Место строительства и ремонта кораблей в афинах
Древними греками было создано немало прекрасных строений. Они разработали точные правила и принципы храмового зодчества (об этом я писала в предыдущих статьях - здесь и здесь ). Однако главным шедевром греческой архитектуры, воплотившим представление греков о красоте, гармонии и мере, стал ансамбль Афинского Акро́поля .
(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну, продовольственные запасы и вооружение города.Афинский Акрополь. Реконструкция. Афинский Акрополь. Реконструкция.
Он был возведен после триумфального окончания греко-персидских войн во время правления Пери́кла (490 – 429 гг. до н.э.). Это было время наивысшего культурного расцвета греческой столицы. Перикл собрал вокруг себя лучшие интеллектуальные и художественные силы Эллады. Общее художественное руководство строительными работами на акрополе осуществлял друг Перикла - скульптор Фи́дий .
Филипп фон Фольц. "Эра Перикла". Филипп фон Фольц. "Эра Перикла".Акрополь, выстроенный на естественной скале, высоко и гордо возносился над городом. Раз в четыре года в честь покровительницы полиса – богини Афины - устраивался праздник – Великие Панафине́и , когда граждане города в торжественном шествии восходили на акрополь для проведения ритуалов в главном его храме.
Панафинейское шествие на Афинский Акрополь. Панафинейское шествие на Афинский Акрополь.Приближаясь к холму, идущие, издалека видели небольшой и весьма изящный храм Нике Апте́рос , работы архитектора Калликтра́та . Он был посвящен богине Победы, которую греки для этого храма, изобразили бескрылой, чтобы она не могла покинуть их страну. Эта статуя находилась внутри здания храма – наосе .
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос.Снаружи его украшали изящные ионические колонны, и рельеф, с изображениями эпизодов греко-персидских войн и фигурами богов.
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос.Среди этих изображений была и удивительная по мастерству выполнения фигура Ники, развязывающей сандалии. Её тело приобретало свои очертания сквозь, словно намокшую ткань, формирующуюся удивительно реалистичными складками.
Ника, развязывающая сандалию. Барельеф храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию. Барельеф храма Ники Аптерос.Рельефы и внешние детали храма были ярко раскрашены и вызывали неподдельное восхищение жителей и гостей Афин.
Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Реконструкция. Афинский Акрополь. Храм Нике Аптерос. Реконструкция.Дальше путь пролегал через мощные и торжественные – Пропиле́и , спроектированные Мнеси́клом . Это была весьма оригинальная идея – сделать ворота, в виде храма .
Афинский Акрополь. Пропилеи. Афинский Акрополь. Пропилеи.Оттого, что лестница, идущая через Пропилеи к холму поднималась вверх, и из-за обилия колонн этого сооружения, участники процессии не могли заранее разглядеть главную площадь Акрополя. И это заставляло их напряжённо ожидать и предвкушать зрелище, которое должно было открыться их взору.
Афинский Акрополь. Пропилеи. Реконструкция. Афинский Акрополь. Пропилеи. Реконструкция.И вот, миновав Пропилеи, шествие оказывалось в святая святых Афин. На главной площади акрополя, пришедших встречала статуя Афины-Прома́хос (воительницы) созданная Фидием. Её высота, согласно некоторым источникам составляла 9 метров. Шлем и наконечник копья этой бронзовой скульптуры, были покрыты золотом. И, как говорят, древние свидетельства, отражавшийся на них солнечный свет был виден из далека, служа своеобразным маяком, проплывающим судам.
Реконструкция площади Афинского Акрополя. Реконструкция площади Афинского Акрополя. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Афинский Акрополь. Эрехтейон.Храм этот, согласно легенде, был построен на месте спора богов Посейдона и Афины, за покровительство над городом, у которого ещё не было собственного имени. Спор взялся рассудить правивший тогда царь Эрехтей . Он предложил богам одарить эту местность, тем, что, по мнению горожан, станет залогом дальнейшего процветания. Посейдон выбил своим трезубцем источник воды, а по воле Афины здесь выросло оливковое дерево. Победа в споре была присуждена Эрехтеем Афине, и город был назван в честь неё. (О верованиях древних греков читайте в этой статье ).
Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой.Храм Эрехтейон стал важнейшим святилищем акрополя. В нём хранилсь важнейшие реликвии. Здесь же находилась могила почившего царя Эрехтея. В храме можно было увидеть источник солёной воды, выбитой во время судьбоносного спора из скалы Поседоном. И, разумеется, у храма росло оливковое дерево, выращенное Афиной. И хотя оно гибло во время катаклизмов и войн, оно каждый раз возрождается на своём месте, в чём может убедится каждый, кто приходит к Эрехтейону. :)
Священное оливковое дерево у Эрехтейона Священное оливковое дерево у ЭрехтейонаЭто храм удивляет своей асимметрией - все его стороны имеют отличное друг от друга оформление.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Реконструкция.Два входа – с восточной и западной сторон вели в разные части храма – одна из которых посвящалась Афине-Полиаде (Градохранительнице), а другая Посейдону и Эрехтею.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Афинский Акрополь. Эрехтейон.Самым интересным был фасад, обращенный к Парфенону, и находящийся как раз в поле зрения идущих мимо участников шествия. Его портик (выступающий вперед вход) украшали кариати́ды - женские статуи, которые поддерживали крышу, заменяя собой колонны.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид.Когда то они были раскрашены, и были похожи на живых девушек.
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Реконструкция. Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Реконструкция.Оставив позади Эрехтейон, процессия теперь попадала под очарование са́мого выдающегося строения Греции – Парфено́на . Его архитекторы Икти́н и Калликра́т создали непревзойденный шедевр.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.Это был величественный храм-периптер , с соотношением дорических колонн на его сторонах равном 8/17. Он был обильно украшен рельефами и скульптурой, выполненными Фи́дием и его учениками и ярко раскрашен.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.Интересно, что для того, чтобы этот грандиозный храм казался идеально-симметричным и совершенным, архитекторы, учитывая особенности нашего оптического восприятия … несколько исказили его пропорции (это называется курватурами - от лат. curvatura - кривизна).
Иктин и Калликрат чуть повысили к центру ступени подножья храма, чуть наклонили внутрь внешние колонны фасадов, а также сделали диаметр угловых опор, видимых на фоне неба, слегка больше, чем центральных. Таким образом, Парфенон, кажется смотрящим на него, удивительно «живым», и приятным глазу.
Курватуры Парфенона Курватуры ПарфенонаНа его стенах, по всему периметру (фриз длинной 160 метров и высотой 1 метр) Фидий разместил рельефы, с сюжетами, участниками которых были боги и мифические герои.
Реконструкция скульптурных групп фронтонов Парфенона. Реконструкция скульптурных групп фронтонов Парфенона. Фидий и его школа. Скульптура фронтона Парфенона. Британский музей. Фидий и его школа. Скульптура фронтона Парфенона. Британский музей.Кроме того, он изобразил панафине́йское шествие (пеших и всадников), причём с такой фантазией, что пластика поз и движений ни одного из изображенных 365 человек и 227 фигур животных не повторялась.
Фидий и его школа. Фриз Парфенона с изображением панафинейского шествия. Фидий и его школа. Фриз Парфенона с изображением панафинейского шествия. Л. Альма-Тадема. «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям» Л. Альма-Тадема. «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»В святилище Парфенона хранились городской архив и казна Афинского морского союза.
Внутри храма находилась ещё одна статуя Афины, выполненная Фидием – 12ти-метровая Афина-Парфёнос («Афина-Дева»), выполненная в хрисоэлефантинной технике . Руки и лицо богини, были покрыты пластинами слоновой кости, и выглядели, словно живыми. В глазах Афины сверкали драгоценные камни. Одежда же и оружие были инкрустированы золотом. В правой руке Афины была фигура богини Ники, в другой руке она сжимала копье. Шлем, щит и эгида Афины были украшены рельефами, работы Фидия.
Афина-Парфёнос. Реконструкция в новом Парфеноне (Нашвилл, штат Теннесси, США) Афина-Парфёнос. Реконструкция в новом Парфеноне (Нашвилл, штат Теннесси, США)Согласно преданию, на её создание понадобилось около 40 талантов (греческая мера веса) золота, что составляет примерно тонну.
Одна из исторических легенд гласит, что именно эта статуя послужила причиной недовольства афинян деятельностью Перикла и Фидия. По одной из версий, свой жизненный путь великий мастер закончил в тюрьме. Однако есть предположение, что он покинул город и умер на чужбине.
Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция. Афинский Акрополь. Парфенон. Реконструкция.Судьба Афинского Акрополя оказалась непростой.
В 5 веке Парфенон стал использоваться в качестве христианской церкви – Премудрости Богоматери.
Когда в 15 веке Византию завоевали турки, Парфенон превратили в мечеть, пристроив к ней минарет. А вот в Эрехтеоне разместился гарем турецкого коменданта.
Афинский Акрополь во времена Османской империи. Афинский Акрополь во времена Османской империи.В 17 веке во время войн, Парфенон стал использоваться как арсенал, в котором хранили боеприпасы. В 1687 году венецианцы, обстреливая с моря цитадель турок, попали прямиком в Парфенон. От взрыва его центральная часть была почти полностью разрушена. Взрывом была уничтожена и часть Пропилей. В том же году храм Ники Аптерос был разобран турками, на блоки для укрепления бастиона.
Старинная гравюра с изображением разрушения Парфенона. Старинная гравюра с изображением разрушения Парфенона.В начале 19 века, во время наполеоновских войн, британский посол в Константинополе Лорд Джеймс Брюс Элгин по соглашению с турецким правительством начал демонтаж и вывоз уцелевших рельефов и скульптур с храмов акрополя. Свои действия он мотивировал желанием спасти древнегреческие ценности в период не стабильной политической обстановки в стране.
По сути это была крупнейшая кража произведений античного искусства. Под давлением общественности, Элгин был вынужден продать свою коллекцию Национальному Британскому музею. Сейчас это крупнейшее собрание древнегреческой скульптуры афинского акрополя называется Мраморы Элгина. (Спор о праве владения Британией этой коллекцией всё ещё не закончен).
5. Акрополь был красочным местом
Многие люди сегодня думают, что древнегреческое искусство, особенно архитектура и скульптура были исключительно белыми. Если кто-то сегодня посетит Парфенон в Акрополе, то увидит белый или, скорее, сероватый памятник рядом с такими же белыми древними руинами. Однако в древние времена этого просто не было.
Древние греки были людьми, которые любили цвет. Их статуи были раскрашены в яркие цветовые сочетания. То же самое касалось и их храмов. Греческая архитектура на самом деле была настолько красочной, что была ближе к сегодняшнему китчу, чем к белому классическому идеалу, приведённому в школьных учебниках.
Причина, по которой руины классической древности сегодня белые, заключается в том, что пигменты со временем распадаются. Однако во многих случаях они прослеживаются или даже наблюдаются невооруженным глазом. Хранители Британского музея обнаружили следы пигмента на мраморе Парфенона с тех пор, как они впервые прибыли в музей в начале XIX века.
Поистине прекрасное изображение Парфенона в цвете появляется на картине Альмы-Тадемы «Фидий, показывающий Фриз Парфенона своим друзьям». Картина датируется 1868 годом и представляет собой визуально стимулирующее исследование фриза Парфенона.
9. Парфенон как Христианская церковь и мечеть
Парфенон Акрополя теперь может быть известен как храм богини Афины, но за свою долгую жизнь в две с половиной тысячи лет храм много раз переходил из рук в руки.
После IV века нашей эры старая языческая религия начала увядать перед христианством. Христианизированная поздняя Римская империя и её продолжение, более известное как Византийская империя, гарантировали, что новая догма не встретит конкуренции. Во времена своего правления император Феодосий II приказал закрыть все храмы, связанные с язычеством.
К концу шестого века Парфенон превратили в одну из христианских церквей, посвящённых Деве Марии, ставшей явной заменой Афине. Четвёртый крестовый поход был направлен на то, чтобы уничтожить христианские остатки Восточной империи, известной как Византия. Афины превратились в латинскую Голландию, а Парфенон - в католическую церковь примерно на двести пятьдесят лет.
В 1458 году османы завоевали Афины и превратили Парфенон в мечеть с минаретом.
Следующая глава в истории памятника началась с Греческой революции (1821-1832), в результате которой было создано современное греческое государство. С тех пор Парфенон является историческим памятником, а с 1933 года было осуществлено девять реставрационных проектов.
Доклад по 36 парагрофу "в гаванях афинского порта Пирей"
Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время греко-персидских войн, в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.
V в. до н.э. – Пирей стал главным портом Афин.
В порту располагались:
Во время правления Фемистокла афинский флот стал самым сильным во всей Элладе.
Афинский флот состоял из 400 триер.
Триера – греческий корабль с тремя рядами вёсел. Триеры отличались маневренностью и быстротой хода.
Строительные верфи – место для сооружения и ремонта кораблей.
Афины были крупным торговым центром. Все прибывающие в порт купцы обязательно платили пошлину.
Из Афин торговцы вывозили:
предметы роскоши (статуи, украшения, посуду из драгоценных металлов).
Купцы ввозили в Афины:
предметы роскоши из заморских стран,
В Древней Греции широко была распространена работорговля.
Рабов привозили из других стран. После того как Солон отменил долговое рабство, гражданин Афин не мог стать рабом.
Рабов продавали на рынке в Афинах. Раба можно было купить по цене двух быков.
Рабов отправляли на рудники, использовали в ремесленных мастерских, на полях, брали в слуги в богатые семьи.
Убивать рабов было запрещено, но нагружать тяжёлой работой можно.
Владелец раба мог отпустить его на свободу. Тогда раб становился метеком (свободным человеком, но не гражданином).
Мыслители Древней Греции (Аристотель, Платон) оправдывали рабство. Считали его справедливым.
Фемистокл – афинский архонт, организатор сил сопротивления Греции во время нашествия Ксеркса.
Афины обладали самым сильным флотом во всей Греции. Афинский порт Пирей был главным входом в Грецию для морских судов. Сюда приезжали купцы, работорговцы, здесь были верфи для строительства судов.
Рабство существовало не только в Древней Греции. Оно было характерным явлением для Древнего мира. Из законов царя Хаммурапи, правителя Древнего Вавилона, мы знаем о рабстве Древнего Востока. Рабы не считались людьми, они приравнивались к скоту или к «говорящим орудиям труда». Рабов можно было продавать и покупать. Рабы обязаны были носить знаки отличия – особую причёску или клеймо, выжженное на коже. Рабство в Древнем Вавилоне было более жестоким, чем в Древней Греции.
Если представить, путешествия древних греков, взглянув на карту, то можно увидеть, что чаще всего они путешествовали по морю. Поэтому знакомство с Афинами начнется с порта этого города.
Расположение порта Пирей
Портом называется место, где к земле пристают корабли. Афинский порт назывался Пирей и находился в 5–6 км от самого города Афины (рис. 1). Чтобы обезопасить свой порт, афиняне окружили его толстыми стенами и построили еще две стены, которые соединяли Афины с самим портом Пирей. Эти стены так и назывались – «длинные стены».
В Пирее стояли как военные, так и торговые корабли. У Афин был мощный военный флот, который насчитывал несколько сотен судов. В их число входили биремы (два ряда весел) (рис. 2) и триеры (три ряда весел) (рис. 3). Триеры были очень подвижными и легкими. Такие корабли помогли грекам одержать победу во время Саламинского морского сражения. На такой триере помещалось около сотни солдат, и еще оставалось место для гребцов.
Кроме военных судов, в Пирее находились и торговые суда (рис. 4). Они были большими и объемными, так как торговым кораблям был нужен большой трюм, чтобы туда вошло как можно больше грузов.
Торговля в Афинах
Афиняне в другие города Греции вывозили в основном вино, оливковое масло и мед. Для того чтобы перевозить жидкие товары, нужны были сосуды, которые назывались амфоры (рис. 5). Именно в афинских амфорах эти товары путешествовали по всей Греции и даже по всему Средиземноморью.
Среди торговцев ходил человек, который следил за тем, что они вывозили из города. Такие люди, в частности, следили, чтобы торговцы не вывозили из Афин плоды фигового дерева (инжир) (рис. 6), так как считалось, что это дерево грекам подарила богиня Деметра, которую когда-то афиняне радушно приютили. Поэтому плоды фигового дерева было запрещено вывозить из Афин.
Что касается того, что везли в Афины, то это были хлеб, камень для строительства и железо. Существовал закон, по которому союзники Афин не могли продавать железо никому, кроме самих Афин. Это делалось для того, чтобы другие греческие города не смогли сделать из железа оружие и напасть с ним на Афины.
Рабов греки захватывали на дальних побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 8). Нередко это были военнопленные, но бывали случаи, когда греческие работорговцы высаживались на берегу и захватывали детей, чтобы потом продать их в качестве рабов на территории Греции.
12. Акт сопротивления нацизму на Акрополе
В апреле 1941 года Афины перешли под власть Гитлера. Свастика развевалась на холме Акрополя, сменив флаг Греческого царства. 30 мая 1941 года два греческих студента университета по имени Манолис Глезос и Апостолос Сантас тайно поднялись на Акрополь через пещеру Пандросейон. Избегая немецкого охранника, который напивался возле Пропилеи, они сняли свастику и ушли незамеченными. Жители Афин проснулись от вида Акрополя, свободного от символа завоевателя. Это был первый акт сопротивления в Греции и один из первых в Европе. Эта новость подняла дух оккупированных европейских народов как символическая победа над фашизмом.
Лоренцо Коста «Арго»
Богини Гера и Афина не оставили Ясона без своего покровительства. Быстроту, маневренность и неуязвимость судна обеспечивал все тот же волшебный дуб – часть его, по милости Афины, была использована для производства деталей судна. Именно из него была сделана женская фигура, расположенная на носу галеры. Это, как гласит одно из преданий, положило начало традиции украшать таким образом корабли.
Реальная история, вероятно, более прозаична. Многие историки и инженеры строили умозрительные чертежи и материальные макеты легендарного судна. Предполагаемая величина корабля при этом была такой: длина около 16 м, ширина – около 3 м. Исходя из особенностей древнегреческого судостроения, думают, что на нем располагалась одна мачта, не было палубы. Насчет мифологических описаний судна тоже существуют некоторые сомнения, в частности, о количестве весел. Считается, что более правдивая цифра двадцать – по десять с каждой стороны.
Трудное плавание началось. Много приключений ожидало отважных аргонавтов. По пути в Колхиду они нередко останавливались и всегда эти привалы сопровождались подвигами. Судно Арго не участвовало в морских сражениях: все битвы происходили на суше, но оно было действующим лицом похода, так как, фигурально выражаясь, оно являлось устами богини Афины, которая всегда помогала путешественникам, давала ценные советы и подсказки. О пиетете, который испытывали моряки перед своим кораблем, говорит и то, что они в принципе дали ему имя, до этого история не сохранила названий судов: не было принято.
Одним из самых знаменитых событий плавания стало прохождение через блуждающие скалы Симплегады. Мореплаватели сначала пустили через горы голубку, решив, что если она пролетит и уцелеет, то и корабль сможет проскочить. Аргонавты увидели мощь смыкающихся скал в действии, когда ожидали голубя, и не могли не устрашиться. Но птица вернулась невредимой, только одно перо из хвоста вырвали утесы. Храбрые воины ринулись в просвет и были на волосок от гибели, но спаслись, лишь одна доска корабельного руля пострадала.
3. Древняя художественная галерея Пропилеи
Одним из самых красивых зданий Акрополя являются Пропилеи. Пропилеи были монументальным входом в священный холм, спроектированным архитектором Мнесиклом.
Здание было частью строительной программы Перикла, и, хотя его строительство заняло пять лет (437-342 до н. э.), оно осталось незавершённым.
Пропилеи были сделаны из высококачественного местного пентелийского мрамора и элевсинского известняка для частей здания. Южная сторона здания, вероятно, использовалась для ритуальной трапезы. Северная сторона была особенно интересна, так как это была своего рода ранняя художественная галерея. Павсаний, римский автор, описывает эту часть Пропилеи как Пинакотеку, то есть картинную галерею. Он даже описывает некоторые из картин, которые включали работы на различные религиозные темы известных художников, таких как греческие живописцы этоса Полигнот и Аглаофон.
Интересно, что Пинакотека была общедоступна, по крайней мере, для тех, кому разрешалось входить в Акрополь (рабам и тем, кто не считался чистым, вход был запрещен). Этот, казалось бы, публичный характер Пинакотеки делает её интересным примером в древней истории музеев.
Прошу, дайте пожалуйста определение слов из Древней Греции: Триера, стратег, верфь, керамик, пифосы, амфоры, агора, портик, фронтон, совет пятисот, Акрополь, фидий, парфенон, кареатиды, эрехтейон, педагог,гимнасия, палестра, демократия, софокл, аристофан, народное собрание ( ПОЖАЛУЙСТА КРАТКО )
Триера (греч. trieres — "тройной") — античное гребное судно с тремя рядами весел — тремя палубами (одна над другой) для гребцов. По иной версии, так называли суда, у которых на одно весло приходилось по три гребца
Стратег (греч. στρατηγός) — у древних греков должность главнокомандующего войском, заведовавшего в то же время внешними делами государства и отчасти финансами, включая судебную власть по всем указанным отраслям управления.
Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов. Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей.
Керамик - место захоронения наиболее почётных граждан Афин.
Пифос (др. -греч. πίθος, πίθοι) — большой древнегреческий кувшин (мог быть размером с человека и более) , сосуд для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, соленой рыбы.
Aмфоры (от греч. amphorьus) – античный сосуд из глины, реже металла, с расширенной верхней и суженой нижней частью тулова, с узким горлом и двумя ручками, чаще всего служивший для хранения жидкостей (например, вина, масла, мёда, соков косточковых культур и т. д.) .
Агора (греч. agorá) — в Древней Греции: собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (торговые, судебные, военные).
Портик (лат. porticus - крытый ход, навес) - 1) перекрытие, поддерживаемое колоннадой или аркадой, образующее выступающую часть здания; 2) самостоятельное архитектурное сооружение, характерное для искусства античности и классицизма.
Фронтон - (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши и карнизом.
Совет пятисот — в Древней Греции один из высших органов власти.
Акрополь (от гр. «akra polis» – «верхний город» ) – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности.
Фидий (5 в. до н. э.) , греческий художник; наряду с Поликлетом один из двух самых значительных и авторитетных мастеров древнегреческой скульптуры эпохи классики.
Парфенон — наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице.
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Эрехтейон (др. -греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Храм посвящённый богине Афине.
Педагог в Древней Греции (др. -греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка» ) — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с шестилетнего возраста.
1)Гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение, как правило, гуманитарно-филологического направления, дающее учащимся классическое общее образование. Термин заимствован из Древней Греции, где в т. н. гимнасиях обучались дети привилегированных слоев общества
2)Гимназия ж. греч. казенное, гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами.
Палестрами назывались у греков в противоположность общественным учреждениям для гимнастических упражнений, называемым гимназиями, школы для физических упражнений, содержавшиеся частными лицами, где мальчики получали физическое развитие.
Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.
Софокл — афинский драматург, трагик.
Аристофан - древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Экклесия (гр. ekklesia - народное собрание) - в Древней Греции общее собрание граждан полиса. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В период полисной рабовладельческой демократии (в Афинах - реформы Солона и Клисфена) расширились политические права Э. (выборность должностных лиц, контроль за исполнением ими своих обязанностей, решения о войне и мире, высшая законодательная власть, компетенция в отношении государств, процессов и право высылки).
6. Древо Афины и вода Посейдона
Эрехтейон был самым священным местом Афин. Это было здание, состоящее из двух храмов, одного для Афины и одного для Посейдона. Чтобы понять, почему эти два бога делили здание, нам нужно вернуться к старому мифу о том, как Афины получили своё название.
Согласно легенде, Афина и Посейдон хотели взять город под свою защиту. Чтобы избежать конфликта, Зевс вмешался и устроил бескровное соревнование.
Афина и Посейдон пришли на то место, где сейчас стоит Эрехтейон, и жители Афин собрались посмотреть на состязание. Во-первых, Посейдон открыл свой дар городу, ударив трезубцем по земле и произведя воду. В свою очередь Афина посадила семя, которое мгновенно выросло в оливковое дерево.
Афиняне оценили оба дара. Однако у них уже был доступ к большому количеству воды. Поэтому они выбрали оливковое дерево Афины, которое было отличным источником пищи и древесины. Афина стала божеством-покровителем города и назвала его Афинами в свою честь.
Эрехтейон - памятник этому мифу. Афиняне клялись, что слышали шум океана Посейдона под зданием. Кроме того, дыра в полу должна была быть тем местом, куда бог ударил своим трезубцем, соревнуясь с Афиной. В афинской половине храма был небольшой дворик, построенный вокруг легендарного дерева Афины.
1. Акрополь был заселён в доисторические времена
Находки на Афинском акрополе указывают на то, что холм был заселён, по крайней мере, с IV тысячелетия до нашей эры. В период расцвета так называемой микенской цивилизации Акрополь стал значительным центром. Большие циклопические стены, подобные той, что была в Микенах, защищали дворец (анакторон) и поселение на холме. Был также вырыт колодец, который, несомненно, оказался полезным во время осады.
Стены были названы пеласгийскими и до сих пор частично видны посетителям, когда они входят из Пропилеи. Афиняне архаического периода унаследовали руины Микенского Акрополя, который был достаточно богат, чтобы зажечь целую мифологию о прошлом города. Микенская гробница на Акрополе, также известная как гробница легендарного афинского царя Кекропса, стала самым священным местом во всех Афинах.
Как Акрополь сталь христианской церковью и мечетью и другие малоизвестные факты об афинском Парфеноне
Отписаться можно в любой момент.Афинский Акрополь, без сомнения, является самой популярной достопримечательностью греческой столицы. Примерно семь миллионов туристов ежегодно поднимаются на холм Акрополя, чтобы «телепортироваться» в Древнюю Грецию и поближе взглянуть на Парфенон. Место с богатой историей Акрополя может рассказать много увлекательных историй. В этой статье вы найдете двенадцать малоизвестных фактов об этом уникальном памятнике Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Акрополь в переводе с греческого означает высокую точку внутри города. Многие древнегреческие города имели свой собственный Акрополь, который обычно представлял собой цитадель на вершине холма. Самый известный Акрополь — это Афинский. В эпоху классической Греции это было священное место, посвящённое культу богини-покровительницы города Афины, а также других местных героев и божеств.
Хотя Акрополь был центром религиозной жизни Афин на протяжении веков, он стал известен в пятом веке до нашей эры, в золотой век афинской демократии. В то время Афины только что победили персов и возглавляли союз греческих городов-государств, бросавших вызов спартанской гегемонии Греции.
Перикл, видный политический деятель того времени, решительно продвигал идею нового Акрополя. Этот Акрополь сделает Афины городом неоспоримой красоты и величия. Потратив легендарную сумму денег, афиняне полностью переделали скалу Акрополя в место чудес.
Безусловно он не перестал развиваться и после классического периода. Священный холм Афин продолжал меняться с каждой новой цивилизацией, уходившей из города. Римляне, византийцы, латинские крестоносцы, османы и, наконец, современное греческое государство - все оставили свой след на скалистом холме.
4. Статуя Афины Промахос
В древние времена на Акрополе стояла колоссальная бронзовая статуя Афины. Статуя называлась Афина Промахос, то есть та, что сражается на передовой. Эта статуя была сделана Фидием, который также создал знаменитую статую Афины Парфенос, которая была внутри Парфенона. Согласно Павсанию (1.28.2), афиняне построили статую в благодарность Афине после победы над персами в Марафоне.
8. Акрополь имеет множество пещерных святилищ
На вершине Акрополя государство в первую очередь прославляло Афину и ряд других богов и героев. Однако вокруг скалистого холма было множество небольших пещер-святилищ, которые отвечали другой потребности. В отличие от официальных культов, пропагандируемых афинской буржуазией на вершине холма, эти святилища были небольшими культовыми объектами, предлагавшими индивидуальный контакт с божествами, которые обращались к нуждам простого народа.
Три из самых важных пещер были посвящены Зевсу, Аполлону и Пану. Другие известные из них включают святилище Афродиты и Эроса. Другая была посвящена Аглавре (Агравла), мифической дочери Кекропса. Согласно легенде, Афины находились в трудной осаде, когда пророчество гласило, что только через добровольную жертву Афины могут быть спасены. Услышав это, Аглавра немедленно бросилась со скалы Акрополя. Афиняне ежегодно устраивали праздник в её память. Во время этого события молодые афиняне надевали свои доспехи и клялись защищать город перед святилищем Аглавры.
Парфенон: печальная судьба легендарного древнегреческого храма
Отписаться можно в любой момент.Великий храм Парфенон был построен в Афинах в период расцвета Греции в V веке до н.э. в качестве дара богине - покровительнице города. До сих пор этот удивительный храм, даже будучи сильно разрушенным, не перестает поражать своей гармонией и красотой. Не менее увлекательна и судьба Парфенона - многое пришлось ему повидать.
После победы греков над персами наступил «золотой век» Аттики. Фактическим правителем Древней Эллады в то время был Перикл, пользующийся большой популярностью в народе. Будучи очень образованным человеком, обладая живым умом и ораторским талантом, огромной выдержкой и трудолюбием, он имел большое влияние на впечатлительных горожан и с успехом проводил в жизнь свои планы.
В Афинах Перикл развернул масштабные строительные работы, и именно при нем на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, венцом которого явился Парфенон. Для воплощения грандиозных планов были привлечены архитектурные гении Иктион и Калликрат и один из лучших скульпторов Фидий.
Грандиозное строительство требовало и колоссальных затрат, но Перикл не скупился, за что его не раз обвиняли в расточительстве. Перикл был непреклонен. Выступая перед жителями, он объяснял: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу» . И граждане поддержали своего правителя. На все строительство ушла сумма, достаточная для создания флота из 450 боевых кораблей-триер.
В свою очередь от зодчих Перикл требовал создания настоящего шедевра, и гениальные мастера его не подвели. Через 15 лет был построено уникальное сооружение - величественный и в то же время легкий и воздушный храм, архитектура которого не была похожа ни на какой другой.
Просторное помещение храма (примерно 70х30 метров) со всех сторон по периметру окружали колонны, такой тип зданий называется периптором.
В качестве основного строительного материала использовали белый мрамор, который привозили за 20 км. Этот мрамор, имеющий сразу после добычи чисто белый цвет, под воздействием солнечных лучей начинал желтеть, и в результате Парфенон оказался окрашен неравномерно – северная его сторона была серо-пепельного цвета, а южная – золотисто-желтого. Но это совершенно не портило храм, а, наоборот, делало более интересным.
При строительстве использовали сухую кладку, без строительного раствора. Отполированные мраморные блоки соединяли между собой железными штырями (по вертикали) и скрепами (по горизонтали). В настоящее время строительными технологиями,используемыми при его строительстве, активно заинтересовались японские сейсмологи.
Есть у этого храма еще одна уникальная особенность. Со стороны его силуэт представляется абсолютно ровным и безупречным, а на самом деле в его контурах нет ни одной прямой детали. Для того, чтобы нивелировать результаты перспективы, использовались наклоны, искривления или утолщения деталей - колонн, кровли, карнизов. Гениальные зодчие разработали уникальную систему корректировки за счет оптических трюков.
Многие считают, что все древние храмы имели естественный цвет, но это было не всегда так. В античный период многие здания и сооружения старались делать красочными. Не стал исключением и Парфенон. Основными цветами, доминирующими в его палитре, были синий, красный и золотистый.
Интерьер украшало множество различных скульптур, но главной среди них была легендарная 12-метровая статуя Афины в образе богини войны, Афина Парфенос, - лучшее творение Фидия. Вся одежда и оружие ее были сделана из золотых пластин, а для открытых частей тела использовали слоновую кость. Золота только на эту статую ушло больше тонны.
Чёрные дни Парфенона
История Парфенона довольно печальна. Расцвет храма пришелся на расцвет Греции, но постепенно храм утратил свое значение. С распространением в Римской империи христианства в V веке храм был переосвящен и превратился в византийскую церковь Пресвятой Девы Марии.
В XV веке после захвата Афин турками храм стали использовать, как мечеть. Во время очередной осады Афин в 1687 году, турки превратили Акрополь в цитадель, а Парфенон - в пороховой склад, понадеявшись на его толстые стены. Но в результате попадания пушечного ядра от мощнейшего взрыва храм рухнул и его средней части практически ничего не осталось. В таком виде храм стал совсем никому не нужным, и началось его разграбление.
В начале XIX века с разрешения властей английский дипломат вывез в Англию огромную коллекцию великолепных древних греческих статуй, скульптурных композиций, фрагментов стен с резьбой.
Судьбой здания заинтересовались лишь тогда, когда Греция обрела независимость. С 20-х годов 20 века здесь начались работы по реставрации храма, которые ведутся по сей день, по крупицам собираются утраченные детали. Кроме того, правительство Греции ведет работу и по возвращению в страну вывезенных фрагментов.
Что же касается самой главной ценности Парфенона – статуи богини Афины гениального Фидия, то она утрачена безвозвратно во время одного из пожаров. Остались лишь ее многочисленные копии, хранящиеся в разных музеях. Наиболее точной и достоверной из сохранившихся считается римская мраморная копия Афина Варвакион.
Конечно, надежды на то, что когда-то храм предстанет в первозданном виде, нет никакой, но даже в нынешнем состоянии он является настоящим шедевром архитектуры.
Место строительства и ремонта кораблей в афинах
--> FISHKINET Загадочный корабль Древней Греции11. Баварский король подумывал построить дворец
В 1832 году Греция стала независимым государством под защитой крупнейших европейских держав (Англии, Франции, России). В то время, когда существовал Священный союз, и идея демократии казалась еретической, европейцы не могли допустить существования нового государства без абсолютного монарха.
Европейские державы окончательно посадили на трон новообретённого королевства баварского принца Отто Фридриха Людвига. Вскоре после прибытия в свою новую столицу, Афины, Отто столкнулся с проблемой: не было подходящего королевского дворца. Карл Фридрих Шинкель, знаменитый художник и архитектор, предложил новаторское решение. Предложение заключалось в том, чтобы дворец нового монарха располагался на вершине Акрополя. Его планы дворца были направлены на создание монументального королевского комплекса.
К счастью для будущих археологов, король отказался от этой идеи как от непрактичной. Тем не менее, изображения планов, нарисованных Карлом Фридрихом Шинкелем, дают очаровательный взгляд в альтернативную реальность.
2. Персы сровняли с землёй первый Парфенон
Сразу после первой победы над персами в Марафоне (490 год до н. э.) афиняне решили отпраздновать это событие, построив грандиозный храм Афины. Для этого они разобрали другой храм, названный Гекатомпедон, что означает сто футов (древняя единица длины), и использовали его материал для строительства нового храма.
Однако в скором времени персы снова напомнили о себе. В 480 году до нашей эры персидский царь Ксеркс I вновь вторгся в Грецию. Понимая, что они не в состоянии защитить город, афиняне приняли одно из самых важных решений в истории Афин. Они решили оставить город и отступить на остров Саламин, чтобы заманить персов в морское сражение. В конце концов афиняне вышли победителями из морской битвы при Саламине, но заплатили за это высокую цену.
Перед битвой персы вошли в Афины и сравняли город с землёй. Недостроенный Парфенон не избежал гнева захватчиков, которые ко всему прочему разрушили и старейший храм Афины.
Когда афиняне вернулись в свой город, они решили оставить руины старого храма Афины на месте, как напоминание об этих тяжёлых временах. Кроме того, тридцать три года спустя они построили новый Парфенон на вершине руин Пропарфенона.
7. Кариатиды
Кариатиды Эрехтейона - одна из самых изящных скульптур в истории искусства. Они уникальны тем, что сочетают в себе элегантность и функциональность. Сегодня посетители музея Акрополя могут найти пять из шести кариатид (шестая находится в Британском музее), выставленных как отдельно стоящие скульптуры. Однако первоначально они служили причудливыми колоннами на «Крыльце дев» Эрехтейона.
Название Кариатиды означает девы Карии, города в южной Греции. Город Кария имел исключительные отношения с богиней Артемидой. Более конкретно их культ был направлен на Артемиду Кариатиду. Поэтому многие учёные считают, что Кариатиды представляют собой жриц Артемиды из Карии.
Шесть женщин Эрехтейона поддерживают крышу над микенской гробницей, приписываемой легендарному афинскому царю Кекропсу. Кекропс был интересной фигурой афинской мифической традиции. Говорили, что он родился из земли (автохтон), и по этой причине он был наполовину человеком, наполовину змеёй (змеи были по преимуществу земными существами для греков). Кариатиды, возможно, просто защищают одно из самых священных мест Афин. Они также могут сопровождать мифического царя Афин в загробной жизни.
10. Парфенон пережил множество разрушений
Первое крупное разрушение произошло в III веке нашей эры, когда пожар уничтожил крышу храма. В 276 году германское племя герулов разграбило Афины и разрушило Парфенон, который вскоре был восстановлен.
Парфенон претерпел множество превращений из языческого в православный, из римско-католической церкви в мечеть. Кроме того, монументальная статуя Афины была перенесена в Константинополь. Тем не менее, это постоянное использование Парфенона означало, что здание хорошо сохранилось.
Все изменилось в 1687 году, когда венецианские войска под командованием генерала Морозини осадили Афины. Затем османская гвардия укрепила Акрополь и использовала Парфенон в качестве порохового склада. Узнав, что османы хранят порох в Парфеноне, Морозини нацелился на храм. Одного пушечного ядра хватило, чтобы опустошить храм и убить триста человек.
После взрыва из четырёх стен Парфенона уцелела только одна. Больше половины фриза обвалилось, крыша исчезла, и восточное крыльцо теперь представляло собой единственную колонну. Парфенон так и не оправился от этого разрушения.
Тем не менее столетие спустя, в 1801 году, Томас Брюс, 7-й граф Элгин и британский посол, внёс последний штрих в симфонию разрушения. Элгин снял большую часть фриза и фронтонов храма, а также кариатиду с Эрехтейона и части с храма Афины Ники.
Добыча добралась до Британского музея после долгого и мучительного путешествия. Стоит отметить, что корабль, который перевозил мрамор, затонул вскоре после того, как покинул Афины, и группа греческих водолазов помогла извлечь ящики с мрамором.
Читайте также: