Место захоронения леонардо да винчи во франции
В садах замка Амбуаз с видом на Луару, в небольшой часовне, находится могила «человека эпохи Возрождения» — Леонардо да Винчи.
Последние годы итальянский художник, изобретатель, интеллектуал и гений Леонардо да Винчи потратил, работая на французского короля, одновременно контролировавшего и Милан. В 1515 году король Франциск I предложил Леонардо да Винчи титул первого живописца, инженера и архитектора короля. Тогда да Винчи переехал во Францию и больше никогда не возвращался в Италию. Он жил в замке Кло-Люсе в городе Амбуаз, неподалеку от летнего дворца короля. Здесь он сосредоточился на научных исследованиях вплоть до своей смерти 2 мая 1519 года.
По завещанию да Винчи он был похоронен в церкви Святого Флорентина в Амбуаза. Похороны состоялись 12 августа 1519 года. Однако церковь была разрушена во время французской революции в конце 18 века (и позже Наполеоном I). Якобы кости Леонардо да Винчи были обнаружены в 1863 году и перенесены в часовню Сен-Юбер в саду замка Амбуаз. Сегодня, могилу известного живописца и гения можно посетить на левой стороне крошечной часовни, где выбиты две эпитафии (на французском и итальянском языках).
Экспозиция музея науки и техники Леонардо Да Винчи
Размещенные в музее экспонаты воплощены в жизнь энтузиастами. К примеру, здесь можно увидеть вертолёт, водолазный костюм, подводную лодку, автомобиль, робота-перкуссиониста с автоматическим воспроизведением ритмов — всё это именно в том виде, в котором они представлялись самому Леонардо.
Многие экземпляры разрешается трогать и собственноручно приводить в движение. Рядом с каждым выставочным образцом размещен информационный стенд, где детально описаны его история и функциональные особенности.
В отзывых о Музее Леонардо да Винчи туристы отмечают, что на визит стоит закладывать примерно час для взрослых и около 2–3 часов, если вы пришли с детьми, ведь здесь им будет особенно интересно в интерактивной детской зоне. На экспозиционной площадке предоставляется свободный доступ к Wi-Fi.
Стоит отметить, что это не единственный музей да Винчи в Италии, есть и другие, в том числе в Риме, где увлечённые поклонники так же воссоздают модели по манускриптам да Винчи.
Leonardo Da Vinci Museum во Флоренции был открыт в 1993 году и является частным. Он находится на тихой улочке в нескольких минутах ходьбы от Галереи Академии изящных искусств. В вестибюле расположен магазинчик, где можно приобрести тематические сувениры, миниатюрные модели и книги (преимущественно на итальянском и английском языках). Особый интерес представляет книга-панорама под названием Inventions стоимостью 25 евро с объемными картинками самых известных изобретений да Винчи.
В основном зале размещены 40 моделей. Гости могут ознакомиться с историей каждого изобретения в деталях и увидеть, как именно мастер намеревался использовать свои детища на практике. Да Винчи числился инженером у политического деятеля эпохи Возрождения Чезарре Борджия, и, будучи пацифистом по убеждениям, руководствовался интересом к инженерным новшествам, рассматривая свою должность как инструмент для достижения личных целей.
Многие из разработок предназначались для армейских нужд, однако лишь считанным единицам нашлось практическое применение. В музее имеется многоствольная артиллерийская пушка, созданная по чертежам да Винчи. Расположенные в несколько рядов стволы размещаются сразу на трёх стойках. Суммарно система насчитывает 33 ствола в трёх батареях. После залпа устройство проворачивалось. Один ряд пушек остывал, а в это время следующий перезаряжался, и при очередном повороте несущих плоскостей вновь стрелял. Это позволяло солдатам многократно стрелять без перерыва. Идея была заманчивой, но реализовать ее в силу несовершенства орудий и снарядов того времени было весьма проблематично.
В главном зале также представлен макет танка Леонардо. Внешне он напоминает черепаху с коническим верхом и пушками по всей окружности. У 4-метрового лафета по кругу размещены 16 легких орудий, так что они могли вести огонь по всем направлениям. Куполообразный колпак защищал команду, состоящую из восьми человек. Машина стояла на четырех колесах. При помощи рукояток и шестеренок экипаж мог двигать конструкцию вперед и назад, не очень быстро, но этого и не требовалось, потому что залпы должны были держать противника на дистанции.
Еще одно чудо — вертолёт, спроектированный да Винчи. Маленькие вертолётики — давнее развлечение жителей Флоренции. На протяжении веков дети запускали палочки с бумажной спиралью. Леонардо взял за основу уже готовую концепцию и дополнил ее. Дальний предок современных винтокрылых машин должен был подняться в воздух за счет вращательного движения. Радиус винта — около 4,8 м. Несущая поверхность сделана из полотна с металлической окантовкой. Предполагалось, что в нижней части механизма находятся люди, они бегут по кругу и толкают рычаги, как это делалось когда-то на древних мельницах. Можно было запустить винт также и с помощью троса под осью. Вертолет Леонардо способен летать, но только без людей. Если в качестве «двигателя» использовать мощную пружину, тогда «вертолет» может подняться вверх на короткое время. При этом люди, раскручивающие винт, останутся на земле. и просто будут любоваться полетом, который, увы, закончится аварией — такая конструкция не сможет плавно опуститься на землю, не сломавшись. Конструкция Леонардо не имела пропеллера — в его схеме используется винт Архимеда. С современным геликоптером машину Леонардо роднит только вертикальный взлет.
Здесь же в музее находится известный подводный костюм авторства да Винчи. Водолазное облачение Леонардо планировал изготовить из водонепроницаемой кожи. На груди располагался большой карман, который наполнялся воздухом, что помогало всплывать на поверхность. Человек в таком «наряде» дышал с помощью гибкой трубки, сделанной из кусков тростника, кожаных соединений и металлических колец, которые защищали тростниковую основу от давления воды. Трубка соединяла шлем с плавучим куполом из пробкового дерева. Леонардо изобразил на рисунке аппарат для дыхания под водой с деталями клапанов для забора и выпуска воздуха. Для ускорения плавания ученый придумал перепончатые перчатки, ставшие прототипом такого известного всем снаряжения, как ласты.
В каком-то смысле Леонардо можно назвать и «отцом» современного парашюта, ведь за века до его появления он расписал свое видение «шатра». Пирамидообразная система спуска с большой высоты — первый технический проект парашюта. К такому открытию Леонардо пришел после многочисленных наблюдений за падающими картонными фигурами различной формы. Бытует занятная легенда о возникновении данного устройства, лишь отдаленно напоминающего парашют наших дней. Говорят, что при штурме крепости французскими войсками герцог миланский обратился к великому мастеру с просьбой изобрести что-нибудь, что поможет переломить ход битвы и обратить французов в бегство. Тогда да Винчи предложил сразу несколько своих изобретений: артиллерийскую пушку, орникоптер и парашют, на что герцог ответил, что орникоптер с парашютом ему нужнее всего, поскольку с их помощью можно позвать подмогу. Увидеть воплощение этой идеи миланцы, увы, не успели. Французы прорвали оборону раньше. Занимательно, что в 2000 году один британец решил испытать «шатёр» да Винчи, с точностью воссозданный по его чертежам. Оказалось, что устройство непригодно для спуска в силу излишней жёсткости конструкции, которая забирала маневренность и добавляла лишний вес, поэтому англичанину пришлось воспользоваться запасным парашютом, который, к счастью, был современным.
Музей Леонардо Да Винчи во Флоренции на панораме Google Maps:
Ещё одно увлечение да Винчи — воздухоплавание. На протяжении всей жизни он стремился создать управляемый руками механизм, позволяющий человеку взмывать в воздух и парить над землёй. Обильная часть дневников да Винчи как раз посвящена попыткам найти решение этой непосильной задачи. Представленный в музее экспонат напоминает гигантские крылья летучей мыши и висит под потолком в главном зале, Некоторые творения, впрочем, нашли применение в ту эпоху. Например, колесцовый пистолетный замок, придуманный Леонардо, использовался вплоть до 19 века, в отличие от большинства идей, которые могли существовать лишь в голове гениального экспериментатора.
Колесцовый замок — распространённый в XV–XVII веках механизм огнестрельного оружия, в котором необходимая для воспламенения порохового заряда искра высекается с помощью вращающегося колёсика с насечкой (как в зажигалках). Леонардо да Винчи в своем труде «Codex Atlanticus» привёл схему устройства колесцового замка для пистолета. заводившегося ключом. Это единственное его изобретение, получившее массовое производство при жизни. Ранее, чтобы выстрелить из аркебузы, требовался зажженный фитиль.
Помимо всего прочего, Леонардо увлекался анатомией. Жуткие и одновременно завораживающие репродукции представлены в анатомическом зале музея. Анимированные изображения показывают взаимодействие мышц, костей и сухожилий. Всемирно известный Витрувианский человек, который и сейчас используется художниками для определения пропорций человеческого тела, создан Леонардо да Винчи примерно в 1490–1492 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам античного архитектора Витрувия.
Леонардо да Винчи питал особую слабость к зеркалам. Зеркальный зал в его воображении — это небольшая восьмиугольная кабинка, стены и потолок которой сделаны из зеркал. Находясь в центре, человек мог увидеть свое отражение в полный рост со всех сторон бесконечное число раз. Точное предназначение этой комнаты неизвестно. По одной из версий, она была создана для медицинского осмотра самого себя на случай ран или воспалений на тех участках тела, которые человек не может осмотреть самостоятельно. В музее имеется зеркальная художественная галерея, где выставлены копии великих полотен. Попавший сюда человек оказывается в толпе из собственных отражений и лицом к лицу со Святым Иеронимом или Джокондой.
В «Лаборатории да Винчи» дети и взрослые могут попытаться найти решения к ещё нерасшифрованным чертежам и наброскам. Там же находится настоящая мастерская для маленьких изобретателей, где можно из подручных предметов сконструировать свой вариант — занятие невероятно интересное и полезное. В детской зоне также можно научиться схематично рисовать Мону Лизу, собрать объёмные конструкторы, разгадать ребусы и поиграть в напольную игру.
Leonardo Interactive Museum на Google-панораме:
Где могила Леонардо?
Пятьсот лет назад ушел из жизни один из самых известных гениев человечества - Леонардо да Винчи. Великий мастер оставил после себя массу изобретений, научных работ, художественных произведений и тайн, многие из которых не раскрыты и по сей день. И даже место его захоронения также покрыто тайной.
Италия. Турин. Королевская библиотека. Леонардо да Винчи. Автопортрет. (фото из интернета). Италия. Турин. Королевская библиотека. Леонардо да Винчи. Автопортрет. (фото из интернета).Официально, могила Леонардо да Винчи находится во Франции, в замке Амбуаз, в часовне Сен-Юбер (Святого Губерта). Чтобы почтить его память, это место посещают множества туристов. Но существуют, по крайней мере, два произошедших в прошлом события, которые ставят под сомнение то, что под могильной плитой лежит прах великого Леонардо.
Франция. Замок Амбуаз. Часовня Сен-Юбер. (фото из интернета). Франция. Замок Амбуаз. Часовня Сен-Юбер. (фото из интернета). Могила Леонардо да Винчи. (фото из интернета). Могила Леонардо да Винчи. (фото из интернета).2 мая 1519 года умер Леонардо да Винчи. Согласно его воле, он был похоронен в церкви Святого Флорентина в Амбуазе. Но Леонардо не суждено было мирно покоится в своей могиле. Во второй половине XVI века во Франции прокатилась волна религиозных войн между католиками и протестантами, во время которых кругом царили разруха и вандализм. Церковь Святого Флорентина не стала исключением. Мародеры разворовали церковную утварь, сбили мраморные статуи, вскрыли и ограбили все могилы. Храм пришел в запустение и начал ветшать.
В 1807 году Наполеон подарил сильно потрепанный временем замок Амбуаз третьему консулу Франции Роже Дюко. Тот, в свою очередь, распорядился снести полуразрушенную церковь, а камни использовал для реставрации замка.
Только спустя триста лет, в 1863 году, французы вспомнили о могиле великого Леонардо. Благодаря энергичности известного писателя и поэта Арсена Гуссе ( Арсен Уссе 1815-1896 год ) на месте церкви Святого Флорентина начались раскопки. Найденные останки усопших были перемешаны. Фрагменты скелета Леонардо да Винчи выбирались, исходя из пожизненного описания его внешности. ( Леонардо да Винчи был рослым, с массивным черепом и высоким лбом человеком ). Согласитесь, что этот метод определения останков субъективен и дает мало шансов на успех.
Лишь в 1874 году отобранные останки Леонардо были перезахоронены в том же замке Амбуаз в часовне Сен-Юбер. Но вскоре они опять были потревожены.
Во время второй мировой войны дворецкий последнего наследника королевской семьи - Генриха Орлеанского изъял их из часовни, чтобы спрятать перед наступлением немецких войск. Ходили слухи, что Гитлер хочет преподнести их в дар Муссолини в знак признательности за его преданность. В течение пяти лет останки Леонардо находились в чемодане под кроватью у дворецкого, который охранял их, как бесценное сокровище. В конце второй мировой войны Генрих вернулся из изгнания и обо всем узнал. Существует версия, что аристократ решил похоронить прах гения в королевском парке Амбуаза, в неизвестном никому месте, чтобы Леонардо да Винчи «мог бы навечно упокоиться с миром». Вскоре дворецкий умер. Генрих Орлеанский ( 1908 - 1999 год ) дожил до преклонного возраста, но так и не раскрыл место захоронения Леонардо и унес тайну с собой.
Разговоры об эксгумации и генетическом анализе останков, лежащих под могильной плитой в часовне Сен-Юбер, не стихают и по сей день. Чтобы пролить свет на этот вопрос, итальянские исследователи предложили провести анализ ДНК этих останков, а затем сравнить его с анализами потомков семьи Винчи, похороненных в Болонье. Прекрасно осознавая, что положительный результат маловероятен, французские власти находят всяческие отговорки, чтобы отложить эти исследования.
Во Флоренции есть необычная базилика под названием Санта-Кроче (Святого Креста). В ней похоронены всемирно известные уроженцы Тосканы: Николо Макиавелли, Джеаккино Россини, Микеланджело Буонаротти, Галилео Галилей и т.д. В этом храме есть мемориальная доска и выделено место и для усыпальницы Леонардо да Винчи.
График работы и цены на билеты
Музей работает без выходных дней с 1.11 по 31.03 с 10:00 до 18:00, с 1.04 по 31.10 с 10:00 до 19:00.
Цена билета для взрослых — 7 EUR, для студентов и детей старше 6 лет — 6 EUR, для группы не менее 15 человек — 4 EUR. Дети до 6 лет пропускаются бесплатно.
🌺Замок, ставший последним пристанищем Великого Леонардо да Винчи
Очень емкое описание феномена гениальности, данное английским писателем Сомерсетом Моэмом тем не менее жестко ограничивает круг предполагаемых претендентов на громкое звание гения. Пожалуй в мировой истории есть лишь одна личность, масштаб гениальности которой в полной мере соответствует определению Моэма — великий и непревзойденный Леонардо да Винчи …
"Смерть Леонардо да Винчи на руках Франциска I", Франсуа-Гийом Менагот, 1781 "Смерть Леонардо да Винчи на руках Франциска I", Франсуа-Гийом Менагот, 1781Его таланты и достижения принесли ему славу и почет уже при жизни, что в истории человеческой цивилизации случается не так уж и часто. Вполне естественно поэтому, что когда великого гения не стало, перед его многочисленными учениками, почитателями и покровителями встал довольно сложный вопрос: какое место может быть достойным для погребения личности такого масштаба? Где великий Леонардо да Винчи сможет обрести по-настоящему вечный покой?
Могила Леонардо да Винчи Могила Леонардо да ВинчиК счастью последние годы своей в общем-то очень долгой жизни, Леонардо провел во Франции, в роли главного придворного художника и любимого гостя короля Франциска I (1519-1547) . Этот романтичный, веселый правитель-эстет, беззаветно влюбленный в прекрасную Италию, буквально бредил творчеством великого художника, был таким преданным его почитателем, что выделил ему для жизни целый замок Клу-Люссе, расположенный совсем недалеко от главной на тот момент королевской резиденции — Амбуазского замка .
Франциск по природе своей был максималистом — его натура ни в чем не знала умеренности, а тяга к прекрасному была врожденной и никем и никогда не ограничивалась. Конечно король с подобными душевными порывами обходился стране очень дорого, но зато отчасти именно благодаря ему Франция в итоге стала тем, чем она является сейчас — страной где царствует красота и эстетика во всех возможных проявлениях… Не будь в ее истории Франциска, право быть родиной всего прекрасного так и оставалось бы в эксклюзивной собственности Италии…
Поскольку Леонардо был гостем Франциска, умер на его земле, а согласно популярной во Франции легенде — даже на его руках, этот король решил, что вполне справедливо будет, если великий гений будет в его королевстве и похоронен. Может быть это был эмоциональный порыв, а может, как сказали бы сейчас, - грамотный маркетинговый ход, но так или иначе Франциск решил, что самым подходящим местом для гробницы Леонардо будет его любимая королевская резиденция — замок Амбуаз .
Амбуазский замок Амбуазский замок Амбуазский замок Амбуазский замокЭта величественна серая громада, причудливым образом сочетающая в своем облике мощные крепостные башни и утонченные постройки в стиле великолепного ренессанса, как нельзя лучше соответствовала духу Леонардо — подобно творчеству великого гения, в этой крепости, ее истории и архитектурном ансамбле нашли отражения совершенно разные направления человеческой мысли.
Вехи истории.
Само место, на котором был построен Амбуазский замок с древних времен воспринималось как некий оборонительный рубеж. Сначала холм, возвышающийся в месте слияния Луары с одним из ее притоков, облюбовал один из кельтских народов — турроны, в последствие давшие название целой провинции — Туррень.
Затем их сменили римляне, при чем по легенде в этом месте был даже Юлий Цезарь . А затем здесь, что «вполне логично», «отметился» один из отцов-основателей французского королевства - Хлодвиг ( видимо великих людей притягивала сюда какая-то особая аура, ну или позднейшие домыслы французских историков — это уж кому как больше нравится ).
Потом этот регион стал собственностью графов Анжуйских , а затем - Амбуаз-Шамонов , и наконец - мирно трансформировался в собственность королевской короны. Вроде бы как законная конфискация за какой-то не вполне адекватный заговор одного из не вполне адекватных графов против еще более неадекватного фаворита французского короля — в общем все было очень давно: может кто-то кого-то не понял, а когда такое случается королевская власть сразу что-то у кого-то конфисковывает, не особо ломая голову над официальным поводом.
Скульптура Леонардо да Винчи, которая создавалась 500 лет
Рассказать друзьямВ 1482 году Лодовико Сфорца, герцог Милана, поставил перед Леонардо да Винчи задачу создать в честь своего отца (Франческо Сфорца) самую большую конную статую, какую когда-либо видел мир. Несмотря на все усилия герцога и легендарного художника, монумент Кавалло делло Сфорца не воплотился в жизнь, пока бывший пилот из штата Пенсильвания не принял на себя миссию его создания.
Лодовико Моро (Мавр) Сфорца остался в истории как крупнейший меценат эпохи Возрождения. Он был четвертым сыном кондотьера Франческо Сфорца, основателя династии, взявшего под свой контроль Милан в 1450 году после голода и мятежей, и который многократно упоминался в трактате «Государь» Никколо Макиавелли. Период правления Лодовико и его прекрасной молодой жены Беатриче д'Эсте, с 1481 по 1500 гг., был временем необычайного художественного и культурного роста в Милане, перед приближающимися насилием и кровопролитиями.
Леонардо да Винчи, к тому времени уже состоявшийся художник и инженер, в 1482 году обратился к Лодовико в поисках покровительства. Состояние семьи Сфорца (и налоги жителей Милана) пошли на оплату многих самых известных произведений да Винчи. С самого начала Леонардо начал работу над скульптурой. В 1493 году, по случаю свадьбы дочери Лодовико, он представил глиняную модель высотой 4,7 метра, из которой затем предполагалось сделать бронзового коня.
Глиняная модель ждала своего часа, но в это время началась война. В поисках союзника против Венеции Лодовико позволил французским захватчикам пройти через свои земли в Неаполь. Однако французские войска пошли против него. Сфорца был вынужден использовать 80 тонн бронзы, отведенных для статуи, на создание оружия для битвы при Форново, первой из многих битв Итальянских войн, охвативших государства Северной Италии. Затем, вторгшиеся в 1499 году французские лучники использовали огромного коня в качестве тренировочной цели для стрельбы, превратив хрупкую модель в обломки. Это стало символом конца расцвета искусств.
В хаосе тех лет оригинальные эскизы и слепки Да Винчи были утеряны, и проект был заброшен.
Затем, 5 веков спустя, «потерянные записи» Леонардо да Винчи, включая его эскизы для скульптуры Коня, были найдены в Национальной библиотеке Испании в Мадриде в 1965 году. В 1977 году в Аллентауне, штат Пенсильвания, бывший пилот и коллекционер предметов искусства эпохи Возрождения Чарльз Дент прочитал в журнале National Geographic о найденных записях и скульптуре, которая так и не была отлита, и решил поставить точку в этой истории.
Дент пригласил скульптора Нина Акаму, чтобы воплотить в жизнь оригинальные рисунки да Винчи. Акаму рассказала: «Скульптура, которую я создала для Leonardo da Vinci’s Horse, Inc. (организация, основанная Ч.Дентом), - это дань уважения творческому гению Леонардо да Винчи. Она не совсем такая, каким мог бы быть Конь Леонардо. Это и не задумывалось как воссоздание оригинала. Тем не менее, на работу оказали значительное влияние некоторые произведения искусства того периода, особенно дневники Леонардо, и в том числе оригинальные эскизы скульптуры для герцога Сфорца.
Чарльз Дент умер в 1994 году, не увидев свой проект завершённым. Бронзовый конь в окончательном варианте был установлен на ипподроме Сан-Сиро в Милане в 1999 году, ровно через 500 лет после уничтожения оригинальной модели. Он стоит на белом пьедестале из каррарского мрамора. Высота его - 7,5 метра, а вес - 15 тонн.
Вторая копия Коня находится в Саду и Парке скульптур Фредерика Мейера в Мичигане, а две меньшие версии были установлены в Аллентауне, штат Пенсильвания, где жил Чарльз Дент, и на площади Пьяцца делла Либерта в городке Винчи в Италии, где родился Леонардо.
Музей Леонардо Да Винчи
Музей Леонардо да Винчи знакомит посетителей с поистине невероятными творениями величайшего гения Ренессанса. Его проекты существенно опережали своё время, а многие дневники с удивительными чертежами были зашифрованы с помощью зеркала, и разобрать записи можно лишь в отражении — именно так да Винчи прятал свою интеллектуальную собственность от посторонних глаз.
Учёные и инженеры по сей день вдохновляются и восхищаются работами «универсального мастера», а многие из его идей невозможно реализовать даже сейчас с использованием новейших технологий.
Полезно знать
Не пропустите часовню святого Губерта: она находится перед входом в замок Амбуаз. Нужно купить билет в замок, чтобы её посетить. Поскольку она расположена в саду, вы можете зайти туда до или после посещения замка. В город Амбуаз несложно добраться поездом (примерно час от Парижа).
Великий итальянский художник эпохи Возрождения нашёл последнее пристанище в часовне святого Губерта
Рассказать друзьямВ небольшой часовне, расположенной в парке замка Амбуаз над Луарой, находится могила "человека Возрождения": Леонардо да Винчи.
В последние годы жизни итальянский художник, изобретатель, мыслитель и универсальный гений работал на французских правителей Милана. В 1515 году король Франциск I дал Леонардо титул первого королевского художника, инженера и архитектора. Затем Леонардо переехал во Францию и стал работать при дворе французского монарха. Он больше не вернулся в Италию. Леонардо жил в Амбуазе в замке Кло-Люсе, недалеко от летней королевской резиденции. Он занимался в основном научными исследованиями вплоть до своей смерти 2 мая 1519 года.
Леонардо хотел быть погребённым в церкви святого Флорантена в Амбуазе, что и было сделано 12 августа 1519 года. Однако эта церковь была разрушена во время Французской революции в конце XVIII века (и позже при Наполеоне I). Предполагаемые останки Леонардо да Винчи были обнаружены в 1863 году и перенесены в часовню святого Губерта в парке замка Амбуаз. В наши дни могила находится слева от входа в часовенку. Две эпитафии (на французском и на итальянском) на стене рассказывают о рождении и смерти Леонардо, а также о том, как он нашёл последнее пристанище в часовне святого Губерта.
Наследие и последний приют Леонардо да Винчи в "долине королей"
Франция — страна королей. Короли были, конечно, и в других странах, а в некоторых монархия сохранилась до сих пор, и это несмотря на революции и войны, ставшие причиной исчезновения с географических карт некогда могущественных империй. Во Франции монархия не сохранилась. Наоборот, народ поступил с ней жестко, гильотиной наказав за «если нет хлеба, пусть едят пирожные».
6 Украшение камина в замке Амбуаз (флигель Карла VIII)И все же, когда мы говорим «король», «королева», «королевский замок», вспоминаем прежде всего Францию. И не только потому, что во Франции монархия достигла своего абсолюта (лучше Людовика XIV об этом сказать нельзя: «Государство — это я»), но и потому, что французы со свойственной им тягой к пышным церемониям, красивым жестам, одеждам и речам имели самый блестящий в Европе двор, на который остальные монархии смотрели с завистью. Резиденции и сады французских королей, их манеры, придворный этикет со всеми его сложными ритуалами пытались копировать, перенести в другие страны, приладить к другим королям. Но, как правило, получалось только бледное подобие — за французами, придумавшими моду, угнаться было невозможно.
Однако не сразу Франция стала задавать тон остальной Европе. В Средние века это была дремучая страна с необразованным населением, раздираемая феодальными разногласиями и конфликтами с соседними странами. Толчком для комплексного преображения Франции, развития ее искусства, архитектуры, изящной словесности стало итальянское Возрождение. Все началось не совсем красиво — с вторжения на итальянские земли и захвата некоторых итальянских княжеств (вплоть до XIX века Италия не была единой страной). Из многочисленных итальянских походов французские короли принесли самое главное — свежие мысли и новые идеи относительно того, как должна выглядеть королевская резиденция.
Короли стали приглашать итальянских мастеров для перестройки и обустройства своих многочисленных замков, большинство из которых в то время находились в долине реки Луара. Одним из таких мастеров стал Леонардо да Винчи, приехавший во Францию по личному приглашению Франциска I.
Так долина Луары (или долина королей, как ее еще называют) оказалась последним пристанищем величайшего гения в истории человечества. Здесь он провел последние годы своей жизни, здесь он и похоронен.
12 Замок Амбуаз и часовня Святого Губерта (слева), где находится могила Леонардо да Винчи 6 Замок Кло-Люсе, где Леонардо провел последние годы своей жизни - с 1516 по 1519 гг.В рамках своего мини-тура по долине Луары я не могла пропустить Амбуаз, где находятся два замка, связанных с именем Леонардо да Винчи. Из Блуа, где я провела два дня, один из которых посвятила Шамбору, Шеверни и Борегару, я отправилась на электричке в Амбуаз. Но, несмотря на ранний утренний приезд, не успела на автобус до самого романтичного из замков долины Луары — Шенонсо. На самом деле, это было даже к лучшему, потому что у меня оставались силы на спокойный осмотр замков в Амбуазе — королевской резиденции и Кло-Люсе.
Амбуаз, как и Блуа, — небольшой городок (всего 12 000 жителей), раскинувшийся на оба берега Луары. Так как вокзал SNCF в Амбуазе находится на левом берегу реки, то, чтобы попасть в старый город, где находятся замки, нужно пройти последовательно по двум мостам через Луару. Почему по двум? Дело в том, что по центру реки находится довольно крупный остров Иль д’Ор (Золотой), который как бы и разбивает мост на две части.
С моста видна главная достопримечательность Амбуаза — замок Амбуаз. В отличие от замка в Блуа, Амбуазский замок не имеет во французском языке приставки Royal (королевский), хотя в принципе право на это имеет. В стенах замка родился и умер король Карл VIII. Вездесущий Франциск I (тот самый, что строил замки в Блуа и Шамборе и пригласил да Винчи во Францию) провел в Амбуазе детство и очень любил этот замок, где неоднократно останавливался уже в зрелом возрасте.
9Замок, окруженный довольно мощными фортификационными башнями и стенами, находится на холме и возвышается над остальной плоскостью города. Это место было выбрано совершенно не случайно. В Средние века здесь находилась стратегически важная переправа через Луару, которую проще всего было контролировать именно с такой возвышенности.
Амбуазский домен достался королям из династии Валуа очень просто: владельцев обвинили в государственной измене, а имущество конфисковали.
12Не успев на автобус до Шенонсо, я отправилась в замок Амбуаз. Как и в Шамборе, взяла аудиогид на русском языке. У того и другого замка — довольно обширная территория, многочисленные покои многочисленных королей и других исторических личностей, поэтому аудиогид необходим как воздух — иначе ходишь бесцельно и бездумно словно китайский болванчик.
Королевские покои в Амбуазском замке строились в основном при жизни короля Карла VIII, который родился в Амбуазе и был сентиментально привязан к месту, где прошло его детство. Именно он привез с собой из итальянских походов итальянских мастеров — художников, инженеров, зодчих, которые приложили руку к устройству новой королевской резиденции, имеющей ренессансные черты.
Самое обидное, что король в ней так и не пожил. Ударившись головой о притолоку отхожего места здесь же, в Амбуазе, Карл VIII получил сотрясение мозга и через 9 часов банально умер, не приходя в сознание. Карлу было всего лишь 28 лет и после себя он не успел оставить наследников. Так королем стал Людовик XII из орлеанской ветви Валуа, который перенес резиденцию в обожаемый им Блуа.
Как сказали бы в наше время, это была заявка на получение премии Дарвина за самую нелепую смерть.
6Вот такие симпатяшки-гаргульи (непременный элемент любого готического здания) украшают часовню.
3Перед входом в часовню на портале фасада снизу изображены чудеса Святого Губерта (покровителя охотников, поэтому он всегда изображается с животными), а сверху — Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, по бокам от которых скромненько так помещены коленопреклоненные Карл VIII и Анна Бретонская.
8Внутри часовня чем-то напомнила интерьер собора Саграда Фамилия. Понятно, что сравнивать их на самом деле нельзя — разные люди создавали эти здания в разные эпохи и с разным замыслом. Но все же именно о Саграде Фамилия я вспомнила, когда увидела тончайшее каменное кружево и витражи часовни Святого Губерта.
3 2Витражи относятся к 18–19 вв. и изображают сцены жизни Святого Людовика.
5Самое главное, ради чего стоит приехать в Амбуаз, потратить деньги на входной билет в замок, подняться на холм и зайти в часовню — это увидеть место, где покоятся останки величайшего гения, когда-либо жившего на земле. Леонардо да Винчи.
На табличках над его могилой написано на французском и итальянском, что умер он в Кло-Люсе 2 мая 1519 года. Похоронен в замке Амбуаз в церкви Святого Флорентина, разрушенной в 1807 году. Останки перенесены в часовню Святого Губерта в 1863 году.
В действительности достоверно неизвестно, кто именно покоится под могильной плитой. Одна из тайн истории, которую французские власти не спешат раскрыть, ведь тогда, скорее всего, выяснится, что это вовсе не да Винчи, а кто-то другой. Детектив, по которому можно смело снимать фильм о поисках истинных останков великого флорентийца.
Дело в том, что некоторое время Амбуазский замок был в центре бушевавших в XVI веке во Франции религиозных войн между католиками и гугенотами. В городе царила разруха и беззаконие. Кладбище, где был похоронен да Винчи и представители знати, было разорено, так как мародеры забирали себе все ценное, что только можно, вплоть до крышек гробов, из-за чего кости перемешивались. Позже, уже во времена Бонапарта, его ставленник, получивший во владение Амбуаз с условием восстановления, так «довосстанавливался», что окончательно разобрал и разрушил церковь Святого Флорентина. Позже кости Леонардо да Винчи были отобраны из общей кучи практически наугад, по тем приметам, что художник был рослым человеком с крепким телосложением.
Жаль, что сегодня мы в точности не знаем, где находятся настоящие останки гения — Франция не спешит отдавать на экспертизу то, что лежит под могильной плитой в часовне Святого Губерта. Что мы знаем в точности, так это то, что последние годы своей жизни да Винчи провел здесь, в Амбуазе, в окружении учеников, и занимался тем, что ему нравилось гораздо больше живописи — инженерным делом и проектированием.
Но вернемся обратно на площадку замка. Еще одна причина, по которой все-таки стоит потратиться на входной билет и посетить Амбуазский замок, — это возможность осмотреть окрестности.
С высоты замкового холма весь город как на ладони. Немного однообразный сверху — все эти крыши графитового цвета наводят тоску…
7Зато вполне симпатичный вблизи. В городе множество интересных кондитерских, шоколадных и ресторанчиков, где приятно провести вечер за бокалом местного туреньского.
5 Самая знаменитая кондитерская в городе. Упоминается во всех путеводителях по АмбуазуХорошо видна с замкового холма и главная и старейшая церковь города — Сен-Дени, построенная в романском стиле.
5Но, самое главное с точки зрения жителя средневековой крепости, отлично просматривается стратегически важная переправа через Луару.
В наши дни, конечно, переправа, как и толстые мощные стены замка, утратила военное значение. Да и вообще Луара в век автомобилей и самолетов утратила свое значение — в качестве водной артерии, соединяющей север и юг страны.
2 Гаргульи - вечные стражники переправы на башне ЮртоВ наши дни по реке плавают только декоративные лодочки для увеселения туристов. А раньше по ней плыли огромные баржи, груженные вином, хлебом и лесом.
Конь Леонардо, Il Cavallo dello Sforza
Могила Леонардо да Винчи
Как добраться
Музей находится во Флоренции по адресу Via dei Servi, 66/68R, в пешеходной зоне между Галереей Академии и Дуомо — собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Добраться до него можно на автобусах № 14, 23, С1, ехать нужно до остановки Via De' Pucci. Также можно воспользоваться маршрутами 1,6,7,11,14,17,19,20,23,25,31,52,54,82 и выйти на остановке Piazza di San Marco.
Кроме общественного транспорта во Флоренции путешественники используют мобильные приложения для вызова такси в Италии — это AppTaxi и MyTaxi, доступные для Android и гаджетов Apple, с интерфейсом на итальянском или английском языках. Другие распространенные варианты — ItTaxi и местный сервис TaxiFlorence. Комфортное передвижение обеспечит заранее заказанный трансфер, особенно при дефиците времени для осмотра достопримечательностей Флоренции.
Как можно было потерять могилу Леонардо да Винчи?
Город Амбуаз впервые упоминается в письменных источниках в VI веке. Долгие годы город был во владении феодального семейства Амбуазов, которые контролировали здесь стратегически важную переправу через реку Луара. Однако в 30-х годах XV века владелец замка был обвинен в заговоре против короля и его владения изъяли в королевскую казну.
02.
В этом замке вырос французский король Франциск I, который в 1516 году пригласил во Францию величайшего ученого и одного из крупнейших мастеров эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
03.
Франциск I обеспечивает его работой и поселяет в замке Кло-Люсе, который также расположен в городе Амбуаз.
04.
Леонардо оказался не первым итальянским мастером, которого французский король пригласил на работу во Францию. До него подобной чести удостоились Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо.
05.
К сожалению, в эти годы Леонардо был далеко не в своей лучшей форме, у него онемела правая рука и он практически не мог рисовать, зато он мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор
06.
Однако прожил он в этом замке всего три года и 2 мая 1519 года в окружении своих учеников Леонардо да Винчи умирает на 68 году жизни.
07.
Согласно завещанию он был похоронен в небольшой церкви Св. Флорентина в Амбуазе недалеко от замка.
08.
Спустя всего 50 лет после смерти Леонардо во Франции начались Гугенотские войны, которые бушевали в этих краях в течение 30 лет. На территории церковного кладбища, помимо могилы Леонардо, было захоронено много знатных вельмож, чьи богатые саркофаги привлекали внимание неимущих горожан.
09.
Восставшие граждане разворовывали церковную утварь, могильные плиты и даже крышки гробов. В итоге кладбище было фактически уничтожено. Вторичное разграбление произошло во времена французской революции.
Могила Леонардо да Винчи также была разграблена и утеряна.
10.
В XIX веке предпринимаются попытки восстановить могилу великого итальянца.
Тогда же случается какая-то очень мутная история с обнаружением останков, которые якобы могут быть останками Леонардо, а могут и не быть.
11.
Мнимые останки великого флорентийца помещают под могильную плиту в часовне Св. Губерта.
12.
Уже в наше время предпринимались попытки итальянских исследователей провести эксгумацию останков для проведения анализов ДНК для сравнения с потомками семьи Винчи, но разрешение от французских властей на такой анализ получено не было.
Так выглядит "могила" Леонардо да Винчи в часовне Св. Губерта в замке Амбуаз.
13.
А поток туристов со всего мира продолжает расти.
14.
Мы с трудом смогли припарковаться на набережной около замка.
15.
Если когда-нибудь будете в этих местах, то обязательно сходите в парк, в котором воплощены в жизнь некоторые изобретения Леонардо да Винчи.
16.
А вы знали, что Леонардо да Винчи умер во Франции?
Напоминаю вам, что каждую среду в 11.00 выходит рубрика "Путешествуем по Европе", в которой я рассказываю вам о различных достопримечательностях европейских стран.
Читайте также: