Картина афина паллада этого классика живописи открыла золотой период
Атрибуты: шлем, эгида(щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, олива.
Животные: сова, змея.
Рядом с Афиной часто изображали крылатую богиню победы - Нику.
Изобретения: Афина считалась основательницей государства; она изобрела: колесницу, корабль ,флейты и трубы, керамический горшок, грабли, плуг, ярмо для волов и уздечки для лошадей; научила ткачеству, прядению и кулинарии; учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).
Хендрик ван Бален. Как видите, даже обнажившись, Афина сохраняет шлем, благодаря которому её легко отличить от Афродиты и Геры. 1599г
Джорджо Вазари "Изготовления эгиды Афины"1567г
Иохим фон Зандрарт "Минерва и Сатурн охраняют искусство и науку от зависти и лжи"1644г
Питер Пауль Рубенс "Минерва защищает Мир от Марса"
Бартоломео Спрангер "Афина, как победительница невежества"
Франс Флорис "Афина и музы" 1560г
Арнольд Хубракен "Афина Паллада, навещающая Апполона на Парнасе"1703г
Лавиния Фонтана "Минерва одевающаяся"1613г.
Жозеф-Бенуа Сюве"Бой Марса и Минервы"
Жак Луи Давид "Бой Ареса и Афины"
Ганс Роттенхаммер "Афины и музы"1610г
Рембрандт. "Афина Паллада или Александр Великий"
Франц фон Штук "Афина Паллада"1898г
Густав Климт "Афина Паллада" 1898г
Необычна история рождения богини. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет от него двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом.
Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с краснофигурной древнегреческой вазы
Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг ее, но Афина защищалась с оружием в руках. Гефест пролил семя на землю, после чего Гея-земля родила младенца - Эрихтония.Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным и отдала в ларце трем дочерям Кекропа: Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями. Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, то воцарился в Афинах.
Парис Бордоне. "Афина отвергает ухаживания Гефеста".1557г
Якоб Йорданс. "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония" 1640г
Джаспер ван дер Лаанен "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония"1620
Питер Пауль Рубенс "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония"
Одним из самых известных эпизодов, связанных с именем Афины является ее состязание с Арахной. Не откажу себе в удовольствие опять процитировать Н.А.Куна
"На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
— Не одно зло несет с собой старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу и гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
— Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились перед любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, и среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина, в шлеме, со щитом и в эгиде, вонзила глубоко в землю свое копье, и выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве. Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась гордая царевна в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни."
Густав Доре. Иллюстрация к Данте
Диего Веласкес "Пряхи"( "История Арахны")
Долгое время эта картина называлась "Пряхи" или "Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде "
Однако, в 1948г, Диего Ангуло Инигес указал на связь между описанием Веласкеса сцены и легенде об Арахне. Действительно, если на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане. Если принять версию, что художника вдохновила книга Овидия "Метаморфозы", которая, конечно же, имелась в его библиотеке, то картина становится понятной.
Таким образом, молодая женщина, слева - Арахна; у прялки - Афина, в образе старой женщины. На заднем плане картины ,способом "одновременных эпизодов," показана вторая часть легенды : Арахна стоит перед своим гобеленом, вытканным на тему "Похищение Европы" по картине Тициана. Рядом - Афина, в шлеме и броне. Три женщины, справа, могут символизировать богинь Судьбы.
Но не только карала мудрая Афина. Те, кто чтили ее, тем оказывала она всемерную помощь.
Персей. Был воспитан в храме Афины. Провожая его на подвиги, богиня вручила ему меч и, что самое главное зеркальный щит, с помощью которого Персей расправился с Медузой - Горгоной. В благодарность за это Персей подарил Афине полову Медузы, которую она укрепила на своем щите - эгиде. Позднее Персей был помещен Афиной на небо.
Кристиан Бернхард Роде "Афина вручает Персею зеркальный щит"
Беллерофонт. Временно жил в Тиринфе, у царя Прета.Жена Прета, Алтея влюбилась в Беллерофонта, но, не пользуясь взаимностью, обвинила его в покушении на её честь. Тогда Прет отправил Беллерофонта к своему зятю Иобату в Ликию с тайной просьбой убить Беллерофонта. Но Иобат не решился на это и стал посылать его в опасные походы. Иобат сначала приказал Беллерофонту убить изрыгавшую пламя трёхликую Химеру, которую Беллерофонт и умертвил, сражаясь с ней на крылатом коне Пегасе - подарке Афины.
Александр Иванов "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры"
Кадм.Скитался во Фракии, Фокиде, затем основал Фивы. Корову, следовать за которой ему указал оракул Аполлна, он принес в жертву Афине. Встретился с драконом, рожденного Аресом. Дракон убил спутников Кадма, а Кадм убил его камнем, который дала ему Афина. После этого Афина предоставила ему царскую власть, а Зевс дал в жены Гармонию, дочь Ареса и Афродиты.
Хендрик Гольциус "Кадм убивает дракона"
Кроме того неоднократно помогала Гераклу, Одиссею, Диомеду, Ахиллу, Тесею и Ясону.
Но бывало,что и обижали гордую богиню. И больнее всего обидел Афину Парис, в известной истории. Позволю себе коротко напомнить ее.
Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
Тема эта очень полюбилась живописцам. Некоторые писала ее по несколько раз. Например,Кранах.
1528г.
Или Рубенс
1633г
Но большинству достаточно было и одного раза.
Ансельм фон Фейербах 1870г
Что не так с "Афиной Палладой" Густава Климта?
Густав Климт, Альфред Роллер, Коломан Мозер, Йозеф Хоффман и другие художники, вырвавшиеся из консерватизма в искусстве и желающие дышать полной грудью при создании своих произведений, попрощались с венским Домом художников и основали собственное объединение. Так 3 апреля 1897 г. появился Венский сецессион.
В 1889 г. в Австрии была открыта выставка Венского сецессиона. Своей покровительницей венские художники избрали греческую богиню Афину Палладу, последовав примеру немецких коллег.
"Афина Паллада" Климта - это могучая воительница. Изображение женщины на этом полотне сильно отличается от других женских образов, написанных Климтом до этого. Афина здесь властная, сильная и воинственная. В то время как другие женские изображения на своих полотнах Климт пронизывал страстью и утонченностью.
Густав Климт, "Афина Паллада", 1898 г. Густав Климт, "Афина Паллада", 1898 г.Опершись на копье, в шлеме и доспехах, она источает магическую силу. На лице, наполовину скрытом золотым шлемом, горят огнем прекрасные глаза. Из-под шлема выбиваются пряди длинных каштановых волос, струящихся по груди. В руке у нее держава с фигуркой обнаженной девушки, которая держит сияющую звезду. Грудь Афины закрывает кольчуга из звеньев в форме золотой драконьей чешуи, украшенная щитком с изображением Медузы Горгоны. Фоном Афине служит мифическая сцена, выполненная в стиле чернофигурной вазописи.
⠀
Критики были настолько впечатлены Афиной, что дали ей имя "демон сецессиона". Эта картина дала старт золотому периоду в творчестве Климта.
Подписывайтесь на наш канал и помните: искусство становится вашим, когда вы смотрите на него!
Сандро Боттичелли. Почему кентавр склонился пред богиней?
Кентавры , как известно, лишь плод нашего воображения. Нашего – и тех народов, что некогда впервые увидели скачущего на лошади человека, всадника. Не удивительно, что подобное видение трансформировалось в их сознании в существо сверхъестественное,наделенное особой силой. Существо дикое и необузданное…
Изображения кентавров начали появляться ещё в бронзовом веке, но особое распространение получили в античный период. Именно древнегреческие мифы донесли до нас нетронутым образ существа с головой и торсом человека на лошадином теле.
Картина Сандро Боттичелли словно возрождает перед нами эти мифы. Мы видим перед собой кентавра, склонившегося перед Афиной. Палладой, греческой богиней войны. Куда вдруг делись вся его дикость и сила. Он словно признает её превосходство над собой. Афина ведь, несмотря на свою приверженность войне, была ещё и богиней мудрости…
Хотел ли тем самым Боттичелли показать нам, что невежество всегда склоняется перед разумом. В пользу этой трактовки как-будто говорит и пейзаж за спинами героев. Если позади Афины расстилаются пронизанные светом морские просторы, символ богатства духа, то за спиной кентавра мы видим лишь мрачное полуразрушенное строение.
Впрочем, некоторые исследователи творчества Боттичелли дают иную трактовку соседству этих персонажей. Они полагают, что в основе творчества художника лежали идеи Марсилио Фичино , бывшего его современником:
"Зверь в нас -- это инстинкт, человек в нас -- разум".
В этом случае слитые воедино Афина и кентавр являются не чем иным, как. образом человека, страдающего от разделения на две сущности: светлую и тёмную.
Становится понятен тогда и жест богини. Так усилием воли человек подавляет в себе страсти. Так своей рукой Афина усмиряет кентавра.
ngasanova
Мерцание золотистого света на доспехах богини, таинственный красный цвет перевязи и пышных перьев, спадающих с изображения совы, венчающей ее шлем - и перед нами "Афина Паллада". Это одно из самых притягательных полотен последнего периода Рембрандта.
Как почти во всех поздних творениях голландского живописца, сюжет этого полотна подвергался разному толкованию. Молодой воин представлен художником в трехчетвертном повороте на сумрачном темном фоне. Падающий слева свет заставляет сверкать во тьме его металлический доспех. Легкая полутень лежит на его лице. Нет сомнений, что это герой классической древности, однако кто именно?
Атрибуты несут огромную изобразительную и смысловую нагрузку в этой композиции. Причудливые детали костюма невольно интригуют зрителя. Голову рыцаря украшает роскошный шлем. Его высокий гребень увенчан фигуркой совы и пышным плюмажем из алых перьев. Эти мотивы - вольная фантазия на тему парадного позднее ренессансного вооружения.
Рембрандт, большой ценитель и коллекционер старинного оружия, с видимым удовольствием передает блеск золоченого металла. Выбившаяся из-под шлема длинная прядь вьющихся волос ниспадает на складки винно-красного плаща, наброшенного поверх кирасы с оплечьями.
Именно про такого Рембрандта авангардист Филипп Гастон сказал, что
«в Рембрандте искусство исчезает. Любая его картина, это вовсе не картина, но реальная личность – это голем, рукотворный заместитель человека. Рембрандт – единственный художник во всем мире!».
В самом раннем рукописном каталоге Эрмитажа (1773 - 1785) полотно Рембрандта упоминалось под названием "Афина-Паллада".
Афина - «владычица» - в древнегреческой мифологии - богиня справедливой войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.
Однако далеко не все соглашались с таким мнением. В опись коллекции Бодуэна (1780) эта композиция внесена как "портрет Александра в доспехе Паллады". Александру Македонскому приписывали и особое покровительство Афины. Позднее в литературе картину называли "Марсом", "Портретом Титуса" и "Молодым воином".
Впервые "Афина" (холст, масло, 118х91 см) прибыла на берега Невы в составе большой коллекции, приобретенной во Франции в 1781 г. для императрицы Екатерины II.
Владелец этого полотна, граф Сильвестр-Рафаэль Бодуэн (1715 - 1797), был известным гравером-любителем и большим знатоком старинных картин.
В 1930 году судьба картины, как и многих других произведений искусства в те времена, резко изменилась. В мае 1930 года, по решению советского правительства, "Афина-Паллада" Рембрандта была продана нефтяному магнату, известному коллекционеру Галусту Гюльбенкяну (1869 - 1955).
Галуст Гюльбенкян был сыном богатого армянского нефтепромышленника и банкира, сколотившего состояние на импорте керосина из России в Оттоманскую империю. В награду за эту деятельность султан назначил его управляющим порта на Черном море.
Добыча нефти постепенно становится прибыльным делом, но если европейские страны и США еще не интересовались всерьез нефтяными богатствами Среднего Востока, то Галуст Гюльбенкян уже тогда осознал перспективы их широкомасштабной разработки.
В 1892 он переехал в Лондон и активно занялся нефтяным бизнесом.
Активный участник всех нефтяных проектов того времени. Его также называли «Господин пять процентов».
Рассказывают про него интересный случай.
Гюльбенкян отправился в круиз по Средиземному морю. У берегов Марокко он обратил внимание на странный корабль с трубой на корме.
-Что это?- спросил он у путешествовавшей вместе с ним дочери.
- Ведь это же нефтяной танкер, папа,- удивленно ответила Рита. Она и не подозревала, что ее отец- известный торговец нефтью, недавно заключивший одну из крупнейших сделок века, никогда раньше не видел такого судна.
У Гюльбенкян была одна страсть – коллекционирование произведений искусства
В начале 20-х годов он приобрел в Париже дом на авеню Йены 51, выстроенный в модном по тем временам стиле и оснащенный самыми современными системами, обеспечившими комфортные условия для размещенных в его стенах произведений искусства. С 1927 года вплоть до начала войны он служил ему домом, мастерской и своеобразным музеем без посетителей, так как владелец коллекции ревностно охранял ее.
Здесь они многие годы находились в затворничестве. Хозяин не допускал к своим «детям» (так он называл экспонаты своей коллекции) посторонних. Напрасно хранители национальных галерей Лондона и Вашингтона пытались убедить ревнивого хозяина в необходимости сделать свои сокровища доступными взору общественности.
Интересен тот факт, что в том же здании располагалась иранская дипмиссия, в которой Гюльбенкян служил советником по экономике. В годы Второй мировой войны, когда встал вопрос конфискации здания, зять Гюльбенкяна Геворк Есаян, благодаря своему дипломатическому таланту, смог отстоять здание и не допустить его передачи высокопоставленному немецкому военному.
В апреле 1942 года, в самый разгар войны, Галуст Гюльбенкян переехал в Португалию. За два года до кончины Гюльбенкян составил завещание, выразив желание создать в Лиссабоне фонд, призванный собрать и сохранить большую часть его коллекций. Он оставил фонду 2,6 миллиарда долларов и обеспечил годовым бюджетом в 102 миллиона долларов.
В 1929—1934 годах советское правительство во главе со Сталиным предприняло акт распродажи полотен эрмитажной коллекции. Продажу полотен первого ряда предполагалась провести тайно, но информация распространилась между избранными западными торговцами. Первым покупателем шедевров Эрмитажа стал Гюльбенкян, торговавший тогда нефтью с Советской Россией.
Г. Л. Пятаков, налаживавший с ним торговые контакты, с целью установления контакта за несколько лет до этого предложил коллекционеру приобрести некоторые картины. Гюльбенкян с радостью откликнулся и направил свой список, куда входили и «Юдифь» Джорджоне, «Блудный сын» Рембрандта и «Персей и Андромеда» Рубенса, но сделка не состоялась, и картины остались в Эрмитаже
.Наконец в 1930-м г. было принято решение продолжить продажу шедевров первого ряда, поскольку они гарантированно найдут покупателя и будут проданы , что было необходимо, чтобы выполнить план по выручке валюты. Комиссары вспомнили об интересе Гюльбенкяна.
Тогдашним наркомом внешней торговли Анастасом Микояном, хорошо знакомым с Гюльбенкяном, ему был продан ряд картин, большинство из которых сейчас находятся в постоянной экспозиции основанного его фондом музее Г. Гюльбенкяна в Лиссабоне.
Вот так в мае 1930 года, по решению советского правительства, "Афина-Паллада" Рембрандта была продана нефтяному магнату, известному коллекционеру Галусту Гюльбенкяну (1869 - 1955). В результате секретных соглашений, заключенных в Париже между богатейшим предпринимателем и представителями Госторга РСФСР, Эрмитаж принудили выдать в контору "Антиквариат" ряд ювелирных сокровищ и произведений живописи. "Афина" оказалась в особо ценной партии предметов, в состав которой, помимо шедевров живописи Рембрандта, Г. Тер Борха, Ватто и Н. Лакре, входила также прославленная статуя Гудона "Диана-охотница".
Посланцы Гюльбенкяна, прибыв в Ленинград, стали отбирать интересующие его произведения искусства, давать заключение об их стоимости, следить за упаковкой и отправкой. С апреля 1929 года до октября 1930-го 51 шедевр бывшего императорского Эрмитажа, проданный по дещевке Гюльбенкяну, навсегда покинул Россию.
Никакие протесты дирекции музея во внимание не принимались. Известно, что "Афина" Рембрандта была отправлена в Париж через берлинскую таможню в своей эрмитажной золоченой раме.
Теперь "Афина-Паллада" уже навсегда принадлежит Музею Галуста Гюльбенкяна
После смерти Гюльбенкяна фонд 5 лет занимался сбором многочисленных коллекций мультимиллионера, разбросанных по всему свету. Еще 5 лет ушло на систематизацию собранного материала. В октябре 1969 г. в Лиссабоне был построен культурный центр, включающий в себя Центр современного искусства, открытый театр на берегу живописного озера и музей, под крышей которого собрались наконец 6000 «детей»
Картина афина паллада этого классика живописи открыла золотой период
Картины мира (живопись, искусство и художники) запись закреплена
"Афина Паллада"
1898 г.
Густав Климт
Музей истории искусств, Вена.
В 1889г. в Австрии была открыта выставка Венского сецессиона, одним из основателей которой был известный художник-модернист Густав Климт. Художники создали это объединение для того, чтобы получить возможность писать и демонстрировать картины, сюжет которых в то время выходил за моральные рамки общества. Как и многие другие общества художников, Венский сецессион сделал своим символом Афину Палладу.
Когда в Вене состоялась их первая выставка, одной из главных работ там была “Афина Паллада”, написанная Густавом Климтом. Эта картина выглядит совсем не так, как другие женские портреты, написанные Климтом. На большинстве его картин были изображены женщины страстные, утонченные и сексуальные. Но Афина отличается от всех них. Она воинственна, сильна и властна. Поэтому она и стала символом сецессионистов, они хотели свободы творчества.
Эта картина сильно поразила критиков, и за это в массах она получила название “демон сецессиона”. Ее яркий блестящий шлем, доспехи и выразительные глаза притягивают к себе внимание. Эта картина положила начало “золотому периоду” творчества Густава Климта. Этот период получил свое название из-за позолоты, которую художник активно использовал в большинстве своих работ, так же и в этой. Это было новым этапом в творчестве художника. Этот период считается самым удачным и плодотворным в жизни художника. Тогда были написаны его лучшие картины.
Афина интересовала Климта не своей женственностью и сексуальностью, а своей божественной сущностью. Возможно, из-за того, что эта женщина имела необычную внешность. Она отличалась от других богинь тем, что носила мужские доспехи и оружие. Несмотря на то, что она была женщиной, у нее был мужской воинственный характер. Благодаря этому Афина Паллада является самой сильной из всех женщин, которых когда-либо изображал Климт.
Картина афина паллада этого классика живописи открыла золотой период
Алла, вот и верь после этого искусствоведам
Рембрандт Харменс ван Рейн «Афина Паллада», 1655
Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон
Показать полностью.
Мерцание золотистого света на доспехах богини, таинственный красный цвет перевязи и пышных перьев, спадающих с изображения совы, венчающей ее шлем — и перед нами «Афина Паллада». Это одно из самых притягательных полотен последнего периода Рембрандта.
Как почти во всех поздних творениях голландского живописца, сюжет этого полотна подвергался разному толкованию. Молодой воин представлен художником в трехчетвертном повороте на сумрачном темном фоне. Падающий слева свет заставляет сверкать во тьме его металлический доспех. Легкая полутень лежит на его лице. Нет сомнений, что это герой классической древности, однако кто именно?
Атрибуты несут огромную изобразительную и смысловую нагрузку в этой композиции. Причудливые детали костюма невольно интригуют зрителя. Голову рыцаря украшает роскошный шлем. Его высокий гребень увенчан фигуркой совы и пышным плюмажем из алых перьев. Эти мотивы — вольная фантазия на тему парадного позднее ренессансного вооружения.
Рембрандт, большой ценитель и коллекционер старинного оружия, с видимым удовольствием передает блеск золоченого металла. Выбившаяся из-под шлема длинная прядь вьющихся волос ниспадает на складки винно-красного плаща, наброшенного поверх кирасы с оплечьями.
Картина афина паллада этого классика живописи открыла золотой период
Чужой компьютер
Многослойная масляная живопись
вернуться к странице
Многослойная масляная живопись запись закреплена
СТУДИЯ-МАСТЕРСКАЯ АРИНЫ ДАУР. ОБУЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ.
Приписывается - Рембрандт ван Рейн. Афина Паллада. Картина куплена Гюльбенкяном, как картина Рембрандта в мае 1930 года, из коллекции Государственного Эрмитажа. Художественный музей в Лиссабоне, собрание Галуста Гюльбенкяна.
Мифы и легенды Др.Греции и Рима в живописи. Часть 5. Афина
Атрибуты: шлем, эгида(щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, олива.
Животные: сова, змея.
Рядом с Афиной часто изображали крылатую богиню победы - Нику.
Изобретения: Афина считалась основательницей государства; она изобрела: колесницу, корабль ,флейты и трубы, керамический горшок, грабли, плуг, ярмо для волов и уздечки для лошадей; научила ткачеству, прядению и кулинарии; учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).
Хендрик ван Бален. Как видите, даже обнажившись, Афина сохраняет шлем, благодаря которому её легко отличить от Афродиты и Геры. 1599г
Джорджо Вазари "Изготовления эгиды Афины"1567г
Иохим фон Зандрарт "Минерва и Сатурн охраняют искусство и науку от зависти и лжи"1644г
Питер Пауль Рубенс "Минерва защищает Мир от Марса"
Бартоломео Спрангер "Афина, как победительница невежества"
Франс Флорис "Афина и музы" 1560г
Арнольд Хубракен "Афина Паллада, навещающая Апполона на Парнасе"1703г
Лавиния Фонтана "Минерва одевающаяся"1613г.
Жозеф-Бенуа Сюве"Бой Марса и Минервы"
Жак Луи Давид "Бой Ареса и Афины"
Ганс Роттенхаммер "Афины и музы"1610г
Рембрандт. "Афина Паллада или Александр Великий"
Франц фон Штук "Афина Паллада"1898г
Густав Климт "Афина Паллада" 1898г
Необычна история рождения богини. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет от него двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом.
Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с краснофигурной древнегреческой вазы
Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг ее, но Афина защищалась с оружием в руках. Гефест пролил семя на землю, после чего Гея-земля родила младенца - Эрихтония.Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным и отдала в ларце трем дочерям Кекропа: Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями. Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, то воцарился в Афинах.
Парис Бордоне. "Афина отвергает ухаживания Гефеста".1557г
Якоб Йорданс. "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония" 1640г
Джаспер ван дер Лаанен "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония"1620
Питер Пауль Рубенс "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония"
Одним из самых известных эпизодов, связанных с именем Афины является ее состязание с Арахной. Не откажу себе в удовольствие опять процитировать Н.А.Куна
"На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
— Не одно зло несет с собой старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу и гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
— Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились перед любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, и среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина, в шлеме, со щитом и в эгиде, вонзила глубоко в землю свое копье, и выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве. Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась гордая царевна в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни."
Густав Доре. Иллюстрация к Данте
Диего Веласкес "Пряхи"( "История Арахны")
Долгое время эта картина называлась "Пряхи" или "Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде "
Однако, в 1948г, Диего Ангуло Инигес указал на связь между описанием Веласкеса сцены и легенде об Арахне. Действительно, если на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане. Если принять версию, что художника вдохновила книга Овидия "Метаморфозы", которая, конечно же, имелась в его библиотеке, то картина становится понятной.
Таким образом, молодая женщина, слева - Арахна; у прялки - Афина, в образе старой женщины. На заднем плане картины ,способом "одновременных эпизодов," показана вторая часть легенды : Арахна стоит перед своим гобеленом, вытканным на тему "Похищение Европы" по картине Тициана. Рядом - Афина, в шлеме и броне. Три женщины, справа, могут символизировать богинь Судьбы.
Но не только карала мудрая Афина. Те, кто чтили ее, тем оказывала она всемерную помощь.
Персей. Был воспитан в храме Афины. Провожая его на подвиги, богиня вручила ему меч и, что самое главное зеркальный щит, с помощью которого Персей расправился с Медузой - Горгоной. В благодарность за это Персей подарил Афине полову Медузы, которую она укрепила на своем щите - эгиде. Позднее Персей был помещен Афиной на небо.
Кристиан Бернхард Роде "Афина вручает Персею зеркальный щит"
Беллерофонт. Временно жил в Тиринфе, у царя Прета.Жена Прета, Алтея влюбилась в Беллерофонта, но, не пользуясь взаимностью, обвинила его в покушении на её честь. Тогда Прет отправил Беллерофонта к своему зятю Иобату в Ликию с тайной просьбой убить Беллерофонта. Но Иобат не решился на это и стал посылать его в опасные походы. Иобат сначала приказал Беллерофонту убить изрыгавшую пламя трёхликую Химеру, которую Беллерофонт и умертвил, сражаясь с ней на крылатом коне Пегасе - подарке Афины.
Александр Иванов "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры"
Кадм.Скитался во Фракии, Фокиде, затем основал Фивы. Корову, следовать за которой ему указал оракул Аполлна, он принес в жертву Афине. Встретился с драконом, рожденного Аресом. Дракон убил спутников Кадма, а Кадм убил его камнем, который дала ему Афина. После этого Афина предоставила ему царскую власть, а Зевс дал в жены Гармонию, дочь Ареса и Афродиты.
Хендрик Гольциус "Кадм убивает дракона"
Кроме того неоднократно помогала Гераклу, Одиссею, Диомеду, Ахиллу, Тесею и Ясону.
Но бывало,что и обижали гордую богиню. И больнее всего обидел Афину Парис, в известной истории. Позволю себе коротко напомнить ее.
Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
Тема эта очень полюбилась живописцам. Некоторые писала ее по несколько раз. Например,Кранах.
1528г.
Или Рубенс
1633г
Но большинству достаточно было и одного раза.
Ансельм фон Фейербах 1870г
Читайте также: