Отель гранд будапешт места съемок
Этот фильм мне подсказал знакомый оператор: «Смотри, какая симметрия в кадре!» Действительно, каждый кадр сделан будто для открытки или для поста в Instagram.
В «Гранд Будапеште» Уэса Андерсона интересна не только визуальная составляющая, но и композиция. Здесь показаны 4(!) эпохи, да так, чтобы зритель не запутался. Каждой эпохе — свой формат кадра.
Сюжет (основная линия)
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал Киноклуб VRedaktor Ставьте лайки и подписывайтесь на канал Киноклуб VRedaktorДействие происходит в вымышленном государстве Зубровка (прототип — Венгрия). Писатель (Джуд Лоу) приезжает в горный отель "Гранд Будапешт" — полузабытый курорт, сохранивший следы былого величия.
В это же время туда прибывает Зеро Мустафа — хозяин заведения, который, несмотря на статус, ночует в каморке для прислуги. После знакомства он рассказывает писателю, как из мальчишки-коридорного стал владельцем отеля.
Кадр из фильма "Отель Гранд Будапешт" Кадр из фильма "Отель Гранд Будапешт"Все началось с того, что новенького коридорного Зеро отправили на «стажировку» к Густаву (Рэйф Файнс) — консьержу с манерами управляющего.
Одна из богатых постоялиц завещала Густаву баснословно дорогую картину "Мальчик с яблоком". Но наследники мадам стали преследовать Густава и верного Зеро вместе с ним.
Что интересного
Кадр из фильма "Отель Гранд будапешт" Кадр из фильма "Отель Гранд будапешт"«Отель Гранд Будапешт» снят по мотивам произведений австрийского писателя Стефана Цвейга.
Как говорилось выше, в фильме отражены 4 эпохи, время как бы отматывается назад:
наши дни — девушка с книгой приходит на могилу писателя;
1985 — писатель в возрасте, отбиваясь от внука, на камеру рассказывает о создании книги;
1968 — владелец отеля Зеро рассказывает писателю всю историю;
1932 — основная история про Густава и юного Зеро.
Кадр из фильма "Отель Гранд Будапешт" Кадр из фильма "Отель Гранд Будапешт"Для сюжета важны 2 периода — 1932 и 1968. Фильм построен как книга, где в прологе и эпилоге повествование ведется от лица писателя, а в основных главах звучит голос рассказчика Зеро.
То есть, мы имеем историю внутри истории. В литературе такое построение сюжета называется «рамочной композицией».
84-летнюю богатую постоялицу сыграла Тильда Суинтон, и ее здесь загримировали так, что не узнать.
Картину «Мальчик с яблоком» специально для фильма написал британский портретист Майкл Тэйлор.
Кадр из фильма "Отель Гранд Будапешт" Кадр из фильма "Отель Гранд Будапешт"«Временные прыжки» создают иллюзию, что прошлое близко, будто вчера было. В то же время они показывают, насколько далек современный зритель от описанных событий и их героев.
Основное настроение фильма — ностальгия. Ее воплощение здесь — это, конечно, Густав. Зеро говорит о нем: «Мне кажется, его мир исчез задолго до того, как он в него пришел».
"Отель "Гранд Будапешт": сказка о позавчерашней Европе и ее ценностях
Какие произведения Цвейга легли в основу сценария?
В чем смысл первых кадров?
Зачем режиссер так долго подбирается к сюжету: неужели только ради сказочного зачина? Нет, конечно. Во-первых, зрителю дают понять, что все, что он увидит — это версия событий глазами Мустафы. Во-вторых, четкое обозначение дат помогает понять концепцию фильма.
В чем особенность концепции фильма?
Примерно так и уходит любая эпоха — сначала главные герои событий (мсье Густав), потом очевидцы, потом те, кто слышал их рассказы. А когда уже никто не может сказать, как все было на самом деле, наступает черед легенд и сказок. Именно такую сказку о прошлом Европы и рассказывает Андерсон.
Где происходит действие фильма?
Кто такой мсье Густав?
Но каким был тот век на самом деле? Об этом мы можем лишь догадываться, глядя на противоречивого мсье Густава. Он блестящий профессионал, безупречно воспитан, обаятелен, изящен — и в тоже время одинок и склонен спать со всеми своими друзьями. Но главное, что привлекает в старшем консьерже — это его чувство чести и организаторские способности. При мсье Густаве в отеле все работало, как часы — и так ли уж важно, чем он занимался в свободное время?
Возможно, таким был и мир, разрушенный Первой мировой: немного беспутным, немного странным, но с незыблемыми представлениями о чести и долге. А еще гуманным в самом широком смысле слова.
Почему мсье Густав погибает?
Расстрел мсье Густава после начала войны, сильно напоминающей Вторую мировую, лишь кажется внезапным сюжетным ходом: на самом деле он в высшей степени логичен. Тот мир, воплощением которого был великолепный консьерж, окончательно погиб в 1939 г. В эпоху Освенцима и Треблинки идеи благородства и чести оказались плохо совместимыми с реальностью: в новом мире, где правит насилие, мсье Густав обречен.
В чем смысл фильма?
Несмотря на грустный финал, фильм Андерсона исполнен оптимизма. Да, эпохи уходят вместе со своими героями, и нам не дано остановить время. Но ничто не уходит бесследно: всегда будет кто-то, кто расскажет о прошлом, и кто-то, кто запишет рассказ.
Переставший существовать в реальности отель ожил на страницах книги, которую читает молодежь (о популярности книги говорит количество ключей, которыми украшен памятник Автору) — и стал бессмертным. А если на смену истории приходят сказки — что ж, в этом есть свои преимущества. Сказки близки и понятны всем, особенно если рассказывать их так, как это делает Уэс Андерсон.
«Отель “Гранд Будапешт”»: 7 интересных фактов о самом титулованном фильме Уэса Андерсона
Кинофильм «Отель “Гранд Будапешт”» самого ироничного режиссера Голливуда Уэса Андерсона, вышедший на экраны в 2014 году, удостоился крайне высоких оценок мировой кинопрессы и получил 92% положительных зрительских отзывов.
Мы не будем рассказывать вам сюжет фильма, но кое-чем любопытным всё же поделимся. Ниже — 7 интересных фактов о киноленте.
Вымышленный город Лутц, где происходит большая часть событий фильма, снимался в основном на улицах Гёрлица: за счет хорошо сохранившейся старинной европейской архитектуры он часто становится большой съемочной площадкой. Многие сцены фильма были сняты в Дрездене и в замках Саксонии. Интерьер отеля «Гранд Будапешт» частично был снят в атриуме универмага Görlitzer Warenhaus, частично на киностудии. Само здание снаружи было снято при помощи макета, созданного художником Адамом Штокхаузеном на основе старинных фотографий отеля «Бристоль Палас» в Карловых Варах и отеля «Геллерт» в Будапеште.
В финальных титрах фильма указано, что его сюжет вдохновлен произведениями австрийского писателя Стефана Цвейга. Создатели фильма упоминают такие произведения, как «Нетерпение сердца», «Вчерашний мир. Записки европейца» и «Двадцать четыре часа из жизни женщины».
Автор музыки — композитор Александр Депла, создавший музыкальное оформление таким фильмам, как «Король говорит!» и «Загадочная история Бенджамина Баттона». В фильме он смешал свою музыку с русскими фольклорными мотивами. В частности, саундтрек изобилует балалаечной музыкой, в том числе использована русская народная песня «Светит месяц». Основные музыкальные темы на балалайках, в том числе и тему титров, исполнил Государственный академический русский ансамбль «Россия» имени Л.Г. Зыкиной.
Уэс Андерсон снял фильм в трех различных соотношениях сторон: 1,33, 1,85 и 2,35:1, которые соответствуют трем разным отрезкам времени. Разные пропорции кадра подсказывают зрителям, какой временной период на экране.
За стиль многих фильмов Уэса Андерсона, включая и «Отель “Гранд Будапешт”», ответственна одна остроумная и очень стильная женщина — Милена Канонеро. На ее счету восемь номинаций на «Оскар» и три заветных золотых статуэтки, а с Андерсоном она работает с 2004 года, со времен «Водной жизни». По ее словам, главными источниками вдохновения для разработки стиля новой картины режиссера для нее стали работы фотографа Мана Рэя и художников Густава Климта и Тамары де Лемпицка.
Картина номинировалась на беспрецедентное число наград в самых разных категориях, в том числе и «Лучший фильм», «Лучший актерский состав», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшая операторская работа», «Лучший дизайн костюмов» и другие. В копилке «Отеля “Гранд Будапешт”» 4 «Оскара», 5 статуэток BAFTA, «Золотой глобус» за лучшую комедию, Гран-при Берлинского кинофестиваля и еще более 10 других наград.
Авторитетный британский киножурнал Sight & Sound признал «Отель “Гранд Будапешт”» одним из 10 лучших фильмов 2014 года. Журнал Time попросту отвел картине первое место в своем топ-10.
Посмотреть «Отель “Гранд Будапешт”» можно прямо сейчас на сайте онлайн-кинотеатра TV1000Play:
Концертный зал Штадтхалле
Зеро Мустафа приглашает Автора на ужин и рассказывает удивительную историю того, как он стал владельцем «Гранд Будапешта». Роль ресторанного зала сыграл дворец культуры Гёрлица — Штадтхалле.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран
Элегантное модернистское здание Штадтхалле было построено в 1910 году для проведения ежегодного Силезского музыкального фестиваля. Строгие линии фасада органично дополнены изящными маленькими скульптурами и аккуратными башенками, здание производит впечатление грандиозности и значимости. Концертный зал Штадтхалле был рассчитан на 2000 посетителей, его сцены оборудованы для оркестров и органа, а в помещениях располагались ресторан и банкетный зал. В 2005 году Штадтхалле, некогда главный центр искусства и культуры Гёрлица, был закрыт из-за аварийности и нехватки средств.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран
Как Гёрлицкий универмаг и бани Фрайзебад, Штадтхалле переживает не лучшие времена и находится в ожидании возрождения. Гражданские активисты основали фонд для пожертвований, которые будут направлены на восстановление Штадтхалле. В июне 2018 года государство выделило €18 млн на реконструкцию памятника культуры, которая должна завершиться к 2024 году.
Где: Postplatz 13
Гёрлиц
Киновыходные в стиле фильма «Отель "Гранд Будапешт"»: Гёрлиц и Дрезден
Молочный магазин Пфунда
Юный Зеро приходит в кондитерскую Мендля, где с первого взгляда влюбляется в Агату, создающую восхитительные пирожные. Сказочный магазин, признанный самым красивым в мире, действительно существует и находится в Дрездене.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран
История молочного магазина Пфунда берет начало в 1879 году, когда крестьянин Пауль Пфунд основал семейное молочное хозяйство с целью обеспечить Дрезден свежим молоком. Вскоре Пфунды стали производить масло, сливки, сыр, а также первыми в мире начали делать сгущенку.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран
Фирменный магазин невероятной красоты появился на Баутцнер-штрассе в 1891 году и работает по сей день. Его интерьер напоминает старинный кукольный домик: стены облицованы великолепной плиткой фирмы Villeroy & Boch, расписанной дрезденскими художниками, высокие потолки украшают тяжелые светильники, а продукция прячется в изящных витринах. Сегодня в молочном магазине Пфунда можно продегустировать изысканные сыры, приобрести вино, конфеты, молочное мыло и даже молочную граппу. Все продукты сохранили не только высочайшее качество, но и очаровательную ретроупаковку. К слову, фотографировать в магазине запрещено, поэтому запечатлеть волшебную обитель вкусностей удастся лишь в памяти.
Где: Bautzner Strasse 79
Время работы: понедельник-воскресенье с 10:00 до 18:00
Где снимался фильм "Отель "Гранд Будапешт"?
Практически весь фильм был снят в Германии, в самом восточном её городе - Гёрлице, земля Саксония. В данном регионе проживает славянское этническое меньшинство - лужичане, которое теряется в общей массе немцев. Восточная часть Гёрлица находится нынче на территории Польши и называется Згожелец, поскольку послевоенная граница между Германией и Польшей прошла по Одеру и Нейсе. Для съёмок в условиях студии были использованы мощности Filmstudio Babelsberg, находящейся недалеко от Потсдама.
В роли гранд-отеля "Будепешт" снялся Görlitzer Warenhaus (по-простому "Гёрлицкий универмаг"), который был первым в Германии зданием подобной спецификации. Построенный перед самым началом войны - в 1913 г., архитектор Carl Schmanns, торговый центр стал образцов немецкого "югендстиля" (как здесь называли арт-нуво). Необходимость в широкомасштабной реставрации здания, на которую нужно каких-то 20 - 30 миллионов евро, толкнула его нынешних владельцев на согласие предоставить памятник архитектуры для съёмок фильма "The Grand Budapest Hotel". При этом следует заменить, что с студии Бабельсберг были построены копии всего, что должно было подвергнуться разрушению или каким-либо формам неадекватного поведения героев фильма. Создатели фильма намеренно отказались от широкого применения компьютерной анимации, чтобы не терять мелкие, но очень важные детали "естественности", которая пропадает при слишком усердном использовании цифровых эффектов.
А вот и новый владелец здания (с 2009 г.) - Winfried Stöcker, пытающийся вернуть функциональному памятнику архитектуры былое величие
По-моему, фото (внизу) слишком удачное, чтобы не поместить его здесь, и без рекламных "дацзыбао".
Найти объект на карте Гёрлица можно здесь
А вот и сам город. К сожалению, побродить по улочкам при помощи Google street-view можно лишь в его польской части.
По ту сторону экрана Существуют ли Хогвартс, отель «Гранд Будапешт» и квартира Шерлока Холмса в реальной жизни?
В некоторых фильмах и сериалах дома играют столь же важную роль, как и актеры первого плана. Мы так часто видели эти здания на экране, что порой кажется — если попадем в них, разберемся, куда идти, даже с закрытыми глазами. «Дом» выбрал несколько таких фильмов и узнал, существуют ли здания-кинозвезды на самом деле и чем они живут после пика славы.
Хогвартс: только внешность и ничего больше
В фильме: экстерьер школы в фильмах «Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и тайная комната».
В жизни: замок Алник, на севере Великобритании, неподалеку от Шотландии.
Старинный замок, первый камень (вернее сказать, бревно) которого заложили еще в XI веке, стал прообразом Хогвартса — школы чародейства и волшебства в серии фильмов о Гарри Поттере. Большинство кадров экстерьера Хогвартса, которые можно увидеть в первой и второй частях, сняты именно в этом здании. В течение его долгой и непростой истории замок графов Нортумберлендских захватывали, отвоевывали, передавали из рук в руки, приказывали сжечь.
Здесь были сняты сцены уроков миссис Хуч, во время соревнований по квиддичу ученики тоже летают именно над Алником. Замок и сейчас является жилым, но нынешние владельцы сделали его открытым для посещения и вовсю пользуются новоприобретенной славой — например, проводят 20-минутные занятия по полетам на метлах.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что Алник — это только наружность, интерьеры серии фильмов про Гарри Поттера снимались в колледжах и библиотеке Оксфорда, а готические коридоры Хогвартса принадлежат Глостерскому собору.
Отель «Оверлук»: три в одном
В фильме: экстерьер отеля в фильме «Сияние»
В жизни: отель «Тимберлайн Лодж», штат Орегон, США
Отель, не так давно отметивший свое 75-летие, был построен правительством США в период заката эпохи Великой депрессии, в 1939-м. Он должен был олицетворять собой светлое будущее — на открытии президент США Франклин Рузвельт выступил с пламенной речью. Отель немного поработал и был закрыт в период Второй мировой войны (в 1942-м), потом открывался еще на несколько лет, но уже в 1955-м «Тимберлайн Лодж» снова закрыли ввиду его плохого состояния — к тому моменту отель окончательно превратился в пристанище игроков и проституток. До реконструкции отель сменил несколько управляющих, а теперь вот уже полвека им занимается семья, которая относится к зданию как к собственному дому. Судя по всему, они довольно сдержанно воспринимают то, что их дом попал в кадры фильма «Сияние», но все же соответствующие упоминания есть в истории гостиницы, написанной к ее юбилею, а в местном сувенирном магазине можно приобрести тематические майки и магниты. Ну а интерьер отеля в «Сиянии», например, вестибюль, те самые лифты и зал «Колорадо» — это помещения другого отеля, «Авани», расположенного в Йосемити. А часть интерьерных кадров — и вовсе декорации, кстати, самые большие, когда-либо построенные в «Элстри-студиос».
Ну а вдохновением Стивен Кинг обязан The Stanley Hotel (Эстес Парк, Колорадо), в котором многократно останавливался — и всегда в номере 217.
Бани Фрайзебад
Автор знакомится с хозяином «Гранд Будапешта» Зеро Мустафой во время принятия ванн. Заметно потрепанные термы — это полузаброшенные бани Фрайзебад. Они сыграли немалую роль в выборе места съемок, поскольку Уэс Андерсон искал именно курортный город, а в Гёрлице нашлись даже термальные бассейны.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран
Бани были открыты в 1887 году доктором Вальтером Фрайзе, в честь которого и получили свое название. В то время это был самый настоящий спа-комплекс с грязевыми, соляными и травяными ваннами, расулом, а также 15-метровым бассейном, в котором занимались даже профессиональные пловцы. Однако, несмотря на успех и популярность среди местных жителей, проект доктора Фрайзе претерпевал убытки, и бани неоднократно закрывались из-за недостаточного финансирования. После Второй мировой войны комплекс немного оживился, в нем появились сауна, солярий, душевые кабины.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран
В 1996 году власти Гёрлица окончательно закрыли Фрайзебад из-за аварийного состояния здания. Город не смог выделить должную сумму на ремонт, и с 2009 года Фрайзебад — архитектурный памятник. Заброшенность здания вовсе не отталкивает туристов, а, наоборот, привлекает своей жутковатой романтикой. Поклонники фильма бродят по темным коридорам в поисках ванны, в которой купался Джуд Лоу, а фотографы устраивают в интерьерах комплекса эффектные фотосессии.
Где: Dr. Kahlbaum-Allee 22
Murder House: Санта на продажу
В фильме: новый дом семьи Хортонов, а также основное место действия первого сезона сериала «Американская история ужасов»
В жизни: бывший дом архитектора и монастырь, ныне выставленный на продажу Rosenheim Mansion в Калифорнии
Старая как мир история о плохом доме, сживающем со свету своих жильцов, в последний раз переродилась в первом сезоне «Американской истории ужасов»: по сюжету семья переезжает в Лос-Анджелес, чтобы начать новую жизнь, покупает дом, который превосходит все их ожидания, и тут начинается (не вдаваясь в подробности, к концу сезона в живых никого не остается). Все знаковые сцены фильма были сняты в доме, который был построен в 1908 году архитектором Альфредом Розенхаймом для самого себя. После его смерти дом занимала группа монахинь, которые выехали оттуда в 1994-м после землетрясения. Дом пустовал, пока съемочная команда «Американской истории ужасов» не выбрала именно его для съемок первого сезона. Пилотный эпизод сериала был снят в интерьерах дома, а для последующих, чтобы ускорить процесс, были построены декорации — к деталям оригинального дома отнеслись внимательно и воспроизвели даже рисунок витражей.
Дом выставлен на продажу с 1999-го. После съемок в 2011 году за него просили 4 миллиона долларов, а после громкой премьеры сериала дом сняли с продажи, потом опять вернули, но уже за 7 миллионов. По всей видимости, дом до сих пор никто не купил — по крайней мере, объявления о продаже можно найти в открытых источниках, причем уже за «символические» 3 678 000 долларов.
Отель «Гранд Будапешт»: всего понемногу
В фильме: отель в несуществующей стране Зубровке, в котором заправлял делами консьерж Густав и куда любила заезжать мадам Д.
В жизни: Герлицкий универмаг, Саксония, Германия.
Увы — отеля «Гранд Будапешт» из последнего фильма Уэса Андерсона, в котором, как мы помним, разворачивались нешуточные драмы, на самом деле не существует. Режиссер по кусочкам собирал идеальное здание, в котором на рубеже Первой и Второй мировых войн могла бы случиться эта увлекательная детективно-мелодраматичная история. Общая идея была позаимствована у чешского Grandhotel Pupp, а интерьеры сняты в стремительно дряхлеющем на тот момент Герлицком универмаге. Прежде чем остановиться именно на этом «рецепте» нужного здания, съемочная команда объездила всю Восточную Европу и Германию.
Универмаг в стиле ар-нуво был построен на границе Германии и Польши незадолго до начала Первой мировой войны. Сейчас Görlitzer Warenhaus является одним из самых идеально сохранившихся магазинов начала XX века. В течение века здание переходило от одного владельца к другому, и в очередной раз универмаг был перекуплен в 2013 году — к тому моменту он находился в запустении и был отмечен следами вандализма. Предложение Уэса Андерсона о съемках фильма было воспринято с воодушевлением — вырученные деньги пошли на реконструкцию здания. Триумфальное возвращение универмага назначено на 2016 год.
Бейкер Стрит 221Б: правда и ложь о Шерлоке
В кино: Бейкер-стрит, 221Б и госпиталь Святого Варфоломея.
В жизни: ненастоящие Бейкер-стрит, 221Б и подлинный госпиталь Святого Варфоломея
Место жительства Шерлока Холмса, расположенное по адресу (который произнесет любой, если даже разбудить его посреди ночи) Бейкер-стрит, 221Б — это, как ни посмотри, сплошной обман. Такого адреса в Лондоне вообще не было до тех пор, пока слава сыщика не достигла таких размеров, что городские власти решили: легче сдаться и повесить где-нибудь на Бейкер-стрит табличку с номером 221Б. После чего по фальшивому адресу быстро возникли музей и сувенирный магазин. В общем, место стало настолько популярным, что создатели сериала «Шерлок», снятого для BBC, не воспринимали его всерьез как место съемок — проще было найти похожий антураж в районе Кэмден.
Другое дело — госпиталь Святого Варфоломея, место, где работала воздыхательница Шерлока Молли. Известно, что в стенах госпиталя были сняты все сцены в морге, а во всей красе здание предстало в последней серии второго сезона — именно с него прыгает Шерлок.
Здание построено в XII веке, и свою за долгую историю госпиталь несколько раз закрывали — однажды его спас Генрих IV, а в последний раз, в 1993-м, — неравнодушные горожане, организовавшие кампанию «Save Barts» (к слову, фанаты произведений сэра Артура Конан Дойла организовались и тоже сделали коллективное пожертвование для спасения места, где впервые встретились Холмс и Ватсон). Ныне госпиталь работает — и кто знает, как воспользуется им Шерлок в следующем сезоне.
Гёрлицкий универмаг
Увы, отеля «Гранд Будапешт» в действительности не существует. Здание, которое мы видим в кадре на фоне гор,— искусно сделанный макет, вдохновленный несколькими реальными отелями в Карловых Варах и Будапеште. А вот множество сцен внутри отеля сняты в атриуме универмага Гёрлица, который можно посетить и сегодня.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран
Гёрлицкий универмаг — красивейшее здание в центре города, построенное в 1913 году по образу и подобию берлинского универмага Вертхайм. Несколько этажей, стеклянная крыша, зимний сад, великолепные парадные лестницы и грандиозные сияющие люстры — универмаг в стиле ар-нуво поддержал европейскую моду на роскошную торговлю и получил статус одного из главных мест в Гёрлице. После падения Берлинской стены Гёрлицкий универмаг стал медленно угасать, а в 2009 году и вовсе обанкротился.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран
Лишь в 2013 году предприниматель Винфрид Штекер приобрел здание, чтобы возродить универмаг, и по сей день активно ищет арендаторов и занимается ремонтом помещений. Тем не менее универмаг прекрасно сохранился и открыт для посетителей — нужно лишь посмотреть на интерьер буквально свозь розовые очки, чтобы увидеть лобби «Гранд Будапешта».
Где: An Der Frauenkirche 5–7
Эшклиффская лечебница: стояла, стоит и будет стоять
В фильме: Эшклиффская лечебница для душевнобольных преступников на острове Шаттер.
В жизни: Медфилдская городская психиатрическая больница.
Для съемок событий фильма «Остров проклятых» было выбрано соответствующее страшное место — заброшенная психиатрическая больница в городе Медфилд, штат Массачусетс. Больница возводилась с 1892 до 1914 года и была крупнейшим центром по лечению умалишенных (где, как говорят, больных действительно лечили). В свои лучшие годы больница вмещала более двух тысяч пациентов. В 70-х после множества жалоб из-за слишком сурового отношения к больным в Массачусетсе началась реорганизация государственных учреждений. Лечебницу несколько раз пытались закрыть, но сдалось учреждение только в 2003-м. Больница включала в себя 58 зданий, построенных в разных стилях, — их потихоньку уже начали сносить, начиная с 2013 года не стало трех построек. О будущем заброшенной больницы доподлинно пока ничего не известно, но с начала 2014 года территория открыта для посещений: с 6 утра до 6 вечера все желающие могут побродить между оставшимися зданиями или, например, посетить местное кладбище. В сами здания входить нельзя, и повсюду размещены устрашающие таблички, вроде «опасно» и «входите на свой страх и риск».
Название фильма может ввести путешественника в заблуждение — реально его снимали совсем в других местах
Фильм «Отель "Гранд Будапешт"» киноволшебника Уэса Андерсона увидел свет в 2014 году и мгновенно сорвал аплодисменты зрителей, получил четыре «Оскара» и стал лучшим фильмом года. Фантастическая история из жизни некогда престижного отеля, которая произошла между двумя мировыми войнами, полна интриг, обмана, погонь и, конечно же, любви. В роли вымышленного города Лутца в вымышленной стране Зубровке, где происходит действие картины, выступили Дрезден и саксонский городок Гёрлиц. «Коммерсантъ Стиль» проследовал за месье Густавом и компанией, чтобы отметить несколько мест для европейской прогулки в выходные. Спойлер: в конце есть рецепт пирожного из кондитерской Мендля.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранКадр из фильма «Отель Гранд Будапешт», 2014
Фото: American Empirical Pictures, F
Кадр из фильма «Отель Гранд Будапешт», 2014
Фото: American Empirical Pictures, F
home_and_garden
Режиссер Уэс Андерсон зарекомендовал себя режиссером-художником, чьи фильмы раскрашены настолько ярко и необычно, что они зачастую кажутся анимационными.
И это впечатление очень правильное: перед началом съемок картины «Отель «Гранд Будапешт» Уэс Андерсон собственноручно сделал анимационную версию фильма – полностью выстроил картинку до того, как начал снимать. Его внимание к деталям невероятно, а композиция кадра каждый раз поражает своей математической точностью. Кстати, именно поэтому «Отель» снимали одной камерой - филигранная выверенность композиции не позволяет сделать иначе.
Съемки интерьерной части велись в Гёрлице – маленьком городке в Саксонии (Германия) на самой границе с Польшей. Это местечко находится на расстоянии 683 километра от реального Будапешта. «Нам нужен был курортный город, - рассказывает Андерсон, - а Гёрлиц – как раз такой, здесь даже есть термальные бассейны!»
Городок этот оказался совсем не у дел в советское время, приграничный город был практически заброшен властями, на перестройку и модернизацию его центра никогда не хватало денег. Теперь эти стечения обстоятельств оказались счастливыми: в городок потянулись кинематографисты (например, относительно недавно здесь же снимали «Воровку книг»). Ведь на улицах города почти нет рекламы, а вокруг можно найти здания разных периодов: от готики до арт нуво, включая ренессанс и барокко.
Универмаг до разорения
Декорация для фильма
Съемочная группа расположилась в бывшем универмаге, построенном в стиле арт нуво. Торговая фирма разорилась, и потому здание пустовало. Три этажа здания превратились в шесть в фильме.
Съемки в «отеле»
Съемки в «столовой»
Полуразрушенный городской концертный зал также «мимикрировал» под разные локации. Одно из его помещений, например, превратилось в комнату с трофеями в замке Лутц, где происходило чтение завещания Мадам Д. (остальная часть дома снята на локации в замке Вальденбург). Главный зал концертного холла был превращен в огромную столовую отеля, где взрослый Мустафа рассказывает Молодому Писателю, как «эти волшебные старые развалины» попали в его руки. Производственная группа перекрасила стены и принесла столы, а также поместила на видном месте огромную картину с оленем на крутом склоне, написанную в стиле известного пейзажиста 19-го века Каспара Давида Фридриха.
Кадр из фильма
То же помещение позже переделали в галерею с антикварными доспехами и древним оружием для сцены, на создание которой Андерсона частично вдохновил фильм Хичкока «Разорванный занавес» - когда Ковача преследует наемный убийца Джоплинг.
Отель стал не просто местом действия, но настоящим полноправным персонажем фильма. Окрашенное в розовый и пурпурный здание расположено на вершине живописного холма. Правда, в реале оно было всего 2,5 метра высотой и представляло собой миниатюрную модель фасада. Для общих планов режиссер использовал именно ее.
«Я всегда любил модели, - признается режиссер. – Они меня зачаровывают». Андерсон считает, что зрители всегда распознают подделку, не важно, созданную на компьютере или нет. Но в данном фильме все немножко чересчур и это дало ему возможность пользовать миниатюру. «Из всех искусственных конструкций я предпочитаю олдскульные варианты», - говорит он.
Внешний вид отеля придумал художник-постановщик Адам Стокхаузен, с которым Уэс Андерсон уже работал на фильме «Королевство полной луны». Под его руководством и строили модель.
Перед началом работы Стокхаузен и Андерсон вместе исследовали архитектуру: от просмотра винтажной фотографии отелей и курортов в библиотеке Конгресса до изучения архивов и архитектуры европейских отелей, например, Грандотеля Пупп в Карловых Варах, Чехия.
Олень на скале в Карловых Варах
Модель с оленем для фильма Андерсона
«В результате из всех этих референсов мы получили собирательный образ», – рассказывает Стокхаузен.
Набросок Карла Спрага соединяет в себе самое интересное из всего собранного для вдохновения: от логотипа до башенок. Кстати, скульптура с оленем на горной вершине действительно существует в Карловых Варах!
Миниатюрная модель была создана в Studio Babelsberg в Потсдаме, с участием немецких специалистов под руководством Симона Вайссе. Модель состояла из двух элементов: самого здания и холма, на котором оно расположено. Модель гостиницы составляла 4,27 метра в длину и два метра в глубину. Она была сделана из фанеры, а интерьеры номеров, которые мы видим сквозь окна – это просто фотографии, наклеенные на стенку позади модели. Холм же с его железной дорогой-подъемником был сделан в другом масштабе, чтобы его было удобно снимать. Крошечные вагонетки были сделаны вручную, они двигались на медных колесах с помощью тоненького прута, потому что трос бы не дал возможности контролировать все настолько точно. Для съемки вагонетки на холме камеру положили набок.
«Когда вырезаешь подобную модель, есть некий допустимый предел размеров, после чего начинает страдать детализация, пропадает реалистичность, - поясняет Стокхаузен. После две модели соединили на этапе постпродакшена с помощью композитинга, чтобы их масштабы совпали.
Еще одна модель – это обсерватория на вершине холма. Ее построили из дерева и фанеры поверх металлической основы. Горы сделаны из пенопласта, а снег – из мелкого сахара! Модели снимали на фоне хромакея, чтобы потом заменить его картиной.
Фоновая картина
Финальный элемент этих кадров – пейзаж, на фоне которого распложен этот отель. Вместо того, чтобы просто снять пейзаж на камеру, кинематографисты черпали вдохновение в картинах Каспара Давида Фридриха. Его наполненные воздухом и очень красочные пейзажи послужили основой для картины, которую зрители видят на стене столовой отеля, этот же образ лег в основу цифрового пейзажа для здания отеля.
«Эта картина создала некий фильтр, или призму, через которую мы смотрели на мир», - говорит Стокхаузен.
Другие спецэффекты
В некоторых сценах для помещения изображения в окна применяли фронт-проекцию. Точнее – для сцен в галерее и в номере Мадам Д. Негативные слайды были сделаны с цифровых снимков. Их проецировали на экран, сделанный из скотчлита (особый материал, отражающий свет почти полностью), через отражение от поляризованного зеркала, расположенного под углом 45 градусов к камере. Экран же был расположен перпендикулярно камере, что позволяло ему отражать в камеру весь направленный на него свет. «Результат был совершенно волшебный, - делится оператор-постановщик фильма Роберт Д. Йоумен, - но если все углы не выстроены совершенно идеально, в изображении появлялись помехи».
Путешествие в гондоле к вершине холма и головокружительный лыжный спуск через лес также были сняты с помощью миниатюр, а позже скомбинированы с крупными планами актеров.
Дополнительные фото
Модель отеля в процессе создания
Модель обсерватории и фуникулера
Модель леса для съемки лыжного спуска
Дрезден
Замок Крибштайн
Месье Густав попадет в тюрьму по обвинению в убийстве мадам Ди. Неприступная крепость над обрывом — замок Крибштайн в саксонских горах, который считается самым красивым рыцарским замком.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран
Величественный Крибштайн возвышается на крутом утесе над рекой Чопау с XV века и с тех пор прекрасно сохранился. Высокие башни, крохотные окна и прекрасные пейзажи — здесь можно почувствовать себя не иначе, как прекрасной королевной или средневековым рыцарем. За суровыми стенами прячутся атмосферные залы с канделябрами, романтичные мансарды, предметы интерьера и загадочные портреты обитателей замка.
Сегодня Крибштайн — это музей с постоянной экспозицией и временными выставками, а также культурный центр. Замок регулярно проводит обзорные и тематические экскурсии, на которых можно примерить рыцарские доспехи, пострелять из лука и арбалета, а также научиться средневековым танцам. Кроме того, Крибштайн предоставляет свои залы для проведения праздников и даже свадеб. Настоящий королевский пир в настоящем замке среди живописных ландшафтов — почему бы и нет?
Где: Kriebsteiner Str. 7
Время работы: апрель-октябрь, вторник-пятница с 11:00 до 17:00, суббота-воскресенье — с 11:00 до 18:00
«Отель «Гранд Будапешт»»: 7 интересных фактов о самом титулованном фильме Уэса Андерсона
Кинофильм «Отель «Гранд Будапешт»» самого ироничного режиссера Голливуда Уэса Андерсона, вышедший на экраны в 2014 году, удостоился крайне высоких оценок мировой кинопрессы и получил 92% положительных зрительских отзывов.
Мы не будем рассказывать вам сюжет фильма, но кое-чем любопытным всё же поделимся. Ниже — 7 интересных фактов о киноленте.
Вымышленный город Лутц, где происходит большая часть событий фильма, снимался в основном на улицах Гёрлица: за счет хорошо сохранившейся старинной европейской архитектуры он часто становится большой съемочной площадкой. Многие сцены фильма были сняты в Дрездене и в замках Саксонии. Интерьер отеля «Гранд Будапешт» частично был снят в атриуме универмага Görlitzer Warenhaus, частично на киностудии. Само здание снаружи было снято при помощи макета, созданного художником Адамом Штокхаузеном на основе старинных фотографий отеля «Бристоль Палас» в Карловых Варах и отеля «Геллерт» в Будапеште.
В финальных титрах фильма указано, что его сюжет вдохновлен произведениями австрийского писателя Стефана Цвейга. Создатели фильма упоминают такие произведения, как «Нетерпение сердца», «Вчерашний мир. Записки европейца» и «Двадцать четыре часа из жизни женщины».
Автор музыки — композитор Александр Депла, создавший музыкальное оформление таким фильмам, как «Король говорит!» и «Загадочная история Бенджамина Баттона». В фильме он смешал свою музыку с русскими фольклорными мотивами. В частности, саундтрек изобилует балалаечной музыкой, в том числе использована русская народная песня «Светит месяц». Основные музыкальные темы на балалайках, в том числе и тему титров, исполнил Государственный академический русский ансамбль «Россия» имени Л.Г. Зыкиной.
Уэс Андерсон снял фильм в трех различных соотношениях сторон: 1,33, 1,85 и 2,35:1, которые соответствуют трем разным отрезкам времени. Разные пропорции кадра подсказывают зрителям, какой временной период на экране.
За стиль многих фильмов Уэса Андерсона, включая и «Отель «Гранд Будапешт»», ответственна одна остроумная и очень стильная женщина — Милена Канонеро. На ее счету восемь номинаций на «Оскар» и три заветных золотых статуэтки, а с Андерсоном она работает с 2004 года, со времен «Водной жизни». По ее словам, главными источниками вдохновения для разработки стиля новой картины режиссера для нее стали работы фотографа Мана Рэя и художников Густава Климта и Тамары де Лемпицка.
Картина номинировалась на беспрецедентное число наград в самых разных категориях, в том числе и «Лучший фильм», «Лучший актерский состав», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшая операторская работа», «Лучший дизайн костюмов» и другие. В копилке «Отеля «Гранд Будапешт»» 4 «Оскара», 5 статуэток BAFTA, «Золотой глобус» за лучшую комедию, Гран-при Берлинского кинофестиваля и еще более 10 других наград.
Авторитетный британский киножурнал Sight & Sound признал «Отель «Гранд Будапешт»» одним из 10 лучших фильмов 2014 года. Журнал Time попросту отвел картине первое место в своем топ-10.
Посмотреть «Отель «Гранд Будапешт»» можно прямо сейчас на сайте онлайн-кинотеатра TV1000Play:
Цвингер
В сцене преследования адвоката мелькает здание Цвингера — одного из главных музейных комплексов Европы, который находится в самом сердце Дрездена и является его визитной карточкой.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран
Блистательный дворцовый комплекс Цвингера в стиле барокко был возведен в 1709 году под оранжерею для выращивания экзотических растений. Однако вскоре с приходом эпохи Просвещения назначение Цвингера изменилось, его залы стали наполняться произведениями искусства и достижениями науки. Сегодня в стенах Цвингера располагаются собрания фарфора, скульптур, а также знаменитая Дрезденская картинная галерея, где выставлены полотна Боттичелли, Тициана, Веласкеса, Рубенса и Рафаэля, а также проходят симфонические концерты, посвященные той или иной картине. После осмотра собраний галереи можно прогуляться по прекрасному саду, послушать чудесный звон фарфорового корильона и подняться на смотровую площадку, чтобы увидеть Дрезден во всей красе.
Несмотря на множество реставрационных работ, которые пережил Цвингер, нетронутой остается одна неприметная русскоязычная надпись 1945 года на стене, выходящей к Театральной площади: «Музей проверен. Мин нет. Проверял сержант Ханутин».
Где: Theaterplatz 1
Время работы: понедельник-воскресенье с 06:00 до 20:00
Читайте также: