Цыбиков путешествие в тибет
Весной 1898 г. С.-Петербург посетил посланец XIII Далай-ламы, бурят по происхождению и российский подданный Агван Доржиев. Целью его приезда было политическое зондирование – выяснить, могла бы Россия выступить в роли державы-покровителя Тибета, чтобы не допустить захвата последнего Великобританией с территории Британской Индии, который в то время казался неизбежным.
Приезд Доржиева в Петербург дал толчок русским экспедициям, нацеленным непосредственно на достижение Центрального Тибета и Лхасы. В 1898 г. к снаряжению такой экспедиции приступил один из спутников и учеников Пржевальского П.К. Козлов. Географическим обществом с помощью Доржиева были заготовлены подарки для Далай-ламы и членов его правительства, поскольку существовала уверенность, что Козлов со своим отрядом непременно пройдет в Лхасу. Кроме научных инструментов РГО снабдило путешественника несколькими фотоаппаратами: «Для фотографирования имелось три камеры, – сообщал Козлов в отчете, – одна стативная на 13 x 18 см и две ручных с магазинами для 12 и для 18 стекол в 6,5 x 9 см с 20 дюжинами пластинок к ним. Было взято и некоторое количество материалов для проявления и закрепления негативов на месте. Фотографическое снаряжение завершалось маленькой светонепроницаемой палаточкой из черной материи с складным красным фонарем, при свете которого заряжались и разряжались кассеты и магазины и упаковывались экспонированные пластинки»
Камера Варнерке с роликовой кассетой
Козлову, однако, не удалось пройти в Лхасу – его экспедиция была остановлена тибетцами возле границы далай-ламских владений в Восточном Тибете в октябре 1900 г. Несмотря на неудачу, Козлов смог сделать несколько десятков снимков по пути движения своего отряда, которые доставил в Петербург. Это были в основном виды Верхней Монголии, Цайдама и Кхама (Восточного Тибета). Тем временем в ноябре 1899 г. в Лхасу из Урги (совр. Улан-Батор) отправился начинающий исследователь-востоковед, только что окончивший С.-Петербургский университет Гомбожаб Цыбиков (1873 – 1930). Будучи бурятом по происхождению, Цыбиков решил совершить своё путешествие в одежде ламы- паломника, примкнув к большому монгольскому каравану, что давало надежду на осуществление его смелого замысла. Руководство РГО воспользовалось этой уникальной возможностью, снабдив путешественника ручным фотоаппаратом «Self-Worker» парижской фирмы Пипон (Pipon) с объективами-анастигматами Герца и значитель-ным количеством английских пластинок «Эмпресс» (Empress) фабрики «Ильфорд» (Ilford) размером 6 x 9 см Цыбиков достиг Лхасы в начале августа 1900 г. и уже осенью того же года начал снимать виды «запретной» столицы Тибета.
Овша Норзунов (1874 – ?)
К этому времени в Лхасе уже удалось побывать под видом буддиста-паломника еще одному российскому путешественнику – калмыку Овше Норзунову (1874 – ?). Выполняя поручение А. Доржиева – доставить Далай-ламе письмо о ходе его переговоров в Петербурге и подарки – Норзунов совершил поездку в Тибет, опять-таки через Ургу, в 1898 – 99 гг. По его возвращении в Петербург в сентябре 1899 г. Доржиев решил вновь использовать калмыка в качестве связного с Лхасой. В то же время Норзуновым определенно заинтересовалось и Географическое Общество, которому он передал записки о своем путешествии. В начале 1900 г. Норзунов получил от Общества такую же камеру, что и Цыбиков, и набор пластинок, только не английских, а французских – знаменитой фирмы братьев Люмьер. Но на этот раз путь Норзунова в Тибет лежал не через Монголию, а через Европу (Францию), где ранее побывавший Доржиев заказал парижским мастерам-литейщикам изготовить несколько сот металлических чашек для лхасских монастырей. Норзунов должен был доставить эти чашки в Лхасу и встретиться там с Доржиевым, который также собирался в Тибет.
01.Общий вид Лхасы с востока
Норзунов прибыл из Марселя в Калькутту на французском пароходе «Дюплекс» 6 марта 1900 г. (в то время как Цыбиков уже находился в Лхасе). Почти сразу же он попал под подозрение калькуттской полиции как русский шпион. После многомесячного разбирательства, учиненного англо-индийскими властями, – в течение всего этого времени Норзунов проживал в монастыре Гхум под Даржилингом и был обязан регулярно появляться в местном полицейском участке – калмык был выслан из Индии в Россию осенью того же года. Все, что ему удалось за время путешествия, это сфотографировать живописные окрестности Даржилинга.
02. Главная площадь Лхасы с резиденцией последнего царя Тибета и храма Рамоче
В самом конце 1900 г. Норзунов в третий раз отправился в Тибет – на этот раз вместе с Доржиевым и шестью другими спутниками. Путешествие до Лхасы они совершили более безопасным маршрутом – по караванной «Северной дороге», через Монголию и Западный Китай. В Лхасу Норзунов прибыл 28 февраля 1901 г. и находился там около месяца. Именно в этот короткий период он и сделал свои знаменитые снимки Лхасы. Обратно в Россию он добирался вместе с Доржиевым в составе его «чрезвычайного тибетского посольства» к русскому двору – для подписания русско-тибетского договора.
03. Гора Мар-бо-ри с дворцом Далай-ламы. Потала
Свое пребывание в Лхасе и обратный путь, проходивший через Непал, Индию и Цейлон, Норзунов подробно описал в очерке, опубликованном позднее Дж. Деникером. В нем путешественник отмечал, что фотографирование в Лхасе было сопряжено с большими трудностями и риском: ему постоянно приходилось прятаться и скрывать от окружающих свою камеру, поскольку в Тибете «было запрещено, даже буддистам, улавливать образы людей в маленький черный ящик, чтобы затем увезти их на Запад».
04. Общий вид Поталы
Особые меры предосторожности Норзунову пришлось проявить при переходе непало-индийской границы: «я поместил фотографические пластинки в маленький ящик, который я обшил снаружи материей и закрепил с помощью веревки на поясе под одеждой. Остальные фотографии я спрятал в сосуде с поджаренной тибетской мукой. Что касается моего русского паспорта, то я положил его под стельку в один из башмаков». Таким способом Норзунову удалось обмануть чрезвычайную бдительность английских таможенных чиновников.
05. Вид на дворец Далай-ламы с юга. Потала.
Со своей стороны, Цыбиков в путевом дневнике рассказывает, что ему также приходилось скрывать фотоаппарат, «чтобы не возбуждать разных толков» – он прятал его не только от тибетцев, но и от своих земляков бурят и от монголов, проживавших в Лхасе, и даже от самого Норзунова, с которым встречался несколько раз. Действительно, риск, которому добровольно подвергли себя Цыбиков и Норзунов, был велик, ибо оба они могли легко поплатиться жизнью за свои «колдовские» занятия - «улавливание людей в черный ящик». «О проклятие, скрываться! – в минуту отчаяния записал в дневнике Цыбиков. – Сегодня я просидел около одного часа за городом, для того, чтобы снять монастырь Чжан-цзая. К канаве, где я сидел, то и дело приходили за водой, а некоторые здесь мыли шерсть и др. К тому же по дороге туда и сюда проходили люди. Я сел за высокий берег канавы, откуда и сделал один лишь снимок».
06. Потала с юго-запада во время религиозного праздника «Цог-чод»
В отличие от О. Норзунова Г. Цыбиков пробыл в Лхасе и Тибете вообще более года (с августа 1900 по сентябрь 1901) и потому сделал гораздо больше снимков (предположительно, не менее ста). Однако первыми в Петербург поступили именно фотографии (вернее, стеклянные негативы) Норзунова. Произошло это, вероятно, в июне – июле 1901 г., во время посещения Петербурга тибетским посольством А. Доржиева.
07. Вид на Поталу с востока.
В том же году одна из его фотографий с видом далай-ламского дворца Поталы на горе Марбори была опубликована Дж. Деникером в октябрьском номере парижского жур-нала «География» (Мы не знаем, каким образом Норзунов переслал её в Париж и было ли им получено согласие РГО на публикацию.) Два месяца спустя (в декабре 1901) на страницах лондонского «Географического журнала» появился аналогичный снимок Поталы – сделан он был задолго до Норзунова «членом непальской дружественной миссии», направлявшейся к Пекинскому двору, как об этом свидетельствовала подпись под ним (Th. Holdich, Lhasa // The Geographical Journal, vol. XVIII, December 1901, p. 602). По-этому, говоря о Цыбикове и Норзунове как первых фотографах Лхасы мы должны сделать оговорку, упомянув эту фотографию из английских источников, что, впрочем, ни чуть не умаляет их заслуг. После публикации Деникера о фотографиях Норзунова не было слышно почти два года.
08. К северо-востоку от зимнего дворца далай-ламы в Потале
Тем временем, в мае 1902 г. из своего путешествия вернулся Цыбиков, доставивший в Петербург помимо фотографий огромную коллекцию тибетских книг-ксиллографов. Прошел еще год прежде, чем Цыбиков обнародовал результаты своего «научного паломничества» в Тибет: 7 (20) мая 1903 г. он (в то время лектор монгольского языка в Восточном институте во Владивостоке) прочитал в помещении РГО лекцию «О Центральном Тибете», которую сопроводил демонстрацией 32 диапозитивов, сделанных с его фотографий. Эта лекция и показ «видов» Тибета и Лхасы произвели настоящую сенсацию в научном мире.
09. Вид на Поталу с северо-запада
Здесь надо отметить, что Тибет к тому времени уже привлекал к себе пристальное внимание не только ученых, но и политиков по причине обострившегося англо-русского соперничества в Азии. Пройдет лишь чуть более месяца и вице-король Индии лорд Керзон распорядится о посылке английской торгово-дипломатической миссии в Тибет под началом Френсиса Янгхазбенда, которая вскоре превратится в полномасштабную военную экспедицию. Таким образом, произошло насильственное «открытие» Тибета Западом. В ходе экспедиции Янгхазбенда её участниками было сделано множество фотографий Лхасы, в результате чего священный город в значительной степени утратил свой ореол таинственности. Многие из снимков были опубликованы в книге Остина Уод-дэлла «Лхаса и её тайны» (L.A. Waddell. Lhasa and its Mysteries. London, 1906).
10. Процессия на одной из лхасских улиц во время праздника «Цог-чод» (Малого Монлама)
Источником большинства новых фотографий, опубликованных в этих западных журналах, насколько можно судить, был изданный РГО в конце 1903 г. альбом, включав-ший в себя 50 фотографий Норзунова и Цыбикова (соответственно 29 и 21). Альбом пред-ставлял собой картонную коробку с вложенными в неё фотографиями, каждая из которых (размером 18 x 24 см) была наклеена на картонный лист, имевший порядковый номер. К альбому прилагался список фотографий: «Виды Центрального Тибета», с их названиями и подробными объяснениями (на 4-х стр. большого формата).
11. Монастырь Тенге Линг
Издание это предназначалось главным образом в качестве подарка РГО старейшим и наиболее уважаемым географическим обществам Старого и Нового света, и именно из такого альбома, подаренного Национальному географическому обществу США в Вашингтоне, очевидно, и был воспроизведен ряд новых фотографий американскими журналами. Известно также, что летом 1905 г. во время пребывания XIII Далай-ламы в Урге Цыбиков лично поднес первосвященнику альбом РГО, чем доставил ему большое удовольствие.
12. Древний дворец тибетских царей Гадан-Кансар
В заключение необходимо сказать несколько слов о самих фотографиях. Нельзя не обратить внимания на почти полное отсутствие на них людей, что делает их несколько статичными и безжизненными, но мы должны помнить о тех особых условиях, в которых были сделаны эти снимки. Немногие исключения – это процессия на одной из лхасских улиц во время праздника «Цог-чод» (Малого Монлама), группа людей перед главными городскими воротами «Бар-чоден» и тибетские женщины в праздничных нарядах (все эти фотографии были сняты Цыбиковым). На снимках обоих фотографов в основном присутствуют наиболее известные памятники архитектуры – зимний и летний дворцы Далай-ламы (Потала и Норбулингка), дворец тибетских царей Гадан-Кансар, знаменитый черепичный «Бирюзовый мост» Ютог-сампа и т. д., а также виды главных тибетских монастырей – в Лхасе и в других местах Центрального Тибета. Эти фотографии представляют сегодня большой исторический интерес, запечатлев Лхасу и Тибет, такими, какими их видели буддийские паломники в начале ХХ века, в период фактически независимого существования тибетского государства. Для нас они особенно ценны по той причине, что многие постройки не сохранились до наших дней, будучи разрушенными или перестроенными во время тибетско-китайской войны (в 1912 г.), в годы «культурной революции» в КНР (1960-е – 1970-е гг.) и в последующий период социалистической реконструкции Тибета.
13. «Бирюзовый мост» Ютог-сампа.Это каменный мост с боковыми стенками 2 метров толщиной.
14. Группа людей перед главными городскими воротами «Бар-чоден» в Лхасе.
15. Гора Чакпо. Там находился единственный институт в Тибете, где изучение буддизма совмещалось с изучением медицины
Миссия невыполнима: Тибет глазами Гомбожаба Цыбикова
На Никитском бульваре в Москве открылась выставка Русского географического общества "Паломник особого назначения", приуроченная к 145-летнему юбилею Гомбожаба Цыбикова. Он был выдающимся путешественником, востоковедом, этнографом и разведчиком.
В экспозиции представлены тибетские снимки исследователя и цитаты из его дневников. На фото запечатлены горные пейзажи, дворцы и культовые предметы, религиозные церемонии, которые проводили в самом закрытом месте Земли в конце XIX века.
ГОМБОЖАБ ЦЫБИКОВ - ПЕРВЫЙ РУССКИЙ РАЗВЕДЧИК В ГОРАХ ТИБЕТА
Прославился как первый известный фотограф Лхасы и Центрального Тибета, и как автор описания путешествия в Тибет в 1899—1902 гг., переведенного на ряд языков мира.
Биография
Происхождение
Гомбожаб Цыбиков родился в традиционно буддийской бурятской семье. По месту происхождения его семья принадлежит к забайкальским бурятам, более точно — к агинским бурятам. Согласно родоплеменному делению бурятского народа, его семья принадлежит к хоринским бурятам, а именно — к хоринскому племени кубдут, роду нохой кубдут (т.ж. нохой х?бд??д, нохой х?гд??д).
Образование
Отец ученого Ц. Монтуев самостоятельно изучал монгольский и тибетский языки и был избираем земляками на общественные должности. Исходно он думал дать сыну буддийское монастырское образование, но передумал и сначала отдал его в Агинское приходское училище, где преподавателем мальчика стал видный просветитель Буда Рабданов, а затем — в Читинскую гимназию, которую Гомбожаб окончил с серебряной медалью (по преданию, заслуженную им золотую медаль отказались давать «инородцу»). Здесь он награждён стипендией им. А. Н. Корфа. На основании 5 пункта стипендии от 2 июля 1893 г., решением педсовета училища он был признан достойным продолжать своё образование в Томском Императорском университете.
Здесь по собственному выбору он поступил на медицинский факультет, один из 5 лучших центров медицинского образования России того времени.
В Томске оказался проездом известный врач и политик Петр Бадмаев, который уговорил студента бросить медицину и заняться востоковедением. Гомбожаб согласился и уехал в Ургу, где в созданной П. Бадмаевым школе для бурят изучал китайский, монгольский и маньчжурский языки в качестве подготовки к поступлению в СПбГУ.
В 1895 г. Цыбиков поступает на Восточный Факультет СПбГУ на стипендию П. Бадмаева. Среди его преподавателей — такие известные востоковеды, как А. М. Позднеев и другие. В дальнейшем Бадмаев получает указание обратить своих стипендиатов в православие. Цыбиков сохраняет приверженность буддизму и теряет стипендию. Он продолжает учёбу благодаря поддержке земляков. В 1899 он оканчивает университет с золотой медалью и дипломом первой степени.
Путешествие в Тибет
В ходе «Большой Игры» Российская империя вышла на рубежи Тибета. Была организована серия исследовательских экспедиций в Тибет, в первую очередь Пржевальского, но они не достигли Центрального Тибета и Лхасы. Опираясь на опыт индийских «пандитов» — британских агентов и исследователей, Санкт-Петербургская академия наук и Министерство иностранных дел обратило внимание на обычай паломничества бурят и калмыков в Тибет. Г. Ц. Цыбиков отправился в путешествие в Тибет в группе паломников, с тщательно спрятанным исследовательским оборудованием. Путешествие началось вскоре после окончания СПбГУ в 1899 и закончилось в 1902. В собственно Тибете (дольше всего — в Лхасе, куда он прибыл в начале августа 1900) Цыбиков провел 888 дней с 1900 по 1901 гг.
Здесь он посетил важнейшие монастырские центры, сделал ряд уникальных фотографий (всего за путешествие — ок. 200) и удостоился аудиенции Далай-Ламы XIII. Аудиенция носила формальный характер.
Проникновение в Тибет для иностранцев (не из Китая и Монголии) было запрещено. Нарушение запрета могло караться смертью. До Цыбикова такие путешественники, как Н. М. Пржевальский, потерпели неудачу в своей попытке пройти до тибетской столицы.
Фотографирование и ведение дневника производилось Цыбиковым тайком, под угрозой быть обнаруженным. Интересно, что фотографирование он скрывал и от второго российского исследователя, приехавшего в Лхасу в конце 1900 года в свите Агвана Доржиева, калмыка Овше Норзунова, который также делал фотографии.
В 1905 г. Цыбиков и Далай-Лама встретились снова, на этот раз в столице Монголии, где Далай-Лама встречался с российскими политиками и учеными в ситуации оккупации Тибета британскими войсками под командованием полковника Янгхазбенда. Здесь Цыбиков выступил в качестве переводчика между представителями России и Далай-Ламой.
Одновременно буддист-паломник и служитель науки, после своего путешествия Г. Ц. Цыбиков посвящает себя преподавательской деятельности и проекту перевода фундаментального труда «Ламрим» тибетского учёного Цонкапы (Цзонхавы).
Только что созданный Восточный институт Владивостока возглавил доктор монгольской и калмыцкой словесности А. М. Позднеев, создав из сравнительно молодых выпускников СПбГУ первый центр практического востоковедения России. «Не имея ни проверенных опытом планов, ни испытанных программ своего преподавания», преподавателям пришлось самостоятельно разрабатывать методику преподавания, писать учебные пособия, поскольку их попросту не существовало. Г. Ц. Цыбиков был приглашён на кафедру монгольской словесности, и возглавлял её с 1906 до 15 октября 1917 г. Помимо ряда хрестоматийных сборников, Г. Ц. Цыбиков выпустил в этот период «Пособие для изучения тибетского языка», где он собрал и обобщил материал по разговорной тибетской речи. Этот учебник выдержал 3 переиздания и для Российской империи и СССР оставался единственным учебником разговорного тибетского языка, созданным отечественным автором.
Бурятская автономия и ДВР
В силу значительных изменений в политическом устройстве региона в 1917-30х гг. и в связи с последующими репрессиями, коснувшимися большинства коллег и соратников, деятельность Цыбикова в данных государственных образованиях упоминается как значительная, но не раскрывается в публикациях советского времени.
Известно, что Цыбиков играл значительную роль на Читинском съезде, а также поддерживал ранние инициативы атамана Семёнова (в первую очередь о недопущении расказачивания).
Ближе к концу жизни он отошёл от политической деятельности и успешно занимался собственным скотоводческим хозяйством.
Создание системы образования в Сибири
- Цыбиков был одной из важнейших фигур в создании системы начального, среднего и высшего востоковедного и педагогического образования в Сибири (1922—1930), в частности как один из создателей Буручкома и профессор Иркутского Государственного Университета.
- Кроме подготовки педагогических кадров и обсуждения новой для страны концепции всеобщего образования, учитывающего национальную специфику (в том числе собственно графику бурятского языка), Цыбиков выступил автором ряда учебников бурятского языка.
- Важной была командировка Цыбикова от Буручкома в МНР, где кадры, ответственные за образование, также находились перед задачей создания системы всеобщего образования, не имея аналогичного опыта, что отчасти отражено Цыбиковым в дневнике поездки.
Награды
Кавалер Орденов Св. Станислава III и II степени, Св. Анны III степени. Удостоен высшей награды Русского Географического Общества — премии имени Н. М. Пржевальского.
bezymyannyy1.jpg
Фотография Г.Ц. Цыбикова"Пускаясь в путешествие, как простой бурят-паломник, – писал Гомбожаб Цыбиков, – я должен был особенно считаться с предубеждениями местного населения. Поэтому нечего было и думать о собирании каких-либо естественно-научных коллекций, съёмке местностей, ведении правильных наблюдений и т.п. Взятый с собою фотографический аппарат и термометр Реомюра пришлось держать под замком в сундуке вплоть до Лхасы. При себе я постоянно имел только маленькую записную книжку, куда заносил заметки ежедневно, даже и в этом скрываясь от любопытных глаз".
Отчётный доклад Цыбикова на заседании Русского географического общества 7 (20) мая 1903 года вызвал сенсацию в учёном мире и был удостоен премии им. Н.М. Пржевальского. Книга, написанная по результатам путешествия, "Буддист-паломник у святынь Тибета", принесла Гомбожабу Цыбикову мировую известность. Коллекция ксилографов и рукописей, переданная в Азиатский музей (совр. Институт восточных рукописей РАН), стала важной частью Тибетского фонда.
cybikov_1918_-_0146.jpg
"Центральный Тибет, под которым мы подразумеваем две провинции – Уй и Цзан, не был, как известно, после 1845 года посещаем европейцами, по крайней мере, в главных своих частях <…>. Из русских путешественников никто ни в старину, когда допускались туда европейцы, ни тем более в новое запретное время не проникал туда", – писал в отчёте о путешествии Гомбожаб Цыбиков.
О результатах экспедиции учёный написал в книге "Буддист-паломник у святынь Тибета", которая до сих пор является авторитетным пособием по истории, этнографии, религии и культуре тибетского народа. Его путешествие открыло новую страницу в истории русской и западноевропейской ориенталистики.
Гомбожаб Цыбиков прославился и как фотограф. В 1905 году тогда малоизвестный американский научный журнал National Geographic, основанный в октябре 1888 года, решил опубликовать свой репортаж о Тибете. Журнал взял тибетские фотографии, безвозмездно предоставленные Гомбожабом Цыбиковым и путешественником-калмыком Овше Норзуновым, и разместил их на разворотах с небольшими комментариями. Непривычная подача интересного материала принесла неожиданный успех. Фактически эти снимки спасли журнал от разорения и помогли ему найти свой фирменный стиль. С этого момента началась всемирная слава National Geographic.
cybikov_1918_-_0327.jpg
С 1902 по 1917 годы Гомбожаб Цыбиков работал в Восточном институте во Владивостоке. Благодаря усилиям учёного с 1907 года в институте было введено преподавание тибетского языка, а в 1908 году он опубликовал "Пособие для изучения тибетского языка", предназначенное для студентов.
В 1917 года исследователь вернулся в Забайкалье и активно включился в общественную жизнь. Он преподавал в Бурятском педагогическом техникуме, составлял учебники по грамматике монгольского языка, писал этнографические монографии.
С 1928 по 1930 год Гомбожаб Цыбиков числился профессором Иркутского государственного университета. При его участии была организована бурятская секция Восточно-Сибирского отдела Географического общества СССР, которая издавала известный "Бурятоведческий сборник".
Учёный скончался на родине, в Урдо-Аге, 20 сентября 1930 года.
В 2015 году вышла документальная картина "Паломник особого назначения", посвящённая путешествию Гомбожаба Цыбикова в Тибет. Фильм был снят телеканалом "Звезда" при поддержке Русского географического общества. Команда телеканала проделала путь исследователя ещё раз – на сей раз с правнуком Гомбожаба, Жамсараном. Посмотреть исторический фильм можно на кинопортале РГО.
Паломник особого назначения
20 апреля 1873 года родился Гомбожаб Цыбиков – этнограф, востоковед, знаменитый фотограф и первый российский учёный, попавший в Центральный Тибет.
Гомбожаб Цэбекович Цыбиков родился в местности Урдо-Ага Забайкальской области Читинского уезда. Когда мальчику исполнилось 5 лет, отец обучил его монгольской грамоте, затем в 1880 году отвёз сына в училище, где преподавались монгольский и русский языки. В 1895 году Гомбожаб поступил на китайско-монгольско-маньчжурское отделение факультета восточных языков Петербургского университета, которое окончил в 1899 году с дипломом первой степени и золотой медалью.
Дихроя.
Дневники тибетских странствий
Мото-путешествие в этот загадочный регион состоялось в 2019 году.
Экспедиция прошла по маршруту российского путешественника Гомбожаба Цыбикова, посетившего Тибет в начале 20 века. Цыбиков отправился в Тибет по заданию российского правительства под прикрытием буддиста-паломника. Гамбожаб сделал первые фото Тибета.
Как изменился за 120 лет Тибет, и как поменялось его восприятие окружающими.
Гомбожаб Цэбекович Цыбиков родился в местности Урдо-Ага Забайкальской области Читинского уезда.
В 1895 году Гомбожаб поступил на китайско-монгольско-маньчжурское отделение факультета восточных языков Петербургского университета, которое окончил в 1899 году с дипломом первой степени и золотой медалью.
Гомбожаб Цыбиков совершил своё знаменитое путешествие в Центральный Тибет, начавшееся 25 ноября 1899 года и завершившееся 4 апреля 1902 года. Оно было предпринято на средства Русского географического общества.
О результатах экспедиции учёный написал в книге "Буддист-паломник у святынь Тибета", которая до сих пор является авторитетным пособием по истории, этнографии, религии и культуре тибетского народа.
Гомбожаб Цыбиков прославился и как фотограф. В 1905 году американский научный журнал National Geographic опубликовал фоторепортаж Цыбикова о Тибете.
bezymyannyy2.jpg
Фотография Г.Ц. ЦыбиковаИнтересно, что фотографии, сделанные Гомбожабом Цыбиковым в ходе экспедиции, подарили новую жизнь журналу National Geographic. В 1905 году тогда малоизвестный американский научный журнал решил опубликовать свой репортаж о Тибете. Журнал взял снимки, безвозмездно предоставленные Гомбожабом Цыбиковым, и разместил их на разворотах с небольшими комментариями. Непривычная подача интересного материала принесла неожиданный успех. Фактически эти фотографии спасли издание от разорения и помогли ему найти свой фирменный стиль.
Тайная миссия российских разведчиков в Тибет, в начале XX века
Тибет до конца 19 века был закрытой территорией для иностранцев. А проникновение в столицу Тибета - Лхасу могло привести ослушавшегося на эшафот.
Лха́са (произносится l̥ásə, тиб. ལྷ་ས, Вайли lha sa, кит. трад. 拉薩, упр. 拉萨, пиньинь Lāsà) — городской округ в Тибетском автономном районе КНР, место размещения правительства автономного района, бывшая столица независимого Тибетского государства. То, что часто называют «городом Лхаса» (историческая столица Тибета) — это современный район Чэнгуань городского округа Лхаса. Лхаса является также традиционной резиденцией Далай-ламы. Буквально в переводе с тибетского «лхаса» означает «место богов». Лха́са (произносится l̥ásə, тиб. ལྷ་ས, Вайли lha sa, кит. трад. 拉薩, упр. 拉萨, пиньинь Lāsà) — городской округ в Тибетском автономном районе КНР, место размещения правительства автономного района, бывшая столица независимого Тибетского государства. То, что часто называют «городом Лхаса» (историческая столица Тибета) — это современный район Чэнгуань городского округа Лхаса. Лхаса является также традиционной резиденцией Далай-ламы. Буквально в переводе с тибетского «лхаса» означает «место богов».Формально Тибетом владела империя Цин. Но из-за внутренних противоречий в то время, Тибет стал полунезависимым государством, контроль над которым хотели установить Российская и Британская империи.
В Российской империи инициатором укрепления отношений с Тибетом был известный предприниматель и врач тибетской медицины Петр Бадмаев .
Пётр Алекса́ндрович Бадма́ев (Жамсаран) (1851 — 1920) — врач тибетской медицины, первым перевел на русский язык трактат «Чжуд-Ши»; крестник императора Александра III; лечил членов семьи Николая II и Григория Распутина; убеждал российских императоров включить в состав России Тибет, Монголию и Китай. Пётр Алекса́ндрович Бадма́ев (Жамсаран) (1851 — 1920) — врач тибетской медицины, первым перевел на русский язык трактат «Чжуд-Ши»; крестник императора Александра III; лечил членов семьи Николая II и Григория Распутина; убеждал российских императоров включить в состав России Тибет, Монголию и Китай.- В 1893 году после нескольких экспедиций в Монголию , Китай и Тибет , Бадмаев-дипломат написал и подал императору Александру памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придём мы, придут англичане. (Он не ошибся: после смерти Александра III англичане ввели войска в Тибет). Бадмаев утверждал, что в Китае нет навыка самоуправления, страна привыкла к диктатуре и оттого встретит русских с покорностью и даже благодарностью. Император наложил на письмо резолюцию: «Всё это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». Советские источники переврали резолюцию — вместо «необычайно» написали «несбыточно». За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин — действительного статского советника - Википедия
Также, Бадмаев предлагал построить железную дорогу из России в китайский Ланчжоу, который является центром торговли с Тибетом и Монголией.
Ланьчжо́у (кит. трад. 蘭州, упр. 兰州, пиньинь Lánzhōu) — городской округ в провинции Ганьсу КНР. Место пребывания властей провинции Ганьсу. Ланьчжо́у (кит. трад. 蘭州, упр. 兰州, пиньинь Lánzhōu) — городской округ в провинции Ганьсу КНР. Место пребывания властей провинции Ганьсу.Александр III выделил Бадмаеву 2 миллиона золотом на организацию пророссийской деятельности в Тибете, Китае и Монголии. Проще говоря на активную разведывательную деятельность.
Одним из первых на роль агента для работы в Тибете Бадмаев определил своего двоюродного брата - бурята Г.Цыбикова.
Гомбожа́б Цэ́бекович Цы́биков (бур. Цэбэгэй Гомбожаб, монг. Цэвэгийн Гомбожав, другие варианты) (20 апреля (?) 1873, Урда-Ага, Забайкальская область — 20 сентября 1930, Агинское, Бурят-Монгольская АССР, ныне Забайкальский край) — путешественник-исследователь, этнограф, востоковед (тибетолог и монголист), буддолог, государственный деятель и деятель образования Российской империи, ДВР, СССР и МНР, переводчик, профессор ряда университетов. Гомбожа́б Цэ́бекович Цы́биков (бур. Цэбэгэй Гомбожаб, монг. Цэвэгийн Гомбожав, другие варианты) (20 апреля (?) 1873, Урда-Ага, Забайкальская область — 20 сентября 1930, Агинское, Бурят-Монгольская АССР, ныне Забайкальский край) — путешественник-исследователь, этнограф, востоковед (тибетолог и монголист), буддолог, государственный деятель и деятель образования Российской империи, ДВР, СССР и МНР, переводчик, профессор ряда университетов.В 1899 году Цыбиков оканчивает Восточный факультет Санкт-Петербургский государственный университет, куда он поступил по настоянию П.Бадмаева. За время учебы он изучил тибетский, манчжурский, китайский и монгольский.
Сразу после окончания учебы он был направлен в секретное путешествие под видом паломника в Тибет. С собой он берет ручной фотоаппарат, который прячет в молитвенном барабане паломника.
В ноябре 1899 года Цыбиков начинает свое путешествие из Урги в Монголии в составе монгольского купеческого каравана.
Только, в июле 1900 года он добирается в Лхасу. Дав взятку местному чиновнику он смог въехать в запретный для иностранцев город.
В Тибете Цыбиков провел 888 дней и все это время фотографировал, несмотря на строжайший запрет.
Одна из первых в мире фотографий дворца Потала в Лхасе. 1901 год Одна из первых в мире фотографий дворца Потала в Лхасе. 1901 годБольшую помощь Цыбикову оказал первый министр двора Далай-Ламы - бурят Агван Доржиев . Он обеспечил безопасность Цыбикову и дал тому возможность беспрепятственно делать фотографии.
Агва́н Лобса́н Доржи́ев, Цанид-Хамбо (бур. Доржиин Агбан, тиб. ངག་དབང་བློ་བཟང་; 1853, улус Хара-Шибирь, Забайкальская область — 29 января 1938, Улан-Удэ) — бурятский буддийский лама, учёный, дипломат, просветитель, религиозный, государственный и общественный деятель России, Тибета и Монголии. Был сторонником сближения Тибета и Российской империи. Инициировал постройку первого в Европе буддийского храма — Храма Калачакры в Санкт-Петербурге. Одна из ключевых фигур в истории российского буддизма XX века. Агва́н Лобса́н Доржи́ев, Цанид-Хамбо (бур. Доржиин Агбан, тиб. ངག་དབང་བློ་བཟང་; 1853, улус Хара-Шибирь, Забайкальская область — 29 января 1938, Улан-Удэ) — бурятский буддийский лама, учёный, дипломат, просветитель, религиозный, государственный и общественный деятель России, Тибета и Монголии. Был сторонником сближения Тибета и Российской империи. Инициировал постройку первого в Европе буддийского храма — Храма Калачакры в Санкт-Петербурге. Одна из ключевых фигур в истории российского буддизма XX века.И не только ему, но и второму российскому исследователю, приехавшему в Тибет вместе с Доржиевым - калмыком Овше Норзуновы м, также тайно фотографировавшему.
Овше Мучкинович Норзу́нов (1874—19??) — исследователь Тибета из Российской империи. В 1901 году вскоре после Г. Ц. Цыбикова стал фотографом Лхасы, с риском для жизни разделив с ним славу первого фотографа Лхасы и центрального Тибета, запретных для исследователей, и вскоре стал автором первых опубликованных фотографий Лхасы. Овше Мучкинович Норзу́нов (1874—19??) — исследователь Тибета из Российской империи. В 1901 году вскоре после Г. Ц. Цыбикова стал фотографом Лхасы, с риском для жизни разделив с ним славу первого фотографа Лхасы и центрального Тибета, запретных для исследователей, и вскоре стал автором первых опубликованных фотографий Лхасы.Благодаря Доржиеву Цыбиков побывал на формальном приеме у Далай-Ламы. Далай-Лама даже выдал ему охранный знак в виде особого платка. Возможно Далай-Лама знал о тайной миссии Цыбикова.
В Россию Цыбиков вернулся в мае 1902 года.
Его доклад сделал фурор в научном обществе и вызвал ответную реакцию британцев, опасавшихся усиления русского влияния вблизи от Индии.
Цыбиков путешествие в тибет
Книги - скачать, советы, литература запись закреплена
КНИГИ ПО ИСТОРИИ ТИБЕТА
Название: Буддист-паломник у святынь Тибета
Автор: Цыбиков Г.
Жанр: история
Описание: Настоящее издание избранных трудов выдающегося востоковеда и путешественника проф. Г. Ц. Цыбикова включает работы, написанные и большей частью опубликованные в 1903—1930 гг.
Первый том составляет главный труд Г. Ц. Цыбикова «Буддист-паломник у святынь Тибета», впервые изданный в 1919 г. и выдвинувший автора в ряды ведущих тибетологов мира.
Написанная живым языком по итогам путешествия, совершенного Г. Ц. Цыбиковым в 1899—1902 гг., книга содержит тонкие наблюдения за жизнью тибетского народа, дает богатейший материал по истории, этнографии, культуре, религии Тибета.
Сохранивший и сегодня большую научную ценность для специалистов труд «Буддист-паломник у святынь Тибета» с интересом прочтут все, кто интересуется этой далекой и все еще малоизученной страной.
1200px-cybikov-gombozhab.jpg
Во второй половине XIX века Российская империя и Великобритания соперничали за влияние на Ближнем Востоке и в Азии. Это противостояние называли Большой игрой. Российская империя опережала англичан. Но достичь Тибета у российских исследователей, включая Николая Пржевальского, не получалось: он был закрыт для посещения иностранцами. Николая Михайловича развернули в 250 километрах от Лхасы, а французскому учёному и путешественнику Жюлю Дютрёй де Рену попытка изучить регион и вовсе стоила жизни. Исключение делалось лишь для уроженцев стран Азии, исповедующих буддизм. Про Тибет ходили легенды – якобы именно здесь расположены ворота в мифическую страну Шамбалу, монахи обладают паранормальными способностями, а в недрах гор скрыты древние технологии. Каждая из сторон противостояния хотела иметь к ним доступ.
Гомбожаб Цыбиков – выпускник Восточного факультета Санкт-Петербургского университета. Он имел блестящее образование, говорил на пяти языках, будучи бурятом по происхождению, знал восточную культуру изнутри. Императорские спецслужбы заметили талантливого молодого человека и в 1899 году под видом паломника и при поддержке Русского географического общества отправили исследователя в Лхасу.
bezymyannyy3.jpg
Фотография Г.Ц. Цыбикова"Центральный Тибет, под которым мы подразумеваем две провинции – Уй и Цзан, не был, как известно, после 1845 года посещаем европейцами, по крайней мере, в главных своих частях <…>. Из русских путешественников никто ни в старину, когда допускались туда европейцы, ни тем более в новое запретное время не проникал туда", – писал в отчёте о путешествии Гомбожаб Цыбиков.
Гомбожаб Цыбиков перемещался по Центральному Тибету и достиг Лхасы. Исследователь посетил крупнейшие города и религиозные центры региона, провёл тайную фотосъёмку – спрятав фотоаппарат в молитвенный барабан, и в 1902 году благополучно вернулся на родину.
1200px-cybikov-gombozhab.jpg
После окончания университета Гомбожаб Цыбиков совершил своё знаменитое путешествие в Центральный Тибет, начавшееся 25 ноября 1899 года и завершившееся 4 апреля 1902 года. Оно было предпринято на средства Русского географического общества.
В то время Тибет был закрыт для въезда иностранцев. Исключение было сделано лишь для уроженцев стран Азии, исповедующих буддизм. Гомбожаб Цыбиков стал первым учёным из России, который сумел проникнуть в Центральный Тибет и его столицу Лхасу, посетить крупнейшие города и религиозные центры региона и благополучно вернуться.
Читайте также: