Как импрессионисты открыли японию
Мода на Японию появилась отнюдь не вместе с ныне нежеланным в наших краях аниме, напротив — вот уже почти два столетия она является одним из важнейших трендов западной культуры. Федор Журавлев рассказывает о том, как японская реклама вдохновляла импрессионистов, о связи между роботами из «Звездных войн» и средневековыми японскими крестьянами и о том, удалось ли битникам найти свой дзен.
В XVI веке в Японию хлынули европейские торговцы. Они вывозили золото и серебро и приносили христианство. Распространение католичества, поддержка опальных регионов во время междоусобиц испанцами и португальцами, богатеющие торговцы — всё это разрушало феодальный строй. Поэтому сегунат действовал решительно — выслал из страны всех европейцев и с 1641 года запретил все контакты с миром.
Политика самоизоляции просуществовала до 1853-го, когда командор Мэтью Перри при помощи доброго слова и американского флота заставил Японию открыться миру. После этого в Европу и США хлынули не только товары, но и странная, непонятная культура. Творческие люди сразу начали ее осваивать, примеряя не только к своим произведениям, но и к жизненным принципам.
Как импрессионисты открыли японию
Телеканал "Россия-Культура"
вернуться к странице
Телеканал "Россия-Культура" запись закреплена
Документальный фильм «Как импрессионисты открыли Японию» - 1 апреля в 00:05.
Во второй половине XIX века Клод Моне, Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Пьер Боннар впервые познакомились с японским искусством. Эта встреча ознаменовала переворот в западной живописи. Импрессионисты, а затем и представители авангарда увлеклись японским искусством. По всей Европе японское искусство пользовалось невероятным успехом, вошло в моду.
Рисунок
Как импрессионисты открыли японию
Все проекты
Для бизнеса
Другие проекты
добавлена 8 июня 2020 в 15:37
30 мая Министерство культуры опубликовало разработанные совместно с Роспотребнадзором рекомендации по проведению очных экзаменов в театральных училищах и высших учебных заведениях театрального искусства. Первым учреждением, готовым проводить очные прослушивания в соответствии с новыми правилами, станет Российский институт театрального искусства (ГИТИС). Подробности о вступительных экзаменах и дистанционном обучении в творческих вузах у ректора ГИТИСа Григория Заславского выясняла наш корреспон
«Новая Москва» Пименова, или как похорошела столица
В любом случае, никакие преграды важных товарищей не помешали Юрию Пименову создать свой шедевр. Соцреализм в сочетании с импрессионизмом, добавьте необычный ракурс – смешать, не взбалтывать. На выходе получится изящная картина, сразу ставшая известной.
Молодая девушка мчит по новой Москве навстречу солнечному дню. Кстати, из героини пытались сделать загадочную фигуру и даже выискивали всякие фантастические прототипы, но все намного проще – это муза художника, его жена.
Девушка едет к Охотному ряду, там справа даже нечеткая белая буква М (название этой станции метро сейчас угадаете? там подвох), едет по новому широкому бульвару мимо недавно отстроенных зданий. Погода шикарная – недавно прошел дождь, но уже вовсю светит солнце. Это создает некоторую дымку на картине – чем дальше от нас, тем более размытым становится план.
Но на этом Пименов не остановился. Его девушка за рулем автомобиля продолжила свой путь в картинах художника, но теперь это была совершенно другая история.
1944 год. Та легкая светлая Москва осталась позади, теперь героиня рулит по фронтовой дороге вместе с военным товарищем рядом. Опустошение и груды металла вместо просторных улиц – вполне себе пейзаж в духе того времени.
Картина становится намного сильнее именно благодаря контрасту с предыдущей версией. Вместо девушки с модной прической и легким платьем сидит женщина-шофер в военном полушубке и шапке, вместо широко бульвара свежего города путь лежит по убитой зимней дороге в какое-то никуда.
Но, к счастью, история прекрасной водительницы не заканчивается на такой депрессивной ноте. В 1960 году Пименов изобразил свой любимый образ в третий раз. Теперь незнакомка ведет машину около Крымского моста – художник специально изобразил другое место столицы, дабы показать как разрослась и похорошела Москва (так и хочется назвать одну фамилию).
Вот такой путь получился у девушки с картины – начала его на новых улицах Москвы, проехала по ухабам фронта и вернулась в светлую мирную Москву. Вот такая история со счастливым концом)
С Днем Победы и мирных дорог!
Показать полностью 4 6 месяцев назадКак импрессионисты открыли Японию
По всей Европе во второй половине XIX века японское искусство пользовалось невероятным успехом, вошло в моду. Новое воплощение восточных мотивов привлекало многих художников. Меньше чем за полвека влияние японизма стало заметно не только в живописи и декоративном искусстве, но и в опере и балете.
ВИДЕО: Как импрессионисты открыли Японию
Большая Волна В Канагаве. Японская Гравюра, Политика Закрытых Дверей, Цунами И Импрессионисты.
Импрессионизм. В двух словах. Imagine Review.
Психология искусства. Японский импрессионизм. Часть I
Импрессионизм и импрессионисты (рус.) Новая история
Выборы в госдуму 2021. Как они проходили в Японии. Консульство РФ в Осаке.
Мы надеемся что после просмотра фильма Как импрессионисты открыли Японию у Вас остались положительные впечатления, поэтому оставьте пожалуста свой отзыв другим посетителям, которые это фильм еще не видели.
Следующие передачи на канале Россия Культура в 00:55 02.04.2020
Лучшие передачи сегодня
ТВ3
Молчание ягнят
РЕН ТВ
Миссия невыполнима: Последствия
2х2
РЕН ТВ
Миссия невыполнима: Племя изгоев
СТС
Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца
ТВ3
Убийца 2. Против всех
СТС
Джуманджи: Зов джунглей
СТС
Голливуд и японское кино
Западный мир открыл японское кино в начале 1950-х, когда «Расёмон» Акиры Куросавы стал обладателем «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Через два года уже «Серебряного льва» выигрывает Кэндзи Мидзогути с его «Сказками туманной луны после дождя» и становится любимцем критиков французской новой волны.
Но наиболее примечателен феномен другого японского режиссера — Ясудзиро Одзу. Он снимал в то же время, однако за границу попал только в 1960-е. И проблема не в том, что зрители и критики его отвергли. Фильмы Одзу просто не предлагались Японией остальному миру. Он казался продуктом исключительно для внутреннего потребления, который в других странах просто не поймут.
В 1992 году британское издание Sight & Sound провело глобальный опрос кинокритиков — чтобы выяснить, какой фильм они считают величайшим в истории. Издание периодически проводило такие опросы, но тогда в тройку к признанной классике вроде «Гражданина Кейна» и «Правил игры» впервые попала «Токийская повесть» Одзу.
Может быть интересно
Причины популярности двух главных режиссеров Японии, Куросавы и Одзу, полностью противоположны. Куросава был близок к западной культуре: экранизировал «Идиота» и «Макбета», пробовал американский нуар в фильме «Бездомный пес» и в целом полагался на драматургию действия. В итоге его удачно удалось пересадить на американскую почву.
Серджио Леоне так сильно позаимствовал сюжет «Телохранителя» для своего первого спагетти-вестерна «За пригоршню долларов», что в итоге проиграл суд по обвинению в плагиате. А Джордж Лукас даже подумывал приобрести права на «Трех негодяев в скрытой крепости», поскольку некоторые образы «Новой надежды» были прямо позаимствованы у Куросавы.
Крестьяне Тахэй и Матасити стали прототипами С-3PO и R2-D2. Подробнее
Поэтика Одзу была истинно японской, выражала взгляд на мир и кино, который был далек от западного мышления и образа жизни. Его фильмы стали для режиссеров таким же откровением, как и гравюры укиё-э для художников.
В фильмах Одзу можно найти немало пересечений с хокку. Среди них стремление выразить большое через малое и отказ от субъективного взгляда. Однако самое важное — тяга к формализму: как хокку постоянно следует схеме слогов 5-7-5, так и Одзу постоянно повторял одни и те же формулы.
Подробно о них рассказал киновед Игорь Сукманов в лекции о творчестве Одзу.
- Схожие сюжеты с семейными историями и типичными декорациями — как правило, внутри дома. Даже названия похожи: «Поздняя весна», «Позднее лето», «Ранняя весна», «Поздняя осень». Вместо сложных сюжетов — наблюдение за людьми в обычной жизни.
- Неотличимость фильмов друг от друга. Даже критики не всегда могли опознать фильм по кадру. Режиссер отказывался от операторских пируэтов или сложного монтажа, часто снимая с ракурса, который имитировал вид человека, по японской традиции сидящего на полу.
- Отсутствие подчеркнутой драматургичности. Конфликты проходят неявно, уходят в детали. К примеру, в «Цветах праздника Хиган» разлад супругов демонстрируется не через общение, а визуальными средствами. Супруги сначала синхронно машут платками, но затем муж поворачивается спиной к реке, а жена продолжает на нее смотреть.
Одним из самых больших фанатов Одзу стал немецкий режиссер Вим Вендерс. Свою значимую работу «Небо над Берлином» он посвятил «всем бывшим ангелам, но особенно Ясудзиро, Франсуа [Трюффо] и Андрею [Тарковскому]». Вендерс даже снял документалку «Токио-га», в которой посетил город с целью отыскать в нем дух подлинной Японии, увиденной в «Токийской истории». Он говорил:
«Я чувствовал себя настолько близким к ним [персонажам Одзу], что если бы должен был выбрать, я бы скорее стал спать на полу, всю свою жизнь просидел бы по-японски поджав ноги, чем провел всего лишь один день как сын Генри Фонды».
Два совершенно разных ночных кафе от совершенно разного Ван Гога
Но пора взять себя в руки. И давайте перенесёмся в Арль в сентябрь 1888 года: Ван Гог создал совершенно разные две картины с похожим названием.
Время за полночь, стены плывут, да и контингент в кафе собрался не самый блистательный, некоторые слишком перебрали и спят за столом. Только хозяин заведения стоит и с подозрением косится в нашу сторону. А, ну и абсент на столах, конечно же.
Согласно легенде, Ван Гог закреплял свечу на полях свой шляпы, чтобы видеть свой холст – уличное освещение было слишком слабым.
Также на картине можно отметить звезды – их форма в виде цветов характерна для Ван Гога того периода, и со временем они превратятся в знаменитые спиральные завитухи.
Эту работу можно скорее назвать упражнением и новым опытом для художника, его впечатлением от проживания в Арле. Хотя некоторые умудряются найти на полотне отсылки к Тайной вечери, мы будем любоваться картиной и не искать теории заговора
В общем, если на второй картине уютный вечерок и, возможно, Иисус, то на первой сплошная депрессия и гнетущая тревога. С таким успехом хорошую рекламу не создашь. Почему рекламу? Дело в том, что это кафе действительно существовало и Ван Гог там жил. И даже однажды устроил соперничество с Гогеном на тему портрета хозяйки, но про это в другой раз.
Хотя, казалось бы, художник тот же, цвета те же, город и месяц одинаковы. Но только (прям как в анекдоте) есть нюанс..
Показать полностью 2 4 месяца назадКак импрессионисты открыли Японию
Во второй половине XIX века Клод Моне, Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Пьер Боннар впервые познакомились с японским искусством. Эта встреча ознаменовала переворот в западной живописи. Импрессионисты, а затем и представители авангарда увлеклись японским искусством. По всей Европе японское искусство пользовалось невероятным успехом, вошло в моду. Новое воплощение восточных мотивов привлекало многих художников. Меньше чем за полвека влияние "японизма" стало заметно не только в живописи и декоративном искусстве, но и в опере и балете. Япония завладела воображением европейцев.
Импрессионизм и японские гравюры
К середине XIX века живопись подошла в подгнивающем состоянии: ее развитие зашло в тупик, и всё больше художников это понимало. Мир вокруг менялся. Барон Осман перестроил Париж, превратив город маленьких улочек в современный мегаполис с широченными проспектами (чтобы труднее было строить баррикады, правда, но плюсы налицо).
Появился новый тип городского жителя — фланер, гуляющий по улицам туда-сюда, поглощенный новой технологической эпохой. Но академическая живопись продолжала существовать в вакууме, подражая культуре Античности. Среднестатистическая картина середины XIX века выглядела примерно так.
Тома Кутюр, «Римляне времен упадка», 1847
Фотография поставила перед художниками концептуальный вопрос: зачем нужна живопись, запечатлевающая реальность? Очевидно, она справляется хуже. Творцам пришлось задуматься о новых принципах живописи. Возможно, придется рисовать то, что фотоаппарат схватить не может. Возможно, этим должно стать время или внутренняя сущность предмета.
Первым авангардным жанром стал импрессионизм.
Стремясь запечатлеть красоту момента, последователи Эдуарда Мане и Клода Моне не прятали художника.
Напротив, его присутствие можно было заметить на картинах, которые писались крупными резкими мазками. Иногда картина могла появиться за 15–20 минут. Изобретение переносных мольбертов и тюбиков пришлось кстати: теперь можно было выйти на улицу и показывать настоящую жизнь, пока она не ушла совсем далеко. Живопись насытилась актуальными городскими сюжетами.
Параллельно с этим в Европу хлынул поток японского искусства. В 1854 году Япония и США подписали договор, прервавший 200-летнюю изоляцию Страны восходящего солнца. Среди образцов новой культуры художников особенно заинтересовали гравюры укиё-э. Название жанра буквально означало «образы изменчивого мира» — как раз в духе импрессионизма.
Сами японцы не считали укиё-э искусством, для них это была вещь прикладная. Причины распространения гравюр были примерно те же, что и у французского импрессионизма: в XVII веке Эдо (будущий Токио) стал новой столицей, город стремительно разрастался, возникло сословие горожан. Им пришлись по нраву гравюры по цене чашки лапши. Носили они чисто утилитарную функцию: рекламировали ремесленников и развлечения ночного города, изображали актеров театра кабуки, иллюстрировали бульварное чтиво.
Утагава Хиросигэ, «Цветущие вишневые деревья в вечернее время на Накономаши в Ёсиваре». Серия «Известные места восточной столицы», 1835
Для европейских торговцев гравюры не имели большого значения: поскольку их печатали на рисовой бумаге, то в них было очень удобно заворачивать для сохранности экзотический фарфор. Однажды ящик таких гравюр у голландского бакалейщика купил Клод Моне. Позже его коллекция достигла 250 гравюр. В отличие от того бакалейщика Моне не хранил в них сыр или рыбу, а вставлял их в рамы и вешал на стену.
Импрессионист Камиль Писсарро писал:
«Хиросигэ — прекрасный импрессионист. Моне, Роден и я совершенно им очарованы. Японские традиции вселяют в меня уверенность в нашем способе видения».
Английский искусствовед Филип Хук утверждает: главные принципы импрессионизма появились еще в японских гравюрах, только французские художники поместили их в новый контекст.
Японцы обрезали часть композиции, создавая ощущение внезапности и непредсказуемости, — всё в духе буддизма, чтобы запечатлеть мимолетную красоту момента.
Импрессионисты тем же приемом имитировали внезапность фотосъемки.
Японцы сокращали перспективу, приближали задний план, рисовали с необычных ракурсов: например, из-под задних ног лошади. У японцев же импрессионисты позаимствовали идею создания серий, однако до оригинала им было далеко. Моне не смог написать больше 30–40 стогов сена или Руанских соборов, тогда как Хокусай и Хиросигэ создали по 100 видов Фудзи и Эдо. В сфере городских сюжетов японцы тоже были первыми.
Главным фанатом укиё-э среди художников конца XIX века был, пожалуй, Винсент Ван Гог. Японские гравюры послужили основой для его экспериментов над импрессионизмом. Благодаря этому Ван Гог стал одним из основателей нового направления — постимпрессионизма.
Ван Гог убирал глубину и тени, добавляя яркий фон и заливку однородным цветом. Художник так фанател от гравюр, что несколько из них перерисовал. А еще он написал автопортрет в образе буддистского монаха. В феврале 1888 года Ван Гог переехал из Парижа на юг Франции, в Арль. Винсент писал брату Тео, что едет в «свою Японию». Там он мечтал создать коммуну художников по типу монашеских общин.
1. Влияние японизма на европейское искусство
Считается, что современный художник Гюстав Курбе, который проложил путь импрессионистскому движению во Франции, якобы увидел знаменитую цветную гравюру на дереве «Большая волна в Канагаве» японского художника Кацусики Хокусая, прежде чем написать серию картин Атлантического океана летом 1869 года. После того как Курбе открыл для себя японское искусство, оно изменило представление художника об эстетике: в то время как в XIX веке европейские художники обычно идеализировали красоту природы, Гюстав вместо этого предложил интенсивное видение бурного моря, мучительного и тревожного, со всей дикой мощью природных сил в действии.
Видение, которое он представил своими картинами, глубоко встревожило академических традиционалистов Парижского Салона - устоявшегося учреждения, диктовавшего нормы эстетики в европейском искусстве, с настороженностью и скептицизмом относящееся к новшеству. Однако влияние, которое японское искусство оказывало на европейских художников, не ограничивалось лишь горсткой из них. Фактически, это стало широко распространённым явлением, которое позже будет определено как Японизм.
Это ярое увлечение всем японским вскоре стало главной фишкой французских интеллектуалов и художников, среди которых были Винсент Ван Гог, Эдуард Мане, Камиль Писсарро и молодой Клод Моне. Между 1860-ми и 1890-ми годами западные художники перенимали японский стиль, экспериментируя с новыми техниками. Они также начали интегрировать предметы и декор в японском стиле в свои картины, и принимать новые форматы, такие как какэмоно (вертикальный свиток из бумаги или шёлка).
Кроме того, европейские художники стали уделять больше внимания гармонии, симметрии и композиции пустых пространств. Последнее было одним из самых фундаментальных вкладов японского искусства в Европе. Древняя философия ваби-саби глубоко сформировала эстетику в Японии. Таким образом, композиция пустых пространств предоставила художникам новую возможность намекать на скрытые смыслы или чувства в своих работах. Художники-импрессионисты наконец смогли превратить реки, пейзажи, пруды и цветы в поэтическую проекцию внутреннего мира.
Огюст Ренуар
А вам нравится Ренуар?
Я не очень люблю его технику,но все равно восхищаюсь его талантом передачи атмосферы!
Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него?
Говоря о появлении импрессионизма, обычно вспоминают о внутренних факторах: об усталости от академической живописи, например.
Из внешних на ум, как правило, приходит развитие фотографии: с появлением "конкурента" в живописи появилось стремление передавать ощущения, настроение, а не фактическое изображение предмета.
Но какие ещё внешние, объективные причины повлияли на развитие импрессионизма?
1. Тюбики для краски. Появились примерно к середине XIX века. Прежде краски упаковывали в свиные мочевые пузыри, которые завязывали узелком. Такие пузыри протыкали иглой, краску выдавливали на палитру, а дырку затыкали.
Благодаря небольшим тюбикам стало возможно выходить на природу.
Из минусов, сперва тюбики делали из олова (они были тяжёлыми), затем из свинца (а эти - безумно вредными). Только со временем материал заменили на алюминий.
2. Складные мольберты, внутрь которых можно было сложить краски, кисти - всё необходимое для живописи. Тоже способствовали мобильности художника. Хотя их, скорее всего, изобретали уже прицельно в пару к удобным переносным краскам.
3. Плоская кисть. Точнее - появление специальной обоймы (металлической обёртки) для нее. Прежние кисти были китайского образца и, соответственно, круглыми. Щетину привязывали к ручке ниткой или бечёвкой. Мелочь, но плоская кисть делает мазок более выразительным. И импрессионисты этим охотно пользовались.
+ работают ею обычно быстрее, чем круглой.
Вот такая маленькая железяка:
4. Кисти из свиной щетины. Прежде в почёте были мягкие, а самые ценные делались из колонка
Такие не мягко скользили по бумаге, а оставляли очевидные мазки.
Что еще способствовало созданию знакомых импрессионистских полотен? Не напрямую, но всё же.
Железные дороги. Без них невозможно было быстро передвигаться из одного места в другое и запечатлеть всё то, что они запечатлели.
К. Моне. Вокзал Сен-Лазар.
(По слухам, просто так вокзал было не написать. Придя на один из открывшихся вокзалов, Моне потребовал встречи с директором: чтобы всё запечатлеть, надо было поменьше людей на платформе, а чтобы клубился дым - все поезда должны были быть готовы вот-вот тронуться с места.
Директор вокзала, человек, далёкий от искусства, весьма изумился требованием уже прославившегося, но совершенно не известного ему художника.
Тогда, Моне пришлось сказать, что вообще-то директор другого вокзала уже дал ему согласие, но вот он сам колеблется и никак не поймёт, какой же вокзал всё-таки лучше: этот или тот. Какой из них стоит зарисовать?
Скоро он уже сидел в дыму и чаду и, рискуя задохнуться, рисовал поезда).
Ночное освещение - газовые фонари, которых становилось все больше и больше в Париже и других городах:
К. Писсарро. Бульвар Монмантр ночью
Дубликаты не найдены
История быта и искусств
771 пост 5K подписчиков
Подписаться Добавить постПравила сообщества
- упоминания политики в актуальном контексте
- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
- спорная информация без указания авторитетных источников
1 год назадВсегда были художники, которые заставляли задуматься о чем-то. Типа как можно просто закрасить квадрат условно черным и это все равно будет прикольно. Или, посмотрите, оно реально как фотка выглядит. Или посмотрите, оно вообще как хрень какая-то выглядит, но тоже прикольно. Но в последнее время мне лично нравится смотреть на картины художников, которые просто умели писать красиво. Я х.з. как они это делали, но просто смотришь - и восторг. Красиво, очень. Моне. Писсаро. Базиль. Моризо. Сислей. Ренуар. Ван Гог.
1 год назадЭто выжимка из какой-то статьи. Я ее читал. Еще там упоминалось появление фотографии. И, как следствие, мода и подражание. Так появились сиюминутные (типа) зарисовки. Балерины Дега, Дама с абсентом и т.п.
1 год назад А вот вопрос к знатокам.Сейчас ииногда вижу работы современных художников , очень реалистичные . Невероятно иногда проверить что это не фото. Это получается что современные авторы реально лучшие художники, чем Рембрант, Моне и. т.д. ? Или это просто веяния моды, тип, экспрессионизм, модернизм, ампир . а теперь неонатурализм(не знаю, сам придумал) раскрыть ветку 4 1 год назад
Реализм у художников ценился. Вот, например, картина, написанная на 2 века раньше чем те, что выше:
Но потом изобрели фотоаппарат (странно, что его нет в посте, по сути, самое важное изобретение) и художники задались вопросом: зачем тратить силы на изображение того, что машина сможет запечатлеть за одно мгновение? Может, стоит в картинах передавать то, что ускользает от фотоаппарата?
Подобные картины написаны при помощи камеры-обскура, люсиды или другого оптического устройства. Собственно, отказ от подобной техники и был основным новаторством импрессионистов: художник должен рисовать, а не перерисовывать.
1 год назадреалистичность не показатель качества. Может быть реалистичная, но совершенно неинтересная работа.
раскрыть ветку 1 1 год назадА есть реалистичные, интересные, но все равно набегает куча уебанов и начинает кукарекать - ДА НУ, У МЕНЯ ТАК ФОТОАППАРАТ СНИМАЕТ, ЗАЧЕМ ТАКИЕ КАРТИНЫ? ДА НУ, ХУЙДОЖНИК ПРОСТО ПО КЛЕТОЧКАМ ПЕРЕРИСОВАЛ! ГДЕ ДУША?
показать ещё 0 комментариев Похожие посты 18 дней назадБитники и дзен-буддизм
В 1950–1960-е годы творческая богема Запада обрела еще одно модное увлечение из другой культуры — дзен-буддизм. Начали поэты-битники, за ними последовали и Пол Маккартни, и Стив Джобс. Однако этот случай культурного заимствования более спорный — хотя бы потому, что никто так и не понял, что на самом деле представляет из себя дзен-буддизм. Или не захотел понять.
На Западе распространилось неправильное представление, что дзен-буддизм — это вольница для сознания. Секс, драгс, рок-н-ролл — всё на благо, лишь бы ты делал это свободно. Такое понимание больше соответствовало идеям американских и европейских контркультурщиков, а не дзен-буддизму. Видимо, им требовалось интеллектуальное оправдание для «антиобщественных» поступков.
В основном знакомство Запада с дзен-буддизмом произошло благодаря трудам философа Дайсэцу Судзуки. Он издавал первый в Японии англоязычный журнал про буддизм. Ему помогал бизнесмен Атака Якити, который рассылал труд Судзуки «Дзен-буддизм и его влияние на японскую культуру» в зарубежные университеты.
После войны 79-летний Судзуки отправился в США и большую часть следующего десятилетия читал лекции и преподавал за границей. В Колумбийском университете его лекции посещали Джон Кейдж и Джером Сэлинджер. Судзуки даже появился в эпизодической роли в повести Сэлинджера «Фрэнни и Зуи». Много общался он и с писателями-битниками, которые стали главными адептами дзен-буддизма в США.
Битников отличало в первую очередь отношение к обществу. Это было страдающее послевоенное поколение, которое не могло найти места в жизни.
Битники отрицали материализм, а потому не хотели сотрудничать с государственной системой и эффективными менеджерами в корпорациях. Они считали, что при помощи рационального контроля и логических операций люди превращаются в рабов, то есть, пардон, в «целевые группы», как их называют маркетологи.
Битников в дзене привлекала опора на интуитивную работу человеческой психики, развитие чувственного понимания мира при помощи различных психотехник. «Дзенская» бедность, практикуемая битниками, была протестом против сытого и довольного общества потребления. Другие люди с радостью приняли его — память о Великой депрессии никуда не ушла.
Эпоха модерна отобрала у людей ощущение «сакральности» мира, то есть исполненности его внутренним смыслом. Раньше смысл задавал бог, но этот концепт ушел в прошлое. Битники пытались возродить это ощущение, найдя опору в другом вероучении. Дзен-буддизм должен был освободить от идей вины и греха, примирить душу с потребностями тела и реализовать мечту о жизни в абсолютной свободе.
Битники хотели, чтобы «восточная экзотика» не стала частью культуры потребления. Они предлагали постигать восточную мудрость и «восточное искусство» посредством трипов по местам силы в Азии и общения с духовными учителями. Поэт Филипп Уэйлен пошел дальше. Он принял сан дзенского священника и в 1984 году возглавил монашескую общину «Дхарма Сангха» под именем Унсуй Дзеншин Рюфу. Позже он стал настоятелем дзен-буддийского храма в Сан-Франциско.
Когда изучаешь битников, непременно возникает вопрос: могут ли люди, включенные в контекст западной культуры, правильно понять восточную? При ближайшем рассмотрении выясняется, что битники и сами использовали дзен как средство оправдания своих контркультурных идеалов. Их бурная жизнь часто была далека от целей дзена.
Любой буддист против насилия — принцип ненанесения вреда называется ахимса. Тем временем битники:
- Уильям Берроуз во время пьянки поставил жене Джоан Воллмер стакан на голову и схватил пистолет. Пуля прилетела Джоан точно в лоб.
- Тот же Берроуз в молодости отрубил себе фалангу мизинца, чтобы впечатлить парня, в которого был влюблен.
- Люсьен Карр, духовный вдохновитель многих битников, заколол ножом Дэвида Каммерера, который был одержим Карром и долго его преследовал.
Похожим образом критиковал битников Алан Уотс, британский мыслитель и популяризатор восточной философии:
Сейчас японское искусство стало не только интернациональным, но и массовым — пока «Магазинные воришки» побеждают в Каннах, аниме смотрят и школьницы, и бородатые мужики. Правда, всё еще открыт вопрос: стала ли японская культура по-настоящему понятна западному зрителю? Или ее образы, обретя популярность, растворились в общем котле глобализации, а потому настоящая Япония всё еще изолирована от остального мира?
Откуда появились японские мотивы в творчестве Клода Моне и других известных западных художников
Отписаться можно в любой момент.Клод Моне, как и многие другие художники-импрессионисты, глубоко интересовался японским искусством. Его новизна и изысканность завораживали многих европейцев. Это было настоящим откровением, поскольку Япония была полностью изолирована от внешнего мира в течение почти двух столетий. За это время с XVII-XIX века японские художники сумели развить особый художественный словарь, оказавший глубокое влияние на некоторых западных живописцев.
Однако в 1852 году Чёрные корабли прибыли в бухту города Эдо (современный Токио), и американский флот вынудил сегунат, наконец, открыть себя для торговли. Впервые в современной истории иностранцы смогли попасть в Страну восходящего солнца. И впервые западному миру открылись необыкновенные картины школы Римпа или прекрасные многоцветные гравюры на дереве в стиле укиё-э.
3. Клод Моне и Японское искусство
Пожалуй, один из самых важных памятников, которые Япония установила для Клода Моне, можно найти в Художественном музее Чичу (Титю) – здании, спроектированном звёздным архитектором Тадао Андо и расположенном посреди дикой природы на небольшом острове во внутреннем море Сето.
Соитиро Фукутаке - миллиардер, наследник крупнейшего в Японии образовательного издательства «Бенессе» начал строительство музея в 2004 году в рамках благотворительного проекта, который должен дать возможность каждому переосмыслить отношения между природой и людьми. Поэтому музей был построен в основном под землёй, чтобы не затрагивать красивые природные пейзажи.
В музее выставлены работы художников Вальтера де Марии, Джеймса Таррелла и Клода Моне в составе его постоянной коллекции. Однако комната, в которой демонстрируются работы Моне, является самой захватывающей. Здесь выставлены пять картин из серии «Водяные лилии», написанные художником в более поздние годы. Произведениями искусства можно наслаждаться при естественном освещении, которое меняет атмосферу пространства, и таким образом с течением времени, в течение дня и в течение всех четырёх сезонов года, внешний вид произведений искусства тоже меняется. Размер комнаты, её дизайн и используемые материалы были тщательно подобраны, чтобы объединить картины Моне с окружающим пространством.
Музей также продолжал создавать сад, состоящий из почти двухсот видов цветов и деревьев, похожих на те, что были посажены в Живерни Клодом Моне. Здесь посетители могут прогуляться по флоре, начиная от водяных лилий, которые Моне рисовал в последние годы своей жизни, и заканчивая ивами, ирисами и другими растениями. Сад стремится дать осязаемое переживание природы, которую художник хотел запечатлеть в своих картинах. А поскольку путь к сердцу человека лежит через желудок, в музейном магазине даже предлагают печенье и варенье по рецептам, оставленным Моне.
Так что любовная связь между Клодом Моне и Страной Восходящего солнца остаётся чрезвычайно яркой даже в современной Японии, заставляя посетителей музея затаить дыхание от царящей вокруг атмосферы.
Искусство настолько удивительно, прекрасно, многогранно, что каждый художник так или иначе в чём-то черпает своё вдохновение. Кто-то отдаёт предпочтение новым направления и стилям, а Жоан Миро с удовольствием сочетал несочетаемые вещи , постоянно экспериментируя и совершенствуя собственные навыки. И совсем неудивительно, что его картины стали пользоваться огромной популярностью по всему миру, служа примером и вдохновением для его последователей.
Японское искусство. Почему без японцев не появился бы импрессионизм
Наша остановка – эпоха Эдо. Длилась она 265 лет (1603 – 1868), в это время страну держали в своих руках клан Токугава (их боялись даже чеченцы). Чуваки закончили с войнами, как итог – золотой век экономики, театра, литературы и, конечно же, живописи.
Одной из жемчужин Эдо стали гравюры, или укиё-э (картины плывущего мира). Хотя изначально это были рекламы всяких баров/борделей и афиши.
Как так получилось, что она стала популярна? Эдо быстро рос, люди хотели четкую обстановочку дома, а традиционная японская живопись была ооочень не по карману. А тут есть картины ценой одной чашки лапши. Все очевидно же))
Хисикава Моронобу – «Объятия влюблённых», 1680 Хисикава Моронобу – «Объятия влюблённых», 1680Основателем укиё-э стал Хисикава Моронобу. Его работы были простенькими, а вот цвета и объема туда первым добавил Судзуки Харунобу. Главным воспевателем красот новой столицы стал Утагава Хиросигэ, создавший культовую серию «Сто знаменитых видов Эдо». Ну и конечно же, Кацусика Хокусай, которого мы очень любим.
Судзуки Харунобу – «Женщина разворачивает любовное письмо», 1768 Судзуки Харунобу – «Женщина разворачивает любовное письмо», 1768В отличие от обычных гравюр, где автор все делает сам, при создании укиё-э участвовала целая толпа – сперва художник наносит на бумагу рисунок, потом резчик готовит деревянные формы, а позже печатник завершал процесс. А еще мог поучаствовать поэт и вставить свои стихи. И, конечно же, цензор ставил печать, что все ок. Ну и издатель, который руководил всеми мастерами, кроме автора. Все просто)
Кацусика Хокусай – «Красная Фудзи», 1832 Кацусика Хокусай – «Красная Фудзи», 1832Поначалу сюжеты были очень ограниченными – театр и картины с девушками, исторические события и поздравительные открытки.
С развитием искусства и повышением популярности пошли фауна, жесткая эротика (сюнга – западные зрители офигевали от натуралистичности картин, а японцам было ок) и мифы со сказками.
Китагава Утамаро – «Три красавицы наших дне», 1793 Китагава Утамаро – «Три красавицы наших дне», 1793И вот сказки уморительны. Приведения (японцы любили страшилки уже тогда), путешествующие карпы, коты-самураи и бордель собак. Открывается совсем новый мир, японцы были безумны всегда.
Пейзаж как самостоятельный жанр появился позже остальных, и тут революцию совершил наш знакомый Хокусай.
2. Знакомство с японским искусством
Однажды в 1871 году, по легенде, Клод Моне вошёл в небольшой продовольственный магазин в Амстердаме. Там он заметил несколько японских гравюр и так увлёкся ими, что тут же купил одну. Эта покупка изменила его жизнь и историю западного искусства. Родившийся в Париже художник за свою жизнь собрал более двухсот японских гравюр, что оказало большое влияние на его творчество. Считается, что он был одним из самых влиятельных художников японского искусства.
Несмотря на то, что Клод обожал укиё-э, до сих пор ведутся серьёзные споры о том, как японские гравюры повлияли на него и его искусство. Его картины во многом расходятся с гравюрами, но Моне умел вдохновляться, не заимствуя. Считается, что японское искусство оказало гораздо более глубокое влияние на художника-импрессиониста. То, что Моне нашёл в укиё-э, в восточной философии и японской культуре, выходило за рамки его искусства и пронизывало всю его жизнь. Например, глубокое восхищение природой играло центральную роль в японской культуре. Вдохновлённый этим, Клод создал японский сад в своём заветном доме в Живерни. Он превратил небольшой существующий пруд в водный сад в азиатском стиле и добавил деревянный мост в японском стиле. Потом он начал рисовать пруд и его водяные лилии вплоть до конца своих дней.
Пруд и водяные лилии стали главной, почти навязчивой идеей его напряжённой работы, и получившиеся картины впоследствии стали его самыми ценными и известными произведениями искусства. И стоит ли говорить о том, что художник считал свой собственный сад самым прекрасным шедевром, который он когда-либо создавал.
Моне понял, как соединить японские мотивы с его собственной импрессионистской палитрой и мазками кисти, чтобы создать гибридное, трансцендентное понимание первичности природы.
Он стал развивать свой собственный, особый художественный стиль, сосредоточившись на свете, который, по сути, был важной темой его полотен. Возможно, это и есть главная причина того, что Клод и его импрессионистские картины – с его особым подходом к японскому искусству и культуре мгновенно прижились в Японии и до сих пор остаются там чрезвычайно популярными.
Невероятно, но факт: на импрессионистов огромное влияние оказало японское искусство. Как так получилось? Давайте разбираться.
Наша остановка – эпоха Эдо. Длилась она 265 лет (1603 – 1868), в это время страну держали в своих руках клан Токугава (их боялись даже чеченцы). Ребята закончили с войнами, как итог – золотой век экономики, театра, литературы и, конечно же, живописи.
Одной из жемчужин Эдо стали гравюры, или укиё-э (картины плывущего мира). Хотя изначально это были рекламы всяких баров/борделей и афиши.
Секрет популярности укиё-э прост. Эдо (кстати, это старое название Токио) быстро рос, люди хотели модную обстановочку дома, а традиционная японская живопись была ооочень не по карману. А тут есть картины ценой одной чашки лапши. Все очевидно же))
Кацусика Хокусай – «Большая волна в Канагаве», 1832
Поначалу сюжеты были очень ограниченными – театр и картины с девушками, исторические события и поздравительные открытки.
С развитием искусства и повышением популярности пошли фауна, жесткая эротика (сюнга – западные зрители офигевали от натуралистичности картин, а японцам было ок) и мифы со сказками.
И вот сказки уморительны. Привидения (японцы любили страшилки уже тогда), путешествующие карпы, коты-самураи и бордель собак.
Открывается совсем новый мир, японцы были безумны всегда.Пейзаж как самостоятельный жанр появился позже остальных, и тут большую роль сыграл знакомый многим Кацусика Хокусай.
Коты-самураи, почему бы и нет:
Многосерийная история Утагавы Куниёси "Японские сказки о рыбах" про путешествия и проделки карпов. Эта гравюра называется "Последний этап алкогольной вечеринки"
Так вот, к концу 19 века японское искусство очень резво ворвалось в мир жителей запада. И сразу поразила новых зрителей в самое сердечко. А в особенности импрессионистов: Клод Моне владел коллекцией из 250 гравюр (постоянно спрашивал гостей их мнения об этих работах и частенько дарил их), вечно безденежный Ван Гог владел 200 картинами и делал отсылочки в своих полотнах, Ренуар и Дега часто вдохновлялись работами японских коллег.
«Автопортрет с перевязанным ухом» одного крайне известного художника, присмотритесь к стене:
Дам немного контекста из истории. В 19 веке академизм не давал расти новым направлениям: важны правильная композиция, нужный смысл и обязательна фотореалистичность. Революцию совершили импрессионисты, а позже появился авангард и другие -измы.
Но за сотню лет до этого японцы делали красиво и говорили сокровенную фразу – мы так видим. Для них было важно показать чувства и эмоции (знакомо?), и, хотя фотографии еще не существовало, на своих полотнах японские мастера умели поймать момент (ну а теперь узнали?).
Тут у нас похожая идея у Утагавы Хиросигэ «Морское побережье в провинции Идзу» и Клода Моне «Арка на запад от Этрета». Разница между картинами 31 год:
Европейские бунтари усвоили главные принципы: лаконичность, сюжеты и серийность. Никаких лишних деталей, несколько однородных цветов и простой сюжет – зачем нужны эти драматические сцены, когда гораздо интереснее глянуть на обычную девушку, цветы или море..
Моне писал по 30-40 картин со стогами и соборами, Сезанн постоянно изображал свою любимую гору. А вот японский классик Хиросигэ посвящал своим сюжетам по сотне работ!
Вот сравните работы Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар» и Утагавы Хиросигэ «Вид моста Яцуми-но хаси». Что-то есть, не правда ли:
И таких параллелей можно провести довольно много. Импрессионизм и Япония. Кто бы мог подумать
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Тополя» Моне, или еще одна одержимость художника
Художник вообще был одержим, когда дело касалось серийных картин. В этот раз тоже не обошлось без характерных ему порывов – когда эти самые тополя решили вырубить, он без раздумий заплатил за отсрочку вырубки деревьев. Наш эко-френдли Моне)
Клод с раннего утра брал тележку с холстами и красками, выбирал нужное ему место на берегу островка Крапивный или подплывал на точку на лодке и писал, писал, писал…
Вдохновенно звучит, правда? Вот только это иллюзия – работа была стремительной и нервной: каждый холст показывал короткий отрезок времени, который мог длиться 5-10 минут. Только поменялась тень – скорее искать нужный холст и добавить пару мазков!
Однажды Моне закопался и не успел найти нужный набросок – в ярости выкинул его в реку с красками и психовал. Потом поуспокоился и полез в воду, не пропадать же дорогим краскам.
Кроме света, тополя отлично отражаются в воде и прекрасно податливы для ветра – еще одно измерение, которое автор открыл как для себя, так и для нас. Шум деревьев, блики на воде, теплое солнце… И в центре этого всего Моне, яростно набрасывающий краски на бесчисленные холсты)
Но все было не зря. Метод художника вошел в историю искусства, картины довольно быстро раскупили (все 20 полотен), слава пришла.
Вот только одно меня беспокоит. Моне писал серии и мечтал о выставках, где все картины будут рядом – показать зрителю, что он узнал о свете и его игре на разных объектах. Например, на тополях.
Вот только популярность его работ раскидала полотна по всему свету, а рекорд пока что – 5 картин на одной выставке рядом.
Но зато мы можем полюбоваться ими тут)
Показать полностью 6 4 месяца назадЧитайте также: