Чарли чаплин на отдыхе
Американский и английский киноактёр, сценарист, композитор, кинорежиссёр, продюсер и монтажёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино - образа бродяги Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы на киностудии Кистоун. Чаплин активно использовал приёмы пантомимы и буффонады, хотя начиная с 1920-х годов в его творчестве стали проходить значительно более серьёзные социальные темы, чем это было в раннем периоде короткометражного кино. Начиная с апреля 1914 года Чаплин стал выступать в качестве режиссёра и автора сценария большинства фильмов с собственным участием, с 1916 года он также продюсировал фильмы, а с 1918 - писал музыку.
1. Огни большого города 1931 г.
Огни большого города Огни большого городаЖанр: комедия, драма, мелодрама.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Интересный факт: Фильм занимает первое место в списке среди 10-и лучших романтических комедий по версии AFI.
Длительность: 87 мин.
Маленький Бродяга встречает красивую слепую девушку, торгующую цветами на улице, которая по ошибке принимает его за богатого герцога. Узнав о том, что операция может вернуть ей зрение, маленький Бродяга пускается на поиски денег.
2. Малыш 1921 г.
Жанр: драма, комедия, семейный.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Длительность: 68 мин.
Фильм «Малыш» стал первым полнометражным фильмом Чаплина-режиссера. Актера на главную роль Малыша - пятилетнего Джекки Кугана - Чаплин нашел на сцене, где ребенок выступал на равных со взрослыми. Джекки оказался прирожденным актером и схватывал все на лету. Фильм «Малыш» - это история ребенка, брошенного матерью вскоре после рождения. После цепи приключений подкидыша находит житель трущоб бедный Чарли, который учит ребенка тому, что знает сам.
3. Новые времена 1936 г.
Новые времена Новые временаЖанр: мелодрама, комедия, семейный, драма.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Длительность: 87 мин.
«Новые времена» - это эмоциональный, выдержанный в комическом ключе, отклик на перекосы машинной эпохи. Маленький Бродяга не желает быть «винтиком» в огромной мега-машине промышленного производства и так похожего на него человеческого общества. Чарли сражается с тупыми богачами, всесильными полицейскими, бездушными начальниками конвейерного производства. Иногда он выигрывает в этих сражениях, но чаще проигрывает, в конце концов, бесстрашно идет навстречу рассвету. Хотя «Новые времена» считается последним немым фильмом Чарли Чаплина, в нем Маленький Бродяга в первый и в последний раз обрел голос. Правда, он не заговорил, а запел в финальных кадрах картины, символизируя прощание с прекрасным периодом немого кинематографа.
4. Золотая лихорадка 1925 г.
Золотая лихорадка Золотая лихорадкаЖанр: драма, комедия, приключения, Вестерн.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин, Уильям П. Перри, Карли Элинор.
Длительность: 95 мин.
История о злоключениях извечного любимца публики, маленького бродяги, который на этот раз отправляется на золотые прииски Аляски и как всегда порадует вас бесконечным калейдоскопом трюков и комических ситуаций.
5. Месье Верду 1947 г.
Месье Верду Месье ВердуЖанр: драма, комедия.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Длительность: 119 мин.
На этот раз гениальный лицедей открывает неожиданные стороны своего комического дара. Его герой завоевывает сердца и банковские счета богатых вдовушек и старых дев, а затем убивает своих несчастных жертв.
6. Собачья жизнь 1918 г.
Собачья жизнь Собачья жизньЖанр: комедия, короткометражка, драма.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Длительность: 33:00.
«Собачья жизнь» - первый фильм Чаплина, на который ушло три бобины кинопленки, что по тем временам составляло необычайно большой объем исходного материала. Это также первое и последнее появление в кино собаки по кличке Мат. «Собачья жизнь» - это не только история дворняжки и бродяги, которым, несмотря ни на что, удается выбраться из помоек. Это еще искрометный юмор и фарс, которые по-прежнему смешат зрителей.
7. День зарплаты 1922 г.
День зарплаты День зарплатыЖанр: короткометражка, комедия.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Длительность: 21:00.
Каждый день обычного рабочего абсолютно одинаков. Раннее утро, переполненный трамвай, тяжелая работа, переполненный трамвай, жена, отбирающая всю зарплату.
8. Пилигрим 1923 г.
Жанр: комедия.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Длительность: 47:00.
Чарли Чаплин играет сбежавшего преступника, который украл чужую одежду, чтобы избавиться от своей тюремной униформы.
9. Огни рампы 1952 г.
Огни рампы Огни рампыЖанр: мелодрама, музыка, драма.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Длительность: 137 мин.
Стареющий клоун Калверо спасает от самоубийства соседку - девушку-танцовщицу, вынужденную из-за болезни покинуть балетную труппу. Так начинается эта дружба-любовь, которая, по мнению Калверо, не может иметь продолжение - слишком велика разница в возрасте.
10. Иммигрант 1917 г.
Жанр: драма, мелодрама, комедия, короткометражка.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Длительность: 30:00.
Немой комедийный шедевр Чаплина, который и сегодня не утратил иронии, остроты и сострадательности. Маленький Бродяга, он же иммигрант, переплывающий на корабле океан, чтобы увидеть «свободный мир», где его встречают пинками и тумаками.
11. Праздный класс 1921 г.
Праздный класс Праздный классЖанр: комедия, короткометражка.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Длительность: 32:00.
В этой комедии Чарли Чаплин играет сразу две роли - Бродяги и миллионера-пьяницы. Оба героя, похожие как две капли воды, приезжают в загородный клуб: один - от нечего делать, другой - поиграть в гольф. Жена миллионера принимает Бродягу за своего мужа.
12. Цирк 1928 г.
Жанр: комедия, мелодрама.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Длительность: 72 мин.
Грустная комедия о приключениях Чарли в составе гастролирующего цирка.
13. Лечение 1917 г.
Жанр: комедия, короткометражка.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Длительность: 24:00.
На сей раз повод для смеха у Чаплина - распространенная человеческая слабость - любовь к алкоголю. В этом фильме герой фильма - не бродяжка, а богатый выпивоха, приехавший на курорт минеральных вод. Но целебные воды - не для него, он притащил с собой огромный баул со спиртным, которого отведали неожиданно для себя все отдыхающие.
14. На плечо! 1918 г.
Жанр: комедия, военный.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Длительность: 45:00.
Чарли находится в учебном лагере во взводе новобранцев. Попав во Францию, он не получает писем из дома. Когда же наконец приходит посылка, то в ней оказывается сыр с ужасным запахом. Чарли бросает сыр в немецкую траншею и умудряется захватить тринадцать немцев. С этого момента начинается целая цепь военных подвигов Чарли.
15. Искатель приключений 1917 г.
Искатель приключений Искатель приключенийЖанр: короткометражка, комедия.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Майкл Мортилла.
Длительность: 24:00.
Главный герой картины сбежал с каторги. Удирая от отряда полицейских, он проделывает каскад грандиозных трюков. В фильме лихо закручен сюжет: здесь и преследование, и спасение из воды, и перипетии на светском рауте.
16. Бродяга 1915 г.
Жанр: комедия, короткометражка.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Роберт Израэль.
Длительность: 26:00.
Маленький бродяга нанимается в работники к фермеру и влюбляется в его прекрасную дочь.
17. Великий диктатор 1940 г.
Великий диктатор Великий диктаторЖанр: драма, комедия, военный.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин, Мередит Уиллсон.
Длительность: 125 мин.
Главный герой фильма, еврейский цирюльник, сражается в рядах армии своего государства Томании. Однажды, во время одного из сражений, он спасает жизнь летчику Шульцу, но в результате довольно жесткого приземления ударяется головой, теряет память и долгое время находится в больнице. Шли годы, война давно уже закончилась, и в Томании приходит к власти диктатор Аденоид Хинкель, который яро ненавидит евреев и очень сильно похож на того самого еврейского цирюльника. Хинкель жаждет завоевать весь мир, а в это время цирюльник выходит из больницы и, ни о чем не подозревая, пытается наладить старую жизнь. Однако впереди его ждут невероятные приключения…
18. Графиня из Гонконга 1967 г.
Графиня из Гонконга Графиня из ГонконгаЖанр: мелодрама, комедия.
Страна: Великобритания.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Длительность: 120 мин.
Результатом двух мировых войн для Гонконга явился небывалый приток эмигрантов. Наташа Александрова, молодая графиня из России, сбежав в Шанхай четырнадцатилетней девочкой, стала любовницей гангстера. Теперь она вынуждена зарабатывать себе на хлеб сомнительным ремеслом танцовщицы. И вот судьба посылает ей шанс в лице сына нефтяного магната, американского дипломата Огдена Мирса. Как-то раз, изрядно погуляв, Огден возвращается на роскошный лайнер в свою каюту-люкс, где обнаруживает тайком пробравшуюся туда Наташу. Неудобное положение, в которое попадает Мирс, усугубляется не только известием о назначении его послом Соединенных Штатов в Аравии, но и неотвратимой перспективой встречи с законной супругой.
19. Парижанка 1923 г.
Жанр: драма, мелодрама.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин, Луис Ф. Готтшалк, Фриц Сталберг.
Длительность: 82 мин.
Психологическая драма «Парижанка» легендарный немой фильм о нравах высшего общества, в котором Чарли Чаплин продемонстрировал целый набор новых выразительных средств, совершенно неожиданных для кино того времени. Критикам этот фильм Чаплина очень понравился, но зрители, влюбленные в Маленького Бродягу, отнеслись к нему с прохладцей. Только по прошествии многих лет стало очевидно, что гений Чаплина распространяется далеко за пределы образа Бродяги Чарли. Фильм «Парижанка», направленный против ханжества и аморальности современного общества, оказал огромное влияние на многих режиссеров мелодрам о жизни высшего света.
20. Прерванный роман Тилли 1914 г.
Прерванный роман Тилли Прерванный роман ТиллиЖанр: комедия.
Страна: США.
Режиссёры: Чарльз Беннетт, Мак Сеннет.
Музыка: Уильям П. Перри, Эдуард Килении.
Длительность: 82 мин.
Бравый городской парень как-то пошел искать сельские тропы, после того, как городские улицы стали слишком горячими для него. Случайно он знакомится с Тилли, дочкой фермера. Ну и что же, что она больше похожа на слониху, чем на девушку, зато у ее отца водятся денежки, и наш герой не прочь или завладеть. А Тилли, никогда прежде не видевшая такого бравого парня, влюбляется в него по уши и сбегает с ним из отчего дома.
21. Роковой молоток 1914 г.
Роковой молоток Роковой молотокЖанр: комедия, короткометражка.
Страна: США.
Режиссёр: Мак Сеннет.
Длительность: 18:00.
Несколько джентльменов объявляют охоту на статную, красивую и желанную даму, прогуливающуюся по парку. Конечно, и наш старый знакомый - герой Чарли Чаплина, крутящийся, как и всегда, невдалеке, отнюдь не против новых знакомых женского пола.
22. Люди искусства 1928 г.
Люди искусства Люди искусстваЖанр: комедия, мелодрама.
Страна: США.
Режиссёр: Кинг Видор.
Музыка: Карл Дэвис, Уильям Экст.
Длительность: 83 мин.
Полковник Пеппер привозит свою дочь Пегги из Джорджии в Голливуд, чтобы она стала актрисой. Там она встречает Билли, который приглашает её сниматься вместе с ним в комедиях производства студии Комет. Но талант Пегги замечает Студия Высокого Искусства, так что она переходит работать туда. Теперь она Патрисия Пепойре, и она игнорирует Билли. Её больше не интересуют люди, не понимающие настоящего искусства. Патрисия собирается выйти замуж за Андре, но Билли не собирается отпускать её без борьбы.
23. Бегство в автомобиле 1915 г.
Бегство в автомобиле Бегство в автомобилеЖанр: короткометражка, комедия.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Роберт Израэль.
Длительность: 26:00.
Отец Эдны хочет выдать свою дочь замуж за богатого графа Хлорида де Лима. Чарли, истинная любовь Эдны, в свою очередь выдаёт себя за графа во время обеда.
24. Король в Нью-Йорке 1957 г.
Король в Нью-Йорке Король в Нью-ЙоркеЖанр: драма, комедия.
Страна: Великобритания.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Чарльз Чаплин.
Длительность: 110 мин.
Некий король несуществующей страны Эстровии, которого зовут Шэдав, бежал в Нью-Йорк, потому что его проект использования атомной энергии в мирных целях не устраивает правящие круги его страны. И вот король приземляется в аэропорту державы, которую считают цитаделью свободы. Бедный король - человек с добрым и чувствительным сердцем! Его утраченные иллюзии о жизни в США составляют сюжетную канву фильма.
25. Граф 1916 г.
Жанр: короткометражка, комедия.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Майкл Мортилла.
Длительность: 24:00.
В фильме «Граф» главный герой - портняжка при сердитом хозяине с нелепой бородой. Причем оба добиваются расположения богатой дамы, у которой случайно оказались на балу. Каждый из них выдает себя за знатного графа. Полная неразбериха, потасовки, швыряния мороженым и, естественно, непрерывный смех.
26. Жестокая, жестокая любовь 1914 г.
Жестокая, жестокая любовь Жестокая, жестокая любовьЖанр: короткометражка, комедия.
Страна: США.
Режиссёры: Джордж Николс, Мак Сеннет.
Музыка: Роза Рио.
Длительность: 13:00.
Глупый аристократ, решивший, что его обманула девушка, пытается покончить жизнь самоубийством, но неудачно, и в итоге воссоединяется со своей невестой.
27. Между двумя ливнями 1914 г.
Между двумя ливнями Между двумя ливнямиЖанр: комедия, короткометражка.
Страна: США.
Режиссёр: Генри Лерман.
Длительность: 14:00.
Чаплин и Стерлинг играют двух ухажеров, стремящихся помочь женщине перейти через поток, разлившийся по улице после недавнего ливня. Пока они ищут доски, женщине помогает полицейский. После этого герой Стерлинга пытается отобрать у нее зонт, который он дал ей, а перед этим украл у полисмена. Герой Чаплина вступает с ним в схватку.
28. Зарабатывая на жизнь 1914 г.
Зарабатывая на жизнь Зарабатывая на жизньЖанр: комедия, короткометражка.
Страна: США.
Режиссёр: Генри Лерман.
Длительность: 11:00.
Герой фильма, стремясь получить место репортера, обманным путем добывает сенсационный материал для газеты.
29. Застигнутый в кабаре 1914 г.
Застигнутый в кабаре Застигнутый в кабареЖанр: короткометражка, комедия.
Страна: США.
Режиссёр: Мэйбл Норманд.
Длительность: 30:00.
Чарли - обычный официант в кабаре. Однажды хозяин отправляет его выгулять собаку и вернуться вовремя, а то он будет наказан. Чарли защищает девушку Мейбл от хулигана, а та знакомит его со своими родителями. Он представляется Послом Греции, а они приглашают его на свою вечеринку. Естественно, он опаздывает вернуться в кабаре и получает взбучку. Затем он отправляется на вечеринку, где здорово напивается и злит ухажера Мейбл. Вернувшись в кабаре, он продолжает выполнять свои обязанности, в частности избавляет заведение от весьма неприятного посетителя. Как-то раз в кабаре заходит шумная компания, в том числе Мейбл и ее родители.
30. Вечер в мюзик-холле 1915 г.
Вечер в мюзик-холле Вечер в мюзик-холлеЖанр: комедия, короткометражка.
Страна: США.
Режиссёр: Чарльз Чаплин.
Музыка: Роберт Израэль.
Длительность: 24:00.
Мистер Пест решил сходить в театр. Однако, там его поджидали многочисленные неприятности. Сначала он пробует занять несколько мест в театре, прежде чем вступает в драку с контролером. Его выбрасывают на улицу. В лобби он толкает толстую леди в фонтан и возвращается, чтобы посидеть с Эдной. Мистер Роудай проливает пиво на мистера Песта и Эдну. В итоге все оказываются вовлеченными в драку – мистер Пест и мистер Роудай, танцовщица гарема, певцы Дот и Даш и пожиратель огня.
Сколько зарабатывали звезды старого кино
Сто лет назад в кинематографе началась новая эра. Мир хотел отдохнуть после Первой мировой войны. Любимым видом отдыха стало кино. К безумной популярности кинозвезд добавились заработки, которые могут показаться современникам столь же безумными.
В феврале 1919 года была образована компания United Artists, в сентябре того же года она выпустила свой первый фильм «Его величество, американец». Компанию создали киноактеры и режиссеры, решившие самостоятельно распространять свое кино, чтобы не делиться доходами с киностудиями. Создатели United Artists быстро почувствовали вкус денег. У компании было пять акционеров: Чарльз Чаплин, Дуглас Фэрбенкс, режиссер Дэвид У. Гриффит, Глэдис Мур (с 28 марта 1920 года — Глэдис Фэрбенкс, сценический псевдоним — Мэри Пикфорд) и адвокат Уильям Гиббс Макэду. У акционеров было по 1 тыс. основных акций компании. У всех, кроме Макэду, еще было по 300 привилегированных акций компании.
Как был устроен кинобизнес США
Двое из основателей — Чаплин и Пикфорд — уже знали на собственном опыте, как кино может сделать актера миллионером.
Самый богатый бродяга
Звезды немого кино подписывают документы о создании компании United Artists. В первом ряду слева направо: Д. У. Гриффит, М. Пикфорд, Ч. Чаплин, Д. Фэрбенкс
Фото: Archive Photos/Getty Images
Чаплина открыл британский театральный антрепренер Фред Карно. Карно придумал комический скетч «Вечер в мюзик-холле», который оказался настолько популярен, что Карно отправил в США труппу гастролеров показывать этот скетч. Труппу возглавил Чарли Чаплин, получавший на этой менеджерской должности 12,5 фунта стерлингов ($50) в неделю.
Гастроли прошли успешно. Чаплин приехал в Штаты с новым скетчем через год. Потом еще через год. Во время третьего турне режиссер и продюсер Мак Сеннет предложил заезжему комику сняться в кино. В то время Чаплин зарабатывал заметно больше, чем в свой первый приезд,— $75 в неделю. Сеннет предложил ему годовой контракт с зарплатой $150 в неделю. Кстати, по покупательной способности $150 в 1913 году примерно соответствуют $3,8 тыс. в 2019 году.
Чаплин долго колебался, получится ли у него стать киноактером. Но потом решил, что в любом случае ему целый год будут платить хорошие деньги, раньше не выгонят. И в сентябре 1913 года подписал контракт со студией Keystone. Студия в основном выпускала комедии с автомобильными погонями и битвами на кремовых тортах. В декабре и январе Чаплина учили искусству кино (выплачивая $150 в неделю). 2 февраля 1914 года вышел на экраны первый фильм с его участием — «Making a Living». Чаплин ненавидел его всю жизнь. Самое удивительное в этой ленте — его костюм: цилиндр, сюртук, лакированные ботинки. В этом облачении Чаплина сегодня не узнать. Кроме тросточки — ничего знакомого.
Пять дней спустя появился следующий фильм — «Kid Auto Races at Venice». Именно тогда американские кинозрители впервые увидели смешного человечка с маленькими усиками, в цилиндре, мешковатых штанах, ботинках не по размеру и с тросточкой — того самого Бродягу Чарли. Именно этот образ покорил весь мир. Впрочем, образ устоялся не сразу. В следующих фильмах, а в ту эпоху производственный процесс исчислялся днями, можно увидеть Чаплина то без усиков, то без котелка, а то и вовсе в обычной одежде, порой даже в мундире полицейского.
Кинокарьера Чаплина началась в феврале. А уже в марте режиссеры стали позволять ему импровизировать — обыгрывать неодушевленные предметы, переделывать классические гэги.В апреле Чаплин предложил руководству студии необычный эксперимент. Он выступил не только как актер, но и как сценарист, а иногда и режиссер. За это он получил прибавку к жалованью — $25 за фильм. По условиям, если фильм провалился бы в прокате, ему пришлось бы заплатить громадную неустойку — $1,5 тыс. Первым фильмом, снятым на этих условиях, стала лента «Twenty Minutes of Love», вышедшая на экраны 20 апреля. Началась эпоха легендарных чаплинских короткометражек.
Платить неустойку ему не пришлось ни разу. Правда, во время съемки картины «Dough and Dynamite» Чаплин превысил бюджет, потратив не $1 тыс., а $1,8 тыс. Но оштрафован он был всего лишь на $25 («режиссерскую надбавку»). Картина же за первый год показа собрала в прокате более $130 тыс. В конце 1914 года вышла на экраны первая полнометражная картина Чаплина — «Tillie’s Punctured Romance».
Чаплин постепенно осознавал, что он может делать гораздо больше как актер и автор своих картин, а также то, что он получает слишком мало для звезды. Когда пришло время обновлять контракт, Сеннет предложил ему новую зарплату — $450 в неделю. Из автобиографии Чаплина: «Я в какой-то степени осознавал свою популярность, но я также понимал, насколько она эфемерна, и считал, что с теми темпами, с которыми я работаю, я через год истощусь. Я решил ковать железо, пока оно горячо. Я преднамеренно заявил: "Хочу тысячу долларов в неделю". Сеннет был в шоке: "Но я столько не получаю".— "Я знаю,— ответил я.— Но люди не выстраиваются в очередь за билетами, когда видят на афише ваше имя, а вот когда они видят мое…"». Так Чаплин расстался с киностудией Keystone.
Нового работодателя самый популярный кинокомик искал недолго. За него развернулась настоящая борьба. Победила в ней Essanay Film Manufacturing Company, предложившая Чаплину $1250 в неделю и еще $10 тыс. за сам факт подписания контракта.
Его новая работа
«Психи захватывают власть в сумасшедшем доме» — так отреагировал глава киностудии Metro Pictures Ричард Роуленд на известие о создании United Artists
Фото: Topical Press Agency / Getty Images
Первый чаплинский фильм, снятый Essanay, вышел на экраны 1 февраля 1915 года. Картина носила символическое название «His New Job» («Его новая работа»). Сценарист — Чарли Чаплин, режиссер — Чарли Чаплин, в главной роли — Чарли Чаплин. На новом месте самой высокооплачиваемой кинозвезде дали полный карт-бланш. Никаких ограничений ни по срокам сдачи картины, ни по бюджету, ни по теме. Главное — снять 12 фильмов за 12 месяцев. Бродяге пришлось подбирать себе новый костюм. Старый остался на студии Keystone.
Маяковский о Чаплине
Огромное число заказов от прокатчиков на этот фильм убедило руководителей студии, что они не прогадали. В газетах появились объявления, извещавшие о том, что самый лучший и самый смешной комик теперь работает на Essanay. Студия давала и другое объявление — «Разыскивается самая привлекательная девушка в Калифорнии для съемки в кино». Вскоре партнершей Чаплина на киноэкране (а на несколько лет и в жизни) стала Эдна Первиэнс. Ей предстояло сняться более чем в 30 чаплинских фильмах, в том числе в легендарных — «Бродяге» и «Малыше».
Фильм «Малыш» сделал звездой партнера Чаплина, семилетнего Джеки Кугана. Миллионные гонорары «Малыша» растратили его мать и отчим
Фото: Corbis via Getty Images
В том же 1915 году Чаплину предложили $25 тыс. за две недели выступлений в одном из нью-йоркских театров. Он отказался. По слухам, в Essanay ему предложили ту же сумму за то, чтобы он занимался только их фильмами. В июне 1915 года контракт был пересмотрен. По новому договору Чаплин должен был снять дополнительно десять фильмов до 1 января 1916 года. За каждый из этих фильмов ему причитался бонус в размере $10 тыс. Но работать нужно было с бешеной скоростью, снимая по фильму каждые три недели. Это условие он не выполнил. Essanay пыталась взыскать с него неустойку в размере $500 тыс. за нарушение условий контракта, но суд принял решение в пользу Чаплина. Всего за 1915 год Чаплин заработал $175 тыс., а компания Essanay на его фильмах — около $2 млн.
Популярность Чаплина в те годы превосходила все мыслимые пределы. Представители киноиндустрии утверждали, что в 1915 году мировая аудитория фильмов Чаплина составляла 300 млн человек.
Сам актер без ложной скромности заявлял: «Я известен в таких уголках планеты, где не слышали об Иисусе Христе».На всевозможных торжественных мероприятиях появлялись двойники Чаплина — костюм Бродяги легко копировался.
После окончания контракта с Essanay Чарли Чаплин ушел на повышение. На повышение зарплаты. 26 февраля 1916 года он подписал контракт с киностудией Mutual Film. Опять на рекордных условиях. $150 тыс. за подписание контракта и по $10 тыс. в неделю в течение года. Итого — $670 тыс. в год.
Кудряшка на миллион
В «танце нимф» из фильма «Sunnyside» Чаплин пародировал Нижинского в балете «Послеполуденный отдых фавна»
Фото: First National Exhibitors' Circuit/Getty Imagesru
Самым высокооплачиваемым киноактером в мире Чаплин пробыл недолго — неполных четыре месяца. 24 июня 1916 года Адольф Цукор из кинокомпании Famous Players-Lasky (будущей Paramount) подписал контракт на большую сумму с Глэдис Мур, более известной под сценическим псевдонимом Мэри Пикфорд.
Карьера Мэри Пикфорд на раннем этапе развивалась примерно так же, как и у Чарли Чаплина. Оба были эмигрантами. Он из Великобритании, она из Канады. Оба начинали с театральных подмостков. В 15 лет Мэри уже получала на Бродвее $25 в неделю. В 17 лет — снималась в кино у Дэвида У. Гриффита за $10 в день с гарантированным минимумом $40 в неделю. В 19 лет — перешла на киностудию IMP Company и стала получать еженедельно уже $175.
В 1915 году (Мэри было 23 года) произошел знаменитый спор между братьями Фроман. Чарльз Фроман был театральным антрепренером, его брат Дэниел тоже начинал с театра, но потом стал кинопродюсером. Однажды между ними состоялся такой разговор.
Чарльз: «Дэн, говорят, что у тебя есть актриса, которой ты платишь чуть ли не $1 тыс. в неделю в течение всего года. Это так?»
Дэниел: «Да. У нас есть актриса, который мы платим $2 тыс. в неделю. Весь год».
Чарльз: «Такой контракт разорил бы тебя».
Дэниел в ответ продемонстрировал зарплатные чеки Мэри Пикфорд.
«Хорошо, что я не в кинобизнесе»,— сказал Чарльз.
Несколько недель спустя Чарльз похвастался перед братом тем, какую прибыль ему принесла звезда Бродвея Мод Адамс за сезон — $171 тыс.
Вскоре Чарльз трагически погиб на корабле «Лузитания», потопленном немецкой торпедой. И не узнал, что в заочном споре о прибыльности двух видов бизнеса победил его брат.
А Мэри Пикфорд вскоре стала получать уже не $2 тыс. в неделю, а $4 тыс. А в следующем, 1916 году Мэри Пикфорд, «Крошка Мэри», «Любимица Америки», «Девушка с кудряшками», заключила первый в истории кинематографа миллионный контракт.
За свои первые фильмы Мэри Пикфорд получала $10 в день (примерно 146 современных долларов) с гарантированным минимумом $40 в неделю
Фото: Hulton Archive/Getty Images
Срок действия контракта составлял два года. Каждый год Мэри Пикфорд должна была сниматься как минимум в шести картинах (ранее с нее требовали десять фильмов в год). Актриса должна была получать 50% прибылей, но не менее $10 тыс. в неделю на протяжении всего срока действия контракта. К гарантированному минимуму в размере $1,04 млн добавлялись приятные бонусы — $300 тыс. в конце каждого года и $40 тыс. за просмотр сценариев в период переговоров по контракту. В конце месяца ей должны были присылать бухгалтерский отчет. Еще Мэри полагался персональный кинопавильон — Mary Pickford Studio. А еще личный секретарь и билеты в вагон первого класса для нее, ее матери и служанки при поездках в зимнее время. Для работы со звездой было создано специальное производственное подразделение — Pickford Film Corporation, для распространения ее фильмов — еще одно, Artcraft. На каждую картину компания Artcraft тратила не менее $160 тыс.
Но потом на кинорынке произошел неожиданный переворот. Кинопрокатчики объединились и нанесли кинопроизводителям ответный удар. Нокаутирующий. В 1917 году 26 американских киносетей объединились в ассоциацию First National Exhibitors’ Circuit. Под ее контролем оказалось более 600 кинотеатров, более 200 из которых показывали премьеры. Идея была в том, что ассоциация могла производить собственные фильмы, чтобы потом их показывать. В 1918 году ассоциация перекупила двух главных кинозвезд — Чарли Чаплина и Мэри Пикфорд, предложив им миллионные контракты, о чем раструбили все газеты.
Чаплину First National пообещала финансировать восемь фильмов длиной две части каждый, заплатив за каждый фильм $125 тыс., а также отдав ему половину прибылей с проката. Пикфорд было предложено сняться в трех фильмах. За каждую картину она должна была получить по $250 тыс. плюс половину прибылей с проката. Обе суперзвезды могли рассчитывать на заработки в районе $1–2 млн в год. По покупательной способности $1 млн 1918 года примерно соответствует $25 млн 2019 года.
Игра на повышение
Слева направо: Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин и Уна Чаплин идут на премьеру фильма «Месье Верду» (1947 год)
Фото: Bettmann / Getty Images
Заработки Чаплина и Пикфорд были уникальными. Но после окончания Первой мировой, когда для американских фильмов открылся весь европейский рынок, быстро поползли вверх заработки многих других артистов.
Сколько стоил гардероб голливудской звезды
В 1915 году исполнительницы главных ролей могли рассчитывать в лучшем случае на зарплату в размере $200–500 в неделю. Мужчины, игравшие главные роли, получали даже меньше — $100–400 в неделю. Самая большая сумма, заплаченная зарубежному актеру за съемки в Америке,— $1 тыс. в неделю. Столько получала датская звезда Бетти Нансен. Отдельно стоит отметить громадный гонорар, выплаченный кинокомпанией Famous Players прославленной Саре Бернар,— $30 тыс. за шесть недель съемок.
Прошло всего пять лет, и цифры, до войны поражавшие воображение, перестали кого-либо удивлять. $1 тыс. в неделю в 1920 году для многих артистов второго эшелона стала нормой. Звезды получали больше.
Комик Эдди Фой пришел в кинематограф из водевиля. В Голливуде он зарабатывал $2 тыс. в неделю, но потом вернулся в водевиль. Из водевиля на киноплощадку попал и комический дуэт Уэбер—Филдс. Снимаясь в кино, они получали $3 тыс. в неделю. И вернулись в водевиль, где им предложили $3,8 тыс. Британский театральный актер Герберт Бирбом Три, играя Макбета перед камерой, получал $3–4 тыс. в неделю.
Билли Бёрк за фильм «Peggy» заплатили $40 тыс. Картина была снята за пять недель. По контракту Бёрк также полагались «гардероб общей стоимостью не менее $5 тыс.», бунгало, автомобиль и слуги.
Валеска Сурат получала за каждый фильм $5 тыс. Всего она снялась в 11 картинах. Валеску прозвали «Императрицей моды» за любовь к роскошным нарядам, на которые она тратила большую часть своих заработков. Самым знаменитым был «плащ Золушки» за $11 тыс.
Чарли Чаплин в фильме «Собачья жизнь»
Звезда вестернов Уильям С. Харт за 1918–1919 годы заработал более $900 тыс., снявшись в 18 картинах. И получил новый контракт на участие в девяти фильмах в течение двух лет. Общая сумма контракта — $2,25 млн, но все расходы на производство фильма должен был оплатить сам актер, что снижало итоговый заработок примерно на $500 тыс. Норма Толмадж и Анита Стюарт в 1919 году заработали примерно по полмиллиона долларов каждая.
Алла Назимова, бывшая звезда театра на языке идиш, когда-то назвала кинематограф «проституцией искусства». Но уже не повторяла эти слова, когда стала сниматься сама. В 1920 году киностудия Metro платила Назимовой $65 тыс. за каждый фильм еженедельными платежами. Согласно контракту, съемки одного фильма не должны были занимать более пяти недель. В случае превышения — штраф. Нет, не с актрисы — с киностудии в пользу актрисы. Во многих фильмах сценическим партнером Назимовой был ее муж Чарльз Брайан. Он не был звездой и получал всего лишь $1 тыс. в неделю.
Впрочем, Дуглас Фэрбенкс, вступивший в 1920 году в законный брак с Мэри Пикфорд, также зарабатывал на порядок меньше супруги. Его доход за 1919 год составил около $100 тыс.
Эксперты прогнозировали, что эра высоких заработков вот-вот закончится, так как от нее не выигрывает никто, кроме самих звезд. Даже зрители. «Публика уже начинает требовать картины, а не имена. Когда это требование станет более настойчивым, а это сразу будет видно по кассовым сборам, тогда эра инфляционных зарплат подойдет к концу»,— писал в марте 1916 года Альфред Кон в журнале Photoplay. Прошло более ста лет, а его прогноз так и не хочет сбываться.
Чарли чаплин на отдыхе
Редкие и интересные фотографии Чаплина с его семейством (Джеральдиной и Майклом) на отдыхе в Кении.
Фотографии сделаны Уной.
34 комментария:
С обезьянкой Джеральдина и Майкл, судя по возрасту? На внешность-то все одинаковые, начиная с Уны.
Да, это Джеральдина и Майкл. С возрастом у девчонок все-таки проявляются различия) Здесь у Джеральдины уже вполне узнаваемое личико.
Говорят, что Джеральдина сильно походит на отца. Может с годами папа подстроился под дочку, но если посмотреть на папу в молодости. то ничего общего нет.
Странно, никогда не замечала между ними особого сходства О_о Ни в молодости, ни в зрелом возрасте.
На старости лет у папы с дочкой можно высмотреть какое-то сходство (не глядя на маму) а в молодости ничего нет.
Александра 04.10.2020, 11:37Я высмотрела сходства с папой в нижней части лица) Если приглядеться, можно заметить, что немного похожи подбородок и рот. Но общее впечатление от Джеральдины, конечно, другое. Она вроде и похожа на свою мать, но её красоты нет. При красивых родителях, сама она красотой не отличается.
Там, по-моему, все одинаковые, начиная с Уны))) Девчонки во всяком случаи. Да и мальчишки тоже Уна .И внуки))
Александра 05.10.2020, 07:26Согласна) И сыновья от Литы на Чарли непохожи)
Там, по-моему, Чарли на Литу, а Сидней глазами на мать, а нижней частью лица - отец, один в один.
Александра 05.10.2020, 13:38Да, в нижней части лица есть сходство. А ещё кудрявые волосы, как у отца) Но красавца, на мой взгляд, из него не вышло)
Александра 05.10.2020, 17:54Согласна, действительно зашкаливала! Сидней, объективно, конечно, хорош собой, просто не в моём вкусе)
Мне как-то казалось, что Виктория на отца чем-то смахивает. Глазами что ли, но она, вроде, тоже вылитая мама)))
От отца у неё тонкие черты и, наверное, глаза. А в целом похожа на мать и на Джеральдину.
Наверное, поэтому мне Виктория кажется симпатичней своих сестер)))
Александра 05.10.2020, 17:57Мне тоже) Интересная внешность, эльфийская, я бы сказала)
Александра 07.10.2020, 19:25Кстати, Кристофер похож на папу! Внимание на нос) Пытаюсь понять чьи глаза. Цвет точно в Уну, а форма. Вроде тоже мамина) А вот у Виктории глаза однозначно в отца)
По правде сказать, я Кристофера и не знаю. Где-то видела на семейном фото. Вот Майкл точно мама, и Юджин мама, и дочка Лаура,тоже мама Юджина)))
Александра 08.10.2020, 17:37В интернете немало фотографий Кристофера настоящего времени, посмотрите) В Майкле тоже черты отца можно найти, если приглядеться)
Я дальше этого блога боюсь заглядывать. Вдруг на лекцию попаду)))
Александра 10.10.2020, 17:26И нос, кажется, тоже) Согласна, но, надо признать, бородатый имидж ему к лицу) Во всяком случае Кристофер выглядит интереснее, чем в юности)
Его отец тоже с годами хорошел))
Александра 11.10.2020, 17:53Спасибо за материал о Джеймсе. Талантливых в семье может быть много, а великим только один окажется.
Это la_gatta_ciara спасибо)))
Александра 11.10.2020, 17:53Ой, сама задаюсь вопросом, что за однофамилец такой)))
Может быть Чаплин и не такая распространенная фамилия, но, думаю, в Англии не только семейство Чаплина было с такой фамилией. Поэтому, для Англии нет ничего удивительного встретить чужого дядю Чаплина. А вот в России русский, с английской фамилией, да еще всемирно известной, очень интересно.
Александра 12.10.2020, 17:46Википедию и смотрели. Родители Всеволода тоже носят фамилию Чаплин, поэтому псевдоним отпадает. Это просто фантазии на тему)))
Чарли Чаплин в женской одежде
Великий комик в своих фильмах был и режиссером, и актером. А еще сценаристом, он сам придумывал сюжеты для фильмов.
Когда вдохновение спало и идей не было, актер просто бродил по улицам в поиске сюжета.
Не обошел он стороной и такой образ, как мужчина в женском платье.
Сейчас, кстати, популярную.
Из 87 фильмов, в которых он снимался, всего 3 фильма, в которых мы видим Чарли Чаплина в женской одежде.
Фильм "Деловой день"
снят в мае 1914 года.
Чарли Чаплин не переодетый мужчины, а играет женскую роль. Роль женщины, воюющей за своего мужа.
Замужняя женщина, дама, ведет себя неподобающе - бегает, прыгает, толкается, размахивает зонтиком. В общем, показывает свой жесткий нрав.
А у нее нет другого выхода - ее муж ловелас, он не стесняется флиртовать даже при жене.
Ну и что, что дама дерется зонтиком – а что делать, у нас, женщин, нет такой силы, как у мужчин
О женах великого Чарли Чаплина
Все мы наслышаны о свободных нравах в артистической среде. Так было и так будет. Люди талантливые, творческие.
Сейчас такое поведение стало нормой жизни.
Чарлз Чаплин был ходок по женской части. Ну, и дамы были не прочь завести отношения с таким человеком.
Официально великий комик был женат 4 раза.
Первая жена - Милдред Харрис,
познакомилась Чарлзом в возрасте до 18 лет.
Разве могла не понравится такая красивая девушка. Кудряшки, глаза, искусство кокетки (несмотря на возраст). Разве могла не понравится такая красивая девушка. Кудряшки, глаза, искусство кокетки (несмотря на возраст).Неудивительно, что Чарлз увлекся ею, а потом вынужден был женится - несовершеннолетняя подруга ждала ребенка.
Самое обидное для комика было то, что беременности-то и не было.
Поженились они 23 сентября 1918 года, а Норман Спенсер Чаплин, первый сын, родился 7 июля 1919 года и умер через несколько дней.
Брак был неудачным.
Это лишний раз доказывает, что если уж мужчина не хочет с тобой жить, то и ребенок не поможет. Во все времена, со всеми мужчинами.
Чарлз был холоден с женой, не интересовался ее жизнью. В этот период у Чаплина-режиссера был творческий кризис, съемки велись медленно.
В середине марта 1920 года Милдред Харрис Чаплин подала на развод, а развели их 19 ноября. Миссис Чаплин получила деньги и долю в доходах.
Неплохо устроилась. И денежки, и популярность.Кадр из фильма "Невезучая Энн", 1916 год, США, режиссер Ллойд Ингрэм. Милдред Харрис в роли Голди. Кадр из фильма "Невезучая Энн", 1916 год, США, режиссер Ллойд Ингрэм. Милдред Харрис в роли Голди.
Она рано умерла, в 42 года, но при жизни была популярной (снялась в 107 фильмах) и в ее честь нарисована звезда на Голливудской "Аллее Славы".
Вторая жена - Лита Грей (Лиллита Макмюррей) ,
в отношениях с которой комик наступил на те же грабли.
Лиллита Макмюррей, в 12 лет искусно сыгравшая соблазнительницу, в 16 лет лет стала любовницей самого Чарли Чаплина. Еще неизвестно, кто кого соблазнил. Кадр из фильма "Малыш" , 1921 год, США. Режиссер Чарлз Чаплин. Лита Грей в роли соблазнительницы, Чарли Чаплин в роли Бродяги. Лиллита Макмюррей, в 12 лет искусно сыгравшая соблазнительницу, в 16 лет лет стала любовницей самого Чарли Чаплина. Еще неизвестно, кто кого соблазнил. Кадр из фильма "Малыш" , 1921 год, США. Режиссер Чарлз Чаплин. Лита Грей в роли соблазнительницы, Чарли Чаплин в роли Бродяги.История повторилась - Лита ждала ребенка и была несовершеннолетней.
Чарлз стоял перед выбором - 30 лет тюрьмы или немедленный брак, и решил все-таки жениться. Тайно.
А потом все равно факт женитьбы был обнародован.
Лита родила двух сыновей, но брак их был несчастным – по принуждению, поэтому сначала она с детьми ушла от мужа, и 10 января 1927 года подала на развод.
Развод был скандальный, на потеху публике выложены подробности интимной жизни, наложен арест на недвижимость. Это была битва адвокатов, и Чарлз сдался.
Ему пришлось выложить почти миллион долларов (около 200 тысяч пришлось на судебные издержки), чтобы не втягивать в дрязги ближних и не портить им репутацию.
К друзьям великий комик относился очень трепетно.
Кстати, сам развод не поспособствовал карьере Литы, которая пыталась продолжить сценическую деятельность.
Поэтому она придумала отличный ход – снять фильм с участием сыновей – ведь они являлись и сыновьями самого Чаплина.
По этому поводу даже был суд – великий комик был против того, чтобы сыновья строили карьеру в столь юном возрасте. Старшему было 7 лет, младшему 6.
Дмитрий Крымов поставил спектакль о встрече Михоэлса и Чаплина
В Москве состоялась премьера, которую давно ждали, несмотря на более чем скромное и невыразительное название — «Двое». Ждали, потому что это Дмитрий Крымов, у которого только за год это уже третья премьера, и одна интереснее другой. В компании Леонида Робермана он сочинил историю, основанную на реальных событиях: встреча в 1942 году в Нью-Йорке двух гениев — Соломона Михоэлса и Чарли Чаплина.
Фото: пресс-служба театра
«Двое» играют во втором корпусе Музея Москвы, где прежде играли и крымовского «Бориса Годунова». Похоже, что это пространство приносит удачу тандему художник Крымов — менеджер Роберман. Спектакль еще не начался, а в фойе, слева от входа в зал, в специально выделенном месте на огромном диване лежит огромный человек. Он повернулся лицом к стене, но по характерной лысине в обрамлении черных волос понятно, что это не кто иной, как Михоэлс, художественный руководитель Государственного еврейского театра (ГОСЕТ). Он не видит, как на экране слева под углом от дивана бегает Чарли Чаплин — вверх-вниз по лестнице. Усики, котелок, ноги в первой позиции. Стрекочущий звук пленки в допотопном киноаппарате. Больше ничего, но почему-то немного грустно. Вот такая эмоциональная инсталляция предваряет спектакль, который будет зашкаливать по эмоциям.
Александр Кубанин и Глеб Ромашевский. Фото: пресс-служба театра
Нет, не входит — влетает на согнутых, точно подагрических ногах, часть лица в крови, голос противный. Смотрит в зал:
— Пятьдесят процентов, товарищ Сталин. Как положено.
Так себе нафантазировал историческую встречу Дмитрий Крымов, которая на самом деле длилась всего две минуты. Его фантазии неожиданные в поворотах, яркие, похожие на сон и полет героев Шагала над землей. При плотности мизансцен и их эмоциональной насыщенности темпоритм спектакля неспешен, но это нисколько не смущает и не заставляет скучать, потому что все, что разворачивается в пространстве, которое к тому же еще открывается в глубину, постоянно удивляет.
Максим Виторган и Роза Хайруллина. Фото: пресс-служба театра
Удивляет, как выстраиваются основные темы — художник и власть (времена не в счет), художник как существо, отличающееся от других при одном условии — если он настоящий художник. Как эти линии сходятся, разлетаются, захватывая в свою орбиту время, реалии прошлого и настоящего, судьбы других людей. И, конечно, сам театр, о котором Дмитрий Крымов размышляет независимо от того, что ставит — «Дон Жуана» с его генеральной репетиции (в «Мастерской Фоменко»), «Чайку» (Пушкинский театр) или вот теперь «Двое» в Музее Москвы. И, похоже, не отпускает его.
Сталин ходит колесом между гениями. Чаплин с американским смайлом на лице, Михоэлс со скорбью всего еврейского народа в глазах. Птица в клетке, поющая оперу. Женщины Америки, охраняющие свою независимость, Советский Союз, в котором нет антисемитизма, и Гватемала, которая тоже им не страдает, зависимость качества кофе от свободы и наоборот. Наконец, театр в театре с его зажимами, сменами амплуа, шутовство с трагической изнанкой. Все это видно и читается в спектакле Дмитрия Крымова «Двое». А сколько еще за этим… Браво!
Читайте также: