Чумаки на отдыхе айвазовский
Картины Айвазовского
Один из мировых выдающихся художников маринистов − Айвазовский Иван Константинович. Картины этого гениального живописца во все времена покоряют души ценителей искусства. Его творчество отличительно от других художников подобного стиля писания картин, что принесло ему необыкновенную мировую популярность.
С раннего детства, родившийся в Крыму Айвазовский, влюблялся в море, проводя долгое время на его берегах. Он длительное время сидел на берегу Черного моря и всматривался в каждую деталь и любовался красотой морского пейзажа. Возможно, именно это в сочетании необычайного таланта, сделало его популярным в своем деле художником маринистом, чем известен Иван Айвазовский. За все время своего творчества он написал около 1000 картин. На всех в основном изображено море. Читать дальше
Необычайно реалистично получалось у гениального художника изображать различные состояния морской воды. Будь то шторм или штиль, день или ночь – изображение на картине выглядит завораживающе, не возможно, оторвать взгляд, не изучив все детали гениальности искусства.
Своими реалистичными морскими пейзажами славится Иван Айвазовский. Картины, самые известные посвященные морю занимают почетное место в лучших галереях и музеях многих стран мира, где бывал Иван Айвазовский.
Особенностью художника в написании картин, было то, что он не рисовал с натуры. Он закрывался в своей комнате и творил шедевры, возобновляя в памяти, когда-то увиденные кадры.
Выставки картин Ивана Айвазовского можно посетить в Крыму, в Феодосии на Родине художника. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского открыта художником при жизни. Это была первая картинная галерея одного художника. Сейчас галерея является государственной и представляет для города огромную историческую и культурную ценность. Приехав в город можно легко посетить галерею Ивана Айвазовского. Картины, которые здесь находятся: «Среди волн», «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд» и сотни других подлинных картин художника. Картина «Среди волн» является особенной и нестандартной. Ее полотно имеет размеры 282 на 425 см., которые довольно большие для картин, а рисование на такой площади довольно тяжелый процесс. Также в данном музее можно ознакомиться с биографией художника и его семьи, увидеть его личные вещи, и побывать в доме, который сейчас является частью музея.
Все свои картины, художник рисовал на одном дыхании. Всего несколько часов и шедевр был готов. Большее всего времени тратил на изображение моря. Все остальное он рисовал быстро, не уделяя много времени. Именно поэтому море в его творениях выглядит так реалистично, наполнено красками и завораживает взгляды. Так творил свои шедевры гениальный маринист Иван Айвазовский.
Айвазовский. Чумаки на отдыхе. 1885 год
Айвазовский. Картины. Каталог 4 часть
Один из мировых выдающихся художников маринистов Айвазовский Иван Константинович. Картины этого гениального живописца во все времена покоряют души ценителей искусства. Его творчество отличительно от других художников подобного стиля писания картин, что принесло ему необыкновенную мировую популярность. С раннего детства, родившийся в Крыму Айвазовский, влюблялся в море, проводя долгое время на его берегах. Он длительное время сидел на берегу Черного моря и всматривался в каждую деталь и любовался красотой морского пейзажа. Возможно, именно это в сочетании необычайного таланта, сделало его популярным в своем деле художником маринистом, чем известен Айвазовский Иван Константинович. За все время своего творчества он написал около 1000 картин. На всех в основном изображено море. Иван Айвазовский: биография. Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен.
Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, техника.
Шторм. Парусник
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: неизвестен
Техника: Холст, масло.
Море. 1898 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 24,3 х 20,3 см.
Техника: Холст, масло.
Крымский берег. 1886 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: неизвестен
Техника: Холст, масло.
Буря на Чёрном море. 1875 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 64,5х95 см.
Техника: Холст, масло.
Фрегат на море. 1838 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 42,7х77,9 см.
Техника: Холст, масло.
Берег Неаполя. Вид Везувия. 1877 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 33 х 40 см.
Техника: Холст, масло.
У берегов Ялты. 1894 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: неизвестен
Техника: Холст, масло.
Сошествие Ноя с горы Арарат. 1870-е года
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: неизвестен
Техника: Холст, масло.
Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция. 1843 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 68x100см.
Техника: Холст, масло.
Одесса. 1840 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: неизв.
Техника: Холст, масло.
Беспокойное море. 1877 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 43 х 63 см.
Техника: Холст, масло.
Босфор в лунную ночь. 1874 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 73 х 94 см.
Техника: Холст, масло.
Гора Арарат. 1885 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 23 х 34 см.
Техника: Холст, масло.
Кораблекрушение. 1880-е года
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 41 х 51 см.
Техника: Холст, масло.
Хаос (Сотворение мира). 1841 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 106х75 cм.
Техника: Бумага, масло.
Корабли в ночной тишине. 1888 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 35 х 54 см.
Техника: Холст, масло.
Стамбул Корабль в бурю. 1887 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 45 х 74 см.
Техника: Холст, масло.
Утро после бури. 1888 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 40 х 60 см.
Техника: Холст, масло.
Морской залив. 1842 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 120х191 см.
Техника: Холст, масло.
Приезд Петра 1 на Неву. 1853 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 94 х 138 см.
Техника: Холст, масло.
Феодосия восход солнца. 1852 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 60 х 90 см.
Техника: Холст, масло.
Неаполитанский маяк. 1842 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 87х69 см.
Техника: Холст, масло.
У берегов Ялты. 1864 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 62 х 80 см.
Техника: Холст, масло.
Корабли в ночной тишине. 1888 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 35 х 54 см.
Техника: Холст, масло.
Ниагарский водопад. 1892 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: неизвестно
Техника: Холст, масло.
Закат на море. 1856 год
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 121,5 х 188 см.
Техника: Холст, масло.
Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)
Русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.Айвазовский. Чумаки в Малороссии 1870-1880-е
«Чумаки на отдыхе» в Национальныом художественном музее Республики Беларусь в Минске
Кратко о живописном полотне
Если Вы можете описать это живописное полотно "Чумаки на отдыхе". Пришлите Ваше описание и мы с радостью его опубликуем!
Администрация.
Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также бесплатно скачивайте «Картину Айвазовского» на странице сайта!
Айвазовский без моря. Картины великого мариниста не о море
Море и Айвазовский вот уже полтора века — синонимы. Говорим «Айвазовский» — представляем море, а увидев морской закат или шторм, парусник или пенящийся прибой, штиль или морской бриз, произносим: «Чистый Айвазовский!»
Но сегодня «Артхив» покажет вам Айвазовского без моря.
Это графические автопортреты Айвазовского. Пожалуй, тут он неузнаваем. И больше похож не на собственные живописные изображения, а на доброго своего приятеля, вместе с которым в молодости колесил по Италии, — Николая Васильевича Гоголя. Автопортрет слева — ни дать ни взять Гоголь, сочиняющий «Мертвые души» за заваленным черновиками столом.
Еще занятнее — автопортрет справа. Почему не с палитрой и кистями, а со скрипкой? Потому что скрипка много лет была Айвазовскому верной подругой. Никто не помнил, кто подарил ее 10-летнему Ованнесу, мальчику из многодетной и бедной семьи армянских переселенцев в Феодосии. Разумеется, нанять учителя родителям было не по карману. Но это и не понадобилось. Ованнеса выучили играть странствующие музыканты на феодосийском базаре. Слух у него оказался великолепный. Айвазовский мог подобрать по слуху любой напев, любую мелодию.
Интересный вопрос: почему на рисунке Айвазовский не упирает скрипку в подбородок, а держит ее наподобие виолончели?
А этот автопортрет Айвазовского просто для сравнения: в отличие от не столь широко известных предыдущих, читателю он наверняка знаком. Но если на первых Айвазовский напомнил Гоголя, то на этом, с холеными бакенбардами — Пушкина. Кстати, именно такого мнения была и Наталья Николаевна, жена поэта. Когда чете Пушкиных на выставке в Академии художеств представили Айвазовского, Наталья Николаевна любезно заметила, что художник своим обликом очень напоминает ей портреты молодого Александра Сергеевича.
Зимний обоз в пути (1857)
Зимний пейзаж. Иван Константинович Айвазовский, 1880-е
Петербург. Переправа через Неву. Иван Константинович Айвазовский, 1870-е
При первой (а если отбросить легенды — то и единственной) встрече Пушкин задал Айвазовскому два вопроса. Первый — при знакомстве более чем предсказуемый: откуда художник родом? А вот второй — неожиданный и даже несколько фамильярный. Пушкин спросил Айвазовского, не мерзнет ли он, южный человек, в Петербурге? Знал бы Пушкин, насколько оказался прав. Все зимы в Академии художеств юный Ованнес и вправду катастрофически мерз.
Не потому ли и «Переправа через Неву», редкий для творчества Айвазовского петербургский пейзаж, выглядит так, что зубы сводит от воображаемого холода?
Предательство Иуды. Иван Константинович Айвазовский, 1834
Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге бережно хранит эскиз Айвазовского «Предательство Иуды». Он выполнен на серой бумаге белилами и итальянским карандашом. В 1834-м Айвазовский готовил картину на библейскую тему по заданию Академии. Ованнес был по натуре довольно скрытен, любил работать в одиночестве и совершенно не постигал, как это его кумир Карл Брюллов в состоянии писать при любом скоплении народа.
Айвазовский, напротив, для работы предпочитал уединение, поэтому когда предъявил товарищам по академии «Предательство Иуды», оно оказалось для них полной неожиданностью. Многие просто не могли поверить, что 17-летний провинциал всего лишь на втором году обучения способен на такое.
Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе. Иван Константинович Айвазовский, 1846
К 1845 году 27-летнему Айвазовскому, чьи морские пейзажи уже гремят по всей Европе от Амстердама до Рима, отдают дань уважения и в России. Он получает «Анну на шею» (орден святой Анны 3-й степени), звание академика, 1500 десятин земли в Крыму в 99-летнее пользование и главное — официальный военно-морской мундир. Морское министерство за заслуги перед Отечеством назначает Айвазовского первым живописцем Главного Морского штаба. Теперь Айвазовского обязаны пропускать во все русские порты и на все корабли, куда бы только он ни пожелал попасть. А весной 1845 года по настоянию великого князя Константина Николаевича художника включили в состав морской экспедиции адмирала Литке в Турцию и Малую Азию.
«Кофейня у мечети Ортакей» — один из константинопольских видов, написанных Айвазовским после этой первой поездки. Вообще, отношения Айвазовского с Турцией — долгая и непростая история. Он будет посещать Турцию еще не раз. Художника очень ценили турецкие правители: в 1856-м султан Абдул-Меджид I отметил его орденом «Нитшан Али» 4-й степени, в 1881-м султан Абдул-Хамид II — алмазной медалью. Но между этими наградами была и русско-турецкая война 1877 года, во время которой снарядом был частично разрушен дом Айвазовского в Феодосии. Однако знаменательно, что мирный договор между Турцией и Россией подписывался в зале, украшенном картинами Айвазовского. Бывая в Турции, Айвазовский особенно тепло общался с живущими в Турции армянами, те уважительно звали его Айваз-эфенди. А когда в 1890-е годы турецкий султан учинит чудовищную резню, в которой погибнут тысячи армян, Айвазовский демонстративно швырнет османские награды в море, сказав, что то же самое советует сделать султану с его картинами.
Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. Иван Константинович Айвазовский, 1862
Нельзя сказать, что Айвазовский в пейзаже «Ветряные мельницы в украинской степи…» неузнаваем. Пшеничное поле в закатных лучах — почти как зыблющаяся поверхность моря, а мельницы — те же фрегаты: у одних ветер надувает паруса, у других — вращает лопасти. Где и, главное, когда Айвазовский мог отвлечься от моря и заинтересоваться украинской степью?
Возвращение со свадьбы. Иван Константинович Айвазовский, 1891
Чумаки на отдыхе. Иван Константинович Айвазовский, 1885
Возможно, когда на короткое время перевез свою семью из Феодосии в Харьков? Причем не праздно перевез, а спешно эвакуировал. В 1853 году Турция объявила войну России, в марте 1854-го к ней присоединились Англия и Франция — началась Крымская война. В сентябре неприятель был уже в Ялте. Айвазовскому нужно было срочно спасать родных — жену, четырех дочек, старую мать. «С душевным прискорбием, — сообщал художник одному из корреспондентов, — мы должны были выехать из милого нашего Крыма, оставив все свое состояние, приобретенное своими трудами в продолжение пятнадцати лет. Кроме своего семейства, матушки 70 лет, должен был взять с собой и всех родных, мы и остановились в Харькове, как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни».
В наследии Айвазовского довольно много этнографически-жанровых сценок и украинских пейзажей: «Чумаки на отдыхе», «Свадьба на Украине», «Зимняя сцена в Малороссии» и другие.
Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева, предводителя дворянства Таврической губернии. Иван Константинович Айвазовский, 1848
Портретов Айвазовский оставил сравнительно мало. Но вот этого господина он писал не раз. Впрочем, и неудивительно: Александра Ивановича Казначеева художник считал «вторым отцом». Когда Айвазовский был еще мал, Казначеев служил феодосийским градоначальником. В конце 1820-х годов ему все чаще стали поступать жалобы: в городе кто-то шалит — разрисовывает заборы и беленые известкой стены домов. Градоначальник поехал осмотреть художества. На стенах красовались фигуры солдат, моряков и силуэты кораблей, наведенные самоварным углем, — нужно сказать, весьма и весьма правдоподобные. Через некоторое время городской архитектор Кох сообщил Казначееву, что вычислил автора этих «граффити». Это был 11-летний Ованнес, сын базарного старосты Геворка Гайвазовского.
«Рисуешь ты прекрасно, — согласился, встретившись с «преступником», Казначеев, — но почему на чужих заборах?!» Впрочем, он сходу понял: Айвазовские так бедствуют, что не могут купить сыну принадлежности для рисования. И Казначеев сделал это сам: вместо наказания он подарил Ованнесу стопку хорошей бумаги и ящик красок.
Ованнес стал бывать в доме градоначальника, подружился с его сыном Сашей. И когда в 1830 году Казначеев стал губернатором Таврии, он забрал Айвазовского, превратившегося в члена семьи, в Симферополь, чтобы там мальчик мог выучиться в гимназии, а еще три года спустя приложил все усилия, чтобы Ованнеса зачислили в Императорскую Академию художеств.
Когда выросший и прославившийся Айвазовский навсегда вернется жить в Крым, он будет поддерживать дружеские отношения с Александром Ивановичем. И даже в каком-то смысле станет подражать своему «названному отцу», усиленно опекая бедных и обездоленных и основав «Общую мастерскую» — художественную школу для местной талантливой молодежи. А еще Айвазовский по собственноручному проекту и за личные средства возведет в честь Казначеева в Феодосии фонтан.
Караван в оазисе. Египет. Иван Константинович Айвазовский, 1871
17 ноября 1869 года был открыт для судоходства Суэцкий канал. Проложенный через египетские пустыни, он соединил Средиземное и Красное моря и стал условной границей между Африкой и Евразией. Пропустить такое событие любознательный и все еще жадный до впечатлений 52-летний Айвазовский не мог. Он приехал в Египет в составе русской делегации и стал первым в мире маринистом, написавшим Суэцкий канал.
«Те картины, в которых главная сила — свет солнца… надо считать лучшими», — был всегда убежден Айвазовский. А как раз солнца-то в Египте было в избытке — только работай. Пальмы, пески, пирамиды, верблюды, далекие пустынные горизонты и «Караван в оазисе» — все это осталось на картинах Айвазовского.
В 1895 году в Феодосию к Айвазовскому приезжает высокий гость — каталикос Хримян, глава Армянской церкви. Айвазовский возил его в Старый Крым, где на месте разрушенных церквей он возвел новую и даже написал для нее алтарный образ. На торжественном обеде на 300 человек в Феодосии католикос пообещал художнику: «Я, Хримян Айрик, в одной руке — крест, в другой — Библия, буду молиться за тебя и за мой бедный армянский народ». В этом же году вдохновленный Айвазовский напишет картину «Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина».
Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. Иван Константинович Айвазовский, 1895
Старший брат Айвазовского Саргис (Габриэл) стал монахом, потом архиепископом и выдающимся армянским просветителем.
Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. Иван Константинович Айвазовский, 1883
Памятник братьям в Симферополе
Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.) Иван Константинович Айвазовский, 1892
Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился. Причем влюбился совсем по-мальчишески — с первого взгляда и в обстоятельствах, меньше всего располагавших к романтике. Он ехал в экипаже по улицам Феодосии и пересекся с похоронной процессией, в составе которой шла затянутая в черное молодая прекрасная женщина. Художник считал, что в родной Феодосии всех знает по именам, но ее он как будто видел впервые и даже не догадывался, кем она приходится покойному — дочкой, сестрой, женой. Навел справки: оказалось — вдовой. 25 лет. Зовут Анна Саркизова, в девичестве Бурназян.
17 лет они проживут в любви и согласии, а на этом прекрасном портрете её лицо наполовину скрывает газовая вуаль, так похожая на полупрозрачную поверхность воды с морских пейзажей ее великого мужа, Ивана Айвазовского.
Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И.К. Айвазовского. Иван Константинович Айвазовский, 1882
А от себя добавлю - для меня самая любимая картина Ивана Константиновича Айвазовского не о море, вот эта:
Исаакиевский собор в морозный день. 1891г
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Чумаки в Малороссии» в Государственном Русском музее
Чумаки в Малороссии 1870-1880-е годы
Где находится: Государственный Русский музей
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Размер: 80.5х143.3 см.
Техника: Холст, масло.
Купить все файлы картин.
Кратко о живописном полотне
Если Вы можете описать это живописное полотно "Чумаки в Малороссии". Пришлите Ваше описание и оно появится здесь под Вашим именем как "искуствовед"!
Искуствовед Таранковский В.Ю..
Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также бесплатно скачивайте «Картину Айвазовского» на странице сайта!
Что такое Артхив
Артхив — это сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с искусством, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать картины.
Неузнаваемый Айвазовский. Не только морские пейзажи
Иван Айвазовский вошел в историю искусства как великий маринист — мастер изображения моря. Но были у него картины и в других жанрах: некоторые написаны в те годы, когда он только искал себя, другие — забава уже признанного мэтра. Взглянем на полотна, в которых Айвазовский узнается с трудом.
АУЛ ГУНИБ В ДАГЕСТАНЕ. ВИД С ВОСТОЧНОЙ СТОРОНЫ Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны. 1869. ГРМ
Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ и Закавказье в 1868 году. На этой картине изображен аул Гуниб — последняя ставка имама Шамиля, где его с трудом пленили в 1859 году. Так что это полотно — не просто горный пейзаж, но и похвала русскому оружию, как это часто бывало у Айвазовского.
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ Афинский Акрополь. 1883. Киевский национальный музей русского искусства
В 1882 году Айвазовский женился второй раз — на вдове феодосийского коммерсанта Анне Никитичне Саркизовой. Вместе с ней он отправляется в Грецию, лишь в 1832 году получившую независимость от Турции. Художник смотрит на холм Акрополя снизу, через колонны храма Зевса Олимпийского: Парфенон уже не мечеть, и минарет рядом с ним снесен.
БОЛЬШАЯ ПИРАМИДА В ГИЗЕ Большая пирамида в Гизе. 1878. Частное собрание
Айвазовский приехал в Египет в 1869 году — его пригласили на торжественное открытие Суэцкого канала.
Также он навестил Каир и совершил путешествие по Нилу. Это было одно из многих дальних путешествий художника — недаром еще в 1853 году его избрали действительным членом Русского географического общества.
ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА НА БЕРЕГУ МОРЯ Ветряная мельница на берегу моря. 1837. ГРМ
Год написания полотна был переломным для художника: незадолго до этого его преподаватель нажаловался на 19-летнего ученика, и картины Айвазовского по приказу Николая I убрали с выставки. Однако Карл Брюллов и другие стали хлопотать за юношу, опала была снята, император посмотрел на его картины, пожаловал его деньгами и отправил сопровождать сына Константина в плавание по Балтике.
ВИД НА БОЛЬШОЙ КАСКАД И БОЛЬШОЙ ПЕТЕРГОФСКИЙ ДВОРЕЦ Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837. ГМЗ «Петергоф»
Молодой Айвазовский показывал такие успехи в учебе, что срок его обучения был сокращен на два года, и уже в 1837 году он был выпущен с золотой медалью. Его картины начали пользоваться популярностью (например, император купил шесть работ за три тысячи рублей), получал он и специальные заказы — в том числе на виды приморских городов: Петергофа, Ревеля и т. п. Айвазовский стал отсылать все больше и больше денег обедневшим родителям в Феодосию, чем очень гордился.
ВИД НА МОСКВУ С ВОРОБЬЕВЫХ ГОР Вид на Москву с Воробьевых гор. 1848. ГРМ
Место, откуда крестьяне взирают на Златоглавую, — не только лучшая точка обзора Москвы. Для людей того времени это была память о недавнем скандале: в 1817 году здесь был заложен первый храм Христа Спасителя. В пустоту канул миллион рублей. Восьмилетний судебный процесс закончился в 1835 году, директор стройки архитектор Витберг был сослан в Вятку. Ныне существующий храм на Волхонке был заложен в 1837 году и в год написания картины еще строился.
ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ НА УКРАИНЕ Во время жатвы на Украине. 1883. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского
У крымского уроженца Айвазовского есть целая серия малороссийских пейзажей — почти все они степные. Очевидно, его «морскую» душу вдохновляли безграничность пространств, колышущиеся под ветром травы, небесные просторы. Чумацкие арбы, запряженные волами, и далекие мельницы подобны у него кораблям и скалам, и поэтому украинские картины у Айвазовского оказываются романтическими, а не реалистическими жанровыми.
ВОСТОЧНАЯ СЦЕНА (В ЛОДКЕ) Восточная сцена (В лодке). 1846. ГМЗ Петергоф
В пейзажах Айвазовского людей можно встретить нечасто (и, как правило, они сразу тонут). Но с Шишкиным, который приглашал помощников для написания людей и даже медведей, его сравнивать в этом вопросе нельзя: Айвазовский писать человеческие фигуры умел. Доказательство — например, эта картина в модном ориенталистском стиле, где отразились впечатления от визита в Стамбул и другие восточные города.
ДАНТЕ УКАЗЫВАЕТ ХУДОЖНИКУ НА НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ОБЛАКА Данте указывает художнику на необыкновенные облака. 1883. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского
Сюжет, который выбрал Айвазовский, загадочен. Возможно, имеются в виду строки Данте в «Божественной комедии»: «Тот цвет, которым солнечный восход / Иль час заката облака объемлет».
ДВОРЕЦ КА Д'ОРДО В ВЕНЕЦИИ ПРИ ЛУНЕ Дворец Ка д'Ордо в Венеции при луне. 1878. ГРМ
Айвазовский несколько раз бывал в Венеции. Более того, в этом городе в академии ордена мхитаристов на острове Сан-Лазар жил его брат, архиепископ армянской церкви Гавриил (Габриэл), который уже ребенком показал такие способности к обучению, что после церковно-приходской школы был послан учиться в Венецию богословию. Позже он прославился как теолог и писатель (в частности, перевел на армянский басни Крылова).
ОВЦЫ Овцы. 1858. Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля
Мирный пейзаж с пасущимися овцами создан через несколько лет после намного более драматического изображения той же натуры в картине «Овцы, загоняемые бурею в море». Сам Айвазовский приехал в год написания картины в Париж, где его брат Габриэл готовился принять чин епископа, а художник использовал все свои обширные связи и знакомства, чтобы помочь ему.
ПЕТЕРБУРГ. ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ НЕВУ Петербург. Переправа через Неву. 1870-е. Киевский национальный музей русского искусства
Глядя на картины Айвазовского с изображением Петербурга, обычно вспоминаешь, что Петр I основал этот город именно как морской порт. Художнику нравились его укрепления, заливы, набережные. Но только не при взгляде на это полотно, холодное и неприветливое. Со своей первой женой Айвазовский развелся, говорят, как раз из-за неприязни к Петербургу и светской жизни: она хотела жить в столице и вращаться в обществе, а он предпочитал Крым и труд. Ветрянные мельницы в украинской степи при закате Вспашка поля, Крым Мельница на берегу реки, УкраинаИван Константинович Айвазовский: Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру, на Каспийском мореИван Константинович Айвазовский: Кавказ
Иван Константинович Айвазовский: Пирамиды 1895
Иван Константинович Айвазовский: Свадьба на Украине 1892
Караван в оазисе.Египет 1871
В тумане 1879
Иван Константинович Айвазовский: Вид Тифлиса 1869
Иван Константинович Айвазовский: Лунная ночь. У родника 1877
Иван Константинович Айвазовский: По дороге в Ялту 1860-е
Иван Константинович Айвазовский: Чумаки на отдыхе
Айвазовский, Иван Константинович:Константинопольский порт
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Чумаки на отдыхе
Описание этой работы пока отсутствует. Возможно, оно появится позже. Следите за обновлениями в Артхиве.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь .
Короткая ссылка
Одноклассники
Дата создания: 1885
Местонахождение: Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Работа в подборках: 10 подборок
Айвазовский без моря. Что еще писал знаменитый маринист
слева — ни дать ни взять Гоголь , сочиняющий « Мёртвые души» за заваленным черновиками столом!
Еще занятнее — автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальшесправа. Почему не с палитрой и кистями , а со скрипкой? Потому что скрипка много лет была Айвазовскому верной подругой. Никто не помнил , кто подарил её 10-летнему Ованнесу , мальчику из многодетной и бедной семьи армянских переселенцев в Феодосии. Разумеется , нанять учителя родителям было не по карману. Но это и не понадобилось. Ованнеса выучили играть странствующие музыканты на феодосийском базаре. Слух у него оказался великолепный. Айвазовский мог подобрать по слуху любой напев , любую мелодию.
Скрипку начинающий художник привёз с собой в Петербург. Играл « для души». Нередко в гостях , когда Ованнес завёл полезные знакомства и начал бывать в свете , его просили сыграть на скрипке. Обладая покладистым характером , играть Айвазовский никогда не отказывался. В биографии композитора Михаила Глинки , написанной Всеволодом Успенским , есть такой фрагмент: «Однажды у Кукольника Глинка встретился с учеником Академии Художеств Айвазовским. Он мастерски пел дикую крымскую песню , сидя по-татарски на полу , раскачиваясь и придерживая у подбородка скрипку. Татарские напевы Айвазовского очень понравились Глинке , его воображение с юности привлекал восток… Два напева вошли со временем в лезгинку , а третий — в сцену Ратмира в третьем акте оперы « Руслан и Людмила».
Скрипку Айвазовский будет брать с собой всюду. На кораблях Балтийской эскадры его игра развлекала матросов , скрипка пела им о тёплых морях и лучшей жизни. В Петербурге , впервые увидев свою будущую жену Юлию Гревс на светском приёме ( она была всего лишь гувернанткой хозяйских малышей), Айвазовский не решился представиться — вместо этого он снова возьмёт в руки скрипку и затянет серенаду на итальянском.
Интересный вопрос — почему на рисунке Айвазовский не упирает скрипку в подбородок , а держит её наподобие виолончели? Биограф Юлия Андреева объясняет эту особенность так: «по многочисленным свидетельствам современников , скрипку он держал на восточный манер , уперев ее в левое колено. Таким образом , он мог одновременно играть и петь» .
При первой ( а если отбросить легенды — то и единственной) встрече Пушкин задал Айвазовскому два вопроса. Первый — для ситуации знакомства более чем предсказуемый: откуда художник родом? А вот второй — неожиданный и даже несколько фамильярный. Пушкин спросил Айвазовского , не мёрзнет ли он , южный человек , в Петербурге?
Знал бы Пушкин , насколько оказался прав! Все зимы в Академии художеств юный Ованнес и вправду ужасно , просто катастрофически мёрз.
По холлам и классам гуляют сквозняки , преподаватели кутают в пуховые платки спины. У 16-летнего Ованнеса Айвазовского , принятого в класс профессора Максима Воробьёва , от холода немеют резвые пальцы. Он зябнет , кутается в совсем не греющую , испачканную краской куртку , всё время кашляет.
Особенно трудно по ночам. Траченное молью одеяло не позволяет согреться. Все члены сковывает озноб , зуб не попадает на зуб , отчего-то особенно мёрзнут уши. Когда холод не даёт уснуть , студент Айвазовский вспоминает Феодосию и тёплое море.
Штаб-лекарь Оверлах строчит президенту Академии Оленину рапорты о неудовлетворительном здоровье Ованнеса: «Академист Айвазовский , быв переведен несколько лет пред сим в Санкт-Петербург из южного края России и именно из Крыма , с самого пребывания его здесь всегда чувствовал себя нездоровым и многократно уже пользуем был мною в академическом лазарете , страдая , как прежде сего , так и ныне , грудною болью , сухим кашлем , одышкою при восхождении по лестницам и сильным биением сердца» .
Не потому ли и «Переправа через Неву» , редкий для творчества Айвазовского петербургский пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше , выглядит так , что зубы сводит от воображаемого холода? Он написан в 1877-м , Академия давным-давно позади , а ощущение пронизывающей стужи Северной Пальмиры — осталось. Вздыбились гигантские льдины на Неве. Сквозь холодные мглистые краски пурпурного неба проступает Адмиралтейская игла. Холодно крошечным людям в повозке. Зябко , тревожно — но и весело. И кажется , так много нового , неизвестного , интересного — там , впереди , за пеленой заиндевевшего воздуха. Смотрите собрание картин « Зимние пейзажи Айвазовского».Государственный Русский музей ( Санкт-Петербург) бережно хранит эскиз Айвазовского «Предательство Иуды» . Он выполнен на серой бумаге белилами и итальянским карандашом.
В 1834-м Айвазовский готовил картину на библейскую тему по заданию Академии. Ованнес был по натуре довольно скрытен , любил работать в одиночестве и совершенно не постигал , как это его кумир Карл Брюллов в состоянии писать при любом скоплении народа. Айвазовский , напротив , для работы предпочитал уединение , поэтому когда предъявил товарищам по академии « Предательство Иуды», оно оказалось для них полной неожиданностью. Многие просто не могли поверить , что 17-летний провинциал всего лишь на втором году обучения способен на такое.
И тогда его недоброжелатели придумали объяснение. Ведь пропадает же Айвазовский всё время у коллекционера и мецената Алексея Романовича Томилова? А у того в собрании и Брюллов есть , и Пуссен , и Рембрандт , и мало ли еще кто! Наверняка хитромудрый Ованнес просто скопировал там картину какого-нибудь малоизвестного в России европейского мастера и выдал за свою!
К счастью для Айвазовского , президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин оказался о «Предательстве Иуды» другого мнения. Оленина настолько впечатлило мастерство Ованнеса , что он удостоил его высокой милости — пригласил погостить у него в усадьбе Приютино , где бывали Пушкин и Крылов , Боровиковский и Венецианов, Кипренский и братья Брюлловы. Честь для начинающего академиста неслыханная!
К 1845-му году 27-летнему Айвазовскому , чьи морские пейзажи уже гремят по всей Европе от Амстердама до Рима , отдают дань уважения и в России. Он получает « Анну на шею» ( орден св. Анны 3-й степени), звание академика , 1500 десятин земли в Крыму в 99-летнее пользование и , может быть , главное — официальный военно-морской мундир! Морское министерство за заслуги перед Отечеством назначает Айвазовского первым живописцем Главного Морского штаба. Теперь Айвазовского обязаны пропускать во все русские порты и на все корабли , куда бы только он ни пожелал попасть. А весной 1845-го года по настоянию великого князя Константина Николаевича художника включили в состав морской экспедиции адмирала Литке в Турцию и Малую Азию.
К тому моменту Айвазовский уже исколесил всю Европу ( в его заграничном паспорте больше 135-ти виз и таможенники устали доклеивать туда новые страницы), но на землях османов еще не бывал. Впервые он видит Хиос и Патмос, Самос и Родос, Синоп и Смирну , Анатолию и Левант. А больше всего его впечатлил Константинополь: «Вояж мой , — писал Айвазовский, — с его императорским высочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный , везде я успел набросать этюды для картин , особенно в Константинополе , от которого я в восхищении. Вероятно , нет ничего в мире величественнее этого города , там забывается и Неаполь, и Венеция» .
"Кофейня у мечети Ортакей" — один из константинопольских видов , написанных Айвазовским после этой первой поездки. Вообще , отношения Айвазовского с Турцией — долгая и непростая история. Он будет посещать Турцию ещё не раз. Художника очень ценили турецкие правители: в 1856-м султан Абдул-Меджид I отметил его орденом « Нитшан Али» 4-й степени , в 1881-м султан Абдул-Хамид II — алмазной медалью. Но между этими наградами была и русско-турецкая война 1877-го года , во время которой снарядом был частично разрушен дом Айвазовского в Феодосии. Однако знаменательно , что мирный договор между Турцией и Россией подписывался в зале , украшенном картинами Айвазовского. Бывая в Турции , Айвазовский особенно тепло общался с живущими в Турции армянами , те уважительно звали его « Айваз-эфенди». А когда в 1890-е годы турецкий султан учинит чудовищную резню , в которой погибнут тысячи армян , Айвазовский демонстративно швырнёт османские награды в море , сказав , что-то же самое советует сделать султану с его картинами.
«Кофейня у мечети Ортакей» Айвазовского — идеальный образ Турции. Идеальный — потому что мирный. Расслабленно восседая на расшитых подушках и погрузившись в созерцание , турки пьют кофе , вдыхают кальянный дым , внимают ненавязчивым мелодиям. Струится расплавленный воздух. Время протекает меж пальцев , как песок. Никто никуда не спешит — незачем спешить: всё , нужное для полноты бытия , уже сосредоточено в настоящем моменте.
Чумаки на отдыхе
Эта картина Ивана Константиновича Айвазовского была написана в 1885 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Минск.
Чумаки — украинские торговцы или возчики, которые в XVI—XIX веках отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров.
Читайте также: