Какая часть монастыря всегда открыта для туристов
Свияжск — старинный уездный город в Татарстане. Его часто сравнивают с островом Буяном из сказки Пушкина.
Вероника Высотина гуляла по СвияжскуСюда приезжают ради красивых панорамных видов, а еще — чтобы увидеть древние монастыри и прижизненный портрет Ивана Грозного, выпить медовухи, попробовать свои силы в метании топора и стрельбе из лука.
По легенде, Свияжск приглянулся Ивану Грозному, когда он в 1551 году возвращался в Москву после безуспешного штурма Казани. Остров показался ему удобной стратегической точкой, и царь решил построить тут крепость прямо под носом у врага. Правда, как это сделать — непонятно. Решение было простым и абсолютно гениальным: крепость построили под Угличем, разобрали, сплавили вниз по Волге и собрали уже на месте.
Территорию Свияжска омывают сразу три реки: Волга, Свияга и Щука. В советское время часть земель вокруг затопили воды Куйбышевского водохранилища, и Свияжск стал островом. Но недавно его соединили с большой землей насыпной дамбой, по которой проходит дорога.
Путешественники едут сюда на машине из Казани или приплывают на теплоходах и «Метеорах». Обычно на острове проводят один день. Но здесь есть гостиницы и апартаменты — при желании можно остаться на пару суток.
Этим летом мы с семьей тоже побывали в Свияжске — приехали сюда на машине из Казани. За 4 часа мы посмотрели главные достопримечательности. В музеи заходить не стали: в эпоху пандемии старались больше находиться на воздухе и меньше — в закрытых помещениях.
Свияжск оставил у меня приятные впечатления: сюда удобно добираться, на острове чисто и легко ориентироваться — есть указатели. Не хватает только кафе с хорошим сервисом и туалетов.
В этой статье я поделюсь маршрутом нашей прогулки. Мы увидим два монастыря, сходим за развлечениями в «Ленивый торжок» и полюбуемся со смотровых площадок видами на Волгу и Свиягу.
Что вы увидите
Реально ли посетить все 23 монастыря Москвы за один день?
Сегодняшний пост будет посвящен одному любопытному челленджу и его выполнению карантинным летом 2020-го года. Так что тем, кто ждет ответа на вопрос в заголовке поста, я сразу отвечаю: "Да, реально!".
Сразу хочу оговориться, что посещение монастырей не носило какую-либо религиозную подоплеку. Ранее я уже посещал одним днем все московские парковые усадьбы (их 18), а также 15 самых красивых деревянных домов Москвы. Так что монастыри в данном случае тоже выступали, скорее, как достопримечательности города, ряд архитектурных сооружений, объединенных общим признаком.
Итак, к сути. Сколько монастырей в Москве? Чем похожи и чем отличаются друг от друга? Какие из них наиболее примечательны (*с туристической точки зрения)? И как за один летний день посетить абсолютно каждый из них?
23 монастыря Москвы на карте 23 монастыря Москвы на картеВ ответе на первый вопрос у меня получилась цифра 23. Почему именно у меня, а не вообще в принципе? Ну, строго говоря действующих монастырей всего 16, по 8 мужских и женских. Но есть и недействующие, упраздненные монастыри, а также подворья и храмовые комплексы, которые выглядят вполне себе по-монастырски. Их я также брал в расчет. И в то же время от других упраздненных монастырей на сегодняшний день в лучшем случае осталась одна только церковь или колокольня. Такие я в общий список уже не вносил. Полный список опубликован в конце поста.
В целом каждый из монастырей интересен по-своему, и, если ставить целью их обстоятельное посещение, например, в рамках экскурсии, то, конечно же, одного дня будет мало. Но я, как уже писал выше, просто хотел одним днем посетить каждый из них, тем более что, живя в Москве всю жизнь, более чем в половине раньше я не был. Из всех 23 монастырей несколько хотелось бы отметить отдельно.
Настоящим открытием для меня стал старообрядческий храмовый комплекс Рогожская слобода : на огромной территории недалеко от центра Москвы разместилось сразу несколько очень красивых старообрядческих храмов, плюс развитый вокруг парк с искусственным водоемом. Много раз проезжал мимо этого места и видел купола издалека, но даже и не подозревал, что вблизи это выглядит столь впечатляюще. Взгляните сами:
Рогожская слобода Рогожская слободаТакже внезапно очень красивым оказался Симонов монастырь , архитектура которого больше похожа на Восточно-Европейскую, нежели на Русскую. Зажатый среди промзон и торговых центров, монастырь надежно скрыт от посторонних глаз. Ниже на фото трапезная палата монастыря, пожалуй, самое красивое здание среди всего архитектурного ансамбля.
Симонов монастырь Симонов монастырьНемало удивил и Иоанно-Предтеченский монастырь в самом центре Москвы в районе Китай-города, архитектура которого тоже весьма необычна для России. Необычно и то, что у монастыря нет как таковой внутренней территории, а собор, колокольни и часовня слились по сути в одно здание.
Иоанно-Предтеченский монастырь Иоанно-Предтеченский монастырьСамым людным оказался Покровский монастырь . Просто сравните фотографию ниже с другими фотографиями в этом посте. Сотни, а то и тысячи паломников ежедневного приходят сюда поклониться мощам старицы Матроны. Возможно, именно из-за высокой посещаемости этот монастырь оказался единственным, где на входе стоят рамки металлодетектора, а охрана просит открыть сумки.
Маршрут
Конный двор расположен на Успенской площади. Раньше это место принадлежало Свияжскому Успенскому монастырю, который находится с другой стороны от площади, — здесь был хозяйственный двор. Здания построены в 17—18 веке. Сейчас это туристический объект с кафе и сувенирными лавками, где продают хлеб, медовуху и чай. Хлеб стоит 100 Р , мед — 500—750 Р за полкило, 1 л медовухи «Свияжской» — 600 Р , а стакан 0,2 л — 150 Р .
На конном дворе можно посетить кузнечную мастерскую или слепить свистульку на память в гончарной мастерской. В центре конного двора есть небольшой манеж, где можно покататься верхом. Два круга по манежу стоят 200 Р , а прогулка по острову в карете — 2000 Р .
2000 Рстоит прогулка по острову в карете
В лавке продают авторский хлеб из дровяной печи. Мы не были голодны, брать хлеб не стали. Но в «Инстаграме» видели кучу хвалебных отзывов.Иоанно-Предтеченский монастырь основан в конце 16 века. Сначала он был отдельной женской обителью, а теперь это подворье Успенского мужского монастыря.
Монастырь состоит из нескольких зданий. Одно из них — Троицкая церковь. Это единственное здание, которое осталось от первоначального деревянного Свияжска. Считают, что Иван Грозный молился в Троицкой церкви перед решающим походом на Казань в 1552 году. Казань была взята.
Я родилась и большую часть жизни прожила в Карелии, у нас там много вот таких маленьких деревянных церквей. Я люблю их за тишину и уют, внутри там всегда приглушенный свет, который попадает в помещение через маленькие окна. В таких церквях всегда чувствую себя спокойно.
Еще на территории Иоанно-Предтеченского монастыря есть огромный собор из красного кирпича — храм во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Высота собора — около 32 метров, поэтому его хорошо видно практически с любой точки острова.
Внутри собор не менее величественный: там много воздуха и свободного пространства, стены и своды богато украшены росписями и позолотой.
Музей археологического дерева «Татарская слободка» построили прямо на месте раскопок. Здесь на площади 900 м² представлено реальное расположение домов на городской улице 16—18 веков. Посетители могут увидеть срубы домов и даже фрагменты заборов и мостовых: находки прекрасно сохранились. Еще там есть 21-метровое анимационное панно, где показан древний Свияжск и жизнь в нем, выставлены предметы быта и макеты старинных зданий.
Может показаться, что это просто гора деревяшек или старый склад пиломатериалов. На самом деле это настоящий археологический раскоп с домами 16—18 веков . Здесь каждая вещь — реликвия. Источник: «Инде»Набережная реки Свияги — одна из смотровых площадок острова. Отсюда открываются виды на причал Свияжска, несколько сел и Вознесенский Макарьевский монастырь на другом берегу реки. Все это напоминает кадры из фильма «Андрей Рублев», когда монах летит на воздушном шаре. На берегу Свияги испытываешь ощущение свободы от каменных джунглей города и шумных дорог. Вокруг только река, небо и небольшие домики.
Не менее красивые виды на реку открываются от стены коммунаров и от площадки с руинами Благовещенской церкви. Обе эти точки находятся рядом, на противоположных сторонах Рождественской площади.
Когда мы пришли сюда, то увидели только двух художников и девушку с книгой. Думаю, это идеальное место для отдыха от городского шума У руин Благовещенской церкви людей уже большеКомплекс зданий ремесленного училища и пожарного обоза расположен здесь же , на Рождественской площади. Здания небольшие, построены из красного кирпича. Над ними возвышается деревянная башенка пожарной каланчи. Ее невозможно не заметить.
Над пожарным обозом возвышается каланча. Она стояла тут изначально при постройке здания, но потом была утрачена. Восстановили ее только в 2015 году. На каланчу можно подняться и посмотреть на остров с высоты. Билет для взрослого стоит 250 Р , для пенсионеров, студентов и школьников — 200 Р . Детей до 8 лет на каланчу не пускают — мне пришлось подниматься туда одной, а ребенка оставить с мужем.
стоит билет на пожарную каланчу
Виды с каланчи открываются красивые, однако больше пяти минут наверху не проведешь: места очень мало. Посмотрел, сфотографировал — и можно спускаться. Муж сказал: «Хорошо, что мы не пошли вдвоем». Ему вполне хватило фото.
«Ленивый торжок» официально называют комплексом исторической реконструкции. Он напомнил мне небольшую ярмарку с кучей платных развлечений.
На сайте музея-заповедника написано, что посетители могут перенестись во времена Средневековья: пострелять из лука, научиться метать топоры и примерить образ воина. Каждая услуга стоит по 100 Р . Еще здесь есть кузница и гончарная мастерская. Мы туда не пошли, потому что уже были в похожих местах. Меня заинтересовал арбалетный тир, но очередь пострелять была слишком большая.
В «Ленивом торжке» проводят костюмированные праздники: встречают Масленицу, Новый год, устраивают рыцарские бои. Осенью здесь проходит гастрономический фестиваль «Свияжская уха». В программе — рыбалка, шествие в костюмах русалок, водяных и рыб, а также соревнование по приготовлению ухи.
Богородице-Успенский Свияжский монастырь туристы обычно видят одним из первых: он заметен даже с парковки. Монастырь — большой комплекс зданий. Внешне он напомнил мне Ростовский кремль — возможно, такое ощущение сложилось из-за белого цвета стен.
Монастырь был основан в 1555 году и с тех пор постоянно достраивался. Поэтому сегодня на его территории стоят храмы и здания разных эпох. Успенский собор и Никольская трапезная церковь построены в середине 16 века, братские корпуса — на рубеже 17—18 веков , а ограда, которая протянулась почти на километр, — в 18—19 веках. Архитекторы наверняка расскажут о различиях в строениях, но я их не заметила. Правда, все здания аккуратные и смотрятся гармонично.
В Успенском соборе сохранился полный цикл фресок эпохи Ивана Грозного. В России всего два монастыря, где можно увидеть такие рисунки. Второй — Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Одно из самых известных изображений в Успенском монастыре — прижизненный портрет Ивана Грозного с боярами.
К сожалению, мне эти фрески посмотреть не удалось: посетителей пускают в собор пять раз в день и только на полчаса. Время визитов строго определено: 10:00, 11:30, 12:30, 15:00 и 17:00.
Территория монастыря большая, красивая и ухоженная — тут приятно просто прогуляться Фрески Успенского собора. Источник: Balakate / ShutterstockОдин день в мужском монастыре. Туристам на заметку.
Иногда, человеку требуется отдохнуть не только телом, но и душой. Жителям Кубани и Адыгеи повезло: они могут снять нервное напряжение, избавиться от негативных эмоций, и зарядиться спокойствием всего за один день. Для этого, нужно съездить на выходные в Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую мужскую общежительную Пустынь, в просторечии - Свято-Михайловский монастырь, расположенный в туристическом районе Лагонаки.
Свято-Троицкий храм Свято-Михайловского монастыря Свято-Троицкий храм Свято-Михайловского монастыряМонастырь находится в горном районе на высоте 920 метров над уровнем моря, в 180 километрах от Краснодара, и в 50 километрах от Майкопа. В посёлке Каменномостский, за заправкой Лукойл, есть поворот налево, на котором установлено два указателя: посёлок Победа, и Свято-Михайловский монастырь. 13 километров асфальтированной дороги заканчиваются на монастырской парковке.
Парковка перед входом в Свято-Михайловский монастырь Парковка перед входом в Свято-Михайловский монастырьВозле монастыря существует две парковки: первая перед входом в монастырь слева от дороги, рядом с торговыми рядами, вторая большая парковка расположена за территорией монастыря, у начала пути к Святому источнику на горе Физиабго.
Большая парковка у дороги к Святому источнику Большая парковка у дороги к Святому источникуМы предпочитаем большую парковку, потому что, свой день в мужском монастыре мы обычно начинаем с посещения источника. Очень хорошо, после двух с половиной часов, проведённых в пути, пройтись пешком в горку, размяться, тем более к источнику ведёт отличный тротуар, выложенный плиткой.
Дорога к источнику Дорога к источникуПодробнее про источник Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона можно прочитать здесь .
Совершив омовение в купели, испив святой воды, хорошо подняться на самую вершину горы Физиабго по металлической лестнице, построенной монахами в 2013 году. Раньше на вершине горы был храм Преображения Господня, который являлся доминантой всего монастыря и был виден за много километров. Но, к сожалению, в 1952 году храм взорвали. В 2016 году, на месте взорванного храма построили часовню с колокольней. В воскресный день, нежный колокольный перезвон далеко разносится над горами.
Смотровая площадка на вершине горы Физиабго Смотровая площадка на вершине горы ФизиабгоСегодня на вершине находится смотровая площадка, с которой открываются потрясающие виды на отроги Большого Кавказского хребта, а плато Лаго-Наки с вершинами Фишт, Оштен и Пшеха-Су, в хорошую погоду видно, как на ладони.
Насладившись горными пейзажами, для контраста впечатлений, рекомендую посетить экскурсию в рукотворный пещерный монастырь, а для этого надо спуститься на глубину 50 метров под землю. Подробнее про пещерный монастырь можно прочитать здесь .
Пещерный монастырь Пещерный монастырьВремя в монастыре пролетает незаметно, пора уже зайти и на территорию самой обители. Большая часть монастыря доступна для посещения туристов. Монахи не препятствуют, а даже поощряют посещение монастыря и храмов всеми желающими. Я неоднократно замечала представителей других концессий, которые свободно осматривали территорию и православные святыни, и даже заходили во внутрь храмов.
Монастырь разделён на две части: закрытое подворье где живут и работают в мастерских монахи, послушники и трудники, и светская часть, где расположено большинство храмов, памятников, и достопримечательностей.
При входе в монастырь есть небольшое помещение, где по желанию можно взять платок и фартук-юбку. Если женщины-туристы зайдут в храм, без этих православных атрибутов, а просто в спортивном костюме или джинсах, то никто не сделает им замечание, и никто не выгонит из храма. Лично моё мнение, так и должно быть, потому что, бог должен быть в душе человека, а как мы одеты богу всё равно.
Всегда открыт для посещения Свято-Троицкий храм, единственный, который сохранился в первозданном виде до наших дней. Реконструкция внутри храма ещё не закончена, к росписи стен даже не приступали. Зато есть очень красивый резной иконостас, полностью состоящий из разных икон Божьей матери.
Можно взять свечи, лежащие на столике у входа, опустив денежки в ящик для пожертвования. Стоимость свечей от 10 до 300 рублей, но если кто-то возьмёт свечу бесплатно, то ему тоже никто не сделает замечание. Всё на совести человека. Я помню, в 2004-2007 годах, когда только начиналось возрождение монастыря, туристы и паломники, которые приезжали не в первый раз, привозили крупы, подсолнечное масло, домашние консервированные и свежие овощи и фрукты, кто что мог, и оставляли на столике, где сейчас лежат свечи. В те времена монахи жили очень бедно, в полуразрушенных зданиях, и ещё умудрялись кормить обездоленных и бездомных, которые всегда приходят в монастыри. Подробнее про возрождение монастыря можно прочитать здесь .
Из Троицкого храма можно перейти в помещение, где расположена выставка изделий из кавказских минералов и камней, православные книги, иконы в окладах ручной работы, резные изделия из ценных пород дерева, и другие предметы культа. Можно купить понравившиеся предметы.
Выйдя из Троицкого храма, обязательно надо подняться на смотровую площадку колокольни. На верх ведёт узкая лестница с крутыми ступенями, но это того стоит. Красота открывающихся пейзажей захватывает дух.
Свято-Троицкий храм, и две смотровые площадки на колокольне Свято-Троицкий храм, и две смотровые площадки на колокольнеНа территории Свято-Михайловской обители можно перекусить в монастырской блинной. Вкуснейшие блинчики напекут в Вашем присутствии. Начинки есть на любой вкус: мёд с собственной пасеки, творог и сметана из молока монастырских бурёнок, варенье из лесных ягод, картошка, капуста, горох, грибы – просто пальчики оближешь. Помимо блинчиков, посетителям предлагается душистый травяной чай, медовый сбитень, узвары из груши или яблони-дички.
Часто паломники и туристы приезжают со своими бутербродами и термосами. Монахи позаботились и о них. В разных частях монастыря поставлены беседки, где можно посидеть, и перекусить.
Беседки для туристов на территории монастыря Беседки для туристов на территории монастыряЧтобы узнать подробности образования и возрождения монастыря, рекомендую воспользоваться услугами гида – монаха Прокопия, который проводит экскурсии для туристов и рассказывает про все православные достопримечательности обители. Специально для экскурсантов, на территории монастыря построили небольшой амфитеатр.
Гид обязательно покажет Вам: храм во имя Архангела Михаила; временный деревянный храм Успения Богородицы; Храм Преподобного Александра; солнечные часы; памятник-бюст великому князю Михаилу Николаевичу Романову (родной брат царя Александра II), который являлся ктитором монастыря;
Памятник ктитору монастыря Великому князю Михаилу Романову Памятник ктитору монастыря Великому князю Михаилу РомановуА ещё можно увидеть склеп основателя монастыря Архимандрита Мартирия; братскую могилу инвалидов, которых расстреляли фашисты в 1942 году; и много другое.
Так как, монастырь изначально был основан по инициативе казачества, то является казачьим монастырем, а также монастырем - памятником воинской славы. На территории монастыря построен мемориал казакам полным Георгиевским кавалерам
Как добраться до Свияжска из Казани
На машине из центра Казани до Свияжска ехать всего час. На мой взгляд, это самый удобный способ добраться до села. Автомобиль можно оставить на бесплатной парковке у въезда на остров. Рекомендую приезжать пораньше: мы были в Свияжске в полдень и места на парковке уже не нашли, пришлось оставить машину на обочине.
Такси от Казани до Свияжска стоит примерно 1000 Р .
Вдоль автомобильной дороги стоят указатели — мимо поворотов проехать сложно На этом фото видны сразу две реки: слева — Свияга, справа — Щука. Между ними — узкая дамба и дорога. Сразу становится понятно, что раньше Свияжск и правда был островомАвтобусы из Казани в Свияжск ездят только по выходным и праздникам. Они отправляются с автовокзала «Южный» в 08:40. Билет в одну сторону стоит 165 Р . Посмотреть расписание и купить билеты можно на сайте автовокзала.
На сайте музея написано, что из Свияжска в Казань автобусы едут в 14:30. Но их почему-то нет в расписании на сайте автовокзала.
«Метеоры» и теплоходы. Дорога на теплоходе займет 2—2,5 часа . Билет стоит 127 Р в одну сторону. На «Метеоре» до Свияжска можно добраться всего за 40 минут, но и стоит такая поездка дороже: 700 Р за рейс. Билеты продаются только в кассах речного порта Казани и только за наличный расчет — забронировать их по телефону или купить онлайн не получится. Туристы часто едут в Свияжск на теплоходах, а обратно — на такси.
На электричке. Из Казани до станции «Свияжск» идет электричка. Билет стоит 76 Р . Расписание можно проверить на сайте пригородной пассажирской компании «Содружество». Время в пути — 1 час 13 минут.
Раньше от станции «Свияжск» до острова пять раз в день ходил специальный автобус, расписание которого подстроили под прибытие электричек. Это было комплексное предложение для туристов: в стоимость билета входил проезд до острова и обратно и посещение шести музеев. В 2019 году такой билет стоил 450 Р . Сейчас воспользоваться этим способом не получится: из-за пандемии маршрут временно закрыли.
Экскурсионные туры в Свияжск продают в турагентстве или на сайтах вроде «Трипстера» и «Спутника». Пятичасовая автобусная экскурсия из Казани стоит от 800 Р за групповой тур и от 5630 Р — за индивидуальный.
Еще экскурсии для организованных групп можно заказать на сайте музея-заповедника «Остров-град Свияжск». Цена за группу до 10 человек — от 1800 до 6200 Р , в зависимости от маршрута, темы и наполнения экскурсии. Трансфер в стоимость не включен, ехать на остров придется самостоятельно.
Как добраться до начала маршрута. Отправная точка — туристско-информационный центр. Там в кассе выдают билеты, они бесплатны. Чтобы попасть на историческую территорию острова, нужно просто приложить билет к турникету.
стоит комплексный билет в шесть музеев Свияжска
Свияжск находится на возвышенности. От туристско-информационного центра подняться к началу маршрута можно двумя способами: по дороге вдоль набережной реки Свияги или по лестнице из 120 ступеней. Мы пошли по лестнице — этот путь показался короче.
В 2020 году автобусный маршрут от железнодорожной станции закрыли из-за пандемии Большинство туристов поднимаются по лестнице: этот путь короче, а еще тут не ездят машиныОтчет: как я ходила к буддийскому монастырю Шедруб Линг через огромный карьер
Рассказ о том, как в последних числах мая мы с друзьями из Перми вчетвером отправились в путешествие в буддийский монастырь Шедруб Линг. Это было время пандемии, закрытых границ и самоизоляции. Несмотря на запрет перемещений между регионами, мы рискнули и отправились в путь. Решившись на поездку, я думала, что новым опытом станет только ночевка в палатке. Но я сильно ошибалась.
Буддийский монастырь Шедруб Линг расположен в горах Свердловской области, в зоне взрывных работ Собственно-Качканарского месторождения. Корпорация ЕВРАЗ взяла в аренду гору и лес вокруг нее, и стремится снести все сооружения буддистов. Территория месторождения охраняется. Туристов отлавливают, без пропусков проход запрещен.
Официальная буддийская организация России этот монастырь не признает, потому что его основателю сан официально не присвоен. Некоторые называют общину сектой.
Путь до подножья Качканара
От Перми до Качканара около 270 км по трассе. Мы выехали рано утром. По дороге останавливались в Чусовом, в Горнозаводске и еще пару раз – на кофе и перекус.
Недалеко от поселка Промысла, прямо у трассы, установлен внушительный шестнадцатиметровый обелиск. Надпись «Азия» соседствует с фигурой льва, а надпись «Европа» – с фигурой грифона.
На этой символической границе между Европой и Азией обустроена площадка, где можно поставить машину и пофотографироваться. Сюда приезжают большие компании, семьи, пары, туристические группы всех возрастов. Они включают музыку, открывают окна-двери своих автомобилей и остаются на 15-20 минут. Туристы постоянно сменяют друг друга.
Мы остановились здесь, чтобы пообедать. Чуть выше монумента – большая поляна, окруженная деревьями. Она ровная. Мы приметили ее на случай, если не найдем лучше места для ночевки.
На границе Европы и Азии / фото автора
В машине мы болтали и гуглили маршруты подъема на вершину Качканара, где стоит монастырь. Обсуждали, каким путем пойдем: коротким или длинным.
Короткий путь идет из поселка Косья. Он круче и короче на 2 км. Плюс — отличный обзор на всю гору.
Длинный путь – из города. Он позволяет зайти на смотровую площадку с видом на весь Западный карьер Качканарского месторождения.
Мы выбрали длинный маршрут по охраняемой территории. Добравшись, оставили машину на обочине у шлагбаума перед КПП и зашли в лес.
Детали
Еда. На острове несколько кафе и ресторанов: «Трактир», «Буян», «Рыбацкое подворье». Мы туда не заходили: прочитали на «Трипэдвайзоре», что еда не всегда вкусная, а обслуживание долгое, и не захотели платить за такое деньги. Поэтому мы взяли с собой фрукты и воду.
Рядом с «Ленивым торжком» нашли киоск, перед которым дымились самовары и лежали шишки в корзинах. Здесь мы купили травяной чай с горячими пышными оладьями — было вкусно. В киоске продавали также компот по 50 Р и глинтвейн по 80 Р за стакан.
Сувениры. Туристы покупают магниты, открытки, керамические фигурки и тарелки с надписями «Свияжск» и «Казань». Есть и съедобные подарки: медовуха, различные виды меда, варенья и фруктовой пастилы.
Больше всего мне понравились украшения: серьги и подвески, стилизованные под национальные татарские. Стоили они недорого: например, за пару серег продавец просил всего 350 Р , но я не смогла определиться с цветом. И в итоге решила, что не буду брать их вообще.
Ограничения из-за коронавируса. Как и в других городах России, в помещениях нужно носить маски. В церкви мне приходилось одновременно носить платок и маску — выглядело это специфически. Диспенсеры с антисептиком есть даже в храмах.
Экскурсионные группы должны быть не более пяти человек. С аудиогидом — до десяти человек. В музеи пускают группы только до пяти человек.
Как нас встретили в монастыре
Буддисты начали расспрашивать, откуда мы, и один из нас долго не мог сообразить от усталости. В столовой мы сели на пол и какое-то время не могли даже говорить. Пока пили чай и отдыхали, на нас забирались кошки и мурлыкали.
На территории монастыря полно и кошек и собак. Черного кота Кренделя харизматичный лама Догшит периодически отгонял, бросая в него пустую баночку из-под витаминов. Только потом мы поняли, что это был настоятель, который в 1995 году основал здесь монастырь. Ни за что не подумаешь. В потрепанной рабочей одежде, на вид лет шестидесяти, открытый и радостный. Мы спрашивали, а он отвечал про долгую историю противостояния монастыря крупной корпорации, добывающей руду и стремящейся избавиться от буддистов.
Слушая ламу, мы наполнялись уверенностью, что Шедруб Линг переживет времена гонений с горы.
Монастырь на вершине горы / фото автора
На вершине Качканара очень красиво: панорамный вид на многие километры вокруг, гигантские природные конструкции из камней и валунов. Характерные буддийские постройки тоже впечатляют, они непривычны нашему глазу. А вот хозяйственные строения более чем скромные, из глины и камней. Заметно, что сложно вести стройку на такой высоте.
Какие они, буддийские монахи
Монахи оказались простыми и жизнерадостными, как о них и рассказывают. В основном, мужчины, молодые и постарше. Девушку еще помню, с побритой головой, улыбчивая и очень симпатичная. Одеты буддисты в рабочую одежду. Каждый чем-то занят: копает, ремонтирует, строит. Они были рады нам и еде, которую мы принесли, и мы оставили им все, что взяли на перекус.
Нас просили остаться на ночь, потому что истосковались по людям во время пандемии. До нее к монахам приходило около 200 человек в день.
Что посмотреть на ВДНХ – гайд по самым интересным местам
Дракон около монастыря / фото автора
Из столовой, где мы общались с буддистами, вел проем в небольшую комнату за занавеской. Монахи заходили туда читать священные тексты и регулярно меняли друг друга на этом посту.
Когда мы немного отдохнули и разговорились, нам вынесли коробочки с сувенирами. Это были симпатичные безделушки, которые делают сами монахи. Я купила одну.
Особенное впечатление у меня оставил наш земляк, Лук Бобо, если я правильно запомнила. С ним мы говорили около часа, и это был очень интересный разговор.
Только он один был в традиционном наряде буддистских монахов – кашае. Объяснил он это так: каждый человек рождается с какими-то склонностями, развивая которые он будет реализовать себя и приносить пользу обществу. Вот лама Догшит умеет организовывать, кто-то копает хорошо, а Лук Бобо имеет склонность хорошо говорить и склонять людей к духовному развитию. И в кашае ему удобно это делать. Кажется, его имя отражает тот же смысл — умение убеждать.
10 золотых правил поведения на территории монастыря
– Святой апостол Павел, а также священномученик Климент Римский сравнивает христиан с воинами. Разница между христианами и обычными воинами лишь в том, что первые сражаются не с людьми, а с духами злобы поднебесной, страстями, плотью и диаволом. А на войне как на войне – есть победы и поражения. Чтобы более успешно и слаженно вести невидимую духовную брань, Господь еще в Ветхом Завете установил соответствующую иерархию людей, служащих Богу при храме. Подобная иерархия сохраняется и в новозаветные времена. Везде, куда шли апостолы с проповедью Евангелия, они рукополагали епископов, священников и диаконов.
Когда младший по званию подходит к командиру, то он отдает ему честь установленным воинским уставом образом. Армейская форма приветствия вышестоящего начальства показывает, что подчиненный готов исполнять его приказания. Также и христианин, когда подходит к священнику или епископу, как правило, берет благословение, крестообразно складывая ладони. Это одновременно и форма приветствия, и своеобразный знак, что ты этому пастырю доверяешь и готов смиряться и исполнять возложенные им на тебя послушания. Но самое главное – через благословение священника или архиерея нас благословляет Сам Христос. Нежелание человека брать благословение может свидетельствовать о недоверии к пастырю.
– Нужно ли брать благословение, входя в монастырь и выходя за его территорию?
– В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас подобная традиция сохраняется лишь в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. У нас в Печерском монастыре в древности на этом особо прославился преподобный Лонгин, живший на рубеже XIII–XIV веков. Исполняя данное послушание, еще при жизни он стяжал славу прозорливого. Всем входящим в обитель он не только давал благословение, но и мог указать на их самые потаенные и тяжкие грехи, так как был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно прозревать в любом человеке все его достоинства и слабости.
Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением.
– Все ли могут заходить в монастырские трапезные? Каковы правила поведения?
– Самое главное, для чего приходят в монастырь, – это помолиться и раскаяться в своих грехах. Трапеза – приятное продолжение молитвы. Обычно в монастырях имеются специальные трапезные для паломников, куда заходят по благословению настоятеля монастыря или благочинного. У нас на территории Лавры находятся как платные трапезные, где можно пообедать за деньги, так и бесплатные столовые для бедных, нуждающихся в помощи людей.
Также любой паломник, если остается в монастыре на продолжительный период нести какое-то послушание, то питается и проживает бесплатно.
В монастырских трапезных стараются меньше разговаривать (разве нужно что-то сказать срочно по делу) и обычно слушают чтение жития святых, духовные поучения святых отцов Церкви или творят в уме молитву. Таким образом удается избежать страсти празднословия и чревоугодия, то есть неумеренного пресыщения своего чрева, что мешает молитве и труду.
– Какая форма одежды у светских людей в монастыре?
– Все монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов. Когда обычный человек идет в монастырь, то ему также нужно стараться одеваться прилично и скромно. Женщинам лучше быть не в брюках, а в длинной юбке, чтобы не обнажать ноги. Также желательно не оголять руки и шею. На голову, как правило, женщины надевают платок. Мужчинам неприлично посещать монастырь в спортивной одежде, шортах и с короткими рукавами. Заходя в храм, мужчины снимают головной убор. В воскресные и праздничные дни, идя не только в монастырь, но и в приходской храм, желательно одеваться в лучшую одежду, чтобы и у себя, и у других людей поддерживать праздничное настроение.
– К кому можно обратиться с волнующими вопросами? Точно ли поможет первый увиденный монах?
– Вопросы духовной жизни лучше всего обсуждать с монастырскими духовниками, которые имеют на такие беседы благословение священноначалия. Как правило, они исповедуют людей во время вечернего богослужения или во время Литургии до Евхаристического канона. Если нет возможности посетить богослужение, то в другое время на территории монастыря можно узнать у дежурного, как связаться и побеседовать со священником. С первым попавшимся монахом лучше не разговаривать, ибо не все могут быть компетентными разрешать сложные вопросы духовной жизни. Если безрассудно прибегать к такой помощи, то это может привести к серьезным проблемам.
Мы же не консультируемся в больнице по поводу нашей болезни с первым встречным или санитаркой. Все стараются попасть на прием к грамотному и компетентному врачу.
– Можно ли пользоваться мобильными телефонами на территории монастыря?
– Сейчас это стало серьезной проблемой, ибо многие чуть ли не срослись с ними. Конечно, лучше на территории монастыря всякое «житейское отложить попечение». В монастырь и тем более храм лучше телефон совсем не брать или хотя бы выключить, чтобы он не мешал вам и другим людям молиться. У меня тоже есть мобильный телефон, но я стараюсь, когда иду в храм, оставлять его дома. Лучше стремиться всегда через молитву быть на связи с Богом, чем с другими, пусть и очень важными и нужными нам людьми.
– Можно ли фотографировать или нужно брать на это разрешение?
– Строгого запрета на это не существует, но если вы хотите фотографировать во время богослужения, то для этого надо взять благословение у благочинного монастыря. Если вы получили такое благословение, придерживайтесь меры. Когда во время праздничных и особенно архиерейских служб присутствует много фото- и видеокамер, которые фиксируют чуть ли не каждый шаг священнослужителей, то это очень всех напрягает и утомляет. Хорошо бы издать указ, что фотографировать в храме можно лишь до ектении «Оглашенные, изыдите», а далее до окончания богослужения прекратить всякую фото- и видеосъёмку, чтобы не мешать людям молиться и не развивать в священнослужителях страсти гордыни и тщеславия.
– Можно ли заходить в храмы вне службы или это разрешается исключительно во время богослужения?
– Многие монастырские храмы всегда открыты, а потому вы можете сюда зайти и помолиться не только во время богослужения, но и в любое другое время. Разве что ночью все храмы закрываются. Но лучше находиться в храме во время службы, так как соборная молитва, возглавляемая священником, намного внимательнее, сосредоточеннее и сильнее. В храме мы все, даже до конца этого не осознавая, молимся друг о друге и таким образом один другого поддерживаем. Не зря святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».
– Нужно ли совершать поясной поклон при входе в монастырь?
– Не только при входе в монастырь, но и перед прикладыванием к иконам, мощам, стоя на молитве, нужно стараться делать поясные или даже земные поклоны. Они к тому же помогают лучше сосредоточиться на молитве. А когда тело остается во время молитвы праздным, тогда ум невольно начинает рассеиваться и стоять в храме становится невыносимо трудно. Некоторые даже совсем молодые люди только и ищут в храме, где бы скорее присесть. Это происходит из-за того, что тело не приучено к молитвенному труду. А ведь святые отцы Церкви замечали, что молитва, при которой не потрудилось тело – это незрелый плод. Земные поклоны не делаются лишь в период от Пасхи до Пятидесятницы в знак того, что мы уже не рабы лукавого и греха, а свободные люди, так как Господь на Кресте искупил и простил все наши грехи. Теперь надо стараться с Божией помощью их больше не повторять.
– Нужно ли обязательно ставить свечи и покупать монастырскую продукцию?
– Обыкновенно все стараются это сделать, хотя никакого правила не существует. Это не обязательно. Однако каждая поставленная нами свеча – это наша маленькая жертва Богу. Важно ее делать от всей души, с молитвой и сердечным покаянием в своих грехах, иначе никакой пользы нам это не принесет, ибо лучшая жертва Творцу, как читаем мы в 50-м псалме, – дух сокрушен.
Покупая монастырскую продукцию, тоже делаем определенное пожертвование на обитель. Средства, вырученные от продаж, идут на ремонт и реставрацию храмов, оплату коммунальных услуг, зарплату рабочим, одежду и питание монастырской братии, просветительские и социальные проекты. Поверьте, что никуда за границу, ни в какие зарубежные религиозные центры, тем более в Москву, как клевещут наши недоброжелатели, они не поступают.
Восхождение на вершину
Едва мы сделали шаг с дороги в сторону леса, как нас облепили клещи. В траве на опушке леса их тьма. Мы поспешили углубиться в лес, спасаясь от клещей и от того, чтобы нас увидели с КПП. К слову, клещей мы больше нигде не встретили.
Как светится земля
Горы Качканара насыщены железом. Земля мерцает и светится мелкими частицами. Напоминает блеск кусочков асфальта на солнце, но немного иначе. Красиво и необычно.
Как мы блуждали в поисках карьера
Забавно, какими тропами мы обходили пункты охраны и убегали, заслышав лай собак. Снова и снова пытались ловить сеть и сверяться с координатами. В итоге, заблудились. Ушли далеко и не туда. Пришлось возвращаться и снова начинать подъем. Это заняло не один час.
На фоне карьера / фото автора
К тому моменту погода разыгралась, стало жарко. Мы разделись до футболок и несли одежду на себе. Прошли заброшенную лыжную базу, несколько запрещающих знаков и другие ориентиры, подсказанные интернетом. Когда казалось, что мы уже не можем идти дальше из-за усталости, открылся такой захватывающий вид, что это придало сил на оставшуюся дорогу.
На смотровую площадку вела всего одна ступенька. Выглядело это как обрыв, за которым небо. Поднявшись, мы отступили назад – закружилась голова. Внизу была огромная воронка, внутри — спецтехника, железная дорога и крохотные поезда, вывозящие руду. Инфраструктура карьера выглядела с высоты как игрушечная.
Как шли по бездорожью и дошли
Потом мы снова шли. По бурелому и бездорожью – только теперь смысл этих слов до конца открылся мне. Груды выкорчеванных, срубленных, спиленных деревьев, местами болотистая вода или мягкий опил. По всей видимости, компания-разработчик месторождения строила дорогу к вершине горы.
У нас закончилась вода. В термосе остался только горячий кофе, который не утолял жажду. Мы шли грязные, в испорченной обуви, а кто-то и в порванных по шву штанах оттого, что неловко и смешно упал с кучи камней. Подъем к вершине становился все круче. Измотанные, мы дошли туда к четырем часам вечера.
Все же нам удалось непойманными пересечь охраняемую территорию и попасть к буддистам.
Обратный путь
Мы попрощались с монахами, недолго погуляли по территории монастыря, сфотографировались с каменной насыпью, похожей на верблюда. Затем набрали воды и двинулись в обратный путь.
Было уже поздно, мы почти не разговаривали и не останавливались, чтобы не тратить силы. Присели передохнуть только у дерева желаний, обвязанного тряпочками-лоскутками где-то на спуске. Не обращали внимания ни на зайцев, ни на следы диковинные, ни на кучки экскрементов разных форм и размеров, которыми так интересовались в самом начале пути. Похоже, животных в тех местах много.
Запрещающий знак / фото автора
Когда дошли до очередного КПП, уже не осталось сил плутать по лесу или скрываться. Шли прямо по дороге. В итоге, нас все же задержали и с собакой сопроводили до самого подножья. Там усадили в микроавтобус и попросили документы, но мы были рады перевести дух, пока составлялись акты правонарушения.
Как добирались домой
К тому времени, когда нас отпустили, уже перевалило за полночь и стемнело. У нас не осталось варианта выбрать красивое место, чтобы поставить палатки. Мы поехали к стеле на границе Европы и Азии, туда, где приметили поляну. В кромешной темноте, с фонариками на телефонах мы разложились. Спать хотелось жутко, но голод мучил сильнее, поэтому мы все же развели костер и поужинали шашлыкамит и горячей тушенкой с перловкой из котелка.
Ночью сквозь глубокий сон мы слышали, как шел ливень. Но проснулись не от звуков дождя, а от громкой музыки ранних туристов. Сварили кофе, позавтракали и поехали домой.
Помню состояние, когда мы возвращались. Все были полны впечатлений. Впервые за время пандемии удалось куда-то выбраться, да еще с людьми, да еще с такими приключениями. Это было счастье.
Мы ехали, обсуждали события прошедшего дня и смеялись. Вспоминали порванные штаны и лицо нашего друга, когда он это заметил и то, как нелепо он упал. Вспоминали, как услышали звуки подъезжающей машины, бросились в лес, чтобы нас не поймали. А когда встали, заметили, что с перепугу обронили яркий рюкзак и тот, кто ехал, точно его видел. Вспоминали, как от усталости долго не могли ответить монахам откуда мы.
Сувенир на холодильнике / фото автора
Не уверена, что у нас было бы столько же впечатлений, выбери мы короткий путь через Косью. Похоже, иногда пойти длинным путем – значит потратить больше сил, но и получить больше эмоций. Теперь я это знаю и не забываю, благодаря маленькой безделушке на своем холодильнике.
Читайте также: