Здесь духовное собранье пришли душу посетить 40 дней душа ходила
Сорок дней душа летела ,
Все познав , и рай и ад,
Ввысь , к последнему пределу,
Где заказан путь назад.
Где ,в тиши ,на райских ложах,
Был венец ее пути,
Тихо молвила
- О , боже,
Душу в тело возврати.
Не хочу я праздной скуки,
Мне не нужен райский сад.
Чтоб принять земные муки,
Возврати , прошу , назад,
Чтобы кровь , в горячих жилах
Закипала , не текла,
Что бы тратить жизни силы
Без остатка, все до дна,
Чтобы жить , не зная страха -
Без забрала - на врага
И за правду - хоть на плаху,
Если правда дорога,
И принять, коль будет надо,
И наветы и хулу
И коварство . как награду
И презрение , как хвалу.
И дороги , выбирая,
Не за то , чтоб сладко есть,
Не за смрад земного рая ,
А за совесть и за честь,
Не ища ни в чем спасенья
И премудростей Творца,
Смерть принять , как воскресенье,
Жизнь , как вечность - без конца.
И идти по тем дорогам,
Хоть в лохмотьях. хоть в пыли,
От родимого порога,
Хоть на самый край земли.
Посмотрел господь сурово,
Молвил тихо ,не спеша
- Что ж , лети своей дорогой,
Неуемная душа
Свидетельство о публикации №117120301698
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Смотрите также:
Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мануковская Т.В.
Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник (по материалам ХХ - начала XXI века) Поминальная обрядность переселенцев из Белоруссии русских старообрядцев и белорусов в XX начале XXI в Представления о «том свете» у восточных славян Представления и обряды православного происхождения в похоронно-поминальной обрядности карел-людиков и их динамика «Приходи к нам завтра на обед» (поминальная обрядность приазовских албанцев) i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Здесь духовное собранье пришли душу посетить 40 дней душа ходила
Душа православия (стихи и не только) запись закреплена
Духовная беседа
Архидиакон Роман (Тамберг)
Русский рок в поисках Истины
29 июля 1961 г. в Москве родился архидиакон Роман (в миру Алексей Генрихович Тамберг - архидиакон Русской православной церкви, музыкант, поэт.
Учился в Воронежском государственном институте искусств и предполагал работать в театральной сфере.
Отслужив в армии, в 1983 году Алексей Тамберг поступил в Московскую духовную семинарию, затем — годы учения в Академии.
16 июня 1987 года принял монашеский постриг с именем Роман, в честь преподобного Романа Сладкопевца. 5 июля того же года был рукоположен в иеродиакона.
В 1990 году закончил Московскую духовную академию с учёной степенью кандидата богословия.
В 1992 году переведён в Свято-Данилов монастырь и назначен экономом обители.
По окончании Московской Духовной академии был назначен помощником заведующего иконописной школой при Академии, затем — начальником организованного им архитектурно-художественного отдела Троице-Сергиевой Лавры.
30 августа 1993 года — посвящен в сан архидиакона.
4 мая 1998 года погиб в автомобильной катастрофе вместе со священником Алексием Грачёвым, ехавшим с ним в одной машине.
Похоронен в Сергиевом Посаде на старом Городском кладбище (д. Благовещенье).
Отец Роман продолжал и творчески развивал традиции духовного пения, издревле существовавшего на Руси, и ныне возрождаемого. Большинству россиян известна именно эта сторона его творчества. Он не только сам сочинял и пел современные духовные песни, но также, одним из первых стал исполнять старинные канты и былины. Понятное современникам прочтение этих произведений определило их популярность. Следует также отметить «открытие» о. Романом забытых или малоизвестных духовных поэтов XX века (А. Солодовникова и др.).
Перекладывая их стихотворения на музыку, он сохранил их от забвения и обогатил сокровищницу русской культуры. В итоге, несколько записанных им альбомов ("Житейское море", "Русская дорога") разошлись огромными тиражами. С его участием был снят документальный фильм «Старинные и современные духовные канты».
Другой гранью творчества о. Романа была иконопись. Он писал иконы, участвовал в росписи академического храма в 1996—1998 годах. Изучал иконопись и теоретически, преподавал эту дисциплину в Академии. Его кандидатская диссертация была посвящена русскому богословию иконы. Позже им была подготовлена к изданию и издана книга «Послание иконописцу» преподобного Иосифа Волоцкого. При отце Романе в Даниловом монастыре был расписан древний храм Святых отцов семи Вселенских Соборов. Он сам подбирал художников, участвовал в разработке проекта росписей, лично следил за ходом работы. Его тщанием на стене больничного корпуса, обращенной к монастырской площади, были помещены мозаичные иконы преподобного Сергия Радонежского, святых благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского.
В сентябре 1997 года, к 850-летию Москвы, на Серпуховской площади был установлен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. Отцу Роману было поручено создание авторского коллектива, под его руководством разрабатывался проект памятника, изыскивались средства на его сооружение.
Для отца Романа старинные канты были живым проявлением православного искусства. Отсюда их новое прочтение, созвучные нашему времени аранжировка и исполнение, которое не оставляет никого безучастным, затрагивает и ум, и сердце, заставляет внимать, радоваться, сопереживать. Песни отца Романа помогают почувствовать, что человек не одинок на земле, что все мы едины в Боге и можем по-братски разделить тяготы нашей жизни, её печали и радости.
Все меньше дни и все длиннее ночи
Становятся к исходу октября.
Я сделал жизнь свою еще на день короче,
Перевернув листок календаря.
Вот-вот ноябрь с простуженных деревьев
Последний лист безжалостно сорвет.
Вот так и жизнь, как этот лист осенний,
Когда-то незаметно опадет.
о. Роман (Тамберг)
В творчестве о. Романа большую роль сыграла дружба с московским священником Алексеем Грачевым. Они сблизились очень быстро, ещё в семинарии. Вместе писали, обрабатывали, аранжировали и пели песни, вместе отдыхали, вместе и погибли. В альбомах о. Романа многие песни звучат дуэтом с о. Алексеем.
4 мая 1998 года жизненные пути архидиакона Романа и иерея Алексия внезапно оборвались. По человеческому разумению их Праздник настал слишком рано — отцу Роману не исполнилось еще и тридцати семи лет, отец Алексий был лишь на два года старше. Но у Бога другие меры нашей жизни. Отец Алексий и отец Роман исполнили здесь все, к чему призывал их Господь, и теперь служат Ему в небесных селениях.
Здесь духовное собранье пришли душу посетить 40 дней душа ходила
Спаситель мой спаситель
Пробуди мене от сна
Без тебя я мой спаситель
Не проснусь я никогда-2р
А лукавый в уши дует
Помрачает ум во мне – 2р
Он зовет зовет в обитель
Во которой сам живеть – 2р
А я грешная не проснуся
От греховного от сна – 2р
Спаситель мой спаситель
Пробуди мене от сна
На Сионских морях
Тама церква стоит Богомольная
В этой церкви престол
За престолом стоит
Наша матушка
Богородица
Богу молится
В землю кланяется,
Христу молится
Там летело два голубя
Два сизокрылыша
Вы куда летали
Вы куда порхали
Ну а мы летали
Ну а мы порхали
Где душа с телом
Расставалася, распрощалася. Нравится Показать список оценивших
Лысый с белой бородою дедушка сидит
Лысый с белой бородою
Дедушка сидит,
Чашка с хлебом и водою,
Перед ним стоит.
Чашка с хлебом и водою,
Перед ним стоит.
Бел как лунь, на лбу морщины
С сумрачным лицом,
Много видел он кручины
На веку своём – 2 раза
С ним в избушке закоптелой
Кот один живёт,
Старый он и спит день целый,
С печи не спрыгнет – 2 раза
Старику не много надо –
Лапти сплесть да сбыть,
Вот и вся его отрада –
В Божий храм сходить – 2 раза
Всё ушло, угасла сила
Помутился взгляд,
Смерть в могилу уложила,
Деток и внучат – 2 раза
Он и сам рад лечь в могилку
В тёмный уголок,
Где ж ты черпал эту силу,
Бедный мужичок?– 2 раза
С печи к самому порогу
Слезет он чуть дыша,
Из-за скорби славит Бога,
Божия душа – 2 раза
Иеромонах Роман - Колокольный звон над землей плывет
(RU)
Колокольный звон Над землей плывёт,
А в монастыре Братский хор поет:
- Господи, помилуй.
Инок-канонарх Положил поклон.
И тотчас эатих Колокольный звон.
- Господи, помилуй.
- Господи, воззвах, Тенор возгласил,
Канонарху хор Слаженно вторил.
- Господи, помилуй.
Свечи, образа, Мантии, кресты.
Братия поет Грустный глас шестый
- Господи, помилуй.
Странники стоят, Молится народ.
Русь еще жива, Русь еще поет.
- Господи, помилуй.
Схимники в крестах,Бороды, как снег,
Потупив глаза, Молятся о всех.
- Господи, помилуй.
Твой черед настал. Молодой звонарь,
Пробуди простор, Посильней ударь.
- Господи, помилуй.
Братский хор умолк, Снова перезвон.
Только слышно мне Как со всех сторон:
- Господи, помилуй.
Кыла огненной реки
Кыла огненной реки
Стоят стары старики
Уж вы стары старики
Покажите дорогу
А тв добрый молодец
Ступай прямо по ряке
А ен раз-ыступил
По колено затопил
А другой раз-ыступил
Всего коня затопил
А ты добрый молодец
А ты кайся в грехах
Ты ль поил и ты ль кормил
Ты голодных людей
Ты ль указывал дороженьку
Проезжим людям
Одевал и обувал
Ты нагих и больных
Я показывал проезжим людям
И поил и кормил я голодных людей
Одевал и обувал я больных и нагих
А ты добрый молодец -ступай прямо по реке
Он еще раз заступил всего коня затопил Нравится Показать список оценивших
Пришли сродники, родные и в путь вечный проводить.
А здесь путнички готовы Божьи ангелы стоят.
Взяли душеньку за плечи и в путь вечный повели.
Сорок дней душа ходила все заставочки прошла.
Привели душу к престолу,ко Спасителю творцу.
Душа пала на колени пред Спасителем Творцом.
А Спаситель душу спросит,спросит добрые дела.
Как она будет бояться,она будет трепетать.
По сторонам будет озираться. не заступит ли кто ее.
Она будет умолять своих близких и родных.
Уж вы сродники,родные не забудьте вы меня.
Ныне будет мне решение, куда Бог благословит.
Вы подайте от рук ваших, помяните вы меня.
Если Богу я служила, то душе бессмертный рай.
Если Богу не служила, вечно муки без конца. Духовная беседа Нравится Показать список оценивших
Тот и в ночной тиши глубокой и при сиянии дневном.
Читает книгу ту святую,где силен Господа закон
Он не пойдет в беседу злую, на путь греха не ступит он.
Ему не нужен праздник шумный, куда не ходит стыд и честь,
И где стоит разгул безумный, коварны речь,хула и лесть.
Ему не нужен путь разврата, он лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брат, сестра клевещет на сестру.
Но он как древо у потока, питается от светлых вод
И разрастается широко, он путь спасенья обретет Нравится Показать список оценивших
Не унывай, не унывай, душе моя
Не унывай, не унывай, душе моя, – 2 раза
Уповай, уповай на Господа. – 2 раза
Видишь, Господи, печаль мою, – 2 раза
А кого пошлёшь на помощь мне? – 2 раза
Или Ангела, иль архангела – 2 раза
Или Мать свою, Владычицу? – 2 раза
Или Сам сойдёшь, Владыко мой? – 2 раза
Не унывай, не унывай, душе моя, – 2 раза
Уповай, уповай на Господа. – 2 раза
Что ты спишь, душе моя
Что ты спишь, душе моя, непробудным, крепким сном – 2 раза
А проспишь, душе моя, Царствие небесное – 2 раза
Братья, сестры в рай пошли, и тебе должно идти – 2 раза
И тебе должно идти, праву сторону найти – 2 раза
А у правой стороны Сам Господь и Бог живёт – 2 раза
Сам Господь и Бог живёт, Он и нас к Себе зовёт – 2 раза
А там ангелы живут, они нас к себе зовут – 2 раза
Там веселье завсегда, и не будет век конца – 2 раза
Что ты спишь, душе моя, непробудным, крепким сном – 2 раза
Стих о свт.Николае
Никола Можайский
Микола, Микола, Микола святитель
Микола Можайский, святитель Заряйский
Морям проходитель, землям исповедник.
А знают Миколу няверные орды,
А ставят Миколе свечи воскояры,
А ставят Миколе кануны медвяны.
Текст научной работы на тему «Традиционные формулы проведения похоронного обряда в селах Новоусманского, Нижнедевицкого, Верхнехавского и Репьевского районов (1979-2009 Г. Г. )»
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ LANGUAGE AND CULTURE STUDIES
Воронежский государственный университет К.ф.н., зав. музеем
Народной культуры и этнографии ВГУ Мануковская Т.В.
Manukovskaya T. V.
Т. В. Мануковская
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМУЛЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА В СЕЛАХ НОВОУСМАНСКОГО, НИЖНЕДЕВИЦКОГО, ВЕРХНЕХАВСКОГО И РЕПЬЕВСКОГО РАЙОНОВ (1979-2009 Г.Г.)
Статья посвящена анализу формул-канонов и раскрытию ритуального языческого и христианского смысла каждого из этапов традиционного похоронного обряда в селах Воронежской области.
Т. V. Manukovskaya
TRADITIONAL FORMULAE OF THE FUNERAL RITUAL IN THE VILLAGES OF NO-VOUSMANSKIY, NIZHNEDEVITSKIY, VERKHNEKHAVSKIY AND REPYOVSKIY
DISTRICTS (1979-2009 yr)
The article is devoted to the analysis of the formulae as canons and revealing of ritual heathen and Christian sense of every stage of the traditional funeral ritual in the villages of Voronezh region.
Записям духовных стихов и похоронного обряда студенты и преподаватели филологического факультета ВГУ стали уделять непосредственное внимание только в начале 1990-х годов. Такая возможность появилась с началом перестройки. Советские годы - время гонений на церковь, закрытия и разрушения храмов, репрессий священнослужителей и простых верующих в Бога людей. Но обряды, связанные с уходом человека из жизни так или иначе существовали всегда, поэтому автору статьи нетрудно было реконструировать похоронный обряд, воочию наблюдая его, начиная 1970-х
© Мануковская Т.В., 2010
годов в Новоусманском и Нижнедевицком районах. Впоследствии летние экспедиции студентов-филологов ВГУ в села Рогачев-ка, Парусное, Бабяково, Плодосовхоз, 1-я, 2-я и 3-я Усмань Новоусманского района, а также в села Новоротаево, Першино, Ку-чугуры Нижнедевицкого района пополнили наши записи. Не менее тщательно нами рассмотрен похоронный обряд в селах Верхнехавского района - Нижняя, Верхняя и Крутчанская Байгора, Луговатка и в Репьевском районе - в селах Новосолдат-ка, Россошь и Краснолипье.
В свете похоронного обряда в ряде статей по итогам фольклорных экспедиций нами были рассмотрены и систематизированы духовные стихи о смерти, о душе, о жизнеописаниях Христа и тернистом пути
к Богу. Все они представляют соединение христианской религии с фольклором. Сборник духовных стихов Воронежской области, собранных за 1990-2000-е годы, сейчас готовится к выпуску.
Погребальный обряд - это «обрядовый комплекс, воплощающий мифологизированные отношения между живыми и мертвыми, потомками и предками, этим и «тем светом» [2, 91]. В целом обряд имеет христианский характер, но элементы язычества проявляются в некоторых сохранившихся до сих пор обычаях. К языческой погребальной обрядности относится противоположное стремление родственников умершего: с одной стороны, поскорее удалить его на «тот свет» (сюда относится и стремление раздать вещи умершего), с другой - оставить память о нем в виде могилы-захоронения и надгробия. Жители сел вспоминают о том, что гроб с умершим выносили не через дверь, а через окно, чтобы покойный не вернулся в дом за кем-нибудь из оставшихся в живых.
Фазы погребального обряда хорошо сохранились во всех районах. Некоторые отличительные местные особенности все же существуют, и мы на них указываем. Но в целом многолетнее исследование дает нам право говорить о традиционных формулах-канонах похоронного обряда.
В селах, где отсутствует церковь, социальную функцию отпевания умерших брали на себя жители села. Стоит отметить, что в таких селах христианский обряд сохранился со множеством языческих вкраплений. Так, до открытия церкви в с. 2 Усмань Новоусманского района автор статьи присутствовал при проведении обряда «проводы душки», который проводился под руководством отдельной группы певчих, знающих ход действия церковной службы. Сейчас же в селе обряд «проводы души» осуществляется священником, но народная память сохранилась: после ночного чтения Псалтири открывали входную дверь, чтобы «выпустить душу» умершего. До этого момента все родственники прощались с душой, целуя икону и отведав поминальной еды (кутья, мед с оладьями, подслащенная вода). Под утро (часа в 4) принято было выходить с иконой на улицу
«провожать душу». Обряд сопровождался пением «За духе праведным», «Вечная память» и троекратным благословлением на восток иконой. Воду, которая стояла 40 дней для прилетавшей души, выливали под дерево, «туда, где человек не ходит». После этого считалось, что «душа ушла». До сих пор в Нижнедевицком районе существует запрет - до 40 дней нельзя ничего выносить и отдавать из вещей умершего.
По текстам духовных стихов можно проследить традиционные формулы поминального обряда. Кроме церковного отпевания и молебна, к основным фазам похо-ронно-поминального обряда можно отнести следующие: обмывание и одевание, зажжение свечи, прощание с умершим, голошение, могила (гроб, крест), поминальная еда, одаривание, посещение умершего утром следующего дня, поминки на 9-й и 40-й день, на полгода и годовщину. Всем этим фазам придавался магический ритуальный смысл проводов человека в «мир иной». В них проявлялись отголоски языческих верований. Так, например, сразу после выноса гроба принято замести в доме пол (обряд «запахивания») и вымыть его (обряд «омовения»), С этой же целью перед поминальной трапезой родственники выносили на улицу воду, мыло и полотенце для всех возвращающихся с похорон. Это совершалось не столько в гигиенических, сколько в ритуальных целях. Старые люди помнили еще времена, когда в гроб умершему бросали деньги (обряд «откупления»).
В день похорон всем стоящим на отпевании раздавались носовые платки (обряд «одаривания»). Их также повязывали на левую руку шестерым мужчинам, которые несли гроб с умершим на намотанных на руки полотенцах. На них же потом опускали гроб в могилу. На Сороковинах после поминального обеда родственники умершего одаривали подарками всех присутствующих, причем в с. Першино Ниж-недевицкого р-на (2009) эти дары до сих пор принято класть себе на голову, «чтобы духам виднее было, что нас одарили».
Чтение Псалтири перемежалось пением духовных стихов, причем, если молитвы исполнялись стоя, то духовные сти-
хи - сидя как отдых между молитвами. Духовных стих «Здесь духовное собранье» (с. Першино Нижнедевицкого р-на, 1985) по тематике мог исполняться только на Сороковины: «Здесь духовное собранье, / Пришли душу посетить, / Сорок дней ей завтра будет /Ив путь вечный проводить».
Раньше существовал обычай класть в гроб палку, которой измеряли рост покойного для установления размера гроба. Со слов жителей Новосолдатка Репьевского р-на (2009), покойного «веревкой не мерили, только палкой. И палку эту клали в гроб. И говорили, сторожить он будя с нею». На дно гроба также сыпали оставшиеся при приготовлении стружки, «чтобы яму мях-ше было». Гроб никогда не делали из осины: «Осина проклятая, у ней листики тря-суться» (с. Россошки Репьевского р-на, 2009). Обычай класть в гроб вместе с умершим его вещи встретился нам и в с. Першино Нижнедевицкого р-на (2009), например, вставные зубы, чтобы «он не беспокоил своими просьбами родственников».
Могильный крест, как и крышку гроба, заносить в дом было не принято. Их оставляли на улице. В гроб обязательно клали маленькую иконку: женщине - Божью Матерь, мужчине - Николая Угодника. Закономерности наблюдаются и в месте расположения на могиле креста: его ставили в ноги умершему, «чтоб он смотрел на него и поднималси, за крест бралси» (с. Россошки Репьевского р-на, 2009). Выносили умершего из дома обязательно ногами вперед, закапывали - ногами на восток. Детям умершего нельзя было принимать непосредственное участие в похоронах: рыть могилу, готовить поминальную еду. Но они должны были стоять на отпевании всю церковную службу.
Традиция обивать гроб материалом появилась значительно позже. Старых людей и до сих пор хоронят просто в деревянном гробу (с. Россошки Репьевского р-на, 2009). Не принято стариков бальзамировать. Для этих целей во всех исследуемых нами селах использовали народные средства в виде обкладывания умершего ветками крапивы, спиртовой салфетки-
маски на лицо, топора под лавкой в области головы и др.
Руки и ноги умершего, а иногда и подбородок, связывали веревками. Их на кладбище развязывали и оставляли в гробу. Руки складывались определенным образом: правая рука сверху левой. В с. Новосолдатка Репьевского района (2009) был записан обычай передавать через умершего вещи:
- А вот умер человек, его похоронили, а он во сне у родственников просит что-нибудь ему передать, могли через этого покойника, которого собираются хоронить, передать?
- Да, да. принясуть хоть рубаху и в гроб положуть. Это есть такое.
Местной особенностью с. Россошки Репьевского р-на был также обряд подтыкать юбки, если в селе кто-то умирал. Ношение юбки «с подтыком» («кульком») -наиболее древний тип. Этот обычай до сих пор сохранился в с. Першино Нижнедевицкого р-на, но жители села не связывают его с похоронным обрядом.
Еще некоторые местные особенности в похоронном обряде отмечены нами в с. Россошки Репьевского р-на (2009):
- А не было такого, что, например, когда кладут в гроб, то если женщина умерла, то женщины кладут в гроб, а если мужчина, то мужчины?
- Это было. даже и не очень давно. Женщина помреть, ей несли хоронить женщины.
И хотя жители с. Першино Нижнедевицкого р-на (2006) говорили, что перестали «провожать душку» после строительства в Нижнедевицке церкви, но фактически основные моменты обряда соблюдаются до сих пор. Отличие лишь в том, что «прощались с душкой» не на улице, а в доме. Духовный стих «Здесь духовное собранье», традиционно исполняемый на Сороковинах, встретился нам с разными мелодиями в Нижнедевицком и в Репьев-ском районах. Вариант Нижнедевицкого района является политекстовым. На его мелодию в с. Россошки Репьевского р-на (2009) исполняется совершенно другой духовный стих - «Помяните, братья, сестры».
Традиция сохраняется в содержании и очередности поминальной еды. Обязательными блюдами были оладьи с медом, кутья, лапша из курицы, каша пшенная. Но завершалась поминальная трапеза в одних селах кашей (Репьевский), в других - киселем или компотом (Нижнедевицкий, Но-воусманский), а в с. Нижняя Байгора Верхнехавского района (2008) последней подавалась лапша.
В некоторых селах отмечают разницу в одежде умерших замужних и незамужних женщин. Так, Бредихин Г.Б. рассказывает: «Девку, обычно, хоронили в паре -юбка и кофта одинакового цвета - бирюзового или голубого, атласная - и платке. Женщин - в юбке и кофте, сверху надевался саван - накидка со сборками спереди, белая, из хлопчатобумажной ткани» (с. Нижняя Байгора, 2008).
Некоторые элементы разрушения обряда мы видим в поминании умершего прямо на кладбище в день похорон: «Прям
расстилають и там поминають. и до сих пор так» (с. Россошки Репьевского р-на, 2009). Жители сел рассказывают, что раньше существовал запрет на спиртное. Так. в с. Першино Нижнедевицкого р-на (2009) до сих пор принято поминать умерших лишь в небольших дозах (2 рюмки) и только «Кагором». Сейчас же наблюдается разрушение этой стадии обряда: «. Не понимають, напьются вволю» (с. Россошки Репьевского р-на, 2009).
Итак, несмотря на встреченные нами отличия, в целом можно говорить о хорошей сохранности похоронного обряда, о широком распространении духовных стихов и о существовании традиционных формул поминания умерших. В тексты духовных стихов исполнители добавляли свои образы и мотивы, проводя в первую очередь нравственно-проповеднические идеи. Этим и объясняется их широкая распространенность в селах изучаемых районов
1. Архив лаборатории народной культуры и фольклора им. проф. С.Г. Лазутина.
2. Славянские древности : Этнолингвистический словарь в 5-ти томах. - Т. 2. - М. : Международные отношения, 1999. - 704 е.; Т. 3. - 2004. - 704 е.; Т. 4. - 2009. - 656 с.
3. Тетради молитв и духовных стихов из с. Нижняя и Верхняя Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. // Архив кафедры теории литературы и фольклора, 2008.
2. The Slavonic Antiquities : Ethnolinguistic Dictionary : 5 v. - V. 2. - M. : Mezhdunarodnye otnosheniya, 1999. - 704 p.; V. 3. - 2004. - 704 p.; V. 4. - 2009. - 656 p.
3. The Notebooks with the Prayers and Spiritual Poems from Nizhnyaya Bajgora and Verkhnyaya Baygora villages of Verkhnekhavskiy district of Voronezh region // The Archives of the Literary Theory and Folk-lore Chair, 2008.
Духовная беседа
Все тексты Архидиакон Роман Тамберг >>>
Today is the spiritual conversation, came to visit the soul.
Srodnichki come home and spend in the way everlasting.
And here putnichki ready, God's angels are.
Darling took the shoulders and led the way everlasting.
For forty days the soul went all zastavochku passed.
Brought soul to the throne, to the Savior, the Creator.
Soul fell on his knees before the Savior, the Creator.
A Savior soul asks ask good deeds.
How would she be afraid, it will tremble.
On both sides will look around without stepping anyone her.
She will beg their friends and relatives:
Since you srodnichki home, you do not forget me.
You post out of your hand, mark you me.
Now would be me a solution where God bless.
If I serve God, the soul Most Lucent paradise
If God did not serve - eternal torment without end.
Здесь духовное собранье пришли душу посетить 40 дней душа ходила
ДУХОВНЫЕ СТИХИ, ЗАПИСАННЫЕ ТЫЧИНИНОЙ ЕВДОКИЕЙ КОНСТАНТИНОВНОЙ (1930-2008) В Г. ВОРОНЕЖЕ
«Помни Господа, ты, юный,
Юный друг, не забывай,
Всею жизнею, делами
Его в мире прославляй».
«О Господи, и я не знаю:
Когда молод, веселюсь,
А когда я постарею,
Тогда каюсь и молюсь».
«Ой, несчастный, ты не знаешь,
Когда можешь умереть.
Может, завтра ты не станешь
На свет Божий посмотреть.
Может, завтра гроб сколотят,
Гроб сосновый для тебя,
И земля навеки скроет
Твоё тело у себя.
О душа, душа погибла,
Ты погибла навсегда.
Поздно каяться уж будет,
Юный друг, тебя тогда.
Можно всякий грех оставить,
Молодой, ты, юный друг:
Не забудь Христа прославить
За его красу и слуг».
Восстань же, восстань,
Ото сна пробудись
И горько восплачь,
Ищи Бога, молись.
Конец приближается,
Смерть при дверях,
А ты почиваешь
Во тьме при грехах.
Восстань же, восстань,
В себя ты приди,
Смотри: смерть с косою
Стоит позади.
«О страшная смерть,
Зачем ты стоишь?
Здесь кого же ты ищешь,
Так зорко глядишь?
Неужели ты ошиблась –
Пришла ты ко мне?
Иль я ошибаюсь,
Я вижу во сне?
Ты видишь: я молод,
Ещё не готов,
На мне переполнено
Много грехов.
О страшная смерть,
Удались от меня:
Своею косою
Страшишь ты меня.
Ты видишь: я грешен,
Тебя здесь боюсь.
А как же я, грешный,
Пред Богом явлюсь?»
«Я послана Богом
Тебя умертвить,
А там его воля,
Он будет судить».
«Была тебя воля,
И был вольный свет,
Теперь уже время
Идти на ответ.
Чего заслужил ты,
С тобой всё пойдёт:
Добро или худо
Никто не возьмёт».
Я в Божию церковь
Схожу помолюсь,
И телом и кровью
Христовым приищусь».
И тут, в это время
Свершила она
И душу от тела
Она отняла.
Здесь собрание мирское:
Пришли душу посетить,
Пришли душу посетить
И навеки проводить.
Сорок дней душа ходила,
Все заставушки прошла,
В ней все спутнички готовы –
Божьи ангелы стоят.
Берут душу за рамины,
Путём вечным поведут,
Приведут душу к престолу,
Ко Спасителю, Творцу.
Господь спрашивать с ней будет
Её добрые дела,
Что, душа, тогда ты скажешь,
Что ты будешь отвечать?
Падет душа на колени
Пред Спасителем, творцом –
Как она будет бояться,
Она будет трепетать:
Нынче будет мне решенье,
Куда Господь определит:
Жила – Богу я служила,
То пресветлый Божий рай;
Жила – Богу не служила –
Муки вечны без конца».
TRADITIONAL FORMULAE OF THE FUNERAL RITUAL IN THE VILLAGES OF NOVOUSMANSKIY, NIZHNEDEVITSKIY, VERKHNEKHAVSKIY AND REPYOVSKIY DISTRICTS (1979-2009 yr)
The article is devoted to the analysis of the formulae as canons and revealing of ritual heathen and Christian sense of every stage of the traditional funeral ritual in the villages of Voronezh region.
Здесь духовное собранье пришли душу посетить 40 дней душа ходила
ХРАМ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГАМБУРГЕ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Наш храм открыт ежедневно с 10.00 до 15.00. В среду и субботу с 10.00 до 19.00. Tschaikowskyplatz 1, 20355 Hamburg (U-2 Messehallen)
Православная церковь в Гамбурге > День за днем > Духовная беседа
Здесь духовное собранье пришли душу посетить 40 дней душа ходила
ХРАМ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГАМБУРГЕ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Наш храм открыт ежедневно с 10.00 до 15.00. В среду и субботу с 10.00 до 19.00. Tschaikowskyplatz 1, 20355 Hamburg (U-2 Messehallen)
Православная церковь в Гамбурге > День за днем > Духовная беседа
Духовная беседа
Текст песни Архидиакон Роман Тамберг - Духовная беседа
Традиционные формулы проведения похоронного обряда в селах Новоусманского, Нижнедевицкого, Верхнехавского и Репьевского районов (1979-2009 Г. Г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
Статья посвящена анализу формул-канонов и раскрытию ритуального языческого и христианского смысла каждого из этапов традиционного похоронного обряда в селах Воронежской области.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Здесь духовное собранье пришли душу посетить 40 дней душа ходила
Последний рубль дорог,
Последний день ярок,
Их не отнимет ворог,
Их не отдашь в подарок.
Последняя любовь – самая ласковая,
С сединкою на виске,
И приходит она, ополаскивая
Душу в горечи и тоске.
И отдаёшь её тем, которым
Не нужна её вышина.
… Но душа, овладев простором,
Будет горечи лишена.
Ибо, памяти зов послушав,
Вспомнишь ты, что в былом и сам
Мял и комкал чужие души,
Обращенные к небесам.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Читайте также: