Бог путешествий в египте
В древности египтяне поклонялись множеству богов и богинь, каждый из которых играл особую роль, а также верили во множество легенд о происхождении мира.
Изначально Амон был местным божеством в Фивах, но позднее возвысился до главы египетского пантеона. Это совпало с возвеличиванием в обществе фиванских жрецов в эпоху Среднего царства (2055-1650 гг. до н, э,).
Богиня Баст (Бастет), местная покровительница Бубастиса (в Дельте Нила), Баст была дочерью Ра, отождествлялась с богиней львицей Сехмет, но только как защитница, без агрессивного начала.
Несмотря на гротескный, даже свирепый вид, этот бог-карлик был одним из самых любимых «домашних» божеств.
Считалось, что он отпугивает змей и является защитником семьи, помощником рожениц, вдохновителем сексуальной привлекательности.
Его изображение находили в домах и родильных храмах Позднего периода (747-332 гг. до н. э.), а также на многих предметах домашнего обихода.
Монту
Монту представляет наиболее агрессивную сторону божественного величия; его имя тесно связывалось с победами египтян над соседними землями, особенно во времена Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.).
Сехмет
Богиня войны и испепеляющего солнца. Дочь бога Ра. Выполняла функцию грозного ока Ра на земле. Могла как напустить болезни, так и исцелить любые из них. Являясь целительницей, покровительствовала врачам. Имела очень суровый и вспыльчивый характер. Охраняла фараонов. Изображалась с головой львицы.
Анубис
Изначально был повелителем царства мёртвых, но с усилением культа Осириса (отца Анубиса) передал ему эту должность, став проводником в царстве мертвых. Кроме того, был в царстве мёртвых судьёй, взвешивая сердце умершего на Весах истины, на вторую чашу которых клал перо богини Маат, символизирующее истину. Именно ему приписывают изобретения обычая бальзамирования мёртвых - он принимал участие в создании первой мумии Египта - мумии своего отца Осириса. Покровительствовал кладбищам и некрополям. Изображался с головой шакала. Изображался также в виде шакала, или дикой собаки Саб.
Богиня правосудия, истины, справедливости и гармонии. Являясь дочерью творца мира бога Ра, она при создании мира сотворила гармонию из хаоса. Управляла звездами, закатами и восходами, временами года. Символизировала собой закон и божественный порядок. Являлась одной из судей загробного мира. Изображалась со страусиным пером на голове. Перо это не обычное - это перо истины. Во время суда в загробном мире на одну чашу весов клали перо Маат, а на другую сердце умершего (единственный внутренний орган который оставляли в мумии). Если сердце перевешивало, значит покойный вел грешную жизнь, и его пожирало чудовище загробного царства Амат.
Бог войны, смерти, ярости и хаоса. Брат Осириса, который убил его, позарившись на престол и жену фараона. Изначально был очень положительным и популярным богом и даже защищал и помогал богу Ра, но ближе к VII веку до н.э. (во времена XXVI династии) превратился в воплощение вселенского зла, близкое по своим повадкам к дьяволу. Стал воплощать собой дикость, злость, свирепость, зависть. Наиболее часто изображался с головой осла, хотя встречаются его изображения с головой крокодила и других животных. Ассоциировался с мужской сексуальной силой.
Бог мудрости и знаний и, соответственно, покровитель ученых, библиотек и всех наук, включая магию. Кроме того, покровительствовал чиновникам, являясь гарантом государственного порядка. Один из самых ранних богов Древнего Египта. Тоту приписывают изобретение письменности, изобретение года, состоящего из 365 дней, разделение времени на месяцы и годы ("владыка времени" - один из многочисленных титулов Тота). Изображался с головой ибиса, держащим в руках посох и анх (коптский крест).
Богиня неба, управлявшая сменой дня и ночи. Внучка бога Ра. Мать Осириса, Исиды и Сета. Покровительница умерших. В основном изображалась в виде вытянувшейся, изогнутой в виде небосвода женщины, опирающейся руками и ногами на землю. При этом тело её украшено либо звездами (олицетворяет ночь), либо солнцами (олицетворяет день). Встречаются изображения Нут в виде женщины с кувшином на голове или Небесной Коровы.
Исида
Жена Осириса и одновременно его родная сестра. Мать Гора. Именно она нашла после долгих поисков тело Осириса, убитого Сетом. Собрав воедино расчлененное злодеем тело, Исида сделала первую мумию и даже, с помощью заклятий, сумела забеременеть от неё. Покровительствовала детям, угнетаемым, грешникам, ремесленникам и мёртвым. Культ Исиды был очень популярен на всей территории Древнего Египта. Изображалась с головным убором в виде царского трона.
Исида
Культ Исиды (Иceт, Исис) распространился далеко за пределы Египта, о эпоху после фараонов его переряди эллинская и римская культуры. Богиня Исида была женой Осириса, матерью Гора, она, как и Хатхор, считалась божественной родительницей царствующего фараона.
Богиня также отличалась даром врачевания, брала под защиту молодых. Согласно древнеегипетским мифам, она исцелила бога Ра, которого укусила змея, и в благодарность он сообщил ей свое тайное священное имя. Исида передала секрет сыну Гору, наделив его необычайным могуществом. Самый известный центр поклонения Исиде был на острове Филе, где в ее честь был возведен величественный храмовый комплекс
«Жизнь по Маат» означала строгое соблюдение этических норм, была противодействием хаосу, который, считалось, правил миром за пределами египетской земли.
Со времен XVIII династии (1550-1295 гг. до н. э.) Маат стала называться «дочерью Ра». Значит, была вера в то, что фараоны обладают верховной властью и правят с ее благословения. Маат изображали как женщину с пером в волосах, а иногда лишь как одно перо. В церемонии взвешивания сердца умершего сердце уравнивалось на чашах весов пером, символом богини Маат.
Анубис (Инпу)
Существовавший в образе собаки, шакала или человека с собачьей головой, Анубис был богом мертвых и имел непосредственное отношение к ритуалу мумификации и бальзамирования. Храмовые служители на этих церемониях надевали шакальи маски, чтобы уподобиться Анубису. В «Книге мертвых» Анубис присутствует при ритуале взвешивания сердца, принимает участие в суде над умершим. Как покровитель гробниц именовался «владыкой священной земли» и «хозяином божественной обители». Культ Анубиса постепенно сливался с культом Осириса, другого почитаемого бога мертвых.
Бык-Апис был живым воплощением мемфисского бога-создателя Птаха, Когда такой бык умирал, его с ритуальными почестями хоронили в катакомбах Серапеума в Мемфисе.
В 1851 году такое захоронение обнаружил археолог Огюст Мариетт.
Бог с головой барана Хнум особо почитался в Элефантине, где он был частью местной триады божеств, появившейся, возможно, еще в Раннединастический период (3100-2686 гг. до н. 3v).
Бог в облике сокола, Гор (Хор) воспринимался как божественное олицетворение царского владычества. Еще в конце 4-го тыс. до н. э. фараон получал «имя Гора».
Хапи, бога Нила, сезонного разлива реки, почитали как дарителя влаги и богатого урожая. Обычно Хапи изображали в образе двуполого существа с бородой, налитой грудью и толстым животом, в тиаре из папирусов. Рельефы времен XIX династии (1295-1186 гг. до н, э.) дают двойное изображение тучного Хапи.
Боги Древнего Египта
По оценкам ученых, в Древнем Египте насчитывалось более пяти тысяч богов. Большое количество божеств объясняется тем, что в каждом городе этой страны поклонялись «своим» богам. Разные боги из соседних городов могли дублировать функции. Кроме богов, были монстры, духи, волшебные существа. Следует отметить, что многие боги Древнего Египта не изучены до конца и поныне.
Расскажем об «основных», наиболее известных, богах, которым поклонялись жители этой страны.
Бог солнца. Верховный бог, как, впрочем, и в других языческих культах, где божество, олицетворяющее солнце, является главным. Изображался в виде человека с головой сокола, на которой водружен солнечный диск. Сын первобытного хаоса Нуна. Ра был повелителем всего мира, а фараоны были его земным воплощением. Днём Солнце-Ра ехал по небосводу на барке Манджет, освещая землю, а ночью, пересев на барку Месектет, освещал подземное царство мертвых. В Фивах сопоставлялся с Амоном (Амон–Ра), в Элефантине - с Хнумом (Хнума-Ра). Наиболее распространено было сопоставление с Гором – Ра-Горахти.
Себек
Бог-крокодил Себек (Собек) был более всего почитаем в регионе Файюм и в Ком- Омбо. Он отождествлялся с силой и могуществом фараона, ему приписывали силы, отпугивающие нильских крокодилов. В образе Себек-Ра ему поклонялись как одному из проявлений бога солнца.
Бог солнца Ра
Солнце – источник света, тепла, роста урожая и скота, символ самой жизни. Неудивительно, что египтяне, жившие у берегов Нила, почитали солнце как могущественную высшую силу.
Красный диск над головой Ра олицетворял двойственность вещей: с одной стороны – тепло, свет и жизнь, а с другой – разрушительная опасность огня, смерть и страдания. Этот диск называли Оком возмездия, с его помощью Ра защищался от множества своих врагов, а также устрашал и подчинял непокорных. Согласно легендам, некогда люди попали в немилость к Ра из-за своего непослушания. Рассерженный бог создал из своего Ока богиню Сехмет, которая предстала в образе разъяренной львицы. Она крушила все, что попадалось ей на пути, терзала и убивала людей, не зная ни пощады, ни меры. Ра пришлось пойти на хитрость, чтоб усмирить Сехмет, проявление собственного гнева, он опоил ее подкрашенным кроваво-красным цветом пивом. Охмелев, Сехмет уснула, позабыв о расправе.
Путешествие Ра
На восходе бог солнца именовался Хепри и выглядел как жук-скарабей, в дневное время он превращался в Ра, а на закате становился Атумом. Свой путь по небесному Нилу Ра проплывал в лодке Манджет вместе со своей свитой: божественными магическими энергиями (Сиа-восприятие, Ху-веление, Хек-волшебная сила). Нередко его сопровождали члены эннеады.
На закате солнца Ра пересаживался в другую лодку, Месектет, на которой он совершал путешествие с запада на восток по Дуату (подземному миру). Здесь еженочно происходила схватка Ра с его заклятым врагом, змеем Апопом, богом хаоса. Апоп пытался проглотить лодку Ра, который оборачивался огненно-рыжим котом, и поглотить свет, тем самым вернуть первозданный мрак и хаос. К утру Ра убивал змея и добирался до востока, где богиня Нут снова и снова рожала бога солнца в образе Хепри, то есть скарабея, который символизировал перерождение. Таким образом Ра постоянно обновлялся и перерождался.
Лунный скиталец, львиноголовая, открыватель путей и другие боги Египта
Сложная мифология Хонсу рассказывает о его лунном происхождении и родстве с Амоном. В момент рождения Хонсу человечество уже существовало. Хонсу также тесно связан с предвечным знанием и созидательным словом бога-творца, способствует, как и Атум, удачной навигации, покровительствует писцам, и, наконец, в облике птицы является носителем божественного дыхания жизни. Как божественное дитя Хонсу часто отождествлялся с Ихи и Нефертумом.
Хонсу очень почитался в народе, прежде всего, как бог-оракул и защитник от болезней. Так, на некоторых фресках его можно видеть в сопровождении Гора, стоящего на крокодилах. В возвышенном смысле ребенок луны считался одним из образов молодого Гора. Такого рода связи основывались в мышлении древних египтян на более глубоком осознании того, что время не идет строго прямолинейно, что все процессы, в конечном счете, проходят одновременно. Поэтому можно было обращаться в любое время к разным возрастным обликам одного бога, в некоторой степени, как к самостоятельным личностям.
В Фивах находится большой храм Хонсу между храмом Амона и Мут; его весьма чтили и украшали Рамессиды, а также цари XXI и XXVI династии; от этого времени на стенах сохранились гимны в честь Хонсу. Он изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика и с теми же лунными признаками.
Хапи, Повелитель рыб и птиц болотных
Разнообразие отличительных черт Хапи менялось в зависимости от региона Египта и наличия изображений этого бога. Например, в Нижнем Египте его украшали изображениями папирусов и лягушек, которые обитали в данном регионе и являлись символами этой земли. В то же время в Верхнем Египте он был украшен цветами лотоса и крокодилами, которые в большом количестве присутствовали в этой области и являлись символами, связанными с богом Хапи. Хапи часто изображали совершающим подношения пищи или амфор с льющимися из них струями воды, в редких случаях его изображали как гиппопотама.
Упуаут, открыватель путей
В течение времени эта связь Упуаута с войной и смертью, привела к тому, что его стали рассматривать как того, кто открывает путь через Дуат для душ умерших. Благодаря внешнему сходству волка и шакала, Упуаута стали отождествлять с Анубисом — богом, которому поклонялись в городе Асьют. В итоге он стал рассматриваться как его сын. Шакала также считали сыном Сета, из-за этого Упуаута часто путали с Анубисом.
В более позднем древнеегипетском искусстве Упуаута изображали либо в виде волка или шакала, либо в виде человека с головой волка или шакала. Даже когда его изображали в виде шакала, у него был серый или белый мех, что намекало на его сходство с волком. Также Упуаута изображали в одежде солдата и с такими элементами военной атрибутики как лук и булава.
Египетский волк [Canis aureus lupaster], также известен как Африканский волк, в настоящее время внесён в список подвидов золотого шакала, но исследования показали, что этот вид является единственным в своём роде и естественным животным для Египта, Ливии и Эфиопии. Его ближайшими родственниками являются Эфиопский шакал, также известный как красный волк [королевский шакал] и Индийский волк. Собаки древних египтян вероятно являлись одомашненными подвидами одного или нескольких из этих загадочных животных.
Бастет, грациозная богиня в облике кошки
Бастет – богиня радости, веселья и любви, женской красоты и плодородия, одна из наиболее женственных и грациозных богинь Древнего Египта. Она являлась олицетворением лунного и солнечного света. Богиня символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи и детей, а также воплощала такие качества, как красота, ласка и изящество. Бастет также с благополучными родами у женщин. Отец Бастет — бог Ра, а мать — Хатхор-Луна. Ее мужем был Птах (бог искусств и ремесел) и имели они сына Махеса (бог грозы и бури), а так же Бастет имела брата Хонсу (бог Луны) и сестру Нут (богиня Неба).
Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Бастет имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Бастет превращается в Сехмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями (или это был гранатовый сок) в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.
Расцвет культа богини Бастет относится ко времени правления XXII династии и приходится на 10-8 вв. до н.э. Ливийские правители много сделали для того, чтобы поклонение Бастет поднялось на новый уровень. В Бубастисе, который являлся родиной фаранов XXII династии, был построен большой храм в ее честь. Именно в этот период Бастет превратилась из местной богини во влиятельное божество. Атрибут Бастет — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. К концу Древнего царства в некоторых случаях Бастет отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мут и Хатхор.
Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества и сейчас она известна во всем мире как богиня покровительница кошек. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже сами фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет. Расцвет её почитания начинается со времени XXII династии, хотя известны и более древние упоминания храма богини (начиная как минимум с Аменемхета I в XX века до н. э.), также исследователи не исключают, что поклонение самой Бастет зародилось в городе ранее II тысячелетия до н. э. Ежегодные торжества в честь Бастет сопровождались плясками и музыкой, и празднество было значительным не только для жителей города, но и для посещающих его паломников со всего Древнего Египта. Но и не забывали о религиозных ритуалах. В такие дни Бастет просили вылечить домашних кошек. Во время празднеств статуи богини выносили из храма и торжественно провозили вдоль берегов Нила. В Бубастисе существовал также некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Бастет (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем). А немецкие археологи подтвердили наличие в Бубастисе кремационных печей для кошек.
Бастет имеет очень дуалистичную натуру, она может быть и воинственной, храброй, но и нежной, заботливой и мягкой. Она является олицетворением женского начала, олицетворяя величие, женскую красоту, грацию, доброту, радость и любовь. Ведь именно эта богиня почиталась, как защитница всех женщин, детей и кошек. К ней можно было обратиться с любой просьбой, также ее роль очень велика как хранительницы очага. В тоже время она является защитницей и может проявить огромную силу. Именно поэтому Бастет стала столь важна, как многогранный образ, для всего Древнего Египта и сочетание данных качеств смогло поставить ее в ряд самых величественных египетских Богов. Такой образ является очень привлекательным, особенно для женщин.
Процесс одомашнивания дикой кошки занял длительное время, что можно наблюдать по древнеегипетской иконографии. Здесь можно проследить эволюцию культа богини-кошки. Постепенно эти животные вытесняют в качестве охотников на птиц, грызунов и змей, традиционных для этих сцен египетских мангустов. Став домашними животными, они постоянно показывали свою полезность, защищая имущество и дома египтян от грызунов и мышей. Поэтому в них видели проявление божественной заботы о людях. В Древнем Египте эти животные считались священными животными как олицетворение богини Бастет. Даже влага на носу кошки рассматривалась как святая.
Ныне в музеях мира хранятся удивительные по красоте и гармонии статуэтки кошек, которые являются ярким свидетельством замечательного искусства и таланта древнеегипетских мастеров, а также проявлениями той любви и благоговения, которые испытывали древние египтяне к этим священным для них животным. .
Сехмет, чьи пути затоплены кровью
Сехмет — богиня войны и палящего солнца, изображалась в виде женщины с головой львицы. Грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха и мать Нефертума. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, и поэтому на её голове изображался диск. Охранительница фараона обладала характером не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, и ее часто отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Как богиня жары, Сехмет представлялась весьма суровой.
В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет предстает в качестве принятого образа Ока Ра [которое было отождествлено с богиней Хатхор]. Она наслаждается избиением и пожиранием людей. Когда же бог Ра понял, что достаточно насилия, он проливает на землю смесь пива и алого гранатового сока из тысячи кувшинов, на которое жаждущая мести Сехмет и набросилась, поверив, что это человеческая кровь. А когда опьянела и уснула, то снова превратилась в красавицу Хатхор.
В 2013 году на западе Фив в заупокойном храме египетского фараона XVIII династии Аменхотепа III, где до разрушительного землетрясения стояли огромные статуи царя [колоссы Мемнона] и находились сфинксы, которые впоследствии оказались на берегах Невы, археологи обнаружили при раскопках 14 статуй богини войны и палящего солнца Сехмет. А в 2017 году в той же археологической зоне было обнаружено 66 статуй Сехмет из диорита. К сожалению, они все повреждены, но три почти не пострадали. Напомню, храм Аменхотепа III, был полностью разрушен землетрясением.
Тот (Джехути)
Бога Тота обычно изображали с головой павиана или ибиса. Тот был богом письма, мудрости и знаний, а также считался божеством луны. В период Нового царства (1550—1069 гг. до н.э.)
Древнеегипетский бог солнца Ра (Ре) «поселился» в Гелиополе (неподалеку от современного Каира), где был сосредоточен его культ. Поклонение Ра достигло вершины в период IV династии (2613-2494 гг. до и. э.).
Боги Египта
Его имя в Древнем Египте означает «таинственный» и отождествляется с богом солнца Ра, впоследствии Амон-Ра — верховное, главное божество Египта. Изображается в виде бородатого мужчины в головном уборе с двумя длинными перьями. Считался хранителем династии и пантеона. В его честь построены огромные храмы в Луксоре и Карнаке Египта. Считался одним из трех создателей Мира, и к его великодушию обращались верующие в просящих молитвах. Вместе с богиней Мут и богом луны Чонсу они образовали фиванскую триаду. Фивы были его родным городом, откуда культ бога распространился в других частях государства.
Анубис
Бог царства мертвых, тьмы. изобретатель мумификации, покровитель бальзамирования, хранитель могилы, к которой обращались погребальные молитвы. Изображается с головой шакала. Вместе с Имстетом, Хапи, Дуамутефом и Кебехсенуфом он царствовал в подземельях.
Солнечный щит, видимое проявление Бога Ре, единственное божество в монотеистической религии, созданной Эхнатоном. Центром культа Атона в Древнем Египте - Ахетатон, ныне Телль-эль-Амарна. Атон изображался как солнечный диск с лучами, оканчивающимися ладонями.
Один из древнейших богов Древнего Египта, священным животным которого был Змей. Почитаемый в Гелиополисе как Атум-Ра, считался там творцом мира и богов, а как божество солнца - олицетворением полуденного солнца. Представлял собой существо в человеческом обличии с двойной короной верхнего и Нижнего Египта на голове.
Бастет
Египетская богиня кошка. Центром поклонения этой богине - город Бубастис в Египте, где находился некрополь мумифицированных кошек. Кошки также почитались в домах. Любимый вид спорта фараонов — охота на Львов, считалась греховным делом, если совершалась во время праздников в честь этой богини.
Домашний Бог, изображаемый обычно в виде карлика с широким бородатым лицом, густыми бровями, длинными волосами, с большими оттопыренными ушами, плоским носом, высунутым языком, тонкими и длинными руками, кривыми ногами и хвостом. Бес сочетался с человеческими удовольствиями, считался жизнерадостным персонажем и оберегал людей от несчастий. В Египте он убивал змей, защищал детей, при родах помогал богине Таурт, изображенной в облике бегемота.
Относился к главным богам Древнего Египта и, как покровитель и хранитель фараонов, имел бесчисленное количество храмов по всей стране. Он изображался с головой сокола. Когда Хор достиг совершеннолетия, отправился мстить за смерть отца и вступил в поединок с Сетом.
Имхотеп
Имхотеп из смертных, которого причислили к богам Древнего Египта. Архитектор комплекса ступенчатой пирамиды в Саккаре Египта. Его изображали жрецом с бритой головой, держащим на коленях развернутый свиток папируса. Он считался покровителем преподавания и медицины.
Исида
Богиня магии и творческой силы, хозяйка земли, неба, моря и мира мертвых. Одна из самых популярных богинь Египта почитается как образцовая жена Осириса и мать Гора. Она представляла себя женщиной с троном на голове. Ее культ помимо Египта, распространился так же на Грецию и Рим.
Дочь Ра, богиня истины Древнего Египта - Маат, носила страусиное перо на голове. Это перо, как олицетворение истины и справедливости, клали на одну из чаш весов, на которой во время суда Осириса взвешивали душу умершего.
Богиня, символом которой являлся стервятник. Изображенная как женщина в королевской короне, она почиталась в южной части Карнака, где находился ее храм. Будучи супругой Амона фиванского и матерью Чонсу, она совершала с ним торжественные шествия из Карнака в Луксор или на противоположную сторону Нила в царские погребальные храмы.
Нефтида
Нефтида богиня смерти и рождения, жена Сета, сестра Осириса. Ее имя, означающее «хозяйка замка», сочеталось с погребальным ритуалом, она и ее сестра Исида выступали в роли хранительниц.
Нехебкау
Один из страшных демонов в египетском подземном мире, встречавших умерших. Это змея с человеческими руками и ногами. Совсем по-другому выглядел женский демон Аммут с головой крокодила, туловищем львицы, пожирающей души обреченных на смерть. Легенда Древнего Египта гласит, что бог Нехебкау когда-то был приручен Ра и с тех пор преданно служит богу солнца.
Первобытные воды в мифологии Древнего Египта. Этот бог изображен как человек, стоящий по пояс в воде с поднятыми вверх руками, поддерживая лодку солнца. Хаос первобытных вод был глубоким, вечным, темным и невидимым.
Египетская богиня неба, которую обычно изображали в виде обнаженной, гигантской женщины, обнимавшей небеса, чья согнутая в дугу спина, поддерживалась богом воздуха Шу. Согласно легенде, день и ночь являются результатом солнечного возрождения: солнце входило вечером в рот Нут, ночью проходило через ее тело и утром рождалось из ее чрева.
Осирис
Царь и судья мертвых, главное божество смерти. Посвященным ему городом - Джед, лежащий в дельте Нила. Осириса изображали бородатым человеком в короне Верхнего Египта на голове, закутанным в саван по подобию мумии. В руках он держал кнут и жезл — символы власти. Ему приписывали введение земледелия и многих ремесел, а также полагали, что он положил начало обрядам, прежде всего мистерии, сопровождавшей процесс бальзамирования и мумификации. Египтяне считали, что сохранение тела является важным условием для обеспечения вечной жизни. Без тела вообще невозможно жить дальше после смерти. Они также убеждены, что человек рядом с телом имеет еще Ба и Ка-душу, изображаемую в виде птицы с человеческой головой, своего рода двойника, хранителя тела, рождающегося вместе с ним и сопровождающего его в мире мертвых. Только фараоны становились после смерти Осирисом, а остальные могли получить спасение, когда с положительным исходом прошли через суд, исследующий содержащиеся в них добро и зло. Несчастного, получившего неудачный результат, ждал Аммут — Пожиратель душ. Согласно мифу, посвященному Осирису, он утоплен, расчленен и разбросан по земле и воде его братом Сетом, который затем запер его в саркофаге и бросил в Нил. Там его нашла Исида, его сестра и жена, и оживила. Однако возрожденный Бог не остался на земле, а стал хозяином тех, кто уже ушел в загробный мир.
Ра — царь богов
Ра почитался, прежде всего, как царь богов, творец людей, мира и вселенной. По этой причине фараоны считали бога Ра прародителем и защитником царской власти на земле. Как царь богов, Ра выступает в истории борьбы Сета с Гором за господство над Египтом. Там он изображен как решительный союзник Сета, которого он даже приглашает на свою солнечную лодку, поскольку путешествие на лодке является основной космологической ролью Ра. Днем он плывет по небу в барже под названием матет, а после заката его путешествие переходит в подземный мир. Утром Ра снова появляется на горизонте, тем самым закрывая цикл. Этот поход являлся основой космического подхода, олицетворяемого богиней Маат, изображаемой в виде красивой женщины со страусиным пером на голове. Маат одна из дочерей Ра и сопровождала его в странствиях по небу.
Кроме нее, бог-солнце берет с собой своих советников, которые помогают ему управлять миром: Сиа (мудрости), Ху (приказ) и Хека (магия). Во время прохождения подземного мира лодка Ра подвергалась нападению коварных демонов, которыми командовал Грозный змей Апопис. Именно с ним ежедневно сражался Сет, взяв на себя роль защитника матета. Затем он неоднократно использовал это как аргумент, свидетельствующий в его пользу в конкуренции с молодым Гором.
Впрочем, Ра никогда не любил Гора и не раз показывал ему это, как хотя бы в знаменитой сцене во время заседания суда, когда он обратил внимание, что у того неприятный запах изо рта. Тогда же Хор ответил ему гораздо более болезненной репликой. А именно, он заявил, что храмы Ра пусты. Другими словами, он напомнил ему о том, что когда-то люди перестали поклоняться ему. Этот инцидент кажется единственным слабым местом солнечного бога. При одном только упоминании о нем он обижается на весь трибунал и уходит, срывая заседание.
Бог путешествий в египте
Солнце – кто хоть раз за день не поднимал головы, чтобы отыскать его на небосводе, даже в народных поверьях есть убеждение, что когда происходит рождение нового дня и встает солнце, жизнь начинается сначала, и все может произойти. Лучи восходящего солнца рассеивают тьму ночи, прогоняют злых духов, стирают из памяти кошмары, а у навязчивых мыслей отбирают силу. Поэтому неудивительно, что в Древнем Египте сделали его самым могущественным богом в своем пантеоне, дав ему короткое и звучное имя – Ра.
Культ Древнеегипетского Бога Ра
Культ бога Ра появился в городе Гелиополисе, а потом распространился на весь Древний Египет и в зависимости от региона или периода в истории принимал различные формы, связывающие бога Ра с другими популярными богами. Гелиополис, в простом переводе Город Солнца, вначале назывался городом полюсов, из – за расположенного там огромного холма, ныне называемого Бенбен. Было установлено множество таких конструкций с позолоченными вершинами, которые должны были символизировать восходящее солнце. Их ставили попарно, показывая таким образом связь Солнца с Луной. В одном из мифов о создании мира Ра отожествлялся с богом-демиургом Атумом. Он появился тогда из Нун в виде света, прорвавшись сквозь тьму, и поселился на первом же клочке суши Бенбене.
Все Свернуть
Бог солнца Ра в египетской мифологии
Бог солнца Ра изображался в различных образах, но самым популярным в египетской мифологии это изображение, как статного человека с головой сокола, который носил солнечный диск на голове, часто окруженный двумя кобрами. Иногда вместо змей диск защищали человеческие руки. Египтяне также любили подчеркивать, с какой версией солнца они конкретно имеют дело. Утренний Ра появлялся в облике человека с головой скарабея, а вечерний — с головой Овна. Кроме сокола, овна и скарабея, ему приписывались и другие священные животные – он выглядит как бык, лев, цапля, феникс и змея. Более того, хитрые жрецы связывали его с божествами, которые в определенное время пользовались наибольшей популярностью. И вот, когда в пантеон постучался Амон, он тут же получил атрибут Ра, то есть солнечный щит, и только тогда под видом Амона-ра был поставлен на пьедестал. Бог-солнце также объединился с кумиром простого народа, то есть с Осирисом, сменив своего персонажа на мумию с головой Овна, сокола или скарабея. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Ра при всех своих невероятных способностях владел и секретом перевоплощения.
Xатхор (Хатор)
Так же, как Исида, она считалась божественной родительницей царствующего фараона. Наскальный рельеф в святилище в Дейр-эль-Бахри изображает Хатхор в облике коровы, выкармливающей фараона Аменхотепа II(1427-1400 гг. до н. э.).
Кроме этого, она была «владычицей бирюзы», «владычицей Библа», «владычицей запада». Считалось, что Хатхор каждый вечер принимает под свое покровительство солнце и хранит его до рассвета. Эта ипостась богини связана с ее ролью в загробной жизни, где она являлась хранительницей покоя умерших.
Дочь Анубиса, хранитель печени, пожирательница грешников, любящая молчание и другие боги Египта
Акер Двуглавый Лев
Кебхут, дочь Анубиса
Кебхут (Кебехет, Кебехут) – богиня чистой прохладной воды. покровительница 10-го нома и города Летополиса. Кебхут часто изображалась как змея или женщина с головой змеи. Дочь бога Анубиса (Инпу) и его жены богини Инпут (Анпут), Кебхут являлась олицетворением прохладной и чистой воды, которая была одним из жизненно необходимых элементов для древних египтян не только в реальной жизни в жарком климате, но и в мифологическом вечном раю загробного мира, который и был домом Кебхут.
Изображений богини очень мало.
Имсети, защитник и хранитель печени
Имсети (Амсет) — в древнеегипетской религии заупокойное божество, один из четырёх сыновей Гора. Имсети был единственным из четырёх сыновей Гора, кого изображали с человеческой головой. Главной его задачей была защита печени умершего. Поскольку древние египтяне видели печень в качестве места хранилища человеческих эмоций, то изображение Имсети не связывалось ни с одним животным, и всегда изображалось как мумифицированный человек. Покровительницей Имсети, божества, которое у народа считалось очень добрым, была богиня Исида.
Меритсегер, которая любит тишину
Изображалась в виде льва или женщины с головой змеи. Центр культа Меритсегер — посёлок в районе современного Дейр-эль-Медина, где в древности жили ремесленники — строители и художники гробниц. В период 19-21 династий богиня была [почиталась] олицетворением горы, возвышающейся над западным берегом Фив. Около пика горы и в деревне были найдены несколько часовень, посвященных ей. Поскольку культ Меритсегер носил локальный характер и был, вероятно, ограничен рабочими, занятыми на кладбище, он исчез с прекращением похорон фараонов в Фивах во время XXI-ой династии.
Себек свиреп!
Именно из этой связи с исцелением, Себек считался защитным божеством. Его ярость способна отражать зло, одновременно защищая невинных. Таким образом, он стал предметом личного благочестия и общего получателя пожертвований, особенно в поздние периоды древней египетской истории. Это не редкость, особенно при Птолемеях в Римском Египте, поскольку мумии крокодилов сохранялись и почитались в культовых центрах, посвященных Себеку. Себеку [культу] также жертвовали мумифицированные крокодиловые яйца, чтобы подчеркнуть цикличность его солнечных атрибутов как Себек-Ра. Кроме того, множество крокодилов разводилось, которые при жизни становились живыми воплощениями бога Себека, а после смерти были мумифицированы в величайшем ритуальном представлении как священные создания.
Практика сохранения этого аспекта поведения животных посредством мумификации, вероятно, призвана подчеркнуть защитные и воспитательные черты жестокого бога-крокодила, поскольку он защищает египетский народ так же, как крокодил защищает своих детей.
На фото: Фигура бога-крокодила Себека из дерева, 13 династия, 1800-1640 до Н.Э. продано на аукционе Сотбис за 17 500 $
Несчастные случаи с животными и людьми — жертвами крокодилов, во множестве отмечаемые современными путешественниками по Судану, в древнем, а тем более в первобытном Египте, несомненно, были заурядным явлением. Память о них сохранилась как в туземных, так и в классических и древнехристианских свидетельствах. На египетских рельефах нередки изображения крокодила, подстерегающего переходящие реку стада и пастухов, которые криками отгоняют хищника. Для защиты от крокодилов составляли специальные магические формулы, заклинавшие чудовищ не вредить человеку или скоту. С жалобами на хищников и просьбою об ограждении от них обращались иногда к христианским богам. По словам классических и древнехристианских писателей, появление крокодилов на побережье Нила было обычным явлением в разных частях Египта. Мытье ног, черпание воды и даже плаванье по Нилу близ Коптоса, Омбоса и Арсиноэ были сопряжены с опасностью стать жертвой крокодила. Печальная репутация крокодила, как наглого хищника, нашла себе яркое выражение, между прочим, в том, что некоторые слова, служившие для обозначения дурных душевных свойств и качеств, детерминировались знаком крокодила.
На фото: Фигура из стеатита, леди Исет, певица Себека, 19 династия, 1292-1250 до Н.Э., продано на Сотбис за 760 000 $
ps. Размышления о возникновении зооморфного божества.
Почему вдруг стали обожествлять крокодила?
Осирис
Один из самых важных богов Древнего Египта, Осирис (Усир) ассоциировался со смертью, воскрешением и плодородием. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом еще во времена V династии (2494-2345 гг. до н. э), но на закате Среднего царства (2055-1650 гг, до н. э.) повторить воскрешение Осириса стало допустимым и для простых смертных.
Осирис был отцом Гора, мужем Исиды, которая мумифицировала, а затем оживила его, убитого и изуродованного братом злодеем Сетом. Множество мест в Египте славилось тем, что там были оставлены части расчлененного тела Осириса.
Бусирис, например, «записал за собой» позвонок, а в Абидосе, считалось, была погребена голова бога.
Птах (Пта) изначально считался покровителем ремесел и искусства. Эта связь, возможно, способствовала его превращению в бога-создателя. В соответствии с мемфисским мифом о происхождения жизни, Птах принес жизнь на землю, произнеся вслух названия всего сущего.
Сет изображался по-разному, иногда в облике кабана или гиппопотама, но чаще всего в виде фигуры человека с головой мифического животного с длинным носом и квадратными ушами.
Осирис
Царь мертвых и судья душ. Сын бога земли Геба и богини неба Нут. Будучи повелителем Египта, научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Был убит своим завистливым братом Сетом, польстившимся на жену Осириса царицу Исиду (по совместительству их родную сестру) и царский трон. Согласно мифологии, стал первой мумией. Самый любимый бог среди простого люда Древнего Египта. Изображался в виде спеленатой мумии со свободными руками, в которых он держит символы царской власти: хекет и нехеху (скипетр и цеп).
Нефтида
Читайте также: