Картина казаки на отдыхе
Картину эту знают все – примелькалась, а вот то, что они там пишут, известно немногим. Славная запорожская братва собралась не просто черкнуть султану пару ласковых от нечего делать, а сотворить ответ на послание Магомета IV, ибо негоже оставлять без такового письмо брата Солнца и Луны. Запорожцы слегка перебрали в количестве матюгальников,
ну что с них возьмешь – хулиганы
И еще – письмо это вряд ли действительно было отослано туркам, скорее это просто народное творчество.
Далее письмо султана запорожцам, их ответ и два варианта "Запорожцев" Репина в полный экран. Историческая справка прилагается.
Письмо турецкого султана к казакам
"Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться."
Подписано: Султан турецкий Мухаммед IV
Ответ Запорожцев Магомету IV-му
"Запорожские казаки турецкому султану!
Ты — шайтан турецкий чёрт, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люцифера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, когда голою сракой ежа не убьёшь? Чёрт высирает, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, ** твою мать.
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас, Армянский свин, Подолянская злодеюка, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, и всего света и подсвета шут, а для нашего Бога — дурак, самого аспида внук и нашего х*я крюк. Свинячья морда, лошадиная *цензура*, мясника собака, некрещёный лоб, мать твою **!
Вот так тебе запорожцы ответили, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!"
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским
По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Магомета IV. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославским этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал её известному историку Д. И. Яворницкому, который однажды зачитал её, как курьёз, своим гостям, среди которых был, в частности, И. Е. Репин. Художник заинтересовался сюжетом, и в 1880 году начал первую серию этюдов. Во время поездки по Украине, где Репин собирал материал для своих Запорожцев, художник писал Стасову: "До сих пор не мог ответить Вам, а всему виноваты Запорожцы, ну и народец же!! где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму; еще задолго до Вашего письма я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться - веселый народ. Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!"
«Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Художник постоянно менял фигуры, удалял одни, вписывал другие, работал над картиной целыми днями, а иногда откладывал ее на долгий срок. «Работал над общей гармонией картины,- говорил он в одном из писем. - Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия - чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях. Работаю иногда просто до упаду. Очень устаю». В другом письме: «. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся - великолепная фигура, - все не удовлетворяло».
Ещё не завершив основной вариант, Репин в 1889 начал работу над вторым, работу над которым он так и не закончил. Это полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту (2,033,58 м), и является, так сказать, кулуарным экземпляром. Хранится он сейчас в Харьковском художественном музее.
Казаки в старинных карикатурах, открытках и плакатах
Тема казачества промелькнула в карикатурах и других визуальных работах, не только в Российской Империи, но и после знакомства европейцев с казаками, в период наполеоновских войн и Первой Мировой войны. У нас были даже почтовые открытки, выпускавшиеся в пропагандистских целях в 1916 году.
Фото Яндекс Картинки. Фото Яндекс Картинки.На интернет-аукционе такая открытка, с обратным адресом получателя, оценена в 6000 рублей. Но особенно прославились в изображении казаков, наши противники и даже союзники. Для них они представлялись дикой и необузданной силой.
Изображение Яндекс Картинки. Изображение Яндекс Картинки.А вот такой, "плотоядный" плакат, был издан нами в Типо-Литографском "Русском товариществе" в 1904 году. Как раз, период Русско-японской войны. Жесткий плакат, но возможно время было такое.
Изображение Яндекс Картинки. Изображение Яндекс Картинки.Наполеоновские войны, также впервые открыли тему казаков в европейском шарже. Вот такая английская карикатура, показывает российского казака на поимке Наполеона. Страсти да и только.
Изображение Яндекс Картинки. Изображение Яндекс Картинки.А вот так европейцы изобразили казака, который привез в Европу нового покорителя. Я думаю, не стоит пояснять, кто это. Но тема казачества в Европе тех дней прямо кричит, что русские конные воины, приняли самое деятельное и активное участие в освобождении стран. Обратите внимание на головной убор казака. Форма соответствует казачьему обмундированию тех лет, а вот колпак скифо-сарматский. А вы говорите, скифы и сарматы вымерли! Все на местах.
Изображение Яндекс Картинки. Изображение Яндекс Картинки.Вхождение русской армии в Париж. На первом плане, конный казак и офицер русской армии. Карикатура сделана уже без налета наполеоновского пропагандизма. Франция уже освобождена.
Изображение Яндекс Картинки. Изображение Яндекс Картинки.Доставалось и туркам, в жизни и в карикатурах от казаков. Колоритное изображение, призывающее турок оставаться в Порте.
Изображение Яндекс Картинки. Изображение Яндекс Картинки.Подобных изображений в недалекую старину, выпускалось очень много. Интересно по ним проследить историю казачьего костюма, как европейцы боялись и одновременно восхищались казачьей удали, напору и воинской доблести. Открытки и плакаты тех лет в интернете продаются за хорошие деньги. Цены разные от 3000 до 12000 рублей. Наполеоновский период, конечно дороже.
Оставляем друзья комментарии!
Лайк и репост, вместе с подпиской помогут в нашем развитии канала!
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Картину «Запорожцы» Репин писал дольше, чем какую-либо иную. Идея возникла на светском приеме, куда были одновременно приглашены Илья Репин и историк Дмитрий Яворницкий. У Яворницкого оказалась при себе копия письма, написанного в 1676 году атаманом Иваном Серко (Сирко) вместе с казаками султану Махмуду IV. Возмущенный тем, что казаки истребили его 15-тысячное войско, турецкий владыка предложил Сечи перейти в его подчинение, а в случае отказа грозил полным уничтожением.
Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану). Илья Ефимович Репин, 1891 Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану). Илья Ефимович Репин, 1891По выражениям лиц казаков понятно, какой ответ они сочинили. «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» – читал Яворницкий под громкий хохот. А Репин мысленно представлял себе картину, которую напишет по мотивам этого эпистолярного происшествия.
Запорожцы (эскиз). Илья Ефимович Репин, 1880-е Казак (Атаман Серко)Илья Ефимович Репин, 1889 Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Эскиз. Илья Ефимович Репин, 1880 Запорожцы (эскиз). Илья Ефимович Репин, 1880-еВ 1880-е годы Репин специально отправился в Украину, чтобы собирать материал для картины. Помогал ему и Яворницкий, предоставив свободный доступ к своим материалам и старинным атрибутам казаков – одежде, трубкам, обуви, оружию. Репин написал множество эскизов, прежде чем приступить к работе над главной картиной. К слову, в поездке Репина сопровождал его юный ученик Валентин Серов - он тоже делал кое-какие наброски.
Запорожцы на пути в Сечь. Валентин Александрович Серов, 1880 Запорожцы на пути в Сечь. Валентин Александрович Серов, 1880В 1888 году Репин еще раз проехал по местам казачьей славы, добрался до станции Пашковской, а главное – уловил казачий дух неуемной свободы. «Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства» , – восхищался он украинскими казаками. Безусловно, одним из источников, вдохновивших художника, была повесть Гоголя «Тарас Бульба». Собственно, ее герои здесь присутствуют.
Тарас Бульба – могучий хохочущий казак в белой папахе, написан с профессора Петербургской консерватории. Его сын Андрий – интеллигентный юноша слева, с тонкой улыбкой и мягкими чертами лица, прототипом его стал родственник композитора Михаила Глинки. Рядом с ним – суровый казак с повязкой на голове, он в роли старшего брата, Остапа Бульбы.
А что же сам Иван Серко? Атаман с лихо закрученными усами смотрит лукавым пронзительным взглядом, явно наслаждаясь метко сказанной фразой. Его прототип – командующий Киевским военным округом генерал Михаил Драгомиров. Не забыл Репин и главного консультанта и вдохновителя – Дмитрий Яворницкий запечатлен в образе писаря. Чтобы добиться от него нужной усмешки, Репин развлекал свою модель карикатурными журналами.
Портрет М. И. Драгомирова. Илья Ефимович Репин, 1889 Портрет М. И. Драгомирова. Илья Ефимович Репин, 1889Обнаженная мощная фигура казака на переднем плане – это не только иллюстрация мощи и силы запорожской вольницы. Возле него карты – а в Сечи любителям азартных игр предписывалось играть без рубахи, чтобы не иметь возможность спрятать карту в рукав или за пазуху.
Круговая композиция создает ощущение торнадо, набирающего силу урагана, который уже если раскрутится, мало не покажется никому. Отдельно стоит отметить, что Репину удалось в этой картине представить целую энциклопедию смеха. Кажется, перед нами вообще все оттенки веселья, для которых существуют обозначения: тут и заливистый смех, и тонкая улыбка, и саркастическая ухмылка, и смех-оскал, от которого мороз по коже пробирает, и заразительный хохот, и хихиканье, и гогот, и зубоскальство. При этом не забываем, что в рамках бытовых, жанровых изображений Репину тесно, его лучшие работы становятся грандиозным обобщением, приобретая черты монументальности, отчасти даже былинности, мифологичности. И здесь перед нами не просто группа казаков и исторический забавный момент – мы видим и ощущаем сам дух Запорожской Сечи, квинтэссенцию непокорного, свободолюбивого казачества.
Репин постоянно сомневался в своем таланте, нередко называл себя «заурядной личностью», а в общении мог показаться чрезмерно любезным. Но это обманчивая видимость мягкотелости. Если он был в чем-то уверен, то не существовало авторитетов, которые бы его переубедили. Когда «Запорожцы» были практически закончены, он внезапно «прикрыл» одну из самых колоритных фигур повернутым спиной казаком в длинной кирее (сравните с поздним вариантом картины).
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Вариант. Илья Ефимович Репин, 1896 Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Вариант. Илья Ефимович Репин, 1896«Серым больничным халатом» называли это одеяние недовольные критики и упрекали художника в том, что он собственными руками загубил шедевр. Однако Репин был непоколебим: «Я знаю, что я в продолжение многих лет, и прилежных, довел наконец свою картину до полной гармонии в самой себе, что редко бывает, — и совершенно спокоен. Как бы она кому ни казалась — мне все равно» .
Малороссийские казаки на картинах Сергея Васильковского (19 октября 1854 - 7 октября 1917)
Бандурист с мальчиком
Весенний день в Малороссии
Войсковой писарь, 1900
Гармаш (казак-артиллерист) времен гетмана Мазепы
Задунайский запорожец, 1900
Запорожец
Запорожец
Запорожец в дозоре, 1899
Казак в степи. Тревожные знаки, до 1917
Казак часовой
Казачий двор
Казачий пикет. 1888
Казачья левада. 1893
Малороссийский пейзаж
Околица
Подарок
Полковник реестрового левобережного полка в кунтуше, 1900
Портрет гетмана Конашевича-Сагайдачного, ок. 1900
Посполитый козак
Свидание
Сельская улица
Сечевой дед (отставной), 1900
Сторожа Запорожских вольностей. 1890
Тип запорожца, 1900
Тип запорожца, 1900
Тип запорожца, 1900
Уманский сотник Иван Гонта
Хорунжий
Чумацкий Ромодановский шлях 1890-е
40 фото из дореволюционной жизни донских казаков (41 фото)
Казачество в Российской Империи всегда имело ряд отличительных особенностей, которые и определяли самобытность этого сословия.
Первые упоминания о донских казаках были найдены еще в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Московии Ивану Грозному, датированной 1550 годом, где князь пишет: «Хо-лопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют. Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». «Сары-Азман — от персидского «удальцы» (вольные люди). По некоторым версиям, история донского казачества восходит к христианскому населению Хазарского каганата (650—969 годы).
На формирование индивидуальных особенностей этого сословия повлияло и то, что мужчины были обязаны отбывать воинскую повинность гораздо в большем объеме, чем другие жители Российской империи. В награду за доблестную службу государство выделяло им щедрые земельные наделы, на которых многодетные казачьи семьи трудились с утра до позднего вечера (порой только женщины и дети). До принесения присяги русскому царю Алексею Михайловичу донские казаки были абсолютно независимы от окружающих государств, ежегодно они выбирали атамана на демократических выборах, путем голосования. После 1708 года территория вольных донских казаков была включена в Российскую империю, тогда же была отменена и выборность атаманов, казаки стали обязаны служить царю.
Картина казаки на отдыхе
Умнее ли вы третьеклассника? Тест по английскому языку
На Pornhub набирают популярность лекции по математике
Цветные фото старой Норвегии
17 раз, когда природа была в ударе, создавая питомцев
Студенты сделали самолет из стула
15 вещей, которые мало кто видел в жизни
Редкий «поляк» в СССР: автомастерская «Ельч»-574
Самые известные роли актеров, которые оказались их дебютом в кино
Капитан Кирк из "Звездного пути" решил слетать в космос по-настоящему
Мужчин, которые удивили всех своими длинными волосами
Честные иллюстрации, показывающие, что не так с нашим обществом
Правила покера для новичков
Стоит быть осторожнее со своими желаниями
Дезинсектор съел «отравленный» арбуз, чтобы доказать невиновность коллеги из Москвы
Британские ВВС тестируют беспилотные автомобили
Как играть в «Монополию»: правила и особенности игры
Исследователи впервые спустились на дно «Адского колодца» в Йемене
"Гидов мы не обвиняем": выжившие после восхождения на Эльбрус рассказали о походе
Удивительная история дома на Канарских островах, нетронутого потоками лавы
В Липецке мужчина с ножом атаковал своё отражение в лифте
В Тюмени школьный охранник переборщил с воспитательными мерами
Интересные татуировки, которые изменяются, когда люди сгибают свое тело
Худшие фильмы в истории кино по версии сайта Rotten Tomatoes
20+ полезных и бесполезных советов на все случаи жизни
Смс-переписки с родителями, которые стоило бы сохранить для внуков
Парень дополняет собой обложки альбомов мировых звёзд
Отличный бросок
Авторитетный фотожурнал наградил лучшие снимки о путешествиях
Тина Тернер - королева рок-н-ролла
Городской ад: когда реальность выглядит как кадр из фильма-антиутопии
Самые впечатляющие дворцы в мире
Как хорошо, что этих видов спорта больше не существует!
"Уезжай в свою Россию!": в Ташкенте дети избили русскоговорящего мальчика
В Ульяновске инвалид-колясочник отбил своего пса от бродячих собак
Воры вернули украденные олимпийские медали Весниной вместе с коробкой конфет
Удивительный случай на австралийской дороге
Bentley Dominator — первый в мире ультра-роскошный внедорожник
Американские горки: воплощение страха
В Москве неадекватный мужчина с топором напал на покупателей в магазине
Уникальные коллажи Дэна Бэрри, включающие ботанику и темы смертности
Корабли, которые больше никуда не поплывут
Старые деревянные дома и летние дачи: коллекция фотографа Федора Савинцева
Казаки
"Captive Turkish military leader." Artist Józef Brandt / "Пленный турецкий военачальник". Художник Йозеф Брандт.
Козацькі чайки, мал. Б.Крюков,1960-ті
Козацькі чайки, мал. Б.Крюков,1960-ті
Художник Андрей Петрович Лях.
"Бобыль. Где же вы , сыночки?" Художник Андрей Петрович Лях
Давние казачьи предки
Kozak, początek XVIw
Художник Герасимов
ВАСИЛЬКОВСКИЙ Сергей - Запорожец на посту - (картина)
ВАСИЛЬКОВСКИЙ Сергей - Запорожец на посту. 900 Картин самых известных русских художников
Шестопер, насека, пернач, булава - холодное оружие и символ власти казаков.
Zaporozhye colonel with a mace - a symbol of power (17 century) / Запорожский полковник с булавой - символом власти (17 век).
Снять квартиру в Киеве посуточно
Ukrainian Cossack and his horse. Follow us: @HorsetalkNZ on Twitter | Horsetalk on Facebook. The Don horses became the mounts of the Don Cossacks, the traditional community living in the southern steppe regions of Eastern Europe and Asian Russia who were famous for their particularly horsemanship.
Казаки на картинах
Linear Cossack on the Kabardian (Circassian) horse. Artist Franz Roubaud / Линейный казак на кабардинской (черкесской) лошади. Художник Франц Рубо.
1890-е гг. Казак гвардейского атаманского полка в дозоре (Валле Луи, 1893)
1890-е гг. Казак гвардейского атаманского полка в дозоре
Казаки на Клинской земле в войне 1812 г.
Казаки на Клинской земле в войне 1812 г. | Клинтут
"Кабардинская" (черкесская) лошадь.
Kuban Cossack on the Kabardian (Circassian) horse. Artist Franz Roubaud / Кубанский казак на кабардинской (черкесской) лошади. Художник Франц Рубо.
Запорожские, донские, кубанские казаки характерники. Вымысел или реальность?
Bunchuzhny. Artist Josef Brandt / Бунчужный. Художник Йозеф Брандт.
Русские лубочные картинки времен русско-японской войны 1904 - 05 годов (часть 1)
Генерал-майор Мищенко - начальник отряда, действующего в Корее
Казаки в рисунках Николая Самокиша
СамокишПогоняДневник
Русские пословицы
Фото, автор katary575 на Яндекс.Фотках
Die Kosacken im Felde Published by Carl Ebner After Johann Adam Klein Print made by Gottfried Küstner 1821 (British Museum)
LIFE - Russo-Japanese War 1904-1905 / Русско-японская война (иллюстрации из журнала "LIFE")
Казаки в русско-японской войне, иллюстрация журнала "Life"
Kosacken (Cossack) Print made by Friedruch August de La Belle 1815 (British Museum)
NYPL Digital Collections
Ural Cossack (NYPL > The Vinkhuijzen collection of military uniforms > Russia. > Russia, 1806 [part 1])
NYPL Digital Collections
(NYPL > The Vinkhuijzen collection of military uniforms > Russia. > Russia, 1800.)
Казаки в Париже 1814 года: публикуем старинные картины об их пребывании во Франции
13 января 1813 года началась Война шестой коалиции – война коалиции европейских стран (России, Австрии, Швеции, Англии и Пруссии, позже присоединились Вюртемберг и Бавария) против наполеоновской Франции и ее союзников. Эта коалиция сложилась после победы русских в Великой Отечественной войне 1812 года с Францией. Окончанием Войны шестой коалиции считается 30 мая 1814 года – в этот день был подписан Парижский мирный договор, его подписал новый король Франции Людовик XVIII.
Казаки играют с детьми
«Парижанам понравились казаки. Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев (только по форме), то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами – как на картинках во французских газетах. Дети бегали за казаками. Французские девушки быстро подружились с ними. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков» и ножи на широких ремнях, как у казаков», – написано в книге «Русские в Париже в 1814 году» Александра и Лидии Самоваровых.
Казак раздает печатную декларацию Александра Первого
Существует и популярная история о том, как в парижском языке появилось слово «бистро», означающее небольшие места общественного питания. Многие утверждают, что, когда казаки были в Париже в 1814 году, они заходили в кафе и торопили разносчиков еды, говорили им «Быстро, быстро!». Однако другие исследователи утверждают, что слово «бистро» во французском языке появилось лишь в 1880-х годах.
«Ухарские пляски казаков, их песни и припевы (все это без присутствия дам)… очень нравились французам. Задорные песни всегда тянули казаков к лихой пляске. После военного напряжения пляска и пение, как своеобразные отдушины в короткое время отдыха, конечно, являлись атрибутами казачьего досуга в Париже», – писал русский офицер Иван Липранди.
Казаки купают лошадей в Сене, около моста Генриха IV, сверху на них смотрят любопытные парижане
Казаки изучают карикатуры
Казаки покупают еду на французском рынке
Казаки и толпа парижан наблюдают за фокусником
Ранее мы рассказывали, что легендарные казачьи состязания – Шермиции впервые состоятся в Ростове.
Читайте также: