В какой монастырь можно поехать трудником женщине в беларуси
Про единственный в Беларуси женский скит услышали случайно - обмолвились знакомые, что есть такой, Свято-Введенский, у деревни Богуши Сморгонского района. В одной из командировок «КП» по стране маршрут пролегал мимо - решили навестить и скит.
С трассы его не видно - сворачиваем в Богуши, проезжаем по безлюдной деревне, за ней вдруг открывается зрелище, на которое не рассчитывали: в чистом поле - большой, новый, белого кирпича монастырский комплекс.
У высоченного забора, рядом с входом возятся какие-то мужички - роют канаву. На нас - ноль внимания. Калитка открыта. Заходим и попадаем в чистенький двор, вымощенный тротуарной плиткой. На окнах - стеклопакеты, двери тоже из новых материалов. Проходим мимо звонницы, к той части здания, которая кажется жилой.
- Евромонастырь, - шутит фотограф.
На наш зов откликается чей-то голос. И появляется худенькая женщина с очень выразительными глазами. Как оказалась, монахиня Елисавета - начальница и устроительница этой обители.
Нашему приезду матушка Елисавета ничуть не удивлена: это место притягивает народ, как магнит. Нас приглашают в трапезную, усаживают на лавки, предлагают чай с печеньем. Слово за слово налаживается беседа.
- Как-то безлюдно у вас, - замечаю.
- Нас сейчас мало здесь живет. Но тут и не может быть много людей - монастырь наш изначально ведь задумывался как скит, а скит отличается обособленностью, удаленностью от мира… Монастырь рассчитан на 12 - 20 сестер. Нам хочется сохранить эту тишину и безлюдность, которая есть сейчас.
- Многие наверняка хотели бы на время бросить мир и пожить в монастыре. Попробовать. Вы принимаете паломников?
- Да. Человек восемь можем принять. И мужчины-паломники могут приехать, ведь наш гостевой домик находится за пределами монастыря, и по монастырским правилам это допустимо. А сестер-паломниц принимаем внутри, для них есть кельи.
- То есть можно просто так взять и приехать?
- Для начала следует позвонить, оговорить время приезда, срок, на который человек хочет остаться. И главное, нужно определиться: чего хочешь от этой поездки? Чаще всего человек ставит перед собой духовную цель. Ведь этот мир захватывает настолько, что думать о чем-то другом, кроме повседневных бытовых дел, не представляется возможным. В монастыре же четкий ритм дня, благодаря которому появляется свобода ума. Здесь задача не больше не меньше - вспомнить о Боге, взыскать Его и в итоге вернуться к Нему. Хотя все тут просто: точно так же сестры трудятся, готовят, убирают, огородничают. Все то же, но смысл действий другой, небесный. Земля остается внизу, и мы начинаем думать о небе.
Идем на мини-экскурсию по монастырю. Через нижний и верхний храмы, в кельи. В келье - новая кровать под верблюжьим пледом, иконы, душеспасительные книги, кресло.
- Уютненько, - комментирую, вспоминая крайне аскетичное жилище Ефросиньи Полоцкой.
- Нынешний человек не может жить, как монахи первых веков, не может жить постоянно зажженной свечой. Это удел святых, а мы - не святые… Мы пытаемся открыться навстречу Богу.
Выходим во двор.
- Это будет швейная мастерская. Здесь планируются и иконописная, и вышивальная. Есть своя котельная, баня…
На прощание матушка Елисавета приглашает приехать сюда пожить. Но придется, видимо, отказаться от приглашения. Все-таки нужно иметь огромное мужество, чтобы бороться со своим я.
Сестры молятся семь часов в день
Утро в монастыре начинается в пять часов утра. Каждая сестра вычитывает в келье свое правило - определенное количество молитв. С 6 до 9.30 проходит утренняя служба. После этого легкий завтрак, полчаса передышки - и сестры расходятся по послушаниям, работам. После обеда тоже получасовой отдых и работа. В 17.00 - вечерняя служба, которая длится час-полтора. Ужин и опять молитва. В пост сестры молятся около семи часов!
Можно ли уйти в монахи, а потом выйти?
- Сто раз слышала от знакомых: надоело все, уйду в монастырь! Чистый воздух, не нужно думать, что купить, что съесть… Все привозят, всем вас обеспечивают.
- А кто мешает? Пожалуйста, приезжайте, поживите хотя бы неделю и узнайте, как это просто. Как просто минимум шесть часов в день отдать на молитву. Как это просто - попоститься. Как это просто - потерпеть рядом с собой сестру, каждый день. И тогда зависть немножко угаснет. Да, Бог дает нам блага, чтобы сестры могли молиться и не тратить массу времени на многие мелочи. Но за этим стоит серьезная внутренняя борьба. Борьба в первую очередь со своим я.
Обычный путь в монахи начинается с того, что человек ездит по монастырям, живет в качестве паломника, выбирая свой, тот, в котором хочется остаться навсегда. Просит настоятеля разрешения остаться, а после некоторого времени пишет прошение Филарету о разрешении пострига в монахи. Но бывали исключения, когда человек, не живший церковной жизнью, в душевном порыве ехал в монастырь как паломник и оставался там навсегда.
• Свято-Троицкий Марков в Витебске
монастыри женские: • Свято-Успенский в Орше
• Свято-Духов в Витебске
•Свято-Покровский в г. Хойники
•Свято-Рождество-Богородичный в д. Юровичи Гомельской обл.
•Свято-Елизаветинский женский монастырь
•Свято-Веденский Ставропигиальный женский монашеский скит
•Ляденский Свято-Благовещенский мужской монастырь
•Домошанский Свято-Иоана-Богословский женский монастырь
•Жировичский Свято-Успенский Ставропигиальный мужской монастырь
• Брестский Свято-Афанасиевский мужской монастырь • Хмелевская Спасо-Преображенская мужская пустынь
• Гомельский Свято-Никольский мужской монастырь • Кормянский Свято-Иоановский женский монастырь • Гомельский Свято-Тихвинский женский монастырь • Казимировский Свято-Успенский женский монастырь
• Гродненский Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь
• Могилевский Свято-Никольский женский монастырь
• Пинский Свято-Варваринский женский монастырь
• Полоцкий Спасо-Ефрасиньевский женский монастырь
Возрастная категория сайта 18 +
Комментарии читателей сайта размещаются после предварительной модерации. Редакция оставляет за собой право не размещать комментарий или отредактировать его, если в нем содержится информация, размещение которой запрещено либо ограничено согласно законодательству либо если указанный комментарий нарушает права и (или) законные интересы третьих лиц.
С открытым сердцем
У ворот при входе на территорию подворья встречает монахиня Варвара (Атрасевич). Насельницы ее ласково называют матушкой. Пока идем к дому, она рассказывает, что в первый год после открытия сюда попросились жить четыре женщины. Теперь их около 30.
С матушкой Варварой проходим в большую комнату с камином и библиотекой.
— Человек — это Божий храм, — говорит мать Варвара. — Его зарождение начинается с молитвы. Попадая к нам, сестры со временем обретают внутренний покой, признаются, что только здесь поняли смысл жизни и почувствовали, что их любят.
Монахиня вспоминает о своей первой подопечной. Елена пришла в монастырь беременной. Здесь ее приютили, позаботились об оказании медицинской помощи. Вскоре на свет появился мальчик. С новорожденным вместе вернулись на монастырское подворье. С отцом ребенка взаимопонимания у Елены не было, отказались от нее и родные. Так для маленького Михаила обитель стала домом. Позже у Елены обнаружились проблемы со здоровьем. Матушке удалось выйти на связь с отцом Миши. Теперь его воспитанием занимается папа. Монахиню Варвару мальчик называет бабушкой. Приезжает к ней погостить во время каникул.
Мать Варвара говорит, что для человека, которому некуда податься, важно не только обрести кров, но душевно успокоиться. Многие приходят в обитель, имея проблемы с психикой, и нуждаются во врачебной помощи.
— Мы не заставляем идти к врачам. Главное, что нужно в самом начале, — выслушать, окружить заботой и вниманием. Раз в неделю к нам на добровольных началах приезжает врач-психиатр. Он — человек верующий, но в излечении подопечных таблеток не исключает. В большинстве случаев, говорит, рецепт один — любовь к ближнему, — рассказывает моя собеседница.
Для духовной и социальной реабилитации насельниц необходим комплекс мероприятий.
С ноября в обители начал действовать проект по социальной и психологической реабилитации женщин, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.
Это стало возможным благодаря поддержке отделения посольства Финляндии в Республике Беларусь, взявшего на себя частичное финансирование проекта.
Трудничество в монастырях
В разделе «расписание паломнических поездок 2021» у нас появилось новое направление поездок – трудничество.
Это паломничество с целью не только посетить святое место, но еще и потрудиться во славу Божию. Подобные поездки рассчитаны на людей, желающих на время отойти от житейских проблем и погрузиться в тихую молитвенную обстановку. Трудничество в условиях современной жизни можно смело называть «терапией для души». Поверьте, проведя несколько дней в монастыре, вы вернетесь полностью обновленными, и физически и душевно!
Паломническая служба «Богомолец» предлагает программы труднических поездок в двух монастырях – в Свято-Успенском Казимировском и в Вознесенском Барколабовском. Эти женские обители были «отобраны» не случайно. Они являют собой небольшие и очень уютные обители, где царит настоящая семейная атмосфера. Число сестер здесь не более 15 человек, а сами монастыри расположены в самых тихих уголках нашей Беларуси…
Паломникам предложат посильный труд. Это может быть уборка храма и монастырской территории, работа в саду и в огороде, труд на пасеке либо в просфорне, помощь на хозяйственном дворе и т.д. Женским монастырям всегда нужна помощь мужских рук – что-то выкопать, поработать инструментом, возможно, поучаствовать в строительных работах…
Служба «Богомолец» занимается полностью всеми организационными вопросами.
Мы берем благословение у матушки игуменьи на приезд, согласовываем вопросы размещения и питания (паломники обеспечиваются трехразовым питанием), организовываем проезд и посещение святых мест по пути и т.д. Паломникам остается только лишь взять паспорт и рабочую одежду (перчатки, обувь, халаты и т.д.). Рекомендуем привезти в монастырь пожертвование в виде продуктов (крупы, растительное масло, мука и т.д.). Это не обязанность, а скорее добрая паломническая традиция!
Трехдневное трудничество в Барколабово
Минск
В первый день выезд из Минска в 7:00. По пути молитвенное правило и необходимая информация.
Барколабово
Прибытие в Вознесенский Барколабовский монастырь около 10:00. Оформление в паломнической гостинице и распределение послушаний.
Паломники проживают и трудятся в монастыре первый и второй дни полностью. В третий день послушание заканчивается после полудня, далее обед и отъезд из обители в 15:00.
Послушания выполняются после завтрака, с перерывом на обед и оканчиваются перед вечерним богослужением. Трудники имеют возможность помолиться вместе с сестрами за богослужениями и во время чтения монашеского молитвенного правила, искупаться в святом источнике, получить духовный совет и молитвенную поддержку у насельниц. И пожалуй, самое ценное – возможность многократно побыть возле чудотворной иконы «Барколабовская».
«Барколабовская» икона Пресвятой Богородицы прославлена многочисленными чудесами. Перед ней исцеляются от бесплодия и тяжелых заболеваний, получают помощь в житейских нуждах. Сам монастырь был основан в 16 веке. Тогда же, была обретена чудотворная икона Богоматери. Обитель много пережила, а в 20 веке была полностью стерта с лица земли. Сестры пришли буквально на голое поле. Сейчас обитель полностью восстановлена. Отстроен и красиво расписан храм, имеется сестринский корпус, гостиница для паломников, святой источник, над территорией возвышается красавица-колокольня. Место очень живописное. Комплекс расположен у самого Днепра, к реке спускаются ступени белоснежной набережной. Обязательно побывайте в этой обители Богородицы!
Женское подворье Свято-Елисаветинского монастыря дает кров для тех, кто лишился жилья, утратил связь с родственниками и потерял веру в лучшее
О трудничестве
Согласно словарю Даля, тру́дник — человек, работающий на монастырь по обету, бесплатно. Соответственно, тру́дничество — направление деятельности людей, работающих при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе (во славу Божию), а при длительном периоде работы ещё и проживающих там же. В таких случаях трудник со стороны монастыря/храма обеспечивается питанием и проживанием.
На вопрос об истинном смысле этого явления, кто, как и для чего становится трудником и каково значение трудничества в современной церковной (и не только!) жизни, мы и попытаемся ответить в данной статье.
На первый взгляд всё просто: человек берёт отпуск и вместо покупки путёвки на Багамы или поездки на дачу берёт благословение у батюшки/настоятеля монастыря и приступает к работе в соответствии с этим благословением. Чем же отличается этот труд от аналогичного «в миру»? Для того, чтобы разобраться в этом, обратимся к истории и святоотеческому преданию, связанному с традиционно-ортодоксальным отношением к труду «во славу Божию».
Само слово «трудник», как легко догадаться, происходит от слова «труд», чаще всего отождествляемого с физической, либо умственной работой. Однако с самых древних времён понимание этих двух слов было различным. Если слово «труд» означало духовно ориентированные дела, направленные на укрепление душевного и физического здоровья (себя и окружающих), то слово «работа» издана несло на себе совсем иную нагрузку. Работа – это, прежде всего, тяжкое бремя, которое человек вынужден нести ради собственного (и только!) выживания, в соответствии с библейским: «В поте лица твоего будешь есть хлеб…»( Быт.3:19 ). Таким образом, РАБота поРАБощает человека и душевно и телесно, ибо направлена она исключительно на эгоистический интерес (от элементарного выживания до «делания карьеры» и стремления стать «успешным человеком»). «Успех» в современном обществе подразумевает наличие у человека хотя бы одной из трёх его составляющих (а лучше всех вместе): власти, денег и секса.
Труд же предполагает направленное деяние по духовному, душевному и физическому совершенствованию себя, а через это и окружающего Божьего мира. Только человек, сотрудящийся с Богом по улучшению мира как творения Господа может и соРАБотничать Ему, так как в покорности Высшей Воле находит он свою подлинную свободу. Ни в одном договоре о приёме на работу не встретишь слова «трудник». Тебя принимают именно на работу (зачастую весьма далёкую даже от общественно полезного труда), самоцелью которой являются прежде всего деньги. Для того, чтобы проиллюстрировать отличие «работника» от «трудника», приведём наиболее распространённый «круг обязанностей» последнего.
Монастырский трудник должен:
Беспрекословно соблюдать внутренний распорядок, устав, обычаи и правила монастыря, сообразуясь с нормами христианской этики.
Обязательно посещать монастырские богослужения.
Быть в послушании настоятелю и начальствующей братии, оказывать им должное уважение и почитание.
Соблюдать порядок и чистоту в месте проживания, бережно относиться к имуществу монастыря.
Обязанности и послушания выполнять неукоснительно, добросовестно и в срок.
Не отлучаться из монастыря без благословения игумена.
По первому распоряжению игумена безоговорочно покинуть монастырь в назначенный срок.
Для человека, «трудящегося» в радостном соработничестве Господу, все эти требования не могут представлять больших сложностей. Ведь «работник» не скажет, что на своей «мирской работе» ему безумно трудно быть в подчинении у своего руководства и оказывать ему «должное уважение и почитание». То же самое относится и ко всем остальным обязанностям трудника – все они приложимы и к работнику на любом «мирском» производстве (если богослужение заменить на обязательное посещение, например, корпоратива — правда, с диаметрально противоположным результатом). Отчего же иной раз случается так, что работа представляется желанной и даже труднодостижимой целью, а трудничество – невыносимой сверхтяжёлой ношей? Не оттого ли, что бессознательно в нас присутствует такое «уравнение»: трудничество+деньги(секс, карьера)=работа (можно и в обратном виде: работа-успех=трудничество)? Что говорят нам на этот счёт святые отцы и учителя Церкви Христовой?
Свт.Василий Великий: «Между делом совершай молитву, благодаря Того, Кто дал силу рук на дела, мудрость ума на приобретение знания, Кто дал вещество, из которого сделаны орудия и которое обделывается тем искусством, каким случилось нам заниматься. …при всяком действии будем просить у Бога успеха в делании…как иначе может быть совмещено сказанное у апостола: «Непрестанно молитеся ( 1 Сол. 5:17 ) и «…ночь и день делающе…( 2 Сол.3:8 )1. А «Труды молитвы…и прочих дел нужно переносить с великим удовольствием…, плоды трудов признавать действиями Духа… Кто станет вменять их себе…, то…произрастут в нём высокомерие и какое-то мудрование. А эти страсти, подобно какой-то гнилости, зарождаясь в душах легкомысленных, растлевают и губят труды. Что же надлежит делать живущему для Бога и в уповании на Него? – С удовольствием пребывать в подвигах добродетели, а…надежду…возлагать на Бога и вверяться его человеколюбию»2.
Итак, согласно вышеприведённым изречениям, не всякие, даже внешне благопристойные дела, являются трудом в высшем смысле этого слова. Трудник должен уповать на Господа и Его милость, а для этого он, выполняя послушание (нередко такое же, как и послушники, готовящиеся в дальнейшем стать монахами), должен постоянно возносить просительные и благодарственные молитвы молитвы к Богу; в противном случае его труд неизбежно превратится в тягостную, непонятно зачем совершаемую РАБоту.
Может возникнуть вопрос: а почему, собственно, такой труд возможен только при храме или в монастыре? Как будто на своей «мирской работе» я не могу трудиться с молитвой? Безусловно, это возможно, с той только разницей, что, в отличие от монастыря или храма, не будешь окружён доброжелательно и понимающе настроенными паломниками, трудниками и монахами. Не будет окружать и благодатная тишина, способствующая уединённой молитве, да ещё могут и обругать просто по причине собственного плохого настроения. Не до молитвенных воздыханий станет в такой обстановке! Сразу вспомнишь, что из монастыря «в последний день не хотелось уезжать, была какая-то лёгкость и умиротворённость»3. Так что: соРАБотничество Господу+молитва=трудничество.
Однако и тут возникают свои «нюансы»: многие трудники и трудницы говорят, что самое ТРУДное – это как раз молитва. И неудивительно: современному городскому (да уже и деревенскому тоже) человеку, с его секулризированным4 сознанием бывает тяжело исполнять главное в трудничестве – одухотворение собственной души, стремящейся увидеть в Божией воле свою собственную волю и максимально приблизить последнюю к Первой как по своим целям, так и по средствам их осуществления. «…полнота (такого –А.Т.) духовного единения предполагает участие ВСЕХ (выд.мной‑А.Т.) сил души5». В этом действительно заключается «истинная стихия Духа Божия», когда «социальное целое…и в единичных образованиях живёт её ритмом и содержанием, слагая зрелое осуществление добра6». Иными словами, трудник (как и монах, и послушник), осуществляет свой собственный труд «во славу Божию», духовно совершенствуясь и имея перед собой примеры трудничества церковных отцов и учителей, святых князей и преподобных, длинного ряда поколений своих предков, веками трудившихся на нашей земле.
Труд в России всегда высоко ценился как богоугодное дело, предполагающее радость и приносящее удовлетворение. Само понятие труда имело не столько физический, материальный, сколько духовный смысл и подтекст. Сказать «трудиться» и сказать «работать» не значило сказать одно и то же. Труд всегда имел свой, особый, смысл. Так, духовный писатель, священник и монах Ермолай – Еразм в своём произведении «Благохотящим царем правительница и землемерие» пишет: «В начале же всего потребни суть ратаеве. От их бо трудов есть хлеб, от сего же всех благих главизна: Богови в службу безкровная жертва хлеб приносится и в тело Христово претворяется7». Как видим, хлеб здесь – не только плод труда крестьянина(ратая), но бескровная жертва Христова. Не сам по себе труд как таковой, а созерцание прежде всего его нематериальных результатов(хотя и материальных, безусловно, тоже) является источником большой духовной радости, возможно равной той, которую даёт лицезрение красоты Божиего творения: «Аще хочеши прохладитися, изыди на преддверие храмины твоея,и виждь небо, солнце, луну, звёзды…и прослави тех творца Христа Бога. Се бо есть истинное любомудрие8». И неужели же это не есть также трудничество, отнюдь не лёгкое (учитывая расписание дня, см. ниже), но зато какое благодатное! Наш избалованный городским комфортом современник, посмотрев на режим дня трудников, может прийти в ужас и решить отложить свой труд на весьма неопределённое время:
5–30 – начало богослужения.
9–00 – 16–00 – трудовые послушания (12–00-14–00 – обед)
17–00 – 20–00 – вечернее богослужение.
21–30 – вечернее правило.
Когда уж тут «прохладитися», не упасть на землю и не уснуть! И тем не менее, «лёгкость и умиротворённость»! Ну так что же, «Так как сокровище велико, то велики должны быть и труды для приобретения его…Для любящих же Бога труд исполнения заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает для нас подвиг нетрудным и любезным10».
В Социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «Труд – это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотвворцом и соработником Господа11». Однако после грехопадения «Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни12». Сделать труд радостным возможно лишь после осознания глубокого смысла своего трудничества, заключающегося, прежде всего, в максимально возможном отождествлении своих желаний и целей с заповедями Божиими. Поэтому все те послушания, которые несёт трудник (как и послушник, и монах), несутся только по благословению эконома (монаха, отвечающего за управление монастырским хозяйством), либо самого настоятеля монастыря. Воскресные и праздничные дни посвящены исключительно молитве. В обычные дни молитвенному предстоянию отводится около 8 часов в сутки. Но именно это и есть труд, трудничество, имеющие глубокие корни в народной психологии, образе жизни и взглядах наших предков. Многие этнографы, занимавшиеся духовной и материальной культурой русского народа, отмечают как характерную черту его трудолюбие и веру:
«Рассматривая традиционный нравственный идеал в связи с православной верой, следует помнить, что религиозность крестьян была очень цельной, слитной с их образом жизни. Для большинства крестьян вера служила основой, способом самого их существования. Искренне верующий человек просто не мог плохо хозяйствовать на земле, которую считал творением Божиим13.» Тем более это относится к монастырю, как особо посвящённому Богу месту на земле, месту накладывающему свой отпечаток и свою ответственность за труднический подвиг».
Хотелось бы сделать небольшое отступление и отдельно сказать несколько слов о так называемом «трудничестве в миру» и начать с истории этого явления в России.
В литературном памятнике ХVI века «Домострой» повседневная жизнь мирян в идеале рассматривается как трудничество, главной целью которого является не столько материальное благополучие, сколько достижение христианской добродетели. Например, труд женщины в доме имеет прежде всего религиозно-нравственный характер и только потом имеет значение труда, направленного на материальное преуспеяние дома в целом.
В другом источнике, носящем название «Тропник», употребляется слово «работа» в смысле наказания за первородный грех, в отличие от «праведных трудов» — средства приобретения Божественной милости и благополучия. Так, автор «Поучения ленивым» (произведения, входящего в состав «Измарагда» — древнерусского литературного сборника на темы христианской морали, предназначенного для домашнего и келейного чтения) «труждающимися» называет всех, кто «делающа своими руками». Сюда же он относит и священников, «упражняйся на проповедь». А святитель Василий Великий в одной из своих бесед («К обогащающимся14») называет всех «трудолюбивым» внимательного слушателя его проповеди. Труд (трудничество), таким образом, приобретает характер универсального закона, это «Богом указанная основа и условие бытия»(А.И.Клибанов15).
Вернёмся к трудничеству как явлению нашей жизни в его более традиционном понимании. Трудники при храме или в монастыре могут выполнять самые различные обязанности: печь хлеб, колоть дрова, работать на благоустройстве территории или наводить чистоту и порядок в храме. Вне церковной ограды любая из этих обязанностей не является сама по себе радостной или престижной. Так с какой же целью едут люди в святые обители потрудиться там, нередко получая только еду и рабочую одежду?
Безусловно, главной их целью является соработничество Господу и через это – труд по исцелению собственной души, избавлению её от тех грехов и тягот, которые упали на неё. Отсюда возникают и требования уже «внутреннего порядка», предъявляемые трудником или трудницей самим себе в соответствии со Священными Писанием и Преданием.
«Ощущения мы обязываем к воздержанию, страстную часть души – к любви, разумную же улучшаем, устраняя с её пути всё, что препятствует мысли в её восхождении к Богу…Когда человек очистит тело воздержанием, укротит гнев и похоть…с помощью молитвы,16 тогда и увидит, по слову святителя Григория Паламы «в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем.17 Работая на послушании, дабы не впасть в уныние, тоску и необоснованную печаль(навеянные, например, однообразием выполняемых функций), необходимо постоянно пытаться осуществить «Единство ума с Богом», которое «есть состояние, но в тоже время и движение, поскольку совершенству нет предела18». Тот, кто творит по слову апостола Павла: «Аще ясте, аще пиете, или иное что творите, вся во славу Божию творится» ( 1Кор. 10:31 ), тот поймёт и слова самого Господа: …иго мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:30 ). Аминь.
Куда поехать трудником
<"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"350px","centre":<"text":"","title":"","link":"","lat":49.48719679999999954134182189591228961944580078125,"lon":31.271832100000001020134732243604958057403564453125,"icon":"">,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":3,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,],"imageLayers":[]>
В маленьком ските в Слонимском районе монахини готовят целительные мази
Звонок из паломнического отдела Свято-Елисаветинского монастыря был неожиданным. С его сотрудником Владимиром Чубраковым мы не были знакомы лично. И все же он убедил меня, несмотря на обещанный метеорологами почти 30-градусный мороз, поехать в Жировичи, а также в деревни Русаково Слонимского и Сынковичи Зельвенского районов. Накануне в Свято-Успенском монастыре упокоился почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет. На его отпевании случилось настоящее чудо…
А я давно хотела познакомиться с монахинями маленького скита в Русаково, которые готовят чудодейственные мази и настойки. В шесть утра семь паломников на небольшом микроавтобусе отправились на Гродненщину.
Паломница Нина Мешкевич из Пинска с сестрой Еленой.
ПО опыту знаю, что такие путешествия не похожи на обычную экскурсию. Люди сосредоточены на молитве, она сопровождает и в пути. Несколько человек из нашей группы были накануне на прощании с почетным Патриаршим Экзархом. Мне протянули телефон с видео. Высоко в небе во время службы над Свято-Духовым собором кружили десятки, если не сотни белых птиц. В январе, в мороз, это выглядело настоящим чудом. Говорят, Владыка Филарет любил белые розы. Возможно, и светлые птахи прилетели провожать его в вечность.
Патриаршего Экзарха похоронили в Жировичах на малом братском кладбище за алтарем Крестовоздвиженской церкви рядом с могилой старца схиархимандрита Митрофана (Ильина). Мы застали заупокойную службу на могиле. Люди по очереди подходили и дотрагивались до деревянного креста. Не было здесь кладбищенской тоски, только спокойствие белого снега и синего морозного неба.
Возможно, в свое время митрополит Филарет будет прославлен как святой, памятник которому появился возле Жировичского монастыря в прошлом году. Тогда масштабно праздновался юбилей обители и обретения чудотворной иконы. Священномученик архимандрит Серафим (Шахмуть) стал известен благодаря деятельной молитве в годы Великой Отечественной войны. Во время фашистской оккупации немцы разрешили открыть храмы, однако вели политику, направленную на раскол духовенства, стараясь добиться автокефалии, независимости от Московского патриархата. Священники, в том числе архимандрит Серафим, всячески этому препятствовали. Он молился, крестил и венчал людей, восстанавливал храмы, создавал приюты для сирот. Святой был одним из настоятелей монастыря. Преподобного захоронили в братской могиле, откуда доставили капсулу с землей и заложили в основание памятника. Об этом нам рассказал учащийся Минской духовной семинарии, которая находится в монастыре, Руслан Парфенюк. Принято, что местные студенты берут на себя роль гидов.
Несмотря на мороз, трое из нашей компании окунулись в святом источнике возле монастыря. В пяти километрах нас уже ждали в деревне Русаково. На зиму здесь остается всего несколько местных жителей. В женском скиту преподобного Амвросия Оптинского 12 сестер, среди них есть схимница, монахини, инокини, послушницы и кандидатки в послушницы. В монашество здесь сестер постригают с именем кого-то из старцев Оптинских, а в иночество — в честь кого-то из Дивеевских святых, объяснила мне сестра Елена. Накормили нас сытно — кашей, супом, маринованными овощами… Затем идем в маленький храм, где встречает инокиня Дария:
— Вы в гостях у батюшки Амвросия Оптинского. Наш женский скит носит имя великого старца, его называют еще первым среди равных по великому смирению и дарам, которыми он был наделен. Святой Амвросий прожил на земле долгую, многоскорбную жизнь. Больше половины ее он болел тяжелой болезнью, но переносил это испытание стойко. И других учил нести все, что нам посылается, с благодарением и терпением.
Самим сестрам поначалу пришлось очень нелегко. Когда в 2005 году владыка Гурий, архиепископ Слонимский и Новогрудский, благословил устроить в Русаково скит, храма там не было. Только домик, где поселились несколько монашествующих сестер. Это было 29 сентября, накануне зимы. А сестры, как они говорят, «немощный сосуд», им и дров нарубить трудно, не то что ремонт организовать.
Тогда же мать настоятельница Мария ездила в Оптину пустынь. Отцы благословили сделать так: обратитесь к батюшке Амвросию или старцам Оптинским, а они сами все устроят. Так появилось название скита. Главная забота — храм. И уже в 2006 году здание бывшей школы передали обители. Домик с изразцовой печкой побывал и магазином, а потом, когда деревня стала вымирать, долго стоял закрытым. К этому зданию пристроили алтарь и 23 октября того же года отслужили первую Божественную литургию. А до этого сестры ходили на службу в Жировичи. Матушке схимнице, самой старшей, тогда уже было около семидесяти.
Прежде с дороги никто и не заметил бы храм, но сейчас его украшают семь куполов. А когда люди не знали о маленьком ските, бывали времена не то что без денег, даже без хлеба. Собрались сестры: что будем делать? Решили ежесуточно вычитывать всю Псалтырь по благословению старца.
И тут приезжает женщина из Минска и говорит:
— Знаете, я к вам так спешила, что ничего не успела взять, вот у меня только хлеб и масло.
А в деревне магазина нет, где можно было бы это купить.
— Даже по таким мелочам можно было заметить, как Господь заботится о нас, — продолжает рассказ инокиня. — Когда освящали храм, для его украшения люди жертвовали иконы из разных мест. И почему-то они совпадали, получился очень красивый иконостас и внутреннее убранство. А количество лампад к первому богослужению оказалось ровно таким, как необходимо по канону. Это подтверждение библейского: «Ищите прежде всего Царства Небесного, а все остальное приложится».
Когда владыке Гурию принесли проект реконструкции храма, вариантов было несколько: с одним, тремя и пятью куполами. Он подписал семикупольный, самый грандиозный. Матушка изумилась. Не было благотворителей, чтобы это осуществить. Но у монаха нет слова «нет», только «простите, благословите». На купола собрали деньги всем миром. Другая паломница приехала с экскурсией из Минска, пожертвовала на колокола, а один колокол подарили воронежцы.
Занимаются в обители сбором лекарственных трав, так как условия благоприятные: рядом и лес, и луга. Часть выращивают на аптекарском огороде. Монахиня Анатолия — биолог по образованию. Составленные ею рецепты получили очень хорошие отзывы, в том числе на выставках в России, куда сестры регулярно ездили до коронавируса. Особенно советуют паломникам сейчас противовоспалительную, обезболивающую, противовирусную мазь. Она помогает и при инфекционных заболеваниях, и при порезах, укусах насекомых, суставных болях. Вся продукция — на травах. Всего здесь изготавливают восемь видов мазей и около 30 различных травяных сборов. Есть также настойки.
Монахини не остаются одни в беде. Летом таскать тяжелые мешки с травами помогают добровольные помощники — трудники. Знают их и паломники. Пока мы разговаривали, в храм вошли несколько человек. Оказалось, добирались за 160 километров, из Пинска. Нина Мешкевич приезжает не впервые. Заглядывают в Русаково по пути к чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».
— Подаем в скиту все требы, — рассказывает пинчанка. — Очень хорошие травы — для успокоения, обезболивающие. Брали мази для суставов. Здесь нужна помощь — это маленький скит, монахиням тяжело. В прошлый раз у них гостила икона «Троеручица» с Афона. Многие образа в храме с мощевиками, «помогающие». Еще обязательно еду в Сынковичи — там каждую третью субботу месяца читают акафист для исцеления онкобольных. После такой поездки чувствую себя хорошо.
Отец Амвросий, покровитель скита, особенно соболезновал женщинам в трудной ситуации. Инокиня Дария поделилась связанной со старцем историей исцеления незнакомки:
— В Перми подходит к нам женщина и рассказывает, что около 30 лет назад ей предстояла операция по удалению камня в почке. А у нее трехлетний сын, растит одна. Очень боялась и просила Бога избежать вмешательства. С утра врач предложил еще раз сделать снимок. Оказалось, операция не нужна. А в ту ночь ей приснилось, что она идет по полю в красивом платье. Хочет присесть и сделать горку, а какой-то благообразный старец ей мешает, отодвигает. И так несколько раз. Прошло время, и она увидела портрет преподобного Амвросия и вспомнила того старца из сна. Тогда больная и не знала про такого святого, а он ей помог в трудной ситуации. Тех, кто приходил к нему за помощью, он не оставлял не утешенными.
Спрашиваю, как выживает скит, когда экскурсий меньше, а поездки в Россию и вовсе прекратились?
— Господь так устроил: пока мы ездили, люди узнавали о нашей продукции и пробовали, — объясняет сестра Дария. — Сейчас мы высылаем им продукцию почтой. Ее можно найти на подворье Оптиной пустыни в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Жировичах и Минске, в храме Священномученика Владимира Хираско.
НА обратном пути заехали в церковь Святого Михаила в Сынковичах с чудотворной иконой «Всецарица», о которой рассказывала паломница из Пинска. В дверях столкнулись с батюшкой Арсением, настоятелем. Как рассказал нам по дороге Владимир Чубраков, будущий протоиерей служил в воздушно-десантных войсках.
— Комсомольцем был, — вспоминает батюшка. — Когда однажды десантировался с самолета, не раскрылся парашют. Пока летел, поверил в Бога. Очень редко бывает, что парашют удается раскрыть у земли, но чудо произошло.
Сейчас в храме целая объемная книга исцелений и чудес, связанных с иконой Божией Матери «Всецарица» афонского письма. Зафиксировали тысячи исцелений от онкологии, более 350 — от бесплодия.
Пора было ехать домой, но почему-то никому не хотелось уходить. Иногда нужно просто «всякое ныне оставить житейское попечение» и посвятить день духовному.
Понять и помочь
— Подворье нашей обители само по себе уже полноценный реабилитационный центр, аналогов которому не существует в Беларуси, — говорит руководитель пресс-службы Свято-Елисаветинского монастыря монахиня Мария (Яковлева). — Силами монашествующих и наших жертвователей удалось создать комплекс зданий и сооружений, позволяющих предоставить кров и занятость более чем 100 женщинам. Создано предприятие по производству продуктов здорового питания, собственные теплицы, небольшой животноводческий комплекс. В перспективе рассчитываем расширить производство и создать новые рабочие места. Параллельно ведется работа по строительству еще одного общежития, а также кухни с трапезной.
Насельнице монастырского подворья Татьяне Ивановне 58 лет. О прошлом вспоминать не любит. Говорит, что та жизнь, которую оставила за порогом обители, отошла навсегда. Из-за алкогольной зависимости потеряла работу, не смогла оплачивать коммунальные услуги и вскоре была выселена за неуплату. У нее есть дочь и внук, но судьбой Татьяны Ивановны они не интересуются.
— Мне нравится жить здесь, — признается женщина. — Целый день занят работой. Мы с сестрами научились вязать коврики из лоскутов ткани. Выполняем работы на заказ. Никогда не ссоримся. А что нам делить? Здесь меня крестили. В обители обрела веру в лучшее. Благодаря сильной молитве матери Варвары бросила курить.
Женское подворье Свято-Елисаветинского монастыря — полноценный реабилитационный центр для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
Пока ведем беседу, к монахине Варваре подходят с вопросом, когда можно будет записаться на обучение компьютерной грамотности. В рамках реабилитационного проекта вскоре будут предложены также ознакомительные курсы по правовым вопросам, трудовое обучение, психологическая помощь и постреабилитационное сопровождение. Помочь монастырю вызвались правозащитные организации и неравнодушные граждане.
— Радует, что в стране много небезразличных людей, которым хочется привнести частичку своей души в дело помощи обездоленным, — говорит монахиня Мария. — Люди находят в себе силы и мужество, чтобы помогать другим. Мы будем рады любой помощи и поддержке. Это могут быть продукты питания, средства личной гигиены или просто пожертвования на проект. С Божией помощью мы сможем совершить маленькое чудо и помочь всем нуждающимся.
Сестры Светлана и Марина предлагают пройти в храм. Зовут с собой еще Анастасию. Она — признанный местный звонарь. Громкая мелодия колокола и тихая молитва всегда воодушевляют прихожан на благие дела, а в их глазах читается вера в будущее. «Оно обязательно будет светлым», — сказала на прощание мать Варвара.
Желающим потрудиться
- Необходимо заранее позвонить по телефону + 375 33 355 49 06 (МТС) или 8 (0162) 95 85 36 , чтобы взять благословение на приезд и уточнить возможность размещения.
- Необходимо иметь при себе паспорт.
- Чтобы избежать многих искушений и проблем, надо настроить себя на то, что в монастыре ничего не делается без благословения.
- В связи с тем, что монастырь находится на территории памятника архитектуры - Брестской крепости - строительство большой гостиницы невозможно, поэтому количество мест для размещения паломников ограничено.
- По благословению Настоятельницы и Духовника обители лица мужского пола на ночлег не принимаются.
- Следует иметь с собой средства гигиены, сменную рабочую одежду и обувь, а также одежду для Богослужения. Одежда паломников должна быть соответствующей : шорты, открытые майки и блузки, короткие юбки и брюки (для женщин) на территории монастыря не допускаются .
- Паломникам необходимо соблюдать тишину, чтобы у других была возможность для чтения, молитвенного правила и отдыха.
Женский монастырь управляется игуменией, которая носит наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаясь к ней, нужно говорить: «матушка» . К другим же монахиням принято обращаться: «мать» или «сестра». Если матушки игумении в обители по каким-то причинам нет, с вопросами следует обращаться к старшим монастыря (благочинной, экономке). Не принято в монастыре выражать недовольство пищей, послушаниями, местом для сна. Во время трапезы, после общей молитвы, не сразу приступают к пище, но ждут благословения – звона колокольчика. Во время трапезы не положено вести никаких разговоров, но внимательно слушать чтение житий святых. Оканчивается трапеза также звоном колокольчика.
- За оставленные без присмотра документы, ценные вещи и деньги, монастырь ответственности не несёт.
Читайте также: