Место рождения сальвадора дали
Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952-1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
Биография
Детство
Юность
В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им, ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.
В этом же году умирает мать Сальвадора Дали, что становится для него трагедией.
Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.
Молодые годы
Разрыв с сюрреалистами
Эволюция творчества. Отход от сюрреализма
В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).
Дали в США
Средние и пожилые годы
После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1965 году приезжает в Париж и вновь, как почти 40 лет назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.
Последние годы
Ссылки
-
(англ.) , Постеры (англ.) (англ.) на сайте Internet Movie Database
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Сальвадор Дали" в других словарях:
Сальвадор Дали — (1904 1989 гг.) художник В шесть лет я хотел быть Колумбом, в семь Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли. Врагов я забрасываю цветами в гробу. Живопись это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных … Сводная энциклопедия афоризмов
Дали — Дали, Сальвадор Запрос «Дали» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сальвадор Дали Salvador Dalí фото, 1965 … Википедия
Дали Сальвадор — (Dalí) (1904 1989), испанский живописец. Один из ведущих мастеров сюрреализма. Картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и … Энциклопедический словарь
Дали, Сальвадор — Запрос «Дали» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сальвадор Дали Salvador Dalí … Википедия
Дали Сальвадор — Запрос «Дали» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Сальвадор Дали фото, 1965 Имя при рождении: Сальвадор Фелипе Хасинто Фарес Дали и Доменеч ,маркиз де Дали,де Пуболь Дата рождения: 11.05.1904 … Википедия
Дали С. — Запрос «Дали» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Сальвадор Дали фото, 1965 Имя при рождении: Сальвадор Фелипе Хасинто Фарес Дали и Доменеч ,маркиз де Дали,де Пуболь Дата рождения: 11.05.1904 … Википедия
Знакомство с Галой
Закончить академию Дали не смог из-за своего характера – конфликт с преподавателем, не разделявшим мнение молодого студента, привёл к тому, что юношу исключили. Однако в 1929 он стал членом общества сюрреалистов и знакомиться с Галой, своей будущей женой, настоящее имя которой – Елена Дьяконова. Женщина имела русское происхождение, была старше Дали на десять лет, и состояла в браке с поэтом Полем Элюаром. Но это не помешало их отношениям – после первой встречи влюблённые не расставались. Анна-Мария не одобряла выбор брата, из-за чего они практически прекратили общение.
Гала Дали
Гала Дали – известна, как жена поэта Поля Элюара, любовница художника-сюрреалиста Макса Эрнста, муза и жена художника Сальвадора Дали, изображавшего ее на нескольких своих полотнах, как Градиву.
Галу не любили женщины, хотя это не волновало ее вообще, ей не нужны были подруги, зато мужчины преклонялись перед ней, как перед божеством. Она тоже их любила, зачастую даже не одного, а нескольких сразу. Ее любовь особенная, щедрая, дающая вдохновение и необычайный прилив энергии. По прошествии многих лет можно с уверенностью сказать, что художник Сальвадор Дали мог бы не состояться, если бы не Гала. Они были больше, чем супругами, чем художником и его моделью. По мнению французского поэта Андре Бретона, Сальвадор и Гала были двумя полушариями одного мозга, она стала его матерью, любовницей и другом, той самой великой женщиной, которая стоит за каждым великим мужчиной, блистательной, элегантной и безумно порочной.
Детство
Гала Дали по национальности русская, и настоящее ее имя звучит как Елена Дьяконова. Родилась будущая муза великого художника в городе Казань Российской империи 26 августа (7 сентября) 1894 года. В разных источниках указано разное отчество женщины, то Ивановна, то Дмитриевна, да и с фамилией не все так просто. Иногда она записана, как Делувинова-Дьяконова, иногда, как Гомберг-Дьяконова. Все объясняется просто.
Елена посещала женскую гимназию М.Брюхоненко, ее одноклассницами были сестры Цветаевы – Марина (известная поэтесса) и Анастасия.
Крутой поворот в биографии Елены случился в 1912 году, когда она заболела туберкулезом. Родители отправили дочь лечиться в швейцарский санаторий Клавадель. Там и состоялось ее судьбоносное знакомство с сыном богатого торговца недвижимостью Полем Элюаром. Молодые люди влюбились друг в друга без памяти, она вдохновляла его на написание стихов, практически в каждом сборнике его поэзий была ода музе по имени Гала. Именно Поль придумал девушке это имя, что в переводе звучит, как «праздник».
Она не блистала красотой, обычное лицо с темными, маленькими, близко посаженными глазками, тонкие губы, всегда ярко накрашенные. Но была в ней какая-то особая притягательность, сводившая с ума многих мужчин. К ее ногам пали художник Макс Эрнст, поэты Андре Бретон и Луи Арагон. Бретон всегда говорил, что девушка обладала какой-то разрушительной силой, в особенности по отношению к своим мужчинам-«друзьям». Многие из них так и не смогли добиться от Галы благосклонности.
Больше всего творческий потенциал девушки удалось раскрыть Сальвадору Дали. Они первый раз встретились в августе 1929 года, и это знакомство вскоре переросло в бурный роман. Дали всегда говорил, что львиная доля его популярности принадлежит Гале, что именно она вдохновила его на написание своих самых известных полотен. Портреты, написанные Дали, в которых Гала позирует как натурщица, самые чувственные изображения с присутствием женщины в западном искусстве.
В 1924 году в личной жизни Галы произошли изменения. Она познакомилась с художником-сюрреалистом Максом Эрнстом, и вскоре стала его любовницей. Вначале влюбленные скрывали свои отношения, а потом Макс стал третьим членом их семьи, началась «любовь втроем». Так продолжалось вплоть до 1927 года.
Всю свою жизнь Гала любила мужчин. Ненасытность в плане секса толкала ее в объятия практически всех мужчин, попадавших в поле зрения. Почти все друзья мужа побывали в качестве ее любовников, в основном романы были краткосрочными. К концу 70-х у нее появился новый любовник – рок-певец Джефф Фенхольт. Он известен тем, что первый исполнил роль Сына Божьего в музыкальной постановке «Иисус Христос- суперзвезда».
Смерть
Гала Дали умерла 10 июня 1982 года, ей шел 87-й год. За несколько месяцев до своей смерти она серьезно заболела гриппом, давшим осложнения. В последнее время Гала стала страдать старческим слабоумием – деменцией.
Мадонна порт-Льигата. Полотно с изображением Галы Дали написанное Сальвадором Дали
Похоронили музу Сальвадора Дали в ее замке Пуболь. Рядом с ее могилой установили еще одну надгробную плиту, предполагалось, что там после своей смерти будет покоиться великий художник. Но экстравагантный Сальвадор решил по-другому, он завещал, чтобы люди ходили по его могиле, поэтому, когда скончался, был замурован в полу собственного музея в Фигерасе.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Некоторые произведения
На полотне представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом.
Библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Святого Иоанна Креста», 1951).
Содержание
Биография
Детство
Юность
В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им, ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.
В этом же году умирает мать Сальвадора Дали, что становится для него трагедией.
Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.
Молодые годы
Разрыв с сюрреалистами
Эволюция творчества. Отход от сюрреализма
В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).
Дали в США
Средние и пожилые годы
После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1965 году приезжает в Париж и вновь, как почти 40 лет назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.
Последние годы
Место рождения сальвадора дали
Вулкан Кумбре-Вьеха: лава приближается к воде
Авария дня. Пьяный водитель устроил ДТП и скрылся
Что за дрянь вы курите? Тест по фильму "Служебный роман"
Народного творчества пост
Катер завис в воздухе, налетев на камни у Нормандских островов
"После общения с чеченцами наши кажутся просто вафлями": экс-журналистку затравили за пост в Сети
Мигрант выманил у пенсионерки полмиллиона рублей и разрыдался после задержания
Появились подробности нападения киллера-неудачника на бизнесмена из Приморья
20+ малоизвестных фактов и деталей фильмов, после которых хочется их пересмотреть
Виды и рода войск в России
10 продуктов с самым высоким содержанием питательных веществ
В Японию завезли новую Lada Niva Travel, там за нее просят более двух миллионов рублей
Семантически верный вандализм
Возврат товара в магазин
Два грузовика в одной машине: история безумного "Сиама" из Голландии
Причины липкости листьев комнатных растений и профилактические меры для ее предупреждения
Мужчина в инвалидной коляске защитил своего мопса от стаи бродячих собак
Порция милоты: очаровательные фото детёнышей животных
Повышенная сонливость
НАСА отправило в космос спутник размером с коробку хлопьев
5 любопытных фактов о всяком разном
Пиф-паф, ой-ой-ой, или История о том, как призер Олимпиады поохотился на зайца с пистолетом
В Петрозаводске водитель сбил женщину, а потом заботливо помог ей подняться на ноги
Приморцы наткнулись на затаившегося у дороги тигра
В Москве мужчина нёсся на моноколесе по дороге со скоростью около 60 км/ч
Тайная жизнь амишей
Nobe 500 — крошечный электрический пикап с симпатичным внешним видом 1950-х годов
Пока Джо Байден получал третью вакцину, в США шли митинги против обязательной вакцинации
Некоторые произведения
На полотне представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом.
Библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Святого Иоанна Креста», 1951).
Сюрреализм и творчество Дали
Первые эксперименты с кубизмом были совершены Дали ещё в 1923, а в 1925 была написана картина «Венера и моряк» – своеобразное подражание стилю Пикассо. Она была очень заметной и вошла в число семнадцати картин, которые составляли первую большую персональную выставку художника. Вторая выставка, организованная год спустя, пользовалась ещё большим успехом, чем первая.
Картина «Великий мастурбатор», написанная в 1929, – одна из самых заметных работ того времени. На ней изображена огромная голова, будто сделанная из воска, с красными щеками, полуприкрытыми глазами с длинными ресницами и носом, который упирается в землю. Вместо рта – уже гниющее тело кузнечика, по которому ползают муравьи. В тридцатые годы у Дали было много картин с изображением этих насекомых.
Сам художник называл свою технику ручной фотографией бетонной иррациональности. По его словам, всё складывалось из ассоциаций и сочетания несочетаемого. К тому же, он говорил, что не понимает некоторые образы на своих картинах и не может объяснить их происхождение.
В 1933 году художник создал картину «Загадка Вильгельма Телля», на которой был изображён персонаж с огромной ягодицей и лицом Ленина. Многие посчитали, что она имеет лишь политический подтекст, однако перед героем картины лежат котлета и ребёнок. Он может съесть своего ребёнка – это отражение страха, который уже взрослый Сальвадор продолжал испытывать по отношению к своему отцу. Но сюрреалисты видели на картине только Ленина и его ягодицу, что очень их возмущало.
В 1936 году Дали окончательно разошёлся с сюрреалистами в политических взглядах, и его исключили из общества. Он в ответ дерзко бросил: «Сюрреализм – это я» и ушёл, не нуждаясь ни в чьей поддержки. Она и правда была ему не нужна, ведь у него была его Гала.
Именно в этот период Сальвадор написал такие картины как «Метаморфозы Нарцисса», «Постоянство памяти» и многие другие.
Картина Дали — «Постоянство памяти»
После посещения Италии в 1937 Дали получил огромное впечатлением от ренессанса, в его работах появились более правильные человеческие пропорции. Андре Бретон, поэт и писатель, основоположник сюрреализма, сказал, что художник – коммерческий проект, «алчный до долларов». Но это никак не повлияло на репутацию Сальвадора, который тогда был гораздо успешнее и влиятельнее Бретона.
Когда в Европе началась Вторая мировая война, Дали и Гала переехали в Америку, где провели восемь лет. Там он создал книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали», которая стала чрезвычайно успешной. Сотрудничество художнику предложил сам Уолт Дисней, но работа над фильмом, который задумал Дали, заканчивается, когда проект признают коммерчески невыгодным.
В 1945 Сальвадор работал с Альфредом Хичкоком и создал декорации для его фильма «Заворожённый», однако сцена вошла в картину в сокращённом варианте. Дали очень тосковал по родной Испании и был рад вернуться в 1948 году.
Интересные факты
- Дизайн Чупа-Чупса (1961)Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
- В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
- В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был выпущен мультипликационный фильм «Destino». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.
Рекомендуем к прочтению:
Моя тайная жизнь
Дневник одного гения
Самые знаменитые шедевры
Отношение матери накладывало на Дали отпечаток. В пять лет он понял, что вся безграничная любовь, которой его окружили родители, все подарки, которые они ему дарили, на самом деле предназначались не ему, а его старшему брату. Тогда он сказал своей матери, что он – это реинкарнация того Сальвадора, которого она когда-то потеряла. Так он получил возможность манипулировать своими родителями. В этом же возрасте он получил в подарок королевскую мантию и скипетр и до конца своих дней считал эти вещи соответствующими его положению.
Чтобы получить желаемое, мальчик бился в истериках или попросту издевался над родителями. Когда ему было восемь, он захотел велосипед, но отец ему отказал. Тогда Дали несколько месяцев специально писался в постель, пока не получил желаемое. Но в детском обществе такое не сходило ему с рук – одноклассники издевались над ним, подкидывая ему за ворот кузнечиков, которых мальчик панически боялся. Отношения со сверстниками не складывались, они считали его чудаковатым, странным и, к тому же, драчливым. Дети не понимали, что так Дали пытался обратить на себя внимание.
В начальной школе он несколько раз оставался на второй год, чем вызывал недовольство отца, который не хотел, чтобы сын занимался искусством, он мечтал о более «нормальной» профессии для него. При этом первая мастерская у юного сюрреалиста появилась уже в шесть лет – в доме была выделена большая комната, в которой он мог неограниченно творить. Первую картину в импрессионистском стиле он написал в десять лет, а спустя всего четыре года его работы украсили местную выставку.
Когда юноше было семнадцать, его мать скончалась от онкологии, а отец повторно женился на её сестре. Тогда Дали написал картину с надписью «Иногда я плюю на портрет своей матери», за что был изгнан отцом из родительского дома. Анна-Мария, сестра Дали, заменила ему мать, а также стала его моделью – он много рисовал её вплоть до 1929 года.
Сальвадор стал студентом столичной Академии изящных искусств, где учился чрезвычайно усердно, что пугало даже его преподавателей. Молодой человек не ходил в кино, практически не гулял и не выходил из своей комнаты. Он много работал даже после занятий и упорно шёл к своей цели. Во время учёбы художник познакомился Федерико Гарсиа Лоркой и Луисом Бунюэлем. Со вторым он позже работал в кинематографе.
Наиболее известные и значимые произведения
- Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921)
- Портрет Луиса Бунюэля (1924) Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико.
- Плоть на камнях (1926) Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.
- Приспособление и рука (1927) Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).
- Незримый человек (1929) Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
- Просвещённые удовольствия (1929) Интересно тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), "Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.
- Великий мастурбатор (1929) Горячо любимая исследователями, картина подобно «Просвещённым удовольствиям» является полем исследования личности художника.
- Постоянство памяти (1931) Пожалуй, самое известное и обсуждаемое в художественных кругах произведение Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Сальвадора.
- Загадка Вильгельма Телля (1933) Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
- Загадка Гитлера (1937) Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
- Телефон — омар (1936) Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
- Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935) Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.
- Метаморфозы нарцисса (1936—1937) Или «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа. Мотивы использовалась в качестве обложки одного из дисков Pink Floyd.
- Параноические превращения лица Гала (1932) Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
- Ретроспективный бюст женщины (1933) Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
- Женщина с головой из роз (1935) Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
- Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны (1936) Как и написанный в том же году «Осенний каннибализм», это картина — ужас испанца, понимающего, что происходит с его страной и куда она движется. Это полотно сродни «Гернике» испанца Пабло Пикассо.
- Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943) Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы».
- Венера Милосская с тазиком (1936) Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936—1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.
- Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938) Одна из наиболее известных «оптических» картин Дали, в которых он умело играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Другой крайне известной работой подобного рода является «Гала, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна» (1976).
- Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944) Этой яркой картине присуще ощущение лёгкости и неустойчивости происходящего. На заднем плане — длинноногий слон. Это персонаж есть и в других работах, вроде «Искушение святого Антония» (1946).
- Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950) Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Сальвадора физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).
- Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus — полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское удовлетворение невинной девы» (1954).
- Тайная вечеря (1955) Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.
«Тайная вечеря» — одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).
Содержание
Сальвадор Дали
Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Фа рес Дали́ и Доме́неч маркиз де Дали де Пуболь, исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol ; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма. Маркиз де Дали де Пуболь (1982). Фильмы: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый».
Дали, Сальвадор
Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952-1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
Детство и юность
Будущий гений родился в Каталонии, одной из испанских областей, в небольшом городке Фигерас, 11 мая 1904 года.
Отец мальчика, Сальвадор Дали-старший, получил хорошее образование и работал в юридической сфере. Его супруга и мать будущего художника, Фелипа, происходила из творческой и очень религиозной семьи, которая жила в Барселоне. Фелипа, влюбившись в юриста и выйдя за него замуж, оставила родных и переехала в Фигерас к мужу.
Однако вскоре их ждало несчастье – в 1901 году у них родился первый сын, которого Сальвадор Дали-старший назвал Сальвадором (по-испански «спаситель»), в честь своего отца. Но его жизнь оказалась слишком коротка – когда мальчику не было и двух лет, он заболел менингитом и скончался, отчего очень страдала Фелипа. Но девять месяцев спустя, когда женщине было уже тридцать, у семьи родился ещё один сын, которого Фелипа до конца своих дней считала реинкарнацией умершего первенца.
Это отразилось и на воспитании мальчика. Не проходило и дня без рассказов об умершем брате, фотография которого всегда стояла на комоде в гостиной. В детском возрасте Сальвадор ходил к нему на могилу вместе с матерью. Когда мальчику было четыре, у него родилась сестра Анна-Мария, которая впоследствии станет одной из главной женщин в его жизни.
Содержание
Биография
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в городе Фигерасе (Figueras (исп.) , провинция Жерона на севере Испании), в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.
В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.
Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.
Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.
В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.
После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.
После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала.
Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.
Сальвадор Дали: биография дерзкого художника-провокатора
Сальвадор Дали – испанский художник, творчество которого охватило необычайный диапазон медиа от живописи, скульптуры, кино, фотографии до дизайна одежды и графики. Великий провокатор, мастер саморекламы и рок-звезда сюрреализма. Он был очарован неизведанными глубинами бессознательного человеческого разума, выдумывая мистические и вымышленные мотивы.
Кратко о художнике:
Полное имя: | Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали-и-Доме́нек (Salvador Dali) |
Дата рождения: | 11 мая 1904 |
Место рождения: | Фигерес, Альт-Эмпорда |
Дата смерти: | 23 января 1989 |
Место смерти: | Фигерес, Альт-Эмпорда |
Стиль: | сюрреализм, дадаизм, кубизм |
Жанр: | натюрморт, жанровая живопись, портрет, пейзаж, аллегория и религиозное искусство |
Последние годы жизни и разрыв с Галой
Вернувшись в Испанию, семья переехала в Каталонию. Супруги обвенчались в 1958 году в Жироне. Семь лет спустя художник покорил Париж не только своими работами, но и своими эпатажными поступками. Дали много снимал и снимался в фильмах, рекламах и фотопроектах.
Супружеские отношения дают трещину в конце шестидесятых годов. Гала имела большое количество любовников, о которых художник знал, а сам он сходил с ума от платонических чувств к модели Аманде Лир. В 1968 Гала настояла на покупке ей отдельного жилья. И Дали купил ей не дом, в огромный замок Пуболь. Между ними возникла договорённость – посещать супругу Дали мог только после её письменного разрешения.
В семидесятые художник становится одним из самых высокооплачиваемых творцов и практически перестаёт писать. В 1981 у Сальвадора развивается болезнь Паркинсона. Год спустя он получает титул Маркиза, и в то же время, в 1982, умирает Гала.
Лейтмотивом последних его работ становится безграничная скорбь, которую он испытывает. Болезнь постепенно отнимает у него способность рисовать – последние картины, например, «Петушиные бои» очень просты, в закорючках сложно угадать каких-либо персонажей.
Фото Галы и живописца в старости
После смерти супруги Дали впадает в глубочайшую депрессию и перебирается в замок Пуболь, чтобы, тоскуя по жене, встретить там свою старость. Спустя некоторое время парализованный Дали получил при пожаре сильнейшие ожоги пятой части его тела – он кричал, звал на помощь, но никто его не слышал, поэтому он сам свалился с кровати и пополз к выходу. Это спасло ему жизнь.
Мужчина стал нелюдимым, подозрительным и агрессивным. Он часто без причины злился на медсестёр, которые ухаживали за ним, кусался, кричал и бросал в них предметы, попавшие под руку. Последние годы жизни он провёл в Башне Галатеи рядом с собственным музеем, который был открыт в 1974, ещё при жизни Галы.
В 1989 художник был госпитализирован из-за приступа сердечной недостаточности. Во время пребывания в больнице он произнёс одну фразу: «Мой друг Лорка». Дали скончался 23 января 1989, когда ему было 85 лет. Прощание с ним длилось два дня, проститься пришло более двадцати тысяч почитателей его творчества.
Сальвадор хотел, чтобы его похоронили рядом с женой, но после пожара и переезда в Башню Галатеи изменил своё завещание. Последней его волей было желание, чтобы его похоронили под стеклянным куполом в его собственном музее в Фигерасе. Обязательным условием было то, что по этому куполу должны ходить посетители, поэтому тело замуровано в пол в одной из комнат музея. Многие посетители даже не подозревают, что под их ногами лежит тело самого эксцентричного художника XX века. Состояние Дали после его смерти отошло государству, поскольку других наследников у него не было, а сестра скончалась в один год с ним.
Документальный фильм о Сальвадоре Дали
Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!
Читайте также: