Гюстав курбе послеобеденный отдых в орнане
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяОзеро Комо. Часть 2
Многочисленные лодки и катера на озере Комо регулярно курсируют от берега к берегу. Это вполне объяснимо, ведь для того, чтобы
Гюстав
Курбе
Жан Дезире Гюстав Курбе (фр. Jean Désiré Gustave Courbet ; 10 июня 1819, Орнан, Франция - 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пельз, Швейцария) – выдающийся живописец, один из основателей и ключевая фигура французского реализма. В период Парижской коммуны занимал должность комиссара по искусству. Позднее был обвинен в сносе знаменитой Вандомской колонны и вынужден эмигрировать в Швейцарию.
Особенности творчества художника Гюстава Курбе: отказ от романтических трактовок в пользу жизненной правды – наиболее эта особенность заметна в его жанровых картинах; кроме того, Курбе была свойственна сатирическая интонация, которая отделяет его произведения от более позднего французского натурализма.
Осенью 1839 года в Париж прибыл молодой человек при шляпе и щегольских усах. Он был хорош собой, шумен, дерзок и честолюбив. Юноша не испытывал ни малейшего пиетета перед признанными авторитетами и был готов вызвать на дуэль целый мир. Впрочем, в отличие от героев Дюма, он предпочитал шпаге кисть.
Подобно другому знаменитому провинциалу – д’Артаньяну - он не сомневался, что в Париже о нем вскоре заговорят. Разумеется, так и произошло. Звали молодого человека Жан Дезире Гюстав Курбе.
Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане – деревушке на границе с Швейцарией. Его отец – Режи Курбе – был зажиточным землевладельцем: детство Гюстава прошло среди фамильных виноградников и живописных рощ восточной Франции. Он рано увлекся рисованием – уже в 12-летнем возрасте Гюстав, не проявлявший большого рвения в других науках, охотно посещал семинары по живописи, которые проводил в Орнане заезжий ученик Антуана-Жана Гро.
В 18 лет, повинуясь воле отца, Гюстав Курбе отправился в Королевский колледж Безансона учиться на юриста. Однако, вместо того, чтобы штудировать право, он все больше времени уделяет занятиям в местной академии живописи, и два года спустя, отправляется покорять столицу.
Гюстав Курбе неоднократно подчеркивал, что всему учился сам и никогда не принадлежал ни к какой школе. Это, разумеется, не вполне правда: прибыв в Париж, он учился в мастерской некоего Стобена. Кроме того, на первых порах Курбе много копировал – Рембрандта, Халса, Караваджо. Что касается современников, к их творчеству Курбе отнесся скептически. Он даже заявлял, что разочарован современным французским искусством и «если живопись должна быть такого свойства, то он никогда не станет художником» . Впрочем, Курбе вскоре передумал – не в последнюю очередь, благодаря работам Эжена Делакруа, которыми искренне восхищался.
Напускное презрение к мнению публики уживалось в нем с лютым желанием добиться признания. Достичь успеха без благословения парижского Салона было в те годы практически невозможно, и Курбе бомбил жюри заявками. Он экспериментировал с разными техниками, пробовал себя в разных жанрах, искал выигрышные сюжеты, пытался просчитать салонную конъюнктуру. В 1844-м осада увенчалась первым успехом: автопортрет «Курбе с черной собакой» попал в экспозицию и был удостоен сдержанно благожелательной критики.
В 1850-м картина «Похороны в Орнане», которую Курбе посвятил памяти своего деда, провоцирует громкий скандал. Критики возмущены тем, что композицию и тему, ранее ассоциировавшиеся с библейскими сюжетами и эпическим размахом, Курбе использует, изображая будничные события в маленькой деревушке. Хуже того, не испытывая благоговения перед таким явлением как Смерть, Курбе привнес в полотно личные мотивы – по меркам тех лет, это была шокирующая нескромность.
Три года спустя история повторяется – на этот раз, поводом для всеобщей истерики становится картина «Купальщицы». Обнаженная крестьянка, чей «тыл» критики сравнивают с лошадиным крупом, у другой – о, ужас! – грязные ноги. Публика окончательно укрепляется во мнении, что реализм Курбе – слишком уж реалистичный. Даже вчерашние сторонники (в их числе Эжен Делакруа) отмечают «вопиющую вульгарность форм».
Нужно заметить, что самых непримиримых критиков нервировали не только картины Курбе, но и сам Курбе. Столичная богема воспринимала Гюстава Курбе как эдакого сельского медведя – шумного, могучего и неотесанного. Один из критиков писал о нем: «Природная мощь Курбе бьет все мыслимые рекорды – это он орет громче всех, это он выпивает наибольшее количество кружек пива, это он несет с охоты самую крупную добычу, это он меньше чем за два часа рисует пейзаж» . Гюстав ни в чем не знал меры. Он любил поесть и выпить. Любил женщин (одну из них Курбе, к слову, увел у своего коллеги и приятеля Джеймса Уистлера). Он любил жизнь и умел взять у нее все, что она могла предложить. Кроме того, он был заносчив, категоричен в суждениях и ценил свою творческую свободу превыше устоявшихся канонов и правил. Не удивительно, что отдавая дань его таланту, Париж все же не спешил раскрывать дружеские объятия провинциальному гордецу.
Несколько скрасило ситуацию появление Альфреда Брюйя – мецената и большого поклонника Гюстава Курбе. Брюйя оплатил несколько доброжелательных отзывов в газетах и купил все картины, выставленные художником на Салоне 1853-го. Позднее, когда работы Курбе по традиции отвергнет жюри Всемирной выставки в Париже, Брюйя даст ему денег на строительство персонального павильона под недвусмысленно лаконичной вывеской «Реализм». Этот «контркультурный» жест оценили коллеги – о выставке «Реализм» восторженно отзывались Делакруа и Энгр. Однако, публика и критики встретили ее прохладно. Измотанный подготовкой экспозиции и несколько разочарованный Курбе потом еще долго болел.
На Салоне 1857-го разразился новый скандал: критики обрушились на картину «Девушки, отдыхающие на берегу Сены». Отчаявшись что-либо доказать, Курбе уехал в Германию – в некотором смысле это было бегством. «Я волочусь по чужим краям, чтобы хоть мысленно обрести независимость, без которой не могу жить» , - писал он одному из своих немногих друзей. Вернувшись во Францию, Гюстав Курбе открыл мастерскую, в которой собрал более 30 учеников. Свои принципы он формулировал аудитории примерно так: «Не делайте того, что делаю я. Не делайте того, что делают другие. Даже, если бы вы делали то, что когда-то делал Рафаэль, вы бы принесли в жертву свое собственное искусство, а это равносильно самоубийству. Делайте только то, что видите и чувствуете сами» .
В 1867-м, когда в Париже открывается очередная Всемирная выставка, Курбе, как и полагается грамотному революционеру, идет своим путем. На деньги Альфреда Брюйя он строит новый персональный павильон – втрое превосходящий размерами прежний.
Пришедшую к власти Парижскую коммуну Гюстав Курбе встречает с распростертыми объятиями. Это чувство – взаимно: при новой власти известный оппозиционер Курбе становится кем-то вроде комиссара по искусству. Когда Парижская коммуна приняла решение снести Вандомскую колонну (монумент, воздвигнутый Наполеоном во славу французского оружия), Курбе не возражал. Он и раньше выступал за перенос колонны в какое-нибудь пустынное место, находя ее «естественной, словно кровавый родник в мирном саду» . Но раз уж парижане решили разрушить памятник, так тому и быть. Разрушение колонны было символичным жестом: Курбе казалось, что на Вандомской площади рассыпается в прах старый мир с его закостенелыми устоями.
Охваченный революционной эйфорией, он писал: «Париж сегодня – настоящий рай, не видно ни полиции, ни малейшей глупости в поведении граждан, никакой обдираловки, никаких драк. Так должно быть всегда» .
Разумеется, рай просуществовал недолго: вскоре коммуна была раздавлена. А Гюстав Курбе угодил за решетку – главным образом, за снос Вандомской колонны.
Правительство полагало, что Курбе, как президент федерации художников, должен был оберегать исторические памятники, а не сносить их. Через полгода его освободили, обязав оплачивать восстановление Вандомской колонны из своего кармана.
Это было тяжкое моральное и финансовое бремя: ежегодно Курбе должен был выплачивать десять тысяч франков. Его имущество было описано, картины – конфискованы.
Сразу после освобождения Курбе уехал в родной Орнан, а оттуда эмигрировал в Швейцарию. Некоторое время он продолжал работать, но писал в основном натюрморты на продажу, чтобы покрыть долги.
В 1877-м Гюстав Курбе скончался от цирроза печени. Кроме своих картин он оставил потомкам что-то вроде словесного завещания: «Когда я умру, скажите: он никогда не принадлежал ни к одной художественной школе, ни к одной церкви, ни к одной академии и не был сторонником ни одного политического устройства, за исключением устройства свободы» .
Город-крепость Каркассон. Архитектура и дизайн интерьера
Расположенный на восточном берегу реки Од региона Лангедок - Руссильон город-крепость Каркассон является самым большим и лучше
Изобразительное искусство
Посещая Флоренцию, следует отдать дань уважения творчеству учителя Микеланджело - Доменико Гирландайо. К тому же, сделать это
«Похороны в Орнане»: кто все эти люди
Гюстав Курбе родился в Орнане — небольшом городке в восточной части Франции с населением около трех тысяч человек. В 1839 году он отправился в Париж, где начал заниматься живописью, но неоднократно возвращался в родной город. Для самой знаменитой картины про Орнан художнику позировало едва ли не все население — от мэра до собаки, — а некоторые даже были готовы обидеться, если не окажутся на полотне.
В письме своему другу писателю Шанфлери, написанному во время работы над «Похоронами в Орнане», Курбе рассказывал:
«Уже позировал мэр, весящий сто шестьдесят килограммов, мировой судья, крестоносец, нотариус, помощник мэра Марле, мои друзья, отец, мальчики-служки, могильщик, два старика — современники революции. собака, покойник и те, кто несет гроб, церковные сторожа (у одного из них нос, как вишня, но длиной в тринадцать сантиметров и соответственной толщины), мои сестры, другие женщины и т. д. Я, правда, хотел обойтись без причетников, но ничего не вышло: меня предупредили, что они обижаются — мол, из всех, кто связан с церковью, я обошел только их. Они горько жаловались, уверяя, что не сделали мне ничего худого и не заслуживают такого пренебрежения».
Это соответствует действительности: на «Похоронах в Орнане» изображено около 50 человек, половина из них — родственники, друзья и знакомые художника:
Профессиональный фотограф. Сопоставление природных стихий
Процесс развития изобразительного и фотографического искусства трудно отделить от попыток интерпретации природных явлений. Это
Усадьба «Архангельское». Архитектура и дизайн интерьера. Часть 5
Вскоре, в истории усадьбы «Архангельское» произошло событие, сыгравшее переломную роль в дальнейшем ходе ее строительства: в
Послеобеденное время в Орнане. худ. Густав Курбе
Огромный камин в кухне дома Курбе.
Остатков еды уже нет на столе.
Четыре бокала, бутылки с вином
И с фруктами блюдо мы видим на нём.
А слева на стуле уж дремлет отец.
По жизни он фермер и мэр под конец.
Напротив него, подперевшись рукой,
Густав восседает ещё молодой.
А рядом Марле, виден он со спины,
Юрист, адвокат, что с Густавом дружны.
Он трубку пытаясь разжечь головней,
Рискует весьма, обжигаясь огнем.
Под стулом Марле мирно дремлет бульдог.
Он даже храпит, примостившись у ног.
А справа друг дома Альфонс Промайо
Играет на скрипке про что-то свое.
На кухне пластами лежит полумрак,
Расслаблены позы, а скрипка, как маг.
*Картина получила золотую медаль.
© Copyright: Борис Ханин, 2016Свидетельство о публикации №216082600316
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Организация праздников и банкетов. Рекомендации
В жизни человека должно быть место празднику.Правда, мудрые люди говорят, что жизнь и сама по себе является праздником (даже
Шедевр. Густав Курбе. "Похороны в Орнане"
Работоспособность Курбе в молодые годы поразительна. Он захвачен грандиозным замыслом. На огромном холсте (3,14 х 6,65 м), в знак уважения к памяти своего деда Удо, республиканца эпохи Великой французской революции, оказавшего сильное влияние на формирование политических взглядов Курбе, он пишет «Историческую картину одного погребения в Орнане» (1849 – 1850)— так он сам называет «Похороны в Орнане».
На полотне Курбе расположил около пятидесяти фигур в натуральную величину.
Сюжет, взятый из повседневной жизни, превращается в эпопею, посвященную нравам, обычаям, характерам французской провинции. Здесь можно видеть мэра, нотариуса, кюре, весь церковный притч, соседей, друзей, родственников автора.
Под катом полная репродукция картины, история создания и рассказ о ней.
Г.Курбе "Похороны в Орнане" (1849-1850) Лувр, Париж.
Когда Курбе стал компоновать на холсте свое произведение, у него сложился монументальный замысел. «В настоящий момент, – пишет он, – я компоную мою картину на холсте. Я не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, так же как и викария. У меня с ним было два совершенно смехотворных разговора на моральные и философские темы. Я должен был несколько дней отдохнуть после картины, которую я только что сделал: больше не выносила голова. Все орнанцы считают честью фигурировать в "Похоронах"».
И действительно, многие жаждали попасть в картину. «Я думал обойтись без двух певчих, — вспоминал Курбе, — но это не прошло… Они жаловались, говоря, что никогда не сделали мне ничего дурного, пришлось писать и певчих».
Они охотно приходили позировать по очереди, ведь собрать всех вместе было невозможно, у художника не было такой большой мастерской. Он жаловался, что даже не мог отойти от картины на необходимое расстояние, чтобы увидеть все полотно. Образы картины портретны и одновременно гротескны, написаны с преувеличением каких-то конкретных черт. Художник подчеркивает натуралистические детали: люди, несущие гроб, отворачивают от него лица, на краю могилы лежит череп из какого-то прежнего захоронения. Но реалист Курбе не просто констатирует факты, он акцентирует внимание на обыденной жизни, на значительности привычных событий и делает это средствами живописи, с помощью цвета. На фоне скал, серого неба, доминирующего черного траура глубокий красный цвет одежд причетников звучит с силой живописи Рембрандта.
- Фигуры с обнажёнными головами расположены по краям композиции. Слева - дед Курбе, к этому времени уже покойный. Он наблюдает за похоронами с видом доброжелательного хозяина.
- Четыре человека в широкополых шляпах, стоящие слева, только что принесли гроб. Личность каждого из них можно установить. Ближним к нам, например, изображён скрипач, знакомый по картине «Послеобеденный отдых в Орнане»
- Многие критики полагали, что красные лица двух церковных сторожей говорят об их пристрастии к спиртному и включены в композицию для того, чтобы усилить антиклерикальное звучание.
- В соответствии с католической традицией, во время погребальной церемонии мужчины и женщины должны стоять отдельно. Среди женских фигур - мать Курбе и три его сестры.
Знаменательно высказывание скульптора Бурделя об этом произведении: «Курбе универсален. В "Похоронах в Орнане" плачущие женщины – это все женщины, собака – это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем. Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории он первый в своей эпохе».
Однако , критики возмущались прозаичностью сюжета и не оценили мастерства, с которым художник создал целую галерею образов своих современников, соединенных вместе в момент мрачного события.
Недоумение и непонимание вызвали сами размеры картины. Сходились на том, что обычные сельские похороны не должно быть темой столь масштабного произведения. Один из критиков писал: «Похороны крестьянина могут нас растрогать…Но не следует настолько локализовать это событие».
Реализм Курбе выразился ещё и в том, что он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души, как это делалось раньше.
При этом личность покойного здесь остаётся анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти. Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, под названием Пляска смерти. На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но «Похороны в Орнане» отвергнуты
Считалось, что теперь Курбе выступил не только против классицизма академии, но и против романтизма. Некоторые современники сочли картину даже социалистической. Другу Курбе, критику Шанфлери, приходилось его защищать: «В “Похоронах в Орнане” нет и намека на социализм… Горе художникам, пытающимся поучать своими произведениями… Это погребение горожанина, провожаемого другими горожанами к месту последнего успокоения»
Одним из главных выразительных средств в картине является цвет: сочетание чёрного и белого.
Но о реальном цвете картин Курбе сейчас судить трудно: они сильно потемнели со временем. Причиной этого стало использование художником коричневой краски – битума: высыхая очень медленно, он растекается в соседние красочные слои, вызывая необратимое потемнение.
"Похороны в Орнане" и эстетика реализма
Картина Гюстава Курбе, написанная в 1849-1850 годы бесспорно привлекла к себе внимание, будучи выставленной в 1851 году на Парижском Салоне. Внимание, правда, оказалось скорее негативным, произведение подверглось яростной критике аристократии, считавшей несоразмерными сюжет и масштаб картины.
И это недовольство очень показательно, ведь именно оно позволяет говорить о "Похоронах в Орнане", как одном из провозвестников "крупноформатного" реализма XIX века, постепенно развившегося в натурализм. Творчество Курбе не возникает из ниоткуда, ведь реалистические тенденции как таковые уже были знакомы Франции по творчеству представителей Барбизонской школы. Именно художники этого объединения обратились к сельской тематике, создавая в основном пейзажные работы, но обращаясь также и к бытовым зарисовкам (один из самых ярких примеров - картины Жана-Франсуа Милле).
Теодор Руссо, "Дубы в лесу Фонтенбло", пример релистического пейзажа Жан-Франсуа Милле, "Собирательницы колосьев" - пример бытовой картины Теодор Руссо, "Дубы в лесу Фонтенбло", пример релистического пейзажаТак что же тогда так возмутило публику в произведении Курбе, если сам по себе реализм не был для неё чем-то совершенно новым? Как уже говорилось, дело в несоответствии масштабов. Картины барбизонцев - отличались небольшим форматом и воспринимались публикой скорее как экзотические произведения о жизни, к которой она не имела прямого отношения, но на которую ей было интересно посмотреть. В то же время "Похороны в Орнане" - это произведение 6,6 метров в длину и 3,15 метра в высоту - действительно грандиозная работа, давящая на зрителя. В совокупности с изображаемыми простыми жителями глубинки, создавалось ошибочное впечатление, что аристократические зрители Парижа раздавлены чернью, что не могло не возмутить их.
Это первое впечатление и затеняло смысл картины, которая никоим образом не призывает зрителя ощутить величие простой сельской жизни, напротив, работа становится, пожалуй, одной из первых работ, в которых приёмы реализма используются для разговора о вечных проблемах и темах, парадоксальным образом отстраняясь от того контекста, которым работа вдохновлена.
Картина во многом похожа на работы Рембрандта, на его групповые портреты, в которых решается задача изображения отношения различных людей к одному событию. Также и здесь - мы видим сцену похорон, персонажи которой показывают нам различные варианты отношения к самому факту смерти - это и задумчивость, и обращение к религии, и горестный плач и так далее. Как будто бы от Рембрандта же приходит в картину и тёмная цветовая гамма, в данном случае усиливающая то тягостное чувство, которое испытывает человек, сталкиваясь с тем, что жизнь может закончиться.
Рембрандт, "Ночной дозор". Одна из самых известных картин мастера, также построенная по принципам группового портрета Рембрандт, "Ночной дозор". Одна из самых известных картин мастера, также построенная по принципам группового портретаВ этом размышлении оболочка из конкретных типажей, списанных с жителей Орнана и хорошо знакомых художников - лишь внешнее проявление реализма. Ведь уже отмеченные сходства с Голландской живописью, как будто превалируют в картине, и принципиальные отличия возникают, когда мы начинаем искать неотъемлемый элемент живописи XVII века - мистическое. Курбе очень интересно обращается с религиозными мотивами в своём произведении, ведь фигура распятого Христа, как знак смерти праведника, присутствует в картине - она расположена на жезле священника и является единственным элементом работы, проникающим в небесное пространство.
При этом из-за тёмного колорита картины может даже показаться, что это не фигура на жезле, а реальный персонаж, помещённый на задний план произведения. И когда разрушается этот возникающий обман, зритель буквально сталкивается с реальностью. Речь не о каких-либо атеистических смыслах заложенных в картине, нет, речь о том, что картина говорит о том, что действительно происходит и может происходить здесь и сейчас. В этом смысле Курбе полностью противоположен своему современнику Коро, в пейзажах которого часто присутствуют мифические персонажи, привнося в реалистические пейзажи романтическую идею двоемирия. Курбе пишет исходя из абсолютно новой установки - его задача показать реальность тех проблем, которые он поднимает, поэтому даже "чудо" становится приземлённым, всего лишь ещё одной реалистической деталью.
Жан-Батист Коро, "Удивление Дианы во время купания". Пример реалистического пейзажа, в который внедрены персонажи античной мифологии. Жан-Батист Коро, "Удивление Дианы во время купания". Пример реалистического пейзажа, в который внедрены персонажи античной мифологии.Но пика реализма картина достигает тогда, когда зритель начинает воспринимать её именно как картину. Если посмотреть в нижнюю часть произведения, то можно заметить, что выкопанная могила обрезана, одного её края нет. При этом расположение её по центру способствует тому, что когда зритель рассматривает работу, он оказывается в "могиле". Подобный приём использовал Караваджо в своей работе "Положение во гроб", где зритель оказывался на уровне гроба, в который кладут тело спасителя. Но если в случае с барокко это необходимо для того, чтобы вовлечь зрителя в пространство живописи и пробудить его чувственность, то Курбе использует этот приём для того, чтобы дополнительно подчеркнуть смертность человека, сделать поднимаемую им проблему ещё более ощутимой и реальной для зрителя.
Караваджо, "Положение во гроб". Барочное произведение, также помещающее зрителя на один уровень с "могилой" Караваджо, "Положение во гроб". Барочное произведение, также помещающее зрителя на один уровень с "могилой""Похороны в Орнане", пожалуй, являются одной из самых тяжёлых работ о смерти. Во многом благодаря эстетике реализма, реализуемой здесь и способствующей "овеществлению" даже абстрактно-философских понятий. Именно в этом и заключается сила реализма в XIX веке - в том, что он даёт зрителю прочувствовать вес обсуждаемых проблем, что позволяет сильнее зацепить того за живое и пробудить интерес к произведениям искусства.
Декор дома. Набивные ткани Средних веков и эпохи Возрождения
Мастерство украшения тканей, как часть работ по декору дома, возникло в глубокой древности. Люди рано ощутили потребность делать
Послеобеденный отдых в Орнане. 1849 г. Г.Курбе
Профессиональный фотограф и движение в кадре
Как известно, фотография представляет собой статичное изображение. При этом, в кадре может быть запечатлено движение,
Туризм
Строительный инструмент. Назначение клуппа и болтореза
В наши дни, рынок строительных инструментов не испытывает дефицита. Так, в любом современном магазине (и даже с рук на рынке)
На правах:
@2021 5arts.info
Журнал по дизайну, строительству и культуре.
Курбе Гюстав
Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида.
В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.
Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.
Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.
В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину.
При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон.
Его реализм порождал скандалы на протяжении всей его жизни.
Рихард Мутер писал: «Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.»
В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны.
После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.
Тур во Францию дает возможность лучше понять специфику культуры этой страны, которая формировалась в непростых условиях смен монархий, революций и республик. Зачастую, художники, жившие в эти времена, не были в стороне от социальных потрясений, по своему отражая их в своем творчестве. Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 г. в небольшом городке Орнане, расположенном в гористой местности в долине реки Лу, на границе с Швейцарией. Семейство Курбе жило в Орнане на протяжении многих поколений. Отец Гюстава был зажиточным землевладельцем: ему принадлежали дом и ферма, а также виноградники в близлежащем Флажи. С 1837 г. Гюстав посещал художественную школу в Безансоне. Однако, систематического художественного образования он не получил. С 1839 г. юноша жил в Париже, писал с натуры в частных ателье, копировал картины старых мастеров в Лувре Сурбарана, Веласкеса и др.
Послеобеденный отдых в Орнане. 1849 г. Г.Курбе
В 1848 г. во Франции произошла революция, свергнувшая монархию и установившая Вторую республику (184852 гг.).
Курбе принял сторону восставших, хотя и не участвовал в боевых действиях. В том же году, в Салоне, Курбе выставил сразу десять своих картин, которые были встречены весьма благосклонно. Революционные события 1848 г., свидетелем которых был Курбе, во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (Виолончелист (Автопортрет), Человек с трубкой (Автопортрет)), Курбе полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа позитивное (по его собственному выражению), воссоздающее окружающий мир таким, каков он есть. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен (Послеобеденный отдых в Орнане, Похороны в Орнане). В картинах художник охотно обращался к теме труда (Дробильщики камня, Веяльщицы, Купальщицы, Уснувшая пряха, Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки).
Скала в Этрета после шторма. 1870 г. Г.Курбе.
В 1849 г. картина художника Послеобеденный отдых в Орнане завоевала золотую медаль и была куплена правительством.
Однако монументальное полотно Похороны в Орнане, выставленное в Салоне в 185051 гг., вызвало крайне отрицательную реакцию критики. Столь же неблагоприятные отзывы получила картина Деревенские барышни, выставленная годом позже. В 1855 г., после того как три картины Курбе не были приняты на Всемирную выставку, раздосадованный художник на свои собственные средства возводит павильон и выставляет в нем сорок своих работ. Центром экспозиции стала аллегорическая картина Ателье. Выпустив каталог выставки, художник во вступлении обосновал свое понимание реализма в изобразительном искусстве.
После 1855 г. Курбе много путешествует. В Трувиле он встречается с Джеймсом Уистлером; организует удачный бизнес, исполняя заказы местных знаменитостей. В Этрета он работает с Клодом Моне. Выясняется, что за пределами Парижа популярность Курбе довольно высока. Художник выставляется в Германии, Голландии, Бельгии и Англии, и всюду его работы имеют успех, кульминацией которого стала Золотая медаль от Леопольда II Бельгийского и Орден Св. Михаила от Людвига II Баварского (обе награды присуждены художнику в 1869 г.). В 1860-е начале 1870-х гг. Курбе были созданы:
Пейзажи:
- Косули у ручья Плезир-Фонтен
Марины:
- Бурное море (Волна)
- Скала в Этрета после шторма.
Портреты:
- Девушка с чайками (1865 г., частная коллекция)
Натюрморты:
- Фрукты
- Корзина цветов
- Обнаженная натура:
- Источник
- Женщина с попугаем
- Женщина в волнах
Сцена охоты:
- Травля оленя, (1867 г., Метрополитен-музей).
В 1870 г. правительство Франции наградило Курбе Орденом Почетного легиона, однако художник демонстративно отказался от этой награды. В 1871 г., во время Парижской Коммуны, Курбе возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. После падения Коммуны, Курбе был арестован и приговорен к тюремному заключению и штрафу в 500 франков. В 1873 г. новое правительство обязало его выплатить штраф в размере 300 тыс. франков в счет восстановления Вандомской колонны. Художник был вынужден бежать из Франции. Последние годы жизни он провел в Швейцарии, практически, в нищете. Курбе скончался в Тур-де-Пельц 31 декабря 1877 г. В 1919 г. его останки были перезахоронены в Орнане.
ГАЛЕРЕЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
Здравствуйте, господин Курбе. 1854 г. Г.Курбе. Пляж в Нормандии. 1875 г. Г.Курбе. Автопортрет с черной собакой. 1842 г. Г.Курбе.Дробильщики камня. 1849 г. Г.Курбе. Скалы в Орнане. 1855 г. Г.Курбе. Высаживание цветов. 1862 г. Г.Курбе.
Портрет графини Кэролл. 1865 г. Г.Курбе. Морской берег в Нормандии. 1867 г. Г.Курбе. Озеро Нойшател. 1875 г. Г.Курбе.
Складные столы и стулья. Особенности и дизайн
Как известно, не каждое помещение позволяет легко разместить в нем все необходимое. В этом случае, на помощь приходит складная
Фотография
Тур в Мадрид. Достопримечательности истории и культуры. Часть 2
Тур в Мадрид дает возможность оценить уникальное культурное наследие столицы Испании. Для многих людей, Мадрид, культура и
РАЗНОЕ
Гюстав курбе послеобеденный отдых в орнане
Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура.
Послеобеденный отдых в Орнане —
1849
195 x 275 см
Холст, масло
Реализм
Франция
Лилль. Музей изящных искуств
Картины художников и абстрактное искусство. Часть 9
Художественные ассоциации и конгрессы Идеалы супрематизма и русского конструктивизма распространились из Москвы по всей
Декоративное искусство
Читайте также: