Древний египет в эрмитаже нубийская экспедиция
Фрагмент одного из пилонов "Египетских ворот" в Царском селе. 1827-1832 гг. (с) фото - Виктор Солкин, 2002 г.
Подлинные сфинксы Аменхотепа III на Университетской набережной, о которых много говорилось в контексте их недавней реставрации в 2002 году, являются лишь частью, хотя, безусловно и самой значимой, того уникального культурного явления, которое можно назвать «Египетский Петербург».
Свидетельство тому – выполненные в виде храмовых порталов фасады домов и многочисленные, более или менее удачные имитации египетских сфинксов, египетские атланты в прихожей Павловского дворца и, наконец, небольшие, зачастую не замечаемые, египетские элементы в архитектурном облике самых различных зданий города, - например египетские атланты на фасаде здания Морского судоходства на Дворцовой набережной, прекрасные стилизованные крылатые солнечные диски на фасаде дома №135 по Лиговскому проспекту, или же очень специфический дом на Зверинской улице, в декорировке которого переплетены египетские, месопотамские и масонские мотивы.
Ужасающее состояние вестибюля "египетского дома" на ул. Зверинская. (с) фото - Виктор Солкин, 2003 г.
Интерес в России к культурным ценностям страны пирамид зародился за многие века до основания северной столицы и передавался из поколения в поколение. В XIX веке долина Нила уже не была в представлении русских некоей загадочной, таинственной землей. Рассказы путешественников и редкие переведенные записки иностранных «знатоков» подогревали интерес к египетским древностям и иероглифическому письму.
Египетские памятники, очаровавшие Европу после знаменитого похода Наполеона и выхода многотомного «Описания Египта», привлекли к себе внимание и русской общественности. Никогда впоследствии в России не появлялось такого количества подражаний древнеегипетским образцам, как в первые три десятилетия XIX века.
"Египетские ворота" в Царском селе. 1827-1832 гг. (с) фото - Виктор Солкин, 2002 г.
В течение пяти лет (1827-1832) в Царском Селе по проекту английского архитектора Адама Менеласа возводились Египетские, или Кузьминские, ворота. Два высоких пилона ворот восходят своей формой и отделкой, судя по всему, к колоссальным пилонам храма бога Хора в Эдфу, возведенным в греко-римское время. Украшающие их рельефы и ряды иероглифов, выполнены известным скульптором В.И. Демут-Малиновским в 1829 году; под его же руководством были выполнены прилегающие к пилонам гермы, увенчанные египетскими головными уборами. Сюжеты рельефов, выполненных с выразительностью и несомненным изяществом, были навеяны гравюрами «Описания Египта». Несмотря на очевидную стилизацию, за рельефами угадываются батальные сцены из храма в Карнаке, например, батальные сцены Сети I на внешней стороне северной стены гипостильного зала , знаменитые арфисты из гробницы фараона Рамсеса III в Долине царей, фризы с изображением священных соколов и крокодилов из комплекса в Ком Омбо, рельефы многих других египетских храмов и гробниц. Имитации иероглифов, порой совершенно неправдоподобные, заменили здесь древнее «божественное слово», превозносившее мудрость и гармонию превыше всего во вселенной.
Фрагмент псевдоиероглифической надписи на пилоне "египетских ворот". (с) фото - Виктор Солкин, 2005 г.
Египетские ворота стали обрамлением триумфального въезда в Царское село; своей монументальностью и, одновременно, гармонией, восхищают они и сегодня наших современников. Именно здесь, в Царском селе интерес России к Египту впервые был выражен посредством языка архитектуры: в царствование Екатерины II Царскосельский парк был украшен пирамидой, сооруженной на могиле ее любимых собак. Позже в «царскосельской руине» хранились египетские саркофаги и другие предметы древности, которые позже были переданы в собрание Эрмитажа.
Один из сфинксов у "Египетского моста" на Фонтанке. (с) фото - Виктор Солкин, 2003 г.
В 20-х годах XIX века эпоха простого подражания памятникам египетского искусства была на исходе. В стране появлялись первые подлинные памятники египетского искусства, началось сложение частных египетских коллекций, которые сначала воспринимались лишь как собирание редкостей и экзотических предметов, а позже – как основа для нового понимания и исследования наследия древнего Египта.
Рельеф с изображением батальной сцены на одном из пилонов "Египетских ворот" в Царском селе. 1827-1832 гг. (с) фото - Виктор Солкин, 2002 г.
Он взбирался на пирамиды, обследуя их подземелья, изучая гробницы, карабкаясь по крутым скалам и рискуя погибнуть. Путешествие к древним гробницам фараонов в Долину царей, по его словам, едва не стоило ему жизни: «Мы приближались уже к спуску в мрачную комнату, как вдруг несколько огромных змей подняли шипящие головы при свете нашего факела; не будучи подготовлены к такой встрече и не имея с собою никакого оружия, мы вынуждены были не тревожить прах Сезострисов, оберегаемый такими стражами».
Маршруты Норова были примечательны тем, что все время отклонялись от «обыкновенных путей». Высоко ценя Шампольона и других европейцев за их открытия, Норов справедливо осуждал их за уничтожение памятников, изъятых с помощью лома и кирки, навсегда губивших созданное, по его словам, «рафаэлями фараоновыми». С особенным восхищением описывал Норов египетские храмы: «…такое волшебное здание воздвигнуто не иначе, как властию необычайной, народом многочисленным, в память событий важных и предприятий исполинских… восхитительны залы эти с необъятным множеством столпов, которых создание превышает силы народа, самого могущественного. Все виденные вами досель здания, хотя б вы обтекли весь земной шар, игрушки перед тим столпотворением! Этот лес колонн, величины невообразимой и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих…»
Карнак. Многочисленные статуи Сехмет на берегу озера Ишеру в храме Мут. 14 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2003 г.
Отсюда, из храма в Карнаке Авраам Норов привез колоссальную гранитную статую богини Сехмет. В своем труде Норов упомянул место находки статуи, знаменитый комплекс богини Мут на берегу подковообразного озера Ишеру, хотя и ошибся, идентифицируя статую божества: «Обводной канал, шириною сажени три, доселе наполнен водою; во многих местах сбереглись каменные крыльца, сходившие в канал. Все четыре рамы полуострова были уставлены статуями из черного порфира, изображавшими в настоящий рост сидящую богиню Нейт, с львиною головою… Из всех этих статуй, поверженных и разбитых, я нашел только одну уцелевшую, и решился приобрести ее и перевезти на родной север». Во время перевозки статуи, еще в Египте, неподалеку от Кены, с Норовым произошел интересный случай. «Возвратясь в мою дагабию, я узнал от моих людей любопытное происшествие. Одна молодая арабская дама в сопровождении нескольких саисов проезжала на роскошно убранном лошаке возле берега, где была причалена моя дагабия; она была поражена видом приобретенной мною в Фивах статуи богини Нейт, которая занимала почти всю палубу; остановясь она послала просить позволения взойти на дагабию, и мои люди поспешили пригласить ее. Подойдя к статуе, она долго смотрела на нее в большой задумчивости; потом стала на колени, набожно поцеловала ее в грудь и удалилась со слезами на глазах… Одна старая женщина из свиты этой дамы сказала, что она молилась о прекращении ее неплодия».
Статуя Сехмет, найденная А.Норовым в Карнаке. Гранодиорит. 14 в. до н.э. Государственный Эрмитаж. (с) фото - уважаемая ashako
Наряду с приобретенной Россией коллекцией итальянца Кастильоне, статуя Сехмет, несколько лет до этого простоявшая в Академии Художеств, стала началом египетского собрания Эрмитажа Здесь, в одном из залов Зимнего дворца уже более полутора веков происходит таинство знакомства наших современников с древней культурой страны пирамид. Известный востоковед ХIX века – О.И. Сенковский, который и сам бывал в Египте, первый обратил внимание на значение уникальной коллекции музея и предсказал, что изучение этого собрания «прославит, без сомнения, не одно русское имя». И действительно, египетские сокровища Эрмитажа, спустя годы, вдохновляли лучших русских востоковедов. Среди них были Б.А. Тураев и В.С. Голенищев, М.Э. Матье и Ю.Я. Перепелкин.
Фрагмент фасада "египетского дома" на ул. Захарьевской. (с) фото - Виктор Солкин, 2002 г.
Египет продолжал привлекать красотой и символизмом своей культуры русскую общественность. В XX веке город на Неве украсили новые памятники, напоминавшие России и далекой стране фараонов. В 1911-13 гг. по проекту архитектора Сонгайлова на Захарьевской улице был сооружен доходный дом Нежинской, более известный сегодня как «Египетский дом». Фасад здания отчасти напоминает парадный вход в храм богини Хатхор в Дендере, несмотря на явную перегруженность деталями. Ликами небесной богини любви, повелительницы четырех сторон света, украшены капители колонн. Сами колонны – это каменные подобия систров – музыкальных инструментов, подобных трещоткам, звучание которых, согласно текстам храма, призвано возродить вселенную.
Лица богинь на капителях достаточно сильно отличаются от египетских оригиналов и, скорее, напоминают отдельные скульптурные портреты финикийского искусства. Однако в целом архитектурный замысел дома превосходен. В центре фасада расположена арка, через которую идет проход во внутренний двор. Изящная решетка, некогда закрывавшая арку и практически уничтоженная, была выполнена в виде стеблей лотосов, над которыми возносится крылатый солнечный диск.
Над аркой расположен декоративный балкон, также со скульптурным изображением лица Хатхор. С двух сторон от арки идут две симметричные части фасада, украшенные уже упоминавшимися хаторическими колоннами. Массивный фасад фланкирован двумя подъездами, у дверей которых стоят колоссальные царские пилястры, изображающие фараонов в коротких набедренных повязках, сжимающих в скрещенных руках символы вечной жизни анх. Эти памятники, пожалуй, лучшие имитации египетских скульптур в Петербурге, несмотря на чуждую египетской культуре жесткость в моделировке царственных лиц. На их головах немесы, украшенные рогами священных овнов, уреями, символизирующими верховную власть, и солнечными дисками.
Фрагмент одного из царских пилястров на фасаде "Египетского дома" на ул. Захарьевской. (с) фото - Виктор Солкин, 2003 г.
В целом, царские пилястры иконографически близки к колоссальным пилястрам второго двора храма Рамсеса III в Мединет Абу, несмотря на то, что скульптуры фасада «Египетского дома» менее тучны и приземисты, а их лица, жесткие и удлиненные с узкими, отчасти раскосыми глазами, были выполнены, судя по всему, не без увлечения скульптором отдельными памятниками тогда еще совсем малоизученного амарнского периода. Пространство рядом с колоссальными фигурами украшено очень низкими пилястрами с растительными капителями; над колоссами расположен массивный эркер, украшенный медальоном с профилем царицы, для которой, видимо, был избран какой-то греко-римский образец.
С левой стороны симметрия архитектурного решения дома нарушена еще одной плоскостью дополнительной части фасада, украшенной хаторическими пилястрами, лица которых идентичны капителям колонн основной части здания.
Верхняя часть фасада также очень декоративна, украшена балконами с пальмовидными полуколоннами, многочисленными рельефами светского и сакрального содержания, порой выполненными очень искусно. Внутренний двор дома – глухой и мрачный колодец – украшен фризами из уреев и двумя монументальными фигурами царя и царицы на стене, противоположной входной арке. Потолок самого прохода украшен стилизованными изображениями летящих птиц и крылатых солнечных дисков, причем в качестве дисков здесь порой использовались настоящие лампы, увы, также не сохранившиеся.
Хаторические капители пилястров на фасаде "Египетского дома" на ул. Захарьевской. (с) фото - Виктор Солкин, 2003 г.
Внутренний облик подъездов дома сильно различается. Если левый подъезд очень скромен и египетской декорировки не имеет, то внутренняя часть правого подъезда подобна египетскому храму. Сегодня сохранились лишь обломки удивительных по красоте деревянных дверей, отделанных фризом из переплетенных стеблей тростника и псевдоиероглифами; увы, они были распилены на части и на их место несколько лет тому назад водворена металлическая дверь. Основную часть пространства подъезда занимает лестница, по богам фланкированная двумя массивными постаментами для сфинксов, к сожалению, несохранившихся. По свидетельству старожилов дома, два массивных сфинкса были вывезены из дома в 70-х годах XX века. К сожалению, их настоящее местонахождение установить не удалось, хотя хочется верить, что они все же где-то сохранились. Неясен и изначальный облик сфинксов, так как на самих постаментах и в некоторых деталях отделки парадного подъезда постоянно присутствуют изображения гиеракосфинксов. Думается, в своем изначальном облике подъезд, ныне совсем запущенный, должен был быть очень впечатляющим.
Центральная арка фасада "Египетского дома" на ул. Захарьевской. (с) фото - Виктор Солкин, 2003 г.
Лестница завершается проходом между двумя колоннами прекрасных пропорций с композитными капителями, заимствованными из египетского храма греко-римского времени. Верхняя часть стен отделена от нижней карнизом из многочисленных мумиеобразных фигур Анубисов, поверх которых размещен прекрасный по уровню исполнения фриз выпуклого рельефа с богиней неба Нут, раскинувшей огромные крылья в окружении шакалоголовых духов и цариц, играющих на арфах. В нижней части стен некогда также находился фриз из врезанных рельефов, ныне практически утерянных из-за многослойной покраски стен дома. Отчасти и сегодня можно понять, что темой для этих рельефов были сцены сельскохозяйственных работ.
По сторонам от двери подъезда сохранились огромные выпуклые рельефы, на которых цветы и жертвы подносят на алтари богов царь, хранящий вселенскую гармонию и царица – земное воплощение богини любви. Оригиналом для этих изображений, пышных и очень декоративных, явно были росписи и рельефы из фиванских царских гробниц XIX-XX династий.
В повседневной суете лишь немногие видят истинный Петербург, город, пространство которого наполнено образами и тенями истории. Если остановиться, оглянуться вокруг, то можно увидеть и понять многое. Связующая нить истории, идущая сквозь поколения, какое-то особенное ощущение времени, - вот то, чем так богат этот город. Каждая эпоха задает человеку свои собственные вопросы, которые на самом деле в немного иной форме звучали тысячелетия тому назад.
Один из сфинксов на набережной Робеспьера. М. Шемякин. (с) фото - В. Гуров, 2005 г.
На набережной Робеспьера вот уже семь лет смотрят на воды Невы иные, новые сфинксы. За ними – здание знаменитой тюрьмы «Кресты». Сфинксы XX века, созданные Михаилом Шемякиным, стали памятниками жертвам репрессий. В их ликах – слившиеся в вечном противоборстве жизнь и смерть, вопросы, на которые пытался ответить Древний Египет, на которые ищем свои ответы и мы. На постаментах изможденных временем и болью львиц с ликами, лишь наполовину покрытыми плотью, - строки Солженицына и Высоцкого, следы от пуль и застывшие крики осужденных…
«Что станется с этой страной, когда скроется солнце и не будет больше сиять, дабы могли видеть люди? Не будут жить, сокрытые тучами, и все оцепенеет, лишившись его…. И будет страна в смятении, не зная, что станется с ней… Я покажу тебе сына врагом, и брата недругом, и человека, убивающего своего отца. Все уста будут молить о сострадании, но исчезнет все благое, и погибнет страна…» Эти слова египетского мудреца Неферти звучат сегодня как боль нашего времени. Между тем прозвучали они впервые в 18 веке до н.э., а спустя три века были записаны на свитке папируса, что хранится в Эрмитаже. Так может быть потому так и близок Египет России, что за тысячелетия отвечал на те вопросы, что задаем сегодня себе мы сами? Нам остается лишь прислушаться и попытаться понять эти ответы.
"Восточный" сфинкс Аменхотепа III на Университетской набережной. (с) фото - Станислав Щигорец, 2005 г.
Диалог между Египтом и Россией продолжается. В нем переплетаются египетские памятники, попавшие по торговым путям на Урал и в Западную Сибирь и сотни блестящих исследований русских специалистов-египтологов, древнеегипетские имена в старинных русских месяцесловах и судьбы русских ученых, основавших традицию преподавания египтологии в Каире. Наконец, это диалог седой древности и современности о вечных истинах, для постижения которых мы порой приходим на набережную Невы к древним сфинксам Аменхотепа III, и по стопам своих далеких предков открываем для себя величественную и неповторимую культуру страны фараонов, истины и идеалы красоты которой вдохновляли наших предков и продолжают восхищать наших современников.
Цит. с сокращениями по: Солкин В.В., Ларченко В.Н. «Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы // Древний Египет. Сборник трудов Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ». Выпуск I. М.: Бета-Фрейм, 2005, с. 148–161. Сноски опущены.
Абидос: мумии собак, Хатшепсут и "Лестница Великого бога".
Многочисленные новые находки – от мумий животных, связанных с почитанием божества, которому были посвящены шакалы и пустынные волки и до таинственной статуи, приоткрывают завес над некоторыми тайнами древнего священного места, известного, как «Лестница Великого Бога» и расположенного в Абидосе.
Загадочная деревянная статуя, скорее всего, изображает женщину-фараона Хатшепсут, которая правила в Египте в XV в. до н.э. Обычно ее изображали с мужским телом и с мужскими царскими регалиями, однако на этом изображении, помимо сильного портретного сходства, передана и частица женственного облика правительницы – небольшая грудь.
Умм эль-Кааб (с) фото - Виктор Солкин, 2010
Эти открытия были сделаны за прошлый осенний сезон командой Мэри-Энн Пулз Вегнер – профессором университета Торонто. Находки проливают новый свет на ритуалы Абидоса – знаменитого священного города, одного из самых почитаемых в Древнем Египте.
Древнейшие цари Египта, правившие более пяти тысячелетий тому назад, нашли здесь, в пустыне Абидоса у отрогов скал в месте, называющемся сейчас Умм эль-Кааб, свои последние пристанища. Египтяне верили что здесь, близ ущелья Пега, был погребен сам Осирис: одну из гробниц некрополя они почитали как великую гробницу этого бога. Ближе к кромке обрабатываемых полей, был воздвигнут храм Осириса (совр. Ком эль-Султан), откуда ежегодно в торжественной процессии на священной ладье выносили образ Осириса и несли его к божественной гробнице, где во время ночных ритуалов бог должен был обрести возрождение.
Одно из святилищ, стоящих поблизости от «Лестницы Великого бога».
От гробницы процессия с «подобием» Осириса возвращалась в храм с великим ликованием. «От эпохи Среднего царства сохранилось множество свидетельств о том, как проходило это торжество», - говорит Пулз Вегнер. Процессия Осириса была столь популярна, что египтяне – как цари, так и их поданные сооружали часовни по сторонам от процесионной дороги, чтобы магическим образом вечно принимать участие в церемонии. Предполагается, что эти святилища порой вторгались в пространство дороги, несмотря на полагавшуюся за такое строительство смертную казнь. Согласно этой теории, более древние святилища стояли ближе к процесионному пути божественной ладьи, а более поздние – дальше от него. Находка раннего жертвенного святилища, сооруженного более 3600 лет тому назад, расположенного совсем близко от процессионной дороги, опровергает эту гипотезу. « Редко случается, когда вы можете с точностью ответить на той или иной вопрос своего исследования за время короткого археологического сезона, - уточнила Пулз Вегнер, - но на этот раз это произошло!»
Обнаруженное святилище было местом для принесения жертв и совершения ритуальных возлияний; также в нем стояла стела, которой, увы, уже не было, когда археологи расчистили памятник. Судя по тому, что святилище было посещаемым на протяжении нескольких веков – остались археологические свидетельства, подтверждающие это, - оно было посвящено памяти какого-то значительного лица.
Монументальное сооружение, воздвигнутое при Сети I.
В этом же сезоне команда исследовала монументальное сооружение с тремя камерами в задней, западной части и коридором, идущим к ним от входа, расположенного на востоке. Стены из кирпича-сырца, толщиной 2 метра, характерны для храмовых хранилищ, однако планировка сооружения более походит на сам храм. Немногочисленные надписи, найденные в сооружении, свидетельствуют, что оно было построено при Сети I. Кирпичи здания также идентичны тем, что использовались для постройки стен дворца, примыкавшего к расположенному здесь же, в Абидосе, знаменитому заупокойному храму Сети I.
Черепа мумий собак, погребенных в найденном сооружении.
В одной из трех камер здания археологи обнаружили скопление мумий животных, которыми помещение было буквально набито. Среди 83 мумий преобладали останки собак, хотя также были обнаружены две кошки, овен и антилопы. Предполагается, что это – жертвенные животные, которые происходят из другой, пока еще не найденной поблизости гробницы, поскольку мумии относятся к гораздо более позднему времени, нежели само сооружение. «Думаю, что где-то рядом есть гробница для священных животных, III Переходного периода, очень большая гробница, - уточняет Пулз Вегнер. – В более позднее время, когда эту гробницу грабили, мумии животных, зачастую даже без оригинальных погребальных пелен, выкидывали наружу». Потом их, видимо, поместили в более древнее, стоявшее неподалеку сооружение. Обилие мумий собак неудивительно и имеет прямое отношение к культу Упуаута, бога, изображавшегося в облике пустынного волка, собаки или шакала, культ которого издревле процветал в Абидосе. Штандарт с образом Упуаута, который магическим образом уничтожает всех врагов, несли впереди божественной процессии Осириса, шествовавшей по некрополю. По словам Пулз Вегнер паломники, приходившие в храм, оплачивали изготовление мумий собак, которые жертвовались божеству и, по египетским представлениям, передавали ему молитвы пришедших. Затем многочисленные мумии погребались в подземных катакомбах недалеко от храма. «Я думаю, что это - один из вариантов вотивных подношений божеству, практиковавшийся египтянами, когда наряду со словесной молитвой, подношением даров и установкой стел человек мог пожертвовать божеству связанное с его культом животное», - говорит Пулз Вегнер.
Одна из забальзамированных собак, судя по всему, страдала от трещины в кости, которая позже заросла; скорее всего, кто-то выходил собаку, прежде чем одна была пожертвована богу, либо же принесена в его некрополь после своей смерти.
Царская статуя, изображающая, скорее всего, Хатшепсут.
В соседней камере от той, где были найдены мумии, археологи обнаружили деревянную статую, сильно поврежденную влажностью и термитами. Памятник удалось отреставрировать: это стоящая фигура, высотой 65 см, с немесом – царской головной повязкой – на голове. Пропорции статуи очень близки к тем, которые были в египетской царской скульптуре эпохи середины правления XVIII династии, с одним исключением: талия статуи значительно уже. Этот факт и яркое портретное сходство с известными памятниками Хатшепсут позволяют предположить, что это именно ее изображение. Пропорции тела анализировать, в отличие от портрета, сложнее, так как до нашего времени не дошло ни одной деревянной статуи Хатшепсут, только каменные. «Несмотря на то, что скульпторы зачастую изображали ее с мужскими атрибутами и в мужской одежде, они иногда все же подчеркивали ее женственность, делая ее талию тоньше, а грудь осязаемой - говорит Пулз Вегнер. – Более нежно, чувственно также изображали щеки и подбородок Хатшепсут. Она ли это? Думаю, что это вполне возможно». Предполагается, что статую несли в процессии Осириса, хотя и неясно, была ли она создана для храма или для гробницы.
Сводчатый потолок нерасчищенной погребальной камеры одной из гробниц некрополя.
Неподалеку от дороги процессий сооружали свои гробницы вельможи. Археологи из миссии Пулз Вегнер обнаружили две гробницы, одна которых находилась позади святилища, построенного здесь царем Тутмосом III – соправителем и преемником Хатшепсут. Погребальная камера гробницы с полукруглым потолком осталась пока не расчищенной.
Вторая гробница, того же времени, была обнаружена в монументальном здании, построенном при Сети I. Фрагменты человеческих останков, части льняных погребальных пелен и деревянных предметов погребального инвентаря найдены неподалеку. В самой гробнице специалисты нашли фаянсовые статуэтки – ушебти, благодаря которым удалось установить, что здесь нашел свое последнее пристанище жрец Джедисетиуфанх. В погребальной камере найдено 58 ушебти, которые должны были работать за жреца на обильных и благословенных полях иного мира, а также 6 статуэток надсмотрщиков – «управляющих» работой ушебти. Другая группа ушебти, найденных в гробнице, выполнена из глины. На статуэтках сохранились отпечатки детских пальцев – видимо, в Древнем Египте детям поручали сделать часть ушебти для гробницы их умершего родственника, чтобы обеспечить ему благополучие в загробной жизни.
Ушебти жреца Джедисетиуфанха. Фаянс.
Команда археологов из Торонто продолжит раскопки этого участка некрополя. «Это непростое для археолога место, - добавляет Пулз Вегнер. – Помимо того, что оно очень обширно, что само по себе затрудняет раскопки, оно было буквально перекопано и перемешано искателями древности в XIX веке, сметавшими культурные слои и гробницы в поисках шедевров для музеев Европы».
Следы древней культуры
Следы древней культуры можно найти в самых разных уголках Северной столицы. Это объясняется тем, что многие правители России увлекались историей Египта. Одной из его главных почитательниц считалась Екатерина II. Именно по её приказу в Екатерининском парке построили пирамиду. Артефактом она не является - там погребены любимые собачки императрицы: Том-Андерсон, Земира и Дюшеса, и, по легенде, в особенно мрачные вечера можно услышать их радостный лай.
Николай I также увлекался древней культурой. По его приказу в Царском Селе возвели Египетские ворота. Они выполняли простую, но благородную функцию - украшали парадный въезд в город, а ещё имели караульные башни, пригодные для жилья.
Почти два столетия на Университетской набережной возлежат древние сфинксы. Эти мифологические существа охраняли святилище фараона Аменхотепа III, и их лица считаются одними из лучших его изображений. Они постепенно погружались в песок, пока в начале XIX века не были спасены от забвения греческим археологом Атанасисом. Статуи перевезли в Александрию, где их купил российский дипломат Андрей Муравьёв. Путешественник так впечатлился красотой сфинксов, что написал письмо Николаю I, а тот выслал необходимую для покупки сумму - 64 тысячи рублей. Изваяния добирались до Петербурга около года, везли их в специальных клетках на корабле «Добрая надежда». Поначалу сфинксы обитали в Академии художеств, а в 1834-м заняли привычное всем место на Университетской набережной.
Разгневанная богиня
Сами хранители музея наиболее мистическим экспонатом Египетского зала считают изваяние богини войны и воздаяния Сехмет, которая является старейшим памятником Древнего Египта на территории России. Двухметровая монументальная фигура восседает на троне, гордо выпрямив спину и сложив на коленях руки. Когда-то её голову украшал диск, символизирующий лучезарное солн-
це - Ра. Сейчас он сильно повреждён, так же, как и лицо, точнее, морда - у богини голова львицы.
На постаменте трона есть два столбца иероглифической надписи, которые свидетельствуют, что изготовлена статуя по приказу фараона Аменхотепа III.
Изначально она стояла в храме Мут-Сехмет в Карнаке, построенном в XV веке до нашей эры, а привёз её в Санкт-Петербург русский путешественник, герой войны 1812 года, поэт и министр Авраам Норов. Во время своей экспедиции по Египту он нашёл артефакт наполовину засыпанным песком в развалинах древнего храма на берегу озера Ишеру и выкупил его у властей Египта. Из десятков разбитых статуй монумент был единственным, сохранившим целостность.
Согласно одному из древних мифов, Великая Сехмет разгневалась на людей, переставших почитать бога солнца Ра, и решила уничтожить весь человеческий род. Люди уже чувствовали огненное дыхание Владычицы пустыни, а с её рук готовы были сорваться стрелы пламени. Но другие боги, пожалев египтян, посоветовали им разлить перед богиней подкрашенное красной краской вино. Сехмет приняла его за кровь, стала с жадностью лакать, опьянела и уснула. А проснувшись, забыла о своих кровожадных планах.
Но, видимо, не навсегда. Говорят, что красный налёт на коленях богини предвещает неприятности, которые ожидают Россию. Последний раз его видели в 1991 году, и хотелось бы надеяться, что мистическое совпадение не повторится.
Тайны Египетского зала. Эрмитажная коллекция древних артефактов
В 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Сивков выступил с инициативой создать в музее Египетский зал. С тех пор ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира стали доступны для всеобщего обозрения. Тематическое пространство обустроили на месте Главного буфета Зимнего дворца.
Основу экспозиции составили артефакты, которые привозил в Петербург один из хранителей Эрмитажа, писатель по вопросам искусства Владимир Бок в 1889-1898 годах. Многочисленные раритеты, предметы обихода египтян, представляющие огромную ценность, учёному удалось найти в монастырских хранилищах Сохага, а также в гробницах некрополя Багауат. Правительством Египта был выдан специальный сертификат, разрешающий вывоз древних сокровищ в Россию.
Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают три зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная экспозиция позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца IV тысячелетия до н. э. до I тысячелетия н. э. и даёт возможность познакомиться с Египтом древнего, птолемеевского и римского периодов. Экспонаты помогают определить характеристики как присущие древнеегипетской культуре, так и заимствованные в ходе истории из Греции, Сирии, Ирана, Рима.
«Девять Луков»: Египет и окружающий мир. Часть III.
Золотые земли Нубии
Цит. по: Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001, сноски опущены.
Илл: Фрагмент ювелирного изделия с изображением царицы Тейе в облике женского сфинкса, хранящего имя царя. Сердолик. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. inv. 26.7.1342. 14 в. до н.э.
Египетская сила! Или сколько в Петербурге египетских мест?
После военной экспедиции Наполеона в Египет в 1798 году, в начале XIX века Европу накрыла настоящая волна египтомании. Петербург, во всем стремившийся походить на Европейские столицы не остался в стороне и наполнился египетскими артефактами или околоегипетскими постройками.
В Петербурге XXI века можно составить настоящий "египетский маршрут" и попытаться проникнуться историей древнего мира. Попробуем?
✅ Самые известные египетские изваяния находятся на Университетской набережной. Сфинксы из древнеегипетских Фив были куплены Андреем Муравьевым (с позволения Николая I) в Александрии и прибыли в Петербург в 1832 году. Свои постаменты у Академии Художеств сфинксы заняли только через два года в 1834 году. А ведь до этого с 14 века до н. э. они охраняли святилище фараона Аменхотепа III в Фивах! Простно невероятно!
Сфинксы на Университетской набережной. Сфинксы на Университетской набережной.✅ Еще одно место подлинных египетских артефактов - зал Эрмитажа. Коллекция главного музея Петербурга из страны мумий в основном состоит из собрания Кунсткамеры, приобретенного в 1825 году и насчитывает более 7500 экспонатов!
Зал Египта в Эрмитаже Зал Египта в ЭрмитажеВ трех залах первого этажа выставлены предметы быта, скульптуры, саркофаги и, конечно, мумия жреца Па-ди-иста (его возраст около 3000 лет).
Hermitage Online. Древний Египет в Эрмитаже: Нубийская экспедиция
Вам не понравилось видео. Спасибо за то что поделились своим мнением!
После сооружения высотной Асуанской плотины воды водохранилища затопили всю обитаемую территорию долины Нила на сотни километров выше по течению. Для того, чтобы не допустить бесследного исчезновения памятников древности, ЮНЕСКО была организована международная спасательная археологическая кампания, до сих пор остающаяся крупнейшей в истории. Советский Союз был представлен небольшой экспедицией, поработавшей два сезона 1961–1962 и 1962–1963 годов. Для изучения ей был предоставлен тридцатикилометровый участок, на котором были раскопаны несколько археологических памятников. Еще одно место, где производились исследования – Вади Аллаки, пересохшее речное русло, по которому древнеегипетские караваны ходили к золотым рудникам; наскальные надписи, которые остались от них, были скопированы во втором сезоне экспедиции.
Во время очередного онлайн эфира, посвящённого памятникам Древнего Египта в собрании Эрмитажа, Андрей Олегович Большаков, доктор исторических наук, заведующий Сектором Древнего Востока Отдела Востока расскажет нам о Нубийской экспедиции, материалы которой – единственные в собрании нашего музея древнеегипетские памятники, имеющие надежную археологическую документацию.
Древний египет в эрмитаже нубийская экспедиция
17 февраля Государственный музей Востока представляет выставку «Путешествие в страну Куш», посвященную 60-й годовщине начала работ Нубийской археологической экспедиции АН СССР.
Главное здание на Никитском бульваре 17.02.2021 — 28.03.2021Министерство культуры РФ
Государственный музей Востока
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Центр палеоэтнологических исследований
Архив Российской академии наук
Институт истории материальной культуры РАН
Куратор выставки: Алексей Крол
17 февраля Государственный музей Востока представляет выставку «Путешествие в страну Куш», посвященную 60-й годовщине начала работ Нубийской археологической экспедиции АН СССР.
На выставке будут экспонированы подлинные вещи — кубки, сосуды, чаши, кувшины, найденные советской экспедицией и хранящиеся в настоящее время в Государственном Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина; фотографии, дневники, рисунки участников экспедиции, повествующие о работе и повседневной жизни советских археологов. Всего будет представлено более 100 предметов. Также в рамках выставки будет демонстрироваться документальный фильм, посвященный Нубийской экспедиции АН СССР.
Нубийская археологическая экспедиция была организована в 1961 году в рамках международной спасательной кампании под эгидой ЮНЕСКО в связи с возведением Асуанского гидроузла. Перед строящейся плотиной должно было возникнуть огромное искусственное озеро. В зону затопления попадали многие археологические памятники и памятники архитектуры.
По решению Президиума Академии наук была сформирована Нубийская экспедиция, которую возглавил советский археолог, востоковед, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа в 1964-1990 годах — Борис Борисович Пиотровский.
Борис Пиотровский собрал яркую, трудоспособную команду: археологов Н.Я. Мерперта; О.Г. Большакова; А.В. Виноградова; художника В.В. Пименова; архитектора, реставратора Л.А. Петрова; фотографа Л.Н. Петрова; механика М.У. Юнисова, зам. директора по административно-хозяйственной части П.Д. Даровских. Экспедиция работала два сезона: декабрь 1961 г. - март 1962 г. и декабрь 1962 - апрель 1963 г. На территории концессии были найдены многочисленные памятники от эпохи верхнего палеолита до времени Нового царства. Было исследован не имеющий аналогов в египетской и нубийской археологии археологический комплекс, связанный с культурой Группы А в местечке Хор-Дауд, датируемый рубежом IV-III тысячелетия. Функциональное назначение комплекса до сих пор является предметом дискуссий. Были также раскопаны могильники эпохи Среднего царства и римского времени.
Был исследован также стокилометровый участок Вади аль-Аллаки, который дал наиболее яркие результаты. По сухому руслу реки в древности и средневековью проходил маршрут экспедиций, отправлявшихся в Нубийскую пустыню за камнем и золотом, а также торговых караванов. Здесь на двух стоянках было обнаружено и изучено более 200 древнеегипетских надписей, преимущественно времени XVIII, XIX, XX династий, упоминающих многих египетских чиновников и вельмож, выполнявших поручение своего правителя в этих далеких землях.
Нубийская кампания, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, стала самым масштабным по продолжительности и затратам проектом этой организации, примером объединения наций, направленного на решение гуманитарной задачи по спасению древних памятников. Для нашей страны, проводившей активную внешнюю политику в странах Ближнего Востока и Африки, Нубийская экспедиция стала первой археологической миссией в регионе. Вслед за ней отечественные археологи начали многолетнюю работу в Ираке, Сирии, Йемене.
Выставка проходит в рамках Года культуры Египта в России.
Государственный музей Востока. Из коллекции ГМВ
Чаша черноверхая, Древний Египет, III-II тыс. до н. э., Государственный Эрмитаж
Гробница Гомера
В зале Юпитера посетители музея могут увидеть несколько гробниц античной эпохи. Многие верят, что одна из них принадлежит древнегреческому поэту-сказителю Гомеру.
Саркофаг был найден в ходе экспедиции графа Орлова-Чесменского и подарен графу Строганову - прославленному коллекционеру редких вещей. Строганов объявил саркофаг гробницей Гомера, и его авторитетному мнению поверили. Позже учёные пришли к выводу, что древнегреческий поэт упокоился в другом месте, поскольку она была создана во II веке, а Гомер жил задолго до этого. Тем не менее загадка осталась нераскрытой - изображения на лицевой и задней стенках саркофага выполнены в совершенно разных стилистиках. Это противоречие и позволяет надеяться, что в Эрмитаже хранится гробница именно великого поэта античности.
Древний египет в эрмитаже нубийская экспедиция
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Записки профессионального египтологаВластный облик
Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Египетского зала Эрмитажа. Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением.
Статуя позволяет судить о том, какое большое значение в жизни древних египтян играла сакрализация своих правителей. Этот фараон был представителем двенадцатой династии, правившей в период Среднего царства (XIX век до н. э.). При нём египетское государство достигло большого могущества, что проявилось в грандиозном строительстве. Облик правителя поражает властностью. В плотно сжатых губах и твёрдом подбородке угадываются энергия и воля. Лицо с узкими глазами и выступающими скулами тщательно проработано.
Зловещая улыбка мумии
В Эрмитаже хранится самая знаменитая мумия, которая есть в Петербурге. Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет, они выставлены на всеобщее обозрение в Египетском зале. Для того чтобы мумия лучше сохранилась, она замурована в вакууме. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно.
Сложное оборудование поддерживает в саркофаге особую атмосферу, чтобы не допустить порчи ценного артефакта. Учёные внимательно следят за состоянием мумии. Время от времени её специальным образом дезинфицируют. Жреца запрещено фотографировать - свет губителен для него.
Одна из смотрительниц рассказывает историю о том, как в 2004 году мумия неожиданно задёргала мышцей на руке, а потом на её левом плече появился нарост размером с орех. Всё прекратилось так же внезапно, как и началось. Больше активности она не проявляла.
Древний жрец появился в Эрмитаже в XIX веке. Коллекцию мумий и саркофагов музею подарил купец Анастас Аверов, который, выйдя в отставку после войны 1812 года, много путешествовал и покупал раритетные и уникальные вещи из Древнего Египта.
Древний египет в эрмитаже нубийская экспедиция
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Записки профессионального египтологаЧитайте также: