В каком городе можно посетить мамаев курган на котором расположен памятник ансамбль героям
Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур — «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл — фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент — Меч Победы.
Два из трех монументов триптиха — «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» — принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.
Первая часть трилогии «Тыл — фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине.
Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь — стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным — каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента — работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.
Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.
Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл — фронту» был готов только летом 1979 года.
Монумент «Тыл — фронту»
Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала — гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника — это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске — это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.
На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).
Монумент «Родина-мать зовет!»
Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент — это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.
Проводя некоторую аналогию можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор силам захватчиков. В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.
На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра. Для того чтобы обеспечить необходимую жесткость каркаса статуи было применено 99 металлических тросов, которые находятся в постоянном натяжении. Толщина стен памятника, выполненных из железобетона, не превышает 30 см, внутренняя поверхность памятника представляет собой отдельные камеры, которые напоминают конструкции жилого здания.
Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.
Однажды главный скульптор монумента Евгений Вучетич рассказывал Андрею Сахарову о своей самой известной скульптуре «Родина-мать зовет!» «Часто меня спрашивало начальство, зачем у женщины открыт рот, это же некрасиво», — рассказывал Вучетич. На этот вопрос известный скульптор отвечал: «А она кричит — за Родину… вашу мать!»
Монумент «Воин-освободитель»
8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.
Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.
Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов — уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин — освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.
Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор — художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром в 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».
Осенью 2003 года скульптура «Воина-освободителя» была разобрана и отправлена на реставрационные работы. Весной 2004 года отреставрированный монумент вернулся на свое законное место. Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.
Родина-мать зовет
«Родина-мать зовет» — название главной скульптуры мемориального комплекса, построенного на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде. Холм, на котором стоит фигура женщины с мечом, возвышается на 14 м, а сама статуя имеет высоту 85 метров. Она господствует над окружающей местностью и видна с расстояния десятков километров. Скульптура Родины-матери – один из самых посещаемых объектов Волгограда. Ежегодно сюда приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Цветы к монументу несут сами волгоградцы, туристы, приехавшие из разных частей России, и зарубежные путешественники.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет»
Основные моменты
Скульптура «Родина-мать зовет»Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.
У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.
Лестница, ведущая к мемориалу Площадь Скорби
Авторская идея памятника
Инициатором создания величественного монумента стал известный советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вутечич. Он принимал участие в Великой Отечественной войне, в боях был контужен и в полной мере понимал всю тяжесть перенесенных народом испытаний.
Е. В. Вутечича считают одним из основоположников монументального стиля, который позже получил наименование «сталинского классицизма». Созданные им работы отличает гигантизм, использование традиций модерна и пафос сюжетов.
Скульптор Евгений Викторович Вутечич
Перед созданием мемориала «Родина-мать зовет» в Волгограде, Вутечич руководил масштабным художественным проектом в берлинском Трептов-парке. В соавторстве с архитекторами и инженерами им был создан ансамбль-памятник, посвященный воинам Красной Армии, центром которого стала выразительная бронзовая фигура Воина-освободителя.
К работе на берегу Волги скульптор приступил, обладая большим опытом художественных и технических решений. На открытых пространствах Мамаева кургана он предложил создать группу из нескольких скульптур большого масштаба, которые было бы хорошо видно с разных сторон. Фигура Родины-матери, по замыслу автора, должна была символизировать призыв Отечества к своим гражданам – защитить родную землю от врагов.
Существует несколько версий, кого именно Вутечич избрал в качестве прототипа для своей скульптуры Родины-матери. Кто-то утверждает, что Вутечичу позировала его супруга Вера. Другие говорят, что лицо на памятнике имеет портретное сходство с известной в СССР метательницей дисков и многократной рекордсменкой Ниной Яковлевной Думбадзе. Сами волгоградцы убеждены, что героиней скульптора стала официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова.
Построенный памятник «Родина-мать зовет» был признан выдающимся образцом монументального искусства и сделал имя скульптора широко известным не только в стране, но и за рубежом. В 1970 году авторскому коллективу, работавшему над монументом, вручили Ленинскую премию.
Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым
История строительства памятника «Родина-мать зовет»
Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане начали возводить в 1959 году, когда еще сам Волгоград не был полностью восстановлен из руин. В те годы при проведении земляных работ находили неразорвавшиеся снаряды и мины, и поэтому возле работающего экскаватора саперы несли постоянное дежурство.
Макет памятника, выполненный Е. В. Вутечичем
Помимо Е. В. Вутечича, над памятником «Родина-мать зовет» работало еще несколько скульпторов. Команду архитекторов возглавлял Яков Борисович Белопольский, а инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Васильевич Никитин. На него была возложена задача разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента.
Кроме строительных работ, проект военного мемориала предусматривал «озвучивание» всех скульптурных композиций, включая памятник «Родина-мать зовет». Эта работа была поручена диктору Юрию Борисовичу Левитану, звукорежиссеру Александру Ивановичу Гераськину и режиссеру Виктору Кадиевичу Магатаеву. Роль консультанта по военным вопросам выполнял Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, войска которого в годы Великой Отечественной войны сумели отстоять город на Волге.
Первоначально скульпторы создали небольшую полуметровую версию памятника. Ее делали в мастерской, устроенной в подвале волгоградского магазина «Минск». Потом работа над памятником продолжилась на заводе «Газоаппарат». Там по изготовленному образцу соорудили пятиметровую версию монумента.
В первоначальном проекте фигур у памятника должно было быть две – женщины-матери и коленопреклоненного солдата. Предполагалась также, что женщина будет держать в руке развернутое знамя. Постамент планировали пышно декорировать.
Общий вид мемориала во время строительства
Однако, от всех этих идей скульптор Вутечич позднее отказался. Он не стал строить к памятнику лестницу, а ограничился пешеходной дорожкой, которая, как лента, опоясывала подножие монумента. Кроме того, в процессе производства решено было увеличить размер главной скульптуры воинского мемориала с 32 до 56 метров, а затем – и до 85 м.
Во время строительных работ организаторам приходилось решать самые разные проблемы. Слои бетона нужно было прочно скрепить друг с другом. Для этого необходимо было наладить непрерывную поставку бетона на строительную площадку. Чтобы грузовики с бетоном ничто не задерживало в пути, их снабдили цветными лентами. Водители получили разрешение проезжать на красный сигнал светофора, а сотрудникам ГАИ предписали не тормозить такие машины.
В мае 1965 года проверяющие строительство специалисты из Госстроя дали рекомендации значительно усилить железобетонную конструкцию. Опасения инженеров и технологов были вызваны состоянием грунта, на котором возводили памятник «Родина-мать зовет». Это была обводненная толща майкопских глин, и они постепенно «сползали» к волжскому берегу. Чтобы катастрофы не произошло, строители сделали дополнительное бетонирование в основании монумента.
Памятник во время строительства Перед установкой меча
Стройка продолжалась в течение нескольких лет, в основном в теплое время года. В октябре 1967 года все работы были завершены, и памятник торжественно открыли.
Скульптура «Родина-мать зовет» является частью триптиха, в который также входят памятники в Магнитогорске и Берлине. Уральский монумент «Тыл – фронту» символизирует меч Победы, который рабочие выковали для воинов, освобождавших страну от захватчиков. Скульптура «Родина-мать зовет» поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война, наконец, закончилась.
Скульптура «Родина-мать зовёт!». Инфографика
Устранение недочетов конструкции
Первые проблемы с памятником «Родина-мать зовет» выявили уже на следующий год после его открытия. «Слабым местом» монумента оказался меч, который Родина-мать держала в руке. Первоначально его сделали из прочных листов нержавеющей стали и обшили титаном. Однако, такое решение оказалось технически ошибочным. Большие размеры и вес меча привели к его излишней парусности. В том месте, где меч прикреплялся к руке, возникало избыточное напряжение. От раскачивания он слегка деформировался, и листы титана при ветре издавали неприятный гремящий звук.
Учитывая эти проблемы, в 1972 году старый меч заменили на другой, полностью изготовленный из стали. Кроме того, в верху меча проделали специальные отверстия, которые избавили его от излишней парусности. Меч соорудили из металла, выплавленного на Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».
Рука с мечом Скульптура «Родина-мать зовет» внутри
В 1986 году весь памятник «Родина-мать зовет» обследовали специалисты. По их рекомендации железобетонную конструкцию дополнительно укрепили. В 2013 году архитектор из Москвы Владимир Церковников выступил с обращением в Министерство культуры и заявил, что фундамент знаменитой скульптуры был изначально рассчитан неправильно, и поэтому монумент находится под угрозой обрушения. Он ничем не скреплен с основанием и держится лишь за счет собственного веса.
Вид на памятник со стороны жилой застройки
Технические характеристики монумента
Бетонная скульптура «Родина-мать зовет» стоит на двухметровом постаменте. Все сооружение подпирает прочный фундамент, углубленный в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, сформирован искусственно. Чтобы фундамент смог выдержать огромный вес бетонной конструкции, сюда насыпали около 150 тонн земли.
Внутри статуя полая. Толщина сделанных из железобетона стенок составляет от 25 до 30 см. Бетонную оболочку поддерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн бетона. Металлические тросы находятся под постоянным натяжением, и их натяжение фиксируется специальными датчиками.
Фрагменты монумента «Родина-мать зовет»
Высота фигуры женщины без учета меча – 52 метра. Общий вес памятника превышает 8 тысяч тонн. Стальной меч имеет длину 33 м и весит 14 тонн. Держащая его рука, вытянута вверх на 20 м. Таким образом, высота всего памятника составляет 85 метров.
С 1966 года монумент «Родина-мать зовет» слегка отклоняется от основной оси, но показатели этих отклонений не превышают расчетных нормативов. Так, например, с 2000 по 2008 годы горизонтальное смещение верхушки памятника составило всего 16 мм.
Вид на Волгоград от верхней части памятника.
Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»
- В момент окончания строительства волгоградский монумент был выше всех статуй мира. На сегодняшний день он занимает 9 место среди самых высоких памятников планеты.
- По сравнению со средним ростом человека, скульптура Родины-матери увеличена в 30 раз.
- Знаменитый памятник изображен на флаге и гербе Волгоградской области.
- Вокруг памятника сложилось много легенд. Одна из них рассказывает об исчезнувшем внутри монумента рабочем. Это произошло, когда тот монтировал стальную конструкцию. Пропавшего человека так и не смогли найти.
- Недавно в 200 метрах от монумента построили православный храм Всех Святых. Он появился именно в том месте, где первоначально должен был стоять сам памятник.
Как добраться
ВОЛГОГРАД. МАМАЕВ КУРГАН. УВИДЕТЬ ДОЛЖЕН КАЖДЫЙ
☝️Про монумент "Родина-Мать зовёт" и Мамаев Курган можно много написать, но лучше хотя бы раз увидеть.
Мы специально не планировали посетить город Волгоград и познакомиться с Мамаевым Курганом. Но мы планировали поездку на машине с Челябинска в Севастополь и наш путь решили проложить через Волгоград. Чтобы познакомиться с этим великим местом. Чтобы показать ребенку это великое место.
Местонахождение: центр Волгограда, улица им. маршала В. И. Чуйкова.
Время работы: 24/7, те круглосуточно.
Цена входного билета: бесплатно
Почему курган так называется❓
Нужно перенестись на многие века назад, когда существовала еще Зотолая Орда. Изучали все про эти времена на уроках истории в школе. И вот на этом самом кургане находилась застава с дозорными. Организатором заставы был командующим ханским войском по имени Мамай.
Теперь нетрудно догадаться в честь кого носит название этот курган.
Однозначно, к впечатлением на Мамаев Кургане нельзя быть готовым❗️
Что представляет собой Мамаев курган?
Если брать географически - это обычная возвышенность, высотой 102 метра.
Но в годы Войны здесь были жесточайшие сражения, которые являлись очень важными для будущей победы в Сталинградской битве, длившейся с сентября 1942 года по январь 1943.
Во время Великой отечественной войны Мамаев курган был очень важной высотой. Контроль за Мамаевым курганом означало контроль над всеми переправами региона. В итоге бои за курган длились 135 суток. А сама Сталинградская битва продолжалась 200 дней.
Поэтому, это не просто возвышенность. Это наша история.
Здесь особая атмосфера и . и кажется время замирает. и сердце тоже❤️. Очень символичным является и путь к вершине Мамаева кургана. Этот путь состоит из 200 ступенек, каждая из которых символизирует 1 день из 200 дней Сталинградской битвы.
Мамаев Курган. Место памяти на Волжском берегу
Здесь, на высоте 102 метра, велись самые ожесточенные бои, здесь полегли тысячи советских солдат, здесь земля пропиталась кровью. Это Мамаев курган.
Ежегодно тысячи туристов и путешественников приезжают сюда, чтобы подняться на знаменитую высоту, отдать дань павшим в боях, почувствовать особую атмосферу истории.
Название Мамаев курган сложилось исторически. По одной из версий, на этой возвышенности много лет назад были сторожевые дозоры Мамая, по другой, название происходит от слова "мамай", что с языка волжских татар означает "бугор".
Тогда, в начале 1943 года, советские солдаты одержали победу на этом направлении, однако в братской могиле на кургане осталось лежать 34505 человек. Страшная цифра, невозможная, не укладывающаяся в подсознании.
Мамаев курган был первым из того, что мы посетили по приезду в Волгоград . Раннее утро, но солнце уже нещадно палит, в городе около 40 градусов, жарко.
Заходим с парадного входа, детали комплекса постепенно открываются перед нами, как страницы исторической книги. С каждым новым шагом, с каждой новой высотой перед взором появляются все новые и новые составляющие ансамбля.
Комплекс начинается с площади "Память Поколений". Здесь установлен впечатляющий барельеф, изображающий несущих к подножию кургана цветы. Люди со склоненными головами помнят о великом подвиге своих соотечественников.
Мамаев Курган. Место памяти на Волжском берегуУстремленная в небо лестница насчитывает 200 ступеней - ровно по количеству дней битвы за Сталинград. На каждом ряду ступеней виднеются белые штрихи, образующие вместе надпись "За нашу советскую родину! СССР!".
Мамаев Курган. Место памяти на Волжском берегуКак-то быстро и легко преодолевается лестница и вот уже перед нами аллея пирамидальных тополей. Саженцы деревьев здесь высадили в 70-х годах в память о героях. 200 метров вдоль шелестящих листвой деревьев.
Мамаев Курган. Место памяти на Волжском берегуИ чем ближе мы к концу аллеи, тем больше вырисовывается перед нами следующая композиция.
Словно из под земли вырастает впереди могучая фигура солдата.
Мамаев Курган. Место памяти на Волжском берегуПлощадь "Стоявших насмерть", так называется эта часть мемориала. Говорят, что солдат весьма похож на генерала Василия Чуйкова, участвовавшего в сражении за Сталинград.
Гуляем по Волгограду. Мамаев Курган
В самом центре Волгограда, на правом берегу Волги, возвышается Мамаев курган. Именно здесь с сентября 1942 по январь 1943 года велись самые ожесточенные бои. Каждая из воюющих сторон пыталась любой ценой взять и удержать стратегически важную высоту, обозначавшуюся на военно-топографических картах как «высота 102.0». Сегодня это точно один из самых грандиозных памятников мужеству наших людей и великой Победе. Поэтому первым делом, конечно же, на Мамаев Курган.
Восхождение к вершине Мамаева кургана начинается от композиции, носящей название «Память поколений». Высеченная в камне скульптура отображает людей, принадлежащих разным поколениям, идущих почтить память погибших защитников.
Разработка и строительство мемориала длилась долгих 10 лет. Руководителем проекта стал Е. Вучетич, которого утвердил лично сам Сталин. Даже через несколько лет после окончания войны на Мамаевом кургане не росла трава, он выглядел безжизненным. Осколки снарядов, мин, воронки от взрывов истребили здесь всю растительность. В 1959 году на территории общей площадью 26 га началось строительство комплекса. 15 октября 1967 года состоялась открытие грандиозного мемориального комплекса Мамаев курган и, в частности, памятника «Родина-мать зовёт». На церемонии присутствовали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, министр обороны СССР А. А. Гречко, Маршалы Советского Союза А. И. Ерёменко, В. И. Чуйков.
Название «Мамаев курган» известно ещё со времен Золотой Орды. Легенда говорит, что на этой горе похоронен хан Мамай, но археологических подтверждений данному факту до сих пор нет.
Аллея тополей. Она имеет длину в 223 метра и ширину 10 метров. Пешеходная часть аллеи, символизирующей мирную жизнь, выложена гранитными плитами на бетонной подушке. Стройные высокие деревья впервые были высажены весной 1965 года в память о людях, не вернувшихся с войны. Так на Мамаевом Кургане и появился мемориальный парк. Аллея ведет к трехметровой лестнице и дальше - к площади «Стоять насмерть», которая символизирует самые трудные этапы Сталинградской битвы.
Скульптура «Стоять насмерть» - это монумент воина-защитника, собирательный образ которого имеет внешние черты маршала В.И.Чуйкова, командующего 62-й армии. На скульптуре высечены слова: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Не посрамим священной памяти». Высота статуи, выполненной из монолита, составляет 16,5 метра.
Доминантой мемориальной композиции на Мамаевом кургане конечно является грандиозный памятник Родине-матери, с обнаженным мечом в руке, призывающей народ встать на защиту Отечества. Его открыли в 1967 году, и на тот момент он был самым высоким памятником (85 метра, плюс он расположен на Мамаевом кургане, высота которого составляет 14 метров). Статуя даже занесена в книгу рекордов Гиннеса. Для сравнения, высота Статуя Свободы в Нью-Йорке - 46 метров. Для её изготовления потребовалось 2,4 тысячи тонн стали и 5,5 тыс. тонн бетона. Изнутри конструкцию стягивают 116 стальных канатов. Меч целиком изготовлен из нержавеющей стали. Его длина составляет 33 метра. Амплитуда колебаний меча контролируется датчиками (даже при сильном ветре отклонение его от вертикали не должно превышать 14 мм). Прообразом статуи «Родина-мать зовёт!» стали три девушки из Волгограда, и смоделирована она наподобие фигуры «марсельезы», которая находится на триумфальной арке в Париже.
А это Поющие руины. Это уникальные стены-руины, которые стоят под углом друг к другу и сходятся в перспективе. Этот монумент представляет собой каменную книгу, повествующую о тех героических событиях.
На стенах можно увидеть следы от пуль и снарядов, различные военные призывы и лозунги, а также рельефы могучих защитников Отечества.
Мамаев курган
Всем рекомендую посетить. Статуя Родина - мать очень впечатляет, она огромная. У ее подножия открывается красивый вид на город. Монументы и памятники в хорошем состоянии, много растительности, розы. Есть несколько киосков с сувенирами. Интересно посмотреть на смену караула у вечного огня. Мы попали еще и на присягу новобранцев. Рядом есть гостиница Сталинград. Были здесь проездом. Застали жару .. 43 градуса. Просто невыносимо! Берите с собой воду. Там вода в киоске 70 рублей за пол литровую бутылку.
Знаток города 17 уровня
"Мамаев курган - главная высота России, священное место для россиян. Воздвигнутый на нем памятник - гигантский и величественный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане -запечатлел эпопею о мужестве и бесстрашии защитников Сталинграда в сражении, ставшим переломным в ВОВ". Курган - самый большой комплекс в мире. Мама́ев курга́н - возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январём 1943 года. Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Его расположение неслучайно – в период войны тут велись жесточайшие сражения. Тот, кто занимал курган, мог контролировать почти весь город. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником - ансамблем "Героям Сталинградской битвы" с главным монументом "Родина - мать зовёт!" На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35 000 защитников Сталинграда. Памятники Мамаева Кургана в Волгограде заняли особое положение в военно - патриотической истории страны, а также самый важный комплекс мемориалов, который посвящен событиям войны. Когда была битва при Сталинграде, то высота 102 стала очень значимым и немаловажным объектом. Это связано с тем что, расположение Мамаева Кургана возвысилось над Волгой и Заволжьем. . В конце нее есть площадь с бассейном, в которой есть памятник под названием "Война". Он представлен в виде солдата с оружием в руке, который выполнен из монолита. . Мамаев Курган - это то место победы войны, а также в невообразимой беде многих людей страны. Знаменитое место скорби и "Скорбящая мать". Курган - поистине священное место в России. Самая большая площадь Мамаева кургана - Площадь Героев. В центре площади расположен большой бассейн - символ Волги. . Ответ на этот вопрос находится по другою сторону Озера Слез, где возвышаются шесть монументов, раскрывающих непостижимый для захватчиков феномен Сталинградской Победы - героизм, самопожертвование, чувство долга перед Родиной. Перед нами двухфигурные скульптурные композиции, посвященные ставшим обычными для советских солдат сюжетам. Каждый элемент памятника Мамаев курган в Волгограде выполнен в одном стиле, все части объединены общей идеей, однако каждый мемориал имеет собственную манеру исполнения. Стены-руины – это отдельный эпизод из жизни Сталинграда времен ВОВ. Находясь здесь, ощущаешь весь ужас тех времен. Мемориальный комплекс, посвященный защитникам Сталинграда, внесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самое монументальное сооружение. Строительство комплекса началось вскоре после окончания войны. . Центром "Площади героев" является прямоугольный бассейн. С левой стороны он ограничен стеной в виде знамени с надписями (имена героев, фразы из приказов и т. д.), справа от бассейна расположены шесть парных скульптур, которые изображают сражающихся солдат, горожан, женщин, детей - всех, кто принимал участие в битве. Расположившись на площади более 26 га, он продолжает удивлять своим величием не только российских, но и иностранных туристов. Вызывает чувство скорби и гордости! Вечная память погибшим воинам!
Читайте также: