Где афоня познакомился с штукатуром колей
"Афоня" изначально планировался как мрачный драматический фильм, с явным уклоном в пропаганду трезвого образа жизни, дело было в антиалкогольную кампанию. Но жизнь внесла свои коррективы, и фильм стал классикой советского кино, любимый миллионами. В 1975 году стал лидером советского проката (62 миллиона зрителей).
Из-за огромного количества смешных ситуаций и ставших крылатыми фраз "Афоня" стал трагикомедией, где и смешно и грустно. Данелия приложил весь свой режиссёрский талант, он так виртуозно играет с душой зрителя, что во второй части фильма слёзы так и наворачиваются.
Александр Бородянский сценарий переписывал во время съёмок. Из маляра главный герой стал сантехником. А девушка, влюбившаяся в него, не покончила жизнь самоубийством. Афоня и Катя (Евгения Симонова) даже встречаются в конце наяву, а не во сне, как было в промежуточном сценарии. Этот финальный эпизод даёт надежду, что жизнь может продолжаться.
Фильм "получился" в том числе из-за "светлой, словно солнышко" Симоновой — полной противоложности пьяницы и вруна Афони Фильм "получился" в том числе из-за "светлой, словно солнышко" Симоновой — полной противоложности пьяницы и вруна АфониНа главную роль взяли Леонида Куравлева, посчитав, что зрители смогут ему простить в кино слабости, которые не простили бы другим актёрам-кандидатам (Высоцкий, Караченцев, Носик, Бурков, Золотухин, Бортник и другие).
Одевали собутыльника главного героя Федула (Борислава Брондукова) в старую одежду, найденную на даче. Актёр так влился в образ, что местные алкоголики принимали его за своего, а швейцары не пускали в заведения, где проходили съёмки. Брондуков, кстати, также был претендентом на роль Афони. Во время съёмок один эпизод с этим актёром разросся до целой второстепенной роли ("Мне Афоня рубль должен").
Эта известнейшая роль сыграла с Бориславом дурную шутку. В дальнейших фильмах его хотели видеть в роли алкоголика. Исключением стала картина "Вас ожидает гражданка Никанорова", где он играет деревенского ветеринара. Эта известнейшая роль сыграла с Бориславом дурную шутку. В дальнейших фильмах его хотели видеть в роли алкоголика. Исключением стала картина "Вас ожидает гражданка Никанорова", где он играет деревенского ветеринара.Да вы сами посмотрите этот фильм, а потом на алкашей, которые курсируют по каждому российскому двору. Типаж попадает в 100%, в яблочко! Сейчас такого героя копируют в современных российских сериалах ("Ольга", например).
"Афоня". Что за человек этот штукатур Коля?"
Николай - типичный советский обыватель. Никаких особенных достижений у него нет, и от жизни он многого не требует. В отличие от безответственного и "отстающего" водопроводчика Афони, во всей этой истории штукатур Коля выступает в качестве положительного персонажа. Добродушный, рассудительный, спокойный, аккуратный, хозяйственный, вежливый и тактичный. Его волнуют актуальные внешнеполитические изменения на мировой арене. Кажется, он ждёт не дождётся, когда все придут к общему консенсусу. Николай совсем не похож на любителя выпить, и дело тут даже не в "аллергии". Нельзя не отметить, что при всех его достоинствах Коля - самый настоящий "маленький человек", есть в нём, определённо, что-то мещанское.
По всем признакам Николай - человек мягкий, неконфликтный, осторожный и трусоватый. Такой, как Коля, предназначен для размеренной семейной жизни. Вероятно, в своё время Клавдия ловко женила его на себе и с лёгкостью сделала подкаблучником. Супругу штукатур побаивается. Наверняка отдаёт ей почти всю зарплату, оставляя себе только на "самое необходимое". А в сложившейся ситуации он имеет возможность отдохнуть от властной женушки. Своих детей Коля любит. Смею предположить, что он не самый строгий и не слишком требовательный родитель.
Имел ли право штукатур вот так запросто объявляться с чемоданом, взятой напрокат раскладушкой, пачкой макарон перед малознакомым типом с просьбой "временно пожить" в его квартире? А с другой стороны, куда Коле было идти, если жена выставила его из дома? Следует отдать должное, он, как может, старается "образумить" непутёвого Афоню, пытается разбудить в нём интерес к явлениям общественной жизни и главным события мировой политики. Встаёт на защиту своего "соседа" перед начальником ЖЭКа. Да, Николай призывает задуматься о предназначении человека, "об обществе и своём месте в нём", хорошо и правильно рассуждает о бытии, но при этом он совершенно недоволен своей жизнью. И самое печальное то, что сделать с этим ничего не может.
И всё-таки Коля оставляет Афоню в один из самых тяжелых для него моментов. Почему от так поступает? Ведь за всё это время Афоня, кажется, уже перестал быть для него просто знакомым. Николай мог остаться хотя бы ещё на один день и поддержать Афанасия, но он боится опять попасть в немилость своей Клавдии. Тем более, сын из армии возвращается. Семья дороже всего, и это нормально. Вряд ли штукатур соберется просто так навестить Афоню. Если только жена его опять не выставит вон. Коля не плохой и не хороший, а самый обыкновенный. Слабохарактерный, как сказал бы всем известный Василий Алибабаевич.
1. В самом первом варианте сценария Александра Бородянского не было даже намёка на комедию — из-за равнодушия хитрого маляра влюбившаяся в него девушка кончала жизнь самоубийством. Сценарий в Госкино дали почитать Георгию Данелия, которого история заинтересовала. Он встретился с Бородянским, и по просьбе Данелии тот переписал мрачный сценарий, изменив интонацию — маляр стал сантехником и превратился в балагура.
3. На роль Афони пробовались: Леонид Куравлев, Виктор Проскурин, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Николай Караченцов, Владислав Долгоруков, Георгий Бурков, Владимир Носик. Но у режиссера Георгия Данелии было всего три кандидатуры – польский актер Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Данелия остановился на Куравлеве, и попал в яблочко. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого Данелия и добивался. Ему хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели Афоню, а пожалели.
4. После выхода фильма Леонид Куравлев переживал, что считал себя глубоким драматическим актёром, а внезапно стал популярен среди рабочей аудитории и любителей выпить.
6. Съемки с участием Симоновой шли буквально днем и ночью, так что актрисе удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока ставили свет или переезжали с объекта на объект. Девушка очень быстро переодевалась на съемочной площадке, иногда даже не хватало времени, чтобы что-нибудь перекусить, благо с ней рядом была ее мама. И при просмотре фильма часто удивляешься тому, насколько легко ей удавалось выглядеть свежей и веселой при таком плотном графике.
10. По сценарию Куравлев должен был лежать с Симоновой голым под одеялом. Ну или хотя бы раздется до трусов. Куравлев был непреклонен. Видимо большая разница в возрасте давала о себе знать. Так Афоня и попал в кадр в майке, а снизу под одеялом он в брюках, которые тот не согласился снять ни под каким предлогом. Так и лежал в них под одеялом. Режиссер Георгий Данелия не возражал, ведь понимал, что в советском кино секс — это не более чем разговор мужчины и женщины.
11. Когда снимали эпизод на танцах, в котором Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом («Это энергичный танец»), актрисе Тане Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить манную крупу. А тут заболела ассистентка-костюмерша и прислала вместо себя мужа. Тот долго возился с бретельками набитого крупой бюстгальтера, а потом, не мудрствуя лукаво, туго завязал их сзади на «морской узел». Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью.
12. Для сцены на дискотеке режиссёр попросил директора картины найти какую ни будь популярную ресторанную группу. С большим трудом Александр Яблочкин вытащил в Ярославль молодую, но уже жутко популярную группу «Машина времени» , которая тогда входила в список «не рекомендуемых к использованию на дискотеках и массовых мероприятиях». Данелия в современной музыке не разбирался и ничего о группе Макаревича не слышал… На репетиции ребята его как-то не очень убедили и Данелия попросил пригласить ещё кого ни будь «для подстраховки». Яблочкин поперхнулся, но выполнил желание режиссёра. Этим «кем ни будь» стала ещё одна знаменитая на весь Союз группа «Аракс». В итоге участников обоих групп в кадре практически не видно, но свои немаленькие гонорары они всё-таки получили. На небывалый для них гонорар в 500 рублей «машинисты» купили магнитофон «Грюндиг», который служил им долгие годы.
15. Тем не менее были и недовольные. Как рассказывает режиссёр:
«Афоня в исполнении Куравлева получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жен пьющих особей. Особенно запомнилось одно, в нем дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда ни будь, спали с пьяным сантехником?»… В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым».
16. Комедия занимает 15-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
17. Съёмки всей картины проводились в Ярославле, о чем свидетельствует весь колорит в фильме. Там можно увидеть и монастырь, хрущёвки, кафе, универмаг и улицу Свободы. На сегодняшний день до сих пор есть пивная под названием «Афоня». В 2010 году рядом с ней была открыта скульптура штукатура Коли и сантехника Афони, которая посвящена этой картине. Установке такой скульптуры предшествовал опрос, где Афоня был выбран тем персонажем, который является олицетворением истинного ярославца.
18. Комедийный актер Михаил Светин, который исполнял роль Воронкова, водителя ЖЭКа, в котором трудился Афоня, требующего уволить этого бездельника и не заниматься его перевоспитанием, был выбран Данелия, чтобы сделать картину более комедийной. Но говорит Светин в фильме непривычным низким басом. Да, действительно, озвучивал эту роль совсем другой артист. Светина Данелия не допустил до озвучки фильма, поскольку они довольно сильно поругались. Режиссер по ходу съемок придумал небольшое продолжение роли Светина и попросил его задержаться на 4-й день, и тут, как вспоминал сам Михаил, на него что-то нашло, и он заявил, что уезжает, так как его ждут на телевиденье. Режиссёр рассердился, резко высказался об этом и больше Светина в свои фильмы не приглашал. Последний впоследствии очень долго жалел о своем отказе Данелии. Кстати, за свои три дня сьемок актер получил гонорар, как за полторы недели – это было обговорено заранее.
— Чувствуйте себя как дома, да не забывайте, что в гостях!
— И когда только ты, Борщов, всё успеваешь — и в фонтаны нырять, и на танцах драться.
— Посидим, чайку попьём, радио послушаем — программу для тех, кто не спит.
— Ну, полкапли, полкапли… для запаха.
— Ты не знаешь, что там ООН, насчёт Гондураса решил?
— Кто он?
— Ты бы какую планету выбрал?
— А где пиво бесплатное, а ты?
— А я чтобы войн не было, очагов напряженности
Читайте также: