Монастырь святой софии инкерман как посетить
Инкерманский Свято-Климентовский монастырь — один из самых древних христианских монастырей на территории бывшего Советского Союза, а пещерные помещения, вырубленные в Монастырской скале, считаются прибежищем первых христиан в Крыму. На плато сохранились и развалины древней крепости Каламиты.
Пещер в инкерманских скалах огромное количество, они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.
Путь к монастырю идет по длинному тоннелю, расположенному под железной дорогой, о которой я расскажу чуть позже.
Попадаем на территорию монастыря и сразу же видим здание братского корпуса, оно сильно пострадало во время Второй мировой войны.
Недавно его восстановили, но специально остались следы от пуль на фасаде здания.
В 1875 году тут построили железную дорогу, соединившую Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с монастырем. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. В то время поезд тут проходил по согласованному времени, сейчас же, естественно, никто этого не делает.
Здесь находилось около 30 храмов и 9 пещерных монастырей, большинство из них закрыто и находится в полнейшем запустении. настоящее время В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных – в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных – Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя, братский корпус, хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. Источник, обнаруженный Святым Климентом, был поврежден в советское время при разработке соседнего карьера по добыче известняка. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро, а монастырь утратил многовековую святыню и один из «краеугольных камней» своего основания.
История до основания обители
Первые признаки человеческого жилья появились здесь еще в VI веке до нашей эры – это было поселение рабов, добывавших камень в местных каменоломнях, использовавшийся при постройке Херсонеса Таврического. Когда Южный Крым в 63 г. до нашей эры вошел в состав Римской республики, на плато Монастырской горы римляне построили крепость Каламита.
Когда в V веке эти земли отошли византийцам, они значительно увеличили и саму крепость, и периметр вокруг нее, обнеся все крепостной стеной, протянувшейся на 11 км, выкопали ров. Со временем вокруг нее разросся небольшой город с многочисленными сооружениями – как на самой горе, так и в толще ее, где возникли пещерные храмы и монашеские кельи.
С упадком Византийской империи и сама Каламита в XII столетии оказалась в существенном запустении. С возвышением княжества Феодоро в XIV века крепостное сооружение отстроили заново, а после завоевания турками в 1475 г. оно стало называться Инкерман, как и называется современный севастопольский пригород.
Как добраться до обители из Севастополя?
От центра Севастополя на машине доехать можно так:
Туристу на заметку
Инкерманский пещерный монастырь – одно из самых интересных и захватывающих мест на юге Крымского полуострова. Прекрасная природа, его окружающая, старинные постройки и сам дух этого уголка наполняют невыразимым чувством покоя, умиротворения и делают его посещение незабываемым событием. Нет ничего удивительного в том, что по количеству посетителей, приезжающих его посмотреть, он второй, после главной достопримечательности Севастополя – Херсонеса Таврического. Видео об этой удивительной памятке также прилагается. Приятного просмотра!
Инкерман: Монастырь Святой Софии
К западу от Георгиевского скита у дороги, которая вела к феодоритской пристани Авлита по левому берегу реки Черной, находится еще один пещерный комплекс. На карте Батурина здесь отмечена Церковь святой Софии. Вероятно, это же имя носил монастырь, главным храмом которого она являлась.
Инкерман. Храм св. Софии. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2007.
Монастырь был устроен на оживленном перекрестке, недалеко от старого моста. Всего в нем насчитывалось 22 пещерных сооружения.
Чернецов Н.Г. Руины пещерного монастыря в Инкермане (Храм св. Софии), 1834.
Приведу здесь ее описание из очерка А.Л. Бертье-Делагарда «Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма», представляющее интерес тем, что оно содержит привязку к плану:
«В монастырь было два входа; от одного, главного, со стороны реки сохранилась только верхняя часть лестницы (а), по которой подняться невозможно; другая лестница (в), со стороны оврага цела и теперь; поднимаясь по ней в обе ее стороны проделаны пещеры, служившие кельями и хозяйственными помещениями…Поднявшись по лестнице на самый верх, встречаем коридор (с), круто поворачивающий налево. Несколько вправо от конца лестницы, в наружной стороне скалы, был выход из пещер на самую вершину скалы, по проделанной снаружи лестнице, совершенно подобный входу из монастыря в Инкерманскую крепость…Эта лестница теперь очень испорчена и опасна, но дети живущих тут семей лазят по мней весьма бойко за травой и хворостом. Коридор (с) упирается в отдельную довольно большую пещеру (д), в которой во время Палласа был склад пороха…
План монастыря св. Софии по А.Л. Бертье-Делагарду.
Не доходя конца коридора (с), из него есть дверь в церковь, самую большую и роскошную из всех пещерных. Ее пол около 35 футов над долиной. Этот храм долблен в виде греческого креста, перекрытого плоским куполом; алтарная часть его обвалилась, но верха осталось еще достаточно, чтобы видеть, что алтарная апсида была полукруглая с тремя окнами…; в куполе церкви высечен крест. Следы росписи красками в этой церкви еще видел Аркас, но теперь уже ничего незаметно…
Аркас З.А. Внутренний вид храма св. Софии.
Церковь сообщалась с боковыми пещерами, план которых я обозначил точками по оставшимся приметам; в пещере (е) есть в полу две могилы и над ними высеченная в скале, в маленьком квадрате, греческая надпись; эта пещера, быть может была тоже надмогильной церковью, если судить по закруглению в восточной части, хотя иных признаков алтаря здесь не имеется.
Из этой пещеры дверь ведет в притвор и вторую церковь, уже несомненно надмогильную: в притворе две могилы, а в церкви пять, занимающих почти весь пол церкви, алтарная абсида по обыкновению полукруглая, в глубине ее посередине, единственное церковное окно, под которым выдолблен престол…Пол алтаря поднят на одну ступень над церковью. В алтарной абсиде, на высоте 1 ½ аршина от пола, выдолблены справа и слева ниши (g,g); левая – жертвенник, а правая, большая, вероятно для хранения церковной утвари….Сама церковь оказалась очень маленькой и поэтому ее увеличили в сторону, продолбив длинную впадину (h). На стенах церкви местами видны следы кажется фресковой живописи, но разобрать уже ничего невозможно. С левой стороны, над гробницей, также высечена в скале надпись, совершенно такого же стиля, что и вышеупомянутая».
Посвящение храма и его крестово-купольная форма – уникальная для пещерных монастырей Крыма, свидетельствуют, что он был устроен в подражание Константинопольской Софии [Бертье-Делагард, 1888, с. 231-234].
Поскольку кусок скалы с восточной частью храма обвалился еще в древности [Бертье-Делагард, 1888, с. 233; Храпунов, Гинькут, 2015, с. 404-405], датировка комплекса затруднена. Но судя по литургическому устройству малой церкви монастыря, она была построена не раньше XII-XIII вв. [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 74-78].
Инкерман. Храм св. Софии. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2009.
В российский период в пещерах разместили пороховые погреба [Паллас, 1999, с. 51], другие помещения использовались для жилья солдатами и матросами, строившими акведук, предназначенный для снабжения водой Севастопольских доков [Монтандон, 2011, с. 242-243], а позже рабочими каменоломни.
Во время Крымской войны бывший монастырь был занят отрядом французских егерей, откуда они вели обстрел русских позиций, находившихся на противоположном берегу реки [Brackenbury, Simpson, 1902, p. 159].
Эдвард Гудолл. Вид в Инкерманском монастыре, занятом союзниками.
В 1905 году к пятидесятилетию Крымской войны по проекту архитектора А. М. Вейзена прошла реконструкция храма св. Софии, в ходе которой обрушившуюся часть скалы заменили каменной кладкой [Могаричев, 1997, с. 23].
Инкерман. Храм св. Софии. Фрагменты кладки начала XX века.
Обновленную церковь освятили во имя иконы «Всех скорбящих радость» в память о воинах, погибших в Инкерманском сражении.
Службы в ней проходили до конца 20-х годов прошлого столетия. Новая пристройка была почти полностью разрушена во время обороны Севастополя летом 1942 года.
Инкерман. Храм св. Софии. Фото военного корреспондента СС Augustin (1942).
Монастырю св. Софии, судя по всему, подчинялся скит около станции «Инкерман-1», состоявший из примерно десятка помещений (в настоящее время по большей части засыпанных) и одной предполагаемой церкви, устроенной в большой естественной пещере [Бертье-Делагард, 1888, с. 234; Могаричев, 1997, с. 26].
Скит у станции «Инкерман-1». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2009.
Читать продолжение:
Библиография
- Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма / А.Л. Бертье-Делагард // ЗООИД. – 1888. – Т. 14. – С. 166-279.
- Виноградов А.Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов // Российская археология. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
- Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
- Монтандон Ш. Путеводитель путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами и предваренный введением о разных способах переезда из Одессы в Крым / Ш. Монтандон. – Киев: Стилос, 2011. – 413 с.
- Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / П.С. Паллас; пер. С.Л. Белявская, А.Л. Бертье-Делагард. – Москва: Наука, 1999. – Вып. 27. – 244 с.
- Храпунов Н.И. Крым в 1784 г. по свидетельству французского путешественника барона де Бара / Н.И. Храпунов, Н.В. Гинькут // МАИЭТ. – 2015. – № 20.
- Brackenbury G. The seat of war in the East, from eighty-one drawings made during the war in the Crimea / G. Brackenbury, W. Simpson. – London, Day & Son [etc.], 1902. – 402 p.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь является одной из древнейших монашеских обителей на территории Крымского полуострова, а вместе с тем это уникальный во всех отношениях архитектурный памятник разных эпох, охватывающих временной промежуток почти в 1500 лет. За время своего существования, он успел побывать и крепостью, и приютом отшельников, и пристанищем для изгнанников, и многое повидал на своем веку. Память этого сохранилась в самих его стенах и пещерах.
Сотни лет окрестные долины манили завоевателей и любителей легкой наживы, но мощная крепость, построенная здесь еще в древности, как бдительный страж, охраняла покой этого края, с высоты любуясь тем, что она берегла. Менялись хозяева этих мест, религия, что они исповедовали, порядки, вводимые ими, но одно оставалось неизменным – это яркая, немеркнущая красота, окружающая угрюмые скалы, в коих высечен Инкерманский пещерный монастырь.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится достопримечательность в Крыму?
Чтобы узнать, где находится Инкерманский пещерный монастырь, достаточно взглянуть на карту. Он расположен в юго-западной части Крымского полуострова, на правом берегу реки Черной, на окраине Инкермана, являющегося пригородом Севастополя.
Монастырь на карте Крыма
Инкерман: Монастырь Иоанна Предтечи
В одном из греческих манускриптов, хранящемся в Библиотеке Лауренциана во Флоренции, есть заметка, упоминающая о существовании в Каламите «святого монастыря Иоанна Предтечи» [Тютюнджиев, Христов, 2005, с. 249]. На мой взгляд наиболее вероятно, что он находился в южной части Монастырской скалы, где исследователями выявлен так называемый «Храм с крещальней» – один из трех самых больших храмов Инкермана наряду с базиликой Святого Георгия и церковью св. Софии [Бобровский, Чуева, 2005, с. 23-24].
Инкерман. Юго-западный угол Монастырской скалы. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2006).
Южная сторона Монастырской скалы вся испещрена пещерами. В некоторых местах – особенно там, где широкая наклонная трещина давала возможность обустроить лестницы – они располагались в 10-12 ярусов, одна над другой, от подошвы до самой вершины [Бертье-Делагард, 1888, с. 217-218]. Со временем лестницы и лицевые части большинства пещер обрушились, обнажив их внутренности. По оценкам Инкерманской экспедиции 1937 года их число составляло около 50, не считая сооружений так называемого комплекса «Анфилады» у вершины скалы [Репников, 1939, с. 37].
Инкерман. Пещеры в южном обрыве Монастырской скалы. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2006).
«Храм с крещальней» был вырублен в вертикальном обрыве скалы на высоте около 25 метров от ее подножия. Обвал, словно ножом, срезал южную часть пещерного комплекса и ведущие к нему ступени, так что уже в XIX веке добраться туда можно было только при помощи приставных лестниц. На первый взгляд сам по себе храм мало чем примечателен, представляя распространенный в Крыму тип прямоугольной рукотворной пещеры с полукруглым сводом и такой же апсидой.
Инкерман. План пещерного Храма с крещальней. Инкерманская экспедиция ГАИМК 1937.
Но устройство жертвенника в отдельном помещении рядом с алтарем указывает на то, что он был построен в то время, когда византийский литургический чин уже полностью сформировался, т.е. в период существования княжества Феодоро (XIV-XV вв.) [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 76-79].
Благодаря тому, что проход в храм из-за обрушений оказался недоступен, в нем вплоть до начала XX века были видны остатки фресковой росписи: в центре апсиды голова в темно-желтом нимбе, может быть из фигуры Деисиса, на боковой стене – контуры святителей в рост, под ними – панель из зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольники [Репников, 1939, с. 38; Чепелев, 1927, с. 45].
Д.М. Струков. Инкерман. Остатки живописи в Храме с крещальней (1867).
Слева от алтаря находится придел неправильной формы. В его углу – выдолбленная в скале купель с колоннами и ступенькой внутри. Возможно, что устройство в храме стационарной купели связано с его посвящением Иоанну Крестителю. Рядом – дверь, ведущая в отдельное большое помещение – усыпальницу. В западном конце придела в толще стены – выемка с вырубленной в скале гробницей, над которой шестистрочная греческая надпись:
«Почили рабы Божьи Авраамий, …, первого разряда и комит, 8 числа первого месяца; и Ко[см]а, первого разряда и к[о]мит, 29 числа …-го месяца» [IOSPE: V 151].
Д.М. Струков. Инкерман. Скальная купель в храме с крещальней. Источник: Днепровский Н.В. К вопросу об устройстве баптистерия, входящего в комплекс пещерного храма «Судилище» на Эски-Кермене / // Спелеология и спелестология. – 2014. – № 5. – С. 140-151.
Комит – титул хорошо известный в Византии и восходящий к латинскому comes – «сопровождающий, телохранитель». От эпохи к эпохе его наполнение менялось. В ранневизантийский период он присваивался высшим чиновникам в сфере военных и гражданских дел. Позже комитами называли командиров банд – воинских подразделений фемного войска, насчитывавших 200-400 человек [Лев Мудрый, 2012, с. 123]. В XIV-XV вв. титул превратился в офицерское звание на императорском флоте [Поляковская, 2001, с. 207]. Но вероятнее всего в нашем случае речь идет о правителях волости, деревни или воинах-дружинниках. Именно с таким значением он вошел в славянские языки в форме «кмет» [Виноградова, 1969, с. 43-45; Иванов, 2007, с. 179-181]. В любом случае можно предположить, что Авраам и Косьма были не последними людьми в социальной иерархии княжества Феодоро, поскольку именно они, судя по всему, были ктиторами храма, надпись в котором увековечила память о них.
Высказывалось мнение, что частью монастыря являлись 16 пещер, расположенных в одном горизонте непосредственно под бровкой скалы (так называемая «Анфилада»), которые могли соединяться с нижней скальной группой лестницами и промежуточными помещениям, позже уничтоженными обвалом [Бобровский, Чуева, 2005, с. 15-16]. Однако на мой взгляд это маловероятно, так как предполагает наличие незащищенного оборонительными сооружениями доступа на вершину плато. По крайней мере такой комплекс не мог существовать одновременно с крепостью Каламита.
Инкерман. Пещеры комплекса «Анфилады». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2007).
Инкерман. Лестница с плато в комплекс «Анфилады». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2007).
Не исключено, что монастырю Иоанна Предтечи подчинялся небольшой скит, находившийся в том же самом обрыве Монастырской скалы, что и «Храм с крещальней», но в его восточной части. На карте Батурина в этом месте отмечена «Церковь География».
Д.М. Струков. Инкерман. Общий вид храма «География» (1897).Источник: Днепровский Н.В. Новые данные об Инкерманском пещерном храме «Иконописцев» («География») // Спелеология и спелестология. – 2012. – № 3.
В литературе устоялось мнение, что в передаче названия возникла путаница и в действительности храм был посвящен св. Евграфу/Евграфию [Бертье-Делагард, 1918, с. 5, прим.2; Могаричев, 1997, с. 16; Репников, 1939, с. 40]. Согласно другой гипотезе, беседовавшие с составителем карты старожилы могли называть древнюю пещерную церковь, посвящение которой давно было забыто, «Агиография» (от греч. hagios – святой, grapho – пишу) [Днепровский, 2012], возможно по той причине, что ней в это время сохранялась остатки фресковых росписей.
Инкерман. Храм «География». Фото конца XIX века (ГИМ).
Скит состоял из примерно 20 пещерных помещений [Бобровский, Чуева, 2005, с. 23], группировавшихся вокруг небольшой церкви, рядом с которой находилась усыпальница с тремя вырубными гробницами. В архитектурном плане она была похожа на храм Андрея Первозванного в Свято-Климентовском монастыре, с той лишь разницей, что по сторонам наоса располагались скамьи [Бертье-Делагард, 1888, с. 221].
Д.М. Струков. Инкерман. Храм «География»: надпись Сотика, наос, алтарь с остатками фресок, план (1867).
Апсиду и потолок покрывала фресковая роспись: «В алтаре фигуры восьми святителей в рост (по четыре с каждой стороны) на синем фоне в крещатых одеяниях с желтыми нимбами. Надписи белой краской. Непосредственно над престолом – младенец Христос в чаше. По низу изображений над престолом полоса серого цвета в черной кайме. В ней черными буквами…греческая надпись: «Моление раба Божьего Сотика с женую его, детьми его, лета 5780 (1272)» [Репников, 1939, с. 40-41].
Инкерман. Остатки карьера и завалы грунта в восточной части южного обрыва Монастырской скалы. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2007).
В начале XX века при «подновлении» храма монастырем фрески забелили, а в советское время при разработке известнякового карьера он оказался полностью засыпан грунтом, в каковом состоянии пребывает и сегодня [Могаричев, 1997, с. 16].
Читать продолжение:
Библиография
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Исары Горного Крыма. Блог фотографического краеведения
Монастырь расположен на западной стороне Каменоломного оврага. В нем известно 22 помещения. Комплекс находится рядом с дорогой, включает несколько пещерных церквей, и поэтому упоминания о нем часто встречаются в литературе.
На карте И.Батурина здесь отмечен храм св.Софии, очевидно, это имя носил и весь монастырь. На момент присоединения Крыма к России комплекс был заброшен. До Крымской войны здесь находились пороховые склады. Недалеко отсюда 24 октября 1854г. развернулось знаменитое Инкерманское сражение, унесшее жизни около 20 тыс. человек. К пятидесятилетию обороны Севастополя, по желанию Великого князя Алексея Михайловича, храм был восстановлен. Эта «реставрация», произведенная в 1905г. архитектором А.Вейзеном, привела к значительному искажению первоначального облика. Сильно пострадал монастырь и в период Великой Отечественной войны.
Интересные данные содержит описание Д.Струкова: «На противоположной стороне Инкерману, чрез Черную речку, на углу скалы, есть три долбленные храма. Один устроен в боку лестницы, ведущей во внутренность скалы: далее по коридору другой храм, имеющий потолок в форме правильного свода, квадратной формы, но к сожалению алтарь отвалился от скалы. Третий храм рядом с предыдущим к югу, меньший, имеющий престол у стены, под отверстием окна: жертвенник изсечен в нише северной стены алтаря отделенного алтарною преградою, которая судя по сохранившимся остатками была высотою 1 арш. 6 верш, с одним отверстием для входа в алтарь».
Следовательно, художник сообщает о трех храмах — одном, расположенном по ходу коридора, и двух во втором ярусе.
Подробно монастырь св. Софии рассмотрел А.Бертье-Делагард. Он опубликовал описание комплекса и его архитектурные обмеры. Исследователь упоминает две церкви, а существование еще одной предполагает. Датирует он монастырь XIV-XV вв., а надписи в часовне — еще более поздним временем. Главный храм монастыря, по мнению ученого, один из древнейших среди пещерных храмов.
Не обошли вниманием монастырь И.Толстой и Н.Кондаков, которые отметили, что главный «храм выдолблен в виде греческого креста, перекрытого плоским куполом» и является самым большим и роскошным из всех пещер.
В.Латышев кратко упомянул ряд греческих надписей в часовнях.
В настоящий момент видно, что в первоначальный комплекс вели два входа. От одного со стороны реки осталась только часть лестницы. Другой, ныне сохранившийся, вел из Каменоломного оврага. По обе стороны его вырублены кельи и хозяйственные помещения. В них еще в конце XIX в. жили люди. Из коридора имелся выход на верх скалы.
На наш взгляд, в монастыре, в период его функционирования, церквей было четыре.
По своей планировке: туннель, вырубленный в скале, расположение храмов, обработка — данный монастырь ближе всего к монастырю св.Климента и, может быть, к Успенскому в первоначальном виде, и частично, к Шулдану. По внутренним пространственным объемам главный храм (высокие потолки) напоминает большую церковь Шулдана.
По своим архитектурным особенностям крестообразная церковь св.Софии не имеет аналогов в скальной архитектуре Крыма. С другой стороны, подобная планировка известна в церквах Херсона. Здесь выделяются пять крестообразных храмов. Однако их датировка в литературе получила неоднозначное толкование. Например, храм с ковчегом А.Якобсон датировал VI в., О.Домбровский — XI-XII вв. К этой дате склоняется и А.Романчук. Нет ясности и с датировкой загородного крестообразного храма.
Однако совершенно очевидно, что большинство этих сооружений продолжали существовать до конца жизни в Херсоне.
Кроме Херсона, подобные церкви известны под Мангупом и Баклой. Последняя датируется XI-XII вв. Что касается мангупской, то В.Мыц относит ее строительство к IX в., Ю. Лосицкий — к XI-XII вв.
По мнению Ю.Лосицкого, крестообразные храмы наиболее характерны именно для XI-XII вв.
Подобные культовые постройки были широко распространены в византийских провинциях. В Греции они строятся в XI-XII вв., в Болгарии относятся к XI-XIV вв.. Близкая инкерманской, церковь конца XIII-XIV вв. известна в Боломан-кале в Понте.
Для эпохи Палеологов подобное архитектурное решение также не редкость.
Часовня № 3, служившая местом погребения, является типичной для византийской церковной архитектуры, в частности для пещерных монастырей Каппадокии.
Как уже отмечалось, карниз часовни № 3 аналогичен карнизу храма южного монастыря Мангупа.
Таким образом, среди архитектурных аналогий монастырю св.Софии встречаются в основном памятники XII-XV вв. Учитывая, что монастырь расположен на открытом месте и практически не защищен, а также значительные его объемы, для сооружения которых требовались немалые средства и влиятельные покровители, скорее всего его, вслед за Бертье-Делагардом, следует датировать XIV-XV вв., по крайней .мере, основную часть, хотя не исключается и XIII в.
Сценарий развития данного монастыря следующий: возникнуть он мог в XIII в. как небольшой скит в Каменоломном овраге. Его древнейшей частью является комплекс вокруг храма № 4. Впоследствии, получив влиятельных покровителей, скит превращается в крупный монастырь. Тогда сооружается главный храм. образцом архитектуры которого, вероятно, мог быть один из храмов Херсона, а наиболее поздней, скорей всего, была часовня № 3. Если наше предположение о сходстве внутреннего декора с мангупским верно, то она была высечена не ранее начала XV в.
В процессе существования монастыря его монахи основали три скита — у станции Инкерман-1, в Георгиевской и Троицкой балках.
Оригинал статьи находится тут
Чем интересен Инкерманский монастырь?
Инкерманский пещерный монастырь в Крыму начал заново отстраиваться, начиная с 1991 г., благодаря стараниям архимандрита Августина, настоятеля. В течение двух десятилетий большая часть храмов, пещер-келий и келейных корпусов была восстановлена фактически из праха. Сейчас это целый комплекс, состоящий из 5 храмов, братского корпуса, хозяйственных построек и множества пещер.
Две наземные церкви – Святой Троицы и Пантелеймона Целителя – построены прямо под нависающей над ними отвесной стеной Монастырской скалы, что уже придает им потрясающий вид. Храм Святой Троицы считается главным, так как в нем хранится рака с частичкой мощей Святого Климента, а Пантелеймоновский собор, построенный в византийском стиле, интересен главным образом тем, что его алтарная часть высечена в скале.
Но наиболее интересны пещерные храмы, полностью находящиеся в толще горы – Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного. К ним ведет единственный вход, расположенный в западной части Монастырской скалы, с крутой лестницей, поднимающей к длинному разветвленному коридору. Внутренние помещения довольно-таки просторны и светлы за счет прорубленных окон и балконных дверей, выходящих наружу. Балконы обители – это нечто особенное, при взгляде со стороны, они представляются птичьими гнездами, прилепленными на горных склонах, испещренных темными зевами многочисленных пещер.
В разное время здесь находилось около 30 храмов и 9 пещерных монастырей, большинство из них закрыто и находится в полнейшем запустении. При желании их тоже можно осмотреть, многие из них довольно интересны, хотя делать этого не рекомендуется – все они находятся в аварийном состоянии. Можно также подняться на плато, где расположены руины древней крепости, чтобы насладиться чарующей панорамой, окрестных гор и долин, видом озера, образовавшегося на месте карьера, и далеких морских просторов.
Путешествие в Крым на машине. Едем в Инкерман.
Друзья, всем добра! Сегодня мы второй день в Крыму. Вчера состоялось моё первое знакомство с Севастополем, прогулялись по набережной, прокатились на катере по Севастопольской бухте. Подробнее можете почитать здесь - " Путешествие в Крым . Знакомство с Севастополем " , сегодня продолжим культурную программу.
Надпись на двери - Мы были такими как Вы. Вы будете такими как мы. Находится в стенах монастыря. Надпись на двери - Мы были такими как Вы. Вы будете такими как мы. Находится в стенах монастыря.Проснулись в 7 : 30, утренний моцион, нарезка бутербродов и чай в дорогу заняли у нас троих час времени. Чай и бутерброды, вообще всё питание своё. Так экономнее. На квартире приготовили первое, второе и приезжая вечером кушаем полноценно. В дороге чтобы не тратить деньги на чебуреки и шаурму предпочитаем свои запасы. Пенопластовая коробка с охладителями из морозилки замечательно держит холод в течении дня:))) Мы лучше сэкономленные на пирожках деньги потратим на посещение музея. Если финансы позволяют, то конечно лучше посетите столовую в дороге, а мы люди не богатые и приходится чем то жертвовать:))) Но нас это не волнует.
Монастырь Инкерман, а над ним остатки древней крепости Каламита. 6 - 7 век Н.Э. Монастырь Инкерман, а над ним остатки древней крепости Каламита. 6 - 7 век Н.Э.Через час мы уже мчимся в сторону Севастополя. Первая остановка Инкерманский монастырь. Сказать, что я сильно верующий не скажу. Интересен он нам в первую очередь тем, что это самый старый монастырь в Крыму сделанный в скале.
История Свято-Климентовского монастыря
Время его основания давно уже стало предметом для дискуссий и споров, но большинство историков сходятся во мнениях, что произошло это в VIII веке, когда Каламита достигла своего расцвета. Инкерманский пещерный монастырь был основан в месте добычи камня, проще говоря, первые монахи просто приспособили под свои нужды бывшие каменоломни. Он функционировал и после того, как Каламита пришла в запустение, и определенное время после завоевания Крыма турками-османами, но во время строительства Инкермана монахи были изгнаны.
Возрождение обители началось только в 1850 г., в 1852 г. освятили главный ее храм, имени Святого Климента, называвшийся ранее церковью Святого Георгия Победоносца. Тогда же и весь монастырский комплекс получил двойственное наименование, по названию города и христианского святого, жившего в Херсонесе на рубеже I-II вв. нашей эры – Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.
После гражданской войны, с приходом в Крым Советской власти, в течение 4 лет с 1924 по 1928 гг. все пещерные храмы были закрыты, а в 1931 г. новыми властями принято решение о ликвидации и самого монастыря, закрытого в следующем году. Правда, после закрытия некоторое время в нем продолжали жить настоятель обители отец Венедикт и трое монахов, так что, можно сказать, неофициально она еще продолжала существовать, но богослужения уже не проводились.
Во время Крымского землетрясения 1927 г. сильно пострадали многие сооружения монастыря – и наземные, и те, что находились внутри горы. Значительные повреждения при этом получили Благовещенская и Николаевская церкви, а храм Святого Николая Мирликийского, находившийся на плато, рядом с остатками Каламиты, обрушился полностью и представлял более печальное зрелище, чем древняя крепость. В 1932 г. все они были разобраны, и использованы как вторичный строительный материал.
Крым. Инкерманский пещерный монастырь.
Вот и подошло к концу наше долгое путешествие по Крыму. Оно было очень интересным и поучительным для всех нас.
Первым местом нашего автотуризма были пещеры города Инкерман. Интересно то, что сверху это гордая неприступная красавица крепость, а внизу невероятной красоты галерея древнейших храмов,
Сам город Инкерман расположен в юго-западной части Крыма, вблизи Севастополя, и является составляющей единицей Балаклавского района города Севастополя.
Этот древний город возник ещё в VI веке нашей эры, когда византийцы возвели на Монастырской скале крепость Каламита которая служила для защиты подступов рубежей к Херсонесу.
Именно в VIII—IX веках в Каламите и возник монастырь, от которого сохранились комплексы пещерных храмов в обрыве скалы (базилика, крещальня и др.) и многочисленные кельи, расположенные в несколько ярусов По многим нам удалось лишь добраться при помощи монаха который постоянно подстрекал моего сына, что он в возрасте 74 лет туда залезает. Фотографироваться он отказался на отрез, но в течении всего нашего путешествия был всегда рядом.
Из истории стало известно о том, что в XII—XV веках крепость принадлежала христианскому княжеству Феодоро и выполняла важную роль защиты порта Авлита (со временем также ставшего называться Каламита). Благодаря своему удачному расположению в устье Чёрной реки, Именно Каламита надолгое время становится главным торговым портом Феодоро и «яблоком раздора» между феодоритами и генуэзцами из-за конкуренции с Кафой.
После в 1427 году здешний правитель Феодоро князь Алексей перестраивает эту древнюю крепость. Это было очень дальновидным решением, т.к. в 1434 году генуэзцы нападают на город и полностью сжигают порт, который вскоре был вновь восстановлен.
Лишь в 1475 году Каламиту захватывают турки и переименовывают её в Инкерман, что переводится как «пещерная крепость» (тур. in — «пещера», «нора»; тур. kermen — «крепость»).
После проведения удачного захвата крепость вновь частично перестроена для использования пушек. За время турецкого и татарского правления город теряет своё былое значение и приходит в упадок.
Во время известной нам Крымской войны в устье Чёрной реки прошли ожесточённые бои между российскими и английскими войсками. Наиболее значительным из них было Инкерманское сражение (1854).
Новые поселения в устье Чёрной реки появляются только во 2-й половине XIX века — хутора Скачковых, Плаксина, Гайтани, Клопина.
В годы ВОВ при обороне и освобождении Севастополя в ходе ожесточённых боёв большая часть построек в устье Чёрной реки была уничтожено.
В наши дни крепость представляет собой "лунный пейзаж", состоящий из хаоса каменных глыб. Будто в поднебесных скалах по обеим сторонам долины… имеются разнообразные пещеры, на двух ярусах расположенные с высеченными в скале нишами… Данные пещеры единственны в своем роде и выглядят так, как будто только что возникли из-под кирки какого-то неземного существа.
Спускаясь вниз, мы видим главный храм Инкерманского пещерного монастыря носящего имя Святого Климента Римского. Если быть точным, то такое название он получил в середине XIX столетия, когда в средневековом монастыре появились российские монахи. Это связано с тем, что ранее монастырь был греческим, и этот храм носил название базилики Святого Георгия.
Римский папа Климент является историческим лицом, о котором есть упоминание в раннехристианских источниках. Именно он является учеником апостолов, жившем в Риме с 60-х годов по РХ.
Именно Климент в конце I века становиться третьим после апостола Петра римским епископом. Его смерть на основании источников датируется 103 годом от РХ. Многие историки склоняются к мнению, что именно он был автором «Послания к коринфянам» — очень ценного источника по истории ранней Церкви.
Только вот сведений о мученичестве епископа Климента в древней церкви нет. Буду рад, если меня кто-то поправит.
Первые упоминания о мученичестве святейшего Климента относятся только к началу V века, то есть появляются спустя несколько сотен лет после его смерти. Впервые об этом заявляет спустя многие годы в 410 году латинский клирик и переводчик Тураний Руфин. Именно на Западе подхватывают идею о том, что первый римский папа являлся мучеником, а также его имя связывают (ученик) с апостолом Петром.
Понятно, что уже в V веке появляется Житие Климента Римского на греческом языке, в котором уже впервые встречается упоминание Херсонеса Таврического как места ссылки самого папы. Именно по тем писаниям он, якобы, был сослан в Крым на мраморные каменоломни около города Херсонеса Таврического. Там он продолжает проповедовать христианство и совершает множество своих чудес.
В частности, после указания места в безводной местности, его молитвами начинает бить источник целебной воды. Кроме этого происходят различные чудеса выздоровления и т.п.
Бытует мнение, что по приказу римских властей Климент принимает мученическую смерть – с якорем на шее он был брошен в море. Волны прибили его тело к берегу и ученики святителя похоронили его на одном из небольших островов.
Именно здесь «засветились» создатели нашей азбуки… Помните посла византийского императора Константина с именем Кирилл? Да именно тот философ, известный как один из создателей славянской азбуки!
По моему мнению, и ряду исторических фактов можно уверенно заявлять о том, что в средние века на территории Инкермана были церкви: Святого Георгия, Вознесения Господня, Святого Евграфия, Святой Софии Премудрости Божьей и монастырь Иоанна Предтечи. К сожалению никаких упоминаний, о почитании здесь Климента Римского, а также о создании христианских общин на территории Инкермана во II веке нашей эры доподлинно не имеется.
Настоящий Инкерманский монастырь был основан только в XIV столетии во времена княжества Феодоро. Именно эти храмы сегодня приходится экскурсоводам выдавать за древность по историческим меркам позднесредневековый «новодел». Только молчите об этом при посещении данного места!
Нужно только помнить о том, что расцвет пещерных монастырей в Инкерманской долине приходится на время существования в горной Таврике государства Феодоро, а это XIII-XV века (со столицей на плато Мангуп).
Данное государство образовалось после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году и стало последним форпостом Православия в Причерноморье. Ранее в данном ансамбле существовало около десяти пещерных монастырей, в которых действовало не менее трёх десятков пещерных храмов, не говоря о наземных. Все это заставило исследователей сделать вывод о существовании здесь крупного духовного центра, подобного Афону, Метеоре и Вулканической долине.
Именно этот факт притягивал как магнитом монахов-подвижников, которые пытались найти здесь более пригодные для отшельнической жизни и уединенной молитвы земли. Одним из таких мест и стало крымское княжество Феодоро.
На духовном пути именно здесь легко можно достигнуть главной цели исихазма Первая ступень которой характеризуется очищением души от всего мирского через полное мироотречение. Вторая предполагает просвещение души божественным светом. Третья ступень знаменует обретение мистического совершенства, единение с Богом, теозис (обожение). Попробуйте задержаться в этих пещерах хотябы на полчаса.
Именно здесь меня поразило сходство росписи с описанием литургии Грааля в западноевропейских рыцарских романах. Здесь тоже повсеместно встречается младенец в чаше. Ребенок в Чаше – это и есть распятый и приносимый в жертву Христос, чья кровь была собрана в Грааль. Подобного же рода видения посещали и православных подвижников Востока и являют собой быть может самую загадочную и страшную тайну христианства.
Радует то, что после присоединения Крыма к России крымские пещерные монастыри привлекли внимание Русской Православной церкви.
Читайте также: