Депортация евреев из германии
В 1938 году власти Третьего рейха приступили к первому этапу практической реализации еврейского вопроса, к его «окончательному решению» в терминологии идеологов национал-социализма. Речь шла о насильственном выселении иностранных евреев за пределы рейха (так называемая Polenaktion, польская акция). Это стало первой депортацией евреев нацистами и прелюдией холокоста.
На тот момент на территории рейха проживало примерно 100 тыс. евреев-иностранцев, большинство из них (60 тысяч) составляли польские евреи. О планах нацистов депортировать их обратно в Польшу Варшава знала, но принимать своих же граждан еврейской национальности не собиралась; 1938 год был периодом особо тёплых отношений между Адольфом Гитлером и президентом Польши Игнацием Мосцицким.
Антисемитизм являлся неотъемлемой частью тогдашней польской политики. Посол Польши в Берлине Юзеф Липский обещал фюреру поставить «прекрасный памятник в Варшаве», если немцы выселят всех евреев из Европы куда-нибудь в Африку. Своих евреев польские власти планировали выселить на Мадагаскар, где специально побывала польская правительственная делегация для выбора места поселения. С 1935 года в Польше по инициативе министра иностранных дел Юзефа Бека действовала спецкомиссия по решению еврейского вопроса (Specjalna Komisja Studiów).
По словам британского историка и исследователя холокоста Мартина Гилберта, польские власти опасались возвращения из Германии в Польшу евреев – участников гражданской войны в Испании. Гитлеровская Германия и Польша оказывали в этой войне поддержку диктатору Франко, но 2250 польских евреев (самая многочисленная группа среди евреев-интернационалистов) воевали на стороне республиканцев, поддержанных Советским Союзом.
В Варшаве надеялись, что решать еврейских вопрос они будет вместе с гитлеровцами, но «польская акция» Берлина застала польских руководителей врасплох. Чтобы помешать евреям въехать в Польшу, польский сейм принял в марте 1938 г. драконовский закон о лишении гражданства, согласно которому гражданин Польши переставал быть таковым, если проживал за границей более пяти лет. Большинство польских евреев, очутившихся в Германии в вихре Первой мировой войны и экономической миграции послевоенных лет, подпадало под эту категорию. Если гражданства лишался один из супругов или родителей, второго супруга и детей лишали статуса граждан автоматически.
9 октября 1938 г. польские дипломаты получили из Варшавы указание ставить в паспорта поляков за границей специальную отметку, которая давала право въезда в Польшу. С 30 октября паспорт без отметки становился недействительным. Тайным распоряжением предписывалось задерживать паспорта евреев, чтобы увеличить количество лишённых гражданства.
В Берлине сочли такое поведение Польши угрозой собственным планам избавиться от еврейского населения, потребовали от Варшавы отменить закон и, не дожидаясь ответа, приступили к депортации.
Вскоре первые эшелоны с польскими евреями оказались на германо-польской границе. Польские пограничники ставили евреям в паспорта штамп «недействителен». Вмиг превратившись в людей без гражданства, не имея средств к существованию, тысячи евреев кочевали по нейтральной полосе по болотистым низинам, в ужасных условиях – без денег, еды, тёплой одежды; многие были в пижамах и тапочках. Были там и беспомощные старики, и дети без родителей, так как немцы часто сажали членов одной семьи в разные поезда и вывозили на КПП в разные города – Бытом, Збоншин, Кшиж…
Варшава настолько не хотела видеть евреев в Польше, что предпочла этому их уничтожение в нацистских концлагерях. После заявления поляков о том, что, если депортация евреев в Польшу не прекратится, из Польши будут депортированы немцы, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер распорядился отправлять евреев уже не в Польшу, а в газовые камеры. Так начался холокост.
В июле 1938 г. по предложению президента США Рузвельта в Эвиан-ле-Бен (Франция) состоялась международная конференция 32 государств – пример поразительного лицемерия её участников. На конференции обсуждались варианты решения участи жертв нацизма, но спасать их никто не собирался.
США отказались менять ради евреев иммиграционную квоту. Бельгия, Дания, Нидерланды сослались на маленькую площадь и высокую плотность населения их стран; Франция и Канада – на экономические сложности. Великобритания отказалась пересматривать квоту на въезд евреев в Палестину (75 тыс. человек в течение 5 лет). Ирландия заморозила свою квоту, Австралия испугалась проникновения в страну политических активистов. Аргентина и Бразилия, где у власти находились сочувствующие Гитлеру режимы, тоже отказались принять евреев. Только Доминиканская Республика согласилась поселить 100 тыс. человек, но за большие деньги. Позже под давлением США доминиканцы отказались от затеи.
Итогом конференции в Эвиан-ле-Бен стала телеграмма в Берлин, сообщавшая, что ни одна из 32 стран не оспаривает права германского правительства вводить законодательные ограничения в отношении некоторых своих граждан. О том, что «некоторые граждане» были исключительно евреями, в телеграмме не говорилось ни слова.
В марте 1939 года еврейская организация "Агудас Исраэль" и Сионистическая организация в Польше от имени 3,5 млн. польских евреев обратились к премьеру Великобритании лорду Чемберлену с призывом позволить евреям, спасавшимся от неминуемой смерти, перебраться в Палестину. Это был крик отчаяния, но британских политиков он не тронул.
Единственным выходом оказалась эвакуация через СССР в Японию и далее в голландские колонии в Южной Америке и Палестину (британцы согласились пускать вне квоты тех, кто сможет заплатить 1 тысячу фунтов стерлингов – большую сумму по тем временам). Необходимые визы выдавал сочувствовавший евреям голландский консул в Литве Ян Звартендейк, транзитные визы в Японию для проезда через СССР – принявший православие японский консул Тиунэ Сугихара. При содействии Москвы сотни тысяч европейских евреев именно так и спаслись.
Эмиграция и сотрудничество с сионистами
Через некоторое время после прихода к власти Гитлер исполнил свою давнюю мечту, которой он грезил ещё в немецких пивных, в которых выступал перед десятком-другим рабочих и зевак, — начал дискриминацию евреев и их вытеснение сначала из общественной жизни Германии, а затем и вообще из страны.
Нюрнбергские расовые законы чётко определили, кто считается евреем, а кто истинный ариец. А закон о восстановлении профессионального чиновничества запретил евреям занимать государственные должности. Вместе с тем были внедрены расовые квоты в учебных заведениях, а также в сферах, где наблюдалось традиционно большое присутствие евреев: адвокатская деятельность, юриспруденция, медицина и т.д. Отныне евреям также запрещалось служить в армии.
В этот период немцы проводили политику выдавливания еврейского меньшинства из страны. Хотя в прессе регулярно проходили антисемитские кампании, насилие в отношении евреев ещё не применялось. Вероятно, если бы Гитлер в то время предложил уничтожить всех евреев, даже самые фанатичные из его соратников посмотрели бы на него с недоумением и решили бы, что фюрер тронулся умом.
Более того, вплоть до конца 30-х годов нацисты вполне активно взаимодействовали с некоторыми сионистами в вопросе эмиграции. Разумеется, никакой дружбы между ними не было и быть не могло, сугубо прагматичный расчёт: нацисты получили постепенный исход евреев, к тому же частично оплачиваемый за их же счёт, а сионисты — поток обеспеченных евреев в Палестину, благодаря чему доля еврейского населения за короткий срок превысила долю арабского. Договор между ними получил известность как соглашение Хаавара.
В то время Палестина управлялась Британией, которая ограничивала приток небогатых еврейских эмигрантов. Вместе с тем для обеспеченных евреев никаких ограничений не было. Согласно договорённостям, немецкие граждане еврейской национальности, желавшие эмигрировать в Палестину, должны были внести на специальный счёт сумму, эквивалентную тысяче британских фунтов (немалые деньги в то время). Эти деньги поступали в распоряжение компании Хаавара, которая закупала на них немецкие товары для импорта в Палестину. После прибытия в Палестину эмигрант получал деньги назад. При этом немцы забирали у покидавших страну евреев около половины суммы, вырученной от продажи их имущества.
Этой возможностью воспользовалось порядка 50–60 тысяч человек, что составило около 10% от всего еврейского населения Германии .
Синагога в Байройте
Евреи появились в Байройте в XIII веке. Спустя 300 лет их изгнали из города, и только в 1759 году здешний маркграф разрешил им вернуться. Тогда же была построена синагога - очень скромная снаружи и богато украшенная внутри. Во времена "третьего рейха" синагога была осквернена. В 2009 году, во время реставрации, на чердаке обнаружили генизу - хранилище пришедших в негодность старых свитков Торы.
Синагоги в Германии
Раскопки в немецких городах
Кельн стал сегодня, в год, когда отмечается 1700-летие еврейской жизни в Германии, своеобразным центром этого масштабного проекта. Его цель, как подчеркивает Андре Ковач (Andre Kovacs), глава объединения, организующего мероприятия проекта, "сделать зримой, наглядной жизнь евреев в Германии".
Еще в 1950-е годы в центре Кельна, рядом со старой ратушей, археологи начали раскопки района, где больше тысячи лет назад жили евреи. Они обнаружили руины синагоги XI века и ритуальную купальню - микву. Но разрушенный после войны почти полностью город тогда восстанавливали наскоро (у людей в буквальном смысле не было крыши над головой), и раскопки на долгие годы приостановили. Лишь в 2007 году, когда было решено построить здесь музей еврейской жизни (он будет открыт предположительно в 2024 году), сюда снова пришли археологи.
Раскопки древнего еврейского района в центре Кельна
Раскопки велись и ведутся также во многих других немецких городах, где в Средние века жили евреи. Так, в Аугсбурге нашли светильник IV-V веков с изображением меноры - семисвечника, одного из древнейших иудейских религиозных символов. А в архивах Трира обнаружили указ римского императора Валентиниана I (364-375), запрещающий легионерам размещаться на ночлег в синагогах.
sheshbesh144
В начале 1933 года в Германии проживало около 450 000 евреев. Время, в течение которого был решен еврейский вопрос в Германии, можно разделить на два периода:
1. Период исключения евреев из политической, культурной и хозяйственной жизни страны (1933—1938 гг.).
2. Период выселения евреев из Германии (1938—1943 гг.).
После прихода к власти национал-социалистической партии в 1933 году евреи были исключены, в первую очередь, из различных министерств и государственных управлений. Затем последовало такое же мероприятие в отношении евреев, работавших в различных культурно-просветительных учреждениях, как, например, печать, издательство, театр, кино, радио и т.п.
Евреям-врачам и адвокатам первоначально было дозволено заниматься практикой, однако, затем их деятельность была сильно ограничена, и они получили право обслуживать только евреев. В то время как все эти мероприятия не вызывали особенных трудностей в государственной и культурной жизни страны, проведение подобных мероприятий в хозяйственном секторе вызвало серьезные трудности, с которыми приходилось считаться. Поэтому из этого сектора евреи исключались по мере того, как находились лица, которые были в состоянии без ущерба для производства продолжать работы.
Процесс исключения евреев из хозяйственной, политической и культурной жизни страны, известный под названием «аризация»*1, продолжался до конца 1938 года.
Однако еврейско-политическая жизнь не была подвергнута каким-либо мероприятиям государственного или политического порядка. Как и прежде, существовали различные еврейские организации ционистов, ассимилянтов, а также культурно-просветительные объединения. Лишь только в 1937 или 1938 году вместо различных еврейских политических направлений было основано в Берлине «Имперское объединение евреев в Германии». Оно имело задачу представлять интересы евреев по отношению к правительству.
Вместо культурно-просветительных еврейских объединений был организован в Берлине «Еврейский культурный союз» с задачей обслуживания евреев Германии в культурном отношении.
Особым порядком был распущен в 1937 году еврейский масонский союз «Бнай Брис»*2 («союзные братья» и его состояние перешло в распоряжение государтва).
Первые антиеврейские законы были изданы в сентябре 1935 г. на «имперском партийном съезде» в Нюрнберге. Речь шла о следующем: а) о законе для защиты немецкой крови и немецкой чести (закон об охране расы); б) о законе имперского гражданства или так называемом «расовом законе». Первый закон запрещал под угрозой строгого тюремного наказания интимную жизнь (обесчестив расы) между евреями и лицами немецкой или родственной немцам крови. Второй закон устанавливал понятие «еврей». Этим законом точно определялось, кого нужно считать за еврея, так, например, полным евреем считался тот, у кого родители являются евреями, полуевреем тот, у которого часть родителей евреи и при вступлении в силу закона принадлежали к мозаическому вероисповеданию*3.
Законы, которые вели к исключению евреев из хозяйственной жизни и, следовательно, сильно понижали их жизненный уровень, появились в 1938 году. В апреле 1938 года был издан закон, согласно которому все евреи Германии должны были зарегистрировать свое состояние, превышающее 5000 марок (включая ценные бумаги, имущество за границей и банковские вклады). Это состояние было блокировано. Евреям разрешалось располагать ежемесячно только строго установленной суммой.
Осенью 1938 года после покушения еврея Гриншпан на секретаря германского посольства в Париже фон Рат*4, Геринг, как уполномоченный по четырехлетнему плану, своим указом наложил на евреев Германии штраф в размере 2 миллиарда имперских марок. (Все еврейское состояние в Германии, согласно статистическим данным, определялось в 8 миллиардов марок). Кроме того, одним из последующих законов предусматривалось, что в течение самого ближайшего времени все еврейские торговые предприятия, которые до сих пор не были аризированы, будут взяты в надежные руки и частично ликвидированы, или же переданы в собственность государства.
Когда в Германии стало известно об убийстве секретаря посольства Рата, то партия, на основании одной из речей Геббельса, провела почти по всей стране так называемую «Кампанию возмездия» по отношению к евреям и их собственности. Это привело к бессмысленной порче немецкого народного имущества и к самым безмерным бесчинствам над евреями в различных областях империи.
Например, в Штутгарте население разбило витрины еврейских магазинов и выкрало оттуда товары. В Мангейме один еврей был вытащен из своей квартиры, и буйствующая толпа разорвала на его глазах взятый им с собой оригинал одной из партитур Вагнера, несмотря на его увещевания, что оригинал надо спасти. В Гейдельберге были выброшены на улицу с 3-го или 4-го этажа пишущие машинки еврейских бюро, а комнатная обстановка еврейских квартир бессмысленно поломана.
Убыток от разбитых стекол, причиненный в результате этих действий только в юго-западной Германии (Саарская область, Пфальц, Баден и Вюртмеберг) составлял около 6 млн. марок. На следующий день, благодаря вмешательству полиции, дальнейшие выходки были прекращены. Вскоре после этого появилось предписание Гейдриха для полиции безопасности, в котором он запрещал одиночные выступления, и такое же предписание для партии.
После того как масса еврейского населения в Германии в связи с устранением от хозяйственной жизни оказалась почти без всякой работы, а частично и без средств к существованию, евреи использовались на работах по строительству и расчистке дорог и т.д., а позже, с началом войны, даже на важных военных предприятиях. Так, например, в 1942 году в Берлине и окрестностях работало на различных предприятиях подобного рода около 15 тыс. евреев.
25 ноября 1941 года появилось дальнейшее распоряжение, которое гласило, что евреи, живущие за границей, а также и те, которые будут там жить в дальнейшем, теряют германское подданство. В обоих случаях закон определял, что с потерей подданства имущество переходит во владение германского государства. Это распоряжение в ноябре 1942 года было распространено на протекторат Богемию и Моравию.
18.12.1942 года министерство иностранных дел с согласия начальника полиции безопасности и СД было отдано распоряжение заграничным представительствам, содержавшее указания об обращении с евреями 1-й и 2-й группы (50 % и 25 % евреи), а также с лицами, находящимися в смешанном браке. Распоряжение гласило, что евреям 1-й группы, пребывающим за границей, надлежит вернуться обратно, в противном случае они теряют германское подданство. В отношении евреев 2-й группы в распоряжении говорилось, что при выяснении тех случаев, когда евреи 2-й группы не придерживались законов государства, они будут лишены гражданства, т.е. могут потерять германское подданство. В отношении лиц, находящихся в смешанном браке, от немецкого партнера требовалось, чтобы он развелся с еврейкой (евреем) или же оставил ее (его), в противном случае он теряет германское подданство.
По вопросу заключения в гетто евреев говорилось, что изоляция евреев от остального населения в Германии не применима. Лишь в Праге и Вене еврейское население концентрировали в различных районах города, не изолируя, однако, эти районы от остальной части города. Посредством этого объединения хотели освободить жилую площадь евреев для немецкого населения и тем самым разрешить царящий повсюду жилищный кризис. Только позднее, в 1942 г., в гор. Терезин под Прагой было создано гетто для 35 000 человек.
Особенно успешно протекала эвакуация евреев из Германии с 1933 г. по конец 1941 года. Правительство в это время не только не препятствовало переселению евреев, а, наоборот, всячески способствовало этому. В то время придерживались мнения, что для Германии еврейский вопрос будет разрешен только тогда, когда последний еврей покинет страну.
Правда, переселение евреев было связано с различными формальностями. Так, например, каждый еврей, намеревавшийся эвакуироваться, должен был уплатить так называемый переселенческий налог, который в процентном отношении устанавливался соответственно его состоянию. Часть своей мебели, одежды, белья и т.д. он мог взять с собой, кроме того, ему разрешалось брать до 1000 марок. Когда же в империи вопрос с валютой обострился, то уже не разрешалось брать с собой марки. Переселенческий налог поступал в эвакуационный фонд, из которого финансировалась эвакуация таких евреев, которые из-за недостатка финансов были не в состоянии выехать (оплата за проезд на пароходах).
После присоединения Австрии к империи (март 1938 г.) из общего числа проживающих в Вене евреев (330 000) в течение одного года было эвакуировано 120 000 человек. Эвакуация продолжалась также и после возникновения этой войны. Геринг, как уполномоченный по проведению четырехлетнего плана, приказал продолжать эвакуацию даже и во время войны. В конце же 1941 года эвакуацию евреев прекратили.
Причиной, приведшей к изменению существовавших до этого времени установок, были пропагандистские и военные соображения. По политическим мотивам эвакуация была прекращена потому, так как с переселением евреев в Палестину на стороне последних проявлялся людской перевес, что затрагивало интересы арабов, к которым немцы питали симпатии.
В связи с этим важно отметить, что в инструкциях германской пропаганды к государственным и партийным органам было объявлено, чтобы по отношению к арабам не употреблять слово «антисемитизм», а впредь употреблять слово «антиеврейский» (разъяснение: арабов причисляли к семитической расе).
Для прекращения эвакуации по пропагандистским мотивам мерилом служил тот факт, что каждый еврей, покидающий Германию, становится за границей агитатором против нее и, кроме того, вывозит из Германии всевозможные сведения. Военные причины, которые приводились в пользу прекращения переселения, заключались в сознании того, что переехавшие в Палестину евреи, по преимуществу, работали в промышленности, а также призывались для несения воинской службы на стороне союзников. Было также известно, что вся еврейская промышленность и экономика в Палестине работали для союзников и что с еврейской стороны делались попытки вывести из Европы, в первую очередь, тех евреев, которые являлись специалистами.
Чтобы освободить от евреев непосредственно германские области, с конца 1941 года началась высылка евреев из империи в различные лагеря на Восток (Польша), где они, якобы, должны были отбывать трудовую повинность.
Эвакуацией евреев занималось исключительно ІѴ-е Управление, а именно отделение IV Б (46) под руководством оберштурмбанфюрера СС Эйхман. К концу 1943 года Германия была полностью освобождена от евреев. Число же евреев, вывезенных в лагеря в Польшу, мне неизвестно.
Еврейское кладбище в Вормсе
Первая синагога была построена в немецком городе Вормсе в 1034 году. Она не сохранилась, но чудом осталось заложенное в те времена еврейское кладбище - старейшее из дошедших до наших дней еврейских кладбищ Европы. Оно называется "Heiliger Sand" - "Святой песок". Нацисты его не тронули, по одной из гипотез - потому, что шеф СС Гиммлер хотел использовать кладбище в каких-то окккультистских целях.
Синагоги в Германии
Синагога в Регенсбурге
Этой синагоги нет. Разрушена она была еще в Средние века, в 1519 году. Тогда (до изгнания евреев из города) община Регенсбурга считалась одной из самых влиятельных и значительных в Европе. Руины старой синагоги археологи обнаружили только в 1995 году. На ее месте построили на площади символический абрис молельного здания, а его сохранившиеся стены можно увидеть в подземном музее.
Эвианская конференция
Разумеется, в других странах не могли не замечать откровенно жестокой нацистской политики и массового исхода евреев из страны. По предложению американского президента Рузвельта летом 1938 года во французском Эвиане открылась конференция, на которой представители демократических стран должны были обсудить проблему еврейских беженцев.
В конференции приняли участие более 30 государств, в основном латиноамериканских. Из числа развитых стран в ней участвовали США, Франция, Британия, Бельгия, Нидерланды, Австралия и Канада. На конференции выяснилось, что на словах все озабочены судьбой немецких и австрийских евреев, а вот на деле мало кто готов им помочь.
Американцы сразу же заявили, что уже исчерпали иммиграционную квоту для евреев (около 30 тысяч человек) и не будут её повышать. Они согласились только продлить действие уже выданных немецким и австрийским евреям гостевых виз.
Латиноамериканцы сослались на бедность и экономические проблемы, англичане также отказались повышать квоту для еврейских беженцев в Палестине, которая тогда находилась под их управлением. Лишь представители Доминиканской Республики согласились принять и даже выделить землю для нескольких тысяч беженцев, а австралийцы — принимать по пять тысяч беженцев в течение трёх последующих лет. Позднее, уже после Хрустальной ночи, англичане согласились принять 10 тысяч еврейских детей, но без родителей. Нейтральная Швейцария вообще запретила эмиграцию евреев в страну, отлавливая нелегально переходящих границу и депортируя их обратно в Германию.
Главной причиной, по которой практически никто не согласился помочь беженцам, был тот факт, что к тому моменту немцы уже не позволяли евреям вывозить имущество из Германии и фактически изгоняли их голыми, позволяя забирать с собой лишь мизерную сумму денег. Прибытие больших масс нищих беженцев, зачастую не владевших языками и не имевших возможности устроиться в новой стране, было такой ношей, которую большинство государств — участников конференции не пожелало на себя брать.
Тогда ещё никто и предположить не мог, что вскоре нацисты начнут уничтожать людей. Поэтому участники конференции договорились об облегчении транзита лиц без гражданства (к которым относились евреи Рейха), а также условились оказать давление на нацистов, чтобы те стали более сговорчивыми и позволили евреям вывозить имущество. С этой целью был создан Межправительственный комитет по делам беженцев.
Траур и праздник
Конечно, в год этого своеобразного юбилея речь будет идти не только о жизни евреев в Германии в древние времена, рассказывает в интервью DW Андрей Ковач. 46-летний музыкант и предприниматель родился в семье венгерских евреев. Представители старшего поколения его семьи пережили будапештское гетто и концлагерь Берген-Бельзен. И для него очень важно, чтобы проект стал важным фактором борьбы против антисемитизма, который жив до сих пор - и не только в Германии.
История евреев в Германии знает много славных и много трагических страниц. Здесь зародилась "хаскала" - еврейское Просвещение, здесь были истоки сионистского движения, которое, в конце концов, привело к созданию государства Израиль. Но Германия - это и Холокост, массовое уничтожение евреев во времена нацистской диктатуры. В последние десятилетия еврейская жизнь здесь снова возрождается благодаря притоку иммигрантов-евреев из бывшего Советского Союза - так называемых "контингентных беженцев". Их интеграция не всегда проходит легко, тем не менее, еврейские общины в стране растут, открываются новые синагоги. И это действительно достойно празднования.
Синагоги в Германии
Переселить или уничтожить. Как менялась политика нацистов по еврейскому вопросу
Синагога в Зульцбурге
Синагогу построили в этом маленьком баденском городке в XVI веке. В ноябре 1938 года, после того, как гестапо и полиция депортировали всех евреев-мужчин Зульцбурга, синагога, школа при ней и ритуальная миква были разрушены. Позже нацисты использовали здание как спортивный зал и хранилище библиотечных книг. Сегодня, после реставрации, в бывшей синагоге открыты мемориал Холокоста и музей.
Синагоги в Германии
Еврейская жизнь в долине Рейна
Разумеется, евреи жили в Центральной и Северной Европе еще до этого указа. Они переселялись сюда из южной части континента, из Италии, Галлии, Греции, и, конечно, из Палестины. Торговцы и ремесленники, евреи много сделали для развития городов. Их специально приглашали, - как, например, это сделал епископ города Шпайер в 1084 году. Он выделил евреям землю в пригороде и дал им определенные привилегии. Позже эти привилегии подтвердил и германский император Генрих IV - причем, уже не только для Шпайера.
Эту серьгу нашли в 2013 году. Судя по всему, ее спрятали во время погрома
Еврейские общины существовали в те времена, в основном, в долине Рейна: в Кельне, Вормсе, Шпайере, Майнце, Трире, - но и в других немецких городах, где находились, как правило, под покровительством церковных властей. Германия, которую иудеи называли Ашкеназ, была тогда по отношению к ним намного более либеральна, чем Франция или Испания. Не случайно именно диалект немецкого языка - идиш - стал языком евреев всей Центральной и Восточной Европы, а европейских евреев и по сей день называют ашкеназами.
План Рабли — Шахта
Созданный Межправительственный комитет по делам беженцев действительно попытался вступить в сношения с немцами. С этой целью в Лондон был командирован американец Джордж Рабли. С немецкой стороны в переговорах участвовал Ялмар Шахт — бывший министр Рейха, имевший в западных странах самую лучшую репутацию из всех деятелей режима. Например, он был лучшим другом директора Банка Англии Монтегю Нормана, Шахт даже пригласил его стать крёстным отцом одного из его внуков. А после войны Шахт был одним из немногих деятелей Рейха, полностью оправданных Нюрнбергским трибуналом.
Словом, назначение либерального Шахта на эти переговоры явно свидетельствует о том, что немцы возлагали на них определённые надежды. Более того, Рабли даже встретился с Герингом, который заверил его, что Германия заинтересована в эмиграции евреев и не будет чинить им никаких препятствий.
Рабли и Шахт достигли договорённости по некоторым деталям, это соглашение получило название "план Рабли — Шахта". Нацисты согласны были организовать эмиграцию 150 тысяч оставшихся в Германии евреев в течение срока от трёх до пяти лет, а затем позволить выехать их родственникам. Эмиграцию планировалось организовать в том же духе, что и уже действовавшее соглашение Хаавара. Создавался трастовый фонд, обеспечивавший финансирование переселения беженцев в другие страны, возведение для них жилья, перевозку и т.д. На четверть он финансировался за счёт части имущества самих беженцев, остальные суммы вносились странами, заинтересованными в эмигрантах. К перевозке эмигрантов привлекалась компания Хаавара, уже имевшая опыт сотрудничества с немцами.
Однако немцы потребовали явно завышенную сумму для фонда обеспечения эмигрантов. Кроме того, нацистское руководство активно готовилось к войне с Польшей, поэтому сильно спешило. В итоге немцы решили действовать без оглядки на западные страны. Срыву плана способствовал и тот факт, что участники комитета по беженцам никак не могли договориться между собой.
Синагога в Ульме
Эта синагога - новая. Она была построена в Ульме в 2012 году всего в нескольких метрах от разрушенной нацистами в "хрустальную ночь" 1938 года старой синагоги. Архитектурная особенность молельного здания - так называемые "иерусалимские витражи", сделанные в виде шестиконечной звезды Давида. На торжественном освящении новой синагоги выступал тогдашний федеральный президент Германии Йоахим Гаук.
Синагоги в Германии
Синагога в Кельне
Синагога на улице Роонштрассе, как и шесть других синагог в Кельне, существовавших до прихода Гитлера к власти, была разрушена нацистами. Инициатором ее восстановления после войны стал бывший бургомистр Кельна, канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. Сегодня при синагоге открыты библиотека, музей, общинный центр и кошерный ресторан. В литургии используют свиток Торы, спасенный католическим священником.
Синагоги в Германии
Евреи в Германии: 1700 лет вместе
17 веков насчитывает история евреев в Германии - история, в которой много славных и много трагических страниц.
Первым письменным свидетельством о жизни евреев в Центральной Европе считается указ римского императора Константина Великого, изданный в 321 году. Указ стал ответом на просьбу городского совета Кельна, который был тогда столицей имперской провинции Нижняя Германия и назывался Colonia Claudia Ara Agrippinensum.
Кельнцы жаловались императору на то, что у городского совета нет средств на ремонт пришедшего в негодность моста и просили дать высочайшее разрешение на то, чтобы членом совета стал некий еврей Исаак, который обещал изыскать для этого средства. Константин согласился, подчеркнув в указе, что это право распространяется на все города империи.
Геноцид
31 июля 1941 года Геринг поручает Гейдриху разработать план окончательного решения еврейского вопроса. В СССР уничтожение евреев силами айнзацгрупп и местных коллаборационистов происходит на местах с самого начала войны, поскольку советские евреи, в отличие от европейских, по умолчанию считаются нацистами носителями большевизма.
Европейские евреи пока ещё жили там же, где и прежде, а польские уже были переселены в гетто, которые пока ещё существовали в "щадящем" режиме, с небольшим числом ограничений и возможностью выхода за его пределы.
По предложению Гейдриха всех европейских евреев решено переселить "на восток", то есть в Польшу, где разворачиваются лагеря смерти. Кроме того, евреев начинают депортировать в концентрационные лагеря, ранее предназначенные для уголовных и политических преступников. Еврейские гетто в Польше и СССР делают закрытыми, то есть выход за их пределы запрещается; кроме того, для их обитателей вводится множество ограничений, делающих жизнь в гетто невыносимой. Но и само существование гетто считалось временным, периодически гетто уничтожались, то есть всё их население вывозилось в концлагеря.
В октябре 1941 года нацисты окончательно запрещают эмиграцию евреев. Все, кто не успел покинуть пределы Рейха и контролируемых им территорий к тому моменту, оказались либо в гетто, либо в концлагерях, где практиковалась жесточайшая эксплуатация, которая вела к скорому истощению и смерти.
Из 523 тысяч евреев, живших в Германии к моменту прихода к власти Гитлера, сумело эмигрировать до начала второй мировой войны около 240 тысяч. Из 200 с небольшим тысяч евреев Австрии после аншлюса уехало 117 тысяч. Значительная часть из них перебралась во Францию, Бельгию и Нидерланды, вскоре также оккупированные нацистами. Беглецы от нацизма вновь оказались его узниками.
Выселение на Мадагаскар
Этот экзотический план стал последней инициативой нацистов перед созданием системы концентрационных лагерей и лагерей смерти. Идея переселения евреев на Мадагаскар и создания там марионеточного государства-протектората была выдвинута в разгар войны с Францией. Впрочем, сама идея была не нова. Ещё в конце XIX века немецкий историк-антисемит Пауль Бёттихер, также известный как Пауль де Лагард, выдвинул идею переселения всех немецких евреев на Мадагаскар.
В середине 30-х годов старую и пыльную идею де Лагарда неожиданно вспомнили поляки, у которых в то время также произошёл всплеск антисемитских настроений. Горячим сторонником идеи оказался польский министр иностранных дел Юзеф Бек. Дело даже дошло до создания польско-еврейской комиссии, которая отправилась на Мадагаскар с целью изучения возможности переселения еврейских колонистов.
По итогам инспекции острова мнения комиссии разделились. Поляки полагали, что на острове вполне может разместиться порядка 50–60 тысяч колонистов, тогда как еврейские члены комиссии считали, что их максимальное число можно оценить в одну-две тысячи человек.
Идея переселения евреев Европы на Мадагаскар обсуждалась в высших кругах нацистской Германии летом 1940 года. Гитлер рассчитывал, что после капитуляции Франции британцы согласятся на подписание мирного договора с немцами, большая часть Польши войдёт в состав Рейха, а оставшаяся станет марионеточным государством. После этого все евреи, находящиеся на территории Рейха, будут переселены на Мадагаскар.
Разработка плана была поручена Эйхману. Предполагалось, что нацисты будут перевозить на Мадагаскар по миллиону евреев в год. Сначала из Рейха, затем из Польши и остальных стран Европы. Остров планировалось разделить на две части. Одну полностью контролировала бы немецкая администрация, там же располагалась бы морская база немецкого флота. На другой части существовало бы "еврейское государство", которому было бы представлено местное самоуправление под опекой немцев.
Впрочем, стоит отметить, что остров был не готов к прибытию столь большого числа переселенцев, тем более непривычных к местному климату и условиям труда, так что, вероятнее всего, смертность среди новых поселенцев была бы очень высокой.
Война спутала планы. Поскольку британский флот намного превосходил немецкий, для высадки в Британии нацистам требовалось добиться превосходства в воздухе. В условиях подготавливавшейся масштабной десантной операции на кону было каждое судно, поэтому даже теоретически нацисты не могли выделить никаких транспортных судов. А после того как битва за Британию затянулась, а следом началась и война с СССР, мадагаскарский план был тихо похоронен.
Синагога в Эссене
Синагоге в Эссене, построенной в 1913 году, повезло чуть больше. В 1938 году погромщики подожгли ее, и внутри все сгорело, но бетонные стены остались стоять. Взрывать их нацисты не решились из-за близлежащих домов. В 2010 году закончили реконструкцию, которая стоила 7,8 млн евро. 80 % этой суммы выделили власти федеральной земли Северный Рейн - Вестфалия. Сейчас здесь Музей еврейской культуры.
Синагоги в Германии
Еврейское государство в Люблине
С конца 1938 — начала 1939 годов политика нацистов становится значительно более жёсткой. Евреев всеми силами вынуждали уехать, при этом забирали на границе почти все средства в качестве так называемого налога на выезд. В конце 1938 года немцы насильно депортировали в Польшу около 17 тысяч польских граждан еврейской национальности, хотя все они имели разрешение на пребывание в Германии.
Одновременно с этим западные государства начинают резко ограничивать квоты на мигрантов. Британцы наложили серьёзные ограничения на эмиграцию в Палестину. Американцы — уже после начала мировой войны — также ограничили въезд беженцев и даже выдачу им гостевых виз, под тем предлогом, что беженцы, у которых остались родственники в Германии, могут быть принуждены нацистами к шпионажу.
Тем временем началась Вторая мировая война. В Польше, ставшей первой жертвой Германии, проживала самая крупная еврейская диаспора в Европе. Нескольким десяткам тысяч удалось перейти советскую или литовскую границу и спастись, но вскоре эти государства также закрыли свои границы, и большая часть евреев осталась в Польше.
Именно польская территория в Люблинском районе была выбрана в качестве так называемого еврейского государства. Туда планировалось депортировать всех евреев, оставшихся на территории собственно Рейха (значительная часть захваченной Польши считалась генерал-губернаторством и в состав Рейха не входила). Уже через месяц после начала Второй мировой началось составление списков на депортацию, а в октябре в Люблинский район направились первые эшелоны.
Планировалось, что все евреи Вены будут переселены в государство-резервацию в первую очередь, что станет своеобразным "подарком" фюреру, ведь Вена была городом его юности. Однако депортации скоро остановились, в Люблин ушло только несколько эшелонов, а уже весной 1940 года все депортированные были возвращены домой.
Принуждение к эмиграции
После аншлюса Австрии еврейское население Рейха вновь увеличилось, поскольку под давлением нацистов к этому моменту Германию покинуло около 150 тысяч человек, а в Австрии проживало свыше 200 тысяч евреев.
По мере приближения войны, к которой нацисты активно готовились, их действия стали значительно более бесцеремонными. Евреи были лишены гражданства Рейха, с помощью различных методов нацисты стремились сделать их жизнь невыносимой и тем самым вынудить эмигрировать.
Были запрещены новые браки евреев с немцами; кроме того, все евреи лишались немецкого гражданства. В 1938 году началось выявление "еврейского бизнеса". Были составлены справки на все еврейские предприятия, вплоть до крошечных магазинчиков.
Немцы скрупулезно выявляли "еврейский бизнес" не для того, чтобы помечать его звёздами, а для того, чтобы отобрать. Вскоре последовали новые дискриминационные меры. В частности, евреям запрещалось владеть магазинами, ремесленными мастерскими, акциями предприятий, а также принимать участие в торговле и занимать где-либо руководящие должности, пусть даже совершенно незначительные. Эта дискриминационная мера вынудила евреев за бесценок продавать имущество, чтобы выручить за него хоть что-то.
Синагога в Аугсбурге
Построенная в 1917 году в стиле модерн синагога в Аугсбурге - одна из самых красивых в Европе. В ее внутреннем интерьере и в отделке купола высотой почти 30 метров заметны ориенталистские мотивы. Во времена нацистской диктатуры в синагоге располагался штаб противовоздушной обороны. Сейчас, как и в начале ХХ века, молельный дом принадлежит либеральной еврейской общине.
Синагоги в Германии
Синагога во Франкфурте-на-Майне
Синагога во франкуртском районе Вестэнд - единственная из четырех больших синагог города, которая, пусть и сильно разрушенная и разоренная, уцелела после нацистских погромов и бомбежек Второй мировой войны. Но еврейская община города была практически полностью уничтожена. Последние остававшиеся здесь евреи были депортированы в лагеря смерти в 1941-42 годах. Из 11 тысяч выжили только 400 человек.
Синагоги в Германии
Синагога в Берлине
В "хрустальную ночь" еврейских погромов 9 ноября 1938 года нацисты разгромили синагогу на восточноберлинской улице Рикештрассе, а раввинов и руководство общины депортировали в концлагерь Заксенхаузен. Во времена ГДР здесь молились не больше 200 евреев. Сейчас еврейская община Берлина насчитывает более 11 тысяч человек. Наряду с главной синагогой Будапешта берлинская - самая большая в Европе.
Синагоги в Германии
Крестоносцы уничтожают еврейские общины
В XI-XII веках всё изменилось. По всей Европе прокатилась волна погромов. Евреев обвиняли в совершении ритуальных убийств, в отравлении колодцев и источников. Их хотели заставить креститься, но подавляющее большинство предпочитало смерть отказу от своей веры. Крестоносцы по дороге в Иерусалим, который они хотели освободить от "неверных" исмаилитов, убивали "неверных" евреев в самой Германии. В Вормсе в начале XI века была уничтожена почти вся община. В Майнце евреи отчаянно сопротивлялись крестоносцам, но у них не было никаких шансов против многочисленных и более искусных в военном деле рыцарей. Погибли все - более тысячи человек.
В 1235 году евреев немецкого города Фульды обвинили в совершении ритуального убийства. Император Фридрих II обратился к ученым мужам со всей Западной Европы, и те подтвердили, что еврейская религия категорически запрещает убийство человека и даже употребление крови животных противоречит иудейским законам. Но послание императора не помогло: евреев пытали и казнили. В Мюнхене во время погрома сожгли синагогу с молящимися.
Евреи были поставлены вне закона. Ни императоры, ни церковные власти не способны были обеспечить их безопасность. Евреи начали покидать Германию. Они уходили на восток, в Литву и Польшу.
Читайте также: