Как уехать в тибет к монахам
С глубокой древности поиск мудрости на Востоке связан с поиском учителя, наставника, ламы. Такие мудрые люди есть и сегодня. Более того, до сих пор существуют учебные заведения, где можно, пройдя специальное обучение, стать ламой, — тибетские монастыри. Об особенностях такого обучения мы беседуем с тремя монахами из тибетского монастыря Дрепунг Гоманг, ныне расположенного на территории Индии. Двое из них — Джампа Санге и Церинг Мунцог — тибетцы, а Мутул Овьянов — калмык, уехавший в Индию учиться. Он и стал нашим переводчиком.
Скажите, почему современный человек уходит в монастырь?
Церинг Мунцог: Я уже в детстве очень хотел стать монахом. В наших местах было много монахов, которые показывали на своём примере, как правильно жить и правильно относиться ко всему, что тебя окружает. Поэтому и я с детства хотел стать монахом. И в 14 лет стал им.
Джампа Санге: А я стал монахом в Тибете, в семь лет. В детстве мама очень часто водила меня в монастыри, и я видел, как монахи проводят дебаты, дискутируют. Мне эти дебаты очень нравились, и тогда я захотел стать монахом. И мама не была против.
Мутул Овьянов : Ну, я-то поздно, после армии, стал монахом. Это российская действительность, жизнь такая тяжёлая.
В детстве я хотел помогать людям, только обычно думаешь, что людям помогает материальное. И я много размышлял над этим, сначала хотел даже стать экономистом, но в старших классах начал понимать, что никакими деньгами, никакими большими фирмами человеку по-настоящему не поможешь. Ведь бывают такие страдания, душевные проблемы — по-моему, они самые главные, — что материальным их не решишь. Например, бывает, люди внезапно умирают, и тяжело смотреть на детей, когда они остаются без родителей, теряют моральную поддержку, которая им необходима. И никак не возместишь это.
Потом я видел монахов (к нам в Калмыкию уже приезжали тибетские монахи), начал книги читать. Пришёл к выводу, что буддизм — прекрасное учение, которое может помочь избавиться от страданий. Я раньше не верил, как это можно вообще избавиться от страданий и всегда быть счастливым? И решил сам всё изучить, не в переводах на русский или английский, а на тибетском, основном языке учения. Решил выучить тибетский и самостоятельно всё изучить, понять и, если это правда, реализовать на практике.
Постепенно пришёл к выводу, что нужно стать монахом: это самый хороший способ для практики буддийского учения. Вот тогда у меня появилось сильное желание изучать буддийскую философию, и я уехал в Индию.
Можете ли вы рассказать о самом обучении в монастыре? Есть такое представление, что монахи только читают молитвы.
Не каждый день, но обычно, если бывает в дацане общий молебен, на него все собираются в дугане в 5.30. Если общего молебна нет, то уже к 6.00 утра все встают и начинают учить наизусть тексты. Новички изучают обрядовую службу — молитвы, которые читают именно в этом дацане. Те, кто постарше, уже изучают философию, заучивают наизусть трактаты по своему курсу. В 6.00 завтрак. Потом до 9.00 утра повторяют то, что вчера изучили с учителем, всё это просматривают, чтобы в 9.00 выйти на дебаты. До 11.00 дебаты, в 11.00 обед до 12.00. С 12.00 до 17.00 у каждого своё время: кто-то ходит к своему учителю на уроки по философии, или по грамматике, или по правописанию. У некоторых в этот промежуток вмещается по пять уроков. С 17.00 до 18.00 ужин, и с 18.00 до 23.00 вечера дебаты. После дебатов молодые сдают своим учителям то, что утром учили наизусть, а остальные снова просматривают то, что было на дебатах.
А что же остается на сон?
Обычно в 23.00 всё заканчивается. Первыми уходят старшекурсники (курсов всего 15), они идут вниз, смотрят на нижние курсы — как те дискутируют, — иногда помогают, иногда сами отвечают на вопросы. И так вниз, вниз, вниз. и всех проходят. Это специально делается, чтобы старшие помогали младшим и сами вспоминали пройденный материал. И так до 24.00 ночи. Некоторые на дебатах остаются до 2.00 ночи. Многие старшие монахи только после двух засыпают, а в шесть уже завтрак, и если не пришёл, то завтрака нет.
Местные индусы тоже часто говорят: «Вы только молитесь, и всё, больше ничего не делаете». Когда их специально приглашают в монастырь, чтобы они походили и всё сами посмотрели, они видят, что это совсем не так.
Так жить очень интересно! Интересно узнавать буддийскую философию, она уже не как религия, но как наука воспринимается.
А дебаты, диспуты — что это такое? Как они проходят?
На каждом курсе мы изучаем определённые темы и их обсуждаем. Например, есть книга, взятая за основу. Но есть и другие точки зрения. И когда мы изучаем определённую тему, возникают спорные вопросы, и на этом строятся дебаты.
Монахов между собой. Когда дискутируешь со старшекурсниками, у которых знаний больше и опыта, они иногда могут так объяснить, что ты так раньше и не считал. Они очень хорошо логически подкованы, потому что логику четыре года изучают.
А что для вас самое трудное?
Труднее всего всегда быть на одном уровне с однокурсниками, не отставать. Потому что отстать или на второй год остаться, отстать от тех, с кем столько лет учился, — это морально тяжело. Остальные трудности второстепенны.
Ну и сам процесс обучения труден, потому в буддийской философии много того, чего не знаешь, когда начинаешь её изучать.
Ещё экзамены тяжёлые. Например, если у тебя один пропуск, не хватает одного посещения, ты на второй год остаёшься, и никого не подкупить. Недавно в монастырь пришли учиться 100 человек, и только за первый год больше 70 отсеялись, потому что с каждым годом требования усложняются. Есть экзаменационный билет, на нём наверху ярлычок, где пишешь номер: свой курс, своё имя, на билете пишешь ответы, потом ярлычок отрывается, секретарь его отбирает, и на билете остаётся написан только твой класс. Экзаменатор не знает, чей листок проверяет, не может никому по знакомству баллы добавить.
А какие предметы вы изучаете?
Первые четыре года логика, потом шесть лет праджня-парамита , потом два года Мадхъямики , следующие два года метафизика и ещё два — монашеская дисциплина. А если на самое высокое звание сдавать, то ещё шесть лет экзамены по всем этим предметам. Если же ты, например, экзамены завалил, то всё, больше уже никогда не сможешь защититься на геше-лхарамбу — доктора философии.
То есть пересдать нельзя?
Нет. Мы как сапёры. ( Смеются. )
А специализация какая-то бывает?
Нет. У нас только философия. Три самых больших тибетских монастыря очень большой упор всегда делали на философию. И на них сегодня держится вся философия. Потому что, например, когда проводится ритуал, то необходимо разъяснить зарождение Бодхичитты , или пустотность. А это объяснение в Индии веками ковалось, просто так не объяснишь, дескать, «вот банка пустая».
В монастыре 5000 человек. Как найти со всеми общий язык? Как сосуществовать вместе? Ведь человеческие взаимоотношения непростые. Бывают ли в монастыре споры, ссоры?
И при этом отстаёшь от своей программы?
Да, целый день работаешь, ничего не изучаешь, чистишь картошку, моешь посуду.
Но у каждого монаха есть домашний учитель, который рассказывает ему о монашеской жизни, о правилах поведения. Можно сказать, что он заменяет ему родителей, мать и отца, и может объяснить какие-то вопросы и пресечь какие-то неправильные действия.
А за что могут отчислить из монастыря?
Например, за футбол.
Нельзя играть в футбол?
Конечно! Вы же знаете: когда играешь в футбол, азарт появляется, страстное желание победить, выиграть. На этом фоне могут иногда неприятные моменты произойти между монахами.
А есть ли какое-то время для отдыха?
Каждый понедельник — выходной!
То есть в понедельник ты можешь заниматься своими делами?
Да, в общежитии в комнате своей полы помыть, постираться (машинки стиральной в монастыре нет). Дальше работа по монастырю: во дворе убираться нужно, во всём общежитии генеральную уборку сделать. На понедельник это оставляешь.
Опять же кто-нибудь из знакомых звонит, просит провести молебен для них, это тоже оставляешь на понедельник. Иногда бывает нужно съездить в библиотеку другого монастыря, если привезли какую-то новую книгу, её купить надо. И обычно понедельник тоже бывает насыщенный.
У монахов могут быть какие-то личные вещи?
Книги, кровать, стол, стул, настольная лампа, одежда. Одежды три комплекта, и то только монашеская. Можно купить железную книжную полку, если книг много. Вот у меня мало книг, где-то около трёхсот, а у некоторых очень много.
Но они занимают много места.
Да, вот полочку купишь железную и складываешь на неё книги.
А на что купишь, на какие деньги?
Деньги родные присылают, друзья, знакомые. Или кто-нибудь делает подношение.
А когда проходит время, пятнадцать курсов, кто-то сдаёт на геше-лхарамбу, кто-то нет. Что дальше? Монах остаётся в монастыре?
Да, кто-то остаётся в монастыре. Они обычно преподают. Некоторых забирают — приглашают работать в разные страны. Бывает по монастырю административная работа. Некоторые уходят в горы медитировать.
Ещё один вопрос. Как представляет западный человек, чтобы буддист был успешен, он должен абсолютно доверять своему учителю. Есть много историй о том, как ученики-буддисты беспрекословно следуют каждому слову учителя, даже бросаются в пропасть, если он этого хочет. Такие отношения — легенда или реальность?
Сначала ученик должен проанализировать действия того человека, у которого хочет учиться. Если он соответствует определённым характеристикам, тогда можно выполнять все его указания. Но обычно, если учитель встал на путь Бодхисаттвы, тогда, что бы он ни сказал, можно выполнять, потому что плохого он никогда не посоветует.
А если вы, плохо проанализировав, доверитесь человеку, у которого небольшие достоинства и который слаб в практике учения, тогда это будет тяжело, потому что он может посоветовать не то, что нужно, пользы от этого не будет. В основном, конечно, всё зависит от ученика: что посеешь, то и пожнёшь, — самому нужно выбирать очень хорошо. Даже Будда говорил: «Оттого что я Будда, нельзя принимать на веру то, что я говорю». Всегда надо анализировать. И никаких авторитетов.
Никаких авторитетов. Но ведь мы видим огромное уважение и преданность учеников своим учителям, или это что-то другое?
Конечно, преданность и уважение нужно оказывать учителю. Например, первого учителя, который познакомил тебя с буддийским учением, очень много объяснил, раскрыл тебе глаза на многие простые вещи, которые выглядели совсем по-другому, — ты кончено будешь уважать, тем более что он делал это всё бескорыстно. Твои преданность и доверие просто будут расти.
Немного о групповых визах
С групповой визой КНР, которую Вы получаете для своего тибетского путешествия, Вы можете свободно путешествовать по Китаю.
Однако есть несколько НО:
- ограниченный срок действия (20-30 дней)
- все, кто вписан в групповую визу, обязаны въезжать в КНР вместе, пересекать чек-посты внутри ТАР вместе и выезжать за пределы КНР так же вместе
- по последней информации, в групповой визе четко указан пункт вашего вылета из КНР. Т.е. есть Вы планировали вылетать из Лхасы, а вылетаете вдруг из Ченду, это чревато проблемами.
Подготовка к путешествию
Скажу сразу: самостоятельно (читать «законно») в Исторический Тибет (совпадаемый с границами ТАР) проехать нельзя. Для путешествия Вам необходимо оформление пермита с гидом в рамках организованного тура. Обязательно иметь действующую визу Китая.
Однако, в сети Вы можете найти записки отчаянных путешественников, которым удавалось пробиться в Лхасу без всей этой тягомотины. Но на их отчеты полагаться не стоит, ибо
- Факт их попадания в Тибет — скорее исключение, чем правило
- Китай постоянно меняет и ужесточает правила нахождения иностранцев в ТАР
- На крупных трассах — огромное количество военных и полицейских постов, где всех иностранцев обязательно регистрируют
- Просить посодействовать местных равносильно просьбе нарушить закон
- Исходя из п.4. широко распространено доносительство (молва о Вас разлетиться быстро)
- Пункты въезда-выезда, такие как вокзал-аэропорт в Лхасе кишат ментами и проверяющими бюрократами. Поэтому, если Вы пройдете первый заслон, маловероятно, что сможете пройти следующий.
В случае Вашего обнаружения, вероятность которой в строго регламентированном Китае стремится к 100%, Вас в лучшем случае депортируют с дальнейшим занесением в черный список. Приключение, конечно, интересное. Можете попробовать и отписать в комментариях, вдруг я неправ?
Кайлас с западной стороны
Поэтому, для поездки в Тибет народ несколько цивилизуется и покупает пакетный all-inclusive тур:)
Для оформления такого тура, наиболее распространены два пути.
Что нужно знать при подготовке к путешествию в Тибет
Привет, друзья! На связи Ярослав Андриянов.
За то время, что я путешествую, неоднократно встречал восторженные отзывы от неофитов касаемо Тибета. Большая часть всего этого восторга, как и полагается, чаще всего подчерпывается из СМИ и популярных фильмов, тщательно старающихся придать всему тибетскому ореол подлинной мистики и духовности.
Отвечая на одни и те же вопросы про путешествие в Тибет (в основном в духе опровержения), возьму на себя смелость постараться описать в статье общие нюансы такого путешествия с обязательным разрушением активно тиражируемых мифов.
Небольшое отступление: во время своего тибетского трипа я отснял некоторое количество фотографий, которые выложил в виде обоев на рабочий стол. Заходите, забирайте.
Оформление через Непал
Раньше это был самый бюджетный и самый простой способ организации въезда в Тибет. Ибо от Катманду в Китай идет невероятная по красоте «дорога Дружбы», где Вас на границе поприветствуют суровые китайские пограничники и улыбчивый гид-чекист проводит к транспорту и водителям.
Однако сейчас этот вариант вдруг возымел ряд трудностей, ибо в выдаче групповых китайских виз отказывают следующим категориям путешественников:
- гражданам Казахстана (уж не знаю, чем мы в такую немилость попали?)
- всем, кто имеет в своих паспортах штампы и визы Турции, Афганистана, Пакистана, Израиля, Ирана и т.д.
Для них вариант 1 — въезжать в ТАР (Тибетский Автономный округ) через сам Китай.
Стоимость путешествия в Тибет через Непал
Трип в пару недель в среднем стартует от 2400 долларов США на человека (мы ездили в 2011 году за 2200, но это был порог, ниже которого уже спускаться некуда). Оформляется все через тур-агенства в старом-добром Катманду.
Чем больше людей, тем дешевле.
Что входит в тур?
- отель в Катманду
- дорога до границы с ТАР
- джипы-водители-бензин
- оплата отелей и ночлега в дороге
- вход в достопримечательности (один только билет во дворец Поталы стоит более 30 баксов)
- перелет Лхаса-Катманду
Более дорогие опции предлагают еще сопровождение полевой кухни и поваров. А это в совершенно не говорящем ни на каком языке, кроме тибетского и китайского, Тибетском Автономном округе, достаточно актуально.
Очень хочу уйти на некоторое время в монастырь. В Тибет или, возможно, в России в буддийский монастырь. Примут ли меня без подготовки?
Химик, кристаллограф. Живу в Испании, раньше работал в Корее.
В Тибет вам будет сложно попасть по политическим причинам. Но вообще пожить в буддийском монастыре вполне реально. Temple stay на 1-2 ночи - это вообще массовый продукт во всех буддийских странах, а если поискать, можно найти более длительные варианты. Никакой особой подготовки не нужно.
Оформление через Китай
В этом случае Вам для начала необходимо въехать в сам Китай, и далее добираться самостоятельно до места условной встречи с гидом и группой (помним, да, что иначе — нельзя?). Конечно, это в случае, если Ваша группа сборная, и Вы въезжаете по отдельности.
Каньоны близ королевства Гугэ
Здесь есть нюансы (см.раздел про пермиты)
Стоимость путешествия через Китай
Есть иллюзия, что через Китай ехать может быть даже дешевле, ибо найденные мной в сети туры начинаются от заманчивых 1700—1800 долларов за тур на человека.
Однако самой дорогой частью в этом случае будет авиаперелет, ибо подавляющее большинство турагенств встречать Вас будет в Лхасе.
Содержание программы примерно такое же, как и в случае с Катманду.
Северное лицо Кайласа (вид с коры)
Немного о пермитах
Есть резонный вопрос: а можно ли получить пермиты с минимальным туром, а дальше путешествовать без группы и гида?
Гурла Мандхата над озером Ракшас
Теоретически — можно, но до первого КПП на дороге или попытках войти в достопримечательность. Так, я лишь недавно узнал, что сама Лхаса является зоной беспермитной, однако при посещении местных достопримечательностей (Потала, Джокханг, Норбулинка) с Вас его спросят. А заодно поинтересуются, где Ваш гид и группа?
Поэтому, если Вы хотите спокойно созерцать непостоянство всех явлений под высокими горными небесами и не парится о переодетых чекистах, езжайте в те регионы, где пермит не требуется. Напомню: это Амдо, Кхам и большая часть Цинхая. Ну или отправляйтесь в индийские Ладакх или Спити. Там все то же самое, только без ощущения искусственности.
Кстати, по последним данным, пермит возможно получить даже для группы из одного человека. Однако ж правила получения могут сильно ужесточаться во время года лошади (когда паломники массово ломятся к Кайласу) и прочих социально-политических катаклизмов.
кора вокруг Кайласа
В это время со стороны Китая могут начать появляться дополнительные требования, типа минимального состава группы, точек въезда, гражданства одной страны и т.д. Поэтому, перед планированием путешествия в Тибет, консультируйтесь с проверенными людьми.
Кстати, вот сайт моего хорошего знакомого . Рекомендую в качестве отличной поддержки в путешествиях по Тибету!
О процессе самого путешествия и энергиях Тибета
Если Все-таки я Вас не напугал китайской бюрократией и Вы готовы отправляться в путь, имейте в виду следующее:
- Путешествие в Тибете проходит на больших высотах (в районе 4000 м), что чревато появлением симптомов горной болезни
- Несмотря на «пакетность», комфорта здесь минимум: простая еда, примитивный быт.
- Очень сильные перепады температуры (от жаркого дневного солнца, до морозных ночей)
- Внутри ТАР ваша свобода круто ограничивается. Мы, конечно, несколько меняли наш маршрут «на ходу», однако в строго регламентированных рамках.
- При въезде в Китай, Вас будут тщательно досматривать на предмет ввоза запрещенной литературы и изображений Далай-Ламы. Если Вы очень интересуетесь его биографией и хотите скоротать времечко в дороге чтением, оставьте, пожалуйста, книги с его изображением дома.
- Колоссальный языковой барьер
Яки, горы и пустыня
Ну и, конечно, лучше не читайте сказки Мулдашева о подземных ламах и пещерах с лемурийцами. Просто, чтобы не разочароваться. В нашей группе были пытливые умы, достававшие гида подобными вопросами. Тот улыбался и вежливо пожимал плечами. Ибо подобные вопросы ему задают только русско-язычные.
И вообще, лучше не строить никаких иллюзий, ибо мифов вокруг Тибета и его каких-то сверхэнергиях было сфабрикованно масса. Особенно теми, кто активно набирает и окучивает разные эзотерические кружки.
Конечно, там есть все: и глубокая история и интересная культура. Однако не стоит забывать, что до сих пор в дальних уголках тибетского мира огромное количество людей живет при средневековом укладе с примитивными верованиями в истуканов (порой даже в виде статуй будд) и духов. Подобное, бесспорно, вызывает глубокий интерес у этнографов, но вряд ли может насытить жажду духовного искателя.
Равно, как и во время простой прогулки по улице родного города или поездки в метро. Не зря ж говорил Ошо, что «все содержится во всем».
Кстати, именно после посещения Тибета в 2011 году у меня начался особенно активный процесс т.н. поиска себя. Прилетев весной 2011 года из Катманду, я всерьез задался целым рядом «экзистенциальных вопросов», которые в результате вывели меня к тому, чем я живу сейчас. К жизни в путешествиях и гармонии профессиональной деятельности с моими глубинными личностными установками.
А уж что сможете получить Вы от Тибета — вопрос крайне индивидуальный. И совершенно не факт, что трепет молитвенных флажков отразится таким же трепетом вашей глубинной сущности. Тибет — не рай, не чистая страна и даже не особая духовная зона, которая якобы заряжает Вас на какие-то сверхспособности. Это край космоса, ветров и снега; где солнце иссушает кости яков и высоченные горы упираются в фактурные небеса. И лучшей наградой после путешествия, станет возможность найти свой собственный внутренний Тибет.
Наверное, ради этого сюда и стоит ехать!
На этом все, друзья! Если остались вопросы — пишите их в комментариях. И если статья показалась Вам интересной, поделитесь ею, пожалуйста, в соцсетях.
Как найти и попасть в буддийский храм, где можно попасть на различные курсы (как угодно называйте), чтобы чему-то поучиться? Чтобы был какой-нибудь русскоговорящий куратор (знаю только русский язык)?
Если вам нужно обязательно в храм или монастырь с полноценным обучением, то надо ехать в Бурятию, в Улан-Удэ, там это всё есть. Есть буддийский храм в Санкт-Петербурге, туда периодически приезжают разные буддийские учителя и дают наставления. В Москве есть небольшие буддийские центры всех тибетских традиций, достаточно просто воспользоваться поисковиком и найти ту, которая вам нужна, а там всегда есть информация о приезжающих учителях, которые обычно вещают с переводчиком.
Древний Египет - новое сообщество! Египтология и археология, анализ любых теорий
Как попасть в Тибет.
И уже при первом же беглом знакомстве с вопросом попадания в эту загадочную страну выяснится одна неприятная деталь.
Нельзя просто так взять и приехать туда. Для посещения Тибета обязательно нужно получить пермит. То есть разрешение на это самое посещение.
Получить его не так сложно. Его вам оформит любая туристическая компания, к которой вы обратитесь за организацией поездки.
- Какая туристическая компания?! - скажете вы - Мы тру путешественники и всё организовываем сами.
В большинстве стран - да. Но для поездки в Тибет вашему "тру" придётся немного поумерить свой пыл.
Пермит можно получить только заказав услуги у тибетской туристической компании. Проверенной и благонадёжной.
Компаний таких много и все они более менее одинаковые. И предлагают более менее одинаковые маршруты, на которых у них уже всё отработано.
С одной стороны, это хорошо - не надо самим ломать голову и строить маршрут.
Но есть и обратная сторона - как только вы хотите чего-то хоть немного выходящего за рамки шаблона, возникают проблемы.
И ещё один момент, про который обязательно надо помнить, заказывая программу в Тибете.
Вы изначально согласовываете весь маршрут. Под него вам выдают пермит. После этого поменять маршрут, например, добавив что-то, уже будет нельзя.
В пермите указан список людей, на которых он выдан.
Срок получения пермита - около 20 дней. Если, конечно, процесс получения не попадёт на какие-нибудь праздники - тогда он может затянуться на ещё больший срок.
Так что планировать поездку в Тибет надо заранее. И в последний момент присоединиться к уезжающей группе тоже не получится.
Не думайте, что пермит - это просто формальность, чтобы в страну попасть.
Увы, это будет ваш самый важный документ во время всего пребывания в Тибете. Его будут проверять у вас каждый день. По несколько раз. Бывали дни, когда мы проходили чуть ли не десяток постов, где надо было предъявить пермит.
Компанию выбрали, маршрут согласовали.
То есть нет. Ведь вы ещё не решили, как вы попадёте в Тибет.
Глобально есть два варианта - через Непал и через Китай.
В обоих из них есть свои плюсы и минусы.
Вариант через Непал.
Хорош тем, что не надо заранее получать китайскую визу. Её в принципе, в обычном понимании этого процесса, получать не надо будет. А ещё вы заодно посмотрите столицу Непала Катманду. Если раньше там не бывали и не видели - неплохой вариант совместить два в одном.
Из Катманду можно долететь до Лхасы на самолёте (прямой рейс полтора часа), а можно доехать на машине. Есть ещё вариант прогуляться - начать треккинг в Семикоте и дальше двигаться в сторону границы с Тибетом пешком. А от границы - на машине.
На самолёте быстро. На машине - медленно и печально. Ибо дороги в Непале ужасны. Но зато живописно.
В любом случае, тибетская туристическая компания при помощи непальской компании (компаний становится всё больше и больше, но такие правила) оформит все необходимые документы для получения в Катманду китайской групповой визы.
Виза эта однократная. Даётся на 30 дней.
Это не совсем виза, так как она не ставится в паспорт. Это документ, разрешающий вашей группе пребывание на территории Тибета. В документе указаны все участники поездки, сроки пребывания в Тибете и маршрут.
Если у вас уже есть китайская виза (не важно однократная или многократная) - её аннулируют при выдаче групповой визы.
Это первый минус.
Второй - пока оформляются документы, вам пару дней придётся провести в Катманду. Впрочем, если осмотр Катманду входит в ваши планы, так это и не минус никакой.
Вариант через Китай.
Для посещения Китая, как не сложно догадаться, вам потребуется китайская виза, которую надо получать заранее.
Ничего сложного в этом процессе нет. Хлопотно, конечно. Но не больше чем с любой другой визой. Даже меньше.
Мои коллеги по путешествию прибегли к сторонней помощи для получения китайской визы. Я же решила проделать весь этот путь сама, чтобы знать, как это делается. Я же тру путешественник :)
Не всегда, конечно.
Для получения китайской визы потребуется минимальный набор документов.
Почему-то агенства, которые берутся за оформление визы, требуют кучу ненужных бумажек - справку с работы, выписку со счёта.
Ничего этого не нужно.
Для получения однократной туристической визы гражданам РФ нужны: паспорт со сроком действия свыше 6 месяцев и пустыми страницами для проставления визы, а также ксерокопия страницы паспорта с данными и с фотографией, заполненная анкета, фотография, распечатка билетов, брони отелей на всё время пребывания в Китае и оформленная страховка на время поездки.
Обычная виза делается где-то неделю. Есть срочная виза - делается за три дня. Есть экспресс - будет готова на следующей день. Друг от друга отличаются ценой.
Среди обязательных документов указаны копии паспорта с предыдущими китайскими визами. Я это требование проигнорировала. Правда, моя предыдущая китайская виза была семь лет назад. Может срок давности прошёл.
При варианте через Китай можно прилететь самолётом в Лхасу из Пекина или Ченду. А можно приехать на поезде.
Куда едут группы по Тибету?
Маршруты путешествий в Тибете достаточно стандартны с минимальным количеством вариаций, ибо мало ли что у Вас на уме? Вдруг сбежите и начнете организовывать бедных тибетцев для повстанческой борьбы?
- Лхаса и ее окрестности
- Шигатсе, вторая столица Тибета
- Кора вокруг Кайласа
- Озера Манасаровар и Ракшас
- Королевство Гуге
- Королевство Шамшунг
- Китайский базовый лагерь Эвереста
- все имеющиеся озера-монастыри по пути
Помню, как нас под страхом ареста не пустили непосредственно к БЛ Эвереста, мотивируя это тем, что двумя днями ранее какие-то иностранцы решили здесь провести акцию протеста. Залезли на камни, растянули флаги Свободного Тибета, стали активно скандировать что-то типа «Free Tibet». Китайские чекисты, увидев это, особо не церемонились. Борцов повязали, засунули в воронки и вывезли прочь с последующей принудительной депортацией и черными списками.
Эверест со стороны Китая
Поэтому флаги, фотографии Далай-Ламы и его книги здесь в полном бане. Зато, если контрабандой провезете какому-нибудь местному в подарочек фотку Его Святейшества, он будет очень рад!
Если конечно, не окажется переодетым «засланным казачком» (наушничество среди «монахов» в ТАР практикуется очень широко).
Как я уехала из Тюмени в буддийский монастырь в Таиланде. Часть 1
В конце 2014 года я уволилась с работы, собрала все сбережения и уехала из Тюмени в буддийский монастырь в Таиланде. Хотелось приключений, чего-то нового и вдохновляющего, в меру экстремального, при этом максимально экономного. И все это получилось.
Подробного отчета о поездке с тех пор я так и не написала, а друзья друзей и новые знакомые продолжают спрашивать: что? как? зачем? почему? безопасно? страшно? опасно? а английский? а дорого? а ты буддист что ли?
На два вопроса отвечу прямо здесь и сейчас:
— Во—первых, не опаснее, чем обычная самостоятельная поездка в юго-восточную Азию. Для меня это была вторая поездка в Таиланд и первая в подобное место и с подобными целями, типа ретрит. Ездила я одна и ни разу не столкнулась с опасностью. Все-таки Таиланд в этом плане довольно спокоен. Север страны также развит туристически, хоть там немного другой туризм – не пляжный. Монастырь не сильно отдален от цивилизации и добраться до него легко. В общем, поездка туда доступна практически для каждого. Я, конечно, волновалась, когда ехала, тем более одна, но ничего опасного и страшного не случилось.
— Во—вторых, это не дорого. Самый большой расход — билеты в Таиланд и обратно. Дальше по расходам — передвижение на автобусах внутри страны (Бангкок — Чианг Май — Мае Хонг Сон и обратно). Проживание и организованное питание в монастыре бесплатно. По желанию можно потратиться на самостоятельное дополнительное питание в монастыре, но это не много. О питании я подробнее расскажу в другой части. И последняя основная трата — пожертвование монастырю. Оно добровольное, никто не следит, оставил ли ты деньги и сколько. Просто кладешь сколько считаешь нужным в конверт (прямо в монастыре можно взять), а конверт в специальную коробку с надписью "donation". Они расставлены по всей территории монастыря. Кто-то отдавал конверт в руки аббату. Совсем не оставлять, конечно, не хорошо. Все-таки монастырь живет только на эти деньги и пожертвования от местных. Карму, в конце концов, никто не отменял. Сумму для начала можно заложить, допустим, по минимуму хотя бы за еду: посчитать сколько стоит в Тае порция риса с овощами (допустим 50-60 батт — 100—120 рублей), умножить на два приема пищи в день и на количество дней, которое планируете провести в монастыре. Плюс по желанию можно что-то добавить за напитки, фрукты, воду для умывания, инфраструктуру монастыря, тут только интуитивно, сложно посчитать. Ну а дальше по возможностям и желанию.
Страдать или нет — решать тебе
Tam Wua Forest Monastery — международный медитационный центр Випассаны. Считается, что это та самая медитация, которой 2 500 лет назад в Индии учил Гаутама Будда.
Вот он сам в скале на территории монастыря. Тут же коробка для пожертвования, о которой я писала выше. Вот он сам в скале на территории монастыря. Тут же коробка для пожертвования, о которой я писала выше.В переводе с древнеиндийского языка пали Vipassana означает — видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. То есть, без призмы собственных эмоций. По буддизму именно из-за неконтролируемых страстей мы страдаем и чувствуем себя несчастными. Випассана же преподается как универсальное средство (универсальное — значит существует вне религии и подходит представителям всех конфессий) от страданий. Это не значит, что в жизни человека, практикующего ее, перестанут происходить неприятности и сложности. Считается, что Випассана с помощью специальных техник учит относиться к этим вещам спокойнее. Ты можешь страдать по поводу неразделенной любви, а можешь не страдать — решать тебе.
Дорога
Tam Wua Forest Monastery находится на севере Таиланда в провинции Мае Хонг Сон. Это почти на границе с Бирмой. Обычно все едут из города Чианг Май. Там нужно найти городскую автобусную станцию и купить билет до города Мае Хонг Сон. Можно поехать на автобусе — долго и спокойно. Можно на минивэне — быстро и страшно. Я выбрала второй вариант. Оказалось, на минивэне сильно укачивает: несколько часов нужно ехать по крутому серпантину. Поэтому перед дорогой советую не есть тяжелую пищу. Лучше перекусить фруктами.
Перед тем как сесть в автобус или минивэн, нужно попросить водителя остановиться у Tam Wua Forest Monastery. Водитель, скорее всего, сразу поймет о чем речь, заулыбается и закивает: такие как мы туда едут со всего мира каждый день по нескольо штук. Монастырь популярен из-за бесплатности, транспортной доступности, отсутствия предварительной регистрации.
Ехать до монастыря несколько часов, зависит от вида транспорта. На полпути до Мае Хонг Сона водитель остановится и скинет ваш рюкзак с багажника на обочину. Значит, приехали. Здесь же установлен указатель. Жалко, что я не сфотографировала. Сама я не сразу его заметила и почему-то решила сначала обследовать странные заброшенные строения у дороги напротив того поворота, который на самом деле нужен. Когда поняла, что монастырь не там, вернулась и увидела указатель. Так-то он большой и понятный)
Рядом с указателем поворот к монастырю. Идти до него минут 15 по хорошей дороге среди больших деревьев и скал.
Дорога до монастыря среди такой красоты. Вокруг еще скалы, которые я не сфотографировала. Дорога до монастыря среди такой красоты. Вокруг еще скалы, которые я не сфотографировала.Если вы на легке, перед монастырем можно зайти в ближайшую деревню и закупиться необходимыми мелочами, типа туалетной бумаги и прочих гигиенических штук. Деревня находится на той же стороне, что и монастырь. Нужно просто пойти по дороге в его сторону и свернуть на первый попавшийся поворот направо. Там в небольших лавочках продается все необходимое. Магазинчик есть и рядом с монастырем, но он не всегда открыт. Я сходила в деревню несколько раз, больше ради интереса, потому что она колоритная и не туристическая.
На подходе к монастырю начнут появляться заброшенные домики. Выглядят таинственно и красиво, особенно на рассвете.
Хотите жить и учиться в тибетском монастыре? Теперь это возможно!
Вы уже давно слышали, что после 2008 года в тибетских буддистских монастырях нельзя жить иностранцам. Это так. Это так на территории ТАР — Тибетского Автономного района.
Но Большой Тибет это не только Лхаса и Шикадзе, это не только Кайлас, это не только ТАР. Это огромная территория, поделенная между несколькими провинциями КНР.
Восточный Тибет, в частности тибетская область Кхам, открывает для Вас новые возможности. Почти все, что по политическим причинам нельзя в ТАР, можно в Восточном Тибете в тибетской области Кхам!
Жить в монастыре с тибетскими ламами, учиться вместе с тысячами других последователей буддизма, иметь возможность общаться с монахами, задавать вопросы, практиковать медитации, получать посвящения — все это возможно в Сертар Ларунг Гар в Восточном Тибете!
Сертар Ларунг Гар — Институт пяти отраслей знаний буддизма
В институте проходят обучение студенты разных национальностей, здесь нет ограничений Тибетского Автономного округа, где по политическим причинам обучаться могут только тибетцы. В Сертар Ларунг Гар много студентов народности хань, занятия для которых проходят на китайском языке. При появлении студентов из заграницы возможны занятия на английском языке или на русском.
Монастырь Сертар Ларунг Гар относится к самому древнему направлению тибетского буддизма — школе ньингма.
Уникальная возможность побывать в нетронутых политикой диких местах Тибета, где осуществятся Ваши мечты!
Что такое Тибет?
Прежде всего, отмечу, что сегодня такой страны как Тибет не существует, ибо с 1950 года он входит в состав Китая в качестве Тибетского Автономного округа, именуемого ТАР с прилагающихся к нему историческими области Кхам и Амдо; расположенными в соседних с ТАР провинциях Юннань, Сычуань, Гянсу и Цинхай.
Кроме того, есть области в Непале и Индии, на которые с древних времен оказывала влияние тибетская культура и где она, в отличии от Китая, даже сегодня цветет буйным цветом и продолжает развиваться как самодостаточное явление.
Обратите внимание на карту! Неплохой ореол, да?
Однако ж, говоря о Тибете, как регионе для путешествий, чаще всего имеют в виду историческую его часть с обязательными корами вокруг Кайласа и посещениями Поталы в Лхасе. Именно они активней всего продвигаются маркетологами от туризма и именно вокруг них чаще всего возникает большое количество мифов и дальнейших несуразностей.
Касаемо самой тибетской культуры отмечу: она проникла далеко за пределы ТАР еще во времена правления монголов, которые, собственно говоря, и стали главным ее разносчиком. Фактически, монастыри Монголии и Бурятии — это островки тибетской культуры в виде главной ее составляющей — буддизма.
Только, пожалуйста, не питайте иллюзий насчет того, чтобы уехать в Тибет к монахам жить и за пару недель стать просветленным. Маловероятно. Хотя бы потому что в тибетском автономном округе Вы будете вне закона, а с законом в Китае шутки плохо. +без знания языка, причем тибетского, это — не более чем фантазия.
Тибет — это огромное горное пространство. Высшей точкой называют гору Гунгашань, высотой 7590 м.
Как уехать в тибет к монахам
Ох, поверьте человеку, который 20 лет прожил "на чужбине":)Причем, в хорошем климате и в относительной цивилизации:) Гор тут тоже масса, ну, и что. ) Но есть тибетские ламы, - так это и есть Тибет, в моем понимании:)
Менять место проживания можно только, если это неизбежно и другого выхода нет. Если вы внутренне для этого созрели и сомнений нет - едьте. Но все-таки, оставьте себе обратную дорогу открытой. Попробуйте для начала. Да, и подумайте о своих близких, которых вы покидаете, может, они нуждаются в вас.
Понимаете, на новом месте возникнут разные отвлекающие и мешающие факторы, которые могут как принести пользу, так и разрушить вас. Первое - язык и традиции, политические привычки, и надо просто выживать на новом месте, приспосабливаться. Это очень трудоемко:)
И не забудьте, вам нужно кушать и кров над головой, поэтому придется работать. а у вас есть профессия, которая прокормит вас на новом месте без знания языка и которая не отнимет работу у местных жителей?
Захочет ли еще вас другая страна или не даст визу или вид на жительство, например. И разрешит ли работать и передвигаться. )И вас могут с почетом выпереть. а то и применить к вам местные меры наказания.
Второе, - Лхаса все еще Лхаса. в определенном смысле.
Третье, - согласна с Алексеем Затворником, если кто-то думает, что, поехав на святое место, или уйдя в монастырь монахом( а его запросто могут не взять:), он все постигнет, то это определенная ошибка для большинства. Все, над чем нужно работать, находится в рамках вашего тела и ума:)
А вот последовать за своим Учителем лично с его разрешения, или по его совету посетить конкретные святые места, - это правильно.
Тибет, как политическое образование, которое сейчас входит в состав Китая, где уничтожено 90% монастырей, а оставшиеся 10% существуют "на птичьих правах" и находятся под тщательным надзором китайской полиции; где 50 лет идёт геноцид тибетского народа; где за одно только изображение Далай-Ламы тибетца ждёт лагерь с жестокими пытками и нечеловеческими условиями, а иностранца как минимум депортация с запретом на въезд в страну;
или Тибет как географическое понятие, куда частично входят несколько штатов Северной Индиии, Непал, Бутан, т.е. регионы, где сохранилась тибетская буддийская традиция, куда эмигрировало большое количество тибетцев, нормально функционируют монастыри?
Думаю, о первом варианте даже говорить смысла нет (далее приведу в пример одну историю).
Что касается второго варианта, то он более реален, но просто так приехать и остаться в монастыре проблематично (во всяком случае в большинстве тибетских монастырей в Индии): нужно либо получать классическое буддийское образование, а это не меньше 15 лет, либо обеспечивать себя материально: кто-то работает, например, гидом-переводчиком для туристов (но если человек становится полным монахом, он уже не сможет зарабатывать), кого-то материально поддерживают родственники из России.
Возможно, кто-то знает другие возможности и варианты, я говорю о том, что знаю я:) Нравится Показать список оценивших
Вот что рассказала мне одна женщина о своей поездке в Тибет:
". А в кратце дело было так: У нас с дочерью получился конфликт в поселке Дарчен - последнее поселение на пути к гооро у горы Кайлас.
Хозяйка харчевни оказалась матерью полицейского и за то, что мы постарались заплатить вместо 20 - 2 юаня (по всему Китаю порция риса стоила 1.5-2 юаня, здесь же потребовали 20) нас жестоко избили и при проверке документов обнаружили бейджики. В них указывалась что дочь была на ауеденции у Далай-Ламы, а я была у него на обучении в Дхарамсале. Дело полицейские тут уже замяли, у друг-друга попросили прощение, а на выходе из гооро нас встрели уже при парадной форме два полицая, предложили бесплатно продлить мне визу ( она заканчивалась через три дня и если бы мы успели добраться до Лхасы смогли бы сами продлить, но купились на халяву и попались как мышки в мышеловку.) Два дня промариновали в гостинице, а на исходе визы сказали, что обеих департируют. Дочь возмутилась, т.к. у нее была двойная виза - на это возмущение ее избили, я закричала, меня тоже. Главное - набрасывались по 4-5 человека на одного. Потом рассадили по камерам. Её к смертнице, меня к двум молодым китаянкам. На третьи сутки дочери стало плохо и она потребовала госпиталь, я узнав об этом устроила истерику и меня тоже взяли в город. Там пока разбирались я сумела позвонить в Россию, предупредив своих где мы и что с нами. Полицейские и тюремщики испугались, попросили подписать какие-то бумаги, чтобы выпустить нас, мы, поверив в очередной раз, подписали" Гуру" вместо своей фамилии и о нас забыли еще на 4 суток, пока я не устроила бунт, так как напарница по камере забрала всю воду, и находясь в горной пустыне мы начали сильно страдать. Нам дали воду и тут же вызвали полицейских. Нас выпустили и еще 7 суток с приключениями под конвоем доставили в Урумчи и посадили на самолет. По дороге в Кашгаре опять на сутки посадили в тюрьму. Пока сидели, с нас требовали выкуп в 1 млн.долл. Когда оказались дома, то мой работадатель звонил российскому послу в Пекин( я опоздала из отпуска на две недели) и тот сказал, что мы были задержаны за то, что пытались поднять бунт в пользу правительства Далай-Ламы и были высланы как шпионы."
Читайте также: