Как крестьянский отдых был связан со сложившейся структурой крестьянского труда
К концу XIX века проблемы выкупа помещичьих земель оставались ещё тяжелым бременем примерно для 35% крестьян, именно для бывших до реформы 1861 года крепостными . Кроме крепостных , до 1861 года были ещё государственные крестьяне (жившие на казённых землях, их было 45% от общего числа) и удельные крестьяне (на землях императорской фамилии). Забегая несколько вперёд, напомню, что все проблемы выкупов были окончательно решены (через их списание) только в 1906-1907 гг. Таким образом, к концу XIX века процесс становления крестьян-собственников хотя и значительно продвинулся, но ещё не был завершён. В этом деле Россия отставала на 50 и более лет от развитых стран Европы. Значительно ниже чем в Европе были и грамотность крестьян, и агрокультура, и урожайность на полях.
Не была решена ещё и проблема неурожайных лет (недостаточное развитие в России сети железных дорог, которые в Европе уже обеспечивали мобильную переброску запасов зерна), что иногда приводило к массовому голоду во многих неурожайных губерниях. Последний массовый голод в царской России был в катастрофически неурожайном 1891 году – я надеюсь рассказать об этом в отдельной публикации, где сопоставлю массовый голод 1891 года с советскими голодоморами (1920-х, 30-х и 1946 года).
Далее, говоря о проблемах крестьянства конца XIX века, необходимо отметить очень высокую детскую смертность: она была примерно в 2.5 раза выше чем в среднем по Европе. Все эти проблемы стали активно и быстро решаться только в начале XX века, в правление Николая II, и особенно решительно и стремительно в 1907-1917 гг – в годы т.н. Русского экономического чуда. Я расскажу об этом позже, во второй части этого обзора о жизни крестьян. Здесь же замечу, что сформированные в СССР представления о «тяжёлой беспросветной участи русского крестьянина» всё же очень сильно преувеличены, даже относительно XIX века, не говоря уже о 1907-1917 гг.
Оппоненты часто ссылаются на тексты русских классиков о крестьянстве. Так, по опыту дискуссий о жизни крестьян в царской России знаю, что для доказательства тяжелой их доли нередко вспоминают двенадцать писем из деревни Александра Николаевича Энгельгардта [ Энгельгардт А. Н. , Из деревни: 12 писем 1872-1887 гг. М.: Наука, 1999].
Но не будем забывать, что это письма из 1870—80-х годов, а положение крестьян с конца XIX века и до 1917 года быстро улучшалось. Не стоит забывать и о том, что профессор Энгельгардт был близок к народникам (и, собственно, в свою деревню Батищево был сослан в 1870 году в связи со студенческими волнениями, организованными, кстати, главным бесом народников — уже упоминавшимся нами Сергеем Нечаевым). Понятно, что Энгельгардт, когда уделял время описанию жизни крестьян, останавливался прежде всего на бедах русской деревни тех времен. Тем более с исторической точки зрения нельзя назвать отражающими всю полноту жизни крестьян произведения русских писателей, классиков нашей литературы. Некрасов, Толстой, Короленко — они ведь писали именно о том, о чем болела душа, о бедах народных, хотя бы эти беды и касались только самых бедных, самых униженных, самых оскорбленных. А сколько было этих самых бедных? 10-15 %? Вряд ли больше 20 %. Конечно, и это много, но, если мы занимаемся историей, то давайте изучать положение всех слоев крестьянства, а не только бедноты.
Возвращаясь к письмам Энгельгардта, замечу, что цитируются они обычно весьма выборочно. Например, расхожая цитата:
В нашей губернии, и в урожайные годы, у редкого крестьянина хватает своего хлеба до нови; почти каждому приходится прикупать хлеб, а кому купить не на что, те посылают детей, стариков, старух в «кусочки» побираться по миру. В нынешнем же году у нас полнейший неурожай на все… Плохо, — так плохо, что хуже быть не может. <…> Крестьяне далеко до зимнего Николы приели хлеб и начали покупать; первый куль хлеба крестьянину я продал в октябре, а мужик, ведь известно, покупает хлеб только тогда, когда замесили последний пуд домашней муки. В конце декабря ежедневно пар до тридцати проходило побирающихся кусочками: идут и едут, дети, бабы, старики, даже здоровые ребята и молодухи .
Тяжелая картина! Но не припомню, чтобы кто-то из оппонентов цитировал следующий абзац этого же письма Энгельгардта :
«Побирающийся кусочками» и «нищий» — это два совершенно разных типа просящих милостыню. Нищий — это специалист; просить милостыню — это его ремесло. Нищий, большею частью калека, больной, неспособный к работе человек, немощный старик, дурачок. <…> Нищий — божий человек. Нищий по мужикам редко ходит: он трется больше около купцов и господ, ходит по городам, большим селам, ярмаркам. <…> У побирающегося кусочками есть двор, хозяйство, лошади, коровы, овцы, у его бабы есть наряды — у него только нет в данную минуту хлеба; когда в будущем году у него будет хлеб, то он не только не пойдет побираться, но сам будет подавать кусочки, да и теперь, если, перебившись с помощью собранных кусочков, он найдет работу, заработает денег и купит хлеба, то будет сам подавать кусочки. У крестьянина двор, на три души надела, есть три лошади, две коровы, семь овец, две свиньи, куры и проч. У жены его есть в сундуке запас ее собственных холстов, у невестки есть наряды, есть ее собственные деньги, у сына новый полушубок.[Энгельгардт А. Н., Из деревни: 12 писем 1872-1887 гг. М.: Наука, 1999]
Три лошади, две коровы, семь овец, две свиньи , и прочее — да это середняк (а то и кулак) по меркам 1930-х годов… А побирается кусочками он потому, что не хочет ничего продавать из своего добра и знает, что в этом году (неурожайном для его семьи, деревни или всей губернии) помогут ему, а в следующем, неурожайном для кого-то другого, уже он будет помогать. Это обычный для русской деревни принцип крестьянской взаимопомощи. Кстати, в фундаментальном научном исследовании д. и. н. М. М. Громыко «Мир русской деревни» [ Громыко М. М. , Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991] можно подробно прочитать об этом.
И, заканчивая это длинное отступление о книге А. Н. Энгельгардта, следует сказать, что, безусловно, все образованное общество России того времени было благодарно ему (и, безусловно, справедливо благодарно) как за эти письма, так и за его деятельность в пореформенной русской деревне. Замечу также, что эти письма печатались в то время в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы» безо всяких цензурных вырезок.
Все познается в сравнении. Вы можете себе представить, чтобы какой-нибудь правдоискатель или писатель публиковал свои письма из деревни в 1930-х годах в советских газетах и журналах, где описывал бы происходящее? Можете себе представить, что такое случается во времена Сталина? Разве что в личном письме самому Сталину, рискуя свободой (а то и жизнью) осмелился, например, Шолохов написать об этом. А попробовал бы он это опубликовать!
§ 26 . Перемены в повседневной жизни российских сословий
Вопросы к § 26 . Перемены в повседневной жизни российских сословий
1. Чем характеризовался усиливавшийся контраст между образом жизни бедняков и богачей?
2. Что нового появилось в одежде вельмож? Как вы оцениваете их стремление к безудержной роскоши?
Как мы помним, при Петре I западноевропейские фасоны платья и обуви, головных уборов и зимней одежды вводились насильственным путём, по указу свыше. К середине XVIII в. мода на иностранные наряды вошла в привычку.
Вначале русские дворяне выписывали платья и камзолы из Европы, а вскоре стали приглашать портных из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. После Французской революции парижские модистки-эмигрантки открывали в России свои магазины и мастерские, где изготовлялись модные платья, шляпки и красивое бельё для столичных щёголей.
Вместо длиннополой мешковатой традиционной одежды дворяне носили теперь камзолы, тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами. Сверху надевались кафтаны из бархата или плотного шёлка. Рукава были украшены золотым шитьём и жемчугом. Парадный наряд Г. Потёмкина, к примеру, стоил 200 тыс. руб., что равнялось годовому оброку 40 тыс. его крепостных.
Отношусь отрицательно. Со времен Петра III и Екатерины II (Манифест о вольности дворянства и Жалованная грамота дворянству) дворянство превратилось в паразитирующее сословие.
Т. е. дворяне теперь могли не служить государству, а прожигать жизнь эксплуатируя крепостных крестьян, шить за их счет миллионные камзолы и даже жить за границей. Типа современных олигархов.
Потемкин хоть и присоединил Крым, но он был духовным трансвеститом (как и большинство других дворян), типа Аллы Борисовны I Пугачевой и ее возлюбленного №6 Филиппа VI Киркорова. Это не для учителя!
3. Какие изменения произошли в пище представителей разных сословий России, способах её приготовления?
Основная масса населения питалась традиционными продуктами.
У богатого и «среднего» городского населения в XVIII в. на столе появились завезённые из Европы новшества: сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты.
Огромной популярностью пользовалась западная кулинария. Не было ни одного изысканного европейского рецепта, которого не ввели бы на своих кухнях русские вельможи. А некоторые повара, работавшие в России, стали родоначальниками новых, ставших ныне традиционными, блюд русской кухни.
Следование западной моде в еде привело к тому, что употреблять обычные русские блюда дворяне старались только в домашней обстановке, когда не было лишних глаз. С официальных приёмов и обедов исчезли щи, множество традиционных русских похлёбок, приготовленных в русской печи, и т. п. Вместо них теперь подавали бульоны или супы, а любимые русские пироги из дрожжевого теста были заменены слоёными пирожками на французский манер.
4. Как высшие сословия проводили своё «свободное» время?
Развлекались на балах, маскарадах. играли в карты, проигрывая крепостных крестьян.
5. Почему изменения в быту в XVIII в. в основном затронули только высшие слои общества?
Основная масса населения жила по традициям предков, на европейские новшества у них просто не было денег. Да они к ним и не стремились.
6. Как крестьянский отдых был связан со сложившейся структурой крестьянского труда?
Если иметь ввиду времена года, то зимой крестьянин иногда отдыхал.
У крестьян свободного времени не было даже в религиозные праздники и в воскресные дни (вплоть до указа Павла 1797 г.). В свободное от работы на помещика время они чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь.
В зимние праздники и на Масленицу катались на санях с гор, в сочельник — с Рождества до Крещения — колядовали, на Ивана Купалу девушки водили хороводы, парни прыгали через костёр. В остальное время крестьяне на камзол Потемкина.
Как крестьянский отдых был связан со сложившейся структурой крестьянского труда?
Великая греческая колонизация
С середины 8 века до н. э. греки начинают расселяться по всем берегам Средиземного и Черного морей. На корабли люди грузили домашних животных, припасы и отправлялись в путь. По подсчетам ученых, греки основали тогда за морем несколько сот городов. Эти переселения сейчас называют великой греческой колонизацией, а новые города - колониями. Великой ее называют из-за огромного размаха колонизации. Продолжалась она примерно 300 лет.
Греческая колонизация имела три основных направления. Самым значительным было западное направление - в сторону острова Сицилия, Южной Италии, Южной Франции и даже Испании. На юг греки плавали к северным берегам Африки. Но здесь они встретили сопротивление египетских фараонов. Поэтому на территории Египта был основан только город Навкратис. На северовосток путь шел в сторону проливов, соединявших Средиземное море с Черным морем, и далее к его берегам.
1. Причины колонизации. Основание новых городов было вызвано различными причинами Например, в одном государстве условия жизни были очень хорошими и поэтому через некоторое время население настолько увеличилось, что прокормиться на имеющейся земле уже не могло. В другом полисе начиналась ожесточенная борьба между гражданами. Тогда народное собрание принимало решение выселить часть населения, чтобы другие жили спокойно. Или побежденные в борьбе покидали родной полис. Были и другие причины для колонизации.
Греческие колонии основывали в местах, удобных для жизни, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани. Города строили там, где греки уже бывали раньше по торговым делам.
Прибыв на место, переселенцы делили на равные участки землю и внутри города, и вокруг него, на полях и лугах. Они окружали город стенами, возводили храмы богам, строили жилища. Новые города были совершенно независимы от того города, из которого приплыли колонисты (этот город назывался метрополией - городом-матерью) . Самым прославленным из метрополий был Милет в Малой Азии. Выходцы из Милета основали несколько десятков колоний.
2. Результаты колонизации. Великая греческая колонизация оказала огромное влияние на развитие всего древнегреческого мира. Она расширила знания греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии, культуре.
Колонизация способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Колонисты нуждались во многих вещах, которые первоначально не могли производить сами и вынуждены были покупать в Греции. Из Эллады в колонии везли изделия кузнецов и других ремесленников, оливковое масло, вино. Из колонии в обмен везли зерно, рабов, металлы. Новые городa росли и богатели.
3. Колонии на северных берегах Черного моря. Много колоний греки основали на северных берегах Черного моря, на территории современных России и Украины. Самое мощное государство, которое возникло здесь, - Боспорское царство. Боспорское царство владело обширными плодородными землями и было богато хлебом.
На окраине Севастополя находятся развалины греческого городаХерсонес. Сейчас здесь заповедник, и можно пройти по раскопанным археологами древним улицам и увидеть остатки различных зданий. Еще одним греческим городом была Ольвия (что значит "Счастливая"). Этот город во время своего путешествия посетил "отец истории" Геродот. Он собирал здесь сведения о скифах. 4. Скифы. Скифы были ближайшими соседями греков в Северном Причерноморье.
По словам Геродота, "скифы вовсе ничего не cеют и не пашут", "у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища - в кибитках". Несмотря на примитивность жизни скифов, им удалось создать мощное государство. Скифам подчинялись многие народы, жившие по соседству с ними. В 512 году до н. э. скифы даже отразили поход мощной армии персидского царя Дария I.
Екатерина 1-я,
Пётр 2-й,
Анна Иоанновна,
Иван 6-й Антонович,
Елизавета Петровна,
Пётр 3-й,
Екатерина 2-я. 8 месяцев назад
Если Вы имеете ввиду иудаизм, то вот:
Плюсы:
1. первая монотеистическая религия, где почитается Истинный Б-г, Творец неба и земли;
2. отсутствует идолопоклонство;
3. развивает глубокое послушание;
4. воспитывает высокую нравственность;
Минусы (он один, но зато КАКОЙ) :
1. иудаизм отрицает Мессианство Иисуса, они теряют своего же Спасителя!! !
Иллюзии о помещичьих землях и действительные проблемы
К концу XIX века из 380 миллионов десятин земли в Европейской части России только 15 % принадлежало дворянам, а в Сибири и на Дальнем Востоке дворянских землевладений вообще не было [ Пушкарев С. Г., Обзор русской истории. М.: Наука, 1991]. Огромные земельные владения казны большей частью состояли из неудобных земель: таежных северных лесов, тундры, гор, болот [История России. XX век: 1894-1939 / под ред. Зубова А. Б. М.: Астрель, 2009., c. 72]. Причем, при преобладании мелкого крестьянского землевладения в России малоземельных хозяйств (менее 5 десятин на двор) было гораздо меньше, чем в других странах — менее четверти. Так, во Франции хозяйства менее 5 гектар (это 4,55 десятин) составляли около 71% всех хозяйств, в Германии — 76%, в Бельгии — 90%. Средний размер землевладения французских крестьянских хозяйств в конце XIX века был в три-четыре раза меньше, чем русских [ Пушкарев С. Г., Обзор русской истории. М.: Наука, 1991]. При этом в России крестьянам принадлежало 62% всех удобных земель, в то время как во Франции — 55%, в Пруссии — 12%, а в Англии в то время почти все крестьяне были только арендаторами земель латифундистов. Возможность улучшить положение крестьянства за счет помещичьей собственности была иллюзией (которую, тем не менее, активно успешно раздували в своих целях революционеры и часть интеллигенции ). Увеличение средней площади земли, находящейся в пользовании крестьян после большевистского Декрета о Земле 1917 года, составило всего 16,3% [История России. XX век: 1894-1939 / под ред. Зубова А. Б. М.: Астрель, 2009., c. 72].
Главной проблемой российского крестьянина примерно до 1907 года была техническая отсталость, низкая производительность хозяйства, а также общинное землевладение.
Тем не менее, уже со второй половины XIX века для предприимчивого крестьянина и община была не помехой. Он мог как опираться на нее и в чем-то с нею считаться, так и действовать достаточно самостоятельно. Выразительным свидетельством возможностей для предпринимательской инициативы служит огромная роль так называемых торгующих крестьян в экономике страны еще при крепостном праве, а также происхождение купцов и предпринимателей из крестьян как массовое явление во второй половине XIX века.
Вообще крестьянской поземельной общине, с ее уравнительными тенденциями и властью «мира» над отдельными членами, в России чрезвычайно «повезло»: ее поддерживали, защищали и охраняли все — от славянофилов и Чернышевского до Победоносцева и Александра III. Сергей Витте пишет об этом в своих «Воспоминаниях» [ Витте С. Ю. , Воспоминания. М.: Соцэкгиз, 1960]:
Защитниками общины являлись благонамеренные, почтенные «старьевщики», поклонники старых форм, потому что они стары; полицейские пастухи, потому что считали более удобным возиться со стадами, нежели с отдельными единицами; разрушители, поддерживающие все то, что легко привести в колебание, и наконец теоретики, усмотревшие в общине практическое применение последнего слова экономической доктрины — теории социализма .
Напомню также, что крестьянские общины в России за сотни лет до этого были насаждены сверху (властями, для фискальных целей — сбора налогов), а вовсе не являлись результатом добровольного объединения крестьян или «коллективистского характера русского народа», как утверждают прежние и нынешние «почвенники» и «государственники», а также «красные» всех мастей и оттенков. На самом деле, по своей сути русский человек и был, и есть большой индивидуалист, а также созерцатель и изобретатель.
Вероятно, главная беда крестьянского вопроса в России начала XX века была в том, что все «передовые» (именно в кавычках) партии (сначала РСДРП, после эсеры и большевики, а затем даже и кадеты) предлагали и обещали крестьянам отдать им господскую землю — но если бы крестьяне имели понятие об аграрной статистике и знали бы, что дележка «господских» земель может увеличить их землепользование лишь на 15-20 % (а к 1917 году уже не более чем на 10%), они, конечно, не стремились бы к ней, а занялись бы возможным улучшением собственного хозяйства и усовершенствованием системы земледелия (при старинной «трехполке» треть земли постоянно не использовалась)
Об этой проблеме писал известный зарубежный историк С.Пушкарев [ Пушкарев С. Г., Обзор русской истории. М.: Наука, 1991]:
Но они (крестьяне) возлагали на предстоящую «прирезку» совершенно фантастические надежды, а все «передовые» (в кавычках) политические партии поддерживали эту иллюзию — поддерживали именно потому, что отъем господских земель требовал революции , а кропотливая работа по улучшению урожайности и технической оснащенности (в частности, через развитие на селе кооперации) этого не требовала. Этот прямо обманный, аморальный подход к крестьянскому вопросу составлял суть крестьянской политики всех левых, революционных партий , а затем и кадетов .
А ведь коренная нравственность страны держалась прежде всего крестьянством. Наряду с трудолюбием, честь и достоинство составляли ее стержень. И вот, эту основу начала разъедать ржавчина лукавой и обманной агитации левых партий тогдашней России.
О какой проблеме, связанной с использованием крестьянского труда на фабриках, упоминается в документах
Были проведены попытки реставрации монархии. В 1975 году была утверждена Конституция. В 1880 году были проведены реформы республиканцев. Так же в 80-х годах Франция пережила политический кризис. Начало развиваться социалистическое и профсоюзное движение.
1 месяц назад С греческого - мужественный 10 месяцев назад 1.Это был бы крах,все на него смотрели бы с презрением.Это был бы для него свой конец света,т.к. он не смог бы жить нормально.2.Различные подати,а также продажа индульгенции.
3.Это был протест против падения нравственности монашества и духовенства. 2 месяца назад
Потому что гладиаторы отчаянно сражались за свою свободу, терять им было нечего. Они делали самые смелые вылазки из укрытия, захватывали оружие, освобождали рабов. Даже когда сенат отправил на подавление восстания 3 тысячи солдат, которые перекрыли узкую тропинку на краю пропасти, ведущую к убежищу рабов, Спартак – предводитель восставших нашел выход из ловушки. Гладиаторы сплели лестницу из лоз дикорастущего винограда и ночью спустились в пропасть. В темноте они атаковали спящих римских солдат, обратив их в бегство.
Вот так хитростью, смекалкой и отчаянием, гладиаторам удавалось держать оборону, отстаивая свою свободу. Ряды восставших пополнялись стремительно. К Спартаку присоединялись тысячи обездоленных рабов.
Спартак напомнил римлянам Ганнибала, потому что тот был таким же отчаянным и самоотверженным. Кроме того, Спартак, также, как и Ганнибал, задумал сложнейший переход через Альпы, за которыми, как он надеялся, рабов ожидала свобода.
1 год назадМексика, Венесуэла, Перу, Эквадор, Чили, Аргентина, Колумбия, Куба, Боливия, Гаити, Уругвай, парагвай, Пуэрто_рико, Новая Гранада, Панама.
Проверочная работа по истории Быт и обычаи 7 класс
Проверочная работа по истории Быт и обычаи 7 класс с ответами. Проверочная работа включает 8 вопросов.
1. Объясните необходимость для императорской семьи и богатых людей иметь несколько дворцов и домов.
2. Какой из дворцов Санкт-Петербурга оказался самым недолговечным?
3. Предположите, почему дворянские парики называли «львиная грива» или «крысиный хвост».
4. Объясните смысл понятия «раздельное питание».
5. Как мода на западную кухню повлияла на употребление традиционных русских блюд?
6. Прочитайте следующее предложение и выделите блюда, при приготовлении которых используется мясо: «На обед барину подали постный борщ, куропатку, холодный салат из ягнёнка, маринованную спаржу, студень с хреном и солёную лососину».
7. Почему многие знатные люди всерьёз считали свои развлечения тяжёлой работой?
8. Как крестьянский отдых был связан со сложившейся структурой крестьянского труда?
Ответы на проверочную работу по истории Быт и обычаи 7 класс
1. Императорская семья имела резиденции в нескольких городах. В каждом таком городе необходимо было иметь дворец для комфортного проживания. Богатые же люди часто стремились находиться как можно ближе к императорской семье, что понуждало их строить собственное жильё в тех городах, где существовали императорские резиденции.
2. Ледяной дворец, построенный. по приказу Анны Иоанновны.
3. Эти парики своим видом напоминали львиные гривы и крысиные хвосты.
4. Питание, в котором продукты не смешиваются при готовке.
5. Употреблять традиционную русскую пищу стало не модно, так что знать употребляла её исключительно в домашней обстановке, без присутствия посторонних.
6. Холодный салат из ягнёнка, студень.
7. Участие в развлечениях отнимало много времени и требовало большого количества сил.
8. Как такового свободного времени у крестьян не было, поэтому в свободные от производительной деятельности часы они занимались домашними делами. Таким образом, крестьянский досуг являлся продолжением крестьянского труда.
Как крестьянский отдых был связан со сложившейся структурой крестьянского труда?
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Как крестьянский отдых был связан со сложившейся структурой крестьянского труда? . » по предмету 📙 История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Новые вопросы по истории
Початок Першої світової війни. Воєнні дії в 1914 р. на українських землях.
Кто из названных государственных государственных Деятелей стали участниками борьбы за высшую власть после смерти Сталина
Начало кооперативного движения среди крестьянства
Развивалась в России конца XIX века и кооперация. Возникновение первых кооперативных организаций в России относится к 60-м годам XIX века, то есть к тому же времени, когда они стали распространяться в передовых странах Европы. Более того, Россия даже опережала в этом отношении многие из них. Земства, видя безусловную полезность кооперативных объединений для крестьян, стали инициаторами их создания. Кроме того, они выделяли немалые средства на поддержку кооперативов. Однако настоящую силу и распространение кооперация приобрела в России при Столыпине, когда ее преимущества поняли сами крестьяне.
«Кулак, середняк, бедняк»?
Каково было расслоение крестьянских хозяйств к началу XX века? Ленин в одной из первых своих работ «Развитие капитализма в России» (1899) на основе анализа земской статистики по Европейской части России (по пахотным губерниям, с преобладанием зернового хозяйства) приводит следующие данные:
Безлошадные крестьянские хозяйства: 27,3 %, с 1-й лошадью: 28,6 %, с 2-мя лошадьми: 22,1 %, с 3-мя и более лошадьми: 22 % [ В.И. Ленин , ПСС, т. 3, гл. X].
Правда, в эти данные Ленин не включил статистику по богатому Донскому краю и сделал оговорку о том, что в молочных хозяйствах надо бы учитывать число не лошадей, а коров. К областям, в которых преобладающее значение имели не зерновые продукты, а продукты скотоводства (молочное хозяйство) относились в конце XIX века богатые прибалтийские и западные губернии, а также небедные северные и промышленные, и лишь части некоторых центральных губерний (Рязанской, Орловской, Тульской, Нижегородской). В другой главе этой работы [ПСС, т. 3, гл. V] Ленин дал статистику только по некоторым из этих последних, относительно бедных губерний . По его данным, ни одной коровы в хозяйстве не имели в этих нечерноземных губерниях около 20 % крестьянских хозяйств, одну-две коровы имели около 60 % хозяйств, а три и более — около 20 %.
И даже при таком, не вполне объективном подходе, в среднем, по данным Ленина, на один крестьянский двор в центральной России приходилось 6,7 голов скота (в пересчете на крупный рогатый скот). Значит ли все это, что 20—27 % крестьянских семей в Европейской части России не имели ни лошади, ни коровы? Судя по всему, вовсе не так: скорее, 20-27% хозяйств в пахотных (зерновых) уездах не имели лошадей, но держали коров, а примерно 20 % хозяйств в молочных уездах не имели коров, но имели лошадь.
Так или иначе, но, с соответствующими коррективами, можно предположить, что к беднякам можно было отнести не более (а скорее гораздо менее) 20% крестьянских семей, к середнякам — около 60 %, а к зажиточным крестьянам (с тремя и более лошадьми и/или коровами) — около 20 %. Стоит отметить, что понятия «кулак» и «середняк» появились гораздо позже (в пору коллективизации), а тогда крестьяне делили себя на работящих и бездельников.
Однако так ли велико было расслоение между этими группами по уровню жизни, по потреблению продуктов (по питанию)? Да, в большинстве бедных (безлошадных) крестьянских семей кто-то (глава семьи или один из старших сыновей) батрачил в зажиточных хозяйствах. Но в таком случае батрак питался из одного котла с членами семьи «кулака» и при переписях нередко записывался хозяином как член семьи.
§ 20. Крестьянская реформа и её значение
Какие повинности несли крепостные крестьяне до их освобождения в пользу помещиков, а какие — в пользу государства?
Личные права и земельный надел крестьян. 19 февраля 1861 г. крестьяне получили личную свободу, т. е. перестали быть помещичьей собственностью. Теперь помещик не мог подвергать крестьян телесным наказаниям, продавать их, вмешиваться в их хозяйственные и личные дела. Но до полной независимости крестьян от помещиков было ещё далеко: пока они не рассчитаются со своим недавним владельцем, заплатив выкуп за положенную им землю, крестьяне обязаны были по-прежнему работать на барщине и платить помещику денежный оброк. После освобождения они попадали в переходное состояние, получив название временнообязанных.
Отмена крепостного права в России
В «Положении. » были чётко указаны нормы наделов, которые могли получить крестьяне, — различные по величине в зависимости от природно-климатических условий (больше — в нечернозёмной и степной полосе, меньше — в чернозёмной). Если эти нормы превышали количество земли, которой крестьянин пользовался до отмены крепостного права, помещик должен был «прирезать» им недостающее; если были меньше — мог «отрезать» в свою пользу.
Нормы, как правило, были меньше бывших крестьянских наделов. Прирезки получили около 15% крестьян. Отрезки же были произведены примерно у 65% бывших крепостных.
При этом многие помещики сумели превратить отрезки в своеобразную ловушку для своих бывших крепостных. Нередко «лишнее» отрезалось так, что крестьяне теряли луга, выгоны для скота, водопои. Поэтому они заведомо не могли вести нормальное хозяйство и неизбежно попадали в зависимость от помещика, который сдавал им дополнительные земли на выгодных для себя условиях.
В самое тяжёлое положение попали те крестьяне, которые вышли на «даровой», или «четвертной», надел. Это было важное «усовершенствование», внесённое крепостниками в «Положение. ». В соответствии с ним помещик и крестьяне могли пойти на добровольное соглашение: крестьяне получали 1/4 полагавшегося им надела, но даром, без всякого выкупа. Поскольку выкуп был очень велик, а значительную часть его надо было платить сразу, многие соблазнились на этот «дар». Недостающую землю они рассчитывали брать в аренду у того же помещика или постепенно прикупить. Поначалу это было несложно, поскольку арендная и покупная цены на землю в первые после реформы годы были сравнительно невелики. Но затем они резко пошли вверх, и те, кто получил «даровой» надел, оказались в тяжелейшем положении.
Осенняя пахота в Малороссии. Художник М.К. Клодт
• Узнайте, в каких губерниях России преобладала пахота с использованием быков, а в каких — лошадей. С чем это было связано?
Выкупная операция. Земельный надел крестьяне получали в ходе так называемой выкупной операции. Однако в основу расчёта суммы выкупа была принята не стоимость получаемой крестьянином земли, а сумма оброка, которую он выплачивал помещику до реформы.
Крестьянин должен был уплатить помещику такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк под 6% годовых, ежегодно приносила бы доход, равный прежнему годовому оброку с этого крестьянина. Например, если крестьянин платил в год оброк в 10 рублей, то сумма выкупа рассчитывалась так:
X = 10*100:6 = 166 рублей 66 копеек.
Считалось, что такой подход позволит помещикам и после реформы сохранить доходы на прежнем уровне. Крестьянам же предстояло собирать огромные для них деньги на выкуп.
Для большинства крестьян это было нереально. Поэтому правительство приняло основной груз расчётов с помещиками на себя. Государство выплачивало им сразу за каждого крестьянина 80% выкупной суммы; остальные 20% помещик получал с самого крестьянина по договорённости: сразу или в рассрочку, деньгами или отработками.
Подобное решение позволило значительно ускорить выкупную операцию и успокоить помещиков, но оно отнюдь не улучшило положение выходивших на свободу крестьян. Дело в том, что деньги, потраченные на выкупную операцию, государство рассматривало как ссуду, предоставленную крестьянам. Предполагалось, что крестьяне будут возвращать государству эту ссуду на протяжении 49 лет, ежегодно выплачивая 6% от этой суммы в виде так называемых «выкупных платежей». Таким образом за 49 лет правительство рассчитывало не только возместить свои расходы, но и получить прибыль (6% х 49 лет = 294%).
Мировые посредники. «Переходное состояние» крестьян, введённое в феврале 1861 г., породило множество проблем. Отбывание временнообязанными повинностей в пользу их бывшего хозяина, сложные и нередко противоречивые расчёты между помещиками и крестьянами в отношении земли и выкупа — всё это неизбежно порождало острые споры и тяжбы. Решить их, избегая серьёзных столкновений, призваны были мировые посредники. Они назначались Сенатом из числа местных помещиков по представлению губернатора и предводителя дворянства.
Правительство требовало от мировых посредников, чтобы они действовали в государственных интересах, придерживались закона и сдерживали помещичьи притязания, не давая им грабить крестьян. Однако, будучи сами представителями местного дворянства, посредники редко придерживались этих благородных установок. Гораздо чаще они помогали помещикам решать их проблемы за счёт крестьян. Правда, были и немногие исключения: мировыми посредниками стали такие незаурядные люди, как писатель Л. Н. Толстой, хирург Н. И. Пирогов, декабрист А. Е. Розен, петрашевцы Н.С. Кашкин и Н. А. Спешнее. Пытаясь действовать «по закону и справедливости», такие люди вызывали ненависть помещиков; на них шёл поток жалоб. В результате их, как правило, быстро увольняли или они сами уходили в отставку.
Крестьянские управления и суд. Отмена власти помещика над крестьянами сразу же поставила вопрос о том, кто и как теперь будет ими управлять — поддерживать порядок, собирать подати, улаживать их бытовые и хозяйственные споры. Правительство использовало для этого крестьянскую общину.
Основными ячейками нового управления стали сельский и волостной сходы. На сельский сход собирались все крестьяне, имевшие в данном селе самостоятельное хозяйство. Руководил сходом выборный староста. Несколько соседних сельских обществ составляли волость. На своих сельских сходах крестьяне выбирали представителей на волостной сход из расчёта один человек на десять дворов. Этот сход, регулярно собиравшийся в наиболее значительном селе волости — своеобразной волостной столице, — выбирал на три года волостного старшину. В помощь часто малограмотному старшине сход нанимал писарей.
Эта нехитрая система вполне заменила помещичью власть. Именно через волостных старшин и подчинённых им сельских старост государство доводило до сведения крестьян свои требования: какую сумму податей необходимо уплатить, сколько рекрутов нужно поставить в очередной набор и т. д.
Волостной сход проводил распределение повинностей по сёлам, сельский — по отдельным хозяевам. Волостные старшины и сельские старосты отвечали перед уездными властями за своевременное выполнение всех требований. На них возлагались и полицейские обязанности: они должны были обеспечивать порядок на местах, задерживать бродяг и подозрительных лиц, «пресекать ложные слухи» и пр.
У волостного правления
Правительство изобрело нечто подобное и взамен помещичьего суда. Многие дела, которые раньше решались помещиком, перешли теперь к сельскому сходу: он разбирался с семейными неурядицами, призывал к порядку деревенских нарушителей спокойствия, решал мелкие хозяйственные споры. Дела же, касавшиеся денежных тяжб или требовавшие, по мнению крестьян, какого-либо наказания, передавались в волостной суд, состав которого выбирался волостным сходом.
Волостной суд мог приговаривать к небольшому штрафу или содержанию в заключении (сроком до 7 дней). Очень охотно выборные судьи приговаривали и к телесным наказаниям — до 20 розог. Порка стала в то время исключительной «привилегией» крестьянского сословия, в остальных сферах (учебных заведениях, армии, тюрьмах) телесные наказания были отменены.
Значение реформы. Крестьянская реформа 1861 г. сыграла чрезвычайно важную роль в истории России. Она ликвидировала крепостное право, избавив людей от принудительного труда, от насильственного прикрепления к той или иной территории, предоставив им возможность свободно передвигаться и самим выбирать себе занятие. Тем самым реформа открывала путь принципиально новым экономическим, буржуазным по своей сути, отношениям, основанным на свободе предпринимательства и вольнонаёмном труде.
Реформа пыталась в какой-то степени учесть интересы и помещиков, и крестьян, особенности разных районов страны. Поэтому отмена крепостного права в России произошла относительно мирно.
Однако реформа была проведена так непоследовательно, что многие пережитки крепостного права сохранялись, продолжая препятствовать хозяйственному развитию. Главным из них было искусственное сохранение и постоянная поддержка правительством помещичьего хозяйства — почти исключительно за крестьянский счёт, что обрекало значительную часть крестьянства на полуголодное существование. Помещики получали возможность заставлять крестьян работать на себя и в новых условиях — за бесценок барин обеспечивал себя рабочими руками.
В результате сельское хозяйство не смогло последовательно развиваться по новому пути. Застой же в сельском хозяйстве неизбежно сказывался и в других сферах жизни: в стране, где основная масса населения вела полуголодное существование, кормясь в основном со своего приусадебного хозяйства, где покупательная способность большой части населения приближалась к нулю, — в такой стране трудно было ожидать быстрого роста промышленности и торговли.
Итак, Крестьянскую реформу 1861 г. невозможно оценить однозначно. Россия чрезвычайно нуждалась в этой реформе.
Однако непоследовательность реформы осложнила переустройство страны. В то же время откровенно несправедливый, грабительский по отношению к крестьянам характер реформы вызвал разочарование в высшей власти и у самих крестьян, и у значительной части русского общества. Не случайно после 1861 г. в России резко усилилась революционная борьба.
1. Кто такие временнообязанные крестьяне? Чем их положение отличалось от положения крепостных? В чём состояло сходство?
2. Что такое выкупная операция? Как она проводилась? 3. Какие задачи выполняли мировые посредники? В чьих интересах они действовали? 4. Как были организованы крестьянские управление и суд после отмены крепостного права?
Аренда — временное пользование землёй, строением и т. д. за плату.
Староста — выборное лицо в сельской местности для руководства общиной, селом, волостью.
Крестьянство и царское правительство в конце XIX века
Уже в начале царствования Николая II правительство не раз предоставляло крестьянам различные льготы (в 1894, 1896, 1899 годах), состоявшие в полном или частичном прощении недоимок по казенным платежам. Приведу данные из уже упоминавшейся книги С.Г. Пушкарева «Обзор русской истории «:
В 1895 году был издан новый устав Крестьянского банка, разрешивший банку приобретать земли на свое имя (для продажи их крестьянам в будущем). В 1898 году годовой рост был понижен до 4 %. После реформы 1895 года деятельность банка начала быстро расширяться. Всего со времени открытия банка в 1882 году по 1 января 1907 года (еще до реформ Столыпина) в крестьянские руки перешло, при посредстве банка, всего более 15 % владельческой (господской) земли, на сумму до 675 миллионов рублей, из которых в ссуду было выдано 516 миллионов.
С 1893 года, когда началась активная стройка Транссиба, правительство стало покровительствовать переселению, стремясь в первую очередь заселить районы, примыкающие к железной дороге. В 1896 году в составе Министерства внутренних дел было учреждено особое «переселенческое управление». В 1896, 1899 и 1904 годах были изданы правила о льготах и пособиях для переселенцев; на путевые издержки им было положено выдавать ссуду в размере 30-50 рублей, а на хозяйственное устройство и обсеменение полей — по 100—150 рублей. За десятилетие с 1893 по 1903 год на переселенческое дело правительством было отпущено до 30 миллионов рублей, и к концу столетия дело это развернулось достаточно широко (хотя полное развитие переселенческого движения относится уже к Столыпинской эпохе). С 1885 года по 1895 год общее число переселенцев за Урал составило 162 тысяч; за пять лет с 1896 года по 1900 год — 932 тысячи. Значительная часть переселенцев, привлекаемая слухами о земельных богатствах Сибири, спешила двинуться туда самотеком, не испрашивая разрешений от правительства и «проходных свидетельств». Обратное движение переселенцев составляло от 10 до 25%. Более осмотрительные крестьяне сначала посылали в Сибирь «ходоков» для разведки, и уже потом, по их возвращении, ликвидировали свои дела на родине и двигались в далекий путь — навстречу солнцу… Правительство сознавало также необходимость организации мелкого кредита в деревне и пыталось содействовать созданию этой организации. В 1895 году было издано «Положение об учреждениях мелкого кредита».
Читайте также: