Унал северная осетия база отдыха
Фамилия Цаллаговых в Северной Осетии восстановила древнюю родовую башню в селении Унал и создала в её стенах тактильный этнографический музей. В нём можно не только увидеть предметы быта предков, но и подержать их в руках. А после экскурсии – спуститься в этнолекторий и посмотреть кино под открытым небом.
Отметить посещение Хочу посетить Проголосовать 0 Проголосовать Отметить посещение Хочу посетить дополнить поделиться ВК поделиться FB поделиться ОКГарантируем лучшие цены в гостевом доме Горная Саниба!
Добавить в избранноеГостевой дом "Gornaya Saniba" находится в живописной местности Кармадонского ущелья, в селе Старая Саниба. Здесь Вы сможете насладиться экологически чистым воздухом и красотой горных пейзажей, которые обязательно придадут сил и энергии на время Вашего отдыха. На ухоженной территории с красочным ландшафтом можно воспользоваться принадлежностями для барбекю и приготовить еду на углях. Также оказываются экскурсионные услуги, которые помогут ближе познакомиться с местным колоритом.
Небольшой номерной фонд порадует своими комфортабельными условиями в виде современной мебели, телевизора, душевой кабины. Из окон всех вариантов размещения открывается захватывающий вид на красоты горной природы.
Для постояльцев работает ресторан, который оснащен баром. Здесь можно заказать разнообразные блюда или попробовать необычный напиток. Заведение также подходит для проведения корпоративных и банкетных мероприятий.
На территории села находится Храм Святой Троицы, который богат своей многовековой историей. В 5 км расположены Кармадонские термальные источники, а в 15 км - Мидаграбинские водопады.
Часто задаваемые вопросы об отелях в Цее
В каких отелях Цея рекомендуете остановиться?
Самые бронируемые отели с высоким рейтингом: Сказка, Вертикаль.
Сколько стоит проживание в гостиницах Цея?
Стоимость проживания в отелях Цея начинается от 2500 рублей.
Сколько стоит номер в гостинице Цея сегодня?
Чтобы увидеть доступные номера в отелях на сегодня, введите, пожалуйста, актуальные даты и выберете сортировку по цене.
Как добраться?
Гостиницы Цея
Отели поселка Цей, Северной Осетии: отзывы, контакты, адреса, телефоны, цены, актуальная информация о скидках и спецпредложениях. На сайте представлено подробное описание 2 гостиниц Цея.
Бронирование гостиница в городе Цей Республики Северная Осетия. Цей является одним из лучших горнолыжных курортов и центров рекреационного туризма. Здесь Вас встретят хвойные леса, экологически чистый воздух и живописные просторы. Каждый год сюда приезжают туристы со всех уголков страны, чтобы не только посетить изумительные природные достопримечательности и Цейское ущелье, но и отдохнуть от городской суеты. Так как поток путешественников постоянно растет, о бронировании отеля стоит позаботиться заблаговременно, а наши менеджеры Вам с радостью в этом помогут.
Время собирать камни и сажать сады
Вокруг родовой башни и ганаха, которые располагались на возвышенности, поселились дети Цаллага и его братьев, ниже по склону горы – внуки и последующие поколения. Всего получилось 12 ярусов каменных построек. В XX веке их перестраивали, использовали как военные укрепления в Великую Отечественную войну и как амбары в мирное время. В конце концов, башенный комплекс покинули последние обитатели, но вокруг него и по сей день живут представители рода Цаллаговых, который дал Осетии много достойных сыновей.
Один из самых известных – первый в республике контр-адмирал Пантелей Цаллагов, служивший на флоте в Великую Отечественную войну, командовавший Потийской военно-морской базой. В конце XIX века славу Уналу и роду принёс Дженардико Цаллагов. На каменистой почве он посадил фруктовый сад, плоды которого прославились на весь мир.
– Груши из Унала подавали на стол царям и высшему руководству СССР, выставляли на международных сельскохозяйственных ярмарках. И в Англии и Бельгии они завоёвывали золотые медали. Дело основателя садов продолжил колхоз «Унал», а когда он развалился, за деревьями никто не ухаживал, за поливными каналами не следили, и сады почти выродились. Но три года назад дело предков возродили молодые ребята – Марат и Тельман Цаллаговы. Они сохранили и знаменитые старые сорта груш, и высадили саженцы новых, современных сортов.
Заурбек Цаллагов, автор проекта по восстановлению родовых башен
Шестиэтажная родовая башня к XXI веку оказалась разрушена до первого этажа. Проект её восстановления создал и привлёк фамилию к восстановлению башни заслуженный художник Российской Федерации Виктор Цаллагов, а его сын Заурбек продолжил это дело, получив грантовую поддержку.
– Я с детства слышал от старших, что нужно и важно восстановить башенный комплекс. Когда начались работы, приезжал в Унал с отцом. Потом, учась в Академии дизайна имени Строганова, часто рассказывал своим одногруппникам и педагогам о великой древней культуре алан и осетинских родовых башнях. Было печально, что не могу показать их в реальности, потому что от большинства из них остались руины. Вот тогда у меня и возникла идея на основе нашей родовой башни создать музей. А когда мы разместили в башне собранные экспонаты, поняли, что на шести этажах всю историю Алании не покажешь. Мы стали приводить в порядок другие башни и прилегающую территорию. Планируем восстановить все 12 ярусов древних строений в первоначальном виде. Во многом нам помогают гранты, остальное делается за счёт нашей фамилии, в том числе физического труда молодых людей не только из нашего рода.
Заурбек Цаллагов
Гостевой дом Горная Саниба
Достойные строить
Пяти-шести этажные родовые башни в Северной Осетии строили только знатные, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны фамилии. Разрешение на это им давал совет старейшин окружающих сёл. Совет учитывал не только авторитет, но и финансовую состоятельность рода. Башни возводили из камней, а они в те времена были очень дорогим строительным материалом. Подходили не все породы. Одни могли оказаться сыпучими, другие – иметь прожилки железа, которое со временем ржавеет и раскалывает стены. Дороже всего ценился белый камень. Большие валуны, которые клали в основание, стоили целого быка, камни поменьше – барана. Глядя на древнее сооружение, можно посчитать, насколько большое стадо ушло на его строительство. Либо семья должна была владеть большой территорией, чтобы все стройматериалы могла заготовить сама.
Основатель башни в селении Унал был знатного рода. Но его семья попала под репрессии татаро-монгольских завоевателей. Его отец погиб в сражении, а к осиротевшей семье пришли сборщики дани и хотели забрать последних лошадей и коров, обрекая мать с тремя сыновьями на голодную смерть. Старший сын, которого звали Цаллаг, не выдержал, набросился на врагов. После этого семье пришлось бежать в горы. Они расстались, расселившись по разным ущельям.
Цаллаг обосновался высоко в горах, в древней пещере, вокруг которой соорудил крепость. Через несколько лет, когда дело о нападении на сборщиков дани стало забываться, спустился жить пониже и в селении присмотрел себе девушку в жёны. Когда у них появились дети, семья решила найти место в низине, поближе к реке Ардон. Это было опасно, так как там проходил Великий Шёлковый Путь, которым пользовались не только торговцы, но и завоеватели. Зато на этих землях ещё никто не жил, и Цаллаг дёшево купил участок у князей из селения Цамад с условием, что построит там башенный комплекс, который будет первым принимать удар в случае нападения.
Строить нужно было быстро, так как через год старейшины могли усомниться в возможностях семьи и отозвать разрешение. Цаллаг послал своих сыновей за помощью к братьям. Они приехали и вместе со старшим братом возвели башенный комплекс в Унале. Комплекс удачно встроился в цепь подобных ему сооружений, с помощью которых в горах передавали сигнал о нападении, зажигая костёр на крыше.
Сигнальные башни не были жилыми. Это фортификационные сооружения, которые использовались при нападении на селение. Мужчины шли на войну, а женщины, дети и старики прятались внутри башни и могли продержаться в осаде целый месяц. На первом этаже не было ни дверей, ни окон. Забраться туда можно было только через второй этаж, на который попадали по лестнице с улицы, забирая её с собой. На первый этаж не попадал солнечный свет, и это помещение использовалось как холодильник. Жители хранили там запасы сыра, зерна и мяса, которыми могли питаться во время осады.
Жилая башня в комплексе тоже была. Она называлась ганах и была шире и ниже сторожевой. Она тоже годилась для обороны, но на первом этаже были двери, через которые туда загоняли скот. Зимой тепло, исходящее от животных, грело второй и третий этаж, где жили люди.
Фильмы на экране, декорации – вокруг
По выходным музей живёт, как этнокультурный центр. В нём проводятся мастер-классы по осетинским ремёслам, исторические лекции и кинопоказы.
Многие из активистов, которые помогали восстанавливать комплекс, создали свои проекты и получили грантовое финансирование. В их числе – Римма Мсоева, которая предложила открыть этнолекторий с кинотеатром под открытым небом. Так в музее появилось оборудование для кинопоказов и удобные мягкие подушки – кресла. В комплекс провели Интернет, поэтому сейчас там можно проводить онлайн-конференции.
В кинотеатре сначала устраивают детский сеанс, так как в музей многие приезжают семьями. Ребята с удовольствием смотрят советские мультфильмы или мультфильмы на осетинском языке. А потом включаем советские фильмы или старые кавказские кинохроники.
– Ты видишь Кавказ на экране, оглядываешься вокруг, видишь башни, и полностью погружаешься в кинохронику.
Заурбек Цаллагов
В башне проводятся и фамильные праздники, на которые съезжаются представители рода Цаллаговых со всего мира, и различные форумы, такие как ежегодный «Аланский след», на которые из разных стран съезжаются потомки эмигрировавших ранее осетин.
Цепь двенадцати поколений
На каждом этаже родовой башни выставлены предметы средневекового быта, которые действительно использовались осетинами и сохранились до настоящего времени, как семейные реликвии. Среди них есть древняя надочажная цепь, которую вешали над огнём, разожжённым на каменных плитах. По словам Заурбека, она была самым главным предметом в доме, и лишиться её было страшным проклятьем.
Надочажная цепь передавалась из поколения в поколение. Когда в дом приходила новая невеста, во время свадебного обряда по цепи ударяли кинжалом, говоря, что девушка стала частью этого дома. На металле оставались зарубки в виде ёлочки. По меткам на цепи Цаллаговых можно насчитать 12 поколений.
Удивление посетителей вызывает походный кувшин с кружкой на деревянной цепочке. Все эти предметы вырезаны из цельного куска дерева, и на звеньях цепи нет никаких разрывов. Мастерству древнего умельца поразился даже президент Владимир Путин, лично ознакомившийся с реализацией проекта в 2018 году. На массивных деревянных створках ворот на выходе он оставил свой автограф, поддержав древний осетинский обычай. Когда знатные люди приезжали друг к другу в гости, они делали на входе печать тамги – символа своего рода. И если неприятель хотел атаковать башню, на которой стояло много подобных знаков, он понимал, что против него ополчатся все друзья этого дома.
Также на воротах расписались глава Северной Осетии – Алании Вячеслав Битаров и президент Южной Осетии Анатолий Бибилов. Они оставили автографы на разных створках, что означает, что хотя осетины и разделены границами, всё равно являются одним народом.
Музей и сейчас пополняется экспонатами, которые привозят жители окрестных сёл. В башне всё это обретает вторую жизнь, ведь витрины не загорожены ни стеклом, ни лентами. Можно подержать в руках старинные кувшины или посидеть на резной лавочке.
Читайте также: