В китае можно было свободно поменять свое место сословие если выполнить определенные условия
Нам предстоит рассмотреть историю Индии, Китая и Японии в эпоху раннего Нового времени. Каждая страна имела свою древнюю культуру, свой особенный путь развития, но, наряду с несхожестью, имелись и общие черты — черты традиционного общества.
Земля принадлежит государству.
По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.
Рассмотрим на примерах, что представляло собой землевладение в государствах Востока.
В Индии по традиции государство предоставляло земли в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Пользование земельным наделом продолжалось не более 10 лет, затем происходило перемещение временного владельца на другие земли, но на тех же условиях. Одно оставалось непременным — эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.
В Китае в XVI в. все земли делились на две части: на государственные и «народные», т. е. частные. Большинство казённых земель отдавалось крестьянам — в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству.
Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым. Чаще всего они увеличивали свои владения за счёт захвата крестьянских земель. В Китае неоднократно издавались указы, запрещавшие продажу земли.
В отличие от Индии и Китая, в Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. В результате лишались своих земельных владений и вассалы князей — воины-самураи (от «самурау» — служить).
Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.
Для традиционных обществ Востока характерно то, что верховным собственником земель являлось государство.
Деревенская община.
Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Так было и в странах, о которых мы ведём речь. В них сложились районы интенсивного земледелия, где было занято абсолютное большинство населения. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство. О таких общинах вы уже знаете из курса истории Средневековья.
В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. И хотя по закону общинники были свободными людьми, фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными.
Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.
В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Именно на крестьянском труде держалось могущество государства.
Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.
Государство регулирует хозяйственную жизнь.
В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли — на соль и производство чая; открыло казённые лавки, конкурировавшие с купеческими; увеличило налоги на ремесленников и купцов; запретило заморскую торговлю. Государство грабило купцов и ремесленников системой государственных закупок и заказов, так как платило меньше, чем можно было выручить денег на свободном рынке.
Сословный строй.
Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Часто сословная принадлежность не соответствовала имущественному положению человека, но нарушить сословный порядок, за очень редким исключением, никому не разрешалось.
В раннее Новое время в Японии существовала жёсткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили.
В сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII—XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10% населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые землевладельцы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. Все они имели привилегию носить два меча, все они в соответствии со своим положением получали пайки риса, а государственный аппарат занимался их распределением. Самураи разделялись на ранги в зависимости от того, какое количество риса они получали.
В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев — «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному землевладельцу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (по-японски «харакири» или «сэппуку») по первому его требованию или в случае его смерти.
Самураи сохраняли свои военные организации и культ меча (чтобы опробовать остроту нового меча, самурай мог убить на улице неприкасаемого). Они создавали школы для обучения воинскому искусству, особенно тем видам, которые считались важными с точки зрения формирования характера: фехтование на мечах, стрельба из лука, борьба дзюдо и верховая езда.
В свободное время самураи занимались военной подготовкой, а высшие из них в добавление к этому со всей серьёзностью участвовали в чайных церемониях и составлении букетов.
Но появились первые признаки разложения сословного строя. Были и такие самураи, которые по разным причинам отказались от своих обязанностей и лишились средств к существованию. Они преподавали учение Конфуция, становились школьными учителями или писателями. Одни обучали молодёжь владению оружием, другие были охранниками у богатых купцов. Со временем некоторые из них стали заниматься коммерческой деятельностью и даже ремеслом. Те самураи, которые не могли отказаться от сословных предрассудков, предпочитали нищенствовать, но не «опускаться до презренных занятий». Были и такие, которые занимались грабежом и разбоем, объединяясь в банды, терроризировавшие жителей деревень и путников на дорогах.
Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр. Одевались крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.
Третье и четвёртое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были среди них и странствующие, ходившие от деревни к деревне. Как правило, сын наследовал профессию отца. Современники отмечали высокое качество их изделий.
Что же касается купцов, то в XVI—XVIII вв. власти относились к ним насторожённо. Купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне и ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла.
Купцы организовывались в гильдии, создавали банки. Некоторые из них сколотили огромные состояния и сумели добиться того, что их сыновья успешно сдавали императорские экзамены и становились чиновниками.
Купцы жили по установленным ими правилам на деньги, которые получали от ежедневной торговли. Вот эти правила: ранний подъём, преданность семейному делу, работа сверхурочно, бережливость, хорошее здоровье. Это должно было способствовать накоплению денег.
Города под контролем государства.
Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В XVI—XVII вв. быстро развивались города в Китае. В Пекине уже к 1500 г. население превышало 1 млн человек, в Нанкине оно достигло 660 тыс. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля. О развитии ремёсел говорят и существовавшие тогда названия улиц в Нанкине: Парчовая улица, Сатиновый переулок, Железная улица, улица Красок и т. д. В Пекине были Угольный, Рисовый, Сенной и другие рынки.
Религии Востока — путь самосовершенствования. Нельзя правильно понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока, если не познакомиться с их религиозными учениями.
- Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?
Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Его учение — конфу цианетво — нашло огромное число последователей, стало обязательным для всех китайцев, превратилось в религию.
Конфуция, как и многих учёных древности, прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Без них не может быть порядка в жизни людей. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Созданное на основе разума общественное устройство, по мнению мыслителя, должно давать возможность человеку заниматься самосовершенствованием и приносить пользу для всех. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь. «Государь — отец и мать народа, — поучал мыслитель. — Всякий служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах своей жизни не должен восставать против государя». Конфуций учил, что каждый человек должен твёрдо помнить своё положение в обществе, предопределённое Небом. «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном», — говорил он.
Конфуций учил избегать крайностей. Он считал, что и власть несёт ответственность перед народом, иначе народ не станет ей доверять. «Тот, кто хочет стать правителем государства, — говорил он, — должен сам жить умеренно; при управлении своими рабами должен проявлять свою добродетель».
Учение Конфуция привлекало своей практичностью. Казалось, что на его основе можно создать идеальное общество, идеальную семью и добиться самосовершенствования.
Буддизм — религиозное учение, ставшее мировой религией. Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира людей в Индии, Китае и Японии. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.
Согласно его учению, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.
Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал — стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания. Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.
Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.
Индуистское учение вам знакомо из курса истории Древнего мира, поэтому поговорим о древней религии японцев — синтоизме. «Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Поэтому светские правители почитались как посланцы Неба и их авторитет был непререкаем.
Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.
Синтоизм использовался в Японии для укрепления власти императора, ставшего с VII в. верховным жрецом.
Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии. Эти религии определяли духовную и повседневную жизнь общества, своеобразие взглядов на мир и на человека. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека — встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.
Проверьте себя
- Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?
- Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI—XVIII вв.
- Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?
- По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.
Подумайте
- Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».
- Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.
- Сделайте вывод: какие основные черты харак терны для традиционных обществ Востока в XVI—XVIII вв.?
Дополнительные материалы
Трудились не разгибая спины
«Земледелие — ствол, основа; торговля, ремесло и иные занятия — ветви, второстепенное», — говорит древняя китайская поговорка. Трудолюбие китайских земледельцев поражало. Труд в Китае считался не наказанием за грехи, не бременем, а священным долгом, на который Небо благословило род человеческий. Да и благосостояние крестьян зависело от результатов их труда. Вот поэтому европейцы, путешествующие по Китаю в конце XVIII в., с удивлением отмечали, что, за исключением скалистых горных уступов, они на своём пути не видели ни одного невозделанного клочка земли. Даже на горных склонах, если они не совсем отвесны, устраивались террасы, на которых сеяли лук, морковь и т. д. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды.
В Японии, как и в Китае, крестьяне трудились от зари до зари. Однако сваренным на пару рисом в Японии питались только самураи, а крестьянам полагалось есть каши из проса, ячменя или пшеницы и овощи. Свежая рыба была деликатесом, а мясо в пищу не употребляли — запрет на говядину накладывался буддизмом.
И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или бросал её и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была обрабатывать его землю и платить за него налоги. Неурожаи, голод, землетрясения, пожары (дома из дерева, бамбука и бумаги горели как свечи), эпидемии приводили к гибели сотен тысяч людей. В стране получил распространение изуверский обычай детоубийства, когда душили новорождённых (обычно девочек), чтобы избавиться от «лишних ртов».
Но и в этой тяжёлой жизни случались праздники. В дни Нового года крестьяне приносили из леса маленькие сосны и помещали их у ворот своего дома, украшая цветами сливы и ветками бамбука, которые считаются символами долголетия, здоровья и счастья. Круглые рисовые колобки подносились различным богам — охранителям дома и душам предков. В середине лета широко отмечался праздник Бон, в дни которого, по поверью, души умерших возвращаются в свои дома. Для них готовилось специальное угощение, их развлекали песнями и плясками. В деревнях праздновали свадьбы, в праздники превращались и выполняемые всей общиной работы: посадка риса, рытьё колодцев, уборка урожая и пр.
Хотя существовали указы, запрещавшие крестьянам смотреть театральные представления (власти боялись, что, увидев на сцене лучшую, чем у них, жизнь, они захотят уйти из деревни), им удавалось видеть выступления странствующих актёров. Но особенную радость приносило паломничество в один из главных храмов страны. Это была единственная в жизни возможность покинуть на время деревню и увидеть своими глазами окружающий мир.
С 27.04. по 30.04 Всеобщая история. 8 класс. Тема «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени»
Проработать §28, записать тему, план, понятия. Определить для себя цель, задачи. Выполнить предложенные задания.
Работа в тетради.
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени
2. Сословный строй
3. Религии Востока
Работа с картой. На юге Евразии расположены Китай, Япония, Индия. Найдите эти три страны на любой географической карте.
Работа в тетради. Выпишите эти страны с названием столиц.
Китай, Япония, Индия- три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной, а само общество на Востоке называют традиционным.
А теперь рассмотрим, что представляла собой жизнь в традиционных обществах Востока, таких государствах, как Китай, Япония, Индия?
Работа в тетради. Запишите определение понятия « традиционное общество»
Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией (набор представлений, обычаев, привычек, передаваемых из поколения в поколение). Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Это аграрное общество, т.е. почти всё население занимается сельским хозяйством.
Черты традиционного общества
1.Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель 2.Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов 3.Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением
Работа с учебником. Проработайте §28. Работая с текстом параграфа, необходимо найти доказательства, что в Индии, Китае и Японии в эпоху раннего Нового времени сложилось традиционное общество (смотри черты традиционного общества).
Работа в тетради. Продолжите по образцу конспект.
Традиционные восточные общества
- Кто владел землей?
Государство -верховный собственник земли.(стр.276)
2.учёные, сановники, воины(кшатрии)
3.купцы, землевладельцы, крестьяне (вайшьи),
Самое жёсткое деление, переход в другую касту невозможен.
- Кто владел землей?
Землей владели государство и частные лица (стр.277)
Можно было поменять своё место, если выполнить определённые условия.
- Кто владел землей?
Работа в тетради. Изложите суть одного из вероучений стран Востока.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Государства Востока традиционное общество в эпоху раннего Нового времени"
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
В течение долгого времени вы изучали историю стран Запада, узнавали, как развивалось общество. Теперь вам предстоит познакомиться с особенностями развития восточных государств в XVI–XVII веках.
Во время урока вы узнаете, что повлияло на мировоззрение жителей Индии, Китая и Японии, как складывались хозяйственные и социальные отношения в этих государствах.
Начнем рассмотрение стран Востока со способов землевладения, характерных для этих государств.
Существовала и частная собственность на землю. Этим правом пользовались покоренные князья, платившие дань, шейхи, имевшие небольшие владения и позже мусульманские богословы. За использованием земель следило специальное ведомство – диван.
В Китае земли делились на государственные и «народные» (частные).
К государственным относились
· земли, конфискованные у преступников;
· земли императорского дома;
· земли, пожалованные чиновникам, князьям, храмам;
· участки, принадлежащие военным поселениям.
Все остальные земли были частными, владеть ими могли как феодалы, так и крестьяне. Частыми были захваты знатью территорий, которыми владели крестьяне.
Существовали «должностные поля» – это государственные земли, которые предоставлялись чиновникам на время их службы. Были также «поля для поддержания бескорыстия», их получали чиновники, у которых была плохая оплата труда, и, чтобы они не брали взяток, им предоставляли земли, дававшие доход. Большая часть крестьян пользовалась землей на условиях аренды.
В Японии вся земля была в собственности государства. И крестьяне, и феодалы получали наделы во временное пользование. Размер участка крестьянина зависел от количества людей в семье, а у феодала – от знатности. В любой момент земля могла быть конфискована. Такая система способствовала укреплению центральной власти.
Деревенская община.
Основная часть населения восточных государств была занята в сельском хозяйстве, где оставалась достаточно прочной деревенская община. Узнаем, каковы были особенности ее организации в Китае, Индии и Японии.
В Индии община была очень крепкой. Земельные владения принадлежали не отдельным людям, а общинам, внутри которых уже раздавались участки семьям. В коллективном пользовании оставались леса, пастбища, пустоши. Каждая община вносила определенную сумму налога государству за право пользования землей. Таким образом, государству облегчался процесс сбора налогов. Управление общиной осуществлял совет, состоящий из 5 наиболее зажиточных жителей.
Помимо занятия сельским хозяйством, общинники могли заниматься ремеслом. Однако жители общины были обязаны содержать несколько профессиональных ремесленников, которые обслуживали потребности в одежде и предметах быта.
Все должности внутри общины были четко распределены и передавались по наследству. Получалось, что оставаясь свободным, житель общины не мог ее покинуть, потому что имел право чем-либо заниматься только в своей общине. За ее пределами он становился пришлым и лишался прав. У пришлых не было права голоса, они могли иметь земельный участок только на условиях аренды, получая 1/8 часть от урожая. Неполноправными были и ремесленники.
Задачей десятских был контроль за сбором налогов. Чиновникам было запрещено появляться в общинах с этой целью под страхом смертной казни. Также десятские следили за поведением жителей общины и сообщали обо всех нарушениях правителю.
В китайской общине существовала круговая порука. В случае невыплаты налогов или отказа от выполнения повинностей одним из жителей общины, его работа перекладывалась на других жителей. Это облегчало сбор налогов и контроль за поступлением средств в казну.
В Японии деревенская община значительно окрепла к XV веку, она обладала достаточно большой долей самоуправления. Главной задачей для себя жители общины ставили уменьшение налогов и отмену трудовых повинностей. Община взяла на себя обязательства по контролю уплаты налогов ее жителями, взамен получила право управлять внутренними делами и самостоятельно распоряжаться избыточными продуктами. Руководство общиной
· осуществляло общее собрание;
· занималось распределением воды;
· решало, как использовать угодия;
· делило между жителями трудовые повинности.
Правом голоса на собрании обладали только те крестьяне, которые владели земельными участками. Таким образом, община сокращала вмешательство императорских чиновников и разграбление крестьян.
Сословия.
Одной из главных особенностей традиционных обществ стран Востока было четкое разделение на сословия. Каждый вел жизнь так, как предписывали ему правила и сословная принадлежность.
Брахманы – это высшая варна, ее можно сравнить с европейским духовенством. Брахманы выполняли обязанности писарей, священнослужителей, учителей, судей и чиновников.
Вторую ступень занимали кшатрии. Это было воинское сословие. С детства их воспитывали сильными и мужественными, готовыми встать на защиту государства. Главной целью кшатриев был контроль за соблюдением порядка и закона. Только они были наделены правом убивать тех, чье поведение не соответствовало правилам варны. Среди кшатриев, как правило, выбирали правителей.
Вайшьи – это третья ступень социальной лестницы индийского общества, включающая в себя торговцев, ростовщиков и ремесленников.
На четвертой ступени находятся шудры. Это земледельцы и слуги. Их основное занятие это обработка земли и скотоводство, а также прислуживание трем высшим варнам. В современной Индии это самая многочисленная группа населения.
Вне социальной лестницы в Индии находились «неприкасаемые». Это люди, которые занимались очисткой улиц от мусора, работой с кожей животных и глиной, стиркой. Они селились вдалеке от других жителей, не имели права посещать храмы. Считалось, что они могут осквернить представителей варн.
В Китае общество делилось на привилегированные и непривилегированные слои.
В Японии сословная структура складывалась в схему СИ-НО-КО-СЁ. Или воинов, крестьян, ремесленников и торговцев. Над всеми сословиями находился император, которого обожествляли, и родовая знать.
Обратите внимание, что крестьяне занимали вторую ступень социальной лестницы. Они пользовались уважением, так как обеспечивали пропитанием самураев и императора. Однако их жизнь была определена в очень строгие рамки. Крестьяне не имели права есть рис или печь из него лепешки, это считалось большой растратой, так как рис в то время был синонимом богатства. Одежду носили только изо льна или хлопка.
Все ремесленники были объединены в цехи. В выборе ремесла руководствовались наследственностью. Если отец занимался изготовлением одежды, то его дети тоже будут это делать. Ремесленники делились на три категории:
· те, кто имел свой магазин;
· те, кто выполнял работу на месте;
Торговцы были источником обогащения императорского дома, поэтому пользовались большей свободой. У них был свой устав, купцам было запрещено играть в азартные игры, сочинять стихи, учиться искусству быстрого рисования и владения мечом. Это все могло отвлекать от непосредственной работы.
Религия.
Конфуцианство сформировалось в Китае, и было обязательным учением для всех его жителей. Оно оказало существенное влияние на поведение и формирование мировоззрения китайцев.
Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи-государства.
Одной из центральных идей в культуре Китая стала следующая: «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». На этом строились отношения в обществе на протяжении многих столетий.
Само учение основывалось на 5 принципах:
· любовь к людям, именно его авторству принадлежит правило «Не делай человеку того, что не желаешь себе»;
Каждый житель Китая должен был им соответствовать.
· поверить, что мир полон страданий;
· ограничить свои желания и стремления;
· говорить только правду и добрые слова;
· совершать добрые дела;
· не наносить вред живому;
· следить за своими мыслями, отгонять плохие и думать о хорошем.
Если человек будет постоянно совершенствоваться, то в следующей жизни его ждет перерождение и он сможет стать представителем высшей касты.
Таким образом, давайте сравним три восточных государства по тем показателям, которые мы рассмотрели. В Индии и Японии вся земля находилась в государственной собственности, в Китае существовали как государственные, так и «народные» земли. Деревенская община везде имела самоуправление. Сословия в Индии были представлены четырьмя варнами: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры; в Китае были привилегированные и непривилегированные сословия, в Японии – сословия воинов, крестьян, ремесленников и торговцев. Основными религиями были: буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии.
Конспект урока "Государства Востока: традиционное общество"
Тема урока: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.
Цели: - определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.
- реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления.
- воспитывать интерес и уважение к истории других народов.
Тип урока: Комбинированный урок
I . Организационный момент
Приветствие. Подготовка к уроку.
II . Проверка домашнего задания
Проверка выполнения заданий самостоятельной работы по теме
«Международные отношения в XVI – XVII веках»
III . Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.
Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.
IV . Изучение нового материала
Работа с понятием
Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией (набор представлений, обычаев, привычек, передаваемых из поколения в поколение). Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Это аграрное общество, т.е. почти всё население занимается сельским хозяйством.
Черты традиционного общества
1.Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель
2.Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов
3.Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением
Цель урока: определить тенденции развития восточных государств, доказав, что в Индии, Китае и Японии было традиционное общество
1. Кто владел землёй?
2. Характерные черты крестьянской общины.
3. Какие сословия занимали господствующее положение?
1.Земля должна принадлежать государству
2.Право верховной власти на землю принадлежит государству
3.Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.
1.жрецы (брахманы), 2.учёные
Самое жёсткое деление, переход в другую касту невозможен.
1.Земля должна принадлежать государству
Можно было поменять своё место, если выполнить определённые условия.
1.Государство верховный собственник на землю.
3. ремесленники 4. Купцы 5. буракумины (неприкасаемые)
Вне социальной лестницы были придворные, священники, врачи, учёные.
Религия определяла духовную и повседневную жизнь в обществе. Путь самоусовер-шенствования и обретения гармонии.
1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.
ИНДИЯ (в таблице)
Земля должна принадлежать государству
Право верховной власти на землю принадлежит государству
Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.
(заполняют самостоятельно стр.276-277)
Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.
Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.
Земли никогда не передавались по наследству.
Земля должна принадлежать государству
(заполняют самостоятельно стр.277)
Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)
Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги
Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли
ЯПОНИЯ (в таблице)
Государство верховный собственник на землю.
(заполняют сами стр.277)
Основной земельный фонд в собственности князей
Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений.
Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти..
Вывод в таблицу - Государство является верховным собственником земли.
2. Следующей характерной чертой восточных обществ была община. ? Признаки сельской жизни.
1.Натуральное хозяйство ( объяснение уч-ся – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.)
2.Экономическая замкнутость (объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли.)
3.Круговая порука ( объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.)
4. Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.
5.Государство регулирует хозяйственную жизнь.
Работа с учебником стр. 277-278 по заполнению таблицы
Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение.
За пределами общины, общинники становились бесправными.
Деревня состояла из 100 дворов.
Во главе общины стоял староста.
Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей.
Община была самоуправляема.
Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.
Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете
Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.
Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.
В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.
Вывод: Община была административной единицей для сбора налогов и контроля за населением.
Огромное значение для традиционного общества имел сословный строй. Сословие – общая группа со своими наследств. правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами Если в Европе было очень трудно перейти из сословия в сословие, то на Востоке это было практически невозможно. Особенно это касалось Индии, где существовал кастовый строй. Каста – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов Работаем с таблицей –обратить внимание на то, что последняя ступень – торговцы.
Вывод: Каждый чётко знал своё место в обществе и свои обязанности.
Религии Востока. (рассказ учителя)
Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.
Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем. Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).
Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять
Буддизм Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия. Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце, но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».
Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека
Синтоизм Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.
Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии. Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение. Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.
Государства Востока традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
В китае можно было свободно поменять свое место сословие если выполнить определенные условия
УПС, страница пропала с радаров.
Вам может понравиться Все решебники
Мякишев, Буховцев
Мерзляк, Поляков
Юдовская, Баранов, Ванюшкина
Шмелёв, Флоренская
Никольский
Никольский, Потапов
Рабочая тетрадь
Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.
Читайте также: