Место акбаршаха из династии бабури в истории индии
Текст научной работы на тему «Архитектура Бабура и его династии в Индии»
Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations
Architecture of Babur and Baburi in India
Jamshidbek SOBIROV1 Muzrobjon ABDULLAEV 2
Andijan State University
Received April 2021 Received in revised form 20 April 2021 Accepted 15 May 2021 Available online 25 June 2021
In this article we will talk about the great Shahanshah, founder of the Baburid dynasty Zahiriddin Muhammad Babur, Humayun Mirzo of the Baburids, the buildings of the Akbarshahs built in India, in what years they were built, where they were located, and how incomparable and great they are.
2181-1415/© 2021 in Science LLC.
1 2nd Stage Student, Faculty of history, Andijan State University, Andijan, Uzbekistan.
2 Scientific supervisor: Doctor of Historical Sciences, Andijan State University, Andijan, Uzbekistan.
Архитектура Бабура и его династии в Индии
Шохджахан, Тадж-Махал, Лаул кала, Мумтаз-Махал, Индия.
В этой статье рассказывается о сооружениях Великого шаханшаха, основателя династии Бабуридов Захириддина Мухаммада Бабура, а также Хумоюн Мирзо и Акбаршаха из Бабуридов, в какие годы они были построены в Индии, где они расположены и насколько они уникальны и велики.
Текст научной работы на тему «Архитектура индии в период правления Великих Моголов. Династия Бобура. Часть 2. Джахонгир, шах Джахан и Аурангзеб»
1. Бамбер Гасконье. «Вуликие Моголы» Лондон, 2013.
2. Историческая энциклопедия. Брокгауз и Эфрон, 1957.
3. Авасти Рама Шанкар. «Император Хумаюн», Аллахабад, 1967.
4. Велч Стюарт С. «Искусство древней индии», Нью-Йорк, 1963.
5. НоррисВильям. «Посол короля Вильяма у Аурангзеба». Калькутта, 1953.
АРХИТЕКТУРА ИНДИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ. ДИНАСТИЯ БОБУРА. ЧАСТЬ 2. ДЖАХОНГИР, ШАХ ДЖАХАН И АУРАНГЗЕБ Абкеримов С.А.
Абкеримов Саид Абдулджелимович - старший преподаватель, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена самому яркому периоду в становлении государства Индия династии Бабура - Великим Моголам. Это период истории охватывает более 300 лет. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран.
Ключевые слова: Акбар, Шах Джахан, Хиндустан, Аурангзеб, Тахмасп, Фатехпур Сикри, Агра, Ист Инд Компани.
Завоевание Бабуром в конце 15 века Индии положило начало династии Великих Моголов, которая правила страной до середины 19 века. Столь длительное влияние чуждой индийцам культуры принесло значительные перемены в историческом, религиозном и культурном укладе страны.
Столкновение мусульманского и индийского мировоззрения вылилось в появление неповторимых художественных и архитектурных шедевров. Период правления Великих Моголов ознаменован многочисленными научными открытиями, развитием точных наук и градостроительства. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран.
Итак Бобур, затемХумаюн и наконец Акбар. Акбар умер 15 октября 1605 года. Он был яркой, мощной и самодостаточной личностью.
Из трех сыновей Акбара только старший Салим остался в живых. Двое других, Мурад и Даниял умерли от алкоголизма. И так, 24 октября 1605 года, Салим взошел на трон и провозгласил себя Джахонгиром, что означает «Покоритель мира». Историки были склонны считать его слабым, бесхарактерным и похотливым человеком. На самом деле, Джахонгир оказался одним из самых талантливых среди великих Моголов, особенно в вопросах эстетики, обладателем многих талантов и кипучей энергии. Он был чрезвычайно любознателен к окружающему миру, но одновременно жесток в наказаниях. Надо сказать, что склонность к садизму была присуща всем правителям, обладающим неограниченной властью, в то время. Во время правления Джахонгира были построены два знаменитых памятника архитектуры - гробница Итемад-Уд-Даула на северном берегу реки Джамна и Тадж
Махал, на южном берегу ниже по течению. Тадж Махал построен Хуррамом, сыном Джахонгира для жены Мумтаз-Махал, умершей в 1631 году. Тадж Махал заслуженно считается жемчужиной Мировой архитектуры, вершиной архитектуры Великих Моголов. Хурраму в 1616 году было поручено командование армией в Деккане. Он проявил себя великим полководцем и дипломатом. Отец объявил, что впредь он будет именоваться Шах Джаханом. В последствии, именно он, стал наследником престола империи Великих Моголов. Одной из заслуг Джахонгира является достижение его художниками вершин реализма в изображении людей, животных, растений с фотографической точностью.
Благодаря его требовательности к художникам, мы имеем сегодня портреты той эпохи. Произошло это благодаря переходу от многофигурных композиций при Акбаре, к более конкретным индивидуальным изображениям, с точной передачей характера предмета, портрета. Так же получили развитие аллегорические картины. Одна из них изображает императора Джахонгира с владыками Турции, Персии в виде льва и ягнят. У европейских художников было заимствовано изображение нимба над головой императора.
Император Джахонгир скончался 28 октября 1627 года от приступа астмы. Его супруга Нур-Джахан, которая за его спиной оказывала решающее влияние на управление империей, пережила его на восемнадцать лет. Ею был воздвигнут мавзолей Джахонгиру в Лахоре и меньший по размерам - себе.
24 января 1627 года на престол взошел его старший сын Шах Джахан. Его можно с уверенностью назвать выдающимся архитектором эпохи Великих Моголов. Еще в детстве он проявил большой интерес к архитектуре. Будучи юношей 15 лет он со вкусом перестроил предназначенные для отца, апартаменты в Кабуле, чем его очень впечатлил. 7 июня 1631 года, при родах, неожиданно умерла его жена Мумтаз Махал, которую он очень любил. Ее смерть потрясла Шаха Джахана. Два года он провел в трауре. Последующие годы император посвятил строительству величайшего сооружения в истории Великих Моголов - Тадж Махала (разговорная аббревиатура имени Мумтаз Махал). Многих архитекторов того времени связывают с постройкой этого монумента, но на самом деле единственными архитекторами Тадж Махала являются Шах Джахан и традиции Моголов. Работа началась в 1632 году, а в 1648 году завершена. Вспомогательные сооружения достраивались до 1653 года. Еще до завершения строительства Шах Джахан занялся другими еще более грандиозными проектами. Он построил дорогу из Лахора через Дели в Агру длинной 400 миль -непрерывную и прекрасную аллею деревьев, ставшую центральной осью его империи. В каждом из этих городов он построил великолепные дворцы из мрамора, снеся при этом многие старые постройки Акбара. В Дели он построил целый город, назвав его Шахджаханабад (известный сегодня как старый Дели). В отношении религий занимал агрессивную ортодоксальную позицию. В 1632 году он приказал разрушить все вновь построенные индуистские храмы, но старые не тронул. В то же время, любил индуистскую музыку. Время его правления стало золотым веком для литературы и поэзии. Позднее он стал более лояльным к индуистском религии, и даже высказывал сыну Аурангзебу за чрезмерную жестокость. Старший его сын Дара Шукох слыл эстетом и придерживался взглядов религиозной эклектики Акбара и Джахонгира. Он даже перевел на персидский язык священную книгу индусов с санскрита. Шах Джахан хотел видеть на троне Дару Шукоха, но Аурангзеб оказался более опытным полководцем. Ему удалось подавить сопротивление братьев. Он арестовал отца и 21 июля 1658 года взошел на трон. После этого ему пришлось еще несколько лет преследовать братьев, вплоть до их убийства. Шах Джахан прожил в заточении еще 8 лет и скончался 28 января 1666 года от приступа мочекаменной болезни. Похоронили его в мавзолее Тадж Махал рядом с женой.
Коронация Аурангзеба состоялась 5 июня 1659 года. В отличие от Шаха Джахана, он придерживался ортодоксального Ислама. При нем мусульмане доминировали над индуистами. Он был одержим исполнением законов Корана. Запретил исполнение музыкальных произведений, обожествление человека, написание исторических трудов, летописи его правления, модную одежду. Вернул налоги на индуизм, отмененные Акбарам 100 лет назад. При его правлении, а правил он полвека, индусы пострадали больше всего. Его взгляды и суждения раскололи Индию на два непримеримых лагеря. В архитектуре, однако, его достижения сравнимы с творениями предшественников.
Гробница его жены Дилраз Бону сравнима с Тадж Махалом и это несомненное достижение. Мечеть Аурангзеба в Красном Форте в Дели отличается еще более утонченной гравировкой на белом мраморе чем у скульпторов Шаха Джахана. Бадшани мечеть в Лахоре сравнима с Пятничной мечетью Шаха Джахана и даже выглядит более притягательной и успешной. Противостояние Аурангзеба и Раджастана имело фатальные последствия для Империи Моголов. Последнии годы своей жизни Аурангзеб провел в непрерывных войнах с принцами Раджастана, самым выдающимся из которых был Шиванджи.
Своими партизанскими войнами Шиванджи не давал покоя Аурангзебу при жизни и даже после смерти. Пытаясь присоединить Раджастан к империи Моголов, то побеждая, то терпя поражение, Аурангзеб настолько ослабил империю, что после его смерти она стала распадаться и несмотря на то, что после него было еще 9 императоров, он был последним, кого можно по праву назвать Великим Моголом. Умер он в 1707 году.
Если сравнивать деятельность императоров Великих Моголов начиная с вступления на трон Бабура в 1526 году и до смерти Аурангзеба в 1707 году, которая составила 181 год (а было их шестеро), то суммарная деятельность последующих 9 императоров составила 150 лет. Окончательный закат империи ознаменовался вторжением в 1738 году в Индию персов во главе с Надир Шахом. Он легко победил последнего из Великих Моголов Мохаммед Шаха, захватив Дели и устроил там бойню, убив 30 тысяч человек. Собрав добычу, персы покинули Индию. Добыча Нодир Шаха оказалась настолько огромной, что он издал указ еще находясь в Дели, отменяющий налоги в Персии в течение следующих трех лет. Кроме того он вывез с собой тысячу слонов и двести плотников. Сходство с действиями Тимура было почти полным. Империя Великих Моголов, после вторжения Нодир Шаха, распалась на множество мелких независимых государств. Именно благодаря этому британская Ист Инди Компани смогла распространить свою власть на весь субконтинент.
К XVIII столетию прежние соперники Британии - Португалия и Голландия были вытеснены французами. Французов англичанам удалось победить только в 1746 году после захвата крепости Пондишери, в результате длительной осады. Последующие годы Великие Моголы были марионетками в руках англичан. Политика проводимая англичанами при помощи Ист Инди Компани, жесткая по отношению к коренному населению, привела в 1857 году к Восстанию Сипаев, известного как Индийский Мятеж, которое было жестоко подавлено англичанами. Ответственность за события в Индии официально взял на себя от имени Британской короны Парламент.
В дальнейшем это привело к обретению Индией независимости. Так закончилась история Империи Великих Моголов, сыгравшая решающую роль в становлении современного государства Индия, продолжавшаяся более трехсот лет и оставившая человечеству величественные памятники архитектуры.
1. Бамбер Гасконье. «Вуликие Моголы» Лондон, 2013.
2. Историческая энциклопедия. Брокгауз и Эфрон, 1957.
3. Авасти Рама Шанкар. «Император Хумаюн», Аллахабад, 1967.
4. Велч Стюарт С. «Искусство древней индии», Нью-Йорк, 1963.
5. НоррисВильям. «Посол короля Вильяма у Аурангзеба». Калькутта, 1953.
ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА XV ВЕКА В ИТАЛИИ Ахмеджанова У.Б.
Ахмеджанова Умида Баходировна - старший преподаватель, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: история мировой культуры - достаточно обширная тема, охватывающая историю разных цивилизаций в разные эпохи. В связи с этим автор поставил перед собой задачу - осветить только один раздел - культуру Возрождения. Вместе с тем, эта эпоха чрезвычайно насыщена важнейшими для истории человечества событиями и открытиями.
Ключевые слова: Возрождения, архитектуре, скульпторов, купол собора, искусства, здания, церковь.
Новое направление в архитектуре Италии XV века раннее и отчетливее, чем где-либо, проявилось во Флоренции. Зодчие раннего Возрождения унаследовали от средневековых мастеров многие из приемов строительной техники. Таковы в частности, кладка стен зданий из кирпича с последующей облицовкой камнем, применение крестовых, цилиндрических, сомкнутых сводов из кирпича, плоских деревянных, балочных и стропильных перекрытий.
Родоначальником нового направления в архитектуре явился Брунеллески Филиппо, родился в 1377 году во Флоренции. Филиппе с раннего возраста обучался чтению, письму и счету, а также немного латыни отец его был нотариусом и думал, что сын займется тем же. С ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно. Когда отец решил, согласно обычаю, обучать его ремеслу, Филиппе выбрал ювелирное дело, и отец, будучи человеком разумным, с этим согласился. Благодаря своим занятиям живописью Филиппе скоро стал профессионалом в ювелирном ремесле. В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов выигранном Л. Гиберти, Брунеллески выполнил бронзовый рельеф Принесение в жертву Исаака Национальный музей, Флоренция для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры. Проиграв на этом конкурсе Лоренцо Гиберти он сосредоточил свое внимание на архитектуре. Около 1409 Брунеллески создал деревянное распятие в церкви Санта-Мария. Это распятие находится ныне в церкви Санта Мария Новелла между капеллой Строцци и капеллой Барди да Вернио и почитается верующими, как святыня. Филиппе располагал крупным состоянием, имел дом во Флоренции и земельные владения в ее окрестностях. Он постоянно избирался в правительственные органы Республики.
Поездка в Рим вместе с Донателло, где мастера изучали памятники античного искусства, имела решающее значение для Брунеллески в выборе им своего главного призвания. Наиболее ранними из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции 1420-1436. Сооружение купола над алтарной частью базилики, начатой в 1295 году, а законченной в 1367 году зодчими Джотто и Андреа Пизано, для средневековой
Падишах Акбар I. Великая жизнь безграмотного вегетарианца.
Акбар I Великий не был этническим выходцем из Индии. Император (или падишах) происходил из империи Великих Моголов и стал одним из величайших монархов в истории Индии. Потомок Тамерлана, он родился в 1542 году в семье могольского императора Хумаюна и Хамиды Бану Бегум. Его предки были монгольскими вождями в Центральной Азии, а мать персидской царевной. Его отец был изгнан, поэтому Акбар воспитывался дядьями по отцовской линии, проводя молодые годы на охоте, увлекаясь верховой ездой, практикуясь в состязаниях на мечах, занимаясь бегом, что воспитало его опытным и умелым воином.
Коренастый, ростом не более 174 см с бородавкой на левой стороне носа, Акбар был правителем физически крепким и энергичным. Он не умел ни читать, ни писать – что, как он всегда утверждал, было большим преимуществом в жизни. Акбар не посещал обычную школу. Вместо этого ему читали различные предметы, такие как история, религия, наука, философия и другие.
Примечательно, что такое образование сделало его разночторонне знающим человеком. Акбар восхищался искусством, поэзией, музыкой и философией. Импрератор способствовал расцвету золотого века индийского искусства и архитектуры.
Акбар также любил устраивать дискуссии между сторонниками соперничающих религий, и его мусульманские богословы считались с его суждениями по деликатным вопросам исламского права. Он пригласил ко двору миссионеров-иезуитов и проявил такой интерес к их учению, что те ошибочно приняли его за потенциального новообращенного.
В последние годы жизни император стал вегетарианцем по принципу, что человек не должен превращать свой желудок в могилу животных.
Изображения Акбара I. Вверху - вид с мечетью времен Акбара. Внизу - мавзолей падишаха (императора). Изображения Акбара I. Вверху - вид с мечетью времен Акбара. Внизу - мавзолей падишаха (императора).Ни один человек, считал Акбар, не должен быть наказан за свою религию или лишен возможности изменить ее, если захочет. Акбар в стремлении объединить народы ввел даже новое верование - "Дин-и-Илахи”, стремясь объединить практики ислама, индуизма, джайнизма, христианства и зороастризма. Это было после того, как он создал Ибадат Хана, дом поклонения, в Фатехпур Сикри.
Он распространил империю на большую часть Индийского субконтинента. Акбар рано занял трон, так как его отец умер, когда ему было тринадцать лет. Он преследовал интересы присоединения территории к государства на северных, западных и восточных границах, особенно Пенджаб, Дели, Агру, Раджпутану, Гуджарат, Бенгалию, Кабул, Кандагар и Белуджистан. Это привело к тому, что большая часть Индии оказалась под его контролем, включая Афганистан, Кашмир и всю современную Индию и Пакистан. Его подданные называли его "Владыкой Вселенной".
Царствование императора Акбара отмечено проведением политики, создавшей мирную атмосферу. Он запомнился реорганизацией системы налогообложения, разделением армии, установлением внешних связей с Западом.
Акбар запомнился женитьбой на Рукайе Султан Бегум в 1551 году. Она была его двоюродной сестрой. Но, не только на ней одной он был женат. У падишаха было 35 других жен, некоторые из браков были плодом политических интересов.
Вверху - молодые годы Акбара. Ниже - зрелые годы. Рождения сына Салима. Вверху - молодые годы Акбара. Ниже - зрелые годы. Рождения сына Салима.Преемником Акбара стал его старший сын Салим, которому исполнилось тридцать шесть в момент восшествия во власть. Пристрастившись и к алкоголю и опиуму, Салим не мог дождаться, когда он займет место отца. В 1591 году Акбар заподозрил сына в попытке отравить его, а в 1600 году Салим предпринял попытку вооруженного восстания. Был задуман придворный заговор, чтобы обойти его, когда придет время, и посадить на трон его сына Хусрау. Ходили слухи, что Акбар не препятствовал этому.
Акбар заболел в сентябре 1605 года. Он устраивал драку между слоном, принадлежавшим Салиму, и слоном, принадлежавшим Хусрау. Слон Салима победил, сторонники с обеих сторон чуть не подрались, а Хусрау устроил сцену с Акбаром. Император был расстроен, к тому же его болезнь усугубилась.
Его врач испробовал все средства от дизентерии, но ничего не помогло. За пять дней до кончины группа иезуитов посетила императора, который, казалось, был в хорошем настроении. Но, очевидно, у него оставалось мало времени. На следующий день посетить отца приехал Салим. Акбар к этому времени уже не мог говорить, но сделал знак своим чиновникам надеть императорский тюрбан на голову Салима. Так Салим вышел из комнаты как признанный преемник.
Только несколько друзей и слуг были допущены в спальню умирающего. Около полуночи 25 октября смерть забрала его. Акбара похоронили в прекрасном мавзолее, который он сам построил в Сикандре под Агрой. Салим стал императором под именем Джахангир.
Память об Акбаре запечатлена в романах, основанных на его жизни, а также телесериалах, рассказывающих его историю.
Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жамшидбек Собиров, Музробжон Абдуллаев
В этой статье рассказывается о сооружениях Великого шаханшаха, основателя династии Бабуридов Захириддина Мухаммада Бабура , а также Хумоюн Мирзо и Акбаршаха из Бабуридов , в какие годы они были построены в Индии, где они расположены и насколько они уникальны и велики.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Великие правители Востока. Акбар I.
Настоящее имя его – Абуль-Фатх Джалал-ад-Дин Мухаммад, но в мировую историю он вошёл как Акбар. В переводе с арабского Акбар означает «Великий» или «Могущественный». Абуль-Фатх Джалал-ад-Дин Мухаммад родился на территории нынешнего Пакистана в Амаркоте 15 октября 1542 года. Он приходился внуком великому Бабуру – основателю династии Великих Моголов. Отцом Акбара был Хумаюн – Великий Могол и правитель Индии, низложенный и изгнанный Шер-шахом. Детство Акбара прошло в афганских провинциях, где Хумаюн правил до 1555 года.
Здесь и далее по тексту размещены наиболее известные изображения Акбара I, как средневековые, так и более современные. Здесь и далее по тексту размещены наиболее известные изображения Акбара I, как средневековые, так и более современные.В феврале 1556 года Хумаюн погиб, и его четырнадцатилетний сын стал наместником Пенджаба, а регентом при нём – Байрам-хан. Этот хитрый визирь сумел быстро собрать боеспособную армию в 10 000 бойцов, с которой 5 ноября при Панипате сокрушил 50-тысячное войско афганского хана Хему, захватившего власть в Дели. После этой победы Акбар стал Великим Моголом.
Первым делом юный правитель отлучил своего благодетеля от власти, послав под конвоем Байрам-хана совершать хадж в Мекку. Во время этого паломничества бывший визирь погиб. Укрепившись в северо-западной части Индии, Акбар стал регулярно совершать завоевательные походы вглубь Индостана. «Правитель должен всегда стремиться к завоеванию, иначе соседи сами поднимут против него оружие», – таков был девиз юного завоевателя.
В 1561-62 гг. он покорил плато Мальва (Центральная Индия) и Джайпур (часть Западной Индии). В 1564 году Акбар присоединил к своим владениям Гондвану (сегодня индийский штат Мадхья Прадеш). После падения Читора в 1567 году вся Раджпутана (нынешний западный индийский штат Раджастхан) оказалась под властью Великого Могола.
Осенью 1572 года могольская армия вторглась в Гуджарат (одноимённый современный западный индийский штат), осадив его столицу Ахмадабад. Местный правитель Музаффар-шах III сдался на милость победителей. Его подданные подняли восстание, но были разгромлены Акбаром. Весной 1573 года весь Гуджарат был завоёван моголами.
В последующие два года Акбар покорил Бихар (одноимённый современный восточный индийский штат) и Бенгалию (нынешний Бангладеш и индийский район Калькутты). В 1576 году Акбар послал своего сына Мурада с большой армией для завоевания мусульманских княжеств Декана (нынешние штаты Махараштра и район Хайдарабада). Однако поход этот завершился неудачно.
С 1586 по 1595 гг. Акбар развернул планомерную кампанию по завоеванию западных провинций. Кашмир, Синд, Орисса, Кандагар и Белуджистан – современные территории Северной Индии, Пакистана и Южного Афганистана вошли в состав империи Великих Моголов. В 1595 году Акбар вторично послал сына Мурада в Декан, но тот вновь был разбит.
Пришлось Акбару самому в 1596 году совершить масштабный поход против султанов Декана. В ходе трудных четырёхлетних кампаний моголам удалось покорить лишь небольшие княжества Бир, Ахмаднагар и Кандеш. Акбар намеревался продолжить завоеванию южных провинций Индии, но в 1601 году против него поднял мятеж родной сын Селим.
Акбар I верхом на слоне. Акбар I верхом на слоне.На полное подавление этого выступления у Великого Могола ушло около трёх лет. Селим получил прощение отца. Это роковое решение Акбара стоило ему жизни. 17 октября 1605 года Абуль-Фатх Джалал-ад-Дин Мухаммад Акбар скончался в результате отравления. Во главе заговорщиков стоял всё тот же Селим.
За свою бурную жизнь, насыщенную войнами и походами, Акбар I сумел не только восстановить прежнее могущество империи Великих Моголов, но и раздвинуть её рубежи. Теперь власть моголов простиралась от нынешней восточной границы Ирана до среднего течения Брахмапутры и от Гиндукуша до плато Декан.
Жёлтым цветом на карте показана территория империи Великих Моголов в период правления Акбара I. Синяя линия показывает владения Бабура – деда Акбара I. Оранжевым цветом показаны территории, завоёванные преемниками Акбара I. Жёлтым цветом на карте показана территория империи Великих Моголов в период правления Акбара I. Синяя линия показывает владения Бабура – деда Акбара I. Оранжевым цветом показаны территории, завоёванные преемниками Акбара I.Вот каким Акбара рисуют европейские послы, побывавшие при дворе Великого Могола: «Его осанка и облик красноречиво свидетельствуют о королевском достоинстве, так что любой понимает с первого взгляда - перед ним настоящий владыка. . Лицо, всегда спокойное, ясное и открытое, исполнено достоинства, а в минуты гнева – устрашающего величия. Цвет лица был светлый, но с легким смугловатым оттенком. Когда он был спокойным и задумчивым, то обладал благородством и великим достоинством. В гневе он был величественен. . Его можно было видеть погруженным в государственные дела или дающим аудиенции своим подданным, а в следующее мгновение застать его за стрижкой верблюдов, тесанием камней, или занятым резьбой по дереву, или кующим железо – и все это он делал с большим прилежанием, словно это было его особым призванием».
Великий человек велик во всём. Эту истину подтвердил и Акбар. Эот правитель отличался самыми разнообразными и незаурядными способностями и талантами. Он превосходно разбирался в военном деле, лично контролируя отливку пушек и правильное ведение осадных работ во время войн. Акбар являлся одним из лучших наездников и укротителей Индостана. Неоднократно он объезжал диких жеребцов, верблюдов и даже буйных слонов. Эти животные вообще были его едва оли не главной страстью. Абуль-Фатх Джалал-ад-Дин Мухаммад имел в своём войске сотни боевых слонов и каждого из них умел отличать по внешнему виду, помня их прозвища.
Акбар I и его свита охотятся на львов. Акбар I и его свита охотятся на львов.Кроме того, Акбар, обладая отменным здоровьем, физической силой, ловкостью и умением обращаться практически с любым оружием был одним из лучших и самых бесстрашных охотников на диких животных и хищников, в том числе тигров, львов и носорогов. Также Акбар считался одним из лучших игроков в поло и самым частым победителем всевозможных конных скачек и состязаний.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал и оставил свои комментарии! Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жамшидбек Собиров, Музробжон Абдуллаев
TARIX FANINI O’QITISHDA XVI-XVIII ASRLARDA HINDISTONNI O’RGANISH “BOBURNOMA” JAHON TAN OLGAN ASAR INGLIZ ADIBASINI MAFTUN ETGAN SULOLA MIRZO BOBURNING TO`NG`ICH VORISI Boburiyzoda Jaloliddin Muhammad Akbarshohning siyosatdonligi, xalq e’tirofidagi hukmdor, g’amxo’r ota, bunyodkor sifatida gavdalanishi i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Краткая история династии Бабуридов
В этой статье мы расскажем Вам о том, кто такие Бабуриды и откуда они появились.
Многие не знают, но не смотря на смешное название, Бабуриды были совершенно серьезными персонажами в истории. Их название произошло от имени первого правителя этой династии. Второе их название - Великие Моголы, которое более знакомо.
За время их правления территория государства была довольно обширная, от Афганистана до юга Индии. Бабур, основатель династии был совершенно уникальной личностью, ведь по отцу он был предок Тамерлана, а по матери самого Чингисхана. Его отец владел Ферганской долиной, а после передал её своему сыну, но Бабур не смог удержать власть в своих руках и вынужден был бежать в Афганистан. Ему удалось взять Кабул и основать свою династию Бабуридов. После чего, он двинулся на север Индии, где принял звание падишаха.
Еще один, знакомый нам правитель Бабуридов построил один из самых удивительных и атмосферных памятников архитектуры, который до сих пор собирает возле себя полчища туристов со всего света. Тадж-Махал был возведен, как мавзолей по умершей жене правителя Бабуридов - Шах Джахана.
200 лет государство Бабуридов процветало, но потом пошла эпоха упадка. К власти приходили падишахи-марионетки, которые только номинально были правителями. За 150 лет империя стала намного меньше и беднее, а в середине 19-ого века и вовсе была уничтожена Британией, в ходе их Ост-индской компании.
Если Вам понравилась эта статья, то мы будем очень рады Вашим лайкам! И не забудьте подписаться на наш канал БУЗЯ TV .
Architecture of Babur and Baburi in India
In this article we will talk about the great Shahanshah, founder of the Baburid dynasty Zahiriddin Muhammad Babur , Humayun Mirzo of the Baburids, the buildings of the Akbarshahs built in India, in what years they were built, where they were located, and how incomparable and great they are.
Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абкеримов Саид Абдулджелимович
Статья посвящена самому яркому периоду в становлении государства Индия династии Бабура Великим Моголам. Это период истории охватывает более 300 лет. Появление культовых сооружений мусульман изменило не только архитектурный стиль индийских городов, но и способствовало формированию современного облика Индии, который привлекает интерес множества туристов из разных стран.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.14 февраля 1483 года родился Бабур-Тигр, великий завоеватель Индии
14 февраля 1483 года в семье эмира Ферганы Омара-Шейха Мирзы родился Захир ад-дин Мухаммад Бабур (слово Бабур означает «тигр»). Отец Бабура был из рода Тимуридов, прямым потомком знаменитого «Железного хромца» Тамерлана. Мать, Кутлуг Нигорханым, была из рода Чингизидов, дочерью могулистанского правителя Юнусхана. Бабур вошёл в историю, как полководец, основатель крупнейшей в 16-18 столетиях державы на территории Индии и Афганистана - Могольской империи, а также как учёный, поэт и писатель. Это делает Бабура весьма интересной личностью, в истории можно найти немало успешных полководцев и завоевателей, но чтобы они были столько разносторонне одаренными людьми, это редкость.
Детство его прошло в Андижане, где он был счастлив. Здесь он получил образование, у него проявилась любовь к поэзии. Перед смертью он будет тосковать о Фергане. Уже в 11-летнем возрасте он был вынужден принять бразды правления Ферганским княжеством – его отец погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. С самого начала правления Бабуру пришлось вести борьбу за свой удел и за Мавераннахр - регион между Амударьёй и Сырдарьёй (Согдиана), включает в себя такие известные города как Самарканд, Бухара, Хива и др. Положение его было шатким. В регионе шли постоянные усобицы. Здесь хватало феодальных владетелей, которые хотели отхватить что-нибудь у соседей, подчинить их, или просто пограбить. Против Бабура выступил даже родной брат, и ему пришлось поделить Ферганское княжество на два удела. Его главным противником был узбекский хан Мухаммед Шейбани (основатель государства Шейбанидов). Усобицы среди Тимуридов привели к тому, что Шейбани-хан 1501 году окончательно овладел Самаркандом и сделал его столицей своего государства. Бабур укрепился в Ташкенте, где пытался сколотить коалицию феодальных правителей против Шейбани. Однако из-за предательства нескольких князей, потерпел поражение. В 1500—1505 годах Бабур был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где создал новое государство со столицей в Кабуле. До 1512 года безуспешно пытался отбить Бухару и Самарканд. Замысел покорить Индию родился уже в 1504 году, когда Бабуру был всего 21 год. Однако из-за недальновидности родственников и феодалов, эту идею пришлось отложить и пытаться отвоевать родной удел.
В Афганистане Бабур создал сильную армию, и после неудачи с Самаркандом, решил захватить Индию. Северная Индия к этому моменту уже была подчинена мусульманским правителям – в 13 столетии был создан Делийский султанат. Однако к концу 14 столетия султанат был уже ослаблен и после вторжения армии Тимура, распался. В 15 столетии пределы султаната ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. Индийский субконтинент делился несколько десятков мелких и крупных государственных образований, часто враждовавших друг с другом. В 1518 - 1524 годах войска Бабура совершили несколько набегов на Пенджаб (северо-западная часть Индии), захватывая большую добычу. Перелом в настроениях знати произошёл в следствии того, что могущественный враг Бабура Шейбани-хан затеял поход на Афганистан. К нему присоединились другие среднеазиатские правители. Устоять перед такой силой возможности не было, из-за постоянных усобиц афганских племен. «Я остался один в Кабуле, враг весьма силён, а мы очень слабы, - говорит эмир Кабула приближённым. - Имея столь сильного и могущественного противника, мы должны найти для себя какое-нибудь место; пока есть время и возможность, нам надо уйти подальше от такого мощного и грозного врага». Решили идти на Индию не разбойным набегом, а завоевательным походом.
Наместник Пенджаба Даулат-хан, который находился во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, решил поддерживать действия Бабура. Даулат-хан имел сторонников и в Дели, где были недовольны правлением жестокого султана Ибрахима Лоди. Среди заговорщиков был и князь Санграм Сингхом. Таким образом, заговор индийской политической элиты стал главной предпосылкой, которая предопределила падение Делийского султаната. Вместо встречи врага на дальних рубежах, высшие сановники султана запустили его внутрь страны, чтобы свергнуть султана руками Бабура.
Даулат-хан планировал сам занять престол в Дели, считая, что походы Бабура, подобно вторжению Тимура, имеют грабительский характер. Войска Бабура, гружённые богатой добычей и пресытившись насилиями, сами уйдут из Индии. Однако, он сильно просчитался. Бабур в 1524 году занял Лахор и не ушёл, а в следующем году предпринял новый поход. Пенджабский наместник выступил против него, но был разбит.
21 апреля 1526 года на равнине Панипата, на пути из Лахора в Дели, состоялась решительная битва 12-тыс. корпуса Бабура с 40-тыс. армией делийского султана. Победу войск Бабура предопределило использование артиллерии и ружей, в которой правитель Кабула имел полное преимущество, и тактика охвата флангов противника конными отрядами. В Индии, огнестрельное оружие знали, но никудышный полководец Ибрахим пренебрегал им и планировал смять отряд Бабура напором мощной конницы. Бабур связал обозные повозки между собой, прикрыл их щитами. Между повозками были проёмы для пушек, отрядов мушкетёров и конницы. Фланги линии обороны были прикрыты рвами и засеками. Все атаки вражеской конницы войско Бабура отразило слаженными ружейно-пушечными залпами и конными контратаками. Когда делийская конница была расстроена, её опрокинули фланговыми ударами кавалерии. Делийский султан сложил голову в этом сражении. Тысячи индийских воинов сложили головы в этом сражении. Дорога на Дели была открыта.
30 апреля 1526 года Бабур стал первым падишахом Дели, основавшим государство Великих Моголов. Разгром войска делийского султана при Панипати, весть о его гибель стали шоком для Северной Индии. Бабур не мешкая, захватил два главных города султаната – Дели и Агру. Его воины заняли все правительственные здания, дворцы и сокровищницу. Сопротивления почти не было. Его войска немедленно занялись восстановление порядка в округе. Бабур сразу издал указ запрещающий грабить и обижать семьи поверженных врагов, что склонило на его сторону многих людей и не вызвало ответной волны сопротивления, которую мог вызвать террор. Бабур также сразу наградил своих соратников и воинов. Из индийских сокровищниц военачальникам и простым воинам выдали денег, а также различные товары, оружие и коней. Кроме этих раздач велось распределение земельных участков, угодий и пастбищ. Щедрые подарки получили Кабул, Газна, Кандагар и даже Мекка, куда их отправили через странников. Эта щедрость стала причиной множества слухов, которые дошли и до соседних стран. Согласно одному из них пришлый падишах раздал все захваченные им сокровища Индии и ничего не оставил себе, действуя как странствующий дервиш. Сам владыка Бабур отразил эту мысль в стихах: «Я не принадлежу к братству дервишей, но, как царь, я их брат по духу».
Надо отметить, что желание Бабура остаться в Индии и сделать её домом для всех потомков Чингисхана и Тимура, были приняты не всеми. В войсках возникло возмущение. Появились дезертиры. Первым среди бежавших оказался первый советник падишаха Ходжа Калан, который уехал под предлогом раздачи подарков и стал правителем Кабула. Воинов тяготила во-многом для них странная и непривычная по природе, климату Индия. Бабуру пришлось собрать совет, где он убедил вождей остаться в Индии: «Сколько лет мы прилагали старания и терпели тяготы, ходили в далекие государства и водили войска, подвергая себя и людей опасностям сражений и войны! По милости божьей мы разгромили столь многочисленных врагов и захватили столь обширные земли. Какая же сила и какая необходимость заставляют нас теперь без причины бросить владения, завоеванные после стольких трудов, и снова вернуться в Кабул, чтобы подвергнуть себя испытаниям бедности и слабости? Пусть же всякий, кто хочет нам добра, впредь не говорит таких слов, а тот, кто не может больше проявить стойкости, если хочет уходить, – пусть уходит и не отказывается от этого».
Правда, ему ещё пришлось сломить сопротивление раджпутских князей во главе с Санграм Сингхом, которые видя, что Бабур не собирается уходить, собрали большую армию. Соратники Бабура испугались и уговаривали его уйти из Индии, они уже награбили большие богатства и боялись их потерять. Говорили, что «следует довольствоваться той милостью Аллаха, которую он ниспослал». Однако для Бабура это был звёздный час, и он не собирался отступать. Главная мечта его жизни сбывалась. В знак своей веры он приказал уничтожить винные запасы, хотя любил выпить и дал обет не пить (он его выполнил). Решающая битва раджпутов с армией Бабура состоялась при Кхануа (близ Сикри) в марте 1527 года. И вновь превосходство войск Бабура в артиллерии и ручном огнестрельном оружии сыграло решающую роль. Более многочисленные войска раджпутов атаковали оборонительные порядки Бабура. Однако их атаки разбились об умелую оборону и контратаки. Раджпутские князья потерпели сокрушительное поражение. Их предводитель Санграм Сингхом (Рана Санга) был тяжело ранен и умер в этом же году. Ни один из его потомков не осмелился продолжить борьбу. Эта победа над конфедерацией Раджпута привела к окончательному установлению власти Бабура над Северной Индией. Добившись успеха, Бабур перенёс центр вновь образованной державы в Агру. До конца своей жизни – 1530 года, он расширил свою державу, присоединив к ней долину Ганга, до границ Бенгалии. Он разгромил 6 мая 1529 года битве при Гогре правителей Бихара и Бенгала.
Часть афганского войска Бабура вернулась на родину, гружёная богатой добычей. Другая часть осталась в Индии. Воины получили от падишаха земельные наделы. Новые землевладельцы обычно нанимали в качестве управляющих местных жителей, которые лучше разбирались в местных условиях. Бабур проводил формирование налогово-административного аппарата и централизованной системы управления в новой державе, но не успел завершить эту работу. Эти задачи были решены уже его преемниками. Несмотря на очень краткое правление – 1526-1530 гг., Бабур смог заложить основы будущей великой державы, объединив значительную часть раздробленной Индии. Он упорядочил земельно-водные отношения, налоговую систему. По его указанию была начата большая строительная программа, сооружали мечети, бани, здания различного назначения, рылись колодцы. В крупнейших индийских городах - Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре, падишах заложил сады и парки с декоративными растениями. Видимо, первым подобным сооружением на территории Индии, стал большой сад, именуемый Кабул-бахтом, основанный в Панипате в честь победы над делийским султаном Ибрахимом Лоди. В садах, разбитых в Индии, падишах впервые применил опыт по выращиванию дынь и винограда из Средней Азии. Во время своих многочисленных поездок по стране Бабур неутомимо планировал строительство дорог, которые должны были быть обрамлены тенистыми орошаемыми садами.
Бабур большое внимание уделял благоустройству подчиненных ему крупных индийских городов. Архитектура, планировка общественных и частных зданий, их внешние детали и внутренний интерьер, много взяли из стиля принятого в Средней Азии, в то же время смогли органично сочетаться с индийским стилем. В архитектуре произошёл синтез двух стилей. Этот процесс получил развитие и при наследниках Бабура.
Основатель новой державы деятельно стремился укрепить торгово-экономические связи с Афганистаном, Ираном, Средней Азией. Был издан указ Бабура о благоустройстве караван-сараев, строительстве специальных колодцев на торговых путях, заготовке продовольствия и фуража для путников. Все эти мероприятия были направлены на рост товарооборота с соседними странами и нормализацию отношений с ними. Бабур нормализовал отношения с Шейбанидами. Падишах даже незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к русскому правителю Василию Ивановичу.
Перед смертью Бабур назначил наследника – им стал старший сын Хумаюн. Остальные сыновья получили в уделы Пенджаб, Кабул и Кандагар, и были обязаны подчиняться старшему брату.
Перу Бабура также принадлежат трактат по поэтике; изложение в стихотворной форме мусульманского права и собственная разработка алфавита – «Хатти Бабури» («Алфавит Бабура»). «Алфавит» был создан на базе древнетюркских письмен и отличался более упрощенным по начертанию, по сравнению со сложным арабским письмом.
Архитектура Бабура и его династии в Индии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Абкеримов Саид Абдулджелимович
Архитектура Индии в период правления Великих Моголов. Династия Бобура. Часть 1. Бобур, Хумаюн и акбар Садово-архитектурные комплексы как индикатор состояния могольской империи 2012. 01. 056. Балабанлылар Л. Бегим мистического пира: тюрко-монгольская традиция в могольском гареме. Balabanlilar L. The begims of the mystic feast: turco-mongol tradition in the Mughal harem // J. of Asian studies. - Ann Arbor, 2010. - Vol. 69, n 1. - p. 123-147 Ibrahim b. Adham: the image of the “Holy ruler” in the Islamic tradition О тюльпанах и нарциссах: кашмирский джаннат назир как политический ландшафт империи Великих Моголов i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Читайте также: