Место религии в китае
Принято считать, что жители Китая исповедовали три религии, или три учения — конфуцианство, даосизм и буддизм. На самом деле китайский религиозный мир представляет собой гораздо более сложную систему верований, учений, религиозных практик и представлений, сложившуюся на основе иных принципов, чем это было у христианства, ислама или иудаизма. Эта система пережила длительную эволюцию, в ходе которой к ней добавились новые элементы, а часть старых исчезла или существенно трансформировалась.
Константин Тертицкий Доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Китая Института стран Азии и Африки МГУКакая религия в Китае в настоящее время
В современном китайском мире основными религиями являются даосизм и конфуцианство. Мирно уживаются с ними и представители других мировых религий. Среди людей старшего поколения много атеистов. Все из-за периода, когда все религии были запрещены, а любое верование наказывалось. Во время «культурного переворота» количество людей, которые не придерживались ни одной религии доходил до 80%.
Интервью с лектором
— Расскажите, почему вы стали заниматься именно китайскими религиями.
— Я был аспирантом и писал кандидатскую о том, что осталось в Китае конца ХХ века от традиционного китайского общества и менталитета. В 1980-е годы многие элементы традиционных практик, структур и ценностей, которые, как казалось, были уничтожены в предшествующие десятилетия, очень быстро восстановились и вполне активно функционировали. Целый ряд этих явлений имел непосредственное отношение к китайским религиозным верованиям, и пришлось во всем этом разбираться. Особенно меня тогда заинтересовали активизировавшиеся в этот период китайские синкретические религии. Тогда еще не было книги об их истории в ХХ веке, и мне пришлось написать ее самому.
— Какое место занимает предмет вашего изучения в современном мире?
— Китайские религии сейчас весьма активно изучают в КНР и на Тайване. Много специалистов работают в США и Японии, есть, конечно, великолепные специалисты и в Европе, и в России, и в Израиле, но их значительно меньше. В мировой синологии это вполне живая область со своим журналом и конференциями, но, разумеется, она по числу занятых и по масштабам работ ни в какое сравнение не идет с изучением китайской экономики или внешней политики. Причина тут в том, что китайцы в большинстве своем не слишком религиозны, традиционные китайские религии и верования мало политизированы и недостаточно консервативны. Исключение составляют некоторые течения китайского ислама, но это отдельный сюжет.
— Если бы вам нужно было быстро заинтересовать незнакомого человека историей китайских религий, как бы вы это сделали?
— Повез бы в горы, в буддийский или даосский монастырь. Хотя на возможно, большее впечатление произведет сожжение изображений предметов, которые таким образом отправляют умершим родственникам, или чтение рассказов медиумов про путешествия в местный ад. Он там совсем другой: китайский ад — огромная и весьма четко работающая канцелярия, соединенная с залами для исполнения довольно жутких наказаний.
— Если бы у вас была возможность заняться сейчас совсем другой темой, что бы вы выбрали и почему?
— Я бы занялся изучением так называемых китайских локальных культур. Китай очень разный. Петр в романе Мережковского говорит о России: «Это не государство, это часть света». Так вот, к Китаю это определение подходит даже больше, чем к России. «Китай вообще» — во многом абстракция: Китай состоит из провинций, диалектных зон, областей и территорий, и все они порой населены очень разными людьми, которые сильно отличаются по языку и менталитету.
Отношение к религии в Китае
Все стало намного проще только после того, как в 1978 году принято новую Конституцию КНР. По ней выражалась свобода вероисповедания для каждого гражданина. После этого начали активно возобновлять храмы, пытались вернуть церковные реликвии. Политику, направленную на возобновления религии в Китае можно назвать удачной. Сегодня в Китае успешно одновременно существуют десятки религий, это мультирелигиозная страна. Разные мировые религии не только мирно существуют, у них получается дополнять друг друга. Самыми популярными религиями сегодня считаются традиционные китайские верования (даосизм, буддизм, конфуцианство). Не так давно сюда пришли христианство и ислам. В меньшинстве остаются религия Белого Камня, моз, дунба.
Какую религию исповедуют китайцы?
Китайцы всегда были очень практичным народом, и поэтому они используют религию, а не верят в нее. Даже перевод иероглифа, которым обозначается слово «религия» звучит, как «то, что связывает общество вместе». Поскольку государство тут воспринимается, как разросшаяся семья, идея единства оказывается намного важнее любых религиозных доктрин, которые могут расколоть общество на части.
Распространение религий в Китае: народная религия 73,56 %, буддизм 15,87 %, другие религии, включая даосизм 7,6 %, христианство 2,53 %, ислам 0,45 % Распространение религий в Китае: народная религия 73,56 %, буддизм 15,87 %, другие религии, включая даосизм 7,6 %, христианство 2,53 %, ислам 0,45 %Жителю Европы такое может показаться дикостью, но Поднебесная – это цивилизация, которая существует несколько тысяч лет и всегда возрождается заново после внешних вторжений.
В настоящее время тут признается только пять религий: китайская народная религия, даосизм, буддизм, христианство и ислам.
Большинство людей принадлежат к китайской народной религии или являются атеистами. Впрочем, тут даже неверующие могут совершать необходимые ритуалы, но считать это культурной традицией и не особо заморачиваться насчет воли небес. То есть, это примерно такая ситуация, как в России.
Традиционная религия страны представляет из себя смесь даосизма, известного верой в инь и ян, конфуцианства, больше похожего на философию, и шаманских практик, которые на раннем этапе истории были у любого народа.
Конфуцианство и даосизм были очень влиятельны на протяжении долгих веков. Их адепты легко смешивали свои учения и практики друг с другом и с иностранными религиями, пришедшими в Китай. Одной из таких зарубежных религий был буддизм, который пришел из Индии примерно во 2-м веке до нашей эры.
Территориальное распределение религий Территориальное распределение религийХристианство и Ислам пришли в 7-м веке вместе с купцами с Ближнего Востока. Другие религии, такие как иудаизм, зороастризм и манихейство, также появились в то же время, но в конечном итоге исчезли. Христианство тоже было вытеснено усилиями властей в 9-м и 14-х веках, прежде чем смогло прочно укорениться в Китае со времен последней династии Цин.
Что касается конфессионального расклада по народам Китая, то ситуация будет примерно такой. Казахи уйгуры и другие незначительные меньшинства на западе страны являются последователями ислама, как и народность китайцев мусульман, носящая имя хуэй из центральных провинций. Буддизм распространен среди монголов и тибетцев. В христианство перешли малые народности Юго-Западного Китая, например, народ лису.
Что касается титульной национальности хань, среди них немало распространен такой феномен. Один и тот же человек может исповедовать сразу несколько религий одновременно. Чаще всего сочетаются китайская народная религия, буддизм и даосизм. Расскажу о них подробнее.
Храм китайской народной религии Храм китайской народной религииНародная религия делает акцент на происхождении человека. Члены семьи тут всегда имеют одинаковую фамилию, а значит, и тех же предков-покровителей. Предполагается, что когда душа покидает бренное тело, она остается на земле и может при необходимости оказывать покровительство своим родичам. Чтобы душе было где жить, группа родственников строит для нее зал поклонения. Ясное дело, что поскольку семей много, то и залов может быть неограниченное количество. Но даже если человек поселяется далеко от родины, во время крупных праздников он приедет к себе в деревню, чтобы отдать предкам дань почета.
Шаолиньские монахи - оплот китайского буддизма Шаолиньские монахи - оплот китайского буддизмаДаосизм – это традиционная религия китайского происхождения, которая появилась за несколько столетий до прихода буддизма. Даосы тоже строят свои храмы, где осуществляется поклонение главным богам: богу земли, богу богатства и т.д. Что интересно, в отличие от того же буддизма, где есть монахи, священники даосов могут жить обычной жизнью (т.е., работать, жениться, служить в армии) и приезжать в храм, только когда его попросили провести церемонию поклонения.
Религия современного Китая
На сегодняшний день практически половина жителей поднебесной считают, что они атеисты, приблизительно 30 % – нерелигиозные. Этому в большей мере способствовала государственная политика во время становления КНР и во время Культурной революции в стране. Но в действительности к реалистам можно отнести только 15 % населения Поднебесной. Эти люди не верят ни в одну религию, не соблюдают религиозные обычаи и не отмечают праздники. Для большинства китайцев и сегодня религии отводится важнейшее место в жизни.
Несмотря на то, что китайская культура может единым целым, в действительности религия Поднебесной разнообразна. Много верующих среди местного населения, которые исповедуют мировые религии. Практически в каждом городе Поднебесной есть группы единомышленником, которые чтят религиозные и исторические разных религий.
Нужно подчеркнуть, что китайская религия тесно связана с философией.
На примере китайской народной религии можно увидеть, как религиозные убеждения становятся долей взглядов людей, которые не относят себя к какой-то конкретной религии. На сегодняшний день в Поднебесной основными являются такие религии: буддизм, даосизм, христианство и ислам.
Верят ли китайцы в Бога? Вы будете знать все о религиях Китая
В прошлый раз мы разобрали религиозность японцев, а точнее ее отсутствие (дле тех, кто еще не ознакомился ). Давайте сегодня рассмотрим веру китайцев в нечто высшее. Китай - это огромная страна с многочисленным и очень разным населением, поэтому здесь выводы сделать сложнее. Однако возможно обрисовать общую картину происходящего.
Религий в этой азиатской стране хоть отбавляй, поэтому мы остановимся только на самых распространенных:
Конфуцианство
По факту не совсем религия, а скорее некий духовный кодекс, который структурирует общество, давая ему четкую иерархию подчинения: родители-дети, братья-братья, супруг-супруг, друзья-друзья, правитель-поданные. Никаких высших сил и загробной философии не предусмотрено, поэтому многие эксперты даже не рассматривают конфуцианство как религию. Но именно учение Конфуция заложено в основу всей современной культуры Китая и других стран Азии (Кореи, Японии, Вьетнама).
Храм Конфуция Храм КонфуцияДаосизм
Одна из древнейших религий - более 2,5 тыс. лет. Зародилась в Китае, но активно практикуется и в Корее. Само название происходит от "дао" - сила, которая, по мнению даосистов, создала все вокруг нас. Это очень сложный концепт, поэтому вместо объяснений даосист должен посвятить себя простой и гармоничной жизни без излишеств и пустых размышлений. Это главный принцип - меньше ешь и меньше думай. Кроме того, любой конфликт считается крайне не желательной вещью, которую надо избегать всеми возможными силами.
Даосский храм Даосский храмБуддизм
Эта религия пришла в Китай из Индии и крепко закрепилась в обществе, в котором (как и в японском), по факту, не было комплексно структурированной веры. Если описать буддизм кратко: наш мир - это страдание, которое повторяется в постоянном круге реинкарнации. Чтобы выйти из круга - нужно просветление. Такое избавление от страданий можно получить ведя правильный и аскетичный образ жизни, находясь в контакте с "просветленными", цель которых в этой жизни помогать неофитам достичь просветления. Постепенно вы приближаетесь к нирване, что ведет к разрыву круга реинкарнации, а значит и избавлению от вечных страданий. В самом Китае существуют три основные ветви - китайский и тибетский буддизм, основанные на махаяне, и тхеравада.
Буддистский храм Буддистский храмНародные культы
Все начиналось как типичные языческие практики, однако за тысячилетия народная религия твердо сплилась с тремя религиями, которые описаны выше. В буддистских, конфуцианских и даосистских храмах всегда можно встретить классических китайских "божков", которые являются, в основе своей, обожествленными историческими личностями.
Храм традиционного китайского культа Храм традиционного китайского культаХристианство
Пришло вместе с европейцами, какой удивительный факт, не так ли? Основатель республики Сунь Ятсен и его наследник Чан Кай Ши были христианами и всеми силами продвигали свою веру. Однако после с поражением республиканцев и "восцарением" коммунистов христианство попало в гонения. На данный момент Китай создал свою католическую церковь, которая не подчинена Риму; полностью контролирует и периодически сравнивает с землей протестантские храмы; в 2020 Пекин собирается переписать Библию, чтобы сделать ее более созвучной китайскому материализму и идеологии "социалистического общества с китайской спецификой". Христиане дискриминируются и держат свою веру в секрете.
Протестантская церковь Протестантская церковьИслам
Традиционно распространен среди народов запада страны - уйгуров, казахов, хуэйцев и других. До прошлого века все мусульмане имели одну фамилию - Ма. Во время гражданской войны почти все они воевали на стороне республиканцев, из-за чего попали в немилость. Сейчас в стране осуществляется постоянный контроль над исламом, а гонения на него еще сильнее, чем на христиан. Однажды моя китайская коллега сказала, что мусульмане - сумасшедшие. Это не удивительно, пропаганда пестрит очерняющими материалами, выставляя мусульман Китая за террористов при рождении. Не стоит даже говорить о том, что мечети сносятся с завидной регулярностью.
Как мы видим, традиционные китайские религии не входят полноценно в критерии своего термина. Они больше смахивают на философские дисциплины, что сделало возможным китайский синкретизм, а впоследствии и главный признак китайского общества - поголовный атеизм.
Статистика и итог
Красным - традиционная китайская религия, аля верю во все наше, но на самом деле атеист. 2014 год Красным - традиционная китайская религия, аля верю во все наше, но на самом деле атеист. 2014 годКак видно из статистики, религия для 74% китайцев - не более, чем традиция, в которую всерьез верить не стоит. Это произошло по причине пермаментной борьбы с верой на протяжении столетия, от Синхайской революции до наших дней.
Таким образом итоги здесь такие же, как и в случае с Японией. У обоих стран изначально не было комплексной веры в высшие силы, кроме языческих божков. В основе своей, в Китае развивалась не вера, а философия жизни, что и отразилось на проценте верующих сегодня.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о странах Азии.
Выставка к лекции
К каждой лекции Университета Arzamas сотрудники Российской государственной библиотеки готовят специальную мини-выставку из своих фондов. Выставка всегда проходит в том же зале, что и сама лекция.
На этот раз на ней представлены издания священных текстов трех учений — конфуцианства, даосизма и буддизма.
Даосский канон — собрание религиозных и философских сочинений даосизма. Включает три раздела: «Проникновение в истинное», «Проникновение в сокровенное» и «Проникновение в священное». В Центре восточной литературы РГБ хранится ксилографическое издание Даосского канона, отпечатанное в 1607 году с досок, выгравированных в 1445 году. Это собрание насчитывает 5488 томов и 1487 сочинений (в РГБ имеется 4238 томов в виде комплектов книг-гармоник).
Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-2/1.
Даосский канон (Дао Цзан). Китай, 1607 год Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-2/1. Даосский канон (Дао Цзан). Китай, 1607 год Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-2/1. Алмазная сутра (Цзинь ган баньжо боломи цзин). Тайбэй, 2010 годФаксимильное издание 1431 года.
Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-16/105
Алмазная сутра (Цзинь ган баньжо боломи цзин). Тайбэй, 2010 годФаксимильное издание 1431 года.
Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-16/105
Подробнее об экспонатах, представленных на выставке, можно прочитать здесь.
Тезисы
Религии Китая имеют целый ряд особенностей, отличающих их от религий Европы и Ближнего Востока. В традиционном Китае верховной сакральной фигурой был император, а религии и учения (конфуцианство правильнее считать именно учением, имеющим черты религии) выполняли для императорской власти инструментальные функции. Это привело к тому, что в Китае никогда не было господствующей религии и, соответственно, не было стремления обратить в нее все население страны.
Господствовавшее в сфере идеологии и образования конфуцианство признавало существование человеческой души и Неба как высшего начала, но собственно религиозными вопросами интересовалось мало — его прежде всего привлекали проблемы этики и управления государством.
Культурный разрыв между элитами и «народом», существующий в каждой развитой традиционной культуре, принял в Китае особые черты: среди простых людей могли сохраняться и возникать верования и практики, весьма предосудительные с точки зрения носителей высокой традиции. В результате получилось, что большая часть китайцев обладала своим собственным сложным комплексом верований. Этот мир сверхъестественного был огромен и с трудом поддавался описанию, хотя и имел свое внутреннюю логику, а также виды сверхъестественных существ. К храмам и священнослужителям буддизма или даосизма китайцы обычно обращались только время от времени, в зависимости от ситуации в той местности, где они жили.
Еще одной чертой, выработавшейся в условиях длительного сосуществования нескольких религиозных традиций, был синкретизм: в каждом из трех учений стали появляться элементы доктрины или практик двух других. Своеобразным результатом этого процесса стало возникновение десятков новых религий, для которых подобный синтез стал одной из идейных основ, позволявшей им претендовать на роль конфессии, соединяющей все прочие религии и стоящей над ними.
События ХХ века привели в Китае, так же как и во всем мире, к кризису религиозного сознания, вытеснению религии из жизни общества, распространению секуляризма и попыткам заменить религию идеологией. Однако и в этих условиях многие элементы традиционной религиозной системы продемонстрировали удивительную устойчивость, и они будут сохраняться в обозримой исторической перспективе.
Где узнать больше
Д. Л. Овермайер. «Религии Китая. Мир как живая система» (1996)
Работа канадского синолога, позволяющая составить представление о китайской религиозной системе в целом. На английском книга была издана в 1986 году и представляла собой учебник для американских студентов, начинающих изучение китайских религий. В России она вышла в составе двухтомника «Религиозные традиции мира» в середине 1990-х.
Евгений Торчинов. «Даосизм. „Дао-дэ цзин“» (1999)
Небольшая книга петербургского синолога, позволяющая узнать главные этапы истории и основы учения даосизма. Если после этого у читателя возникнет вопрос о том, «как это все должно было работать на практике», то после нее имеет смысл прочитать другую книгу того же автора, которая так и называется: «Даосские практики» (2001).
Евгений Торчинов. «Введение в буддологию. Курс лекций» (2000)
О буддизме в Китае можно узнать из еще одной книги Евгения Алексеевича, основу которой составил курс лекций, прочитанных им на философском факультете СПбГУ в девяностые годы. Из нее читатель сможет сначала получить базовые сведения о буддизме в целом, а затем — о его китайских и тибетских школах.
«Религиозный мир Китая». Альманах (2003, 2005, 2013)
Статьи о китайских народных верованиях в последние годы появлялись во всех трех выпусках альманаха «Религиозный мир Китая». Там можно найти публикации про обычаи китайцев, связанные с вредителями в сельском хозяйстве, про культ лисицы, про представления о вредоносной магии и на другие подобные темы.
Какие 2 религии являются основными в Китае
Вера современного человека плотно вошла во все сферы жизни в Китае. Она имеет влияние на политику и медицину, экономику. Невзирая на то, что сегодня здесь активно уживаются все религиозные конфессии, в Китае все же выделяется 2 основные религии:
- Конфуцианство – вероисповедание в Китае, которое зародилось еще в 6 веке до н.э. Первооткрывателем этой религии-философии был Конфуций, но не стоит забывать, что разрабатывали его и такие мыслители, как Сунь цзы, Мен цзы. Философские учения этих трех людей были взяты за основу конфуцианства. По мнению Конфуция, взаимоотношения должны быть построены на уровне: муж-жена, родитель-ребенок, друг-друг, правитель-подданный, брат-брат.
Конфуцианства обычно придерживались даже конфуцианские чины и считали его аристократической религией. По этому вероисповеданию каждый член общества должен найти свое место в социуме. И сегодня оно актуально в Китае, поскольку его основные догмы развивают в человеке верность, честность, гуманность и доброту, учат быть ответственными.
- Даосизм зародился в северной части Китая приблизительно в тоже время, что и конфуцианство. Основные критерии учения заложил Лао-цзы – китайский философ. В каждой из провинций его учения могут трактовать по-разному. Чтобы разъяснить суть такого вероисповедания как даосизм, выпущено около 1500 трактатов и книг.
Те, кто придерживается идеи даосизма, должны строго следовать его канонам. Дао – своеобразная материя, которая существует только в воображении и является основой религиозного верования. В основу дао входят такие направления философии:
- Фэн-шуй – направление актуально не только в Китай, успело распространиться по всему миру. Его основы используют для благоустройства дома и создания уютной обстановки. Используют даже известные дизайнеры и декораторы.
- Астрология – начала развиваться в тоже время, что и западная.
- Алхимия – давнее учение, направлено на то, чтобы найти эликсир бессмертия или превращать любые материалы в золото.
- Дыхательные гимнастики – применяются для медитации. Как и фен-шуй, распространились по всему миру и стали известным трендом. В своей практике её используют даже фитнес тренера и инструкторы.
- Фитотерапия – сегодня это одно из направлений в медицине, которое позволяет поддерживать жизненные силы и служить профилактикой многих заболеваний.
- Боевые единоборства. Китай ими славится по всему миру.
Те, кто придерживается этого вероисповедания, верят, что души бессмертные и после смерти душа просто переходит в общий макромир. Даосизм проповедует не вмешательство в процессы, которые происходят в обществе и природе. Лучше найти способ соединиться и жить в гармонии с миром. Если сравнить эту религию с конфуцианством, то можно найти много различительных характеристик. Если в конфуцианстве человек должен служить только правителю, то по даосизму, чтобы полностью слиться с окружающим миром, нужно стараться стать отшельником и познать законы медитации. По даосизму человек также не имеет право вмешиваться в то, что вокруг происходит. Все будет так, как должно быть. Те, кого заинтересует это вероисповедание, должны знать, что оно разделяется на 2 школы: южную и северную.
Религия Китая – от древности до наших дней
Буддизм, даосизм, протестантизм, католицизм и другие религии существовали и распространялись в Поднебесной за всю историю ее существования, что дает право назвать его страной с множеством конфессий.
Сегодня государство охраняет свободу вероисповедания. Каждый гражданин вправе отправлять религиозные культы и обряды. Так прописано в конституции Поднебесной. В стране религии придается особое значение, для большинства граждан страны принадлежность к определенной религии и национальная гордость стоят на одной ступени.
Религия Древнего Китая
Государство никогда строго не централизовало религиозную сферу. Китайцы, как бедные, так и богатые в древности верили в три основных философских школы, которые преобладали в разной степени в разных регионах страны.
В религии древнего Китая не было жрецов в обычном понимании, божеств и храмов, которые возводились в их честь. Жреческие функции приходилось выполнять чиновникам, а разные духи, олицетворявшие природные силы и умершие предки шан-ди были высшими божествами.
Крестьяне возлагали большие надежды, что получат отличный урожай, поэтому культ духов земли был очень важен. Им приносились жертвы, молились, проводились особые ритуалы.
Все сущее в религии древнего Китая делилось на начала: инь, как мужское начало, и янь – женское. Вся видимая вселенная была результатом тесного и гармоничного взаимодействия между этими началами.
Основные виды древней китайской религии рассмотрим далее.
Конфуцианство
Знаменитый во всем мире философ Конфуций составил философское учение и наставление, которое получило название конфуцианство. Его последователи и ученики развивали это учение. Считается, что основано конфуцианство было в конце 6 века, распространившись впоследствии на Японию и Корею.
Конфуцианство – это не просто религия, это образ жизни и этическое наставление, и только потом философская школа.
Главенствующей религией в Китае конфуцианство считалось во времена правления императоров в стране, именно ним было заложено основные принципы китайского общества.
Официально учение никогда не было религией, но это не помешало ему проникнуть в сознание всей общественности, влиять на поведение китайцев, выполняя все функции официальной религии.
Учения особое внимание уделяли проблемам власти императора и их подданных, предписывалось, каким должно быть поведение одних и других.
Даосизм
Это учение включало в себя элементы религии и философии. Считается, что основы даосизма зародились еще в 3 веке до н.э., но только во 2 веке нашей эры оно было сформировано полностью, когда и возникла первая философская школа.
Официальной китайской религией даосизм, в котором можно проследить некоторые характерные черты буддизма, никогда не был. Учению следовали в больше мере затворники и отшельники, иногда народные движения. Именно эти учения стимулировали к восстаниям народные массы, а у ученых появлялись новые идеи, ведь с даосизма они черпали силу и вдохновение.
Нужно отметить, что само Дао, как закон бытия и космоса, находится повсюду и везде, но его никто не сможет увидеть и услышать, оно даже не имеет формы, его никто не создавал. Для того чтобы стать действительно счастливым, нужно понять Дао и стать с ним единым целым. Идеально, чтобы верующий в даосизм стал отшельником. Эта религия всегда была в оппозиции к конфуцианству, которое проповедовало служение императору.
Буддизм
Это религиозное и философское учение гласило о пробуждении духовном. Возник буддизм в 6 веке до н.э., а основал его Будда (известный философ Сиддхартх Гаутама) в Индии, после чего религия проникла в древний Китай, что было в первом веке уже нашей эры.
Во всем мире буддизм считают одной из самых древних религий. Будда провозглашал, что сам человек является главной причиной своих страданий. Главная цель здесь – достижения состояния нирваны, только так человек может пробудиться и увидеть реальный мир.
Особое место в буддизме отводится медитации. Это средства духовного и физического самосовершенствования.
Религия Китая в средние века
В раннем Средневековье китайскому обществу было характерно несколько религий.
В конфуцианство вводились элементы даосизма и буддизма, благодаря чему оно изменилось, стало новейшей политической и культурной силой в Поднебесной, которая была очень мощной.
Нужно отметить, что конфуцианство не смогло вытеснить даосизм и буддизм, но в конце 15 века его положение в Китае стало господствующим.
История развития и возникновения религиозных течений в Китае
Местные религиозные вероисповедания (даосизм, буддизм конфуцианство) имеют кардинально отличительные характеристики, если сравнить их с религиями Европы, Америки и стран Ближнего Востока. Первоначально они возникали как философское течение, а не религия. Их главными заданиями было саморазвитие человека и познание мира, понять смысл жизни и быстрее найти место в обществе.
Главной отличительной особенностью китайской религии является то, что здесь нет таких понятий, как «Бог», «рай и ад». Особое внимание уделяют тому, чтобы все конфессии мирно уживались, что редко заметишь в других религиях. Местная религия допускает исповедать сразу несколько верований или придерживаться элементов обрядов нескольких из них.
Многообразие религий в Китае
Из-за того, что Китай долго был закрыт для других стран, его религиозные течения могут казаться однообразными. На самом деле это не так, ведь местное население исповедует до десятка мировых религий. Каждый город (особенно большой) имеет свои этнические группы, свою историю возникновения местной веры, традиции и обряды, которые практикуются только здесь.
Религия современного Китая основана на том, что в ней очень тесно сплетены особенности философии и религиозных учений. Например, местные конфуцианство и даосизм считаются религиями, но они зарождались как философское учение.
Главные причины притока иностранных религиозных течений в Китай
Как бы китайцы не старались, но религиозные иностранные культы также проникли в страну. Главными причинами, которые этому послужили, являются:
- Миграционные движения. Многие историки согласны с теорией, что китайский народ возник вследствие большой миграции разных народов на территорию современной страны. Получилось, что каждый народ сотворил свои населенные пункты и свое вероисповедание. Каждый народ привносил новые традиции и обряды, религию, праздники и обычаи.
- Существование Великого Шелкового пути, который зародился между двумя китайскими реками Янцзы и Хуанхэ. Это самый большой путь торгового предназначения. Люди обменивались не только товарами, но и идеями и мыслями своих стран, особенностями веры.
- Процессы в политике и истории. Раньше Китай пытался максимально закрывать свои территории от воздействия любых стран, из-за этого о нем знали не много и он превратился в лакомый кусочек для некоторых мировых государств. Племена, которые хотели заполучить часть территории или хотя бы изучить страну, пытались привнести свои правила и традиции.
- Прямое агитирование. Еще в 8 веке н.э. на территории Китая начали появляться люди, которые тонко проповедовали особенности религий своих стран: православья, ислама, католицизма. Их попытки агитации не всегда были успешными, но результатом иногда ставали новые храмы, церкви, мечети, святилища.
Религия и религиозный состав Китая
Китаю удалось стать страной, где мирно уживается не только несколько местных, но и мировых религий хоть они и имеют разные основы. Китайская религия заметно отличаются от общих мировых своими принципами и многообразием.
Отношение китайцев к религии
На улицах китайских городов зачастую не чувствуется какой-либо религиозной атмосферы и создается то впечатление, будто в Китае вообще нет религии. На самом же деле в Китае целый ряд религий и верующих тоже немало.
Но основных религий в Китае пять.Это буддизм, даосизм, мусульманство, католичество и христианство (протестантство), а общее число верующих превышает 100 млн. Кроме этих религий есть еще народные религии и верования, а также первобытные религии ряда нацменьшинств.
Точно определить число верующих каждой религии в Китае совсем нелегко. Согласно Белой книге Пресс-службы Госсовета КНР «О положении со свободой религиозных верований в Китае», вышедшей в 1997 году, католиков у нас свыше 4 млн., а христиан,то есть протестантов, свыше 10 млн. В 2003 же году, по подсчетам китайской церкви, число католиков достигло уже 5 млн., а число христиан превысило 16 млн. Что касается мусульман, то поскольку они в большинстве своем относятся к 10 национальным меньшинствам, при подсчете их берется общая численность этих нацменьшинств, а поэтому мусульманских верующих у нас около 20 млн. В Белой книге не указывается численность буддистов и даосов главным образом потому, что у них нет строгих ритуалов и правил обращения в веру и определить их число довольно трудно. Однако по подсчетам Буддистской ассоциации Китая, которая является всекитайской организацией буддистов, буддистских верующих у нас примерно 100 млн.
Согласно «Британской энциклопедии» 1983 года издания, верующие составляют около 80 процентов шестимиллиардного населения планеты. Однако на 1,3 млрд, китайского населения их приходится всего лишь около 10 процентов. Один американский приятель по этому поводу как-то спросил: «Может быть, все это из-за того, что Китаем правят коммунисты, а они ведь атеисты и большинство китайцев подпало под их влияние?». Разумеется, это совсем не так. КПК создана в 1921 году и коммунистов сейчас 64 с лишним миллиона, то есть менее 5 процентов населения. Относительное безразличие большинства китайцев к религии проистекает из исторических и культурных традиций.
Насчет этого ученые высказываются по-разному, но при этом сходятся на одном - на влиянии конфуцианской культуры. Начиная со 2 века до н. э., конфуцианство стало официальным государственным учением. И на протяжении всех 2 с лишним тысяч лет, то есть вплоть до 20 века, оно неизменно оставалось ортодоксальной идеологией китайского абсолютизма. Конфуцианская культура неизменно подходит к проблемам общества и человеческой жизни с позиций разума и в поле своего зрения держит преимущественно реальную политическую и этическую жизнь, она не гонится ни за счастьем в потустороннем мире, ни за переходом в иное бытие. Поэтому, на взгляд многих, у китайцев очень мало того, что люди Запада называют религиозным чувством. И даже сами религиозные верования имеют свое значение тоже как нравственно-этические. Иначе говоря, людям нужно больше делать добра и всемерно уклоняться от зла, в определенное время совершать те или иные приношения богам, нечистой силе и предкам, соблюдать другие правила и обычаи, им нет никакой необходимости следовать какой-либо ясной - преясной заповеди с осторожно очерченными границами поведения.
Во многих странах религия распадается на ряд строго замкнутых религиозных течений, у каждого из которых свои догматы и заповеди. Человек не может быть верующим одновременно двух религий, и даже в одной и той же религии нельзя принадлежать к двум разным направлениям. В Китае же различие догматов не сказывается на общей сущности, различные религии могут сосуществовать в душе людей. Один и тот же человек может верить как в буддизм, так и в даосизм, а еще и в конфуцианскую этику. В то же время между верующими и неверующими, а также между верующими разных религий у нac крайне редки крупные распри и стычки на религиозной почве, а религиозных войн наподобие тех, что велись на Западе в средние века, вообще не было.
А это, если иметь в виду главное направление традиционной китайской культуры, отражает в основном особенности религиозных верований ханьской национальности. Ханьцы - главная национальность Китая, она составляет сейчас 91 процент всего населения Китая. Остальные же 55 национальностей из- за их малочисленности по традиции называются национальными меньшинствами.
В целом нацменьшинства по своему отношению к религии намного отличаются от ханьцев. При первом упоминании о тибетцах перед глазами встают прежде всего молитвенные флаги и круговые ритуальные шествия вокруг монастырей, пагод и других священных мест, ламаистские храмы, снежные высокогорья и национальные тибетские наряды, а при первом упоминании о хуэйцах - белые полотняные фески, мечети и мусульманское питание. Разумеется, все это связано с их религиозными верованиями.
Ханьцы исповедуют немало религий. Это главным образом буддизм, даосизм, католичество и христианство. Однако доля верующих среди них довольно низка - менее 10 процентов. А у нацменьшинств не только процент верующих велик, но и сама вера в религию довольно глубока. По имеющимся данным, у 55 нацменьшинств верующие превышают 50 процентов населения. Притом 20 с лишним из них раньше были целиком верующими, и сейчас верующие у них составляют абсолютное большинство населения. Одни нацменьшинства поголовно исповедуют одну и ту же религию, например, тибетцы и монголы следуют тибетскому буддизму, а хуэйцы, уйгуры и другие 10 нацменьшинств - исламу. Некоторые же национальности исповедуют несколько религий. Разумеется, есть и такие, у которых, как и у ханьцев, верующих довольно мало.
Поэтому, чтобы окунуться в Китае в религиозную атмосферу, не мешает съездить туда, где много нацменов, например, в Тибет, Синьцзян, Ганьсу и т.д. В городах же для этого достаточно побывать в местах отправления религиозных культов.
Религиозный состав Китая в процентах
Аналитическое агентство провело опрос среди китайцев, цель которого было узнать % соотношение современного религиозного состава в стране (в 21 веке).
Получились такие данные:
- 80% всех жителей исповедуют даосизм, конфуцианство и народные учения.
- До 15% – приверженцы буддизма.
- До 4% – считают своей религией христианство.
- 2% – исповедуют ислам.
Выходя из полученных данных можно говорить о том, что основной религией считается даосизм.
О религиозных верованиях по личным наблюдениям
За 10 с лишним лет журналистской работы мне довелось много где побывать. Именно из-за характера своей работы и еще из-за того, что сам я верю в Будду, меня заинтересовала религия. Разумеется, не только буддизм и не только религиозные учения и догматы. В поле моего зрения еще и религиозная политика правительства, судьба религии в Китае и многое другое. Могу определенно сказать, не будь на такой работе и не приобретя кое-каких знаний, я бы, как и большинство китайцев, считал себя далеким от религии и даже не знал, как верующие соблюдают свой религиозный образ жизни.
Во время заграничных поездок меня часто спрашивают: есть ли у китайцев свобода верования? Как верующие китайцы живут своей религиозной жизнью? Почему места религиозной службы нужно регистрировать? Правда ли, что в Китае на редкость мало Библии? Подобного любопытства немало. Но если бы только это, общаться все равно было бы легко. Что хуже и страшнее, так это различные предубеждения. В глазах некоторых власть коммунистов - это чуть ли не синоним попрания прав человека. Эти люди утверждают, что китайских верующих репрессируют, что тибетская культура Китаем разрушается. И т.д. и т.п. Однако мало кто из них знает, какие религии есть в Китае, и даже не может показать на карте Тибет.
В связи с этим вспоминается вопрос, услышанный мною в 2000 году. Когда Джозеф Прюер, посол США в КНР, закончил свое выступление в Нанкинском университете, к нему,обратился один американский студент. «В Китае я живу в условиях такого общества, которое изо дня в день увеличивает свою открытость, - сказал он. - Но каждый раз, когда я приезжаю к себе домой на родину, меня беспрестанно спрашивают, как это ты можешь жить при диктаторстве коммунистов, попирающих свой народ. Скажите, чем это объяснить?»
В вопросе американского студента запечатлен тот факт, над которым стоит глубоко призадуматься: почему сегодня, в эпоху информатизации, представления многих иностранцев о Китае так далеки от китайской действительности?
Но это не для обсуждения. В Китае есть старая пословица: лучше один раз посмотреть, чем сто раз услышать. Поэтому, чтобы познакомить с китайской религией, в первой части книжки я расскажу о том, что сам видел и слышал.
Сан Цзи. Религии Китая. Межконтинентальное издательство Китая, 2004. ISBN 7-5085-0497-6
Читайте также: