Жанна дарк принимала участие в снятии осады города
Уже много лет длилась война, вошедшая в историю как Столетняя. Ее вели английские и французские феодалы из-за богатых земель Фландрии, а также из-за французских владений английского короля. Армия французов почти целиком состояла из рыцарей, не признававших никакого единства действий. Англичане же имели к началу войны, помимо рыцарской конницы, хорошо обученные отряды пехотинцев-лучников. С их помощью Англия выиграла крупные сражения при Креси и Пуатье.
Война принесла неописуемые бедствия Франции. На месте цветущих городов и сел чернели пожарища. В начале XV века уже весь север страны находился в руках англичан. На сторону врагов перешел могущественный герцог Бургундии. Англичане ввели свои войска в Париж. Французский престол занял сын английского монарха, малолетний Генрих VI, а настоящий наследник, дофин Карл, остался не у дел.
. В деревне Домреми около 1412 года у Жака д`Арк и его жены Изабеллы родилась девочка. В этой крестьянской семье были и другие дети. Подросшая Жанна (так назвали малышку) очень любила сестру Екатерину. Ту выдали замуж совсем юной, и она вскоре умерла.
Дом д`Арков стоял в самом центре деревни, рядом с церковью. Хозяина его в Домреми уважали, одно время он занимал выборную должность декана общины. Так что Жанна с детства привыкла чувствовать себя дочерью человека, с которым считаются окружающие. Девочка росла, как и многие ее сверстницы, помогая матери в домашних хлопотах.
Уже в раннем детстве Жаннета, как звали ее родные, видела зарева пожарищ, слышала тревожный звон набата по ночам, отчаянные крики ограбленных жертв. И, конечно, хорошо знала распространявшееся из уст в уста предсказание о том, что ее родину освободит девушка из народа. Ведь приход Орлеанской девы предсказывали за много веков до ее рождения. Одно из таких откровений приписывали волшебнику Мерлину – популярному персонажу многих легенд и рыцарских романов, жившему в Шотландии в V-VI вв.
В сердце девушки вошла «великая жалость, кусающая, как змея», скорбь о несчастьях «милой Франции». Так определяла сама Жанна то чувство, которое побудило ее оставить отцовский дом и искать дорогу к королю, чтобы потребовать от него солдат для освобождения Орлеана – последнего оплота французов в центре страны.
Жанна Дарк ушла из дому втайне от родителей. На это существовали свои причины. Юная спасительница Франции боялась, что отец помешает ей в ее миссии, ведь до этого она слушалась родителей буквально во всем. Хотя был один случай ее неповиновения. Какой-то юноша обратился в суд, обвинив Жанну в том, что она якобы обещала выйти за него замуж, но позднее взяла свое слово назад. Девушка выиграла тяжбу, заявив под присягой, что не давала никакого обещания. Впоследствии она признавалась, что сделала это вопреки воле родителей, желавших выдать ее замуж столь рано – как любимую сестру Екатерину, преждевременно покинувшую этот мир.
Чуть позже Жанна Дарк отправила родителям письмо с объяснениями, и они простили ее. «Имей я сто отцов и сто матерей, будь я даже дочерью самого короля, я бы ушла все равно», – без тени сомнения заявила Жанна на суде.
Девушке едва исполнилось семнадцать, когда в сопровождении небольшого отряда, после множества чинимых препятствий, она появилась в королевском замке Шинон. Весь двор и духовенство собрались взглянуть на «небесную посланницу». Карл стоял в толпе придворных, ничем не отличаясь от них, но, по преданию, Жанна, никогда его прежде не видевшая, обратилась именно к нему.
«Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у нее приятный голос, – так описывал ее камергер и советник дофина Персеваль де Буленвилье. – Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. Обильно проливает слезы… хотя лицо у нее обычно веселое. С неслыханной легкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении».
Накануне приезда Жанны дофину как раз исполнилось двадцать шесть. Как кстати случилась в его королевской судьбе решительная и мужественная Жанна! Ей удалось убедить Карла дать под ее командование значительное войско, с которым она двинулась к осажденному Орлеану. Но сначала Дева вооружилась мечом, о котором ей сказали таинственные «голоса». Оружие это, все проржавевшее, с пятью выгравированными крестами, было найдено по ее указанию за алтарем в одном из старинных аббатств, в соборе св. Екатерины. Именно с ним позднее молва связывала военные успехи Жанны, а королевский историограф Жан Шартье даже утверждал: удача отвернулась от спасительницы именно с того момента, когда она сломала свой чудесный меч.
Перед тем как выступить в поход, Жанна Дарк отправила к англичанам, уже более полугода осаждавшим стены Орлеана, своих герольдов. В продиктованном ею письме содержалось требование отдать Деве, посланной Богом, ключи от всех захваченных городов.
«Англичане, вам, не имеющим никаких прав на французскую корону, Царь небес через меня приказывает снять осаду и вернуться на родину, иначе мне придется начать войну, о которой вы вечно будете вспоминать… Иисус, Мария, Жанна-девственница».
Но в ответ один из герольдов, в нарушение тысячелетних законов и правил, был задержан, а второй отослан к «ведьме» с угрозой: англичане сожгут ее, как только она окажется в их руках. Медлить дальше не приходилось.
Когда войска во главе со своей предводительницей вступили в Орлеан, английских солдат охватил суеверный ужас. Они поверили распространяемой легенде, будто Жанна обладает колдовскими чарами. Она же вновь послала к английским военачальникам двух герольдов с письмом, в котором требовала освободить ее предыдущего посланника. На словах же соратники Девы пообещали перебить всех пленных англичан. Вскоре герольды вернулись со своим освобожденным товарищем. Но англичане еще раз повторили, что сожгут «бесстыжую девку», как только она попадет к ним в руки; они советовали ей вернуться домой и заняться своими прямыми обязанностями – пасти коров.
Но вместо этого во французском лагере спешно готовились к решающему сражению. Вскоре был начат штурм форта Турель – основного вражеского укрепления. Как рассказывает предание, смелая девушка первой приставила осадную лестницу к крепостной стене. «Кто любит меня, за мной!» Просвистела стрела – и Жанна д`Арк упала в ров. Ее подняли, отнесли в сторону и положили на траву. Девушка приказала снять с себя доспехи и вытащила из тела стальной наконечник стрелы. Как только кровь была остановлена, Жанна встала на ноги.
Потребовалось всего девять дней, чтобы снять осаду с Орлеана, затем последовали другие блестящие победы. Под предводительством бесстрашной девушки были освобождены все города по течению Луары, затем Труа и Шалон открыли ворота победоносной французской армии.
Уступая настойчивым уговорам Жанны, нерешительный дофин отважился на поход в Реймс и был торжественно коронован под именем Карла VII. Ей же во время коронации оказывали почести как освободительнице Франции. Карл возвел Жанну и весь ее род в дворянство. Отныне все ее родственники стали носить фамилию д`Арк дю Лис.
Зимой 1429-1430 годов Жанна Дарк жила при дворе и тяготилась своим бездействием. По словам придворных, она уже в первые дни сказала королю: «Я проживу год или немного больше – надо думать о том, как использовать этот год». И частенько повторяла: «Я не боюсь ничего, кроме предательства».
К весне она решила самостоятельно освободить Париж, еще занятый враждебными Карлу бургундцами. Ждать помощи от короля не приходилось: судьба отважной девушки была уже предрешена его советниками. Тем не менее Жанна со своим отрядом отправилась в Иль-де-Франс, а когда бургундцы осадили Компьень, двинулась туда на подмогу.
Во время одного сражения, отступая с горсточкой храбрецов, Жанна очутилась в ловушке: якобы по приказу коменданта крепости (француза) был поднят крепостной мост. Впрочем, некоторые историки считают, что никакого предательства не было, а Дева и ее товарищи скорее всего стали жертвами трагического стечения обстоятельств. Как бы то ни было, Жанна попала в плен к бургундцам – союзникам англичан. Она дважды пыталась бежать. Вторая из попыток едва не кончилась трагически: выпрыгнув из окна на верхнем этаже, Жанна упала на камни замощенного двора.
«Она не была мятежником, она состояла на военной службе, была поставлена во главе войска самим королем и не повинна ни в одном преступлении, упомянутом в военном кодексе, – горячо поддерживал свою любимую героиню Марк Твен. – Поэтому никто не имел права держать ее в плену, если б за нее предложили выкуп. Но дни шли за днями, а выкупа никто не предлагал!»
Барон Жиль де Лаваль де Ре – тот самый, которого в народе прозвали Синей бородой за странный образ жизни (он увлекался оккультизмом, алхимией, поисками «философского камня», но в отличие от сказочного персонажа имел всего одну жену) – был одним из самых преданных друзей и помощников Жанны. Узнав о ее пленении, он предложил огромные деньги для ее выкупа и военную помощь для освобождения. Но его благородный порыв был отвергнут. Тогда Жиль попытался напасть на Кам де Лувьер, где томилась героиня. Попытка окончилась неудачей. Пять лет спустя Жиль показал королю грандиозное шоу «Осада Орлеана», в котором приняли участие около пятисот статистов. Это был прозрачный намек на подлость монарха по отношению к Жанне. Такая выходка впоследствии дорого обошлась Жилю де Ре. В конце концов его, так же как и Орлеанскую деву, после нечеловеческих пыток сожгли на инквизиторском костре.
Равнодушие Карла VII к своей спасительнице, которой он был обязан престолом, не помешало ему присвоить себе титул Победоносного. «Из всех людей, с которыми связана история Жанны д`Арк, самой загадочной личностью был Карл, – считает историк В. Райцес. – Мы не знаем и, очевидно, никогда не узнаем, что он о ней в глубине души думал и как к ней относился. Но вот бесспорный факт: имя Жанны очень редко встречается в документах, вышедших из канцелярии дофина в период решающих успехов, включая поход на Реймс и коронацию. »
Выкуп за Жанну внесли. англичане, и в конце 1430 года бургундцы продали девушку им. Враги немедленно предали ее суду инквизиции. Поначалу Жанну держали в железной клетке, приковывая на ночь цепями к постели.
Жанна предстала перед судом инквизиции в городе Руане, где все еще хозяйничали англичане. Они поставили во главе церковного суда епископа Пьера Кошона и пообещали ему в награду богатое архиепископство Руанское, если он сумеет провести судебный процесс «как надо». Девушку обвинили в колдовстве, с помощью которого она якобы одерживала свои блестящие победы. Следовательно, Карл возведен на престол еретичкой, ведьмой, действовавшей по наущению сатаны. Но ее ответы на суде были умны и смелы. На провокационный вопрос о том, ненавидит ли Бог англичан, Дева ответила так: «Я ничего не знаю о любви или ненависти Бога к англичанам, как и о том, что он сделает с их душами. Но я твердо знаю, что они будут изгнаны из Франции, кроме тех, кто здесь погибнет».
Допросы сначала проходили публично, но потом, видимо, строгие «блюстители закона» стали опасаться, что ответы Жанны могут произвести благоприятное впечатление на присутствующих мирян, и перенесли судебный процесс непосредственно в камеру. «Какое чудовищное неравенство сил! – восклицает В. Райцес. – Сто тридцать два члена трибунала: кардинал, епископы, профессора теологии, ученые аббаты, монахи и священники. И юная девушка, которая, по ее собственным словам, «не знает ни а, ни б». Она должна вести с ними поединок – одна, в плену, без совета и помощи».
Немудрено, что воля Орлеанской девы на время была сломлена – в тот момент, когда ей зачитывали смертный приговор, Жанну охватил страх. Подавленная рассуждениями богословов, она признала свою вину и была осуждена на вечное заточение. В тюрьме узницу обманом вынудили вновь облачиться в мужскую одежду, которую она обязалась не носить. Это расценили как повторное впадение в ересь. Дева Франции была обречена.
30 мая 1431 года по приговору инквизиции Жанну д`Арк сожгли на площади Руана как еретичку. И сегодня туристам показывают это место, выложенное брусчаткой. Французская армия успешно завершила войну. В 1436 году восставшие парижане при поддержке королевских войск освободили столицу, а в 1453-м один только город Кале оставался еще в руках англичан. Сбылась мечта Орлеанской девы: война закончилась освобождением ее родины. Ее пророчество исполнилось: враги были изгнаны с французской земли, кроме тех, кто нашел здесь могилу.
В начале XIX века некий супрефект Пьер Каз выдвинул версию, до сих пор пользующуюся невероятным успехом: Жанна д`Арк – не кто иная, как дочь Изабеллы Баварской, плод ее тайной любви (в 1407 году королева действительно тайно родила дочь, якобы вскоре умершую). Версия о королевском происхождении Жанны логично объясняет, почему, например, ей с такой легкостью подчинялись строптивые командиры феодальных отрядов, почему она носила цвета Орлеанского дома (ведь Орлеанской девой она называлась еще до освобождения города Орлеана!), почему знатные вельможи величали ее в письмах «благородной дамой»… Один из современников Жанны даже именовал ее «принцессой». Она обладала поразительным умением управлять боевым копьем – опять же чисто дворянское искусство, требовавшее специального обучения! Обращает на себя внимание и образованность «простой крестьянской девушки» – она явно была знакома с обычаями двора, с политикой, обучена географии, военному делу, верховой езде.
«Интересно отметить, что отец и мать Жанны д`Арк, видимо, не были приглашены на коронацию в Реймсе, которая стала возможной благодаря подвигам их дочери, – подчеркивает ученый Е. Черняк. – Оба они не установили связей с Жанной, когда она была ранена. Сохранились письма Жанны различным лицам. и ни одного к тем, кого считают ее родителями (неправдоподобно, чтобы они не сохранили писем своей знаменитой дочери, если бы их получили). После своего отъезда из Домреми Жанна как будто полностью порвала всякие связи с четой д`Арк, правда, братья д`Арк ее сопровождали, но очевидно, что она не делилась с ними своими планами; не сохранилось ни одного слова, адресованного им. Братья д`Арк следовали за нею только как слуги».
2. Посланница бога
Жанна уверяла, что впервые услышала голоса в 13 лет. C ней говорили архангел Михаил, святые Екатерина Александрийская и Маргарита Антиохийская. Иногда Жанна не только слышала голоса, но и видела своих собеседников.
В общем-то, именно с этих голосов и началась чудесная миссия Орлеанской девы. Однажды они поведали Жанне, что её предназначение – снять осаду Орлеана, разбить врагов и изгнать с французской земли английских захватчиков. Самим богом ей было предначертано стать спасительницей Франции.
Жанна нисколько не сомневалась в истинности своих видений. Когда ей исполнилось 16, она ушла из деревни и взяла путь на ближайший город – Вокулёр. Там она предстала перед капитаном королевского гарнизона Робером де Бодрикуром. Девушка открыто объявила о своей миссии и потребовала сопроводить её к дофину – наследнику французского престола Карлу VII, укрывшемуся в Шиноне. Однако Жанну высмеяли, вероятно, посчитав сумасшедшей.
«Нимало не смущаясь раздававшимися со всех сторон насмешками и шутками, Жанна говорила, что королевство принадлежит не дофину, но Господу, и что Господь желает, чтобы дофин стал королём и получил королевство из его рук, и что, хотят ли того враги или нет, дофин станет королём, и она сама поведёт его на миропомазание» , – пишет историк Режин Перну.
Осмеянной Жанна удалилась в деревню, но вернулась к Бодрикуру через 9 месяцев. Капитан все-таки поверил деве после того, как она предсказала поражение французов в так называемой «битве селёдок», одном из эпизодов осады Орлеана. Он выделил Жанне небольшое сопровождение, и она отправилась в резиденцию дофина.
Естественно, Карл VII сначала тоже не поверил крестьянке. По легенде, когда Жанна прибыла ко двору, он спрятался в толпе, а на трон посадил другого человека. Но дева узнала дофина, тем самым пройдя свое первое испытание.
После этого всё еще сомневающийся Карл приказал проверить девственность Жанны, потом отправил её на допрос богословов и послал людей в её родную деревню – выяснить подробности прошлого. Всё указывало на чистоту намерений прибывшей, поэтому Карл доверился Жанне и поставил её во главе армии.
После череды блестящих побед, которые французские войска одержали под началом Жанны, и законный наследник престола, и народ окончательно поверили, что её ведёт бог.
Жанна д’Арк: орлеанский миракль
Мы уже упоминали о том, что, невзирая на сотни книг, диссертаций и исследований по данной тематике, наши знания о Жанне весьма ограничены — нет портретов, отсутствуют подробные описания внешности, дата рождения в точности не определена, хронология событий 1429–1431 годов разнится. Скажем больше — даже с её именем имеются определённые затруднения: современники никогда не называли Деву непосредственно Жанной д’Арк — впервые это имя появляется спустя 15 лет после костра в Руане, во время процесса по реабилитации, с написанием «quondam Johanna Darc». В те времена было принято добавлять к имени название местности, откуда происходили предки или родился сам, а также название родового владения — с частицей «de», «из»: де Бурбон, де Валуа, де Ре. Это не было строго дворянской привилегией, а потому какой-нибудь портной или гуртовщик Жан родом из Труа имел полное право называть себя Жан де Труа.
Были широко распространены прозвища, достаточно вспомнить мать Жанны, Изабеллу Роме, «римлянку», получившую добавление к имени якобы после паломничества к святым местам Рима. Топонимическая же приставка звучала как де Вутон, а местечек с таким названием в Лотарингии два — Вутон-О и Вутон-Ба, оба расположены в 7–8 километрах к северу от родины Жанны, деревни Домреми. Сама Жанна на процессе упоминала, что обычно в Лотарингии девочки до замужества носят фамилию матери — кстати, это невероятно древний пережиток матриархата, традиция, вероятно, ещё доримских времен. Таким образом, формально Дева должна была именоваться в документах как Жанна де Вутон, но такое сочетание не встречается ни в одной из сохранившихся архивных бумаг. Сама Жанна всегда и постоянно именовала себя «Дева», чему есть множество подтверждений — письма-предупреждения к англичанам, «манифесты» к жителям городов, обращения к дворянам, написанные секретарем под диктовку. Прозвание переняли и её противники наподобие герцога Бедфорда, епископа Кошона или герцога Бургундского — «так называемая Дева», «именующая себя Девой», «та, которую в народе называют Девой».
Итак, написание «Дарк» появляется лишь в середине XV века. Тогда не использовали апостроф, и потому оруженосец Жанны Жан д‘Олон именовался «Долон», а герцог Алансонский «Далансон». Общераспространённая ныне формула «Орлеанская Дева» так и вообще появилась двести лет спустя, в 1630 году, когда парижский теолог Эдмон Рише издает первую подробную биографию нашей героини с названием «История Жанны, Орлеанской Девы» — с тех пор и повелось… Друзья и соратники в повседневном общении обращались к ней по имени или прозвищу — «la Pucelle», «Дева».
Дальнейшие события превзошли любые, самые смелые ожидания. 28 апреля 1429 года собранная армия численностью около 6–7 тысяч человек выступила из Блуа к Орлеану…
Крепость на Луаре
Древнеримский Аврелианум ещё во времена цезарей играл существенную роль в торговле провинции Галлия, не был брошен жителями в течение Тёмных веков, а при «каролингском возрождении» IX века становится крупнейшим церковным и образовательным центром. К эпохе Столетней войны Орлеан превращается в важнейший стратегический объект, как в военном, так и экономическом плане — город запирает дороги на юг, к принадлежащему англичанам Бордо, а равно является крупнейшим портом на реке Луаре. Французские короли конца XIV и начала XV веков отлично понимали значение этой крепости и потратили колоссальные средства на оборонительные сооружения Орлеана — город окружала стена общей длиной 2600 метров, имелось пять ворот с подъёмными решётками, а также 32 башни высотой 7–10 метров по периметру стены. На стенах была размещена артиллерия, в качестве дополнительных фортификационных сооружений имелись ров, частокол и земляной бруствер. Взять город с налёта было практически невозможно.
Регент, герцог Бедфорд, поставил в 1428 году задачу взять Орлеан любой ценой, не считаясь с потерями и материальными затратами. Тут дело даже не столько в ценности города как военного объекта и контроле над речной торговлей. Главным сокровищем Орлеана являлся каменный мост через реку — с учётом своенравия часто разливавшейся Луары и невозможности для войска форсировать реку в нужный момент, Орлеанский мост позволял стремительно перебрасывать армию любой численности с севера на юг. Соединение же оккупированных англичанами областей в Нормандии, районе Парижа и Артуа с Гиенью окончательно ставило крест на Франции династии Валуа. После взятия Орлеана Бедфорд мог бы вести наступление на Аквитанию и Лангедок, где практически отсутствовали серьёзные укрепления, способные не то что остановить, но даже задержать англичан.
Мост был длиной около 400 метров, с разводным пролётом у городских стен. Находился он примерно там же, где расположен мост Георга V в современном Орлеане. Практически в центре моста, у пятого пролёта, опиравшегося на островки посреди Луары, стояла бастида Сен-Антуан, а на противоположном берегу реки небольшая крепость Ла Турнель, прикрывавшая вход на мост. Вокруг города, по обоим берегам была выстроена система внешних фортов.
Осада Орлеана началась 12 октября 1428 года, к 24 октября англичане взяли крепость Ла Турнель, а отступившие защитники взорвали примыкавший к ней пролёт моста. В следующие месяцы осаждающие вели строительство собственных укреплений вокруг города, осаждённые, в свою очередь, до конца ноября применяли тактику выжженной земли — сиречь во время вылазок разоряли и сжигали предместья Орлеана, чтобы не позволить английской армии перезимовать. Любопытнее всего было то, что у англичан не хватало сил для полной блокады города, и восточные Бургундские ворота были открыты едва ли не постоянно, что позволяло подвозить в Орлеан продовольствие и получать подкрепления. Предположительно, к появлению Жанны в апреле 1429 года гарнизон Орлеана состоял из 400 латников и 550 стрелков. Численность англичан доселе твёрдо не установлена — называются цифры от 2500 до 10 000, но, скорее всего, истина лежит где-то посередине: 4000 англичан и 1000 бургундских союзников.
Пожалуй, это была самая странная осада Столетней войны. Для решительного штурма у англичан недоставало сил, поэтому пришлось ограничиться тактикой частичной блокады и изматывающих обстрелов. Обе стороны страдали от недостатка продовольствия — небезызвестная «Битва селёдок» являлась банальной попыткой французов перехватить продовольственный обоз неприятеля. Следующий обоз, посланный Бедфордом, разграбили партизаны из числа окрестных крестьян. Подвоз в город провизии и боеприпасов также оставлял желать лучшего, начинался голод. Жан бастард Орлеанский, впоследствии граф Дюнуа, вместе с капитаном Потоном де Сентрайлем уже не видели альтернативы капитуляции, в результате чего начали рождаться удивительные планы — к примеру, просить герцога Бургундского сменить англичан в качестве осаждающих и сдаться ему, поскольку сдача людям Бедфорда почти автоматически подразумевала резню и разграбление города. Бургундец согласился, но получил категорический отказ английского регента.
Но внезапно из Шинона пришли известия, будто к дофину прибыла некая девушка, утверждающая, что она послана Богом. Дюнуа с несколькими рыцарями выбирается из осаждённого Орлеана и идёт навстречу собранной в Блуа армии…
Все кто любит меня, за мной!
Жанна соглашается. Сопровождают Деву неизменный сквернослов Ла Гир (лучшего телохранителя и не придумаешь!), Дюнуа, Бертран де Пуланжи и Жан Мецкий. К литургическому часу вечерни, перед заходом солнца, Жанна входит в Орлеан через Бургундские ворота и проезжает через весь город, вызвав настоящий триумф и всеобщее ликование. Ночевать она останавливается в доме городского казначея Буше. На следующий день Жанна совершает неожиданный дипломатический ход — диктует письмо англичанам, текст которого сохранился:
«…Иисус Мария. Король Англии и вы, герцог Бедфордский [следуют имена других знаменитых военачальников того времени], покоритесь Царю Небесному, верните Деве, посланной сюда Богом, Царём Небесным, ключи всех славных городов, которые вы взяли и разграбили во Франции. Она здесь и пришла от Бога, чтобы вступиться за королевскую кровь. Она готова немедленно заключить мир, если вы хотите признать её правоту, уйдя из Франции и заплатив за то, что её захватили…
Если вы так не сделаете, то я — военачальник, и в любом месте буду нападать на ваших людей и заставлю их убраться вон, хотят они этого или не хотят. А если они не захотят слушаться, я прикажу всех убить; я здесь послана от Бога, Царя Небесного, душой и телом, чтобы изгнать вас изо всей Франции. А если они захотят послушаться, я пощажу их. И не думайте, что выйдет как-нибудь иначе, потому что вам никак не удержать владычества над французским королевством — королевством Бога, Царя Небесного… но владеть им будет король Карл, истинный наследник; потому что такова воля Бога, Царя Небесного…»
Депешу отправляют в лагерь противника с официальным герольдом, на что англичане отвечают небывалым хамством и полным нарушением всех принципов дворянской этики: герольда из свиты Дюнуа заковывают в цепи как «сообщника ведьмы». В ответ на второе послание, где Жанна весьма настоятельно требует вернуть посланца в город и побыстрее возвращаться домой, англичане в ещё более грубой форме сообщают, что сожгут её саму, как прислужницу дьявола — этот момент крайне примечателен, поскольку люди Бедфорда также начали воспринимать Деву с мистической точки зрения, только с противоположным знаком. Несомненно, присутствующий в этой истории элемент потустороннего англичан пугал и настораживал — снова вспомним о религиозном и мифологическом менталитете людей той эпохи…
Сдаваться Жанна не собиралась. Отлично понимая, что рискует получить стрелу, она идёт на Орлеанский мост, к взорванному пролёту, отделявшему башню Ла Турнель. «Верните герольдов и уходите, пока не поздно!» — взывает она к английскому командующему Уильяму Гласдейлу. Ответ очевиден: оскорбления и насмешки. Никто так и не понял, что опасность, исходящая от «этой ведьмы», невероятно серьёзна. Встаёт вопрос: почему Жанна столько раз обращалась к англичанам с советами уйти с миром? Не хотела кровопролития? Твёрдо знала, что победа неизбежна? Традиции военной дипломатии тех лет вообще не предусматривали такой категории, как предложение добровольного отступления; куртуазный вызов на битву, переговоры о перемирии или обмене парламентёрами — сколько угодно, но только не формула, которую можно кратко выразить словами «уйдите, а то хуже будет!»
И ведь Жанна не обманывала. Утром 4 мая к Орлеану подошла вернувшаяся из Блуа армия под командованием маршала Буссака и отлично нам знакомого Жиля де Монморанси-Лаваля, барона де Ре. События начинают развиваться с невероятной стремительностью. Жанна, сопровождаемая верным Ла Гиром и его отборными головорезами, выезжает им навстречу, потом возвращается в город. Около полудня приходит известие, что Дюнуа самовольно, по одному ему ведомым причинам, атаковал бастиду Сен-Лу, находившуюся как раз на Бургундской дороге, ведущей на восток. Может быть, услышал оскорбление со стен или просто решил показать рыцарскую удаль? Штурм не задался, англичане перешли в контрнаступление и смяли людей Орлеанского бастарда, но тут…
Дюнуа получил от Девы весьма резкий выговор за самоуправство, однако стерпел и даже извинился, хотя отчитывала его безродная крестьянка, а сам он был пускай и незаконнорожденным, но всё-таки сыном герцога. Главное было сделано: крайне неожиданно одержана первая и весьма значимая победа: в английской осадной системе появилась невосполнимая брешь — единственный опорный пункт к востоку от города оказался потерян, и французы теперь могли без опасений переправляться через реку в данном районе.
Это было лишь начало битвы за Орлеан, которая продлится до 8 мая 1429 года. О дальнейших событиях мы поговорим в следующий раз.
Версия о спасении Орлеанской девы (Жанна Дарк) может иметь под собой серьезные основания.
28 июля 1439 года – более чем через восемь лет после официальной смерти отважной француженки – она сама, если верить записям, пожаловала в Орлеан. Жанну – она называлась теперь Жанной д`Армуаз – встретила восторженная толпа. Деву прекрасно приняли в городе, в котором жило немало людей, отлично знавших Жанну со времен знаменитой осады. Она же затем отправилась из Орлеана в другие области, встречалась и с маршалом Жилем де Ре, хорошо знавшим Жанну д`Арк.
В 1440 году Жанна д`Армуаз прибыла в Париж, где ее давно с нетерпением ожидал народ. Однако парижский парламент, очевидно, не без ведома короля, принял меры, чтобы не допустить восторженного приема «воскресшей» Жанны в столице. По дороге в Париж она была арестована и под конвоем доставлена в парламент, который объявил ее самозванкой и выставил у позорного столба. Женщина признала свое самозванство, и ее освободили.
Историк А. Байе уверял, что обнаружил в 1907 году, в архиве одного нотариуса городка Френ, брачный контракт Жанны д`Армуаз. Ученый установил: подпись невесты тождественна подписи под посланием Орлеанской девы жителям Реймса. К сожалению, Френ был полностью разрушен во время Первой мировой войны, погиб и архив. Другие исследователи установили: ту, что в замужестве носила фамилию д`Армуаз и выдавала себя за Орлеанскую деву, на самом деле звали Клодиной. Эта авантюристка, не отличавшаяся, кстати, целомудрием, действительно внешне весьма походила на Жанну. Ее признала даже мать Девы, до своей кончины жившая на пенсию от города Орлеана… Вся эта «пьеса», как считают, нужна была для того, чтобы поднять народный дух для окончательного изгнания из Франции англичан.
Впрочем, существуют и более серьезные доказательства спасения Орлеанской девы. В материалах процесса над ней, обнаруженных в Англии, значится, что Жанна была приговорена «в конце концов к пожизненному заключению в тюрьме и содержалась там на хлебе скорби и воде томления». Многие ее современники утверждали, что на костре была сожжена мнимая Жанна, и даже руанский палач Жофруа Тераж, видевший Жанну до этого, не признал ее. К тому же слава Орлеанской девы была столь велика, что пойти на смерть вместо нее почли бы за честь многие женщины.
«Кроме того, в платежных книгах города Руана за 1430-1431 годы не отмечены расходы, связанные с казнью Жанны, – сомневается и Е. Черняк. – Между тем в эти книги тщательно заносились суммы, уплаченные палачу и его помощникам, истраченные на приобретение дров для костра, а также имена и фамилии каждой из жертв, на казнь которой пошли эти казенные деньги, в частности «ведьм», сожженных в это время. Итак, нет никаких сведений о расходах на казнь Жанны. Нет никаких упоминаний о казни Жанны и в счетных регистрах Руанского архиепископства.
В таком случае не был ли сам процесс Жанны лишь комедией, где все участники играли заранее согласованные роли?».
К слову, обвинение Жанны в том, что она ведьма, не фигурировало в окончательном тексте приговора. Это было связано с заключением специальной комиссии – Жанна оставалась девственницей и, следовательно, по представлениям средневековых схоластов, не могла находиться в порочной связи с дьяволом.
В 1456 году новый суд решил, что Жанну, спасительницу Франции, казнили несправедливо. А еще через несколько веков, в 1920 году, ее официально причислили к лику святых.
Со времени ее подвига прошло без малого шестьсот лет, но народ по-прежнему помнит свою героиню. Имя Жанны д`Арк стояло на боевых знаменах, с которыми французы выступали против фашистских захватчиков в годы Второй мировой войны. Это имя во Франции стало символом борьбы за освобождение родины от иноземных поработителей.
В Париже с 1974 года существует Центр Жанны д`Арк. Главная задача этой организации – борьба за подлинную Жанну, очищение ее имени от нелепых слухов и домыслов…
4. Спасительница Франции
После поражения в битве при Азенкуре был подписан договор в Труа, согласно которому Карл VII терял все права на престол, а следующим королем после Карла VI Безумного становился король Англии Генрих V, женившийся на французской принцессе Екатерине Валуа. Фактически это означало присоединение Франции к Англии.
Орлеан оставался единственным камнем преткновения на пути Англии к победе. Он мешал англичанам объединить северные территории Франции, которыми они уже овладели, с контролируемыми землями на юге. Потеря города означала неминуемое поражение Карла VII (уже шли разговоры о его бегстве из страны) и уничтожение Франции как самостоятельного государства.
5. Инквизиция
Они называли Жанну ведьмой, поэтому и расправу над ней устроили соответствующую, призвав на помощь инквизицию. Это было самое настоящее политическое судилище, формально обставленное как независимый инквизиционный процесс.
Сначала Жанну хотели обвинить в том, что она ведьма. Её шесть раз допрашивали публично и девять раз в рамках закрытых заседаний. Всего она ответила на несколько сотен вопросов, которые касались всех аспектов её жизни. Но несмотря на усилия судей, не было известно ничего, что вызывало бы подозрения Жанны в колдовстве и связях с дьяволом.
Когда стало понятно, что сделать Жанну ведьмой не получается, инквизиторы сосредоточились на обвинениях в ереси. Они задавали серьезные богословские вопросы о тонкостях христианской веры. Правильно ответить на эти вопросы без соответствующего образования было невозможно. Жанна же не умела читать и писать и не была знакома с богословскими изысканиями.
Вынужденная отвечать, она сделала много ошибок. Например, сказала, что подчиняется напрямую Христу, а не Церкви и папе римскому, хотя и чтит их. Такие воззрения считались ересью, поэтому Жанне вынесли смертный приговор как заблуждающейся в вере. 30 мая 1431 года её сожгли на площади Старого Рынка в Руане.
Жанна дарк принимала участие в снятии осады города
Как сделать домашний творог из молока или кефира. 6 простых способов
ЛФК: что это и для чего
Авария дня. Смертельное ДТП с автобусом в Крыму
ВАЗ-2106 почти без пробега выставили на продажу за 3,8 млн рублей
14 раз, когда люди оказались в неловких ситуациях
Религии мира: список и обзор самых популярных верований
Крепкая мама защитила сына от падающих кирпичей
Авария дня. Страшное ДТП с мотоциклистом в Вологодской области
Bentley Dominator — первый в мире ультра-роскошный внедорожник
До чего генетика дошла! Что о вас может рассказать ДНК-тест?
Стоит быть осторожнее со своими желаниями
Как делают пиво
Искренняя любовь и преданность лебедя
Настоящий гоночный болид McLaren выставили на аукцион
Как играть в «Монополию»: правила и особенности игры
Отличный бросок
Как сегодня в мире добывают, находят и перерабатывают золото
15 человек, чей день выдался хуже некуда
Самые горячие и популярные тиктокерши России, на которых подписаны миллионы человек
В Приморье грибникам пришлось отсиживаться на дереве, пока по лесу бродил тигр
Мальчик смог прогнать грабителя, напавшего на его маму
Кремль опубликовал фотографии Путина из сибирской тайги
Ну все: IKEA перестанет выпускать знаменитую бизнес-акулу
Принципиальный водитель преподал урок автомобилистке на «Шкоде»
"Что за дискриминация?": петербурженка возмутилась из-за отказа кафе обслуживать "опустившихся".
Феномен улицы 40 лет Октября
Весёлые демотиваторы на разные темы
Необычный домашний питомец
Современная Россия на картинах
Умнее ли вы третьеклассника? Тест по английскому языку
Правила покера для новичков
Как ставят брекеты
Молодой водитель насмерть сбил пенсионера на «зебре»
Как вскрыть замок
Как производители заставляют людей переплачивать
Трейлер фильма "Монстр: Начало" (2021)
В Екатеринбурге умер пациент ковид-клиники, который прошел полный курс вакцинации от коронавируса
Советские мультфильмы, ломающие психику зрителя
В Кабардинке пловцы попали в нефтяное пятно в море
Белый лист: почему принтер не выводит на печать документ, а просто прогоняет бумагу?
6. Святая
Естественно, приговор суда, вынесенный под прямым давлением англичан, оспаривался французами. Спустя 20 лет после сожжения Жанны, то есть сразу по окончании Столетней войны, было проведено расследование и реабилитационный процесс, в ходе которых судьи опросили более 100 свидетелей – родных, друзей по оружию, обычных жителей – всех, кто когда-либо общался с Жанной.
Жанна была девственницей, как Дева Мария, она принесла жертву, как Иисус Христос, у неё были видения, и было признано, что эти видения не от дьявола. Кроме того, она спасла Францию от гибели. Всё это делало Жанну не только героиней, но и потенциальной святой.
3. Орлеанская дева
Она с самого начала знала, что встанет во главе войска, поэтому и ко двору дофина явилась в мужской одежде, пригодной для битвы. Когда Жанну признал будущий король, ей изготовили специальный доспех, а богословы официально разрешили ношение мужской одежды (что вообще-то женщинам было строго запрещено). А потом начались чудеса.
После безуспешных попыток переговоров с англичанами воительница начала решительные действия. 4 мая французские войска под началом Жанны одержали первую победу. А к утру 8 мая осада города была полностью снята.
В начале июня французская армия освободила все замки в долине реки Лаура, ранее занятые англичанами. Разбив английскую армию в Битве при Пате, Жанна окончательно перевернула ход Столетней войны, захватив инициативу в свои руки.
После этой победы Орлеанская дева вместе с Карлом VII выдвинулась в Реймс – на коронацию. Поход был назван бескровным, так как все встречающиеся на пути войска города без боя открывали ворота. Всё вышло ровно так, как Жанна предсказала Карлу во время их первой встречи:
«Именем Господа я говорю тебе, что ты истинный наследник Франции и сын короля. И Он послал меня, чтобы привести тебя в Реймс» .
1. Барышня-крестьянка
В детстве Жанна, вероятно, могла стать свидетельницей междоусобных стычек между партиями арманьяков и бургиньонов, которые претендовали на контроль над невшательской дорогой, проходившей через Домреми и имевшей стратегическое значение. Другими словами, Орлеанская дева выросла в месте, жители которого на собственной шкуре чувствовали накал феодальных войн того времени.
По самой распространенной и наиболее вероятной версии, Жанна родилась в зажиточной крестьянской семье. Однако уже при её жизни стали появляться многочисленные легенды о благородном происхождении.
Наиболее авторитетной и сохранившей сторонников до наших дней считается версия о том, что национальная героиня Франции на самом деле была тайной внебрачной дочерью герцога Людовика Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской, то есть принцессой. Следы этого предположения разбросаны по древним хроникам, но они противоречивы и их достоверность вызывает сомнение.
7. Легенда
На протяжении веков существуют различные версии её происхождения, домыслы о том, чем на самом деле являлась ее миссия, легенды о чудесном спасении. Сразу после смерти во Франции стали появляться и лже-Жанны, которым якобы удалось избежать огня.
При этом легендарные и альтернативные версии жизни Жанны до сих пор остаются популярными во французской культуре, и споры о ней не утихают, что лишний раз свидетельствует о символической силе, которую сохраняет в себе имя этой легендарной героини.
Читайте также: