Ольховские пещеры волгоградская область как посетить
На территории Волгоградской области существуют десятки известных пещер. Часть из них стала объектами достопримечательностей для туристов, другие закрыты, а некоторые живут только в памяти старожил и в городских легендах.
Большинство волгоградских пещер до сих скрыто под землёй
Пещеры в «Овраге всегда»
На склонах оврага с необычным названием неподалёку от Медведицкой гряды располагается несколько пещер. Пещеры находятся в десяти шагах друг от друга. Одна из них закрыта двухметровыми идеально круглыми камнями. По мнению исследователей, доступ в пещеру закрыли люди. Что находится внутри, остаётся загадкой. Доступ в другие пещеры по-соседству проблематичен, сохранившиеся лазы очень узкие.
Предисловие
В конце августа появилось и желание проведать 2 монастыря, расположенных в уникальном уголке 34-го региона. Признаюсь, Ольховский район был и для меня единственным 'белым пятном'. Я заинтересовал водителя всякими рассказами о нем и решились ехать.
Рифовая пещера
Одна из редких естественных пещер на территории Волгоградской области обнаружена около 10 лет назад в Иловлинском районе. Она находится в теле окаменевшего кораллового рифа, за что и получила название Рифовая. Найти её можно на правом склоне балки Глубокая на правом берегу Дона. Она расположена примерно в километре от берега неподалёку от урочища Подгорское. 150 миллионов лет назад над Поволжской низменностью был океан Тетис, сформировавший существующие и поныне удивительные меловые горы. На стенах пещеры сохранились окаменевшие веточки кораллов.
Сергей Игнатьев, побывавший в пещере, рассказал, что добраться до неё очень сложно.
— К раскопанной спелеологами коралловой пещере ведёт только тропинка. Подъехать к ней на машине прост нереально, — говорит волгоградец. — В природном парке «Донской» обещали сделать пещеру туристическим местом, но в итоге посчитали это нерентабельным. Туристов везти до места несколько десятков километров, а пешком подниматься ещё около получаса.
Подземные ходы «Старой Сарепты»
Где-то неподалёку, по легенде, зарыты 25 килограммов золота
До наших дней дошла легенда, что все здания Сарепты связывались между собой подземными ходами. В одном из подземелий якобы похоронена дочь пивовара Краутвуфта. Вместе с ней богатый немец положил и честно заработанные 25 килограммов золота. Останки девушки в таинственных ходах охраняется железным рыцарем.
Здания в «Старой Сарепте» связывали катакомбы
Фото: Мария Часовитина
Альтернативная версия легенды повествует, что девушка умерла во время родов.
— После смерти привидение по ночам навещало малютку, и отец малыша позвал последнего пастора в истории Сарепты Константина Руша. Зайдя в комнату, они увидели дух немки, кормящей ребёнка грудью, — рассказывают в музее-заповеднике «Старая Сарепта». — Пастор взял её за руку и довёл до кладбища. С тех пор приведение в Сарепте не появлялось.
Призрак оставил в покое горожан, но нередко встречается в подземельях
Пещеры Каменно-бродского монастыря в Ольховке.
Сто лет ничего не писала в блог. Оно и понятно, потихоньку все равно выгораешь - показы эти, комментарии не всегда дружественные. Между тем, велосипед, в отличие от блога, я не забросила - катала, продолжала вести свою группу, съездила в ПВД.
ПВД - это поход выходного дня, микро, мини, маленький. Но нам хватило)
Когда в 2017 году я впервые попала в Ольховку, на "наше" место, часть моего сердца так и осталась там😏 Фиг его знает, почему - наверное, повлияло сочетание красивой природы, компании, общения, бесподобных солнечных сентябрьских деньков. С тех пор хотелось посещать эти места вновь и вновь. В прошлом году сентябрь подкачал, и гештальт был не закрыт. Я мучилась и мечтала. А в этом все сложилось почти идеально - кроме погоды😆
тучи стали сгущаться почти сразу тучи стали сгущаться почти сразу а потом фиганул дождь а потом фиганул дождьДождь фиганул примерно через 10 км от станции электрички. Мы не нашли ничего лучше, чем встать в ближайшем поле, на котором было разбросаны в хаотическом порядке небольшие деревца. Холодина и ветер были адскими..по крайней мере, для моего уровня одетости. Одну флиску пришлось отдать под половую тряпку, чтобы вытереть попавшие-таки в палатку грязные потоки воды.
Но мы не унывали, развели в поле вечером костер, радостно жгли редкие полешки, пили вино и обсуждали животрепещущие философские темы. А че еще делать?)
Вообще, катать большой кампанией в ПВД (по-моему, нас было 16 человек..) надо уметь, это особый вкус, цвет и искусство. 5-6 человек все-таки не требуют такого пристального внимания. А тут и логистика меняется, и маневренность, и скорость, и мнений много, и, как потом выяснилось, и костров) Нужно все разрулить, кого-то отпустить с Богом налево, кого-то придержать, в общем, задача не из легких😳 Тут респект, есессно, руководителю! Кто катал, тот знает)
Такой Ольховки у меня еще не было😄Обычно это отдых во всех смыслах этого слова, здесь же сплошные преодоления. Как выразился один участник - жизнь нас к этому не готовила.
Расскажу немного про Каменно-бродский монастырь. Вообще, это место легендарное. Славится оно своими пещерами, которые прокопали монахи - скрываясь и одновременно выполняя обеты. Раньше в эти пещеры приезжали официальные археологические группы, потом неофициальные, тоже копали, разведывали, уточняли. Потом, когда основная часть работ была сделана, пещеры открыли для посещения простым смертным, естественно, не бесплатно. Экскурсоводами стали свои же послушники. Местные отмечали, что рассказы гидов все больше походили на выдумки - то какие-то подводные реки, то чудеса (камень, на котором стоит посидеть, и сразу исчезнет бесплодие, чума и трисичуха). Ну да ладно..нам-то что - 100 руб не жалко, тоже посетили экскурсию.
вход в пещеры тоже в масках вход в пещеры тоже в масках волшебное место от бесплодия волшебное место от бесплодия на выходе из пещер на выходе из пещерНо чем действительно славится монастырь - это огромные двухсотлетние дубы-красавцы. Их невозможно обнять одному человеку, приходится звать на помощь друзей!
Окрестности тоже очень красивые, видно, что за местностью следят, ухаживают, стараются произвести на прихожан благоприятное впечатление.
Дорога до 72-го километра М-6 (до Иловли, поворота на Ольховку)
Как и следует, двигались через проспект Жукова (именно он превращается в трассу М-6). На выезде из города-героя и на фрагменте Городищенского района насладились отремонтированным в прошлом году участком московской дороги. Ныне тут и отбойник.
Не верится, что еще пару лет назад тут был залатанный кое-как асфальт
С правой стороны бесконечные поля с морковкой, дынями и картошкой. С левой – свежие яблочные плантации суперпредприятия "Сады Придонья" (всего три миллиона деревьев).
"Сады Придонья" перекинулись и в Городищенский район. Это молодые яблони
На границе Городищенского и Иловлинского районов – остаток Царицынской Сторожевой линии. Когда-то (в петровские времена) укрепления были самыми грандиозными в Европе. Шли от Царицына (нынешнего центра Волгограда) до Паньшино. Ради уважения к достопримечательности даже остановились.
Это – самый лучший фрагмент "полустертых" валов Сторожевой линии. На протяжении около 60 километров вы бы увидели 4 крепости и 23 казачьих форт-поста
Чуть поодаль путника ждет поворот на Качалино. А вот и 72-й километр шоссе! Поворот на Иловлинский райцентр. Съев по солидному пирогу с картошкой и яйцом (они тут вкусные), мы сходили и в туалет.
С данного места и в "столицу" района уедешь (1 км.) и в Ольховский район
Сразу замечу, что обочины всех крупных дорог на стыке Иловлинского и Ольховского, а также Иловлинского и Фроловского районов издавна засажены соснами. Рай в степи.
Сосновая лесопосадка тянется до самой Песчанки. А вот дальше ее не будет
Здесь как раз уместно "лирическое отступление", посвященное природе Ольховского района. Дело в том, что Иловлинско-Ольховское "пограничье" – географический центр Волгоградской области. Обычно по таким точкам судят о "классическом" ландшафте того или иного региона. Выясняется, что сердцевина родного субъекта федерации – вовсе не голая степь, поволжские берега или полупустыня, переходящая в солончак. Она больше похожа на южный фрагмент средней России. Река Иловля и ее притоки (весь этот бассейн зажат меловыми горами с одной стороны и безводной равниной – с другой) рождают множественно пойменных лесов. Больше всего в них ольхи. Главный поселок района когда-то назвали Ольховкой. Эти места Екатерина II подарила атаману Персидскому.
Ольха, ясень, "серебристый" тополь – внизу справа большой изумрудный лес
С другой же стороны обзора сначала шла ковыльная степь, а затем – меловые предгорья.
Вот отсюда меловая гряда начинает повышение. Двигается на северо-восток
Вскоре дорога стала проходить под довольно высокими ослепительно белыми хребтами.
Такое вот чудо можно увидеть перед деревней Михайловка, да еще и за ней
День был солнечный, поэтому пойменная зелень справа была яркой, а мел слева выразительно контрастировал на фоне неба, насыщенного "плотным" голубым цветом.
Земля Гусевского монастыря
Посещение храма и прочих красот монастыря Ахтырской Иконы Божией Матери стоит 150 руб. За оградой впечатляет ландшафтный дизайн и незабываемые виды фасадов. Интерьер храма снимать нельзя.
Сразу видно, что обитель женская – смотрите сколько цветов
С противоположной стороны территории обнаружили неплохой огородик, грушевый сад
Полив овощей осуществляется регулярно, а груши уже скоро поспеют
А еще дальше мы обнаружили источник с чистой подземной водой (колодец и изба-поливальня).
Пещеры в Серафимовиче
В Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре в Серафимовиче сохранились подземные ходы длиной 165 метров, выкопанные в 1874 году. Сейчас увидеть можно только один вход глубиной около 50 метров. Он носит название «Крёстный ход Спасителя». Закрытые взору обывателей лазы называются «Страстный путь Божией Матери».
По преданию, пещеры голыми руками рыли по ночам под руководством игуменьи Арсении. В подземелье хотели создать пещерный храм, но реализовать задуманное не успели. В 30-х годах прошлого века советские власти засыпали катакомбы землёй. В 80-х годах их раскопали и сделали главной достопримечательностью монастыря.
Паломники спешат посетить пещеры, где находится каменная плита якобы с отпечатками рук и ног игуменьи Арсении. Здесь монахиня молилась, и, по легенде, к ней в пещеру явилась богородица.
Пещеры в меловых горах
Троицкий Каменно-Бродский мужской монастырь хранит тайну возникновения пещер на высокой меловой горе. Монашеские поселения стали появляться здесь ещё во времена татаро-монгольского ига. Официально монастырь был основан в 1860 году. Одно время в пещерах якобы хранились спрятанные во время гражданской войны богатства. Ходы даже взрывали в надежде пополнить золотой запас Советской России. На сегодняшний день в открытом доступе для посещений только один из пяти ярусов катакомб.
— Мы с друзьями приехали на экскурсию и отбились от основной группы туристов. С любопытством изучая внутренние лазы, мы не заметили, что все уже ушли, а нас закрыли снаружи, — рассказал Максим Арьков. — Естественно, что нас никто не услышал, и пришлось ночевать внутри пещер. Ощущения непередаваемые.
Монахи открыли вход только в одну сеть подземных ходов
Дорога до Гусевского монастыря
Больше нас ничего не задерживало на культовом пространстве поселка Каменный Брод. Мы выехали на магистраль Ольховка - Камышин. По дороге миновали немногочисленные жилые и хозяйственные строения указанного выше села, лесистую реку Ольховку.
На пути попадалось несколько пересечений с ЖД-веткой Иловля-Петров Вал
Поворот к селу Гусевка – это одновременно ЖД-платформа, да еще и остановка автобуса.
Отсюда в Гусевку попадают пассажиры поезда или междугороднего автобуса
Въезд в селение ознаменован проездом по очередному мосту через Иловлю и стендом.
Есть дорожный знак. А еще в этом участке речного русла живут кувшинки
В пещерах Ольховского района
В этой статье речь пойдёт о достаточно известном месте нашей области - о пещерах в меловых горах в Ольховском районе. Место это, как я уже написал, известное, многие там уже бывали и неоднократно. Лично я был там дважды: в 2018 и 2019 годах.
Пещеры эти рукотворные. Их выкопали монахи из расположенного рядом Свято-Троицкого Каменнобродского Белогорского мужского монастыря (о нём будет отдельная статья), но скорее всего пещеры намного старше. Сам монастырь официально был основан в 1860 году, а первые монашеские поселения на его месте были ещё во времена татаро-монгольского ига. Скорее всего именно в те далёкие времена монахи и начали копать пещеры. Труд это был нелёгкий. Мел, конечно, материал относительно мягкий. До гранита и диабаза ему далеко, но всё же рыть в нём пещеры непросто. Особенно если учесть как их копали. Всё вручную. Из инструментов только кайло да лопата. Титанический труд. История не сохранила имена людей, которые первыми начали копать эти пещеры, но плоды их труда дошли до наших дней и каждый из нас может приехать туда и увидеть всё своими глазами.
Дорога к пещерам сначала идёт через лес, а потом поднимается в гору.
Дорога через лес. Листайте галерею. Там есть ещё фото Дорога через лес. Листайте галерею. Там есть ещё фотоВ галерее выше я выложил фотографии тропы через лесную чащу. Звучит пафосно, но для меня, привыкшего к степным просторам, даже такой лес выглядит как непроходимые дебри. Идти там очень приятно, особенно летом. В 2019 году мы приезжали туда летом в июле. Что такое июль в наших степях, думаю, объяснять не надо. В степи жарища, а под кронами деревьев прохладно и приятный полумрак. Ещё и птички щебечут. Идёшь и наслаждаешься. Постепенно тропа начинает подниматься вверх. Идти тяжело, но всё компенсируют виды, которые открываются вокруг. Самые лучше виды открываются с площадки перед входом в пещеры. Оттуда все окрестности видны как на ладони. Можно посмотреть с высоты на лес, на колокольню монастыря, на элеватор в Зензеватке и т.д.
А вот и пещеры. Говорят, что когда-то они располагались в три яруса (мне попадалась версия, что даже пять ярусов) и тянулись на много километров. По словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса, и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась выточенная также из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). По воспоминаниям стариков в ходах были кельи, в которых подвизались затворницы. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку.
Свет в конце тоннеля. В смысле там выход из пещеры Свет в конце тоннеля. В смысле там выход из пещерыВ пещерах довольно прохладно. После июльской жары на улице пещерная прохлада поначалу ощущается как зимний мороз, но потом тело быстро привыкает. Пара важных моментов: в пещерах нельзя пользоваться фонариками, только свечками, которые можно купить в монастырской лавке; пещеры тесные, вдвоём разойтись можно, но тесно, поэтому если у кого клаустрофобия, в пещеры лучше не лезть.
Клаустрофобов в нашей группе не оказалось, а что касается фонариков. Как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно. От свечек света почти нет, кажется, что с ними только темнее. Поэтому многие подсвечивали себе путь фонариками в телефонах. Ну а я специально взял с собой в поездку фонарь. Как оказалось не зря. При свете свечей многого бы не увидел. Фотографировать со вспышкой тоже нельзя, хотя не сказал бы, что все следовали этому запрету.
Нарушать запреты никого не заставляю, это личное дело каждого.
Группа идёт по пещере. Потолки покрыты копотью, на стенах автографы туристов в стиле "здесь был Петя", а как там тесно - прекрасно видно по фото. Группа идёт по пещере. Потолки покрыты копотью, на стенах автографы туристов в стиле "здесь был Петя", а как там тесно - прекрасно видно по фото.В ответвления пещер пройти нельзя. Оно и понятно, здесь немало людей потерялось. До сих пор не нашли. Поэтому идём друг за другом, никуда не сворачиваем. А что там в этих ответвлениях - без понятия. Фонарик у меня метров на восемь-десять светит, но до конца коридоров не достаёт.
В пещере, куда пускают туристов, на стенах кое-где закреплены горящие свечи. Отблеск от одной из них виден на фото ниже.
Вся экскурсия проходит под аккомпанемент послушника, который нараспев читает молитву.
А вот и колодец, ведущий на второй ярус. Ход к нему загорожен, но заглянуть вниз всё же реально. Внизу ничего особенного: просто засыпанный песком колодец и лестница, по которой туда спускаются.
Что находится на втором ярусе пещер - тайна, которую ещё только предстоит разгадать Что находится на втором ярусе пещер - тайна, которую ещё только предстоит разгадатьВторой ярус пещер монахи пытаются раскапывать своими силами. Но их мало, поэтому дело почти не движется. Чтобы раскопать пещеры нужны люди, оборудование и, конечно же, финансирование. Надо ли раскапывать? Думаю, что да. Во-первых, чтобы точно подтвердить или опровергнуть рассказы о трёх (а я слышал, что даже и о пяти) ярусах подземелий, чтобы узнать их протяжённость, понять куда они ведут. Нам рассказывали, что только верхний ярус пещер полностью рукотворный, а на нижних ярусах есть и природные пещеры, которые потом уже монахи соединили между собой тоннелями. И тянутся эти пещеры чуть ли не до самого Дона. Так ли это на самом деле? Я не знаю. Верится в это с трудом, хотя, с другой стороны, в мире известны природные пещеры, которые тянутся на сотни километров (Мамонтова пещера в США. Её протяжённость 587 км), а до Дона от монастыря лишь около 70 км, так что всё возможно. Во-вторых, пещеры - это достопримечательность нашей области, точка притяжения для туристов. Даже в том виде, в котором они пребывают сейчас, пещеры интересны людям. А если раскопать их полностью, то поток туристов увеличится. Не думаю, что это будет плохо для региона.
Стены пещер, как я уже писал, покрыты автографами туристов. Дело в том, что вход в пещеры не всегда был закрыт. В недавнем прошлом туда зайти мог любой желающий совершенно свободно. Ну а что любит делать "руссо туристо" когда попадает в новое для себя место? Как-то отмечает тот факт, что он был здесь. Вот так и появлялись на стенах пещер всевозможные надписи. Отчасти из-за этого вход и закрыли. А отчасти из-за того, что люди пропадали в подземельях. Там легко заблудится, настоящий лабиринт. И люди туда уходили и больше не возвращались.
Пещеры Ольховского района - очень интересное место. Если кто там ещё не был, рекомендую посетить. Там, кстати, есть на что посмотреть и помимо пещер. Например, Каменнобродский монастырь, а также дубы-великаны. Про эти дубы у меня на канале уже было две статьи:
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь
Маршрут и финансы
Товарищ, о котором идет речь — волгоградец. Поэтому стартовали мы из центра города (с "нулевого километра"). Двинули в 7.00. Путь был мало наводнен машинами. Нашим "железным конем" выступила Лада Калина 2016 года.
Дорога туда-обратно и сами экскурсии (учитывая остановку в Иловле и заезд в Качалино на обратном пути) заняли всего 11 часов. Вот как выглядел наш маршрут по пунктам:
- 25.08 07.00 – 08.30 Волгоград - Иловля (поворот на Ольховку,72-й км. М-6);
- 25.08 08.45 – 10.00 Иловля - Каменно-Бродский монастырь;
- 25.08 12.00 – 12.30 Каменно-Бродский монастырь – Гусевский монастырь;
- 25.08 14.30 – 16.15 Гусевский монастырь – Иловля (тот же 72-й км. трассы М-6);
- 25.08 16.20 – 16.50 станица Качалинская (съезд с 43-го км. М-6, через Качалино);
- 25.08 17.00 – 18.10 станица Качалинская – "нулевой километр" Волгограда.
Бензин: в общей сложности (туда-обратно, учитывая "качалинский" крюк") пройдено 383 км. Средний расход 6 л. на 100 км. Затрачено 22 л. Умножаем на 40 руб. Равно 880 руб.
Питание (4 больших пирога по 45 руб. и лимонад за 30 руб.) – 210 рублей.
Экскурсия по пещерам Каменно-Бродского мужского монастыря на 2 чел. – 190 рублей.
Экскурсия по территории Гусевского женского монастыря на 2 чел. – 300 рублей.
Итого: 1 580 рублей.
Когда шли назад на шоссе "Каспий" (М-6) 10 мин. двигались в пробке (ремонт участка).
Каменно-Бродские "печеры"
Паперть, ведущая в пещерные молельни с кельями. Раньше они был частью женской обители (мужчинам стали принадлежать после реконструкции – в 90-ых годах)
Во время подъема сняли весь пойменный "дендрарий" с видом монастырских помещений.
Типичная панорама самого центра Волгоградской области - пойма в степи
Внутри все стены исцарапаны надписями. Это – женские имена. Ведь большую часть времени здесь обитали монахини. Хотя первые катакомбы (IXв.) были для всех
Как я упоминал, ходы имеют на своем протяжении иконостасы, надписи и ниши-кельи…
Вот так выглядит один из множества алтарей.
Отдельная рекреация первого этажа (нижние 2 закрыты для посетителей, там пропадали люди из сел) ведет к часовенке Святителя Николая. Инок-экскурсовод рассказывает краткую историю этого спасительного православного урочища, в котором славяне жили непрерывно с IX века по 1918 г. (большевики прогнали отсюда верующих, а надземные строения превратили в конюшни). Общая длина ответвлений 200 м. А температура не жарче 12°C.
После посещения ходов в Святой горе, началась 2-я часть тура – поход к 3 освященным источникам (лежащим у самой рощи 100-летних дубов). Здесь можно и пить, и купаться… Чем наша пара с удовольствием воспользовалась, наполнив бутылку из-под лимонада.
Родники с серебром, радоном и сероводородом (на последнем купальня)
"Роща" состояла всего из 8 дубов. Но они были колоссальных размеров. И все подписаны.
Самый гигантский дуб. Ему не 100, а около 150 лет. Видел еще и Александра III
Поездка на машине в Ольховский район: достопримечательности
Отчет о поездке на машине в Ольховский район, из Волгограда через Иловлю, посещение экскурсий в Каменно-Бродском и Гусевском монастырях и пещер.
Пещеры озера Баскунчак
В шести километрах от посёлка Нижний Баскунчак большой популярностью у туристов пользуются пещеры, образованные протоками воды. Их длина тянется примерно на километр. На дне гротов можно увидеть запасы пресной воды. По легенде, время в каньонах останавливается и совсем не ощущается. Пещеру можно найти во всех туристических маршрутах на солёное озеро.
Безродненские пещеры
Село Безродное в давние времена располагалось в 20 километрах от Царицына на противоположном берегу Волги. В 1860 году Андрей Черкасов основал в разросшейся деревне религиозную секту еноховцев и создал братство. Себя волжанин объявил святым и, по преданию, отправился в паломничество в Киево-Печёрскую Лавру.
— Там он срисовал сеть подземных ходов храма и решил перенести их в Безродное. Верные адепты якобы вырыли сеть подземных тоннелей точь-в-точь как в Лавре, только против часовой стрелки, — говорит любитель истории Максим Арьков. — В пещерах сектанты делали молельные комнаты, схроны и постепенно соединяли вырытые ходы друг с другом.
О секте узнали власти и разогнали её участников. Андрея Черкасова сослали в Суздаль под строгий надзор местного настоятеля. Все ходы в пещеры приказали засыпать. Часть пещер была обнаружена во время строительства 39-го микрорайона в городе Волжском.
Глаза и ноздри дракона
Одно из самых загадочных мест Волгоградской области находится в Жирновском районе. Ежегодно сюда приезжают тысячи уфологов в надежде увидеть неизвестные круги на полях, НЛО и изуродованные молниями берёзовые рощи. Среди всех этих фантастических вещей наиболее реально встретить глубокие тоннели, уходящие в землю.
Тайны волгоградских пещер открывают любители-энтузиасты
Не удалось раскопать и соседнюю пещеру «Ноздри дракона». Пещера высотой менее одного метра засыпана белым песком.
Пещеры на Ураковом и Настином буграх
Неподалёку от пещеры Степана Разина расположены Ураков и Настин бугры, знаменитые рукотворными пещерами. Их появление датируется XVIII — XIX веками. Считается, что до революции здесь была крупная сеть ходов протяжённостью до 800 метров.
По мнению большинства краеведов, пещеры вырыли немцы-колонисты, использовавшие их в качестве штолен по добыче камня. По другим версиям, в катакомбах от преследований властей и церкви скрывались староверы.
В подземных катакомбах могли скрываться староверы
Высота пещер достигает полутора метров. На стенах сохранились следы обработки. В пещерах нередко случаются обвалы, из-за чего их протяжённость постепенно уменьшается. Заходить в лабиринты ходов очень опасно. Во многих местах установлены подпорки, чтобы подземелье не обвалилось на головы туристов.
Немецкие колонисты добывали в вырытых пещерах камень
В семи километрах от Камышина на Горах-Уши спрятана, по преданию, ещё одна пещера. По легенде, она уходит глубоко под землю, но найти подземный лаз до сих пор не удалось.
Горы-Уши хранят под собой не одну загадку
Может быть, именно здесь скрывается легендарная пещера
Сиротинская пустынь
Скит Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря до революции находился на правом берегу Дона у подножия горы Кобылья голова. Историю загадочной пещеры хранят старожилы станицы Сиротинской.
— Пещера была глубиной более 70 метров и вела в подземную церковь высотой до шести метров и площадью около 60 квадратов, — рассказала Елена Ветрова. — Внутри посередине стоял большой камень. Он заменял алтарь, а на стене был вырублен трёхметровый крест. При пустыне монахи держали небольшую ферму.
По одной из версий, священнослужители покинули пещеру в 20-х годах прошлого века. По другой, местные жители видели в скиту последнего монаха после Великой Отечественной войны. Предположительно, это был последний настоятель Кременского монастыря, архимандрит Пантелеймон. Пещера на сегодняшний день закрыта огромной глыбой, и попытки исследователей отодвинуть её успехом не увенчались.
Иловля – Каменно-Бродский монастырь
От последнего дома Михайловки до поворота на Госконюшню (так, по-советски, до сих пор обозначаются на карте административные земли монастыря) 1 км. Подъездная дорога как раз проходит под Святой горой с катакомбами. О них будет далее.
Так выглядит возвышенность, на склоне которой устроен портал в "печеры"
Сам комплекс стоит на краю густо заросшей балки (высохшего притока Иловли), подъем на Святую гору расположен с противоположного конца оврага
Монах-проводник встречает гостей у ворот действующего культового заведения. Затем он ведет людей через оборудованную указателями и ступенями указанную балку – к горе.
Густой лесок напоминает среднерусскую лиственную чащу, редкую в степи
Таинственные пещеры Ольховского монастыря
Как-то раз герои сегодняшней истории решили совершить небольшую поездку в одно из красивейших мест нашей области, о котором не раз слышали восторженные отзывы друзей и знакомых. «Почему бы не прокатиться по близлежащим населенным пунктам, расширить свой кругозор, пока на смену теплым солнечным лучам не пришли осенние ветра и грозы», — подумали они и на следующий же день отравились в маленькое путешествие.
Преодолев около 80 километров, наши герои прибыли в пункт назначения — село Каменный брод, в котором расположен Свято-Троицкий мужской монастырь. Свернув в нужном направлении, взорам путешественников открылся потрясающий вид на меловые горы, хранящие в себе множество загадок и тайн. Подгоняемые любопытством, они поспешили к воротам монастыря. Благодаря имеющейся в сети информации, путешественники заранее выяснили наиболее интересные факты о монастыре. Кстати, полное название монастыря — Свято-Троицкий Каменнобродский Белогорский мужской монастырь — запомнить с первого раз не так просто.
Оказывается, монашеские поселения существовали в этих местах еще со времен татаро-монгольского ига, а официальное открытие монастыря датируется 1860 годом. С того времени произошло множество событий: храм и здания монастыря были разрушены, во время войны здесь был размещен госпиталь, позже — конезавод. И только в 1991 году началось возрождение монастыря, случилось это благодаря приезду архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Строительство продолжается и по сей день. Герои убедились в этом сами — во время их приезда храм был закрыт на реконструкцию, поэтому они сразу поспешили в церковную лавку, чтобы приобрести билеты на экскурсию. Кстати, вход в монастырь в неподобающей одежде запрещен, о чем предупреждает соответствующая табличка на воротах обители, поэтому майки и шорты лучше оставить дома.
Сжимая в руках заветные билеты, наша троица двинулась по узкой тропинке, ведущей через овраг, ко входу в таинственные пещеры. Поднявшись на вершину, мы столкнулись с другой группой путешественников, бурно обсуждавших увиденное и услышанное в пещерах. К слову, даже в будний день здесь достаточно тех, кто приезжает помолиться за родных и близких, набрать воды из целебного источника, прикоснуться к дубам-великанам. Не успев перевести дух после восхождения на крутую гору, с которой открывается великолепный вид на монастырь и прилегающую к нему территорию, нас взял в оборот экскурсовод, внезапно появившийся из пещер.
— Вас всего трое? Больше никого не будет? — строго спросил он.
Мы молча кивнули.
— Тогда за мной, — скомандовал молодой мужчина с грустными глазами, и мы покорно последовали за ним.
Велев зажечь принесенные с собой свечи, мужчина начал свой рассказ. Конечно, в роли экскурсоводов мы ожидали увидеть здесь монахов, но все оказалось иначе. Интереснейший рассказ о тайнах и загадках меловых пещер в исполнении этого человека, по велению судьбы оказавшегося в этом месте, до сих пор вспоминается с улыбкой. Двигаясь по узким коридорам, разглядывая тут и там разнообразные надписи, оставленные как представителями современного поколения, так и путешественниками прошлого века, мы старались следовать за нашим гидом, который, стремясь нас напугать, иногда прибавлял шаг и резко поворачивал в другом направлении.
К сожалению, время, отведенное на посещение пещер, подошло к концу, и наш гид, попрощавшись, проводил нас к выходу, где его уже ждала новая группа. Жмурясь от яркого солнца, мы покинули холодные коридоры пещер, заметив в одном из них термометр, столбик которого показывал температуру + 12 градусов. На выходе нас окликнул второй экскурсовод, томившийся в ожидании следующей группы туристов. Стрельнув сигарету, случайный знакомый с интересом разглядывал нашу троицу. Разумеется, любопытство взяло надо мной верх, и я поинтересовалась у молодого человека, как и почему он оказался здесь. Немного смутившись, парень быстро «свернул» намечавшийся доверительный разговор, сказав, что это «мутная история». Добавив, что перед ним стоял сложный выбор, и он предпочел провести эти годы в монастыре.
— Решил разобраться в себе и понять, кем я должен стать в этой жизни, — сказал молодой человек, пряча лукавый взгляд.
Решив не лезть к нему в душу, я поинтересовалась расположением целебных источников, и мы снова двинулись в путь.
Конечно, все обещанные источники самостоятельно мы обнаружить не смогли, но впечатлений получили массу. На нашем пути встретились вековые дубы, шелестящие на ветру атласными лентами, привязанными к ветвям. Взявшись за руки, втроем нам все-таки удалось обхватить один из четырех огромных дубов. Конечно, как и многим туристам, оказавшимся в этих местах, нам хотелось повязать на одну из ветвей атласную ленту, загадав самое сокровенное желание, но мы прислушались к табличкам, прикрепленным к деревьям, извещающим о том, что это всего лишь суеверие. Побродив еще немного по территории монастыря, мы отправились домой. Наша небольшая, но увлекательная поездка подошла к концу. Рассматривая приветливо раскачивающиеся при легком дуновении ветра шапки подсолнухов, я в который раз убедилась в том, что необходимо использовать любую возможность путешествовать. Нет нужды ехать за тридевять земель в поисках новых впечатлений. Прекрасное рядом, стоит только захотеть это увидеть.
Со всего мира туристы и паломники приезжают в волгоградский Каменно-Бродский монастырь, чтобы посетить таинственные Ольховские пещеры, окунуться в исцеляющие источники и приложится к чудотворной иконе. История Каменно-Бродского монастыря в Волгоградской области овеяна легендами. По преданию на его месте ещё до татаро-монгольского нашествия существовал мужской скит с очень строгим уставом. Позже на месте мужского монастыря учредили женскую общину, а при советской власти обитель превратили в конюшню. И лишь недавно монастырь стали восстанавливать.
Монастырем сегодня интересуются не только паломники, но и спелеологи, и просто искатели приключений: в меловых горах под монастырем в свое время монахи вырыли пещеры по образцу Киево-печерских, чтобы молиться и вести отшельническую жизнь. О протяженности пещер сегодня можно только догадываться.
20 экскурсий в день
Первые поселенцы в Ольховском районе, где и расположен монастырь, появились в начале XVIII века. Большей частью это были малороссы. Именно они основали на берегу реки Иловля поселок Каменный Брод: «каменный», так как он у основания меловых гор, и «брод» – потому что в некоторых местах Иловля настолько мелкая, что ее вполне можно пересечь верхом на лошади или пешком. В 20-х годах ХХ века монастырь разогнали, и до 90-х годов он был в запустении. Во время войны здесь располагался госпиталь для больных тифом, а после войны монастырь передали Государственному конезаводу. Само поселение на картах в интернете до сих пор обозначено как поселок Госконюшня.
Добраться до монастыря несложно. Он расположен в 75 километрах к северу от поселка Иловля по московской трассе. Сегодня здесь постоянно проживает всего 8 монахов. Именно они своими силами и при помощи послушников восстанавливают обитель, расчищают целебные источники, а также водят по монастырским пещерам всех желающих.
Монах Елисей рассказывает, что когда в монастырь прибывают паломники, ему приходится проводить до 20 экскурсий в день – настолько всех притягивают древние пещеры.
Попасть в пещеру непросто. Нужно подняться на несколько сотен метров в гору, которая так и называется – Святая гора. После весеннего дождя тропинку к пещерам сильно развезло, но это не мешает удалым молодцам пытаться преодолеть подъем на автомобиле.
«Раньше вообще на самый верх заезжали на машинах, – рассказывает монах Елисей, – сейчас дорогу перекопали, но все равно пытаются».
Идти по тропинке тяжело – сплошная глина и мел. Но преодолевшие этот путь будут вознаграждены: перед входом в пещеры есть небольшая смотровая площадка, откуда открывается удивительный вид на монастырь и храм.
В пещере, как и положено, очень темно и для освещения своего пути, паломники используют свечи.
Келья отшельника
«Пещеры имеют форму креста и расходятся во все четыре стороны света, – начинает свой привычный рассказ монах. – Пещеры имеют три яруса, но сейчас нижние этажи затоплены и попасть туда невозможно».
Общая глубина пещер, по словам монаха Елисея, составляет около 100 метров. Когда в 1984 году волгоградские спелеологи раскопали заваленный вход в подземелье, они обнаружили несколько лабиринтов, исписанных разнообразными автографами. Чаще других встречались «М. Леонида» (по всей видимости, как склонны полагать ученые, «монахиня Леонида»), «Пелагея 1906», «Н. Макаренко 1899» и другие. Сегодня же, если вы захотите разглядеть эти автографы – потратите уйму времени и, скорее всего, не найдете. Своды пещеры закопчены и сплошь испещрены куда более современными надписями, типа «здесь был Вася» и т.п.
«Вот здесь находится маленькая келья, – монах показывает на небольшой выступ в лабиринте, – здесь молились монахи во времена гонения. Все лабиринты были устроены таким образом, что их легко можно было затворить».
Каким образом сдвигались эти многотонные плиты известняка непонятно. Ведь ни о каком использовании техники речи даже и не шло.
Молва приписывает подземельям Каменно-Бродского монастыря несметные богатства, спрятанные не то монашками, не то Степаном Разиным, не то Александром Невским.
«А здесь за стеной находится храм», – добавляет Елисей.
«С монастыря тоже есть вход в подземелья, – продолжает монах, – но он был взорван большевиками. Так как в храме был очень дорогой иконостас, крест, решили все это спрятать здесь, в пещерах».
Действительно, если верить рассказам местных жителей, то когда в 1927 году власти приказали насельницам монастыря вместе с монахиней Еннафой покинуть обитель, матушка вместе с сестрами заперлась в храме. После безуспешных попыток открыть двери храма красноармейцы их выломали, но так и не нашли ни самих монахинь, ни церковных ценностей. Говорят, что все богатство, включая колокол, спрятано в пещерах.
Быки в храме
В 1990 году архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен обратился к властям с просьбой возвратить церкви отнятую обитель. Спустя год, 17 июля 1991 года, Волгоградский областной совет народных депутатов издал документ, согласно которому Русской Православной Церкви, наконец, переданы строения нескольких обителей, в том числе и Каменно-Бродской.
При этом в самом здании монастырской церкви «Всех Скорбящих Радости» вплоть до самой зимы 1991 года стояли быки, и священнослужителям пришлось обустраивать храм с простеньким иконостасом прямо в одной из комнат дальнего корпуса.
Сегодня храм восстановлен, в нем ведутся службы, и по большим церковным праздникам на них собирается много паломников. Также здесь находится и особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Православные верят, что именно этот святой образ помогает в борьбе с алкоголизмом и другими греховными зависимостями.
Источники для Елизаветы
Сразу за церковью расположены источники. До революции их было девять. Сегодня сохранилось только пять. Вода в них различается. Есть источники с радоновой водой, так называемой «серебряной» и сероводородной.
По преданию, вода в этих источниках обладала такой удивительной силою, что лечиться в монастырь приезжали представители самых знатных фамилий: князья Трубецкие, Голицыны, Строгановы. Поговаривают, бывала и сама Елизавета Петровна. Специально к приезду царской дочки даже выложили дорожку к источникам. Мощеная тропинка, конечно, не сохранилась, а вот вода в источниках есть, как прежде. Паломники набирают ее целыми бутылями. Считается, что наиболее полезная радоновая вода. Она оказывает противовоспалительное, болеутоляющее, успокаивающее действие, способствует снижению повышенного давления, нормализации деятельности нервной, эндокринной и иммунной систем.
Дубы-колдуны
На территории монастыря также находится природный памятник – дубы-великаны, которым по самым скромным подсчетам от 300 до 400 лет. Величина крон некоторых деревьев достигает 20 метров, а диаметр стволов – до 2 метров. Говорят, если обнять такое дерево, можно зарядиться положительной энергией на многие месяцы.
Именно за такой «подзарядкой» сегодня спешат многочисленные туристы в Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогородский монастырь. Пожалуй, это один из немногих уголков природы, где сегодня можно прикоснуться к нашей истории, памятники которой берегут монахи монастыря.
Пещера Степана Разина
О спрятанной сокровищнице легендарного атамана возле села Нижняя Добринка в Камышинском районе до сих ходит очень много мифов. Большинство из них основано на вере в тайник, оставленный Степаном Разиным на временной стоянке разбойников.
Снаружи она выглядит как обычная нора. Внутри лаз расширяется до большого размера. В пещере очень много ходов. Туристы лазают по ним в надежде найти клад, раззадоренные историями и сказаниями.
В начале 80-х годов прошлого века волгоградская экспедиция спелеологов у подножия холма Степана Разина нашла самую крупную пещеру среди всех известных в Волгоградской области. Катакомбы длиной более километра назвали пещерой Майской. Через несколько лет специалисты обнаружили неподалёку ещё одну крупную пещеру, названной Лисьей. Вокруг холма Степана Разина найдено пять различных пещер, по версии учёных, соединявшихся друг с другом.
В сети пещерных ходов легко затеряться
Катакомбы Илиодора
Легендарный иеромонах в 1910–1911 годах затеял под Свято-Духовом монастырём строительство трёхэтажных катакомб. Их возведение длилось около полутора лет. На территории монастыря насыпали гору Фавр и разместили в ней скит. Его Илиодор планировал соединить с подземными ходами специальной шахтой. Но насыпь простояла всего несколько лет и осыпалась. По некоторым данным, во время Сталинградской битвы в них спасались от бомбёжек люфтваффе жители осаждённого города.
Читайте также: