Как относятся к русским туристам в азербайджане
Российская туристка отдохнула в Азебайджане и описала поездку фразой «обидно за русских». Своими впечатлениями девушка поделилась в личном блоге на платформе «Яндекс.Дзен».
Путешественница отправилась в кавказскую страну и удивилась высокому качеству местных продуктов как в супермаркетах, так и на рынках. По ее словам, «выращенные под натуральными лучами солнца» азербайджанские фрукты и овощи не обрабатывают пестицидами, поэтому они ничуть не уступают европейским.
«Почему русские совсем перестали себя уважать? Почему мы вместо натуральных и вкусных продуктов должны травить себя с самого детства спрессованным пальмовым маслом?» — посетовала автор статьи.
По рассказам блогерши, в азербайджанских ресторанах невозможно отравиться недоброкачественными продуктами, а пострадать можно скорее от антисанитарии на кухне или немытых рук повара.
Также туристка отметила невероятное гостеприимство азербайджанцев, благодаря которому ей удалось познакомиться с традиционным лакомством — поеданием кубика сахара с горьким черным чаем. «Просто, дешево, но со вкусом», — рассудила девушка.
Ранее в марте россиянка рассказала о повторном использовании продуктов в турецких отелях. Так, некоторые остатки блюд попадают на «шведский стол» по второму разу. К ним относятся сливочное масло, варенье, мед, оливки, шоколадная паста и часть гарниров.
Как относятся к русским в Азербайджане? Турист развеивает миф о гостеприимстве
Вот мнение человека побывавшего там-а как вы думаете-приврано или на самом деле так?
Согласны с этим?
"Я недавно был в Азербайджане. Мне довелось увидеть столицу - Баку своими глазами.
Красиво! Бакинский бульвар.
Город можно назвать красивым, но меня больше волновала архитектура: да, море, бульвар, торговые центры - это, конечно же, весело и прекрасно, а вот исторических памятников сохранилось совсем немного, но об этом чуть позже.
Я верю в то, что нет плохих национальностей - есть плохие люди, однако миф о гостеприимстве азербайджанцев больше не так актуален, как был в СССР, когда мы все были дружны и едины.
Баку был самым многонациональным городом Союза.
Кто там только не жил: азербайджанцы, евреи, армяне, русские, украинцы, молокане.
Знаменитая бакинская интеллигенция, от которой сейчас даже памяти не осталось.
Как НА ДАННЫЙ МОМЕНТ в Азербайджане относятся к русским и русскому языку? Да никак!
В бакинских школах и университетах есть русский сектор, но что проку?
Я сам сталкивался с людьми так как был в Азербайджане не первый раз, которые могли слушать в плеере русские песни и вместе с тем хаять Россию.
Среди молодежи есть те, которые стесняются сказать, что смотрели "Служебный Роман" - это ведь советский фильм, а в Союзе было так плохо, бла бла бла.
В фейсбуке полно азербайджанцев, которые пишут, что знают русский, но из принципа на нем не разговаривают, ибо патриоты!
Такие патриоты, что играют в грин карту и мечтают свалить из своей родины.
Встречался, конечно, с нормальными азербайджанцами, но все чаще услышишь "рус", "рус дюшман", "христиан дюшман",
Однажды я шел по поселку, услышал от 10-летнего ребенка, идущего с палкой такой клич-дескать, русские и христиане - враги азербайджанцев.
Друг-азербайджанец перевел мне слова ребенка, а я чуть в лужу не упал.
Откуда в 10-летнем мозге столько ненависти и нацизма? В 10 лет ребенок знает кто такие христиане, и что они якобы враги мусульман.
Все чаще замечаю, что в магазине из принципа не хотят отвечать на русском - закатывают глаза, насмехаются, делают вид, будто не понимают, а когда между собой говоришь "Пойдем еще в другом магазине посмотрим", вдруг начинают "Вы в другом такое не найдете".
К русским в Баку относятся не так враждебно как к армянам, но и не жалуют - есть, которые откровенно пишут, что ненавидят обоих.
Разумеется, отели не в счет - там все улыбаются лишь бы заплатил, а вот народ русских, в целом, не любит и всегда припоминают события Карабахской войны.
Меня встретили как любого туриста - гуляешь, фоткаешь ну и гуляй. В отеле я заплатил за свой номер, и вопросов ко мне не было.
Миф о любви в Баку к русским. я даже не знаю откуда он пошел.
Азербайджанцы очень любили турков, но и сейчас все чаще в сети встретишь тех, кто жалуется, что азербайджанки хотят замуж не за своих, а за турков и арабов.
Баку - город красивый, еда вкусная, ребята хорошие и вежливые в отелях и ресторанах - это их работа.
В остальном же к русским относятся или нейтрально, или негативно.
Гостеприимства о котором так любят говорить азербайджанцы я не увидел.Увы!"
Как азербайджанцы на самом деле относятся к русским и России?
276.9к Курбатов М. С. Санкт-Петербург Запись на консультацию ПодписатьсяКак азербайджанцы на самом деле относятся к русским и России?
Сегодня азербайджанцы - крупнейшая нация Кавказа. Только в самом Азербайджане (без учета Грузии, Дагестана, Ирана) их уже более десяти миллионов, и число это продолжает стремительно расти. Давайте точно узнаем, как представители этого этноса относятся к русским и России.
Сразу нужно отметить момент: не только в России имеется 2-миллионная азербайджанская диаспора. В Азербайджане тоже издавна живет крупная русская община (свыше 100 или даже 200 тысяч человек). Это как потомки приехавших сюда еще в царское время молокан, так и те русские, что прибыли на гостеприимную азербайджанскую землю уже в советскую эпоху. Немало встретите тут русских женщин, ставших женами горячих азербайджанцев и выбравших Азербайджан своей новой родиной в 90-е и 2000-е годы.
Русская община молокан - старейшая в Азербайджане
Вместе с тем, у азербайджанцев, как у многих восточных мусульманских наций нет в крови национализма. Грубо говоря, в азербайджанский народ может влиться каждый желающий.
Если ты - русский/лезгин/негр/эскимос да хоть кто, и живешь в Азербайджане, знаешь азербайджанский язык, принимаешь эту замечательную страну как свою родину, то ты - азербайджанец. Никто тебя ущемлять или преследовать никак не станет. Даже если в быту ты активно пользуешься другим, неазербайджанским, языком и ходишь в другой, неисламский, храм. Последнее кстати совершенно неважно: Азербайджан это вам не Иран и не Саудовская Аравия. Это - светское государство, религия тут во главе угла не стоит.
В общем, можно сказать, что у азербайджанцев довольно дружелюбное отношение сложилось к русским - как российским, так и живущим в Азербайджане. Национализма показного у этих ребят не имеется.
Вместе с тем, нельзя забывать, что Азербайджан - молодое, быстрое растущее в экономике и населении государство. Эдакий новый кавказский и восточный тигр. Потому азербайджанцы могут относиться к постепенно экономически слабеющей, стареющей России и ее гражданам несколько снисходительно.
Некоторые азербайджанцы также могут припомнить русским печальные события начала 90-х годов в Баку - черный январь, ввод советской армии Горбачевым. Но обычно тут винят именно Михал Сергееича и СССР, а никак не Россию именно (в отличие от того, как те же грузины описывают события в Тбилиси аналогичного времени).
Некоторые азербайджанцы также недовольны поддержкой Россией Арменией - впрочем поддержку эту в Баку не считают особо важной и способной изменить победный для азербайджанцев ход войны в Карабахе.
И уж точно azərilər не видят себя младшими братьями русским или слепо подчиненными Москве. Для Азербайджана Россия - большой сосед, важный торговый партнер, государство, с которым важно и нужно придерживаться добрых отношений. Но не более. Не друг, не враг, но хороший сосед и партнер.
Вместе с тем азербайджанцы совершенно равнодушны и к США, прочим ЕС с НАТО. В Баку смотрят вовсе не на страдающий от разврата, нелегальной миграции и расовых проблем запад.
У азербайджанцев имеется свой собственный главный союзник и ориентир: стремительно укрепляющаяся 83-миллионная Турция, евроазиатская сверхдержава ближайшего будущего, с которой Азербайджан живет по знаменитому принципу iki devlet bir millet - два государства, один народ!
"Русские, не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки"
Ежегодно 20 января Азербайджан отмечает траурную дату – "Чёрный январь": в ночь с 19 на 20 января 1990 года в охваченный беспорядками Баку без согласования с правительством АзССР вошли воинские части и бронетехника, было введено чрезвычайное положение и комендантский час.
Войска были атакованы вооружёнными боевиками, и в результате боестолкновений были убиты 131 и ранены 744 бакинца. Войска также только убитыми потеряли более 20 человек. Своих погибших азербайджанцы назвали "шахидами" – невинно убиенными мучениками – и ежегодно устраивают по ним поминальные мероприятия.
Нельзя не сочувствовать горю родных, однако, правды ради, как не вспомнить о тех, кому в Баку цветов не приносят и слёз о них не льют – о простых русских людях, которые несколькими днями раньше безо всякой вины были убиты в этом самом интернациональном Баку, многие, возможно, руками этих самых оплакиваемых "шахидов".
Русские в Азербайджане
Строго говоря, никакого Азербайджана как единого суверенного государства до прихода на эти земли Российской Империи не существовало вовсе, как и единого азербайджанского народа. Имелась дюжина самостоятельных ханств, населённых и этнически, и религиозно различающимися народами (в Талышском ханстве, например, преобладали ираноязычные талыши, в Карабахском – армяне и т.д.). Ханства воевали друг с другом и периодически подвергались запредельным по своей жестокости набегам соперничающих в борьбе за Южный Кавказ империй – Ирана и Турции. Поэтому присоединение к Российской Империи в начале XIX века стало для этого края отнюдь не завоеванием, а спасением и шансом на дальнейшее развитие.
Первая волна русских переселенцев пришла в Азербайджан после заключения Туркманчайского договора 1828 г., когда в результате ряда блестящих побед русского оружия была победно завершена последняя (с тех пор и до сегодняшнего дня) из русско-персидских войн. Это были главным образом члены общин сектантов – "молокане" и "духоборы", которых российское правительство сочло за благо выслать подальше из русских губерний на новые земли. До 1890 г. переселилось более 40 тысяч человек. Селились колонисты в основном в долинах и на побережье, занимались возделыванием земли и животноводством, причём жили весьма зажиточно и спокойно, без каких-либо конфликтов с местным населением.
Вторая волна русских двинулась в Азербайджан после открытия бакинской нефти: ехали уже не крестьяне, а рабочие и инженеры, которых в самом регионе, естественно, почти не было. Уже к 1913 году русское население Азербайджана выросло почти вдвое – до 77 тысяч человек.
Эпоха СССР ознаменовалась новой волной русской и русскоязычной миграции: ехали рабочие, инженеры, учёные, молодые специалисты. В основном, конечно, селились в крупных городах. Баку, и раньше бывший весьма интернациональным по составу населения, выработал даже свой собственный жизненный уклад и свой специфический говор, где русские слова легко заменялись азербайджанскими, армянскими, еврейскими и т. д. – причём все это понимали. Межнациональные семьи появлялись во множестве, а о какой-либо ксенофобии поколениями жившие рядом люди разных национальностей и слыхом не слыхали.
Отобрать у "чужих" и отдать "своим"
Всё это рухнуло в страшные годы предсмертной агонии преданного элитами СССР, когда не стало ни цели, ни идеологии, ни общих интересов – всего, что скрепляло "союз нерушимый республик свободных". Местные этнократии, мгновенно перекрасившиеся из коммунистов-интернационалистов в ярых этнических националистов, пытались удержаться у власти, подыгрывая набирающей силу националистической волне. Центр же, поражённый перестроечным реформаторством и дракой за власть, оказался бессильным жёстко купировать всю эту дурно пахнущую волну регионального предательства. А, как известно, если власть слаба и люди голодны, то на первые роли выходят радикалы с их "простыми" решениями: отобрать у "чужих" и отдать "своим". Именно это и случилось в Азербайджане, как и практически во всех прочих "союзных республиках".
Армяно-азербайджанский конфликт тлел давно и не переходил в открытое сведение счётов, только пока оба народа входили в одну империю, пусть даже и "красную". Даже после потрясшего страну землетрясения в Спитаке и Ленинакане 1988 года Баку… ликовал. А на отправленном в Армению поезде с топливом и гуманитаркой (которые присылали тогда из всех республик) красовались надписи "Поздравляем с землетрясением! Желаем повторения!"
После начала карабахского конфликта и последовавших за ним взаимных погромов ненависть с обеих сторон и вовсе била через край. Писатель Виктор Николаев, сам служивший тогда в тех местах, приводит случай из жизни, когда в смешанном армяно-азербайджанском селе оказался всего один русский – врач местной маленькой больницы. Перед тем как схлестнуться в драке, его избили сначала одни, а потом другие. Потом пошли бить друг друга. А русский врач, едва к вечеру оклемавшись от побоев, всю ночь лечил в своей больнице раненых и с той, и с другой стороны, без всяких различий.
В Баку ситуацию накаляло присутствие в городе тысяч бездомных азербайджанских беженцев – жертв разгоравшегося конфликта. Однако до поры ситуацию удавалось удерживать – причём благодаря отнюдь не азербайджанским властям, а русскому генералу – военному коменданту города. Который в ответ на требование активистов "Народного фронта Азербайджана" (НФА) выслать из города всех неазербайджанцев, что-то прикинув в уме, ответил, что может это сделать всего за четыре дня, но потом превратит город в одно большое мусульманское кладбище. Радикалы отступили, но ненадолго.
Нельзя не сочувствовать горю родных, однако, правды ради, как не вспомнить о тех, кому в Баку цветов не приносят и слёз о них не льют – о простых русских людях, которые несколькими днями раньше безо всякой вины были убиты в этом самом интернациональном Баку. Фото: Aziz Karimov / Globallookpress
12 января представители радикального крыла НФА Панахов и Газиев выступили по бакинскому телевидению, заявив, что пока тысячи пришедших в Баку азербайджанских беженцев лишились домов, здесь же тысячи армян живут в комфортных квартирах. Это был открытый призыв к погромам, которые и начались уже на следующий день, 13 января, когда на массовом митинге, требовавшем отставки первого секретаря Компартии Абдурахмана Везирова за "неспособность обеспечить безопасность азербайджанского населения в Нагорном Карабахе", было объявлено о гибели от рук армянина Ованесова некого Мамедова, явившегося с бандой подельников выселять того из его квартиры.
Однако не следует думать, что погромы были стихийными: им предшествовала основательная подготовка и прекрасная организация. В конце предыдущего 1989 года все бакинские жилищные конторы под предлогом составления списков на продуктовые талоны потребовали от всех заполнить анкеты, где в том числе указать и национальность. В итоге в руках экстремистов из НФА и их многочисленных сообщников из числа "азербайджанских беженцев" оказались полные списки с адресами русских, армян и смешанных семей. Далее началось страшное: врывались в дома, убивали, выкидывали в окна, толпой насиловали малолетних детей на глазах родителей… По улицам бродили возбуждённые толпы с плакатами "Русские, не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки!" Люди бежали в аэропорт, но рейсов на Москву не было: в самолёты десятками грузили ящики с цветами для продажи в столице.
Из 60 воинских частей Бакинского гарнизона были блокированы 34. Особой мишенью радикалов становились семьи военнослужащих. Сначала бандиты захватили ведомственный детский сад, впрочем, вскоре отбитый военными. Затем прямо в акватории Каспийского моря пытались затопить суда с беженцами – к счастью, тоже неудачно. На третий день резни 13 января взорвали штаб Каспийской флотилии (позднее, чтобы не нагнетать страсти, всё списали на несуществующий "оползень") – под обломками погибли 22 военнослужащих, сам главком флотилии уцелел чудом – вышел на балкон, и тут все три остальные стены здания рухнули.
Погромы в Баку
События между тем накалялись, и было совершенно ясно, что местные власти боятся выступить в защиту русских и армян против "своих", а то и просто опасаются за свою жизнь. Повсеместно шли забастовки – никто не работал, встали дороги и железнодорожный транспорт. В ряде районов митингующие попросту разгоняли местную власть и сами становились властью. Для привлечения внимания Народный фронт Азербайджана пошёл на откровенную провокацию: разрушена была инфраструктура целого участка советско-иранской границы.
Только тогда 15 января, на третий день погромов, Михаил Горбачёв решился подписать указ "Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых других районах".
17 января в Баку свирепствуют погромы, из города бегут армяне и русские: только в Москве в итоге оказалось более 20 тысяч беженцев. 18 января в республике начинается всеобщая забастовка. 19 января проходит массовый митинг перед зданием ЦК КП Азербайджана с требованием не вводить в действие указ о чрезвычайным положении. В 12 часов митингующие захватывают телецентр, отключают центральные телеканалы и хотят выступить с воззванием "Народного фронта". Но в 19.00 в телецентре внезапно взрывается генератор (по одной из версий – "Альфа" поработала), и телевидение отключается полностью. А в ночь с 19 на 20 января в Баку вводится 15-тысячный воинский контингент с бронетехникой. Его атакуют вооружённые боевики, в городе идут бои, снайперы стреляют в спину солдатам до самого 11 февраля. Да, войска ввели вопреки ряду законов СССР, требующих согласия на введение чрезвычайного положения со стороны властей союзной республики, но иного способа остановить начавшийся геноцид просто не было.
22 января состоялась чрезвычайная сессия Верховного Совета АзССР, которая дала крайне негативную политическую оценку вводу войск, а Парламент принял постановление "Об отмене чрезвычайного положения в Баку", создав депутатскую "комиссию по расследованию". Которая быстро нашла "виновных": "Союзные органы власти, игнорируя законы страны и международно-правовые нормы, пренебрегая суверенными правами Азербайджанской ССР, грубо нарушив условия Договора об образовании СССР, Конституцию СССР и Конституцию Азербайджанской ССР, без согласия высших органов государственной власти республики и при отсутствии регламентирующего чрезвычайное положение законодательного акта, незаконно осуществили ввод войск в Азербайджанскую ССР и объявили в её столице Баку чрезвычайное положение".
При этом ещё в течение нескольких последующих месяцев русских продолжали вышвыривать из квартир – даже тех, чьи отцы и деды родились здесь, в Баку. В судах и милиции, куда обращались потерпевшие, узнав, что из дома их выгнали азербайджанцы, смеялись в лицо: "И правильно сделали! Езжайте в свою Россию и там командуйте, а здесь мы – хозяева!"
17 января в Баку свирепствуют погромы, из города бегут армяне и русские: только в Москве в итоге оказалось более 20 тысяч беженцев. Фото: Соколов Дмитрий/Фотохроника ТАСС
Убить могли любого, везде и в любое время. Любая попытка сопротивления жестоко каралась. К примеру, лейтенант общевойскового училища, рискнувший оказать сопротивление попытке вооружённого захвата КПП, застрелил из табельного оружия нескольких бандитов и был тут же приговорён азербайджанским судом к расстрелу. Несколько месяцев парень провёл в одиночке для "смертников" и был передан Гейдаром Алиевым России только после её вмешательства.
Разумеется, никто не собирается утверждать, что в погромах участвовали ВСЕ азербайджанцы. Немало было случаев, когда люди прятали своих армянских и русских соседей, помогали им уехать. Но факт есть факт: в цивилизованном интернациональном Баку при полном попустительстве властей несколько дней творился самый настоящий геноцид в лучших нацистских традициях, и огромное число нормальных людей оказались настолько захвачены националистическим психозом, что не сделали ничего, чтобы этому помешать – ибо "голос крови" возобладал над человеческой сущностью. Помешать смогли только войска, до конца выполнившие свой долг и именно за это получившие ярлык "душителей свободы", о чём в Баку вспоминают ежегодно.
С тех пор прошло много времени. Армяне с азербайджанцами по-прежнему продолжают выяснять принадлежность Карабаха. О фактически изгнанных из родного дома и не имевших никакого отношения к каким-либо погромам беженцах как-то подзабыли. И уж тем более никто не называет русских "репрессированным народом", хотя и следовало бы. Потому что из 475 тысяч русских после всего этого в Азербайджане осталось около 100 тысяч.
А в январе 2007 года произошёл случай, словно эхом напомнивший о сошедшем с ума Баку 1990 года. Некая "Организация освобождения Карабаха" выступила с прямыми угрозами, угрожая в отместку за азербайджанских торговцев в Москве, якобы подвергающихся "несправедливым" проверкам налоговиков, прекратить деятельность российского посольства в Баку и выселить из Азербайджана всех оставшихся русских. Почему-то сразу подумалось о том, что русские никогда и ни при каких обстоятельствах не стали бы мстить за что-то целому народу. Как не мстили они каждому немцу за всё, что понаделали вояки Гитлера на нашей земле. Наверно, именно это – одно из главных качеств, которым должен обладать действительно "имперский" государствообразующий народ, чтобы собрать вокруг себя сотню других народов и племён в единую имперскую государственность.
Ничто не забыто
Но не уподобляться потерявшему человеческий облик зверью – не значит забыть. Мы и так слишком много забыли и в конце 80-х, и в "лихие 90-е". Забыли главное – что отречение от своей роли "имперского" народа, не позволяющего одним уничтожать других, непременно бумерангом вернётся к нему самому, обернувшись русскими жертвами и русской кровью. По счастью, сегодня мы не таковы, как в начале 90-х, и многое понимаем иначе – так, как нужно. Поэтому мы не испытываем ненависти ни к московским, ни к бакинским азербайджанцам и рады будем при случае посетить снова гостеприимный и интернациональный Баку. Но при этом – мы помним всё. И пусть те, кто ежегодно поминает в Баку своих жертв "Чёрного января", тоже помнят, что мы помним.
Как в Азербайджане относятся к России и русским?
Там, где дело не касается культа личности Гейдара Алиева или армянского вопроса, Азербайджан во внешней политике - совершенно адекватная и прагматичная страна. Та же Россия, даром что союзник Армении и нефтегазовый конкурент, оружие Азербайджану продаёт исправно, в 2010 году уступила лезгинские эксклавы Урян-Уба и Храх-Уба, а в 2012-м покинула свой последний военный объект - Габалинскую РЛС:
В Баку действует три церкви, магазин русской книги и наверное ещё какие-то учреждения культуры, да и огромная (около 600 тысяч человек) азербайджанская диаспора в России с исторической родиной не теряет связь. Работать в Россию азербайджанцы всё ещё ездят, но как я понимаю - больше к родственникам и землякам, ведущим там бизнес.
Школьное образование тут делится на АзСектор и Русский сектор. В стране около 300 двуязычных и 16 чисто русских школ, и в последние 20 лет, с окончанием русского исхода, их почти не закрывают, да и в имеющихся едва хватает мест: как и в Средней Азии, русские школы престижнее. В интернете, готовясь к своей прошлогодней поездке, я находил много русскоязычной прессы и краеведческих ресурсов, достаточно качественных, чтобы привыкнуть к чеканному идеологически-правильному слогу и регулярным обличением армянских козней. О России там обычно пишут без симпатии, но почти всегда - с уважением.
И вместе с тем Азербайджан оказался, пожалуй, самой нерусскоязычной страной бывшего СССР после Литвы и Эстонии. По личным впечатлениям процентов 60 встречных тут не понимают по-русски (в Баку - процентов 30, в Нахичевани - просто почти никто). Причём не понимают как-то очень глубоко, как правило - ни слова:
может - не хотят говорить? Я ожидал, что здесь будет много разговоров о политике и неприличных анекдотов про армян. Сначала я был рад, что эти ожидания не оправдались, но к концу поездки понял, что и не рассказали мне местные по сути ничего. Информацию "на земле" я собирал буквально по крупицам. Охотнее всего на контакт шли талыши, а в основном велись типично азиатские разговоры - радушные, но ни о чём.
В Нахичевни пожилой таксист, когда я спросил его, не Арарат ли виден на горизонте, развоевался: "да это армяне переименовали, всегда он Агрыдаг был!", а потом и вовсе "Да не с армянами мы в Карабахе воевали, его захватил 366-й русский полк!". В другой раз к нам пристали с разговорчиками дети на велосипедах, и начав с вполне детских вопросов к моим спутницам ("А в какую из вас он влюблён?"), вскоре ребята перешли на совсем другие темы: "А почему вы с армянами дружите!? Вы зачем армянам оружие продаёте!?". Кому обиднее было проиграть ту уже прошлую войну - крошечной нищей Армении или огромной ядерной державе? Без встречавших знакомых Азербайджан запомнился чувством дистанции: "гуляй по нашим улицам, будь гостем, пей чай и кушай пахлаву, но помни, что ты - друг врага".
И хуже, если это страх сболтнуть лишнего и нажить себе проблем. Но факт в том, что лучше всего у меня складывалось общение с теми, кто вернулся в Азербайджан из России.
Так же и про иранских азербайджанцев здесь говорят теперь: "они - другие". В политике отношения двух шиитских стран холодны: в 1990-х Азербайджан сделал западный выбор, и одним из его ближайших союзников стал Израиль, в том числе в военном строительстве. Для аятолл Алиевы - предатели шиизма, и даже идеолога Зию Буниятова убил боевик "Хезбаллы". На бытовом уровне, однако, азербайджанцы с двух сторон границы вполне находят общий язык, и с севера народ ездит в Иран затариваться и качественно лечиться по дешёвке, а с юга в Азербайджан - развлекаться и гулять.
Среди постсоветских государств Азербайджан уникален тем, что полностью (как казалось до прошлой недели) переориентировался от России, но - не на Запад. Главный сосед его - Турция, и лозунг Сулеймана Демиреля "два государства - одна нация" тут продвигается самыми разными способами, важнейший из коих - язык. Зачем азербайджанцам знать русский, если можно смотреть турецкое ТВ и за деньгами поехать туда, где теплее? Турция (наряду с, внезапно, Италией) и крупнейший покупатель здешней нефти, и неизбежное звено на пути в Европу. На бытовом уровне всё совсем не гладко, на азербайджанцев турки смотрят откровенно свысока, но Турция - достойный учитель, в отличие от сверхдержав вполне заинтересованный в успехах "младшего брата".
А попадаются на бакинских улицах и вот такие прохожие:
Не сказать, чтоб это было именно влияние, но Ближнему Востоку Азербайджан открыт:
Как и Западу. Но если Армения увешана табличками о западной помощи, а в портах Грузии швартуются американские эсминцы, то здесь лишь где-то в Каспийском море бурят дно British Petroleum да снуют бэкпекеры транзитом из Стамбула в Магадан.
Глава русской общины Азербайджана: Отношение к русским здесь особое
О том, как живется в Азербайджане выходцам из России, корреспонденту "Москва-Баку" рассказал глава русской общины республики Михаил Забелин.
В недавнем интервью «Москва-Баку» исполнительный директор Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК) Ильгар Гаджиев рассказал о том, как живет в России азербайджанская диаспора. Он, в частности, отметил, что азербайджанцы чувствуют себя здесь как дома. А также сообщил, что у ВАК сложились очень хорошие отношения с русской общиной Азербайджана. И в первую очередь с ее председателем, депутатом Милли Меджлиса (парламента) республики Михаилом Забелиным. Поэтому, будучи в командировке в столице Азербайджана, мы решили встретиться и поговорить и с г-ном Забелиным. Чтобы из первых уст узнать, а как живут в республике русские люди, которых там насчитывается около 120 тысяч человек. На сегодня эта одна из крупнейших диаспор русских за пределами России. И самая большая в Закавказье. Для сравнения, в Грузии проживает всего 10 тысяч выходцев из России, а в Армении и того меньше, - порядка 5-6 тысяч человек. Правда, в советское время русских в Азербайджане было намного больше – примерно 350 тысяч. Уезжать они стали после развала СССР, когда к власти пришел националистический «Народный фронт». Но уже в середине 90-х отток прекратился. И произошло это во многом благодаря мудрой политике Гейдара Алиева, которую сегодня продолжает его сын Ильхам Алиев.
- Михаил Юрьевич, проведя несколько дней в Баку, мы увидели, что в городе очень многие знают русский язык. Русская речь звучит практически везде. Складывается ощущение, что к русским здесь особое отношение. Это действительно так?
Знание русского языка — это богатство народа Азербайджана.- Отношение к русскому населению в Азербайджане всегда было очень хорошим. За всю историю. А русские проживают здесь более 200 лет. Сначала приезжали купцы и устанавливали торговые связи. Потом начали переселяться молокане, на которых были гонения в России. И никогда, я хочу это подчеркнуть, здесь не было нападок на русских. Наоборот, наши народы всегда жили очень дружно. Ханства, которые существовали на территории современного Азербайджана - Карабахское, Нахичеванское, Шемахинское - добровольно вошли в состав Российской империи. В советское время, когда я приезжал в Грузию или Армению и обращался к местным жителям на русском языке, я не получал ответа на русском. Меня это очень удивляло. Потому что в Азербайджане такого никогда не было. И даже когда после развала Советского Союза к власти пришли националистические силы, русских из Азербайджана никто не выгонял.
- Тем не менее русские все-таки уезжали.
- Отток русских во многом спровоцировал отъезд военнослужащих, который начался после трагических событий 20 января 1990 года. Тогда в Баку после инспирированных в городе погромов были введены советские войска и погибло много людей. У власти находился националистический "Народный фронт". В республике была страшно нестабильная обстановка. Шли боевые действия в Нагорном Карабахе. Практически прервались связи с Россией. Были попытки закрыть русские школы и запретить русский язык. Был даже такой период, когда отменили праздники 8 марта и 9 мая. Но это продлилось не долго. До тех пор, пока к власти в ноябре 1993 году не вернулся Гейдар Алиев. И все стабилизировалось.
- А сами вы не хотели уехать?
- Я коренной бакинец, Азербайджан - моя Родина. Хотя мой дед родился в Санкт-Петербурге. В начале ХХ века он служил в царской армии, в турецком городе Карсе, который тогда был российским. Когда произошла Октябрьская революция, он не смог вернуться на Родину. И оказался в Баку. Здесь родился мой отец и я. Я закончил политехнический институт. Но так сложилась судьба, что пошел сначала по комсомольской, а затем по партийной линии. Многие годы был референтом Гейдара Алиева, когда он работал первым секретарем ЦК Компартии республики. Так что вся моя жизнь связана с Азербайджаном.
- А как появилась идея создать русскую общину?
- В начале 90-х я был депутатом Верховного совета Азербайджана. И ко мне приходили люди и спрашивали совета, что им делать, уезжать или нет. Приходили и те, кто хотел приостановить отток русского населения из Азербайджана и восстановить связи с Россией. И в 1992 году мы решили организовать общество "Азербайджан-Россия". А потом на его базе создали русскую общину Азербайджана.
- По началу, наверное, было трудно?
- Не могу сказать, что легко. Нам приходилось противостоять тем силам, которые пытались дестабилизировать обстановку в республике, противодействовать оттоку русского населения и попыткам закрыть русские школы. Мы старались сохранить русский язык, культуру, обычаи и традиции. Кстати, когда мы создавали общину, мне позвонил Гейдар Алиев. Он тогда жил в Нахичеване. И вот он мне говорит: «Зачем вы создаете русскую общину, я приду к власти, и мы все повернем на 180 градусов». Я ему ответил, что мы собираемся помогать людям адаптироваться в новых условиях жизни, а общественная организация нужна для восстановления связей с Россией. Он со мной согласился. А когда стал президентом, действительно сделал все, что обещал. Восстановил праздники, сохранил все русские школы и остановил гражданскую войну. Тогда в Кировабаде (ныне Гянджа) стояли определенные силы, которые хотели идти на Баку. Он поехал туда, встретился и переговорил с одним из лидеров группировки, который был заведующим базы по очистки шерсти. По сути завскладом. Но Гейдар Алиев ради своего народа и государства поехал и встретился с ним. И Азербайджан избежал войны. Поэтому сегодня, когда я встречаюсь с украинскими коллегами, я им всегда советую брать пример с Гейдара Алиева. Он был гениальным политиком и мужественным человеком.
- Я слышала, что он и православные праздники посещал?
- Это так. Придя к власти, он сразу же уделил большое внимание русским Азербайджана. Помню, в 1994 году он позвонил мне перед Рождеством, спросил, как мы будем отмечать праздник. А мы устраивали большой концерт. Тогда он сказал, что хочет приехать. И действительно приехал, несмотря на то, что плохо себя чувствовал. Выступил перед людьми, сказал, что он гарант сохранения их прав и попросил никуда не уезжать. И люди ему поверили и остались. Потом он был у нас еще на праздновании Пасхи. Впервые в истории мусульманского государства президент республики посетил православный храм. И дай Бог здоровья нынешнему президенту Ильхаму Алиеву, который продолжает дело своего отца. Он не только сохраняет традиции, но и развивает их.
- То есть русские в Азербайджане чувствуют себя комфортно?
- Это действительно так. Нынешний президент Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что знание русского языка — это богатство народа Азербайджана. Поэтому у нас не только сохранены все русские школы, у нас реализуется программа по углублённому изучению русского языка и в азербайджанских школах. В вузах на русскоязычных факультетах обучается более 16 тысяч студентов. Издаются на русском языке газеты и журналы и из России поступают. В объявлениях по трудоустройству часто пишут, что желательно знание русского языка. То есть проблем общения вообще не возникает. Даже приходя на базар, где я стараюсь говорить на азербайджанском языке, мне отвечают на русском. В столице и других городах функционируют православные храмы. Азербайджанский меценат Айдын Курбанов спонсировал восстановление храма Святых жен-мироносиц в Баку, который был в полуразрушенном состоянии. А Фонд Гейдара Алиева отремонтировал много других церквей. В частности, храм Пресвятой Богородицы в Баку и Михайловский собор в Гяндже.
- Чем сегодня занимается русская община Азербайджана?
- Мы организуем очень много мероприятий. При общине работает Центр русской культуры. Помещение - бывший Дом военной книги - нам выделил Гейдар Алиев. Там мы проводим заседания республиканского совета общины, организуем праздники. Православные, российские, азербайджанские. Ведется и кружковая работа. В частности, по изучению азербайджанского и русского языков. Проводим гала-концерт конкурса русской песни и танца. Он называется "Родники души". В прошлом году в нем участвовало 120 коллективов, в этом 130. Проект финансирует министерство культуры Азербайджана, иногда департамент внешнеэкономических и международных связей правительства Москвы, с которым мы тоже сотрудничаем. Мы также участвуем в программе "стипендия мэра Москвы". Ее получают 22 лучших студента азербайджанских вузов, которые обучаются на русском языке. Много дел у нас и в связи с 70-летием Победы. Мы составили списки всех захоронений и направили их в российский совет ветеранов. Если кто-то найдет в этих списках своих родственников, мы их приглашаем приехать на могилы.
- А правда, что некоторые русские, которые уезжали из Азербайджана, потом возвращались обратно?
- Это так. Некоторые русские возвращались, потому что не могли себя найти. Есть и россияне, которые приезжают сегодня. Ко мне недавно пришел русский парень из Москвы. Он решил переехать в Гянджу. Ему там девушка понравилась. Просил помочь трудоустроиться и получить гражданство. Есть и другие подобные примеры. С другой стороны, уезжали и уезжают азербайджанцы. Но большинство из них едут жить и работать ни в Америку, Европу или Турцию, а в Россию. Это значит, что азербайджанский народ голосует за Россию ногами.
- А почему, по-вашему, азербайджанцы выбирают в основном Россию?
- У нас много точек соприкосновения, много близкого в культуре, традициях, менталитете. Азербайджанский народ также как и русский очень гостеприимный, душевный и доброжелательный. Эти качества переплетаются и создают мост между двумя народами, который все время укрепляется. Не случайно у нас очень много смешанных браков. На государственном уровне у нас сегодня тоже очень хорошие отношения. Хотя мы пережили и период охлаждения. Я был в делегации во время первого визита Гейдара Алиева в Москву в качестве президента республики. Я участвовал в переговорах и видел, насколько натянуты были отношения между Ельциным и Алиевым. Были острые моменты еще из-за того, что Россия осуществляла поставки вооружений Армении. Причем, в обход Ельцина. Мы требовали создание комиссии по расследованию этих фактов. Но когда президентом России стал Владимир Путин, все резко изменилось. Путин и Алиев сразу же нашли общий язык. У нас тогда еще шутили, что встретились Алекс с Юстасом. И между нашими странами наступило полное взаимопонимание. И сегодня у нас с Россией партнерские добрые отношения. Несмотря на то, что по некоторым вопросам наши мнения могут не совпадать.
- Вы имеете в виду проблему Нагорного Карабаха?
- Да. Мягкая позиция России по отношению нагорно - карабахского конфликта - единственный момент, который нас беспокоит. И я об этом говорил на встрече и с Нарышкиным, и с Зюгановым, когда они приезжали в Азербайджан. У нас мощные вооруженные силы, мы можем в любое время решить этот конфликт военным путем. Но мы не хотим, чтобы лилась кровь, не хотим устраивать то, что творится сейчас на Украине. Мы хотим решить эту проблему мирным путем. И мы готовы дать Нагорному Карабаху самые большие полномочия, чтобы сохранить территориальную целостность страны. Но процесс договоренностей идет очень трудно. Поэтому мы очень надеемся на Россию как на своего большого соседа, обладающего влиянием в мире. Мы считаем, что именно Москва может помочь решить проблему Нагорного Карабаха. Если бы Россия заняла более твердую позицию, конфликт был бы решен быстрее. Несмотря на это, наши отношения развиваются очень успешно. И это во многом благодаря тому, что взаимопонимание между нашими президентами сегодня находится на высочайшем уровне.
Читайте также: