Активный отдых у первобытного человека был связан
Специально для отпускников, а также постоянных любителей путешествий рассказываем, откуда растут ноги у современного туризма.
1. Первобытный мир
Первые люди не могли позволить себе длительную стоянку. Исчерпав природные ресурсы, они снимались с насиженного места, и отправлялись в поисках новых земель, где мамонты больше, а трава зеленее.
Постоянные миграционные процессы стимулировали интеллектуальное развитие людей: появлялись зачатки географических знаний, развивалась ботаника, зоология и даже элементарная механика. Кроме того, необходимость передачи накопленной информации способствовала появлению наскальной живописи.
2. Древние цивилизации
С появлением первых цивилизаций движение человеческих масс по планете не прекратилось, правда изменилась мотивация перемещений.
Залогом процветания древнейших государств являлась международная торговля. Правители Древнего Египта регулярно снаряжали экспедиции, преследующие торгово-экономические цели. Например, доподлинно известно о путешествии некого Ханну в 2750 г. до н.э. к побережью Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и благовониями.
Тогда же в XXVII веке до н. э. египетские корабли впервые пересекли Средиземное море – целью странников был финикийский город Библ, откуда флотилия вернулась доверху набитая кедровым деревом.
Надо отметить, что купцы зачастую играли роль первооткрывателей, поставлявших на родину не только редкие товары, но и ценные сведения об устройстве окружающего мира.
Развитие торговли повлекло за собой создания института посольств. Китайские, египетские, шумерские дипломаты совершали многолетние вояжи за тридевять земель, дабы стать гарантом мирных отношений между государствами. Задолго до начала новой эры появились и религиозные странствия. Группы паломников, совершающие шествия к храмам великих богов, и миссионеры, распространяющие собственное вероучение, органично вписались в культурный ландшафт древнего мира.
3. Древняя Греция
Эллины тоже предпринимали торговые вояжи, совершали паломничества и ездили за знаниями («Отец истории» Геродот побывал в Египте, Персии, Вавилонии, стране скифов и множестве других мест, подробно описав географию своих перемещений, а также историю и культуру увиденных им народов). Кроме того, именно в Древней Греции впервые появились такие явления, как спортивный и оздоровительный туризм.
Впрочем, лечение начиналось еще до того, как верующий встречался с божеством. Ритуал, предваряющий посещение храма, включал ряд важных процедур: пост, омовение, посещение бани. Кроме того, греки отлично знали о целебных свойствах серных, солено-серных и железистых вод. Возле источников возводились купальни, где состоятельные граждане могли отдохнуть и заодно избавиться от недугов.
Феномен спортивного туризма появился в Греции примерно в VIII в. до н. э. благодаря Олимпийским играм. Раз в четыре года в Олимпию стекались десятки тысяч болельщиков, желающих посмотреть на состязания своих кумиров.
По случаю Олимпиады в городе устраивалась ярмарка, где кроме шопинга можно было послушать выступление знаменитых философов, поэтов или ораторов, а также поглазеть на работы местных живописцев. Культурный досуг продолжался в храмах, где за отдельную плату предоставлялась возможность понаблюдать за работой жрецов, а также послушать «экскурсовода», рассказывающего истории и легенды об этом месте.
Возле крупных храмов прокладывали сеть «священных» дорог, обеспечивающих беспрепятственный доступ паломников к святилищу. На курортах и возле храмов располагались гостиницы, обеспечивающие чужестранцам кров, но еду путники привозили с собой. Эти учреждения находились в муниципальной собственности, потому что держать подобный бизнес считалось делом недостойным.
Кроме того, в богатых домах обычно всегда находились комнаты для гостей – состоятельные греки радушно принимали даже незнакомых путешественников.
В греческих городах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого союза – ксен – становился защитником интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Элладе сформировался институт проксенов. Проксен исполнял роль консула, представляющего интересы жителей того места, которое присвоило ему этот статус.
4. Древний Рим
В период расцвета империи была построена сеть качественных дорог, общая протяженность которых, по разным оценкам составляла от 80 до 300 тысяч километров. Вдоль дорог на расстоянии 6–15 миль друг от друга располагались почтовые станции, где можно было поменять лошадей, а также удовлетворить и другие потребности: поужинать в таверне и остановиться на ночлег.
Большая часть римских отелей нельзя было назвать комфортабельными: подушки, набитые соломой и кишащие насекомыми, разбавленное вино, плохая еда. Поэтому в придорожных гостиницах останавливались бедняки. Богатые путешественники ночевали в шатрах, которые возили с собой.
Большим спросом у путников пользовались дорожные карты с обозначением постоялых дворов. Помимо карт в начале новой эры в распоряжении римлян также были путеводители. Приобрести их можно было в специальном «туристическом бюро».
О небывалом расцвете индустрии туризма в Древнем Риме говорит и тот факт, что видные умы своего времени занялись разработкой философии путешествия. Например, Сенека Младший писал, что для продуктивного отдыха необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов», поскольку «и местность, без сомнения, не лишена способности развращать».
Роль отдыха и праздника в жизнедеятельности людей первобытного общества
Рассмотрим зарождение активного отдыха, который у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были включаться все — и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первичными формами будущего досуга.
Магические, а также игровые занятия, направленные на достижение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в заклинания шамана, что бессознательно формировало у них чувство готовности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструментов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что его психика становилась свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, готовности к трудностям.
Существовал еще один вид коллективной активности, когда в общественной психологии, индивидуальном сознании людей происходили конструктивные сдвиги, — праздник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значимого успеха: удачной охоты, спасения от природных катаклизмов, победы над врагом. Люди испытывали радость, стремились быстрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включались в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией. Например, вплоть до начала XX в. у ряда малочисленных народов сибирского Севера отмечался медвежий праздник.
Итак, первобытная культура поначалу не имела досуга и свободных занятий. Но в ней формировались условия для их появления. Немало современных досуговых занятий корнями уходят в мифологическое сознание, магическую практику, шаманские технологии и обряды, а также в игровые действия и праздничные мероприятия далекого прошлого.
Отдых, свободное время и досуговые занятия в Древнем мире
Заметные перемены в развитии отдыха происходили в сообществах Древнего мира, у народов первых государственных образований, существовавших в долине Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхе, а также на юге Западной Европы между 3000-4000 гг. до н.э. и V в. н.э. В великих культурах этого периода — в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Индии, Древнем Китае, в культуре античности (Древней Греции и Древнего Рима) возникли важнейшие предпосылки и условия для появления досуговой деятельности. В то время люди уже живут в постоянных поселениях (деревне, городах), занимаются земледелием, торговлей, ремеслом как ведущими направлениями хозяйства. В хозяйственной практике зарождаются простейшие элементы товарно-рыночных отношений, что углубляет разделение труда, формирует крупные сферы хозяйственной практики — сельское хозяйство, торговлю, ремесло и т.п.
В обществах Древнего мира стали формироваться государственно-правовые формы организации и регулирования общественной практики. Начала развиваться частная собственность, что вело к экономическому и социальному расслоению; появились родовая аристократия, высшее жречество, чиновничество, военное сословие; сформировался институт рабства и беднейших слоев свободного населения. Здесь интенсивно росли крупные городские поселения, где появлялось множество новых занятий и профессий, в том числе связанных с письменностью, государственным управлением и правовой деятельностью. Деятельности горожан стали присущи формы духовной активности, ее представителями выступали служители культа (жрецы, храмовые служители), а также профессионалы, связанные с созданием художественно-эстетических ценностей (сказители, художники, артисты, музыканты, поэты). Именно среди аристократических и зажиточных городских слоев появлялись новые, непривычные для традиционных форм народной практики виды досуга. С одной стороны, в сообществах Древнего мира формировались крупные общности (народы, население государств); с другой — окончательно сложилась малая социальная ячейка — семья.
В новых условиях исчезали простые формы социального равноправия первобытного общества. Довольно многочисленные социальные слои стали составлять рабы. Другие, не менее многочисленные слои оставались свободными, но при этом были настолько бедны, что постоянно трудились ради выживания. Многие сословия в городах (ремесленники, купцы, бюрократия, военные, представители художественных занятий) не принадлежали к беднякам, но каждодневный труд оставался непреложным условием их жизнедеятельности. Таким образом, что большая часть населения государств Древнего мира почти не имела свободного времени или обладала крайне малым его объемом для рекреации. В течение дня, недели, месяца основная часть населения того периода выполняла трудовые функции и домашние хозяйственные обязанности все светлое время суток. У подавляющегося числа людей такое существование продолжалось всю жизнь.
У части свободных граждан древних государств появлялся личный досуг, который можно сблизить с современными формами отдыха. Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, которые выполняются дома, и те, которые проходят в общественном месте, на городской улице. Женщины проводили свободное время в домашних условиях и использовали его на любительские занятия — занимались рукоделием, общались с родственниками, изустно передавали детям фольклор. Мужчины личное свободное время могли проводить как дома, так и вне его — на охоте, в общественно-публичных местах, в путешествиях.
Многие домашние и внедомашние занятия связаны были с традиционными 'играми, спортивными состязаниями, которые требовали либо прямого участия человека, либо наблюдения за их ходом. Тогда же появляются настольные игры.
В Древней Индии зародилась игра на досках, похожих на некоторые современные настольные игры типа лото, где выигрыш зависит от удачи, наблюдательности и умения. К первым векам нашей эры одна из таких игр, которая разыгрывалась на доске, разделенной на 64 квадрата, превратилась в довольно сложную игру с разными фигурами («слон», «конь», «колесница», «четыре пехотинца»), которая гораздо позже в измененном виде стала известна как игра в шахматы.
В Индии же, как и повсюду в Древнем мире, среди детей и молодежи были распространены активные игры, состязания в силе, ловкости, сообразительности. И дети, и взрослые любили наблюдать состязания борцов; на дравидском юге существовал бой быков.
По дорогам Индии уже в то время путешествовали труппы, участники которых увеселяли простой люд, в том числе жителей отдаленных селений. Из древнеиндийской литературы известно о музыкантах, сказителях, акробатах, жонглерах, фокусниках, заклинателях змей.
Участие в традиционных коллективно-досуговых занятиях требовало от человека относительно простых реакций, привычных движений, знания правил. Поэтому народный пласт досуга остается исторически устойчивым явлением, продолжая развиваться вплоть до наших дней.
И сегодня существуют коллективные занятия, связанные с активным участием всех желающих групповые игры на свежем воздухе, пересказ и прослушивание преданий, фольклора, а также музыкальная, танцевальная, песенная традиционная самодеятельность.
Более индивидуализированный характер проведения досуга был характерен для представителей высших классов, людей свободных профессии которые имели возможность использовать рабов, выполнявших функции прислуги. Именно среди привилегированных слоев впервые появляется длительный досуг, который каждый мог тратить по своему усмотрению. Люди могли выбирать занятия, согласующиеся с личными предпочтениями, использовать время для развлечений, путешествий, образования или просто ничего не делать.
Таким образом, содержание свободного времени у родовитых слоев и состоятельных групп во многом начинает отличаться от традиционных занятий, поскольку их обладатели стремились получить в свободное время новые впечатления и ощущения. Представители таких слоев задавали тон в распространении нетрадиционных досуговых занятий, которые требовали времени и средств. Тогда зародилось коллекционирование редких предметов, проживание летом на загородных виллах, прогулки на природе, творческие занятия и др. В городах южной части Западной Европы и на Ближнем Востоке досугом служило посещение общественных бань. С тех пор этот способ оздоровления, социального общения и развлечения становится традиционным и получает распространение во многих странах мира.
Состоятельные слои, а также ценители становились первыми слушателями и читателями авторских произведений. Не коллективное, а индивидуальное художественное творчество особенно расцветает в Древней Индии, Древней Греции и Древнем Риме. Поначалу речь идет об авторской поэзии, прозе и драматургии. Авторское искусство Древнего мира оказалось столь оригинальным и глубоким, что способно вызывать отклик и у наших современников. Еще одно занятие состоятельных слоев того времени было связано с приглашением гостей на обильное Угощение, которое могло длиться несколько дней.
Богачи Древнего Рима устраивали пиры, на которые приглашались друзья и клиенты. Клиентами называли бедных граждан, которые вели специфический образ жизни — они жили тем, что постоянно посещали подобные мероприятия, создавая своеобразный фон, на котором развлекались богатые участники пира. Основная обязанность клиентов состояла в том, чтобы поглощать подаваемые блюда, а по знаку хозяина подобострастно его хвалить. На подобных пирах гостей развлекали приглашенные певцы, музыканты, цирковые артисты. Сами гости могли буквально сутками возлежать на ложах и проводить все это время в беседах, поглощая одновременно множество разных блюд и вин.
Имеется красочное описание подобного пира, сделанное Петронием в романе «Сатирикон». Нашего современника особенно поражает многообразие блюд, развлекательные эффекты их подачи. Так, Петроний пишет, что в доме разбогатевшего вольноотпущенника Тримальхиона подавали приготовленную тушу кабана, внутри которой находились живые дрозды, вылетавшие сразу после того, как кабанью тушу начали резать. Внимание гостей привлекло блюдо «Знаки Зодиака»: на огромном блюде были изображены по окружности 12 знаков Зодиака, а над каждым знаком рука кухонного мастера поместила подходящее кушанье. Над Тельцом — кусок телятины, над Близнецами — яички и почки, над Рыбами — двух красноперок, над Весами помещали ручные весы, на одной чаше которых лежал сырный пирог, на другой — медовый и т.п.
Интересны также тон и темы разговоров знатных гостей на таком пире. Анализируя эти беседы, можно видеть, что повседневные интересы людей того далекого прошлого, при несомненных различиях, во многом были схожи с интересами наших современников.
Вместе с тем в культурах Древнего мира уже сформировались традиции, позволяющие объединять огромное число людей во время всеобщих праздников. Общие праздники, корнями уходившие в древние обряды, были связаны как с религией, так и с народными календарно-трудовыми обычаями. На таких празднествах были распространены зрелищно-развлекательные представления, ставшие первыми в истории массовыми мероприятиями.
В некоторых регионах Древнего мира (например, в Индии, Греции, Древнем Риме) появились театры и развивалась драматургия. Как правило, драматическое искусство оставалось тесно связанным с народным сознанием, мифологией, но одновременно в нем уже развивались оригинальные сюжеты, мастерски отображались мысли и чувства, свойственные времени и индивидуальным переживаниям.
Но чаще сюжет пьесы строился на обработке народных мифов (исторических, героических), а также народных преданий. Пьесам такого рода был обеспечен массовый успех. На массовую аудиторию были рас считаны также истории, связанные с повседневной жизнью людей, с любовными коллизиями.
В XX в. в Индии были раскопаны остатки театра, который ученые отнесли ко II в. до н.э. Он похож на все индийские театрально-зрелищные площадки, описание которых историки находят в древнеиндийской литературе. В Индии того времени был театр, рассчитанный на утонченную публику и знатоков прекрасного. В рамках аристократического театра древности родилось искусство написания пьес (драма). Имена некоторых авторов сохранились до наших дней: Бхаса, Калидаса. До нас дошли их пьесы, которые не раз ставили современные режиссеры разных стран.
Особо следует сказать о развитии светского массово-зрелищного музыкального, циркового искусства, самостоятельные формы которых появлялись в разных регионах Древнего мира. Греки и древние римляне первыми начали проводить массовые зрелища — театральные и спортивно-цирковые. Эти развлекательные мероприятия были крупными по критериям даже нашего времени. V)
Например, в Древней Греции систематически организовывались спортивные состязания, включая и Олимпийские игры. Древние римляне предпочитали состязания гладиаторов.
Постоянное проведение гладиаторских боев превращало их в массовые зрелища, требующее организационной работы с публикой. Огромный амфитеатр в Риме, Колизей, ставший образцом для зодчих разных стран мира поздних эпох, представляет собой гигантское сооружение даже для наших дней. В плане оно представляет эллипс с внешним обводом в 527 м, главные оси которого составляют 188 м в длину и 156 м в ширину с общей площадью 29 тыс. м 2 . Первый этаж Колизея образуют аркады с 80 арками, высотой 7 м и колоннами с размерами 2,40-2,70 м в плане. На них покоятся второй и третий этажи, в то время как четвертый этаж составляет сплошная стена, разделенная подпорками на сектора, каждый второй из которых имеет окна. Колизей вмещал в себя 45 тыс. сидящих зрителей и еще 5 тыс. человек могли наблюдать зрелище, стоя на самой верхней террасе. При этом все 80 арок первого этажа были пронумерованы, так что гостям, приглашенным на зрелище, для того чтобы найти свой ряд в секторе, достаточно было сравнить запись на входном билете с нумерацией, указанной над входом в аркады. Это мудрое изобретение позволяло равномерно распределять поток зрителей.
В других регионах Древнего мира зрелищные представления во многом проходили по старинке, на основе сложившихся традиций и далеко не всегда претендовали на многочисленную аудиторию). Например, в Древнем Китае театральное искусство зародилось лишь в I тысячелетии н.э. Оно возникло не из религиозно-храмовых постановок, не из народных представлений, а как искусство при императорском дворе. В то время массовым зрелищем китайцев были цирковые представления, которые, как и повсюду в то время, проводились на базарных площадях и в людных местах.
В Древнем Китае цирковое искусство было представлено видами, распространенными повсюду в мире — акробатикой, эквилибристикой, жонглированием, дрессировкой ..животных. Цирковые артисты достигали в этой стране такого мастерства, что их искусство до наших дней остается исключительно оригинальным явлением. Силу китайского цирка составляла опора на народную художественную, спортивно-оздоровительную и психологическую культуру. Так, артисты цирка всегда использовали особые способы физической тренировки и психологического саморегулирования.
В целом китайский цирк был подлинно народным зрелищем, Бродячие циркачи посещали самые отдаленные территории и маленькие деревни Поднебесной империи, демонстрируя множество любопытных номеров. У них, например, существовали традиции дрессировки даже таких живых существ, как рыбы, муравьи, черепахи. У китайской народной аудитории особой популярностью пользовались фокусы. При ханьском дворе разыгрывались целые цирковые программы на мифологические сюжеты, например, «Превращение рыбы в дракона», где акробатика совмещалась с танцами, музыкой и зрелищными эффектами.
Таким образом, в Древнем мире труд и развлечение дифференцируются, становясь самостоятельными сферами жизни человека. У представителей широких слоев они еще тесно переплетаются с народной культурой — фольклором, народными праздниками. Досуг знати приобретает собственные формы, наполняясь новым содержанием. Рождаются профессии, представители которых заняты развлечением богачей в свободное время, а также трудятся в области художественных ремесел, искусства, философии. Появляются специалисты, занятые организацией общественных празднеств и развлечений больших масс людей.
1.2. История досуговой педагогики
Свободное время человека, а также его занятия, которые мы относим к досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а формировались исторически. Члены первобытного общества не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо наличие зрелых социальных отношений (труд, социальная дифференциация, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семейные связи и др.), которых в первобытном обществе не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.
Труд людей доисторических культур носил примитивный характер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли. Существовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу, которую поглощали, почти не обрабатывая. Примитивно сооруженное жилище становилось общим и носило временный характер.
В то время существовало социальное разделение людей по половозрастным признакам (мужчины – женщины, дети – взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и т.д. Такой способ организации людей обеспечивал условия лишь для простого общественного воспроизводства и существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваивающим, типом хозяйственной деятельности.
Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охоте на диких зверей. Позже они научились разводить домашних животных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие растения. Но еще долгое время в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Религия, искусство, наука находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.
В первобытном обществе дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучались к коллективному труду и быту. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требованиям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.
Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифологическое сознание включало представления людей, в которых содержались как адекватные, так и фантастические образы о мире и о себе. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее создавать культурную среду, переделывать окружающий мир.
В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.
Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.
Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, обряженными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми, и животными, – как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.
В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях-существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная мифология.
Также многофункциональной была магическая практика, которая стремилась оптимизировать существование людей, поддерживала у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрывная связь. Существуют различные классификации магических действий. В основу одних положены особенности магической «техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная и др.), в основу других – связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, любовная, лечебная, вредоносная и пр.). Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных катаклизмов, врагов и несчастий. Таким образом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жизненные проблемы.
Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведения (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипуляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволяло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удачной.
Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревновательной активности, что в те далекие периоды позволяло поддерживать физическую форму.
В развитии мифологии и магической практики участвовали все члены сообщества. Каждый человек осознавал свое участие как должное. Однако уже в то время выделялись индивиды, которые лучше других выполняли шаманские действия, или лечили окружающих, или рисовали на скалах диких животных, или играли на музыкальных инструментах. И делали это не в «свободное» время, а по мере необходимости, в силу традиционных предписаний и обычаев, постоянно, может быть, несколько раз в день, ибо эти действия были важны для повседневной практики всего сообщества.
Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были включаться все – и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первичными формами будущего досуга.
Магические, а также игровые занятия, направленные на достижение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в заклинания шамана, что бессознательно формировало у них чувство готовности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструментов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, готовности к трудностям.
Существовал еще один вид коллективной активности – праздник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значимого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от природных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились быстрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включались в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.
1.2.2. Свободное время и досуговые занятия в древнем мире
Заметные перемены происходили в сообществах Древнего мира. В великих культурах этого периода – в Древнем Египте, в древней Индии, древнем Китае, в культуре Античности (Древней Греции и Древнем Риме) – возникли важнейшие предпосылки и условия для появления досуговой деятельности. В то время люди уже живут в постоянных поселениях (деревнях, городах), занимаются земледелием, торговлей, ремеслом как ведущими направлениями хозяйства.
В обществах Древнего мира начала развиваться частная собственность, что вело к экономическому и социальному расслоению.
Появились родовая аристократия, чиновничество, военное сословие, сформировался институт рабства и беднейших слоев свободного населения. Здесь интенсивно росли крупные городские поселения, где появилось множество новых занятий и профессий, в том числе связанных с письменностью, государственным управлением и правовой деятельностью.
В новых условиях исчезали простые формы социального равноправия первобытного общества. Довольно многочисленные социальные слои стали составлять рабы. Другие, не менее многочисленные слои оставались свободными, но при этом были настолько бедны, что постоянно трудились ради выживания. Многие сословия в городах (ремесленники, купцы, военные) не принадлежали к беднякам, но каждодневный труд оставался непреложным условием их жизни.
У части свободных граждан древних государств появлялся личный досуг, который можно сблизить с современными формами отдыха. Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, которые выполняют дома, и те, которые проходят в общественном месте, на городской улице. Женщины проводили свободное время в домашних условиях и использовали его на любительские занятия – занимались рукоделием, общались с родственниками, изустно передавали фольклор детям. Мужчины личное время проводили как дома, так и вне его – на охоте, в общественно-публичных местах, в путешествиях.
Многие домашние и внедомашние занятия связаны были с традиционными играми, спортивными состязаниями, которые требовали либо прямого участия человека, либо наблюдения за их ходом. Тогда же появляются настольные игры.
Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших четыре разные команды.
Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.
Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми. Руководил такими гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.
Шаповал ГФ История туризма / 1-105
тений, но и выбирать участки для их разведения, что также требовало длительных поисков.
Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная перекочевка. При этом человек следовал определенными путями (маршрутами), нередко используя тропки, протоптанные дикими стадными животными. Это обстоятельство связано и с охотой на них.
На протяжении почти всей первобытной эпохи сам человек передвигался пешком. Манера идти "цепочкой" свойственна и современным сохранившимся племенам. Это объясняется и условиями пути и возможностью нападения зверя или врага. В древние времена при перекочевках, как было принято у первобытных племен, мужчины шли впереди с оружием в руках, в любую минуту готовые к защите своих близких, женщины следовали за ними, неся на себе грудных детей и пожитки.
Испытание на выносливость человека, способного передвигаться на длительные расстояния, являлось непременной составной частью многих инициации (обряды посвящения в первобытном обществе юношей и девушек в возрастной класс мужчин и женщин) и других культовых обрядов первобытного времени. Немецкий историк Е.Зееман подчеркивал значение формирования специальных навыков длительной ходьбы у древних инков. Немецкий исследова-
тель К.Лумхольц особо отметил представителей древнего племени тура-хумаров в Северной Мексике, которые могли передвигаться без отдыха на 170 английских миль (273 км).
Однако первобытные люди изобрели и другие способы передвижения — преодоление расстояния по воде. Первоначально лодкой могло служить вырванное напором воды или ветром плывущее по воде дерево. Таким способом передвижения пользуются даже некоторые животные, в частности обезьяны. Два или несколько стволов, связанных вместе, образовали плот, который получил широкое распространение как плавучее средство. Позднее из ствола дерева изготовлялся челн-однодеревка, распространенность которого стала почти универсальной.
К очень древним средствам передвижения относится лодка из коры, однако до изготовления дощатой лодки не дошли ни американские индейцы, ни негры. Изобретением эскимосов является кожаная лодка: каяк у мужчин и умиак у женщин. Только у народов Океании искусство изготовления лодок наряду с развитием мореплавания дошло до очень высокого уровня. Изобретением жителей района Тихого океана является лодка с балансиром — бревном, прикрепленным на некотором расстоянии от лодки для придания ей устойчивости. В первобытные времена был изобретен парус, который сначала плели из растительного материала, затем делали из ткани.
О сведениях первобытных народов об окружающем мире мы можем судить частично и по представ-
лениям аборигенов Австралии и Тасмании, африканских пигмеев и готтентотов. Современная цивилизация застала эти племена на первобытной ступени развития, что дало возможность ученым-этнографам (Л.Г.Морган, Н.Н.Миклухо-Маклай и др.) досконально изучить их культуру.
Представителей цивилизованного мира прежде всего поражала исключительная наблюдательность людей, стоявших на весьма низкой ступени развития, необыкновенное "чувство природы", способность ориентироваться в любой обстановке. Они не терялись и в девственных лесах тропиков, и на необъятных просторах однообразных степей, и на бескрайних снежных равнинах Севера, и на безмерной глади водных пространств.
Следопытские способности "людей природы" описал известный русский исследователь Уссурийского края В.К.Арсеньев: "К нам на бивак, — рассказывал Арсеньев, — приходят удэгейцы с реки Самарги. Я расспрашиваю их о прибрежном районе к северу от мыса Сосунова. Один из них взял палочку и ловко начертал на песке план. Когда я развернул перед ним сорокаверстную карту, он быстро сориентировался и сам стал указывать на ней реки, горы и мысы, правильно их называя. Я поразился, до какой степени быстро он освоился с масштабом, и сразу понял, что такое проекция. Помню, как меня учили читать топографические карты и как долго не мог я привыкнуть, а тут простой дикарь, к тому же отроду никогда не видавший их, разбирается так свободно, как будто всю свою жизнь только этим и занимался".
Следует отметить и маршрутные карты, которые создавались отдельными народами, нанесенные на кору или кожу. Своего рода произведения картографического искусства представляют собой рельефные карты из дерева у эскимосов. Благодаря большой точности, соблюдению масштаба, обозначению отличительных признаков местности и т.д. эта примитивная картография не раз служила путешественникам, проникавшим в те места, которые еще оставались белыми пятнами на картах.
Жители Океании, руководствуясь звездами, проплывали значительные расстояния по морю.
Представители первобытных народов не раз давали путешественникам ценные сведения о своих землях, способствуя географическим открытиям. Тут же на бумаге, песке или снегу они набрасывали примитивную карту известных им территорий.
Сама жизнь заставляла первобытные народы быть опытными следопытами-путешественниками, обязывала знать географию окрестных земель и следовать законам суровой первобытной природы.
Таким образом, уже первобытные люди в суровой борьбе с природой формировали у себя необходимые умения и навыки приспособления и выживания, прокладывали и осваивали тропы в среде проживания, создавали средства передвижения и ориентирования на местности, совершенствование которых позволило человеку покорить весь мир, открытый в результате путешествий.
1. Какие умения и навыки вырабатывал первобытный человек, чтобы приспособиться к окружающей среде?
2. В результате чего расширялись представления древнего человека об окружающем мире?
3. Что заставило первобытного человека совершать длительные перекочевки?
5. Приведите примеры наскальных изображений, подтверждающих передвижения древних людей.
6. Какие средства передвижения умел создавать первобытный человек?
7. О чем свидетельствует умение первобытных людей пользоваться рельефными картами?
8. Что свидетельствует о том, что первобытные народы были прекрасными следопытами-путешествен- никами?
1. Борисковский П.И. Начальный этап первобытного общества. JL, 1950.
2. Ефименко ПЛ. Первобытное общество. Киев,
3. Зибер НЛ. Очерки первобытной экономической культуры. М., 1937.
4. История культуры Древней Руси. М„, 1948. Т. 1.
5. Морган JIJ". Древнее общество. Л., 1934.
6. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М„, 1970.
7. Происхождение человека и древнее расселение человечества. М., 1952.
8. Хейердал Т. Древний человек и океан. М., 1982.
1.2. Путешествия а древнем мире
Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени постоянно связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие путешествия в неведомые края. Путешествия также содействовали не только развитию торговли и углублению общественного разделения труда, но и расширению познания людьми окружающего мира. Все это обусловило дальнейший значительный прогресс в развитии человеческого общества.
Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые географические представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в своем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих в природе явлений. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.
Так, египетские папирусы свидетельствуют, что древними египтянами совершались далекие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху отдаленную от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Уруду .совершил плавание в далекую страну Пунт (ученые предполагают, что это современное государство Сомали), откуда вывез карлика из племени акка. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг "Страны счастливых", которая находи-
лась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого "вселил радость и любовь в сердце фараона". Об этом путешествии имеется надпись Киркуфа, обнаруженная в 1892 г. итальянским астрономом Дж. Скиапарелли в окрестностях Ассуана.
При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до нашей эры экспедиции в южные страны снаряжались неоднократно. Так, при последнем фараоне этой династии Санхкара одна экспедиция дошла до берегов Красного моря и Аденского залива. Фараоны ХП династии посылали экспедиции вверх по Нилу. Достигнув Семнека, фараон Узертезен III повелел построить здесь крепость и поставить на берегу Нила каменный пограничный столб с надписью: "Это южная граница. Ни один негр не должен переступать эту линию ни пешком, ни водою, направляясь к северу. Если же они появятся для торговли в стране Акент (Экен) или у них будет там какое-ни- будь дело, то им за это ничего не будет, но через границу ни одно судно не должно проходить".
За 2 тыс. лет до н.э. египтянин Синухит предпринял большое путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток, описав его на папирусе под названием "Приключения Синухита", которое удалось расшифровать современным ученым: "Напала на меня жажда, она настигла меня, я задыхался; мое горло пылало и я сказал: "Это — вкус смерти". Я "поднял" свое сердце и "собрал" свои члены, когда я услыхал звук блеющих стад; я заметил незнакомых людей; это были жители Азии. Один из них, посещавший Египет, узнал меня. Он дал мне воды. Сварил для меня молока. Я пошел с ним к его племени. Со мною обошлись хорошо".
Далее Синухит сообщал, что "страна передавала его стране", т.е. он путешествовал по многим странам.
Одним из древних путешествий с разведывательными целями, которое именно так и называлось в древних письменах, можно считать представленную многократно в изображениях храма Дейр-Эль-Бах- ри, построенного в честь бога Амона на западе Фив, морскую экспедицию, снаряженную царицей Хатшепсут (1501 — 1484 гг. до н.э.) в знаменитую страну благовоний — Пунт.
Читайте также: