Функция искусства которая служит средством отдыха освобождения от повседневных забот
Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).
Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах; одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; художественно-образная форма познавательной деятельности человека, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния.
Версии соотношения природы и искусства
а) Кант сводил искусство к подражанию.
б) Шеллинг и немецкие романтики ставили искусство выше природы.
в) Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т. е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме.
Теории происхождения искусства
1. Биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.
2. Игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.
3. Магическая: искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.
4. Трудовая: искусство – результат труда (полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения).
Отличия искусства от других форм общественного сознания
– Искусство познает мир посредством образного мышления (если действительность предстает в искусстве целостно, то сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных).
– Искусство не ставит целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и другие. Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически, с позиций основных эстетических категорий: «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического».
– Целостно-образный и эстетический принципы художественного сознания отличают искусство от морали.
1) общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества;
2) художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;
3) воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей; воспитывает гуманистические качества человеческой личности;
4) эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;
5) утешительно-компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности;
6) предвосхищения – предвосхищает будущее;
7) внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;
8) гедонистическая (от греч. наслаждение) – доставляет людям удовольствие; учит людей относиться к миру позитивно, смотреть в будущее с оптимизмом;
9) познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке;
10) синтезирующая – является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности;
11) коммуникативная – связывает людей вместе, служит средством общения и коммуникации;
12) рекреационная – служит средством отдыха, освобождением от повседневных трудов и забот.
Основной категорией искусства является художественный образ. Художественный образ – часть или компонент произведения искусства; способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.
Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое с целью передать с его помощью какую-либо информацию. Это изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки. Особенностью художественных знаков является то, что независимо от того, что они изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать эстетическое наслаждение. Духовное содержание художественного образа может быть трагичным, комичным и т. п., но впечатление от его знаковой материальной формы представляет переживание прекрасного, красоты. Знаковая форма художественного образа подчиняется не только коммуникативному и эстетическому принципу, но и психологическому требованию привлекать, удерживать и переключать внимание зрителя и слушателя.
1) по количеству использованных средств: а) простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка); б) сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
2) по соотношению произведения искусства и реальности: а) изобразительные, изображающие действительность, копируя ее (реалистическая живопись, скульптура, фотография); б) выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
3) по отношению к пространству и времени: а) пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура); б) временные (литература, музыка); в) пространственно-временные (театр, кино);
4) по времени возникновения: а) традиционные (поэзия, танец, музыка); б) новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
5) по степени применимости в быту: а) прикладные (декоративно-прикладное искусство); б) изящные (музыка, танец).
В пространственных искусствах выделяют три рода: станковые (станковая живопись, станковая графика и т. п.), монументальные (монументальная скульптура, стенная живопись и др.) и прикладные (типовая массовая архитектура, малая пластика, миниатюрная живопись, промышленная графика, плакат и др.).
В словесно-временных искусствах различают три рода: эпос (роман, поэма и др.), лирика (стихотворения и др.) и драма (различные пьесы и др.).
Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства – звук, цвет, телодвижение, слово и т. д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.
* Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.
* Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Основные роды литературы: драма, эпос и лирика. Жанры: трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т. д.
* Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры: опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т. п.
* Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца: вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.
* Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистический (изображение животных), исторический.
* Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т. д. Архитектурные стили: готика, барокко, рококо, модерн, классицизм и т. п.
* Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение); по размеру: станковая, декоративная, монументальная.
* Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, – посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.
* Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т. д.
* Цирк – зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене: акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и пр.
* Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам: кинокомедия, драма, мелодрама, приключенческий фильм, детектив, триллер и т. п.
* Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.
* Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства – драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т. д.
К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т. д.
В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например, в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).
Истинное искусство всегда элитарно. Истинное искусство, как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех.
Духовное – это творчество во всем, а философия и вера – поэзия духа. Бердяев определяет философию как «искусство познания в свободе через творчество идей…». Творчество не является служебным по отношению к метафизике и этике, но пронизывает их, наполняет жизнью. Красота столь же важна для целостного духовного развития человека, как истина и добро: гармонию создает их единство в любви. Именно поэтому великий русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский, повторив мысль Платона, сказал, что «красота спасет мир».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
1.14. Искусство
1.14. Искусство Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).Искусство –
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство Жанры живописи Жанры живописи (франц. genre — род, вид) — исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.Батальный жанр (от франц. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства,
Театральное искусство
Театральное искусство Театр (греч. GeaTpov — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от 0єао|ші — смотрю, вижу) — одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством
19. ИСКУССТВО
19. ИСКУССТВО Искусство – отражение окружающего мира в художественных образах. С помощью искусства художник или скульптор передает свои замыслы и переживания.Предмет искусства – человек, его взаимодействие с окружающим миром и обществом. Произведение искусства –
Искусство
Искусство Искусство — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство не требует признания его произведений за действительность. Владимир Ленин Искусство исполняет, между прочим, задачу консервирования, а также некоторого
ИСКУССТВО
ИСКУССТВО - термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И.
Искусство и… подделки под искусство
Искусство и… подделки под искусство Не все еще знают, что в литературе, как и в любом виде искусства, существует разделение на искусство и на подделки под искусство, хотя это должно быть очевидно. К примеру, любовь – искусство, а вот секс – подделка.Понятно, подделки
Искусство вычеркивания
Искусство вычеркивания Писательство – это искусство вычеркивания. Юлиан Пшибось (1901–1970), польский поэт Работа пера не менее серьезна, когда оно стирает написанное. Квинтилиан (ок. 35—ок. 96), римский учитель красноречия Сокращать книги – значит удлинять читателю
ИСКУССТВО И МЫ
ИСКУССТВО И МЫ Искусство не могло бы жить даже без того человека, который мог бы обойтись без искусства.Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист* * *Душа есть только у искусства, а у человека ее нет.Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель* * *Искусство любят те,
Искусство нравиться. Искусство общения
Искусство нравиться. Искусство общения См. также «Пиар» (с.178); «Работа с людьми. Работа в команде» (с.307)Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться.Филип Честерфилд (1694–1773),английский дипломат и писательНадо полагать, что если у человека разумного нет желания
Функция искусства которая служит средством отдыха освобождения от повседневных забот
Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д. С. Лихачёв)
Задание 22 № 969Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина.
2. Качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.
Функция искусства которая служит средством отдыха освобождения от повседневных забот
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Существует много возможностей отрешиться от повседневных забот,СТРЯХНУТЬ с плеч груз накопившейся усталости, но, пожалуй, самая действенная из них — встреча со старыми друзьями.
Невозможно ОБХВАТИТЬ взглядом просторы полей, расстилающиеся вдали.
На пути к победе солдаты готовы были ПРЕТЕРПЕТЬ все бедствия, преодолеть все преграды.
ЗВУЧНЫЙ голос певца разносился по огромному залу, и слушатели, затаив дыхание, наслаждались прекрасным исполнением известной оперной арии.
Пояснение (см. также Правило ниже).
В метафоре используется ОХВАТИТЬ, а не ОБХВАТИТЬ.
Ответ: охватить Правило: Задание 5. Употребление паронимовПаронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.
Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para — одинаковый , onyma — имя.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:
«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.
Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.
Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.
Искусство
На протяжении всей жизни человеческого общества люди создают «продукты», утилитарное (прикладное) предназначения которых либо минимально, либо вообще отсутствует. Почему же так происходит? Что такое «искусство»? Для чего нужно искусство?
Понятие
Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.
Теории происхождения искусства:
- биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола.
- игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии.
- магическая: искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность ещё первобытного человека.
- трудовая: искусство – результат труда (полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения).
Виды искусства:
архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство.
Функции искусства:
- художественная – анализирует состояние окружающего мира;
- познавательная – отражает те стороны жизни, которые труднодоступны науке;
- коммуникативная – связывает людей вместе, служит средством общения и коммуникации;
- эстетическая — формирует эстетические вкусы и потребности человека;
- рекреационная – служит средством отдыха, освобождением от повседневных трудов и забот.
Итог. Существующая система видов искусства изменчива. Расширение границ художественного творчества приводит к появлению новых видов. Например, в XX в. возникли такие виды искусства, как кино, фотография, формируется телеискусство.
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ
Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).
Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах; одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; художественно-образная форма познавательной деятельности человека, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния.
Версии соотношения природы и искусстваа) Кант сводил искусство к подражанию.
б) Шеллинг и немецкие романтики ставили искусство выше природы.
в) Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т. е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме.
Теории происхождения искусства1. Биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.
2. Игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.
3. Магическая: искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.
4. Трудовая: искусство – результат труда (полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения).
Отличия искусства от других форм общественного сознания– Искусство познает мир посредством образного мышления (если действительность предстает в искусстве целостно, то сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных).
– Искусство не ставит целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и другие. Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически, с позиций основных эстетических категорий: «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического».
– Целостно-образный и эстетический принципы художественного сознания отличают искусство от морали.
Функции искусства1) общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества;
2) художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;
3) воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей; воспитывает гуманистические качества человеческой личности;
4) эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;
5) утешительно-компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности;
6) предвосхищения – предвосхищает будущее;
7) внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;
8) гедонистическая (от греч. наслаждение) – доставляет людям удовольствие; учит людей относиться к миру позитивно, смотреть в будущее с оптимизмом;
9) познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке;
10) синтезирующая – является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности;
11) коммуникативная – связывает людей вместе, служит средством общения и коммуникации;
12) рекреационная – служит средством отдыха, освобождением от повседневных трудов и забот.
Основной категорией искусства является художественный образ. Художественный образ – часть или компонент произведения искусства; способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.
Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое с целью передать с его помощью какую-либо информацию. Это изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки. Особенностью художественных знаков является то, что независимо от того, что они изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать эстетическое наслаждение. Духовное содержание художественного образа может быть трагичным, комичным и т. п., но впечатление от его знаковой материальной формы представляет переживание прекрасного, красоты. Знаковая форма художественного образа подчиняется не только коммуникативному и эстетическому принципу, но и психологическому требованию привлекать, удерживать и переключать внимание зрителя и слушателя.
Классификация1) по количеству использованных средств: а) простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка); б) сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
2) по соотношению произведения искусства и реальности: а) изобразительные, изображающие действительность, копируя ее (реалистическая живопись, скульптура, фотография); б) выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
3) по отношению к пространству и времени: а) пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура); б) временные (литература, музыка); в) пространственно-временные (театр, кино);
4) по времени возникновения: а) традиционные (поэзия, танец, музыка); б) новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
5) по степени применимости в быту: а) прикладные (декоративно-прикладное искусство); б) изящные (музыка, танец).
В пространственных искусствах выделяют три рода: станковые (станковая живопись, станковая графика и т. п.), монументальные (монументальная скульптура, стенная живопись и др.) и прикладные (типовая массовая архитектура, малая пластика, миниатюрная живопись, промышленная графика, плакат и др.).
В словесно-временных искусствах различают три рода: эпос (роман, поэма и др.), лирика (стихотворения и др.) и драма (различные пьесы и др.).
Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства – звук, цвет, телодвижение, слово и т. д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.
* Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.
* Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Основные роды литературы: драма, эпос и лирика. Жанры: трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т. д.
* Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры: опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т. п.
* Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца: вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.
* Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистический (изображение животных), исторический.
* Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т. д. Архитектурные стили: готика, барокко, рококо, модерн, классицизм и т. п.
* Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение); по размеру: станковая, декоративная, монументальная.
* Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, – посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.
* Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т. д.
* Цирк – зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене: акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и пр.
* Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам: кинокомедия, драма, мелодрама, приключенческий фильм, детектив, триллер и т. п.
* Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.
* Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства – драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т. д.
К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т. д.
В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например, в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).
Истинное искусство всегда элитарно. Истинное искусство, как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех.
Духовное – это творчество во всем, а философия и вера – поэзия духа. Бердяев определяет философию как «искусство познания в свободе через творчество идей…». Творчество не является служебным по отношению к метафизике и этике, но пронизывает их, наполняет жизнью. Красота столь же важна для целостного духовного развития человека, как истина и добро: гармонию создает их единство в любви. Именно поэтому великий русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский, повторив мысль Платона, сказал, что «красота спасет мир».
Духовная культура. Искусство
Искусство как сфера художественной деятельности и ее продуктов — художественных произведений — это одна из древнейших областей человеческой деятельности.
Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45-40 тыс. лет назад. Это время формирования вида Homo Sapiens — Человека Разумного, у которого складываются психические способности, необходимые для художественного творчества.
В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленный способ человеческой деятельности, с помощью которого люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни.
По всей видимости, уже в первобытные времена художественное творчество опиралось на мифологические представления и имело магический смысл. Люди рисовали, плясали, пели потому, что считали эти действия способствующими успеху в их повседневных делах, в их взаимоотношениях с природными силами.
Первобытное искусство было синкретичным. Оно существовало в нераздельном единстве с другими формами материальной и духовной деятельности; в нем сосуществовали мифологический, практический и игровой аспекты; живопись, музыка, слово, танец не разделялись как особые формы искусства; не было в древности и разделения между творцами, исполнителями и потребителями искусства.
Если, по Энгельсу, труд создал человека, то к этому следует добавить: и труд в сфере искусства. Есть основания считать, что весьма существенную роль в развитии языка и мышления первобытных людей играли коллективные магические ритуалы типа танцевальных пантомим, которые в игровой форме имитировали совместные трудовые действия, хозяйственные операции, половые отношения, важные события племенной жизни.
Так, в мужском охотничьем танце, предварявшем выход на облаву, участники вонзали в рисунок зверя дротики. Это служило, по законам мифологического мышления, магическим средством обеспечения последующей успешной охоты. Фактически подобное театральное действо функционально было подготовкой, репетицией будущей облавы на зверя, а после возвращения с охоты оно могло выступать как «рассказ» о ней. В таком действе синкретично соединялись танец, мимика, музыкально-ритмическое звучание колотушек, рогов и трубок, маски, графические и пластические изображения. В «звуковое сопровождение» включались песенные напевы и членораздельные речевые сигналы. Например, имитация броска копья сопровождалась определенным, постоянно повторяющимся звукосочетанием, которое становилось фонематическим знаком, обозначающим это действие (бросание копья), а заодно и само копье (известно, что в примитивных языках одним словом обозначается и действие, и предмет, с которым оно связано).
Если работа поглощает все силы и нет времени испытать радость общения с искусством, человек превращается в «рабочую лошадь», обитающую на «обочине культуры». В обществе, где пренебрегают искусством, люди звереют. Их уделом становится биологическое существование, погоня за примитивными чувственными удовольствиями. История свидетельствует, что в самые тяжелые времена в народе не исчезает стремление к художественному творчеству. Это дает ему силы сохранять и совершенствовать человеческий образ жизни. Если же государство считает «излишней роскошью» поддерживать развитие искусства, то образуется культурный вакуум, заполняемый ростом пьянства, наркомании, преступности и бандитизма.
Функции искусства
Как уже говорилось, искусство есть сфера художественной деятельности. Но что составляет специфику этой деятельности, зачем и для чего она нужна? Укажем несколько функций, которые выполняет искусство и ради которых люди к нему обращаются.
Рекреативная функция. Самый простой и наименее требовательный подход к искусству: оно служит для отдыха и развлечения, средством психической разрядки, отвлечения от забот будничной трудовой жизни. Чтобы выполнить эту функцию, искусство должно быть легкодоступным, не требующим особых усилий для восприятия. Оно должно радовать глаз, веселить душу, быть «приятным». Многие люди ничего другого от искусства и не ждут. На рекреативную функцию ориентируется так называемое массовое искусство.
Воспитательная функция. Искусство выступает как средство воспитания, нравственного, духовного, социального совершенствования человека. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни». Отсюда — призывы соединить рекреативную и воспитательную функцию: «поучать развлекая».
Идеологическая функция. Возможность использовать искусство в идеологической борьбе обусловлена тем, что в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на общественную жизнь. Художники, занимающие активную общественную позицию, сознательно пропагандируют в своем творчестве отстаиваемую ими идеологию. Но и в произведениях, авторы которых специально такой задачи не ставят, отражаются их идейные позиции, их социально-политические симпатии и антипатии.
Стремление поставить искусство на службу власти — давняя тенденция. Уже в древних государствах знать содержала поэтов, художников, музыкантов, которые должны были прославлять своих господ. В.И.Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) провозгласил принцип «партийности искусства». В СССР Коммунистическая партия осуществляла руководство искусством: официально признанным и обязательным для советского искусства был метод «социалистического реализма», а всякие попытки отступления от «линии партии» сурово карались.
Познавательная функция. Из художественных произведений мы многое можем узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры. Читая исторические повести и романы, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст изучение исторических документов.
Художники нередко оказываются провидцами: они каким-то неведомым путем предугадывают будущее. Художественное предвидение подчас опережает науку и оправдывается даже вопреки научным представлениям современников. Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впоследствии воплощаются в действительность.
Исследователи творчества Жюля Верна насчитали в его романах 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэллса из 86 идей сейчас реализованы 77, у Александра Беляева из 50 — 47. Уэллс в романе «Машина времени», написанном в 1895 году, за 10 лет до появления первой статьи Эйнштейна с изложением основ теории относительности, высказал мысль об относительности времени.
Эмотивная функция. Все рассмотренные функции искусство способно выполнять и действительно выполняет. Но перечисленные функции не являются общими для всякого искусства. Есть произведения, несущие ту или иную из указанных функций: одни служат для развлечения, другие — для воспитания, третьи — для получения знаний. Кроме того, все упомянутые функции — развлечение, воспитание, распространение идеологии, познавательная деятельность — задачи не только и не столько искусства. Они не являются характерными исключительно для него. Это неспецифические его функции, а потому они не раскрывают природу искусства, не объясняют смысл художественной деятельности.
Но есть еще одна функция искусства — эмотивная. Она заключается в воздействии искусства на сферу человеческих эмоций. Мы не станем читать книгу, всматриваться в картину, просиживать несколько часов в театральном зале, если это нам неинтересно. Произведение искусства должно быть интересным. Разумеется, вкусы у людей различны, и произведение искусства, захватывающе интересное для одних, может у других вызвать скуку. Но, во всяком случае, искусство нужно людям только тогда, когда оно рождает у них интерес, побуждающий их отдавать время, силы и деньги только ради того, чтобы получить удовольствие от самого процесса восприятия художественного произведения.
Тайна художественности как качества произведений искусства — в том, что они затрагивают наши чувства. Человек как бы временно переселяется в мир художественного вымысла. Эта эмоциональная вовлеченность «внутрь» произведения искусства и есть то, что обеспечивает интерес к нему и доставляет наслаждение.
Любое художественное произведение непременно должно воздействовать на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик. Таким образом, эмотивная функция, в отличие от других функций искусства, является общей и непременной для всех его видов, форм, жанров. Если произведение искусства не выполняет эту функцию, то и все прочие функции оно не сможет выполнить, ибо оно просто «не дойдет» до публики.
В произведениях искусства выражаются различные эстетические идеалы, по-разному ставятся задачи художественного творчества, используются разные средства, приемы и правила создания художественных образов. Характерные для отдельного автора особенности творчества составляют его индивидуальный стиль.
Но существуют и общие черты, объединяющие творения целой группы авторов и типичные для искусства в течение достаточно долгого исторического периода. Художественный стиль (или «большой стиль») есть единство эстетических идеалов и творческих методов, определяющее типичные черты многих произведений искусства в определенную эпоху.
Вплоть до эпохи Возрождения в обществах прошлого художественные стили были едиными для всей культуры. Древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская культуры были «моностильными». В них господствовали каноны, определявшие общие характерные черты художественных произведений в различных видах искусства и очень медленно изменявшиеся.
К концу европейского Средневековья уже наметилось в рамках единого для всей культуры художественного стиля сосуществование двух архитектурных стилей — романского и готического. Однако лишь в культуре Возрождения начала складываться разностильность искусства. С этого времени «большие стили» стали формироваться как доминирующие в искусстве определенной эпохи, но существующие наряду с дополняющими их другими стилями.
В «полистильной» культуре творец-художник получает возможность выбора эстетического идеала и средств его выражения. Стиль барокко стал стилем переходного периода от Возрождения к Новому времени. Классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм возникают и сосуществуют в искусстве Нового времени.
В преддверии XX века наступает время, получившее название «эпохи модернизма», в котором отсутствует стержневой художественный стиль, появляется множество стилей, быстро сменяющих друг друга (импрессионизм, символизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и т. п.). В настоящее время искусствоведы говорят о постмодернизме как о художественном направлении, задающем тон в искусстве наших дней, с его новыми течениями (гиперреализм, поп-арт, соц-арт, неоромантизм, неоклассицизм и т.д.).
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
Читайте также: