход любимого человека. Он просто скрупулезно документирует каждую морщинку, каждое пигментное пятно, каждый седой волос. И проведя за рисованием матери в общей сложности четыре тысячи часов, он все-таки сумел продлить ее жизнь (портреты матери - 1, 2, 3, 4, 5).
art_shmart
Немного из биографии художника-горбуна
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в 1870 году в семье железнодорожного служащего Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Мальчик унаследовал от отца, редкое отчество. А имя деда по отцовской линии - Бориса Александровича будущий художник впоследствии присоединил сам в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
И так уж случилось, что в возрасте трёх лет маленький Витя очень неудачно упал с высокой скамьи и получил тяжелую травму позвоночника. Этот ушиб вызвал хронический воспалительный процесс, вследствие которого у мальчугана начал расти горб. Родители болезненно переживали постигшее несчастье и старались сделать все от них зависящее, чтобы вылечить сына. Но, ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь, и Виктор остался на всю жизнь «с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем», — по словам одного из его биографов.
Судьба зло подшутила над ним, и проблемы со здоровьем преследовали художника в течение всей его жизни. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о Борисове-Мусатове саратовский литератор Александр Федоров. Да, он мог быть. а стал «болезненным, маленьким, горбатеньким человеком с острой бородкой. - писал М. Добужинский, - Всегда очень изысканно одетым и элегантным. ». «Он был трогателен, мил и сердечен» , - вспоминал близко друживший с саратовским художником Игорь Грабарь.
И кто знает, как бы сложилась жизнь Виктора Эльпидифоровича после несчастного случая, если бы не любовь к художественному творчеству - он с шести лет настолько увлекся рисованием, что к четырнадцати годам занимался только живописью.
Первоначальные знания и навыки рисования Виктор получил от приходящего учителя рисования. Пытливо вглядываясь в окружающий его мир, он с большим воодушевлением изучал азы живописи. Это позволило юному таланту поступить в студию Саратовского общества изящных искусств, затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а позже, созревшим юношей, перевестись в Петербургскую Академию художеств. При поступлении в академию начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: с того времени он так и подписывал свои работы.
В Петербурге его учителем был известнейший педагог и художник своего времени Павел Петрович Чистяков. Обучался Борисов-Мусатов и в мастерской не менее знаменитого живописца Василия Поленова. Учился также три года в студии Фернана Кормона в Париже, где осваивал классические приемы рисования. В музеях и галереях французской столицы он изучал произведения искусства маститых художников мира. Был близок с художниками «Мира искусства». В 1895 году Борисов-Мусатов вступил в Союз русских художников.
Читайте также: