Карнавал на улицах парижа в честь прибытия русских моряков
Если смотреть на предысторию вопроса, то Франко-прусская война № 1 1870--1871 годов и разгромное поражение Франции, обидка Бисмарка на Россию, не позволившую учинить Франко-прусскую войну № 2 в 1875 году с заранее предрешённым результатом, и ответ Бисмарка на Берлинском конгрессе, где Германия поддержала Австро-Венгрию, австро-германский договор 1879 года, оформление в 1882 году Тройственного союза с примкнувшей к Германии и Австро-Венгрии Италией, таможенные войны России и Германии, попытка сбить накал страстей в виде "Союза трёх императоров" и развал этого союза, ещё одна война Бисмарка против Франции в 1887 году, которой не дал начаться Александр III, -- вот основные этапы, которые неизбежно толкали на сближение Францию и Россию, а в конце концов привели к кошмару коалиций и ситуации, когда "войны никто не хотел, война была неизбежна". 43 года в Европе по большому счёту был мир, но конфликт подспудно не просто тлел -- всякое действие любой из держав воспринималось противниками как желание заполучить решающее превосходство и, соответственно, требовало адекватного, в меру понимания, противодействия. Давление росло, кризис следовал за кризисом, и в итоге рвануло так, что весь мир золотого века оказался погребённым под обломками.
Для недопускавших и мысли о подобном итоге современников всё это оставалось в ещё далёкой и неясной перспективе, и когда 11 июля 1891 года на Кронштадтский рейд прибыла французская эскадра под командованием вице-адмирала Жерве, она встретила радушный приём. Император Александр III спустя два дня посетил эскадру и приветствовал французских моряков. Идея дальнего плавания французской Эскадры Севера появилась в августе 1890 года, в марте следующего года все вопросы, связанные с этим предприятием, были решены, и 19 июня по новому стилю эскадра в составе броненосцев "Марсо", "Маренго", броненосцев береговой обороны "Рекэн", "Фюрьо", крейсера "Сюркуф" и торпедного авизо с миноносцем вышла в море. Прежде чем добраться до Кронштадта, французская эскадра посетила Берген, Копенгаген и Стокгольм, но главная цель предприятия всё же находилась в России, и визит этот прошёл с несомненным успехом -- как писал адмирал Жерве, "выражение симпатий к Франции превзошло самые оптимистичные ожидания". 24 июля (5 августа) французская эскадра перешла из Кронштадта в Бьёркэ, а ещё через три дня, закончив приём угля и все работы по подготовке к обратному переходу, покинула российские воды, отправившись сначала в Кристиансанд, а затем к берегам Британии. Пока же в Кронштадте и Петербурге проходили торжественные мероприятия в честь французских моряков, дипломаты обеих стран вели свою работу.
В августе 1891 года Россия и Франция договорились о консультациях по политическим вопросам в случае возникновения угрозы и о разработке мер, которые необходимо будет предприянть каждому из правительств. Через год, в августе 1892 года была согласована военная конвенция, по которой в случае нападения Германии или Италии на Францию Россия вступала в войну против Германии, а в случае нападения Германии или Австро-Венгрии на Россию, соответственно, в войну с Германией вступала Франция. Целью этой конвенции было заставить Германию сражаться на два фронта, Франция обязалась выставить армию в 1,3 млн. человек, Россия -- от 700 до 800 тыс. Окончательно утверждена эта конвенция была в декабре 1893 года, ну а несколько раньше состоялся ответный визит русской эскадры в Тулон.
Французские пейзажи, виды французских портов, корабли российского флота в портах Франции, будь то в ходе дальних плаваний или в постройке -- эти сюжеты не являются редкостью, и тому есть своё объяснение: причисленный к Главному морскому штабу, ведущий русский художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов уже долгое время проживал во Франции, имел в Париже свою мастерскую, стоял у истоков основания общества взаимопомощи русских художников в Париже и русского художественного кружка. В 1887 году к А. П. Боголюбову в Париж был командирован Николай Николаевич Гриценко, инженер-механик флота и с 1885 года вольно-посещающий ученик Императорской академии художеств, занимавшийся у профессора Л. Ф. Лагорио. Там же в Париже с ними встретился молодой художник Михаил Степанович Ткаченко и под влиянием новых знакомых увлёкся картинами с морскими видами. Все эти обстоятельства в дальнейшем сыграют свою роль, ну а пока несколько картин названных авторов того периода.
Боголюбов А. П. Тулон. 1880.
Насколько смог рассмотреть, вроде бы эта картина находится в экспозиции Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева.
Боголюбов А. П. Гавань в Гавре. 1880-е -- 1890-е гг. ЦВММ.
Боголюбов А. П. Клипер "Разбойник" в Гавре. 1887. ЦВММ.
Клипер "Разбойник" был построен на Невском заводе в Петербурге и относился к достаточно большой серии из 8 несколько отличающихся кораблей. В строй вошёл в 1879 году и затем участвовал во многих дальних плаваниях.
Боголюбов А. П. Спуск на воду.
На самом деле на картине не спуск на воду, а завершение достройки на верфи Луарского общества заводов и верфей в Сен-Назере крейсера I ранга "Адмирал Корнилов". Над кораблём развевается андреевский флаг, а первый подъём флага был произведен 8 августа 1888 года. В сентябре-октябре крейсер проводил ходовые испытания и 15 октября был принят в казну. Флот пополнился весьма современным кораблём, продолжавшим линию развития французских крейсеров "Сфакс" и "Амираль Сесиль", это был первый бронепалубный крейсер российского флота с броневой палубой по всей длине корабля, на нём впервые в отечественном флоте были применены паровые машины тройного расширения и вспомогательные водотрубные котлы Бельвиля, корабль нёс мощное и хорошо сбалансированное вооружение. Загвоздка оказалась в том, что Морское ведомство, получив этот корабль, очень долго не могло найти ему применение -- не вписывался он в принятую тогда концепцию истребителя торговли. Но этот корабль вполне определённо можно считать предшественником 6000-тонных бронепалубных крейсеров-разведчиков при эскадре, к созданию которых приступили десять лет спустя.
Гриценко Н. Н. Крейсер I ранга "Адмирал Корнилов" во время постройки в Сен-Назере, в Бретани. 1889. Государственная Третьяковская галерея.
Но вернёмся от тактико-технических характеристик крейсеров на уровень высокой стратегии. Ответному визиту русской эскадры во Францию придавалось большое значение: кроме целей и задач большой политики, сближение России и Франции, располагавшей военно-морскими базами в Африке и Юго-Восточно Азии, укрепляло положение русских морских сил на Тихом океане, облегчая трудности длительных переходов с Балтики на Дальний Восток.
И вот 1 (13) октября на рейд Тулона вошла русская эскадра в составе броненосца "Император Николай I" под флагом командующего Средиземноморской эскадры контр-адмирала Ф. К. Авелана, крейсеров "Память Азова", "Адмирал Нахимов", "Рында" и канонерской лодки "Терец". Французскую публику охватил такой всеобщий восторг, что никакие события и обстоятельства не могли омрачить торжественный приём и праздничные гуляния, продолжавшиеся несколько дней. На русской эскадре находился Леонид Демьянович Блинов, один из художников, причисленных к Морскому ведомству. На своём полотне он запечатлил момент, когда русская эскадра проходит сквозь строй кораблей французского флота. В 1898 году картина была выкуплена императором Николаем II и передана Русскому музею, где находится и поныне.
Посмотрим на картину крупнее. Вот движется малым ходом кильватерная колонна кораблей русской эскадры: головным броненосец "Император Николай I" под адмиральским флагом на фок-мачте, дальше за ним характерный трёхтрубный силуэт крейсера "Память Азова", широкий и мощный "Адмирал Нахимов", за ним -- крейсер "Рында".
Правее виден корабль, который невозможно перепутать, -- броненосец "Ош", известный под прозвищем "Гранд-Отель" за невообразимого размера надстройки, флагман дивизии контр-адмирала Ле Буржуа, состоявшей из трёх новейших на то время броненосцев Франции.
По другую сторону колонны русских кораблей броненосцы всё той же дивизии Ле Буржуа -- "Марсо" и дальше за ним, похоже, "Нептюн". Все три французских броненосца на время визита взяли своеобразное шефство над русскими кораблями: "Нептюн" -- над "Императором Николаем I", а "Ош" и "Марсо" -- над "Адмиралом Нахимовым" и старались превзойти друг друга по части гостепреимства и различных увеселений и торжеств. На "Оше", к примеру, был устроен завтрак для 300 русских и 300 французских моряков.
Кроме полотна, оказавшегося в итоге в Русском музее, Леонид Демьянович Блинов посвятил этой теме ещё одну картину, "Российская эскадра в Тулоне", которая ныне находится в музее Старого Тулона.
Ответственная задача запечатлеть прибытие русской эскадры выпала на долю Алексея петровича Боголюбова, ему досталась роль официального художника в ходе этого визита, для чего он отправился в Тулон, а сопровождали его уже известные нам Николай Гриценко и Михаил Ткаченко. Почти весь октябрь 1893 года А. П. Боголюбов провёл в Тулоне, работал над этюдами, делал зарисовки.
Одна из картин Боголюбова под названием "Российская эскадра в Тулоне", написанная в 1893 году, два года спустя в память о торжествах была подарена Николаем II парижскому военному клубу. Ещё одна одноимённая работа пополнила коллекцию Центрального военно-морского музея в Петербурге, на ней своим светлым силуэтом в обычной для службы в тёплых морях окраске выделяется канонерская лодка "Терец" Черноморского флота, а дальше за ней виднеется тёмная громада только что пришедшего в Средиземное море из дальнего плавания в Северную Америку броненосца "Император Николай I".
Боголюбов А. П. "Российская эскадра в Тулоне". 1893. ЦВММ.
При создании каталога живописных произведений, посвящённых теме франко-русского союза [8], авторы этого труда указали, что эскиз ещё одной картины "Тулон, 1/13 октября 1893 года" ныне хранится в художественном музее им. А. Н. Радищева в Саратове -- А. П. Боголюбов стоял у основания художественного училища и музея в Саратове и завещал этому музею свои произведения. На мой вопрос, адресованный в саратовский художественный музей, получил любезное разъяснение, что действительно в собрании музея имеется небольшой этюд кисти А. П. Боголюбова, написанный во время визита русской эскадры в Тулон. Большую же картину, изображение которой приведено ниже, художник в конце 1893 года подарил военно-морскому музею в Петербурге. Осталось узнать, сохранилась ли она в ЦВММ.
Боголюбов А. П. "Тулон, 1/13 октября 1893 года". 1893.
Чтобы представить, с какой точностью на картинах воспроизведено даже взаимное расположение кораблей, достаточно взглянуть на фотографию тех лет (фото с сайта TSUSHIMA.SU).
Тот же ракурс, что и на картинах А. П. Боголюбова. В светлой тропической окраске канонерская лодка "Терец", за ней виден броненосец "Император Николай I" и чуть правее -- броненосный крейсер "Адмирал Нахимов".
Картина Михаила Ткаченко "Российская эскадра в Тулоне в 1893 году" спустя два года была подарена императором Николаем II городу Тулону, но в настоящее время её след затерялся -- местонахождение картины неизвестно, после Второй мировой войны в музейных каталогах она не значится.
Больше повезло работе Николая Гриценко "Российская эскадра в Тулоне", написанной в том же 1893 году -- она была подарена российским императором городу Марселю и в сейчас находится в марсельском Музее изящных искусств. Эскиз к этой картине в 1922 году был передан женой художника в Центральный военно-морской музей.
Гриценко Н. Н. "Русская эскадра в Тулоне в 1893 году". 1893. ЦВММ.
При попытке каталогизировать работы французских авторов в статье Франсуа Робиншона и Татьяны Моженок [8] только перечень посвящённых визиту русской эскадры картин занимает пару страниц, но из самих картин пока что удалось обнаружить только работу Поля Жобера, выполненную с совершенно иного ракурса по сравнению с картинами русских художников и запечатлевшую броненосный крейсер "Адмирал Нахимов".
Поль Жобер. "Прибытие русской эскадры в Тулон 13 октября 1893". Холст, масло. Музеи Версаля.
5 (17) октября 1893 года делегация русской эскадры во главе с адмиралом Авеланом прибыла в Париж, где торжества продолжились. Это событие также нашло своё живописное отражение -- заказ на картину, запечатлевшую бы торжества в Париже по случаю прибытия русских моряков, сделал великий князь и генерал-адмирал российского флота Алексей Александрович, а исполнить эту работу должен был проживавший тогда в Париже русский художник Лев Самойлович Бакст. Что он и сделал, показав проезд адмирала Авелана в бушующем вполне искренними дружественными чувствами море толпы жителей Парижа на площади Республики.
Бакст Л. С. "Встреча адмирала Ф. К. Авелана в Париже 5 октября 1893 года". 1900. Также приводится название "Карнавал на парижских улицах по случаю прибытия российских моряков 5 октября 1893 года". ЦВММ.
Над картиной автор работал долго, впервые великому князю она была представлена в 1897 году, а три года спустя она украсила парадную летницу Военно-морского музея, находившегося тогда в здании Адмиралтейства. После переезда музея в 1940 году в здание биржи картина оказалась в запасниках ЦВММ, где и пребывала всё время, и только в феврале сего года появилась среди экспонатов выставки "Лев Бакст. 1866--1924" в Русском музее.
Делегация русской эскадры продолжала участвовать в торжествах, обменивалась подарками с представителями французских властей и городов, побывала в Версале, после чего покинула Париж и 13 (25) октября прибыла в Лион, а на следующий день -- в Марсель. Тем временем тысячи французов смогли посетить стоявшие в Тулоне русские корабли. А 16 (28) октября русская эскадра, исполнив свою дипломатическую миссию, покинула Тулон. Дальнейший курс был проложен на восток -- эскадра пересекла Средизмное море, провела около двух месяцев в водах дружественной Греции, выполнив заходы в Аяччио, Пирей и на Корфу, после чего часть кораблей во главе с броненосцем "Император Николай I" образовала постоянную Средиземноморскую эскадру, командование над которой вскоре принял контр-адмирал С. О. Макаров, а часть отправилась на Дальний Восток -- так, броненосный крейсер "Адмирал Нахимов" в январе 1894 года прошёл Суэцкий канал и после заходов в Аден и Коломбо 23 марта прибыл в Нагасаки.
З.Ы. Вот к чему может привести всего один комментарий. Продолжение, надеюсь, будет.
Санкт-Петербург . 25 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Военно-морском музее в четверг открывается выставка, посвященная визиту российской эскадры во Францию .
Как сообщает пресс-служба музея, доминантами выставки стали масштабное полотно Леона Бакста "Карнавал на улицах Парижа в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года", а также уникальные расшитые шелковые знамена, подаренные русским морякам.
Военно-морской музей впервые демонстрирует на выставке фотографии, запечатлевшие визит, отчеканенные к его проведению памятные жетоны и медали, браслеты и броши, скульптуры, шейные платки и многочисленные сувениры.
На выставке можно будет также увидеть модель императорской яхты "Царевна" из коллекции Императора Александра III, а также изготовленную 1888 году в Японии из панциря черепахи модель участвовавшего в визите крейсера "Память Азова".
"Лучше прочувствовать атмосферу визита позволяют также эскиз А.Боголюбова "Русская эскадра в Тулоне . 13 октября 1893 года" и картина "Французский порт Гавр", полотна Н.Гриценко и М.Ткаченко , вырезки из иллюстрированных журналов тех времен", - отмечают в музее.
Франция стала одной из первых стран, с кем Россия обменялась визитами военных кораблей. 11 июля 1891 года к Кронштадту подошла расцвеченная яркими флагами и вымпелами Северная эскадра под командованием контр-адмирала Альфреда Альбера Жерве . В составе эскадры находились броненосцы "Marengo", "Marceau", "Requin", "Furieux", крейсер "Surcouf", авизо "Lanc" и миноносцы № 128 и 129. Кронштадтский порт был расцвечен флагами.
Французским морякам был оказан горячий прием государственными властями и городской публикой. Через несколько дней на императорской яхте "Царевна" прибыли и члены августейшей семьи. Император Александр III лично посетил корабли французской эскадры, именно с тех пор города Кронштадт и Тулон стали городами-побратимами.
13-29 октября 1893 года уже русская эскадра под командованием контр-адмирала Федора Авелана пришла с ответным визитом в главную средиземноморскую базу французского флота - Тулон . В состав эскадры входили корабли Балтийского флота - эскадренный броненосец "Император Николай I", крейсера "Память Азова", "Адмирал Нахимов", "Рында" и черноморская канонерская лодка "Терец".
Французы сделали визит эскадры национальным торжеством. Три французских броненосца на время визита взяли своеобразное шефство над русскими кораблями. В честь визита местные мастера выпустили именные и памятные медали в дар русским офицерам и памятные жетоны о посещении французами российских кораблей. И в Тулоне , и на всем протяжении пути русской делегации по территории Франции при посещении городов шли празднества с вручением подарков.
К истории визита русской эскадры во Францию в 1893 году
"13 октября. Прибытие в Тулон российской эскадры под командованием адмирала Авелана в составе броненосца «Император Николай», крейсеров «Память Азова», «Адмирал Нахимов», «Рында» и канонерской лодки «Терец». Торжественный прием и праздничные гулянья на протяжении нескольких дней. Госпожа Жюльетта Адам приезжает в Тулон, чтобы вручить адмиралу Авелану 2133 браслета-талисмана для жен матросов, брошки для супруг офицеров и бриллиантовые украшения для семьи адмирала. Генеральный Совет Вара преподносит адмиралу статую, а городские власти Безансона дарят ему золотые часы. Адмирал дарит городу Тулону серебряную статуэтку русского моряка па яшмовой подставке: моряк держит в руках гербовые щиты Кронштадта и Тулона. 17 октября прибытие российских моряков в Париж. Город Париж преподносит адмиралу серебряную модель статуи «Мир на грани войны» Кутана, 126 офицерам бронзовую копию скульптуры «Дума» Шапю и каждому из 2232 моряков альбом с видами Парижа. Адмирал дарит в ответ серебряную модель корабля с российским царским орлом на корме, покоящимся па четырех дельфинах.
24 октября посещение Версаля. 25 октября прибытие в Лион. Город передает два шелковых платья для императрицы, вручает морякам восемь знамен и 2300 шелковых шейных платков, а также книгу с тиснением по шелку. 26 октября прибытие в Марсель. 27-28 октября отплытие русского флота из Тулона. Президент Карно приезжает проводить моряков. Французское Общество франко-русских предприятий дарит конную статую Петра Великого; город Орлеан преподносит статую Жанны дАрк, Бордо – вино…"
19 октября 1893. Прием российских моряков в Ле-Аль
19 октября 1893. Бал в мэрии 4-го округа
19 октября 1893. Банкет для офицеров русского флота в зале городской ратуши
19 октября 1893. Иллюминация на площади возле мэрии
19 октября 1893. Иллюминация на площади возле мэрии
20 октября 1893. Парад в Париже в рамках франко-российских торжеств по случаю прибытия российской экскадры
20 октября 1893. Парад проходит по площади Оперы
20 октября 1893. Представление в зале мэрии 4-го округа
20 октября 1893. Шествие кортежа по бульвару во время франко-российских торжеств в Париже
20 октября 1893. Шествие русских моряков по бульвару Сен-Жермен
23 октября 1893. Банкет в Пальмариуме
А. Медаль посвященная визиту русской экскадры в Тулон
Б. Медаль посвященная визиту русской эскадры в Тулон
В. Медаль посвященная визиту русской эскадры в Тулон
Г. Медаль посвященная визиту русской эскадры в Тулон
Метки: Париж, Россия, Франция, искусство, история, нумизматика, фото
Карнавал на улицах парижа в честь прибытия русских моряков
1891 год
Михаил Ткаченко «Французская эскадра в Кронштадте» (Центральный, военно-морской музей, Санкт-Петербург).
1893 год
Алексей Боголюбов «Российская, эскадра, в Тулоне». 1893 (Военный Клуб, Париж).
Художник запечатлел, четыре крейсера и канонерскую лодку из числа кораблей российского флота при входе на. тулонский рейд.
Алексей Боголюбов «Российская эскадра в Тулоне». 1893 (Дерево, масло. 27 х 18; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. )
Алексей Боголюбов «Тулон, 1/12 октября 1893 года». Эскиз. 1893 (Дерево, масло, 19 х 27; Художественный музей им. А.Н.Радищева, Саратов.)
Михаил Ткаченко «Российская эскадра в Тулоне в 1893 году». 1893 (Холст, масло. 143 х 233; нынешнее местонахождение неизвестно.)
Эта картина, подаренная Николаем 11 в 1895 году городу Тулону, фигурирует в «Перечне произведений искусства и археологических находок Тулона», составленном Росси и Фонтаном, в 1900 году (инвентарный номер 246). Однако после Второй Мировой войны она уже не значится в музейном каталоге, и ее нынешнее местонахождение неизвестно. Не погибло ли это полотно во время одной из бомбардировок города в 1944 году ? Мы обнаружили в местном музее Старого Тулона снимок русской эскадры на тулонском рейде с посвящением «на добрую память господину и госпоже Мартине от их вечно преданного и благодарного друга Михаила Ткаченко». На обратной стороне фотографии находится следующая надпись: «Я завещаю музею Старого Тулона снимок под стеклом, висящий в прихожей моей квартиры на улице Анатоля Франса, 20, запечатлевший прибытие российской эскадры в Тулон в 93 году; эта фотография была подарена моим родителям г-ну и г-же Мартине русскими художниками Гриценко и Ткаченко, направленными царем на франко-российские торжества в Тулоне. Снимок был сделан этими художниками, которых мои родители принимали в своем доме во время празднеств. Госпожа Жаннет Мартине, 5 ноября 1969 года». Алексей Гриценко «Российская эскадра в Тулоне». 1893 (Холст, масло. 138 х 229; Музей, изящных искусств, Марсель). Алексей Гриценко «Российская эскадра в Тулоне». Эскиз к картине, находящейся в марсельском Музее изящных искусств. 1893 (Холст, масло. 80 х 130; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург; подарен женой художника в 1922 году. ) Леонид Блинов 4* «Российская эскадра в Тулоне». 1893 (из собрания Художественного музея Тулона; ныне в музее Старого Тулона). Леонид Блинов «Прибытие российской эскадры на. тулонский рейд». 1895 (Холст, масло. 123 х 214; картина, была подарена Николаем. II Русскому музею в Санкт-Петербурге в 1897 году.)
Лев Бакст «Карнавал на парижских улицах по случаю прибытия российских моряков 5 октября 1893 года». 1900 (Холст, масло. 205 х 305; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Картина, была подарена великим князем Алексеем Александровичем (?) в 1901 году. Эскизы к этой работе хранятся, в Русском, музее в Санкт-Петербурге.
В 1893 году Бакст, будущий художник «Мира искусства», живший тогда в Париже (до 1896 года) 5* получает заказ от великого князя Алексея Александровича на картину, которая воссоздала бы торжества в Париже по случаю прибытия российских моряков. Работа над этим большим полотном продвигалась довольно медленно, и Бакст показывает ее великому князю лишь в 1897 году. Картина построена, на контрасте между неподвижными, громадами парижских зданий (действие разворачивается на площади Республики – хорошо видна статуя Республики, в ту пору новый столичный памятник, воздвигнутый в 1883 году) и ликующей толпой в свете уличных фонарей и японских карманных фонариков. Однако композиция картины оказалась не очень удачной, в ней нет цельности. Российские художественные круги встретили полотно довольно сдержанно. В 1900 году его разместили на парадной лестнице Военно-морского музея, находившегося тогда в Адмиралтействе (Санкт-Петербург) 6* . В 1940 году, когда музей, был переведен в здание Биржи, картина оказалась в запасниках, где она находится по сей день. Больший интерес по сравнению с самим полотном представляют эскизы, запечатлевшие различные образы парижан минувшей эпохи, как, например, «Торговец картинками». 1893 (Русский музей, Санкт-Петербург).
1896 год
Николай Гриценко «Приход яхты «Полярная звезда» в Шербур». 1896. (Холст, масло. 147 х 237; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.) Михаил Ткаченко «Прибытие императорской яхты «Штандарт» в Шербур». 1896 (Холст, масло. 56 х 92; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. )
1897 год
Николай Гриценко «Приход французской эскадры, в Кронштадт 23 августа. 1897 года в 8 часов утра». 1897 (Холст, масло. 45 х 237; картина выставлялась в 1898 году в Товариществе французских художников; ныне в собрании Музея д'Орсэ, но хранится в парижском Музее моря.) Гриценко как штатный художник военно-морского ведомства (с 1894 года) лично присутствовал, на встрече президента. Феликса Фора в Кронштадте.
1901 год
Эмиль Бенедиктов Хиршфельд 7* «Базенны преподносят русскому государю и государыне позолоченную рыбу». 1901
(Холст, млело. 201 х 286; Музей изящных искусств, Дюнкерк; картина была подарена в 1971 вдовой художника городу Дюнкерку для Музея изящных искусств.) Рыболовство издавна являлось основным занятием жителей Дюнкерка. Согласно местной традиции, сохранявшейся на протяжении всего XIX века, базенны (жены капитанов рыболовецких судов) дарят самым, именитым, заезжим гостям серебряну ю либо позолоченну ю рыбу. 18 сентября 1901 года Николай II и Александра Федоровна прибывают в Дюнкерк на борту «Штандарта» во время официального визита, во Францию, производят смотр флота и получают подарки, в том числе позолоченную рыбу от. жен капитанов. Сцена происходит на причале Торговой, палаты, украшенном в честь этого события. Хиршфельд приезжал в Дюнкерк на. праздничные дни Франко-российского альянса и принимал участие во всех торжествах. Картину, написанную по заказу российского посольства, в Париже, должны были вручить царю, но этого не произошло по политическим, причинам.
12. Альбер Даван Парад в Бетени 21 сентября 1901 года
Музеи Версаля
13. Эмиль Бенедиктов Хиршфельд (1867-1922) Базенны преподносят государю и государыне позолоченную рыбу. 1901
Холст, масло Музей изящных искусств, Дюнкерк
Павел Пясецкий 8* «Визит императора Николая II во Францию в сентябре 1901 года».
Эскиз к движущейся панораме. Октябрь- декабрь 1901 (Акварель, бумага, наклеенная на холст, рулон. 48,3 х 1000; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; происх. – из Центрального географического музея.) Панорама, запечатлела прибытие императорской яхты «Штандарт» в порт Дюнкерка., торжественный, прием. Николая II и императрицы, их въезд в украшенный по случаю праздника город, и улицы с лику ющим, народом. Далее на, ней можно увидеть президентский поезд, преодолевающий пространство между Дюнкерком и Компьенем, а также внутреннюю часть вагона-салона, Пясецкий также воссоздает мэрию и замок Компьеня, в котором останавливалась императорская, чета, со спальней Николая II, библиотекой и парадной лестницей, Художник изображает и отъезд на маневры, состоявгииеся в окрестностях Реймса, штурм фреснейского форта, посещение крепости в Витри. Кроме того, мастер запечатлел приезд государя и государыни в Реймс, торжественный прием на разукрашенных улицах города, посещение монархами местного собора, их встречу с кардиналом. Ланженьо и возвращение в Компъенъ. Прогулка императорской четы по террасе компъенского дворца должна, была напомнить о минутах отдыха. Далее следуют пейзажи и сцены, маневров с видами павильонов, сооруженных в поле в честь прибытия высоких гостей. Наконец, мы видим отъезд императорской четы, стоящей на ступеньках вагона.
Двести тысяч французов приветствуют российские корабли
LiveJournal Media продолжает переводить интересные и познавательные заметки из американских газет прошлого и позапрошлого веков, которые посвящены событиям в России и жизни русских. Сегодня редакция изучает публикации от 25 октября 1893 года.
Evening star: Французский Лион украсили в честь прибытия русских
Более 200,000 человек съехалось во французский Лион этим утром со всей округи, чтобы принять участие в увеселениях организованных по случаю прибытия российских морских офицеров, которые задержатся здесь на четырнадцать часов, а затем отправятся в Тулон, дабы воссоединиться с российской эскадрой.
Город великолепно украшен, особенно примечателен тот факт, что жители итальянского района броско декорировали флагами и яркой материей все дома и улицы. Сours du Midi, дворец Перраше и Площадь Белькур очень выделяются художественной драпировкой. Каждая лодка, из курсирующих по рекам Рона и Сона, которые протекают через город, украшены флагами. Вы не найдете в городе места, где нет какого либо украшения в честь русских и в цветах российского флага. Главные улицы города — Cours Gambetta, Avenue des Ponts du Midi, Cours Lafayeteta и Cours Morand, заполнены яркими цветами, а от обилия мачт кораблей создается впечатление густого леса. Невероятное количество подношений и подарков приготовили жители для прибывших русских, а также для царя и царицы. Среди подарков есть двенадцать шелковых платьев невероятной красоты для царицы, огромное количество шелковых флагов Франции и России и 2,500 шелковых носовых платков для каждого моряка русского флота прибывшего в порт. Шелковые мануфактуры и производства в городе считаются одними из лучших в мире, а сувениры и украшения из этого материала для русских сделаны лучшими мастерами Лиона.
Историческая справка о Русско-французском союзе:
Это сейчас весь мир смеется над тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», который направляется к сирийскому берегу и проходя через Ла-Манш оставлял после себя потоки густого черного дыма. А в конце 19 века, когда Россия заключила с Францией военно-политический союз, русских моряков ждал торжественный прием и праздничные гулянья на протяжении нескольких дней.
Франко-русский союз стал поворотным во внешней политике России. Основой для его заключения стало наличие общих противников — Англии и Германии. Отказ Германии в 1890 г. от возобновления «договора о перестраховке» и возобновление ею в 1891 г. Тройственного союза с Австро-Венгрией и Италией создавал благоприятную почву для русско-французского сближения. Россия, боясь остаться в международной изоляции, искала союзника, способного поддержать ее в борьбе с Германией и Австро-Венгрией за сферы влияния в Европе и с Великобританией — за сферы влияния в Азии.
С другой стороны, внутриполитический кризис в середине 80-х годов XIX в., обострение отношений с Англией и Италией на почве колониальной политики и напряженные отношения с Германией также поставили Францию в изолированное положение в Европе. Таким образом, в сложившейся международной обстановке этот союз был выгоден обоим государствам. Сближение с Францией, старой противницей Германии, а в той ситуации и Англии, было подготовлено самой жизнью.
Материал по темеЛетом 1891 года в г. Кронштадт прибыла французская эскадра под командованием адмирала Жерве. Встреча французских кораблей вылилась в демонстрацию русско-французского единства. 27 августа 1891 г. в Париже произошел обмен письмами о согласовании действий обеих держав в случае возникновения военной угрозы для одной из них. Через год была подписана аналогичная секретная военная конвенция между русским и французским генеральными штабами, а в 1(13) октября 1893 г. русская эскадра, состоявшая из пяти кораблей, торжественно встала на рейд Тулонского порта. Так начался десятидневный визит русских моряков во Францию, где их ожидал восторженный прием.
Салют в честь русских кораблей
Кроме Тулона русские моряки побывали в Марселе, Лионе и Париже, которые были празднично украшены для встречи гостей. Повсюду продавались специальные сувениры с символикой русско-французского единства. Так, лицевую сторону одного из сувенирных жетонов, которые крепились на одежду, украшали два кинжала с надписью: «Да здравствует Франция — Да здравствует Россия», а оборотную — уравнение «1+1=3». Это символизировало, что русско-французский союз является надежным противовесом Тройственному союзу Германии, Италии и Австро-Венгрии.
Окончательное оформление русско-французского союза произошло в январе 1894 г., когда русско-французский договор был ратифицирован российским императором и французским президентом.
Карнавал на улицах парижа в честь прибытия русских моряков
1891 год
Михаил Ткаченко «Французская эскадра в Кронштадте» (Центральный, военно-морской музей, Санкт-Петербург).
1893 год
Алексей Боголюбов «Российская, эскадра, в Тулоне». 1893 (Военный Клуб, Париж).
Художник запечатлел, четыре крейсера и канонерскую лодку из числа кораблей российского флота при входе на. тулонский рейд.
Алексей Боголюбов «Российская эскадра в Тулоне». 1893 (Дерево, масло. 27 х 18; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. )
Алексей Боголюбов «Тулон, 1/12 октября 1893 года». Эскиз. 1893 (Дерево, масло, 19 х 27; Художественный музей им. А.Н.Радищева, Саратов.)
Михаил Ткаченко «Российская эскадра в Тулоне в 1893 году». 1893 (Холст, масло. 143 х 233; нынешнее местонахождение неизвестно.)
Эта картина, подаренная Николаем 11 в 1895 году городу Тулону, фигурирует в «Перечне произведений искусства и археологических находок Тулона», составленном Росси и Фонтаном, в 1900 году (инвентарный номер 246). Однако после Второй Мировой войны она уже не значится в музейном каталоге, и ее нынешнее местонахождение неизвестно. Не погибло ли это полотно во время одной из бомбардировок города в 1944 году ? Мы обнаружили в местном музее Старого Тулона снимок русской эскадры на тулонском рейде с посвящением «на добрую память господину и госпоже Мартине от их вечно преданного и благодарного друга Михаила Ткаченко». На обратной стороне фотографии находится следующая надпись: «Я завещаю музею Старого Тулона снимок под стеклом, висящий в прихожей моей квартиры на улице Анатоля Франса, 20, запечатлевший прибытие российской эскадры в Тулон в 93 году; эта фотография была подарена моим родителям г-ну и г-же Мартине русскими художниками Гриценко и Ткаченко, направленными царем на франко-российские торжества в Тулоне. Снимок был сделан этими художниками, которых мои родители принимали в своем доме во время празднеств. Госпожа Жаннет Мартине, 5 ноября 1969 года». Алексей Гриценко «Российская эскадра в Тулоне». 1893 (Холст, масло. 138 х 229; Музей, изящных искусств, Марсель). Алексей Гриценко «Российская эскадра в Тулоне». Эскиз к картине, находящейся в марсельском Музее изящных искусств. 1893 (Холст, масло. 80 х 130; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург; подарен женой художника в 1922 году. ) Леонид Блинов 4* «Российская эскадра в Тулоне». 1893 (из собрания Художественного музея Тулона; ныне в музее Старого Тулона). Леонид Блинов «Прибытие российской эскадры на. тулонский рейд». 1895 (Холст, масло. 123 х 214; картина, была подарена Николаем. II Русскому музею в Санкт-Петербурге в 1897 году.)
Лев Бакст «Карнавал на парижских улицах по случаю прибытия российских моряков 5 октября 1893 года». 1900 (Холст, масло. 205 х 305; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Картина, была подарена великим князем Алексеем Александровичем (?) в 1901 году. Эскизы к этой работе хранятся, в Русском, музее в Санкт-Петербурге.
В 1893 году Бакст, будущий художник «Мира искусства», живший тогда в Париже (до 1896 года) 5* получает заказ от великого князя Алексея Александровича на картину, которая воссоздала бы торжества в Париже по случаю прибытия российских моряков. Работа над этим большим полотном продвигалась довольно медленно, и Бакст показывает ее великому князю лишь в 1897 году. Картина построена, на контрасте между неподвижными, громадами парижских зданий (действие разворачивается на площади Республики – хорошо видна статуя Республики, в ту пору новый столичный памятник, воздвигнутый в 1883 году) и ликующей толпой в свете уличных фонарей и японских карманных фонариков. Однако композиция картины оказалась не очень удачной, в ней нет цельности. Российские художественные круги встретили полотно довольно сдержанно. В 1900 году его разместили на парадной лестнице Военно-морского музея, находившегося тогда в Адмиралтействе (Санкт-Петербург) 6* . В 1940 году, когда музей, был переведен в здание Биржи, картина оказалась в запасниках, где она находится по сей день. Больший интерес по сравнению с самим полотном представляют эскизы, запечатлевшие различные образы парижан минувшей эпохи, как, например, «Торговец картинками». 1893 (Русский музей, Санкт-Петербург).
1896 год
Николай Гриценко «Приход яхты «Полярная звезда» в Шербур». 1896. (Холст, масло. 147 х 237; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.) Михаил Ткаченко «Прибытие императорской яхты «Штандарт» в Шербур». 1896 (Холст, масло. 56 х 92; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. )
1897 год
Николай Гриценко «Приход французской эскадры, в Кронштадт 23 августа. 1897 года в 8 часов утра». 1897 (Холст, масло. 45 х 237; картина выставлялась в 1898 году в Товариществе французских художников; ныне в собрании Музея д'Орсэ, но хранится в парижском Музее моря.) Гриценко как штатный художник военно-морского ведомства (с 1894 года) лично присутствовал, на встрече президента. Феликса Фора в Кронштадте.
1901 год
Эмиль Бенедиктов Хиршфельд 7* «Базенны преподносят русскому государю и государыне позолоченную рыбу». 1901
(Холст, млело. 201 х 286; Музей изящных искусств, Дюнкерк; картина была подарена в 1971 вдовой художника городу Дюнкерку для Музея изящных искусств.) Рыболовство издавна являлось основным занятием жителей Дюнкерка. Согласно местной традиции, сохранявшейся на протяжении всего XIX века, базенны (жены капитанов рыболовецких судов) дарят самым, именитым, заезжим гостям серебряну ю либо позолоченну ю рыбу. 18 сентября 1901 года Николай II и Александра Федоровна прибывают в Дюнкерк на борту «Штандарта» во время официального визита, во Францию, производят смотр флота и получают подарки, в том числе позолоченную рыбу от. жен капитанов. Сцена происходит на причале Торговой, палаты, украшенном в честь этого события. Хиршфельд приезжал в Дюнкерк на. праздничные дни Франко-российского альянса и принимал участие во всех торжествах. Картину, написанную по заказу российского посольства, в Париже, должны были вручить царю, но этого не произошло по политическим, причинам.
12. Альбер Даван Парад в Бетени 21 сентября 1901 года
Музеи Версаля
13. Эмиль Бенедиктов Хиршфельд (1867-1922) Базенны преподносят государю и государыне позолоченную рыбу. 1901
Холст, масло Музей изящных искусств, Дюнкерк
Павел Пясецкий 8* «Визит императора Николая II во Францию в сентябре 1901 года».
Эскиз к движущейся панораме. Октябрь- декабрь 1901 (Акварель, бумага, наклеенная на холст, рулон. 48,3 х 1000; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; происх. – из Центрального географического музея.) Панорама, запечатлела прибытие императорской яхты «Штандарт» в порт Дюнкерка., торжественный, прием. Николая II и императрицы, их въезд в украшенный по случаю праздника город, и улицы с лику ющим, народом. Далее на, ней можно увидеть президентский поезд, преодолевающий пространство между Дюнкерком и Компьенем, а также внутреннюю часть вагона-салона, Пясецкий также воссоздает мэрию и замок Компьеня, в котором останавливалась императорская, чета, со спальней Николая II, библиотекой и парадной лестницей, Художник изображает и отъезд на маневры, состоявгииеся в окрестностях Реймса, штурм фреснейского форта, посещение крепости в Витри. Кроме того, мастер запечатлел приезд государя и государыни в Реймс, торжественный прием на разукрашенных улицах города, посещение монархами местного собора, их встречу с кардиналом. Ланженьо и возвращение в Компъенъ. Прогулка императорской четы по террасе компъенского дворца должна, была напомнить о минутах отдыха. Далее следуют пейзажи и сцены, маневров с видами павильонов, сооруженных в поле в честь прибытия высоких гостей. Наконец, мы видим отъезд императорской четы, стоящей на ступеньках вагона.
Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года
Галерейный подрамник вешается на стену без рамы в виде постера. Галерейная натяжка — вид безрамного оформления репродукций на холсте. Картина на холсте натягивается на подрамник, и закрепляется не на боковой стороне, как принято а сзади. На боковые стороны обычно попадает или часть изображения или специально напечатанное фоновая заливка цветом в тональности картинки (пожелания лучше уточнять по телефону). Холст аккуратно заворачивается в углах и выглядит прекрасно без рамы.
Выберите обычный подрамник для выбора рамы.
Леон Бакст
«Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года»
Реализм.
1900 г. холст, масло.
Центральный военно-морской музей,
Санкт-Петербург.
Композиция состоит из скульптуры женщины в лавровом венке с веткой мира в руке. Вокруг неё расположились женские фигуры с факелами и знамёнами в руках на каменном пьедестале, а внизу – бронзовый лев. Ну а на переднем плане,как не трудно догадаться, сам карнавал.
Читайте также: